Правительство российской федерации состав полномочия

Правительство российской федерации состав полномочия

2.2.6. Правительство Российской Федерации

Правительство Российской Федерации — орган, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации. Основы его право­вого положения, состав, порядок формирования определяются Конс­титуцией Российской Федерации и федеральными законами.

Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом. В его состав входят Председатель Правительства Российской Федерации, его заместители и федеральные министры. Решающая роль в формировании Правительства Российской Федерации принад­лежит Президенту, который назначает Председателя Правительства Российской Федерации (с согласия Государственной Думы), а также его заместителей и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации обладает особым статусом. Он предлагает Президенту Российской Федерации, структуру федеральных органов исполнительной власти, кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров; в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента определяет основные направления дея­тельности Правительства и организует его работу.

Председатель Правительства распределяет обязанности между своими заместителями, представляет Правительство в международных делах, издает по оперативным и другим текущим вопросам распо­ряжения, а также подписывает решения Правительства.

Заместители Председателя Правительства в порядке распреде­ления обязанностей между ними координируют работу министерств, государственных комитетов и других подведомственных Правительственных органов. Они контролируют их деятельность и дают им поручения, предварительно рассматривают предложения и проекты постановления и распоряжения, внесенные в Правительство.

Министры как члены Правительства участвуют в рассмотрении и обсуждении всех вопросов на его заседаниях, обладая при этом правом решающего голоса.

В качестве постоянного органа Правительства действует его Пре­зидиум в составе Председателя, его первых заместителей, министров финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел, председателя Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом и др.

Решения Президиума принимаются в форме постановлений и распоряжений Правительства и не должны противоречить решениям, принятым на его заседаниях. Правительство имеет право отменить любое решение своего Президиума.

Правительство осуществляет полномочия, возложенные на него, во-первых, Конституцией Российской Федерации, во-вторых, феде­ральными законами, в-третьих, указами Президента Российской Фе­дерации.

В Конституции Российской Федерации его функции и полно­мочия определены предельно кратко. Но их перечень здесь открыт. Он завершается формулировкой, что Правительство Российской Федера­ции «осуществляет иные полномочия, возложенные на него Консти­туцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации». Это, прежде всего, означает, что оно — орган исполнительной власти и на него возлагается проведение в жизнь законов. Что касается «иных» конституционных полномочий,

то их конкретные виды единичны. Например, он дает заключения по определенным законопроектам (п. 3, ст. 104).

Конкретные полномочия Правительства Российской Федерации по общим, межотраслевым, отраслевым и другим вопросам закрепле­ны в федеральных законах и актах Президента Российской Феде­рации. Отдельные его полномочия предусмотрены в Законе Российской Федерации «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации».*

* Следует иметь в виду, что Закон Российской Федерации от 22 декабря 1992 года 4174-1 «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» не отменен и не приведен в соответствие с Конституцией Российской федерации 1993 года. Многие вопросы организации и деятельности Правительства решаются Президентом Российской федерации иначе, чем это предусмотрено этим законом. Чтобы определить, в какой мере он утратил силу, необходим тщательный специальный анализ, особенно в части, закрепляющей компетенцию Правительства, его взаимоотношения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федераций. Именно в этой части теперь много неясного, требующего конкретных уточнений. Такая задача выходит за рамки настоящего учебника.

Правительство Российской Федерации занимает первый уровень федеральных органов исполнительной власти по реализации предме­тов ведения и полномочий, отнесенных к федеральным органам исполнительной власти.

Ключевыми функциями и полномочиями, которые призвано осу­ществлять Правительство Российской Федерации, являются следу­ющие. На него возложены разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета; проведение в стране единой финансовой, кре­дитной и денежной политики, также единой государственной поли­тики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, со­циального обеспечения. Оно организует разработку и исполнение прогнозов экономического и социального развития России; утвержда­ет и обеспечивает выполнение важнейших федеральных программ. На него возложено обеспечение проведения единой государственной политики в области экологии. Оно координирует работу органов госу­дарственного управления по совместному проведению природоохранительных мероприятий и реализации крупных экологических программ федерального и международного значения; принимает меры по ликвидации последствий крупных аварий и катастроф, а также стихийных бедствий.

