Существительное договор управляет падежными формами слов с предлогами

автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему: Функциональные особенности предлогов в современном русском языке

Полный текст автореферата диссертации по теме «Функциональные особенности предлогов в современном русском языке»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ имени ПАТРИСА ЛУМУМБЫ

На правах рукописи

УДК 801.55:801.56 = 82 НГУЕН НГОК ТИЕН

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДЛОГОВ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

(10.02.01 — русский язык как иностранный)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Работа выполнена на кафедре русского языка для иностранных учащихся краткосрочных форм обучения Кубанского государственного университета.

кандидат филологических наук, доцент В. Б. Остроумов.

доктор филологических наук Е. Н. Ширяев, кандидат филологических наук Д. М. Гзгзян.

Ведущая организация — Институт русского ■ языка имени А. С. Пушкина.

Защита диссертации состоится « Л ¿4^/1*- 1991 г. в ¡-/»»часов на заседании специализированного совета К 053.22.11 по защите кандидатских диссертаций в ордена Дружбы народов Университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Университета 1 ружбы народов имени Патриса Лумумбы по адресу: 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6.

Автореферат разослан « Зу »Л/тг^/Я- 1990 г.

Ученый секретарь специализированного совета

Актуальность темы данного наследования определяется четырьмя обстоятельствами.

Во-первых, в современном русском языке происходят как непрерывное пополнение состава самих предлогов, так я изменение норм употребления тех аяи иных предлогов.

Во-вторых, в лингвистической литературе нот.единства в понимании функциональных особенностей предлогов.

В-третьих, до настоящего времени- отсутствует такое описание семантахо-свнтаксических особенностей предлогов, которое не противоречит разработанной а последних десятилетиях теории о синтаксических единицах и подчинительных связях.

В-четвертых, комплексное описание особенностей предлогов в семантико-сянтаксяческом плане способствовало бы обучению русскому языку иностранных учащихся, повышению ах лингвистической компетенции.

Объектов исследования является изучение предлогов в предяож- •■ но-именкой конструкция, словосочетания а в простом предложения. Поокольку в простом предложении предлоги функционируют в основном в предложио-яменной конструкции и в оловооочвтанви, то именно они я составляют предмет нашего исследования.

Отмеченные поползши обусловили пеяь работы: исследовам функционирование предлогов современного русокого я»ыка в различных синтаксичеоких единицах — в предложно-имеиной конструкции и о предложном словосочртапаи.

Поставленная цель конкретизируется я сведущих 1ШШах:

— раосыотреть основные признаки словного характера предлогов;

— выявись основные лексико-семантичеокие особенное геи предлогов>

— исследовать функции предлогов в предложно-именнях конструкциях я охарактеризовать предложно-именную связь;

— рассмотреть функциональные особенности предлогов при управ’ ленаи и именном примыкании.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые функциональные особенности предпогов рассматриваются в связи с типом синтаксических единиц и характером связи между их компонентами. В результате этого выдвигается положение о том. что предлог не всегда ‘ является средством выражения подчинительной связи.

Теотютическая значимость исследования состоит в системно-дифференцированном описании функций предлогов, которое позволяв* выявить разный характер предлогов в различных синтаксических единицах с точки зрения не только их семантики, но а синтаксической роли.

Решением поставленных задач определяется практическое значение работы» состоящее в том, что ее результаты могут быть использованы при преподавании курса «Современней русский язык», в спецкурсах и спецсеминарах по проблемам предлогов и подчинительной связи на факультетах гуманитарного профиля и особенно на занятиях по практическому русскому языку с иностранными учащимаоя.

В качестве основных источников Фактического материалу дм дио-: оертации были использованы: основные толковые словаря русского языка; «фразеологический словарь русского языка» под редакцией Д.И.Молоткова; «Словарь антонимов русского языка» М.Р.Львова; произведения русских а со’ветских писателей; публикации в газетах «Известия», «Правда», «Аргументы и факты», «Неделя». Было собрано 8000 карточек.

В работе применяяиоь следувшие методы: описательный, сопоставительный (заклочашийся в сопостав гении разных фактов одного языка) в метод трансформация. На разных этапах работы использовалась так® приемы: мнгввствческого наблюдения (при отборе для вооведоваяия разят синтаксических структур), описательной харак-; гервотвхи (прв выявлении закономерности употребление я функционирования предлогов)> дедукции, вндукцви (при анализа п обобщенно изученных фактов).

На защиту вннооятоя следупмв ооводщге положение:

I. Предлоге — вто слова особой часта речи. Они ив отоадествля-ю*сл с морфенам». 2.

2. Предлога обладают собственным лексическим значением, но разной степени: крайне абстрактным и/или конкретным.

3. Предлога делятся на автосемантаческае а синсемантичеоквв. Значение автосемантических предлогов конкретное а мало зависит от семантического окружения. Значение сансемантаческих предлогов зависят от семантического окружения и может быть конкретным ива Крайне абстрактным,

4Ф Предлог — равноправный компонент свободной предаожно-падоя-ной конструкции. Он ие является на средством подчинительной связи, ни средством уточнения значения падежной форлы имена.

