Развод для детей дошкольного возраста

Статья на тему:
«Влияние ситуации развода родителей на психоэмоциональное развитие ребенка»

В статье представлен обзор зарубежных и отечественных исследователей о влияние ситуации развода родителей на психоэмоциональное состояние ребенка. Как влияет развод на психическое развитие ребенка в дальнейшем? Какими опасностями он грозит? Какие условия могут дать надежду и помочь избежать травматических воздействий на последующую жизнь ребенка? Статья рекомендована педагогам-психологам, воспитателям, родителям.

Предварительный просмотр:

«Влияние ситуации развода родителей на психоэмоциональное развитие ребенка»

Последние десятилетия зарубежные и отечественные ученые активно занимаются исследованием данной проблемы.

Известный психоаналитик Юдифь Валлерштейн на основе своего пятнадцатилетнего наблюдения за определенной группой детей, переживших развод родителей, утверждает, что продолжение агрессивных разногласий между родителями порождает у детей не только мучительный “конфликт лояльности”, но, прежде всего, это складывается печальным образом на их отношении на своей собственной персоне. Ребенок, становясь взрослым, продолжает чувствовать себя нежеланным, своего рода несчастным случаем, плодом ненависти, а не любви. Такие дети не любят себя, не находят радости в жизни и не видят в ней смысла, вплоть до того, что их посещают мысли о самоистреблении.

Валлерштейн отмечает, что, прежде всего, несмотря на разрыв супружеских отношений, родители должны предпринять все возможное, чтобы дать ребенку возможность поддерживать добрые отношения с ними обоими. “Они должны также приложить все силы и мужество, чтобы побыстрее избавиться от своих собственных страданий. Заботясь о своем собственном душевном благополучии, родители заботятся и о душевном благополучии детей, поскольку тогда они в состоянии гораздо успешнее выступать в своей родительской роли”. Чрезвычайно важно то, что родители должны научиться отличать свои собственные потребности от потребностей детей. Поэтому матери не мешало бы задаться вопросом, а хотелось бы мне самой на месте ребенка, чтобы мой папа навсегда исчез из моей жизни? Поэтому родители должны быть в состоянии извиниться перед своим ребенком за развод, вне зависимости от его обстоятельств. И родители должны вселить в детей уверенность, что с настоящего момента они будут предпринимать все, что в их силах, чтобы облегчить детям их страдания. И ребенок должен знать, что он имеет право продолжать любить обоих родителей. Родители должны помочь детям пережить боль разлуки. Дети должны быть своевременно и подробно проинформированы о предстоящих событиях и им должно быть позволено, проявить свои эмоции, потому, что с одной стороны, проявление горя уже в большой степени облегчает само горе, а с другой — ведь утешить человека можно лишь тогда, когда он показывает, что он нуждается в утешении.

Австрийский психоаналитик Гельмут Фигдор является одним из ведущих специалистов в области проблем развода, он рассматривает трудности детей не оторвано от душевной жизни родителей, а видит весь комплекс взаимосвязанных переживаний и ставит своей задачей помочь одновременно тем и другим. Он убежден, что хорошее самочувствие детей неразрывно с хорошим самочувствием родителей.

Обширный опыт привел Фигдора к заключению, если ребенок поддерживает хорошие отношения с обоими родителями, шансы благополучного развития его психики значительно возрастают. Важна не столько частота встреч, сколько доброта и доверие. Для того у ребенка должна быть свобода, т.е. родители должны стараться поддерживать отношения друг с другом, чтобы не обременять детей своими конфликтами и не требовать от них так называемой “верности”. Иначе ребенок живет среди двух огней, когда хорошие отношения с мамой зачеркивают его отношения с отцом, и наоборот.

Фигдор считает, что такие сложные условия развития до, во время и после развода повышают вероятность нарушения развития и способствуют предрасположенности к будущим невротическим заболеваниям. Дети, пережившие развод родителей, продолжают страдать и много лет спустя, уже став взрослыми. И если родителям удается создать приемлемые условия для развития ребенка, то шансы его будущего здоровья возрастают.

Фигдор обращает внимание на еще очень значимую проблему, которую влечет за собой развод. Это то, что бывшие дети развода в большинстве случаев стремятся к счастливому браку и не повторять ошибки своих родителей. Однако сталкиваются с рядом трудностей, помех, и они часто терпят крах, прежде всего потому, что им неизвестна модель нормального функционирующего партнерства.

Эвелин Сюллеро – известный французский социолог, автор трудов по проблемам демографии, семьи и женского движения. Одна из ее последних книг “Каков отец? Каков сын?” посвящена роли отца в семье и его участию в воспитании детей после развода родителей. Сюллеро выступает в защиту отцов, что разрушение патриархальной системе отношений между мужчиной и женщиной, изменение “соотношения сил” в семье привели к тому, что монопольная власть мужчины в семье сменилось властью женщины, которая фактически стала “главным родителем” в то время как мужчина перешел на вторые роли. Ни к чему хорошему это не привело. Когда женщина в семье “побеждает” мужчину, за это расплачивается ребенок, считает Сюллеро.

В обществе распространено мнение, что психоэмоциональное благополучие ребенка возможно только рядом с матерью. В глазах общества любовь отца внушает меньше доверия и менее трогательна, чем любовь матери. Сюллеро подчеркивает, что функция отца отличается от материнской: отец дает ребенку свое имя, являет собой модель того, кем станет мальчик, когда вырастет. Ребенок, выросший без отца и лишенный социальных ориентиров, которые обычно мужчина передает потомкам, более склонен к совершению импульсивных, необдуманных действий.

Некоторые эксперты полагают, что после развода родителей на смену биологическому отцовству может прийти духовное. Они считают, что “настоящий отец – тот, который любит”.

Сюллеро считает, что любой взрослый способен полюбить не своего ребенка, находя его очаровательным, умным или забавным. “Я никогда не устану повторять, что у ребенка – один биологический отец на всю жизнь, и никто не может изменить этой реальности. Между родным отцом и ребенком, независимо от любви, всегда существует нечто другое – более сильное и менее сентиментальное. Это глубинная связь, привязанность, действующая на глубоком – физическом, архаическом уровне. Ее когда-то называли “кровной”.

Психоаналитик Анри Биллер, в результате многолетних наблюдений пришел к выводу, что мальчики, не имевшие рядом с собой отца в первые два года жизни “находятся в менее выгодной ситуации для формирования их личности, чем те, которые лишились отца в более старшем возрасте. Они недоверчивы, не так активны и изобретательны”. Биллер утверждает, что отец занимается ребенком иначе, чем мать. Его отличают от матери не только запах, голос, прикосновение (“колючие щеки”), но и то, как он обнимает ребенка, игры, которые он придумывает: подбрасывая ребенка в воздух, сажая на плечи, качая его, заставляя ощутить движение, пространство. И если мальчик никогда не получал от отца подобных физических знаков привязанности, это может привести к появлению у него страхов и даже тяги к гомосексуальности. Сыновья, не получившие должной отеческой опеки, по мнению Анри Биллера:

  • неуверенны в себе;
  • испытывают трудности с определением моральных ценностей, взятием на себя ответственности, развитием чувства долга и принятием на себя обязанность по отношению к ближним;
  • им тяжело дается подчинение и уважение к авторитетам, а также завоевание собственного авторитета;
  • у них чаще развиваются психологические комплексы, которые в худшем случае могут привести к алкоголизму, токсикомании, правонарушениям;
  • чаще, чем сыновья, имеющие отцов, проявляют склонность к гомосексуализму

Доктор Валют из Квебекского университета пишет: ”Отсутствие отца и стереотипа мужского поведения у ребенка объясняет трудности в его поведении, связанные с утверждением принадлежности к мужскому полу”.

