Приказ 313 по космическим войскам

ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В ПРИКАЗЫ МИНИСТРА ОБОРОНЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВОЕННЫХ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИХ ЗНАКАХ

ОТЛИЧИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. В Приказе Министра обороны Российской Федерации 1999 года N 608 «Об учреждении медали Министерства обороны Российской Федерации «За воинскую доблесть»:

а) вступительную часть признать утратившей силу;

б) в Положении о медали Министерства обороны Российской Федерации «За воинскую доблесть» (приложение к Приказу):

дополнить Положение новым пунктом 1 следующего содержания:

«1. Медаль Министерства обороны Российской Федерации «За воинскую доблесть» является ведомственным знаком отличия.»;

пункты 1 — 5 считать пунктами 2 — 6 соответственно;

пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Награждение медалью производится приказом Министра обороны Российской Федерации в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.».

2. В Приказе Министра обороны Российской Федерации 2000 года N 75 «Об учреждении медали Министерства обороны Российской Федерации «Участнику марш-броска 12 июня 1999 г. Босния — Косово»:

а) в Положении о медали Министерства обороны Российской Федерации «Участнику марш-броска 12 июня 1999 г. Босния — Косово» (приложение к Приказу):

дополнить Положение новым пунктом 1 следующего содержания:

«1. Медаль Министерства обороны Российской Федерации «Участнику марш-броска 12 июня 1999 г. Босния — Косово» является ведомственным знаком отличия.»;

пункты 1 — 4 считать пунктами 2 — 5 соответственно;

б) в абзаце третьем Описания медали Министерства обороны Российской Федерации «Участнику марш-броска 12 июня 1999 г. Босния — Косово» (приложение N 1 к Положению) слово «левого» заменить словом «правого».

3. В Приказе Министра обороны Российской Федерации 2000 года N 310 «Об учреждении медали Министерства обороны Российской Федерации «За трудовую доблесть»:

а) вступительную часть признать утратившей силу;

б) в Положении о медали Министерства обороны Российской Федерации «За трудовую доблесть» (приложение к Приказу):

дополнить Положение новым пунктом 1 следующего содержания:

«1. Медаль Министерства обороны Российской Федерации «За трудовую доблесть» является ведомственным знаком отличия.»;

пункты 1 — 4 считать пунктами 2 — 5 соответственно;

пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Награждение медалью производится приказом Министра обороны Российской Федерации в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.».

4. В Положении о медали Министерства обороны Российской Федерации «За усердие при выполнении задач инженерного обеспечения» (приложение N 5 к Приказу Министра обороны Российской Федерации 2000 года N 315 «Об учреждении военно-геральдических знаков инженерных войск»):

дополнить Положение новым пунктом 1 следующего содержания:

«1. Медаль Министерства обороны Российской Федерации «За усердие при выполнении задач инженерного обеспечения» является ведомственным знаком отличия.»;

пункты 1 — 5 считать пунктами 2 — 6 соответственно;

пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Награждение медалью производится приказом Министра обороны Российской Федерации в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.».

5. В Положении о медали Министерства обороны Российской Федерации «За разминирование» (приложение N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации 2002 года N 90 «Об учреждении медали Министерства обороны Российской Федерации «За разминирование»):

дополнить Положение новым пунктом 1 следующего содержания:

«1. Медаль Министерства обороны Российской Федерации «За разминирование» является ведомственным знаком отличия.»;

пункты 1 — 4 считать пунктами 2 — 5 соответственно;

пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Награждение медалью производится приказом Министра обороны Российской Федерации в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.».

6. Пункт 1 Положения о медали Министерства обороны Российской Федерации «200 лет Министерству обороны» (приложение N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации 2002 года N 300 «Об учреждении медали Министерства обороны Российской Федерации «200 лет Министерству обороны» и памятного знака «200 лет Министерству обороны») изложить в следующей редакции:

«1. Медаль Министерства обороны Российской Федерации «200 лет Министерству обороны» (далее именуется медаль) является ведомственным знаком отличия.».

7. В абзацах восьмых пунктов 1 и 2 Описания, семантики и рисунков медалей Министерства обороны Российской Федерации «Адмирал Кузнецов» и «Адмирал Горшков» (приложение N 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации 2003 года N 25 «Об учреждении медалей Министерства обороны Российской Федерации «Адмирал Кузнецов» и «Адмирал Горшков») слова «предназначение медали как ведомственной награды Министерства обороны;» заменить словами «принадлежность медали к системе знаков отличия Вооруженных Сил;».

8. В Приказе Министра обороны Российской Федерации 2003 года N 100 «Об учреждении медали Министерства обороны Российской Федерации «За боевые отличия»:

а) в Положении о медали Министерства обороны Российской Федерации «За боевые отличия» (приложение N 1 к Приказу):

дополнить Положение новым пунктом 1 следующего содержания:

«1. Медаль Министерства обороны Российской Федерации «За боевые отличия» является ведомственным знаком отличия.»;

пункты 1 — 4 считать пунктами 2 — 5 соответственно;

б) в абзаце четвертом пункта 2 Описания, семантики и рисунков медали Министерства обороны Российской Федерации «За боевые отличия» (приложение N 2 к Приказу) слова «статус медали как ведомственной награды Министерства обороны Российской Федерации;» заменить словами «принадлежность медали к системе знаков отличия Вооруженных Сил Российской Федерации;».

9. В абзаце четвертом пункта 2 Описания, рисунка и семантики памятной медали Министерства обороны Российской Федерации «300 лет Балтийскому флоту» (приложение N 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации 2003 года N 160 «Об учреждении памятной медали Министерства обороны Российской Федерации «300 лет Балтийскому флоту») слова «статус медали как ведомственной награды Министерства обороны Российской Федерации;» заменить словами «принадлежность медали к системе знаков отличия Вооруженных Сил Российской Федерации;».

10. В абзаце пятом пункта 2 Описания, рисунка и семантики медали Министерства обороны Российской Федерации «Генерал армии Хрулев» (приложение N 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации 2004 года N 210 «Об учреждении медали Министерства обороны Российской Федерации «Генерал армии Хрулев») слова «предназначение медали как ведомственной награды Министерства обороны Российской Федерации;» заменить словами «принадлежность медали к системе знаков отличия Вооруженных Сил;».

11. В абзаце пятнадцатом пункта 14 Описания, рисунков и семантики военных геральдических знаков Военно-воздушных сил (приложение N 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации 2004 года N 240 «О военных геральдических знаках Военно-воздушных сил») слова «статус медали как ведомственной награды Министерства обороны Российской Федерации;» заменить словами «принадлежность медали к системе знаков отличия Вооруженных Сил Российской Федерации;».

12. В абзаце тринадцатом пункта 11 Описания, рисунков и семантики военных геральдических знаков Воздушно-десантных войск (приложение N 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации 2005 года N 182 «О военных геральдических знаках Воздушно-десантных войск») слова «статус медали как ведомственной награды Министерства обороны Российской Федерации;» заменить словами «принадлежность медали к системе знаков отличия Вооруженных Сил Российской Федерации;».

