Статьи 1 закона об осаго

Энциклопедия судебной практики. Основные понятия (Ст. 1 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»)

Энциклопедия судебной практики
Основные понятия
(Ст. 1 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»)

1. Транспортное средство

1.1. К транспортным средствам, риск ответственности владельцев которых подлежит обязательному страхованию, относятся прицепы (включая полуприцепы и прицепы-роспуски)

В спорном случае вред причинен двигавшимся транспортным средством, состоящим из автомобиля и прицепа, — автопоездом, ответственность за эксплуатацию которого застрахована и размер вреда от использования которого не превышает страховой суммы.

В пункте 4 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 263 (далее — Правила), указано, что прицеп (полуприцеп и прицеп-роспуск), не оборудованный двигателем и предназначенный для движения в составе с механическим транспортным средством, является транспортным средством.

Чаще всего правила ст. 1079 ГК РФ применяются, когда вред причинен при использовании транспортных средств. Понятие транспортного средства содержится в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» и в Федеральном законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» — это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Судебная практика относит к ним автомобили, мотоциклы, мопеды, троллейбусы, трамваи и иные дорожные транспортные средства (включая прицепы и полуприцепы), электровозы, тепловозы и т.п. Не может быть критерием для отнесения средств транспорта к источникам повышенной опасности признак их регистрации в органах ГАИ, поскольку там не регистрируется механическая сельскохозяйственная и другая техника в сельской местности (тракторы, бульдозеры, комбайны и т.п.), которая должна быть отнесена к источникам повышенной опасности.

Вред, причиненный имуществу потерпевшего вследствие дорожно-транспортного происшествия с участием транспортного средства с прицепом (полуприцепом), может быть признан страховым случаем по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца прицепа (полуприцепа) только в том случае, если вред имуществу потерпевшего был причинен хотя и в процессе совместного следования по дороге с основным транспортным средством, но в связи с самостоятельным воздействием прицепа (полуприцепа) на имущество потерпевшего. В случае же, когда ущерб в дорожно-транспортном происшествии причинен в результате совместной эксплуатации и совместного взаимодействия обоих застрахованных транспортных средств в составе автопоезда, а не в результате самостоятельного, независимо от тягача, движения прицепа, тогда по каждому застрахованному транспортному средству при наступлении страхового случая страховщиком должна быть произведена страховая выплата.

2. Использование транспортного средства

2.1. Все действия, связанные с механическим перемещением транспортного средства в пространстве и иной эксплуатацией транспортного средства, являются использованием транспортного средства

Под использованием транспортного средства следует понимать не только механическое (физическое) перемещение в пространстве, но и все действия, связанные с этим движением и иной эксплуатацией транспортного средства (буксировка, стоянка, парковка, остановка и т.д.).

Применительно к Закону об ОСАГО под использованием транспортного средства понимается его эксплуатация в пределах дорог, а также на прилегающих к дорогам и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях, а также любых других территориях, на которых имеется возможность перемещения (проезда) транспортного средства).

2.2. Остановка и стоянка транспортного средства признаются его использованием

Отклоняя возражения компании об отсутствии оснований для наступления гражданской ответственности, суды правомерно исходили из того, что остановка и стоянка являются составляющей использования транспортного средства, поскольку в соответствии с абзацем 3 статьи 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» под использованием транспортного средства понимается эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении). В свою очередь, в пункте 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, установлено, что дорожное движение — это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, включающая в себя как собственно само движение транспортного средства, так и его остановку, высадку и посадку людей, стоянку, передвижение пешеходов, права и обязанности водителей, пассажиров и пешеходов.

Судами первой и кассационной инстанций сделан обоснованный вывод о том, что стоянка во дворе дома является составляющей использования транспортного средства и заявленный иск удовлетворен исходя из положений Закона и статей 931 и 965 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Поскольку из представленных материалов следует, что остановка автомобиля, повлекшая за собой аварийную ситуацию, произошла на проезжей части, т.е. при осуществлении движения в пределах дороги (дорожного движения), то ссылка на то, что возникшее дорожно-транспортное происшествие, повлекшее причинение ущерба, не является страховым случаем по договору ОСАГО, связано с неправильным толкованием норм права самим заявителем.

Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что стоянка является элементом дорожного движения транспортных средств и правомерно на основании статьи 965 ГК РФ удовлетворено заявленное истцом исковое требование.

Остановка и стоянка являются элементом дорожного движения транспортных средств, а имевшее место дорожно-транспортное происшествие, учитывая, что остановка автомобиля, повлекшая за собой аварийную ситуацию, произошла у края проезжей части улицы в связи с выходом из транспортного средства пассажира, то есть при осуществлении эксплуатации автомобиля, — страховым случаем по договору обязательного страхования транспортных средств.

