Требования к станциям технического обслуживания автомобилей

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

В пособии рассмотрены общие вопросы системы технического обслуживания легковых автомобилей, основные принципы проектирования, связи функционально-технологической структуры станций обслуживания с планировкой предприятия, его архитектурным решением. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по программам профессионального образования по специальности 290100, при изучении дисциплины «Архитектурное проектирование».

Особенности организации технического обслуживания легковых автомобилей на станциях технического обслуживания (СТОА)

Эксплуатация легковых автомобилей, принадлежащих населению, по сравнению с эксплуатацией легковых автомобилей общего пользования имеет ряд особенностей, к числу которых относятся:

  • • меньшая интенсивность эксплуатации;
  • • незначительные среднегодовые пробеги;
  • • длительные простои в условиях безгаражного хранения;
  • • значительно больший срок службы автомобилей;
  • • большие расстояния туристских поездок в летнее время года;
  • • более низкая квалификация водителей;
  • • тщательный внешний уход за автомобилями, частичное проведение ТО и ремонта силами владельцев, применение в основном индивидуального метода ремонта агрегатов и узлов;
  • • замена износившихся агрегатов и узлов более совершенными.

Основой организации работ на СТОА является «Положение о

техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей».

Данное Положение обязательно для всех СТОА, имеющих лицензию на производство ТО и ремонт таких автомобилей.

Техническое обслуживание автомобилей представляет собой комплекс работ, направленных на предупреждение отказов и неисправностей, поддержание автомобилей в исправном состоянии и обеспечение надежной, безопасной и экологически чистой эксплуатации.

Техническое обслуживание на СТОА включает следующие виды работ: контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, электротехнические, работы по системе питания, заправочные, смазочные и другие.

По периодичности, перечню и трудоемкости выполнения работы по ТО легковых автомобилей подразделяются на следующие виды: ежедневное техническое обслуживание (ЕО); периодическое техническое обслуживание (ТО), сезонное обслуживание (СО).

ЕО включает заправочные работы и контроль, направленный на каждодневное обеспечение безопасности и поддержание надлежащего внешнего вида автомобиля. Большей частью ЕО выполняется владельцем автомобиля перед выездом, в пути или по возвращении на место стоянки.

ТО предусматривает выполнение определенного объема работ через установленный эксплуатационный пробег автомобиля. В соответствии с нормативами ТО легковых автомобилей по периодичности ЕО один раз в сутки, ТО-1 через 4000 км, ТО-2 через 16 000 км пробега.

СО предусматривает выполнение ТО и дополнительных операций по подготовке автомобиля к зимней или летней эксплуатации согласно рекомендациям заводов-изготовителей.

Для качественного выполнения ТО и ТР СТОА оснащается необходимыми постами, устройствами, приборами, приспособлениями, инструментом и оснасткой, технической документацией.

В нашей стране, как и в большинстве стран мира, режим ТО легковых автомобилей регламентируется сервисной книжкой, прикладываемой к автомобилю при его продаже.

Сервисная книжка является основным документом, определяющим режим обслуживания автомобиля, а также взаимоотношения между заводом-изготовителем или его торговым подразделением и владельцем автомобиля. В книжке приводятся: данные об автомобиле и его владельце, дата продажи и наименование организации, продавшей автомобиль, условия гарантии, рекомендации по обслуживанию автомобиля, талон предпродажной подготовки; талоны с указанием пробега в километрах, при котором необходимо проводить обслуживание, и перечня операций, установленного заводом-изготовителем.

Например, сервисная книжка автомобилей ВАЗ имеет 11 талонов, рассчитанных на пробег до 100,5 тыс. км. Обслуживание по талону № 1 проводится через 2—3 тыс. км, по талону № 2 через 9,5—10,5 тыс. км и далее через 10 тыс. км. Объем обслуживания по каждому талону дан в виде перечня операций, включающих кон-трольно-осмотровые и регламентные работы. После обслуживания в талонах делается отметка с указанием километража и даты проведения работ на СТО.

Режимы ТО устанавливаются заводами-изготовителями. Сезонное обслуживание (СО) включает работы, проводимые при подготовке автомобиля к зимней или летней эксплуатации.

В основу организации производства положена единая для всех станций функциональная схема.

Автомобили, прибывающие на станцию для проведения ТО и ремонта, проходят мойку и поступают на участок приемки для определения технического состояния, необходимого объема и стоимости работ.

При приемке автомобилей на ТО и в ремонт, а также при выдаче автомобилей СТО должны руководствоваться приведенными в

Положении «Техническими требованиями на сдачу и выпуск из ТО и ремонта легковых автомобилей, принадлежащих гражданам».

Если при приемке в процессе диагностирования будут выявлены неисправности автомобиля, угрожающие безопасности движения, то они подлежат устранению на СТО по согласованию с владельцем автомобиля. В случае невозможности выполнения этих работ (по техническим причинам или при отказе владельца) станцией должна производиться отметка в наряд-заказе «Автомобиль неисправен, эксплуатации не подлежит».

После приемки автомобиль направляют на соответствующий производственный участок. При этом работы ТР предшествуют работам ТО.

В случае занятости рабочих постов, на которых должны выполняться работы согласно наряд-заказу, автомобиль поступает в зону ожидания, а оттуда по мере освобождения постов направляется на тот или иной производственный участок. После завершения работ автомобиль поступает на участок выдачи. Перед выдачей владельцу автомобиль, прошедший ТО или ремонт, должен быть принят техническим контролером. В случае некачественного выполнения ТО или ремонта владелец автомобиля может предъявить станции рекламацию. Сроки гарантий на работы ТО и ТР определены Положением: по ТО — 10 дней, по ТР — 30 дней и по окраске кузова — 6 мес.

Станциями технического обслуживания обычно выполняются все виды ТО и ТР автомобилей, а на крупных СТО и капитальный ремонт агрегатов. Выявленные неисправности устраняются станцией по согласованию с владельцем автомобиля. Капитальный ремонт агрегатов на станциях, как правило, выполняется индивидуальным методом. Для сокращения простоя автомобилей ремонт может осуществляться обезличенным методом, путем замены неисправных агрегатов и узлов на исправные.

Кроме того, СТОА могут проводить предпродажную подготовку автомобилей по договорам с торгующими организациями, а также продавать запасные части, автомобильные принадлежности и материалы и организовывать посты для ТО и ремонта силами владельцев, а также специальные передвижные мастерские для оказания технической помощи вне станции.

Определение технического состояния автомобиля, его агрегатов и узлов, выявление скрытых неисправностей, а также контроль качества выполненных работ осуществляются с помощью средств диагностирования. Диагностирование производится по заявке владельца автомобиля либо в соответствии с технологией работ и выполняется на специализированных участках диагностирования или непосредственно на рабочих постах. Результаты диагностирования фиксируются в «Карте контрольно-диагностического осмотра автомобиля», которая выдается владельцу автомобиля.

При оформлении заказа по требованию владельца автомобиля СТОА может выполнять неполный объем работ ТО, при этом в наряд-заказе делается соответствующая запись.

В связи с тем, что поступающие на станцию автомобили требуют проведения самых различных по наименованию и объему работ ТО и ТР, организация производства станции должна обеспечивать выполнение любого их сочетания, т. е. обладать достаточной гибкостью технологического процесса ТО и ТР. На практике это требование удовлетворяется применением метода выполнения ТО и ремонта на универсальных постах.

