Приказ по сертификатам врачей

Оглавление:

ПРИКАЗ
№1043н от 22 декабря 2017 года

Зарегистрировано в Минюсте РФ. Регистрационный №49696 от 19 января 2018 года

Об утверждении
сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов

В соответствии с частью I [1] статьи 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2013, № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6951; 2014, № 49, ст. 6927; 2016, № 1, ст. 9) приказываю:

  1. Утвердить прилагаемые сроки и этапы аккредитации специалистов, а также категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов.
  2. Департаменту медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Министерства здравоохранения Российской Федерации организовать проведение аккредитации специалистов с учетом этапов перехода.
  3. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 февраля 2016 г. № 127н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2016 г., регистрационный № 41401).

Приказ Минздрава РФ об аккредитации врачей — путь к монополии и росту расходов

Доклад Борисова Дмитрия Александровича, к.э.н., на IV-ом Национальном Конгрессе частных медицинских организаций

Когда в 2011 году Федеральным законом № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» было предусмотрено введение аккредитации специалистов с 2016 года никому и в голову не приходило с чем в последствии придется столкнуться врачам, клиникам и собственно Минздраву.

В 2015 году, за год до часа Х, стало очевидно, что ни государство, ни медицинское сообщество к этому переходу не готово и навряд ли успеют подготовиться. Мы со свей стороны рекомендовали врачам частных клиник до 1 января 2016 получить сертификаты, чтобы не столкнуться с ситуацией, когда в связи с окончанием срока действия сертификатов допуск врачей к деятельности окажется по вопросом.

Касаясь истории преодоления административных барьеров в сфере образования врачей, необходимо отметить, что до 2011 года государственная аккредитация образовательных организаций в части программ дополнительного профессионального образования (ДПО) проводилась незаконно, поскольку отсутствовали Федеральные государственные требования к программам, в частности в сфере медицины. Утверждение требований было возложено на Министерство образования, при этом отраслевые министерства, в т. ч. Минздравсоцразвития, не предприняли необходимых действий, что привело к отсутствию единых требований к образованию врачей.

После изменения законодательства об образовании с 1 января 2011 года органы, ответственные за аккредитацию, перестали ее осуществлять в отношении организаций ДПО, ссылаясь на отсутствие требований к программам. При этом сохранялась действующая аккредитация и продлевалась аккредитация ВУЗов, на том основании, что для высшего образования существуют государственные образовательные стандарты. Рособранадзор занял позицию, согласно которой ВУЗы имеют право выдавать документы государственного образца о дополнительном профессиональном образовании на основании аккредитации программ высшего образования. Такая ситуация поставила образовательные организации в неравные условия, тем более, что приказом Минздравсоцразвития №705н признавались документы исключительно государственного образца.

ФАС вынесла предписание Рособрнадзору внести изменения во все действующие свидетельства о государственной аккредитации ВУЗов, исключив из них дополнительное профессиональное образование. В результате ряда судебных разбирательств в 2011-2012гг. между Рособрнадзором и ФАСом с участием экспертов Национального союза в новом законе об образовании, принятом в 2013 году, норма о государственной аккредитации программ ДПО была исключена. Кроме того, в связи с приказом №705н ФАС приняла решение в отношении Минздрава, установив наличие нарушения Закона о защите конкуренции. Минздрав согласился с позицией ФАС и отменил приказ №705н, содержавший дискриминационное требование о признании документов лишь государственного образца, для выдачи которых требовалась аккредитация, приняв новый приказ от 3 августа 2012 г. N 66н.

История с медицинским образованием имела продолжение в 2013 году. Минздрав издал приказ №982н О выдаче сертификата специалиста медработникам, который вступил в силу 29 марта 2013 года. Согласно приказу, сертификаты специалиста могли выдавать только государственные образовательные учреждения. При этом для допуска к экзамену требовалось представить документы о ДПО (повышение квалификации, переподготовка) исключительно государственного образца, для чего необходима аккредитация. В апреле 2013 года экспертами Национального союза было подготовлено заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы данного приказа. В августе 2013 года Минздравом в него были внесены изменения, согласно которым, негосударственные образовательные организации, имеющие лицензию, получили право выдавать сертификаты специалиста, документы государственного образца более не требуются.

Возвращаясь к вопросу об аккредитации, следует отметить, что нами в 2015 году были подготовлены предложения о переносе сроков аккредитации. Когда во второй половине 2015 года появился проект закона об изменении сроков аккредитации нами были подготовили и направлены на regulation.gov.ru соответствующие предложения о поэтапном переходе к аккредитации.

За 2 дня до наступления 2016 года Президент Владимир Путин подписал закон о постепенном переходе к аккредитации в период с 2016 по 2026 гг. Минздрав Приказом от 25 февраля 2016 г. N 127н утвердил Сроки и этапы аккредитации специалистов.

