Требования опекунству

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Требования, предъявляемые к опекунам (попечителям)

Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только:

совершеннолетие лица (достигшие 18-летнего возраста);

дееспособные лица (отсутствие вступивших в силу решений суда о признании гражданина недееспособным в порядке, установленном статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации или об ограничении дееспособности гражданина в порядке, установленном статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Не могут быть назначены опекунами (попечителями):

лица, лишенные (ограниченные) родительских прав (наличие в отношении кандидата вступившего в законную силу решения суда о лишении (ограничении) его родительских прав (независимо от времени его вынесения);

лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией,

лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);

бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;

лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

лица, не прошедшие подготовки приемных родителей (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящих в браке;

лиц, страдающие заболеваниями, при наличии которых лицо не может принять ребенка под опеку, попечительство, взять его в приемную или патронатную семью (медицинское освидетельствование лиц, желающих взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи). Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 117:

1. Туберкулез органов дыхания у лиц, относящихся к I и II группам диспансерного наблюдения.

2. Инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией.

3. Злокачественные новообразования любой локализации III и IV стадий, а также злокачественные новообразования любой локализации I и II стадий до проведения радикального лечения.

4. Психические расстройства и расстройства поведения до прекращения диспансерного наблюдения.

5. Наркомания, токсикомания, алкоголизм.

6. Заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I группы.

При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются:

нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя) (если поведение лица, желающего стать опекуном (попечителем) ребенка нельзя назвать нравственным, то роль воспитателя подопечного ему доверить нельзя);

способность опекуна (попечителя) к выполнению своих обязанностей (под способностью к выполнению обязанностей опекуна (попечителя) следует понимать не педагогическую грамотность как таковую, а умение влиять положительным образом на развитие личности ребенка);

отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя) (непременным условием успешного семейного воспитания служат добрые, доверительные, свободные от вражды и неприязни отношения воспитателя и воспитанника, а также всей семьи, в которой проживает ребенок);

желание самого ребенка (в соответствии со статьей 57 Семейного кодекса Российской Федерации мнение ребенка, достигшего возраста десяти лет, по любому касающегося его вопросу должно быть обязательно учтено, в том числе оно должно быть учтено и органом опеки и попечительства).

Бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.

Новости Минпросвещения РФ

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

11 Февраля 2019

В стране прорабатывают новую форму устройства сирот.

05 Февраля 2019

Размер ежемесячных выплат семьям, у которых под опекой или попечительством находятся дети, необходимо установить на уровне равном или превышающем величину прожиточного минимума ребёнка в регионе. Соответствующий законопроект разработали член комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Сергей Вострецов и член комитета по федеративному устройству Юрий Волков, передает RT.

04 Февраля 2019

Благотворительный фонд «Измени одну жизнь» запустил карту России со статистикой по усыновлению детей-сирот в регионах благодаря видеоанкетам.

Проблема семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из приоритетов государственной семейной политики.

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Как оформить опеку (попечительство) над несовершеннолетним

Шаг 1. Подготовка документов для получения заключение о возможности быть кандидатом в опекуны (попечители).

Заявление с просьбой дать заключение о возможности быть опекуном (попечителем) и прилагаемые к нему документы могут быть поданы гражданином в орган опеки и попечительства лично, либо с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», или регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии. По вопросам готовности субъекта Российской Федерации к предоставлению государственной услуги в электронном виде гражданам необходимо обращаться в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на которые возложены полномочия по опеке и попечительству над несовершеннолетними.

В случае личного обращения в орган опеки и попечительства по месту своего жительства граждане Российской Федерации, желающие стать опекунами (попечителями), при подаче заявления с просьбой дать заключение о возможности быть опекунами (попечителями) должны предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность, и предоставить следующие документы:

а) заявление с просьбой о назначении его опекуном;

б) справка с места работы лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги);

в) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;

г) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие имеющейся или имевшейся судимости, уголовного преследования (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также имеющейся неснятой или непогашенной судимости за тяжкие или особо тяжкие преступления;

д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

е) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;

и) копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей, и лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено). Форма свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации утверждена приказом Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. N 623.

