Требования к составлению расписания занятий в спо

Электронное образование в Республике Татарстан

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Казанский строительный колледж»

Визитная карточка

Положение о расписании

1. Общие положения

1.1 Настоящее положение разработано на основании:

-Закона Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
— Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по направлениям подготовки и специальностям;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 543 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионально образования (среднем специальном учебном заведении)»;

— Приказа Минобрнауки РФ № 69 от 27.03.2006 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательного учреждения»;

-СанПиНа 2.4.6.664-97 «Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков»;

-СанПиНа 2.4.6.2553-09 «Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста», утвержденных Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 30.09.2009 № 58.

-Устава ГБОУ КСК и Правил внутреннего трудового распорядка

2. Общие правила составления расписания

2.1. Расписание учебных занятий составляется с соблюдением ФГОС СПО и государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки для получения квалификации

2.2. Расписание учебных занятий составляется в точном соответствии с утвержденным учебным планом и графиком учебного процесса по соответствующей специальности.

2.3. Расписание утверждается директором колледжа и вывешивается не позднее чем за 2 дня до начала занятий.

2.4. Составление расписания и контроль за его соблюдением осуществляется заведующим учебной частью.

2.5. Расписание представляется на согласование заместителю директора по учебной работе для проверки его составления учебным планам.

2.6. При составлении расписания учебных занятий необходимо учитывать:

— Продолжительность учебного занятия для группы СПО – 2 часа.

— Недельная нагрузка студентов по факультативным дисциплинам не должна превышать 36 академических часов.

— Недельная нагрузка студентов по факультативным дисциплинам не должна превышать 4 часов в неделю и соответствовать учебному плану.

— Продолжительность аудиторных занятий для студентов не должна превышать 8 часов в день; количество пар в день: максимальное количество пар – четыре, минимальное количество пар – две, пять пар допускается в том случае, если одна из дисциплин физическая культура.

— Расписания дисциплины по дням в недели необходимо чередовать различные виды учебной работы, учитывая трудность дисциплин и сложность их восприятия.

— Занятия по факультативным дисциплинам должны проводиться на первой или последней паре.

2.7. В расписании учебных занятий наименование дисциплин указывается в полном соответствии с учебном планом, так же необходимо указать фамилию преподавателя и место проведения занятия ( № аудитории, спортивный зал и т.п.)

2.8. Замены учебных занятий, предусмотренных действующим расписанием, в случае отсутствия преподавателей (болезнь, отпуск, командировка и т.п.) осуществляется диспетчером учебной части и вывешиваются изменения в расписании

3. Расписание экзаменов, консультаций, ликвидации академических задолжностей

3.1. Расписание экзаменов составляется в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса и вывешивается на позднее чем за 2 недели до начала сессии. Количество экзаменов в учебном году не может превышать 8. Расписание экзаменов согласовывается с заместителем директора по учебной работе и утверждается директором колледжа. В расписании экзаменов указывается наименование дисциплин, фамилий преподавателей, времени и места проведения экзамена.

3.2. Расписание консультаций составляется в соответствии с учебным паном, необходимо учитывать равномерную нагрузку студентов. Консультации необходимо проводить на последней паре после окончания обязательных учебных занятий и в дни, предшествующие экзаменам.

3.3. Расписание ликвидаций академических задолжностей составляется с указанием дисциплин, фамилий преподавателей, времени и места проведения. Расписание ликвидации академических задолжностей вывешивается после окончания промежуточной аттестации в данном семестре.

4. Сроки хранения расписаний.

4.1. Все виды расписаний – учебных занятий, факультативов, промежуточной и итоговой аттестации хранятся в течении одного года.