Согласно данному приказу аккредитация медицинских работников, имеющих сертификат, вводится с 1 января 2021 года.

Может показаться, что те из клиник, кто воспользовался нашей рекомендацией и досрочно прошел процедуру сертификации, — поспешили. Однако это не так.

Минздрав подготовил проект приказа Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях (далее Порядок).

Согласно Порядку работники, получившие сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста после 1 января 2016 года, проходят обучение только в рамках системы непрерывного медицинского образования.

Таким образом, лица, воспользовавшиеся нашей рекомендацией и получившие сертификат до 1 января 2016 года не попадут под действие данного приказа, после его принятия. Они смогут до 1 января 2021 года в очередной раз получить сертификат, который будет действовать 5 лет, — то есть до 2026 года.

Ввиду того, что данный приказ до сих пор не принят, можно сделать вывод о том, что ни государство, ни медицинское сообщество не готово к переходу к системе непрерывного медицинского образования.

Можно предположить, что систему непрерывного медицинского образования введут для лиц, получивших сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста не после 1 января 2016 года, а после 1 января 2017 года. И вот почему.

Проектом предусмотрено, что обучение работника в рамках системы непрерывного образования осуществляется дискретно в течение 5 лет и завершается прохождением процедуры аккредитации.

Общая трудоемкость разделов индивидуального плана составляет 250 академических часов с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 академических часов, включая объем освоения образовательных программ не менее 36 академических часов и образовательные мероприятия (конференции и семинары), общий ежегодный объем которых не может составлять более 14 академических часов.

Следует отметить, что в настоящее время трудоемкость повышения квалификации составляет 144 часа один раз в пять лет. Увеличение трудоемкости на 73%, приведет к росту затрат на ДПО. Кроме того, фактически вводится обязательное ежегодное повышение квалификации и посещение конференций и семинаров, что приведет к многократному росту расходов на проезд. Резкий рост затрат на ДПО в период экономического кризиса является неоправданной нагрузкой на медицинские организации, среди которых значительное количество малых предприятий.

Ежегодное освоения не менее 50 академических часов может явиться причиной, по которой дату введения непрерывного образования перенесут на 1 января 2017 года, поскольку в 2016 году выполнить это требование уже, судя по всему не удастся.

Исходя из сказанного, напрашиваются два важных вывода:

во-первых, лица, получившие сертификат до 1 января 2017, в т.ч. в 2016 году, и не вступившие в систему непрерывного образования, через пять лет будут проходить тем не менее аккредитацию;

во-вторых, указанные лица смогут досрочно — до 1 января 2021 года — в очередной раз получить сертификат, который будет действовать 5 лет, — то есть до 2026 года, тем самым отодвинув момент прохождения аккредитации.

Кроме, того в отличии от действующей сейчас системы, согласно которой повышение квалификации может проводить любая образовательная организация, имеющая лицензию, проектом предусмотрено, что участвовать в системе непрерывного образования смогут не все организации, имеющие лицензию, а только прошедшие процедуру допуска и чьи программы размещены на сайте Минздрава.

Решение о размещении образовательной программы повышения квалификации или образовательного мероприятия на интернет-портале принимается Экспертной комиссией по непрерывному медицинскому образованию, создаваемой Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Согласно п.5.5.2(1) Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 608, к полномочиям Минздрава относится:

разработка и утверждение примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования и фармацевтического образования.

Полномочия по регистрации или оценке дополнительных профессиональных программ конкретных образовательных организаций у Минздрава отсутствует, следовательно, Минздрав не может наделить данным полномочием Экспертную комиссию.

Предоставление такого полномочия Минздраву нецелесообразно по следующим причинам:

1) это возлагает на образовательные организации дополнительные требования и ограничения, не предусмотренные законом. Так действующим законодательством об образовательной деятельности не предусмотрено указание в приложении к лицензии перечня программ ДПО. Действовавшее ранее требование было упразднено;

2) регистрация программ ДПО каждой образовательной организацией не имеет практического значения при наличии разработанных и утвержденных Минздравом примерных программ, в том числе с учетом большого количества медицинских специальностей — около 100 и еще большего количества образовательных организаций, реализующих программы ДПО.

Несмотря на то, что порядок еще не принят на сайте edu.rosminzdrav.ru размещено сообщение о необходимости вступления медицинских работников в систему непрерывного медицинского образования. Некоторые лица утверждают, что приказ №66н уже отменен. Все это не соответствует действительности.

Смотрите еще:  Увольнение по статье бухгалтера

Например, ЧУ ДПО «Институт повышения квалификации медицинских кадров» http://univerexpert.ru/, имея лицензию на осуществление образовательной деятельности, предприняло попытку вступить в систему НМО и получила необоснованный, по нашему мнению, отказ.

