Требования к использованию наглядности на уроках

Использование наглядных средств обучения в начальных классах

Главная > Реферат >Педагогика

В настоящее время все большее и большее внимание на начальном этапе обучения отводится использованию наглядности. Это связано с тем, что методы использования наглядности имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Наглядные пособия стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, экономят время учителей. Тема, связанная с использованием наглядности в обучении и его осуществлении на уроках в начальной школе, получает все большее свое распространение в психолого-педагогической литературе в связи с появлением новых видов наглядных пособий и их возможностями в обучении младших школьников. Поэтому сущность проблемы исследования заключается в несоответствии требований к использованию наглядных методов обучения, влияющих на усвоение учебного материала младшими школьниками, и практическим уровнем их использования на уроке.

Актуальность исследования состоит в том, что применение наглядных методов на уроках в младших классах очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении знаний, кроме того, учителя начальных классов имеют потребность в реализации эффективных методов использования наглядности.

Цель исследования: выявить эффективность усвоения нового материала на уроках младших школьников с использованием наглядности и без неё.

Объектом исследования явились средства наглядности, используемые при формировании знаний в процессе обучения, а предметом исследования стала деятельность учителя по подбору и использованию средств наглядности на уроках.

Исходя из проблемы, цели и предмета строится гипотеза исследования: если учитель систематически использует наглядность на уроках, то это способствует прочному усвоению знаний, развитию памяти и внимания.

В соответствие с целью, объектом, предметом исследования и исходя из рабочей гипотезы, определяются задачи исследования:

— проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

— выполнить сравнительный анализ результатов работы с применением наглядности и без нее.

Данные задачи могут быть решены с помощью методов исследования: наблюдение за деятельностью педагогов, педагогический эксперимент, обработка результатов исследования.

База исследования: МОУ СОШ № 60 2 «А» 20 человек, 2 «Б» 20 человек. Всего 40 учащихся.

1 Психолого-педагогические основы использования наглядных методов обучения в начальных классах

Наглядные методы обучения – это такие методы, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств. Такие методы обучения необходимо использовать на уроках в начальной школе. Это правило вытекает из психологических особенностей младшего школьного возраста. Наглядные методы способствуют развитию памяти, мышления, воображения. Однако не следует отрицать при этом роль внимания. Как известно, внимание является функцией, обслуживающей все психические процессы. Без внимания не возможно осуществлять ни одну сознательную деятельность. Следовательно, без внимания не возможно нормально построить процесс обучения. Поэтому так важно научиться управлять вниманием учеников.

1.1 Принцип наглядности в педагогических исследованиях различных ученых и педагогов

Использование наглядных средств, для создания у школьников образных представлений, для формирования понятий, для понимания отвлечённых связей и зависимостей — одно из важнейших положений дидактики, основанной на методологии диалектического материализма. Ощущение и понятие — различные ступени единого процесса познания. Еще Я. А. Коменский выдвинул «золотое правило»: «всё, что . можно, предоставлять для восприятия чувствам. ». Требование, чтобы знания черпались учениками прежде всего из собственных наблюдений, сыграло большую роль в обучением. Однако ограниченность сенсуалистической философии, на которую опирался Коменский, не позволила ему раскрыть принцип наглядности обучения с необходимой полнотой и разносторонностью. Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци. Он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, т.е. сформировать у учащихся понятия. В педагогической системе К.Д. Ушинского использование наглядности в обучении органически связано с преподаванием родного языка. Ушинский считал, что лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова, служит наглядность. Необходимо, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребёнком и чтобы под руководством учителя «. ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово» [1, с. 16].

В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. При изучении природы наибольшее значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре, а на уроках грамматики — условные изображения отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами. Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами.

Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников. Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлечённого мышления учащихся [1, с. 19-22].

В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и средств наглядности при всём их многообразии составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что слова учителя руководят наблюдением, которое ведется учащимися, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах школьники получают из наблюдаемых объектов.

При другой форме сочетания, резко отличающейся от только что описанной, сведения о предметах и процессах учащиеся получают из словесных сообщений учителя, а наглядные средства служат для подтверждения или конкретизации словесных сообщений. В этом случае, на уроке, посвященном той же теме, учитель сам рассказывает о свойствах наблюдаемого предмета и показывает их.

