Требования к туроператорской деятельности

Требования к деятельности туроператора

Требования к деятельности туроператора.

Выезжая за рубеж и заказывая тур через туристическую компанию, каждый потребитель хочет, чтобы его поездка была безопасна и прошла без каких-либо эксцессов. Поэтому при выборе туристского продукта необходимо быть уверенным в надежности туроператора (исполнителя туристских услуг).

Требования к осуществлению на территории РФ туроператорской деятельности закреплены в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.1996 г. №132 –ФЗ (далее Закон №132-ФЗ).

Так, в настоящее время туроператор должен соответствовать следующим требованиям:

туроператор — только юридическое лицо;

наличие финансового обеспечения ответственности туроператора;

Финансовое обеспечение ответственности туроператора должно гарантировать каждому туристу или иному заказчику, заключившему договор о реализации туристского продукта:

а) возврат денежных средств, внесенных в счет договора о реализации туристского продукта, за услуги, оплаченные, но не оказанные туроператором или третьими лицами, на которых туроператором было возложено исполнение обязательств по договору;

б) выплату денежных средств, причитающихся туристу или иному заказчику в возмещение реального ущерба, возникшего в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, в том числе денежных средств, необходимых для компенсации расходов, понесенных туристом или иным заказчиком в связи с непредвиденным выездом (эвакуацией) из страны (места) временного пребывания.

соответствие должностных лиц туроператора требованиям, установленным Законом №132-ФЗ;

наличие сведений о туроператоре в Едином федеральном реестре туроператоров;

Запрещается осуществление туроператорской деятельности юридическим лицом, сведения о котором отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров (www.russiatourism.ru), а также осуществление туроператором туроператорской деятельности в определенной сфере туризма (въездной туризм, выездной туризм, внутренний туризм), сведения о которой в отношении такого туроператора отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров.

членство туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма (только для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма);

наличие у туроператора фонда персональной ответственности туроператора (только для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма).

ПОМНИТЕ!Соблюдение всех вышеуказанных требований и принятых обязательств по договорам о реализации туристского продукта является обязанностью туроператоров, осуществляющих деятельность на территории РФ.

Бывают случаи, когда даже крупные и добросовестные туроператоры вынуждены прекратить свою деятельность, в связи с чем, необходимо знать, что в случае невозможности исполнения туроператором всех обязательств по заключенным договорам о реализации туристского продукта туроператор обязан прекратить заключение новых договоров о реализации туристского продукта, в том числе обеспечить прекращение их заключения турагентами, реализующими туристский продукт, сформированный таким туроператором, а также разместить информацию о прекращении туроператорской деятельности на своем официальном сайтев информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Прекращение туроператором своей деятельности по причине невозможности исполнения всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта не освобождает туроператора от обязанности обеспечить туристам оказание входящих в туристский продукт услуг по заключенным договорам о реализации туристского продукта.

Информация подготовлена с использованием СПС: Консультант Плюс.

Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии

в Иркутской области»

Требования к туроператорам в 2017 году

С 2017 года вводятся новые требования к осуществлению туроператорской деятельности.

В наш адрес часто поступают вопросы:

«Как изменится размер фингарантий для туроператоров с 2017 года?»

«Какие документы потребуются чтобы осуществлять туроператорскую деятельность в сфере международного выездного туризма?»

«Можно ли будет вести туроператорскую деятельность без страхования гражданской ответственности?».

И наверное главный вопрос:

«Так сколько все-таки придется платить за ведение туроператорской деятельности в 2017 году?»

Ответы на эти вопросы даны в виде таблицы:

Требования для осуществления туроператорской деятельности

в 2017 году

Внутренний и въездной туризм

Выездной туризм

Новое юридическое лицо

(не осуществлявшее деятельность по выездному туризму в 2016 году)

Общая цена турпродукта за год 10-40 млн. рублей с количеством туристов не более 10 тыс. в 2016 году

ВАРИАНТ 1

Общая цена турпродукта за год 10-40 млн. рублей с количеством туристов не более 10 тыс. в 2016 году

ВАРИАНТ 2

Общая цена турпродукта за год более 40 млн. рублей и/или количество туристов более 10 тыс. в 2016 году

0,5 млн. рублей, страховая премия 15-35 тыс. рублей

50 млн. рублей, страховая премия от 800 тыс. рублей

10 млн. рублей, страховая премия от 150 тыс. рублей

5% от годовой цены турпродукта, но не менее 50 млн. рублей, страховая премия от 800 тыс. рублей

Требования к туроператорской деятельности

Все туроператоры, зарегистрированные на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», должны иметь финансовое обеспечение, предусмотренное настоящим Федеральным законом.

Туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, должны быть также членами объединения туроператоров в сфере выездного туризма, действующего в соответствии с настоящим Федеральным законом. (Часть дополнительно включена с 4 мая 2012 года Федеральным законом от 3 мая 2012 года N 47-ФЗ).
______________________________________________________________________________________________________________________
Положения части третьей настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 3 мая 2012 года N 47-ФЗ) применяются по истечении ста восьмидесяти дней после официального опубликования Федерального закона от 3 мая 2012 года N 47-ФЗ (с 1 ноября 2012 года)-см. пункт 4 статьи 6 Федерального закона от 3 мая 2012 года N 47-ФЗ.
_______________________________________________________________________________________________________________________

адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность.

Для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в реестр также включаются сведения:

об общем объеме денежных средств, полученных туроператором, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, от реализации в этой сфере туристского продукта за предыдущий год (по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации);

о членстве туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, в объединении туроператоров в сфере выездного туризма;

о размере уплаченного взноса в компенсационный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма (далее также — компенсационный фонд).
(Часть дополнительно включена с 4 мая 2012 года Федеральным законом от 3 мая 2012 года N 47-ФЗ).
______________________________________________________________________________________________________________________
Положения части девятой настоящей статьи ( в редакции Федерального закона от 3 мая 2012 года N 47-ФЗ) применяются по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 3 мая 2012 года N 47-ФЗ (с 1 ноября 2012 года) — см. пункт 4 статьи 6 Федерального закона от 3 мая 2012 года N 47-ФЗ.
______________________________________________________________________________________________________________________

При изменении сведений о туроператоре, внесенных в реестр, туроператор обязан не позднее 10 дней со дня изменения сведений уведомить об этом в письменной форме федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма. Подтверждение достоверности таких изменений осуществляется в порядке, установленном частью девятой настоящей статьи (часть в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ — см. предыдущую редакцию).

При изменении указанных в части четырнадцатой настоящей статьи сведений о туроператоре, внесенных в реестр, такие сведения размещаются федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма на своем сайте в сети Интернет не позднее трех рабочих дней со дня получения таких сведений.

Для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти также размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» содержащиеся в реестре сведения:

об общем объеме денежных средств, полученных туроператором, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, от реализации в этой сфере туристского продукта за предыдущий год (по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации);

о членстве туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, в объединении туроператоров в сфере выездного туризма.
(Часть дополнительно включена с 4 мая Федеральным законом от 3 мая 2012 года N 47-ФЗ).
______________________________________________________________________________________________________________________

Положения части семнадцатой настоящей статьи ( в редакции Федерального закона от 3 мая 2012 года N 47-ФЗ) применяются по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 3 мая 2012 года N 47-ФЗ (с 1 ноября 2012 года) — см. пункт 4 статьи 6 Федерального закона от 3 мая 2012 года N 47-ФЗ.
______________________________________________________________________________________________________________________

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти также размещает на своем официальном сайте в информационно — телекоммуникационной сети «Интернет» сведения об объединении туроператоров в сфере выездного туризма (адрес (место нахождения) и почтовый адрес данного объединения, адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», способы связи с данным объединением (номера телефонов, факсов, адрес электронной почты и другие сведения).
(Часть дополнительно включена с 4 мая 2012 года Федеральным законом от 3 мая 2012 года N 47-ФЗ ).
______________________________________________________________________________________________________________________
Положения части восемнадцатой настоящей статьи ( в редакции Федерального закона от 3 мая 2012 года N 47-ФЗ) применяются по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 3 мая 2012 года N 47-ФЗ (с 1 ноября 2012 года) — см. пункт 4 статьи 6 Федерального закона от 3 мая 2012 года N 47-ФЗ.
______________________________________________________________________________________________________________________

Иные сведения о туроператоре, содержащиеся в реестре, представляются по письменным запросам государственных органов и органов местного самоуправления.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ Министерство экономического развития Российской Федерации

Порядок подачи документов для внесения сведений в Единый федеральный реестр туроператоров (впервые либо после исключения)

В соответствии со ст. 4.1. Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о туристской деятельности) осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом (далее – туроператор) при условии соблюдения следующих условий:

Смотрите еще:  Можно ли вернуть люстру в магазине

— наличие финансового обеспечения ответственности туроператора (договор или договоры страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта и (или) банковская гарантия или банковские гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта).