л) копия пенсионного удостоверения, справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты).

В случае если гражданином не были представлены самостоятельно документы, предусмотренные подпунктами «в», «г» и «л», указанные документы запрашиваются органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного информационного взаимодействия. Для направления запросов о предоставлении этих документов гражданин обязан предоставить в орган опеки и попечительства сведения, предоставление которых необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации для получения этих документов.

Смотрите еще:  Стих уголовный кодекс

В случае если гражданином не были представлены копии документов, указанные в подпунктах «е», «и» и «л», орган опеки и попечительства изготавливает копии указанных документов самостоятельно (при наличии представленных гражданином оригиналов этих документов).

Документы, предусмотренные подпунктами «б» — «г» принимаются органом опеки и попечительства в течение года со дня их выдачи, документ, предусмотренный подпунктом «д», — в течение 6 месяцев со дня его выдачи.

В целях назначения опекуном ребенка гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня представления документов производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.

При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя. В случае представления документов с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии, гражданином представляются сотруднику органа опеки и попечительства оригиналы указанных документов. Отсутствие в органе опеки и попечительства оригиналов документов на момент вынесения решения о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном) является основанием для отказа в назначении опекуна (в выдаче заключения о возможности гражданина быть опекуном).

Результаты обследования и основанный на них вывод о возможности гражданина быть опекуном указываются в акте обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (далее — акт обследования).

Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

Акт обследования оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется (вручается) гражданину, выразившему желание стать опекуном, в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства.

Акт обследования может быть оспорен гражданином, выразившим желание стать опекуном, в судебном порядке.

Орган опеки и попечительства в течение 10 дней со дня представления документов на основании указанных документов и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.

На основании заявления об осуществлении опеки на возмездной основе орган опеки и попечительства принимает решение о назначении опекуна, исполняющего свои обязанности возмездно, и заключает договор об осуществлении опеки в порядке, установленном Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.

Решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна оформляется в форме акта, предусмотренного законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, а о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном — в форме заключения.

Акт о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна либо заключение о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном направляется (вручается) органом опеки и попечительства заявителю в течение 3 дней со дня его подписания.

Вместе с актом о назначении опекуна (об отказе в назначении опекуна) или заключением о возможности (невозможности) гражданина быть опекуном заявителю возвращаются все представленные документы и разъясняется порядок обжалования соответствующего акта или заключения. Копии указанных документов хранятся в органе опеки и попечительства.

Заключение о возможности гражданина быть опекуном действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Шаг 2. Подбор ребенка

Гражданин, выразивший желание стать опекуном и имеющий заключение о возможности быть усыновителем, выданное в порядке, установленном Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275, в случае отсутствия у него обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о назначении его опекуном представляет в орган опеки и попечительства указанное заключение и документы, предусмотренные подпунктами «а» и «ж» пункта 4 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.

Заключение о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) является основанием для постановки его на учет в качестве кандидата в опекуны (попечители), после чего орган опеки и попечительства предоставляет гражданину информацию о ребенке (детях), который может быть передан под опеку (попечительство), и выдает направление для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей).

Заключение о возможности быть опекуном (попечителем) является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (т.е. орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции регионального оператора или Министерство образования и науки Российской Федерации). Контактная информация размещена в разделе «Куда идти усыновителю».

При этом специального направления на подбор ребенка, выданного органом опеки и попечительства по месту жительства кандидатов в опекуны (попечители), не требуется.

Основанием для получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в органе опеки и попечительства по месту жительства является заявление гражданина о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью.

Гражданин, выразивший желание стать опекуном и имеющий заключение о возможности быть опекуном, имеет право:

а) получить подробную информацию о ребенке и сведения о наличии у него родственников;

б) обратиться в медицинскую организацию для проведения независимого медицинского освидетельствования ребенка, передаваемого под опеку, с участием представителя учреждения, в котором находится ребенок, в порядке, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

10(2). Гражданин, выразивший желание стать опекуном, обязан лично:

а) познакомиться с ребенком и установить с ним контакт;

б) ознакомиться с документами, хранящимися у органа опеки и попечительства в личном деле ребенка;

в) подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

Для получения документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях или федерального банка данных о детях гражданин предъявляет соответствующему оператору паспорт и представляет:

заявление гражданина о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям

заполненную анкету гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью;

заключение органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть опекуном (попечителем).