1. Общие положения. 2. Требования к составлению расписания

2 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» 464 от г., Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО), 1.2. Расписание учебных занятий является одним из основных документов, регулирующим организацию образовательного процесса в колледже для специальностей, курсов, групп Образовательный процесс включает теоретическое и практическое обучение Расписание учебных занятий способствует оптимальной организации учебной работы студентов и повышает эффективность преподавательской деятельности Расписание учебных занятий составляется в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса по каждой специальности на семестр, утверждается директором колледжа Видами расписаний для студентов в колледже являются: расписание учебных занятий студентов обучающихся по очной форме получения образования; расписание промежуточной аттестации студентов обучающихся по очной форме получения образования; — расписание государственной (итоговой) аттестации Контроль за соблюдением расписания осуществляется заместителем директора по учебно-методической работе. 2. Требования к составлению расписания 2.1. Через расписание учебных занятий реализуются основы рациональной организации образовательного процесса и решаются следующие задачи: соблюдение требований ФГОС СПО по каждой специальности; выполнение учебных планов и графиков учебного процесса; создание оптимального режима работы студентов в течение дня, недели и других периодов учебного года; создание оптимальных условий для выполнения преподавательским составом колледжа своих должностных обязанностей; рациональное использование кабинетов, лабораторий, мастерских, залов, обеспечение санитарно-гигиенических требований Расписание учебных занятий предусматривает непрерывность учебного процесса в течение дня, равномерное распределение учебной нагрузки студентов в течение недели При составлении расписания учебных занятий необходимо учитывать требования ФГОС СПО к реализации отдельных дисциплин, взаимосвязь дисциплин и междисциплинарных курсов, динамику работоспособности студентов в течение недели, степень сложности усвоения учебного материала. В случае необходимости возможны переносы дисциплин с одного семестра на другой. Необходимо предусматривать чередование общеобразовательных и специальных предметов в течение учебного дня. 2.4 Учебная неделя в колледже включает 6 рабочих (учебных) дней. Учебные занятия начинаются в 8.00 часов и завершаются не позднее часов. Продолжительность аудиторных занятий 1 пара (два академических часа по 45 минут) с перерывом между каждой парой минимум 10 минут В течении семестра расписание учебных занятий может изменяться Учебные занятия, выпавшие на праздничные дни, проводятся преподавателями в иное рабочее время, по согласованию с начальником учебного отдела, диспетчером.

3 2.7. Ежедневная учебная нагрузка студента не должна превышать 8 академических часов Недельная учебная нагрузка студента не должна превышать 36 часов Учебное расписание может выполняться как вручную, так и с помощью компьютерных программ. Наименования дисциплин в расписании указываются в полном соответствии с учебным планом или с общепринятыми сокращениями. По каждой дисциплине указывается Ф.И.О. преподавателя Расписание составляется по принципу верхней и нижней недели (нечетная, четная) Расписание учебных занятий составляет диспетчер, подписывает заместитель директора по учебно-методической работе. Утверждает расписание первый заместитель директора колледжа. Расписание заочного отделения составляет заведующий заочного отделения Электронная версия расписания размещается на сайте колледжа В расписании задействуется аудиторный фонд колледжа. При необходимости, может быть задействован аудиторный фонд СГТУ имени Гагарина Ю.А. и его структурных подразделений Контроль эффективного использования аудиторного фонда осуществляется в течение учебного года учебным отделом. 3. Этапы составления расписания 3.1. На основании утвержденных документов: учебных планов по группам, графика учебного процесса, распределения учебной педагогической нагрузки по преподавателям, диспетчер разрабатывает проект расписания: — распределяются дисциплины; — распределяются преподаватели; — распределяется аудиторный фонд Формирование расписания начинается с часов преподавателей, имеющих наибольшую педагогическую нагрузку и дисциплин, требующих специализированной материальной базы, а также дисциплин, по которым занятия проводятся с делением на подгруппы: — физической культуры; — иностранных языков; — дисциплин информационных технологий Приоритет при составлении расписания имеют внешние в связи с определенной загруженностью на основном месте работы, которые при получении педагогической нагрузки определяют дни и время работы Возможно объединение групп обучающихся при проведении учебных занятий в виде лекций. После окончательного оформления расписание проверяется по следующим критериям: соответствие дисциплин и МДК учебному плану специальности; соответствие аудиторной нагрузки на группу в день и на неделю; соответствие аудиторной нагрузки преподавателей тарификации; правильность распределения аудиторного фонда (совпадение аудиторий) При соответствии расписания вышеуказанным требованиям, оно поступает на подпись к заместителю директора по учебно-методической работе и далее утверждается первым заместителем директора колледжа. 4. Внесение изменений в расписание учебных занятий 4.1. В течение семестра в расписание могут вноситься изменения, связанные с временным отсутствием отдельных преподавателей, перераспределением учебной нагрузки Замены учебных занятий в основном расписании производятся в случае отсутствия преподавателей: — по причине болезни; — командировки;