— соответствие лиц, занимающих должности руководителя туроператора, его заместителя, главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета туроператора (далее – должностные лица туроператора) требованиям, установленным частью третьей статьи 4.1 Закона о туристской деятельности;

— членство туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма (в случае осуществления деятельности в сфере выездного туризма);

— наличие фонда персональной ответственности туроператора (в случае осуществления деятельности в сфере выездного туризма);

— наличия сведений о туроператоре в едином федеральном реестре туроператоров (далее – реестр туроператоров).

Сведения о туроператоре вносятся в реестр туроператоров на основании заявления (рекомендуемая форма) , представляемого в Ростуризм и содержащего сведения, подлежащие внесению в реестр. Вместе с заявлением представляются следующие документы, подтверждающие сведения о туроператоре, подлежащие внесению в реестр:

1. документы о финансовом обеспечении ответственности туроператора (договор или договоры страхования ответственности туроператора и (или) банковская гарантия либо нотариально засвидетельствованная копия каждого из указанных документов) с приложением копий документов, подтверждающих факт оплаты стоимости финансового обеспечения ответственности туроператора.

2. документы, подтверждающие соответствие должностных лиц туроператора (представляются на каждое должностное лицо туроператора в отдельности) по перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2016 г. № 780 «О представлении документов, подтверждающих соответствие лиц, занимающих должности руководителя туроператора, его заместителя, главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета туроператора, требованиям, установленным частью третьей статьи 4.1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Постановление № 780):

2.1. справка о соответствии должностных лиц туроператора, требованиям, установленным частью третьей статьи 4.1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» по форме, утвержденной Постановление № 780; (образец заполнения справки)

2.2. заверенные копия трудовых книжек и (или) копии трудовых договоров;

2.3. справки о наличии (отсутствии) у должностных лиц туроператора неснятой или непогашенной судимости за какое-либо умышленное преступление (представляется по усмотрению туроператора);

2.4. выписка из реестра дисквалифицированных лиц (представляется по усмотрению туроператора).

3. иные документы, по усмотрению туроператора, подтверждающие представляемые сведения (в том числе, копии паспортов должностных лиц туроператора (первая страница и страницы с отметками) если не представлены документы, указанных в п. 2.3. и 2.4. — в целях их получения в рамках межведомственного информационного взаимодействия).

После поступления заявления в Ростуризм, оно регистрируется и ему присваивается входящий номер. О поступлении заявления можно узнать в канцелярии Ростуризма по телефону (495) 607-78-97. Не позднее 10 рабочих дней после поступления заявления Ростуризмом принимается решение о внесении сведений о туроператоре в реестр либо об отказе во внесении сведений. В течение трех рабочих дней решение размещается в разделе «Приказы о внесении сведений, изменении, исключении и отказе».

После внесения сведений о туроператоре реестр, информация о нем будет доступна всем заинтересованным лицам в разделе «Поиск по Единому федеральному реестру туроператоров». Для поиска достаточно набрать шесть последних цифр реестрового номера.

Если в процессе рассмотрения заявления выявлено представление недостоверных сведений либо несоответствие финансового обеспечения требованиям, установленным законодательством, информация об отказе во внесении сведений о такой организации в реестр туроператоров размещается в соответствующем подразделе раздела «Приказы о внесении сведений, изменении, исключении и отказе».

В течение 15 рабочих дней со дня внесения сведений о туроператоре в реестр Ростуризмом будет направлено в адрес туроператора почтовым отправлением свидетельство о внесении сведений о туроператоре в единый федеральный реестр туроператоров.

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 47, Ростуризм

Телефон для справок о поступлении документов: +7 (495) 607-78-97

Телефон для справок о рассмотрении документов: +7 (495) 607-36-02

Обращаем внимание, что осуществление туроператорской деятельности лицом, сведения о котором отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от пяти миллионов до десяти миллионов рублей.

Условия (требования) и особенности осуществления на территории Российской Федерации туроператорской деятельности: правовой аспект (Кудреватых А.С.)