5. Дредложно-яменная связь — это связь на уровне аналитической синтаксической формы, промежуточной между словоформой а оловом сочетанием.

6. При упраалехяз предлог является средством подчинительной авязя: оп выступает в качестве «послелога» глагола,префикса» аменв (по терминологии В.З. Виноградова) ияа в качество компонента управляемой првдложно-им?нной формы.

7. Прз именном примыкания предлог — не средство подчинительной связи, а равноправный компонент предлолсно-именяой; конструкция, примыкающей к стержневому слову словосочетания,

8. При управлении а именном примыкании предлог можот быть средством уточнения значения пэдеяной формы имена, но может а на быть таковым.

Аиюбапзя работа: Диссертация обсуждалась па засодадаз кафедры русокого языка для иностранных учащихся краткосрочных форм обуче-пая Кубанского госунаверсатета а на заседании кафедры общего а русского языкознания университета дружбы народов им.Патриса Лумумбн,

Структура диссертапия. Диссертация состоит аз введения, чатырох глав, заключения, списка использованной литературы а опиока всточ-паков фактического (латераала.

ОСНОВНОЕ ООДЕШНИЗ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются объект а предмет, сфодоуларованы ноля а задача диссертационного исследования, излагается методы в праймы исследования, отмечена научная новизна, теоретическая я практическая значимость полученных результатов, я также формулируются положения, «ниоси»до? на завдту.

В первой главе «Предлоги как особая часть речи» рассмотрены общие и частные признаки сяовного характера предлогов, их природ

а место в системе русского языка.

В труда* русских дингаасхов от «Российской граммагаки» М.В.Яо-ыоносова до работ исогедователей последнего десятилетия предлога включаютоя (иногда о замечанием, что они подобны морфемам) в категорию слова, именуются словами. Действительно, предлоги обладаю* целым рядом признаков словного характере. Одна из них характерны для всех предлогов, другие — лить для некоторых из них.

К общим признакам относятся:

1. Оформленное® ь. Подобно всем полнозаачным оловам предлоги обладают минимумом оформленности. Они существуют в языке как единицы словаря и употребляются в качестве готовых, воспроизводимых элементов. Предлога — неизменяемые, не имеющие грамматической формы слова, но она не лишены грамматической оформленности, как и полнозначные слова — наречия (например, весьма, очень).

2. Лексическое значение. Предлоги не обладают способностью к называнию предметов или их свойств, но не лишены лексического значения — значения отношений. Благодаря наличию собственного лексического значения предлоги отличаются друг от друга а от слов других частей речи.

3. Грамматическое значение. Если грамма-■ тическое значение повнозначных слов имеет сегментное оредство выражения (например, падежные формы слова), то грамматическое значение предлогов заключается в них самих г реализуется черев зависимые от них падежные формы слова.

4. Сочетаемость. Предлоги сочетаются не о морфемаыа, е со словами. В результате такой сочетаемости образуется предложно-яменная конструкция (в ctopohy станции, под водой, скучать а матери, дом £ дороги).

5. Отдевяемость. Между предлогом а именем, как мея

ду двумя поднозначными словами, можно поставить некое третье олово или даже сочетание оков, например; да, стадионе — щ, [центральном J стадионе — аа, [залитом ooíHaeuJ отадяоне.

К частным признакам относятся:

1, 3 а к е о а е u о о i ), Одни предлоге могу; быть заменены другаии бее нарушения смысла данных конструкций (ср.: щ сообщениям ТАСС а согласно оообшенаям ТАСС).

2, Перемещаемость некоторых предлогов в пределах данной предлояшо-падежной конструкции: рада справедливое« — справедливости jbüJLSIí доплетя рассудку — гессудку вопреки. В русском

языке характерно препозитивное употребление предлога о именам.

3. Способность предпожно-аменннх конструкций к фраззоаогазацаи, в результате которой возникают; устойчивые сочетания, например: от века (издавна, с незапамятных времен), ради йога (пожалуйста, очень прошу).

Итак, хотя в некоторых случаях предлог ведет себя как морфема, но все-таки он является не морфемой, а словом. Однако пред-аог все же не может рассматриваться в одной линейной плоскости о полнозначными словами. Предлог — это особая часть речи.

Во второй главе «Лексико-семантаческае особенности предлогов» . отмечены две возможные степени их лексического значения; крайне абстрактное и/ила конкретное.

Предлога игравт весьма важную роль в формирования семантика предложно-именной конструкции и словосочетания. Так, например, в конструкциях ^ шкафу, л столе и на шкафу, н§ стола существительные а семантическом отношении разные, а в значении перечисленных сочетаний отчетливо вырисовываются значения внутренности и поверхности, заключающиеся в предлогах в а да» Только лексическим значением предлогов можно объяснить различая в значении таких словосочетаний, как: приехать за вещами — приехать а вещами; вежать на столе — лежать ггад столом.

