Судебная экспертиза специальность отзывы

Вузы Москвы со специальностью «Судебная экспертиза»

Конкурс проектных работ НИУ ВШЭ «Высший Пилотаж»

Школьники 9-11 классов. 21 конкурсное направление. Победители и призеры получают дополнительные баллы к ЕГЭ. Заявки до 28 февраля!

День открытых дверей НИУ ВШЭ

Презентации новых факультетов. 80 программ. 4 кампуса. Консультации приемной комиссии. Тестирования и деловые игры. 24 февраля.

Единый Центр Высшего Дистанционного Образования

22 вуза партнера, 37 городов с офисами, более 20000 студентов выпущено за 18 лет.

Специалитет «Судебная экспертиза», найдено 6 вузов Москвы

  • Государственный
  • С бюджетными местами
  • С общежитием
  • С военной кафедрой
  • Государственный
  • С бюджетными местами
  • С общежитием
  • С военной кафедрой
  • Государственный
  • С бюджетными местами
  • С общежитием
  • Государственный
  • С бюджетными местами
  • С общежитием
  • Государственный
  • С бюджетными местами
  • С общежитием
  • Государственный
  • С бюджетными местами
  • С общежитием

Подробнее о специальности Судебная экспертиза

Подбор программ дистанционного обучения

Даю согласие на обработку персональных данных, согласен на получение информационных сообщений и соглашаюсь с политикой конфиденциальности

Заявка успешно отправлена

Консультант свяжется с вами в ближайшее время

Международный институт экономики и права (МИЭП)

Узнай о преимуществах уникальной методики обучения в МИЭП!

Станьте репетитором EduNetwork!

Открыта предварительная регистрация репетиторов. Участие в проекте бесплатное. Дата запуска 01 марта 2019 г.

В вузы, отмеченные check можно подать заявку с EduNetwork.ru * Развернуть expand_more

Заявка в два клика

  • Перейдите
    на страницу вуза
  • Заполните
    форму заявки
  • Ждите ответа
    представителя

Почему это удобно?

Регистрация не требуется
все данные вводятся в форме заявки

Заявка отправляется в вуз
и обрабатывается официальными представителями

Экономия денег и времени
при звонках и ожиданиях ответа

Сомневаетесь в выборе вуза?
Оставьте заявку на подбор нашими специалистами

* Проект EduNetwork.ru не дает гарантий поступления или каких-либо иных преимуществ при взаимоотношениях с вузами.

Вузы Москвы по направлениям

Высшее образование по специальности «Судебная экспертиза» в вузах Москвы

Все вузы Москвы имеющие действующую лицензию на образовательную деятельность со специальностью «Судебная экспертиза» (40.05.03, специалитет). Специальности 2019 года обновляются представителями вузов и модераторами нашего проекта.

«Судебная экспертиза» (специалитет)

Степень: Судебный эксперт

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Обществознание — профильный предмет, по выбору вуза
  • История — по выбору вуза
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — по выбору вуза
  • Иностранный язык — по выбору вуза

Содержание статьи:

Фактически экспертиза для нужд суда представляет собой исследование какого-либо предмета, явления, обстоятельств или особенностей поведения человека с последующей выдачей заключения по интересующим вопросам. Проведение такого исследования требует большого спектра знаний в обширном пласте вузовских дисциплин, культурных, психологических, материаловедческих, технических особенностей и новинок. Экспертиза может относиться к медицине, графологии, техническим особенностям, аналитике и логике, а также другим узкоспециальным знаниям и дисциплинам. Грамотный судебный эксперт – исследователь, приносящий несомненную практическую пользу обществу.

Краткое описание специальности

Разные учебные заведения готовят специалистов в зависимости от общей направленности вуза. Например, МГТУ им. Баумана специализируется в обучении судебных экспертов по компьютерной технике. Среди других специализаций (всего 12 наименований): инженерно-техническая, криминалистическая, речевая, экономическая экспертизы; экспертиза веществ, изделий и материалов. Однако прежде всего эксперт получает юридическое образование.

Специальность очень востребована. С учебными заведениями стараются сотрудничать коммерческие компании, которые могут взять специалиста себе на работу, государственные структуры и ведомства (Следственный комитет, МВД).

Крупные вузы в столице

В Москве всего 8 вузов, в которых готовят по этой программе. Популярные среди них:

  • Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина;
  • МГТУ им. Н.Э. Баумана;
  • Академия ГПС МЧС России;
  • Московский университет МВД РФ им. В.Я. Кикотя;
  • Российская академия правосудия.

Сроки и формы обучения

Студенты-очники сдадут госэкзамены и защитят диплом через 5 лет. Других форм обучения не предусмотрено. Во многих институтах есть бюджетные места наряду с определенным количеством коммерческих.