13. В Приказе Министра обороны Российской Федерации 2005 года N 317 «Об учреждении медали Министерства обороны Российской Федерации «Генерал-майор Александр Александров»:

а) в Положении о медали Министерства обороны Российской Федерации «Генерал-майор Александр Александров» (приложение N 1 к Приказу):

в пункте 1 слова «и иностранные граждане» исключить;

пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Награждение медалью производится приказом статс-секретаря — заместителя Министра обороны Российской Федерации по представлению начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации в порядке, установленном в Министерстве обороны.»;

в пункте 3 слова «начальником Службы кадровой и воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации» заменить словами «статс-секретарем — заместителем Министра обороны Российской Федерации»;

б) в абзаце седьмом пункта 2 Описания, рисунков и семантики медали Министерства обороны Российской Федерации «Генерал-майор Александр Александров» (приложение N 2 к Приказу) слова «статус медали как ведомственной награды Министерства обороны;» заменить словами «принадлежность медали к системе знаков отличия Вооруженных Сил;».

14. В абзаце шестом пункта 2 Описания, рисунков и семантики медали Министерства обороны Российской Федерации «За службу в морской пехоте» (приложение N 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации 2005 года N 455 «Об учреждении медали Министерства обороны Российской Федерации «За службу в морской пехоте») слова «статус медали как ведомственной награды Министерства обороны;» заменить словами «принадлежность медали к системе знаков отличия Вооруженных Сил Российской Федерации;».

15. В абзаце шестом пункта 2 Описания, рисунков и семантики медали Министерства обороны Российской Федерации «За службу в подводных силах» (приложение N 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации 2006 года N 105 «Об учреждении медали Министерства обороны Российской Федерации «За службу в подводных силах») слова «статус медали как ведомственной награды Министерства обороны;» заменить словами «принадлежность медали к системе знаков отличия Вооруженных Сил Российской Федерации;».

16. В абзаце третьем пункта 2 Описания, рисунков и семантики медали Министерства обороны Российской Федерации «Генерал армии Комаровский» (приложение N 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации 2006 года N 175 «Об учреждении медали Министерства обороны Российской Федерации «Генерал армии Комаровский») слова «статус медали как ведомственной награды Министерства обороны;» заменить словами «принадлежность медали к системе знаков отличия Вооруженных Сил;».

17. В Приказе Министра обороны Российской Федерации 2006 года N 450 «Об учреждении медали Министерства обороны Российской Федерации «Генерал-полковник Дутов»:

а) в пунктах 2 и 3 Положения о медали Министерства обороны Российской Федерации «Генерал-полковник Дутов» (приложение N 1 к Приказу) слова «начальник Службы экономики и финансов Министерства обороны» в соответствующем падеже заменить словами «заместитель Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе» в соответствующем падеже;

б) в абзаце третьем пункта 2 Описания, рисунков и семантики медали Министерства обороны Российской Федерации «Генерал-полковник Дутов» (приложение N 2 к Приказу) слова «статус медали как ведомственной награды Министерства обороны;» заменить словами «принадлежность медали к системе знаков отличия Вооруженных Сил;».

18. В абзаце третьем пункта 2 Описания, рисунков и семантики медали Министерства обороны Российской Федерации «За заслуги в ядерном обеспечении» (приложение N 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации 2007 года N 290 «Об учреждении медали Министерства обороны Российской Федерации «За заслуги в ядерном обеспечении») слова «статус медали как ведомственной награды Министерства обороны;» заменить словами «принадлежность медали к системе знаков отличия Вооруженных Сил;».

19. В абзаце двенадцатом пункта 12 Описания, рисунков и семантики военных геральдических знаков Железнодорожных войск (приложение N 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации 2007 года N 330 «О военных геральдических знаках Железнодорожных войск») слова «статус медали как ведомственной награды Министерства обороны Российской Федерации.» заменить словами «принадлежность медали к системе знаков отличия Вооруженных Сил Российской Федерации.».

20. В Приказе Министра обороны Российской Федерации 2007 года N 336 «О знаках отличия, вручаемых военнослужащим за окончание военных образовательных учреждений профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации»:

а) в Положении о медали Министерства обороны Российской Федерации «За отличное окончание военного образовательного учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации» (приложение N 2 к Приказу):

дополнить Положение новым пунктом 1 следующего содержания:

«1. Медаль Министерства обороны Российской Федерации «За отличное окончание военного образовательного учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации» является ведомственным знаком отличия.»;

пункты 1 — 4 считать пунктами 2 — 5 соответственно;

б) в абзаце четвертом пункта 4 Описания, рисунков и семантики знаков отличия, вручаемых военнослужащим за окончание военных образовательных учреждений профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации (приложение N 3 к Приказу) слова «статус медали как ведомственной награды Министерства обороны Российской Федерации;» заменить словами «принадлежность медали к системе знаков отличия Вооруженных Сил Российской Федерации;».

21. В Описании, рисунках и семантике медали Министерства обороны Российской Федерации «За службу в Космических войсках», памятного знака «50 лет космической эры» и памятного знака командующего Космическими войсками (приложение N 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации 2007 года N 360 «Об учреждении медали Министерства обороны Российской Федерации «За службу в Космических войсках», памятного знака «50 лет космической эры» и памятного знака командующего Космическими войсками») в абзаце шестом пункта 4 слова «статус медали и памятного знака как ведомственных наград Министерства обороны;» заменить словами «принадлежность медали и памятного знака к системе знаков отличия Вооруженных Сил Российской Федерации;».

22. В Положении о медали Министерства обороны Российской Федерации «За заслуги в увековечении памяти погибших защитников Отечества» (приложение N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации 2007 года N 505 «Об учреждении медали Министерства обороны Российской Федерации «За заслуги в увековечении памяти погибших защитников Отечества» и знака отличия «За отличие в поисковом движении»):

а) дополнить Положение новым пунктом 1 следующего содержания:

«1. Медаль Министерства обороны Российской Федерации «За заслуги в увековечении памяти погибших защитников Отечества» является ведомственным знаком отличия.»;

б) пункты 1 — 3 считать пунктами 2 — 4 соответственно.

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: стоимость укладки бруса по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Управление профессиональной подготовкой аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов Буханов Анатолий Вячеславович

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Буханов Анатолий Вячеславович. Управление профессиональной подготовкой аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов: диссертация . кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Буханов Анатолий Вячеславович;[Место защиты: Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России].- Санкт-Петербург, 2014.- 155 с.

Содержание к диссертации

Глава 1. Научно-теоретические предпосылки совершенствования системы управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов 14

1.1. Анализ содержания управления безопасностью эксплуатации ракетных комплексов 14

1.2. Анализ особенностей профессиональной деятельности личного состава аварийно-спасательных формирований 28

1.3. Научно-теоретические подходы к повышению эффективности управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований 41

Глава 2. Структурно-функциональная модель управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов 53

2.1. Особенности управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов 53

2.2. Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов 70

2.3. Обоснование структурно-функциональной модели управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно- спасательных формирований ракетных комплексов 80

Смотрите еще:  Жалоба на обжалование действий должностных лиц

Глава 3. Экспериментальная проверка эффективности разработанной модели управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно- спасательных формирований ракетных комплексов 105

3.1. Организация исследования 105

3.2. Организация и особенности проведения педагогического эксперимента 107

3.3. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение 110

Общее заключение 119

Практические рекомендации 128

Список литературы 130

Введение к работе

Актуальность. В современных условиях неизмеримо возрастают требования к всесторонней подготовленности личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов. Поскольку на аварийно-спасательные формирования ракетных комплексов возлагается высокая ответственность по организации противопожарной и другой защиты этих объектов. В последние годы значительно возросла аварийность при запуске ракет. Большинство пожаров и аварийных ситуаций связано с человеческим фактором, низким уровнем профессиональной подготовленности личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов, недостаточным профессионализмом должностных лиц, ответственных за обеспечение безаварийной эксплуатации ракетных комплексов. Все это свидетельствует о нерешенности ряда вопросов, связанных с управлением профессиональной подготовкой аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов.