По данным американских исследователей, дети разведенных родителей составляют группу повышенного риска. До пяти лет они чаще испытывают страх, смущение, склонны к самообвинению, им свойственна бедность в выражении чувств. В шесть лет и далее они часто становятся стеснительными, их охватывает чувство одиночества, покинутости. В последствии эти чувства усиливаются с каждым изменением, происходящим в жизни ребенка, подпитываются озлобленностью. Для многих детей, разлученных с отцами, юношеский возраст является периодом повышенного риска. Для молодых людей из неполных семей, уже совершивших правонарушение по достижении двадцати одного года, намного превышает процент правонарушителей из полных семей. Девушки, живущие только с матерями, гораздо раньше и намного чаще вступают в интимные отношения с мужчинами, чем те, что живут с обоими родителями. Они чаще нарушают запреты матери: курить, пить алкогольные напитки и т. д.

Итак, многие зарубежные исследователи сходятся в едином мнении: отец играет большую роль в социальной адаптации ребенка, особенно сына, и наоборот – его отсутствие может повлиять на возникновение у ребенка девиантного поведения. Исходя из этого, ученые говорят о необходимости участия отца в воспитании ребенка после развода.

Что думают по данной проблеме отечественные ученые?

Отечественный философ Зацепин В.И. считает, что неполная семья, при всей жертвенности и хронических условиях матери не может обеспечить полноценных условий социализации ребенка. Под которой психологи понимают весь процесс вхождения его в социальную среду, приспособление к ней, освоение социальных ролей и функций. Процесс социализации ребенка из неполной семьи усложняется и деформируется.

В неполной семье мать стремится своим влиянием, своей любовью, своей заботой компенсировать то, что, по ее мнению дети не получают из-за отсутствия отца. По отношению к детям такая мать занимает опекающую, охранительную контролирующую инициативу ребенка позицию. А это способствует формированию эмоционально ранимой, безынициативной, несамостоятельной, поддающейся внешним влияниям, “извне управляемой” эгоистической личности. Нельзя забывать и о влиянии внешней среды. Ребенок из неполной семьи чаще оказывается объектом нравственно – психологического давления со стороны детей из благополучных семей, что ведет к формированию чувства неполноценности, агрессивности.

Формирование личности ребенка еще более осложняется в том случае, если он был свидетелем или участником семейных конфликтов и скандалов, которые привели его родителей к разводу. Сохраняющаяся привязанность к отцу при враждебном отношении к нему, матери стать причиной раздвоения психической жизни ребенка, его личности.

Отсутствие мужчины в семье особенно деформирует процесс социализации мальчиков, для которых в ней не оказывается естественной социальной модели для подражания.

Еще сложнее социализации детей происходит там, где мать настойчиво пытается “устроить” свою судьбу. В семье часто появляются новые “дяди”. Некоторые из них поселяются в квартире, перестраивают на свой лад их семейный быт, требует от ребенка определенного отношения к себе, а потом уходят. Их место занимают другие, и все начинается сначала. Ребенок заброшен, он чувствует себя никому не нужным.

Хоментаускас Т.Г. говорит о том, что многие родители из благих соображений считают, что любая полная семья для ребенка лучше, чем развод. И такая позиция представляет собой достаточно распространенное заблуждение. Иногда она обосновывается теми исследованиями, в которых показаны недостатки социального приспособления детей из разведенных семей, выявлены: повышенная нервная раздражительность, эмоциональные проблемы у детей после развода. Конечно, так тоже бывает, но считать причиной бед растущего ребенка то, что его родители разведены, и теоретически, и жизненно неоправданно.

По мнению Хоментаускаса Т.Г. ссоры, частые разногласия между родителями, их конфликтные отношения более пагубно действуют на ребенка, чем сам развод и последующая жизнь с одним из родителей. На это особо обратили внимание психологи, которые показали, что наибольший вред детям приносит не сам развод, а ссоры между супругами, предшествующие расторжению брака. Ребенок чутко воспринимает межличностною дистанцию, образовавшуюся вследствие их ссор. Ребенок чувствует психологический дискомфорт, но не видит, в чем его причина, не знает средств, как избежать таких негативных переживаний. При этом они чрезвычайно чутки к изменению эмоциональной атмосфере в семье и склонны ее изменения связывать либо с происходящими внешними событиями, либо с собственным поведением.

Конечно же, часто истинная причина ссор родителей остается ребенку неизвестной.

Не находя удовлетворительного объяснения разногласиям между родителями, дети часто воспринимают в качестве их причины самих себя. Конечно, ребенок, определяющий причину ссоры как следствие собственной “плохости”, испытывает сильное чувство вины, что еще углубляет и без того тяжелое эмоциональное состояние и может стать причиной серьезных психических травм.

Развод, по мнению Хоментаускаса Т.Г., самый простой, но далеко не самый лучший вариант. Во-первых, расторжение семейных связей травмирует и супругов и детей. Дети привыкли и любят обоих, им необходимы и отец, и мать. Во-вторых, сам факт развода не снимает раздраженности, неудовлетворенности у супругов. Часто, даже наоборот: неудовлетворенность, отягощенная чувством одиночества, повышается. Таким образом, негативное эмоциональное состояние, возникающее из-за переменных личностных проблем, часто продолжает свое существование в каждой “половинке” семьи. В таких случаях усугубляется соответствующее влияние на детей. Если раньше неудовлетворенность, раздраженность частично “разряжались” в супружеских отношениях, то теперь они могут быть целиком обращены на ребенка.

Случается так, что мать или отец пытаются “вышибить” из ребенка любые признаки бывшего супруга, они тем самым еще более осложняют и так очень психологически сложное положение ребенка после развода, делают его еще более шатким – ребенок теряет еще одну точку опоры: под угрозу ставится положительный образ, или его элементы, недостающего родителя. Поступая так, разведенные родители сильнее увеличивают риск психологического “срыва” ребенка.

Хоментаускас утверждает, что помочь ребенку часто просто невозможно без коррекции отношений бывших супругов.

Захаров А.И. в своей книге “Дневные и ночные страхи у детей” говорит о том, что на количество страхов оказывает влияние состав семьи. У девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста часто страхов заметно выше в неполных семьях, что подчеркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями.

Именно в пять – семь лет дети в наибольшей степени стремятся идентифицировать себя с родителями того же пояса, то есть мальчики хотят быть во всем похожими на наиболее авторитетного для них в эти годы отца как представителя мужского пола, а девочки на свою мать, что придает им уверенность в общении со сверстниками своего пола. Если у мальчиков отсутствие отца и защиты с его стороны, как и чрезмерно опекающее, замещающее отношение матери, ведет к несамостоятельности, инфантильности и страхам, то у девочек нарастание страхов зависит, скорее, от самого факта общения с беспокойной, лишенной опоры матери. Девочки более эмоционально ранимы, чем мальчики, воспринимают отношения в семье. При конфликтной ситуации в семье девочки чаще, чем мальчики отказываются выбирать роль родителя того же пола в воображаемой игре “Семье”, предпочитая оставаться сами собой. Мать может надолго потерять свой авторитет у дочери.

