Сотникова бухгалтерская отчетность организации

Сотникова Л.В. Бухгалтерская отчетность организации за 2007 год. — «Питер», «БИНФА», 2008 г.

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Сотникова Л.В. Бухгалтерская отчетность организации за 2007 год. — СПб: ИД «Питер», М.: Издательский дом «БИНФА», 2008.

Данная книга посвящена принципам и порядку составления, формирования показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2007 год. В издании особое внимание уделено терминам, используемым современным законодательством и применяемым при описании содержания бухгалтерской отчетности.

Раскрывая порядок формирования годовой (финансовой) отчетности в целом и отдельных ее статей, автор стремится детально, последовательно показать ход рассуждений профессионального бухгалтера, способного принимать самостоятельные, взвешенные и обоснованные решения.

Сотникова бухгалтерская отчетность организации

Целью подготовки студентов по дисциплине является изучение:

  • законодательно-нормативных актов, регламентирующих порядок составления бухгалтерской финансовой отчетности;
  • состава, содержания и порядка представления бухгалтерской финансовой отчетности;
  • состава, предварительных процедур и их применение при составлении бухгалтерской финансовой отчетности.

Курс знакомит с современными методами оценки активов и обязательств и порядком составления отчетности. Полученные знания необходимы при написании дипломной работы, сдачи государственного экзамена и в дальнейшей практической деятельности.

Главной целью изучения дисциплины является усвоение правил составления всех форм бухгалтерской финансовой отчетности, как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности.

Студенты, изучающие дисциплину должны:

ЗНАТЬ:

  • законодательно-нормативные акты, регламентирующие порядок составления бухгалтерской финансовой отчетности;
  • процедуры, предшествующие ее составлению и предъявляемые требования к отчетности.

УМЕТЬ и ИМЕТЬ НАВЫК:

  • по ведению счетов бухгалтерского учета для составления бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и капиталов;
  • по проведению инвентаризации активов и обязательств;
  • по осуществлению процедур закрытия счетов и субсчетов.

БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕННЫМИ

  • с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;
  • с международными стандартами финансовой отчетности.

Сведения о предмете изучения

Роль дисциплины и ее место в системе подготовки специалиста.

Дисциплина «Бухгалтерская финансовая отчетность» играет важную роль в подготовке специалистов в области бухгалтерского учета, анализа и аудита, способствует закреплению полученных теоретических знаний и практических навыков по обработке данных бухгалтерского учета, формированию информации для принятия управленческих решений.

Дисциплина «бухгалтерская финансовая отчетность» является одной из специальных экономических дисциплин и опирается на знания, полученные при изучении таких дисциплин как: теория бухгалтерского учета, бухгалтерский финансовый учет, бухгалтерский управленческий учет.

Знания, полученные в курсе «Бухгалтерская финансовая отчетность используются студентами при изучении дисциплины “Аудит”, “Экономический анализ“, «Анализ финансовой отчетности» и др. при работе над дипломной работой и в практической деятельности бухгалтера, аудитора, финансового менеджера, руководителя предприятия.

Методы преподавания, использование информационных технологий, технических средств обучения.

Дисциплина «Бухгалтерская финансовая отчетность» читается в 8 семестре для студентов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Бюджет времени, отводимый на изучение дисциплины составляет 140 часов.

  1. аудиторная работа – 36 часов:
    • лекции – 20 часов;
    • практические занятия – 16 часа.
  2. самостоятельная работа – 96 часов:
    • контролируемая самостоятельная работа – 50 часов;
    • неконтролируемая самостоятельная работа – 46.

Материал изучается путем проведения лекций, семинаров, практических занятий, выполнения курсовой работы. Большое внимание уделяется самостоятельной работе (Приложение 1), для обеспечения которой, в практикумах по дисциплине предусмотрены задачи для самостоятельного решения. В необходимом объеме учебных часов предоставляется возможность самостоятельной работы в компьютерном классе. Проводятся индивидуальные консультации.

В дисциплине важную роль играет написание курсовой работы. Процесс выполнения курсовой работы способствует закреплению теоретических знаний и практических навыков по составлению отчета о прибылях и убытках.

Все учебно-методические материалы, необходимые для успешного усвоения студентами учебного материала, представлены в электронном учебно-методическом комплексе дисциплины, доступ к которому возможен с любого компьютера подключенного к локальной вычислительной сети МБИ.

Формы контроля (осуществляются в соответствии с «Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов МБИ»):

  1. текущий контроль уровня освоения учебного материала:
    • обсуждение изучаемых вопросов на лекциях и семинаре;
    • коллоквиумы по результатам подготовки к выполнению практикумов;
    • защита отчетов по результатам выполнения практикумов.
  2. аттестация осуществляется:
    • защита курсовой работы – в 8 семестре.
    • экзамен – в 8 семестре.

Содержание программы соответствует требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки студентов вузов Министерства образования Российской Федерации.

Содержание дисциплины включает курс лекций, практические занятия, семинары и самостоятельную (индивидуальную) работу.

В лекциях излагается основное содержание программы. Практические занятия направлены на выработку умений и навыков у студентов по составлению форм бухгалтерской отчетности.