Один и тот же предлог в одних случаях имеет конкретное лексическое значение, в других — крайне абстрактное (ср.: да кровати, ¡щ занятии, испытать прочность — надеяться да успех,кричать ца ребенка, походить на мать). Предлоги, лексическое значение которых крайне абстрактно (а это, как правило, предлоги с объектным значащем), образуют предпожно-аменнув конструкцию с несамостоятельным лексическим значением. Несамостоятельность их значений обусловлена тем, что предлог с объектным значением обычно оказывается в сфере семантического притяжения полнозлачных слов с незавершенной семантикой (сетовать щ что-н., издеваться щщ кем-и.). Несамостоятельным является а объектное значение формы предложного падежа суботан-тава. управляемого глаголами мысля, речи а чувства (думать о ком-н., заговорить о чем-н., скучать о чем-я.). Однако формальность предлога относительна (ср.! рассказать матери — значение второго лица в рассказать о матера — значение третьего лица). Следовательно, семантически «пустых» предлогов не существует.

Смотрите еще:  Продали квартиру и банкротство

Автосемантическиэ предлоги характеризуются там, что их ямачп-ние устойчивое, конкретное в мало зависит от полноэначннх слоя, о

которыми они сочетаются. Они могут выступить ди’Мйронцяатором •

выражаемых отношений: приехать без денег, приехать аз-зд денег, до и росле полуночи, близ полудня, цооде полудня.

В группу автосемантических предлогов входят в первую очередь производные предлога, которые обычно сохраняют смысловые связи о мотивирующими полнозначными словами. Для производных предлогов, характерны семантическая однозначность я такая полисемия, при которой сохраняются смысловые связи между отдельными значениями (ср.: около дома, около часа, около трех тонн), Автосемантичвость некоторых производных предлогов относительна. Их значения в определенной степени зависят от сочетающихся имен (ср.: вокпуу дома -значение «в’ окружности»; вокруг сложного вопроса — значение «ло поводу»). В группу автосемантических предлогов входят также некоторые первичные предлога: без, для, при, до. Эти предлоги, будучи многозначными, сохраняют преобладание одного значения над другим (ср.: без денег, баз дорога, всадник без головы; при свидетелях, при Петре Первом, Датва при Бородино).

Синсемантические предлоги характеризуются тем, что реализация ах значений во многом зависит от окружения, в котором они находят- \ ся: от припредложного’имени (работать до окончание института, рабо- . тать до программе, работать да металлу, работать по вечерам), о* глагола (вернуться а дороги, устать £ дороги).Синсемантическве лред-логи в одних случаях имеют ярко выраженное лекоическое значение, в других — крайне абстрактное, например: д комнате — верить д победу; да столе — надеяться благополучный исход встречи.

Синсемантические а некоторые автосемантическяе предлога характеризуются многозначностью. Многозначность предлогов не объединяется какям-лвбо семантической центром, как это бываев у полнознач-пнх слов. Так, например, предлог «в» имеет: пространственное значение (л столе, д институте), временное (д прошлом году, в суббогу), квантитативное (комедия в трех актах), целевое (сделать что-н. д насмешку).

Некоторые предлога вступают в санонимаческше отношения. Са-воншмия предлогов имеет место в тех случаях, когда у предлогов общее релятивное эначенле а оая употребляются в совершенно тождественной окружении (выполнить д срок я выполнить £ сроку; величиной д кулак в ввлнчяноЯ £ кулак) ала а относительно разных окру-вонйях (вследствие болезна я вз-эд володостя). Два предлога йогу» являться сянояямвад в одной значений я не быть в другях своих этшчвнаях (щ> оаябке, 93-33 ошибка: по » в-‘-эа; но дз првбытяя,

из-за ошибки: по из-за).

Предлогам о конкретным лексическим значением может быть присуща автономия, которая имеет меото в пределах одного релятивного значения, например: з& домом — перед домом, да съезда — после съезда, включая вопрос — искдичая вопрос.

В третьей главе «Предлога в предложно-падежной конструкции» описаны функциональные особенности предлогов в предложно-вменной конструкции, взаимодействие предлогов и имен, дана характеристика предложно-вменной связи,изучены предпожно-именные конструкции -фразеологизмы, отмечено также употребление предлогов без поояедую-: шей форш имена.

Предложная аналитическая структура «предлог + имя в косвенном падеже» выступает как единое целое, функциовально-сечантическае свойства таких структур по многом определяются взаимодействием двух элементов — предлога а имена, которые в этом плане равноправии. В результате перераспределения cw.uaяов предлог в вмя создают одзный комплекс, в различной степени сближающийся с отдельным оловом ала вмещай свое самостоятельное номинативное значение. Аяапа-гаческая синтаксическая форма может быть функционально связанной (верять в победу, рассказать о пояете. дом у дорога) а свободной*, зо есть не связанной с каким-лабо определенным словом, (Под водой; Это — аз. служебной сводка; Через ври месяца, по возвращении. домой он привоз кучу подарков для Лины).

Прэдлог в свободной предложио-амениой конструкции не находится в двусторонних синтаксических связях. Свободная предаозшо-аменлал конструкция выступает: I) в качестве заголовка (Без крыльев, За обновленную федерацию); 2) в качестве свободно присоединяемых форм (Хорь выражался иногда мудрено, должно быть, аз осторожности); 3) в качестве структурно организующих членов предложения (Поход -за грабами). Как а падежная форма имени, предлог й данных случаях’ ‘ но является показателем зависимости имена от другого олова, поскольку такая зависимость отсутствует. Предлог необходим, как и необходимо имя. Между нами суиботвует взаимообусловленность.

