Требования к раскрытию информации о рисках

Требования к раскрытию информации о рисках

Раскрытие учетной политики в отношении метода определения потерь по ссудам и их списания.

Баланс, помимо прочего, включает статьи:
— средства в других банках;
— кредиты и авансы клиентам.
Примечания к финансовой отчетности обеспечивают дополнительную информацию по данным статьям.

Раскрытие любых значительных концентраций активов, пассивов и забалансовых статей по территориям, клиентам, отраслям или другим источникам риска.

Раскрытие информации в отношении потерь по ссудам:
— движение резервов на возможные потери по ссудам в течение периода;
— совокупная сумма резервов на возможные потери по ссудам на отчетную дату;
— совокупная сумма ссуд, по которым не начисляются проценты, и метод определения их балансовой величины.

Суммы отложенные в связи с потерями по ссудам сверх расчетных резервов, учитываются как ассигнования из прибыли. Любые сокращения этих сумм приходуются непосредственно в нераспределенной прибыли и не показываются в отчете о прибылях и убытках.

Раскрытие информации по операциям со связанными сторонами:
— кредитная политика;
— абсолютные или относительные показатели:
— ссуды и кредиты, депозиты, акцепты и простые векселя;
— основные виды доходов, процентных расходов и выплаченных комиссионных;
— расходы, признанные за период для потерь по ссудам и величина резервов на отчетную дату;
— безотзывные обязательства и условные статьи по внебалансовым операциям.

Общие сведения об управлении риском.

Раскрытие информации о подверженности кредитному риску для каждого класса финансовых активов:
— сумма максимального кредитного риска без учета справедливой стоимости залога;
— значительные концентрации кредитного риска;
— прочая информация о потенциальном кредитном риске.

Раскрытие информации о концентрации риска в случае невозможности получения данных из других источников.

Раскрытие кредитором информации о залоге:
— справедливая стоимость принятого залога, и можно ли его продавать или перезакладывать в отсутствие неисполнения заемщиком условий кредита;
— справедливая стоимость залога, который он продал или перезаложил;
— условия и сроки, связанные с использованием залога.

Группировка активов и пассивов в балансе по их характеру в порядке, отражающем их относительную ликвидность.

Баланс, помимо прочего, включает статьи:
АКТИВЫ:
— денежные средства и их эквиваленты;
— торговые ценные бумаги.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА:
— средства других банков;
— средства клиентов;
— выпущенные долговые ценные бумаги;
— прочие заемные средства.
Примечания к финансовой отчетности обеспечивают дополнительную информацию по данным статьям.

Группировка и анализ активов и пассивов по срокам на основе оставшегося срока от даты составления баланса до даты погашения.

Примерная группировка по срокам:
— до 1 месяца;
— от 1 до 3 месяцев;
— от 3 месяцев до 1 года;
— от 1 года до 5 лет;
— свыше 5 лет.

Сроки погашения могут быть выражены в виде:
— периода, оставшегося до даты погашения;
— исходного периода до даты погашения.

Общие сведения об управлении риском.

Раскрытие учетной политики в отношении оценки инвестиционных и торговых ценных бумаг.

Отчет о прибылях и убытках, помимо прочего, включает статьи:
— доходы за вычетом расходов по операциям с торговыми ценными бумагами;
— доходы за вычетом расходов по операциям с инвестиционными ценными бумагами.

Доходы и расходы, возникающие в результате следующих операций, показываются на нетто-основе:
— продажи и изменения в балансовой стоимости торговых ценных бумаг;
— продажи инвестиционных ценных бумаг.

Баланс, помимо прочего, включает статью инвестиций в ценные бумаги.
Примечания к финансовой отчетности обеспечивают дополнительную информацию по данной статье.

Раскрытие справедливой стоимости торговых и обращаемых инвестиционных ценных бумаг, если она отличается от балансовой стоимости.

Общие сведения об управлении риском.

Раскрытие информации о справедливой стоимости для каждого класса финансовых активов и обязательств:
— справедливая стоимость продаваемых или покупаемых инструментов;
— по остальным инструментам представление нескольких показателей;
— если достоверное определение справедливой стоимости невозможно, этот факт сообщается вместе с информацией об основных характеристиках финансовых инструментов, имеющих отношение к их справедливой стоимости.

