Современные требования к учебнику права

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Настоящая учебное пособие составлено в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности 050402.65 Юриспруденция (032700). Учебный материал дан с учётом знаний, приобретенных студентами по другим юридическим дисциплинам, и предназначен для будущих учителей права по специальности «Юриспруденция», студентов педагогических и юридических вузов, а также учителей права и обществознания. Цель настоящего учебного курса состоит в теоретическом и практическом освоении особенностей правового воспитания и обучения субъектов общего и профессионального образования.

Оглавление:

Учебник и его дидактическая характеристика. Требования к современному учебнику

Содержание образования на уровне учебного материала раскрывается в учебной литературе, к которой относятся учебники, учебные пособия, хрестоматии, сборники задач и упражнений, атласы. Прежде всего, необходимо различать такие виды учебной литературы, как учебник и учебное пособие.

Учебник – это учебное издание, адресованное учащимся и содержащее систематизированное изложение учебного предмета.

По своему содержанию и структуре учебник полностью соответствует учебной программе того или иного учебного предмета.

Учебное пособие – это учебное издание, содержание которого соответствует программе лишь частично.

В учебном пособии ряд тем и разделов программы может быть не освещен, но могут присутствовать темы и разделы, не предусмотренные программой. Учебное пособие только дополняет учебник или частично (либо полностью) заменяет его, если учебник по данному предмету еще не создан.

Учебник является носителем содержания образования и основным книжным средством обучения в школе.

Структура и функции учебника.

Д.Д. Зуев выделяет следующие структурные компоненты учебника:

1) тексты как главный компонент:

2. Внетекстовые вспомогательные компоненты:

1) организация усвоения (вопросы и задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстрациям и упражнения);

2) собственно иллюстративный материал;

3) аппарат ориентировки (предисловие, примечания, приложения, оглавление, указатели).

Функции школьного учебника

1. Информационная. Учебник обеспечивает учащихся необходимой и достаточной информацией по тому или иному предмету.

2. Систематизирующая. Учебник реализует требование систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета.

3. Трансформационная – связана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащих усвоению. Материал в учебнике педагогически адаптирован в соответствии с дидактическими принципами научности, доступности, учета возрастных особенностей, связи изучаемого материала с жизнью, с практикой. Одним из важнейших направлений адаптации учебного материала является введение проблемности, эмоциональной выразительности.

4. Функция закрепления и самоконтроля. Учебник предоставляет возможности повторного изучения материала, формирования у учащихся прочных знаний может служить фундаментом при их дальнейшем углублении в процессе самообразования.

5. Интегрирующая – учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук.

6. Координирующая – привлечение в процессе работы над учебным материалом разнообразных средств обучения (справочники, задачники, карты, иллюстрации, фильмы, учебные пособия и т.п.).

7. Воспитательно-развивающая функция предполагает духовно-ценностное влияние содержания учебника на учащихся.

8. Обучающая функция: работа с учебником развивает такие умения и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для самообразования.

Современные требования к учебнику.

К учебнику предъявляются требования: дидактические, психологические, эстетические, гигиенические.

Учебник должен обеспечивать полное освоение учащимися учебного материала. Однако текст учебника (в отличие от текста справочника) служит прежде всего цели разъяснения содержания, а не просто информирования. Поэтому учебник должен быть интересным, кратким и доступным, одновременно стабильным и вариативным. Он должен отвечать требованию научности, задачам формирования научного мировоззрения, патриотизма, интернационализма. Он должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем конкретный, оснащенный основными фактологическими сведениями. Школьный учебник должен реализовывать связь обучения с жизнью и практикой, практическое применение знаний в учебной деятельности, взаимосвязь между отдельными учебными предметами. Он должен быть снабжен необходимыми иллюстрациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.

Информация по педагогике:

Культурологические технологии реализации программ образовательно- воспитательной работы в ДОУ
Современное содержание дошкольного образования ориентирует педагогов на осуществление культурологического развития и формирование личности ребенка. Культурологический подход предполагает отношение педагога, направленное не только на усвоение детьми знаний, но и на способы этого усвоения, на образы .

Формы организации по физическому воспитанию детей 3-го года жизни
Формы организации физического воспитания — это воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребенка, основу которой составляет двигательная активность. Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценног .

Использование глобальной сети Интернет в образовании
Современные подходы к использованию компьютерных сетей предполагают реализацию информационного взаимодействия участников образовательного процесса в различных режимах работы Всемирной информационной среды. Интернет-технология обеспечивает современных пользователей всеми ресурсами глобальных телеком .

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Требования к учебникам нового поколения

Столичный учебный центр
г. Москва

Требования к учебникам нового поколения.

Признавая совершенно справедливой мысль о том, что дать окончательную оценку школьного учебника можно, лишь определив его влияние на результат процесса обучения, нельзя игнорировать тот существенный факт, что прежде, чем стать составной частью этого процесса, учебник проходит долгий и сложный путь, на протяжении которого он неоднократно подвергается анализу и оценке (анализ и оценка авторского замысла, концепции будущего учебника, плана проспекта и пробных глав; представленной рукописи; издательский анализ рукописи и т.д.).

Учебник принадлежит к категории специально, с определенной целью созданных средств обучения. И вопрос о том, как, в какой мере это средство выполняет свое назначение в достижении максимальных результатов учебного процесса, является решающим при оценке каждого учебника.

Существенно, что на основе структурного анализа можно создать простые и удобные в употреблении схемы анализа и использовать их в качестве инструмента совершенствования школьных учебников.

Учебник- это целенаправленно организованная система, структурный анализ ее становится необходимым этапом при определении функций учебника в целом и его компонентов, их функциональных связей между собой и взаимодействия с системой обучения.

Учебник — это часть более сложного целого и относительно самостоятельная система, и каждый его элемент выполняет определенные функции.

Перечень свойств, которыми должен обладать учебник:

1. Содержание учебника:

• Соответствие современному состоянию содержания науки;

• Систематизация в предметном, логическом и психологическом плане;

• Согласованность с основными положениями программы обучения;

• Унификация названий, четкость определений;

• Согласованность терминов и названий в учебниках по смежным предметам;

• Разнородность способов подачи информации (слово, рисунок, фотография, информация о том, как добывать последующую информацию).

2 Структура учебника

• Соответствие принятым ранее положениям, например, блочное построение содержания;

• Четкость структуры, повторяемость элементов;

• Реализация в структуре содержания основных принципов методики умственной деятельности: расположение оглавления в начале учебника, использование предметных, именных и других указателей.