С одной стороны, благодаря значению имени реализуется значение предлога: дщ. станции, Д£и социализме, Дв*ях; да горячим следам, 22 стране Советов,да данным Госкомстата, С другой сторона, значение предлога предопределяет круг сочетающихся с яви имен.

1 См. Г.А.Болотова. Очерк функционального синтаксиса русского языка,- М., 1973. г

Например, предлоги пространственного значения сочетаются лишь с существительными со значением конкретных предметов и пространственных понятий. Благодаря значению предлога обнаруживается эксплицитное релятивное значение имени. Значение предлоано-именной конструкции возникает в результате сочетания общего релятивного знача-ния предлога с предметным значением имени. Поэтому извлечение какого-либо компонента непременно приведет к исчезновению данной конструкции как в структурном плане, так и в лексако-семантическом.

Будучи показателем зависимости одного слова от другого, падежная форма является средством выраженая отношения между словами, но не является его носителем. Эти отношения исходят от другого слова — стержневого члена словосочетания (сказать отцу, войта в дом), а также от предлога (до войны, посла обеда). В тех случаях, когда фактически предлог предопределяет падеж имена, то можно сказать, что падежная форма служат средством выражения отношений между предлогом и именем. Так, в конструкциях без денег, со стороны лес^ формы родительного падежа существительных являются средством выражения значений отсутствия и направления, заключавшихся в предлогах. Что касается предлогов, употребляющихся с разнили падежами, то возникновение той ила иной формц предяожно-имекной конструкции следуев рассматривать как следствие взааыоооответствгя значений предлога а вмени. Выбор падежа иногда может зависеть от глагола: положить на стол, но лежать на столе; спуститься под земли, но находиться под землей.

Иногда исследователи отмечают у предлогов функцию уточнения значения падежной фор«.ш имени. Однако, осви предлог действительно уточняет падежное значение имена, то его можно било бы опустить без нарушения грамматичноота в осмысленности высказывания. В действительности зге в свободной продложао-ииеаяоЗ конструкции окутцапяс предлога новозгложно, а в словосочетании опущонио предлога апбо но-аоэмозао (подойти £ столу, дом д дороге), либо праводвт к вскажонва салола словосочетания (ср.: превратить п пар — превратать пар. сказать 2 матеря — сказать катера), яйбо прзводат к появоепва нкясго прокаой надвхшой форма новой (урон до русскому языку — угок русского

вдта четк>? ремцг — идти рошзй). Стодола только, в свободной цроддожно-аионной коаструкцап фунхцвв уточнения падегаого энвчзнвя савве предлог на выполняет, а в словосочетания выполняет лваь в некоторых случаях (нестроевая 2 идей в иастроепая явдэй; лепестка ££ вивсп и во пост ко вашей).

Между предлогом а именам существует связь, которую назовем преддохно-имонной связью (ПИС). Она делится нами на «производную» а «непроизводную».»Производная»ПИС — это ШС с производным предлогом. Она качественно не отличается от управления. Ведь в процессе становления производных предлогов происходит закрепление за нами той ала иной падежной формы имена. Этот процесс во многом обусловливается тема закономерностями, которые составляют основу формирования определенных моделей сочетаемости производящих слов. Так, самая большая частотность употребления при отыменных и нарочных предлогах зависимой формы родительного падежа находит подтверждение не только в широкой употребительности субстантивных словосочетаний о этой падежной формой, но а в преимущественном употреблении дайной формы в качестве зависимого компонента в словосочетаниях образуемых отвлеченными существительными (ср.: вглубь, в ходе чого-н.; глубь, ход чего-н.).

Производные предлоги могут сохранять управление, свойственное мотивирующему слову. Однако она не сохраняют вся систему сочетаемое тних возможностей мотивирующих слов (ср.: смотреть да. в, через что-п., но несмотря на что-л.; кончать что-н., кончать чем-н., но кончая чем-н.).

Управление некоторых предлогов восходит к управлению олов, о которыми опя соотнесены по семантике, но которые сами не стали мотивирующей базой предлога. Таковы связи предлогов в противоположность. а противовес с глаголами противостоять, противодействовать. Управление предлогов в давв от. д зависимости от.вслед за восходит к управлению слов отдалиться, зависеть, следовать. Иногда переход полнозначного слова а предлог влечет за собой переход от одного вида подчинительной связи к другому — от именного прзмы-каная к управлению, например: путь & успеху в по пути к успеху, вопрос о происхождении язика и по вопрос? о происхождении языка. Таким образом, хотя управление производных предлогов объясняется по-разному, но оно связано с иотаварувдам полнозпачшш словом. Следовательно, «прсшзводаая*13ИС представляет собой особый случай перехода подчинительной связа с одного уровня синтаксиса — словосочетания на другой, болэе пазквй — аналитическую сяятаксячоекуэ форау.

