Регрессивный налог в 2019 году

Оглавление:

Регрессивная система налогообложения

Налоговая ставка: понятие

Тариф фискального платежа характеризует размер налоговых отчислений в бюджет исходя из определенной налогооблагаемой базы. Тариф может устанавливаться в фиксированном размере (в денежном эквиваленте) или в процентах. Это один из самых основных элементов налога. Устанавливается он отдельно по каждому фискальному платежу в соответствующем законодательном акте. В РФ все правила исчисления и уплаты налогов, в том числе и размер ставки, регулируются НК РФ .

Виды налоговых ставок и их особенности

Налоговые ставки могут устанавливаться в фиксированном (твердом) размере или в процентном отношении к базе налогообложения.

Фиксированный тариф фискального сбора устанавливается в абсолютном выражении. Он не зависит от налоговой базы. Как правило, такая тарификация предусматривается для сборов, для которых сложно определить налогооблагаемую базу. В РФ к этому типу налогообложения относятся, например, госпошлины. Так, например, госпошлина за регистрацию юридического лица составляет в 2019 г. 4000 руб. Она не зависит ни от размера уставного капитала, ни от организационно-правовой формы, ни от потенциально возможного дохода, который будет получать организация в будущем.

Процентные системы налогообложения:

  • пропорциональная;
  • прогрессивная;
  • регрессивная.

Пропорциональная ставка устанавливается в одинаковом процентном отношении к налогооблагаемой базе. Процент не изменяется в зависимости от роста или снижения полученного дохода или иного стоимостного или физического показателя. В налоговой системе РФ большинство налогов относится именно к этой группе. Например, НДС, налог на прибыль и НДФЛ.

Прогрессивный тариф предусматривает рост уплачиваемого налога при возрастании базы налогообложения. Такая система применяется во многих странах к налогообложению доходов физических лиц. Так исчисляется подоходный налог в США, Австралии, Норвегии, большинстве стран Евросоюза.

Регрессивная тарификация, напротив, предусматривает ее снижение при возрастании базы налогообложения. Такая система нечасто применяется, но все же имеет место быть в современном законодательстве о налогах и сборах.

Регрессивная налоговая ставка в истории системы фискальных платежей в РФ

В истории российской налоговой системы был яркий пример применения регресса при уплате налога. До 01.01.2010 работодатели с выплат работникам уплачивали Единый социальный налог, который позднее заменили страховые взносы. Регулировался порядок уплаты ЕСН ныне не действующей главой 24 НК РФ. По ЕСН была установлена сложная регрессивная ставка, действовавшая следующим образом:

  • при доходе работника в течение года до 100 000 руб. тариф устанавливался в размере 26,1 %;
  • с суммы дохода свыше 100 000 и до 300 000 руб. — 20,0 %;
  • свыше 300 000 и до 600 000 руб. — 10 %;
  • с дохода свыше 600 000 руб. уплачивался ЕСН в размере 2 %.

С 01.01.2010 ЕСН был отменен. Ему на смену пришли страховые взносы, порядок уплаты которых существенно отличался.

Особенности применения в наши дни

На сегодняшний день ставка с регрессом частично сохранилась в тарификации страховых взносов. Так, при доходах свыше предельной налоговой базы тариф взноса на пенсионное страхование снижается с 22 до 10 %, а взносы в ФСС не уплачиваются вовсе (ст. 426 НК РФ) . Предельная база по страховым взносам устанавливается ежегодно Правительством РФ.

Новые налоги с 1 января 2019 года

Проводимая Правительством РФ налоговая реформа начнет действовать уже с начала 2019 года. Увеличение некоторых основных налогов обернется дополнительной нагрузкой на бизнес и конкретных граждан. Правоведы нашего юридического агентства изучили ключевые изменения законодательства, собрав всю важную информацию в одном месте. Итак, какие новые налоги с января 2019г. ждут россиян?

Налог для самозанятых

Инициатива введения этого налога исходила от президента страны и была реализована руководителем налогового ведомства М. Мишустиным. Разработанный им совместно с Минфином пилотный проект начнет работать сначала в 3 регионах России – Татарстане, Калужской и Московской областях. Тестирование системы будет осуществляться и в самой столице. Перечисленные области в настоящее время участвуют в проекте онлайн-класс. По словам М. Мишустина, мобильное приложение для новой реформы почти готово.

Назначением приложения станет возможность перечисления налоговых взносов самозанятым населением напрямую в ИФНС РФ, сокращение объема бумажного документооборота. Цель введения этих правил – включение страховых выплат данной категории работающих граждан в налоговый бюджет. Для самих людей новшество по задумке разработчиков должно принести свою пользу: они смогут пользоваться всеми услугами наравне с гражданами, которые трудоустроены в организациях.