Первая из упомянутых форм сочетания является более эффективной не только для усвоения знаний, но и для развития наблюдательности школьников. Превосходство первой формы сказывается особенно резко тогда, когда должен быть осуществлён тонкий анализ объекта. Поскольку применение другой формы сочетания требует меньше времени, можно прибегать к ней, когда производится сравнительно «грубый» анализ объектов.

Знание учителем форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности даёт возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям. [4, с. 77]

1.2 Роль и место наглядности в начальном этапе обучения

За последние годы вновь становится актуальной проблема наглядности при обучении. Это объясняет многими причинами. Существенно расширилась область наглядности и усложнился её инвентарь. Когда-то наглядность в обучении носила почти исключительно предметный характер, например, вводя новое слово, показывали обозначаемый им предмет или его изображение. Условия применения наглядности в обучении противоречивы. Основная задача наглядности – базировать развитие мышления учащихся на чувственно-наглядных впечатлениях, связать школу с жизнью. И в то же время обучение происходит не в реальной жизни, а в школе. Область применения наглядности при обучении никем еще точно не определена. Практика показывает, что наглядность используется как при комплексном, так и при аспектном обучении, все время расширяясь и углубляясь. Учителю надо не только хорошо знать свой предмет, но и уметь сделать его достоянием своих учеников. «Иные люди много знают, — говорил М. И. Калинин. – Я знаю много людей, которые великолепно владеют предметом, а если назначит такого человека учителем, он не сумеет хорошо свой предмет изложить. Надо не только знать свой предмет, но и уметь изложить его так, чтобы он хорошо воспринялся слушателями».

Умение хорошо излагать свой предмет, педагогическое мастерство учителя основаны на умении строить процесс обучения в соответствии с его закономерностями, с основными дидактическими принципами. Одним из таких принципов является принцип наглядности. Между тем, как показывают массовые исследования, некоторые учителя не имеют ясного представления о том, когда и как надо использовать наглядность, в каких случаях применение наглядных пособий необходимо и полезно, а в каких ненужно и даже вредно. Каждый учитель не раз слышал настойчивые советы, а порой и требования более широко опираться при обучении на наглядность, больше использовать на уроках наглядные пособия, применять наглядные средства обучения. Каждый учитель тратит много сил и времени на подбор и изготовление наглядных пособий. Для усиления наглядности учителя стараются использовать технические средства обучения: магнитофоны, видеомагнитофоны, телевизоры и другие аппараты и приборы. В то же время учителя иногда слышат и предостерегающие голоса: нельзя увлекаться наглядностью, надо быть осмотрительным в применении наглядных пособий.

В учебнике по педагогике можно прочесть следующее: «Признавая ценнейшие достоинства наглядности, учитель должен иметь в виду, что это – острейшее оружие, которое при невнимательном и неумелом использовании может увести учеников от решения главной задачи, подменить цель ярким средством, может стать препятствием на пути к глубокому овладению знаниями, к познанию существенных связей и закономерностей». Использование наглядности вот уже насколько столетий является одной из основных проблем дидактики. За последнее время понимание роли наглядности в учебном процессе значительно изменилось. Значение наглядности в учебном процессе стало рассматриваться в тесной связи с методическими задачами, с необходимостью и целесообразностью применения именно данного средства наглядности на данном конкретном этапе учебного процесса. Исходя из такой постановки проблемы, становится задача найти конкретное применение наглядности, т. е. найти такой метод внесения её в педагогический процесс, который обеспечил бы не формальное применение наглядности, а действительное её использование.

Смотрите еще:  Когда нужно подавать заявление на енвд при регистрации ип

Вопросы наглядности всегда решались в зависимости от общедидактических концепций, от целей и задач обучения. В период господства в методике преподавания сравнительно-грамматического метода из средств наглядности наибольшее распространение получили грамматические таблицы. Спустя некоторое время изменились методы преподавания и взгляды на роль и место наглядности в обучении. Принцип наглядности стал рассматриваться не как вспомогательный, а как один из основных принципов в обучения. Наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает ученику усваивать материал более осмысленно и с большим интересом. Значение наглядности видят сейчас в том, что она мобилизует психическую активность учащихся, расширяет объём усвояемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, облегчает весь процесс обучения.[8. с. 122]

1.2.1 Теоретическое обоснование понятия «наглядные пособия» в психолого-педагогической литературе

Наглядные учебные пособия — плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение наглядных учебных пособий способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков. Наглядные учебные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся, а также во внеклассной, кружковой работе. Наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям. Наглядные учебные пособия очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам использования. Их принято делить на 2 основные группы: натуральные наглядные учебные пособия, состоящие из природных или производственных объектов, и изобразительные наглядные учебные пособия, изображающие предметы и явления средствами искусства (живописи, графики, скульптуры) и техники.