Соответствующий оператор рассматривает заявление и представленные документы в 10-дневный срок со дня их получения.

В случае несоответствия представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации соответствующий оператор возвращает гражданину документы с указанием письменно причин отказа в предоставлении запрашиваемой им информации о ребенке, оставшемся без попечения родителей.

При соответствии документов требованиям законодательства Российской Федерации соответствующий оператор предоставляет гражданину для ознакомления сведения о ребенке, информация о котором соответствует его пожеланиям.

При согласии гражданина взять под опеку (попечительство) предложенного ему ребенка, соответствующий оператор выдает ему направление на посещение этого ребенка.

Направление выдается на посещение одного ребенка и действительно в течение 10 дней с даты его выдачи. Срок действия направления может быть продлен соответствующим оператором при наличии оснований, препятствующих гражданину посетить ребенка в установленный срок (болезнь, служебная командировка и др.).

Сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, на посещение которого выдано направление одному гражданину, не могут быть одновременно сообщены другому гражданину.

Гражданин обязан в установленный для посещения ребенка, оставшегося без попечения родителей, срок проинформировать в письменной форме соответствующего оператора о результатах посещения этого ребенка и принятом им решении.

Шаг 3. Установление опеки (попечительства)

Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.

Устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия.

В том случае, если гражданин принял решение об оформлении опеки (попечительства) над ребенком, орган опеки и попечительства принимает акт о назначении опекуна (попечителя), который является основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.

При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства требуется принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно.

Смотрите еще:  Купля-продажа налог на прибыль

При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства, который принял акт о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно, от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя по представительству и защите прав и законных интересов ребенка возникают с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. Право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения этого договора.

Акт органа опеки и попечительства о назначении или об отказе в назначении опекуна или попечителя может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке.

Новости Минпросвещения РФ

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

11 Февраля 2019

В стране прорабатывают новую форму устройства сирот.

05 Февраля 2019

Размер ежемесячных выплат семьям, у которых под опекой или попечительством находятся дети, необходимо установить на уровне равном или превышающем величину прожиточного минимума ребёнка в регионе. Соответствующий законопроект разработали член комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Сергей Вострецов и член комитета по федеративному устройству Юрий Волков, передает RT.

04 Февраля 2019

Благотворительный фонд «Измени одну жизнь» запустил карту России со статистикой по усыновлению детей-сирот в регионах благодаря видеоанкетам.

Проблема семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из приоритетов государственной семейной политики.

Библиотека адвоката Жарова

То, что юрист по семейному и детскому (ювенальному) праву собирал много лет

Какое жильё должно быть у кандидата в опекуны или попечители

А.А. Жаров, адвокат, специалист по семейному устройству детей

Жилищный вопрос остается самым часто задаваемым всё последнее время. Увы, никакой ясности не вносят в вопрос о том, какие должны быть жилищные условия, и многочисленные изменения к постановлениям правительства России, принимаемые в последнее время. Вопросы задаются и задаются… В этой статье я постарался обобщить установления законодательства по этому вопросу.

Так какое же должно быть жильё у кандидата в опекуны или попечители несовершеннолетнего? Прежде всего, необходимо вспомнить, что устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется исключительно в их интересах (ст. 145 СК РФ). Это значит, что государственные служащие (сотрудники органа опеки) должны прийти к выводу, что передача ребенка в эту конкретную семью будет отвечать его интересам. При этом, существуют ряд формальных требований, которым должен соответствовать опекун. В частности, он должен быть здоров (не иметь заболеваний, предусмотренных в специальном перечне), не быть судимым, не быть лишенным родительских прав и так далее (статья 146 Семейного кодекса РФ).