Дата размещения статьи: 05.02.2018

В науке туристского права туроператоры по характеру и содержанию предпринимательской деятельности справедливо отнесены к субъектам, осуществляющим деятельность непосредственно в сфере туризма .

См.: Правовое обеспечение туризма: Учебник / Коллектив авторов; под общ. ред. Е.Л. Писаревского. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. С. 71.

Туроператоры в Российской Федерации являются наиболее значимыми субъектами туристской индустрии, определяющими формы и направления туристских потоков, суть туристского продукта. По данным Федерального агентства по туризму (Ростуризм), в Едином федеральном реестре насчитывается 4 579 туроператоров, из них: по направлению выездного туризма — 578, по направлениям туризма внутреннего и въездного — 4 001 .

См. сайт Ростуризма http://www.russiatourism.ru/, раздел «Реестр туроператоров» (информация приведена по состоянию на 20.06.2017).

В последнее время правовой статус туроператора, отдельные условия и особенности осуществления туроператорской деятельности также стали предметом научных и практических исследований правового обеспечения в сфере туризма .

См., например: Молоденова Т.Е. Туроператорская деятельность: теоретические и практические проблемы осуществления. URL: http://отрасли-права.рф/article/3331 (дата обращения: 20.06.2017); Хуранов А.Б., Колпакова В.В. Современные проблемы правового регулирования туроператорской деятельности. URL: http://izron.ru/articles/voprosy-i-problemy-ekonomiki-i-menedzhmenta-v-sovremennom-mire-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-me/sektsiya-15-pravovoe-regulirovanie-sotsialno-ekonomicheskikh-otnosheniy/sovremennye-problemy-pravovogo-regulirovaniya-turoperatorskoy-deyatelnosti/ (дата обращения: 20.06.2017); Дурново Д.В. Отчетность туроператоров: представить до 15 апреля // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2017. N 2. С. 13 — 17.

Требования и особенности осуществления туроператорской деятельности, включающей формирование, продвижение и реализацию туристского продукта, осуществляемые юридическим лицом (туроператором), определены Законом о туристской деятельности .

Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 49. Ст. 5491.

От туроператорской деятельности следует отличать турагентскую деятельность (продвижение и реализация туристского продукта, осуществляемые юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (турагентом)).

Как видно, квалифицирующим признаком туроператорской деятельности является формирование туристского продукта — деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (владельцы гостиниц, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие).

В свою очередь, туристский продукт — это комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта . Соответственно, в комплекс услуг для признания его туристским продуктом в обязательном порядке должны входить перевозка и размещение. Именно туроператор обеспечивает оказание туристу всех услуг, входящих в туристский продукт (самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристом и (или) иным заказчиком) . В указанном случае туроператор и турагент несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств как друг перед другом, так и перед туристом и (или) иным заказчиком. Туроператор и турагент самостоятельно отвечают перед туристом и (или) иным заказчиком.

См. ст. 1 Закона о туристской деятельности.

В случае заключения туристом и (или) иным заказчиком с одним туроператором отдельного договора на оказание услуг по перевозке и отдельного договора на оказание услуг по размещению на одно и то же лицо и на один и тот же период услуги, оказываемые по таким договорам, приравниваются к услугам, оказываемым при реализации туристского продукта. См. ст. 10 Закона о туристской деятельности.

С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в Закон о туристской деятельности, которыми расширен перечень условий (требований) к осуществлению на территории Российской Федерации туроператорской деятельности.

Федеральный закон от 02.03.2016 N 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. N 10. Ст. 1323.

В настоящее время туроператор должен соответствовать следующим требованиям:

— туроператор — только юридическое лицо;

— наличие финансового обеспечения ответственности туроператора;

— соответствие должностных лиц туроператора требованиям, установленным Законом о туристской деятельности;

— наличие сведений о туроператоре в Едином федеральном реестре туроператоров;

— членство туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма (только для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма);

— наличие у туроператора фонда персональной ответственности туроператора (только для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма);

— иные специальные требования.

Приведенные выше условия (требования) можно разделить на общие и специальные. К общим условиям можно отнести требование закона об определенном правовом статусе туроператора как субъекта гражданского права — юридического лица. В науке гражданского права юридическое лицо характеризуется рядом материальных и правовых признаков. К материальным относят: внутреннее организационное единство и внешнюю автономию, экономическое единство и обособленность имущества, руководящее единство и функциональное единство. Правовые признаки — законность образования, способность от своего имени участвовать в гражданских правоотношениях, способность нести самостоятельную имущественную ответственность, способность быть истцом и ответчиком в суде, наличие учредительных документов .

Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. М.: Статут, 2016. Т. 1. С. 114 — 116. Более подробно о характеристике субъектов туристской индустрии — юридических лиц см.: Правовое обеспечение туризма: Учебник. С. 72 — 75.

В настоящей статье будут подробно рассмотрены специальные требования.

Финансовое обеспечение ответственности туроператора

Финансовое обеспечение ответственности — договор страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, банковская гарантия исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Смотрите еще:  Форма вины уголовный кодекс

При этом финансовое обеспечение ответственности может быть как в виде одного договора страхования ответственности или одной банковской гарантии, так и в виде нескольких договоров страхования ответственности и (или) банковских гарантий. Вид используемого финансового обеспечения определяется туроператором самостоятельно.

Финансовое обеспечение не требуется:

— для организации, осуществляющей экскурсионное обслуживание на территории Российской Федерации в течение не более 24 часов подряд;

— государственного и муниципального унитарных предприятий, а также государственного и муниципального учреждений, осуществляющих деятельность по организации путешествий в пределах территории Российской Федерации в целях решения социальных задач;

— туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма и имеющего фонд персональной ответственности туроператора в размере не менее семи процентов от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год.

Законом о туристской деятельности также установлены требования к финансовому обеспечению ответственности туроператора.

1. Минимальный размер финансового обеспечения:

— 500 тысяч рублей — для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма или въездного туризма;

— 10 миллионов рублей — для туроператоров в сфере выездного туризма, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составил не более чем 10 тысяч туристов включительно , а общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила не более чем 40 миллионов рублей;

Итоговое количество туристов, которым в течение предыдущего года туроператором оказаны услуги в сфере выездного туризма по каждому договору о реализации туристского продукта, заключенному туроператором или турагентом с туристом и (или) иным заказчиком туристского продукта. Туроператор, реализующий на территории Российской Федерации туристский продукт, сформированный иностранным туроператором, при определении количества туристов в сфере выездного туризма за год учитывает тех туристов, которым иностранным туроператором оказаны услуги по договору о реализации такого туристского продукта.

Общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма, реализованного туроператором или турагентом туристу либо иному заказчику туристского продукта в предыдущем году. Юридическое лицо, реализующее на территории Российской Федерации туристский продукт, сформированный иностранным туроператором, при определении общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма учитывает цену туристского продукта, реализованного им и сформированного иностранным туроператором.

— 50 миллионов рублей — для туроператоров в сфере выездного туризма, не осуществлявших в предыдущем году деятельности в сфере выездного туризма, а также юридических лиц, намеренных осуществлять туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма и ранее не осуществлявших такой деятельности;

— 5% общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий отчетный год (но не менее чем 50 миллионов рублей) — для иных туроператоров в сфере выездного туризма.

В случае если туроператор оказывает услуги в нескольких сферах туроператорской деятельности, применяется наибольший размер финансового обеспечения.

Туроператор (независимо от сферы туроператорской деятельности) вправе относить затраты, связанные с финансовым обеспечением ответственности туроператора, на себестоимость туристского продукта (ст. 17.1 Закона о туристской деятельности).

2. Срок действия финансового обеспечения — не менее года.

В случае заключения нескольких договоров страхования ответственности туроператора и (или) получения нескольких банковских гарантий соответствующие договоры и банковские гарантии должны вступать в силу и прекращать свое действие одновременно.

Необходимо отметить, что финансовое обеспечение на новый срок должно быть получено туроператором не позднее 45 дней до истечения срока действующего финансового обеспечения.

Заключенный на новый срок договор страхования ответственности туроператора или договор о предоставлении банковской гарантии должен начинать действовать со дня, следующего за днем истечения срока действия имеющихся у туроператора договора страхования ответственности туроператора или договора о предоставлении банковской гарантии.

Соответствие должностных лиц туроператора требованиям, установленным Законом о туристской деятельности

К должностным лицам туроператора относятся:

— заместитель руководителя туроператора;

— главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета туроператора (ст. 4.1 Закона о туристской деятельности).