По способам изображения различают: образные наглядные учебные пособия, показывающие предметы и явления в реальном, образном виде (модели, макеты, муляжи, картины, иллюстративные таблицы), и схематические условные наглядные учебные пособия, передающие в предмете или явлении только самое главное — основное, в известной логической обработке и с использованием условных графических знаков, условной раскраски и символики (карты, схемы, диаграммы) [4, с. 139].

Использование метода наглядности на уроках русского языка

Пусть это будет золотым принципом для
обучаемых, чтобы доверяли только чувствам
в чем только могут: воспринимали запахи,
чувствовали вещи, имеющие вкус, осязали
осязаемое, а если что-то подвластно
нескольким чувствам, то следует доверять
сразу нескольким.

Слова Я.А. Коменского, взятые мною в качестве эпиграфа к данной работе, стали общеизвестными в педагогической практике.

В условиях современной школы уделяется большое внимание наглядности в обучении детей.

Роль школы сейчас возросла, так как именно здесь все реальные возможности для того, чтобы заложить основы прочных знаний, необходимых в жизни. Я считаю, что очень верно подмечено в одной русской пословице: “Если строить планы на годы – возведи дома, если эти планы на десятилетия – сажай деревья, а если на века – воспитывай детей”. Да, действительно, то, каким будет наше общество через много-много лет, можно предопределить сейчас. Всё настоятельнее встаёт требование преобразовать нашу школу. Концепция модернизации российского образования на современном этапе определяет такие приоритетные задачи: обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализацию и дифференциацию. Во главу угла данной образовательной политики ставится личность ребёнка, причём обеспечение высокого качества образования не сводится только лишь к получению знаний и умений, но непосредственно связано и с воспитанием, а также с такими понятиями как “самореализация”, “самосовершенствование”, “самовыражение”, “социальное благополучие”.

В основе преобразования школы лежат принципы, вытекающие из общей ориентации общества на гуманизацию и возвышение личности, а именно:

  • интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство школы и других социальных институтов в целях воспитания подрастающих поколений;
  • гуманизация – усиление внимания к личности каждого ребёнка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;
  • демократизация – создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества обучающихся и педагогов, заинтересованное взаимодействие учителей и учеников, широкое участие общественности в управлении образованием;
  • дифференциация и индивидуализация, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника.

Учебный процесс должен развивать интеллект школьников, воспитывать их волю, развивать эмоциональную сферу, формировать мотивы учения. Важнейшей характеристикой учебного процесса являются методы обучения.

Оптимизация методов является одним из важнейших элементов процедуры оптимизации процесса обучения. Если выразиться кратко, то она предусматривает осознанный выбор методов, их такое сочетание и соотношение на уроке, которое бы позволяло получить наилучшие для данных условий (особенность содержания урока, специфика класса и др.) учебно-воспитательные результаты за отведённое или необходимое минимальное время. Какие методы преподавания являются наиболее эффективными: словесные, наглядные или практические?

Так, словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед учениками проблемы, указать пути их решения, они способствуют развитию абстрактного мышления школьников. Однако одностороннее использование словесных методов затрудняет усвоение материала, особенно детям с наглядно-образной моторной памятью, с наглядно-образным типом мышления. Эти методы недостаточны и для формирования умений и навыков обучаемых.

Наглядные методы повышают эффективность обучения, особенно для детей с более выраженным наглядно-образным мышлением, пробуждают интерес к учению, повышают работоспособность обучаемых.

Неоспорима также роль практических методов обучения, особенно в формировании практических умений и навыков, в укреплении связи теории с практикой. Но вместе с тем эти методы также не могут решить всего круга задач обучения, так как они не обеспечивают систематического и глубокого усвоения теоретических знаний, развития логической речи, абстрактного мышления.

