Требования к логопедическому занятию по фгос

Учебно-методический материал на тему:
Проектирование логопедического занятия в соответствиями с требованиями ФГОС в ДОУ.

Предварительный просмотр:

ЭНГЕЛЬССКИЙ РАЙОН САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад комбинированного вида №67» Энгельсского муниципального района Саратовской области

Проектирование логопедического занятия в соответствиями с требованиями

Ментюкова Екатерина Сергеевна

г. Энгельс, тел. (8453) 55-30-21

Проектирование логопедического занятия в соответствиями с требованиями ФГОС в ДОУ.

“Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:

  • совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:
  • образовательная деятельность в режимных моментах;
  • организованная образовательная деятельность;
  • самостоятельная деятельность детей.

Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:

с одним ребенком;

с подгруппой детей;

с целой группой детей.

Выбор количества детей зависит от:

  • возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • вида деятельности (игровая, познавательно — исследовательская, двигательная, продуктивная);
  • их интереса к данному занятию;
  • сложности материала.

Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе — это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно — обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная педагогом специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

Если раньше организованная образовательная деятельность осуществлялась в виде учебной деятельности, то современные стандарты предполагают проводить обучение детей через организацию детских видов деятельности.

При проектировании корригирующих занятий, логопед должен учитывать следующие важные особенности современного дошкольного образования, отличающиеся от традиционного обучения:

  • Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, старше и опытнее.
  • Активность ребенка, по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого.
  • Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности. Цель — подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности.
  • Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка.
  • Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, и т.д.
  • Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых).
  • Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности.
  • Главная цель педагога на занятии сформировать и поддержать детскую инициативу по восприятию новой информации, по поиску и обработке информации, по обобщению способов действия, по постановке учебной задачи и т. д.
  • Допускается, так называемое, свободное посещение занятий. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.
  • Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.

Структура логопедического занятия.

Проходит в виде подготовки к игре (дети готовят то, что им будет необходимо на занятии, под руководством взрослых), настраиваются на игру, а не успокаиваются.

2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

Проходит в виде игры, игровой материал подбирается, учитывая индивидуальный уровень развития каждого ребёнка.

3. Развитие зрительно-пространственной ориентации:

– развитие общей моторики. Проходит в виде динамической паузы, не прерывая игровой процесс, а до или после него, для смены видов деятельности.

– развитие мелкой моторики. Предлагается на выбор использование пятигранных карандашей, шариков, прищепок, резиночек, кубиков и т. д.

4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

Предоставить детям возможность выдвигать собственные предположения, учить доказывать свою точку зрения, формировать адекватную самооценку, и оценку своих действий, не отождествляя, например, одно неудачное предположение с собственной оценкой в целом.

5. Развитие артикуляционной моторики.

Необходимо объяснить не только технику выполнения каждого упражнения, но и значение, смысл каждого движения органов артикуляционного аппарата, чтобы ребёнок не просто автоматически выполнял все упражнения, а понимал, для чего он делает каждое конкретное движение.

6. Развитие дыхания и голоса.

Во время упражнений, выполняемых для развития дыхания, педагог не показывает, как выполнять упражнение, а выполняет упражнения вместе с детьми, так как в образовательном процессе педагог и воспитанники – партнёры.

7. Объявление темы.

Тему объявляет не педагог, а дети выдвигают предположения, после совместного рассматривания, наблюдения, беседы, разговора, экспериментирования, исследования, сравнения, обобщения (педагог подводит их к этому), тем самым формируя мотивацию к познанию нового. Любое предположение детей заслуживает внимания, и ни одна неправильная, на наш взгляд, гипотеза не должна быть резко опровержена, тем самым унижая ребёнка, убеждая его в собственной неполноценности. Необходимо помочь воспитаннику изменить свою точку зрения, путём собственных логических умозаключений, выводов.

8. Развитие фонематического слуха.

Ход занятия сопровождается значительной речевой практикой воспитанников, что предполагает общение с педагогами и детьми на равных.

9. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов.

Всегда сопровождается наглядным изображением, так как невозможно чётко и правильно воспроизвести звуковой состав слова, не зная его значения и не представляя зрительного образа.

10. Итог занятия.

Подведение итогов занятия ориентировано на формирование адекватной самооценки, оценки своей деятельности и положительного отношения к миру.

11. Оценка работы детей на занятии.

Оценивается не деятельность детей на занятии, а то, насколько материал занятия помог детям уточнить и обогатить свои знания.

Таким образом, понятно, что меняется вся система организации и проведения занятий. А в связи с этим должен измениться и образ педагога. Педагог общается с детьми на равных, его внешний вид должен соответствовать приятию детей, то есть, чтобы дети его приняли «за своего», ему необходимо легко вступать в сотрудничество с детьми на их уровне.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешного выполнения программы является внедрение в образовательном процес.