Исчерпывающий перечень требований закреплен ст. 4.1 Закона о туристской деятельности и условно может быть разделен на 2 группы:

— связанные с личностью самого должностного лица (отсутствие неснятой или непогашенной судимости за какое-либо умышленное преступление; отсутствие дисквалификации должностного лица, а также отсутствие факта совершения им более трех раз в течение одного года, предшествовавшего дню подачи в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документов для внесения сведений о туроператоре в реестр, правонарушений в сфере туристской деятельности, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях);

— связанные с исключением туроператора из Единого федерального реестра туроператоров (в связи с непредставлением туроператором сведений о наличии у него финансового обеспечения ответственности туроператора на новый срок; нарушение туроператором требований к размеру финансового обеспечения ответственности туроператора и по иным основаниям) . Во втором случае должностное лице считается не соответствующим требованиям в течение 12 месяцев со дня исключения туроператора из реестра.

См.: абзацы 4, 6 — 13 части 15 статьи 4.2 Закона о туристской деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.2016 N 780 утвержден Перечень документов, подтверждающих соответствие должностных лиц туроператора требованиям, установленным ч. 3 ст. 4.1 Закона о туристской деятельности: справка о соответствии должностного лица туроператора требованиям по форме согласно приложению к данному постановлению, удостоверенная подписью руководителя туроператора или иного лица, уполномоченного представлять туроператора; справка о наличии (отсутствии) неснятой или непогашенной судимости за какое-либо умышленное преступление; выписка из реестра дисквалифицированных лиц или справка об отсутствии запрашиваемой информации в реестре дисквалифицированных лиц; заверенные копия трудовой книжки и (или) копии трудовых договоров.

Постановление Правительства Российской Федерации от 10.08.2016 N 780 «О представлении документов, подтверждающих соответствие лиц, занимающих должности руководителя туроператора, его заместителя, главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета туроператора, требованиям, установленным частью третьей статьи 4.1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. N 34. Ст. 5240.

Документы направляются туроператором в Федеральное агентство по туризму одновременно с заявлением о внесении сведений в реестр почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении. Указанные документы могут быть представлены в Федеральное агентство по туризму в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

При этом туроператор обязан представить документы, указанные в п. п. 1 и 4, а также вправе представить документы, указанные в п. п. 2 и 3 указанного перечня (в случае непредставления Федеральное агентство по туризму в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает данные документы в федеральных органах исполнительной власти, в распоряжении которых указанные документы находятся, в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия).

Несоответствие должностного лица туроператора требованиям, определенным ч. 3 ст. 4.1 Закона о туристской деятельности, является основанием для вынесения Ростуризмом решения об отказе во внесении сведений о туроператоре в Единый федеральный реестр туроператоров. Выявление недостоверных сведений о соответствии должностных лиц туроператора требованиям, определенным указанной выше нормой, является основанием для вынесения Ростуризмом решения об исключении сведений о туроператоре из единого федерального реестра туроператоров.

Членство в объединении туроператоров в сфере выездного туризма (в отношении туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма)

Требованием к членству туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма является уплата взносов в резервный фонд. Установление иных требований к членству туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма не допускается. Средства резервного фонда предназначены исключительно для оказания экстренной помощи туристам, находящимся за пределами территории Российской Федерации. Расходование средств резервного фонда на иные цели, в том числе на выплату или возврат взносов членам объединения туроператоров в сфере выездного туризма, не допускается.

При вступлении в члены объединения туроператоров в сфере выездного туризма туроператор уплачивает вступительный взнос в резервный фонд в размере 100 тысяч рублей.

В последующие годы в резервный фонд уплачивается ежегодный взнос, размер которого зависит от итогового количество туристов, которым в течение предыдущего года туроператором оказаны услуги в сфере выездного туризма по каждому договору о реализации туристского продукта, заключенному туроператором или турагентом с туристом и (или) иным заказчиком туристского продукта (см. таблицу):

Размер взноса (руб.)

Количество туристов в сфере выездного туризма за предыдущий год (чел.)

2.2. Основные условия осуществления организацией туроператорской и турагентской деятельности

Главным условием осуществления организациями и предприятиями туроператорской или турагентской деятельности до 1 января 2007 г. являлось наличие лицензии на соответствующий вид деятельности. Лицензия — это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (ст.

На смену лицензированию пришли новые требования, обеспечивающие регулирование деятельности в сфере туризма со стороны государства. Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ привел к значительным переменам в сложившейся за предыдущие годы системе образования туристических фирм и их функционирования. Основная цель новшеств, предусмотренных данным законом, заключается в усилении защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Нововведения коснулись, прежде всего, предприятий и организаций, осуществляющих туроператорскую деятельность.