Смотрите еще:  Заявление о регистрации ипотеки образец

4 — другой причине, определенной в личном заявлении Диспетчер учебного отдела ведет журнал замен учебных занятий Журнал замен по расписанию хранится у заместителя директора по учебнометодической работе в течение одного учебного года Замены учебных занятий в расписании на следующий учебный день осуществляет диспетчер учебного отдела. Информация о замене учебных занятий вывешивается рядом с основным расписанием В случае оперативной замены преподаватели и студенты должны быть устно оповещены об этом диспетчером, а затем замена должна быть оформлена в установленном порядке Изменения в утвержденном расписании допускаются только с разрешения заместителя директора по учебно-методической работе по обоснованному представлению начальника учебного отдела с объяснением причин производимых изменений Изменение времени и места учебных занятий возможно по согласованию с заместителем директора по учебно-методической работе Преподаватели обязаны информировать начальника учебного отдела, заведующих структурными подразделениями, диспетчера учебного отдела лично о невыходе на работу. В случае болезни допускается информирование о не выходе на работу через других лиц. Заявление преподавателя об изменении учебной нагрузки, о не выходе на работу в связи с командировкой, иными уважительными причинами, оформляется в соответствии с правилами документирования, принятыми в колледже Диспетчер обязан информировать преподавателей об изменениях в расписании. Преподаватели обязаны отслеживать изменения расписания. Незнание изменений, внесенных в расписание, не является уважительной причиной неявки на занятия, и являются нарушением трудовой дисциплины, влекущей дисциплинарное взыскание При отсутствии на рабочем месте преподавателя в течение 15 мин. и более, начальник учебного отдела обязан сообщить об этом в письменном виде заместителю директора по учебнометодической работе колледжа. Преподаватель обязан дать объяснение отсутствию на рабочем месте в письменном виде, заместителю директора по учебно-методической работе Ответственность за проведение учебных занятий в соответствии с утвержденным расписанием несут преподаватели Расписание учебных занятий хранится у заместителя директора по учебнометодической работе в течении одного учебного года. 5. Расписание промежуточной аттестации 5.1. Сроки проведения промежуточной аттестации устанавливаются в соответствии с графиком учебного процесса Расписание экзаменов и консультаций составляется заведующим отделением для каждой учебной группы отдельно Расписание экзаменов и консультаций утверждается заместителем директора по учебно-методической работе Промежуточная аттестация в форме зачета или дифференцированного зачета проводится за счет часов, отведенных на освоение соответствующей учебной дисциплины или профессионального модуля, и не требует составления отдельного расписания При составлении расписания должны быть учтены следующие рекомендации: первый экзамен может быть проведен в первый день промежуточной аттестации; между экзаменами должен соблюдаться интервал; в период подготовки к экзамену проводятся консультации, включенные в расписание промежуточной аттестации; для одной группы в день может быть запланирован только один экзамен Внесение изменений в утвержденное расписание экзаменов допускается только в порядке исключения по согласованию с заместителем директора по учебно-методической работе.

5 5.7. Экзамены и консультации проводятся только в те дни и в тех аудиториях, которые указаны в расписании. 5.8.Ответственность за проведение промежуточной аттестации в соответствии с утвержденным расписанием несут преподаватели Расписание промежуточной аттестации хранится у заместителя директора по учебнометодической работе в течении одного учебного года. 6. Расписание государственной (итоговой) аттестации 6.1. Расписание государственной (итоговой) аттестации для обучающихся по очной и заочной формам получения образования составляется начальником учебного отдела в соответствии с графиком учебного процесса Расписание ГИА подписывается заместителем директора по учебно-методической работе, утверждается директором колледжа и размещается на информационном стенде за 2 недели до начала работы ГЭК В расписании указываются время проведения консультаций, даты защиты выпускных квалификационных работ (ВКР), номера аудиторий, время начала работы государственной экзаменационной комиссии, состав государственной экзаменационной комиссии Расписание государственной ( итоговой) аттестации хранится у заместителя директора по учебно-методической работе.

