Требования к критериям оценки эффективности

Электронная библиотека

Проблема определения истинной цели операции представляется весьма важной, так как в соответствии с этим определяется в математической модели критерий эффективности, который должен полностью соответствовать цели операции.

Вследствие такой чрезвычайной важности правильного выбора критерия эффективности, сформулируем основные требования, предъявляемые к критериям. Важнейшими требованиями являются следующие:

§ критичность к исследуемым параметрам;

§ максимально возможная простота;

§ объединение в себе, по возможности, всех основных элементов исследуемой операции;

§ правильный учет стохастичности (случайности) процесса.

Представительность критерия означает, что критерий должен прямо отражать цель операции, полностью ей соответствовать, позволять оценивать эффективность решения основной задачи операции, а не второстепенных задач.

Здесь можно привести классический пример из событий второй мировой войны. Торговый флот союзников вследствие бомбардировок авиации противника нес большие потери. В целях защиты этих судов от атак авиации на торговые суда начали ставить зенитные артиллерийские орудия. Через какое-то время провели оценку этой операции. Статистические данные показали, что только 4% самолетов, атаковавших корабли, были сбиты установленными на судах зенитными орудиями. Эти данные показали, что орудия не окупали затрат даже на их установку. Встал естественный вопрос о целесообразности установки этих орудий.

Анализ результатов операции по другому критерию – проценту потопленных судов из числа атакованных при наличии зенитного прикрытия составил 10%, а при его отсутствии – 25%. Экономический анализ показал, что, судя по этим цифрам, расходы на установку зенитных орудий на торговые суда была продолжена.

Критичность к исследуемым параметрам означает чувствительность критерия к изменениям исследуемых параметров; чем эта критичность выше, тем лучше.

Критерий должен быть максимально простым. Введение в него второстепенных величин может усложнить исследования, не приводя ни к каким уточнениям выводов. Эта одна из самых больших опасностей в исследовании операций – «за деревьями не видеть леса».

Крайне желательно, чтобы критерий был единым, по возможности, объединял в себе все основные требования операции, так как решение задачи при наличии двух (или более) критериев затруднено, и вместо математических расчетов в этих случаях зачастую используют всякого рода необоснованные предположения.

По способу достижения цели можно различать два вида целей и соответствующих им критериев эффективности:

1) «Качественные» цели, которые могут быть только достигнуты или не достигнуты.

При этом критерий эффективности должен принимать только два значения: 1 – в случае успеха и 0 – в противоположном случае. Другими словами, успешность операции оценивается по схеме «да – нет» (все или ничего). Часто используют не два крайних значения критерия (0 или 1), а выбирают показатель эффективности в виде вероятности достижения желаемого результата, или короче, вероятности выполнения задачи операции. Если обозначить А событие, состоящее в том, что цель операции достигнута, то показатель эффективности есть вероятность события А:

Такой переход от критерия типа «да – нет» (0 или 1) к критерию, характеризующегося различными количественными значениями, связан с тем, что наличие, например, случайных факторов делает случайным и исход операции, которая вначале формулировалась «качественно»; поэтому совершается переход к другой, «более достижимой», цели операции – вероятности выполнения задачи.

2) Второй вид целей – количественный – заключается в стремлении увеличить (или уменьшить) значение некоторой величины, зависимость которой от фазовых координат и составляет критерий эффективности операции.

Стремление к увеличению (или уменьшению) критерия эффективности является математическим описанием цели операции. В данной конкретной модели операции он (критерий эффективности) полностью заменяет собой цель, и исследователь операции имеет дело только с ним. Поэтому правильный выбор критерия эффективности является задачей первостепенной важности. Незнание или недостаточно точное знание критерия эффективности есть прямое следствие недостаточно четкого понимания цели операции или недостаточной изученности процесса ее протекания. Это незнание может лишить какого-либо смысла само проведение операции.

Разработка критериев оценки эффективности в культуре

При введении эффективного контракта для каждого отдельного работника должна быть уточнена и конкретизирована трудовая функция, разработаны критерии оценки его деятельности, установлен размер вознаграждения

Трудовой договор, в котором детализированы должностные обязанности работника, условия оплаты его труда, а также меры социальной поддержки и критерии оценки эффективности деятельности имеет название эффективного контракта.