3 Методическая разработка содержания

• Соответствие требованиям современной дидактики в области языка (доступность, правильность);

• Соответствие методическим требованиям по данному предмету обучения;

• Разнообразие иллюстрирующих авторские положения примеров;

• Обращение к пройденному материалу и опыту учеников;

• Разнообразие основных заданий;

• Выделение различных уровней трудности содержания;

• Управление мыслительными процессами учеников в процессе решения проблем.

4 Оформление и полиграфическое исполнение:

• Удобство пользования учебником;

• Практичность, эстетичность и информативность обложки;

• Разнообразие иллюстраций (рисунки, фотографии, чертежи, схемы);

• Наличие цветных иллюстраций, выполняющих роль важного источника информации, их соответствие словесному содержанию и приспособление к возрастным возможностям восприятия ученика;

• Краткость и ясность подписей под иллюстрациями;

• Использование соответствующих выделений, например, основных понятий, информационных положений и других элементов;

• Необходимая ширина колонки набора, полей, на которых могут быть выделены основные понятия;

• Стимулирующий чтение объем;

• Четкое выделение фамилии автора учебника.

Общая схема анализа учебника.

1. Внешнее оформление учебника, качество форзацев.

2. Наличие и качество иллюстраций, рисунков в учебнике.

3. Информационная функция

— соответствие содержания учебного материала современным требованиям;

— новизна учебного и художественного материала;

— качество теоретического материала, его познавательное значение.

4. Мотивационная функция:

— наличие материала, способствующего развитию интереса у учащихся;

— соответствие учебного материала возрастным возможностям школьников;

— наличие средств эмоционального воздействия;

— увлекательность формы изложения материала;

— наличие материала, опирающегося на жизненный опыт учащихся.

5. Функция обучения школьника самостоятельной работе с книгой:

— наличие материала или указаний в учебнике, помогающих ученику работать с книгой;

— наличие образцов правильного выполнения заданий;

— наличие заданий, помогающих осуществить самоконтроль знаний и умений.

6. Развивающая функция учебника:

— изложение учебного материала как системы, способствующей развитию разносторонних способностей учащихся;

— наличие в учебном материале, в методическом аппарате проблемных вопросов и заданий;

— наличие материала и заданий, способствующих познавательной активности, самостоятельности учащихся.

7. Функция управления деятельностью учителя:

— последовательность и целесообразность учебного материала;

— наличие внутрипредметных и межпредметных связей;

— отражение специфики учебника в национальной школе;

— научная обоснованность содержания и структуры учебника;

— согласованность с реальными возможностями учебного процесса.

Современные требования к учебнику права

Форма проведения: лекция (4ч.)

Цель: изучить особенности, структуру современных учебно-методических комплексов, назначение отдельных компонентов УМК, возможности их использования в учебном процессе.

Категория слушателей: учителя-предметники, работающие в системе профильного обучения.

План лекции:

  1. Требования к современному учебнику как основному средству обучения
  2. Структура и содержание вариативных УМК
  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2006/2007 учебный год (http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_06/m321.html)
  4. Методические рекомендации по использованию действующих учебников в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования

Ключевые слова: учебник, учебное пособие, обязательный минимум содержания образования, учебный план, учебная программа, учебник, учебно-методическое пособие, справочное издание, хрестоматия, вариативность образования.

Литература:

  1. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: «Современное слово», 2001. 928 с.
  2. Концепция УМК «Перспективная начальная школа» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi?node=10
  3. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2007/2008 учебный год. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_06/m321.html)
  4. Попкова Е. В., Бауман М. Л. Методические рекомендации по составлению учебно-методических комплексов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ozo.nspu.ru/sotrud/umk/normdoc/metodnmo.html
  5. Г.К. Селевко. Технологии учебников и учебно-методических комплексов «Школа 200-2100». Проект Национального Фонда Подготовки Кадров. Региональный информационный центр учебного книгоиздания № 5(9). Май 2003 г. Ежемесячное информационное издание [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
    http://ric.iro.yar.ru:8101/our_development/vestnik/vestnik9/vestnik9.shtml желтый
  6. Цветкова М.С. ЦОР к УМК как средство расширения его образовательных возможностей. «Бином. Лаборатория знаний» (БИНОМ), г. Москва [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ito.edu.ru/2006/Moscow/I/1/I-1-6621.html
  • Требования к современному учебнику как основному средству обучения

Постоянные изменения, происходящие в обществе в целом, и в системе образования в частности, предъявляют к учебнику, как к основному средству обучения, все новые и новые требования.

Поскольку учебник был и остается основным средством обучения в школе, возникла необходимость создания нового поколения школьных учебников.

Каким должен стать школьный учебник нового поколения?

С одной стороны учебник – хранитель знаний, накопленных современной наукой, средство трансляции этих знаний, с другой — комплекс познавательных материалов, заданий, упражнений, стимулирующих учащихся к дальнейшему приобретению знаний, формированию учебно-познавательной компетентности.

Получаемые знания должны стать в будущем для ученика инструментом, который он сможет использовать не только в узкопредметной сфере.

Издательство “Просвещение” считает, что задача современной образовательной системы — не напичкать ученика фундаментальными знаниями (большинство которых никогда не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию. Это особенно важно в условиях, когда идет быстрая смена информации. И традиционные учебники просто не смогут отражать происходящие перемены. Отсюда и новое отношение к роли учебника — как навигатора получения знаний.

Содержание современного учебника определяется следующими принципами:

гуманитаризации – основой содержания образования является человек, ученик, развитие его способностей, умений, ценностных отношений гармонии и культуры мира;

научности — т.е. предлагаемое содержание должно иметь глубокую методологическую основу;

Принцип целостности картины мира предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание учеником разнообразных связей между его объектами и явлениями [2].

культуросообразности – отбору содержания, соответствующего достижениям и требованиям научной и профессиональной, общечеловеческой культуры народов России.

Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предполагает ориентацию содержания образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка [2].

Принцип наглядности определяет школьный учебник как учебник с обилием графического материала (диаграммы, рисунки, картинки, иллюстрации). Это учебник с огромным количеством фактов, примеров, статистики – с тем, чтобы ученик мог, опираясь на этот материал, делать самостоятельный и осмысленный выбор. Это учебник с огромной библиографией, множеством ссылок на существующую литературу, с аннотированным указателем. Это учебник со структурированным текстом, обыгрыванием шрифтов, с удобными для чтения организованными кусками текста.

Современный учебник характеризуется разнообразными заданиями для самопроверки, проблемными вопросам, упражнениями. Учебник написан живым языком с использованием метафор, игрой стилей.