2.3. Самопроизвольное движение автомобиля признается его использованием

Страховым случаем будет являться и причинение ущерба в ДТП в результате самопроизвольного движения автомобиля вследствие (не установления автомобиля на ручной тормоз, его неисправности), поскольку согласно абзацу 11 ст. 1 Закона об ОСАГО страховым случаем по полису обязательного страхования признается наступление гражданской ответственности страхователя, иных лиц, риск ответственности которых застрахован по договору обязательного страхования, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату. В соответствии с абзацем 3 ст. 1 данного Закона под использованием транспортного средства понимается эксплуатация, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении) и на прилегающих территориях.

В то же время гражданская ответственность владельца источника повышенной опасности, к которым относятся все автомобили, наступает не только за вред, причиненный действием таких источников при их целенаправленном использовании во время движения, но и при самопроизвольном проявлении их вредоносных свойств, например в случае причинения вреда, вследствие самопроизвольного движения автомобиля. Такой вывод следует из нормы ст. 1079 ГК РФ, которая не проводит различия между разными режимами использования источников повышенной опасности.

2.4. Использование установленного на транспортном средстве специального оборудования, которое может эксплуатироваться только во время движения транспортного средства, входит в понятие использования транспортного средства

В названной статье Закона об ОСАГО [ст. 1] также установлено, что эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства, однако данное положение неприменимо к данному спорному случаю, так как установленное на автомашине КамАЗ специальное оборудование, предназначенное для разбрасывания по дорожному покрытию песка, может эксплуатироваться только во время движения названного транспортного средства, а значит входит в понятие использование транспортного средства.

2.5. Высадка пассажира является использованием транспортного средства

Остановка и высадка являются элементом дорожного движения транспортных средств.

Из материалов дела видно, что остановка автомобиля OPEL ZAFIRA и высадка водителем пассажира, не принявшего необходимых мер по предотвращению безопасной высадки пассажира, повлекли за собой ситуацию, при которой автомобилю марки CHEVROLET KLAS были причинены механические повреждения.

При таких обстоятельствах выводы судов предшествующих инстанций о том, что возникшее происшествие, повлекшее за собой причинение вреда застрахованному истцом имуществу, является страховым случаем по договору ОСАГО, следует признать правомерным.

Вывод апелляционного суда о том, что механические повреждения автомобилю «Мазда 3» были причинены пассажиром автомобиля ВАЗ 21093 под управлением водителя С. во время его остановки при открытии пассажиром передней двери автомобиля, то есть, что в данном случае имеется вина пассажира при отсутствии вины водителя, противоречит нормам права и установленным судами обеих инстанций обстоятельствам дела, так как автомашина ВАЗ 21093 водителем С. была остановлена с нарушением ПДД и так, что при открывании двери пассажиром, эта дверь могла причинить и причинила ущерб автомобилю «Мазда 3» именно в результате противоправных действий водителя автомобиля при остановке транспортного средства, гражданская ответственность которой была застрахована ответчиком.

Исходя из буквального толкования норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, остановка и стоянка являются элементом дорожного движения транспортных средств, а имевшее место дорожно-транспортное происшествие, учитывая, что остановка автомобиля ВАЗ 21154, повлекшая за собой аварийную ситуацию, произошла у края проезжей части улицы, в связи с выходом из транспортного средства пассажира, то есть при осуществлении эксплуатации автомобиля, — страховым случаем по договору обязательного страхования транспортных средств.

2.6. Эксплуатация установленного на транспортном средстве оборудования, не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, использованием транспортного средства не является

Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства.

2.7. Запуск двигателя для прогрева автомобиля в целях его дальнейшего движения является использованием транспортного средства

Как следует из материалов дела, автомобиль истца был припаркован во дворе дома и находился в неподвижном состоянии без включенного двигателя, водителя либо его пассажиров.

Возгорание автомобиля (данные изъяты) произошло в процессе начавшейся эксплуатации автомобиля при стоянке во дворе дома в связи с заведением двигателя для прогрева автомобиля в целях его дальнейшего движения, то есть в процессе использования транспортного средства.

По смыслу Закона об ОСАГО и ст. 1079 ГК обязательность страхования риска ответственности владельцев транспортных средств их владельцами обусловлена тем, что они являются источником повышенной опасности для окружающих при любом использовании их потребительских, эксплуатационных свойств.

Таким образом, судебная коллегия находит ошибочным вывод суда первой инстанции, что повреждение имущества истца произошло не при использовании транспортного средства (данные изъяты) и что рассматриваемый случай не является страховым в том понимании, которое дается в статьей 1 Закона об ОСАГО.

3. Владелец транспортного средства

3.1. Лицо, управляющее автомобилем без законных оснований, не является владельцем транспортного средства

Лицо, управляющее автомобилем без законных оснований, не является владельцем транспортного средства, поэтому его ответственность не застрахована по договору обязательного страхования.

Если вред потерпевшему (другому участнику ДТП) причинен в результате повреждения его автомобиля по вине лица, управлявшего транспортным средством без законных оснований (например, при угоне автомобиля, использовании его работником мастерской, производившим ремонт, для поездки по городу и т.п.), то у страховщика отсутствует обязанность по выплате страховой суммы по договору обязательного страхования, поскольку в данном случае указанное лицо не является субъектом страховых отношений.