В связи со сложностью механизации и автоматизации работ ТО и ремонта автомобилей, эргономические требования в настоящее время являются не менее важными, чем рассмотренные технико-экономические. Условия труда в производственных помещениях, особенно в зонах рабочих постов, на которые осуществляется въезд подвижного состава, поддерживать на требуемом уровне сложно. Температура воздуха в производственных помещениях должна быть не менее 18 °С, а в зонах рабочих постов не менее 16 °С при влажности 40—60 %.

На закрытых стоянках автомобилей допускается понижение температуры до +5 °С. В большинстве районов страны необходимо обеспечивать въезд подвижного состава в здания через тамбуры или включать в зимний период года тепловые завесы.

ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТАНЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» Л.К. АЮКАСОВА ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТАНЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ Рекомендовано Учёным советом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программе высшего профессионального образования по специальности «Архитектура жилых и общественных зданий» Оренбург 2003

2 ББК я 73 А 98 УДК (075) Рецензент доктор технических наук, профессор А.Ф. Колиниченко член союза архитекторов России В.Л. Абрамов А 98 Аюкасова Л.К. Основы проектирования станций технического обслуживания легковых автомобилей: Учебное пособие. Оренбург: ГОУ ОГУ, с. ISBN В пособии рассмотрены общие вопросы системы технического обслуживания легковых автомобилей, основные принципы проектирования, связи функционально-технологической структуры станций обслуживания с планировкой предприятия, его архитектурным решением. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по программам профессионального образования по специальности , при изучении дисциплины «Архитектурное проектирование» А ББК я 73 6Л9-01 Аюкасова Л.К., 2003 ISBN ГОУ ОГУ, 2003

3 Содержание Введение 4 1 Система технического обслуживания автомобилей 4 2 Классификация станций технического обслуживания автомобилей 6 3 Размещение станций технического обслуживания 7 4 Основные требования и принципы проектирования 8 5 Генеральные планы СТОА 9 6 Функционально-технологическая структура СТОА и содержание 13 её производственной деятельности 7 Организация технологического процесса 23 8 Расчёт производственных площадей Расчёт площадей основного производства Расчёт площадей административно-бытовой зоны Производственные площади магазина по продаже автомобилей 28 9 Объёмно-планировочное решение СТОА Конструктивное решение СТОА, выбор строительных материалов Железобетонный каркас Стальной каркас Стены Покрытия Плоскостные покрытия Пространственные покрытия Оконные проёмы и фонари Унифицированные здания из лёгких металлических конструкций 56 Список использованных источников 66 Приложение А 67 Приложение Б 87 Приложение В 91 Приложение Г 97

4 Введение Автомобильный транспорт в нашей стране развивается бурными темпами качественно и количественно. Отечественный автомобильный рынок насыщается продукцией автомобилестроения не только Российских заводовпроизводителей, но и предлагается огромный спектр выбора автомобилей других стран мира. Ежегодные темпы роста мирового парка автомобилей составляют млн. единиц. Каждые четыре из пяти автомобилей общего мирового парка легковые, и на их долю приходится более 60% пассажиров, перевозимых всеми видами транспорта. Средняя насыщенность легковыми автомобилями в разных странах колеблется от 50 до 200 и более автомобилей на человек. Предельный уровень автомобилизации для любой страны прогнозировать сложно, но степень моторизации населения растёт. Насыщение легковыми автомобилями определяется целым рядом факторов, среди которых следует отметить такие, как уровень благосостояния населения, климатические особенности региона или страны, развитие общественного вида транспорта, особенности планировочных решений уличнодорожной сети городов, обеспеченность гаражами и стоянками. Высокие темпы роста парка автомобилей, принадлежащих гражданам, усложнение их конструкции, интенсификация движения на дорогах и др. факторы обусловили создание новой отрасли промышленности автотехобслуживания. /9/ 1. Система технического обслуживания автомобилей Автомобиль является источником повышенной опасности, и согласно действующему законодательству владелец несёт полную ответственность за техническое состояние и эксплуатацию принадлежащего ему транспортного средства. Поддержание автомобилей в технически исправном состоянии обеспечивается путём своевременного проведения ТО и ремонта, за качество которого ответственны предприятия системы «Автотехобслуживание», обеспечивающие выполнение соответствующих работ. Работы по ТО (техническому обслуживанию) и ТР (текущему ремонту) легковых автомобилей, т.е. обслуживание автомобилей, выполняют СТОА (станции технического обслуживания автомобилей) в САЦ (спецавтоцентр) и мастерских. СТОА являются основой производственно-технической базы системы «Автотехобслуживание». От производства до списания автомобиль периодически подвергается трём комплексам технических воздействий: при предпродажной подготовке, в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации. Перечисленные технические воздействия могут выполняться не только на СТОА, но и на соответствующих участках крупных автомагазинов (работы по предпродажной подготовке). /9/ Предпродажная подготовка автомобилей. Качество автомобиля в момент продажи должно соответствовать требованиям технических условий

5 завода-изготовителя. Предпродажная подготовка является обязательным условием для обеспечения гарантий завода-изготовителя. Автомобиль, поступающий с завода в магазин, в целях сохранения лакокрасочного покрытия защищён противокоррозийным составом, который удаляют перед продажей. Во время транспортирования автомобиля поверхность кузова и внутренняя часть салона загрязняются, в связи с чем требуются их мойка и чистка. Перед продажей автомобиль тщательно осматривают, производят необходимые регулировочные и контрольные работы. Все выявленные отказы и неисправности устраняют. /9/ Гарантийное обслуживание автомобилей. Гарантии заводовизготовителей определяют их ответственность за качество выпускаемой продукции и включают обязательства по безвозмездному устранению дефектов, не вызванных какими-либо нарушениями правил продажи и эксплуатации автомобилей, и по замене преждевременно износившихся или вышедших из строя агрегатов, узлов и деталей вследствие наличия в них скрытых дефектов. Гарантийный срок устанавливается заводом-изготовителем по пробегу и времени с начала эксплуатации ТО в гарантийный период проводится в планово-предупредительном порядке на спецавтоцентрах, станциях гарантийного обслуживания и СТОА общего пользования (на договорной основе) и включает моечно-уборочные, контрольно-диагностические, крепёжно-регулировочные и заправочно-смазочные работы. На предприятиях ТО для владельцев автомобилей проводят бесплатные консультации с целью разъяснения правил эксплуатации, ухода и хранения автомобилей. /9/ Обслуживание автомобилей в послегарантийный период эксплуатации. ТО включает следующий комплекс операций: уборочные, моечные, заправочные, смазочные, контрольно-диагностические, крепёжные, регулировочные, электрокарбюраторные, шиноремонтные. ТО в послегарантийный период подразделяют на ежедневное техническое обслуживание (ЕО), первое (ТО-1) и второе (ТО-2) техническое обслуживание автомобилей, сезонное обслуживание (СО). При ЕО выполняют контрольно-смотровые работы по агрегатам, системам, механизмам, обеспечивающим безопасность движения (состояние шин, действие тормозных систем, рулевого управления, освещения, сигнализации и др.), а также работы по обеспечению надлежащего внешнего вида автомобиля (мойку, уборку, полирование) и заправку автомобиля топливом, маслом, охлаждающей жидкостью. ТО-1 рекомендуется проводить через км пробега и включает моечно-уборочные, контрольно-диагностические, осмотровые, крепёжные, регулировочные работы. ТО-2 рекомендуется проводить через км. Перед выполнением ТО-2 или в процессе его целесообразно проводить углубленное диагностирование всех основных агрегатов, узлов и систем автомобиля для установления их технического состояния, определения характера неисправностей, их причин, а также возможности дальнейшей эксплуатации агрегата, узла, системы.