Предметы, изучаемые студентами

Подготовка начинается с обучения правовым дисциплинам, в процессе углубляясь в специализацию. Кроме общеобразовательных предметов, судебные эксперты изучат:

  • блок правовых дисциплин (уголовное, административное, гражданское право, уголовный кодекс, процессуальные действия);
  • блок специализации (теория судебной экспертизы, криминалистика, особенности судебной фотосъемки и видеозаписи, экспертиза документов, трасология, дактилоскопия и т. д.)

Получаемые знания и навыки

Студентов научат следующему:

  • организовывать и проводить один из видов судебной экспертизы (согласно специализации);
  • находить, получать и исследовать материалы и следы в процессе проведения осмотров или розыскных мероприятий;
  • проводить фото- и видеосъемку места происшествия;
  • применять современную технику и новые методы исследований, использовать современные поисковые системы для получения информации;
  • анализировать полученную информацию, строить картину места происшествия;
  • составлять экспертные заключения и справки;
  • вести на работе документацию, учет;
  • противостоять коррупции на службе.

Будущая профессия: кем работать выпускнику

Спектр должностей, на которых могут реализовать себя эксперты-выпускники, достаточно широк, однако связан с судебно-правовой системой государства и органами МВД. Основная задача экспертов – обнаружить, изъять, изучить следы и предметы на месте происшествия. Специалисты востребованы на таких работах:

  • полицейский;
  • дознаватель;
  • криминалист, судебный и медицинский эксперт, графолог, специалист в криминалистической лаборатории;
  • эксперт в независимом исследовательском центре.

Выпускники без труда найдут работу лаборантами или помощниками криминалистов. Если специалист себя проявит, повышения по должности и зарплате не заставит себя ждать: в органах, обеспечивающих правопорядок, хороших специалистов мало, многие из них находятся в довольно пожилом возрасте, и руководство заинтересовано во взращивании новых кадров. Зарплата сотрудника может очень варьироваться в зависимости от компетенции. Некоторые специалисты, получив опыт, уходят на менее нервную и напряженную работу в частные организации по экспертизе.

Продолжение обучения по специальности

Направление «Судебная экспертиза» не предусматривает дальнейшее специальное обучение. После окончания специалитета выпускники могут подать документы для дальнейшего овладения особенностями юриспруденции либо другого юридическо-правового направления в магистратуре.

Профессия судебный эксперт

Судебный эксперт занимается проведением исследований и выдачей заключений по вопросам, которые поставлены перед ним судом, следователем или органом дознания. Цель таких исследований — установление обстоятельств, требующих доказательств по делу, рассматриваемому в суде.

Всего выделяют 12 классов судебных экспертиз:

  1. Криминалистические (сюда входит баллистическая экспертиза, автороведческая, почерковедческая, взрывотехническая, экспертиза холодного оружия и другие смежные исследования).
  2. Судебно-медицинские, психиатрические и психофизиологические.
  3. Инженерно-технические.
  4. Инженерно-технологические.
  5. Инженерно-транспортные.
  6. Экономические.
  7. Биологические.
  8. Почвоведческие.
  9. Экологические.
  10. Сельскохозяйственные.
  11. Искусствоведческие.
  12. Экспертиза пищевых продуктов.

Работа и заключения судебного эксперта очень важны для вынесения судом справедливого решения по рассматриваемому вопросу.

Должность судебного эксперта востребована в органах МВД (экспертно-криминалистические управления и центры), прокуратуре, судах, страховых компаниях, налоговой полиции, патентных ведомствах, на таможне, в фирмах, занимающихся охраной авторских прав, комитетах по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и т.п..

Также судебный эксперт может работать как частное лицо (независимый эксперт). Аттестация специалиста при этом обязательна, как и в случае работы в государственных органах.

История профессии

Профессия судебного эксперта берет свое начало в 5-6 веке нашей эры, когда во времена правления византийского императора Юстиниана в судах начали проводить исследования почерка. В России сравнение рукописей в судебных целях проводится с XV века. Сначала эта работа поручалась преподавателям или секретарям присутственных мест, позже ею стали заниматься графологи. Медики к судебной экспертизе начали привлекаться с 1716 года после принятия Петром I Воинского устава. А спустя некоторое время в судебных расследованиях начали принимать участие и другие специалисты, знания которых могли бы помочь расследованию и принятию решения по делу, рассматриваемому в суде.

Обязанности судебного эксперта

Главные должностные обязанности судебного эксперта:

  • Поиск и изучение доказательств по рассматриваемому в суде делу в рамках своей специализации.
  • Предварительное исследование следов и объектов в процессе оперативно-розыскных мероприятий или осмотра мест происшествий.
  • Фиксация доказательств на месте происшествия путем фото- и видеосъемки.
  • Составление и оформление заключения эксперта и справки о предварительном исследовании.
  • Консультирование сотрудников правоохранительных органов по вопросам проведения судебных экспертиз.

Требования к судебному эксперту

Главные требования к судебному эксперту:

  • Высшее профильное образование.
  • Опыт ведения судебных экспертиз по своей специализации.
  • Опыт составления документации, сопровождающей судебную экспертизу.