Расписание занятий как организационный документ, определяющий режим работы ОУ

В образовательном учреждении связующим звеном всей урочной и внеурочной деятельности педагогического коллектива, фундаментом для развития творчества в совместной работе “учитель + ученик” является

расписание занятий – один из основных организационных документов, определяющий работу ОУ

Режим работы по пятидневной или шестидневной неделе определяется ОУ самостоятельно [1]. В практической работе образовательных учреждений используется федеральный базисный учебный план, разработанный на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, в котором устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения ( Приложение 1 ):

федеральный компонент – не менее 75 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;
региональный компонент – не менее 10 %;
компонент ОУ – не менее 10 %.

При имеющейся в современных условиях возможности инновационной деятельности, создания авторских программ, изменения набора предметов и введения новых дисциплин, включаемых в учебный план образовательного учреждения, а также изменения количества часов на изучение традиционных курсов за счет часов регионального и школьного компонентов примерного базисного учебного плана возникает опасность перегрузки учащихся. В связи с этим возникает проблема поиска научно обоснованных путей и средств

повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, проблема оптимизации учебных занятий.

Практическое осуществление этого принципа находится в зависимости от целого ряда дидактических, методических, психолого-педагогических, санитарно-гигиенических, медицинских и прочих условий. Важным элементом организации работы образовательного учреждения является научный подход к составлению расписания занятий. Рационально составленное расписание способствует эффективности учебно-воспитательного процесса, снижению и ликвидации перегрузок учащихся, повышению работоспособности обучающихся и педагогов, оптимальному использованию учебных помещений образовательного учреждения.

Таким образом, расписание занятий в образовательном учреждении является одним из важнейших и действенных видов планирования учебно-воспитательной работы, основным организационным документом, определяющим работу администрации ОУ, ученического и педагогического коллектива, всего учреждения в целом. Оно устанавливает распорядок занятий в течение дня, недели, учебного года. На его основе организуется внеклассная и внешкольная работа, дежурство администрации и учителей, работа библиотеки и проведение классных и общешкольных родительских собраний, деятельность ученических организаций и связь с общественностью, работа кружков и секций дополнительного образования.

Для создания оптимальных условий деятельности педагогического и ученического коллективов и эффективности работы образовательного учреждения необходимо учитывать требования к санитарно-гигиеническому режиму образовательного процесса и составлению расписания.

Требования к режиму образовательного процесса

В соответствии со ст.28 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований допускаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам:

  • гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки:

Максимально допустимая недельная нагрузка в часах

При 6-дневной неделе

При 5-дневной неделе

  • часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки;
  • продолжительность урока не должна превышать 45 минут;
  • прием в ОУ осуществляется при достижении к 1 сентября возраста ребенка не менее 6 лет 6 месяцев;
  • учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов;
  • в общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение первых, пятых, выпускных классов должно быть организовано в первую смену;
  • в классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек;
  • в начальных классах плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80 %. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике;
  • расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий;
  • факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков;
  • между началом факультативных занятий и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью 45 минут;
  • в начальных классах сдвоенные уроки не проводятся;
  • для обучающихся в 5-9-х классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков технологии, физкультуры целевого назначения;
  • сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5–9-х классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или чередованием предметов;
  • в 10–11-х классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам;
  • для предупреждения и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день;
  • при составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, технологии, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения – предметы естественно-математического и гуманитарного циклов;
  • расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся;
  • расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.
Смотрите еще:  Столбовский мирный договор текст

Основные требования к составлению расписания уроков

Расписание занятий должно обеспечить выполнение следующих требований:

  • необходимо создать наилучшие условия для обеспечения эффективного труда учащихся: обеспечить учет санитарно-гигиенических норм, динамики дневной и недельной работоспособности учащихся, сложности учебных предметов для восприятия обучаемыми;
  • необходимо обеспечить высокий уровень эффективности труда учителя:
    • обеспечить учет требований к расписанию, отраженных во внутришкольном коллективном договоре,
    • создать оптимальные условия для учебно-воспитательной работы учителя в качестве учителя-предметника и в качестве классного руководителя, учителя-предметника и воспитателя группы продленного дня, учителя-предметника и педагога дополнительного образования;