Заслуживает внимание обнаружение у детей – дошкольников из конфликтных семей более частых страхов перед животными (у девочек), стихий, заболеваний, заражением и смертью, а также страхов кошмарных снов (у мальчиков).

Все эти страхи являются своеобразными эмоциональными откликами на конфликтные отношения родителей.

Захаров Л.И. в своем труде “Происхождение детских неврозов и психотерапии” рассмотрел влияние неполной семьи на возникновение неврозов у детей. Исследование показывает, что у мальчиков – дошкольников в неполных семьях достоверно чаще встречаются: капризность и истеричность, в поведении беспричинное упрямство и негативизм, онанизм, тики. У девочек в неполных семьях достоверно более частым будет заикание.

Смотрите еще:  Самые плохие осаго

При неврозах у детей, как уже намечалось, развод у родителей происходит достоверно чаще, когда он встречается в прародительской семье и один из супругов жил в детстве в неполной семье.

Захаров заметил, что средний возраст матери при разводе – тридцать лет. При этом она обычно имеет детей дошкольного возраста.

Инициатором развода, считает он, почти всегда является мать, часто неудовлетворимая мягким характером отца, его “неумение жить” или повышенной возбудимости, эгоцентризм, стремлением доминировать, а также отсутствием поддержки в психологически сложные периоды жизни (нарождение ребенка и т. д.). Значительно меньшую роль играет алкоголизм, который встречается, скорее, как исключение, а не, как правило, в семье, где дети больны неврозом.

Существенно, что развод отмечается достоверно чаще, если дети походят внешне на отца. У мальчиков это “роковое” обстоятельство выражено в большей степени, чем у девочек. Найденная закономерность означает большую нетерпимость матерей к общим с отцами чертам у детей в случае предшествующих конфликтных отношений в семье. Но и после развода мальчик остается с матерью, которая ревниво относится к его встречам с отцом, испытывает по отношению к сыну постоянное чувство эмоциональной неудовлетворенности и недовольства.

Больше всего неполных семей у детей с истерическим неврозом, у мальчиков достоверно чаще, чем при остальных клинических формах неврозов.

Истерический невроз у мальчиков в немалой мере следствие отсутствия мужского влияния и недостаточной эмоциональной отзывчивости со стороны матери.

Ситуация развода может быть драматичной для девочек, если они привязаны к отцам и имеют много общего с ними. Возникающие реактивные наслоения нередко усугубляются беспокойством по поводу возможной потери матери, т.е. тревогой одиночества и социальной изоляции. Нередко девочки и мальчики, похожие на отца не отпускают мать от себя, испытывая каждый раз острое беспокойство при ее уходе. Им кажется, что мать может не вернуться, что с ней может что-то случиться. Нарастает общая боязливость, усиливаются страхи, идущие из более раннего возраста, и частым диагнозом в этом случае будут: невроз страха и истерический невроз, нередко перерастающие в подростковом возрасте в невроз навязчивых состояний.

Результаты исследований показали, что неврозы возникают у детей не до, а после развода, у мальчиков – в среднем спустя два года, у девочек – около года. Возникновение невроза у мальчиков более чем у девочек, отодвинуто по времени от момента разрыва отношений между родителями. Соответственно, невроз у мальчиков в большей степени обусловлен уже появившейся после развода конфликтной ситуацией во взаимоотношениях с матерью, крайностями ее отношения.

Спиваковская А.С. пишет: ”Если развод необходим родителям, то он необходим и ребенку, поскольку после развода появляется возможность гармонизации жизни каждого из супругов. В семье, где постоянно царит напряжение, бесконечно воспроизводятся конфликты, ребенок чувствует себя вдвойне несчастным. Вместе с тем необходимо помнить, что для ребенка даже самый оправданный развод может стать сильнейшим потрясением, вызвать неблагополучные последствия, проявление которых иногда продолжаются значительное время”.

Спиваковская А.С. считает, что правильному поведению с ребенком во время развода помогает хороший контакт с ним. Если мать всегда заботилась о взаимопонимании со своим ребенком, если внушила ему чувство любви, то развод, всякая иная жизненная трудность может повлиять на правильное развитие, но, наоборот, стать средством укрепления личности ребенка, утвердить все позитивные стороны его души.

Спиваковская А.С. в своем труде описывает трудности воспитания ребенка после развода. ”Трудность воспитания, прежде всего, связана с тем, что при относительно редких встречах ушедшему родителю из семьи трудно видеть изменения, происходящие с ребенком, трудно поддерживать глубокий душевный контакт с ребенком”. И все же, несмотря на это, она утверждает, что родители “на выходные дни” могут обеспечить ребенку такое же полноценное воспитание, могут вызвать в детях чувство глубокой любви м уважения. Первым условием правильного воспитания она считает, согласованность и обдуманность действий взрослых. Если тот родитель, с которым живет ребенок, будет постоянно внушать, что отец или мать его бросили, что он им безразличен, контакту будет нанесен непоправимый ущерб.

Ушедшему из семьи супругу Спиваковская А.С. советует, несмотря на отдаленность ребенка, постараться жить его заботами, быть искренне заинтересованным в его детской жизни. Такой неподдельный интерес поможет родителю найти правильные формы организации встреч с ребенком. “Это может быть и запланированный поход в театр, но обязательно с подготовкой к нему. Можно просто погулять, беседуя на интересующие ребенка темы”.

Нартова – Бочавер С.К. в своей книге “Ребенок в карусели развода” пишет: “Развод родителей – всегда травма для ребенка. Сколько бы ни прошло лет, даже взрослые называют развод родителей одним из самых тяжелых воспоминаний детства. Развод для ребенка – разрушение среды обитания. Переживания детей в ситуации развода родителей изменяются в диапазоне от вялой депрессии, апатии до резкого негативизма и демонстрирования несогласия с мнением родителей”.

Нартова – Бочавер С.К. считает одним из самых ближайших последствий послеразводного стресса для детей – нарушение их адаптации к повседневной жизни. А также указывает на существование дальних последствий, касающихся глубоких изменений личности ребенка, представлений о любви и верности, о том, какой должна быть семья.

Таким образом, зарубежные и отечественные ученые единодушно признают, что развод родителей для ребенка в большинстве случаев – психотравмирующая ситуация, которая оказывает негативное влияние и мешает в дальнейшем полноценному психоэмоциональному и социальному развитию личности ребенка. Но если ребенок поддерживает хорошие отношения с обоими родителями, шансы благополучного развития значительно возрастают. А также ученые подчеркивают значимость участия отца в воспитании ребенка после развода.