Критерии и показатели, внесенные в данный документ, являются основой для назначения выплат стимулирующего характера, которые в свою очередь зависят как от результатов труда, так и от качества предоставляемых услуг.

Главное в статье:

Виды критериев оценки эффективности деятельности работников культуры

Все критерии эффективности работы в культуре делятся на два вида:

  1. Общеорганизационные

Включает в себя систему оценки личных профессиональных качеств работника учреждения культуры, например:

  • степень выполнения работы в рамках своих должностных обязанностей;
  • полноту и своевременность их выполнения;
  • контроль рабочего времени и выполнения поручений;
  • личные качества и другие.
  1. Специализированные

>» height=»» src=»https://www.cultmanager.ru/images/2017-1/574185cde95ea.jpg» style=»float:left; padding-right: 6px;» title=»Показатели эффективности работы руководителей >>» width=»» itemprop=»image»>

К критериям результативной работы, которые можно применять к любому виду государственных (муниципальных) учреждений, их руководителям, а также основным категориям работников, относятся:

  • работа с удаленными пользователями, включающая в себя дистанционное информационное обслуживание, проведение интернет-конференций, интернет-конкурсов, интернет- проектов и прочее;
  • количество посещений официального сайта учреждения;
  • освещение деятельности учреждения культуры в СМИ;
  • результативность участия в грантовых конкурсах;
  • организация и проведение информационных, культурно-¬досуговых, социально-значимых и просветительских мероприятиях, включая те, которые направлены на обслуживание особых категорий населения и так далее.

  • возможность скачивать шаблоны документов
  • доступ к просмотру видеотренингов ведущих экспертов
  • доступ к журналам для главного врача и его заместителей

Активировать доступ

Требования к критериям и показателям эффективности

Критерии и показатели, разработанные для каждого сотрудника, с учетом должности и специфики работы организации и должны быть:

  1. Объективными.
  2. Прозрачными.
  3. Юридически допустимыми.

Трудовая функция, показатели и критерии оценки ее выполнения, размер вознаграждения в зависимости от результативности труда необходимо довести к сведению исполнителя.

Если говорить о вознаграждении, то при его установлении в обязательном порядке учитывается трудовой вклад каждого отдельного человека в результат деятельности всей организации культуры.

Способы включения значений показателей эффективности в трудовой договор

На примере определения показателей для специалиста, занимающегося методической работой в учреждении клубного типа показаны способы внедрения их в трудовой договор.

Заключается в определении реального количественного показателя эффективности.
Благодаря чему, может быть гарантирована определенная стабильность этого показателя, включенного в договор.

Особенностями применения этого способа является то, что он не требует внесения каких-либо изменений в трудовой договор. При этом исполнителю будет достаточно выполнять поставленный план, не проявляя никакой инициативы. В результате отмечается снижение его заинтересованности в результатах труда.

Представляет собой определение среднего значения криятерия и условий получения соответствующей выплаты, зависящей от реально достигнутого значения.

При его использовании размер стимулирующей выплаты взаимосвязан с результатами труда. Чаще всего данный способ применяется в тех случаях, когда работа требует проявления инициативы со стороны исполнителя. При этом объем выполняемой им трудовой функции носит временный характер.

Для обеспечения эффективности применения критериев оценки деятельности нужно при их определении учитывать конкретные должностные обязанности работников. Последние должны соотносится со стимулирующими выплатами, установлеными системой оплаты труда организации культуры.

Для того чтобы определить критерии деятельности работников культуры, необходимо выполнить целый ряд действий. Прежде всего стоит позаботиться о том, чтобы все показатели соответствовали квалификационным требованиям.

Стоит уделить внимание соотношению трудовых обязанностей сотрудника учреждения культуры с теми стимулирующими выплатами, которые установлены в учреждении.

Помимо этого, в обязательном порядке нужно проанализировать должностные обязанности и определить результаты, ожидаемые от их выполнения.

Механизм контроля за выполнением целевых показателей

Планируя ввести систему оценки эффективности деятельности сотрудников, необходимо создать механизм контроля за выполнением целевых показателей.

Механизм контроля должен отвечать следующим требованиям:

  • быть простым и понятным, как для администрации, так и для работников;
  • учитывать материальную базу и специфику работы предприятия;
  • позволять выполнять оценку целевых показателей.