На Правительство Российской федерации возложено управление федеральной собственностью. Им принимаются в установленном порядке решения о создании и ликвидации федеральных государст­венных предприятий. Оно согласовывает такие решения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на терри­тории которых размещаются такие предприятия, по вопросам, требующим согласования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации делегирует свои полномочия федеральным органам государственной власти по управ­лению и распоряжению объектами федеральной собственности. Неко­торые из них, о чем уже говорилось, делегированы Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом — по вопросам создания и реорганизации федеральных предприятий, назначения представителей государства в акционерных обществах и т.д. Федеральным органам исполнительной власти, на ко­торые возложены координация и регулирование деятельности в соот­ветствующих отраслях (сферах) управления, оно делегировало совер­шение таких юридических действий, связанных с созданием, реор­ганизацией и ликвидацией федеральных предприятий, как утверж­дение уставов в соответствии с типовым уставом, утверждаемым Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом; назначение на должность и освобож­дение от должности руководителей федеральных предприятий; заклю­чение, изменение и расторжение контрактов с этими руководителями.

На него возложено обеспечение реализации принципов прива­тизации государственных и муниципальных предприятий; руководст­во приватизацией федеральной собственности.

Правительство Российской Федерации осуществляет разнообраз­ные полномочия в области административно-политической деятель­ности. Оно призвано осуществлять меры: по защите интересов госу­дарства, по обеспечению обороны страны и государственной безопас­ности; по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране соб­ственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правительство Российской Федерации осуществляет меры по реализации внешней политики Российской Федерации. Правительст­во объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов и других подведомственных органов, не вторгаясь, однако, в сферу компетенции Президента Российской Федерации, когда речь идет об органах, подчиненных прежде всего ему, а также Правительству.

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в России, которую образуют: федеральные органы исполнительной власти и .

Правительство российской федерации состав полномочия

46. Правительство Российской Федерации: порядок формирования, состав и полномочия.

1. Статус и место в государственном аппарате.

Правительство РФ — высший исполнительный орган государственной власти РФ. Правительство осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти (государственных комитетов, федеральных служб, федеральных агентств и других федеральных ведомств), организует исполнение на территории РФ Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением. Правительство РФ — орган общей компетенции, его компетенция охватывает практически все сферы жизни общества.

2. Состав и порядок формирования.

Правительство РФ является коллегиальным органом, в соответствии со статьёй 110 Конституции РФ оно состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы, освобождается от должности Президентом РФ. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложениям Председателя Правительства РФ. Особенность российского Правительства — его беспартийный характер. Решающее влияние на формирование Правительства оказывает беспартийный Президент РФ, формируя его по профессиональному, а не по партийно-коалиционному принципу.

3. Политическая ответственность.

Правительство РФ несёт политическую ответственность преимущественно перед Президентом РФ, а также перед Государственной Думой. Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ по заявлению самого Правительства, в связи с выраженным Государственной Думой недоверием или отказом в доверии. Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ также влечёт отставку Правительства. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ, а Председатель Правительства РФ может поставить вопрос о доверии Правительству РФ. В случае повторного в течение трёх месяцев выражения недоверия либо отказа в доверии по запросу Председателя Правительства РФ Президент РФ обязан либо объявить об отставке Правительства либо распустить Государственную Думу. Правительство вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ.

Смотрите еще:  Налог на сдачу квартир в могилеве

Учитывая двойную политическую ответственность Правительства и место Президента в системе разделения властей, можно определить форму правления РФ как смешанную (президентско-парламенсткую, полупрезидентскую) республику.

4. Акты правительства.

Правительство РФ издаёт постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение на всей территории РФ. Постановления издаются по вопросам, имеющим нормативный характер, распоряжения — по оперативным, текущим и другим вопросам, не имеющим нормативного характера. Акты Правительства могут быть отменены Президентом РФ, а также обжалованы в суд.