  1. Аронс К. Развод: крах или новая жизнь? Пер. с англ. – М.: Мирт: фирма «Настя», 1995.
  2. Балакирев В.П. Отрицательные переживания у детей //Журнал практического психолога. 1996 .-№1.
  3. Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. – М.: Знание, 1984.
  4. Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде. – М., 2000.
  5. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. – М., 1998.
  6. Захаров А.И. Психология семейного конфликта. – СПб., 2001.
  7. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей . -М., 2007.
  8. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой.- М., 1995.
  9. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка.- М., 1989.
  10. Ребенок в карусели развода / С.К. Нартова-Бочавер,М.И. Несмеянова, Н.В. Малярова, Е.А.Мухортова. . –– М.: Дрофа, 2001.
  11. Солодников В. Анатомия развода // Семья и школа. — 1988. — № 10.
  12. Спиваковская А.С. Как быть родителями.- М., 1986.
  13. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов: комплексная психология. Коррекция. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.
  14. Спиваковская А.С. Психотерапия игра, детство, семья. – М., 2000.
  15. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001.
  16. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.Н. Меблинг. – М.: Изд-во МГУ,1990.
  17. Юницкий В.А. Психология детской потери. (Обзор зарубежных исследователей) // Вестник МГУ.- М., 1991.

Как помочь ребенку пережить развод родителей

Произошло самое страшное, что можно представить. Мама с папой разошлись. И, несмотря на постоянные ссоры, порой долгое тяжелое молчание и отчуждение между родителями, ребенку тяжело принять этот факт. И если бы все было так, как учат психологи: мама с папой, каждый на своей территории, окутывают малыша своей любовью и заботой. Но чаще всего бывает по-другому. Родители не перестают выяснять отношения любыми способами, и ребенка в буквальном смысле рвут на части. Есть ли способ помочь малышу в такой ситуации, нам рассказала детский и семейный психолог Екатерина Истомина.

Что происходит с ребенком при разводе?

Дети дошкольного возраста наиболее тяжело переживают развод родителей, поскольку в этом возрасте эмоциональная связь с папой и мамой наиболее сильная, весь мир ребенка сосредоточен на родителях. Вот что происходит с дошкольниками:

— малыши склонны думать, что папа и мама расстались по их вине;

— дети чаще плачут и капризничают, требуют к себе больше внимания;

— они не хотят, чтобы родители расставались, несмотря на напряженность отношений. Они чувствуют, что не могут влиять на ситуацию, воспринимают ситуацию как неизвестную и неконтролируемую, отсюда чувство неуверенности, тревожности и страха, боязнь одиночества, темноты, бессонница;

— дети могут прибегать к неадекватному поведению или даже болеть – делать все то, что раньше заставляло родителей действовать вместе. Например, спасать его от болезни или ругать и т.д. Конечно, дети делают это неосознанно;

— могут появляться вредные привычки, в основе которых лежит пережитый стресс. Например, сосание пальца, навязчивые действия, страхи.

Дети школьного возраста ведут себя немного иначе. Главный страх школьника – остаться одному в результате развода.

— они могут испытывать страх больше никогда не увидеть папу, если остаются жить с мамой, и наоборот;

— дети могут начать верить в то, что способны восстановить отношения между папой и мамой;

— некоторые злятся на одного из родителей, делят их на «хорошего» и «плохого»;

— возможно обвинение папы или мамы в эгоизме из уст школьника:

— многие дети школьного возраста проявляют злость и гнев разными способами: плохим поведением, плохими оценками, отстраненностью от внешнего мира и др.

— в результате стресса могут возникнуть проблемы соматического характера: боли в желудке, головные боли и др.

Главные ошибки родителей

Нередко родители опускаются до ссор в присутствии ребенка, открытые выяснения отношений втягивают малыша в конфликт. Например, родители могут допускать такие высказывания: «Ты такой же, как папа…», «Весь в мать…», «Пусть тебе твоя мать что-то делает…». В этом случае ребенок воспринимается как объект агрессии, недовольства и мести. Возможен и другой вариант, когда ребенок выступает яблоком раздора или разменной монетой. В обмен на встречи с ребенком один из родителей пытается получить что-то для себя, нарушаются или не выполняются вообще режимы встреч с ребенком.

Нередко в войну втягиваются все родственники и близкие друзья родителей. Главным трофеем в этой войне становится решение ребенка, с кем он будет жить. Когда все втянуты в раздор, часто бывает, что не находится ни одного человека, который был бы целиком на стороне ребенка. Действительно, одна из главных ошибок родителей – попытка обвинить в разводе лишь одну из сторон.

Как помочь ребенку?
Всем близким важно создавать такую атмосферу вокруг ребенка, которая облегчит его переживания. И помнить, что дети нуждаются в стабильности и близости с родными людьми. Вот на чем стоит делать основные акценты:

1. Сохранить тот режим, который был до развода, особенно для дошкольников и малышей. 2. Старайтесь уделять ребенку больше времени, чем обычно. Время, проводимое и с папой, и с мамой, должно быть сохранено и даже по возможности увеличено.

3. Старайтесь оградить уши и глаза ребенка от вашего отношения к ситуации. Запомните: решать взрослые проблемы – дело взрослых, а не детей!

4. Не бойтесь вопросов ребенка. Отвечайте на них спокойно и нейтрально, сжато и без посвящения в подробности. Например: «А папа будет с нами жить?», ответ: «Нет, папа теперь будет жить в другой квартире, но это не означает, что ты не будешь его видеть. Вы будете встречаться в такие-то дни, но если захочешь, ты всегда можешь позвонить ему или прийти в гости».

5. Преподнося ребенку информацию о разводе, обязательно скажите, что это было ваше совместное решение, что так бывает и в этом никто не виноват. Жалеете ли вы об этих отношениях? Нет, потому что в них были не только плохие моменты, но и много хорошего, и самое радостное и дорогое событие этого времени – рождение его, ребенка. Если вам тяжело все это говорить своему ребенку, значит, вы тот, кому первому нужна помощь специалиста. В этом случае не следует доводить свои эмоции до пика, усугубляя ситуацию.

6. Важно развеять страхи детей. Детей страшит неизвестность, поэтому четкий рассказ о том, что произойдет после страшного события «развод», поможет сделать его менее страшным и облегчить эмоциональную реакцию.

7. Если после всех ваших усилий ребенок все еще злится, плачет или обвиняет вас, не расстраивайтесь и не оправдывайтесь. Допустите такие чувства, они естественны. Скажите: «Мне очень жаль. Мне хотелось бы, чтобы с тобой такого не случилось, но так уже произошло, и ничего не поделаешь».

8. Школьников не ограничивайте в общении со сверстниками, им важна поддержка друзей. Активная социальная жизнь поможет отвлечься от неприятных мыслей, повысит самооценку и не даст замкнуться в себе. Только учтите, что не всем ребятам может подойти этот путь.
9. Важно также поддерживать четкий график визитов. Ведь больше всего пользы в стрессовый период дает постоянный режим, когда ребенок знает, когда и чего ему ожидать.
Часто, оберегая своих родителей или, напротив, злясь на них, дети пытаются скрывать свои чувства. Поэтому ребенку обязательно нужен кто-то, с кем он может свои чувства обсудить. Это может быть бабушка, дедушка, или любой человек, которому ребенок доверяет и который будет объективно смотреть на происходящее, а не настраивать ребенка против одного из родителей. Если рядом с ребенком нет такого человека, обратитесь к специалисту. Если ребенок протестует (скрывает свои чувства или наоборот ярко их проявляет) если он становится тихим, вялый и незаметный, – все это поводы для обращения к психологу. Вы можете сходить к психологу сами или вместе с малышом. И помните, само собой ничего не пройдет, уход от проблемы не решит ее.

