Правонарушение мотивы

Статья 2.1. Административное правонарушение

1. Правила ч. 1 ст. 2.1 определяют понятие административного правонарушения. Это:

1) противоправное деяние. Иначе говоря, оно нарушает нормы:

— законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, если эти законы приняты в соответствии с КоАП;

— международных договоров, действующих для Российской Федерации;

— общепризнанных принципов и норм международного права, составляющих часть правовой системы Российской Федерации (см. об этом коммент. к ст. 1.1).

Если деяние лица нарушает нормы УК, то налицо не административное правонарушение, а преступление . Если деяние лица нарушает нормы НК, то налицо не административное правонарушение, а налоговое правонарушение (см. об этих понятиях подробнее в книгах: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 5-е. М.: Изд-во «Библиотечка РГ», 2009; Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Т. 1. М.: Изд-во «Экзамен», 2005). Следует отличать административное правонарушение и от деяний, нарушающих нормы гражданского, банковского, трудового и т.п. законодательства. Главное, что позволяет отличить административное правонарушение от упомянутых выше и иных правонарушений, — это то, что при административном правонарушении нарушаются именно нормы законодательства об административных правонарушениях (в т.ч. и в случаях, когда это законодательство предусматривает административную ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных другими федеральными законами, иными правовыми актами): вывод сделан на основе систематического толкования ст. 2.1 и п. 3 ч. 1 ст. 1.3, см. коммент. к ним);

2) виновное деяние . Оно выражается как в активном поведении правонарушителя, так и в его пассивном поведении. Иначе говоря, объективная сторона административного правонарушения может выражаться:

— в совершении определенных действий;

— в том, что лицо бездействовало , хотя обязано было совершить определенные действия (например, не представило в таможенный орган отчетность);

3) деяние, за которое установлена административная ответственность. Меры административного наказания перечислены в ст. 3.2 (см. коммент. к ней).

2. Административная ответственность наступает лишь постольку, поскольку налицо состав административного правонарушения , включающий:

1) объект — то, на что направлено административное правонарушение. В качестве таких объектов выступают различные группы общественных отношений, в охране которых заинтересовано государство. Конкретными же объектами являются имущество, права, интересы, иные блага граждан, юридических лиц, государства и общества (они охарактеризованы в ст. 1.2, см. коммент. к ней). С учетом объекта административного правонарушения строится Особенная часть КоАП. Исходя из изложенного, следует иметь в виду, что объектами административного правонарушения являются:

— права граждан (см. коммент. к ст. 5.1-5.44);

— здоровье , санитарно-эпидемиологическое благополучие, нравственность и т.п. блага граждан (см. коммент. к ст. 6.1-6.14);

— имущество граждан и организаций, государства, муниципальных образований, иных субъектов собственности (см. об этом коммент. к ст. 7.1-7.27);

— отношения, связанные с охраной окружающей среды (см. коммент. к ст. 8.1-8.40);

— отношения в области промышленности, строительства, энергетики и т.п. (см. коммент. к ст. 9.1-9.14);

— отношения в сфере сельского хозяйства и мелиорации земель (см. коммент. к ст. 10.1-10.14);

— отношения в области транспорта (см. коммент. к ст. 11.1-11.29);

— отношения в области дорожного движения (см. коммент. к ст. 12.1-12.36);

— отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности (см. коммент. к ст. 14.1-14.25);

— отношения в сфере финансов, налогов, сборов, рынка ценных бумаг и т.п. (см. коммент. к ст. 15.1-15.26);

— отношения в сфере таможенного дела (см. коммент. к ст. 16.1-16.20);

— отношения, связанные с охраной государственной власти и государственной границы (см. коммент. к ст. 17.1-18.14);

— отношения в сфере общественного порядка, общественной безопасности и порядка управления (см. коммент. к ст. 19.1-20.27);

— отношения в области военного учета (см. коммент. к ст. 21.1-21.7);

2) объективная сторона административного правонарушения. Это описанные в той или иной статье КоАП признаки конкретного административного правонарушения, которые характеризуют:

а) сам процесс его совершения (например, в ст. 15.7 так описывается административное правонарушение: открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или ИП без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе или в органе государственного внебюджетного фонда);

б) способ его совершения (т.е. в форме действия или бездействия, путем применения особых ухищрений, технических средств, использования служебного положения и т.п.);

в) время, место, обстановку его совершения;