Учитывая сказанное, наибольшей эффективностью могут обладать различные сочетания методов, в зависимости от задач урока, особенностей детей, ситуации, условий и др.

С целью более эффективного усвоения знаний я избрала использование метода наглядного обучения.

Средства и реализация метода наглядности в преподавании русского языка.

1. Использование таблиц на уроках русского языка.

Таблицы – наиболее распространённый, традиционный вид пособий по русскому языку, реализующий зрительную наглядность. Ведущее место таблиц среди других средств зрительной наглядности определяется тем, что они обеспечивают длительное, практически неограниченное во времени экспонирование языкового материала. Таблицы просты в использовании (для демонстрации их не требуется сложные дополнительные приспособления).

В отличие от плаката таблица предполагает не просто зрительное предъявление материала, но и определенную группировку, систематизацию. Таким образом, в самой табличной форме заложены возможности для широкого использования приема сравнения, облегчающего понимание изучаемого материала, сознательное усвоение его.

Указанные особенности таблиц позволяют наметить наиболее целесообразную сферу применения их: формирования навыков (прежде всего орфографических и пунктуационных).

Большое распространение получили так называемые таблицы-схемы. Из всех существующих форм наиболее распространены схемы, представляющие собой организацию теоретического материала в форме графического изображения, которое обнаруживает и зрительно подчеркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, орфографическую, пунктуационную и т. п.). Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде.

Учебные средства наглядности облегчают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию, причём не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируется логические связи между явлениями языка.

Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы, представляющие собой особую организацию теоретического материала в форме графического изображения, которое обнажает и зрительно подчёркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, орфографическую, пунктуационную и т. п.) Такое изображение создаётся в упрощённо — обобщённом виде.

Наблюдения показывают, что несистематическое использование схем приводит к тому, что ученики, случайно столкнувшись с ними на отдельных занятиях, рассматривают как эпизодическую, не очень важную форму работы и не осознают, какую практическую помощь может оказать схема при усвоении теоретического материала и выполнении упражнений.

Между тем опытным путём доказано, что систематическое использование даже одного какого-то методического приёма способно придать сложному многоплановому процессу обучения определённую цельность и стабильность.

Понимание обучающих возможностей схемы приходит к школьнику не сразу. Требуется тщательно продуманная работа, которую, конечно, лучше всего начать с первых уроков в 5 классе. В это время одно за другим идут чередой орфографические правила,

грамматические понятия, вроде бы и не новые для обучаемых (раздел “Повторение изученного в начальных классах”), но недостаточно усвоенные ими, и требуют очень серьёзной работы ещё длительное время. В начале учебного года я рекомендую детям завести специальные словари-справочники, которые составляются из справочника и словаря. В справочник мы вносим опорные схемы, конспекты, сигналы, алгоритмы, таблицы. В словарь записываем слова по различным аспектам. Например, у нас есть словари “Пиши правильно”, “Словарь трудных слов”, “Орфографический словарь”, “Орфоэпический словарь”, “Толковый словарь”, “Этимологический словарь”, “Словарь корней”, “Словарь наречий”, “Словарь изобразительно – выразительных средств” и т.д.

Итак, при повторении изученного в начальных классах я работаю, например, со следующими схемами:

“Правописание непроверяемых согласных и гласных в корне слова”. Схема показывает, что непроверяемые гласные и согласные в корне слова нужно запоминать и в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю. ( Приложение 1 .)

Обобщение тем “Буквы И, У, А после шипящих”, “Мягкий знак на конце существительных”, “Разделительный ъ”. Читается эта схема так: твёрдый знак пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я только после приставок. Мягкий знак пишется после шипящих на конце существительных только 3 склонения. После шипящих пишутся буквы И, У, А. Исключения: жюри, брошюра, парашют. ( Приложение 2 .)

Следующая схема помогает вспомнить нелёгкое для обучающихся орфографическое правило (естественно, в ней ещё не учитываются существительные на -ия, -ий, -ие и разносклоняемые существительные). Она помогает разобраться в случаях, когда возникает вопрос о выборе буквы Е или И в окончаниях существительных:

Буквы Е и И в окончаниях имен существительных. (Схема 1.)

Использование наглядности на уроках русского языка

Анализ процесса применения наглядных пособий обучения на уроках русского языка в школе. Виды наглядных пособий. Современные проблемы в культуре изготовления наглядных пособий. Создание и использование таблиц и схем с учетом современных требований.