Промежуточный контроль знаний осуществляется на основании выполняемых студентами заданий по заполнению форм финансовой отчетности. По завершении изучения дисциплины студентами выполняется курсовая работа. Итоговый контроль проводится в форме экзамена.

Методические указания для преподавателя

Изложение материала осуществляется на основании лекций, разработанных преподавателем, в соответствии с рабочей программой и календарно тематическим планом изучения дисциплины. Текст лекций должен состоять из введения, основной части и заключения.

Во введении рекомендуется обосновать актуальность изучаемых тем, рассмотреть связь материала с предыдущими дисциплинами, сформулировать цели и задачи занятия.

Основная часть включает рассмотрение программы вопросов, изложение которых осуществляется на основе методических приемов, которые являются наиболее целесообразными для данной аудитории.

При изложении материала преподаватель использует знания студентов, полученные в предыдущих дисциплинах: экономической теории, теории бухгалтерского учета, бухгалтерский финансовый учет.

Для повышения эффективности изложения материала рекомендуется использовать технические средства обучения и раздаточный материал.

В заключении подводится итог проведенного занятия и выдается задание на самостоятельную работу.

Практические занятия проводятся с целью выработки практических навыков по составлению и заполнению бухгалтерской финансовой отчетности, разбору производственных ситуаций, предшествующих составлению отчетности.

Методические указания студентам

Изучение дисциплины осуществляется на основе законодательно-нормативных актов, регулирующих порядок составления бухгалтерской финансовой отчетности, лекционного материала, экономической литературы по изучаемой дисциплине.

Для самостоятельного изучения дисциплины в библиотечно-информационном центре МБИ студентам рекомендуется получить учебную литературу.

На самостоятельное изучение выносятся следующие темы, при изучении которых необходимо пользоваться литературой:

Сотникова бухгалтерская отчетность организации

1. Агеева О. А. Сопоставимость показателей об отложенных налогах в бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. – 2006. – № 9.

2. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учеб. пособие / под. ред. В. Д. Новодворского – М.: ИНФРА-М, 2004.

3. Гусаковская Е. Г. Отчет о прибылях и убытках: что нового в его составлении // Бухгалтерский учет. – 2007. – № 1.

4. Домбровская Е. Н. Бухгалтерская (финансовая) отчетность.: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007.

5. Жуков В. Н. Бухгалтерский баланс: на что нужно обратить внимание при его составлении // Бухгалтерский учет. – 2007. – № 1.

6. Камышанов П. И., Камышанов А. П. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: составление и анализ. – М.: Омега-Л, 2003.

7. Ковалев В. В. Бухгалтерский учет: новая реальность и перспективы развития // Бухгалтерский учет. – 2003. – № 9.

8. Ковалев В. В. Как читать баланс. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007.

9. Коваль Л. С. Международные стандарты и теория бухгалтерского учета: учеб. – метод. пособие. – М.: Гелиос АРВ, 2003.

10. Кутер М. И., Уланова В. А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006.

11. Николаева О. Е., Шишкова Т. В. Международные стандарты финансовой отчетности: учеб. пособие. – М.: Эдиториал УРСС, 2003.

12. Палий В. Ф. Бухгалтерская отчетность: особенности. – М.: Бератор-пресс, 2003.

13. Пашигорева Г. И., Пилипенко В. И. Применение международных финансовых стандартов отчетности в России. – СПб.: Питер, 2003.

14. Пономарева Л. В. Бухгалтерская отчетность организации: учеб. пособие. – М.: Бухгалтерский учет, 2007.

15. Рожнова О. В. Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2003.

16. Самойлов И. В. Годовая бухгалтерская отчетность: практ. руководство. – М.: Налоговый вестник, 2003.

17. Серегина Е. И. Бухгалтерский учет и отчетность негосударственных некоммерческих организаций: учеб. пособие. – М.: Бухгалтерский учет, 2007.

18. Сотникова Л. В. Отчет об изменениях капитала // Бухгалтерский учет. – 2007. – № 1.

19. Сотникова Л. В. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках // Бухгалтерский учет. – 2006. – № 1, 2.

20. Суглобов А. Е. Роль пояснительной записки в повышении аналитичности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации // Все для бухгалтера. – 2006. – № 14 (182).

БУХГА́ЛТЕРСКАЯ ОТЧЁТНОСТЬ

  • В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 431

    Скопировать библиографическую ссылку:

    БУХГА́ЛТЕРСКАЯ ОТЧЁТНОСТЬ, сис­те­ма по­ка­за­те­лей, ха­рак­те­ри­зую­щая фи­нан­со­вые ре­зуль­та­ты дея­тель­но­сти пред­при­ятия и его фи­нан­со­вое по­ло­же­ние. Б. о. воз­ни­ка­ет в ре­зуль­та­те ве­де­ния на пред­при­ятии бух­гал­тер­ско­го учё­та . В ус­ло­ви­ях ры­ноч­ных от­но­ше­ний в сис­те­ме бух­гал­тер­ско­го учё­та при­ня­то вы­де­лять управ­ленч. и фи­нан­со­вый ви­ды учё­та. Управ­ленч. учёт фор­ми­ру­ет бух­гал­тер­скую управ­ленч. от­чёт­ность (внут­рен­нюю), а фи­нан­со­вый учёт – бух­гал­тер­скую фи­нан­со­вую от­чёт­ность (внеш­нюю).