Вопрос о лицензировании вызвал многочисленные дискуссии как среди политиков, так и среди самих туроператоров. В ходе этих дискуссий были отмечены слабые стороны внесенных в закон изменений, к которым можно отнести отсутствие регулирования деятельности туроператоров и турагентов со стороны государства, зачастую непосильные размеры финансовой ответственности, снижение качества сервиса и предоставляемых услуг, широкие возможности для возникновения мошенничества в этой сфере. Размеры финансового обеспечения могут себе позволить только достаточно крупные компании, в то время как более мелким компаниям придется уйти с рынка. Но, с другой стороны, учитывая количество турфирм, существующих в наше время, такая «чистка» может быть порой полезна. Но все же довольно скромное число фирм, у которых реально есть такие суммы, наводит на мрачные мысли.

Смотрите еще:  Адвокат волгоградская область

Отсутствие контроля со стороны вышестоящих инстанций может привести к ухудшению качества обслуживания и сервиса, появлению мошенничества.

Туроператор — юридическое лицо. Согласно ст. 1 и ст. 4.1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предприятие или организация, осуществляющие на территории РФ деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта (туроператор) должны быть зарегистрированы как юридическое лицо в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Другими словами, с момента вступления в силу ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туроператор — это обязательно юридическое лицо, а следовательно, все индивидуальные предприниматели, занимающиеся ранее туроператорской деятельностью, должны быть переоформлены и перерегистрированы в юридические лица сроком не позднее 1 июня 2007 г.

Финансовое обеспечение. В соответствии со ст. 17.1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» к осуществлению туроператорской деятельности допускаются юридические лица, имеющие финансовое обеспечение. Финансовое обеспечение — это либо договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или не надлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, либо банковская гарантия исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта. Смысл данного новшества сводится к обеспечению надлежащего исполнения туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристом и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами.

Договор страхования гражданской ответственности туроператором заключается за свой счет с любой страховой компанией, которая зарегистрирована на территории РФ и имеет право на осуществление деятельности по страхованию гражданской ответственности за неисполнение или не надлежащее исполнение обязательств по договору. Объектом страхования ответственности туроператора выступают имущественные интересы, которые связаны с риском возникновения обязанности возместить ущерб третьим лицам.

Страховой случай — это факт установления обязанности туроператором возместить третьему лицу реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору о реализации турпродукта, в течение срока действия договора о страховании ответственности туроператора. В соответствии со ст. 17.6 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» договор страхования гражданской ответственности туроператора должен

содержать следующие пункты: 1)

определение объекта страхования; 2)

определение страхового случая; 3)

размер страховой суммы; 4)

срок действия договора страхования; 5)

порядок и срок уплаты страховой премии; 6)

порядок и срок уведомления третьим лицом страховщика о наступлении страхового случая; 7)

порядок и срок предъявления третьим лицом заявления о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора непосредственно страховщику; 8)

перечень документов, которые третье лицо должно представить для обоснования своих требований к страхователю о возмещении реального ущерба; 9)

последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектов страхования.

В договоре страхования ответственности туроператора по согласованию сторон (туроператора и страховщика) могут определяться иные права и обязанности.

Любой банк, иная кредитная организация или страховая компания, которые зарегистрированы в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», могут являться гарантом по банковской гарантии исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Размер финансового обеспечения закреплен в ст. 17.2 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Срок действия финансового обеспечения указывается в договоре страхования или в банковской гарантии и не может быть меньше одного года (ст.

Единый федеральный реестр туроператоров. Следующим условием осуществления организацией туроператорской деятельности является необходимость внесения сведений в Единый федеральный реестр.

Ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма.

В указанном реестре согласно ст. 4.1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» должны содержаться следующие сведения о туроператоре: 1)

полное и сокращенное наименования на русском языке; если в учредительных документах туроператора его наименование указано на одном из языков народов и (или) на иностранном языке — также наименование туроператора на этом языке; 2)

адрес (место нахождения) и почтовый адрес; 3)

сведения об учредителях туроператора; 4)

серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице, осуществляющем туроператорскую деятельность, в единый государственный реестр юридических лиц; 5)

серия, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, идентификационный номер налогоплательщика; 6)

фамилия, имя и отчество руководителя юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность; 7)

размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение; 8)

сфера туроператорской деятельности (международный туризм, внутренний туризм, международный и внутренний туризм); 9)

адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность.