Внедрение такого механизма позволит оценить эффективность не только отдельного работника, но и учреждения в целом, а также его структурных подразделений.

Основные требования к критериям (показателям) эффективности

Важно, чтобы при оценке эффективности программы результаты были обоснованными, т.е. показатели измеряли то, что ожидалось от программы. В первую очередь необходимо ответить на вопрос: что же подразумевается под эффективностью программы? Игнорирование этого тривиального на первый взгляд вопроса может вызвать трудности при разработке ряда критериев, которые могли бы быть использованы для оценки результатов программы. Обоснованность критериев — один из способов оценки веса полученных показателей. Необходимо, чтобы предложенные критерии соотносились друг с другом. Такого рода «соотношения» часто называют коэффициентом обоснованности или уровнем корреляции между показателями. Если корреляция близка к единице, то предложенные показатели хорошо соотносятся, если же корреляция равна нулю, соотношение плохое.

Смотрите еще:  Договор на сервисный ремонт оборудования

Другой способ оценки обоснованности показателей — анализ конструктивной обоснованности, которая сильно зависит от теоретических аргументов. Необходимо проанализировать связь между показателями в данном регионе, полученными в ходе реализации программы, с показателями в других регионах, где проводились похожие программы. Важно использовать теоретический материал со сведениями о том, какие показатели свидетельствовали бы об эффективности данной программы.

Наряду с обоснованностью надежность является одной из важнейших характеристик любого показателя. Она особенно важна, когда для анализа ситуации используются различные анкеты, опросники и интервью. Очень сложно правильно оценить, чем руководствуется человек, отвечая на предложенные вопросы. Возможно, в определенный момент времени его ответ зависит от душевного состояния или настроения, что, несомненно, окажет влияние на результаты опроса.

Существует несколько способов проверки надежности полученных в результате исследования данных. Во-первых, можно перепроверить сведения путем проведения повторного опроса. Во-вторых, надо убедиться в том, что оценки экспертов справедливы. Для этого следует разработать шкалу для оценки показателей, чтобы результаты реализации программы оценивались по сравнимым критериям.

Все показатели оценки должны иметь свою направленность, т.е. необходимо заранее установить, как должны измениться параметры. Другими словами, надо знать, как могут измениться показатели в ходе реализации программы, какое изменение можно считать положительным, а какое отрицательным.

Восприимчивость к изменениям — другое важное качество любого показателя. Чтобы полученные данные оказались надежными и точными, надо тщательно прорабатывать вопросы для интервью и анкет. Варианты ответов должны быть как можно более многогранными, т.е. если в предложенной анкете будут всего два или три варианта ответа, то восприимчивость к изменениям во мнениях будет низкая. Для того чтобы получить более полную картину ситуации надо давать людям возможность полностью выразить свое мнение и отношение к происходящему.

Вопросы должны касаться актуальных событий, которые происходят либо в настоящее время, либо произошли в недалеком прошлом.

При разработке системы оценки эффективности программы не следует завышать ожидаемые показатели: они должны быть реалистичны и достижимы.

Методические указания Минэкономразвития России по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации устанавливают следующие требования к показателям (индикаторам) государственных программ:

  • — адекватность: показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи подпрограммы;
  • — точность: погрешности измерения нс должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации подпрограммы;
  • — объективность: не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел; используемые показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы для исполнителей подпрограммы, подведомственных им ФОН В и организаций к искажению результатов реализации подпрограммы;
  • — достоверность: способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки подпрограммы;
  • — однозначность: определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей и показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения;
  • — экономичность: получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации;

сопоставимость: выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды и с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) подпрограмм, а также с показателями, используемыми в международной практике;

— своевременность и регулярность: отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже одного раза в год).

Для того чтобы оценить эффективность программы, например, нацеленной на развитие определенного региона, необходимо регулярно проводить мониторинг социальных настроений местных жителей. Это очень важно, потому что социальный аспект программы оценить всегда гораздо сложнее, чем экономический. При составлении анкет или вопросов для интервью следует руководствоваться следующими правилами.