3.2. Установленный в статье 1 ФЗ N 40-ФЗ перечень оснований законного владения транспортным средством не является исчерпывающим

Перечень оснований для владения транспортным средством, содержащийся в Законе (статья 1), не является исчерпывающим.

В Законе (статья 1) приводится перечень оснований владения транспортным средством, и этот перечень не является исчерпывающим.

Перечень оснований для владения транспортным средством не является исчерпывающим.

3.3. Незаконность владения транспортным средством должна доказываться лицом, которое на нее ссылается

При отсутствии в конкретном случае поименованного в Законе основания владения транспортным средством незаконность владения должна доказываться лицом, которое на нее ссылается.

Обязанность доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо, участвующее в деле, частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена на это лицо.

Возражение в отношении страховой выплаты по мотиву непредставления документов, свидетельствующих о правомерности владения причинителем вреда автомобилем, заявило общество «МРСС», поэтому оно и должно доказать обоснованность своего отказа в страховой выплате по названному основанию.

4.1. Передача прав потерпевшего допускается только в части возмещения ущерба, причиненного его имуществу, и только с момента наступления страхового случая

Права потерпевшего (выгодоприобретателя) по договору обязательного страхования могут быть переданы другому лицу только в части возмещения ущерба, причиненного его имуществу при наступлении конкретного страхового случая в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (статья 383 ГК РФ).

Передача прав потерпевшего (выгодоприобретателя) по договору обязательного страхования допускается только с момента наступления страхового случая.

4.2. Передача прав потерпевшего на возмещение вреда жизни, здоровью, прав на компенсацию морального вреда не допускается

Права потерпевшего на возмещение вреда жизни и здоровью, а также право на компенсацию морального вреда и процессуальные права потребителя не могут быть переданы по договору уступки требования (статья 383 ГК РФ).

5.1. Страхователем может быть лицо, не являющееся владельцем транспортного средства

Страхователь, как указано в законе, — это лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования, однако в п. 4 Правил обязательного страхования страхователь — это один из владельцев транспортного средства.

В этой связи правомерно задать вопрос, а может ли быть страхователем лицо, не являющееся владельцем транспортного средства, и будет ли считаться в этом случае застрахованным риск его ответственности?

Смотрите еще:  Возврат билетов на паром

Представляется, что да, поскольку возможна ситуация, когда собственник транспортного средства недееспособный, малолетний, и в его интересах законный представитель страхует ответственность иного лица, допущенного к управлению.

Кроме того, прямого запрета на заключение подобных договоров лицами, не являющимися владельцами транспортных средств, законом не установлено, а в ст. 4 сказано, что обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован в соответствии с настоящим Федеральным законом иным лицом (страхователем).

6. Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

6.1. Условия договора ОСАГО должны соответствовать законодательству, действующему в момент его заключения

Договор обязательного страхования должен соответствовать Закону об ОСАГО и Правилам страхования, действующим в момент его заключения.

6.2. Изменение законодательства не влечет изменения положений уже заключенного договора ОСАГО

Изменение положений Закона об ОСАГО, Правил страхования после заключения договора не влечет изменения положений договора (в частности, о порядке исполнения, сроках действия, существенных условиях) за исключением случаев, когда закон распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (пункты 1 и 2 статьи 422 ГК РФ).

6.3. Заключение договора ОСАГО подтверждается выдачей страхового полиса

Выдача страхового полиса является доказательством, подтверждающим заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности, пока не доказано иное.

6.4. В случае спора об условиях договора страхования следует принимать во внимание содержание заявления страхователя, страхового полиса, а также правила страхования, на основании которых заключен договор

В случае возникновения спора о содержании договора страхования следует принимать во внимание содержание заявления страхователя, страхового полиса, а также правила страхования, на основании которых заключен договор.

6.5. Условия договора, противоречащие ФЗ об ОСАГО или Правилам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных, считаются ничтожными

Исходя из положений пункта 25 статьи 12 Закона об ОСАГО и пункта 2 статьи 426 ГК РФ условия договора обязательного страхования, противоречащие Закону об ОСАГО и/или Правилам страхования, в том числе устанавливающие дополнительные основания для освобождения страховой организации от обязанности произвести страховую выплату, являются ничтожными.

6.6. Замена транспортного средства, изменение срока страхования, замена страхователя после заключения договора не допускаются

После заключения договора обязательного страхования замена транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования, изменение срока страхования, а также замена страхователя не допускаются.

7. Страховой случай

7.1. Страховой случай имеет место в случае наступления гражданской ответственности страхователя

Страховым случаем по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является совокупность юридических фактов (юридический состав), включающая в себя все составляющие, необходимые для утверждения о наступлении страхового случая (события):

а) факт происшествия;

б) факт причинения вреда;

в) факт установления гражданской ответственности страхователя (застрахованного лица);

г) ущерб, возникший в результате действия (бездействия) страхователя, являющийся основанием для предъявления деликтных исков к страхователю.