Смотрите еще:  Общие требования безопасности к рабочему месту

Современное образование должно позволить быть разным учебникам – в зависимости от того, какие модели и практики обучения применяются.

Очевидно, что введение профильного обучения и предпрофильной подготовки требует принципиально новых подходов к учебно-методическому обеспечению учебного процесса. Скорее всего, более перспективными при введении профильного обучения окажутся те учебники, которые будут пригодны для работы в нескольких профилях, то есть в классах с разными целями обучения и разным уровнем подготовки учащихся. Работа по таким учебникам может вестись в каждом профиле на своем уровне.

2. Структура и содержание вариативных УМК
В настоящее время в Российском образовании провозглашен принцип вариативности, дающий возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать педагогический процесс по определенной модели.

Вариативность образования – это его способность соответствовать потребностям и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных учащихся [5].

Для обеспечения вариативности образования необходимо многообразие учебно-методических комплексов, способствующих удовлетворению различных образовательных потребностей

Учебно-методический комплект – это новый подход к формированию учебных ресурсов и материалов для школы, сформированный за последние десять лет. Он должен … быть гибким к обновлениям, иметь параметры настройки на различный уровень ресурсного обеспечения школы и индивидуальный выбор ученика, а также быть партнером в решении социокультурных и воспитательных задач образовательного процесса. Его основные качества:

  • Комплексность учебно-методических материалов, направленных на реализацию ступени образовательного стандарта по предметной области: каждый элемент комплекта дополняет содержание и функциональные возможности другого. Все виды учебных и методических материалов должны иметь отражение в комплекте: бумажные издания, электронные приложения мультимедиа объектов на CD, цифровое приложение виде объектов на DVD, сайт-представительство УМК авторским коллективом с Hot-box методической поддержки.
  • Полнота охвата этими материалами ступени образовательного стандарта по предмету и целостность представления. Все дидактические единицы предмета в данной ступени образовательного стандарта имеют обязательное отражение в материалах УМК на различных уровнях реализации: минимальный, расширенный, углубленный для представления содержания предмета и простейший, стандартный и развернутый для практико-инструментального наполнения предмета.
  • Доступность УМК школе любой технической комплектации и для учителя (адаптируемость и навигационная характеристика)[6].

Итак, хороший учебно-методический комплекс должен иметь соответствующую структуру:

  • концептуальный каркас (список понятий, категориальный аппарат, словарь терминов);
  • набор ключевых базовых текстов, из которых и состоит концепт предмета;
  • описание технологий, методов, методик, с помощью которых строится освоение материала;
  • зрительные и эмпирические опоры (иллюстрации, таблицы, примеры, статистика, диаграммы, рисунки), без которых текст трудно называть собственно учебником.

Основные компоненты УМК:

Учебный план — документ, определяющий список учебных дисциплин, изучаемых в учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимое на изучение дисциплины.

Учебная программа — нормативный документ, определяющий цели обучения, содержание обучения и требования к подготовке учащихся.

Структура программы

Учебная программа формируется на основе регионального (национально-регионального) компонента учебного плана и образовательного стандарта высших учебных заведений. Учебная программа должна включать:

  • название курса;
  • пояснительную записку (актуальность учебной программы; количество часов, выделяемых на дисциплину; компетентности (или описание знаний, умений), формируемые у обучающихся);
  • цели и задачи дисциплины (формулировка целей и мотивация изучения дисциплины. Задачи раскрываются через изложение требуемых результатов изучения дисциплины);
  • теоретический и практический разделы дисциплины;
  • содержание программы (перечень тем и их реферативное описание);
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • перечень вопросов для итогового контроля;
  • ре комендуемый список литературы (основной и дополнительной).

Базовые требования к содержанию программ элективных курсов:

Программы элективных курсов разрабатываются, принимаются и реализуются образовательными учреждениями самостоятельно.

Базовыми требованиями к содержанию программ элективных курсов являются следующие:

    • ориентация на современные образовательные технологии;
    • соответствие учебной на грузки учащихся нормативам;
    • соо тветствие принятым правилам оформления программ;
    • наличие пособия, содержащего необходимую информацию;
    • краткосрочность проведения курса (не более 72 часов)

Правила оформления программ:

В структуру программы должны входить следующ ие компоненты:

    • пояснительная записка (цель, задачи обучения, продолжительность обучения, основные принципы отбора и структурирования материала);
    • содержание программы (перечень тем и их реферативное описание);
    • требования к уровню подготовки учащихся;
    • инструментарий оценивания результатов
    • методические рекомендации по реализации программы;
    • список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения курса.

Учебник — книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с учебной программой и предназначенная для целей обучения.

Практикум — учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, соответствующие усвоению пройденного материала.

Методические требования:

Практикум предназначен для выработки умений и навыков применения теоретических знаний с примерами выполнения заданий и анализом наиболее часто встречающихся ошибок. Практикум может включать в себя: лабораторные работы и/или практические занятия;

Учебно-методическое пособие — учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.

Учебные пособия в школе — специально изготовленные и натуральные предметы и материалы, использующиеся в качестве источника знаний. К Учебным пособим, в широком смысле слова, относятся различные учебники, словари, справочники, карты учебные, картины учебные, таблицы учебные, кинофильмы учебные, диафильмы, диапозитивы, звукозаписи, приборы, модели, макеты учебные и др. В качестве т.н. Учебных пособий используются фрукты, овощи, коллекции семян, зоологические препараты, гербарии, предметы, техники и др. Применение учебных пособий в учебном процессе способствует активизации учебно-познавательной деятельности, развитию самостоятельности учащихся. Учебные пособия принято классифицировать на печатные, объемные, экранные и звукотехнические. Учебные пособия должны соответствовать содержанию учебных программ, уровню развития и знаний учащихся, отвечать экономическим и техническим требованиям, а также требованиям гигиены и техники безопасности.

Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Задачник — практикум, содержащий учебные задачи.

Справочное издание — издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения.

Х рестоматия — учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.

Свойства методической системы:

Комплектность как типическое свойство УМК предусматривает прежде всего единство установки формирования таких общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом). Выход за пределы учебника в зону словарей.

Инструментальность — это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний. Это не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации. Это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами.
Кроме того, инструментальность — это еще и требование применения в учебном процессе простейших инструментов для решения конкретных учебных задач. Инструментальность — это и максимальное размещение методического аппарата в корпусе учебника, рассчитанного как на индивидуальное выполнение заданий, так и на парную или групповую работу; дифференциация учебных заданий, сориентированных на разноуровневое развитие школьников. Это единая система специальных выделений учебного материала во всех учебниках.

