Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности учебное пособие

Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности учебное пособие

Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие

Кол-во страниц: 136

Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие

Безопасность платежа
гарантирует

В учебном пособии рассматривается специфика предмета «Безопасность жизнедеятельности», его связи с другими дисциплинами, основные методы, средства обучения и контроля знаний, а также формы организации учебно-воспитательной деятельности. Раскрываются основные принципы воспитания и обучения. В конце книги приводится список основных терминов и даны тестовые задания.
Содержание пособия соответствует учебным программам подготовки студентов по специальности 050140 «Безопасность жизнедеятельности» ГОС ВПО второго поколения.
Адресовано студентам педагогических вузов. Может быть полезно учителям общеобразовательных учреждений и преподавателям курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов 1

Суворова Г.М., Горичева В.Д. Подробнее

Издание включает теоретическую и практическую части. В теоретической части представлены темы лекционного курса, приведены рекомендации по изучению отдельных тем и вопросов, применению методов обучения основам безопасности жизнедеятельности. Практикум содержит подробную методику организации практических занятий, задания к контрольным работам, тестовые задания, вопросы к экзаменам и итоговой государственной аттестации.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для ‘ class=»text-primary»>Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для ‘ class=»text-primary»>Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.

‘ class=»text-primary»>Наличными оплата принимается через терминалы. Без процентов можно оплатить через отделения салонов связи Евросеть или Связной или через Сбербанк. В терминалах других систем возможно взимание комиссий.

Если оплата производится через салон связи: код платежа необходимо назвать оператору и указать, что платеж для Яндекс.Денег.

Если Вы находитесь за пределами РФ, список компаний, принимающих подобные платежи в Вашей стране, будет виден в окне с кодом платежа.

Возможен ли возврат моего заказа? Возврат средств?

Согласно Постановлению 55 Правительства РФ, книги входят в список непродовольственных товаров, которые не подлежат обмену и возврату. Поэтому, если Вы оплатили и получили заказ, надлежащего качества и в составе, аналогичном оплаченному, возврат не производится.

В остальных случаях возврат заказа и денежных средств обговаривается отдельно. Вы можете связаться с нами по телефону +7 (495) 744-00-12 или электронной почте [email protected] .

Доставка заказов печатных книг осуществляется через партнерскую сеть службу доставки. Доставка данной службой осуществляется в пределах Российской Федерации. В некоторые страны СНГ доставка возможна через транспортные компании по согласованию с сотрудниками Издательства.

Обратите внимание, что для корректной и своевременно доставки необходимо верно указать свой ‘ class=»text-primary»>мобильный телефон , чтобы сотрудник курьерской службы мог с Вами связаться. Указывать телефон необходимо, начиная с цифры 9 (без восьмерки)!

При оформлении заказа можно выбрать один из способов доставки:

    С амовывоз с пункта выдачи заказов. На территории России открыто большое количество пунктов выдачи. Для выбора данного способа доставки при оформлении заказа в блоке «Доставка» нажмите на « ‘ class=»text-primary»>Самовывоз », выберите населенный пункт. (Начните печатать название, появится выпадающий список городов. Выбрать нужно из тех, что есть в списке.) После выбора на карте отразятся все возможные пункты выдачи в данном населенном пункте. Карту можно приблизить. Справа от подходящего пункта выдачи в открывшемся окне необходимо нажать кнопку «Выбрать пункт», тогда адрес появится в строке «Адрес самовывоза». В отдельном окне видны часы работы пункта выдачи, ориентировочная дата готовности заказа, стоимость доставки и поясняющая информация (если таковая имеется). В этом же блоке Вы увидите стоимость доставки и срок хранения заказа.

К урьерская (адресная) доставка. Для выбора данного способа доставки при оформлении заказа нажмите на слово « ‘ class=»text-primary»>Курьерская ». Необходимо указать Ваш населенный пункт (начните водить название в строке «Город», выбрать необходимо из появившегося списка). Затем заполните адрес доставки, начиная с улицы. В комментариях можно указать дополнительные сведения. Сотрудник курьерской службы всегда предварительно звонит перед приездом для согласования времени и адреса, однако можно дополнительно подчеркнуть необходимость звонка заранее. Просим обратить внимание, что без подтверждения от Вас готовности принять заказ, курьер не выезжает по адресу! Время ожидания курьера на адресе составляет строго 15 мин.

Выбрать удобную дату доставки можно из списка дней, что выделены зеленым. В этой же форме Вы увидите стоимость курьерской доставки.

Надежда Абаскалова: Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности

Аннотация к книге «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности»

В учебном пособии рассматривается специфика предмета «Безопасность жизнедеятельности», его связи с другими дисциплинами, основные методы, средства обучения и контроля знаний, а также формы организации учебно-воспитательной деятельности. Раскрываются основные принципы воспитания и обучения. В конце книги приводится список основных терминов и даны тестовые задания.
содержание пособия соответствует учебным программам подготовки студентов по специальности 050140 «Безопасность жизнедеятельности» ГОС ВПО второго поколения.
Адресовано студентам педагогических вузов. Может быть полезно учителям общеобразовательных учреждений и преподавателям курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Теория и методика обучения основам безопасности жизнедеятельности (стр. 2 )

Лекционный курс по «Теории и методике обучения основам безопасности жизнедеятельности», рассчитанный на 4 раздела (50 ч), позволяет усвоить студентам базовую часть дисциплины. Для повышения качества усвоения лекционного материала используются следующие методические приемы: определение значимости изучаемого материала, выделение основных вопросов для изучения, логическое построение содержания, подкрепляемое примерами из практики, постановка проблемных вопросов, приглашение студентов к поиску возможных вариантов решения, убедительная, эмоциональная речь лектора. Для закрепления лекционного материала студентам предлагаются учебные и учебно-методические пособия, презентационные материалы, вопросы для самоконтроля, тесты.