Так, для выяснения того обстоятельства, имеет ли место страховой случай, необходимо установить, наступила ли гражданская ответственность страхователя, иного лица, риск ответственности которых застрахован, при использовании транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования.

7.2. В основе наступления страхового случая лежит причинение вреда потерпевшему при использовании транспортного средства

В основе наступления страхового случая при страховании ответственности владельца транспортного средства лежит причинение вреда потерпевшему (выгодоприобретателю). Но причинение вреда непременно должно быть связано при этом с использованием транспортного средства.

7.3. В случае причинения вреда собственному имуществу страховой случай отсутствует

Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 929 и 931 Гражданского кодекса РФ, статей 1 и 6 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности», исходили из того, что страховым случаем по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является наступление ответственности страхователя за причинение вреда третьим лицам. Учитывая, что в рассматриваемом деле истцом вред причинен не имуществу третьих лиц, а собственному имуществу, суды пришли к выводу об отсутствии страхового случая.

Суд решением от 15.03.2012 отказал Обществу в удовлетворении первоначального иска и удовлетворил исковые требования Страховой компании. Руководствуясь статьями 413, 929, 931 и 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1 и 6 Закона N 40-ФЗ и пунктом 8.1 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 263 (далее — Правила от 07.05.2003 N 263), суд исходил из того, что страховым случаем по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является наступление ответственности страхователя за причинение вреда третьим лицам. В рассмотренном деле истцом вред причинен не имуществу третьих лиц, а собственному имуществу, поэтому суд пришел к выводам о ненаступлении страхового случая и, как следствие, отсутствии у ответчика обязанности по уплате страхового возмещения и необоснованном получении истцом страхового возмещения.

Суды обеих инстанций установили факт принадлежности на праве собственности обоих автотранспортных средств, участвующих в произошедшем дорожно-транспортном происшествии, одному лицу, на основании чего пришли к выводу о том, что у страховой компании отсутствует обязанность по выплате страхового возмещения, поскольку причинение вреда собственному имуществу страхователя не относится к страховым случаям в соответствии с нормами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

8. Представитель страховщика

8.1. Филиал принимает участие в деятельности всей страховой организации и исполняет обязательства по договорам страхования, заключенным от имени страховщика другими филиалами

Филиал участвует в деятельности всей страховой организации независимо от места заключения договора и выдачи страхового полиса.

В настоящем деле ДТП произошло в Тюменской области селе Вагай. ООО имеет филиал в Тюменской области.

Поэтому предъявление настоящего иска к ООО по месту нахождения его филиала соответствует положениям статьи 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В деятельность филиала страховщика входит не только заключение договоров страхования и исполнение заключенных именно этим филиалом страховщика договоров, но и исполнение им обязательств по договорам страхования, заключенным от имени страховщика другими филиалами, если страховой случай произошел на территории, покрываемой юрисдикцией этого представителя страховщика в субъекте Российской Федерации.

В деятельность филиала страховщика, в данном случае Пермского филиала страхового общества, входит не только заключение договоров страхования и исполнение заключенных именно этим филиалом страховщика договоров, но и исполнение им обязательств по договорам страхования, заключенным от имени страховщика другим его филиалом, если страховой случай произошел на территории, покрываемой юрисдикцией этого филиала страховщика в субъекте Российской Федерации.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Закон об ОСАГО» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на 1 июля 2018 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Закон об ОСАГО» использованы авторские материалы, предоставленные Михайлевской М., Раченковой Ю.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу 08.05.2013) «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • (в ред. от 25.04.2002 — «Собрание законодательства РФ», 06.05.2002, N 18, ст. 1720;
  • «Российская газета», N 80, 07.05.2002;
  • «Финансовая газета», N 22, 30.05.2002, N 25, 20.06.2002)

Статья 1 Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;

использование транспортного средства — эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства;

владелец транспортного средства — собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;

водитель — лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо;

потерпевший — лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства — участник дорожно-транспортного происшествия (за исключением лица, признаваемого потерпевшим в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном);

место жительства (место нахождения) потерпевшего — определенное в соответствии с гражданским законодательством место жительства гражданина или место нахождения юридического лица, признаваемых потерпевшими;

договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор обязательного страхования) — договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным;

страхователь — лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования;

страховщик — страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

страховой случай — наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату;

страховые тарифы — ценовые ставки, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяемые страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования и состоящие из базовых ставок и коэффициентов;

компенсационные выплаты — платежи, которые осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом в случаях, если страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена;

представитель страховщика в субъекте Российской Федерации (далее — представитель страховщика) — обособленное подразделение страховщика (филиал) в субъекте Российской Федерации, выполняющее в предусмотренных гражданским законодательством пределах полномочия страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховых выплатах и их осуществлению, или другой страховщик, выполняющий указанные полномочия за счет заключившего договор обязательного страхования страховщика на основании договора со страховщиком;

прямое возмещение убытков — возмещение вреда имуществу потерпевшего, осуществляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего — владельца транспортного средства.