  • необходимо учесть требования нормативных документов, регулирующих работу ОУ: исполнять требования нормативных документов как вышестоящих организаций, так и внутришкольных;
  • необходимо создать оптимальные условия для обеспечения единства урочной, внеурочной работы и условий для развития дополнительного образования: обеспечить целостную взаимосвязь урочной системы ОУ с внеурочной (совещания, классные часы, мероприятия, факультативы, спецкурсы, индивидуально-групповые консультации, профориентационная работа, кружки, секции, работа психологической и логопедической служб, медицинское обслуживание);
  • необходимо учесть материально-технические возможности:
  • предоставить равные возможности для занятий в соответствующих учебных кабинетах, спортивных залах, танцевальном зале, для пользования библиотекой,
  • создать условия для эффективного использования технических средств и игровых комнат.

При составлении расписания в образовательном учреждении учитываются и интересы учащихся, и социальный заказ родителей, и интересы учителей, и интересы младшего обслуживающего персонала. Разрешение проблем в ходе работы над составлением расписания нацеливать на целесообразность организации учебно-воспитательного процесса.

Цель расписания уроков – триедина: это

    • создание наиболее оптимальных условий обучения, воспитания и развития обучающихся;
    • создание комфортных условий деятельности обучающихся и учителей;
    • организация нормального эффективного режима функционирования образовательного учреждения.

Учет работоспособности учащихся и ее динамики процессе учебной деятельности

Работоспособность учащихся не остается неизменной в течение дня или недели. Заместителю директора по УВР – составителю расписания необходимо знать о дневной и недельной кривой изменения работоспособности учащихся и учитывать эти знания при составлении расписания уроков.

По данным врачей представлена следующая таблица ( Приложение 2 ):

Наиболее благоприятные и неблагоприятные дни недели

Статья на тему:
«Расписание уроков как фактор эффективной организации образовательного процесса»

Расписание занятий в образовательном учреждении является одним из важнейших и действенных видов планирования учебно–воспитательной работы, основным организационным документом, определяющим работу ученического и учительского коллективов, администрации и всей школы в целом.

Оно должно соответствовать основным целям и устремлениям школы, ее общей ориентации на качество образования, учитывать психофизиологические особенности учащихся, санитарно-гигиенические нормы, рекомендации медиков и психологов, а также интересы, возможности и объем нагрузки учителей. Наряду с этим, расписание занятий должно быть достаточно гибким, позволяющим оперативно реагировать на разные ситуации, возникающие с конкретным классом, преподавателем, кабинетом, вносить частные изменения, не меняя основного расписания.

В данной статье можно проследить рациональность варианта расписания на примере школы.

Составление расписания – это очень серьезный труд, требующий знаний, умений и достаточно большого количества времени.

Предварительный просмотр:

как фактор эффективной организации

диспетчер по расписанию

1.Расписание учебных занятий как феномен управления

1.1.Расписание занятий. Что это такое?

1.1.Основные требования к составлению расписания

1.3.Алгоритм подготовки расписания уроков

2.Исследование рациональности расписания уроков на 2011-2012 учебный год в МОУ «СОШ №16»

Список использованной литературы

Перед современным руководителем образовательного учреждения остро встает вопрос выбора путей развития школы на инновационный путь. Однако построить эффективно работающую систему непросто. Для этого необходимо учесть и создать условия, позволяющие сформировать в школе такую среду, которая была бы и обучающей, и развивающей, и сохраняющей здоровье ребенка. Одним из условий реализации подобной стратегии является рационально составленное расписание уроков.

В настоящее время российская школа находится на пути преобразования: осуществляется переход к вариативному, развивающему образованию, образованию по выбору, профильному обучению: когда учитель может выбирать, чему и как учить, а ученик – чему и у кого учиться.

В практику работы образовательных учреждений Российской Федерации вошел примерный базисный учебный план, в котором предусмотрены три составляющих компонента: федеральный, региональный и школьный.

При имеющейся в современных условиях возможности инновационной деятельности, создания авторских программ, изменения выбора предметов и введения новых дисциплин, включаемых в учебный план образовательного учреждения, а так же изменения количества часов на изучение традиционных курсов за счет регионального и школьного компонентов примерного базисного учебного плана возникает опасность перегрузки учащихся.