    Сотникова бухгалтерская отчетность организации

    • ЖАНРЫ
    • АВТОРЫ
    • КНИГИ 561 540
    • СЕРИИ
    • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 506 553

    Последствия несвоевременного внесения обязательных изменений в учетную политику

    Грубым нарушением принципов обеспечения достоверности составления бухгалтерской отчетности является произвольное изменение способов бухгалтерского учета в течение отчетного периода. Это касается прежде всего тех способов бухгалтерского учета, которые обеспечивают порядок формирования информации о финансовом состоянии организации, ее финансовых результатах и иных финансовых показателях деятельности (способы оценки стоимости имущества, начисления амортизации, учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг и т.п.).

    Однако не для всех специалистов вопрос о дате является бесспорным. Так, по мнению Н. Саратовцевой[11], при внесении обязательных изменений в учетную политику в связи с изменением законодательства возможны две ситуации:

    – когда законодательно предлагаются к использованию новые варианты по отдельным вопросам бухгалтерского учета (организации следует выбрать один из вариантов и закрепить его как отдельное положение по учетной политике);

    – когда в обязательном порядке устанавливаются новые способы либо исключаются ранее существовавшие (организации следует отменить ранее установленные способы, если они противоречат новому законодательству, и принять соответствующие иные способы).

    Представив вышеуказанную классификацию изменений учетной политики в своей статье, Н. Саратовцева приходит к выводу, что названные изменения учетной политики могут быть произведены независимо от окончания отчетного года в любой период начиная с момента внесения изменений в законодательство.

    Смотрите еще:  Спор сестёр

    Заинтересованные пользователи бухгалтерской отчетности должны иметь возможность сравнивать показатели финансовой отчетности на протяжении нескольких отчетных периодов, с тем чтобы определить тенденции и динамику изменения показателей, характеризующих финансовое положение и результаты деятельности организации.

    Для обеспечения сопоставимости показателей отчетности обычно от одного отчетного периода к другому применяется одна и та же учетная политика. При обеспечении сопоставимости показателей бухгалтерской отчетности в связи с изменением учетной политики организациям следует руководствоваться нормами п. 19 – 21 ПБУ 1/98, согласно которым:

    – последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета (п. 19 ПБУ 1/98);

    – последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету, могут отражаться в бухгалтерском учете и отчетности двумя способами: во-первых, в порядке, предусмотренном соответствующим законодательным или нормативным актом; во-вторых, если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в общем порядке, предусмотренном п. 21 ПБУ 1/98.

    При изменении учетной политики требуется пересчет данных бухгалтерской отчетности за все предыдущие отчетные периоды, которые включены в бухгалтерскую отчетность отчетного периода. Таким образом, это тот самый подход, который в МСФО получил название «ретроспективный». Однако в ПБУ 1/98 такой термин не применяется.

    Если в бухгалтерской отчетности приведены только данные за один предыдущий отчетный период, например за год, то в целях достижения сопоставимости информации должны корректироваться данные только предшествующего отчетного года. Если представлены данные за два предшествующих года, то должны корректироваться данные за два года и т.д.

    Если оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, свершившимся только после введения такого способа. Данный подход в МСФО получил название «перспективный». В ПБУ 1/98 такой термин также отсутствует.

    Порядок отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности изменений учетной политики в соответствии с ПБУ 1/98 представлен на рис. 2.

    Важным представляется также вопрос об информировании пользователей бухгалтерской отчетности о существенных изменениях учетной политики. Изменения учетной политики подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. В случае необходимости раскрытия сопоставимости показателей в стоимостном выражении такие данные раскрываются в пояснениях к бухгалтерской отчетности[12].

    При этом информация о существенных изменениях учетной политики должна, как минимум, включать:

    – причины изменения учетной политики;

    – оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);

    – указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

    Изменения учетной политики в соответствии с ПБУ 1/98

    Рис. 2. Отражение в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности изменений учетной политики в соответствии с ПБУ 1/98

    Максимум несущественности определяется профессиональным суждением исполнительного органа организации исходя из того, что показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. При этом организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений (приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»).

    С утверждением вышеуказанным приказом Минфина России новой редакции форм отчетности порядок отражения в отчетности последствий изменения учетной политики фактически определен. В форме 3 «Отчет об изменениях капитала» введены специальные статьи для отражения последствий изменения учетной политики.

    Принципиально важно отличать исправление ошибок от изменений бухгалтерских оценок. Последние являются по своей природе приближенными значениями, которые могут нуждаться в пересмотре по мере поступления дополнительной информации. В отличие от них возникновение ошибок связано с неверным использованием доступной информации. Соответственно обнаружение ошибок не является следствием поступления новой информации. Финансовая отчетность не соответствует МСФО, если она содержит существенные ошибки.

    В заключение подраздела, посвященного обязательным изменениям учетной политики, отметим, что иногда разработчики того или иного нормативного документа впоследствии сами не очень четко себе представляют, следует вносить изменения в учетную политику или нет.