г) наличие вредного, опасного последствия административного правонарушения (например, умышленная порча или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение этих документов, повлекшее их утрату, см. коммент. к ст. 21.7). В целом же для административного правонарушения характерны т.н. «формальные составы» правонарушений (т.е. административное наказание применяется вне зависимости от того, наступил ли вредный результат или нет: важен сам факт посягательства на те или иные охраняемые отношения);

д) наличие причинной связи между деянием и наступившим вредным последствием (например, небрежное хранение военного билета явилось причиной его утраты);

3) субъект административного правонарушения. Им признаются совершившие административное правонарушение:

а) физические лица . При этом речь идет о лицах:

— достигших определенного возраста (см. коммент. к ст. 2.3);

— не признанных невменяемыми (см. коммент. к ст. 2.8);

— относящихся к должностным лицам, ИП и др. (см. об этом коммент. к ст. 2.4);

б) юридические лица (см. об этом коммент. к ст. 2.10).

Довольно часто административное правонарушение совершают несколько субъектов административного правонарушения (например, несколько физических лиц, несколько юридических лиц, одно физическое лицо и две организации). Тем не менее, КоАП не придает столь существенного значения совершению административного правонарушения «группой лиц», «по предварительному сговору» и т.п., как это делается в нормах УК (это объясняется большой общественной опасностью преступлений по сравнению с административным правонарушением);

4) субъективная сторона административного правонарушения — это отношение правонарушителя к содеянному и его последствиям. Она проявляется в различных формах вины , а именно:

— прямого умысла . Лицо осознает противоправный характер своего деяния, предвидит его вредные последствия и желает их наступления;

— косвенного умысла . Лицо осознает противоправность своего деяния, предвидит его последствия, не желает прямо их наступления, но в то же время сознательно их допускает или относится к ним безразлично (см. об этом коммент. к ч. 1 ст. 2.2);

— легкомыслия (самонадеянности) . Лицо осознает, предвидит возможность наступления вредных последствий деяния, но не желает их, более того, без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает их предотвратить;

— небрежности . При этой форме лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя должно было и могло их предвидеть (см. об этом коммент. к ч. 2 ст. 2.2).

При отсутствии вины состав административного правонарушения также отсутствует.

В ряде случаев для последнего также необходимы:

— мотив (например, при совершении мелкого хищения путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты обязателен корыстный мотив, см. об этом коммент. к ст. 7.27);

— цель (например, такому административному правонарушению, как уничтожение или повреждение чужого имущества, присуща такая цель, как причинение имущественного ущерба другому лицу, см. об этом коммент. к ст. 7.17).

Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов состава административного правонарушения исключает возможность привлечения к административной ответственности. Именно поэтому в настоящем комментарии все административные правонарушения, указанные в Особенной части КоАП, анализируются по стандартной схеме: дается характеристика объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон административного правонарушения;

5) в ряде случаев (хотя посягательство на охраняемые КоАП права, интересы, блага налицо) административная ответственность не наступает, т.к. этому препятствуют определенные обстоятельства. К числу последних относятся, в частности:

а) недостижение лицом возраста , указанного в ст. 2.3 (см. коммент. к ней);

б) совершение деяния в условиях крайней необходимости (см. об этом коммент. к ст. 2.7);

в) совершение посягательства лицом, находящимся в состоянии невменяемости (см. об этом коммент. к ст. 2.8).

3. Специфика правил ч. 2 ст. 2.1 состоит в том, что:

1) они посвящены только одному из субъектов административного правонарушения — юридическому лицу. При этом для правильного применения ч. 2 ст. 2.1 нужно учесть, что:

а) в соответствии со ст. 48 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом , может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (выделено мной — А.Г.);

б) к административной ответственности привлекаются не только российские, но и иностранные юридические лица и международные организации;

2) в соответствии с ними юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если:

а) установлена возможность юридического лица соблюсти нормы КоАП (законов субъектов Российской Федерации), нарушение которых предусматривает административную ответственность. Иначе говоря, необходимо в порядке, определенном КоАП, доказать, что это лицо могло соблюсти упомянутые нормы, т.к. все возможности для этого у него имелись. Бремя доказывания возлагается на судью, орган, должностное лицо, осуществляющих производство и рассмотрение дел по административному правонарушению: презумпция невиновности (см. об этом коммент. к ст. 1.5) действует и в отношении юридического лица;

Смотрите еще:  Договор подряда в 1с 82

б) в ходе рассмотрения дела выяснено, что данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры, обеспечивающие соблюдение норм КоАП (законов субъектов Российской Федерации).