Интерактивность — новое требование методической системы современного учебного комплекта. Интерактивность понимается как прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. Internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах и возможностей школьников обращаться и к этим современным источникам информации [2].

  1. Методические рекомендации по использованию действующих учебников в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования

В связи с проведением эксперимента по профильному обучению (10-11кл.) Издательство «Просвещение» представляет методические рекомендации по использованию действующих учебников в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.

Методические рекомендации рассмотрены на Федеральном экспертном совете и рекомендованы Министерством образования.

Вы можете открыть необходимые документы выбирая ссылки на этой странице.
Методические рекомендации (в формате Word):

Требования к учебникам и учебным пособиям;

Одними из основных средств обучения являются учебники и учебные пособия.

В учебниках, как правило, содержатся указания по организации учебной работы школьников, фактическое изложение учебного материала в соответствии с темами, материал для тренировочных упражнений, справочная информация, вопросы для самоконтроля (см. тему 1.11).

К учебникам, используемым в общеобразовательной школе, применяются следующие требования:

· соответствие целям воспитания учащихся; направленность на формирование основ диалектического мировоззрения;

· методологическая состоятельность раскрытия основных понятий, фактов, законов, теорий; рассмотрение системы знаний в единстве с методами познания, с применением знаний на практике;

· корректность введения научных понятий, общепринятость терминологии и символики, раскрытие научных положений в соответствии с достижениями современной науки;

· отражение эволюции научных идей, роли прогрессивных деятелей науки, вклад отечественных ученых в развитие науки; ознакомление с успехами и перспективами развития науки и техники;

· соответствие учебной программе, целесообразность структуры учебника; прикладная, политехническая и профориентационная направленность материала учебника;

· доступность и посильность изложения учебного материала для учащихся определенного возраста, соответствие предыдущей подготовке и уровню развития школьников;

· соответствие объема учебного материала нормам учебного времени; логичность и последовательность изложения учебного материала, достаточность приводимых объяснений;

· ясность, точность и лаконичность изложения материала; использование средств выразительности и образности языка для усиления эмоционального воздействия на сознание учащихся;

· согласованность со смежными дисциплинами, использование межпредметных связей;

· выделение основного теоретического и практического учебного материала; наличие обобщений, выводов;

· пригодность учебника для организации самостоятельной работы учащихся, осуществления индивидуализации обучения; направленность на развитие навыков самообразования;

· использование средств мотивации обучения, развития интереса учащихся к предмету и его практическим приложениям;

· направленность учебного материала на формирование научно-теоретического мышления, умений выразить свои суждения в устной и письменной форме; побуждение учащихся к самостоятельным умозаключениям, обобщениям и выводам; развитие воображения учащихся пространственных и временных представлений о мире, явлениях и событиях;

· учет возможностей применения технических средств обучения в процессе преподавания; высокое качество иллюстративного материала; включение в учебник необходимых справочных материалов.

Работа над усвоением учебной информации осуществляется школьниками не только с помощью учебников, но и с помощью учебных пособий: хрестоматий по литературе и истории; задачников по математике, физике, химии; сборников упражнений по родному и иностранному языкам; контурных карт по истории и географии; тетрадей для лабораторных исследований по биологии, химии; словарей, справочников и энциклопедий и т.д. Учебные пособия служат вспомогательным средством для учителей и учащихся при организации учебной работы, как в школе, так и при выполнении домашних учебных заданий.

Современные требования к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла и педагогические условия их реализации Лыков Максим Николаевич

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Лыков Максим Николаевич. Современные требования к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла и педагогические условия их реализации : диссертация . кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Лыков Максим Николаевич; [Место защиты: Ин-т педагогики и психологии профессионального образования РАО].- Казань, 2008.- 224 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/329

Содержание к диссертации

Глава 1. Теоретические основы содержания и структуры вузовского учебника 14

1.1. Вузовский учебник — информационно-методическое средство обучения 14

1.2. Содержание вузовского учебника как интегрированная система знаний и основа учебных умений и навыков 37

1.3. Структура вузовского учебника — отражение его содержания и дидактических функций 62

Глава 2. Педагогические условия реализации современных требований к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла 87

2.1. Сущностная характеристика отбора и структурирования содержания современного учебного материала по предметам гуманитарного цикла 87

2.2. Критерии оценки качества вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла 122

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по проверке педагогических условий реализации современных требований к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла 156

Список использованной литературы 203

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное общество требует профессионалов, способных к продуктивному труду в различных социальных сферах. На достижение этой цели и направлена реформа высшего профессионального образования в России, одна из составляющих которого – гуманитарное образование. Сегодня гуманитарная сфера и гуманитарное образование стали доминирующими в самых различных областях. Это обусловлено спецификой гуманитарного образования, с которым взаимосвязаны патриотическое, нравственное воспитание, формирование человека, духовное возрождение страны, развитие толерантности, преодоление проявлений национальной и религиозной терпимости. Качество образования становится важнейшей категорией государственной политики во всем мире, главным ориентиром международной политики в области образования ЮНЕСКО, ООН, Евросоюза. В Болонском процессе, направленном на создание интеграционной общеевропейской системы высшего образования, проблемы качества высшего образования, стандартов качества и процессов сертификации (аккредитации) на их основе занимают важнейшее место. Создана Европейская сеть организаций контроля качества (ENQA) в сфере высшего образования. В широком смысле качество образования – это гарант национальной безопасности, один из важнейших факторов устойчивого развития общества, конкурентоспособности государства, возрождение смыслообразующей роли образования в жизни каждого человека и всего общества. В узком смысле качество образования может рассматриваться как категория, характеризующая результат образовательного процесса, отражающего уровень формирования общетеоретических знаний, практических умений и навыков, интеллектуального развития и нравственных качеств выпускников. Таким образом, в современных условиях результаты образовательного процесса уже не сводятся лишь к качеству подготовки выпускников, выражаемому соответствием их знаний и умений требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Сюда входят: образованность выпускника, показателями которой являются не только знания и умения, но и ключевые компетенции; востребованность выпускников конкретными предприятиями, обществом в целом; последующий социально-профессиональный, карьерный рост. Эти требования к качеству образования обуславливают новый подход к информационно-методическому обеспечению учебного процесса, основной компонент которого – это учебник.

Смотрите еще:  Адвокат правозащита

Учебник для высшего профессионального образования должен не только соответствовать структуре научного знания и федеральной составляющей дисциплин государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, но и отобранное в качестве учебного знания содержание должно излагаться в последовательности его возникновения. Учебник по дисциплинам гуманитарного цикла должен быть ориентирован не только на систему знаний для формирования у студентов целостной гуманитарной картины мира, но и систему профессиональных и учебных умений.