    Так, в соответствии с порядком, действовавшим до 1 января 2006 года, организации не начисляли амортизацию по объектам жилищного фонда. В конце каждого отчетного года организации определяли износ объектов этого фонда по нормам амортизации на полное восстановление объектов и отражали его по дебету забалансового счета 010 «Износ основных средств».

    Одним из важнейших условий функционирования экономики, ее элементов в виде хозяйствующих субъектов, инфраструктуры и органов исполнительной власти является наличие определенной информации, удовлетворяющей ряду требований, позволяющей принимать обоснованные решения.

    Исторически и теоретически доказано, что такую информацию может давать только бухгалтерский учет в виде бухгалтерской отчетности (или — по западной терминологии — финансовой отчетности).

    Для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей в бухгалтерском учете формируется информация о финансовом положении хозяйствующего субъекта, финансовых результатах его деятельности и движениях денежных средств.

    Как известно, информация о финансовом положении формируется главным образом в виде бухгалтерского баланса, информация о финансовых результатах деятельности организации — в виде отчета о прибылях и убытках, а информация об изменениях в финансовом положении организации — в виде отчета о движении денежных средств.

    Полноту информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и движениях денежных средств обеспечивает совокупность указанных отчетов и ряда дополнительных показателей и соответствующих пояснений.

    Предъявляемые к отчетной бухгалтерской информации требования изложены не только в законодательных и нормативных правовых актах, утверждаемых от имени государства (в Федеральном законе «О бухгалтерском учете», положениях по бухгалтерскому учету), но и в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (1997), разработанной и одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Институтом профессиональных бухгалтеров (в настоящее время — Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России).

    Общеизвестно, что информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полезной пользователям. Если же допустить обратное, то возникает вопрос: зачем вести бухгалтерский учет либо ведется ли он надлежащим образом?

    Информация может быть полезной в случае ее уместности, надежности и сравнимости. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России раскрывает указанные характеристики предоставляемой информации следующим образом.

    Уместность информации. Информация уместна с точки зрения заинтересованных пользователей, если наличие или отсутствие ее оказывает или способно оказать влияние на решения (включая управленческие) этих пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки. На уместность информации влияют ее содержание и существенность. Существенной признается информация, отсутствие или неточность которой может повлиять на решения заинтересованных пользователей.

    Надежность информации. Информация надежна, если она не содержит существенных ошибок. Чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, к которым она фактически или предположительно относится. Факты хозяйственной деятельности должны отражаться в бухгалтерском учете исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования.

    Информация, представляемая заинтересованным пользователям (кроме отчетов специального назначения), должна быть нейтральной, то есть свободной от односторонности. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки заинтересованных пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

    При формировании информации в бухгалтерском учете следует придерживаться определенной осмотрительности в суждениях и оценках, имеющих место в условиях неопределенности, таким образом, чтобы активы и доходы не были завышены, а обязательства и расходы не были занижены. При этом не допускаются создание скрытых резервов, намеренное занижение активов или доходов и намеренное завышение обязательств или расходов.

    Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полной (с учетом ее существенности и сопоставимости затрат на сбор и обработку).

    Сравнимость информации. Заинтересованные пользователи должны иметь возможность сравнивать информацию об организации за разные периоды времени, для того чтобы определить тенденции в ее финансовом положении и финансовых результатах деятельности. Пользователи должны также иметь возможность сопоставлять информацию о разных организациях, чтобы сравнить их финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения в финансовом положении.

    Выполнение требования сравнимости обеспечивается тем, что заинтересованные пользователи должны быть информированы об учетной политике, принятой организацией, любых изменениях в такой политике и влиянии этих изменений на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации.

    Обеспечение сравнимости не означает унификацию и не предполагает какие-либо препятствия для совершенствования правил бухгалтерского учета и учетных процедур. Организация не должна вести учет какого-то факта хозяйственной деятельности тем же образом, что и раньше, если принятая учетная политика не обеспечивает реализацию таких требований, как уместность и надежность, либо существует лучшая альтернатива.

    Польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на подготовку этой информации.

    Заметим, что большинство приведенных требований к информации закреплено в действующих нормативных правовых актах по регулированию формирования бухгалтерской отчетности (ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», Приказ Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»). Минфин России уже пять лет не утверждает типовые формы бухгалтерской отчетности. Многие могут возразить, что приведенные в Приказе N 67н в качестве рекомендаций Образцы форм бухгалтерской отчетности являются и воспринимаются как типовые большинством организаций, которые не разрабатывают на их основе содержание своей бухгалтерской отчетности, учитывающей специфику деятельности, отраслевую принадлежность хозяйствующего субъекта, особенности структуры управления и другие факторы, влияющие на их деятельность. К тому же на такое сохранение старого восприятия норм Минфина России влияет и позиция статистических и налоговых органов, которым удобнее работать с унифицированными (стандартизированными) формами бухгалтерской отчетности, а не с составленной с индивидуальным подходом отчетной финансовой информацией. Видимо, это станет одной из причин отказа Минфина России от разработки образцов всех или ряда форм бухгалтерской отчетности (например, формы N 3 «Отчет об изменениях капитала» и формы N 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»).

    Элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовом положении организации, которые отражаются в бухгалтерском балансе, являются активы, обязательства и капитал.