Также судебному эксперту для эффективного выполнения своих обязанностей может понадобиться знание ПК и иностранного (чаще английского) языка.

Смотрите еще:  Ип нулевая отчетность 2019

Образец резюме судебного эксперта

Как стать судебным экспертом

Стать судебным экспертом может человек с высшим образованием по направлению «судебная экспертиза». Кроме ВУЗов существуют ещё и школы судебных экспертиз, созданные для повышения квалификации специалистов с профильным образованием.

Хороший эксперт обязан отлично разбираться в своей специализации (медицине, технике, искусстве или еще в чем-то) и быть хорошим юристом. Поэтому акцент в обучении стоит делать именно на эти два направления.

Зарплата судебного эксперта

Заработная плата судебного эксперта варьируется от 32 до 70 тысяч рублей в месяц. Размер оклада может зависеть от специализации судебного эксперта и ценности его опыта и знаний. Средняя зарплата судебного эксперта составляет 50 тысяч рублей в месяц.

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

Межрегиональная академия дополнительного профессионального образования (МАДПО) обучает по специализации «Судебно-медицинская экспертиза» и выдаёт диплом и сертификат.

Медицинский университет инноваций и развития приглашает вас пройти дистанционные курсы переподготовки или повышения квалификации по направлению «Судебный эксперт» с получением диплома или сертификата государственного образца. Обучение длится от 16 до 2700 часов, в зависимости от программы и вашего уровня подготовки.

Специальность «Судебная экспертиза»: прошлое, настоящее и будущее

Специальность «Судебная экспертиза»: прошлое, настоящее и будущее

Экспертов-криминалистов с высшим образованием для экспертных подразделений органов внутренних дел в специализированных образовательных учреждениях Министерства внутренних дел в нашей стране начали готовить свыше 30 лет назад в рамках специальности «Юриспруденция» с экспертно- криминалистической специализацией. Идея введения самостоятельной образовательной специальности для подготовки экспертов-криминалистов обсуждалась давно: существовавшая ранее система подготовки экспертов- криминалистов, связанная с получением юридического образования, характерна только для России; во всех развитых странах судебных экспертов, в том числе экспертов-криминалистов, в образовательных учреждениях готовят на базе естественнонаучного образования, доля же юридических дисциплин не велика. Существенное повышение качества подготовки экспертов-криминалистов в рамках юридического образования было невозможно.

Инициатором создания самостоятельной экспертной специальности стал Учебно-методический центр Министерства внутренних дел под руководством Юрия Сергеевича Морозова. Впервые необходимость создания такой специальности документально была зафиксирована в декабре 1992 г. в Ленинграде на заседании секции «Криминалистика» Учебно-методического центра МВД под руководством профессора Александра Георгиевича Филиппова. Было предложено открыть образовательную специальность «Криминалистическая экспертиза» с квалификацией «эксперт-криминалист».

Когда УМЦ с этой инициативой обратился в Министерство образования страны, там эту идею в целом поддержали, но подкорректировали, предложив не увязывать жестко специальность с образовательными учреждениями МВД, для чего назвать ее «Судебная экспертиза» с квалификацией «эксперт- криминалист». Эта идея обсуждалась многократно и в различных инстанциях, но можно выделить два наиболее значимых обсуждения, состоявшихся в 1993 г. Первое проходило на расширенном заседании в Саратовской высшей школе МВД России, руководимой в то время Федором Андреевичем Григорьевым, с приглашением руководителей экспертной службы МВД России — действующих и бывших (Игоря Петровича Карлина, Сергея Сергеевича Панкратова, Виктора Алексеевича Снеткова, Петра Тихоновича Скорченко) и многих известных ученых-криминалистов, таких как Рафаил Самуилович Белкин, Виталий Степанович Митричев, Николай Павлович Яблоков, Александр Георгиевич Филиппов, Виталий Васильевич Борисов, Владимир Васильевич Степанов, Александр Сергеевич Подшибякин, Татьяна Витальевна Аверьянова и др. Мнение подавляющего большинства выступивших ученых было единым: отрывать подготовку экспертов-криминалистов от специальности «Юриспруденция» нельзя. Только двое маститых криминалистов — профессор Р.С. Белкин и профессор B.C. Митричев безоговорочно поддержали идею введения самостоятельной учебной специальности «Судебная экспертиза» и предсказали ее успешное будущее.

Второе обсуждение проходило на заседании Методического совета Экспертно-криминалистического центра МВД России под руководством Игоря Петровича Карлина. Вопрос об открытии экспертной специальности докладывал Виктор Яковлевич Семенов. Членам Методического совета были представлены альтернативные проекты стандартов по новой специальности: первый, предусматривающий предоставление выпускникам диплома о высшем юридическом образовании, был разработан Александром Георгиевичем Егоровым, в то время заместителем начальника СВШ МВД России по учебной работе. Второй же, определяющий создание самостоятельной экспертной специальности, был разработан сотрудниками кафедры криминалистической техники СВШ МВД России Евстигнеевым Борисом Андреевичем, Натурой Александром Ивановичем и Хрусталевым Виталием Николаевичем.