Подобные документы

Классификация методов и приемов обучения в начальной школе. Виды наглядных средств и их роль в эффективности обучения, основные требования к их изготовлению. Использование наглядных средств на уроках русского языка, анализ дидактического материала.

дипломная работа, добавлен 08.06.2015

Педагогические основы использования наглядных методов обучения. Роль наглядных пособий и дидактических материалов на начальном этапе обучения. Разработка конспекта урока с использованием наглядных пособий и дидактических материалов окружающего мира.

курсовая работа, добавлен 01.03.2015

Наглядность как средство усвоения грамматических понятий. Система изучения грамматических понятий на уроках русского языка с использованием наглядности. Результаты эксперимента по определению уровня изучения грамматических понятий младшими школьниками.

дипломная работа, добавлен 03.05.2015

Особенности восприятия в обучении младшего школьника. Принцип наглядности в обучении. Классификация и использование наглядных пособий по математике. Использование наглядности на уроках математики в первом классе при изучении чисел первого десятка.

дипломная работа, добавлен 25.06.2009

Роль принципа наглядности в процессе обучения иностранному языку. Формирование коммуникативной мотивации учащихся с помощью комплекта наглядных пособий. Экспериментальное обучение английскому языку с использованием наглядности на уроках в средней школе.

дипломная работа, добавлен 21.10.2011

Педагогические особенности использования технических средств обучения и наглядных пособий, оценка их эффективности и назначение. Использование данных средств на уроках английского языка как возможность формирования образовательной компетентности.

курсовая работа, добавлен 13.10.2015

Виды наглядных пособий и требования к ним. Расширение возможностей в реализации принципа наглядности на основе современных информационно-технических средств. Разработка цифровых дидактических материалов с использованием редактора Adobe Photoshop.

курсовая работа, добавлен 27.01.2016

Оборудование и планировка кабинета иностранного языка. Классная доска, оборудование рабочего места учащегося. Систематизация, хранение учебно-наглядных пособий, экспозиция. Использование современных информационных технологий в обучении иностранных языков.

курсовая работа, добавлен 07.09.2011

Понятие и классификация методов обучения. Специфика использования наглядных методов обучения в начальных классах школы. Описание опыта работы по использованию наглядных методов на уроках информатики в начальной школе на примере МОУ «ООШ п. Восточный».

дипломная работа, добавлен 14.01.2014

Психологическое и дидактическое обоснование наглядности. Классификация наглядных средств обучения. Обоснование методики их использования на уроках истории и анализ их влияния на качество знаний, работу и интереса учащихся в процессе изучения предмета.

Применение наглядных средств обучения на уроках технологии

Вепринцева Юлия Андреевна,студентка 5 курса,профиль подготовки«Технология. Информатика» факультета физикоматематического и технологического образования ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульяновска», г. Ульяновск

Горшкова Татьяна Анатольевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры методик математического и информационнотехнологического образования ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульяновска», г. Ульяновск [email protected]

Применение наглядныхсредств обучения на уроках технологии

Аннотация. Статья посвященавопросу применения наглядных средств обученияв школьном образовательном процессе. Особое внимание авторы уделили описанию и результатам выполненного педагогического эксперимента по апробации разработанных наглядных средств обучения для уроков технологии раздела «Кулинария», 5 класс.Ключевые слова:средства обучения, наглядность, школьник, обучение технологии

Социальноэкономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса[1]. В зависимости от преподаваемой дисциплины происходит выбор средств обучения. Учитель может использовать учебные пособия, наглядные материалы по своему усмотрению, поскольку применение средств обучения является обязательной составляющей образовательного процесса. Поэтому актуальным становится вопрос углубленногоизученияособенностей наглядных средствобученияи технологии их реализации, что позволит сделать процесс обучения более интересным, активизировать познавательную и творческую деятельность школьниковна уроках.Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологии, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей среды человека действительности[2].Обратим наше внимание натеоретические подходы к сущности понятия «средства обучения». Данный вопрос рассматривается во многих исследования педагогов, психологов, методистов.