Влияние развода родителей на личность ребёнка дошкольного возраста

Влияние детско-родительских отношений и ситуации развода на личность ребёнка дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Влияние развода родителей на личность ребёнка дошкольного возраста»

Семья является важнейшим источником социального и экономического развития общества, она производит самое главное общественное богатство – человека. Самой важной функцией семьи является воспитание детей, семейное воспитание превышает по своей эмоциональности любое другое воспитание, т. к. его «проводником» является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям [13, с. 205].

В человеческой культуре фиксируется, какой должна быть семья с точки зрения нравственных ценностей общества. Но понятие «нормальной семьи» очень условно. Нормальной можно считать семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и развития ее членов, создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. С точки зрения М. Мид, таковой является семья, где за семью как целое несет ответственность отец, а все остальные члены семьи являются неполноценными. По мнению Э. Арутюнянц существует 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая) [4, с. 15].

В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется от родителя к ребенку. Итог социализации ребенка в такой семье – способность легко вписаться в общественную структуру, организованную по вертикали. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в создании собственных семей; они неинициативны, негибки в общении, действуют, исходя из представления о должности.

В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение счастливого развития ребенка. Семья существует только для ребенка, взаимодействие осуществляется, как правило, «снизу-вверх». В результате такого «симбиоза» у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возникает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный, очень велик риск социальной дезадаптации.

Смотрите еще:  Льготы матери одиночке в рязани

Супружеская (демократическая) семья – это идеальная семья, цель которой — взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие — «горизонтальное», диалог равных – родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы принимаются в счет. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям.

Подробную схему анализа семьи предложил известный психиатр Е. А. Личко [8, с.13]. Его описание семьи включает следующие характеристики и их варианты:

Структурный состав: полная семья (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или только отец); искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери);

Функциональные особенности: гармоничная семья, дисгармоничная семья.

Дисгармоничные семьи бывают разными. Выделяют следующие причины дисгармонии:

нет партнерства между родителями (один из них доминирует, другой только подчиняется);

деструктурированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем);

распадающаяся семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, отсутствие эмоциональной теплоты; все это ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера).

Семья – это чрезвычайно сложно организованная структура с разноплановыми взаимоотношениями — отношения между родителями и детьми, взаимоотношения между супругами, между супругами и их родителями, между старшими и младшими детьми. И в каждой из этих плоскостей может возникнуть конфликт. Семья невозможна без конфликта, но постоянные конфликты являются основной причиной неблагополучной семейной жизни и распада семьи. Семья – это уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в людях способность дорожить близкими, как собой, а их интересами – как собственными. Поэтому семья может быть источником гуманизма [1, с. 9].

В обществе семья выполняет ряд функций, таких как: репродуктивная (воспроизведение потомства); гедонистическая (семья должна приносить удовольствие и наслаждение); экономическая (распределение в семье доходов, заработанных вовне, потребление); функция передачи социального статуса (семьи разных слоев общества имеют разный социальный статус и передают его новым членам семьи — детям); функция поддержания благосостояния членов семьи; воспитательная (семья играет решающую роль в социализации ребенка). Кроме того, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасности ребенка при его взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений [2].

Воспитание и психологический климат в семье играют решающую роль в формировании личности. Более того, отношения в семье продолжают оказывать свое влияние, как на протяжении всего детства, так и в дальнейшей жизни. Форма и в какой-то степени функция этих отношений меняется. Однако их значимость остается постоянно высокой, особенно для детей и подростков. Семья для взрослых и детей имеет совершенно разное значение [4, с. 24].

Взрослые сами создают семью, это их собственный выбор, их решение, совершаемое в зрелом размышлении и вполне сознательном возрасте. Взрослые стремятся к совместной жизни и начинают ее. А для ребенка все это — предыстория его существования, своего рода историческая реальность; поэтому любая ссора, конфликт взрослых воспринимается ребенком как разрушение реальности, среды обитания. Дети любят любых родителей — холодных, агрессивных, равнодушных, назойливых, любят преступников и алкоголиков.

Родители в проблемных семьях заняты тем, что без конца диктуют детям, что им не надо делать. Естественно, у них не остается возможности для радостного общения со своими домочадцами. Такие родители не задают себе вопроса, что за человек их ребенок, они перестают радоваться ему как близкому другу, и дети, которые не наслаждаются общением со своими родителями, стремятся поменьше бывать дома. Для таких семей чаще всего сомнительно даже предположение, что можно наслаждаться, получать особую радость от общения друг с другом, с детьми. Они избегают друг друга, потому что оказываются настолько сильно вовлеченными в свою работу или какую-то иную деятельность вне дома, что у них все реже возникает необходимость контакта с близкими [3, с. 109].

Психологи чаще всего связывают семейные проблемы с брачно-супружескими отношениями. Неудовлетворенность в браке (сексуальная или связанная с эмоционально-личностным общением) приводит дисгармонии супружеских отношений, разводам и неврозам.

Основной причиной нарушения семейных отношений В. Н. Дружинин [17, с. 11] считает проявление у одного или обоих супругов «потребностей, которые в детстве не удовлетворялись родителями. Взрослый человек выбирает партнера, с которым ему легче воспроизвести ситуацию, неразрешенную в детстве, вернуться к своим проблемам и конфликтам. Так возникает «невротическая семья»: в ней муж и жена воспроизводят ситуации «непроигранные», «нерешенные» в детстве, но не решают их. Вместе с тем психотерапевты обнаруживают важнейшую закономерность: неосознанную тенденцию повторять модель отношений своих родителей в собственной семье».

Неполная семья — это группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми [18, с. 124]. Неполная семья возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей. В соответствии с этим выделяются основные типы неполной семьи — внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся [18, с. 125]. Различают также отцовскую и материнскую семьи, которые и составляют абсолютное большинство среди неполных семей.

Как отмечает B.C. Мухина, воспитание детей в распавшейся семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходиться брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещение всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство таких семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат распавшейся семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие отсутствии одного из родителей [12, с. 235].

По словам Й. Лангмейера и З.Матейчека, в семье каждый отдельный член выполняет естественным, спонтанным образом определенную роль и удовлетворяет жизненные потребности ребенка — физические, эмоциональные, интеллектуальные и моральные. Если в семье отсутствует какой-либо основной член, то легко возникает опасность депривации для ребенка, так как не всегда можно заместить роль, которую данный член семьи должен был бы выполнять в отношении ребенка и в отношении всей семейной единицы [7, с. 146].

Согласно исследованиям Е.О. Смирновой и B.C. Собкина [16, с. 28], наиболее распространенными стилями воспитания в распавшихся семьях являются неустойчивый стиль воспитания, гипопротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение.

Под «неустойчивым» стилем воспитания понимается непоследовательность, немотивированность эмоциональных проявлений, когда похвала или упрек зависят от настроения, а не от объективного поведения ребенка. В результате такого воспитания, ребенок усваивает тот факт, что все происходящее зависит не от его поведения, а от внешних причин. В конечном счете, он вообще отказывается от попыток понять причинно-следственные связи окружающего социума, не анализирует соответствие своих поступков социальным нормам, не способен оценить свои переживания, поступки [там же, с. 32].