В соответствии с введением ФГОС в ДОУ образовательные задачи решается также и в режимных моментах.

Данная разработка рекомендована к использованию в работе с младшими дошколниками по ознакомлению с темой «Транспорт».

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми/ В статье представлен конспект ООД по развитию речи «Овощи», разработанный в с.

Итоговая аттестация на тему:«Проектирование и реализация современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Краткая аннотация:–актуальность;–основная часть: цель.

Проводим музыкальные занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Сочетание различных форм и методов обучения в работе дошкольного учителя-логопеда

Разделы: Логопедия

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.

Основной формой коррекционного обучения в детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме: фронтальных (подгрупповых) занятий; индивидуальных занятий; занятий подвижными микрогруппами.

Фронтальные (подгрупповые) логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.

Тематический подход организации познавательного и речевого материала занятия предполагает его фокусировку на какой – либо теме из окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Изучение темы параллельно изучается на разных по видам деятельности занятиях: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, в играх. Подбор и расположение тем определяются следующими условиями: сезонностью, социальной значимостью, нейтральным характером.

Один из важнейших факторов реализации тематического принципа – концентрированное изучение темы, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи детьми (пассив), так и для ее активизации.

Оптимизация содержания занятий обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников.

Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.

К фронтальным занятиям должны предъявляться следующие требования:

1. Занятие должно быть динамичным.

2. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Можно включить забавные ситуации, участниками которых будут дети.

3. Должна быть частая смена различных видов деятельности.

4. Необходимо развивать у детей коммуникативную направленности, обучать общению с педагогом и друг с другом.

5. Необходимо на занятиях приучать детей слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.

Смотрите еще:  Тарифы по осаго закон

6. Использовать разнообразный дидактический материал, красочный и удобный.

7. Самое главное – на занятиях дети должны много говорить.

Технологии, используемые на занятиях, должны располагаться в порядке возрастающей сложности и быть разнообразными.

Фронтальные занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи подразделяются на следующие типы:

1. Занятия по формированию фонетико – фонематической стороны речи.

2. Занятия по формированию и развитию связной речи.

3. Занятия лексические с элементами грамматики.

4. Занятия по формированию лексико – грамматических категорий.

Основными задачами занятий по формированию фонетико – фонематической стороны речи являются: развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия, навыков произнесения слов различной звуко – слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

Специфика этого типа занятий обуславливает подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками.

Задачей занятий по формированию и развитию связной речи является обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ – описание.

На лексическом занятии с элементами грамматики используется “лексический” подход. При таком подходе происходит пополнение знаний и сведений детей, их словарного запаса. Логопедом выбираются игры, с помощью которых можно закрепить какую – то грамматическую форму, уже имеющуюся в речи детей.

На занятиях по формированию лексико – грамматических категорий используется лексико – грамматический подход. При таком подходе на занятиях изучаются наиболее типичные формы словообразования, а также основные модели построения словосочетаний и предложений, характерные для грамматической системы русского языка.

Таким образом, у дошкольников с нарушениями речи формируются грамматические представления. Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, формирование практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.

Занятия в подвижных микрогруппах представляют логопеду возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников. В начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков, как правило объединяют детей, имеющих более или менее однородные дефекты произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков, возрастает возможность включать упражнения, направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью, целесообразно перегруппировать детей с учетом всего объема речевой работы. Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи. Так же на занятия в подвижных микрогруппах происходит закрепление лексико – грамматических категорий, работа по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника.

К индивидуальным логопедическим занятиям предъявляются определенные требования. При их подготовке и проведении логопед должен:

  • сформулировать тему и цели занятия;
  • продумать этапы занятия, их связь друг с другом;
  • запланировать постепенное усложнение речевого материала занятия;
  • осуществлять дифференциальный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;
  • формулировать инструкции кратко и четко;
  • использовать разнообразный и красочный наглядный материал;
  • уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия.

Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.

Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, логопед должен стремиться к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка. Для этого можно подбирать лексико – грамматические игры и игры со словами, насыщенными автоматизируемым звуком.

Индивидуальные занятия как правило включают в себя следующие этапы: во – первых, это артикуляционная гимнастика, затем, пальчиковая гимнастика, затем идет работа по постановке или автоматизации звука. Лексический материал должен содержать максимальное количество закрепляемых звуков. Необходимо повышать темп речевых упражнений от неторопливого, утрированного произнесения переходить к более быстрому проговариванию и, наконец, к скороговоркам. Требование здесь – к постепенному усложнению лексического материала, переход от простых видов речевой деятельности к более сложным – от элементарного повторения слов за логопедом, к называнию предметов, описанию, стихам, пересказам, составлению рассказов по картинкам.