Анализ специальной литературы показал, что проблемы вузовского учебника составляют предмет многих исследований. Теоретико-методологическим основаниям учебниковедения посвящены работы С.Г. Шаповаленко, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, В.В. Краевского, Д.Д. Зуева, В.Г. Бейлинсона и других. Классификация учебников представлена в публикациях В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур, Н.И. Тупальского и др. Исторические аспекты издания учебной литературы для высшей школы, роль и место вузовской издательской деятельности в системе отечественного книгоиздания освящены в исследованиях Н. И. Тупальского, П. Г. Буги, И. Е. Баренбаума, Т. Е. Давыдовой, А. А. Говорова, Т. Г. Куприяновой, В. Г. Бейлинсона, А. А. Гречихина, Ю. Г. Древса, Е. В. Смирновой, З. Н. Федотовой и др. Cодержание, структура, проектирование вузовских учебников рассмотрены в трудах С. Г. Антоновой, Л. Г. Тюриной, В. Айнштейна, Д.Д. Зуева, В. Г. Бейлинсона, Е. П. Шеметовой, Л. Х. Гиттиса, Г.В. Мухаметзяновой, Н.М. Розенберга. Сущностные характеристики электронных учебников отражены в исследованиях В. Н. Агеева, В. М. Гасова, Н. В. Осетровой, А.Л. Харитонова, С.А. Христочевского и др. В последние годы опубликован ряд исследований С. Г. Антоновой, Л. Г. Тюриной и др. о методах оценки качества вузовского учебника.

Однако анализ научной литературы показал, что недостаточно разработаны научно-педагогические основания подготовки вузовского учебника нового поколения, как информационно-методического средства обеспечения качества высшего профессионального образования. Предмет научных дискуссий составляют место вузовского учебника нового поколения в учебном процессе; теоретические основы содержания и структуры вузовского учебника; педагогические условия реализации современных требований к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла; современные требования к отбору и структурированию содержания учебного материала и критерии оценки качества вузовского учебника по предметам гуманитарного цикла.

Таким образом, актуальность исследования вызвана обострением противоречия между потребностью в вузовском учебнике нового поколения и отсутствием научно обоснованных современных требований к разработке его структуры и содержания.

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы современные требования к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла и педагогические условия их реализации.

Объект исследования: структура и содержание вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла.

Предмет исследования: современные требования к структуре и содержанию вузовского учебника нового поколения по дисциплинам гуманитарного цикла и педагогические условия их реализации (на примере учебников по истории Отечества и политологии).

Актуальность проблемы, предмет исследования обусловили выбор темы: «Современные требования к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла и педагогические условия их реализации».

Цель исследования: разработать современные требования к отбору и структурированию содержания вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла и выявить педагогические условия их реализации.

Гипотеза исследования: современные требования к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла будут адекватны задачам гуманитарного образования, если:

гуманитарное образование основано на общеметодологических принципах историзма, научности, фундаментальности, диалектической включенности российской культуры в систему мировой культуры, поликультурной идентификации и самоактуализации личности;

учебник отражает научно-методологические и теоретические
перемены в изучаемой дисциплине;

структура учебника соответствует логике изучаемой научной
дисциплины, способствует целостному и системному усвоению студентами;

учебник содержит системный аппарат организации усвоения
учебного материала, который направлен на развитие критического мышления, самостоятельности и творчества студентов;

педагогические условия реализации современных требований к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла включают – изложение учебного знания с учётом закономерностей учебно-познавательной деятельности студентов; адекватность содержания учебника и логики его построения заявленному уровню образования; ориентация учебника на формирование целостной гуманитарной картины мира и систему профессиональных и учебных умений.

Цель и гипотеза определили задачи исследования, которые обусловили логику изложения научного материала:

Определить дидактические функции вузовского учебника как информационно-методического средства обучения.

Охарактеризовать вузовский учебник как носитель содержания обучения и разработать его структуру.

Представить сущностную характеристику отбора и структурирования содержания современного учебного материала и определить критерии оценки качества вузовского учебника по предметам гуманитарного цикла.

Выявить и апробировать педагогические условия реализации современных требований к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла.

Теоретико-методологической основу исследования составили:

диалектическая теория познания; общие диалектические принципы взаимосвязи субъекта и объекта, процесса и результата, единичного, особенного и общего; единство преемственности и поступательности (традиций и инноваций); интерпретация целостности (конкретного) как единства многообразия (Д.П. Горский, А.Ф. Зотов, В.В. Ильин, Б.М. Кедров, В.А. Лекторский, Т.И. Хилл, Ф.Энгельс);

системный подход (В.П. Беспалько, А.И. Уемов, Э.Г. Юдин);

теоретические положения о сущности книги как объективного явления социальной действительности и форме ее существования в книгоиздательском деле (А.А. Беловицкая, И.Е. Баренбаум);

полипарадигмальный подход к проблемам учебно-образовательного процесса Г.В. Мухаметзяновой;

концептуальные идеи о структуре и содержании вузовского учебника Н.И. Тупальского, П.Г. Буга, Д.Д. Зуева, В.Г. Бейлинсона, Н.М. Розенберга, И.Я. Лернера, И.К. Журавлева, Н.И. Скаткина.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

теоретические: анализ вузовских учебников по дисциплинам гуманитарного цикла, философской, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, обобщение педагогического опыта использования вузовского учебника в процессе обучения студентов, сравнение, педагогическое моделирование;

эмпирические: наблюдение, анкетирование, эксперимент.

База исследования: Академия социального образования (Казанский социально-юридический институт), Казанский государственный технический университет (Казанский авиационный институт).

Исследование проводилось в течение четырех лет (2004-2008 гг.) в несколько этапов:

Первый этап (2004-2005 гг.) — изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, педагогического опыта, определение темы, цели, объекта, предмета исследования, формулирование гипотезы, конкретизация задач, поиск и обоснование методологической основы исследования, разработка программы опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (2005-2006 гг.) — разработка теоретических основ содержания и структуры вузовского учебника нового поколения; организация и проведение опытно-экспериментальной работы по проверке педагогических условий реализации современных требований к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла.