Раскрытие информации по финансовым активам, учтенным сверх справедливой стоимости:
— балансовая или справедливая стоимость отдельных активов или групп активов;
— причины, по которым не была уменьшена балансовая стоимость, включая обоснования возможности ее возмещения.

Отчет о прибылях и убытках, помимо прочего, включает статью доходов за вычетом расходов по операциям с иностранной валютой.

Доходы и расходы, возникающие по операциям с иностранной валютой, показываются на нетто-основе.

Раскрытие величины значительных сумм в иностранной валюте.

Информация Минфина РФ от 14 сентября 2012 г. «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности (ПЗ-9/2012)»

Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности обобщил вопросы, поступившие в отношении раскрытия информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности, и сообщает следующее.

1. В процессе хозяйственной деятельности организация подвергается влиянию отраслевых, правовых и прочих внутренних и внешних факторов (существенных условий, событий, обстоятельств, действий). В связи с этим возникают различные риски, способные существенно влиять на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации. Большинство рисков хозяйственной деятельности организации с большой вероятностью имеют финансовые последствия и, следовательно, оказывают влияние на подготавливаемую организацией бухгалтерскую отчетность.

I. Общие требования к раскрытию информации о рисках

2. Формирование в бухгалтерском учете и раскрытие в бухгалтерской отчетности информации об активах и обязательствах организации осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. При этом в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, если при составлении бухгалтерской отчетности организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Исходя из этого с целью формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении в годовой бухгалтерской отчетности организации раскрываются показатели и пояснения о потенциально существенных рисках хозяйственной деятельности, которым подвержена организация (далее — риски). Раскрытие указанной информации является одной из составляющих системы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни организации.

3. Риски могут быть сгруппированы по следующим видам: финансовые, правовые, страновые и региональные, репутационные, др. По каждому виду рисков в годовой бухгалтерской отчетности раскрывается информация о таких качественных характеристиках хозяйственной деятельности организации, как: подверженность организации рискам и причинах их возникновения; концентрация риска (описание конкретной общей характеристики, которая отличает каждую концентрацию (контрагенты, регионы, валюта расчетов и платежей, др.); механизм управления рисками (цели, политика, применяемые процедуры в области управления рисками и методы, используемые для оценки риска и т.п.); изменения по сравнению с предыдущим отчетным годом.

4. При раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации целесообразно учитывать требования Международных стандартов финансовой отчетности, в частности МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации», введенного в действие для применения на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н.

Смотрите еще:  Подобие фильма ликвидация

II. Раскрытие информации о финансовых рисках

5. Информация о финансовых рисках представляется с подразделением на следующие группы таких рисков: рыночные риски, кредитные риски, риски ликвидности.

6. Рыночные риски связаны с возможными неблагоприятными для организации последствиями в случае изменения рыночных параметров, в частности, цен и ценовых индексов (на товары, работы, услуги, ценные бумаги, драгоценные металлы, др.), процентных ставок, курсов иностранных валют. Организация анализирует свою чувствительность к каждому виду рыночных рисков, которым она подвержена на отчетную дату, с отражением эффекта, который оказали бы на прибыль (убытки) и капитал организации изменения соответствующей переменной, от которой зависит уровень риска. Обособленно анализируются риски, связанные с переданными активами (например, по сделкам РЕПО, по опционам, выписанным или купленным на переданные активы, по переданным векселям, по которым у организации имеется солидарная ответственность). Обособленно раскрывается также информация о хеджировании указанных рисков.

7. Кредитные риски связаны с возможными неблагоприятными для организации последствиями при неисполнении (ненадлежащем исполнении) другими лицами обязательств по предоставленным им заемным средствам (в том числе в форме покупки облигаций, векселей, предоставлении отсрочки и рассрочки оплаты за проданные товары, выполненные работы или оказанные услуги). В частности, раскрывается информация о сомнительной (в том числе просроченной) дебиторской задолженности, об обесценившихся предоставленных займах, о приведенной стоимости долговых финансовых вложений и дебиторской задолженности на отчетную дату и об их справедливой стоимости, если она отличается от приведенной стоимости и практически определима. Раскрывается также информация о положении дебитора — его дееспособности (для заемщиков — физических лиц), правоспособности, деловой репутации, наличии или отсутствии полученного обеспечения, финансовом состоянии дебитора на отчетную дату (даты), его способность получать доходы в будущем, возможностях привлечения дополнительного финансирования, о суммах выданных поручительств (с учетом финансового положения лица, за которое поручилась организация, вероятности неисполнения или ненадлежащего исполнения должником обеспеченного поручительством организации обязательства). Обособленно приводится максимальный размер потенциального кредитного риска и методика его определения.