  • 1. Использовать простой язык.
  • 2. Вопросы должны касаться только тех проблем, о которых респонденты хорошо осведомлены.
  • 3. Вопросы должны быть конкретные.
  • 4. Необходимо избегать вопросов, которые подразумевают ответы «да» или «нет».
  • 5. Не следует использовать отрицание в вопросах.
  • 6. Вопросы должны быть развернутые, чтобы люди знали, о чем именно их спрашивают.
  • 7. Необходимо учитывать культурные и этнические различия.
  • 8. Надо быть готовыми к тому, что с определенными группами респондентов могут возникнуть трудности (откажутся участвовать в опросах общественного мнения).

Кроме проведения интервью и анкетирования для сбора данных при проведении оценки используются следующие инструменты: анализ конкретных ситуаций, использование фокус-групп, наблюдение, анализ письменных документов.

Анализ конкретных ситуаций представляет собой сбор информации на основе описания некоторой «истории», имеющей непосредственное отношение к осуществлению программы. Такое описание включает использование разнообразных источников — документов, интервью, наблюдений — и предоставляет дополнительный ресурс для интерпретации решений и событий. Однако анализ конкретных ситуаций имеет ограниченный характер, его проведение требует специальных навыков и много времени.

Фокус-группы представляют собой целевые группы, члены которых осведомлены об исследуемой теме, а специально организованные дискуссии с которыми позволяют сопоставить взгляды и мнения участников программы с концепциями, отраженными в прогнозируемых программных результатах. Использование фокус-групп позволяет лучше узнать конкретный опыт, когда респонденты излагают свои взгляды и мнения о программе в привычной для них обстановке. Однако этот инструмент сбора данных требует много времени и может быть дорогостоящим.

Наблюдение бывает внешним и включенным, когда наблюдатель на время становится участником происходящего, дает описательную информацию о контексте и наблюдаемых изменениях с позиции участника событий. Качество данного инструментария сильно зависит от навыков наблюдения и ведения записей, при этом возможна неоднозначная интерпретация результатов.

Анализ письменных документов, т.е. баз данных, отчетов, корреспонденции может помочь обоснованию восприятия ситуации респондентами и не требует больших затрат, однако может занять много времени.

Приложение 1. Критерии эффективности педтехнологий

Предлагаемая система критериев оценки педагогических технологий позволяет охарактеризовать не только количественные, но и качественные параметры обучения в высшей профессиональной школе.

Отличительной особенностью данной системы является наличие нескольких групп критериев, каждая из которых позволяет достаточно подробно охарактеризовать конкретную педагогическую технологию не только на этапе оценки результатов, но и на этапах ее проектирования.

Критерии оценки на этапе проектирования новых технологий. Выделим два основных критерия: первый — расчленение процесса на внутренние, связанные между собой этапы, фазы, операции, процедуры; второй — алгоритмичность. Он включает в себя такие наиболее значимые показатели, как: однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций и функциональная полнота.

Чем значительнее отклонение в действиях субъекта от параметров, предписанных технологией, тем реальнее опасность деформировать весь процесс и получить результат, не соответствующий ожидаемому. Причем деформация одной процедуры или операции отражается на всей технологической цепочке и заранее предопределяет непрогнозируемые последствия.

Показатель функциональной полноты позволяет оценить технологию обучения с позиции возможностей комплексной реализации всех функций процесса обучения. Критерий технологической последовательности дает возможность оценить выполнение следующих требований, обеспечивающих успешное течение технологического процесса:

совокупность и последовательность процедур и операций, входящих в технологический процесс, должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития данного процесса и осуществляться на основе его анализа;

обязательно точное перечисление всех действий и операций, необходимых для выполнения технологии, и определение условий, обеспечивающих порядок их осуществления;

выполнение каждой операции или процедуры должно сопровождаться действиями, позволяющими осуществлять обратную связь.

У преподавателя всегда остается возможность «вмешиваться» в объективный ход процессов, изменять их порядок, устанавливать другой темп процедур и операций в зависимости от изменяющихся требований к быстроте их выполнения, эффективности и целесообразности.

Смотрите еще:  Иск о нарушении прав при приватизации

Критерии оценки на этапе проектирования включают в себя и частный критерий управления процессом обучения, позволяющий оценить спроектированную технологию обучения с точки зрения заложенных в ней возможностей контроля и коррекции реально осуществляемого процесса обучения. Этот критерий включает в себя наиболее значимые показатели: выбора единицы усвоения (обучающего модуля); сопоставления реально выполняемых процедур, операций с эталоном (идеальной моделью); выбора способа коррекции; степени достижения цели.