Впоследствии экспертизу данных проектов провел профессор Митричев Виталий Степанович, который в своем развернутом заключении представил собственное видение организации подготовки экспертов-криминалистов в образовательных учреждениях в рамках самостоятельной экспертной специальности. На указанном заседании Методического совета ЭКЦ ученые-криминалисты Снетков Виктор Алексеевич и Статкус Владимир Францевич также отстаивали необходимость сохранения подготовки экспертов в рамках специальности «Юриспруденция».

Только руководители экспертных подразделений Министерства внутренних дел и на данном заседании Методического совета, и на совещании руководителей экспертной службы страны, проходившем на базе СВШ МВД России (когда была предпринята безуспешная попытка получить у руководителей отрицательный отзыв о новой учебной специальности), решительно поддержали самостоятельную экспертную специальность и отказ от высшего юридического образования будущих экспертов. Поэтому можно уверенно утверждать, что новая экспертная специальность появилась именно в соответствии с потребностями экспертной практики.

Вопрос об открытии самостоятельной специальности перешел в практическую плоскость лишь после того, как Минобразования России ужесточило требования к качеству подготовки юристов высшей квалификации с соблюдением требований государственного стандарта по специальности «Юриспруденция» в образовательных учреждениях МВД России и потребовало значительно увеличить объем учебного времени, отводимого на изучение общеюридических дисциплин. С учетом того, что в образовательных учреждениях МВД России в дополнение к этому немалая часть учебного времени отводится на изучение дисциплин, формирующих будущего офицера милиции, на собственно экспертно- криминалистическую подготовку времени оставалось слишком мало. Поэтому при сохранении подготовки экспертов-криминалистов в рамках специальности «Юриспруденция» обеспечить специальную экспертную подготовку хотя бы на прежнем уровне уже было невозможно.

Поэтому закономерным было введение в 1994 г. приказом Госкомвуза России от 05.03.94 № 180 образовательной специальности 022400 «Судебная экспертиза», в рамках которой и надлежало впредь готовить экспертов-криминалистов.

10 марта 1995 г. приказом МВД России № 92 был создан Межвузовский учебно-методический совет (МУМС) по данной специальности, базовым вузом по которой в соответствии с тем же приказом была определена Саратовская высшая школа (теперь Саратовский юридический институт) МВД России.

18-19 апреля 1995 г. в СВШ МВД России было проведено первое заседание МУМС под председательством Ф.А. Григорьева, на котором была создана рабочая группа по разработке проекта Государственного образовательного стандарта по специальности «Судебная экспертиза».

Непосредственно после подписания этого приказа рабочей группой под руководством заслуженного деятеля науки Российской Федерации, д.ю.н., профессора Р.С. Белкина (в нее вошли Т.В. Аверьянова, В.Я. Семенов, В.В. Серегин, Е.А. Комкова, Б.А. Евстигнеев, Б.Н. Морозов и В.Н. Хрусталев) был подготовлен проект образовательного стандарта по этой специальности, предусматривающий подготовку экспертов-криминалистов за 4 года и предоставление выпускникам диплома о высшем профессиональном образовании по указанной специальности, диплома о среднем юридическом образовании по специальности «Правоохранительная деятельность» и свидетельства на право производства семи традиционных криминалистических экспертиз. В проекте стандарта по сравнению с ранее действовавшим стандартом увеличивалась доля учебного времени, выделяемая на изучение специальных экспертно-криминалистических дисциплин, изучение же юридических дисциплин сокращалось.

Когда стало очевидным, что проект стандарта предусматривает отказ от высшего юридического образования, вокруг новой специальности два года велись жаркие споры. 21 марта 1996 г. был утвержден ГОС ВПО первого поколения по специальности 022400 Судебная экспертиза. И только в 1997 г. СВШ и ВЮИ МВД России произвели первые наборы слушателей по этой специальности.

Так появилась специальность «Судебная экспертиза». За это мы должны быть благодарны всем многочисленным ученым, практикам и чиновникам, принимавшим участие в разработке проектов ГОС ВПО по специальности и их обсуждении независимо от того, сторонниками или противниками ее введения они были. Принятый стандарт, безусловно, является компромиссным: в нем в определенной мере реализована идея оптимального соотношения у будущих экспертов-криминалистов юридических и естественнонаучных знаний. Мы ушли от крайностей, которые имеют место в западной модели подготовки экспертов.

К оптимальному соотношению мы только приблизились, так как определенный избыток юридических знаний, диктуемый необходимостью предоставления выпускникам второго диплома о среднем юридическом образовании, налицо как в стандарте 1-го поколения (специальность 022400), так и в стандарте 2-го поколения (специальность 350600). Гораздо ближе к оптимальному соотношению юридических и естественнонаучных знаний мы подошли в разработанных позднее проектах ГОС ВПО по направлению «Судебная экспертиза» и квалификациям «бакалавр (магистр) судебной (криминалистической) экспертизы». Данные проекты стандартов предусматривают отказ от ряда правовых дисциплин (конституционное, административное, экологическое, трудовое право, гражданское право и гражданский процесс) и замену их учебной дисциплиной «Правоведение» в соответствии с ГОС ВПО для неюридических специальностей, разработанным Минобразования России.