«Непроваводная» ПИС — это ПИС с пэрвачнш прадаогоа, Нрэрода не производной ШС с южная. В одпах случаях утотробаеаав прадвога непременно предопределяет употребление падежной формы вмени (таково употребление, например, предлогов: без, дая, на, к, Пад,

при), в других случаях употребление падежа обусловлено то соответствием значений предлога и вмени, то значением стержневого члена словосочетания. Под влиянием управления глагола ПИС может легко распадаться. Так, в конструкциях войти в комнату, выйти аз дома предлоги образуют с глаголом комплекс, управляющий именем.»Непро-иэводная*ПИС является связью мезду двумя компонентами, сдан из которых — предлог не является синтаксической единицей. Она отличается от у правгеная.

Смотрите еще:  Доверенность на получение егрюл образец

В четвертой главе «функции предлогов в словосочетания» рассмотрены функции предлогов при управлении и именном примыкании.

Пра сильном управлении предлог может выполнять функцию послелога глагола. Это свойство заключается -в том, что приставочный глагол иногда не может непосредственно управлять именем. Это не позволяет структурная организация глагола и его значение. Гяагояу нужно такое средство, с помощь» которого он мог бы управлять именем. Этом средством и является предлог. Поэтому нам какется, что правильным будет утверждение, что не глагол или предлог управляет падежной формой имена, а ею управляет,глагол вместе с предлогом, например: сойти со станции, отказаться от преыаи.выйти из леса, flpgBHKfltft к труду. Связь в данных случаях можно изобразить так:

(глагол + предлог) -—> имя

Сражая синтаксические отношения мезду словами в словосочетании. «предлог-послелог» усиливает именно тог семантический оттенок, который выделяется в ряде производных глаголов. Он служит средством управления. Наличие предлога в данных словосочетаниях является необходима. Поскольку опущенге предлога представляется невозмоз-пкм, so он не является в этом случае средством уточнения падежного значения имена. Хотя предлог появляется по требованию праставочно-то глагола в вместо с глаголом управляет амег^м, однако предлог употребляется не изолированно, а с именем, поскольку он является но только средством сильного управления, но а средством выражения . возникающих при управлении определенных отношений, а это возможно гояько при ШС. Следовательно, предлог характеразуется двусторонней связью. Он не вишен вексического значения, но аз-за дублирования значение« глагольной приставки оно ослаблено.

Пра определенных усяопаях употребления предлога становятся грамматическая знаками объектных отнотонай. Во многих случаях предлежаое выражение косвенной переходности глагола представляется мкопеом 89 мотиварованным, например, жеваться ком-н., выйти.

2а кого-и. Предлоги становятся более похожими на значение падежных префиксов. В подавляющем большинстве случаев такой переход предлога на роль «объектной морфемы» при глаголе имеет место у предлогов с крайне абстрактным значением.

Таково употребление, например, следующих предлогов: употребление предлога о с преддодным падежом после глаголов чувства, речи и мысли (думать о матера, рассказать о сыне); употребление предлога j¡o с дательным падежом после глаголов чувств (тосковать по друзьям, скучать по детям); употребление предлога над при группе сеыантичеокя однородных глаголов: издаваться, смеяться. В таких конструкциях глагол управляет дезой предложно-аменной конструкцией. Однако употребление того ила иного предлога зависит также от семантики глагола, поэтому он связан а с глаголом. Следовательно, «предлог-префикс» имеет двустороннюю связь — о глаголом а о именем. Он является средством подчинительной связи, но не может быть средством уточнения значения падежной формы имени, ведь ощущение предлога либо невозможно, либо приводит к искажению смысла высказывания (думать о друга, но нет «думать друге»; рассказать о матери ¡í рассказать матери). Связь в данных случаях можно изобразить а виде:

Глагол -* (предлог + имя).

При слабом управлении предлог выполняет две функции: функцию средства выражения объектных отношений медду глаголом а именем а функцию образования о именем зависимой от глагола конструкции, имеющей определенное значение, например: определительное (стрелять вэ автомата), пространственное (учиться у мастеров) а др.

При слабом управаениа предлог нэ лишая лексического значения. Наличие предлога в управляемой предвожно-аиенной конструкции является необходимым.

Пра именном прамыкаяла решающее значение имеют характеры от-повеняй предложно-именных конструкций, компоненты которых — предлог в вмл равноправны. Продложное пмэнное примыкание — это примыкание целой предложно-ашшюй конструкции» а не примыкание падеа-ной формы посредством предлога. П<мдеай® За а в о»» || Я& . о^» 1 1 §2 яд о к . я § м ж войти а дом перейти через дорогу • (п+пр)_^ им послелог глагола (+) | (ослабленное)» -Л

думать о иа-торя гя—Кяр+вм) префикс яменя (крайне ; + ) абстрактное) 1 »

стрелять аз автомата г»—К пр+ан) компонент управляемой ПИК • I»-

о а деть у’ стоза вадеть в последний раз > компонент 1праишшгоей гя^—|(пр)+(и1П ПИК • | I • I +А ! —— ЬЧ -А —

быть синтетической (выраженной словоформой одного полнозначного ояова) в аналитической (выраженной словоформами нескольких слов, в том ч2сво сочетанием предлога с падежной формой имени).

Изложенное нами понимание функциональных особенностей предлогов в разных синтаксических единицах приводит к выводу о необходимости уточнения традиционно принятого их определения.