Третий этап (2006-2008 гг.) — систематизация и обобщение результатов исследования, уточнение теоретических выводов, оформление диссертации, определение перспектив изучения исследуемой проблемы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выявлены и апробированы современные требования к отбору (формирование гуманитарной картины мира; соответствие логике изучаемой научной дисциплины, федеральным государственным стандартами высшего профессионального образования, целям образовательной программы; интеграция фундаментального, междисциплинарного, профессионального и инновационного научно-учебного материала; взаимодействие методологии науки, предметной отрасли знания и методики преподавания; установление интегративных связей между гуманитарным и профессиональным знаниями; системная целостность предметного содержания, учебных и профессиональных умений и навыков; доступность для успешного усвоения студентами) и структурированию содержания учебного материала (единство содержания и аппарата организации усвоения знаний; учёт закономерностей восприятия письменных текстов; систематичность и системность изложения; доступность; интеграция и дифференциация) по дисциплинам гуманитарного цикла;

разработана модель структуры вузовского учебника нового поколения по дисциплинам гуманитарного цикла (произведение (текстовый отдел и иллюстративный материал): вводная часть (введение и предисловие), основная часть, заключительная часть (заключение, послесловие); аппарат организации усвоения (вопросы-задания, примеры, задачи, обобщающие таблицы, выводы); справочно-сопроводительный аппарат (аннотация, выходные сведения, указатели, оглавление;

определены критерии оценки качества вузовского учебника по предметам гуманитарного цикла, включающие качество информационного (соответствие основного текста государственному образовательному стандарту; преемственность содержания учебников; доступность изложения учебного материала; использование разных видов и типов источников в качестве основы познавательной деятельности и теоретического материала), качество дидактического (соблюдение архитектонической структуры учебного текста; многоуровневый и разнообразный методический аппарат; сбалансированное и продуктивное включение в основной текст учебника дополнительных и иллюстративных материалов, пояснительных текстов, справочных и библиографических разделов), качество воспитательно-развивающего (эмоционально-образное изложение учебного материала; формирование гуманитарного сознания студентов) уровня;

выявлены и апробированы педагогические условия реализации современных требований к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла (изложение учебного знания с учётом закономерностей учебно-познавательной деятельности студентов; адекватность содержания учебника и логики его построения заявленному уровню образования; ориентация учебника на формирование целостной гуманитарной картины мира и систему профессиональных и учебных умений).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработаны научно-теоретические и методические основы отбора и структурирования содержания современного вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла, включающие: модель содержания вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла; комплексный подход к определению структуры, как отражению содержания и дидактических функций (информационной, систематизирующей, организационно-процессуальной, научно-исследовательской, интегрирующей, социально-педагогической, функции закрепления и самоконтроля, функции самообразования, координирующей функции) учебника.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны научно-методические рекомендации по подготовке учебника нового поколения по предметам гуманитарного цикла для студентов вузов и его эффективного использования в образовательной практике. Результаты данной работы могут быть использованы при подготовке учебника нового поколения по предметам гуманитарного цикла для студентов вузов; чтении специального курса в педагогических высших и средних специальных учебных заведениях, при повышении квалификации научно-педагогических кадров вузов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены опорой на современные психолого-педагогические концепции; методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; использованием научных методов исследования, адекватных его задачам и логике; опытно-экспериментальной проверкой основных положений выдвигаемой гипотезы.

Апробация и внедрение результатов исследования в профессионально-педагогическую практику проходили на всех этапах исследования. Ход и результаты исследования докладывались и обсуждались на методологических семинарах в Институте педагогики и психологии профессионального образования РАО, Международных, Всероссийских и региональных научно-практических конференциях: «Модернизация высшей школы: обеспечение качества профессионального образования» (Барнаул, 2004), «Образование и воспитание социально-ориентированной личности студента: отечественный и зарубежный опыт» (Казань, 2005 г.), «Реализация воспитательного потенциала гуманитарного образования в условиях вхождения России в Болонский процесс» (Казань, 2005 г.), «Развитие и саморазвитие личности как субъекта образовательной деятельности» (Казань, 2006 г.), «Реализация модели социально-ориентированной личности в процессе воспитательной деятельности» (Казань, 2006 г.). Результаты исследования отражены в 7 публикациях автора.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 222 наименования, в том числе 9 на иностранных языках, 7 таблиц, 3 приложений.

На защиту выносятся:

1. Современные требования к отбору и структурированию содержания учебного материала по дисциплинам гуманитарного цикла.

Педагогические условия реализации современных требований к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла.

Содержание вузовского учебника как интегрированная система знаний и основа учебных умений и навыков

Согласно ФЗ «Об образовании» содержание образования, как один из факторов экономического и социального прогресса общества, ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства. Содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Первый компонент содержания образования — знания. Они выполняют три функции — 1) онтологическую, формируя общее представление об объектах действительности, 2) ориентировочную, определяя ориентиры деятельности, и 3) мотивационную, информируя о ценности и значении объектов, вызывая эмоциональное отношение к ним. В учебниках все эти функции находят отражение в разной степени, что зависит от учебного предмета, видов знаний.

С педагогической точки зрения целесообразно учитывать шесть видов знаний: лексика и термины, факты, законы, теории, методологические, оценочные знания. Для каждого предмета важно установить необходимый удельный вес каждого из них. При этом предметное содержание неизбежно облечено в форму — грамматическую, логическую. Поэтому изложение знаний, конструирование текста призваны развивать основные логические формы, виды высказываний (информативные, иллюстративные, объяснительные, логические и др.), образцы логических фигур (умозаключения, сравнения, индукцию, и пр.), разнообразные виды суждений. Содержание вузовского учебника — это интегрированная система знаний и основа учебных умений и навыков. Знания — это основной компонент в содержании обучения; объективная информация о тех или иных объектах действительности, осознанно воспринятая и зафиксированная в памяти, усвоенная до уровня осознания внешних и внутренних связей, готовности творческого использования. Характеристиками качества знаний могут быть: 1. Системность знаний, которая позволяет будущему специалисту овладеть такими существенными методологическими процедурами, как изучение законов познания, строения, функционирования и развития целого, анализ отношений и взаимодействий изучаемой системы с другими системами. Системность предполагает инвариантность знания (фундаментального, специального), осознание будущим специалистом некоторой совокупности, иерархии и последовательности знаний по их месту в структуре современной научной теории, предусматривает включение их в образовательные программы в качестве взаимосвязанных и взаимообусловленных звеньев единой системы образования. 2. Непрерывность знаний, которая рассматривается как процесс непрекращающегося образования, перманентного изменения целей, задач и функций звеньев образовательной системы, в котором знания трансформируются в умения, навыки и убеждения.