8. Риск ликвидности связан с возможностями организации своевременно и в полном объеме погасить имеющиеся на отчетную дату финансовые обязательства: кредиторскую задолженность поставщикам и подрядчикам, задолженность заимодавцам по полученным кредитам и займам (в том числе в форме облигаций, векселей), др. Финансовые обязательства анализируются по срокам погашения относительно отчетной даты в соответствии с условиями получения (заключенными договорами, условиями размещения облигаций, условиями выпуска векселей). Например, могут выделяться следующие временные интервалы: не более одного месяца, от одного месяца до трех месяцев, от трех месяцев до одного года, от одного года до трех лет, свыше трех лет. При этом, если у контрагента имеется право выбора срока оплаты, обязательство включается во временной интервал исходя из наиболее ранней даты, на которую у организации может быть истребован платеж. Например, финансовое обязательство, которое организация должна погасить по первому требованию, включается в самый ранний временной интервал.

Приводится информация о приведенной стоимости финансовых обязательств, об их справедливой стоимости, если она отличается от приведенной стоимости и практически определима, на отчетную дату. Раскрывается информация о выданных обеспечениях, каких-либо имеющихся ограничениях по использованию в запланированных целях неоплаченных активов. В случае, если существует риск начала процедуры банкротства или ликвидации организации, то он раскрывается в данной группе рисков.

III. Раскрытие информации о других видах рисков

9. Правовые риски связаны с изменением валютного и таможенного регулирования, налогового законодательства, др. Информация об этих рисках раскрывается отдельно для внутреннего и внешнего рынков.

10. Страновые и региональные риски связаны с политической и экономической ситуацией, географическими особенностями в стране (странах) и регионе (регионах), в которых организация осуществляет обычную деятельность и (или) зарегистрирована в качестве налогоплательщика. Описываются риски, связанные с возможными военными конфликтами, введением чрезвычайного положения и забастовками, повышенной опасностью стихийных бедствий, возможным прекращением или перебоями в транспортном сообщении и т.п.

11. Репутационный риск связан с уменьшением числа заказчиков (клиентов) организации вследствие негативного представления о качестве реализуемой ею продукции, работ, услуг, соблюдении сроков поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг, участии в ценовом сговоре и т.п.

12. Информация о других видах потенциально существенных рисков подлежит обособленному раскрытию. Например, информация о рисках, обусловленных деятельностью связанных сторон организации, возможностью истечения сроков действия значимых для организации патентов, лицензий.

IV. Заключительные положения

13. Дополнительные показатели и пояснения о рисках подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности, прежде всего, организаций, публикующих эту отчетность.

14. Дополнительные показатели и пояснения о рисках приводятся организацией в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

15. Дополнительные показатели и пояснения о рисках могут быть оформлены в виде отдельного раздела пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, либо путем включения их в пояснения к соответствующим показателям бухгалтерской отчетности об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах, денежных потоках организации (в том числе в пояснения о забалансовых статьях, финансовых вложениях).

16. В случае если организация формирует отдельный отчет о рисках, содержащий приведенную в настоящем документе информацию, то вместо указанных дополнительных показателей и пояснений организация может привести в бухгалтерской отчетности ссылку на такой отчет при условии его доступности для ознакомления всеми пользователями бухгалтерской отчетности.

Обзор документа

Сообщается, как в годовой бухотчетности организаций раскрывать информацию о рисках хозяйственной деятельности.

В указанной отчетности раскрываются показатели и пояснения о потенциально существенных рисках хозяйственной деятельности, которым подвержена организация. Это одна из составляющих системы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни.

Можно выделить финансовые, правовые, страновые и региональные, репутационные и др. риски. По каждому из них раскрываются сведения о следующих качественных характеристиках хозяйственной деятельности. Подверженность рискам и причины их возникновения. Концентрация риска (описание конкретной общей характеристики, которая отличает каждую концентрацию (контрагенты, регионы, валюта расчетов и платежей, др.). Механизм управления рисками (цели, политика, применяемые процедуры в области управления рисками и методы оценки риска и т. п.). Изменения по сравнению с предыдущим отчетным годом.