Здоровьесберегающие технологии очень важны для наших детей с ограниченными возможностями здоровья, т.к. это как правило дети с ослабленным здоровьем. Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей. Здоровьесберегающие технологии – это зрительная гимнастика, смена статических и динамических поз, голосовые и дыхательные упражнения, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции общей и мелкой моторики.

Постепенно включая в каждое занятие различные виды массажа, динамические паузы, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, логопед создает необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать все время занятия более эффективно. Все упражнения следует выполнять на фоне позитивных ответных реакций ребенка.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы.

Практические используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести широко используемые в последнее время методы моделирования и метод проектов.

Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения и активно применяется в детском саду. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.

В последнее время стал активно применяться метод проектов. Использование этого метода — принципиально иной подход к построению образовательного процесса, основанный на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов. Это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, результатом которой является продукт, оформленный тем или иным способом. Проекты развивают эмоциональную сферу и музыкально-эстетические чувства дошкольников с речевыми нарушениями. Исследуя окружающий мир, ребенок, получает обобщенный опыт в сфере развития речевых, познавательных, музыкально-эстетических способностей. Для того, чтобы дети проявили музыкально-эстетические чувства – нужно привить им любовь к хорошей музыке и научить эту музыку понимать, а это невозможно без развития музыкальных способностей. Деятельность педагогов в проекте должна быть сосредоточена на приобщение детей к высокохудожественному и доступному музыкальному репертуару, на развитии творческой активности детей.

Еще одним новшевством в работе дошкольных логопедов могут быть логосказки. Целью логопедической сказки является создание условий для ранней пропедевтики речевых нарушений у детей посредством игровой деятельности. С помощью логосказок логопеды могут решить следующие задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы детей:

— создание благоприятной психологической атмосферы в ходе образовательной деятельности;

— обогащение эмоционально – чувственной сферы детей посредством общения со сказкой;

— развитие диалогической и монологической речи;

— повышение эффективности игровой мотивации детской речи, ее художественно – эстетической направленности;

— приобщение детей к красоте художественного слова, народному фольклору;

— развитие сотрудничества учителя – логопеда и воспитателей с детьми и друг с другом на основе личностно ориентированной модели взаимодействия.

Прежде всего, все логопеды нацелены на то, чтобы сделать занятие с детьми не только интересным, но и эффективным. Прежде всего — обучать, играя, а не просто играть.

На сегодняшний день в коррекционной педагогике и логопедической практике получили широкое распространение и такие нетрадиционные методы, как

  • Логопедический массаж
  • Массаж языка
  • Су-Джок – японская технология пальцевого массажа
  • Самомассаж, растирания подушечек пальцев, ладонных поверхностей каменными стеклянными шариками, массаж грецкими орехами, шишками, корой и др. природным материалом
  • Фитотерапия – воздействие с помощью лекарственных растений
  • Ароматерапия – воздействие с помощью ароматов
  • Музыкотерапия – воздействие музыки на человека
  • Литотерапия – терапевтическое воздействие камней
  • Имаготерапия – театрализация
  • Куклотерапия
  • Сказкотерапия
  • Пескотерапия (sand-play) – игры с песком как способ развития ребенка
  • Крупотерапия – игры с крупой
  • Хромотерапия – воздействие с помощью цвета.

Игры с природным материалом — водой, песком, шишками, каштанами, желудями, крупой и другими плодами и семенами — включаются в общий комплекс коррекционно-развивающей работы с детьми. Так как они: развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук, совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности, способствуют расширению словарного запаса, помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза, позволяют развивать фонематический слух и восприятие, способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений, помогают в изучении букв, освоении навыков чтения, письма; снимают мышечную напряженность, помогают ребенку чувствовать себя защищенным в комфортной для него среде; развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребенка форме (принцип доступности информации).

Игровые приемы в логопедической работе

Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей. Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие перед логопедом в его работе с дошкольниками.

1. Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

2. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

Основное обучение у логопедов, идет через упражнения по произношению, развитию речи. На занятиях широко используются игровые приемы обучения. Именно они обеспечивают успех занятия, делают их увлекательными и желанными для детей.

Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях, так как наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость, чувство ущемленности и пр. По наблюдениям логопедов , даже у дошкольников чувство ущемленности от сознания своего дефекта встречается нередко. Сила и частота фиксированности (можно сказать, степень болезненной фиксированности) на своем дефекте порождает у ребенка разной силы чувство ущемленности, а это в свою очередь определяет его отношение к себе, к коллективу, к оценкам коллектива, и в конечном итоге все эти отношения обуславливают его поступки, поведение. Последовательность коррекционной работы над неправильным звуком состоит из подготовительных упражнений, постановки звука определенным приемом, автоматизации и дифференциации нового звука изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи. Именно этот главный принцип, которого мы придерживались при подборе игр для логопедической работы с ребенком.

Смотрите еще:  Как нужно снимать побои

Подготовительные игры предполагают подготовку органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому к его воспроизведения. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха. Подбор игр идет в строго последовательности: сначала для развития слухового внимания, т.е. умение различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам. Затем для развития речевого слуха, т.е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. и лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т.е. умению слышать составные части слова. Для вызывания правильного артикуляционного уклада необходимого звука требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей артикуляционного механизма: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба. Есть игры на активизацию артикуляционной моторики. К подготовительным можно условно отнесли игры на развитие дыхания и голоса, так как они необходимы в коррекционной работе при дизартриях и ринолалиях, и могут быть полезны в случаях нарушения темпа и плавности речи и различных расстройствах голоса.

Игры для формирования правильного звукопроизношения подобраны на различные звуки и группы звуков, наиболее часто искажающиеся у детей. Игры на звукоподражание могут быть использованы как попытка вызвать правильный звук после хорошо усвоенных ребенком подготовительных игр и упражнений. (звукопостановка). Потешки, чистоговорки, считалки должны быть сгруппированны также на звуки или группы звуков. Повторение вслед за логопедом или выученные наизусть потешки, чистоговорки, считалочки могут служить целям автоматизации и дифференциации определенных звуков в самостоятельной речи детей. Их можно дать отдельно от игр как самостоятельно, так и в игровой форме. Эти игры могут быть использованы как для формирования правильной речи у детей, так и для коррекции различный ее несовершенств. При этом логопеды, воспитатели, руководствуясь логопедической целью, должны иметь всегда ввиду воспитательные и общеобразовательные цели, которые несет каждая игра: развитие наблюдательности, представлений, знаний, навыков, правильное отношение ребенка к коллективу и к своему месту в нем и пр. Важная задача педагогов: логопедов и воспитателей – донести до родителей значение игр. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Использование презентаций, компьютерных игр в совместной деятельности с дошкольниками, имеющими нарушения речи, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. У детей быстрее формируются нарушенные артикуляторные навыки, сокращаются сроки коррекционной работы по введению поставленных звуков в речь, вырабатывается самоконтроль за произношением, активизируется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, связная речь, психические процессы. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. Включение в занятие презентаций позволяет добиться хороших результатов при автоматизации звуков у детей-визуалов. Анимация позволяет обыграть некоторые эпизоды. Красочные слайды, где могут быть размещены фотографии, схемы, рисунки, буквы, являются отличной наглядностью. Презентация является полифункциональным средством коррекции детской речи. В презентации решаются задачи по автоматизации звука, активизации и уточнению словаря, формированию различных грамматических категорий, развитию зрительного внимания, логического мышления. При использовании информационных технологий осуществляются принципы наглядности, разномодальности, активности и полифункциональности обучения.

Таким образом, с помощью компьютерных игр и упражнений у детей совершенствуется артикуляционная моторика, закрепляется правильное произношение автоматизируемого звука в словах, предложениях, обогащается словарь, закрепляются в речи слова-обобщения, совершенствуется грамматический строй речи, поддерживается положительная мотивация к посещению логопедических занятий. У детей значительно сокращаются сроки по овладению полноценной речевой деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как “панацея”, а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.

Все чаще в современной логопедии применяют помимо традиционных методов логопедического воздействия нетрадиционные методы, которые помогают организовать занятия интереснее, разнообразнее и содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. Использование традиционных приемов без дифференцированного сочетания нетрадиционных форм, часто оказывается недостаточным и во многом снижает эффективность логопедической работы в целом. Нетрадиционные методы преодоления нарушений речи представляют для педагогов не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребенка. Задача современного логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось учувствовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.

Желание ребенка участвовать в процессе обучения определяется его интересом к занятиям и стремление к положительной оценке со стороны взрослого. Поэтому обучающий взрослый должен стать для ребенка близким другом, всегда готовым прийти на помощь.

Список использованной литературы:

1. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов Под. Ред. В.И. Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1981. -192 с.

2. Использование логопедических игр в логопедической работе/ Сост. Д.А. Мазо, А.М.Черник, М.Ф.Фомичева. М.,1971.

3. Наука и Школа № 8 1997г. /Игра незаменимый помощник в обучении дошкольника/ С.Ильина.