3.2. Тематический план лекций

Темы и краткое содержание лекций

Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности как наука. Актуальность обучения безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях. Методика обучения безопасности жизнедеятельности как частная предметная дидактика. Предмет и задачи методики обучения безопасности жизнедеятельности. Связь методики обучения безопасности жизнедеятельности с другими науками: общей дидактикой, возрастной и педагогической психологией, теорией воспитания. Принципы отбора содержания курса БЖ: интегративности (), системности, целостности, функциональной полноты, стандартизации, общезначимости, фундаментальности, гуманизации, эвристичности, практичности, экологизации, экономизации ().

Основные понятия и категории темы: дидактика, частная предметная дидактика, цели и задачи курса «Теория и методика обучения БЖ», принципы отбора содержания курса БЖ.

ОБЖ как учебный предмет

История и логика развития курса ОБЖ как учебного предмета в средней школе. Сущность школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Положение безопасности жизнедеятельности в федеральном, региональном и школьном компонентах базисного учебного плана. Вклад в создание школьных программ и учебников по ОБЖ И. К Топорова., , , , и др. Анализ программ и учебников по ОБЖ для школ. Основные требования для составления программы по ОБЖ. Комплекс факторов, определяющих отбор содержания учебного предмета ОБЖ и дидактические требования к нему: социальный заказ общества, возрастные особенности учащихся, условия работы образовательного учреждения. Структура школьного курса ОБЖ. Базовый и профильный уровни обучения. Профильные классы ОБЖ. Формирование культуры безопасности через содержание школьного курса ОБЖ ().

Основные понятия и категории темы: базисный учебный план, учебная программа, структура учебных программ по ОБЖ.

Целеполагание и планирование учебного процесса по курсу ОБЖ в школе. Понятие цели обучения безопасности жизнедеятельности. Отражение социального заказа образованию и личностных потребностей человека в процессе целеполагания обучения безопасности жизнедеятельности. Способы постановки учебных целей. Таксономия целей обучения: познавательные, аффективные, психомоторные (по Б. Блуму). Категории познавательных учебных целей: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Задачи обучения безопасности жизнедеятельности, связанные с развитием когнитивной, аффективной, волевой сфер личности учащегося.

Планирование учебной работы по безопасности жизнедеятельности, виды планов (комплексный, перспективный, тематический, поурочный).

Основные понятия и категории темы: способы постановки учебных целей, таксономия целей обучения, виды планов (комплексный, перспективный, тематический, поурочный).

Система междисциплинарных знаний по безопасности жизнедеятельности. Понятие «знания» и особенности интеллектуального развития учащихся в процессе обучения. Функции знаний. Знания по безопасности жизнедеятельности: эмпирические и теоретические. Эмпирические знания по безопасности жизнедеятельности: представления и факты. Пути формирования представления. Теоретические знания по безопасности жизнедеятельности: понятия, идеи, теории, концепции. Понятия в курсе «Безопасность жизнедеятельности». Логическая форма понятия в контексте учебного процесса. Структура понятия. Древо понятий. Виды понятий. Вопросы: понятия, суждения, умозаключения. Понятия по БЖД, их особенности (центральные и периферические понятия). Структура программы по ОБЖ на уровне древа понятий. Этапы, индуктивный и дедуктивный пути формирования понятий. Показатели усвоения понятий. Закономерности и причинно-следственные связи в курсе безопасности жизнедеятельности.

Основные понятия и категории темы: знания, эмпирические и теоретические знания по БЖ, структура понятия, индуктивный и дедуктивный пути формирования понятий.

Умения и навыки в курсе безопасности жизнедеятельности. Классификация умений в курсе безопасности жизнедеятельности: общеучебные и специальные. Специальные умения: интеллектуальные и практические. Интеллектуальные умения: умения анализировать, обобщать, оценивать, прогнозировать, рекомендовать. Этапы и приемы формирования умений. Роль учебных задач, практических и самостоятельных работ в формировании умений и навыков безопасного поведения и оказания первой медицинской помощи. Показатели усвоения умений.

Методы обучения безопасности жизнедеятельности

Понятие «метод обучения». Метод и прием. Бинарная классификация методов обучения: по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично–поисковый, исследовательский).

Классификация методов в методике обучения безопасности жизнедеятельности: основные (устное изложение учебного материала, обсуждение изученного материала, демонстрация, упражнения, самостоятельная работа, практические работы), интерактивные (мозговая атака, обучение в малых группах, метод учебных центров, деловая игра, метод проектов и др.)