Целесообразно учитывать требования Международных стандартов финансовой отчетности. В частности, МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации».

Даны пояснения по раскрытию информации о финансовых рисках. Это, во-первых, рыночные риски, которые связаны с возможными неблагоприятными последствиями при изменении рыночных параметров. В частности, цен и ценовых индексов, процентных ставок, курсов иностранных валют. Во-вторых, кредитные риски (возможные неблагоприятные последствия при неисполнении (ненадлежащем исполнении) другими лицами обязательств по предоставленным им заемным средствам). В-третьих, риск ликвидности. Он связан с возможностями организации своевременно и полностью погасить финансовые обязательства.

Указано, как отражать правовые, страновые и региональные, репутационный и другие риски.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Раскрытие информации о рисках в годовой бухгалтерской отчетности.

Текст информации Минфина РФ №ПЗ-9/2012 «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности» был размещен на официальном сайте Минфина РФ в сентябре 2012 года.

Документ содержит рекомендации МФ РФ о необходимости раскрытия в годовой бухгалтерской отчетности информации о рисках, которым подвержена деятельность отчитывающейся организации.

В российской практике соответствующее ПБУ, которое бы нормативно закрепило необходимость и порядок раскрытия информации о рисках деятельности организации в бухгалтерской отчетности, отсутствует. Минфин РФ не отрицает данный факт, но указывает со ссылкой на ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» на то, что для формирования у пользователей полного представления о финансовом положении, финансовых результатах и изменениях в финансовом состоянии организации в отчетность включается дополнительная информация, показатели и пояснения.

Смотрите еще:  Материнский капитал сумма на момент получения

Одним из примеров такой дополнительной информации Минфин РФ называет информацию о потенциально существенных рисках хозяйственной деятельности, которым подвержена организация. При этом раскрытие в отчетности информации о таких рисках Минфин РФ называет «одной из составляющих системы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни организации».

1) На кого, по мнению Минфина РФ, возлагается обязанность раскрывать в годовой отчетности информацию о рисках?

Прежде всего, требования о раскрытии информации о рисках Минфин РФ налагает на организации, публикующие свою отчетность.

Напомним, что по старому Закону о бухучете обязанность публиковать годовую отчетность была возложена на ОАО, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов). Все указанные организации обязаны были публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.

Вступивший в силу с 01.01.2013 новый Закон о бухучете говорит о том, что публиковать свою отчетность обязаны организации в случаях, установленных федеральными законами. Это фактически означает, что обязанность публиковать свою годовую отчетность сохранится за всеми теми, кто выше перечислен (обязанность публикации годовой отчетности ОАО предусмотрена в ГК РФ, кредитных организаций и страховщиков – в Законах «О банках и банковской деятельности» и «Об организации страхового дела в РФ» соответственно» и т.д.).

Дополнительно хотелось бы напомнить, что требования о публикации годовой бухгалтерской отчетности имеются также, например, в Законах «О СРО», «О консолидированной финансовой отчетности», «О жилищных накопительных кооперативах», «Об ООО» и «Об АО» (в случае публичного размещения ООО или ЗАО облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг).

Таким образом, именно для перечисленных выше организаций Минфин РФ предполагает обязательность раскрытия информации в годовой отчетности о рисках своей деятельности.

Но при этом Минфин РФ не указывает, что это требование действует только для них. Из этого можно сделать вывод, что для полного раскрытия пользователям всех существенных сведений в своей отчетности информация о потенциально существенных рисках может (иди даже должна) раскрываться вообще всеми организациями.

2) О каких рисках ведет речь Минфин РФ?

В рассматриваемом документе №ПЗ-9/2012 Минфин РФ упоминает следующие виды рисков:

а) финансовые риски, в том числе:

­ рыночные риски (риски изменения рыночных параметров, в частности, цен и ценовых индексов (на товары, работы, услуги, ценные бумаги, драгоценные металлы, др.), процентных ставок, курсов иностранных валют);

­ кредитные риски (риски неплатежей со стороны дебиторов);

­ риски ликвидности (риски неисполнения собственных обязательств перед кредиторами);

б) прочие виды рисков, в том числе:

­ правовые риски (риски изменения законодательства);

­ страновые и региональные риски (риски, связанные с политической и экономической ситуацией, географическими особенностями в странах и регионах, в которых организация осуществляет обычную деятельность или зарегистрирована в качестве налогоплательщика);

­ репутационные риски (Минфин РФ описывает данный вид риска, как риск «уменьшения числа заказчиков (клиентов) организации вследствие негативного представления о качестве реализуемой ею продукции, работ, услуг, соблюдении сроков поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг, участии в ценовом сговоре и т.п.»);

­ иные риски (например, риски истечения сроков значимых для деятельности лицензий, патентов или риски деятельности связанных сторон).