    Смотрите еще:  Сколько стоит заявление на алименты

    Элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовых результатах деятельности организации, которые отражаются в отчете о прибылях и убытках, являются доходы и расходы организации.

    К сожалению, несмотря на наличие действующих стабильно в течение ряда лет правил формирования бухгалтерской отчетности, приближенных к международно признанным требованиям раскрытия информации, положение у большинства хозяйствующих субъектов в части представления качественной отчетности не улучшается, а следовательно, не решаются поставленные перед ней задачи и цели. Можно отметить много недостатков в ведении бухгалтерского учета и отчетности, свидетельствующих о несоблюдении правил. Назовем лишь некоторые из них.

    — Ориентация большинства организаций на удовлетворение потребностей только одного внешнего пользователя — налоговой службы. В результате появляется опасная однобокость в составлении бухгалтерской отчетности, что проявляется и в организации бухгалтерского учета.

    — Косвенным признаком недостоверности бухгалтерской отчетности является наблюдающийся на протяжении ряда лет большой удельный вес убыточных организаций в целом по стране (от 30 до 60% по разным отраслям экономики и регионам). Естественно, встает вопрос о правомерной оценке признаков и показателей банкротства, показателей финансовой устойчивости, платежеспособности и т.д.

    — Выборочное соблюдение утвержденных правил бухгалтерского учета, принятие решений по способам учетной политики, не просчитанных с точки зрения последствий для экономики хозяйствующего субъекта (начисление резервов, в частности оценочных; применение норм амортизации, установленных для налогообложения, в целях бухгалтерского учета и раскрытия в бухгалтерской отчетности); несоблюдение процедур реорганизации, ликвидации юридического лица и т.п.

    — Отсутствие корпоративной и профессиональной заинтересованности как у бухгалтеров, так и у аудиторов. Непрофессионализм и сиюминутная оценка действий, отсутствие стремления к постоянному повышению квалификации, к сожалению, приводят к дискредитации профессии в глазах как руководителей, так и внешних пользователей.

    — Невнимание собственников и управленческого персонала к бухгалтерской информации, а иногда и сознательное ее игнорирование, незнание ими базовых основ и правил бухгалтерского учета, легковесное отношение к фиксации фактов хозяйственной деятельности, недооценка роли и значения аудиторской проверки бухгалтерской отчетности.

    Сложившаяся у большинства хозяйствующих субъектов система ведения бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащего качества и надежности формируемой ими информации, а также существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации заинтересованными внешними и внутренними пользователями.

    Важность составления и представления бухгалтерской отчетности подчеркивается в ряде законодательных и иных правовых актов.

    В Гражданском кодексе Российской Федерации определено, что одним из двух признаков юридического лица является наличие самостоятельного баланса, то есть сформированного организацией бухгалтерского баланса и иных форм бухгалтерской отчетности.

    Федеральные законы, касающиеся организационно-правовых форм организаций (об акционерных обществах, унитарных предприятиях и др.), имеют множество норм, указывающих на важную роль бухгалтерской отчетности. Исчисление ряда показателей (дивидендов, чистых активов) производится только на основе бухгалтерской отчетности. Одним из основных вопросов высшего органа любой организации является рассмотрение и утверждение бухгалтерской отчетности, а для публичных компаний — и аудиторского заключения.

    В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» установлен состав бухгалтерской отчетности, обязательные адреса ее представления (учредители, участники и территориальные органы государственной статистики) и сроки представления, определена публичность отчетности.

    Налоговый кодекс Российской Федерации, КоАП РФ, Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривают соответственно налоговую, административную и уголовную ответственность руководителя и иных должностных лиц за достоверность бухгалтерской отчетности.

    Государство в лице Минфина России обеспечивает организации инструментарием для составления бухгалтерской отчетности, включающим:

    — Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н (с последующими дополнениями и изменениями);

    — ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;

    — Положения по бухгалтерскому учету с разделами по раскрытию информации в бухгалтерской отчетности;

    — Рекомендации о формах бухгалтерской отчетности и Указания по ее составлению (Приказ N 67н).

    Все это свидетельствует о том, что бухгалтерская отчетность является важным механизмом функционирования и управления экономикой не только отдельного хозяйствующего субъекта, но страны в целом и ее регионов. Постоянно ведется речь о повышении роли бухгалтерской отчетности как зеркала инвестиционной привлекательности конкретного предприятия или организации.

    Следует напомнить, что разработанная по поручению Правительства Российской Федерации Минфином России Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004 — 2010 гг.) направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.

    С этой целью планируется провести работу по обновлению российской базы нормативного регулирования бухгалтерского учета, которая предполагает:

    — разработку при участии профессионального сообщества проекта новой редакции Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

    — пересмотр ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» и ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»;

    — разработку новых Положений по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» и «Промежуточная бухгалтерская отчетность».

    Основой работы над ПБУ послужат материалы, полученные в ходе выполнения проектов ТАСИС по оказанию содействия России в реформировании бухгалтерского учета.