Если же принятие этих мер зависит от других юридических лиц (например, его учредителей), от государственных органов (например, нарушивших установленные сроки выдачи лицензии, сертификата), от физического лица (например, участников юридического лица), то нельзя говорить о виновности данного юридического лица.

4. Характеризуя правила ч. 3 ст. 2.1, нужно учесть, что:

1) назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности физических лиц, виновных в совершении данного административного правонарушения.

Иначе говоря, административное наказание назначается и юридическому, и физическому лицу, виновному в совершении этого же административного правонарушения (например, ст. 15.1 предусматривает ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций как должностных лиц организаций, так и самих юридических лиц, см. коммент. к ней);

2) привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от ответственности за это же административное правонарушение юридическое лицо. Оба эти лица — самостоятельные субъекты административного правонарушения, и, если будет установлена вина каждого из этих субъектов, они подлежат административной ответственности независимо друг от друга, за совершение одного и того же административного правонарушения;

3) привлечение к уголовной ответственности физического лица (дело в том, что юридические лица субъектами преступления не являются: это противоречило бы ст. 19 УК) не освобождает юридическое лицо от привлечения к административной ответственности. При этом физическое лицо привлекается к уголовной ответственности, а юридическое за это же правонарушение (но характеризуемое как административное правонарушение) — к административной ответственности.

5. Для правильного применения норм ст. 2.1 необходимо учитывать:

1) отличия административного правонарушения от преступления. Эти различия можно показать в следующей таблице.

Правонарушение мотивы

16.6. Субъективная сторона административного правонарушения

Субъективная сторона административного правонарушения это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния.

Элементы субъективной стороны административного правонарушения могут быть обязательными (вина) или факультативными (мотив, цель).

Вина – это сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Деление вины на умышленную и неосторожную в административном праве применяется только в отношении юридических лиц.

Умышленная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично).

Неосторожная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Цель – предполагаемый результат, к которому стремится виновный; желаемые последствия, которые должны наступить в результате совершения административных правонарушений.

Мотив – осознаваемая причина, побуждающая виновного к совершению правонарушения, связанная с удовлетворением его потребностей.

Цели и мотивы могут выступать в качестве обязательного признака основного состава правонарушения, квалифицированного признака отдельных составов правонарушений, обязательств, отягчающих или смягчающих административную ответственность.

Цели и мотивы правонарушений подлежат:

• доказыванию по делу об административном правонарушении;

• учету при определении меры и вида административной ответственности;

• анализу при изучении причин совершения правонарушения.

Правонарушение мотивы

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
  • Административное правонарушение. Понятие, состав, признаки

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

Признаки административного правонарушения

Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

Состав административного правонарушения

Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

Смотрите еще:  Для чего нужна транзитная страховка

Материальный состав правонарушения

Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

Формальный состав правонарушения

Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

  • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
  • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
  • и т.д.

Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак «характер совершения«), и именно в общественных местах (признак «место«).

3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

  • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
  • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
  • Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
  • Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

Виды административных наказаний по КоАП РФ

Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта. Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей — лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е. лишение прав управления транспортным средством).

Ответственность физического и юридического лица за одно и то же правонарушение

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. статью 2.1 КоАП РФ с комментариями).

Рекомендуем по теме:

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 12.04.2015г.

Правонарушения: понятие и признаки, виды. Административное правонарушение

В связи с тем, что сегодня во всем мире наблюдается всплеск неправомерного поведения, стоит подробно рассмотреть понятие и основные признаки правонарушения. Изучить виды и состав противоправных действий, формы ответственности за их совершение.

Понятие «правонарушение»

Что же такое правонарушение (понятие, признаки, виды его)? Правонарушение — это противоправное, виновное, антисоциальное действие, поведение, совершаемое дееспособными гражданами и влекущее за собой юридическую ответственность.

В отличие от аморального поступка, где при его реализации человек подвергается осуждению со стороны социума, за совершением правонарушения следует применение государством мер принуждения. Во втором случае такая форма воздействия на правонарушителей необходима, так как степень опасности для общества при преступлении намного выше, чем при аморальном поведении.

Большинство людей добровольно выполняют закон, в таких ситуациях принято говорить о правомерном поведении, которое является полной противоположностью правонарушения. Правомерное поведение позволяет обществу нормально функционировать, способствует его эффективному развитию и благополучию. Правонарушения же, напротив, дезорганизуют, пагубно влияют на все изменения в социуме и государстве.