Практика показывает, что эффективное управление профессиональной подготовкой аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов устанавливает правильную систему работы должностных лиц по предупреждению аварийности и пожаров на военной технике, способствует безопасности эксплуатации ракетного вооружения (А.Д. Голяков, В.И. Миронов, В.В.Смирнов, 1992).

Безопасность эксплуатации ракетных комплексов обеспечивается:

высоким уровнем подготовленности аварийно-спасательных формирований;

точным выполнением всех требований эксплуатационной, проектной и нормативно-технической документации;

своевременным и качественным проведением организационных и технических мероприятий;

оборудованием боевых постов, рабочих мест техническими средствами, необходимыми при эксплуатации ракетного вооружения, обеспечением личного состава всеми предусмотренными средствами защиты, эксплуатационной и другой документацией;

своевременным и качественным проведением инструктажей с личным составом, предусмотренных соответствующими нормативно-техническими и руководящими документами, проверок уровня знаний устройства ракетного вооружения, правил его эксплуатации, требований безопасности и практических навыков по их выполнению.

В приказе командующего Космическими войсками № 180 от 21 сентября 2003 года отмечается, что организация и обеспечение безопасной эксплуатации ракетного вооружения являются неотъемлемой составной частью служебной деятельности командиров и начальников. «Командиры и начальники всех степеней обязаны постоянно изучать правила по безопасности, возможные источники возникновения происшествий и на этой основе квалифицированно принимать меры по их предупреждению и устранению. В целях обеспечения безопасности эксплуатации ракетных комплексов командиры и начальники всех степе-3

ней обязаны выполнять управленческие мероприятия: разработку руководящих и отчетных документов; подбор, расстановку и обучение личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов; подготовку техники и средств защиты. Кроме того, они должны обеспечивать своевременное обслуживание ракетного вооружения и постоянную готовность к применению аварийно-спасательных средств, определение порядка действий личного состава в аварийных ситуациях, а также создание аварийно-спасательных групп» 1 .

Таким образом, управление профессиональной подготовкой аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов представляет собой деятельность, регламентируемую правовыми, нормативными, руководящими и методическими документами по осуществлению организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и иных мероприятий, направленных на обеспечение безаварийной эксплуатации ракетных комплексов и сохранение здоровья личного состава.

В то же время проведенный нами анализ программ профессиональной подготовки аварийно-спасательных формирований, содержания этого процесса показывает, что их направленность не в полной мере способствует эффективному повышению готовности личного состава к ликвидации пожаров и обеспечению безаварийной эксплуатации ракетных комплексов. Это связано с низкой эффективностью системы управления их профессиональной подготовки. Практика показывает, что не до конца решены вопросы, связанные с предупреждением происшествий на ракетных комплексах, повышением эффективности управления безопасностью эксплуатации ракетного вооружения. Изучение и анализ руководящих документов свидетельствует, что не эффективное проведение организационно-технических и управленческих мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации ракетных комплексов, не в полной мере способствует повышению уровня, профессиональной подготовленности личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов. Кроме того, не обоснованы психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности процесса управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов. Это приводит к снижению эффективности их профессиональной деятельности при ликвидации пожаров и происшествий на ракетных комплексах.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена наличием объективных противоречий:

между высокими требованиями, предъявляемыми к системе управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов и низкой эффективностью этого процесса;

между объективной необходимостью создания соответствующих психолого-педагогических условий, для повышения эффективности процесса

1 «Руководство по организации и обеспечению безопасной эксплуатации вооружения космических войск» (РООБЭВ КВ). Приказ Командующего Космических войск №180 от 21.09.2003 г. – М., 2003.

управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов и их отсутствием в практике подготовки этих специалистов.

Основная научная задача исследования состоит в необходимости разрешения этих противоречий на основе разработки эффективной модели управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема профессиональной подготовки специалистов аварийно-спасательных формирований изучалась в работах Е.А. Алдошиной, Н.Н. Брушлинский, А.А. Бурняшева, А.В. Кондыкова, Г.Н. Кириллова, Э.В. Павлова, Н.Н. Северина, Е.П. Соловьевой, А.В. Шленкова и др.

Обоснованием безопасности эксплуатации ракетных комплексов, жизни и деятельности военнослужащих аварийно-спасательных формирований занимались М.А. Ингликов, Г.В. Косьмин, О.В. Краснов, В.И. Лойко, В.Д. Маньков, и др. (Косьмин Г.В. Обеспечение безопасности эксплуатации ракетных комплексов: учебное пособие/ Г.В. Косьмин, В.Л. Гузенко. – М.: МО РФ, 2002. – 153 с.; Краснов О.В. Безопасность эксплуатации ракетных комплексов: учеб. пособие/ О.В. Краснов. – СПб: ВИКУ, 2002. – 230с.; Краснов О.В. Методы и модели исследования безопасности ракетных комплексов: учеб. пособие/ О.В. Краснов. – СПб: ВИКУ, 2000. – 130с.; Лойко В.И. Тактика спасательных работ и ликвидации чрезвычайных ситуаций: учеб пособие/ В.И. Лойко, С.А. Михалюк, В.В. Крюков. – Мн.: КИИ, 2002. — 142 с.; Маньков В.Д. Безопасность эксплуатации ракетных комплексов. Базовый курс лекций: уч. пособие/ Под ред. В.Д. Манькова. — СПб: ВКА им. А.Ф.Можайского, 2005.- Ч.1.- 386 с.)

В работах Н.Д. Аникейчика, А.Д. Голякова, Е.А. Климова, В.Е. Прохоровича, В.И. Миронова, В.В. Смирнова (Аникейчик Н.Д. Безопасность эксплуатации вооружения и военной техники: учебное пособие/ Н.Д. Аникейчик, В.Л. Гузенко, О.В. Краснов, В.Е. Прохорович. – М.: МО РФ, 2004. – 106 с.; Баскин Ю.Г. Педагогическое проблемы профессионального развития сотрудников ГПС МЧС России [текст]/Ю.Г. Баскин// Сб. науч. работ «Профессиональная подготовка»/ Под ред. Л.М. Волковой. – СПб.: СПбГПУ, 2012.– С.79-88 (0,6 п.л.).; Береговой Г.Т. Справочник по безопасности эксплуатации ракетных установок/ Г.Т. Береговой, В.И. Ярополов, И.И. Баранецкий и др. – М.: Машиностроение, 1989. – 336 с.; Голяков А.Д. Испытания систем ракетно-космической техники: учебник/ А.Д. Голяков, В.И. Миронов, В.В. Смирнов. — СПб.: ВИКИ, 1992. — 398 с.; Ингликов М.А. Ремонт и эксплуатация технических систем ракетных комплексов: учебник/ М.А. Ингликов.-Л.: ВИКУ, 1998.) рассмотрены принципиальные основы управления процессом профессиональной подготовки и профессионализации личности на этапе выбора профессии.

Все эти работы способствовали накоплению и систематизации знаний по проблеме совершенствования процесса профессиональной подготовки специалистов аварийно-спасательных формирований. Между тем, работ посвященных обоснованию и разработке модели управления профессиональной подготовкой специалистов аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов нам обнаружить не удалось. В научной литературе не нашли своего отражения вопросы, связанные с определением и созданием условий для эффективного управления профессиональной подготовкой специалистов аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов.