Экологический налог

Плательщиками нового налога станут организации, ИП и физические лица. При этом льгот для малого бизнеса или крупных корпораций не предусмотрено. Основное отличие от действующих сборов за загрязнение окружающей среды – администрирование налоговой службой.

Экологический налог появится в НК РФ в виде отдельной главы, разработка проекта уже завершена. Плательщиками вводимого налога в новом году станут:

  • компании любых организационно-правовых форм собственности;
  • простые граждане;
  • индивидуальные предприниматели, которые зарегистрированы на территории РФ и осуществляющие любую деятельность.

Объектом налогообложения выступит негативное воздействие, направленное на окружающую среду. Причиной такого воздействия станут следующие действия:

  1. выброс в атмосферу загрязняющих веществ (по прилагаемому перечню);
  2. сброс стоков в водоемы;
  3. образование вредных и опасных отходов – продуктов жизнедеятельности, потребления или производства; их захоронение, накопление и размещение (отличается по классам опасности).

Вносятся налоги в казну авансовыми платежами, исключение составляют ИП и малые предприятия – им разрешат перечислять итоговый платеж сразу за год.

Туристический налог

В перечне «Новые налоги с 1 января» появится туристический платеж, который вводится во всех 85 регионах страны. В настоящее время 3 края – Ставропольский, Алтайский и Краснодарский, а также республика Крым уже знакомы с курортным сбором. Остальные регионы смогут взимать с туристов плату за проживание в размере не более 2% начиная с 2020-го года.

Пилотный проект активно разрабатывается и по оценке экспертов, в 2019 г. с большой долей вероятности может заработать в Санкт-Петербурге. Цель реформы туристической сферы – пополнение федерального бюджета. В условиях постоянного дефицита даже 1-2% от стоимости размещения способны исправить ситуацию.

Налогоплательщиками станут все туристы, в т.ч. иностранные, которые приезжают в конкретный регион для знакомства с достопримечательностями или отдыха. И часть регионов уже заинтересовались инициативой разработчиков, поэтому Министерство культуры РФ вынесло предложение о туристическом налоге на обсуждение Министерством культуры и Министерством финансов.

Повышение налогов в России с 1 января 2019 года: полный перечень

Работодателей грядущий год встретит совсем не радостными изменениями. По всей видимости, увеличится сумма минимального размера оплаты труда на федеральном и региональном уровне. Согласно требованиям законодательства о МРОТ, с 1 января 2019 г. он должен составлять величину прожиточного минимума за 2 квартал 2018 г. Пока конкретных цифр Правительство РФ не устанавливало, но реализация закона приведет к росту зарплат сотрудников.

Увеличение фонда заработной платы – ключ к повышению налоговой нагрузки, потому что на все выплаты необходимо начислить страховые взносы во внебюджетные фонды (порядка 30%). Рост предельной базы по страховым взносам с 01.01.2019 г. от 10 до 15% также обернется для многих компаний ростом расходной части их бюджетов.

Внесенный в Государственную Думу еще 28 марта 2018 г. законопроект о повышении ставки налога на доходы физических лиц и введении прогрессивной налоговой шкалы уже 2 апреля был одобрен думским Комитетом по налогам и бюджету и отправлен на рассмотрение законодателей. Одновременно Комитет отправил соответствующие запросы о подготовке экспертного заключения Президенту РФ, в Правительство, Совет Федераций и другие заинтересованные ведомства.

Разработчики законопроекта предлагают ввести пониженную ставку 5% по НДФЛ для граждан, чей среднегодовой доход составляет меньше 100 тысяч рублей. Если заработок составит 100 тыс. руб. – 3 млн. руб., налог составит 13%. На доход 3-10 млн. руб. в год предлагается ставка НДФЛ – 25%.

Новые налоги в 2019 г. распространяются и на подакцизную продукцию. Рост акцизов, запланированный на следующий год – 10%. Это вызовет ощутимое повышение цен на сигареты и алкоголь. Рост акцизов на топливо приведет к автоматическому увеличению расценок на перевозки – потребитель ощутит это на себе изменением розничных ценников на продукты питания.

Стоимость бензина в 2018 г. стала причиной того, что увеличения акцизов с 1 июля удалось избежать. Поэтому многие аналитики предполагают резкий скачок цен на топливо с начала 2019-го года. Налоговым кодексом РФ установлены фиксированные ставки по акцизам вплоть до 2020г., но Правительство постоянно корректирует положения законодательного акта.

Смотрите еще:  Адвокат защитник книги

Повышение ставки НДС

Начиная с 1-го января 2019г. НДС увеличится с 18 до 20%, на социально значимую и детскую продукцию будет действовать льготная ставка налога 10%. Новые налоги в 2019 г. в части увеличения НДС не коснутся только представителей малого бизнеса по причине того, что эти субъекты экономики находятся на специальных налоговых режимах (ЕНВД, ПСН, УСН, ЕСХН). Основанием для освобождения этой категории налогоплательщиков от уплаты НДС зафиксировано пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса России.