Но в указанном перечне требований нет ни слова о том, какие именно жилищные условия должны быть у опекуна! Пресловутых «требований по жилью» для опекуна в явном виде в законе нет вовсе.

Однако, законодательство нужно применять в комплексе. Например, из ст. 36 Гражданского кодекса РФ следует, что опекуны несовершеннолетних должны проживать вместе с ними (по крайней мере до 16 лет).

Назначение опекуна происходит по правилам, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан») где, в частности, установлено, что для того, чтобы сделать вывод о соответствии опекуна требованиям ГК и СК, необходимо провести обследование «условий его жизни». При этом оцениваются «жилищно-бытовые условия» и мотивы заявителя, его способность к воспитанию ребенка и отношения с членами семьи. Подразумевается, что жильё у опекуна есть (хотя прямо это не сказано).

Министерство образования и науки разъясняло уже (Письмо Минобрнауки № 06-364 от 31 августа 2010 года «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»), что местом жительства гражданина нужно считать не место его «прописки», а то место, где он постоянно или преимущественно, но на законных основаниях (то есть по договору найма, ссуды — безвозмездного пользования, в силу того, что является собственником…) проживает фактически.

Все вышеизложенное, несмотря на то, что прямого указания в законе нет, позволяет сделать вывод, что жилое помещение у гражданина, решившего стать опекуном, быть должно. И должно быть «в кондиции».

Что это значит? Ребенок, в силу множества нормативных актов, в том числе международных, имеет право на благоприятные условия жизни. Несмотря на то, что буквально эти требования в законах не изложены, ожидается какой-то «здравый смысл» от сотрудников органа опеки, принимающих решение.

Какой тут может быть «здравый смысл»? Оставим в стороне очевидную вещь, что у ребенка должно быть спальное место и место, где ему делать уроки или играть. Вопрос — про «площадь», именно поэтому сотрудники опеки зачастую отказывают потенциальным опекунам.

В жилищном законодательстве существует понятие «нуждающийся в улучшении жилищных условий» (или «нуждающийся в жилом помещении»). Таковыми признаются (при учете, конечно, прочих ограничений) люди, которые проживают в жилье, площадь которого, приходящаяся на одного человека, меньше учетной нормы. Каждый регион устанавливает эту норму сам.

В Москве закон (Закон города Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения») устанавливает эту норму в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения (то есть, включая балконы, лоджии, террасы…) на человека. Если у вас меньше — вас считают «нуждающимся». То есть государство откровенно говорит: на 10 метрах жить ещё можно, а на меньшем — уже нельзя.

Тут есть определенная логика. Если в вашу семью из трех человек в 33 квадратных метрах подселится ещё один маленький человек, государство вздохнёт, конечно, но скажет: нуждаются.

Поэтому отказ органа опеки от передачи ребенка в семью «малогабаритного» опекуна не кажется таким уж надуманным.

Стоит в скобках отметить, что отказ в выдаче заключения о возможности быть опекуном при таких обстоятельствах законным не будет (в законе нет требований ни по жилью, ни по, например, доходу, опекуна). То есть признать «в принципе» годным к исполнению обязанностей опекуна могут и должны, несмотря на все проблемы с площадью.

Однако, имеют полное право отказать в передаче конкретного ребенка в семью, учитывая, что его интересы в данной семье не будут соблюдены в полной мере.

Выход из этой ситуации… находится, по моему мнению, там же где «вход». Органы опеки должны оценивать эту ситуацию (стоит передавать конкретного ребенка в конкретную семью с учетом конкретных обстоятельств, или нет) в каждом случае отдельно.

Кто может быть опекуном несовершеннолетнего ребенка?

Вопрос опекунства зачастую решить слишком сложно, ведь многие люди не знают элементарных требований к потенциальным опекунам.

Помимо всех сложностей, возникающих в ходе оформления подобной процедуры, потенциальным опекунам придется доказать свою финансовую и моральную состоятельность, чтобы стать официальным представителем ребенка.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

Кто может оформить опекунство?

Гражданский кодекс РФ определяет целый список требований к опекунам. Такие требования касаются не только социального статуса человека, но и его моральных качеств.