4. Практическая психология и логопедия № 1-2 2003г. /Игровые приемы в логопедической работе с дошкольниками на этапе обучения навыкам звукового анализа и синтеза/ А.Ю.Никитина.

5. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь особому ребенку. — С-Пб., 2000.

7. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски / Т.К. Королевская // Дефектология. – 1998. — №1.

8. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. — Пермь, 2007.

9. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.

10. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985. — 112 с.

11. Фадина Г.В., Андреева И.Г., Лобанова Е.А. и др. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Николаев, 2004. — 64 с.

Рецензия на логопедическое занятие

Рецензия на логопедическое занятие. Рецензия составлена на открытое занятие.

Просмотр содержимого документа
«Рецензия на логопедическое занятие»

Бауэр Галины Сергеевны

Учителя-логопеда МБОУ «Первомайская СОШ»

Тип занятия – закрепление пройденного материала. Урок проведён в соответствии с требованиями, предъявляемыми к содержанию данного типа уроков и требованиям ФГОС.

Теме занятия соответствовала цель: дифференциация звуков “Л” — “Ль” в слогах, словах и словосочетаниях.

Для достижения цели учитель-логопед ставил следующие задачи:

— закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков “Л” и “Ль” с опорой на различные виды контроля;

— дифференцировать у детей звуки «Л», «ЛЬ» в слогах, словах и словосочетаниях;

— развивать звуко-буквенный анализ и синтез;

— развивать мелкую и артикуляционную моторику;

— актуализировать словарный запас;

— развивать фонематический слух и восприятие;

— развивать интонационную речь;

— воспитывать самоконтроль за правильным произношением звуков;

— развивать внимание, зрительную память, логическое мышление;

— развивать интерес к логопедическим занятиям;

— воспитывать активность, инициативность, наблюдательность;

Занятие состояло из следующих этапов: организационный момент, психогимнастика, сообщение темы занятия (целеполагание), сравнение и характеристика звуков «Л» и «ЛЬ» по акустическим и артикуляционным признакам, дифференциация звуков «Л», «ЛЬ», физминутка, работа над развитием фонетического слуха , развитие функции языкового анализа и синтеза, усвоение родительного падежа существительных множественного числа, развитие мелкой моторики и активизация мыслительных действий, итог занятия, рефлексия. Этапы урока последовательно взаимосвязаны. На организационном этапе учащиеся выполняют самоконтроль подготовки к уроку и эмоционального настроения. На последующих этапах ребята дают самостоятельно характеристику звуков «Л» и «ЛЬ», выполняют анализ и синтез слов, угадывают звуки природы, учатся собирать пазлы по разрезанной картинке.

В ходе урока были использованы следующие методы обучения: беседа, создание проблемной ситуации, наблюдение, метод индукции, обобщение, самоконтроль. Во время изучения темы учащиеся делают выводы на основе выделения общих признаков, обосновывают свою точку зрения, учатся адекватно воспринимать оценку товарища. Работа с электронным приложением к уроку способствовало повышению активности всех учащихся класса.

Предложенный план урока выполнен, задачи реализованы. Учитель владеет информационно-коммуникационными технологиями и неоднократно использует в своей работе электронные приложения и презентации к урокам. Доброжелательность учителя и спокойная атмосфера на уроке позволили всем ученикам выполнить работу, высказать своё мнение, сделать выводы и доказать свою точку зрения.

Заместитель директора по УВР _______ Г.Н. Лоренгель

Некоторые аспекты работы логопеда в условиях ФГОС

Булдакова Светлана Анатольевна?Логопед ГУЗ «Саратовский Городской Психоневрологический Диспансер»,г.Саратов[email protected]

Гостева Ольга Павловна,Учительлогопед ЧОУ«Прогимназия «Идеал»,г. Саратов[email protected]

Некоторые аспекты работы логопеда в условиях ФГОС

Аннотация.В данной статье рассматриваются некоторые аспектыработы логопеда в современных условиях, в соответствии со ФГОС. Данная проблема в настоящий момент недостаточно изучена и требует более полного и всестороннего анализа. Нами предпринята попытка осветить основные направления работы учителялогопеда, его профессиональные компетенции и организацию предметнопространственной среды логопедического кабинета.Ключевые слова:речевые навыки, направления в организации работы учителялогопеда, профессиональные компетенции, развивающая предметнопространственная среда.