3) Каким образом Минфин РФ предлагает раскрывать в отчетности информацию о рисках?

Самое основное, что предлагает Минфин РФ в данной части – это учесть требования МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации» (в РФ данный стандарт на русском языке введен приказом МФ РФ от 25.11.01 №160н).

Помимо этого в рассматриваемом документе №ПЗ-9/2012 Минфин РФ дает краткие рекомендации о порядке оценки каждого из перечисленных выше видов рисков, порядке классификации и группировки соответствующих показателей. Однако в целом рекомендации Минфина не носят характер, позволяющий сам документ №ПЗ-9/2012 применить в качестве нормативной основы подготовки соответствующей информации. По сути, Минфин РФ предлагает организациям определять порядок и объем раскрываемой информации самостоятельно, лишь давая общие направления о том, где и какие риски могут выявляться и что при этом может анализироваться и раскрываться.

4) В каком виде в отчетности представляется соответствующая информация?

Минфин РФ предлагает организациям возможность использования нескольких вариантов раскрытия информации в отчетности:

­ это могут быть дополнительные показатели и пояснения, приводимые в пояснениях к балансу и отчету о прибылях и убытках, оформленные в виде отдельного раздела таких пояснений;

­ это могут дополнительные показатели и пояснения, включенные в пояснения к соответствующим показателям отчетности об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах, денежных потоках организации (в том числе в пояснения о забалансовых статьях, финансовых вложениях);

­ это может быть отдельный отчет о рисках, подготавливаемый в качестве отдельного и самостоятельного документа, на который в финансовой отчетности дается отсылка (при условии его доступности для ознакомления всеми пользователями бухгалтерской отчетности).

В любом случае очевидно, что конкретный порядок раскрытия информации о рисках в годовой бухгалтерской отчетности (как и то, какие риски следует считать существенными и подлежащими раскрытию) организация должна определить самостоятельно и закрепить приказом в своей учетной политике.

Раскрытие информации о рисках в финансовой отчетности страховой организации

Манько Снежана Владимировна

к.э.н., АССА, главный редактор журнала «Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты», управляющий директор в издательском доме «Методология».

Большое внимание в международных стандартах традиционно уделяется раскрытию информации, поэтому Примечания к финансовой отчетности являются важной и неотъемлемой частью самих отчетов.

Согласно п. 36 МСФО 4 «Договоры страхования» страховая организация обязана раскрывать в Примечаниях информацию, поясняющую суммы в финансовой отчетности, возникающие по договорам страхования, в том числе:

– учетную политику, принятую для договоров страхования и соответствующих активов, обязательств, доходов и расходов;

– допущения, использованные при оценке активов, обязательств, доходов и расходов по договорам страхования, и результат влияния возможного изменения в допущениях на текущие оценки;

– сверки изменений в страховых обязательствах и активах перестрахования.

Согласно п. 6 МСФО 7 «Финансовые инструменты: раскрытия» страховая организация должна раскрывать информацию, которая позволит пользователям оценить влияние финансовых инструментов на ее финансовое состояние и результаты деятельности, в том числе помимо основных положений учетной политики и применяемых способов оценки информацию о стоимости финансовых активов по категориям.

Важной особенностью МСФО 4 и МСФО 7 является их сходство в требовании раскрывать информацию о природе и степени рисков, возникающих по договорам страхования (п. 38 МСФО 4) и по финансовым инструментам (п. 31 МСФО 7), которым подвержена организация на отчетную дату. Эти требования являются относительно новыми и на практике вызывают затруднения.

Вместе с тем недавний финансовый кризис выявил необходимость большей прозрачности финансовой отчетности, особенно в вопросах лучшего раскрытия информации о рисках. В этих условиях требования МСФО 4 и МСФО 7 становятся как никогда актуальными. Рассмотрим их с целью разработать необходимые примеры Примечаний к финансовой отчетности применительно к страховым организациям.