Объект исследования – профессиональная подготовка личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов.

Предмет исследования – управление профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что обеспечить высокий уровень безопасности ракетных комплексов возможно, если:

будет разработана структурно-функциональная модель управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов, с учетом современных требований, предъявляемых к уровню их готовности;

будут обоснованы психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности процесса управления их профессиональной подготовкой.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке структурно-функциональной модели управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов.

Выявить содержание системы управления безопасностью ракетных комплексов, а также особенности профессиональной деятельности личного состава аварийно-спасательных формирований.

Выявить причины недостаточной эффективности управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов и обосновать психолого-педагогические условия, необходимые для улучшения этого процесса.

Разработать модель управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов и экспериментально проверить ее эффективность.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили основные положения материалистической диалектики, системного и личност-но-ориентированного подходов к процессу профессиональной подготовки специалистов (В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, В.В.Давыдов, Б.А.Лабковский, К.К.Ляпин, К.Н.Хабибуллин, И.С.Якиманская и др.); результаты исследований в области теории и методики профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России (В.С.Артамонов, Ю.Г.Баскин, Н.Г.Винокурова, А.А.Грешных, М.Т.Лобжа, Н.Н.Северин, В.И.Ткачев, Л.С.Узун и др.); работы по изучению опыта моделирования управления профессиональной подготовкой специалистов аварийно-спасательных подразделений ракетных комплексов. (Н.Д. Ани-кейчика, В.Л. Гузенко, А.Д. Голякова, Е.А. Климова, В.Е. Прохоровича, В.И. Миронова, В.В. Смирнова В.А. Захаркин, М.А. Ингликов, Г.В. Косьмин, О.В. Краснов, В.И. Лойко, В.Д. Маньков и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач, были использованы общенаучные методы: анализ литературных источников и документальных материалов; системный подход к совершенствованию управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов; эмпирические методы получения текущей информации: обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, анкетиро-6

вание, количественный и качественный анализы экспериментальных данных, педагогический эксперимент, статистическая обработка материалов исследования.

Информационной базой исследования послужили законодательные, нормативные и регулирующие документы Российской Федерации в сфере профессиональной подготовки личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов. Кроме того изучались Приказы Министра обороны России, командующего Космическими войсками и другие руководящие документы, регламентирующие профессиональную деятельность личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов. В качестве информационной базы исследования использовались также материалы научных семинаров и конференций.

Научная новизна исследования состоит в разработке структурно-функциональной модели управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов. Эта модель раскрывает содержание технологии управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований, процесса их обучения, а также функции, средства, формы и методы управленческой деятельности.

Установлены особенности профессиональной деятельности личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов. На аварийно-спасательные формирования возлагаются следующие задачи: оценка технического состояния аварийных агрегатов и систем; выполнение аварийно-спасательных работ; определение концентрации паров ракетного топлива и нейтрализация их проливов; тушение очагов пожаров; эвакуация ракетного вооружения и техники. Кроме того, на них возлагается: расчистка входов, выходов сооружений, открытие дверей, люков, разборка завалов, расчистка дорог, вывод техники; откачка воды из сооружений и помещений; эвакуация пострадавших из зоны аварии; оказание им первой медицинской помощи; выполнение отдельных видов ремонтно-восстановительных работ.

Выявлено содержание системы управления безопасностью ракетных комплексов, которое включает: разработку распорядительных документов на подготовку и безопасную эксплуатацию ракетных комплексов; подбор, расстановку и обучение личного состава безопасной эксплуатации ракетных комплексов; создание, оснащение и организацию подготовки аварийно-спасательных формирований; поддержание ракетного вооружения и техники в безопасном состоянии. Сюда же следует отнести: обеспечение безопасных условий для работы личного состава в сооружениях ракетных комплексов; подготовку к работе, проверку и поддержание в исправности индивидуальных средств защиты; организацию допуска представителей промышленности к проведению работ; медицинское и метрологическое обеспечение средствами контроля параметров опасных и вредных факторов, воздействующих на личный состав.

Установлено, что создание, оснащение и организация подготовки аварийно-спасательных формирований является важнейшим компонентом системы управления безопасностью ракетных комплексов.

Определены причины низкой эффективности процесса управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов. К ним относятся: недооценка значимой роли управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов; низкая эффективность деятельности командиров и начальников по управлению их профессиональной подготовкой; несоответствие действующих программ обучения, регулирующих проведение занятий с личным составом аварийно-спасательных формирований, требованиям их профессиональной деятельности. Сюда же следует отнести: недостаточно точное выполнение всех требований эксплуатационной, проектной и нормативно-технической документации; отсутствие действенной системы своевременного и качественного проведения организационных и технических мероприятий; слабое стимулирование работы по совершенствованию безопасной эксплуатации ракетных комплексов; отсутствие объективной системы контроля над состоянием аварийности ракетных комплексов и уровнем подготовленности личного состава аварийно-спасательных формирований.

Обоснованы психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов. К ним относятся: оптимизация планирования профессиональной подготовки, направленная на формирование практических навыков ликвидации аварий; своевременность принятия решений по устранению отклонений в эксплуатации ракетных комплексов от нормативных требований; организация выполнения мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации ракетных комплексов; доведение до личного состава аварийно-спасательных формирований результатов освидетельствования ракетных комплексов. Сюда же следует отнести: непрерывный сбор, изучение и анализ информации о состоянии безопасной эксплуатации ракетного вооружения; подбор наиболее эффективных средств обучения в процессе профессиональной подготовки; соблюдение последовательности обучения, с учетом сложности решаемых задач при ликвидации аварий на ракетных комплексах.

Экспериментально подтверждена высокая эффективность разработанной модели управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов.

На защиту выносятся:

1. Программа профессиональной подготовки личного состава аварийно-
спасательных формирований ракетных комплексов, включающая разделы по
безопасной эксплуатации ракетных комплексов; по тактико-специальной под
готовке; по ликвидации пожаров; по оценке технического состояния аварийных
агрегатов и систем; по порядку выполнения аварийно-спасательных работ; по
определению концентрации паров ракетного топлива и нейтрализации их про
ливов.

2. Структурно-функциональная модель управления профессиональной
подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракет
ных комплексов, раскрывающая содержание технологии управления профес
сиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирова-
8

ний, процесса их обучения, а также функции, средства, формы и методы управленческой деятельности.

3. Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов. Основными из них являются: оптимизация планирования профессиональной подготовки, направленная на формирование практических навыков ликвидации аварий; своевременность принятия решений по устранению отклонений в эксплуатации ракетных комплексов от нормативных требований; организация выполнения мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации ракетных комплексов.

Отличие результатов, полученных лично автором, от результатов, полученных другими исследователями, состоит в использовании основных подходов к исследованию изучаемой проблемы. В ранее проведенных исследованиях, по совершенствованию процесса управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов (Аникейчик Н.Д. Безопасность эксплуатации вооружения и военной техники: учебное пособие/ Н.Д. Аникейчик, В.Л. Гузенко, О.В. Краснов, В.Е. Прохорович. – М.: МО РФ, 2004. – 106 с.; Баскин Ю.Г. Педагогическое проблемы профессионального развития сотрудников ГПС МЧС России [текст]/Ю.Г. Баскин// Сб. науч. работ «Профессиональная подготовка»/ Под ред. Л.М. Волковой. – СПб.: СПбГПУ, 2012.– С.79-88; Береговой Г.Т. Справочник по безопасности эксплуатации ракетных установок/ Г.Т. Береговой, В.И. Ярополов, И.И. Ба-ранецкий и др. – М.: Машиностроение, 1989. – 336 с.; Голяков А.Д. Испытания систем ракетно-космической техники: учебник/ А.Д. Голяков, В.И. Миронов, В.В. Смирнов. — СПб.: ВИКИ, 1992. — 398 с.; Ингликов М.А. Ремонт и эксплуатация технических систем ракетных комплексов: учебник/ М.А. Ингликов.-Л.: ВИКУ, 1998.) отражены отдельные стороны данной проблемы. Эти исследования не охватывают процесс управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов с позиций разработки модели раскрывающей содержание технологии управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований, а также процесса их обучения. Данная модель раскрывает функции, средства, формы и методы управленческой деятельности.