«Мы обновляем страну, меняем нашу жизнь, меняемся сами. И все, что мы делаем, мы делаем для наших детей, потому что мы хотим, чтобы они жили лучше нас, чтобы они были лучше,чем мы, что бы они могли сделать то,что возможно не успеем сделать мы, что бы из их успеха сложилосьнаше успешное будущее».Д.А. Медведев[1]

Смотрите еще:  Куплю материнский капитал в питере

Как известно, коммуникативноречевая компетентностьявляется одной из ведущих, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому её формирование является основной задачей работы логопеда.На момент окончания детского садаребенок должен овладетьследующимиречевыми навыками: Уметь на слух различать звуки, продуцироватьслова сзаданнымзвуком, или слова,начинающиеся на этот звук.

Выделять звуки изряда слогов, слов. Проговариватьсловасложной звукослоговой структурыиз трех и более слогов (велосипедист).

Уметь делить слова на слоги. Произносить предложенияразных конструкций(Моя мама работает продавцом, а папа шофером.)

Употреблять в речи простые исложныепредлоги.

Владеть навыкомсогласования частейречи (существительные с прилагательными, глаголами, числительными в единственном и множественном числе) Образовывать словаразличными способами (приставочным, суффиксальным и приставочносуффиксальным),наречия от прилагательных (медленный –медленно), сравнительные степени прилагательных (длинный –длиннее –самый длинный).Вполном объемепонимать обращенную к ним речь . Активно пользоваться как видовыми, так и родовыми понятиями, антонимами, синонимами. Классифицироватьпредметы.Самостоятельно составлятьразвернутые рассказы

Логично излагать свои мысли.

Пониматьсложные логикограмматическиеконструкции.Вусловияхправильной речевой средыи при отсутствии органических нарушений в центральноми периферическомречевомаппарате, уметьпользоватьсявсеми звуками родного языка.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры –социальныеи психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция. Исходя из этого, определяютсяследующие направления в организацииработы учителялогопеда: профилактика речевых нарушений;диагностикаречевого развития;коррекция нарушений звукопроизношения;формирование всех компонентовречевой системы;развитие невербальных психических функций;развитие эмоционально –волевой сферы;формирование нравственных установок ребёнка.Остановимся подробнеена каждом из направлений:1.Профилактика

это система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одним из важных направлений логопедической работы.Одним из видов профилактическойработы в ДОУ является популяризация логопедических знаний посредством: выступления на родительских собраниях, педагогических советах в образовательных учреждениях, уголки логопеда в ДОУ, информационные стенды о нормах речевого развития в детских поликлиниках. 2.Диагностика речевого развития обучающихся подразумевает своевременное выявление различных речевых нарушений, предупреждение возможных вторичных дефектов, а так же определение параметров и периодичности логопедического мониторинга.3.Коррекция нарушений звукопроизношения предполагает работу по формированию навыка правильного произнесения звука изолированно, в слогах, словах, предложениях и спонтанных речевых высказываниях, а так же работу над просодическими компонентами речи (темп, ритм, дыхание, голос).4.Формирование всех компонентов речевой системы включает в себя:

развитие фонематических процессов фонематического восприятия, анализа и синтеза;

работу над звукослоговойструктуройслова;

работу надлексическимкомпонентом речи: уточнение,расширение представлений об окружающей действительности, обогащение словарногозапаса, уточнение семантически слов,обучение навыкам словообразованияи словоизменения;

развитие грамматическойстороныречи обучающихся:устранениеимеющихся аграмматизмов, закреплениекатегориальныхзначенийразличных частей речи;

работа надсвязнойречью:развитие навыка построения связного речевого высказывания, смыслового программирования, расширение фразы до необходимого объёма, умение составлять простые и сложные предложения.5. Невербальныепсихическиефункции целесообразно развивать втесной взаимосвязис коррекцией речи:

все виды мышления. Репродуктивное(заучивание чистоговорок, стихотворных текстов при автоматизации звуковво фразах и связной речи), творческое(составление рассказа по сюжетной картинке, серии картинок,пересказ текстов), лингвистическое (способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению классификации на разнообразном языковом материале).

сукцессивные функции (умение определить порядок и последовательность в ряду–воспроизведение звуковых и слоговых рядов во время работы надразвитием фонематического слуха, определение места и последовательности звуков в слове при отработке звукослоговогоанализа и синтеза);

внимание(в процессе коррекционнологопедической работы происходит также развитие всех свойств внимания: объёма, концентрации, устойчивости, переключения, распределения. Напримерпроговаривание слов, фраз при автоматизации заданного звука с дополнительной нагрузкой: упражнения на развитие мелкой моторики,отработка графических навыков);

зрительнаяи слуховаяпамятьразвивается в процессе заучивания стихов, загадок, потешек, во время различных логопедических игр. Например:ребенку предлагают за одну минуту рассмотреть и запомнить от 5 до 10 картинок (в зависимости от возраста). После этого одна из картинок убираетсяи ребенок называет по памяти недостающую картинку. Эту игру используют на этапе автоматизации звуков в словах.