Сейчас новая специальность «на подъеме». В состав Учебно-методического объединения (УМО) по специальности 350600 Судебная экспертиза, сменившего МУМС, входят 10 образовательных учреждений. И этим мы обязаны многим замечательным людям: В.Я. Семенову, С.С. Жевлаковичу, В.А. Ярмаку, В.В. Серегину, И.Е. Мишакову, Н.П. Майлис, А.Ф. Волынскому, Т.В. Аверьяновой, А.С. Подшибякину, Е.Р. Российской, А.А. Свистунову. Особо следует отметить существенную роль начальника СЮИ МВД России и председателя совета УМО В.Н. Синюкова в развитии новой специальности. С 1999 г. он является идеологом и основной движущей силой Учебно-методического объединения.

Смотрите еще:  Образец приказа об утверждении штатного расписания в новой редакции

Какие же задачи должны быть решены для дальнейшего успешного существования специальности? Прежде всего необходимо разрешить ряд накопившихся проблем и определить приоритетные направления развития специальности.

Основная проблема подготовки экспертов-криминалистов в рамках данной специальности связана с трудностями комплектования образовательных учреждений переменным составом: число абитуриентов, прибывающих в вузы для сдачи вступительных экзаменов, практически равно числу учебных мест (несмотря на требования приказов МВД России, предписывающих направлять на одно место не менее двух абитуриентов).

Причина низкого конкурса при поступлении в вуз на специальность «Судебная экспертиза» кроется не в отказе от предоставления выпускникам высшего юридического образования, а в порочной системе формирования личных дел абитуриентов, сложившейся в кадровых аппаратах комплектующих органов. Именно на этой стадии отметаются почти все абитуриенты с тем, чтобы число прибывающих для сдачи экзаменов в вузы было бы практически равно числу мест обучаемых, выделяемых по разнарядке МВД России для соответствующего региона. Это практически гарантирует поступление именно тем абитуриентам, чей рейтинг в глазах сотрудников кадровых аппаратов наиболее высок.

Чтобы сломать сложившуюся порочную систему и достичь желаемой цели — создать при приеме реальный конкурс (хотя бы 2-3 человека на место), необходимы скоординированные совместные действия образовательных учреждений, ЭКЦ МВД России (как главного заказчика), ДКО МВД России, руководителей экспертно-криминалистических подразделений и кадровых аппаратов на местах. Более радикальный путь — это лишение кадровых аппаратов комплектующих органов возможности отсеивать абитуриентов по надуманным предлогам и тем самым обеспечение возможности самим образовательным учреждениям проводить профессиональный отбор.

Следует также решить принципиальный вопрос об обеспечении возможности индивидуального подхода к оценке качества профессиональной подготовки слушателей по окончании ими учебного заведения. Выпускник образовательного учреждения, специализирующегося на подготовке экспертов- криминалистов, не должен получать право самостоятельного производства экспертиз по тем ее родам (видам), по которым он слабо подготовлен, независимо от причины слабой подготовленности. Вопрос о предоставлении выпускникам права самостоятельного производства экспертизы должен решаться только в индивидуальном порядке на основании глубокого и объективного анализа их успеваемости по соответствующему курсу специализации, результатов выполненных им контрольных экспертиз и прохождения практики в ЭКП ОВД. По нашему мнению, должно быть утверждено положение, регламентирующее порядок предоставления выпускникам вузов права самостоятельного производства экспертиз. Такое право должно гарантировать хорошее знание теоретических основ соответствующего рода (вида) экспертизы, практические навыки применения соответствующих методов исследования, уверенное владение методиками, используемыми при решении конкретных экспертных задач. Это минимальный уровень, достижение которого позволит эксперту производить несложные экспертизы, не допуская экспертных ошибок.

Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (ФЗ ГСЭД) диктует необходимость пересмотра не только системы предоставления выпускникам вузов права производства экспертиз, но и перечня родов (видов) экспертиз, по которым такое право предоставляется. Закономерен вопрос: «Целесообразно ли слушателей специализированных образовательных учреждений экспертно-криминалистического профиля обучать криминалистической портретной экспертизе с предоставлением права ее производства?» За год во всех ЭКП ОВД нашей страны выполняется около 50 таких экспертиз. Это значит, что в соответствии с ФЗ ГСЭД абсолютное большинство выпускников вузов через 5 лет лишится права самостоятельного производства портретных экспертиз, так и не успев выполнить ни одной.