Смотрите еще:  Условия которые должны включаться в авторский договор

Соискатель впервые научно обосновал и разработал педагогическую модель управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов, раскрывающую методическую систему процесса их обучения в системе послевузовского образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении теории и методики профессионального образования новым знанием: об особенностях профессиональной деятельности личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов; о содержании системы управления безопасностью ракетных комплексов; о причинах низкой эффективности процесса управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований. Разработана модель управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов, а также обоснованы психолого-педагогические условия, необходимые для ее реализации.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по применению программ обучения и модели управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов. Большая часть этих рекомендаций может быть использована в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России в профильных вузах.

Полученные результаты могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России в системе повышения их квалификации. Материалы диссертационной работы следует использовать при разработке лекционных курсов, при подготовке методических пособий и методических рекомендаций для вузов Космических войск.

Достоверность и обоснованность результатов диссертационной работы определяются: системным подходом к анализу состояния проблемы управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований; применением современных методов исследования, их адекватностью поставленным научным задачам; репрезентативностью выборки испытуемых; статистической значимостью полученных результатов, практическим подтверждением этих результатов в реальном ходе процесса профессиональной подготовки личного состава аварийно-спасательных формирований.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Основные научные и практические результаты диссертации неоднократно обсуждались и получили одобрение на Всероссийских научно-практических конференциях, проводимых в Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского (2011-2013), Санкт-Петербургском государственном политехническом университете (2014), Ульяновском государственном техническом университете (2013).

Результаты проведенного исследования нашли отражение в учебно-методических пособиях, методических разработках, научных статьях, сборниках научных работ, а также в результатах по подготовке личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, общего заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Работа содержит 7 рисунков, 5 таблиц. Список литературы насчитывает 151 наименование, из них – 9 зарубежных авторов. В работе содержится 4 приложения.

Анализ особенностей профессиональной деятельности личного состава аварийно-спасательных формирований

Профессиональная деятельность личного состава аварийно спасательных формирований заключаются в своевременном овладении наиболее целесообразными методами работы по предупреждению и ликвидации Особенности профессиональной деятельности личного состава аварий но-спасательных формирований ракетных комплексов тесно связаны с раз личными видами работ. Эти работы связаны с ликвидацией происшествий на ракетных комплексах (Аникейчик Н.Д. Безопасность эксплуатации вооружения и воен ной техники: учебное пособие/ Н.Д. Аникейчик, В.Л. Гузенко, О.В. Краснов, В.Е. Прохоро вич. – М.: МО РФ, 2004. – 106 с.; Баскин Ю.Г. Педагогическое проблемы профессионального развития сотрудников ГПС МЧС России [текст]/Ю.Г. Баскин// Сб. науч. работ «Профессио нальная подготовка»/ Под ред. Л.М. Волковой. – СПб.: СПбГПУ, 2012.– С.79-88 (0,6 п.л.).; Бе реговой Г.Т. Справочник по безопасности эксплуатации ракетных установок/ Г.Т. Берего вой, В.И. Ярополов, И.И. Баранецкий и др. – М.: Машиностроение, 1989. – 336 с.; Голя ков А.Д. Испытания систем ракетно-космической техники: учебник/ А.Д. Голяков, В.И. Миронов, В.В. Смирнов. — СПб.: ВИКИ, 1992. — 398 с.; Ингликов М.А. Ремонт и эксплуа тация технических систем ракетных комплексов: учебник/ М.А. Ингликов.-Л.: ВИКУ, 1998.).

Профессиональная деятельность личного состава аварийно спасательных формирований осуществляется в сложных условиях и требует быстрого ее выполнения. Практика показывает, что любое промедление может существенно ухудшить положение аварийного объекта на ракетном комплексе. (Краснов О.В. Методы и модели исследования безопасности ракетных комплексов: учеб. пособие/ О.В. Краснов. – СПб: ВИКУ, 2000. – 130с.; Краснов О.В. Руководство по обеспечению безопасной эксплуатации ракетного вооружения в Космических войсках (РБЭЭ-2004): Приказ Командующего КВ № 313. – М., 2004.- 58с.; Маньков В.Д. Временное руководство по эксплуатации вооружения КВ (РЭВ КВ — 2002).– М., 2002.; Маньков В.Д. Методические указания о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах. РД 09-536-03.- СПб.: ВКА им. А.Ф.Можайского, 2011.- 45с.; Петров Н.И. Производство, эксплуатация и ремонт ракетного вооружения: учебник/ Н.И. Петров. – М.: ВМКМ, 2004.-312с.; Чепелев В.В. Монтаж оборудования систем ракетных комплексов и безопасность их эксплуатации: лекции/ В.В. Чепелев. –Л.: ВИКУ, 1995.-85 с.).