МСФО 7 распространяется только на финансовые активы страховой организации, а активы и обязательства по договорам страхования регулируются требованиями МСФО 4. Согласно п. 38 МСФО 4 страховщик должен раскрывать в финансовой отчетности:

– политику управления рисками, возникающими из договоров страхования;

Смотрите еще:  Патент 2019 амурская область

– информацию о страховом риске (как до, так и после снижения риска путем перестрахования), в том числе:

  • анализ чувствительности к страховому риску (как изменятся прибыль и капитал под влиянием изменений в уровне риска);
  • концентрацию страхового риска;
  • фактические требования по сравнению с предыдущими оценками (развитие убытков);

– информацию о кредитном риске, рыночном риске и риске ликвидности, которые потребовалось бы раскрывать в соответствии с МСФО 7, если бы договоры страхования находились в сфере применения МСФО 7.

Под страховым риском в МСФО 4 понимается риск возможных убытков страховщика, принятый от страхователя в результате наступления страхового события. От величины страхового риска зависит величина формируемых резервов, изменение которых, в свою очередь, влияет на показатели прибыли и капитала.

МСФО 7 требует раскрытия качественной и количественной информации о подверженности финансовым рискам: кредитный риск, риск ликвидности, рыночный риск. Качественные раскрытия описывают цели менеджмента, политику и процедуры по управлению рисками. Количественные раскрытия должны на основе внутренней управленческой информации предоставить пользователям информацию о степени, в которой организация подвержена риску.

Таким образом, МСФО 4 и МСФО 7 требуют от страховщиков осуществлять описательные раскрытия об управлении рисками и анализировать чувствительность к рискам для всех классов финансовых инструментов и страховых договоров.

Определения каждого вида рисков и требуемые раскрытия согласно МСФО 7 систематизированы в табл. 1 (см. приложение).

Применительно к страхованию кредитный риск проявляется в том, что страховщик может понести убытки в результате того, что перестраховщик не сможет погасить свои обязательства по договору перестрахования или эмитент финансового обязательства, удерживаемого страховщиком в качестве финансового актива, объявит дефолт по этому обязательству.

Риск недостатка ликвидности для страховых организаций состоит в возможной нехватке денежных средств для погашения страховых обязательств в результате наступления страховых случаев. Ожидаемые сроки и суммы погашения обязательств по договорам зависят от оценок относительно времени наступления страхового события и величины убытков.

К рыночным рискам страховых организаций относятся валютные риски (по договорам, заключенным в иностранной валюте, по финансовым активам, стоимость которых выражена в иностранной валюте) и риски изменения процентной ставки по финансовым активам и ставки дисконтирования, применяемой для расчета амортизированной стоимости финансовых активов.

Проведенный анализ показал, что описание страхуемых рисков, политику управления рисками, концентрацию рисков по операционным сегментам страховщики обычно раскрывают в годовом отчете в разделе «риск-менеджмент» или в отдельном документе. Аналогичные описательные раскрытия делаются за рамками финансовой отчетности и по финансовым инструментам. МСФО 4 и МСФО 7 такую практику не запрещают, однако перечень раскрываемой информации должен соответствовать требованиям этих МСФО, и в финансовой отчетности должна быть сделана ссылка на соответствующий документ.

По нашему мнению, в финансовой отчетности уместной будет количественная информация о возможных изменениях стоимости активов и обязательств и, как следствие, показателей прибыли и капитала в результате изменения рисковых переменных, используемых в оценках.

В результате анализа требований МСФО 4 и МСФО 7 можно выделить следующие основы для подготовки Примечаний:

– Раскрываемая информация о рисках должна согласовываться с внутренней информацией, предоставляемой менеджменту для управления рисками.

– Должен быть соблюден баланс между качественными и количественными раскрытиями, позволяющий пользователям понять риски и их возможное влияние на финансовую отчетность.

– Страховщик самостоятельно определяет, каким образом обобщать информацию по страховым договорам. Группировка может соответствовать утвержденной регулирующими органами, но МСФО этого не требуют.

– Информация о рисках более полезна, если она показывает взаимосвязь между классами страховых договоров с другими статьями, например финансовыми инструментами, которые подвержены этому же риску.