Целесообразность выбора методов обучения в зависимости от поставленных целей и содержания изучаемого материала. Метод анализа конкретных ситуаций в области безопасности жизнедеятельности, его сущность, педагогическая ценность.

Основные понятия и категории темы: метод обучения, прием обучения, классификация методов обучения безопасности жизнедеятельности, активизация познавательной деятельности, активные методы обучения, интерактивное обучение, метод ситуационного обучения.

Урок как основная форма обучения безопасности жизнедеятельности

Требования к современному уроку безопасности жизнедеятельности. Структурные компоненты урока. Типология уроков безопасности жизнедеятельности:

— по дидактической цели: вводные, уроки изучения нового материала, комбинированные, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения, уроки обобщения;

— по характеру познавательной деятельности учащихся: проблемные и непроблемные уроки, их особенности.

Подготовка учителя безопасности жизнедеятельности к уроку: определение целей и задач урока, отбор содержания, выбор форм, методов, средств обучения. Определение результативности уроков.

Формы организации учебной деятельности на уроках безопасности жизнедеятельности: фронтальная, коллективная (групповая, ролевые игры, дискуссии, работа в парах), индивидуальная, методика их применения. Использование лекционно-семинарской системы в обучении безопасности жизнедеятельности. Интегрированные уроки. Уроки-практикумы. Уроки-экскурсии. Уроки-конференции. Видеоуроки. Организация самостоятельных, проверочных и контрольных работ по безопасности жизнедеятельности.

Основные понятия и категории темы: структура урока, этапы урока, тип урока, вид урока, формы организации учебной деятельности на уроках ОБЖ.

Диагностика обучения безопасности жизнедеятельности

Виды диагностических заданий. Разработка критериев уровня усвоения содержания. Организация ситуативной, ретроспективной, перспективной рефлексии в обучении безопасности жизнедеятельности. Контроль, его виды и формы. Оценка, ее функции и виды. Педагогические тесты: структура, классификация, подходы к разработке тестовых заданий. Использование информационных технологий в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся. Занимательные формы контроля (вербальные головоломки, кроссворды, ребусы, загадки).

Основные понятия и категории темы: педагогическая диагностика, диагностика в обучении, обученность, обучаемость, контроль, проверка и оценка знаний, тестирование, тест как метод, тест как инструмент, классификация педагогических тестов, классификация тестовых заданий.

Современные информационные и коммуникационные технологии в обучении безопасности жизнедеятельности.

Основные тенденции развития современной системы образования. Понятия и определения предметной области – информатизация образования. Понятия информационной и коммуникационной технологий. Актуальность применения информационных и коммуникационных технологий в обучении безопасности жизнедеятельности. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в обучении безопасности жизнедеятельности.

Информационные технологии обучения безопасности жизнедеятельности, их признаки, функции, педагогическая ценность. Интерактивные технологии обучения. Использование ресурсов сети Интернет в обучении безопасности жизнедеятельности. Достоинства и возможные негативные последствия использования современных средств информационных и коммуникационных технологий во всех формах обучения.

Необходимость комплексного использования информационных и новых педагогических технологий в обучении безопасности жизнедеятельности.

Основные понятия и категории темы: информатизация, информатизация образования, средства информатизации образования, педагогическая технология, информационные и коммуникационные технологии

Личностно-ориентированные технологии в обучении безопасности жизнедеятельности. Личностно-ориентированные технологии обучения и особенности их использования в обучении безопасности жизнедеятельности. Технологии разноуровневого обучения, коллективного взаимообучения, технология обучения безопасности жизнедеятельности в сотрудничестве, их признаки, функции, педагогическая ценность. Основные приемы технологии, дидактические особенности их применения.

Основные понятия и категории темы: личностно-ориентированная педагогика, дифференциация обучения, работа в парах сменного состава (статическая пара, динамическая пара, вариационная пара), обучение в сотрудничестве.

Модульная технология обучения безопасности жизнедеятельности.

Сущность модульного обучения. Понятие «модуль», виды модулей. Принципы модульного обучения. Теория поэтапного формирования умственных действий как основа модульного обучения. Модульная программа и учебный элемент. Достоинства и недостатки модульного обучения. Модульная технология обучения безопасности жизнедеятельности, ее педагогическая ценность. Применение технологии модульного обучения на уроках ОБЖ. Технологические карты урока безопасности жизнедеятельности для учителя и учащегося.

Основные понятия и категории темы: модуль, модульное обучение, принципы модульного обучения, модульная программа, модульный урок, учебный элемент, технологическая карта урока.

Проблемно-задачная технология в обучении безопасности жизнедеятельности. Основные признаки, функции, педагогическая ценность проблемно-задачной технологии. Научные и практические, учебные и реальные проблемы. Проблемная ситуация как основной элемент проблемного обучения безопасности жизнедеятельности. Типы проблемных ситуаций. Педагогическая и психологическая проблемная ситуация. Методические приемы создания проблемной ситуации на уроках ОБЖ. Уровни проблемного обучения. Метод «разбора критических случаев», метод «лабиринта действий». Основные подходы к определению понятия «задача». Решение одностадийных, двухстадийных и многостадийных практических проблемных задач на уроках ОБЖ. Этапы реализации проблемно-задачной технологии обучения безопасности жизнедеятельности.