Критерии оценки новых технологий на этапе функционирования. Содержание обучения может быть оценено частным критерием эффективности содержания обучения, который характеризуется следующими качественными и количественными показателями. К качественным показателям относятся:

целостность отражения в содержании обучения задач образования, воспитания и развития;

структурное соответствие содержания обучения принятой психолого-педагогической концепции усвоения;

отражение в содержании обучения современного уровня развития науки, техники и производства;

гносеологически верное соотношение эмпирического и теоретического, образного и понятийного, конкретного и абстрактного.

Эти показатели позволяют выявить феномен эффективности и осуществить качественный его анализ. Вместе с тем необходимо использовать количественные показатели, которые хотя и не отражают сущность исследуемого процесса, но позволяют улучшить педагогическую деятельность. К таким показателям относятся:

информативность учебного материала, которая устанавливается путем соотнесения элементов содержания, предусмотренных программой, с вводимыми преподавателем в единицу времени;

усвоенность учебного материала, определяемую соотношением объема учебного материала, усвоенного обучающимися в течение единицы времени, к материалу, сообщенному обучающемуся за то лее время. Единица усвоения учебного материала является условной величиной, в качестве которой могут быть приняты: формулы, дефиниции, правила и др.

Для оценки эффективности методов, используемых в процессе обучения, применяется соответствующий частный критерий. Он может быть представлен такими качественными показателями, как:

адекватность методов целям и содержанию учебного материала;

обоснованность выбора методов обучения в перцептивном, гностическом, логическом, контрольно-оценочном, мотивационном и других аспектах. При оценке по данному показателю определяется степень учета преподавателем возрастных личностных особенностей обучающихся, уровня их теоретической и практической подготовленности, а также собственных возможностей;

многообразие использования методов и вариативность реализуемых приемов обучения;

соответствие методов обучения реальной материально-технической базе и отведенному учебному времени.

Эффективность используемых в процессе обучения дидактических средств устанавливается по следующим качественным показателям:

обеспечение принципов наглядности и доступности обучения;

функциональное соответствие дидактическим задачам, содержанию и избранным методам обучения;

универсальность использования и удобства эксплуатации средств обучения.

При оценке эффективности средств обучения с помощью количественных показателей их выбор осуществляется в зависимости от вида используемого дидактического средства.

Качественными показателями, раскрывающими частный критерий эффективной организации учебного процесса, являются:

соответствие форм организации обучения принятым периодам усвоения знаний и формирования навыков и умений (психологический и логический аспекты);

сменяемость и многообразие форм обучения и вариативность их видов;

обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм деятельности обучающихся.

Количественными показателями при этом могут служить:

количество времени, отводимого и затраченного на решение поставленных задач;

темп протекания учебного процесса;

степень помощи преподавателя обучающимся при организации их самостоятельной деятельности.

Критерии эффективности результатов обучения. Качественная оценка знаний обучающихся может осуществляться по таким показателям, как:

глубина знаний, характеризующая числом осознанных существенных связей данного знания с другими, с ним соотносящимися;

действенность знаний, предусматривающая готовность и умение учащихся применять их в сходных и вариативных ситуациях;

системность, которая определяется как совокупность знаний в сознании обучающихся, и структура которой соответствует структуре научного знания;

осознанность знаний, выражающаяся в понимании связей между ними, путей получения знаний, умений их доказывать.

В качестве примера оценки эффективности результата обучения приводятся изменения показателя глубины знаний в зависимости от уровня усвоения:

I уровень (узнавание) — обучающийся только отличает данный объект или действие от их аналогов, показывая формальное знакомство с объектом или процессом изучения, с их внешними, поверхностными характеристиками;

II уровень (репродуцирование) — обучающийся может не только выбрать на основе ряда признаков тот или иной объект или явление, но и дать определение понятия, пересказать учебный материал;

III уровень (продуктивной деятельности) — обучающийся не только показывает понимание функциональных зависимостей между изучаемыми явлениями и умение описывать объект, но и решает задачи, вскрывая причинно-следственные связи, умеет связать изучаемый материал с практикой, с жизнью;

IV уровень (трансформации) — обучающийся способен путем целенаправленного избирательного применения соответствующих знаний в ходе решения творческих задач вырабатывать новые приемы и способы их решения.