Важно: перейти на УСН с общей системы налогообложения можно лишь при соблюдении ряда условий (годовая среднесписочная численность работников не более 100 чел., доход за 9 месяцев – не более 112 млн. рублей).

Повышение налогов для ИП

Индивидуальные предприниматели тоже почувствуют увеличение налогов в 2019г. Речь идет о повышении взносов с ИП, которые они платят «за себя». Суммы этих платежей:

  • в Пенсионный фонд РФ – 29,354 тыс. руб.;
  • ФФОМС – 6,884 тыс. руб.

1% страховых взносов на доход свыше 300 тыс. руб. в год остается на прежнем уровне, без увеличения.

Простые граждане ждут новых налогов без энтузиазма. Несмотря на запланированный рост уровня дохода, возрастет и нагрузка на бизнес работодателя. Эта мера повлечет за собой перевод сотрудников на неполный рабочий день с выведением части зарплаты на наличные, «серые» расчеты.

Увеличение акцизов приведет к повышению цен на основные потребительские товары. Рост НДС также ударит по карману конечного покупателя, снижая социальную защищенность населения.

Увеличение всех цен станет катализатором для уровня инфляции в стране. Предприниматели начнут скрывать часть доходов, вводя систему двойной бухгалтерии. Вместо прогнозируемого пополнения казны возможен обратный эффект от налоговых реформ 2019г.

Что такое регрессивная система налогообложения

Уровень развития и функционирования государства во многом зависит от наполнения доходной части бюджета, основным источником которой являются налоги. Налоговая система – мощный экономический регулятором в условиях рыночных отношений. От эффективности данной системы зависит благополучие всего государства. Существует четыре системы соотношений налоговых ставок к доходу: пропорциональная, равная, прогрессивная и регрессивная системы налогообложения.

Мировая практика

В наиболее развитых странах общество принимает оплату сборов, как нечто вполне естественное. Однако существует определенная грань между посильной и чрезмерной нагрузкой на бизнес и население, которую переходить нельзя.

Методы для регулирования налогообложения в мировой практике

  1. Равный. Вариант примитивный и самый простой, но не в полном объеме учитывает интересы малоимущих граждан страны. Такой метод используется в Японии. Суммы налоговых платежей равны для всех жителей государства независимо от их платежеспособности.
  2. Пропорциональный. Ставка одинакова для всех, сумма зависит от базы налогообложения. В России при расчете множества платежей применяется данный метод. Такой способ в большей степени бьет по карману среднестатистических плательщиков по сравнению с состоятельными гражданами. Нагрузка на свободный доход довольно высокая.
  3. Прогрессивный. Такой метод прост и понятен – платит больше тот, кто зарабатывает много. В Новой Зеландии применяется прогрессивный метод начисления подоходного налога. В этой стране хорошо развиты социальное обеспечение населения, бесплатное образование и качественное медицинское обслуживание. Такой метод имеет самую высокую поддержку среди граждан, и выглядит вполне справедливо: с увеличением дохода растет и ставка налога. Однако не во всех государствах он эффективен и нередко провоцирует уклонение от налогов: в странах, применяющих прогрессивную схему, бизнесмены выводят свои доходы из-под налогообложения путем перевода бизнеса в другие страны, тем самым сокращая налоговые поступления в бюджет родной страны.
  4. Регрессивный. На первый взгляд формула расчета кажется необъективной: большие обязательные отчисления в бюджет при меньших доходах. Однако регрессивное налогообложение показывает, что богатство можно декларировать. В результате увеличения прибыли понижается коэффициент сбора. Регрессивный метод порой дает больший эффект, чем прогрессивный.

Плюсы и минусы регрессивного налогообложения

Этот вариант начисления платежей до достижения определенного размера дохода можно рассматривать как пропорциональный или прогрессивный, но затем вместо увеличения ставка налога по мере роста дохода снижается.

В чистом виде регрессивная шкала налогообложения встречается в современной мировой экономике очень редко. Однако в Российской Федерации начиная с 2001 года единый социальный налог (сейчас – страховые взносы) рассчитывается по данной схеме. Снижение ставки взносов при увеличении расходов на фонд оплаты труда направлено на выведение из тени заработной платы, сокращение выплаты дохода «в конвертах».

Так, например, в 2018 году лимит по взносам на обязательное социальное страхование составит 755 000 руб. (в 2016 году он был равен 718 000 руб.), а предельная база по пенсионным взносам в 2018 году – 876 000 руб. (в 2016 году – 796 000 руб.); медицинские взносы в 2018 году придется платить со всех выплат, как и в 2016 году. При этом необходимо отслеживать совокупный доход каждого работника.