Необходимо также оценить целесообразность в дальнейшем обучения слушателей (студентов) вузов до уровня получения права самостоятельного производства всех из оставшихся шести традиционных криминалистических экспертиз. Ведь одним из принципов деятельности судебно-экспертных учреждений (СЭУ) независимо от их ведомственной подчиненности является специализация сотрудников по объектам и методам исследования. Это один из основополагающих принципов, поскольку только глубокая специализация может обеспечить высокое качество производства экспертиз. Экономически совершенно не целесообразно сохранять существующую в вузах систему предоставления выпускникам права производства всех традиционных криминалистических экспертиз (подразделение слушателей на две примерно равных половины, одну из которых предполагается направить в низовое звено, а значит готовить к предоставлению права производства шести традиционных криминалистических экспертиз, другую, предположительно направляемую в среднее звено ЭКП, готовить с учетом специализации).

В соответствии с требованиями Минобразования России государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по каждой из специальностей должны обновляться каждые пять лет. Это значит, что ГОС ВПО второго поколения по специальности 350600 Судебная экспертиза в обозримом будущем должен сменить соответствующий стандарт третьего поколения. При его разработке представляется оправданным введение в специализированных вузах трех специализаций: первой — по трасологической и дактилоскопической экспертизам; второй — по баллистической экспертизе и экспертизе холодного и метательного оружия; и третьей — по почерковедческой экспертизе и технико-криминалистической экспертизе документов. Остальные традиционные криминалистические экспертизы слушателям соответствующей специализации могут преподаваться на уровне научных основ с тем, чтобы при необходимости, попав на работу в конкретное СЭУ, выпускник смог бы в достаточно короткое время самостоятельно освоить методики их производства непосредственно по месту работы или используя возможности факультетов повышения квалификации образовательных учреждений. Большинству же выпускников этого не потребуется.

Как использовать высвободившееся при такой реорганизации очень значительное учебное время? Разумеется, нельзя идти по экстенсивному пути, распределяя его между оставшимися учебными дисциплинами. С нашей точки зрения, его можно потратить для достижения трех целей. Первая — это введение спецкурсов, естественно дополняющих учебные дисциплины, соответствующие научным основам и методикам конкретных криминалистических экспертиз. Так, например, становлению квалифицированного эксперта, специализирующегося на производстве баллистических экспертиз и экспертиз холодного и метательного оружия, могут послужить такие последовательно читаемые спецкурсы, как «История ручного оружия», «Динамика удара и разрушения», «Основы новых видов оружия и средств воздействия». Такие спецкурсы в СЮИ МВД России на кафедре криминалистического оружие- ведения уже разрабатываются.

Вторая цель — это подготовка выпускников к производству несложных криминалистических материаловедческих исследований (на уровне экспертных методик), наиболее часто требуемых при производстве комплексных экспертиз совместно с некоторыми традиционными криминалистическими экспертизами. Это, как уже отмечалось, криминалистическая экспертиза материалов документов — составная часть комплексной технико-криминалистической экспертизы документов, и криминалистическая экспертиза восстановления измененных и уничтоженных рельефных изображений, которых в ЭКП МВД России год от года производится все больше, а значит, потребность в соответствующих специалистах возрастает. СЮИ МВД России вплотную подошел к практической реализации данного предложения.

И третья цель — дальнейшее углубление естественнонаучной подготовки слушателей (студентов), без которой достижение первых двух более чем проблематично. Здесь можно идти по пути, реализованному в проекте стандарта по подготовке бакалавра судебной (криминалистической) экспертизы в рамках учебного направления «Судебная экспертиза», т.е. ввести отдельное преподавание физики и химии.

Еще одна проблема повышения качества подготовки экспертов связана с недостаточной квалификацией преподавателей, ведущих занятия по экспертным дисциплинам, их слабая связь с экспертной практикой и вследствие этого отсутствие у них необходимого практического опыта. Данные преподаватели должны быть действующими экспертами, систематически выполняющими небольшое количество реальных экспертиз соответствующего рода (не менее 5-10 в год) и на общих основаниях подтверждающими свою квалификацию в соответствии с ФЗ ГСЭД.

Наконец, уместен вопрос о том, как дальше развивать специальность. Министерство образования и науки Российской Федерации 21.07.2004 г. утвердило уточненный проект ГОС ВПО по специальности 350600 Судебная экспертиза, одобренный Советом УМО. Назвать уже действующий стандарт «уточненным» можно лишь с большой натяжкой, поскольку это, по сути, новый стандарт с совершенно иной идеологией. И вот почему. Данный стандарт предусматривает подготовку специалистов по четырем специализациям, соответствующим традиционным криминалистическим экспертизам; экспертизам веществ, материалов и изделий; инженерно-техническим экспертизам (автотехнической, пожарно-технической и взрывотехнической) и судебно- экономическим экспертизам. Объединение в одном стандарте первых трех специализаций сомнения не вызывает, поскольку соответствующих им специалистов объединяет необходимость систематического исследования материальной обстановки мест происшествий, зачастую одних и тех же. Именно это позволило сформировать достаточно полноценный блок общепрофессиональных дисциплин стандарта, из которого необоснованно была выведена дисциплина «Основы оперативно-розыскной деятельности», изучаемая даже в рамках специальности «Юриспруденция». С введением же в стандарт четвертой — судебно- экономической специализации целый ряд дисциплин, связанных с анализом обстановки места происшествия, стал не нужен.