Аналогично оценивается эффективность усвоения знаний по каждому качественному показателю на всех представленных уровнях. Кроме того, возможно дать количественную оценку

усвоенных знаний на каждом уровне, используя следующие показатели: объем усвоенных знаний; скорость усвоения учебного материала; прочность усвоения; точность усвоения и др.

В целом оценить результаты обучения, учитывая всю совокупность приведенных показателей, возможно, используя методику тестового контроля или метод компонентного анализа.

Особенностью приведенных методов контроля является то, что они применимы к любому виду обучения, как к теоретическому, так и производственному. Отличие состоит в том, что в первом случае интегральным критерием оценки будет служить критерий усвоения учебного материала, а во втором — критерий сформированности профессиональных навыков и умений, обеспечивающийся соответственно своими специфическими критериями. Изложенная выше информация схематически представлена на рис. 1.

Требования к критериям оценки эффективности

В педагогических исследованиях, посвящённых оценке эффективности функционирования воспитательной системы вуза, проблема обоснования критериев и показателей воспитанности и уровня сформированности определённых качеств у обучающихся занимает особое место. Данная тематика представлена достаточно широко.

Теоретическое обоснование вышеупомянутых критериев нашло должное отражение в работах Алёхина И.А., Барабанщикова А.В., Вдовюка В.И., Давыдова В.П., Городова П.Н., Быкова А.К., Зимней И.А., Лямзина М.А., Познанского Д.П. и др.

Однако в настоящее время продолжается поиск более точных и конкретных определений критериев эффективности функционирования воспитательной системы вуза.

Как показал анализ проблемы, большинство научных исследований сосредоточено на изучении отдельных аспектов определения и обоснования критериев и оценки результатов воспитательного процесса в вузе. В то же время рассмотрение их в целостном виде осуществляется крайне редко, вследствие чего до сих пор отсутствуют теоретические основы этой проблемы. Тем не менее вопрос о критериях довольно подробно рассмотрен психологами и педагогами [3].

В современной справочной литературе понятие «критерий» определяется как «признак, на основе которого производится оценка, определение, классификация чего-либо» [11]. Он рассматривается как эталон, на основе которого осуществляется оценка, сравнение результатов. В научной литературе существуют следующие подходы к определению его содержания. Так, в педагогической литературе критерий выступает как основной признак, по которому одно решение выбирается из множества возможных [7]. В частности, М.И. Шилова считает, что критерий – «это мерило, признак для оценки, классификации; суждение, признак, позволяющий из множества возможных решений выбрать одно [10]. И.А. Маврина понятие «критерий» характеризует как средство, с помощью которого измеряются уровни, степени проявления того или иного явления, трактуется как мерило оценки суждений. Посредством применения критерия выделяется преимущество какого-либо выбора по сравнению с остальными; проверяется соответствие результата поставленной цели или дается оценка степени её реализации [6].

С философской точки зрения критерии как определенные нормы и правила позволяют решить, является ли правильным каждый отдельный шаг, говоря о том, правильна, то есть рациональна ли «игра» в целом. Критерии не фиксируют наиболее перспективные и продуктивные принципы и способы действия, а только выражают объективные законы и логику развития явления [9].

В социологической литературе данное понятие выступает как мера оценки, определения, сопоставления явления или процесса; признак, являющийся основой классификации [8].

В практике педагогических исследований рассматриваются несколько подходов к определению критериев и показателей.

В частности, критерий может быть интерпретирован как показатель, на основании которого можно судить об эффективности какого-либо процесса. При этом подходе критерий есть совокупность основных показателей, раскрывающих определенный уровень какого-либо явления. Данный подход характеризуется тем, что степень сформированности показателя определяется путем фиксации его критериев на различных уровнях.

При обосновании критериев и показателей, необходимых для комплексной оценки эффективности функционирования воспитательной системы вуза, мы исходили из рассмотренных методологических положений в трактовке понятий «критерий» и «показатель» в энциклопедической, а также специальной литературе [1].

Само понятие «критерий» в современной научной литературе трактуется неоднозначно. Особенно это явно наблюдается при соотношении понятий «критерий» и «показатель», иногда допускается смешение этих неоднозначных категорий. Критерий – это мерило, с помощью которого осуществляется оценка явлений, процессов, состояний, формирования и развития личности в воспитании. В целом же критерий означает точку зрения, являющуюся мерилом для определения, оценки предмета, явления; признак, положенный в основу классификации предметов, явлений, понятий [2].