Непрерывность является доминирующим принципом профессионального образования и включает подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, обеспечение опережающего развития образовательных программ по отношению к практической профессиональной деятельности и отражение в них новейших достижений науки. 3. Обобщенность знаний, предполагающая способность специалиста подводить конкретное знание под обобщенное и рассматривать конкретное, как проявление обобщенного. Именно знание и опыт осуществления обобщенных способов деятельности обеспечивает будущим специалистам способность объединения разнородных предметных знаний различных профилей подготовки в единый функционирующий комплекс, относящиеся к общенаучной методологии, между отдельными областями науки, техники и производства, взятыми в их целостности. Знания и опыт осуществления конкретных способов деятельности, характер которых зависит от характера объекта изучения, обеспечивают функционирование знаний внутри каждой предметной области; раскрытие внутренних взаимосвязей между элементами знания, составляющими внутреннее содержание каждого из профилей подготовки. Обобщенные знания и опыт осуществления обобщенных способов деятельности — это, своего рода, стратегия деятельности, а знания и опыт осуществления конкретной деятельности — ее тактика.

Смотрите еще:  Военная ипотека развод раздел

Структура вузовского учебника — отражение его содержания и дидактических функций

Форма (от лат. forma) — наружный вид, внешнее очертание, определенный, установленный порядок. Форма предмета, процесса, явления обусловлена их содержанием и, в свою очередь, оказывает на них обратное влияние (154). Анализ научной литературы (30, 70, 115, 161, 182, 183) показал, что при рассмотрении проблемы структуры вузовского учебника можно выделить два подхода. Сторонники первого подхода, ориентируясь на предметное содержание, выделяют в качестве структурных компонентов учебника параграфы и главы и стремятся определить их соотношения. Сторонниками этого подхода (Е.И. Перовский, Н.И. Тупальский и другие) многое сделано для решения таких важных вопросов, как принципы группировки предметного материала, способы достижения целостности и законченности материала глав. Затрагиваются в их работах и требования к текстам, но в качестве структурных компонентов учебника такие элементы, как тексты и задания, не рассматриваются. Другой подход к структуре вузовского учебника (Д.Д. Зуев, В.Г. Бейлинсон, Н.М. Розенберг и другие) опирается на способы дидактико-методической презентации учебного материала. Сторонники этого подхода структуру вузовского учебника рассматривают как соотношение текстов, вопросов, упражнений, иллюстраций и т.п. В отечественной педагогической науке проблему структуры учебника одним из первых рассматривал Е.И. Перовский. В его научном труде «Методическое построение и язык учебника», опубликованном в 1955г., структура учебника понимается как внутренняя форма содержания учебника (145). Е.Н. Перовский выделял в структуре учебника семь элементов: 1) введение в учебник; 2) разбивка содержания на главы, расположение и построение глав; 3) построение статей (параграфов) учебника; 4) обобщающие выводы в статьях, главах и в заключении учебника; 5) рисунок как элемент статьи; 6) вопросы и задания к статьям и главам; 7) дополнительный аппарат (хронология, справочные таблицы, указатели и т.п.) (145, с. 38). Е.Н. Перовский считал статью (параграф) первичным структурным элементом учебника. С этой позицией согласны не все учёные, например, Д.Д. Зуев, рассматривая совокупность структурных компонентов, предложенных

Е.И. Перовским, отмечал, что анализ этого перечня позволяет установить отсутствие единого основания для деления. Если принять статью (параграф), писал Зуев Д.Д. за первичный элемент структуры, то и получится представленная схема, в которой чёткая зависимость прослеживается лишь между параграфом — главой — учебником (70, с. 86). По мнению Н.И. Тупальского вузовский учебник, будучи внешне единым целым, внутренне делится на относительно самостоятельные элементы, которые именуются родовыми подразделами. Родовые названия подразделов соподчиняются, как правило, следующим образом (от высших к низшим): часть, раздел, глава, параграф. Строение произведения, выражающее соотношение его частей, разделов, глав, параграфов и представляющее органическое сочетание этих элементов в стройном целом, Н.И. Тупальский определял как архитектонику учебника (182, с. 95-96). Н.И. Тупальский, который, исходя из необходимости соответствия разделов учебника учебному процессу, пишет, что семестру соответствует часть, а учебному занятию (циклу) — параграф. Учебник по дисциплине, рассчитанной на два семестра, по мнению Н.И. Тупальского, будет состоять из двух частей, на три — из трёх, на четыре — из четырёх. В учебнике по односеместровой дисциплине частей вообще не должно быть (182, с. 96). Разделу учебника соответствует, как правило, схожий раздел в науке, обусловленный научной логикой или тематикой.

Например, в вузовских учебниках по отечественной истории такое подразделение осуществляется преимущественно на основании традиционного деления исторического развития страны на этапы. Издание вузовского учебника в нескольких томах представляет собой исключение. Деление учебной книги на тома и части явление нежелательное, так как затрудняет развёртывание логики учебного материала, его организацию (30, с. 72). Многотомное издание учебника может быть обусловлено значительным объёмом учебного материала. Например, учебник под редакцией А.Н. Сахарова под одним и тем же названием «История России с древнейших времён до наших дней» существует в варианте одного тома и в варианте двухтомника. Н.И. Тупальский называет параграф основной и в тоже время самой малой самостоятельной структурной единицей учебника, в свою очередь ссылаясь на работы М.Д. Феллера (186). Безусловно, имеет место и

Критерии оценки качества вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла

Современное общество требует профессионалов, способных к продуктивному труду в различных социальных сферах. Гарантом востребованности и успешной адаптации выпускников вузов является постижение главного требования, предъявляемого к специалисту, — умение применять научные знания на практике в соответствии с имманентными качествами гармонично развитой личности. На достижение этих целей и направлена реформа высшего профессионального образования в России. Высшая школа должна ориентироваться не на подготовку «функционера», а на становление познавательной активности и прежде всего перестройку мыслительной деятельности студентов, в основе которой лежит обучение интеллектуальным умениям, привитие навыков диалектического мышления. Такая переориентация образовательного процесса позволяет внести качественные изменения в структурную организацию процесса обучения, его содержание, систему контроля и оценки получаемых результатов. Переход высшего профессионального образования на многоуровневую подготовку бакалавров, магистров и дипломированных специалистов требует обновления его информационно-методического обеспечения, важной частью которого являются учебники. Качество учебной литературы начинается с изучения потребностей в ней, так как именно на этом этапе определяется общий замысел издания, формируется концепция, устанавливаются параметры и характеристики.