(в ред. Федерального закона от 01.02.2010 N 3-ФЗ)

О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Внести в Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 18, ст. 1720; 2003, № 26, ст. 2566; 2005, № 30, ст. 3114; 2006, № 48, ст. 4942; 2007, № 49, ст. 6067; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 9, ст. 1045; № 52, ст. 6438; 2010, № 6, ст. 565; № 17, ст. 1988; 2011, № 1, ст. 4; № 7, ст. 901; № 27, ст. 3881; № 29, ст. 4291; № 49, ст. 7040; 2012, № 25, ст. 3268; № 31, ст. 4319, 4320; 2013, № 30, ст. 4084; 2014, № 30, ст. 4224; 2015, № 48, ст. 6715; 2016, № 22, ст. 3094; № 26, ст. 3883; № 27, ст. 4293) следующие изменения:

а) в абзаце восьмом слова «(осуществить страховую выплату)» заменить словами «(осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства)»;

Смотрите еще:  Законная неустойка ставка рефинансирования

б) в абзаце одиннадцатом слова «страховую выплату» заменить словами «страховое возмещение»;

в) в абзаце тринадцатом слова «страховая выплата» заменить словами «страховое возмещение», слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения»;

г) в абзаце четырнадцатом слова «страховых выплатах» заменить словами «страховом возмещении», слова «по осуществлению выплат» заменить словами «по осуществлению страхового возмещения»;

д) в абзаце шестнадцатом слова «на выбранной потерпевшим по согласованию со страховщиком станции технического обслуживания из числа станций технического обслуживания, с которыми страховщиком заключены договоры, устанавливающие обязанность станции технического обслуживания осуществить восстановительный ремонт транспортного средства потерпевшего и обязанность страховщика оплатить такой ремонт в счет страховой выплаты» заменить словами «на определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом станции технического обслуживания»;

е) дополнить абзацем следующего содержания:

«договор на организацию восстановительного ремонта — договор, заключенный между страховщиком и станцией технического обслуживания и устанавливающий в том числе обязанность станции технического обслуживания провести восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства потерпевшего и обязанность страховщика оплатить такой ремонт в счет страхового возмещения в соответствии с настоящим Федеральным законом.»;

2) в пункте 5 статьи 4 слова «страховой выплаты по обязательному страхованию» заменить словами «страховых сумм, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона,»;

3) в пункте 2 статьи 5:

а) в подпункте «г» слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда»;

б) дополнить подпунктом «е» следующего содержания:

«е) требования к организации восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (далее — требования к организации восстановительного ремонта), а также порядок взаимодействия потерпевшего, страховщика и станции технического обслуживания в случае выявления недостатков такого ремонта.»;

а) в абзаце втором пункта 1 слова «страховых и компенсационных выплат» заменить словами «страхового возмещения и компенсационных выплат»;

б) в пункте 5 слова «осуществленных страховых выплатах» заменить словами «осуществленном страховом возмещении», слова «уровне страховых выплат» заменить словами «уровне страхового возмещения»;

а) в подпункте «б» пункта 2 слова «страховых выплат, произведенных» заменить словами «страхового возмещения, осуществленного»;

б) в абзаце третьем пункта 3 слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения»;

6) в пункте 4 статьи 10 слова «страховых выплат» заменить словами «страхового возмещения»;

а) в абзаце втором пункта 2 слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

б) в пункте 3 слова «страховую выплату» заменить словами «страховое возмещение», слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

в) в пункте 5 слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения»;

а) в пункте 4 слова «страховой выплаты, причитающейся» заменить словами «страхового возмещения, причитающегося»;

б) в пункте 5 слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения», слова «страховая выплата» заменить словами «страховое возмещение»;

в абзаце первом слова «получивший страховую выплату» заменить словами «которому осуществлено страховое возмещение»;

в абзаце втором слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 12. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда»;

в абзаце первом слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

в абзаце втором слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

в абзаце третьем слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении», слова «страховых выплат» заменить словами «страхового возмещения»;

в абзаце пятом слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

в абзаце шестом слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

в абзаце первом слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

в абзаце третьем слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

в абзаце первом слова «страховую выплату» заменить словами «страховое возмещение», слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

в абзаце втором слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

в абзаце третьем слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

в абзаце первом слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

в абзаце втором слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

в абзаце четвертом слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

в абзаце пятом слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения»;

в абзаце шестом слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

е) в пункте 12 слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения»;

в абзаце первом слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения»;

в абзаце втором слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения»;

з) в пункте 14 слова «страховая выплата» заменить словами «страховое возмещение»;

абзац первый изложить в следующей редакции:

«15. Страховое возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего (за исключением легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в Российской Федерации), может осуществляться по выбору потерпевшего:»;

в абзаце втором слово «договор» заменить словами «договор на организацию восстановительного ремонта»;

абзац четвертый признать утратившим силу;

к) дополнить пунктами 15.1 — 15.3 следующего содержания:

«15.1. Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется (за исключением случаев, установленных пунктом 16.1 настоящей статьи) в соответствии с пунктом 15.2 настоящей статьи или в соответствии с пунктом 15.3 настоящей статьи путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).