Судебные эксперты используют специальные знания из определенной области науки, техники, искусства и ремесла. Но это не значит, что нужно стремиться к всеохватности специальности «Судебная экспертиза». Если и дальше расширять соответствующее ей образовательное пространство подобным образом, то скоро в блоке общепрофессиональных дисциплин стандарта по экспертной специальности из экспертных дисциплин останется только «Теория судебной экспертизы». А это уже нельзя будет назвать полноценным стандартом по конкретной специальности, которая будет размыта и контроль за которой со стороны УМО будет утрачен.

Смотрите еще:  Военная летная пенсия решения суда

Еще одно соображение, касающееся вступившего в силу стандарта. В нем в связи с переходом от одной (экспертно-криминалистической) специализации к нескольким было изменено название ряда учебных дисциплин.

Так, в частности, дисциплина «Криминалистическая фотография» стала «Судебной фотографией», была предпринята попытка изменить название «Криминалистическое исследование веществ, материалов и изделий» на «Судебное исследование веществ, материалов и изделий». С нашей точки зрения, это неразумно, поскольку в криминалистической технике — разделе науки криминалистики — есть давно сложившиеся, соответствующие ранее использовавшимся названиям отрасли: «Криминалистическая фотография и видеозапись», «Криминалистическое исследование веществ, материалов и изделий» и пр. То, что в рамках специальности «Судебная экспертиза» ведется подготовка не только экспертов-криминалистов, но и других судебных экспертов, не повод к неоправданному отказу от термина «криминалистический». Сфера применения криминалистических знаний чрезвычайно широка: они используются при расследовании не только уголовных, но и гражданских, административных и иных правонарушений, да и не только в деятельности следователя, оперативного сотрудника и эксперта-криминалиста, но и в работе судей, адвокатов, судебных экспертов других специальностей.

Таким образом, только взвешенный подход к определению стратегии развития специальности «Судебная экспертиза» обеспечит ее жизнеспособность на многие десятилетия вперед.

Автор: В. Н. Хрусталев — начальник факультета Саратовского юридического института МВД России, доктор юридических наук, доцент.

Один день будущего судебного эксперта.

Привет! Меня зовут Катя. Мне 20 лет (чуть не написала 19, всё еще не привыкла к новой цифре, хотя др был больше двух месяцев назад). И я не фотограф. И даже не дизайнер. И не геймер. Живу и учусь в Волгограде. Учусь на 4м курсе на специальности «Судебная экспертиза» (физический факультет). Будущий судебный эксперт (не путать с судебно-медицинским экспертом).
Хочу показать вам один свой обычный день- 25 декабря 2012 года.
Самое сложное, пожалуй, было собраться в кучку и с утра начать фотографировать, я несколько раз порывалась, но было жутко лень. Но в один прекрасный день я это сделала!)

8.15. Встала позже первоначально заведенного будильника. Я всегда так делаю. Могу переводить его хоть 2 часа. Но сегодня нельзя. У меня зачет по полимерам (экспертиза полимеров, парфюмерно-косметических средств и строительных материалов, но сокращать удобнее).

Первым делом я включаю гирлянду на елке. Чтоб веселее было собираться.)

На улице еще темно. Но вот эта стена обычно первое, что я вижу, когда просыпаюсь. Правда, обычно всё более расплавчатое (до тех пор, пока не надену очки). Квартира съемная, живу с подругой. Так что мы её уютизировали как могли)

Наконец я собираюсь с силами встать с кровати и пойти в ванную. Сделать все свои важные дела 🙂 в том числе и помыть голову.
Вот так я выгляжу с утра. И в таком виде меня видят только те, кто у меня ночует)

Но время то, время.

Мои верные друзья. Утюжки для волос, без которых я на улицу не показываюсь (разве что в головном уборе. Мои волосы не хотят быть прямыми, они хотят «давайте танцевать!»)

И линзы. Мои не менее верные друзья. Особенно зимой, когда очки имеют неприятную особенность запотевать при входе в теплое помещение. Ну а еще они цветные и разного цвета. Многие спрашивают: зачем? Ну нравится мне так. Интересно же.

Но вот, я привела себя в порядок и решила узнать сводку погоды) Хотя какая разница, если на улице ветер, то будет казаться, что там -30. Что, собственно, и было последнюю неделю.

Пейзаж за окном несказанно радует. Снег лежит уже третий(или четвертый) день.

Ну и вот так я выгляжу почти перед выходом. Улыбаться на фото? Не, не слышал) Да и не идет мне это.

Время. Всё, я уже убегаю.