Воспитание по типу гипопротекции означает пониженное внимание к ребенку. В этом случае родители крайне мало интересуются делами, успехами, переживаниями ребенка. Формально запреты и правила в семье существуют, требования к ребенку предъявляются, но родители не контролируют их выполнение. Ситуация бесконтрольности, а то и безнадзорности ребенка обусловлена либо равнодушием родителей, либо их чрезмерной занятостью, сосредоточенностью на других жизненных проблемах. Если гипопротекция сочетается с хорошим эмоциональным контактом, то такой ребенок растет в ситуации вседозволенности, у него не вырабатывается привычка к организованности, планированию своего поведения. У таких детей затруднена саморегуляция.

К серьезным негативным последствиям приводит воспитание в условиях гипопротекции в сочетании с эмоциональной холодностью родителей. В этом случае ребенок постоянно ощущает свою ненужность, обделенность лаской и любовью, и эти переживания способствуют формированию у него комплекса неполноценности, высокой агрессивности. Наиболее часто данный тип воспитания встречается в социально неблагополучных семьях. Там, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут аморальный образ жизни, дети обычно заброшены, предоставлены самим себе, лишены элементарного ухода и заботы; часто применяют к детям физические наказания.

Повышенное внимание к ребенку в сочетании с тесным эмоциональным контактом, полным приятием всех поведенческих проявлений означает воспитание по типу потворствующей гиперпротекции.

В этом случае родители стремятся выполнить любую прихоть ребенка, оградить от трудностей, неприятностей, огорчений. В такой семье ребенок всегда находится в центре внимания, он — объект обожания, «кумир семьи». «Слепая» любовь побуждает родителей преувеличивать его способности, не замечать отрицательные качества, создавать вокруг ребенка атмосферу восхищения и похвалы.

В результате, у детей формируется эгоцентризм, завышенная самооценка, непереносимость трудностей и препятствий на пути к удовлетворению желаний. Они считают себя стоящими вне критики, осуждений и замечаний. Свои неудачи они объясняют несправедливостью окружающих либо случайными обстоятельствами. Поэтому личность, сформированная в условиях воспитания по типу потворствующей гиперпротекции, очень часто испытывает отрицательные переживания при первых же столкновениях с реальностью [6, с. 16].

Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, воспитывающийся в условиях эмоционального отвержения, имеет мало возможностей для формирования высокого самоуважения, теплых и дружественных отношения с другими людьми и устойчивого положительного образа «Я».

По данным ряда исследователей (А.И. Захаров, В.Н. Дружинин, О.Л. Зверева), недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми детьми, нередко оказывается следствием именно детских переживаний. Если же эта агрессия направляется внутрь, она становится причиной низкого самоуважения, чувства вины и тревоги. Ребенком тяготятся, его потребности игнорируются, иногда с ним жестоко обращаются. Родители (или их «заместители» — мачеха, отчим и пр.) считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка.

Жестокие взаимоотношения могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности [23, с. 46].

Другой тип воспитания – повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга не соответственно его возрасту. Игнорируя интересы и возможности ребенка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно приписывают роль «главы семьи». Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему препоручают заботу о младших детях или о престарелых. Повышенная моральная ответственность вызывает агрессию, а также тревогу и страхи.

Психологические исследования (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Е.О. Смирнова, B.C. Собкин, Й. Лангмейер, З.Матейчек и др.) свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей, которые в большинстве случаев носят ярко выраженный негативный характер.

Так, А.С. Спиваковская [2] утверждает, что дети из распавшихся семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую познавательную способность, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению. В результате исследований детей школьного возраста, воспитывающихся в условиях неполной семьи, у них были выявлены проявления инфантильности, пониженной самооценки, негативного отношения к родителям, нарушения полоролевого поведения.

По словам А.И. Захарова [5], к психологическим особенностям детей, воспитывающихся в неполных семьях, следует отнести тягостное чувство отличия от сверстников, неустойчивую, заниженную самооценку с актуальной потребностью в ее повышении, неадекватную требовательность к матери и высокое желание изменений ее поведения, активный поиск «значимого взрослого» [11, с. 123].

По данным Е.О. Смирновой и B.C. Собкина, детям из неполных семей для их полноценного психического развития не хватает своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди сверстников; непосредственности в выражении чувств (когда дети становятся скованными, напряженными, чрезмерно серьезными, воспринимают все слишком буквально, теряют способность понимать шутку и юмор); жизненного тонуса, бодрости, душевного подъема, воодушевления; уверенности в себе и решительности в действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне; гибкости и непринужденности в отношениях, умения принимать и играть роли [16, с. 19].

Необходимо отметить, что в ряде случаев психологическая атмосфера неполной семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании зрелой, полноценной личности. Существует достаточно много обратных примеров: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами.

Итак, семья выступает важным фактором в формировании личности ребенка. Семья разными авторами определяется по-разному, но так или иначе функции семьи и ее виды рассматриваются в литературе однозначно. При этом характеристика детско-родительских отношений позволяет выявить специфику семейного воспитания.

Как уже было сказано ранее, одной из причин распада семьи, является развод, который определённым образом влияет на формирование личности всех членов семьи и, в особенности, детей дошкольного возраста.

Нет, пожалуй, ни одной семьи, где ни разу бы не возникало разногласий между родителями. Даже единственный случай ссоры внушает детям беспокойство. Но неизмеримо более драматичными будут последствия для детей, если их родителям не удастся восстановить гармонию семейных отношений, справится с ежедневными трудностями семейной жизни, взаимно поддерживать друг друга и если – причины тут не важны – дело дойдет до глубокого конфликта [9, с. 110].

Количество детей, ежегодно лишающихся полноценной семьи из-за развода, составляет значительное число. Более половины таких детей меньше шести лет. Уже это говорит о том, что необходимо заботиться о детях в этой ситуации [14, с. 14].

Дети очень восприимчивы к ссорам. Сила и глубина реакции зависит от их возраста, от опыта, полученного до сих пор в семье, в жизни, от их характера, темперамента, воспитанности, чувствительности. Дети младшего возраста бывают так поглощены эмоциями ужаса, страха, страдания, что оказываются не в состоянии противопоставить им хотя бы слабые барьеры разума.

Даже если дети очень малы, они все равно ощущают конфликтное состояние в родительских отношениях. Для них гармония в семейных отношениях значит то же, что вода для рыбы; они не могут свободно «плавать», если в семье царит раздраженная атмосфера.

Замечено, что и дети дошкольного возраста реагируют на ссоры между родителями очень осмысленно и тонко их чувствуют. Для них внешне незначительный обмен словами между родителями имеет большое значение; родители понимают это только тогда, когда дети просят их помириться [10, с. 49].

Все, что было сказано о воздействии конфликтных отношений между родителями на ребенка, касается также и крайней степени конфликта: развода. С той, однако, разницей, что в этом крайнем случае полностью отсутствует готовность одного или обоих супругов уступить в интересах сохранения семьи.

Смотрите еще:  Пенсия в казахстане новости на сегодня

Вследствие этого родители ссорятся более ожесточенно и безоглядно, часто для того, чтобы приглушить собственное чувство вины и оправдаться перед самим собой. Такие конфликты действуют на ребенка еще более разрушительно. Замечено, например, что дети дошкольного возраста считают себя виноватыми в разводе родителей. Развивается чувство ненависти и жажды мести. Тяжелых последствий не бывает только в том случае, если развод родителей воспринимается ребенком как освобождение от кошмара [22].