    Указанные положения по регулированию формирования индивидуальной годовой бухгалтерской отчетности будут доводиться до требований Международных стандартов финансовой отчетности. При этом следует учитывать, что содержание указанных нормативных правовых актов должно соответствовать российскому законодательству, экономическим условиям хозяйствования в Российской Федерации, отраслевой специфике деятельности хозяйствующих субъектов и требованию практической реализуемости. Большая роль в решении этой задачи отводится профессиональному сообществу в лице специалистов в области бухгалтерского учета, аудиторов и других заинтересованных лиц.

    Данная книга посвящена порядку составления и формирования показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2008 г.

    Поскольку в нормативные документы по бухгалтерскому учету не были внесены какие-либо важные изменения, касающиеся отчетности за 2008 г., в рассматриваемом отчетном периоде бухгалтерам следует уделить больше внимания совершенствованию учета, использованию тех возможностей, которые содержатся в имеющейся нормативной базе, для удовлетворения растущих потребностей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности в информации о деятельности отчитывающихся организаций, необходимой для принятия решений.

    В данной книге, в отличие от других книг, посвященных порядку составления отчетности за конкретный отчетный год, читатель не найдет ссылок на различные разъясняющие письма Минфина России с ответами на вопросы, возникающие в практике учета. Однако это не значит, что такие вопросы не рассмотрены в настоящей публикации. Книга рассчитана прежде всего на профессиональных (аттестованных, сертифицированных) бухгалтеров, являющихся членами Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, которые в силу своей высокой квалификации и профессионального статуса должны и способны самостоятельно принимать взвешенные решения и высказывать профессиональное суждение о порядке отражения в учете и отчетности тех или иных хозяйственных ситуаций.

    Раскрывая порядок формирования годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом и отдельных ее статей, автор — доктор экономических наук, профессор, руководитель Департамента методологии бухгалтерского и налогового учета ООО «Росэкспертиза» Л.В. Сотникова ставит задачу отразить ход рассуждений профессионального бухгалтера, давая ссылки на документы, имеющие статус нормативных.

    В книге особое внимание уделено используемым при описании порядка составления и содержания статей бухгалтерской отчетности терминам, наиболее важные из которых приведены в Тезаурусе в конце книги. Содержание терминов основано на требованиях действующих законодательных и нормативных документов.

    бухгалтеров и аудиторов России,

    методологии бухгалтерского учета

    и отчетности Минфина России,

    Одним из важнейших условий функционирования экономики, ее элементов в виде хозяйствующих субъектов, инфраструктуры и органов исполнительной власти является наличие определенной информации, удовлетворяющей ряду требований, позволяющей принимать обоснованные решения.

    Исторически и теоретически доказано, что такую информацию может давать только бухгалтерский учет в виде бухгалтерской отчетности (или — по западной терминологии — финансовой отчетности).

    Для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей в бухгалтерском учете формируется информация о финансовом положении хозяйствующего субъекта, финансовых результатах его деятельности и движениях денежных средств.

    Как известно, информация о финансовом положении формируется главным образом в виде бухгалтерского баланса, информация о финансовых результатах деятельности организации — в виде отчета о прибылях и убытках, а информация об изменениях в финансовом положении организации — в виде отчета о движении денежных средств.

    Полноту информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и движениях денежных средств обеспечивает совокупность указанных отчетов и ряда дополнительных показателей и соответствующих пояснений.

    Предъявляемые к отчетной бухгалтерской информации требования изложены не только в законодательных и нормативных правовых актах, утверждаемых от имени государства (в Федеральном законе «О бухгалтерском учете», положениях по бухгалтерскому учету), но и в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (1997), разработанной и одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Институтом профессиональных бухгалтеров (в настоящее время — Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России).

    Общеизвестно, что информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полезной пользователям. Если же допустить обратное, то возникает вопрос: зачем вести бухгалтерский учет либо ведется ли он надлежащим образом?

    Информация может быть полезной в случае ее уместности, надежности и сравнимости. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России раскрывает указанные характеристики предоставляемой информации следующим образом.

    Уместность информации. Информация уместна с точки зрения заинтересованных пользователей, если наличие или отсутствие ее оказывает или способно оказать влияние на решения (включая управленческие) этих пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки. На уместность информации влияют ее содержание и существенность. Существенной признается информация, отсутствие или неточность которой может повлиять на решения заинтересованных пользователей.

    Надежность информации. Информация надежна, если она не содержит существенных ошибок. Чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, к которым она фактически или предположительно относится. Факты хозяйственной деятельности должны отражаться в бухгалтерском учете исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования.

    Информация, представляемая заинтересованным пользователям (кроме отчетов специального назначения), должна быть нейтральной, то есть свободной от односторонности. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки заинтересованных пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

    При формировании информации в бухгалтерском учете следует придерживаться определенной осмотрительности в суждениях и оценках, имеющих место в условиях неопределенности, таким образом, чтобы активы и доходы не были завышены, а обязательства и расходы не были занижены. При этом не допускаются создание скрытых резервов, намеренное занижение активов или доходов и намеренное завышение обязательств или расходов.

    Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полной (с учетом ее существенности и сопоставимости затрат на сбор и обработку).

    Сравнимость информации. Заинтересованные пользователи должны иметь возможность сравнивать информацию об организации за разные периоды времени, для того чтобы определить тенденции в ее финансовом положении и финансовых результатах деятельности. Пользователи должны также иметь возможность сопоставлять информацию о разных организациях, чтобы сравнить их финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения в финансовом положении.