МОУ «СОШ №16» — школа с большим количеством учащихся (1300 детей).

Учебный план 5-11 классов составлен на основе Базисного плана ОУ Российской Федерации, а также использованы рекомендации департамента образования Пермской области «О введении регионального компонента в учебные планы и образовательные программы».

Специфика содержания образования определяется Программой развития школы «Формирование персональной экологической культуры учащихся как составляющей гражданского воспитания и здоровьесбережения».

План школы рассчитан на 6-дневную рабочую неделю. На средней и старшей ступени занятия ведутся в 1 смену.

Формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание значимости физического самосовершенствования, овладение социально-психологической компетентностью осуществляется средствами преподавания таких предметов, как культура здоровья, культура движения (3-ий час физкультуры), экология, конфликтология.

В рамках локального школьного эксперимента по предпрофильному и профильному обучению в школе проходит апробация курсов по выбору в 9 классах (филология, информационные технологии, психология) и освоение предметов на уровне В (математика, экономика) в 11 классах. Предпрофильные курсы направлены на приобретение позитивного опыта, опыта взаимодействия, опыта среды, самооценки и самоопределения посредством пробы своих сил, потенциальных возможностей и перспектив в той и другой предметной области.

Дополнительные возможности расширенного обучения, повышающего базовый уровень, создает гимназический компонент (5г, 6г, 7а классы). Данный компонент предусматривает изучение дополнительных предметов, содействующих активной социальной адаптации, базовой подготовке по основным направлениям ИКТ, повышению уровня общей культуры.

В связи с этим в нашем образовательном учреждении возникла проблема поиска научно обоснованных путей и средств повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, проблема его организации с целью устранения этого нежелательного явления.

Как избежать перегрузки в условиях школы с большим контингентом учащихся и недельным количеством предметов? Как оптимизировать организацию образовательного процесса в таком учебном заведении как школа №16?

Целью моей работы являлся анализ рациональности варианта расписания занятий в МОУ «СОШ №16», как одного из важнейших организационных документов, способствовавших эффективной организации учебного процесса.

В соответствии с поставленной целью можно определить следующие задачи : 1)Выявить особенности феномена расписания уроков в современных условиях и основные требования к нему;

2)Обобщить данные исследования рациональности расписания уроков в МОУ «СОШ №16» на 2011-2012 учебный год.

1.Расписание занятий как феномен управления.

1.1.Расписание занятий. Что это такое?

Расписание занятий в образовательном учреждении является одним из важнейших и действенных видов планирования учебно–воспитательной работы, основным организационным документом, определяющим работу ученического и учительского коллективов, администрации и всей школы в целом.

В работе по данному вопросу необходимо руководствоваться Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.4.2.-576-96

Рациональность расписания зависит от целого ряда общедидактических, методических, психолого-педагогических, санитарно-гигиенических, медицинских и прочих условий.

В известной степени расписание занятий определяет эффективность работы образовательного учреждения, создает оптимальные условия для деятельности педагогического и ученического коллективов.

Оно устанавливает распорядок занятий в течение дня, недели, всего учебного года, определяет характер и продолжительность работы учащихся над выполнением домашних занятий и труд учителей по подготовке к урокам. На его основе организуется работа библиотеки, дежурство учителей и учащихся по школе, родительские собрания, внеклассная и внешкольная работа, деятельность ученических общественных организаций и т.д.

Рационально составленное расписание занятий способствует эффективности учебно-воспитательного процесса, снижению и ликвидации перегрузок учащихся, повышению работоспособности обучающихся и преподавателей, оптимальному использованию кабинетов, мастерских и других учебных помещений школы. Оно способствует осуществлению тесной взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности педагогического коллектива, организации внеклассной и внешкольной работы, вносит плановое начало во все виды многогранной работы образовательного учреждения.

1.2.Основные требования к составлению расписания уроков

Расписание уроков составляется на основе разработанного в школе учебного плана. Оно позволяет рационально распределить время обучающихся и педагогов, преодолеть их перегрузки и способствовать поддержанию хорошего самочувствия участников образовательного процесса. При составлении расписания занятий необходимо учесть многие факторы: психофизиологические особенности возраста обучающихся, санитарно – гигиенические нормы, сложность учебных предметов, особенности содержания образования в данной школе, интересы и пожелания школьников и педагогов.