К регрессивным можно отнести и косвенные налоги (акциз, НДС, пошлина), если рассматривать не номинальную ставку, а экономическую, то есть отношение суммы перечисленного налога к общей сумме дохода. Акцизный сбор устанавливается в отношении отдельных товаров массового потребления и зависит от вида товара. НДС добавляется к цене товара на всех этапах – от производства до реализации. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС в соответствии со ст. 171 Налогового кодекса РФ, что доказывает отнесение этого вида налога к регрессивному. А, например, в суде государственная пошлина на подачу заявления зависит от размеров имущественных требований истца.

Так как вся нагрузка по косвенным платежам ложится непосредственно на носителя (конечного потребителя), их бремя будет выше для той части населения, доход у которой меньше.

Напрямую о применении регрессивного вида налогообложения в российском законодательстве не говорится. А обратившись к мировому опыту, нельзя сделать однозначный вывод о положительных либо отрицательных моментах данного подхода. В целом большинству указанная система кажется несправедливой.

Ведь получается, что при таком виде налогообложения гражданин, имеющий меньшие доходы, в процентном выражении платит больше гражданина с большими доходами. Так, например, еще австрийский экономист Карл Менгер (1840-1921) – основатель «австрийской школы» маржинализма – в своей книге «Основания учения о народном хозяйстве» писал, что N-ная сумма денег для бедного дороже, чем для богатого.

Но рассмотрим в качестве примера расчет страховых взносов.

В 2018 году замдиректора ООО «Альфа» Иванов П.С. получал заработную плату в размере оклада 90 000 руб. В августе 2018 года его совокупный доход за год достиг 720 000 руб.

Бухгалтер Петрова С.И. на зарплату Иванова за период с января по октябрь начислила следующие взносы (для наглядности для расчета принимаем взносы в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, без учета Фонда медицинского страхования):

в Пенсионный фонд

720 000 х 22% = 158 400 руб.

и в Фонд социального страхования

720 000 х 2,9% = 20 880 руб.

За этот же период с заработной платы бухгалтера Петровой С.И., имеющей оклад 30 000 руб., доход которой достиг 300 000 руб., было начислено взносов:

в Пенсионный фонд

240 000 х 22% = 52 800 руб.

и в Фонд социального страхования

240 000 х 2,9% = 6 960 руб.

За весь 2018 год эти работники получили доход: Иванов – 1 080 000 руб. и Петрова – 360 000 руб.

Тогда годовые взносы с зарплаты Петровой при общей ставке 24,9% (т.е. 22% + 2,9%) составят:

в Пенсионный фонд

360 000 х 22% = 79 200руб.

и в фонд социального страхования

360 000 х 2,9% = 10 440 руб.

Годовые же взносы с зарплаты Иванова составят:

в Пенсионный фонд

876 000 х 22% + (1 080 000 – 876 000) х 10% = 213 120 руб.

и в Фонд социального страхования

755 000 х 2,9% = 21 895 руб.

Итого 213 120 + 21 895 = 235 015 руб., что в процентном выражении от совокупного годового дохода Иванова составит

235 015 : 1 080 000 х 100% = 21,76%

Следовательно, в процентном выражении налоговая нагрузка на организацию при регрессивном налогообложении ниже.

Но бухгалтер Петрова будет обижаться и думать о несправедливости жизни: «Этот замдиректора получает больше зарплаты, чем я; так и взносы в процентах гораздо ниже, чем начисленные на мою зарплату!».

Итак, регрессивный метод нельзя назвать однозначно полезным или вредным для налогоплательщиков, но для экономии на процентной ставке он стимулирует граждан зарабатывать больше.

Таким образом, сокращая долю налогов и тем самым уменьшая налоговое бремя при применении регрессивной шкалы налогообложения по социальным взносам, Россия добилась снижения коррупционной составляющей, вывода «из тени» выплат зарплаты работникам, роста наполнения бюджета: поступления от этой статьи доходов в % от ВВП составили в 2014 году 6,46%, а в 2015 году – 6,96%.

Смотрите еще:  Судебная практика по ст3271 ук рф

Налоги – регрессивная шкала налогообложения: Видео

Налоги — что это (определение), их назначение, виды, функции и контроль уплаты налогов

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Жить в правовой стране – это значит не только быть защищенным государством и иметь социальные гарантии, но и выполнять обязанности по отношению к нему.

К таковым относится и уплата налогов. Что это такое, для чего они нужны, и как классифицируются – об этом расскажем в статье.

Что такое налог

Экономическая, социальная и политическая жизнь на определенном участке территории, называемом страной, регулируется государством. Выполнение функций государства в указанных рамках нуждается в финансовом обеспечении.