Уже сейчас можно предположить, что после введения системы непрерывного образования количество организаций, осуществляющих повышение квалификации, резко сократится, поскольку условием для допуска будет являться решение, принимаемое Экспертной комиссией Минздрава непрозрачно и весьма запутанно.

В связи с тем, что непрерывное образование более затратно, а аккредитация менее доступна мы рекомендуем до конца 2016 года получить сертификат.

9 декабря состоится семинар, на котором данный вопрос будет рассмотрен более подробно и будут даны рекомендации, где можно успеть получить сертификат до 1 января 2017 года. Для членов СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций участие в семинаре бесплатно. Для тех, кто не сможет посетить семинар, рекомендуем написать на электронную почту [email protected] для получения дополнительной информации о том, где можно успеть получить сертификат до 1 января 2017 года.

Хочу обратить внимание на тот факт, что Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 февраля 2016 г. N 127н утверждены Сроки и этапы аккредитации специалистов. Согласно данному приказу с 1 января 2018 года аккредитация вводится для переподготовки.

Сейчас сертификаты выдаются по итогам переподготовки любой образовательной организацией, имеющей лицензию на образовательную деятельность.

Положении об аккредитации специалистов, утвержденное приказом Минздрава РФ № 334н от 2 июня 2016 года, содержит непреодолимые требования для образовательных организаций, выдающих в настоящее время сертификаты медицинским работникам:

1) требование к Председателю аккредитационной комиссии — членство в некоммерческой организации, основанной на личном членстве врачей, число членов которой составляет 25% от общей численности врачей на территории субъекта;

2) усмотрение чиновника и отсутствии четкой процедуры утверждения Минздравом состава и Председателя аккредитационной комиссии;

3) необоснованно завышенные требования к организационно-техническому оснащению образовательных организаций — наличие симуляционного комплекса, при том, что он для вторичной аккредитации не требуется, аудио — видео записи процесса аккредитации.

Как показала практика, в 2016 году аккредитация выпускников ВУЗов по специальности «Стоматология» практически ничем не отличалась от государственного экзамена. Возникают закономерные вопросы:

1) была ли соблюдена норма о членстве в некоммерческой организации, число членов которой составляет 25% от общей численности врачей на территории субъекта;

2) каким образом подтверждалось соответствие указанной организации критерию 25%.

Можно предположить, что после 1 января 2018 года количество организаций, осуществляющих допуск к деятельности после переподготовки резко сократится, поскольку условием для допуска будет являться наличие аккредитационной комиссии.

В связи с этим, мы рекомендуем лицам, заинтересованным в переподготовке, в том числе по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», пройти переподготовку до 1 января 2018 года.

Напоминаю, что 9 декабря состоится семинар, на котором данный вопрос будет рассмотрен более подробно и будут даны соответствующие рекомендации. Для членов СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций участие в семинаре бесплатно.

Для получения дополнительной информации о том, где можно пройти переподготовку, пишите на электронную почту [email protected]

В заключение хочу Вас проинформировать о том, что 03 ноября 2016 года мы от лица Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения обратились к руководителю Федеральной антимонопольной службы Артемьеву Игорю Юрьевичу для принятия мер в соответствии с полномочиями ФАС по недопущения ограничения конкуренции на рынке услуг дополнительного профессионального образования в сфере здравоохранения.

Борисов Дмитрий Александрович — кандидат экономических наук, Председатель правления Национальной Ассоциации медицинских организаций, член Экспертного Совета ФАС по вопросам конкуренции в здравоохранении, Управляющий сетью центров косметологии «Реднор» (г.Москва)

Публикации по теме Национальный конгресс 4

ФАС будет проверять как Минздрав развивает конкуренцию в здравоохранении

Состояние российского здравоохранения в понимании участников рынка медицинских услуг. Мифы и реальность

Резолюция IV-го Национального Конгресса частных медицинских организаций

В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Мониторинг правоприменения

Условия допуска врача к медицинской деятельности по основной медицинской специальности и по дополнительной, указанной в Номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения РФ

Профессор кафедры трудового права СПбГУ Дивеева Н.И.