Личный состав аварийно-спасательных формирований ракетных ком плексов должен находиться в постоянной готовности для ликвидации чрез вычайных ситуаций. (Косьмин Г.В. Обеспечение безопасности эксплуатации ракет ных комплексов: учебное пособие/ Г.В. Косьмин, В.Л. Гузенко. – М.: МО РФ, 2002. – 153 с.; Краснов О.В. Безопасность эксплуатации ракетных комплексов: учеб. пособие/ О.В. Краснов. – СПб: ВИКУ, 2002. – 230с.; Краснов О.В. Методы и модели исследования безо пасности ракетных комплексов: учеб. пособие/ О.В. Краснов. – СПб: ВИКУ, 2000. – 130с.; Лойко В.И. Тактика спасательных работ и ликвидации чрезвычайных ситуаций: учеб по собие/ В.И. Лойко, С.А. Михалюк, В.В. Крюков. – Мн.: КИИ, 2002. — 142 с.; Маньков В.Д. Безопасность эксплуатации ракетных комплексов. Базовый курс лекций: уч. пособие/ Под ред. В.Д. Манькова. — СПб: ВКА им. А.Ф.Можайского, 2005.- Ч.1.- 386 с.). Особенно высокая готовность должна быть у личного состав аварийно-спасательных формирований к локализации пожаров на ракетных комплексах. Во время возникновения пожара руководство его тушением осуществляет командир дежурных сил. Прибывшие для ликвидации пожара силы и средства поступают в его распоряжение, а личный состав аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов действует под его руководством. С прибытием противоаварийного штаба руководство ликвидацией пожара переходит к нему и осуществляется согласно схеме, показанной на рисунке 3. Начальник противоаварийного штаба осуществляет общее руководство по ликвидации аварии на ракетном комплексе. Для выполнения аварийно-спасательных работ и ликвидации последст вий аварий и катастроф приказом командира объединения или начальника космодрома назначается нештатный аварийно-спасательный отряд (АСО). В воинской части создается аварийно-спасательная группа с указанием общего состава, задач, мест нахождения и способов связи. (Аникейчик Н.Д. Безопасность эксплуатации вооружения и военной техники: учебное пособие/ Н.Д. Аникейчик, В.Л. Гу зенко, О.В. Краснов, В.Е. Прохорович. – М.: МО РФ, 2004. – 106 с.; Баскин Ю.Г. Педагоги ческое проблемы профессионального развития сотрудников ГПС МЧС России [текст]/Ю.Г. Баскин// Сб. науч. работ «Профессиональная подготовка»/ Под ред. Л.М. Волковой. – СПб.: СПбГПУ, 2012.– С.79-88 (0,6 п.л.).; Береговой Г.Т. Справочник по безопасности эксплуата ции ракетных установок/ Г.Т. Береговой, В.И. Ярополов, И.И. Баранецкий и др. – М.: Ма шиностроение, 1989. – 336 с.; Голяков А.Д. Испытания систем ракетно-космической тех ники: учебник/ А.Д. Голяков, В.И. Миронов, В.В. Смирнов. — СПб.: ВИКИ, 1992. — 398 с.; Ингликов М.А. Ремонт и эксплуатация технических систем ракетных комплексов: учебник/ М.А. Ингликов.-Л.: ВИКУ, 1998.). Аварийно-спасательная группа назначается на период проведения: пус ка ракет; заправки составных ее частей; автономных и комплексных испыта ний космических средств на техническом и стартовом комплексах; ком плексных занятий с заправкой топливом; нейтрализации последствий, под вергавшихся заправке компонентами ракетного топлива; погрузки и выгрузки ракет с остатками топлива. (Косьмин Г.В. Обеспечение безопасности эксплуатации ракетных комплексов: учебное пособие/ Г.В. Косьмин, В.Л. Гузенко. – М.: МО РФ, 2002. – 153 с.; Краснов О.В. Безопасность эксплуатации ракетных комплексов: учеб. пособие/ О.В. Краснов. – СПб: ВИКУ, 2002. – 230с.; Краснов О.В. Методы и модели исследования безо пасности ракетных комплексов: учеб. пособие/ О.В. Краснов. – СПб: ВИКУ, 2000. – 130с.; Лойко В.И. Тактика спасательных работ и ликвидации чрезвычайных ситуаций: учеб по собие/ В.И. Лойко, С.А. Михалюк, В.В. Крюков. – Мн.: КИИ, 2002. — 142 с.; Маньков В.Д. Безопасность эксплуатации ракетных комплексов. Базовый курс лекций: уч. пособие/ Под ред. В.Д. Манькова. — СПб: ВКА им. А.Ф.Можайского, 2005.- Ч.1.- 386 с.). Аварийно-спасательная группа назначается также во время слива топлива из железнодорожных цистерн в стационарные и подвижные емкости; электрогазосварочных работ в сооружениях и зонах хранения топлива. По решению командира воинской части аварийно-спасательная группа может назначаться и при выполнении других работ. (Краснов О.В. Методы и модели исследования безопасности ракетных комплексов: учеб. пособие/ О.В. Краснов. – СПб: ВИКУ, 2000. – 130с.; Краснов О.В. Руководство по обеспечению безопасной эксплуатации ракетного вооружения в Космических войсках (РБЭЭ-2004): Приказ Командующего КВ № 313. – М., 2004.- 58с.; Маньков В.Д. Временное руководство по эксплуатации вооружения КВ (РЭВ КВ — 2002).– М., 2002.; Маньков В.Д. Методические указания о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-т
ехнологических объектах. РД 09-536-03.- СПб.: ВКА им. А.Ф.Можайского, 2011.- 45с.; Петров Н.И. Производство, эксплуатация и ремонт ракетного вооружения: учебник/ Н.И. Петров. – М.: ВМКМ, 2004.-312с.; Чепелев В.В. Монтаж оборудования систем ракетных комплексов и безопасность их эксплуатации: лекции/ В.В. Чепелев. –Л.: ВИКУ, 1995.-85 с.).

Ответственность за формирование, оснащение и обучение личного состава аварийно-спасательных формирований, а также за их готовность к действиям и к немедленному выезду в район аварии несут командиры воинских частей. Непосредственную ответственность за подготовку и готовность оборудования, личного состава аварийно-спасательных формирований несут командиры подразделений, от которых назначаются эти команды. (Кось-мин Г.В. Обеспечение безопасности эксплуатации ракетных комплексов: учебное пособие/ Г.В. Косьмин, В.Л. Гузенко. – М.: МО РФ, 2002. – 153 с.; Краснов О.В. Безопасность эксплуатации ракетных комплексов: учеб. пособие/ О.В. Краснов. – СПб: ВИКУ, 2002. – 230с.; Краснов О.В. Методы и модели исследования безопасности ракетных комплексов: учеб. пособие/ О.В. Краснов. – СПб: ВИКУ, 2000. – 130с.; Лойко В.И. Тактика спасательных работ и ликвидации чрезвычайных ситуаций: учеб пособие/ В.И. Лойко, С.А. Миха-люк, В.В. Крюков. – Мн.: КИИ, 2002. — 142 с.; Маньков В.Д. Безопасность эксплуатации ракетных комплексов. Базовый курс лекций: уч. пособие/ Под ред. В.Д. Манькова. — СПб: ВКА им. А.Ф.Можайского, 2005.- Ч.1.- 386 с.).

Научно-теоретические подходы к повышению эффективности управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований

Повышение эффективности процесса управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов тесно связано с выявлением причин, негативно влияющих на этот процесс. (Косьмин Г.В. Обеспечение безопасности эксплуатации ракетных комплексов: учебное пособие/ Г.В. Косьмин, В.Л. Гузенко. – М.: МО РФ, 2002. – 153 с.; Краснов О.В. Безопасность эксплуатации ракетных комплексов: учеб. пособие/ О.В. Краснов. – СПб: ВИКУ, 2002. – 230с.; Краснов О.В. Методы и модели исследования безопасности ракетных комплексов: учеб. пособие/ О.В. Краснов. – СПб: ВИКУ, 2000. – 130с.; Лой-ко В.И. Тактика спасательных работ и ликвидации чрезвычайных ситуаций: учеб пособие/ В.И. Лойко, С.А. Михалюк, В.В. Крюков. – Мн.: КИИ, 2002. — 142 с.; Маньков В.Д. Безопасность эксплуатации ракетных комплексов. Базовый курс лекций: уч. пособие/ Под ред. В.Д. Манькова. — СПб: ВКА им. А.Ф.Можайского, 2005.- Ч.1.- 386 с.).

В ходе проведенного опроса опытных офицеров Космических войск были определены причины низкой эффективности процесса управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов. К ним относятся: недооценка значимой роли управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов; низкая эффективность деятельности командиров и начальников по управлению их профессиональной подготовкой; несоответствие действующих программ обучения, регулирующих проведение занятий с личным составом аварийно-спасательных формирований, требованиям их профессиональной деятельности.