Полномочия Правительства РФ установлены статьёй 114 Конституции РФ, главой 3 Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ» (1997) и подразделяются на:

  1. общие полномочия;
  2. полномочия в сфере экономики;
  3. полномочия в сфере бюджетной, кредитной, финансовой и денежной политики;
  4. полномочия в социальной сфере;
  5. полномочия в сфере науки, культуры, образования;
  6. полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
  7. полномочия в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью;
  8. полномочия по обеспечению обороны и государственной безопасности;
  9. полномочия в сфере внешней политики и международных отношений;
  10. иные полномочия, которые могут быть возложены на Правительство федеральными законами и указами Президента РФ.

Правительство РФ вносит в Государственную Думу проект федерального бюджета и отчёта о его исполнении, дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, имеет право законодательной инициативы.

6. Порядок деятельности.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ», а также Регламентом Правительства РФ. Основные вопросы, круг которых определён данным законом, рассматриваются исключительно на заседаниях Правительства РФ. Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ предложения по структуре федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности Правительства, организует его работу, ведёт заседания и подписывает акты Правительства РФ. Заместители Председателя Правительства РФ координируют и контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти в соответствии с распределением обязанностей. Для решения оперативных вопросов Правительство РФ может образовывать Президиум Правительства РФ. Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ и его Президиума. Для обеспечения деятельности Правительства РФ образуется Аппарат Правительства РФ.

19. Полномочия Правительства РФ в сфере исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации (глава 3 Закона «О Правительстве Российской Федерации»).

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:

* разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой

* обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

* обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

* осуществляет управление федеральной собственностью;

* осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;

* осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

* осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

19. Полномочия Правительства РФ в сфере исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации — высший орган государственной власти РФ, на который возложено осуществление исполнительной власти в Российской Федерации. По своему административно-правовому статусу Правительство РФ является коллегиальным органом исполнительной власти общей компетенции, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституция РФ закрепляет, что Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Перечисляя основные направления деятельности Правительства РФ, Конституция РФ указывает, что Правительство РФ:

разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

осуществляет управление федеральной собственностью;

осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Правительству РФ принадлежит право законодательной инициативы.

Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Соответствующие федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Правительство РФ для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

В этой связи Правительством РФ:

утверждаются положения о федеральных органах исполнительной власти;

устанавливается предельная численность работников аппаратов федеральных органов исполнительной власти и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

устанавливается порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

назначаются на должность и освобождаются от должности заместители федеральных министров, руководители федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместители, руководители органов и организаций при Правительстве РФ, утверждаются члены коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов, а также учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ.

Федеральный конституционный закон о Правительстве РФ полномочия данного высшего органа исполнительной власти подразделены на несколько категорий:

полномочия в сфере экономики;

полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики;

полномочия в социальной сфере;

полномочия в сфере науки, культуры, образования;

полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

полномочия в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью;

полномочия по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации;

полномочия в сфере внешней политики и международных отношений;

Правительство РФ в пределах своих общих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации,

В сфере экономики Правительство РФ: осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство РФ: обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

В социальной сфере Правительство РФ: обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности; принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

В сфере науки, культуры, образования Правительство РФ: разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки; обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования,

В сфере природопользования и охраны окружающей среды Правительство РФ: обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации.

Смотрите еще:  Примеры заявление на учебный отпуск

В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью Правительство РФ: участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями.

В сфере обеспечения обороны и государственной безопасности Российской Федерации Правительство РФ: осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации; организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований Российской Федерации.

В сфере внешней политики и международных отношений Правительство РФ: осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации; обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств.

Правительство России

О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по вопросам ежемесячных выплат в связи с рождением или усыновлением первого ребёнка

Постановление от 21 февраля 2018 года №181. Подписанным постановлением закреплены полномочия Минтруда России по установлению порядка осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением или усыновлением с 1 января 2018 года первого ребёнка и обращения за её назначением, перечня необходимых документов. Контроль и надзор за полнотой и качеством исполнения органами государственной власти субъектов Федерации переданных полномочий будет осуществлять Роструд.