1. Статья 41 Конституции РФ определяет, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Эти положения находят своё развитие в ст. 18 Федерального закона РФ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее — Основы), в которой делается акцент на том, что медицинская помощь, помимо доступности, должна отвечать еще и такому критерию как «качественность».
На сегодняшний день обеспечение качественности медицинской помощи в РФ осуществляется через государственную регламентацию порядков оказания и стандартов медицинской помощи, а также, требований, которым должны соответствовать лица, такую помощь оказывающие.
Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации до 1 января 2016 года имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста (ст. 100 Основ). Таким образом, на сегодняшний день, чтобы быть допущенным к профессиональной деятельности медицинский работник должен отвечать двум критериям: 1) иметь соответствующее медицинское образование (подтверждаемое полученным дипломом государственного образца); 2) иметь сертификат специалиста.
Согласно пункту 1.2 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» к должностям специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачам) относятся врачи-специалисты, в списке которых поименованы врачи разных специальностей, в том числе, врач-акушер-гинеколог, а также врач-эндоскопист. Таким образом, названная Номенклатура должности всех врачей-специалистов (как родовую категорию) делит на определенные виды врачей по их специализации в соответствующей сфере медицины (акушерстве и гинекологии, педиатрии, неврологии, эндоскопии).Эту свою специализацию врач как раз и должен подтверждать соответствующим сертификатом.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.11. 2012 г. N 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста» сертификат специалиста (сертификат) свидетельствует о достижении его обладателем уровня теоретических знаний, практических навыков и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной (медицинской) деятельности. Лицам, получившим среднее или высшее профессиональное медицинское образование в Российской Федерации, сертификат выдается государственными образовательными или научными организациями в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности. Сертификат действует пять лет на территории Российской Федерации.
Сертификат выдается по специальностям, предусмотренным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2009 г. N 210н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации». В указанной Номенклатуре специальностей: во-первых, в качестве самостоятельных называются как специальность «акушерство и гинекология», так и специальность «эндоскопия»; во-вторых, все специальности подразделяются на основные и дополнительные. При этом, ни Приказом Минздрава РФ от 29 ноября 2012 г., ни Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2009 г. не устанавливается различий с точки зрения сертификации для основных и дополнительных специальностей. Следовательно, врачу-специалисту, осуществляющему различные виды медицинской деятельности, необходимо получать сертификат по каждой из специальностей.
2. Специфика медицинской деятельности такова, что для получения сертификата специалиста врачу необходим определенный уровень образования, не исчерпывающийся дипломом о высшем медицинском образовании. Первичная основная медицинская специализация врачей осуществляется через послевузовское профессиональное образование в форме интернатуры или (и) клинической ординатуры, подтверждаемое соответствующим дипломом (дипломами) об освоении основной профессиональной образовательной программы по определенной медицинской специальности.
Однако подобные формы профессионального образования — не единственные формы первичной медицинской специализации. В пункте 2 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» говорится, что в случае смены врачом-специалистом профиля специальности, требующей специальной подготовки и квалификации, он назначается на должность врача-стажера на период прохождения в установленном порядке профессиональной переподготовки с целью получения специальных знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы в должности врача-специалиста, и получения сертификата по соответствующей специальности. Аналогичное положение закреплено и пунктом 4 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 N 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»: профессиональная переподготовка проводится в обязательном порядке для работников, планирующих выполнение нового вида медицинской или фармацевтической деятельности.
Однако, врач может одновременно выполнять разные виды медицинской деятельности. На это, в частности, указывает и Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2009 N 210н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации», где, например, для основной специальности «Акушерство и гинекология» среди «Специальностей, требующих дополнительной подготовки» указывается «Эндоскопия». Возникает вполне логичный вопрос: что законодатель понимает под дополнительной подготовкой, какому уровню образования (объему часов) она должна соответствовать и чем она должна подтверждаться?
Приказ Минздравсоцразвития РФ № 415н от 07.07.2009 г. «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» определяет, что специальность «Акушерство и гинекология» может быть только основной, и для неё необходимо высшее профессиональное образование, а также послевузовское профессиональное образование в форме интернатуры или (и) ординатуры. Что касается специальности «Эндоскопия», то указывается, что она может быть как основной (и тогда к ней — общие требования в виде высшего профессионального образования, а также послевузовского профессионального образования в форме ординатуры), так и дополнительной к основной. В последнем случае специальность «Эндоскопия» должна подтверждаться дополнительным образованием в форме профессиональной переподготовки.
Таким образом, анализ российских нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что дополнительная врачебная специализация может быть получена медицинским работником через интернатуру, ординатуру или через профессиональную переподготовку. А в соответствии с пунктом 8 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 N 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» профессиональное образование в виде профессиональной переподготовки должно иметь нормативный срок свыше 500 часов подготовки при любой форме обучения. Поэтому, если у врача отсутствуют документы об окончании интернатуры, ординатуры или диплом о дополнительной профессиональной переподготовке в указанном объеме часов, то он объективно не является специалистом в этой сфере медицины, а, значит, не может получить соответствующий сертификат и не может быть допущен как врач к выполнению трудовых обязанностей по соответствующей специальности.
3. Понятие профессионализма медицинского работника включает не только знания, умения, принципы и правила поведения, но строится и на поддержании современного профессионального уровня, владения и критического восприятия информации, способности принимать обоснованные решения по отношению к пациентам, обладании высокими этическими принципами. Всё это требует от медицинского работника постоянного самосовершенствования. Профессиональный рост не является исключительно личным делом каждого работника, т.к. напрямую влияет на качество оказываемой медицинской помощи.
Действующее трудовое законодательство в этой связи возлагает определенные обязанности и на работодателя врача — медицинское учреждение. В ст. 196 ТК РФ указано, что необходимость подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд работодатель определяет самостоятельно. Однако федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ может быть установлено, что повышение квалификации является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. В таких случаях работодатель обязан организовать обучение.
В частности, статья 73 Основ среди основных обязанностей медицинских работников называет обязанность совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Соответствующие правовые акты РФ устанавливают обязанность повышения квалификации медицинских работников не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности. Значит, с такой периодичностью врач-специалист должен обучаться по дополнительным профессиональным программам по каждой из медицинских специальностей, постоянно подтверждая свою квалификацию и продляя свой сертификат (нормативный срок обучения — менее 500 часов). Отсутствие документов, удостоверяющих такое обучение должно препятствовать допуску врача — специалиста к выполнению трудовых обязанностей.