Оно осуществляется из казны государства, которая состоит из бюджета (финансовой составляющей) и государственной собственности. Наполнение бюджета в основном проводится посредством взимания с юридических и физических лиц специальной платы за все полученные ими доходы. Эти сборы называются налогами.

Вывод: налоги – это принудительно взимаемая с юридических и физических лиц плата, являющаяся финансовым обеспечением функционирования государства.

Взимание налогов – насущная необходимость, выполнение которой поручено налоговым органам.

Налоговая система государства – это совокупность следующих компонентов:

  1. законодательной базы, регламентирующей сбор налогов;
  2. непосредственно налогов;
  3. форм, методов и принципов установления, взимания и корректировки ;
  4. системой контроля за всеми этапами налогообложения.

Основной документ, который регулирует все взаимоотношения в рамках налоговой системы России (исчисление, уплата налогов, наказание за нарушения) – это Налоговый Кодекс (НК) РФ.

Для улучшения восприятия материала рассмотрим основные термины, принятые в налоговой сфере:

  1. Налогоплательщик – это физическое или юридическое лицо, обязанное в силу налогового законодательства уплачивать налоги. Например, у вас есть квартира, принадлежащая по праву собственности. Это автоматически делает вас налогоплательщиком имущественного налога;
  2. Налоговый агент – физическое или юридическое лицо, которое должно рассчитать сумму налоговых выплат, удержать ее с налогоплательщика и перечислить в бюджет соответствующего уровня.

Например, если гражданин трудоустроен, то его налоговым агентом является работодатель, он (или бухгалтер предприятия) рассчитывает налог, удерживает ее с заработной платы работника и перечисляет в бюджет;
База налогообложения – это денежная сумма или денежный эквивалент имущества, находящегося в собственности, с которой нужно уплатить налог. Он рассчитывается путем умножения налогооблагаемой базы на налоговый тариф.

Например, гр. Иванов сдавал квартиру по договору найма в течение года. Полученная сумма дохода является базой налогообложения, и в нашем примере, допустим, составляет 180 тыс. руб. Следовательно, гр. Иванов должен уплатить в казну государства налог на доход физического лица (НДФЛ) = 13 % (утвержденная ставка). Сумма выплат составит 23400 руб.;

  • Объект налогообложения – это объект (проданная услуга, товар, имущество и пр. в денежном эквиваленте), за который нужно уплатить сбор в казну;
  • Налоговая ставка – это норма налоговых отчислений на единицу налогообложения. Например, для НДФЛ утверждена ставка 13 %. Это значит, что за полученный доход (Д) физическое лицо должно уплатить налог (Н), размер которого составляет: Н = Д х 13 %.
  • Налоговый период – временной интервал, за который нужно провести выплаты на имеющиеся объекты налогообложения. Этот период для разных видов налогов отличается (от квартала до года). Так, налог на имущество физических лиц рассчитывается и уплачивается 1 раз в год, а на добавленную стоимость (НДС) – раз в квартал.
  • Функции налогов

    Всего различают 4 функции заложенные в налоговые сборы, которые схематично показаны на приведенном ниже рисунке и подробно расписаны чуть ниже.

    Фискальная функция налогообложения является основной. Ей отводится главная роль – наполнение государственной казны денежными средствами.

    Фискалить – это значит, собирать сведения и передавать их.

    Налоговые органы контролируют налогоплательщиков и накладывают санкции на нарушителей, тем самым стимулируя своевременную и в полном объеме уплату налогов.

    Распределительная функция состоит в том, чтобы разделять денежные средства, полученные при налогообложении физических и юридических лиц. Поступив в казну, деньги выделяются на различные социальные и прочие государственные проекты. Вот как будут распределены средства государственного бюджета в 2019 году:


    *при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

    Контрольно-учетная функция налогообложения позволяет вести контроль и учет хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, выявлять источники доходов и расходов. Кроме того, надежный контроль не дает возможности криминализации экономики.

    Стимулирующая функция налогов заключается в поддержке некоторых видов хозяйственной деятельности через применение налоговых льгот. Это касается сельского хозяйства, малого бизнеса, самозанятых граждан.

    Виды и классификации налогов

    Классификация налогов зависит от фактора классификации. Традиционно их принято разделять по таким критериям:

    1. по определению налогооблагаемой базы:
      1. прямые,
      2. косвенные;
    2. по отношению к доходам налогового агента:
      1. аккордные,
      2. подоходные;
    3. по субъекту-получателю налогов:
      1. федеральные,
      2. региональные,
      3. местные;
    4. по соотношению налоговой ставки к объекту налогообложения:
      1. прогрессивные,
      2. регрессивные,
      3. пропорциональные.

    Далее проанализируем каждый вид налогов немного подробней.