Нет для ребенка ничего хуже, чем остаться без мамы. Провожая маму на работу или оставаясь в детском саду, многие дети плачут в три ручья. Прожить хотя бы час без нее – трагедия. Так бывает у всех или почти у всех в детстве. Однако же не все так просто. Неспособность и дня прожить без мамы не мешает множеству детей больше всех на свете любить… папу. А один взрослый человек, выросший без отца, – с замечательной мамой в очень веселой семье, с множеством маминых друзей – мужчин и родственников мужского пола – выразился еще определеннее: «Ребенок, который растет без отца, не может быть счастлив» [14, с. 15].

Приоритеты у детей, живущих в полных и неполных семьях, в этом вопросе разные. Первое, что обычно выделяют дети, росшие без отцов, – это, как ни странно, не готовность подраться подушками или талант делать воздушных змеев. На первом месте у детей оказывается чувство защищенности [14, с. 17].

У ребенка есть потребность доверять близкому взрослому, иметь от него защиту и под флагом этой защиты делать дальнейшие шаги в окружающий мир, чтобы уверенно действовать в нем. Если ребенок вырван из-под защиты, он меняет свое поведение. Он теряет чувство безопасности и уверенность в том, что справится с трудностями. Рождается страх, а вместе с ним возникают агрессивность и чувство противоречия. У некоторых детей развиваются склонность к доносам, цинизм, они становятся недоверчивыми, замыкаются в себе. У кого-то это порождает преждевременный сексуальный интерес и преувеличенную самоуверенность.

Известны случаи, когда четырехлетние дети реагировали на ссоры между родителями с отчаянием: один ребенок сорвал гардины с окна, другой просто хотел убежать. Реакция детей на семейный конфликт, на развод родителей зависит от их возраста. Но бесспорно, что подобные детские впечатления создают предпосылки для дисгармоничного развития личности и осложняют отношения детей со сверстниками в коллективе [19].

Взрослые должны осознавать, что агрессивные черты характера ребенка, которые они критикуют, развились в нем вследствие защитной реакции психики для внутренней самообороны. Таким образом, теряет основание «оборонительный аргумент» родителей, который они часто используют в ответ на критику своего поведения: ребенок должен привыкать, что не все в жизни идет гладко, он должен быть подготовлен к трудностям жизни. Но, даже если психические и физические последствия, а также типичные изъяны в развитии характера, психики ребенка не доказывают полностью ошибочности такой точки зрения, то можно было бы привести тот довод, что младенца не кормят гусиной печенью вместо молочной каши, чтобы приучить его к взрослой пищи, и детей не бросают в воду, чтобы научить их плавать – а сначала проводят определенную подготовку [21]. Ребенок должен учиться преодолевать трудности. Но перед ним можно ставить только те задачи, которые он может решить, исходя из своих сил, соответственно своему возрасту.

Как уже говорилось, семья – это начальный тренировочный полигон для отработки социального поведения ребенка. Плохой или хороший пример семьи показывает ребенку, как он должен вести себя в яслях, в школе, в молодежной организации, в дружеской компании, в трудовом коллективе и в других социальных отношениях.

Надо все время помнить, что отрицательные воспоминания детства очень вредны, они обусловливают соответствующим образом мышление, чувства и поступки во взрослом возрасте.

Детям следует тактично сообщить о разводе. Как бы ни было трудно покинутому, он должен найти в себе силы говорить с детьми спокойно и не унижая бывшего супруга. И без того дети часто бывают свидетелями отвратительных сцен. Поэтому надо стараться не усиливать эти впечатления, а сделать все, чтобы дети как можно скорее забыли, что им пришлось пережить.

Развод становится особенно тяжелым, если родители используют ребёнка как оружие в своей битве – они нередко склоняются этому, если развод проходит сложно. Они могут без конца поливать друг друга грязью; используют ребёнка для передачи поручений; принуждают выбрать между ними.

Трудным является вопрос о том, кому из родителей доверить после развода воспитание детей.

Необходимо тщательно взвесить все обстоятельства, для того, чтобы в интересах детей обеспечить наилучшие условия их дальнейшего развития.

Но далеко не все родители руководствуются исключительно интересами детей. Закон о браке предусматривает, что после развода только один из родителей сохраняет полное право на воспитание ребенка; другой родитель обязан только оказывать материальную помощь, но не имеет никакого права влиять на развитие ребенка каким-либо другим способом. Осознав, что развод влечет за собой невозвратимую потерю ребенка, родители начинают бороться за детскую благосклонность, причем иногда не стесняются в средствах. Нередко родные и знакомые поддерживают родителей в этом.

Соперничество родителей, их борьба за любовь ребенка, крайне отрицательно сказываются на его развитии, на развитии его психики. Внезапно ребенок оказывается в центре всеобщего интереса, что не вызвано никакими заслугами с его стороны. Если ребенок постарше уже подозревает об истинных мотивах активной борьбы за его расположение и может по-своему защищаться, то дошкольник совершенно беспомощен перед хитростью взрослых. И он не понимает, что особый интерес к нему ослабеет, как только суд вынесет свое решение.

Преувеличенное внимание родителей к ребенку вызывает в нем нескромность или завышенную самооценку. Дети пытаются любым способом добиться для себя выгод, и родители, вместо того чтобы воспитывать детей, идут на завоёвывание детской симпатии любой ценой. Кто же посмеет тут упрекнуть детей? Нормально развитый ребенок не может противостоять натиску родительской страсти и хитрости. У него просто должны возникнуть аномалии в мышлении и чувствах, самооценке и отношении к окружающему миру, равно как и к своим обязанностям.

Исчезновение особого интереса к ребенку после развода, нормальное отношение к нему со стороны родителя, с которым он остался, снова вызывает у ребенка потрясения, и даже кризисы. Он чувствует себя разочарованным, заброшенным, особенно если мать или отец вступают в новый брак и появляются другие дети, на которых также изливается родительская любовь.

Ребенок пытается сохранить родительское внимание, он становится дерзким, хвастается, разыгрывает капризного больного или, в самом деле, заболевает. Новые конфликты возникают, если взрослые, братья и сестры и друзья выражают свое неодобрение в ответ на такое поведение. Если же близкие примиряются с выходками ребенка, отступают, то это еще опаснее для развития его характера, его психики в целом, потому что в таком случае отрицательные черты закрепляются.

Поинтересовавшись мотивами, которые побуждают родителей делать из ребенка мячик в игре родительских страстей, можно увидеть красочную палитру чувств [21, с. 89]. От сильной искренней привязанности к ребенку до боязни вызвать в случае отказа от «борьбы» неодобрение окружающих и до чисто материальных соображений (квартира, обстановка, нежелание платить алименты и т.д.). Иногда только чувство ненависти или мести к бывшему супругу заставляют оспаривать у него право на воспитание ребенка. Часто мотивы переплетаются. Некоторые только при разводе «обнаруживают», что у них есть дети.

Но каковы бы ни были мотивы, нельзя снять с родителей обвинение в том, что своей «борьбой» за право воспитания ребенка они наносят ему большой вред. Каждый родитель должен отвечать за свое поведение перед ребенком, обществом и, в конце концов, перед собственной совестью.