Основные понятия и категории темы: технология проблемного обучения, проблемная ситуация, проблемные методы обучения, практические проблемные задачи.

Проектная технология обучения безопасности жизнедеятельности.

История метода проектов. Актуальность метода проектов в наши дни. Цели и особенности проектного обучения, его педагогическая ценность. Основные требования к использованию метода проектов. Типология учебных проектов: по доминирующей деятельности (исследовательские, творческие, ролевые, информационные, практико-ориентированные или прикладные); по предметно-содержательной области (монопроекты, межпредметные); по характеру координации (с открытой координацией, со скрытой координацией); по характеру контактов (региональные, международные); по количеству участников (личностные, парные, групповые); по продолжительности выполнения (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные). Этапы проектного обучения. Особенности применения технологии проектного обучения на уроках ОБЖ.

Основные понятия и категории темы: метод проектов, технология проектного обучения, типология проектов.

Игровая технология обучения безопасности жизнедеятельности.

Происхождение, теории, педагогическая ценность игровой технологии. Деловые игры и их модификации (имитационные, операционные, исполнение ролей, «деловой театр» и др.). Организационные игры (организационно-обучающие, организационно-деятельностные, продуктивно-ориентированные, практически-деловые, проектные, инновационные, ансамблевые и др.). Основные этапы игровой технологии. Дидактические особенности применения игровой технологии в обучении безопасности жизнедеятельности.

Основные понятия и категории темы: игровая технология, деловые игры, организационные игры, инновационная игра, имитационная игра

Логическая структура мультимедийного программно-методического комплекса (МПМК). Описание логической структуры мультимедийного программно-методического комплекса (МПМК). Принципы проектирования и использования программно-педагогических средств. Функции МПМК. Методы использования мультимедийного программно-методического комплекса в практике школьного курса ОБЖ. Методическое, техническое и программное обеспечение использования мультимедийных комплексов в образовании.

Основные понятия и категории темы: программно-педагогические средства, мультимедийные средства обучения, структура МПМК, логика изучения одного блока МПМК

Методические особенности обучения основам безопасности жизнедеятельности в начальной школе. Дидактические особенности обучения безопасности жизнедеятельности в 1-4 классах. Обязательное минимальное содержание вопросов безопасности жизнедеятельности в составе образовательной области «Окружающий мир» и его отражение в учебниках для начальной школы. Учебники безопасности жизнедеятельности для 1-4 классов. Методические особенности изучения вопросов, касающихся здорового образа жизни, правил гигиены, режима дня, охраны и укрепления здоровья; природы как условия жизни людей; правил дорожной безопасности, безопасного поведения на улице, в быту, на водоемах, противопожарной безопасности.

Основные понятия и категории темы: задачи обучения БЖ в начальных классах, программа курса ОБЖ в начальных классах, образовательная область «Окружающий мир», особенности методики обучения БЖ в начальных классах.

Методические особенности обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе. Структура программ по курсу «Безопасность жизнедеятельности» в основной школе. Выделение времени на изучение безопасности жизнедеятельности за счет регионального и школьного компонентов базисного учебного плана. Развитие методов обучения учащихся в 5-9 классах. Методические особенности изучения раздела «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» в основной школе. Влияние межпредметных связей на методику обучения безопасности жизнедеятельности.

Основные понятия и категории темы: задачи обучения БЖ в основной школе, межпредметные связи на уроках ОБЖ.

Методические особенности проведения занятий по обеспечению безопасности школьников в ситуациях криминогенного характера. Учебно-воспитательные задачи и методические приемы изучения раздела. Методические особенности изучения тем, связанных с проблемами терроризма. Методические рекомендации при изучении темы «Как не стать жертвой сексуального домогательства и насилия». Психолого-педагогические основы подготовки к действиям в опасных и экстремальных ситуациях.

Основные понятия и категории темы: учебно-воспитательные задачи изучения темы, методы и приемы изучения темы, отражение темы в программе курса ОБЖ.

Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в ситуации автономного существования. Учебно-воспитательные задачи изучения раздела. Особенности содержания раздела в разных программах ОБЖ. Методика и логика изучения раздела «Автономное существование человека в природе» в 6 классе. Использование наглядных и практических методов при изучении раздела. Особенности содержания и методики изучения темы «Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования» в 10 классе.

Основные понятия и категории темы: учебно-воспитательные задачи изучения темы, методы и приемы изучения темы, отражение темы в программе курса ОБЖ.

Методика проведения занятий по организации защиты от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения.

Учебно-воспитательные задачи изучения раздела «Чрезвычайные ситуации природного происхождения». Отражение раздела в программе ОБЖ Методические подходы к изучению данного раздела в 5, 7, 9, 10 классах.

Учебно-воспитательные задачи изучения раздела «Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения и их последствия». Отражение раздела в программе ОБЖ Методические подходы к изучению данного раздела в 5, 8,

Основные понятия и категории темы: учебно-воспитательные задачи изучения темы, методы и приемы изучения темы, отражение темы в программе курса ОБЖ.