временные ипространственные представления уточняются во время прохождения основных лексических тем (времена года, распорядок дня, отработка понятий верхниз, праволево при звуковом анализе слова, например: определение места звука в слове по звуковой линейке, «Подними правую руку, если услышишь в слове заданный звук»).

мелкаямоторика (разучивание пальчиковой гимнастики с одновременным проговариванием стихотворных текстов по лексическим темам, элементы суджок терапии при автоматизации звуков);

сенсомоторноевзаимодействие (узнавание наложенных и зашумленных изображений при автоматизации звуков в словах, работа с кубиками Кооса, методика «Почтовый ящик» или «Коробочка форм» авторов Л. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард);

межполушарное взаимодействие развивается при одновременном включении в работу обеих рук (упражнения «Коза –Корова», «Кулак –ребро –ладонь» и др. применяются на различных этапах автоматизации звуков.)6.Развитие эмоционально –волевой сферы.ЛогопедическиеНОДпроходят в атмосфере эмоционального комфорта. Для достижения этого педагог разнообразными способами стимулируетпроявления положительноэмоционального отношения ребёнка к занятиям (устная похвала, поощрение наклейками и т.д.) Если дошкольнику интересно, такое занятиеимеет высокий КПД и является успешным. В новых условиях системы образования логопед стремится воспитать у ребенка интерес к самому процессу познания, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.Когда ребёнок увлечён тем, что делает, то он чувствует себя раскрепощено, свободно, комфортно.Вера в силы ребёнка, помощьв преодолении трудностей и совместная радость достижениям позволяет ребенку более успешно овладеть речевой компетенцией.Формированиепроизвольнойсферы в процессе логопедических НОД происходит посредством определенного алгоритма действий: целеполагания, планирования, рефлексии, самоанализа, оценкииволевой саморегуляции.7.Формирование нравственных установок ребёнкаосуществляется через смысловое содержание речевого материала.Каждый этап НОД, начиная от выбора темы («Помоги зимующим птицам»), и,заканчивая подведением итогов направлен на выработку положительных нравственных качеств воспитанников.

Вместес изучением слов, имеющихяркую выразительность, образность и эмоциональность, используютсяпословицы, как средство формирования установок нравственного поведения. При уточнении скрытогосмысла, заложенного в поговорках и пословицах, решаютсякоррекционноразвивающие задачиивырабатываетсянавык правильного выбора и осознанного употребления их в речи.

Пословицы ярко описывают характерчеловека,егоэмоции, описываютразные жизненные ситуациии явления. Очень важно выработать у дошкольников умение использовать пословицы в речи. Например,для выражения восхищения, восторга, радости, добрых пожеланий употреблять такие выражения: «Смех и слезу прошибет»,«смешинка в рот попала»,«на седьмом небе»,«будьте добры»,«счастливо оставаться», «в добрый час».В дальнейшем этот навык пригодитсяв школепринаписании изложенийи сочинений,а так жепри характеристике литературных героеви составлении описательных рассказов.

Большую роль в работе логопеда в условиях ФГОС играет егопрофессионализм и методическая грамотность. Впрофессиональной компетенции логопеда находится:

систематическое повышение квалификации;

консультирование работниковобразовательного учреждения;

выступления на методических объединениях работников образовательных учреждений, методических объединениях учителей –логопедовразличного уровня;

проведение открытых логопедических НОД;

выступления на родительских собраниях;

публикации материаловв информационных изданиях различного уровня(печатные и интернетиздания);

активноеиспользованиев своей работеинтернет

технологий (видео уроки, он

лайн уроки, блоги и т.д.);

совместная деятельность со специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками). Она включает в себя обсуждение результатов диагностики, разработкуиндивидуальных коррекционноразивающих маршрутов, отслеживание динамики развития детей;

тесная взаимосвязь по вопросам речевого развития детей междуспециалистамиДОУ,школыи поликлиники;

изготовление наглядных пособий, изучение новиноклитературыпо специальности и пополнение ими своей методической копилки.

ФГОС предъявляют ряд требований к организации предметноразвивающей среды в образовательном учреждении. «Развивающая предметнопространственная среда обеспечиваетмаксимальную реализацию образовательного потенциала пространства развития детей дошкольного возраста, охраны иукрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития»[2].Она обеспечивает возможности дляобщения и совместной деятельности воспитанниковсовзрослыми, а так жесоздает благоприятные условия для реализацииобразовательных программ, используемых в образовательном процессе данного учреждения. Согласно требованиям ФГОС,«развивающая предметнопространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной»[3].

По оснащению и применению современный кабинет логопеда включаетв себя нижеперечисленные центры:1. Центр индивидуальной работы.