Предпочтение органы опеки всегда отдают родственникам, поэтому ответственность за ребенка на себя могут взять бабушки, дедушки, тети и дяди. Какие же требования предъявляются к личности человека, желающего оформить опекунство?

Требования к потенциальному попечителю ребенка

Таким образом, опекуном может стать не только член семьи, но и человек со стороны, если его моральные качества не вызывают вопросов, а финансовое благополучие находится на нужном уровне.

В том случае, если орган опеки узнает о том, что ребенок нуждается в опекуне, подходящая кандидатура обязана отыскаться за месяц.

Если этого не произошло, то на время представители органов опеки берут на себя ответственность в деле заботы о ребенке.

Если в процессе поиска ответственного за ребенка лица, сам малыш пребывает в воспитательных или социальных учреждениях, опекунские обязанности ложатся именно на сотрудников этого места.

Может ли опекуном стать пенсионер?

Когда в семье наступает черная полоса, и несовершеннолетний ребенок нуждается в опекуне, именно бабушки и дедушки стараются взять на себя подобную ответственность.

Таким образом, пенсионер, если уровень его здоровья позволяет, спокойно может стать ответственным представителем ребенка.

Статья 146 СК РФ определяет, что опекунами ребенка могут быть совершеннолетние люди, полностью дееспособные и не лишенные родительских прав.

Требования к пенсионеру, которые предъявляются, чтобы оформить опекунство над ребенком:

  1. Уровень финансового достатка пенсионера должен соответствовать тому, который устанавливают органы опеки. В качестве источников дохода учитываются и пенсии, и зарплаты пенсионера.
  2. Потенциальный опекун, несмотря на возраст, должен обладать отличным здоровьем, не иметь хронических заболеваний и инвалидностей (инвалидам I группы по закону запрещено становиться представителями детей).
  3. Пенсионер, также как и любой другой потенциальный представитель ребенка, не должен иметь судимостей и приводов в полицию.

Несмотря на широчайший список требований, поток пенсионеров, желающих взять на себя заботу о ребенке (чаще всего о внуке или правнуке), не уменьшается.

Смотрите еще:  Изменение в договор при смене директора

Документы для оформления процедуры

Основные сложности при оформлении опекунства возникают именно со сбором документов, поскольку список необходимых бумаг действительно велик.

Все требования, предъявляемые к претендентам, должны быть задокументированы.

Итак, справки и документы, которые понадобятся потенциальному представителю малыша:

  • Выписка из домовой книги, подтверждающая наличие жилья и его характеристики;
  • Справка из ОВД, где отмечается, что у человека нет судимостей;
  • Документы с места работы, подтверждающие все источники дохода;
  • Медицинские справки, свидетельствующие о нормальном состоянии здоровья потенциального опекуна;
  • Свидетельства о браке, а также копия паспорта;
  • Свидетельство о прохождении специальных курсов для будущих родителей (необходимо в том случае, если у потенциального опекуна не было своих детей);
  • Грамотно составленная характеристика личности.

Если нуждающемуся в опеке ребенку исполнилось 10 лет, органы, выносящие соответствующее решение, вправе потребовать письменное согласие малыша на оформление процедуры.

Образец характеристики с места работы

Кстати, характеристика на опекуна — это важнейший документ во всей этой кипе бумаг. В данном отчете отмечаются основные моменты биографии человека, уровень его образования, место работы, степень подготовленности к грядущим обязанностям.

Составлять характеристику нужно по заявленному образцу, который можно легко скачать здесь.

Также можно попросить работодателя или соседей составить характеристику, подтверждающую все слова потенциального опекуна.

Помимо биографических данных, в такой бумаге указывается возраст человека, место его проживания и состояние здоровья. Одним словом, по одной этой бумаге можно составить полноценный портрет человека.

Обязанности опекунов (попечителей)

Оформив опекунство над ребенком, человек взваливает на себя и целый спектр обязанностей. Он должен стать для ребенка настоящим родителем:

  • Во-первых, лицо, ответственное за ребенка, обязано заботиться о том, чтобы малыш получал нормальное образование, ни в чем не нуждался и жил в достатке;
  • Во-вторых, опекун должен следить за состоянием здоровья ребенка, лечить его, если возникнут какие-то проблемы с самочувствием;
  • В-третьих, опекуны должны проживать вместе с малышом, обеспечивая ему все условия для нормального развития.