Постановление от 21 февраля 2018 года №181

Внесено Минтрудом России.

Федеральным законом от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ (далее – Федеральный закон №418-ФЗ) установлена ежемесячная выплата в связи с рождением или усыновлением с 1 января 2018 года первого ребёнка (далее – выплата), полномочия по назначению и выплате которой переданы органам государственной власти субъектов Федерации.

Главным распорядителем средств федерального бюджета, направляемых на выполнение этих переданных полномочий, является Минтруд России.

В связи с этим подписанным постановлением закреплены новые полномочия Минтруда России по установлению порядка осуществления выплаты и обращения за её назначением, перечня необходимых документов, а также, по согласованию с Минфином России, по разъяснению порядка единообразного применения норм Федерального закона №418-ФЗ в субъектах Федерации.

Контроль и надзор за полнотой и качеством исполнения органами государственной власти субъектов Федерации переданных полномочий будет осуществлять Роструд.

Соответствующие изменения внесены в Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства от 19 июня 2012 года №610) и в Положение о Федеральной службе по труду и занятости (утверждено постановлением Правительства от 30 июня 2004 года №324).

Принятые решения позволят Минтруду России обеспечивать перечисление субъектам Федерации средств на выплаты.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

  • знать состав и порядок формирования Правительства РФ; основания прекращения полномочий Правительства РФ;
  • уметь систематизировать и обобщать нормы, определяющие функции и полномочия Правительства РФ;
  • владеть навыками системного анализа положений Конституции РФ и федерального законодательства, определяющих конституционно-правовой статус Правительства РФ.

Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации

Согласно закрепленному в ст. 10, 11 Конституции РФ принципу разделения властей, на основе которого строится государственная власть в России, исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Основное назначение исполнительной власти состоит в осуществлении управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых представительными органами.

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в России, которую образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах ведения Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по совместным предметам ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Как высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства России.

Правовой основой деятельности Правительства РФ является Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», иные федеральные законы, указы Президента РФ.

Конституционно-правовой статус Правительства РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти, и включает в себя следующие правовые нормы:

  • 1) регулирующие порядок формирования, срок полномочий, отставку Правительства РФ;
  • 2) устанавливающие компетенцию Правительства РФ;
  • 3) регулирующие порядок деятельности Правительства РФ.

Правительство РФ является коллегиальным органом государственной власти, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Коллегиальный характер деятельности означает, что решения подготавливаются, обсуждаются и принимаются всеми членами данного органа совместно.

В соответствии с указами Президента РФ заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Правительство РФ в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов; народовластия; разделения властей; ответственности; гласности; обеспечения прав и свобод человека и гражданин.

Состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации

Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ – Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. В соответствии с указами Президента РФ заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Согласно ст. 113 Конституции РФ Председатель Правительства РФ определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует сто работу.

В соответствии со ст. 111 Конституции РФ председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства РФ Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Председателем Правительства РФ может стать гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего проживание на территории иностранного государства.

Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ по личному заявлению об отставке и в случае невозможности исполнения своих полномочий.

Президент РФ уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу об освобождении от должности Председателя Правительства РФ в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку Правительства.

В случае временного отсутствия Председателя Правительства РФ его обязанности исполняет один из заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей, а в случае освобождения его от должности Президент РФ вправе до назначения нового Председателя Правительства РФ поручить исполнение его обязанностей одному из заместителей Председателя РФ на срок до двух месяцев.

Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Решение о сложении Правительством РФ своих полномочий оформляется распоряжением Правительства РФ в день вступления в должность нового Президента РФ. В случае сложения полномочий Правительство по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ, после чего Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства РФ либо распускает Государственную Думу.

Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент РФ в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ, или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Смотрите еще:  Заявление участника общества с ограниченной ответственностью о выходе из общества

В случае отставки Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры вправе подавать заявления об отставке.