Сюда же следует отнести: недостаточно точное выполнение всех требо ваний эксплуатационной, проектной и нормативно-технической документа ции; отсутствие действенной системы своевременного и качественного прове дения организационных и технических мероприятий; слабое стимулирование работы по совершенствованию безопасной эксплуатации ракетных комплек сов; отсутствие объективной системы контроля над состоянием аварийности ракетных комплексов и уровнем подготовленности личного состава аварий но-спасательных формирований. (Аникейчик Н.Д. Безопасность эксплуатации воо ружения и военной техники: учебное пособие/ Н.Д. Аникейчик, В.Л. Гузенко, О.В. Краснов, В.Е. Прохорович. – М.: МО РФ, 2004. – 106 с.; Баскин Ю.Г. Педагогическое проблемы про фессионального развития сотрудников ГПС МЧС России [текст]/Ю.Г. Баскин// Сб. науч. работ «Профессиональная подготовка»/ Под ред. Л.М. Волковой. – СПб.: СПбГПУ, 2012.– С.79-88 (0,6 п.л.).; Береговой Г.Т. Справочник по безопасности эксплуатации ракетных установок/ Г.Т. Береговой, В.И. Ярополов, И.И. Баранецкий и др. – М.: Машиностроение, 1989. – 336 с.; Голяков А.Д. Испытания систем ракетно-космической техники: учебник/ А.Д. Голя ков, В.И. Миронов, В.В. Смирнов. — СПб.: ВИКИ, 1992. — 398 с.; Ингликов М.А. Ремонт и эксплуатация технических систем ракетных комплексов: учебник/ М.А. Ингликов.-Л.: ВИКУ, 1998.). Выявленные причины позволили наметить пути совершенствования работы по обеспечению безопасности эксплуатации ракетных комплексов. При подготовке к проведению работ на вооружении и военной технике следует выполнять следующие общие требования по обеспечению безопасности: — проверить выполнение мероприятий по обеспечению безопасности, предусмотренных в приказе командира воинской части, в другой документации, а также дополнительных технических требований по исключению причин, имевших место происшествий при проведении данного вида работ; — проверить у исполнителей и руководителей работ наличие удостоверений на право самостоятельной работы; — провести инструктаж личного состава по требованиям безопасности и установить взаимодействие номеров расчетов, порядок пользования оборудованием и средствами связи; — проверить у личного состава и представителей предприятий промышленности наличие, исправность, сроки испытаний, осмотров и соответствие выбранных индивидуальных средств защиты условиям работы и рабочему напряжению электроустановок; — проверить загазованность с помощью стационарной системы дистанционного газового контроля или переносных приборов; — перед входом в шахту пусковой установки, при наличии в ней заправленной ракеты с головной частью, провести дозиметрический и газовый контроль и при необходимости включить вентиляцию; — проверить оснащение личного состава, рабочих мест, агрегатов и систем средствами защиты в соответствии с требованиями эксплуатационных документов; — проверить комплектность и правильность заполнения необходимой эксплуатационной документации, полноту внесения в неё изменений, закрепление агрегатов за ответственными лицами, наличие запаса гарантийного ресурса; — проверить исходное положение и работоспособность агрегатов (систем), оборудования, наличие, исправность необходимого инструмента и при способлений, полноту и качество проведения технического обслуживания и доработок; — проверить работу систем водоснабжения, пожаротушения, вентиляции, освещения, газового и дозиметрического контроля, лифтов, средств связи и сигнализации; — проверить наличие, исправность и сроки проверки средств пожаротушения, готовность аварийных выходов, наличие и укомплектованность аптечек первой медицинской помощи; — вывесить необходимые знаки безопасности, предупреждающие и запрещающие плакаты; — проверить наличие, укомплектованность и готовность аварийно-спасательной группы к работе; — устранить дефекты и недостатки, обнаруженные при осмотрах и проверках; — всем исполнителям по команде доложить руководителю о готовности к работе. Во время проведения работ на ракетных комплексах необходимо выполнять следующие общие требования по обеспечению безопасности: — выполнять требования безопасности, определенные уставными, распорядительными и эксплуатационными документами, инструкциями по требованиям безопасности, указаниями руководителя работ; — начинать и заканчивать работу, делать перерывы в работе, покидать рабочее место только с разрешения руководителя работ; — работать в установленных средствах защиты, вести учет степени отработки шихты противогазовых коробок фильтрующих
противогазов и времени работы личного состава в средствах защиты; — осуществлять контроль загазованности в местах производства работ, с установленной периодичностью проводить замер загазованности воздуха рабочей зоны и фиксировать данные в журнале контроля загазованности.

Смотрите еще:  Как пережить развод с не любимым человеком

Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов

Исследование было направлено на разработку модели управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов и проверку ее эффективности в процессе педагогического эксперимента. Исследовательская работа проводилось в три этапа. Первый этап включал изучение и систематизацию знаний о профессиональной подготовке личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов. Для этого изучалась соответствующая научная литературе, осуществлялся сбор и накопление необходимого материала. Определялся уровень разработанности проблемы. Изучалась сложившаяся система профессиональной подготовки личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов, определялись ее положительные и негативные стороны.

На втором этапе разрабатывалась комплексная программа создания психолого-педагогических условий для повышения эффективности управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов. Определялись критерии и показатели эффективности профессиональной деятельности личного состава аварийно-спасательных формирований, ракетных комплексов. Проводилась опытно-экспериментальная работа по реализации разработанной модели управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов. Педагогический эксперимент проводился в естественных условиях профессиональной подготовки личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов.

В ходе третьего этапа осуществлялось обсуждение полученных результатов исследования, литературное и техническое оформление диссертации. Педагогический эксперимент проводился в период с 2011 по 2012 год. Главной его задачей было формирование содержания комплекса педагогических мер, позволяющих влиять на повышение уровня профессиональной подготовленности личного состава аварийно-спасательных формирований, ракетных комплексов. Базой для проведения эксперимента являлся учебный центр Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского. Для проведения эксперимента было выбрано две одинаковых по численности и по уровню способностей группы. Для достижения целей исследования осуществлялось: 1) разработка модели управления профессиональной подготовкой лич ного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов и переработка учебных программ; 2) внесение изменений в методику проведения учебных занятий на основе моделирования практических действий для формирования профессиональных навыков; 3) изучение динамики приобретения профессионально важных качеств у личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов; 4) решение комплексных тактических задач при ликвидации пожаров и других чрезвычайных ситуаций на ракетных комплексах. Педагогический эксперимент предусматривал постоянный учет развития профессиональных качеств у личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов. Для оценки уровня профессиональной подготовленности, личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов были разработаны индивидуальные профессиональные задания. Был определен критерий достоверности полученных результатов. Данным критерием стал анализ деятельности личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов при решении практических профессиональных задач. Комплексные профессиональные задачи предусматривали составление программы действий личного состава аварийно-спасательных формирований, ракетных комплексов. В процессе решения этих задач члены аварийно-спасательных формирований могли опробовать разные способы действий. Это позволило внести коррективы в процесс профессиональной подго товки личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных ком плексов. Была разработана методика исследования динамики развития про фессиональных способностей у личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов. Для этого содержание задач составля лось таким способом, чтобы алгоритм решения включал следующие учебные действия: 1) преобразование ситуации для обнаружения отличий в решении профессиональных задач; 2) моделирование ситуаций, возникающих при тушении пожаров, при спасении людей и ликвидации чрезвычайных ситуаций на ракетных комплексах; 3) преобразование модели действия для изучения возможных последствий; 4) контроль качества выполнения индивидуальных профессиональных заданий. Необходимые обобщения позволили проверить способности личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов к аналитическому мышлению при решении индивидуальных профессиональных заданий на основе ранее приобретенных профессионально важных качеств и навыков.