Настенное зеркалoс дополнительным освещением является пространственно–организующим элементом зoны индивидуальных занятий. Перед ним проводятся артикуляционные и мимические упражнения, постановка звуков их автоматизация и т.д., то естьработа, требующаяот ребенка зрительного контроля.Здесь же находится различныйнаглядныйдидактический материал и инструментарий: стенд с упражнениями для выполнения артикуляционной гимнастики, разнообразные пособия для отработки воздушной струи, пиктограммы для рефлексии и созданияположительного эмоционального фона, а так же постановочные и массажные зонды в контейнере для их хранения.2. Учебный центр.

Эта часть кабинета логопеда предназначенадля проведения фронтальной иподгрупповойНОД,игр с детьми. В нее входятмебель соответствующая росту детей, учебно –демонстрационное и игровое оборудование. Одним из вариантовкомплектации даннойзоны является установка круглогосоставного стола (четыре полукруглыхстола, что позволяет в зависимости от потребностей занятия менять расположение детей в этой зоне и организовывать их индивидуальную деятельность или работу в парах, тройках.)Магнитнаядоска, наборноеполотно,интерактивнаядоска и компьютер, позволяют реализовать принцип наглядностина логопедическойНОДне только при помощи картинногоматериала, нoи используя современные ресурсы ИКТ.3. Центр хранения документациии нагляднометодических пособий.

Документация хранится в папках по разделам:

Документация, регламентирующая деятельность логопеда.

Дидактическийматериал систематизирован по разделам:

пособия для развития правильного звукопроизношения (наглядные картинки, альбомы пособия и игры для отработки правильного произношения того или иного звука);

пособия для развития фонематического слуха (разнообразные звучащие предметы, картотека игр, мяч, опорные схемы и т.д.);

пособия для работы над слоговой структуройслова (лексическим и иллюстративным материалом по 13 классамслоговой структуры);

пособия для развития лексикограмматического строя и связной речи(наборы предметных картинок, муляжей по всем лексическим темам, сюжетные картинки, схемы для составления предложений и рассказов, а так же различные виды театров и пальчиковых кукол для развития связной речи и включения элементов театрализованной деятельности в НОД);4. Сенсомоторный центр.

Находится в доступном для детей месте. Содержит материал для развитиямелкоймоторики и других высших психических функций (сухой бассейн, шнуровки, пазлы и разрезные картинки, конструкторы, мозаики,суджок, кубики Кооса, «Почтовый ящик» или «Коробочка форм» и прочее).

Таким образом, в логопедическом кабинете коррекционноразвивающая среда организуется таким образом, чтобы успешно проводить работу по совершенствованию всех сторон речии неречевыхпроцессову детей с различными нарушениямиречи.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о значимости ФГОС в работе логопеда, о необходимости пересмотра концепции логопедической НОД, что позволит более эффективно и всесторонне осуществлять воздействие на речевую компетенцию детей дошкольного возраста.

Ссылки на источники1.Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерацииот 01.12.2010″Российскаягазета»

Похожие статьи:

  • П 101 судебная практика Обзор судебной практики рассмотрения районными (городскими) судами Калининградской области дел, связанных с применением законодательства об обороте земель сельскохозяйственного […]
  • Салон красоты бухгалтерская отчетность Бухгалтерская отчетность ЗАО "САЛОН КРАСОТЫ ОБ''ЕДИНЕНИЯ ИНОТЕХ-ПРОГРЕСС" ИНН 7736000838 за 2015 год Материал распечатан с сайта сервиса «Электронный эколог» e-ecolog.ru Бухгалтерская […]
  • Налоговые льготы по земельному налогу в сергиевом посаде Льготы по земельному налогу Я являюсь пенсионером по возрасту, 67 лет,имеются ли какие льготы по земельному налогу в СНТ. Участок расположен в Московской области , Сергиево-Посадский […]
  • Хранение препаратов пку приказ Порядок хранения лекарственных средств, подлежащих ПКУ Внимание! При пользовании статьями, консультациями и комментариями просим Вас обращать внимание на дату написания материала Вопрос: […]
  • Судебные приставы ростов ленинский район Судебные приставы ростов ленинский район Время создания/изменения документа: 29 января 2018 16:37 / 29 января 2018 16:38 Федеральная служба судебных приставов 107996, г. Москва, ул. […]
  • 67 приказ мз рф ПРИКАЗ Минздрава РФ от 26.02.2003 N 67 "О ПРИМЕНЕНИИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ВРТ) В ТЕРАПИИ ЖЕНСКОГО И МУЖСКОГО БЕСПЛОДИЯ" Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 апреля 2003 […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.