Страховщик после осмотра поврежденного транспортного средства потерпевшего и (или) проведения его независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт на станцию технического обслуживания и осуществляет оплату стоимости проводимого такой станцией восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего в размере, определенном в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, с учетом положений абзаца второго пункта 19 настоящей статьи.

При проведении восстановительного ремонта в соответствии с пунктами 15.2 и 15.3 настоящей статьи не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), если в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства требуется замена комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов). Иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего.

Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, 12 месяцев.

В случае выявления недостатков восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства их устранение осуществляется в порядке, установленном пунктом 15.2 или 15.3 настоящей статьи, если соглашением, заключенным в письменной форме между страховщиком и потерпевшим, не выбран иной способ устранения указанных недостатков.

Претензия потерпевшего к страховщику в отношении результатов проведенного восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства рассматривается с учетом особенностей, установленных статьей 16.1 настоящего Федерального закона.

15.2. Требованиями к организации восстановительного ремонта являются в том числе:

срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (но не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта);

критерии доступности для потерпевшего места проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (при этом по выбору потерпевшего максимальная длина маршрута, проложенного по дорогам общего пользования, от места дорожно-транспортного происшествия или места жительства потерпевшего до станции технического обслуживания не может превышать 50 километров, за исключением случая, если страховщик организовал и (или) оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта и обратно);

требование по сохранению гарантийных обязательств производителя транспортного средства (восстановительный ремонт транспортного средства, с года выпуска которого прошло менее двух лет, должен осуществляться станцией технического обслуживания, являющейся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированными на территории Российской Федерации и осуществляющими сервисное обслуживание таких транспортных средств от своего имени и за свой счет в соответствии с договором, заключенным с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств определенных марок).

Если у страховщика заключен договор на организацию восстановительного ремонта со станцией технического обслуживания, которая соответствует установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик направляет его транспортное средство на эту станцию для проведения восстановительного ремонта такого транспортного средства.

Если ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик с согласия потерпевшего в письменной форме может выдать потерпевшему направление на ремонт на одну из таких станций. В случае отсутствия указанного согласия возмещение вреда, причиненного транспортному средству, осуществляется в форме страховой выплаты.

15.3. При наличии согласия страховщика в письменной форме потерпевший вправе самостоятельно организовать проведение восстановительного ремонта своего поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика на момент подачи потерпевшим заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков отсутствует договор на организацию восстановительного ремонта. В этом случае потерпевший в заявлении о страховом возмещении или прямом возмещении убытков указывает полное наименование выбранной станции технического обслуживания, ее адрес, место нахождения и платежные реквизиты, а страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт и оплачивает проведенный восстановительный ремонт.»;

л) дополнить пунктом 16.1 следующего содержания:

«16.1. Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) в случае:

а) полной гибели транспортного средства;

б) смерти потерпевшего;

в) причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал такую форму страхового возмещения;

г) если потерпевший является инвалидом, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения;

д) если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает установленную подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания;

е) выбора потерпевшим возмещения вреда в форме страховой выплаты в соответствии с абзацем шестым пункта 15.2 настоящей статьи или абзацем вторым пункта 3.1 статьи 15 настоящего Федерального закона;

ж) наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).»;

абзацы первый — третий изложить в следующей редакции:

«17. Если в соответствии с абзацем вторым пункта 15 или пунктами 15.1 — 15.3 настоящей статьи возмещение вреда осуществляется путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, потерпевший указывает это в заявлении о страховом возмещении или прямом возмещении убытков.

Страховщик размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о перечне станций технического обслуживания, с которыми у него заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, с указанием адресов их места нахождения, марок и года выпуска обслуживаемых ими транспортных средств, примерных сроков проведения восстановительного ремонта в зависимости от объема выполняемых работ и загруженности, сведений об их соответствии установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и поддерживает ее в актуальном состоянии. Страховщик обязан предоставлять эту информацию потерпевшему (выгодоприобретателю) для выбора им станции технического обслуживания при обращении к страховщику с заявлением о страховом возмещении или прямом возмещении убытков.

Изменение объема работ по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства, срока и условий проведения восстановительного ремонта должно быть согласовано станцией технического обслуживания со страховщиком и потерпевшим.»;

в абзаце шестом слова «В направлении на ремонт страховщиком» заменить словами «В направлении на ремонт, выдаваемом страховщиком на основании абзаца второго пункта 15 настоящей статьи,»;

дополнить новым абзацем седьмым следующего содержания:

«В случае, если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, подлежащего оплате страховщиком в соответствии с пунктом 15.2 или 15.3 настоящей статьи, превышает установленную подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред и потерпевший в письменной форме выражает согласие на внесение доплаты за проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, страховщик определяет размер доплаты, которую потерпевший должен будет произвести станции технического обслуживания, и указывает его в выдаваемом потерпевшему направлении на ремонт.»;