И, наконец, еще один важный момент. К сожалению, во время развода ребенка поджидает еще много дополнительных неприятностей, которые могут еще сильнее усугубить и без того непростую ситуацию. Происходит это так: развод чаще всего ведет за собой разъезд. А это нередко означает переезд. В результате от былой счастливой жизни не остается совсем ничего: ни прежнего дома, ни двора, ни компании друзей, ни старой школы (детского сада). В итоге ему еще и приходится быть новеньким в детском саду.

Подавленному, пребывающему в депрессии ребенку редко удается зарекомендовать себя в новом коллективе, и за ним быстро закрепляется роль изгоя. Снежный ком проблем растет. Вывод простой: ребёнку, итак потерявшему очень многое, важно сохранить хотя бы что-то. Если это не может старая квартира, этим должен стать прежний район, лучше всего микрорайон, а в идеале – двор. Нужно любой ценой избежать перевода в другой детский сад, расставания с прежними друзьями, привычками, домашними любимцами и всеми семейными ритуалами, которые можно сохранить.

Семейная жизнь определяется не только индивидуальными характеристиками тех или иных членов семьи, но также и социальными обстоятельствами, и той средой, в которой живет семья. Отец, оставивший семью, часто воспринимается ребенком как предатель. Поэтому вхождение ребенка в социальную среду усложняется и деформируется. Нередко дети из разведенных семей оказываются объектами нравственно-психологического давления со стороны детей из благополучных полных семей, что ведет к формированию у них чувства неуверенности, а порой и озлобленности, агрессивности.

Формирование личности ребенка еще более осложняется в том случае, если он был свидетелем или участником всех семейных конфликтов и скандалов, которые привели родителей к разводу. Таким образом, ребенок, с одной стороны, подвергается социальной дискриминации, связанной с отсутствием отца, а с другой — продолжает любить обоих своих родителей, сохраняет привязанность к отцу при враждебном отношении матери к нему. Из-за боязни расстроить мать он вынужден скрывать свою привязанность к отцу, и от этого страдает еще больше, чем от распада семьи.

И хотя прежний мир ребенка, в котором он родился и жил до развода, разрушился, перед ним встает трудная задача: нужно выживать, приспосабливаясь к новым обстоятельствам. Не всегда это дается ребенку легко. Одно из самых ближайших последствий послеразводного стресса у детей — нарушение их адаптации к повседневной жизни. Об этом свидетельствуют результаты исследования чешских психологов, которые выявили снижение адаптивности детей из разведенных семей по сравнению с детьми из полных благополучных семей [20].

Важными факторами снижения адаптивности, согласно полученным данным, являются интенсивность и продолжительность разногласий, ссор и конфликтов между родителями, свидетелем которых был ребенок, а особенно настраивание ребенка одним из родителей против другого. Адаптивность ребенка снижается пропорционально продолжительности периода, в течение которого он живет в такой разрушающейся семье. Хуже всего были адаптированы дети, оставшиеся с родителями после развода при их совместном проживании в разделенной квартире.

Еще сложнее процесс социальной адаптации происходит у детей, чьи родители после развода настойчиво пытаются устроить свою судьбу, забыв о чувствах и привязанностях ребенка. Например, в семье мамы, с которой живет ребенок, часто появляются новые претенденты на роль мужа и отца. Некоторые из них поселяются в квартире, перестраивают на свой лад семейный быт, требуют от ребенка определенного отношения к себе, а потом уходят. Их место занимают другие, и все повторяется. Ребенок заброшен. Он чувствует себя никому не нужным. В таких условиях не исключено формирование личности человеконенавистника, для которого не существует ни этических, ни нравственных правил в отношениях с другими.

Именно в детстве формируется либо доверчивое отношение к людям, либо ожидание неприятных переживаний, угрозы со стороны окружающего мира. Исследования свидетельствуют, что чувства, сформировавшиеся в детстве, впоследствии нередко сопровождают человека в течение всей жизни, придавая его отношениям с другими людьми особый стиль и эмоциональную тональность.

Итак, подводя итог вышесказанному можно отметить, что существуют специфические моменты, связанные с наличием только одного из родителей в семье.

Во-первых, это особое положение остающегося родителя, которому будет недоставать моральной, социальной и материальной поддержки, обычно предоставляемой супругом.

Во-вторых, сам ребенок подвергается социальной дискриминации, связанной с отсутствием отца или матери.

В-третьих, ребенок оказывается лишенным возможности наблюдать близкие и гармоничные отношения между двумя взрослыми людьми. Это может сказаться в более позднем периоде его жизни на его собственных брачных отношениях.

В-четвертых, если в семье остается родитель противоположного пола, у ребенка будет отсутствовать возможность половой идентификации.

Конечно, не все то, что обособляется от семьи, обречено на гибель, но современная наука до конца так и не знает, какие потери и приобретения имеют дети в результате развода. При рассмотрении последствий развода, как правило, не дифференцировано воздействие на юных членов семьи предразводной и постразводной ситуации.

Отсутствуют типологии разведенных семей, хотя и признается, что в каждом семейном типе создаются различные условия и предпосылки для воспитания, а одни и те же, казалось бы, трудности по-разному осложняют их жизнь. В трудах исследователей все дети, находящиеся на попечении семьи с одним родителем, рассматриваются как единая группа, в связи с чем нет четкого представления об особенностях проблем детей именно разведенных. Все это позволяет сделать вывод о том, что особенности социализации детей в разведенных семьях требуют дальнейшего исследования [4, с. 22].

Таким образом, многие аспекты проблемы влияния родительского развода на детей в современной науке хорошо изучены. Однако отсутствуют пока ответы на такие вопросы: когда начинается и заканчивается воздействие развода на детей; почему многие люди безразличны к семье, к себе, к детям и не воспринимают себя всерьез в качестве супруга и родителя; почему развод формирует чувство вины у ребенка; почему самосохраняющие силы семьи, защищающие ее «баланс», ее гомеостатический механизм, малоэффективно противостоят распаду брака [15].

Похожие статьи:

  • Основные требования охраны труда при выполнении работ с применением пневмоинструмента Инструкция по охране труда при работе с пневмоинструментом Типовая инструкция по охране труда при работе с пневмоинструментом Инструкция предназначена для персонала, использующего при […]
  • Нотариус до 19-00 москва Нотариус города Москвы Лысякова Ольга Сергеевна Добро пожаловать на официальный сайт нотариуса города Москвы Лысяковой Ольги Сергеевны! Благодарю всех, кто решил воспользоваться […]
  • Заявление на удержание профсоюзных взносов образец Образец заявления на удержание профсоюзных взносов из заработной платы Скачать 5.3 Kb. Название Образец заявления на перечисление членских профсоюзных взносов Тип Документы filling-form.ru […]
  • Налог для граждан по инн Граждане могут не указывать ИНН в представляемых в налоговые органы документах Минфин России рассказал об особенностях постановки на учет в налоговых органах. Соответствующие разъяснения […]
  • Приказ о зачислении в ноу Приказ о зачислении на очную форму обучения в НОУ ВПО ИМТП на 2014-2015 учебный год метро «Кунцевская», «Пионерская», «Славянский бульвар», ст. ж. д. «Кунцево» Тел.: + 7 (968) 617-78-78 […]
  • Развод в тамбове сколько стоит Как подать на развод в Тамбове? как можно подать на развод если муж живет в москве а я живу в тамбове? детей нет и совместно нажитого имущества тоже нет! могу ли я подать заявление на […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.