Методические особенности изучения раздела «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Охрана здоровья детей как приоритетное направление деятельности всего общества. Формирование культуры здоровья как одно из условий сбережения здоровья учащихся. Общая характеристика раздела «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни в программе курса ОБЖ. Особенности методики преподавания основ ЗОЖ. Содержание и методика преподавания основ медицинских знаний и правил первой медицинской помощи в курсе ОБЖ. Этапы организации тренировочных упражнений. Практические занятия в парах при отработке приемов первой медицинской помощи. Условия и ограничения использования данного метода.

Основные понятия и категории темы: условия сбережения здоровья учащихся, культура здоровья, учебно-воспитательные задачи изучения темы, методы и приемы изучения темы, отражение темы в программе курса ОБЖ.

Методика проведения занятий по основам военной службы. Противоречия в процессе подготовки молодежи к военной службе. Характеристика раздела «Основы военной службы» в программе курса ОБЖ. Методика проведения занятий на базе воинской части с юношами 10 кл. Проблемы проведения учебных сборов на базе воинской части. Проблемы подготовки молодежи к военной службе. Методика военно-патриотического воспитания молодежи.

Основные понятия и категории темы: основы военной службы, военно-патриотическое воспитание, учебные сборы, учебно-воспитательные задачи изучения темы, методы и приемы изучения темы, отражение темы в программе курса ОБЖ.

Формы организации внеурочной и внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности. Особенности организации внеурочной работы учащихся (проведение наблюдений, самонаблюдений, опытов, сбор сведений из научно-популярной литературы, домашняя работа). Виды домашних работ. Внеклассная работа по ОБЖ. Виды внеклассных занятий (индивидуальные, групповые, массовые). План работы кружка по ОБЖ. Признаки экскурсии и этапы ее проведения. Подготовка и проведение массовых внеклассных мероприятий: «Неделя безопасности в школе», «Безопасное колесо», «День защиты детей». Организация и проведение игры-соревнования «Школа безопасности».

Основные понятия и категории темы: внеурочная работа, домашняя работа, внеклассная работа, кружок, экскурсия.

Работа с родителями по вопросам воспитания безопасного поведения детей и подростков в быту, в общении со сверстниками. Условия успешного взаимодействия школы и семьи. Методы активизации воспитательной работы родителей, направленной на обеспечение безопасности детей. Обучение родителей безопасности жизнедеятельности. Порядок проведения родительских собраний с приглашением специалистов в области БЖ.

Основные понятия и категории темы: социальная безопасность жизнедеятельности, программа преобразования социально опасной ситуации, задачи работы педагогов-организаторов БЖ с родителями школьников, проведение родительского собрания.

Обучение безопасности жизнедеятельности в системе непрерывного образования. Уровни непрерывного образования в области БЖ. Цель дошкольного образования в области БЖ. Задачи образования в области БЖ в 1-4 кл., 5-9 кл., 10-11 кл. Начальное профессиональное образование, средняя профессиональная школа, высшее профессиональное педагогическое образование, высшая профессиональная школа, послевузовское профессиональное образование. Основные задачи образования в области БЖ, решаемые на каждом уровне. Система дополнительного образования в области БЖ.

Основные понятия и категории темы: задачи образования в области БЖ каждого уровня.

«Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности» (стр. 1 )

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Специальность «050104 – Безопасность жизнедеятельности» с дополнитель ной специальностью «050720 – Физическая культура».

Форма обучения – очная (5, 9 семестры).

Общая трудоемкость дисциплины – 336 часов

Форма аттестации – зачет, экзамен, курсовая работа.

теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности входит в цикл специальных дисциплин ГОС ВПО образовательной программы «Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью «Физическая культура» и имеет четко выраженную профессиональную направленность. В связи с этим в структуре основной образовательной программы она занимает одно из ведущих мест среди дисциплин, обеспечивающих качество подготовки выпускников.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности» составлен в соответствии с разработ анным и утвержденным в КГПУ им. стандартом УМКД.

Разработчик комплекса: к. б.н., доцент

1. Учебная программа дисциплины

2. Рабочая модульная программа дисциплины

3. Технологическая карта обучения дисциплине

4. Учебно-методическая карта дисциплины

5. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине

6. Карта литературного обеспечения дисциплины

7. Карта обеспеченности дисциплины учебными материалами

8. Карта обеспеченности дисциплины оборудованием

9. Карта рейтинг-контроля обучения студентов по дисциплине

10. Учебные материалы

10.1. Конспекты лекций

10.2. Методические разработки проведения лабораторно-практических занятий

10.3. Контрольные вопросы для экзамена

11. Методические указания по организации учебной деятельности студентов

Учебная программа дисциплины

Рабочая программа «Теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности» составлена к. б.н., доцентом _______________

Программа обсуждена на заседании кафедры БЖ и АФК 25 мая 2010 года

Заведующий кафедрой ______________

Программа одобрена научно-методическим советом института 1 июня 2010 г

Председатель НМС _______________

Внесенные изменения утверждаю

Заведующий кафедрой ______________

Зам. директора по учебной работе ___________________

1. Учебная рабочая программа дисциплины

1.1. Выписка из образовательного стандарта

Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности и ___ (в соответствии с дополнительной специальностью)

Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся безопасности жизнедеятельности. Структура школьного курса основ безопасности жизнедеятельности. Базовый и профильный уровень. Межпредметные связи. Методика планирования и проведения занятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся в повседневной жизни, в школе, при проведении массовых мероприятий. Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях локального характера и по организации защиты от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения. Методика проведения занятий по гражданской обороне. Учебно-материальная база кабинета по безопасности жизнедеятельности. Урок безопасности жизнедеятельности. Технические средства обучения. Работа с родителями по вопросам безопасного поведения детей в быту. Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности. Методика организации и проведения «Дня защиты детей», учебных сборов на базе воинских частей.