абзац седьмой считать абзацем восьмым и его после слов «абзаца второго пункта 15» дополнить словами «или пунктов 15.1 — 15.3»;

абзац восьмой считать абзацем девятым;

абзац девятый считать абзацем десятым и признать его утратившим силу;

н) дополнить пунктом 17.1 следующего содержания:

Смотрите еще:  Заявление о переводе денег сбербанк

«17.1. В случае выявления Банком России неоднократного (два и более раза) в течение одного года нарушения страховщиком обязательств по восстановительному ремонту, в том числе обязанностей по его организации и (или) оплате, Банк России вправе принять решение об ограничении осуществления таким страховщиком возмещения причиненного вреда в натуре в соответствии с пунктами 15.1 — 15.3 настоящей статьи на срок до одного года (далее — решение об ограничении). Страховщик, получивший решение об ограничении, в отношении потерпевших, обращающихся с заявлением о страховом возмещении вреда или прямом возмещении убытков после даты принятия решения об ограничении, осуществляет возмещение вреда, причиненного транспортному средству, в форме страховой выплаты, за исключением случая, когда потерпевший, уведомленный страховщиком о принятии в отношении его решения об ограничении, подтверждает свое согласие на возмещение вреда, причиненного его транспортному средству, в натуре. В этом случае страховщик осуществляет организацию и (или) оплату восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства в соответствии с пунктами 15.1 — 15.3 настоящей статьи и направляет копии документа, подтверждающего уведомление потерпевшего о принятии решения об ограничении, и заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков, содержащего указание на возмещение вреда, причиненного транспортному средству, в натуре, в профессиональное объединение страховщиков в течение трех рабочих дней со дня получения такого заявления.

Потерпевшим, которым на дату принятия Банком России решения об ограничении выданы направления на ремонт, страховщик организует и (или) оплачивает проведение восстановительного ремонта поврежденных транспортных средств в соответствии с пунктами 15.1 — 15.3 настоящей статьи.

Порядок принятия решения об ограничении устанавливается Банком России.

Информация о принятии Банком России решения об ограничении размещается на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия Банком России соответствующего решения.»;

о) в абзаце втором пункта 19 слова «(в том числе в случае возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 15 настоящей статьи)» заменить словами «(за исключением случаев возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном пунктами 15.1 — 15.3 настоящей статьи)»;

п) в пункте 20 слова «страховой выплате или ее» заменить словами «страховом возмещении или его»;

абзац первый изложить в следующей редакции:

«21. В течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, а в случае, предусмотренном пунктом 15.3 настоящей статьи, 30 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или после осмотра и (или) независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства выдать потерпевшему направление на ремонт транспортного средства с указанием станции технического обслуживания, на которой будет отремонтировано его транспортное средство и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства, и срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении.»;

в абзаце втором слова «возмещения причиненного вреда в натуре» заменить словами «срока выдачи потерпевшему направления на ремонт транспортного средства», слова «размера страховой выплаты» заменить словами «размера страхового возмещения», дополнить предложением следующего содержания: «При возмещении вреда на основании пунктов 15.1 — 15.3 настоящей статьи в случае нарушения установленного абзацем вторым пункта 15.2 настоящей статьи срока проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства или срока, согласованного страховщиком и потерпевшим и превышающего установленный абзацем вторым пункта 15.2 настоящей статьи срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 0,5 процента от определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом суммы страхового возмещения, но не более суммы такого возмещения.»;

в абзаце третьем слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

в абзаце четвертом слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения», слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

в абзаце пятом слова «страховых выплат» заменить словами «страхового возмещения», слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения»;

в абзаце первом слова «страховые выплаты» заменить словами «страховое возмещение»;

в абзаце втором слова «страховую выплату» заменить словами «страховое возмещение»;

т) в пункте 24 слова «страховых выплат» заменить словами «страхового возмещения»;

у) в пункте 25 слова «произвести страховую выплату» заменить словами «осуществить страховое возмещение», слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении», слово «ее» заменить словом «его»;

10) в статье 12.1:

а) подпункт «д» пункта 3 дополнить предложением следующего содержания: «Данные указанных справочников должны обновляться не реже одного раза в течение шести месяцев, в том числе на основании сведений об оплате страховщиками проведенного восстановительного ремонта поврежденных транспортных средств станциям технического обслуживания в соответствии с настоящим Федеральным законом.»;

б) в пункте 6 слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения»;

а) в абзаце первом пункта 1 слово «выплатившему» заменить словом «осуществившему», слова «произведенной потерпевшему страховой выплаты» заменить словами «осуществленного потерпевшему страхового возмещения»;

б) в пункте 2 слова «произведенной страховой выплаты» заменить словами «осуществленного страхового возмещения»;

12) в статье 14.1:

а) подпункт «б» пункта 1 после слова «двух» дополнить словами «и более»;

б) в абзаце втором пункта 4 слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

в) в пункте 5 слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения»;