Например, авторы «Грамматики современного русского литературного языка» определяют предлоги как «служебные слова, выражающие синтаксическую зависимость существительного или местоимения-суще-■ ствительного от других слов в составе словосочетания»*.

Установлено, что в разных сферах употребления функции предлогов разные. Свойства, присущие предлогам в одних случаях, оказываются чуждыми им в других (см, табл.на с.15). Функцию средства выражения подчинительной связи предлог выполняет но всегда. Она свойственна также на всем предлогам. Поэтому определение предлогов, основанное на этой функции, не мохет быть признано корректным.

Эти соображения приводят нас к мысли найти подходящий критерий для определения предлогов. Таковым является признак выражения отношения объектной действительности. Поэтому мы бы определили предлог так: предлога — это неполноэначнке слова, обозначающие разпыэ отповешш объективной действительности н выражающие это значение совместно с оуботантивами в различных синтаксических единицах — в аналитической синтаксической форме, словосочетании с прод-южавии.

Комплексное опзсанае семалтико-синтаксачаских особенностей предлогов, на наш взгвяд, может способствовать обучению русскому языку ппострашшх учащихся, особенно при форлировании умения и навыков употребления предлогов как в письменной, так и в разговорной речи.

Основное содержание диосертапии извожено в следующих публикациях:

1. Лековко-семантвческиэ особенности предлогов современного русского языка (деп. в ИНИШ АН СССР. 12.12.90).

2. Предвояио-вмоиная конструкция как аналитическая синтаксическая форма олова /в соавторстве/ (деп. в ИНИСН АН СССР, 12.12.90).

3« вулкане предлогов современного русского языка в словосочетании (деп. в ШИОН АН СССР, 12.12.90),

^ Грашатиха современного русского литературного языка.- М. ,1970. о.311.

Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Дети с ОНР, в особенности если дефект включает дизартрический компонент, испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов. Отмечается следующая последовательность появления частей речи в развивающейся детской речи (слайд 2): существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия, числительные, служебные слова (слайд 3).

Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании или предложении. Предлоги бывают простые и составные, производные и не производные. (слайд 4)

Предлоги появляются позже всех знаменательных частей речи. По мере развития речи значения предлогов всё больше и больше детализируются и обогащаются.

По А.Н. Гвоздеву отмечается следующая последовательность усвоения предлогов в онтогенезе: в, на, под, над, из, около, за, у, с, из, перед, между, по, к, до и др. В 6 летнем возрасте при нормальном развитии в речи ребенка – 21 предлог. (слайд 5)

Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок: а) пропуск или замена предлогов; б) замена одной предложно-падежной конструкции другой; в) неправильное употребление падежного окончания существительного; г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания. (слайд 6)

Для правильной оценки нарушений в речи ребенка и для определения наиболее рациональных путей коррекции логопед проводит специальное обследование.

Обследование ведется в двух направлениях.

  1. Выявление понимания значения предлогов.
  2. Обследование правильности употребления предлогов в экспрессивной речи ребенка. (слайд 7).

Коррекционная работа логопеда в старшей и подготовительной группах строится с учетом программных требований.

Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в старшей группе.

1 период. Дети учатся выполнять действия с предметами, усваивая значения предлогов в, на, над, под.

2 период. Употребление предлогов на, под, в, из, обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами.

3 период. Расширение значения предлогов: «к» – Д.п., «от» – Р.п., «с – со» – В.п, Т.п.. Отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах. Умение выделять предлог как отдельное служебное слово.

Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в подготовительной группе.

1 период. Составление простых распространенных предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над с, со

2 период. Составление предложений с предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед.

3 период. Практическое усвоение в речи предлогов над, между, из-за, из-под, выражающих пространственное расположение предметов. (слайд 8)

Система логопедической работы над предложно-падежными конструкциями.

Для осуществления комплекса мероприятий, направленных на развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций используются следующие формы работы: логопедические занятия, занятия по развитию речи, рисованию, конструированию, лепке, физкультуре, закрепление пройденного материала на занятиях психолога, закрепление пройденного материала в процессе режимных моментов, в часы досуга (прогулок, экскурсий, игр и т.д.), дома с родителями, что требует тесной взаимосвязи работы логопеда и воспитателя, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя, психолога и родителей. (слайд 10)

Основная форма работы — логопедические занятия, проводимые фронтально, по подгруппам и индивидуально. Количество занятий определяется учебным расписанием в старшей и подготовительной группах. Дополнительные занятия проводятся по индивидуальным планам, составленным для каждого дошкольника с учетом его речевых и психических особенностей. Упражнения, направленные на формирование предложно-падежных конструкций, включаются в любое фронтальное занятие как элемент игры или своеобразной физкульминутки. (слайд 11)

Смотрите еще:  Огэ математика 2019 пособие

Остановимся подробнее на видах фронтальных занятий и основных задачах, реализуемых на них.

Лексико-грамматические занятия. Основные задачи.

  • Развитие понимания речи.
  • Расширение и уточнение словарного запаса.
  • Формирование грамматических средств языка.
  • Знакомство с лексическим и грамматическим значением предлогов.