    Смотрите еще:  Минимальные требования для mac os

    Выполнение требования сравнимости обеспечивается тем, что заинтересованные пользователи должны быть информированы об учетной политике, принятой организацией, любых изменениях в такой политике и влиянии этих изменений на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации.

    Обеспечение сравнимости не означает унификацию и не предполагает какие-либо препятствия для совершенствования правил бухгалтерского учета и учетных процедур. Организация не должна вести учет какого-то факта хозяйственной деятельности тем же образом, что и раньше, если принятая учетная политика не обеспечивает реализацию таких требований, как уместность и надежность, либо существует лучшая альтернатива.

    Польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на подготовку этой информации.

    Заметим, что большинство приведенных требований к информации закреплено в действующих нормативных правовых актах по регулированию формирования бухгалтерской отчетности (ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», Приказ Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»). Минфин России уже пять лет не утверждает типовые формы бухгалтерской отчетности. Многие могут возразить, что приведенные в Приказе N 67н в качестве рекомендаций Образцы форм бухгалтерской отчетности являются и воспринимаются как типовые большинством организаций, которые не разрабатывают на их основе содержание своей бухгалтерской отчетности, учитывающей специфику деятельности, отраслевую принадлежность хозяйствующего субъекта, особенности структуры управления и другие факторы, влияющие на их деятельность. К тому же на такое сохранение старого восприятия норм Минфина России влияет и позиция статистических и налоговых органов, которым удобнее работать с унифицированными (стандартизированными) формами бухгалтерской отчетности, а не с составленной с индивидуальным подходом отчетной финансовой информацией. Видимо, это станет одной из причин отказа Минфина России от разработки образцов всех или ряда форм бухгалтерской отчетности (например, формы N 3 «Отчет об изменениях капитала» и формы N 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»).

    Элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовом положении организации, которые отражаются в бухгалтерском балансе, являются активы, обязательства и капитал.

    Элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовых результатах деятельности организации, которые отражаются в отчете о прибылях и убытках, являются доходы и расходы организации.

    К сожалению, несмотря на наличие действующих стабильно в течение ряда лет правил формирования бухгалтерской отчетности, приближенных к международно признанным требованиям раскрытия информации, положение у большинства хозяйствующих субъектов в части представления качественной отчетности не улучшается, а следовательно, не решаются поставленные перед ней задачи и цели. Можно отметить много недостатков в ведении бухгалтерского учета и отчетности, свидетельствующих о несоблюдении правил. Назовем лишь некоторые из них.

    — Ориентация большинства организаций на удовлетворение потребностей только одного внешнего пользователя — налоговой службы. В результате появляется опасная однобокость в составлении бухгалтерской отчетности, что проявляется и в организации бухгалтерского учета.

    — Косвенным признаком недостоверности бухгалтерской отчетности является наблюдающийся на протяжении ряда лет большой удельный вес убыточных организаций в целом по стране (от 30 до 60% по разным отраслям экономики и регионам). Естественно, встает вопрос о правомерной оценке признаков и показателей банкротства, показателей финансовой устойчивости, платежеспособности и т.д.

    — Выборочное соблюдение утвержденных правил бухгалтерского учета, принятие решений по способам учетной политики, не просчитанных с точки зрения последствий для экономики хозяйствующего субъекта (начисление резервов, в частности оценочных; применение норм амортизации, установленных для налогообложения, в целях бухгалтерского учета и раскрытия в бухгалтерской отчетности); несоблюдение процедур реорганизации, ликвидации юридического лица и т.п.

    — Отсутствие корпоративной и профессиональной заинтересованности как у бухгалтеров, так и у аудиторов. Непрофессионализм и сиюминутная оценка действий, отсутствие стремления к постоянному повышению квалификации, к сожалению, приводят к дискредитации профессии в глазах как руководителей, так и внешних пользователей.

    — Невнимание собственников и управленческого персонала к бухгалтерской информации, а иногда и сознательное ее игнорирование, незнание ими базовых основ и правил бухгалтерского учета, легковесное отношение к фиксации фактов хозяйственной деятельности, недооценка роли и значения аудиторской проверки бухгалтерской отчетности.

    Сложившаяся у большинства хозяйствующих субъектов система ведения бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащего качества и надежности формируемой ими информации, а также существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации заинтересованными внешними и внутренними пользователями.

    Важность составления и представления бухгалтерской отчетности подчеркивается в ряде законодательных и иных правовых актов.

    В Гражданском кодексе Российской Федерации определено, что одним из двух признаков юридического лица является наличие самостоятельного баланса, то есть сформированного организацией бухгалтерского баланса и иных форм бухгалтерской отчетности.

    Федеральные законы, касающиеся организационно-правовых форм организаций (об акционерных обществах, унитарных предприятиях и др.), имеют множество норм, указывающих на важную роль бухгалтерской отчетности. Исчисление ряда показателей (дивидендов, чистых активов) производится только на основе бухгалтерской отчетности. Одним из основных вопросов высшего органа любой организации является рассмотрение и утверждение бухгалтерской отчетности, а для публичных компаний — и аудиторского заключения.