Смотрите еще:  Включается ли неустойка в реестр требований кредиторов

Позиция эксперта по выявленной проблеме:
Таким образом, для осуществления медицинской деятельности врач по каждой из реализуемых им специальностей в соответствии с Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации (хоть основной, хоть дополнительной) должен иметь следующие документы:
— документ о высшем медицинском образовании;
— диплом об окончании интернатуры, ординатуры или диплом о прохождении профессиональной переподготовки (со сроком обучения не менее 500 часов) как подтверждение первичной медицинской специализации;
— сертификат специалиста;
— документы о повышении квалификации специалиста (каждые пять лет).

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 982н г. Москва «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста»

Изменения и поправки

Зарегистрирован в Минюсте РФ 29 марта 2013 г.

Регистрационный N 27918

В соответствии с пунктом 5.2.119 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526) приказываю:

условия и порядок выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам согласно приложению N 1;

форму сертификата специалиста согласно приложению N 2;

технические требования к бланку сертификата специалиста согласно приложению N 3.

Министр В. Скворцова

Условия и порядок выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам

1. Сертификат специалиста (далее — сертификат) свидетельствует о достижении его обладателем уровня теоретических знаний, практических навыков и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной (медицинской или фармацевтической) деятельности. Сертификат действует пять лет на территории Российской Федерации.

2. Сертификат выдается по специальностям, предусмотренным Номенклатурой специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. N 176н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 мая 2008 г., регистрационный N 11634), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2010 г. N 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 мая 2010 г., регистрационный N 17160), и Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. N 210 н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июня 2009 г., регистрационный N 14032), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. N 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 марта 2011 г., регистрационный N 20144).

3. Лицам, получившим среднее или высшее профессиональное медицинское или фармацевтическое образование в Российской Федерации, сертификат выдается государственными образовательными или научными организациями (далее — организации) в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности.

4. Лицам, получившим среднее или высшее профессиональное медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, сертификат выдается Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.

5. Условиями выдачи организациями сертификата лицам, указанным в пункте 4 настоящих условий и порядка выдачи сертификата медицинским и фармацевтическим работникам (далее — условия и порядок), являются:

наличие документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам соответствующей специальности;

положительный результат сдачи сертификационного экзамена либо положительный результат прохождения государственной (итоговой) аттестации обучающихся (для лиц, получающих сертификат впервые по окончании обучения по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования по специальностям группы «Здравоохранение»).

6. Государственная (итоговая) аттестация осуществляется государственными аттестационными комиссиями в соответствии с постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 27 декабря 1995 г. N 10 «Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 26 января 1996 г., регистрационный N 1018).

7. Условиями выдачи сертификата лицам, указанным в пункте 5 настоящих условий и порядка, являются:

наличие свидетельств об установлении эквивалентности документов об образовании (свидетельств о признании документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации) (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации);

наличие документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам соответствующей специальности;

положительный результат сдачи экзамена по специальности.

8. Экзамен по специальности проводится в соответствии с порядком сдачи экзамена по специальности лицами, получившими медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, для допуска к медицинской или фармацевтической деятельности, утверждаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации.

9. Сертификационный экзамен проводится организациями по завершению лицами, указанными в пункте 4 настоящих условий и порядка, обучения по основным профессиональным образовательным программам послевузовского профессионального образования (интернатура, ординатура, аспирантура, докторантура) или по дополнительным профессиональным образовательным программам медицинского или фармацевтического образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка).

10. Для организации и проведения сертификационного экзамена организациями создаются экзаменационные комиссии, в состав которых включаются специалисты в области здравоохранения и медицинской науки.