Давыдов В.В. определяет «средство обучения»как «обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационнопредметной среды, важнейший компонент учебноматериальной базы школ различных типов и уровней»[3].По мнению Хуторского А.В. «средства обучения материальные и идеальные объекты, которые вовлекают в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащегося»[4].Пидкасистый П.И. под средством обучения понимает «материальный и идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний»[3].Впедагогическом словаре дается такое определение. «Средства обучения это все материалы, которые использует преподаватель для осуществления учебного процесса. Вместе с живым словом преподавателя они представляют собой важный компонент образовательного процесса, а также элемент учебноматериальной базы образовательного учреждения. Выступая в роли важного компонента учебновоспитательного процесса, средства обучения оказывают влияние и на другие компоненты, такие, как методы, формы, содержание и цели»[5].К средствам обучения относят различные материальные объекты, в том числе объекты, искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. Термину «средства обучения» соответствуют эквиваленты: «учебное оборудование», «учебнонаглядные и учебные пособия», «дидактические средства».В науке нет строгой классификации средств обучения. Некоторые ученые подразделяют их на средства, которыми пользуется обучающий для эффективного достижения целей образования (наглядные пособия, технические средства), и индивидуальные средства обучаемых (школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п.). В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана,как деятельность обучающего, так и обучаемых (спортивное оборудование, кабинеты, компьютеры и т.д.).Согласно идее В.А. Сластенина[6], в качестве основания для классификации дидактических средств используется чувственная модальность (рис. 1). В этом случае дидактические средства подразделяются на:визуальные (зрительные)

предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды,ИКТ презентации; аудиальные (слуховые) –радио, магнитофоны, музыкальныеинструменты и т.п.;аудиовизуальные (зрительнослуховые) –звуковые фильмы, телевидениеи т.п.

Рис. 1. Классификация средств обучения (В.А. Сластенин)

Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, если используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса.Иная классификация была представлена А.Е. Дмитриевым и Ю.А. Дмитриевым[7]: естественная: натуральные объекты или их изображения (реальныепредметы, картины, портреты, произведения искусств); объемная (геометрические фигуры, чучела); изобразительная (фото, кадры кино, теле, диафильмов, диапозитивов); графическая (схемы,чертежи, таблицы, диаграммы); символическая (географические карты, глобус);звуковая(магнитофонная запись);мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующаяинтерактивность и средства дистанционного обучения. Есть и другой подход к типологии средств обучения (Пидкасистый П.И.)[3], согласно которой средства обучения подразделяются:материальные (это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения);идеальные (те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний). При использовании наглядных средств (иллюстраций, таблиц, схем) необходимо соблюдать ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следуеттолько в соответствующий момент занятия или урока;необходимо четко выделять главное, существенное при показеиллюстраций; детально продумыватьпояснения, даваемые в ходе демонстрацииобъектов;демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована ссодержанием материала;наглядность должна быть эстетически выполнена;наглядность должна быть хорошо видна с последней парты;привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации внаглядном пособии или демонстрационном устройстве. К проведению демонстраций предъявляют следующие требования[3]:демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметыдолжны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты;для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическоеувеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу;во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом кклассу, чтобы видеть реакцию учащихся;при показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживатьдемонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины;количество и объем демонстрации должен быть оптимальным:недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса.

Использование персональных компьютеров в обучении приобретает широкое распространение. Современные персональные компьютеры являются мультимедийными: позволяют показывать цветное динамическое изображение со стереозвуком. Имеется большое количество разнообразных компьютерных обучающих программ по большинству школьных предметов. С помощью Интернета ученики могутполучать информацию с любого компьютера и баз данных –все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке. Появились электронные проекторы (их называют еще мультимедиапроекторы), которые подключаются к компьютеру и позволяют демонстрировать яркие цветные динамически компьютерные изображения с высоким разрешением, иногда с аудиосистемой (динамики и звуковые колонки). Появились электронные копировальные классные доски. Такие доски внешне выглядят как обычные белые доски. Все что пишется учителемна ее поверхности мгновенно переносится на компьютер и может быть сохранено в его памяти или распечатано на обычном принтере.Классная доска то же претерпела сильное изменение, она теперь имеет магнитную поверхность и стала светлой, на ней пишут вовсе не мелом, а разноцветными фломастерами, а написанное стирают мокрой губкой[8].Кроме того следует рационально сочетать компьютерную технику, информационнокоммуникационные технологии (ИКТ) с другими средствами обучения, не преувеличивать значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности. При использовании ИКТ необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать. Демонстрацию видео кинофильмов надо проводить с соблюдением следующих рекомендаций[8]:

перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра;

избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются, и их внимание рассевается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут, в старших классах не более 30 минут);

использовать прием немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя;

при демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации. Обобщая сказанное, отметим, что эффективность обучения зависит от степени привлечения всех органов чувств обучаемого. Чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем прочнее он усваивается. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Использование средств наглядности в учебном процессе всегда сочетается со словом учителя. При проведении урока любого вида необходимо обеспечить его тематическую целостность и законченность. Важным требованием к уроку является умениеучителя обеспечить мотивацию учения, т.е. вызвать у учащихся интерес к содержанию и методам работы, создать на занятии творческую, эмоциональную атмосферу. Эмоциональную обстановку на уроке создает и живое, окрашенное человеческим чувством слово учителя, и интересный макет, и познавательный видеоурок. Они усиливают интерес учащихся, к уроку, помогают созданию ярких образных представлений об изучаемом материале.Подлинный интерес к уроку, эмоциональное отношение к предмету создаются не только путем приведения яркого материала, но и путем постановки интересной учебнопознавательной задачи, путем стимулирования личностного отношения учащихся к изучаемому. В рамках проводимого психологопедагогического исследования по теме выпускной квалификационной работы наше внимание было сосредоточено на вопросе разработкии апробации наглядных средств обучения для уроков раздела «Кулинария», 5 класс образовательной области «Технология»[9].Данный раздел изучается на протяжении 58 классов и составляет 33 учебных часа. Изучая указанный раздел, обучающийсянаучится:самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарногигиенические требования и правила безопасной работы[2]. При реализации экспериментальной части выпускной квалификационной работы мы выполнили педагогический эксперимент, цель которого исследовать эффективность применения разработанных наглядных средств обучения на уроках раздела «Кулинария», 5 класс.Педагогический эксперимент проводился на базе МБОУ «СОШ № 52» г. Ульяновска. Экспериментом были охвачены учащиеся (девочки) 5х классов. Были проведены три этапа педагогического эксперимента: констатирующий, обучающий и контрольный.Цель констатирующего этапаэксперимента определение фактического состояния изучаемой проблемы в конкретном образовательном заведении.Для этой цели были выбраны два пятых класса: 5 «А» и 5 «Б», примерно равные по количеству учениц и возрастному признаку. Для получения информации об уровне обученности учащихся 5 «А» и 5 «Б» по предмету технология была проведена входная диагностика в форме тестирования по ранее изученному в 5м классе разделу «Интерьер жилого дома». Выставлены оценки (Таблица 1, 2). Затем подсчитана степень обученности учащихся.

Таблица 1Результаты педагогического эксперимента в 5 «А» классе

№ п/пФ.И.О. учащихсяВходная диагностикаВыходная диагностика1Бахметова Земфира552Белотелова Елизавета343Карпова Викрория554Крестина Татьяна 345Куренева Елена346Николаева Оксана457Репина Виктория458Романенко Викротия449Саббитова Алсу5510Саббитова Амина4411Тимошина Анастасия5512Шепелева Марина5513Ястребова Ангелина44

Таблица 2Результаты педагогического эксперимента в 5 «Б» классе№ п/пФ.И.О учащихсяВходная диагностикаВыходная диагностика1Алтынбаева Айгиза552Варюшина Ольга453Горшунова Елизавета554Иматдинова Диляра445Мотина Анастасия556Панова Лариса557Савина Екатерина448Сизова Ангелина459Спирина Елизавета4510Унисьева Ангелина3411Ускина Анастасия5512Юсупова Аделя55

где: n1, n2, n3, n4, n5–количество учащихся, получившие оценки «1», «2», «3», «4», «5», соответственно; N–общее число измерений в классе; 1; 0,64; 0,36;0,16; 0,04 –числовые коэффициенты.Подставляем в формулу (1)данные и получаем степень обученности учащихся 5х классов:5«А»: СОУ = (5+0,64*5+0,32*3) / 13≈ 66%5«Б»: СОУ = (6 + 0,64*5+0,32*1) / 12≈ 80%Данные результаты отражены на рисунке 2«Диаграмма степени обученности учащихся 5х классов»