Аудиовизуальные технологии обучения безопасности жизнедеятельности. Интерактивные технологии обучения. Дидактические принципы построения аудио-, видео — и компьютерных учебных пособий. Типология учебных аудио-, видео — и компьютерных пособий и методика их применения. Банк аудио-, видео — и компьютерных учебных материалов.

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся. Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения. Методические аспекты использования информационных и коммуникационные технологии в школе.

Теория и методика обучения ___ (в соответствии с дополнительной специальностью

Цель дисциплины: дать общетеоретическую и практическую подготовку по методике преподавания безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины в высшем педагогическом образовательном учреждении. Методические знания и навыки прививаются студентам и на занятиях и по другим смежным предметам. .

· обучение студентов теории и методике преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учебных заведениях;

· ознакомление студентов с современными педагогическими технологиями обучения учащихся;

· привитие навыков и раскрытие творческих способностей студентов в обучении учащихся образовательных учреждений безопасности жизнедеятельности;

Дисциплина ориентируется на учебно-воспитательную, методическую, коррекционно-развивающую, организационно-управленческую виды профессиональной деятельности. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

— использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения;

анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей профессиональной квалификации;

реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей;

— работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии.

Базовой основой освоения студентами дисциплины «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности» являются педагогика, физиология, психология, социология, изучение которых предшествует приобретению знаний. умений и навыков в рамках данной дисциплины. Кроме этого, учитывая основополагающее значение дисциплины «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности» в формировании профессиональных компетенций в цикле профессиональной подготовки, в процессе ее изучения на основе внедрения практико-ориентированных технологий обучения осуществляется интеграция с дисциплиной «Теория и методика физической культуры» и дисциплинами частных методик.

Отбор учебного материала для реализации дисциплины основывается на ведущих педагогических принципах:

научности, предполагающей использование современных и классических научных знаний;

системности, предусматривающей логичность, взаимосвязь, причинно-следственные связи излагаемого материала, которые отображают поступательный процесс познания;

доступности, обеспечивающейся качеством преподавания дисциплины и ее учебно-методическом обеспечении;

-опора на знания , полученные ранее;

модульности – укрупнение дидактических единиц.

1.3. Содержание теоретического курса.

1. Безопасность жизнедеятельности как научная и учебная дисциплина в образовательном учреждении. Предмет методики обучения БЖД

Безопасность жизнедеятельности как учебная и научная дисциплина в педагогическом вузе. Цель, предмет, объект изучения методики преподавания БЖД. Методика обучения основам безопасности – частная дидактика. Методы и этапы научного познания в изучении БЖД. Краткая история развития и становления безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины. Общие и частные методики преподавания основ безопасности жизнедеятельности. Методы научного исследования, применяемые в методике преподавания БЖД.

Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся безопасности жизнедеятельности. Структура школьного курса основ безопасности жизнедеятельности. Формирование системы знаний по БЖД. Развитие и формирование понятий.

Дидактические принципы, применяемые в методике преподавания основ безопасности жизнедеятельности.

Меж предметные связи, используемые в преподавании БЖД, их виды. Воспитание учащихся в процессе БЖД. Работа с родителями по вопросам безопасного поведения детей.

2. Методы и методические приемы, применяемые в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности

Классификация методов и методических приемов, применяемых в процессе преподавания БЖД. Требования к выбору методов обучения. Рациональное применение методов в обучении основам безопасности жизнедеятельности.

Характеристика отдельных методов и методических приемов. Системный подход к обучению безопасности жизнедеятельности.

Перспективные методы обучения в обучении БЖД.

Словесные методы обучения: рассказ, беседа, школьная лекция. Их виды и характеристика.

Наглядные методы обучения: методы иллюстрации и демонстрации. Средства наглядности, особенности применения наглядных методов обучения.

Практические методы обучения: метод практического закрепления полученных умений и навыков, метод анализа конкретных ситуаций (АКС), методы наблюдения и эксперимента, работа с учебными наглядными пособиями и методика работы с ними.

Логические методы обучения в БЖД. Характеристика индуктивных и дедуктивных методов обучения. Логические приемы, их виды и компоненты, лежащие в основе их обучения. Использование логических приемов в преподавании БЖД.

Гностические методы обучения в БЖД. Гибкие модели процесса обучения. Репродуктивные методы обучения в школьных основах безопасности жизнедеятельности. Характеристика программированного обучения. Продуктивные или проблемно-поисковые методы обучения. Проблемное обучение и его реализация на уроках по изучению вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Методы контроля и самоконтроля. Использование в преподавании БЖД методов устного, письменного, лабораторного и машинного контроля и самоконтроля.