Разработанные нами для страховых организаций Примечания к финансовой отчетности по раскрытию количественной информации о страховом риске и о финансовых рисках представлены в примерах, приведенных в табл. 2–10.

Раскрытие информации о страховом риске

Анализ чувствительности страховых обязательств

Группа договоров страхования

Требования к раскрытию информации о рисках

Новые требования по раскрытию информации о рисках кредитных организаций

Новое Указание № 4482-У[1] не заменяет собой требований по содержанию пояснительной информации к годовой (промежуточной) бухгалтерской (финансовой) отчетности, где также имеется раздел по рискам, а предусматривает отдельное, предназначенное для широкого круга пользователей, раскрытие данных, обособленное от бухгалтерской (финансовой) отчетности и пояснительной информации к ней. Как новое Указание скажется на объеме и глубине раскрываемой информации, какие новые требования будет применять регулятор, насколько возрастут трудозатраты банков?

Указание № 4482-У обязательно для применения кредитными организациями. Требуемую к раскрытию информацию допускается не излагать обособленно только в том случае, если она в полном объеме раскрыта в составе пояснительной информации к бухгалтерской (финансовой) отчетности за этот же период. Также часть информации может полностью или частично не раскрываться по решению кредитной организации, принятому в соответствии с разработанным ею внутренним документом по Указанию № 4482-У, если такая информация.

Требования к раскрытию информации о рисках

Банк России планирует в этом году разработать и внедрить минимальные требования к раскрытию информации неквалифицированным и квалифицированным инвесторам об операциях с производными финансовыми инструментами. Об этом сообщил первый зампред ЦБ Сергей Швецов журналистам в кулуарах финансового форума, прошедшего в рамках «Недели российского бизнеса — 2017», передает корреспондент РБК.

«Продажа сложных финансовых продуктов должна сопровождаться разъяснением покупателю сути этого продукта и тех рисков, которые следуют за приобретением данного продукта», — пояснил он.

Швецов отметил, что в целом поведенческий надзор регулятора направлен на то, чтобы юрлица и физлица осознанно приобретали сложные финансовые продукты, например, услуги по хеджированию валютных рисков, передает корреспондент РБК. «Клиент будет отказываться от того, что ему не нужно. Кроме того, он также будет понимать, как сформировать портфель услуг, защищающий от различных рыночных колебаний», — пояснил банкир.

Первый зампред ЦБ уточнил, что на рынке был создан прецедент, в результате которого суд встал на сторону контрагента. «Все началось с иска, по которому было принято негативное решение в пользу контрагента. Там были слабые стандарты, из-за которых было принято решение в пользу клиента банка», — пояснил он.

По оценкам ЦБ, введение стандартов сделает «обычным документооборотом» аудио- и видеофиксацию подписания договора о приобретении производных финансовых продуктов.

Похожие статьи:

  • Основные требования охраны труда при выполнении работ с применением пневмоинструмента Инструкция по охране труда при работе с пневмоинструментом Типовая инструкция по охране труда при работе с пневмоинструментом Инструкция предназначена для персонала, использующего при […]
  • Нотариус до 19-00 москва Нотариус города Москвы Лысякова Ольга Сергеевна Добро пожаловать на официальный сайт нотариуса города Москвы Лысяковой Ольги Сергеевны! Благодарю всех, кто решил воспользоваться […]
  • Заявление на удержание профсоюзных взносов образец Образец заявления на удержание профсоюзных взносов из заработной платы Скачать 5.3 Kb. Название Образец заявления на перечисление членских профсоюзных взносов Тип Документы filling-form.ru […]
  • Налог для граждан по инн Граждане могут не указывать ИНН в представляемых в налоговые органы документах Минфин России рассказал об особенностях постановки на учет в налоговых органах. Соответствующие разъяснения […]
  • Приказ о зачислении в ноу Приказ о зачислении на очную форму обучения в НОУ ВПО ИМТП на 2014-2015 учебный год метро «Кунцевская», «Пионерская», «Славянский бульвар», ст. ж. д. «Кунцево» Тел.: + 7 (968) 617-78-78 […]
  • Развод в тамбове сколько стоит Как подать на развод в Тамбове? как можно подать на развод если муж живет в москве а я живу в тамбове? детей нет и совместно нажитого имущества тоже нет! могу ли я подать заявление на […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.