    В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» установлен состав бухгалтерской отчетности, обязательные адреса ее представления (учредители, участники и территориальные органы государственной статистики) и сроки представления, определена публичность отчетности.

    Налоговый кодекс Российской Федерации, КоАП РФ, Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривают соответственно налоговую, административную и уголовную ответственность руководителя и иных должностных лиц за достоверность бухгалтерской отчетности.

    Государство в лице Минфина России обеспечивает организации инструментарием для составления бухгалтерской отчетности, включающим:

    — Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н (с последующими дополнениями и изменениями);

    — ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;

    — Положения по бухгалтерскому учету с разделами по раскрытию информации в бухгалтерской отчетности;

    — Рекомендации о формах бухгалтерской отчетности и Указания по ее составлению (Приказ N 67н).

    Все это свидетельствует о том, что бухгалтерская отчетность является важным механизмом функционирования и управления экономикой не только отдельного хозяйствующего субъекта, но страны в целом и ее регионов. Постоянно ведется речь о повышении роли бухгалтерской отчетности как зеркала инвестиционной привлекательности конкретного предприятия или организации.

    Следует напомнить, что разработанная по поручению Правительства Российской Федерации Минфином России Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004 — 2010 гг.) направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.

    С этой целью планируется провести работу по обновлению российской базы нормативного регулирования бухгалтерского учета, которая предполагает:

    — разработку при участии профессионального сообщества проекта новой редакции Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

    — пересмотр ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» и ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»;

    — разработку новых Положений по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» и «Промежуточная бухгалтерская отчетность».

    Основой работы над ПБУ послужат материалы, полученные в ходе выполнения проектов ТАСИС по оказанию содействия России в реформировании бухгалтерского учета.

    Указанные положения по регулированию формирования индивидуальной годовой бухгалтерской отчетности будут доводиться до требований Международных стандартов финансовой отчетности. При этом следует учитывать, что содержание указанных нормативных правовых актов должно соответствовать российскому законодательству, экономическим условиям хозяйствования в Российской Федерации, отраслевой специфике деятельности хозяйствующих субъектов и требованию практической реализуемости. Большая роль в решении этой задачи отводится профессиональному сообществу в лице специалистов в области бухгалтерского учета, аудиторов и других заинтересованных лиц.

    Данная книга посвящена порядку составления и формирования показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2008 г.

    Поскольку в нормативные документы по бухгалтерскому учету не были внесены какие-либо важные изменения, касающиеся отчетности за 2008 г., в рассматриваемом отчетном периоде бухгалтерам следует уделить больше внимания совершенствованию учета, использованию тех возможностей, которые содержатся в имеющейся нормативной базе, для удовлетворения растущих потребностей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности в информации о деятельности отчитывающихся организаций, необходимой для принятия решений.

    В данной книге, в отличие от других книг, посвященных порядку составления отчетности за конкретный отчетный год, читатель не найдет ссылок на различные разъясняющие письма Минфина России с ответами на вопросы, возникающие в практике учета. Однако это не значит, что такие вопросы не рассмотрены в настоящей публикации. Книга рассчитана прежде всего на профессиональных (аттестованных, сертифицированных) бухгалтеров, являющихся членами Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, которые в силу своей высокой квалификации и профессионального статуса должны и способны самостоятельно принимать взвешенные решения и высказывать профессиональное суждение о порядке отражения в учете и отчетности тех или иных хозяйственных ситуаций.

    Раскрывая порядок формирования годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом и отдельных ее статей, автор — доктор экономических наук, профессор, руководитель Департамента методологии бухгалтерского и налогового учета ООО «Росэкспертиза» Л.В. Сотникова ставит задачу отразить ход рассуждений профессионального бухгалтера, давая ссылки на документы, имеющие статус нормативных.

    В книге особое внимание уделено используемым при описании порядка составления и содержания статей бухгалтерской отчетности терминам, наиболее важные из которых приведены в Тезаурусе в конце книги. Содержание терминов основано на требованиях действующих законодательных и нормативных документов.

    Похожие статьи:

    • Закон рф о государственной поддержке малого предпринимательства в российской федерации Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" Изменения и поправки Принят Государственной […]
    • Приказ мо рф 500 от 2006 г Приказ Министра обороны РФ от 21 октября 2008 г. N 537 "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 500" (утратил силу) Приказ Министра […]
    • Приказ 693 от 23112011 г Приказ 693 от 23112011 г Кадастровые работы (подготовка межевых и технических планов), вынос границ в натуру В нашем разделе " Нормативные документы " Вы найдете более 3-х тысяч […]
    • Федеральный закон штат 9 Статья 9. Участники накопительно-ипотечной системы Информация об изменениях: Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 324-ФЗ в статью 9 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января […]
    • Бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию осуществляет Статья 154. Бюджетные полномочия исполнительных органов государственной власти (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований) Информация об изменениях: Федеральным […]
    • Приказ мо рф 20 от 2006 г Приказ Министра обороны РФ от 13 декабря 2007 г. N 526 "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2006 г. N 20" Приказ Министра обороны РФ от 13 […]
    Перспектива. 2019. Все права защищены.