Смотрите еще:  Страхование автомобиля осаго волгоград

6 При ТО-2, кроме объёма работ по ТО-1, выполняют ряд дополнительных операций: закрепление, подтяжку, регулировку узлов и деталей. Современные СТОА осуществляют: продажу автомобилей и предпродажное обслуживание новых и подержанных автомобилей, продажу запасных частей и сопутствующих товаров, техническое обслуживание (ТО-1, ТО-2) и технический ремонт (ТР), капитальный ремонт (КР) агрегатов и восстановительный ремонт автомобилей, в т.ч. и устранение повреждения кузова автомобиля, вызванного дорожно-транспортным происшествием. /9/ 2. Классификация СТОА Система, которая лежит в основе классификации СТОА, во многих странах различна. В большинстве, как и в России, станции классифицируют по числу рабочих постов, т.к. это даёт представление о размере и мощности станции, месторасположению, назначению и специализации СТОА. В нашей стране СТОА по назначению подразделяются на: городские для обслуживания парка индивидуальных автомобилей, и дорожные для оказания технической помощи всем транспортным средствам в пути. Городские станции могут быть универсальными, специализированными по видам работ и маркам автомобилей, СТОА автозаводов. По производственной мощности, размеру и виду выполняемых работ СТОА подразделяются на 3 вида: малые, средние и крупные. Малые станции обслуживания до десяти рабочих постов предназначены для выполнения следующих работ: моечно-уборочные, общей диагностики, технического обслуживания, смазки, подзарядки аккумуляторных батарей, кузовных (в малом объёме), подкраски кузова, сварочных, текущего ремонта, а также продажи запасных частей и автомобильных принадлежностей. Средние станции обслуживания до 34-х рабочих постов выполняют те же работы, что и малые. Кроме того, они проводят углубленную диагностику автомобилей и их агрегатов, ремонт и восстановление кузовов, окраску всего автомобиля, обойные работы, ремонт агрегатов и аккумуляторных батарей, а также возможна продажа автомобилей. Крупные станции обслуживания более 34-х рабочих постов выполняют все виды обслуживания и ремонта средних станций в полном объёме. Они имеют специализированные участки для проведения капитального ремонта агрегатов и узлов. Для выполнения работ по диагностике могут применяться поточные линии. Осуществляется продажа автомобилей. В зависимости от дислокации средних и крупных СТОА возможна организация технической помощи по вызову, заправка автомобилей топливносмазочными материалами. /8/

7 Рисунок 1 Классификация станций технического обслуживания 3. Размещение станций технического обслуживания В крупных городах СТОА целесообразно размещать следующим образом: крупные СТОА и центры «Автосервиса» — на периферии города, примыкающими к существующим промышленным зонам или в составе их, к вылетным автомагистралям с большими автопотоками, к крупным транспортным узлам, включающим в себя автовокзалы, железнодорожные вокзалы и т.д.; средние по мощности СТОА целесообразно размещать на окраине территории жилых районов; малые СТОА, которые почти не передаются в санитарном разрыве от селитебной зоны, размещаются равномерно внутри каждого жилого района.

8 Для крупных городов удачным является размещение СТОА на кольцевых или объездных дорогах. Необходимо наличие хорошей связи станции обслуживания с сетью общественного транспорта, т.к. многие заказчики, особенно в случае продолжительного ремонта, не дожидаются окончания работ. Выбор участка для размещения СТОА определяет в дальнейшем её градостроительную роль, зонирование территории, расположение въезда и выезда, схему движения автомобилей на участке. /14/ 4. Основные требования и принципы проектирования СТОА К основным требованиям, предъявляемым в настоящее время к проектированию станций, относятся следующие: 1) максимальное удовлетворение потребностей в производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей; 2) максимальное приближение СТОА к потребителям их услуг; 3) обеспечение достаточной технологической гибкости планировочных решений СТОА, позволяющей осуществлять переход от одной организационной формы СТОА к другой с минимальными затратами. Для удовлетворения перечисленных требований необходимы не только новые планировочные решения СТОА, но и новые организационные формы их развития. Существующие особенности действующей сети СТОА, увеличение парка легковых автомобилей и другие факторы обуславливают различие организационных форм развития СТОА каждого региона. Следовательно, и планировочные решения станций также должны быть различными, при этом отдельные типовые элементы могут быть одинаковыми. Задача определения рациональной планировки в этих условиях сводится к рациональному расчленению комплекса работ по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей на самостоятельные производственные процессы с последующим определением вариантов планировочных решений помещений для их производства в различном сочетании. Рациональная технология и организация производства являются основой проектирования. Качество выбранных планировочных решений в значительной степени влияет на эффективность производственной деятельности любого предприятия, в том числе и СТОА. Рациональная планировка должна исходить из оптимальной структуры СТОА, её вместимости, определяющей состав и объём необходимых видов работ, а также тенденцией их изменения. Именно это определяет внутреннее содержание СТОА. Каждое предприятие автотехобслуживания должно проектироваться таким образом, чтобы имелась возможность его трансформации и дальнейшего расширения. Все перечисленные требования в комплексе можно свести к общим принципам проектирования, которые лежат в основе создания объёмно-

9 планировочного решения любого предприятия по техническому обслуживанию автомобилей: учёт местных условий региональных, климатических, ландшафтных; соответствие планировочных решений функциональнотехнологической схеме организации производственного процесса; размещение зон основного и вспомогательного обслуживания в одном здании; унификация объёмно-планировочных и конструктивных решений; обеспечение максимальных удобств для клиентов путём деления предприятия на две сообщающиеся зоны: обслуживания клиентов и обслуживания автомобилей; простота маневрирования автомобиля в здании; гибкость производственных процессов, лёгкость их модернизации, возможность изменения технологии производства. /8, 14/ 5. Генеральные планы СТОА Планируя привязку станции к дорожной сети, необходимо принимать во внимание то взаимодействие, которое может оказать создание станции на дорожное движение. Градостроительная ситуация оказывает влияние на конфигурацию участка, характер организации въездов и выездов. Существует несколько схем привязки участка СТОА к автомагистралям, отражённым на рисунке 2. Рисунок 2 Схемы размещения участков станций относительно автомагистралей Необходимую площадь под станцию обслуживания определяют с учётом площади всех сооружений, внутренних транспортных путей и стоянок. Размер земельного участка для СТОА на 25 рабочих постов должен быть не менее 2 га. Расстояние от жилых домов следует выдерживать не менее 25 м. С точки зрения технологии, наиболее подходящим считается квадратный или прямоугольный участок с соотношением сторон 2 3. При планировке следует учитывать привязку к дорожной сети, технологическую