Занятия по обучению грамоте. Основная задача.

  • Дети учатся писать предлоги.

Занятия по развитию связной речи. Основная задача.

  • Предложно-падежные конструкции включаются в активную речевую практику детей. (слайд 12)

Предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, к каждому падежу относится своя группа предлогов.

  • Р.п. – БЕЗ ДЛЯ ДО У ОКОЛО ВОЗЛЕ ВОКРУГ С (СО) ИЗ ИЗ-ЗА ИЗ- ПОД ОТ
  • Д.п – К ПО
  • В.п. – В НА ЗА ЧЕРЕЗ СКВОЗЬ ПОД ПРО
  • Т.п. – ЗА НАД ПОД С ПЕРЕД МЕЖДУ
  • П.п. – В НА О ОБ ПРИ

Предложно-падежные конструкции обозначают:

  • направление действия;
  • место действия;
  • местонахождение предмета;
  • совместность действия;
  • принадлежность.

Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения.

  • Предлог НА – Винительный падеж – значение направления действия (ставит на стол).
  • Предлог НА – Предложный падеж – местонахождение предмета (лежит на столе). (слайд 15)
  • Предлог ПОД – Винительный падеж – значение направления действия (укатился под стол).
  • Предлог ПОД – Творительный падеж – значение местонахождения (лежит под книгой) (слайд 16)
  • Предлог В- Винительный падеж – значение направления действия (кладёт в стол).
  • Предлог В – Предложный падеж – местонахождение предмета (лежит в столе). (слайд 17)
  • Предлог ИЗ – Родительный падеж – значение направления действии (берет из сумки).
  • Предлог К – Дательный падеж – значение направления действия (идет к дому).
  • Предлог ОТ – Родительный падеж – значение направления действия (машина отъехала от гаража; заяц спрятался от лисы). (слайд 18)
  • Предлоги С (СО) – Родительный падеж – значение направления действия (берет с парты, съехал с горы).
  • Предлог С – Творительный падеж – совместность действия (играет с братом). (слайд 19)
  • Предлог У – Родительный падеж – значение принадлежности (у козы козленок).
  • Предлог ЗА – Винительный падеж – местонахождение предмета (спрятался за дом). (слайд 20)
  • Предлог ИЗ-ЗА – Родительный падеж – пространственное расположение предмета (выглянул из-за дома).
  • Предлог ИЗ-ПОД – Родительный падеж – пространственное расположение предмета (достал из-под ящика). (слайд 21)
  • Предлог ПЕРЕД – Творительный падеж – местонахождение предмета (стоит перед домом).
  • Предлог ЧЕРЕЗ – Винительный падеж – значение направления действия – глаголы с приставкой пере- (перелетел через забор).
  • Предлог МЕЖДУ – Творительный падеж – местонахождение предмета (стоит между домом и магазином). (слайд 22)

Коррекционно-логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями начинается с предлогов, имеющих пространственное значение. В работе необходимо придерживаться следующих этапов:

  • Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов.
  • Дифференциация предлогов в устной речи детей.
  • Формирование звуковых грамматических обобщений.
  • Осознание словесного состава предложения.

При формировании у детей четких лексических значений пространственных предлогов, необходимо, чтобы, каждый предлог сначала отрабатывался отдельно от других предлогов. При этом уточняется его конкретное значение. (слайд 24,25)

Далее значение предлога уточняется с помощью графической схемы (слайд 26)

Работа над правильным оформлением флексий в предложных конструкция проводится поэтапно. Первоначально предлог отрабатывается с существительным только одного склонения, постепенно включаются существительные других склонений. Так, например, предлог В со значением направления действия (Винительный падеж) сначала используется с существительными 2-го склонения, затем 3-го, имеющими нулевое окончание в этом падеже (кладет в стол, в шкаф, в ящик, в тетрадь). Впоследствии этот же предлог отрабатывается с существительными 1-го склонения (кладёт в книгу, в машину, в сумку, в парту).

Употребление предложно-падежных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, так как от характера глагола зависят значения предлога и падежная форма существительного. Например: лежит (где?) в портфеле, кладет (куда?) в портфель.

Особенно это важно в конструкциях, обозначающих направление действия. Употребление того или иного предлога со значением направления действия часто определяется в словосочетании характером глагольной приставки. В русском языке имеется определенное соответствие в использовании глагольных приставок и предлогов: Входит в дом (вв), выходит из дома (выиз), подходит к дому (подк), отходит от дерева (отот).

В связи с этим необходимо проводить работу по уточнению соответствия в употреблении глагольной приставки и предлога. Можно использовать задания по добавлению предлога к падежной флексии существительного в словосочетаниях с глаголом: влетела. (клетка), вылетела. (клетка), подлетела. (клетка), отлетела. (клетка), залетела. (клетка). (слайд 27)

После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов. На этой ступени необходимо создать такие условия, чтобы предлоги как можно лучше закрепились не только в слухоречевой, но и в зрительной памяти детей. С этой целью пространственные предлоги по сходству лексического значения делятся на группы:

  • 1-я группа: в, из;
  • 2-я группа: на, с (со);
  • 3-я группа: над, под, между;
  • 4-я группа: из, за, из-за;
  • 5-я группа: из, под, из-под;
  • 6-я группа: от, до, к:
  • 7-я группа: перед, за, вокруг, около, возле;
  • 8-я группа: через, сквозь, по.