    Прямые и косвенные виды налогов

    Прямые налоги – это те, которые имеют явный характер, т. е. взимаются непосредственно с физического или юридического получателя каких-либо доходов.

    Величина выплаты зависит от суммы дохода. В таблице ниже перечислены все виды прямых налогов. Они устанавливаются в процентном соотношении к налогооблагаемой базе.

    1. на доходы физических лиц (НДФЛ)
    2. на предпринимательскую прибыль
    3. на прибыль организаций
    4. на заработную плату
    5. на процентные доходы
    6. на земельную ренту
    1. налог на недвижимое имущество
    2. налог с наследования или дарения

    Например, налог на доходы физ. лиц в нашей стране равен 13 %. Следовательно, если начислил работодатель своему сотруднику Иванову заработную плату 30 тыс. рублей, значит, должен заплатить за Иванова в казну 3900 руб. (это 13 % от 30 тыс.).

    К косвенным относятся налоги, которые начисляются на товары и услуги как бы «прицепом».

    Пример: производитель мебели ИП Сидоров изготовил и выставил на продажу шкаф. С учетом всех затрат и предполагаемой прибыли Сидоров установил цену на свое изделие в размере 10 тыс. руб.

    Но ИП Сидоров «тертый калач», и знает, что от стоимости проданного шкафа он должен будет заплатить в казну налог на добавленную стоимость» (НДС). С 2019 года НДС равен 20 %. Поэтому Сидоров выставляет свой шкаф на продажу не за 10 тыс., а за (10 тыс. + 20 %) = 12 тыс. руб.

    Следовательно, покупатель заплатит при покупке 12 тыс. руб., и, таким образом, станет плательщиком налога (но не налоговым агентом!). Производитель (он же продавец) ИП Сидоров станет после факта продажи шкафа налоговым агентом НДС (посредником между покупателем и казной государства). Получая в кассу 12 тыс. руб., он обязан 2 из них заплатить в форме НДС.

    Аккордные и подоходные виды налогов

    Подоходные налоги зависят от величины полученного дохода. Ранее в статье мы рассмотрели пример с НДФЛ (что это?).

    Возьмем еще один: налог на прибыль компании. Налогооблагаемой базой в данном случае является доход за вычетом производственных и прочих издержек, затрат на рекламу, обучение, научно-исследовательские мероприятия. На оставшуюся после вычетов сумму прибыли начисляется налог с тарифной ставкой 20 %.

    Аккорд в музыке – это одновременное звучание нескольких звуков. Аккордное налогообложение предполагает, что размер выплат не зависит от величины налогооблагаемой базы. Образно говоря – это несколько налогов, рассчитанных усреднено и уплаченных «аккордом» (одновременно).

    Примером в РФ может служить единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Доход называется вмененным, потому что не исчисляется каждый налоговый период индивидуально для конкретного налогового агента, а является предполагаемым, рассчитанным для определенного вида деятельности. ЕНВД – это специальный режим налогообложения, заменяет несколько выплат.

    Федеральные, региональные и местные виды налогов

    Напомню, что уплаченные налогоплательщиками деньги, перечисляются в государственный бюджет.

    Его структура подчинена строгой иерархии:

    Посмотрите, как распределяются налоги по бюджетам разных уровней:

    Существуют и комбинированные варианты. Примером является налог на прибыль организаций. Общая процентная ставка = 20 % (ст. 284 НК РФ). 2 % из уплаченной суммы направляется в Федеральный бюджет, а 18 % — в местный.

    Прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги

    В этом типе классификации (по соотношению налоговой ставки к объекту налогообложения) различают три вида, схематично показанных и кратко описанных на расположенном ниже рисунке:

    Рассмотрим на примерах, как исчисляются указанные виды налогов:

      Пропорциональный вид – тарифная ставка неизменна:

    НАЛОГовая реформа: что будет с «упрощенкой» в 2019 году?

    Государство рассматривает возможность сгладить разрыв между упрощенной и общеустановленной системами налогообложения через введение общеобязательного НДС.

    Позиция налогового органа в этом вопросе такова: поскольку критерий отнесения к МБ — это численность работников, вся разница между большим и малым субъектом предпринимательства при одном и том же виде деятельности по факту может упираться в нескольких сотрудников.

    Значительная разница в условиях налогообложения приводит к искусственному сдерживанию развития компаний или возникновению групп связанных лиц — только ради ЕНП. Следовательно — нужно уменьшать разрыв в налогообложении. А первый наиболее очевидный шаг в этом направлении — общеобязательный НДС для всех категорий плательщиков.

    Джахонгир АБДИЕВ, начальник управления камерального контроля ГНК РУз:

    — Скорее всего, изменения будут вноситься и в упрощенную, и в общеустановленную системы. Первое, что мы должны сделать — до 1 июля внести свои предложения по снижению ставки НДС с учетом отмены льгот и расширения группы плательщиков.