10 последовательность расположения основного здания СТОА и прочих сооружений (автозаправки, складских помещений), необходимость внутренних транспортных путей, стоянок, зелёных насаждений, а также возможность дальнейшего развития предприятия. Предприятия по обслуживанию автомобилей, где предусматривается хранение автомобилей на площадках (открытых или с навесом), должны иметь ограждение высотой 1,6 м СТОА, где предусматривается более 10 постов обслуживания автомобилей, должны иметь не менее двух въездов (выездов). В зависимости от расположения участка относительно автомагистрали существует несколько приёмов взаиморасположения въезда и выезда (рисунок 3). Рисунок 3 Расположение въезда и выезда Ворота для въезда на предприятие или выезда из него должны располагаться с отступом от красной линии, равным не менее длины основной модели обслуживаемых автомобилей. При расстоянии между воротами менее 30 м въезд на предприятие должен предшествовать выезду, считая по направлению движения на проезжей части дороги со стороны предприятия. При размещении предприятий на участке, ограниченном двумя дорогами общего пользования, ворота должны располагаться со стороны дороги с наименьшей интенсивностью движения. При решении генерального плана требуется организация зонирования территории участка, соблюдение санитарно-гигиенических, противопожарных и других требований. Необходимо избегать пересечения основных транспортных потоков на территории СТОА. На нижеприведённой схеме (рисунок 4) даны приёмы взаиморасположения въезда и выезда относительно главной улицы при различном расположении участка СТОА и рациональные схемы движения автомобилей на участке. Здание СТОА следует размещать на некотором удалении от магистрали (возможно размещение и в центре площадки) с целью лучшего обозрения и обеспечения проезда для манёвра. Вспомогательные здания и сооружения следует размещать в глубине участка на расстоянии, требуемом по нормам. Проезжая часть должна быть не менее 3,5 м при одностороннем движении автомобилей и 6 м при двустороннем движении. Радиусы закругления проезжей части допускается принимать 6-8 м. Ширина

11 пешеходных дорожек должна приниматься не менее 1,5 м. Организация движения автомобилей внутри территории может строиться двумя способами: по часовой стрелке и против, как показано на рисунке 4. /8, 14/ Рисунок 4 Организация движения автомобилей на участке Зоны стоянок внешних и внутренних следует располагать таким образом, чтобы обеспечить кратчайшие расстояния до здания СТОА. Размеры площади под стоянки и ведущие к ним пути зависят от величины автотранспортного предприятия и способа расстановки автомобилей. Место для стоянки включает в себя площадь, занимаемую транспортным средством, расстояние между автомобилями, полосу безопасности и подъездной путь. На одно машино-место приходится 25 м 2 территории. Ширина подъездного пути зависит от угла расстановки, способа въезда на стоянку (передним или задним ходом), расстояния между автомобилями, их габаритных размеров и маневренности. На рисунке 5 приведены различные типы стоянок легковых автомобилей. Способ расстановки автомобилей параллельно краю дороги не экономичен, т.к. требует много места. С точки зрения площади, наиболее экономичным является способ перпендикулярной расстановки с заездом на стоянку задним ходом. Подъездной путь не может быть уже 4,5 м. Расстановка автомобилей под углом менее 45, если нет ограничений по ширине, не экономична, поскольку приводит к образованию на стоянке больших «мёртвых» зон. Приведённые способы расстановки следует применять, сообразуясь с имеющейся площадью и особенностями СТОА. Для СТОА на 25 рабочих

12 постов следует предусматривать на территории предприятия открытую стоянку для автомобилей, ожидающих обслуживания на 50 машино-мест, стоянку под навесом для готовых автомобилей на 20 машино-мест, стоянку автомобилей для продажи (под навесом или крытую) на 80 машино-мест. /11/ Рисунок 5 Типы стоянок легковых автомобилей Стоянка для рабочих и служащих СТОА может располагаться как на самой территории, так и вне её. Количество машино-мест определяется из расчёта одно машино-место на 5 человек, занятых в одну смену. Стоянку для посетителей магазина по продаже автомобилей и запасных частей располагают вне территории СТОА, максимально приближают к главному входу в магазин и проектируют её площадь из расчёта на машино-мест. Расстояние от площадок для хранения автомобилей до зданий и сооружений I и II степени огнестойкости со стороны стен без проёмов не нормируются, то же со стороны стен с проёмами принимается не менее 9 м. Для зданий III степени огнестойкости принимаются соответственно 6 и 12 м.

13 Необходимо отметить, что при решении генпланов особое внимание следует уделить безопасности подхода к группе административных и клиентских помещений, магазина и кафе, исключая пересечение потоков людей и машин. Основным показателем по генеральному плану является плотность застройки, которая для городских СТОА должна быть не ниже 40%. Примеры решения генеральных планов СТОА различной вместимости в приложении А. 6. Функционально-технологическая структура СТОА и содержание её производственной деятельности Планировка станции технического обслуживания определяется, прежде всего, функционально-технологической структурой, а также назначением, размерами предприятия, комплексом местных условий (климатических, ландшафтных). /6/ Функциональная схема отражает разнообразие требований клиентуры, заключающейся в обеспечении гибкости технологического процесса, в возможности сочетания производственных операций, независимого так и последовательного их осуществления. Упрощённая схема функционального зонирования СТОА приведена на рисунке 6. Рисунок 6 Функциональное зонирование станций технического обслуживания Основными структурными составляющими СТОА являются группы помещений основного производства (зона постов ТО и ТР), вспомогательных специализированных участков и административно-бытовых. Группировку отдельных помещений осуществляют с учётом технологической последовательности и функциональной взаимосвязи производственных процессов. Правильное зонирование обеспечивает чёткую работу СТОА и

14 возможность независимого развития отдельных групп помещений, а также станции в целом. Эта группы помещений, тщательно проработанные технологически и планировочно являются типовыми элементами или узлами. определённый набор таких технологических элементов для каждой функциональной зоны СТОА обуславливает наиболее гибкое технологическое и планировочное решение всей СТОА. На рисунке 7 приведена схема взаимосвязей таких технологических узлов и объединение их в один процесс основного производства. /10/ Рисунок 7 Схема технологии производства СТОА Рассмотрим назначение и характеристику выполняемых работ основных и вспомогательных участков. (Приложение В) Участок моечно-уборочных работ СТОА в связи с быстрым ростом парка легковых автомобилей целесообразно использовать как для технологических целей, так и для выполнения моечно-уборочных работ как самостоятельной операции. Технологический процесс моечно-уборочных работ включает в себя: уборку салона автомобиля, мойку двигателя, мойку автомобиля снизу, наружную мойку, сушку и полировку кузова автомобиля. Эти работы выполняют на отдельных участках, оборудованных водоочистительными сооружениями и оснащённых необходимым оборудованием. /6, 9/ Участок приёмки и выдачи автомобилей. Этот участок является начальным и конечным пунктом пребывания автомобилей на СТОА, здесь