В каждой группе предлоги объединены по сходству или противоположности лексического значения. Подобная группировка предлогов вполне оправдана, так как позволяет усваивать предложно-падежные конструкции, осуществляя речемыслительные операции по сравнению, сопоставлению, анализу, синтезу, обобщению. (слайд 28)

При уточнении и дифференциации предлогов в речи дошкольников используются следующие основные приемы:

  1. обучение, при котором представляются связи и отношения между действиями, совершаемыми самим ребенком;
  2. выяснение отношений между предметами на картинках;
  3. построение предложений по образцу с использованием графических схем предлогов;
  4. усвоение выражений с предлогами на образцах живой речи и литературы, читаемой на занятиях. (слайд 29)

Приобретенные навыки автоматизируются в упражнениях: дети подсчитывают количество слов в предложениях, учатся выделять предлог как слово в потоке речи, зрительно запоминают графический образ предлога, составляют предложения и короткие рассказы с предлогами. Предлог является объектом постоянного внимания и их активной умственной деятельности, что создает основу для понимания его синтаксической роли в различных речевых высказываниях (словосочетаниях, предложениях, текстах). (слайд 30)

Ниже приведен перечень игровых упражнений, направленных на формирование навыков правильного употребления предлогов.

Игра: «Где находится предмет»

Цель: Закреплять умение составлять словосочетание с предлогом. (слайд 31)

Игра: «Составь схему предложения».

Цель: Закреплять умение составлять предложение с предлогом. (слайд 32)

ИГРА: «Правильно подними карточку» Логопед называет словосочетания с предлогами. Дети поднимают карточку с соответствующей схемой предлога. (слайд 33)

Игра: «Добавь маленькое слово».

Цель: Учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог (слайд 34)

Перфокарта «Добавь «маленькое слово».

Цель: Учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог(слайд 35)

Игра: «Добавь маленькое слово (предлог)».

Цель: Учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог (слайд 36)

Игра: «Волшебный круг».

Цель: закреплять умение составлять предложение из предложенных маленьких слов с опорой на предметную или сюжетную картинки. (слайд 37)

Игра: «Маленькие слова».

Цель: научиться составлять предложения с предлогом по картинке.

Научиться составлять предложения с предлогом без картинки на любую
тему. (слайд 38)

Сказка «Теремок».

Цель: Составление связных высказываний с использованием предложных конструкций в инсценировке сказки «Теремок». (слайд 39)

Сказка «Репка».

Цель: Составление пересказа сказки «Репка» с использованием предложных конструкций с опорой на сюжетные картинки. (слайд 40)

Игра на занятии по физической культуре: «Будь внимательным и шустрым, все команды выполняй!»

Цель: Закрепить значение предлогов над, под, за, между, на.

Игра на занятии по физической культуре: «Воды немного-переходи!»

Цель: Закрепить значение предлога через.

Игра на музыкальном занятии: «Кто, где стоит?»

Цель: Закрепить значение предлогов за, между, около, возле, перед.

Пересказ рассказа: «Догонялка».

Цель: Отработать правильное употребление и различение предлогов на речевом материале рассказа «Догонялка». (слайд 42)

Осознанное употребление предложных конструкций помогает выработать у детей языковое чутье и явление переноса, уточнить пространственные представления, понимать сложные грамматические конструкции предложений, а значит, подготовить ребенка к обучению в школе. Именно это является основной целью всего комплекса коррекционных мер в системе работы учителя-логопеда в ДОУ. (слайд 43)

Похожие статьи:

  • Приказ 342 ст 82 Приказ 342 ст 82 Доброго времени суток! Очень интересует Ваше мнение! возможно кто-то сталкивался с подобной ситуацией! В феврале 2003-го года в отношении меня было возбуждено […]
  • Книга радченко 82 практическое пособие разработчика Книга радченко 82 практическое пособие разработчика Книга представляет собой пособие, позволяющее быстро освоить приемы разработки и модификации прикладных решений на платформе […]
  • Уведомление об увольнении срок действия Юридическая библиотека Срок уведомления об увольнении Сроков уведомления об увольнении по инициативе работодателя законодательством не предусмотрено, за исключением увольнения в связи с […]
  • Нотариус калинина 1 петрозаводск Нотариус калинина 1 петрозаводск Нотариальная палата Республики Карелия Анисимова Наталья ВикторовнаТелефон: +79214680883 Адрес: Респ. Карелия, пгт. Муезерский, ул. Октябрьская, […]
  • 1c 82 практическое пособие разработчика Практическое пособие разработчика 1С Здравствуйте! Последняя книга читал это «Как настраивать «1СПредприятие 8.2» при внедрении», но последний дни вернулся к повторному изучению некоторых […]
  • В соответствии с конвенцией о правах ребенка ребенок имеет право на Конвенция о правах ребенка для детей КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО. Краткое содержание Конвенции о правах ребенка Конвенция - это международный юридический документ, признающий все права […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.