    Скорее всего, в будущем году его уплата станет обязательной для всех категорий плательщиков. А увеличение налоговых поступлений даст нам резерв для снижения ставки.

    Устранив «разрывы» в цепочке плательщиков НДС, мы дадим всем компаниям возможность принимать его к зачету. Выиграют от этого все, в первую очередь, — плательщики ЕНП, вынужденные включать в себестоимость своей продукции входящий НДС.

    Также мы хотим упростить механизм и сохранить сроки возврата налога.

    Налогоплательщик при этом не будет иметь прямого контакта ни с налоговым, ни с финансовым органом. Мину­совое сальдо НДС, который компаниия оплатила по нулевой ставке, будет ей возвращено в течение 12 дней. Все документы будут оформляться в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика. Эта норма вступает в силу с 1 апреля текущего года.

    Как сильно может снизиться ставка НДС? Будет ли она варьироваться?

    — В этом вопросе мы будем опираться на расчеты Минэкономики и зарубежный опыт. Во многих странах действует гибкая политика в отношении НДС. Есть основная ставка + несколько сниженных. Но правом на полный возврат экспортного НДС при этом могут обладать только компании, уплачивающие его по основной ставке. И налогооблагаемая база может быть разная.

    Мы не хотим настолько усложнять жизнь налогоплательщикам: механизм должен быть очень простой и прозрачный, формы расчетов должны заполняться легко. В идеале налогоплательщик должен внести свою налогооблагаемую базу в электронную форму, а исчисление налога будет производиться автоматически.

    — Помимо общеобязательного НДС, какие еще изменения в обозримом будущем могут коснуться плательщиков единого налогового платежа?

    — Сейчас мы прорабатываем общую концепцию. Она может быть скорректирована после того, как к началу апреля завершится комплексный мониторинг работы налоговых, таможенных и финансовых органов. Но о некоторых запланированных изменениях можно сказать уже сейчас. В частности, для общепита вводится регрессивная ставка ЕНП. Мы проработали этот проект вместе с Минфином, он находится в стадии принятия.

    До настоящего момента предприятия общественного питания платили налог по единой ставке 10%. Регрессивная ставка будет зависеть от местоположения предприятия.

    При единой ставке плательщики не находились в равных условиях: у столичных предприятий оборот большой, в регионах — маленький. Поэтому фактически это была дискриминация по территориальному признаку. Нововведение должно исправить ситуацию в соответствии с принципом справедливости налогообложения. По проекту намечается градация ставки: 8%, 5% и 3% — в зависимости от региона.

    — С введением обязательного НДС у многих предприятий могут возникнуть проблемы с определением облагаемой базы, — считает Абдихофиз ТАНГИРКУЛОВ, консультант аудиторской организации «Grant Thornton», директор организации налоговых консультантов «Exact advicer», член постоянно действующей Экспертной комиссии по дальнейшему совершенствованию налоговой системы РУз:

    — В выигрыше от введения обязательного НДС — однозначно — будут материалоемкие производственные предприятия. А у организаций, оказывающих услуги (проектных, аудиторских и других), где нет таких материальных затрат, которые могли бы повлиять на сумму НДС, вносимую в бюджет, — входящего НДС мало, к зачету принять практически нечего. Поэтому этот налог будет увеличивать цену выполненных работ у этой категории плательщиков.

    Второй важный момент: у многих компаний могут возникнуть проблемы с определением облагаемой базы по этому налогу. Потому что далеко не все предприятия — особенно это касается малого бизнеса — имеют квалифицированного бухгалтера, хорошо понимающего сущность НДС.

    В целом, если мы сейчас стараемся сгладить разницу между упрощенной и общеустановленной системами налогообложения, первое, что нужно сделать, — постараться максимально упростить процессы определения налогооблагаемой базы и применения ставок по всем видам налогов и обязательных платежей.

    Оксана ОГНЕВЧУК, заместитель председателя правления Федерации бухгалтеров Узбекистана, CIPA, DipIFR:

    — Основная проблема с налогооблажением в Узбекистане, на мой взгляд, — это диспропорция налоговой нагрузки у предприятий крупного и малого бизнеса. Отсутствие по-настоящему конкурентной среды приводит к тому, что у бизнеса нет стимулов расти. Потенциальные бонусы роста нивелируются в разы возрастающими расходами на налоги. Также это вынуждает бизнес искусственно дробиться на малые сегменты.

    Что можно сделать, чтобы решить проблему?

    1. Ввести «полный» НДС (платят все).

    На текущем этапе развития ИКТ есть возможность адекватного налогового администрирования, и этот налог может сегодня стать наиболее эффективным и справедливым.