Смотрите еще:  Облагается ли договор цессии ндс

15 клиент передаёт свой автомобиль обслуживающему персоналу и получает его обратно. При приёмке автомобиля выполняются следующие работы: проверка агрегатов и узлов, на неисправность которых указывает владелец автомобиля; внешний осмотр автомобиля и проверка его комплектности; проверка агрегатов, узлов и систем, влияющих на безопасность движения; проверка технического состояния автомобиля с целью выявления дефектов, не заявленных владельцем; определение ориентировочного объёма стоимости, срока выполнения работ и способа устранения дефектов; согласование всех необходимых вопросов с владельцем автомобиля, оформление документов. Схема компоновки участков моечно-уборочных работ и приёмкивыдачи автомобилей приведена на рисунках 8 и 9. /6, 9/ I помещение для клиентов; II административно-бытовые помещения; III участок приёмки-выдачи автомобилей; IV участок моечно-уборочных работ; 1 устройство для поперечного перемещения автомобилей (возможное); 2 одноплунжерный гидроприёмник; 3 установка для мойки и сушки автомобилей; 4 шланговая моечная установка; 5 высоконапорная пароструйная установка для мойки агрегатов Рисунок 8 Схема компоновки участков моечно-уборочных работ и приёмки-выдачи автомобилей

16 а схема мойки; б, в варианты совместного расположения моечной и сушильной установок соответственно последовательного и под углом; г схема действия установки Рисунок 9 Автоматическая установка «Дельта» для мойки автомобилей

17 Диагностика автомобилей. Диагностика выполняет функции измерительного органа. Она служит для определения технического состояния автомобиля, его агрегатов и механизмов без их разборки и представляет собой технологический элемент ТО и ТР и основной метод выполнения контрольных работ. На рисунке 10 приведён наглядный пример организации СТОА с поточными линиями мойки и диагностики автомобилей. /6, 9/ 1 контора и помещение для клиентов; 2 линия мойки автомобилей; 3 вид продажи запасных частей; 4 линия диагностики автомобилей; 5 пост проверки и регулировки углов установки колёс; 6 пост проверки и регулировки трансмиссии, двигателя и электрооборудования автомобиля; 7 пост балансировки и ремонта колёс автомобиля; 8 пост смазки автомобиля Рисунок 10 Станция технического обслуживания с поточными линиями мойки и диагностики автомобилей. Зарубежный опыт На рисунке 11 приведена схема компоновки участка диагностирования.

18 1 стенд для проверки углов установки колёс; 2 стенд для проверки эффективности действия тормозных механизмов; 3 установка для отвода отработавших газов; 4 автомобиле-места Рисунок 11 Схема компоновки участка диагностирования

19 Участок технического обслуживания. Техническое обслуживание это комплекс профилактических работ для поддержания автомобиля в технически исправном состоянии. Оно включает следующие основные работы: уборочно-моечные, крепёжные, диагностические и регулировочные, смазочные и шинные. Работы ТО выполняются на рабочих постах, комплексных или специализированных. При этом технологически родственные работы ТО и ТР могут выполняться на одних и тех же постах различных производственных участков. /6, 9/ Участок текущего ремонта. Основанием для выполнения работ ТР является заявка владельца автомобиля, данные диагностики или выявленные неисправности при выполнении ТО. Работы ТР подразделяются на разборочносборочные и ремонтно-восстановительные. По характеру и месту производства весь объём работ ТР подразделяется на две части: работы, выполненные на рабочих постах (разборочно-сборочные, регулировочно-крепёжные, устранение неисправностей тормозной и других систем, незначительных повреждений кузова, агрегатов и узлов без их снятия и разборки), и производственно-цеховые, выполняемые на специализированных участках (агрегатные, слесарно-механические, электротехнические, аккумуляторные, шиномонтажные, сварочные, кузовные, малярные). /6, 9/ Типовая схема участка постов ТО и ТР приведена на рисунке 12. На агрегатно-механическом участке выполняются разборочносборочные, моечные, ремонтно-восстановительные и контрольные работы по двигателю, коробке передач, рулевому управлению, передним и задним мостам и другим агрегатам и узлам, снятым с автомобиля для ТР. /6, 9/ На участке ремонта и заряда аккумуляторных батарей осуществляется подзаряд, заряд и ремонт аккумуляторных батарей. /6, 9/ На участке ремонта электрооборудования выполняются проверка и ремонт приборов, снятых с автомобиля, неисправность которых не могла быть устранена на постах ТР. На рисунке 13 приведена типовая схема электрокарбюраторного участка. Зона ремонтно-кузовных работ включает 3 участка: окрасочный, кузовной и обойный. /6, 9/ Окрасочный участок имеет в своём составе три производственных отделения, связанных функционально между собой: подготовительных работ, краскоприготовительное и окрасочное. В отделении подготовительных работ производится снятие старой краски, шпатлёвка и шлифовка. В окрасочном отделении проводят следующие работы: нанесение грунта и его сушку, частичную или полную окраску кузовов, нанесение противошумной мастики. Все работы, связанные с распылением лакокрасочных материалов и их сушкой производят в специальных герметических камерах, оборудованных приточновытяжной вентиляцией. Все процессы, связанные с подготовкой смесей, приготовлением лаков и красок, разбавлением растворителей выполняют в отдельных вентилируемых помещениях краскоприготовительного отделения.

20 1 двухстоечный электромеханический подъёмник; 2 четырёхстоечный электромеханический подъёмник; 3 зона размещения вспомогательного оборудования и инструмента; 4 автомобиле-места ожидания Рисунок 12 Типовая схема участка постов ТО и ТР

21 1 динамометрический стенд; 2 стеллаж для узлов и деталей; 3 ванна для мойки деталей; 4 верстак для ремонта карбюратора; 5 установка для проверки карбюраторов и бензонасосов; 6 вращающийся стол для ремонта электрооборудования; 7 гидравлический пресс; 8 настольно-сверлильный станок; 9 станок для обтачивания и фрезерования коллекторов; 10 пульт для контроля электрооборудования; 11 точильно-шлифовальный станок; 12 стенд для проверки электрооборудования; 13 стол для приборов; 14 вентилятор; 15 посты ТР Рисунок 13 Типовая схема электрокарбюраторного участка с динамометрическим стендом

22 На кузовном участке осуществляют замену отдельных деталей кузова, а также сварочные, жестяницкие, медницкие и кузнечнопрессовые работы. На обойном участке выполняют ремонт сидений и спинок, замену и ремонт обивки потолка, а также изготовление утеплительных чехлов и обивки кузова. Снятие и постановку обивки кузова, а также сидений производят на рабочих постах кузовного участка. /6, 9/ Типовая схема обойного, кузовного и окрасочного участков приведена на рисунке 14. I обойного; II кузовного; III окрасочного; 1 швейная машина; 2 стенд для обивки сидений; 3 стол закройщика; 4 верстак обойщика; 5 стеллаж; 6 точильный станок; 7 установка для правки кузовов; 8 опрокидыватель для легковых автомобилей; 9 тележка для перевозки кузовов; 10 столы и газо и электросварщика; 11 сварочный трансформатор; 12 краскомешалка; 13 стол для приготовления красок; 14 шкафы для красок; 15 камера для окраски и сушки автомобилей; 16 пульт управления; 17 посты подготовки к окраске Рисунок 14 Типовая схема участков