В связи с этим оценка степени развития профессиональных качеств личного состава аварийно-спасательных формирований, ракетных комплексов была определена нами как достаточно объективный, обоснованный критерий суждений о достоверности результатов, полученных в ходе педагогического эксперимента. Оценка деятельности личного состава аварийно-спасательных формирований по выполнению комплексных профессиональных задач производилась по 4-балльной системе. Это обеспечило возможность сравнительного анализа уровня профессиональной подготовленности личного состава аварийно-спасательных формирований, ракетных комплексов контрольной и экспериментальной групп.

На заключительном этапе педагогического эксперимента осуществлялся анализ и обобщение полученных результатов, внедрение выводов и рекомендаций в практику управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов, подготовку и издание публикаций по теме исследования.

Таким образом, в целях повышения эффективности управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов использовалась разработанная нами экспериментальная модель.

Организация и особенности проведения педагогического эксперимента

Среди причин, мешающих выполнять задания лучше, указывались: недостаток теоретических знаний по устройству ракет и пожарной тактике – 67%; недостаточный уровень развития практических умений и навыков профессиональной деятельности – 89%; недостаток опыта в практическом применении пожарной и аварийно-спасательной техники – 54%; недостаток учебного времени – 32%. Второй этап педагогического эксперимента был направлен на экспери ментальную проверку эффективности разработанной структурно функциональной модели управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов. Для этого конкретизировались темы, в рамках которых изучались профессиональ ные вопросы, определяющие необходимый объем знаний. Кроме того, уста навливались связи изучаемых теоретических положений с практикой. Разра батывалась система заданий, ориентированных на приобретение знаний, уме ний и навыков. Целью педагогического эксперимента являлось повышение эффективности профессиональной подготовленности личного состава аварийно-спасательных формирований, ракетных комплексов. В эксперименте приняли участие две группы – контрольная и экспериментальная. Программа педагогического эксперимента реализовывалась в четыре этапа. Первый этап – постановка цели и задач педагогического эксперимента. Второй этап – ознакомление личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов с содержанием эксперимента, объяснение роли профессиональных знаний и умений в их профессиональной деятельности. Третий этап – формирование профессиональных умений и навыков, с использованием опытной модели управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов. Четвертый этап – контроль, выполняемых управленческих мероприятий и анализ полученных результатов.

Были внесены некоторые изменения в теоретическую и практическую части программы подготовки личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов. Проведены мероприятия по практической реализации разработанной структурно-функциональной модели управления профессиональной подготовкой, с учетом таких факторов, как уровень подготовленности личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов; соответствие содержания обучения целям, задачам и основным требованиям программ; обеспечение преемственности заданий в программах. В ходе педагогического эксперимента использовалась методика выполнения целостной системы задач, охватывающей все основное содержание изу 115 чаемого раздела профессиональной подготовки и включающей усложненные задания. Предложенная система заданий позволяла совершенствовать профессиональные умения и навыки, легче усваивать теоретический и практический материал, стимулировала учебную деятельность личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов. Задание постепенно усложнялось, чтобы каждое новое задание закрепляло предыдущие навыки, а затем вырабатывало новые. Изучение и закрепление умений и навыков происходило в процессе выполнения профилактических и аварийно-спасательных работ на ракетных комплексах. Система разработанных практических заданий была направлена на стимулирование личного состава аварийно-спасательных формирований, индивидуализацию процесса профессиональной подготовки, главная цель которого – не допускать пробелов в знаниях и сделать обучение максимально эффективным и интересным. В процессе педагогического эксперимента испытуемые аварийно-спасательных формирований получили определенные знания в области теории устройства специальной техники. А при выполнении аварийно-спасательных работ, приобрели некоторый опыт и улучшили аналитические, профессиональные навыки работы с технической, в том числе нормативной документацией. Все это повлияло на качество теоретической и практической подготовленности личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов. В ходе проведенного исследования было выявлено содержание системы управления безопасностью ракетных комплексов, которое включает: разработку распорядительных документов на подготовку и безопасную эксплуатацию ракетных комплексов; подбор, расстановку и обучение личного состава безопасной эксплуатации ракетных комплексов; создание, оснащение и организацию подготовки аварийно-спасательных формирований; поддержание ракетного вооружения и техники в безопасном состоянии. Сюда же следует отнести: обеспечение безопасных условий для работы личного состава в сооружениях ракетных комплексов; подготовку к работе, проверку и поддержание в исправности индивидуальных средств защиты; организацию допуска представителей промышленности к проведению работ; медицинское и метрологическое обеспечение средствами контроля параметров опасных и вредных факторов, воздействующих на личный состав. Создание, оснащение и организация подготовки аварийно-спасательных формирований является важнейшим компонентом системы управления безопасностью ракетных комплексов. В результате проведенного исследования установлены особенности профессиональной деятельности личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов. На аварийно-спасательные формирования возлагаются следующие задачи: оценка технического состояния аварийных агрегатов и систем; выполнение аварийно-спасательных работ; определение концентрации паров ракетного топлива и нейтрализация их проливов; тушение очагов пожаров; эвакуация ракетного вооружения и техники. Кроме того, на них возлагается: расчистка входов, выходов сооружений, открытие дверей, люков, разборка завалов, расчистка дорог, вывод техники; откачка воды из сооружений и помещений; эвакуация пострадавших из зоны аварии; оказание им первой медицинской помощи; выполнение отдельных видов ремонтно-восстановительных работ.

В процессе решения второй задачи исследования устанавливались причины недостаточной эффективности управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов и обосновывались психолого-педагогические условия, необходимые для улучшения этого процесса. В ходе проведенного исследования были определены причины низкой эффективности процесса управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов. К ним относятся: недооценка значимой роли управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов; низкая эффективность деятельности командиров и начальников по управлению их профессиональной подготовкой; несоответствие действующих программ обучения, регулирующих проведение занятий с личным составом аварийно-спасательных формирований, требованиям их профессиональной деятельности. Сюда же следует отнести: недостаточно точное выполнение всех требований эксплуатационной, проектной и нормативно-технической документации; отсутствие действенной системы своевременного и качественного проведения организационных и технических мероприятий; слабое стимулирование работы по совершенствованию безопасной эксплуатации ракетных комплексов; отсутствие объективной системы контроля над состоянием аварийности ракетных комплексов и уровнем подготовленности личного состава аварийно-спасательных формирований.

Похожие статьи:

  • Договор на продажу квартиры два продавца Договор купли – продажи квартиры* Город Москва, второе октября две тысячи одиннадцатого года Мы, гражданин РФ Иванов Иван Иванович, пол: мужской, год прождения: 03 апреля 1970 года, место […]
  • Требования к обслуживанию на предприятиях общественного питания Услуги общественного питания. Общие требования к методам и формам обслуживания на предприятиях общественного питания Стандарт устанавливает общие требования к методам и формам обслуживания […]
  • У кого повысится пенсия с 1 апреля 2019 года 1 апреля 2019 года в России состоится официальная индексация пенсий: кому и на сколько Будет ли индексация пенсий с 1 апреля 2019 года? Или ничего ждать пенсионерам уже не стоит? […]
  • Федеральный закон рф 52-фз от 30 марта 1999 г Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ"О санитарно-эпидемиологическом […]
  • Справочным пособие к снип 20802-89 Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89 Справочное пособие к СниП 2.08.02-89 Проектирование предприятий общественного питания Является справочным пособием к СНиП 2.08.02-89 "Общественные […]
  • Методическое пособие вожатого Методическое пособие для вожатых по работе в лагере 1 Шмойлова И.С. Методическое пособие для вожатых по работе в лагере 1 2 ОГЛАВЛЕНИЕ Качества вожатого. Каким должен быть вожатый? […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.