Методы стимулирования и мотивации учения в процессе обучения БЖД. Познавательные игры, учебные дискуссии и методика их проведения. Метод формирования долга и ответственности в учении, поощрения, порицания, предъявления учебных требований в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.

3. Формы организации и технология обучения безопасности жизнедеятельности

Урочная форма организации обучения. Классификация уроков. Их типы, виды, структура урока по основам безопасности жизнедеятельности. Требования к подготовке и проведению уроков по БЖД. Нетрадиционные уроки по основам безопасности жизнедеятельности, особенности их подготовки и проведения.

Дополнительные формы организации обучения по БЖД. Домашние работы и задания, тетрадь по основам безопасности жизнедеятельности, различные виды работ с тетрадью. Внеклассная работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Стенная печать: стенная газета, рукописные журналы, бюллетени.

Учебно-материальная база кабинета по безопасности жизнедеятельности. Учебное оборудование кабинета, размещение и хранение учебного оборудования.

4. Общая методика преподавания основ безопасности жизнедеятельности

Цели обучения безопасности жизнедеятельности.

Программа по школьному курсу основ безопасности жизнедеятельности. План анализа программы курса.

Школьные учебники по основам безопасности жизнедеятельности. Назначение, содержание и методическое построение учебников. Основные требования к содержанию учебника. План анализа учебника по ОБЖ.

Планирование работы учителя по безопасности жизнедеятельности. Различные виды планирования. Перспективное планирование: календарно-годовое, тематическое. Текущее планирование – поурочное. Подготовка учителя к составлению различных видов планирования. Планирование курса, темы, урока. План-конспект урока и его виды. Анализ урока. Типы и виды анализа урока. План анализа урока по БЖД. Практические работы по основам безопасности жизнедеятельности, их подготовка, организация их проведения, анализ конкретных ситуаций.

Программированное обучение в ОБЖ. Специфические черты программированного обучения. Характеристика линейного, смешанного, разветвленного программирования. Безмашинные программированные задания разных видов: цифровые, текстовые, графические. Памятки по составлению программированных заданий по основам безопасности жизнедеятельности.

Проблемное обучение по ОБЖ. Цель использования проблемного обучения, его сущность, способы и приемы создания проблемных ситуаций. Разрешение проблемной ситуации на уроке по БЖД. Этапы разрешения проблемной ситуации. Способы разрешения. Отработка умения составлять и отбирать материал для создания и разрешения проблемной ситуации на материале по основам безопасности жизнедеятельности.

Использование меж предметных связей в обучении ОБЖ. Виды меж предметных связей. Планирование МПС в курсе, теме, уроке по ОБЖ. Отбор материала меж предметного характера. Составление меж предметных вопросов, задач, заданий. Использование меж предметных связей на уроках по БЖД.

Новые концепции безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины. Разнообразие программ, идей и взглядов на безопасность жизнедеятельности. Возрастные особенности учащихся разных образовательных уровней. Дифференцированный подход к учащимся при обучении безопасности жизнедеятельности. Опорный сигнал, опорный конспект по ОБЖ. Методика построения знакового и текстового оформления сигналов. Методика построения, оформления и использования опорного конспекта по основам безопасности жизнедеятельности. Обучение составлению опорных сигналов, конспектов и методики использования их на уроках по ОБЖ.

Психологические подходы к обучению безопасности жизнедеятельности.

Формирование интереса к ОБЖ с помощью различных игр. Обучение составлению ребусов, кроссвордов, чайнвордов, шарад, викторин, головоломок, загадок на материале по ОБЖ. Отработка умения составлять и использовать различные виды игр.

Проверка знаний и умений учащихся в процессе обучения ОБЖ. Требования дидактики и методики к проверке знаний и умений учащихся. Способы осуществления контроля за знаниями и умениями учащихся. Виды опроса. Особенности фронтального, группового и индивидуального опроса. Формы организации контроля. Самостоятельные, контрольные работы, зачеты. Средства, помогающие в осуществлении за контролем знаний и умений учащихся. Обучение планированию проверки знаний и умений учащихся по ОБЖ. Обучение приемам составления заданий различных уровней сложности. Критерии оценки знаний и умений.

Использование технических средств обучения в процессе преподавания ОБЖ. Экранные средства обучения. Гигиенические требования при работе с экранными средствами обучения. Размещение используемых ТСО в кабинете по ОБЖ. План работы и методика использования ТСО на уроках по ОБЖ. Отработка навыков и умений использования ТСО на уроках ОБЖ.

Подготовка к уроку по ОБЖ. Формулировка целей и задач урока. Отбор и переработка содержания к уроку по ОБЖ. Отработка этапов урока. Подбор материала к опросу, к объяснению нового материала, к закреплению, для домашнего задания. Подбор материала для развития познавательного интереса к вопросам ОБЖ. Составление плана-конспекта, тетрадей-копилок, карточек поурочного планирования.

Учебный комплекс по ОБЖ. Методический комплекс: анализ курса по ОБЖ и анализ школьных учебников. Книжный комплекс: анализ основных методических пособий, справочной литературы, научной, научно-популярной, детской литературы. Комплекс учебного оборудования: анализ изобразительных пособий, ТСО, вспомогательного оборудования, педагогического рисунка и работы с классной доской.