Основанием для внесения сведений о туроператоре в Единый федеральный реестр является заявление туроператора, содержащее сведения подлежащие внесению. Основными требованиями к заявлению являются: 1)

составляется в письменной форме; 2)

удостоверяется подписью руководителя туроператора (или лица, представляющего туроператора); 3)

указываются паспортные данные заявителя (или данные другого документа, удостоверяющего личность, в соответствии с законодательством РФ).

Вместе с заявлением предоставляются оригиналы или нотариально заверенные копии документов, которые подтверждали бы сведения о туроператоре, необходимые для внесения в реестр.

Решение о внесении сведений о туроператоре в Единый федеральный реестр или об отказе во внесении принимается федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма в течение 5 дней с момента поступления заявления и всех необходимых документов. Основанием для отказа во внесении сведений о туроператоре в реестр могут быть недостоверные сведения о туроператоре либо несоответствие размера финансового обеспечения требуемому на основании «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Не реже одного раза в год федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма публикуются в государственных периодических печатных изданиях и размещаются и актуализируются на сайте в сети Интернет следующие сведения о туроператоре, внесенные в реестр: 1)

полное и сокращенное наименования; 2)

адрес (место нахождения) и почтовый адрес; 3)

идентификационный номер налогоплательщика; 4)

размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора пли банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение; 5)

адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность.

При изменении сведений о туроператоре, внесенных в реестр, обновленные данные размещаются федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма на своем сайте в Интернете в течение 3 рабочих дней с момента их получения. При желании туроператор имеет право на основании соответствующего заявления получить от федерального органа исполнительной власти в сфере туризма свидетельство о внесении сведений о нем в Единый федеральный реестр.

Таким образом, основными условиями, позволяющими организациям осуществлять туроператорскую деятельность, являются: 1)

регистрирование юридического лица, в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; 2)

наличие финансового обеспечения; 3)

внесение данных о туроператоре в Единый федеральный реестр.

С принятием ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ произошли изменения и в организации работы турфирм, осуществляющих турагентскую деятельность. Предусмотренные названным ФЗ изменения (финансовое обеспечение и внесение данных в реестр) на турагентов, осуществляющих деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, не распространяются. К тому же, с отменой процедуры получения лицензии исчезли многие требования и условия к осуществлению турагентской деятельности. В соответствии с настоящим законодательством в сфере туризма, данным видом туристской деятельности может заниматься любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в соответствии с ФЗ „О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, независимо от образования и штатного состава фирмы. Основным условием осуществления деятельности по продвижению и реализации турагентом туристского продукта, сформированного туроператором, является договор между турагентом и туроператором. При этом ответственность за невыполнение обязательств по договору реализации турпродукта перед третьим лицом несет туроператор, а не турагент. По мнению же многих туроператоров, нередко различные проблемы и неприятности происходят по вине именно турагента.

Похожие статьи:

  • Комментарии к ук рф статья 20 Ст. 20 УК РФ с комментариями Статья 20 УК РФ. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность - размещена в Общей части Второго раздела Четвёртой главы Уголовного Кодекса РФ. […]
  • Возврат излишне уплаченной суммы от поставщика Возврат излишне уплаченной суммы от поставщика Принятие решения об обращении в суд Всегда можно договориться Правила написания искового заявления. В Москве 35 районных […]
  • Как подать исковое заявление о разводе Исковое заявление без движения Если суд оставил исковое заявление без движения, необходимо исправить указанные в определении суда недостатки. Исковое заявление подается в суд в письменном […]
  • Приказ минфина россии от 25102010 132н ПБУ 21/2008 "Изменения оценочных значений" (приказ Минфина России от 06.11.2008 N 106н) Настоящий документ устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации […]
  • Лицензия на экскурсии Требуется ли лицензия для проведения экскурсий? Планирую проведение экскурсий в разных городах России. Перемещение во время экскурсий и между городами автобусом. Также предусматриваю […]
  • Статья 131 132 ук рф Статья 131. Изнасилование Статья 131. Изнасилование См. комментарии к статье 131 УК РФ Информация об изменениях: Федеральным законом от 27 июля 2009 г. N 215-ФЗ часть 1 статьи 131 изложена […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.