Смотрите еще:  Договор оферты для терминала

Здесь наблюдается связь понятий «критерий» и «мера». Эта связь очень важна, так как выражает качественно-количественную определенность. Критерий – это признак, по которому можно судить об отличии состояния одного явления от другого. Критерий шире показателя, который является составным элементом критерия и характеризует содержание его. Следовательно, критерий выражает наиболее общий признак, по которому происходит оценка, сравнение реальных педагогических явлений, качеств, процессов. А степень проявления, качественная сформированность, определенность критериев выражается в конкретных показателях.

Выбор критериев оценки эффективности воспитательной системы вуза является важнейшим условием её функциональности. Поэтому при разработке данных критериев мы учитывали, с одной стороны, традиционные требования, которым должны удовлетворять критерии, основные подходы в типизации показателей, в классификации критериев, а с другой стороны, нами были использованы апробированные методики формирования критериев и показателей.

При обосновании системы критериев и показателей эффективности воспитательной системы вуза целесообразно исходить из учёта следующих положений:

– сущность воспитательной системы, её качественная специфика, присущие ей сис­темные, интегративные качества;

– системные, интегративные качества, присущие воспитательной системе, её специ­фика;

– состав, количественная и качественная характеристика отдельных частей;

– структура, то есть внутренняя организация, взаимосвязь компонентов, их сочетание и взаимодействие;

– функции воспитательной системы, её активность, жизнедеятельность, а также функции её отдельных частей;

– механизмы, обеспечивающие её целостность, взаимодействие, совершенствование и развитие;

– осуществление связи с внешней средой.

Таким образом, выбор и обоснование критериев и показателей эффективности воспитательной системы вуза является важной научной задачей, решение которой в определённой степени позволит как повышать функциональность воспитательной системы, так и динамично развивать её.

Необходимо подчеркнуть, что при исследовании критериев возникают определённые сложности. Первая состоит в том, что наряду с внутренним содержанием предмета, отражающим его сущность, проявляются и некоторые случайные элементы, отношения, которые носят второстепенный характер, но могут быть ошибочно приняты за сущностные проявления. Вторая сложность заключается в том, что исследуемая форма предмета не всегда отражает истинное его содержание. Поэтому случаются ошибки при определении критерия, субъективное его определение. Следовательно, критерии и показатели целесообразно рассматривать как самостоятельные составляющие единого оценочного блока.

Необходимо отметить, что критерий представляет собой средство, необходимый инструмент оценки, но сам оценкой не является. Функциональная роль критерия – в определении или не определении сущностных признаков предмета. Критерий – не только средство обнаружения предмета, но и средство основания для классификации, группировки предметов их оценки.

При этом важно правильно установить соотношение понятий «критерий» и «показатель». Роль и значение критерия были подробно рассмотрены выше. Что касается показателя, то он выступает по отношению к критерию как частное к общему.

По мнению Г.П. Ивановой, значение показателя вместе с критерием рассматривается как средство, с помощью которого измеряются или одобряются альтернативы наиболее оптимального решения практических задач в существующих или заданных конкретных условиях.

Вычленение конкретных показателей вызвано необходимостью содержательного и глубокого анализа феномена деятельности. Показатель есть конкретный измеритель критерия, делающий его доступным для измерения и наблюдения.

Показатель не включает в себя всеобщее измерение, так как существует достаточно свойств для полноты характеристики того или иного явления. Он отражает отдельные свойства и признаки познаваемого объекта и служит средством накопления количественных и качественных данных для критериального обобщения. Главными характеристиками понятия «показатель» являются конкретность и диагностичность, что предполагает доступность его для наблюдения, учета и фиксации, а также позволяет рассматривать показатель как более частное по отношению к критерию, а значит, измерителя последнего.

В общем смысле под показателем Г.П. Иванова понимает основание, позволяющее судить о наличии того или иного признака. Число показателей, как и парамет­ров, должно быть сведено до минимума, потому что процедура оценивания должна быть простой. Это, в первую очередь, накладывает на систему показателей одно из наиболее важных требований– показатели должны быть понятными, конкретными, доступными для измерения. Кроме того, каждый из показателей должен быть достаточно емким, с тем, чтобы отражать основные области деятельности [4].