г) в пункте 6 слова «введения в отношении такого страховщика в соответствии с законодательством Российской Федерации процедур, применяемых в деле о банкротстве,» заменить словами «принятия арбитражным судом решения о признании такого страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве)»;

д) в пункте 7 слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения»;

е) в пункте 9 слова «введения в отношении такого страховщика в соответствии с законодательством Российской Федерации процедур, применяемых в деле о банкротстве,» заменить словами «принятия арбитражным судом решения о признании такого страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве)», слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

а) дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

«3.1. В заявлении о заключении договора обязательного страхования страхователь вправе указать станцию (станции) технического обслуживания, которая соответствует предусмотренным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и выбрана им из предложенного страховщиком перечня станций технического обслуживания, либо при наличии согласия страховщика в письменной форме иную станцию технического обслуживания, на которой страховщиком, застраховавшим ответственность страхователя, при наступлении страхового случая будет организован и (или) оплачен восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства в рамках прямого возмещения убытков.

При подаче потерпевшим заявления о прямом возмещении убытков в случае отсутствия у страховщика возможности организовать проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на указанной им при заключении договора обязательного страхования станции технического обслуживания потерпевший вправе выбрать возмещение причиненного вреда в форме страховой выплаты или согласиться на проведение восстановительного ремонта на другой предложенной страховщиком станции технического обслуживания, подтвердив свое согласие в письменной форме.»;

б) в абзаце втором пункта 7.1 слова «выплатить за счет собственных средств компенсацию в счет возмещения причиненного потерпевшему вреда в размере, определенном в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона» заменить словами «за счет собственных средств возместить причиненный вред в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для осуществления страхового возмещения», второе предложение исключить;

в) в абзаце первом пункта 10 слова «осуществленных страховых выплатах и о предстоящих страховых выплатах» заменить словами «осуществленном страховом возмещении и о предстоящем страховом возмещении», слова «страховых выплатах» заменить словами «страховом возмещении»;

г) в пункте 10.1 слова «страховых выплат» заменить словами «случаев страхового возмещения»;

д) абзац первый пункта 11 изложить в следующей редакции:

«11. Банком России устанавливаются форма заявления о заключении договора обязательного страхования, форма страхового полиса обязательного страхования, форма документа, содержащего сведения о страховании, форма заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и форма бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии.»;

14) в пункте 1 статьи 16.1:

а) в абзаце первом слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения», слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

б) абзац второй после слов «страховой выплаты» дополнить словами «, несоблюдения станцией технического обслуживания срока передачи потерпевшему отремонтированного транспортного средства, нарушения иных обязательств по проведению восстановительного ремонта транспортного средства»;

в абзаце первом слова «страховая выплата» заменить словами «страховое возмещение», слово «осуществлена» заменить словом «осуществлено»;

подпункт «а» изложить в следующей редакции:

«а) принятия арбитражным судом решения о признании страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);»;

в абзаце первом слова «страховая выплата» заменить словами «страховое возмещение», слово «осуществлена» заменить словом «осуществлено»;

подпункт «а» изложить в следующей редакции:

«а) принятия арбитражным судом решения о признании страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);»;

в) в пункте 2.1 слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения»;

16) в пункте 5 статьи 19 после слов «пункта 15» дополнить словами «и пунктов 15.1 — 15.3», слова «в счет страховой выплаты» исключить;

а) в пункте 2 слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения»;

б) в пункте 3 слова «возмещения в счет страховой выплаты» заменить словами «выплаты в счет страхового возмещения»;

18) в пункте 1 статьи 21 слова «страховых выплатах» заменить словами «страховом возмещении», слова «страховых выплат» заменить словами «страхового возмещения»;

19) в пункте 2 статьи 22 слова «страховых выплат» заменить словами «страхового возмещения»;

20) в пункте 1 статьи 26:

а) в подпункте «а» слова «страховых выплатах» заменить словами «страховом возмещении», слова «указанных страховых выплат» заменить словами «указанного страхового возмещения»;

б) в подпункте «в.1» слова «и в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве страховщика» заменить словами «и в случае принятия арбитражным судом решения о признании страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве)»;

в) в подпункте «м» слова «страховых выплат» заменить словами «страхового возмещения»;

21) в абзаце втором пункта 1 статьи 26.1 слова «средних сумм страховых выплат, определенных» заменить словами «среднего размера страхового возмещения, определенного»;

22) в абзаце втором пункта 6 статьи 30 слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения».

Абзацы сорок первый и пятьдесят первый пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 30, ст. 4224) признать утратившими силу.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования, за исключением подпункта «а» пункта 12 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Подпункт «а» пункта 12 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Положения подпункта «б» пункта 1 статьи 14.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к отношениям, возникшим в результате дорожно-транспортных происшествий, произошедших после дня вступления в силу подпункта «а» пункта 12 статьи 1 настоящего Федерального закона.

4. Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в редакции настоящего Федерального закона) применяется к договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенным после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Похожие статьи:

Перспектива. 2019. Все права защищены.