Юридическое понятие и признаки правонарушения — это взаимосвязанные термины, так как первое формируется на основании второго. Рассмотрение свойств правонарушения является своего рода подробным толкованием его определения.

Понятие, признаки, юридический состав правонарушения являются основными категориями, которые необходимо детально разобрать для полного понимания запрещенных законом деяний.

Признаки правонарушения

Признаками правонарушения принято считать следующее:

  • Правонарушение может выражаться в действии или бездействии лиц — случаи, когда человек должен был совершить какой-то поступок, предусмотренный нормой права, но не выполнил его (например, неуплата налогов, невыполнение служебных обязанностей). Правонарушением не могут быть мысли или чувства людей, по крайней мере, до того момента как они не были реализованы действием.
  • Противоправность — это вторая особенность правонарушения. Понятие и признаки рассматриваемых деяний включают в себя тот факт, что правонарушения являются действиями, противоречащими закону. Нарушение закона всегда влечет за собой ущемление чьих-то интересов. Но при этом не все интересы человека защищены правом. Например, конкуренция приводит к ограничению чьих-либо выгод, но она не запрещена законодательно.
  • Виновность — это третья специфическая черта правонарушения. Понятие и признаки действия, нарушающего закон, включают в себя следующее: правонарушением считается только то поведение человека, которое является виновным, вина при этом будет доказана, если установлено что у субъекта был выбор совершать правонарушение или нет, человек осознавал то, что делает.
  • Правонарушение может осуществить только человек. Даже в том случае, когда противоправные действия совершаются организацией, правонарушение реализуется коллективом, то есть людьми. Но не каждый человек может являться виновным, а только достигший соответствующего возраста и отдающий отчет своим действиям.
  • Общественная опасность – это еще одна отличительная черта правонарушения. Понятие и признаки противоправных деяний подразумевают, что правонарушение является общественно вредным действием, наносящим ущерб собственности, государству, личности.
  • Следствием правонарушения является применение к субъекту, его совершившему, государственных мер принуждения.

После того как понятие и признаки правонарушения рассмотрены, можно обратить внимание на существующие виды противоправных деяний.

Виды правонарушения

Все правонарушения можно классифицировать по различным признакам. Если рассмотреть отдельно правонарушение и преступление (понятие, признаки), то можно сделать вывод о том, что преступление — это один из видов правонарушения, который регулируется уголовным законодательством. В данном случае классификация производится по степени опасности поступка. Преступление может подразделяться, в свою очередь, на подвиды по уровню своей тяжести.

Еще одной формой правонарушения является проступок — это правонарушение, которое, напротив, не предусмотрено Уголовным правом РФ, представляющее собой менее опасное противоправное деяние, чем преступление. Данный вид в зависимости от степени и характера наносимого вреда и специфики соответствующих санкций делится на проступок:

  • административный (нарушающий в основном порядок государственного управления: нарушение ПДД, противопожарной безопасности и т. п.);
  • дисциплинарный (несоблюдение служебной, трудовой или учебной дисциплины);
  • гражданский (невыполнение или ненадлежащее выполнение взятых на себя обязательств, заключение незаконных сделок, причинение имущественного вреда).

В некоторых источниках встречается деление правонарушений в зависимости от того к какой отрасли права они относятся, в соответствии с какой из них предполагается наказание. К таковым относятся, например, уголовное преступление, административные, налоговые правонарушения. Понятие и признаки их хотя и имеют много общего, но все же отличаются друг от друга.

Особенности каждого вида противоправных деяний, как правило, закреплены в соответствующих Кодексах и других законодательных актах. Например, понятие и признаки налогового правонарушения закреплены в НКРФ, особенности нарушения административного права — в КоАПРФ и т. д.

Смотрите еще:  Стаж работы по казахстану

Состав правонарушения

Состав правонарушения представляет собой обязательное наличие четырех элементов: объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон.

Объект — это социальные отношения или явления окружающего мира, социальные и личностные ценности, которые охраняются правом, то, чему наносится вред в результате совершения злодеяния.

Объективная сторона правонарушения — это само действие, причинная связь между ним и наступившими неблагоприятными последствиями. Дополнительными элементами объективной стороны являются время, место, способ, орудие и обстановка совершения правонарушения.

Субъект — это нарушитель закона, физическое или юридическое лицо. В том случае, когда правонарушение осуществляется отдельным гражданином, речь идет об индивидуальном субъекте, если же группой граждан, то о коллективном субъекте. Человек, совершающий проступок или преступление, должен быть вменяемым и достигшим соответствующего возраста.