11. Персональный состав экзаменационной комиссии утверждается руководителем организации, который является председателем экзаменационной комиссии.

12. Состав экзаменационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые решения.

13. Регламент работы экзаменационной комиссии и сроки проведения и сдачи сертификационного экзамена определяются организацией и утверждаются ее руководителем.

14. Информационные материалы о сроках, времени, месте приема и перечне документов, необходимых для сдачи сертификационного экзамена, требованиях, предъявляемых к лицам, претендующим на получение сертификата, дате, времени и месте проведения сертификационного экзамена, порядке обжалования решений экзаменационной комиссии размещаются в общедоступных местах в помещениях организации не позднее чем за месяц до даты проведения сертификационного экзамена, а также на официальном сайте организации.

15. Для сдачи сертификационного экзамена в экзаменационную комиссию подается заявление о допуске к сдаче сертификационного экзамена лицами, указанными в пункте 4 настоящих условий и порядка (далее соответственно — заявление, заявитель), с приложением подлинников следующих документов:

для специалистов с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием: документа государственного образца о высшем медицинском или фармацевтическом образовании, документа о послевузовском профессиональном образовании (интернатура, ординатура), документа государственного образца о профессиональной переподготовке (в случае получения новой специальности по результатам прохождения профессиональной переподготовки), а также: прежнего сертификата специалиста, документа государственного образца о повышении квалификации или документа о послевузовском профессиональном образовании (аспирантура, докторантура) по соответствующей специальности (в случае получения сертификата повторно);

для специалистов со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием: документа государственного образца о среднем медицинском или фармацевтическом образовании, документа государственного образца о профессиональной переподготовке (в случае получения новой специальности по результатам прохождения профессиональной переподготовки), а также: прежнего сертификата специалиста, документа государственного образца о повышении квалификации (в случае получения сертификата повторно).

16. Экзаменационная комиссия рассматривает заявление и приложенные к нему документы, указанные в пункте 16 настоящих условий и порядка, принимает решение о допуске (об отказе в допуске) к сдаче сертификационного экзамена и уведомляет об этом заявителя в письменной форме в срок, не превышающий 15 календарных дней с момента получения заявления и приложенных к нему документов.

17. Основаниями для принятия экзаменационной комиссией решения об отказе в допуске к сдаче сертификационного экзамена являются:

а) недостоверная информация, содержащаяся в заявлении;

б) неполная и (или) недостоверная информация, содержащаяся в документах, прилагаемых к заявлению;

в) непредставление документов, предусмотренных пунктом 16 настоящих условий и порядка.

18. Сертификационный экзамен сдается лично заявителем на русском языке и состоит из трех этапов: тестового контроля знаний, оценки практических навыков и собеседования.

19. При сдаче сертификационного экзамена устанавливается соответствие документов о профессиональной подготовке лиц, указанных в пункте 4 настоящих условий и порядка, Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1644н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 апреля 2012 г., регистрационный N23879), разделу «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2010 г., регистрационный N 18247).

20. Экзаменационная комиссия по результатам сдачи сертификационного экзамена принимает решение:

о положительном результате сдачи сертификационного экзамена;

о неудовлетворительном результате сдачи сертификационного экзамена и направлении на повторную сдачу сертификационного экзамена.

Смотрите еще:  Договор поставки и контрактации

21. Результаты сдачи сертификационного экзамена оформляются протоколом заседания экзаменационной комиссии.

22. О результатах сдачи сертификационного экзамена экзаменационная комиссия сообщает заявителю в письменной форме в течение 3 календарных дней со дня сдачи сертификационного экзамена.

23. Повторная сдача сертификационного экзамена возможна в сроки, определяемые экзаменационной комиссией, но не позднее чем через 3 месяца после неудовлетворительной сдачи сертификационного экзамена.

24. Заполнение бланка сертификата осуществляется на русском языке в электронном виде с использованием программного обеспечения. Заполнение бланка сертификата рукописным способом не допускается.

25. При оформлении бланка сертификата указывается:

фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, сдавшего сертификационный экзамен, экзамен по специальности или прошедшего государственную (итоговую) аттестацию;

полное наименование организации, при которой создана экзаменационная комиссия или государственная аттестационная комиссия;

дата и номер протокола заседания экзаменационной комиссии или государственной аттестационной комиссии;

полное наименование специальности в соответствии с указанными в пункте 3 настоящих условий и порядка Номенклатурами специальностей специалистов в сфере здравоохранения.

26. Для лиц, указанных в пункте 4 настоящих условий и порядка, сертификат подписывается председателем и секретарем экзаменационной комиссии или государственной аттестационной комиссии с указанием даты выдачи сертификата.