Пришла я рано даже. Кабинет еще не был открыт, но одногруппники стояли. Как только открылась дверь, все сразу ринулись внутрь, занять кошерные места, думаю, всем знакома эта ситуация)

Пока повторяем, пока ждем всех остальных, можно и сфотографироваться)

Время. 8 минут до официального начала зачета. Зачет у нас в форме: билет, 2 вопроса. Пишем, сдаем, потом приходим и отчитываем.

Вопросы попались отличные, всё написала. Со спокойной душой сдала и все пошли в столовую. Уже после нее, проходя мимо окна, заметила, что сегодня необычайно красивые деревья.

Отмутила у одногруппницы куртку (за своей было лень в гардероб идти), но не поленилась сходить на улицу. Одногруппники-покурить, я-пофотографировать.

Ну да) Мне сказали, что лучше не улыбаться. Я и не стала.

Но.. зачет, это не все наши приключения на сегодня. Мы должны доделать лабораторную работу по ЛКП (экспертиза лакокрасочных материалов и покрытий). Атомно-эмиссионный анализ и инфракрасная (ИК) спектроскопия. Слова страшные, лабы не менее страшны. Но мы уже привыкли. Покажу небольшие кусочки всего этого.
Твердые образцы идут на атомно-эмиссионный, жидкие-на ИК.

Пока остальные готовят пробы. Мы. фотографируемся. Бывает и такое)
Одногруппник Илья. Главный улыбун и хохотун группы)

Решил он мне скинуть какую-то очень крутую песню, которая так и не передалась по неведомым причинам)

А тем временем. Наносят на стекло наш жидкий образец. (на этом повествование об ИК спектроскопии закончено, ибо я непосредственно занималась атомно-эмиссионным анализом)

Углеродные стержни. В отверстия насыпается проба и стержень помещается в спектрограф. Затем электрической дугой проба сжигается, излучая свет, который регистрируется и выводится на компьютер в виде спектра, его мы и расшифровываем. (Ну.. это я ооооочень упрощенным языком рассказала).

Не знаю, кто уж из одногруппников написал «Алюминий» с двумя Л)))

Выделяем каждый зеленый пик.

мотрим список элементов, соответствующих данной длине волны. (и так оооооочень много раз)

Потом Выбираеются наиболее частовстречаемые и проверяются по наличию пиков на указанных длинах волн.

И вот в итоге что вышло.

Итак. Мы доделали всё это. Но зачет же так и не сдан. Надо отчитать свой ответ.
Следующее место-хим.лаборатория. Я очень люблю эту лабораторию, там всегда много интересного.

Кто-то готовится отчитываться)

Понимаю, что н у кого не вызовет восторга данный агрегат, но всё равно покажу. Жидкостной хроматограф.Мы пока только на газовом работали.

Но вот. Первый зачет получен. Всё произошло так неожиданно, что я забыла заполнить зачетку.

И вот, я ухожу. Но мне надо было заехать еще за подарками в книжный магазин. Фото с телефона, за мной наблюдала панорамная камера.

И вот я в троллейбусе, наконец-то еду домой.

Забежала в магазин, купить чего-нибудь перекусить, скоро всё равно уезжать в свой родной город, так что особо не закупаемся. Пока покупала, задумалась. В итоге я осталась без пакета. Но у меня рюкзак с широкой душой, он принимает всё, что я ему даю.

Настало время ужина. Вот такой скромный ужин. Рис мы едим исключительно палочками, вот такая у нас придурь) Почему-то кажется, что так вкуснее.

Поужинали и можно немного отдохнуть за ноутбуком.

Через полчаса меня сооблазнили на чаепитие.

Потом меня потянуло перечитать комикс, который я читала около года назад. Но я осилила 20 эпизодов и решила, что уже пора отчаливать в страну Морфея.

Завтра в университет к 3м часам. Может быть я встану к 10.

Похожие статьи:

  • У кого повысится пенсия с 1 апреля 2019 года 1 апреля 2019 года в России состоится официальная индексация пенсий: кому и на сколько Будет ли индексация пенсий с 1 апреля 2019 года? Или ничего ждать пенсионерам уже не стоит? […]
  • Адвокат лекарство для собак цена для животных: собак и кошек форма выпуска: капли профилактика и избавление от блох, вшей, власоедов демодекоз отодектоз саркоптоз энтомозы кишечные нематодозы […]
  • Ст 12 фз об осаго консультант Ст 12 фз об осаго консультант Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, […]
  • Льготы ндфл на детей инвалидов Вычет на ребенка-инвалида в 2018 - 2019 годах (нюансы) Вычет на ребенка-инвалида: особенности предоставления в 2018-2019 годах Налоговый вычет на ребенка-инвалида может быть предоставлен […]
  • Федеральный закон байкальской природной территории Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ"Об охране озера Байкал" С изменениями и […]
  • Приставы льговского района курской области Отдел судебных приставов по Дмитриевскому, Хомутовскому и Конышевскому районам Курской области Адрес: 307500, Курская область, г.Дмитриев, ул.Ленина, д.54 Время работы: Вт с 09:00 до […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.