Субъективная сторона правонарушения – это отношение лица, реализовавшего злодеяние, к своему поступку и к его последствиям, т. е. наличие вины.

Вина правонарушения

Как видно из вышесказанного, изучая правонарушение, понятие, признаки, состав, виды его, нельзя не заострить свое внимание на том, что такое вина, какой она может быть.

Различают следующие формы вины: умысел и неосторожность. В свою очередь, умысел может быть прямым и косвенным. Прямой умысел — это поведение правонарушителя, при котором он осознавал общественную опасность совершаемого поступка, предвидел и желал наступления пагубных результатов. А умысел косвенный — это действия человека, который также осознавал возможную опасность, но при этом не желал наступления вредных последствий или относился к итогу с безразличием.

Неосторожность – это форма вины, которая наступает в виде противоправной небрежности или противоправной самонадеянности. В первом случае правонарушитель не предполагает возможной опасности своих действий, не предвидит вреда в результате их совершения, хотя и должен их осознавать и предполагать. Во втором случае он предвидит возможность негативных итогов и осознает опасность, но безосновательно надеется на предотвращение их собственными силами.

Мотив правонарушения

Рассматривая правонарушение, понятие, признаки, виды его, необходимо также подробно разобрать и такой факультативный элемент его субъективной стороны, как мотив.

Мотив правонарушения – это те основания, поводы, которыми руководствовался правонарушитель. Мотивы можно квалифицировать в зависимости от тяжести преступления:

  • Антисоциальные (политического, насильственно-агрессивного, корыстного и корыстно-насильственного характера).
  • Социальные (анархо-индивидуалистического, эгоистичного плана).
  • Псевдосоциальные (связанные с интересами отдельных социальных групп, формируемые на ложной корпоративности, товариществе).
  • Протосоциальные (перерастающие из социально-положительных поводов в негативно-социальные, например, месть, ревность, превышение допустимой обороны при задержании преступника). Характеризуются высокой степенью эмоциональности, аффективности.

Чаще всего одни мотивы присущи умышленным правонарушениям (корысть, ревность, месть), а другие совершенным по неосторожности (эгоизм, хвастовство и т. д.). Основания для реализации правонарушения тщательно изучаются следствием, так как в зависимости от того, какого оно рода, может изменяться форма и степень наказания.

Цель правонарушения

Цель правонарушения – это понимание правонарушителем результата совершаемого действия, представление о нем.

Выявление цели противоправного деяния — также очень важный момент в процессе судопроизводства. В некоторых случаях ее наличие является обязательным элементом субъективной стороны преступления, т. е. ее отсутствие уже не позволит привлечь нарушителя к уголовной ответственности. Но иногда неимение цели просто свидетельствует о социальной запущенности личности обвиняемого.

Цель и мотив правонарушения очень похожи, их трудно отличить. Первая разнится со вторым тем, что она определяет вектор направленности действий, цель — это представление об итогах, к достижению которых стремится правонарушитель, а мотив – это то, чем он руководствуется, совершая злодеяние.

Ответственность за совершенные правонарушения

Рассмотрев понятие, признаки и состав правонарушения, можно перейти к формам и видам ответственности за их совершение. К таковым относятся: гражданско-правовая, материальная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственности.

Гражданско-правовая ответственность — это способ воздействия принудительного характера, заключающийся в возложении на правонарушителя имущественных обременительных обязанностей, с целью восстановить имущественное состояние потерпевшего. Данный вид ответственности может носить договорной и внедоговорной характер.

Материальная ответственность — это долг одной стороны возместить материальный ущерб, причиненный другой стороне, при наличии между данными субъектами трудового договора. Как правило, это обязанность работника перед работодателем или работодателя перед работником.

Дисциплинарная ответственность — это наказание за совершение дисциплинарных проступков. Такая форма ответственности наступает только при нарушении трудовой дисциплины в рамках трудового законодательства.

Административная ответственность, а также само административное правонарушение (понятие, признаки, состав) рассмотрены отдельными главами данной статьи.

Уголовная ответственность – это форма юридической ответственности, которую несет правонарушитель за совершение преступлений. Данная форма обязательств самая строгая из всех вышеуказанных, так как наказания такого рода вменяются за самые тяжкие правонарушения.

Ответственность за совершение противоправных деяний не наступает в тех случаях, когда имели место необходимая оборона или крайняя необходимость, а также если лицо, совершившее злодеяние, было невменяемо.