Известно, что работоспособность учащихся не остается неизменной в продолжение дня и недели. Причем характерно, что она зависит и от возраста ученика. Мы руководствовались данными взятыми из книги «Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе» под редакцией Г.Н.Сердюковской и С.М.Громбаха, где были приведены колебания работоспособности.

Таблица 1. Наиболее продуктивные и непродуктивные уроки

Примечание: Стрелки после цифр означают падение ( ↓ ) или рост ( ↑ ) работоспособности учащегося на соответствующем уроке. Так выражение «1 ( ↑ )» означает, что работоспособность учащегося на первом уроке возрастает от его начала к концу.

Таблица 2 . Наиболее благоприятные и неблагоприятные дни недели

вторник, среда, четверг

понедельник, пятница, суббота

вторник, четверг, пятница, суббота

вторник, среда, четверг, суббота

среда, четверг, пятница

понедельник, вторник, суббота

Эти данные о дневном и недельном циклах изменения работоспособности учащихся позволяют принять меры, направленные на сохранение ее высокого уровня во время прохождения учебного процесса.

Кроме того, общеизвестно, что работоспособность учащегося во второй половине дня, хотя и подвержена аналогичным колебаниям, но в общем ниже, чем в первой.

Поэтому в образовательном учреждении рационально распределение классов по сменам с учетом возрастных особенностей при условии |обучения, где максимальное количество учащихся задействовано в первую смену.

При этом в связи с повышенной трудностью работы первых и выпускных (9-11) классов учащиеся этих классов должны заниматься только в первую смену.

Стоит также продумать и возможность смены учащихся, занимающихся во вторую смену, по четвертям и полугодиям.

В нашем учебном заведении есть возможность обучения в одну смену, что касается средней и старшей ступеней обучения и это, на мой взгляд, большой плюс.

При составлении расписания занятий вся трудность состоит в том, что степень утомляемости учащихся определяется множеством социальных и психологических факторов, совместное влияние которых может как усилить, так и ослабить ее, или оставить на прежнем уровне.

Серьезное влияние на уровень утомляемости учащихся в течение учебного дня имеет чередование уроков разного содержания и разных типов. Два урока одного предмета или даже уроки двух близких предметов быстрее вызовут утомление, чем те же уроки, но разделенные уроком другого предмета, не близкого им.

То же самое относится и к чередованию уроков одного и того же предмета в течение недели. Оно должно быть равномерным по дням недели, что особо относится к предметам с малым количеством часов.

Современными научными исследованиями установлено, что оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал от 10 до 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для учащихся среднего и старшего возраста на 2, 3, 4-х уроках должны проводиться основные предметы. Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели; остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в школьное расписание включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4-х уроках в середине учебной недели. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания.

Кроме этого, следует учесть, что снижению утомляемости способствует и правильное чередование так называемых «трудных» и «легких» предметов. Хотя понятия эти весьма относительны и в ряде случаев субъективны. Нельзя утверждать с полной определенностью, что данный предмет для всех учащихся данного класса является «трудным» или «легким». Здесь многое зависит от психики ученика, его познавательных интересов и способностей, от возраста. Также большое значение имеет и методическое мастерство учителя, характер его взаимоотношений с классом в целом и каждым учеником в отдельности. «Трудность» и «легкость» предмета не исчерпывается только его названием, ибо внутри каждого предмета, будь то «трудный» или «легкий», есть как «трудные», так и «легкие» темы.

Тем не менее, при всей условности и относительности этих понятий, в педагогической практике школьные учебные предметы по степени трудности принято делить по степени трудности принято делить на 4 группы:

  1. Русский язык, родной язык, математика, общая биология, физика (9-11 кл.), иностранный язык;
  2. Природоведение, биология (6-9 кл.), физическая география, физика (7-8 кл.), химия, астрономия;
  3. Литература, история, обществоведение, экономическая география, черчение;
  4. Трудовое обучение, физическая культура, музыка, ИЗО, ОБЖ.