23 7. Организация технологического процесса В основу организации технологического процесса положена единая функциональная схема обслуживания. Автомобили, прибывающие на станцию для проведения ТО и ТР, проходят участок моечно-уборочных работ и поступают на участок приёмки для определения необходимого объёма на участок приёмки для определения необходимого объёма и стоимости работ. Если на участке приёмки автомобилей возникают затруднения с определением объёма необходимых работ, то он уточняется после прохождения автомобилем участка диагностики. Участок приёмки-выдачи и диагностики автомобилей является управляющим и контролирующим блоком в организационной схеме СТОА. Контакты с клиентами ограничиваются участком приёмки-выдачи автомобилей (иногда допускается их присутствие на участке диагностики, но более предпочтительным является наблюдение клиентов за диагностированием своих автомобилей через стеклянную перегородку). На других производственных участках станции присутствие клиентов крайне нежелательно. После диагностирования автомобиль поступает в зону ТО и ТР. Производственные участки ТО и ТР с рабочими постами считаются основными. Участки, специализирующиеся на выполнении различных видов внепостовых (цеховых) работ, например, ремонта топливной аппаратуры электрооборудования, аккумуляторных батарей и др., обеспечивающие работу основных участков, считаются вспомогательными. Для современных СТОА характерно выполнение основной части работ по ТО и ТР в общем зале. Вне общего зала обычно находятся участки кузовных работ и окраски (т.е. помещения, работающие в ином микроклиматическом режиме). После выполнения необходимого комплекса работ, автомобиль поступает на участок контроля и выдачи. При необходимости качество работ может быть проверено на постах диагностики. В случае, когда посты диагностики и приёмки заняты или отсутствует владелец, автомобиль поступает в зону ожидания. /10/ 8. Расчёт производственных площадей СТОА 8.1 Расчёт площадей основного производства Станцию технического обслуживания условно можно разделить на две зоны: производственную и административно-бытовую. /7, 14/ Основным показателем, относительно которого ведётся расчёт производственных площадей, является мощность станции, т.е. количество единовременно обслуживаемых рабочих постов и наличия в структуре соответствующих производственных участков. Для типовых проектов городских универсальных

24 СТОА комплексного обслуживания распределение рабочих постов по участкам представлено в таблице 1. Таблица 1 Распределение рабочих постов по участкам СТОА Производственные Число постов участки Мойки Диагностики ТО и ТР Смазки Кузовных работ Окрасочных работ Для ориентировочного расчёта производственной площади можно исходить из условия, что удельная производственная площадь рабочего поста (т.е. площадь, отводимая на техническое оснащение и функционирование одного рабочего поста ТО и ТР) в зависимости от мощности станции равна: 6 10 постов м 2 ; постов м 2 ; постов м 2 ; свыше 25 постов м 2. Производственную площадь СТОА (в %) распределяют следующим образом Зона постов ТО и ТР 50 Производственные отделения внепостовых работ 10 Окрасочный участок 13 Кузовной участок 12 Участок приёмки выдачи и диагностирования автомобилей 10 Участок моечно-уборочных работ Расчёт площадей административно-бытовой зоны В зависимости от полученной производственной площади СТОА рассчитывают полезную площадь административно-бытовой и складской зон (в %). Производственные помещения 70 Склад запасных частей 10 Административно-бытовые помещения 20 К административным помещениям относятся конторские помещения, касса, комната для клиентов, бюро контроля загрузки постов и нормирования, бухгалтерия, кабинеты начальника, мастеров, инженера-экономиста, зав. складом, мастера по оборудованию, диспетчера, посты приёмки автомобилей на ремонт, помещение для контролёров-приёмщиков.

25 Численность инженерно-технических работников и служащих принимается в зависимости от мощности СТОА: 6 10 постов 6 9 чел постов чел постов чел. свыше 25 постов чел. Бытовые помещения включают помещения для отдыха рабочих, столовую, раздевалки, душевые, умывальные, санузлы. Расчёт бытовых помещений ведётся по численности производственных и вспомогательных рабочих. Удельную (на один пост) численность одновременно работающих на рабочем посту принимают равной 1,5 2,5 человек на участке ТО и ТР и 1 1,5 человек на участках кузовных и окрасочных работ. Для станции мощностью 25 рабочих постов численность производственных рабочих составит 30 человек. Численность вспомогательных рабочих устанавливают в пределах 15 20% от общей численности производственных рабочих. Она составит 6 человек. Итого, общий численный состав работающих на станции технического обслуживания на 25 рабочих постов составит 56 человек. Санитарно-бытовые помещения занимают, как правило, наименьшую площадь во вспомогательных помещениях административно-бытовой зоны станции. Усреднённый расчётный суммарный расход площади санитарнобытовых помещений на одного обслуживаемого следует принимать 1,5 м 2. На рисунках 15, 16, 17 представлены примеры планировки гардеробных и гардеробно-душевых блоков. Помещения умывальных, душевых, туалетов влажные помещения. При проектировании их следует размещать по возможности концентрированно как по горизонтали, так и по вертикали. Размещение влажных помещений над помещениями иного назначения не допускается. В состав административно-бытовой зоны включается столовая для обслуживания работающих. Допускается предусматривать вместо столовой буфет с отпуском горячих блюд. Буфеты рассчитывают на число посадочных мест в зале от 8 до 50. Площадь помещений буфетов колеблется от 30 до 110 м 2. Площадь помещений для приёма пищи следует определять из расчёта 1 м 2 на каждого посетителя, но не менее 12 м 2. Кроме того, в состав помещений СТОА могут быть включены помещения кафе, обслуживающего клиентов, посетителей магазина, население прилегающего жилого района. На расчёт площадей кафе будет влиять размещение СТОА относительно города. Решать входы, обслуживание кафе стоит изолированно от производственной зоны СТОА. Общую площадь административно-бытовой части следует принимать 1000 м 2, из них: помещения для административно-управленческого аппарата 200 м 2, бытовые помещения для производственных и вспомогательных рабочих 500 м 2. Клиентские помещения 300 м 2. Из них: зал ожидания для клиентов

26 100 м 2, помещение для технических консультаций 70 м 2, кафетерий 95 м 2, санузлы 35 м 2. 1 ножные ванны; 2 круглые умывальники; 3 шкафы для хранения одежды; (без скамей); 4 электрополотенца; 5 косметический узел; 6 помещение обслуживающего персонала; 7 помещения получения чистой спецодежды; 8 уборная; 9 помещение сдачи грязной спецодежды; 10 помещение глажения одежды и чистки обуви Рисунок 15 Пример планировки гардеробного блока при совместном хранении домашней и специальной одежды Помещение для клиентов должно непосредственно сообщаться с помещениями приёмки и выдачи автомобилей, предварительного диагностирования, администратора, магазина по продаже автомобилей и запасных частей.