    К примеру, регистрация на государственном портале налоговых счетов-фактур, сопровождающих отгрузку и получение товаров (работ, услуг) позволит избежать сокрытия реализации. Получатель, заинтересованный в зачете оплаченного поставщику НДС, своевременно проинформирует о наличии такого своего права налоговый орган, внеся входной счет-фактуру. И у поставщика не останется выбора — отражать или не отражать выручку. Налоговое фактурирование обеспечит информацией и о совокупной выручке практически в момент ее возникновения.

    Конечно, остаются определенные «старые» проблемы НДС — налогообложение финансовых услуг, государственные и некоммерческие секторы, электронная торговля. Но, на мой взгляд, и они вполне преодолимы сегодня.

    Если будет принято решение ввести «полный» НДС, хотелось бы избежать потенциальных негативных аспектов его применения, с которыми в свое время уже столкнулись регуляторы других стран. Высокие и множественные ставки, применение нулевой ставки (за исключением экспорта), применение освобождений по различным причинам (разрыв цепочки зачетов). Упрощенные режимы не должны заменять НДС.

    2. Убрать все налоги с оборота (ЕНП, отчисления в фонды), как несправедливые (облагается не результат, а оборот).

    Они приводят к многократному налогообложению одних и тех же объектов в случаях, когда продукт, произведенный одним предприятием, становится сырьем для другого. Это провоцирует чрезмерный рост потребительских цен при полном отсутствии контроля со стороны регулятора — с точки зрения обеспечения социальной справедливости для граждан.

    3. Упростить критерии для применения упрощенной системы налогообложения.

    Ввести единый критерий по численности без какой-либо привязки к виду деятельности, и уж тем более — к стат. кодам, по которым эта деятельность учитывается для статистических целей. Исключить право применения упрощенного налогообложения для предприятий, входящих в более крупные структуры (имеющих неторговые или вообще любые инвестиции и созданных другими юридическими лицами — вне зависимости от доли юрлица в УК).

    Также нужно сократить количество «упрощенцев», имея в виду такие негативные последствия их наличия, как стимулирование избежания уплаты налогов, значительное усложнение всей налоговой системы. Упрощенка несколько облегчает работу налогового органа, но создает при этом несоизмеримые проблемы для всей экономики. Кроме суммарного сокращения налоговых поступлений, применение различных режимов в зависимости от отрасли и масштаба деятельности препятствует свободному движению капиталов и других ресурсов.

    Только действительно малый бизнес должен сохранить право на упрощенное налогообложение.

    4. Ввести регрессивную шкалу социального платежа.

    Чем больше ФОТ — тем меньше ставка. Такой механизм будет стимулировать вывод зарплат из теневого сектора. Работодатель, обеспечивающий высокую оплату труда своим сотрудникам, обеспечивает тем самым более высокие налоговые поступления по налогам и сборам (НДФЛ, ОСВГ).

    5. Повысить предел, при котором применяется максимальная ставка НДФЛ.

    С целью вывода из тени доходов физических лиц на первом этапе реформ обычно применяют единую ставку подоходного налога. Но, даже если стремиться обеспечить бóльшую справедливость налогообложения доходов физических лиц и сохранить прогрессивную шкалу, сегодня необходимо, как минимум, повысить предел, с которого начинает применяться максимальная ставка. И этот налог можно значительно упростить сокращением количества ставок в шкале — до двух.

    Похожие статьи:

    • Пенсия мГорбачева Какую пенсию получают бывшие президенты? Большинство граждан интересуется вопросом о размерах пенсионных отчислений предыдущих Президентов страны. И самыми популярными личностями являются […]
    • Приставы льговского района курской области Отдел судебных приставов по Дмитриевскому, Хомутовскому и Конышевскому районам Курской области Адрес: 307500, Курская область, г.Дмитриев, ул.Ленина, д.54 Время работы: Вт с 09:00 до […]
    • Как оформить кадастровый паспорт дома Кадастровый паспорт на дом, как выглядит и как его заказать Кадастровый паспорт на дом – это официальный документ, выдаваемый государственной кадастровой палатой, который подтверждает […]
    • Расчитать госпошлина в арбитражный суд Калькулятор госпошлины в арбитражный суд Калькулятор госпошлины в арбитражный суд — надежный помощник в ваших расчетах. Госпошлина за подачу искового заявления в арбитражный суд […]
    • Патент 2019 в 2019 Сколько будет стоить патент в 2019 году Для работы в России, каждому иностранному гражданину необходимо приобрести патент, обеспечивающий легальное трудоустройство на территории страны. […]
    • Налог на выигрыш в стимулирующую лотерею Налог на выигрыш в лотерею: кто и сколько должен заплатить Налог на выигрыш Итак, при любом выигрыше денег или какого-либо имущества все граждане обязаны заплатить налог на доход […]
    Перспектива. 2019. Все права защищены.