Каждый критерий включает в себя группу показателей, качественно и количественно характеризующих его. Критерий более стабилен, хотя и отражает развитие сущности. Показатели более динамичны. На определенном этапе развития сущности предмета (например, переход от сущности первого порядка к сущности второго порядка) используются одни показатели, но на очередном этапе ее развития некоторые или большинство из них могут быть неприемлемы, так как обнаруженная сущность (критерий) претерпела изменение свойств, признаков. Критерии оценки эффективности воспитательной системы тесно взаимосвязаны и непосредственно определяют выбор необходимых показателей.

Интегративный критерий выполняет методологическую функцию по отношению к показателям. Научно обоснованные критерии обязательно должны отвечать таким требованиям, как высокая надежность, адекватность объективных и субъективных оценок, конкретность, точность, интегративность.

Разработка научно обоснованных критериев и показателей оценки эффективности функционирования воспитательной системы позволяет, с одной стороны, определить ее реальный уровень, а с другой стороны, определить конкретные направления, пути, условия развития воспитательной системы. С их помощью также представляется возможность оценить результативность всего воспитательного процесса, личный вклад в достижение целей воспитания и собственного развития каждого студента.

Немаловажно при оценке эффективности воспитательной системы учитывать затраты усилий и средств, привлекаемых для её проведения. Они складываются из количества активных участников воспитательного процесса; временных, материальных, финансовых, организационных и иных затрат; включения социально-психологических факторов и др. Соотнесение результатов функционирования воспитательной системы, выявленных с помощью критериев и показателей с истинными затратами усилий и средств позволяет определить реальную эффективность воспитательной системы вуза.

При анализе эффективности любой воспитательной системы необходимо исследовать эффективность исполнения ею основных функций, оптимальность затрат, способность к воспроизводству, адекватность педагогических технологий социальному заказу общества, совершенство структуры, организации и управления. Ярким примером эффективности вложения средств в воспитательную систему может служить государственный подход к организации воспитания населения Китая. В 90-е годы в КНР на цели патриотического воспитания молодёжи были вложены сотни миллионов долларов, которые были учтены в бюджетных расходах. Прямыми и опосредованными результатами такого воздействия стали надежность национальной обороны, общественная стабильность и рост валового внутреннего продукта, измеряемый сотнями миллиардов долларов [5].

Разработка критериев эффективности воспитательной системы является важным этапом при оценке её эффективности. В связи с этим необходимо наполнить каждый из показателей разработанных критериев конкретным содержанием. Создание критериальной оценочной базы позволяет в последующем методически правильно осуществлять непосредственную оценку эффективности данной работы.

В заключение отметим, что при обосновании системы критериев оценки эффективности функционирования воспитательной системы вуза мы исходили из необходимости оценки не отдельных элементов или аспектов воспитательной системы, а осуществления комплексной оценки воспитательной системы, охватывающей все её структурные элементы и компоненты, системообразующие связи, факторы и механизмы.

Рецензенты:

Уткин В.Е., д.п.н., профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Казанского высшего военного командного училища (военного института), Минобороны РФ, г. Казань;

Солнышкина М.И., д.филол.н., профессор кафедры контрастивной лингвистики и лингводидактики Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.

Похожие статьи:

  • Требования к оформлению паспорта объекта Проект Приказа Министерства культуры РФ "Об утверждении порядка оформления и выдачи паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации" […]
  • Налоги и налогообложение учебное пособие черник дГ Налоги и налогообложение. Под ред. Черника Д.Г. Особенностью данного учебного пособия является комплексный подход к рассмотрению налогов России. Представлены ретроспектива эволюции […]
  • 732 приказ минэкономразвития 732 приказ минэкономразвития В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства […]
  • Доплата инвалидам 2019 Социальную пенсию инвалидам повысят в 2019 году на 250 руб. Социальную пенсию по инвалидности увеличат с 1 апреля 2019 г. на 2,4%, что позволит довести средний размер выплат до 104,2% от […]
  • Приказ 383 п Положение Банка России от 19 июня 2012 г. N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" (с изменениями и дополнениями) Положение Банка России от 19 июня 2012 г. N 383-П"О […]
  • Федеральный закон мвд Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.