27 а при совместном хранении домашней одежды и спецодежды и смежном расположении душевой; б при раздельном хранении домашней одежды и спецодежды и островном расположении душевой Рисунок 16 Примеры решения гардеробно-душевых блоков

28 Рисунок 17 Пример планировки санитарно-бытового помещения, состоящего из типовых гардеробно-душевых секций при раздельном хранении домашней одежды и спецодежды и продольном расположении душевых 8.3 Производственные площади магазина по продаже автомобилей При станциях средних и крупных размеров возможно размещение магазинов по продаже легковых автомобилей, запасных частей и сопутствующих товаров. Функционирование магазинов может осуществляться автономно без связи с самой станцией. Главный вход следует ориентировать на основную автомагистраль или улицу. Общую площадь магазина следует принимать равной 1000 м 2. Состоит из следующих помещений: демонстрационный зал 250 м 2 ; зал подготовки, осмотра и выдачи проданных автомобилей 250 м 2 ; склад запасных частей и сопутствующих товаров 300 м 2 ; контора, кабинеты директора, зам. директора, помещение для оформления документов, страхование автомобилей, комната водителейперегонщиков, бюро обслуживания и оформления покупок 100 м 2. Одновременно в магазине следует предусмотреть место на 20 автомобилей. Из них 4 в демонстрационном зале и 16 в зале подготовки к продаже. 9. Архитектурно-композиционное решение станций технического обслуживания Архитектурная композиция любых производственных зданий, в том числе и станций технического обслуживания, определяется следующими факторами: функционально-технологическим назначением здания и режимом работы в производственных помещениях; климатом района строительства и положением здания в окружающей застройке, т.е. градостроительной

Смотрите еще:  Защита адвоката при задержании

29 ситуацией; архитектурно-композиционными приёмами в условиях индустриализации и унификации строительства. /1/ Станции технического обслуживания относятся к типу промышленных зданий, характер решения которых тесно связан с технологическим процессом, размещением оборудования, характером перемещения автомобилей внутри здания (горизонтальное). Технологии задают схему основного производства в части этажности. СТОА следует проектировать одноуровневыми. Это позволяет учесть особенности производственного процесса и добиться наибольшего экономического эффекта. Функционально-техническое назначение здания сказывается не только на выборе этажности, но и на выборе типа здания в пределах одной и той же этажности, отличающегося своими характерными объёмно-пространственными особенностями. Так, например, среди одноэтажных производственных зданий ячейковый тип наиболее прост. Это, как правило, прямоугольник в плане и в разрезе, параллелепипед в объёме, лишённый пластики и силуэта из-за простоты конфигурации в плане и отсутствия перепадов высот в разрезе. Ячейковый тип здания в СТОА можно применять для размещения в них складских помещений или вспомогательных производств. /1, 13/ Пролётный тип производственного здания представляет совершенно другие объёмно-пространственные возможности. Они определяются взаимным расположением и группировкой пролётов различных габаритов. Пролётный тип здания является наиболее оптимальным для размещения функциональнотехнологических процессов станций технического обслуживания малых, средних и крупных размеров. /1, 13/ Зальный тип производственного здания характерен очертанием перекрытия крупного пролёта. Этот тип может использоваться для размещения производства крупных станций технического обслуживания легковых автомобилей, автобусов. В сочетании с обычным пролётным типом крупнопролётный выделяют как главный, подчиняющий себе всю остальную застройку. /1, 13/ Композиционное решение производственного здания строят также и на различных сочетаниях элементов основного производства с другими функциональными элементами: обслуживания производства; обслуживания работающих; инженерного оборудования; сетевого хозяйства. СТОА помимо основного производства по техническому обслуживанию автомобилей включают в себя и иные функции, которые имеют связь с основным производственным процессом, а также функции с ним не связанные. К функциям, связанным с основным производственным процессом, относятся, прежде всего, вспомогательные производства, обслуживающие владельцев автомобилей это заправочные станции горюче-смазочными материалами, временное хранение автомобилей на открытых площадках или в гараже. Заправочные станции, если они включены в состав СТОА, следует размещать в непосредственной близости от автомагистрали. /11/ (Приложение Б) Внутренние транспортные пути станции обслуживания должны быть связаны с

30 заправочной станцией, но не препятствовать движению на ней. Пример размещения заправочной станции и организации движения транспорта показан на рисунке основное здание СТОА; 2 автозаправочная станция; 3 стоянка автомобилей Рисунок 18 Планировка станции технического обслуживания, совмещённой с автозаправочной станцией (г. Веспрем) На ведомственных станциях обслуживания часто производится и хранение автомобилей в гараже. При многоярусном хранении станцию обслуживания размещают всегда на нижнем ярусе. Размещение гаражей для хранения автомобилей в одном здании со СТОА существенным образом сказывается на архитектурно-композиционном решении, благодаря возможности изменения этажности, размещению наклонных въездных рамп, приданию пластики в решении планов. На рисунке 19 отчётливо видна архитектурная выразительность этого типа сооружений. /2, 4/

31 а Рамповый гараж б Механический гараж Рисунок 19

32 Помимо перечисленных производственных сооружений в состав СТОА входят и объекты общественного назначения: магазин по продаже автомобилей и запасных частей, административно-бытовой корпус, кафе. Характер архитектурного решения этих зданий подчиняется правилам композиционного построения общественных зданий. В общей композиции СТОА необходимо найти равновесное взаимодействие различных пространственных зон в одном объёме производственного здания, умело скомпоновать блок большой протяжённости и малой высоты, где размещено основное производство, с вертикально вытянутым блоком административно-бытового назначения. Большую выразительность зданию можно придать интересным решением магазина, кафе, удачно найденной формой фонарей верхнего освещения, элементами рекламы и визуальной информации, цветовым решением фасадов, ночным освещением. Эффективным средством архитектурной композиции является ритм членения фасадов зданий. При помощи ритма достигается гармоничная соразмерность и выразительность облика промышленных зданий. В условиях индустриального строительства с преобладанием типовых повторяющихся элементов для композиции здания наиболее характерен ритм в виде простого повторения элементов, например, стеновых панелей, пристроенных лестничных клеток, лифтов, входов, солнцезащитных устройств, фонарных надстроек, вытяжных шахт, выступающих и западающих участков стены, элементов покрытия. При проектировании промышленных зданий необходимо шире использовать такие приёмы архитектуры, как гармоничное сочетание глухих и остеклённых поверхностей, красивую фактуру поверхностей стен, сочетание различной фактуры и цвета. Значительно обогащаются фасады зданий при создании на них выразительных акцентов входов и въездов. В целом, при проектировании промышленных зданий необходимо добиваться художественного единства композиции, которая должна отражать специфику данного сооружения, создавая выразительный внешний облик. /1/] 10. Конструктивное решение СТОА, выбор строительных материалов По конструктивной схеме промышленные здания подразделяют на каркасные, бескаркасные и с неполным каркасом. Одноэтажные здания СТОА средней вместимости являются зданиями каркасного типа или с неполным каркасом. В каркасных зданиях все вертикальные и горизонтальные нагрузки воспринимаются элементами каркаса, а стены выполняют роль ограждения. В зданиях с неполным каркасом пристенные колонны отсутствуют, а наружные стены выполняют несущие и ограждающие функции. /5, 13/ На выбор конструкций и материалов для производственного здания влияют следующие факторы: назначение и срок эксплуатации здания, определяющие требования по огнестойкости и долговечности; условия