Помимо этого, представители ребенка обязаны сообщать органам опеки о смене места жительства и о любых существенных изменениях в судьбе опекаемого.

Про опеку над детьми при живых родителях советуем прочитать статью.

В общем, заботясь о ребенке, его представитель должен проявлять максимальную родительскую заботу, следя за моральным и физиологическим развитием крохи.

Несмотря на то, что процедура оформления опекунства сложна, и зачастую занимает несколько месяцев, в результате, человек получает неоценимую награду за свои старания.

Обеспечивая идеальную заботу о ребенке, он создает для него лучшие семейные условия, в ответ получая благодарность малыша и его любовь.

Что такое опека и кто может стать опекуном, расскажет видеоматериал:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


Это быстро и бесплатно !

Как оформить опекунство над ребенком в 2019 году

Если вы приняли решение взять в семью приемного ребенка, то намного проще стать для него опекуном, нежели усыновителем. Рассмотрим подробнее, в чем заключаются отличия между опекунством и усыновлением и как начать оформление данного процесса.

Что такое «добровольная опека»

Понятие «добровольная опека» относится к тем случаям, когда биологические родители ребенка временно не могут исполнять своих обязанностей перед ним и добровольно дают свое согласие на опеку ребенка третьим лицом, без ущемления своих родительских прав. Например, добровольная опека может быть установлена в таких ситуациях, как:

• временное проживание родителей в другом городе/стране по уважительной причине (работа, уход за престарелыми родственниками и т.д.);

• длительные командировки, вахтовый метод работы;

• обучение ребенка в другом городе/стране до достижения им 16-летия.

То, что ребенка временно будет опекать другое лицо, не лишает его отца и мать родительских обязанностей и прав. Например, в заявлении о добровольной опеке указывается, что родители должны осуществлять регулярные выплаты на содержание ребенка, а также участвовать в его жизни и воспитании. Соответственно, если родители дают документальное согласие об опеке ребенка, это не значит, что ребенок остался без родителей или лишен их попечения. Однако при добровольной подаче согласия на усыновление, права и обязанности временно передаются опекуну, и именно он несет ответственность за здоровье и безопасность ребенка.

Иногда, если родители не могут выполнять своих обязательств из-за серьезных семейных или бытовых проблем, опекун для ребенка может назначаться по их же заявлению.

В нашем законодательстве не предусмотрен самостоятельный отказ от родительских прав. Однако если есть веские доказательства того, что родители недостаточно заботятся о ребенке или подвергают его жизнь опасности, их могут лишить данных прав в принудительном порядке. Над ребенком, чьих родителей лишили родительских прав, может быть установлена полная опека.

Если вы намерены оформить опекунство в 2019 году, в первую очередь следует подготовить медицинское заключение о состоянии здоровья. Кроме того, необходимо документально заверить то, что вы сможете предоставить ребенку материальные удобства (наличие собственной жилплощади, достаточный доход и т.д.). Оформление опекунства возможно только в том случае, если представители органов опеки после проверки подтвердят, что условия вашего проживания и материальное благосостояние приемлемы для содержания ребенка.

Чем отличается опекунство от усыновления

Опекунство и усыновление часто воспринимаются как синонимы, однако в этих процессах существуют несколько важных отличий.

Во-первых, усыновление устанавливается в судебном порядке, а опекунство может быть оформлено по решению органов попечительства и опеки.

Во-вторых, опекунство может быть оформлено только над детьми, младше 14-ти лет.

В-третьих, опекуны берут на себя ответственность за финансовое обеспечение, уход, образование и отстаивание прав опекуна, но вместе с тем, это не означает, что биологические родители не участвуют в обеспечении ребенка.

И, в-четвертых, в отличие от усыновления, при опекунстве у ребенка сохраняется его прежнее имя и фамилия.