По мнению специалистов, предупредительными мерами, т.е. своеобразным аудитом могут быть: исследования учебной литературы по тематическому составу; выявление закономерностей прироста изданий конкретных видов; определение наиболее целесообразного сочетания различных видов изданий по отдельным циклам дисциплин образовательных программ; рассмотрение проблемы переиздания учебной литературы; разработка методики рецензирования учебников. В книговедении и теории редактирования многие требования к качеству учебника для вуза теоретически обоснованы и внедрены в практику, однако задача далеко не решена. В последние годы был опубликован ряд исследований относительно новых методов оценки. Например, типологический подход к оценке качества вузовской книги позволил установить ряд положений и требований, которые следует учитывать в практике ее создания и редактирования. Значимым результатом проведенной работы можно считать разработанную и в упрощенном варианте апробированную «Библиометрическую матрицу для оценки вузовской учебной книги» (56, с. 98). Указанная матрица насчитывает 90 параметров, то есть опирается на множество дифференцированных характеристик. Иным выглядит «Опросный лист для анкетирования экспертов на предмет оценки качества вузовской учебной книги. Критерии и параметры» Материалы отчета о научно-исследовательской работе по теме «Теоретико-аналитические и формализованные методы анализа качества и литературы для высшего профессионального образования» кафедры издательского дела и редактирования Московского государственного университета печати.

Этот опросный лист разработан коллективом кафедры издательского дела и редактирования Московского государственного университета печати. В нем предлагается осуществлять оценку качества по четырем группам критериев, каждая их которых имеет комплексные и единичные показатели качества. Разработка оценочных листов и матриц, несомненно, подготовила условия для перехода к более совершенным моделям оценки качества учебника для вуза. Тем не менее, в большинстве случаев оценивается уже готовый учебник, т.е. результат редакционно-издательской деятельности. Повышать эффективность оценки можно при условии наличия установленной системы требований к качеству и существования системы контроля над ним непосредственно в редакционно-издательской деятельности. Ряд подобных практических рекомендаций был сформулирован Советом Европы. Он, в частности, считает, что учебные планы, учебники и преподавание истории должны соответствовать следующим критериям: — уважать историческую правду; — поддерживать демократические преобразования; — защищать права человека, терпимость, понимание и многовариантность; — развивать критическое мышление и возможность отличать отклонения, предвзятость и стереотипы; — поощрять такие отношения, как открытость, принятие многообразия, сочувствия и гражданское мужество (147). В ходе исследования мы пришли к выводу, что на основании функций вузовского учебника, принципов исторического образования можно выделить критерии оценки качества учебника для вуза по истории Отечества: 1. Качество информационного (научно-предметного) уровня: 1.1. соответствие основного текста государственному образовательному стандарту;

Результаты опытно-экспериментальной работы по проверке педагогических условий реализации современных требований к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла

К педагогическим условиям реализации современных требований к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла включают — изложение учебного знания с учётом закономерностей учебно-познавательной деятельности студентов; адекватность содержания учебника и логики его построения заявленному уровню образования; ориентация учебника на формирование целостной гуманитарной картины мира и систему профессиональных и учебных умений. Опытно-экспериментальная работа по проверке педагогических условий реализации современных требований к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла проводилась с 2004 по 2008 год. Нами было исследовано 28 преподавателей, 410 студентов, из них 270 студентов, обучающихся по специальности «юриспруденция» составили экспериментальную группу, а 140 студентов, обучающихся по специальности «маркетинг», — контрольную группу. Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

В рамках констатирующего этапа (2004-2005 годы) были изучены способы преподавания и усвоения знаний, умений и навыков по предметам гуманитарного цикла; требования преподавателей и студентов к структуре и содержанию учебников. В процессе бесед со студентами было выявлено, что работа с учебной книгой чаще всего начинается с аналитической переработки информации об объекте, а заканчивается ее синтезом. Поочередное доминирование аналитической и синтезирующей деятельности, зависит от индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности. В результате имеют место следующие тенденции пробелов в знаниях: неполное знание общенаучных и общекультурных понятий, высокая степень разобщённости этих занятий, неумение подвести более частные понятия под более общие; неумение соотнести фактический и теоретический материал, перенести теоретические знания на область профессиональной деятельности и наоборот; слабое развитие умений связывать теоретические положения с реальными событиями; несформированность умений устанавливать причинно-следственные связи между историческими, социокультурными, социально-экономическими, политическими процессами и явлениями. В качестве основных требований к учебнику студенты выдвигают: доступность изложения учебного материала; четкое обозначение тем; наличие необходимого справочного аппарата. Наибольшей популярностью у студентов пользуются те учебники по истории, в которых преобладает образное изложение учебного материала (например, 90, 91, 135, 141, 143). Преподаватели отдают предпочтение учебникам, в которых логико-рациональный способ изложения учебного материала, направленный на формирование умения мыслить в форме постановки вопросов, поиска путей ответов и вопросов, согласно строгим алгоритмам, (например, такие учебники, как 78, 79, 90, 94, ПО). В качестве основных требований к учебнику преподаватели выдвигают: соответствие содержания основным направлениям и итогам развития научной мысли, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования; способность учебного материала дополнить лекционные и практические занятия.

На формирующем этапе (2005-2006 годы) были апробированы педагогические условия реализации современных требований к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла. Первое педагогическое условие — это изложение учебного знания с учётом закономерностей учебно-познавательной деятельности студентов. Учебно-познавательная деятельность студентов складывается из последовательно решаемых профессионально ориентированных задач. Основная особенность каждой учебной задачи заключается в том, что её цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, которое проявляет себя в овладении определёнными способами действия. Выстраивая систему учебных задач по дисциплине, преподаватель прогнозирует развитие социально-профессиональных качеств студента. Важной составляющей реализации этого условия является формирование информационно-креативной среды обучения. Информационная составляющая среды обучения формирует предметную область гуманитарного знания.

Креативный характер профессионального образования — основа профессионального становления выпускника. Креативная составляющая среды обучения обеспечивает формирование у преподавателей и студентов креативных качеств личности, влияющих на самоопределение и самосовершенствование, творческий характер деятельности, способность к поиску принципиально новых подходов к решению известных задач или постановке и решению принципиально новых задач, как в профессиональной сфере, так и в смежных областях; формирование у студентов мотивации учебной деятельности по дисциплинам гуманитарного цикла (интерес к знаниям и процессу их приобретения; осознание практической и теоретической значимости изучаемого материала, его соответствие наклонностям и стремлениям студентов; установление перспективности обучения и самостоятельной деятельности; создание ситуации успеха в учебной работе и т. д.). Второе педагогическое условие — адекватность содержания учебника и логики его построения заявленному уровню образования. Дидактика высшей школы рассматривает процесс обучения как взаимосвязанную деятельность преподавателя и студента, направленную на формирование у последнего

Похожие статьи:

Перспектива. 2019. Все права защищены.