С другой стороны, для каждого возраста есть свои особенности восприятия предмета. Так, «трудными» предметами для разных параллелей являются:

  • 5 класс – история, литература, русский язык;
  • 6-7 класс – география, история, биология, литература, физика, русский язык;
  • 8-9 класс – химия, география, иностранный язык, литература;
  • 10 класс – химия, география, литература, физика;
  • 11 класс – литература, химия.

Кроме того, «трудным» предметом для восприятия учащихся практически всех возрастных групп является математика; уроки этого предмета также желательно ставить на часы более высокой работоспособности. Также «трудными» являются те дисциплины, с которыми учащиеся впервые встречаются при обучении (физика в 7 кл., химия в 8 кл. и т.д.).

На утомляемость значительно влияет степень психофизиологического напряжения, которое требуется для усвоения тех или иных элементов учебной программы. Здесь отмечаются следующие факторы:

  • объем сообщаемой учащимся информации, направленной на восприятие и дальнейшую ее переработку;
  • сложность учебного материала;
  • степень новизны учебного материала;
  • тип урока и его структура методическое мастерство преподавателя;
  • эмоциональное состояние ученика;
  • степень интереса к предмету;
  • взаимоотношения класса и учителя, ученика и учителя;
  • санитарное состояние учебных помещений.

Общеизвестно, что развитие познавательного интереса, активизация мыслительной деятельности учащихся, атмосфера доброжелательности и внимания со стороны учителя на уроке, высокий эмоциональный фон – все это способствует тому, что даже самый трудный предмет становится понятным и доступным для его усвоения даже в неблагоприятный день и на непродуктивном уроке. Следует учитывать также, что для каждого конкретного ученика трудность и легкость усвоения учебного предмета зависит в значительной степени от способностей и склонностей этого ученика.

Таким образом, при составлении расписания необходим учет степени профессионального мастерства учителя, стиля и методов его работы, микроклимата, складывающегося на каждом уроке, направленности каждого класса на предметы гуманитарного или естественного цикла.

На степень утомляемости учащихся также влияют соотношение между объемом изученного материала на уроке и объемом заданного на дом, объем домашних заданий по каждому учебному предмету и общий объем заданного.

Научными исследованиями установлено, что наиболее эффективная продолжительность выполнения домашних заданий (общее время подготовки домашних заданий) для учащихся разных параллелей составляет:

  • 5 класс – 1,5 – 2 часа
  • 6-8 классы – 2 -2,5 часа
  • 9-11 классы – 3 часа

В настоящее время единственным инструментом, который гигиенисты предлагают для оптимизации школьного расписания, является шкала трудности, предложенная более четверти века И.Г. Сивковым (1975г.), но, во-первых, эта шкала не учитывает всех перемен в содержании образования: появление новых предметов и технологий, обновление многих разделов учебных дисциплин. Во-вторых, она едина для всего периода обучения. В связи с этим было проведено медико-социологическое исследование с использованием специально разработанной анкеты, в котором приняли участие около 1500 учащихся общеобразовательных школ России. На основе полученных результатов разработаны новые шкалы трудности для каждой возрастной группы среднего и старшего звена.

Таблица 3. Шкала трудности учебных предметов для учащихся
5-9-х классов.

Похожие статьи:

  • Договор мены бартера в торговом обороте Договор мены (бартера) в торговом обороте Оригинальная авторская работа - успешная защитаРабота выполнена по коммерческому праву. Вполне подойдет и по гражданскому. . Целью работы являются […]
  • Приказ мо рф 500 от 2006 г Приказ Министра обороны РФ от 21 октября 2008 г. N 537 "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 500" (утратил силу) Приказ Министра […]
  • Приказ мз рф от 120411 302 н Приказ мз и социального развития рф 302н Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) […]
  • Субсидии на иные цели пояснительная записка Письмо Министерства образования и науки РФ от 16 декабря 2016 г. N 04-951 "О сроках, порядке представления Отчета об использовании субсидий на иные цели и Отчета об использовании субсидий […]
  • Как правильно оформить домашнюю работу Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Начальная школа- детский сад №35" города Единые требования к оформлению письменных работ обучающихся к оформлению письменных работ […]
  • Основные требования охраны труда при выполнении работ с применением пневмоинструмента Инструкция по охране труда при работе с пневмоинструментом Типовая инструкция по охране труда при работе с пневмоинструментом Инструкция предназначена для персонала, использующего при […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.