33 эксплуатации здания (внешняя и внутренняя среда); требования унификации строительства; местные возможности изготовления и монтажа конструкций; экономические соображения; архитектурно-композиционные требования, а также учитывают возможность расширения предприятия. Соответственно, выбирают наиболее целесообразный тип конструкций, характеризующийся сеткой опор (каркасные здания). /9/ Размер сетки, мм Таблица 2 Сетки колонн производственной зоны СТОА Класс автомобиля большой и средний малый и особо малый ВП РП ПЧ Итого ВП РП ПЧ Итого итого Примечание. ВП вспомогательный пост; РП рабочий пост; ПЧ проезжая часть; знак «+» соответствует удовлетворительным условиям для обслуживания, знак неудовлетворительным условиям. Анализ размещения рабочих постов СТОА при применении различных сеток колонн показал, что наиболее рациональный пролёт для станций равен 18 м при шаге 12 м, так как в этом случае возможно больше возможности маневрирования. Материалами для каркасов одноэтажных зданий СТОА служат сборный железобетон и сталь, реже кирпич. Железобетонные конструкции обладают высокой долговечностью, несгораемостью, незначительными деформациями. Недостатками железобетонных конструкций являются их большой вес, зависимость возведения от сезона при монолитном железобетоне, сложность работ по усилению конструкций, значительная стоимость перестройки и разборки. Стальные конструкции обладают относительно малым весом при большой несущей способности, высокой индустриальностью и малой трудоёмкостью монтажа. К недостаткам стальных конструкций относятся подверженность коррозии и снижение несущей способности под воздействием высокой температуры. Основной объём (85%) металлических конструкций приходится на одноэтажные промышленные здания площадью до 1000 м 2, бескрановые или с

34 подвесным крановым оборудованием грузоподъёмностью до 5 т, т.к. это обусловлено максимальной экономичностью конструктивного решения для данных производственных зданий Железобетонный каркас Каркас одноэтажного промышленного здания состоит из фундаментов и фундаментных балок, колонн, подкрановых и обвязочных балок, стропильных конструкций покрытия, связей. В рамках данного учебного пособия рассматриваются только те элементы каркаса, которые влияют особенностью своего конструктивного решения на архитектурно-композиционное решение здания, интерьер помещений. /1, 5, 13/ Колонны из железобетона в зданиях СТОА могут применяться прямоугольного сечения различной высоты. При высоте помещения (от отметки 0,000 и до верха конструкций перекрытия) от 3,6 до 7,2 м применяются колонны размером в поперечном сечении мм (рисунок 20), при высоте помещений от 4,8 до 9,6 м сечением и мм (рисунок 21). Рисунок 20 Железобетонные колонны для зданий без мостовых кранов

35 Рисунок 21 Железобетонные колонны для зданий с мостовыми кранами Помимо основных колонн в зданиях предусматривают фахверковые колонны, устанавливаемые в торцах здания и между основными колоннами крайних продольных рядов при шаге 12 м и длине стеновых панелей 6 м. Фахверковые колонны изготавливают железобетонными, а при высоте помещений до 4,2 м из стальных прокатных профилей. /1, 5, 13/ 10.2 Стальной каркас Стальной каркас применяют в зданиях с укрупнённой сеткой колонн, с большой высотой, при требованиях ускоренного строительства. Стальной каркас одноэтажного промышленного здания включает в себя комплекс следующих конструктивных элементов: колонны, стропильные и подстропильные фермы, подкрановые балки, прогоны, элементы фахверка и связи. Элементы связаны между собой и образуют пространственную геометрически неизменяемую систему. Поперечные рамы, состоящие из шарнирно или жёстко связанных между собой колонн и ригелей, являются основными несущими конструкциями здания, воспринимающими вертикальные и горизонтальные нагрузки. Защита стальных конструкций от чрезмерного нагрева производится облицовкой огнеупорными материалами (керамикой, бетонами и т.п.) и

36 установкой отражательных экранов при постоянном или временном источнике теплоизлучения (на некоторых участках ТР). /1, 5, 13/ Стальные колонны выпускают постоянного по высоте сечения и переменно-ступенчатые (рисунок 22). Различают колонны сплошные и сквозные (рисунок 23). а постоянного сечения; б переменного сечения Рисунок 22 Типы стальных колонн и их сечений Рисунок 23 Стальные колонны сечения сплошных колонн

37 10.3 Стены К наружным стенам промышленных зданий предъявляют следующие требования: сохранение температурно-влажностного режима помещений, прочность и устойчивость; огнестойкость и долговечность; индустриальность возведения; соответствие эстетическим требованиям; экономичность, небольшой вес, возможность использования местных строительных материалов. Выбор материала стен в большой степени зависит от температурновлажностного режима помещений и климатических условий района строительства. Стены промышленных зданий подразделяются на ненесущие (навесные), самонесущие и несущие. Навесные стены выполняют, в основном, ограждающие функции и свой вес передают на колонны каркаса. Навесная конструкция стен в промышленных зданиях имеет преимущественное распространение. Выполняют из асбестоцементных и металлических листов и панелей. Самонесущие стены несут собственный вес в пределах полной высоты здания. Выполняют из железобетонных панелей. Несущие стены применяют в зданиях бескаркасных и с неполным каркасом из кирпича, блоков, монолитного железобетона. Являясь одновременно несущей и ограждающей конструкцией, несущие стены воспринимают вес покрытия, ветровые и снеговые нагрузки. Кирпичные стены промышленных зданий в силу большой протяжённости укрепляют пилястрами, либо выполняют криволинейного или ломаного очертания в плане. /1, 5, 13/ 10.4 Покрытия В системе конструкций промышленного здания покрытие занимает ответственное место. Оно определяет долговечность, характер внутреннего пространства, архитектурный облик здания. По конструктивной схеме покрытия подразделяют на плоскостные и пространственные. Плоскостные покрытия, применяемые, в том числе, и в зданиях СТОА, являются наиболее универсальными и простыми в возведении и надёжными в эксплуатации. Несущие и ограждающие конструкции работают независимо друг от друга. Особенностью пространственных покрытий является совмещение в них функций несущих и ограждающих конструкций. Все элементы пространственной системы работают как единое целое. Пространственные покрытия, имея криволинейную поверхность рациональной геометрической формы, обладают высокой жёсткостью и наиболее целесообразны в зданиях с пролётами свыше 30 м. Сложны по конструкции и трудоёмки при монтаже.

Похожие статьи:

  • Оформить в кредит стиральную машину Рассрочка 0% на покупку стиральной машины Стиральная машина относится к классу необходимой бытовой техники, которая должна быть в каждой квартире. Однако не каждый имеет возможность […]
  • Нотариус до 19-00 москва Нотариус города Москвы Лысякова Ольга Сергеевна Добро пожаловать на официальный сайт нотариуса города Москвы Лысяковой Ольги Сергеевны! Благодарю всех, кто решил воспользоваться […]
  • Как оформить отзыв претензии Как правильно отозвать претензию? В некоторых случаях требуется отзыв претензии, осуществляется он в любое время, но только лицом, написавшим претензию. Для этого необходимо написать […]
  • Налог с имущества 5 лет Сколько нужно владеть недвижимостью, чтобы продать ее без налога? Если жилье приобретено до 1 января 2016 года (любым способом), то применяются "старые правила" (действовавшие до последних […]
  • Банк грозится подать в суд за невыплату кредита Если Сбербанк подал в суд за неуплату кредита Каждый заемщик стремится скорее погасить обязательства, но иногда под властью обстоятельств это становится невозможным. Столкнувшись с […]
  • Договор дарения автомобиля между близкими родственниками образец Как оформить дарственную на машину Договор дарения — популярный способов передать право собственности на автомобиль. В статье рассмотрим, как правильно оформляется дарственная на машину и […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.