Рис. 2. Диаграмма степени обученности учащихся 5х классовТаким образом, в качестве экспериментального класса выбираем 5 «А» (СОУ = 66%), контрольнымбудет являться 5 «Б» (СОУ = 80%).Второй, обучающий этап,педагогического эксперимента был направлен на апробацию и внедрение новых педагогических воздействий. Так, в ходе уроков раздела «Кулинария», 5 класс [10]в экспериментальном 5 «А» мы апробировали следующие наглядные средства: визуальные (зрительные)–макеты, таблицы, схемы, презентации; аудиовизуальные (зрительнослуховые)

обучающие видеофрагменты, отрывки из кулинарных программ, которые в свою очередь стимулируют мыслительную активность, активизируют внимание учащихся, повышают интерес к данной теме и учебному предмету в целом. В контрольном 5«Б» классе уроки проводились по традиционной для учителя данной школе методике преподавания указанного раздела с дополнительным использованием презентаций. В завершении педагогического эксперимента на контрольном этапевыявлении качественных и количественных различий в критериальных параметрах в 5«А» и 5«Б» была проведена выходная диагностика в форме тестирования по темам изученного раздела«Кулинария», 5 класс. Результаты теста стали основанием для подсчета степени обученности учащихся 5х классови отражены в таблицах 1, 2.Степень обученности учащихся 5«А» и 5«Б» классов до и после эксперимента можно проанализировать с помощью «Сравнительной диаграммы степени обучения учащихся 5х классов до и после эксперимента» (рисунок 3).

Рис. 3. Сравнительная диаграмма степени обучения учащихся 5х классов до и после эксперимента

По результатам сравнительной диагностики можно сделать вывод, что произошло повышение уровня обученности школьников 5х классов: экспериментального 5«А» с 66% до 78%, контрольного 5«Б» с 81% до 90%.Следовательно, применение разработанных нами наглядных средств обучения на уроках раздела «Кулинария», 5 классположительно влияет на качество обучения, повышает активную мыслительную деятельность у школьников, позволяет заинтересовать их предметом, способствует формированию прочных знаний, умений и навыков. Исходя из результатов проведенного исследования, можно с уверенностью отметить, что использованиенаглядных средств обучения дает гораздо более высокий результат, нежели проведение обычного, «стандартного» урока по аналогичной теме. Использование наглядности, позволяет школьникам воспринимать подаваемую информацию не только в аудиальном, но и в визуальном формате, что в разы увеличивает методическую значимость проведенного урока.Изучив классификацию и методику применения наглядных средств обучения, выполнив апробацию разработанных компьютерных презентаций, таблиц, схем, макетов и видеофрагментов обучающего характера, целесообразно акцентировать внимание на том, что оптимизация использования наглядных средств обучения в рамках школьного образовательного пространства достигается при работе с различными типами наглядности, а также в различных их комбинациях, и является важным методическим компонентом преподавания технологии.

Ссылки на источники1.Горшкова Т.А. Формирование готовности будущего учителя технологии к реализации гендерного подхода в обучении школьников: автореф. дис. на соиск. степ. канд. пед. наук (13.00.08) / Т.А. Горшкова. –Ульяновск: УГУ, 2010. –26 с.2.Тищенко А.Т. Технология: программа: 58 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. М.: ВентанаГраф, 2014. 144 с.3.Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. –502 с.4.Хуторский А.В. Современная дидактика: учеб. пособие / А.В. Хуторской. –М.: Академия, 2007. –639 с.5.Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Л.С. Глебова. –М.: Научное издание «Большая Российская энциклопедия», 2002.–278 с.6.Сластенин В.А Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2006. –576 с.7.Дмитриев А.Е. Тренинговый подход к изучению дидактики начальной школы: учеб. пособие / А.Е. Дмитриев, Ю.А. Дмитриев. –M.: Перспектива, 2010. 252 с.

8.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Г. Захарова. –М.: Академия,2007. –192 с.9.Вепринцева Ю.А. Разработка наглядных средств обучения для уроков технологии раздела «Кулинария» / Ю.А. Вепринцева, Т.А. Горшкова // Технологическое образование: теория и практика. Материалы международной научнопрактической конференции. –Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2015. –С. 267271.10.Синица Н.В. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. –М. ВентанаГраф, 2013. –192 с.

Похожие статьи:

Перспектива. 2019. Все права защищены.