Члены Правительства РФ не вправе:

  • – быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и депутатами выборных органов местного самоуправления;
  • – замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления (исключением в соответствии с указами Президента РФ является возможность замещения должности полномочного представителя Президента РФ в федеральных округах заместителями Председателя Правительства РФ и федеральными министрами);
  • – заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационноправовой формы;
  • – быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти;
  • – заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, которая не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством России, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

Председатель Правительства РФ и его члены обязаны при назначении на должность, а впоследствии ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять в налоговые органы РФ сведения о являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащем на праве собственности им, их супругам и несовершеннолетним детям, а также о своих обязательствах имущественного характера и об обязательствах имущественного характера супругов и несовершеннолетних детей. Налоговыми органами Российской Федерации эти сведения направляются Президенту РФ, в Федеральное Собрание и могут быть опубликованы.

Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ и вправе подавать заявления об отставке.

Члены Правительства РФ не вправе быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и депутатами выборных органов местного самоуправления; занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; получать от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха, а также осуществлять иную деятельность, не совместимую с занимаемой должностью.

В соответствии со ст. 112 Конституции РФ Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Отношения Правительства РФ и федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти строятся на основе власти-подчинения. Правительство РФ может ставить подчиненным органам задачи, за выполнение которых последние будут нести перед ним ответственность. Правительство РФ утверждает планы работы и прогнозные показатели деятельности федеральных министерств, а также иных федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми оно осуществляет.

Состав, полномочия и правовой статус Правительства РФ

Состав Правительства РФ

Структурными элементами системы федеральных государственных органов исполнительной власти являются Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства, а также создаваемые ими территориальные органы исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации и состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров (ст. 110 Конституции).

В ст. 1 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в редакции от 12.03.2014) говорится, что Правительство РФ является высшим коллегиальным органом исполнительной власти, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

В ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» достаточно детально регламентируются порядок формирования Правительства РФ, его полномочия, организация деятельности и взаимоотношения его с Президентом, палатами Федерального Собрания, органами судебной власти, а также с органами государственной власти субъектов РФ.

Председатель Правительства РФ назначается и освобождается от должности Президентом РФ по основаниям и в порядке, предусмотренном в Конституции Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации имеет пять заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, в том числе двух первых заместителей, Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации — заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, а также заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — министра финансов Российской Федерации.

Полномочия Правительства РФ

В порядке осуществления общих полномочий Правительство РФ :

— организует реализацию внутренней и внешней государственной политики;

— осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

— обеспечивает единство исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

— формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Правовой статус Правительства РФ

В ФКЗ «О Правительстве РФ» закреплены конкретные его полномочия в сфере экономики, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики; в социальной сфере; в сфере науки, культуры, образования; природопользования и охраны окружающей среды; по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации и иные полномочия.

Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение.

В основе взаимоотношений Правительства РФ с органами государственной власти субъектов Федерации лежит положение о том, что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного с субъектами Федерации ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правительство РФ координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ и осуществляет контроль за их деятельностью по вопросам совместного ведения.

Основные правила организации деятельности Правительства (планирование его заседаний, организация работы его членов, порядок внесения в Правительство и рассмотрения проектов актов, организация заседаний Правительства и другие вопросы) урегулированы в Регламенте Правительства РФ.

Всестороннее обеспечение и обслуживание деятельности Правительства возложено на Аппарат Правительства РФ, который возглавляется Руководителем Аппарата Правительства (члена Правительства), назначаемого и освобождаемого от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Указом Президента РФ от 21.05.2012 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 12.05.2014) утверждена структура всей системы федеральных органов исполнительной власти, включающая в себя федеральные министерства, службы, агентства. Эти органы могут находиться в непосредственном ведении и подчинении Президенту Российской Федерации, Правительству РФ или соответствующему федеральному министерству РФ.

Похожие статьи:

Перспектива. 2019. Все права защищены.