27. Для лиц, указанных в пункте 5 настоящих условий и порядка, сертификат подписывается лицом, уполномоченным Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, с указанием даты выдачи сертификата.

28. С правой стороны бланка сертификата ставится печать организации, выдавшей сертификат (Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения), наименование города, в котором действует экзаменационная комиссия или государственная аттестационная комиссия.

29. Сертификат выдается лицам, сдавшим сертификационный экзамен, экзамен по специальности или прошедшим государственную (итоговую) аттестацию по предъявлению документов, удостоверяющих их личность, либо представителям указанных лиц по доверенности, оформленной в установленном порядке, либо высылается по почте ценным отправлением с уведомлением о вручении.

30. Сертификат выдается в течение 10 календарных дней с момента сдачи сертификационного экзамена, экзамена по специальности, прохождения государственной (итоговой) аттестации.

31. Для регистрации выданных сертификатов в организации (Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения), заводится книга учета выданных сертификатов, в том числе в электронном виде.

32. В случае утраты сертификата или его порчи (повреждении) лицо, получившее сертификат, вправе обратиться в организацию (Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения), с заявлением о предоставлении дубликата сертификата, в котором должны быть указаны:

фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, получившего сертификат;

при утрате сертификата — обстоятельства утраты сертификата;

при порче (повреждении) сертификата — обстоятельства и характер повреждений, исключающих возможность дальнейшего использования сертификата, с приложением поврежденного сертификата.

33. Выдача дубликата сертификата осуществляется в течение 15 календарных дней со дня получения организацией (Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения) заявления о предоставлении дубликата сертификата и прилагаемых к нему документов, указанных в пункте 30 условий и порядка, на основании протокола заседания экзаменационной комиссии или государственной аттестационной комиссии. На дубликате сертификата в заголовке под словами «сертификат специалиста» штампом синего цвета ставится слово «дубликат».

34. В случае изменения наименования организации дубликат сертификата выдается организацией вместе с документом, подтверждающим изменение наименования организации.

35. В случае реорганизации организации дубликат сертификата выдается организацией, являющейся правопреемником реорганизованной организации.

36. В случае ликвидации организации дубликат сертификата выдается организацией (органом), являющейся правопреемником ликвидированной организации. В случае отсутствия правопреемника выдача дубликата сертификата осуществляется по решению учредителя ликвидированной организации.

Технические требования к бланку сертификата специалиста

1. Бланк сертификата специалиста (далее — сертификат) состоит из титула сертификата (далее — титул) и обложки.

2. Бланк титула и обложка являются защищенной полиграфической продукцией уровня «Б» и изготавливаются по единому образцу в установленном законодательством Российской Федерации порядке в соответствии с Техническими требованиями и условиями изготовления защищенной полиграфической продукции, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 7 февраля 2003 г. N 14н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 марта 2003 г. N4271).

3. Бланк титула имеет серию и номер. Серия содержит 6 символов:

Первая и вторая цифры:

для федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования — 01;

для федерального государственного научного учреждения — 02;

для федерального государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 03;

для федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования — 04;

для государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования субъекта Российской Федерации — 05;

для государственного научного учреждения субъекта Российской Федерации — 06;

для государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования субъекта Российской Федерации — 07;

для государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования субъекта Российской Федерации — 08;

для Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения — 09;

третья и четвертая цифры — двузначный цифровой код субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено образовательное учреждение (в соответствии с приложением к настоящим Техническим требованиям)*;

пятая и шестая цифры — двузначный номер лицензии, выданной предприятию-изготовителю федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование производства и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции (при однозначном номере лицензии он дополняется слева цифрой «0»).

Номер бланка титула представляет собой 7-значный порядковый номер, присвоенный бланку предприятием-изготовителем (начиная с 0000001).

4. Твердая обложка имеет размер в развороте 170 мм х 227мм и изготавливается из переплетного материала — тканьвинила с глажением (либо его аналога) зеленого цвета. На лицевой стороне твердой обложки методом горячего тиснения нанесены фольгой золотого цвета Герб Российской Федерации в овале и надпись «СЕРТИФИКАТ специалиста».

Оборотная сторона твердой обложки обклеена специальной бумагой — форзацем с мультиматной сеткой, состоящей из волнообразных текстов «сертификатспециалиста» и выполненной с применением ирисового раската. Цветовой фон форзаца — переход из зеленого в темно-зеленый и обратно в зеленый.

5. Бланк титула представляет собой отдельный лист размером 160 мм х 212 мм в развернутом виде.