Административное правонарушение

Понятие и признаки административного правонарушения закреплены в КоАП РФ. В соответствии с данным источником, административное правонарушение – это противоправное деяние, с наличием вины, за которое соответствующий кодекс предусматривает административную ответственность.

Административное наказание может понести человек, достигший к моменту совершения правонарушения 16 лет. В исключительных случаях граждане в возрасте 16-18 лет могут быть освобождены от такового с разрешения комиссии по делам несовершеннолетних. Избежать наказания могут и совершеннолетние лица в ситуациях, когда правонарушение было незначительным. Суд или должностное лицо может принять решение просто вынести устное предупреждение.

Помимо минимального возраста, которого должен достичь человек для привлечения к данному виду ответственности, правонарушитель должен быть вменяемым.

Понятие и признаки административного правонарушения идентичны общему определению и свойствам правонарушения, за исключением одного специфического признака данного вида нарушений. К особенному свойству административного правонарушения относится привлечение лица, его совершившего, именно к административной ответственности.

Причинение вреда в положении крайней необходимости не является административным правонарушением. То есть если для ликвидации опасности, которая напрямую угрожает личности или ее правам и эту опасность невозможно устранить иными способами, причиняется ущерб меньший, чем предотвращенный вред.

Административная ответственность различных категорий лиц

Помимо разъяснения, что такое административное правонарушение (понятие, признаки, виды), КоАП содержит указания по поводу ответственности за его совершение для различных категорий лиц.

Военные, лица призванные на военные сборы, сотрудники Следственного комитета, ОВД, уголовно-исполнительных структур, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотиков, таможенных учреждений, имеющие определенные звания, несут дисциплинарную ответственность за совершение административных правонарушений. Исключения составляют нарушения, перечисленные в статье 2.5 КоАП РФ части 2.

Административное правонарушение (понятие, признаки, состав), совершенное иностранным лицом (предприятием), людьми без гражданства, не отличается от противоправных деяний остальных категорий лиц, за исключением одного нюанса: иностранцы, которые обладают иммунитетом от административной юрисдикции РФ, подлежат наказанию только после решения данного вопроса в соответствии с законами международного права.

Административное наказание могут понести владельцы транспортных средств или собственники земельных участков и объектов недвижимости в случае фиксации нарушений, связанных с использованием данного имущества, фото- или видеокамерами, работающими в специальном автоматическом режиме. Избежать данной ответственности такие лица могут, если докажут, что в момент правонарушения не они пользовались/владели транспортным средством, земельным участком или объектом недвижимости, при этом они не могли предотвратить совершение противоправного деяния.

Особенности административной ответственности для юрлиц:

  • в случаях если несколько организаций произвели слияние, а одно юридическое лицо из них ранее совершило правонарушение, наказание должно понести вновь созданное юрлицо;
  • в ситуациях, когда происходит раздел юридического лица на несколько, к ответственности привлекается то вновь созданное юрлицо, к которому соответственно с разделительным балансом перешли обязанности и права по сделкам или имуществу, явившимся объектом противоправного деяния;
  • при присоединении одного предприятия к другому наказание понесет присоединившее;
  • при изменении формы юридического лица, ответственность несет вновь возникшее.

Таким образом, выше были изложены понятие и признаки правонарушения, виды и состав этих противоправных деяний. Эти сведения необходимы для более отчетливого понимания данного весьма распространенного социального явления. Они позволяют проанализировать суть правонарушений, а значит, и выявить причины их совершения.

Похожие статьи:

  • Закон о ветеранах 21 фз Статья 21. Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Информация об […]
  • Федеральный закон 632 Указ Президента РФ от 15 июня 1992 г. N 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества" (с изменениями и […]
  • Приказ мз 333 Приказ Минздрава РФ от 5 августа 2003 г. N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации" (с изменениями и […]
  • Приказ 506 ростехнадзора Приказ Ростехнадзора от 28.11.2017 N 506 "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе по экологическому, технологическому и […]
  • 665 приказ в новой редакции Приказ МВД РФ от 12 августа 2005 г. N 665 "О внесении изменений в приказ МВД России от 16 марта 2004 г. N 177" (утратил силу) Приказ МВД РФ от 12 августа 2005 г. N 665"О внесении изменений […]
  • Приказ 777 мвд рф от 10082012 Приказ МВД РФ от 14 августа 2002 г. N 777 "Об утверждении Инструкции о порядке присвоения (подтверждения) квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.