5. Методика планирования и организация проведения занятий по основам безопасности жизнедеятельности

Краткая характеристика содержания и структуры БЖД в образовательных учреждениях разного уровня. Составление календарно-годового, тематического и поурочного планов. Особенности уроков по изучению правил дорожного движения, пожарной безопасности, опасностей криминального характера. Методика проведения занятий по обеспечению безопасности на воде, при отравлениях, при общении с домашними животными. Методика проведения занятий по основам медицинских знаний и охране здоровья детей.

1.4. Рабочая модульная программа дисциплины

Оценка «остаточных» знаний по педагогике, физиологии, психологии.

Модуль № 1. Безопасность жизнедеятельности как научная и учебная д исциплина в образовательном учреждении. Предмет методики обучения БЖД

Тема № 1.1. Безопасность жизнедеятельности как учебная и научная дисциплина в педагогическом вузе. Цель, предмет, объект изучения методики преподавания БЖД. Методика обучения основам безопасности – частная дидактика.

Тема № 1.2. Методы и этапы научного познания в изучении БЖД.

Тема № 1.3. Методы научного исследования, применяемые в методике преподавания БЖД.

Тема № 1. 4. Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся безопасности жизнедеятельности.

Тема № 1. 5. Структура школьного курса основ безопасности жизнедеятельности. Формирование системы знаний по БЖД. Развитие и формирование понятий.

Тема № 1.6. Дидактические принципы, применяемые в методике преподавания основ безопасности жизнедеятельности.

Модуль № 2. Методы и методические приемы, применяемые в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности

Тема № 2.1. Классификация методов и методических приемов, применяемых в процессе преподавания БЖД. Требования к выбору методов обучения. Рациональное применение методов в обучении основам безопасности жизнедеятельности.

Тема № 2.2. Характеристика отдельных методов и методических приемов. Системный подход к обучению безопасности жизнедеятельности.

Тема №2.3. Перспективные методы обучения в обучении БЖД.

Тема № 2.4.Методы контроля и самоконтроля. Использование в преподавании БЖД методов устного, письменного, лабораторного и машинного контроля и самоконтроля.

Тема № 2.5. Методы стимулирования и мотивации учения в процессе обучения БЖД. Познавательные игры, учебные дискуссии и методика их проведения. Метод формирования долга и ответственности в учении, поощрения, порицания, предъявления учебных требований в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.

Модуль 3. Формы организации и технология обучения безопасности жизнедеятельности

Тема № 3.1. Урочная форма организации обучения. Классификация уроков. Их типы, виды, структура урока по основам безопасности жизнедеятельности. Требования к подготовке и проведению уроков по БЖД.

Тема № 3.2. Нетрадиционные уроки по основам безопасности жизнедеятельности, особенности их подготовки и проведения.

Тема 3.3.Дополнительные формы организации обучения по БЖД. Домашние работы и задания, тетрадь по основам безопасности жизнедеятельности, различные виды работ с тетрадью.

Тема 3.4. Внеклассная работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Стенная печать: стенная газета, рукописные журналы, бюллетени.

Тема 3.5. Учебно-материальная база кабинета по безопасности жизнедеятельности. Учебное оборудование кабинета, размещение и хранение учебного оборудования.

Модуль 4. Общая методика преподавания основ безопасности жизнедеятельности

Тема № 4.1. Школьные учебники по основам безопасности жизнедеятельности. Назначение, содержание и методическое построение учебников. Основные требования к содержанию учебника. План анализа учебника по ОБЖ.

Тема № 4.2. Планирование работы учителя по безопасности жизнедеятельности. Различные виды планирования. Перспективное планирование: календарно-годовое, тематическое. Текущее планирование – поурочное. Подготовка учителя к составлению различных видов планирования.

Тема 4.3. Программированное обучение в ОБЖ. Специфические черты программированного обучения. Характеристика линейного, смешанного, разветвленного программирования.

Тема № 4.4. Психологические подходы к обучению безопасности жизнедеятельности.

Тема № 4.5. Подготовка к уроку по ОБЖ. Формулировка целей и задач урока. Отбор и переработка содержания к уроку по ОБЖ. Отработка этапов урока. Подбор материала к опросу, к объяснению нового материала, к закреплению, для домашнего задания. Подбор материала для развития познавательного интереса к вопросам ОБЖ. Составление плана-конспекта, тетрадей-копилок, карточек поурочного планирования.

Модуль 5. Методика планирования и организация проведения занятий по основам безопасности жизнедеятельности

Тема № 5.1.Составление календарно-годового, тематического и поурочного планов. Особенности уроков по изучению правил дорожного движения, пожарной безопасности, опасностей криминального характера.

Тема № 5.2. Методика проведения занятий по обеспечению безопасности на воде, при отравлениях, при общении с домашними животными. Методика проведения занятий по основам медицинских знаний и охране здоровья детей.

Оценка качества освоения студентами программы дисциплины «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности» (знания, умения, навыки).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ

« теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности »

Похожие статьи:

Смотрите еще:  Если подать на развод первой
Перспектива. 2019. Все права защищены.