Какие требования предъявляются к опекуну

Стать опекуном несовершеннолетнего ребенка можно только при соответствии следующим требованиям:

• совершеннолетие и дееспособность;

• отсутствие судимостей за злоумышленное причинение вреда;

• высокие личные, моральные и нравственные качества;

Опекунство невозможно в следующих случаях:

• алкогольная или наркотическая зависимость;

• потенциальные опекуны были лишены родительских прав;

• наличие судимостей за тяжкие преступления;

• отсутствие специальной подготовки (исключение относится к ближайшим родственникам ребенка);

• наличие серьезных заболеваний, препятствующих полноценному уходу за ребенком.

Список документов для оформления опекунства в 2019 году

Чтобы начать процесс оформления опекунства в 2019 году, прежде всего, нужно собрать следующий пакет документов:

• справка с места работы опекуна и его супруга/супруги (в справке указывается должность и размер зарплаты за год);

• документы, подтверждающие наличие жилой площади;

• заключение о прохождении полного медицинского обследования;

• свидетельство о заключении брака (если есть);

• письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи;

• пенсионное удостоверение (если опекун достиг пенсионного возраста);

• характеристика с места работы.

Процесс оформления опекунства

Получив и проверив документы от претендентов на опекунство, представители органов опеки в течение трехдневного периода осуществляют обследование жилья, во время которого устанавливается приемлемость условий проживания для ребенка. Кроме того, во время визита ответственные сотрудники изучают мотивацию и личностные качества потенциальных опекунов. Через три дня после посещения в органах опеки составляется акт обследования, который прикрепляется к поданным документам. В течение 10-дневного периода уполномоченная комиссия решает, могут ли заявители выполнять функцию опекунов. Бывают ситуации, когда опекунство может быть оформлено на возмездной основе. В этом случае составляется дополнительный договор, в котором прописываются уточняющие условия.

В течение 3 дней после принятия решения подготовленный акт и поданные документы передаются заявителю, а их копии остаются в органах опеки.

Если уполномоченная комиссия приняла решение о возможности оформления опекунства, то потенциальный опекун может действовать следующим образом:

• попросить в любом органе попечительства или федеральном банке данных информацию о детях, которые в данный момент нуждаются в опеке;

• попросить в органе попечительства направление для посещения ребенка по месту его проживания;

• если опекун не может подобрать подопечного ребенка по месту своего проживания, можно обратиться в федеральный банк данных. Оператор федерального банка данных примет заявление и описание ребенка, которого потенциальные попечители хотят принять в семью, после чего предоставит им информацию о детях, нуждающихся в опеке, по всей стране.

Законодательством установлено: если опекуны хотят взять в семью ребенка, старше 10 лет, опекунство над ним может быть назначено только при его согласии. При оформлении опекунства составляется акт, в котором прописываются условия, права и обязанности опекунов. Если обязанности попечительства будут выполняться на возмездной основе, помимо акта дополнительно составляется договор на опеку.

Если орган опеки отказал в оформлении опекунства, заявители могут обжаловать это решение в судебном порядке.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Похожие статьи:

  • Субсидии на иные цели пояснительная записка Письмо Министерства образования и науки РФ от 16 декабря 2016 г. N 04-951 "О сроках, порядке представления Отчета об использовании субсидий на иные цели и Отчета об использовании субсидий […]
  • Пакет документов для фсс по пилотному проекту Пакет документов для фсс по пилотному проекту Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 декабря 2009 г. N 15809 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 4 […]
  • Приказ 583 п 25-214 Приказ Федерального дорожного агентства от 1 августа 2011 г. N 197 "О внесении изменений в сводный перечень объектов, направленных на прирост количества населенных пунктов, обеспеченных […]
  • Приказ мо 6 Приказ Министра обороны РФ от 18.01.2016 N 6 (ред. от 07.06.2017) "Об организации деятельности адъюнктуры военных образовательных организаций высшего образования, организаций […]
  • Приказ минздравсоцразвития от 01082007 514 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 29 июня 2011 г. № 624н г. Москва "Об утверждении Порядка выдачи листков […]
  • Федеральный закон о центральном банке российской федерации 2012 Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ"О […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.