6. Бланк титула изготавливается на бумаге массой 100г/м[2], которая содержит не менее 25% хлопкового или льняного волокна, без оптического отбеливателя, общим двухтоновым водным знаком эмитента по всему полю, являющимся просветно-затененным, обладающим выраженной контрастностью, обеспечивающей его надежный визуальный контроль. Бумага не имеет свечения в УФ-излучении и содержит не менее двух видов защитных волокон: невидимое волокно с желто-зеленым свечением в УФ-излучении; видимое волокно красного цвета с малиновым свечением в УФ-излучении, контролируемых в видимых или иных областях спектра. Графический элемент водяного знака представляет собой изображение медицинской символики «чаша со змеей» по центру и наименования эмитента по кругу. Диаметр графического элемента должен быть не менее 50 мм.

Допускается применение дополнительного защитного волокна, являющегося отличительным признаком предприятия-изготовителя.

7. На лицевой и оборотной сторонах бланка титула ирисовый раскат с наложением двух фоновых сеток, содержащих изображение медицинской символики и Герб Российской Федерации, выполненных с переменными свойствами заполнения и раскопировкой линий. Ирисовый раскат переходит от зеленого к синему и от синего к зеленому. Сетки отпечатаны краской, обладающей зеленым свечением под воздействием УФ-излучения. Одна из сеток выполнена краской с химзащитой, препятствующей несанкционированному внесению изменений.

8. Лицевая и оборотная стороны бланка титула не содержат подчеркиваний и подстрочных пояснительных надписей.

При изготовлении бланка титула не допускается использование растровых структур, в том числе спецрастров.

9. В правой части лицевой стороны титула размещаются оригинальная гильоширная композиция с использованием медицинской символики, выполненная с переменными свойствами заполнения и раскопировкой линий, надписи и изображения с выравниванием по ширине:

надпись «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ», выполненная шрифтом Lazurski 10п;

Государственный герб Российской Федерации в многоцветном исполнении, в том числе бронзовой краской, имеющей оранжевое свечение в УФ-излучении;

надпись «СЕРТИФИКАТ специалиста», выполненная краской, не имеющей поглощение в ИК-диапазоне спектра, шрифтами Lazurski 37п, Lazurski 11п соответственно;

элемент в виде медицинской символики по центру, выполненный термохромной краской; указанный элемент обладает зеленым свечением под воздействием УФ-излучения.

10. В левой части лицевой стороны бланка титула внизу с выравниванием влево указываются наименование предприятия изготовителя и его местонахождение (город), год изготовления продукции, уровень защиты продукции «Б».

11. В левой части оборотной стороны бланка титула размещаются надписи и изображение с выравниванием по ширине:

Государственный герб Российской Федерации, в одноцветном исполнении, в овале и оригинальной гильоширной композиции;

надпись «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ»;

специально разработанная надпись «СЕРТИФИКАТ специалиста»;

высокая нумерация бланка титула, выполненная черной краской, обладающей зеленым свечением под воздействием УФ-излучения;

надпись «СЕРТИФИКАТ ЯВЛЯЕТСЯ ДОКУМЕНТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗЦА», выполненная шрифтом Lazurski 11п;

надпись «Регистрационный N», «Город» и «Дата выдачи» выполнены шрифтом Lazurski 11п краской, имеющей поглощение в ИК-диапазоне спектра.

12. В правой части оборотной стороны бланка титула размещаются:

Надписи «Настоящий сертификат свидетельствует о том, что», «Решением экзаменационной комиссии при», «допущен к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности», «Сертификат действителен в течение 5 лет.» с выравниванием по ширине, выполненные шрифтом Lazurski 11п;

Надписи «Председатель экзаменационной (государственной аттестационной) комиссии», «Ректор/Директор/Руководитель», «Секретарь» с выравниванием влево, выполненные курсивом; надпись «М.П.» с выравниванием вправо; указанные надписи выполняются шрифтом Lazurski 11п.

*В серии диплома, выдаваемого лицу, обучавшемуся в филиале образовательного учреждения, расположенном на территории другого субъекта Российской Федерации, используется код субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено образовательное учреждение.

Похожие статьи:

  • Уровень оказания медицинской помощи приказ Об утверждении трехуровневой системы оказания медицинской помощи в Саратовской области (с изменениями на 20 декабря 2018 года) Об утверждении трехуровневой системы оказания медицинской […]
  • Приказ о выдаче справки работнику Срок выдачи справки о заработной плате Подборка наиболее важных документов по запросу Срок выдачи справки о заработной плате (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации […]
  • 2711 лицензия цб Инструкция Банка России от 26 октября 2015 г. N 169-И "О порядке лицензирования Банком России бирж и торговых систем и порядке ведения реестра лицензий" (с изменениями и […]
  • Федеральный закон от 21071997 г 116-фз Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ"О […]
  • 234 приказ минздрава Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 мая 2017 г. № 234н “О внесении изменений в Положение об аккредитации специалистов, утвержденное приказом Министерства здравоохранения […]
  • Приказ министерства 1601 от 22122019 Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.