Пошлина на вывоз пиломатериалов 2019

Оглавление:

ВИРТУАЛЬНАЯ
ТАМОЖНЯ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Лесные предприятия замерли в ожидании пошлины

Вот уже несколько месяцев лесозаготовители Хабаровского края и всего Дальнего Востока живут и работают в состоянии нервного напряжения.

С 1 января 2019 года согласно постановлению правительства РФ вводится 40-процентная пошлина на экспорт круглого леса для предприятий, не имеющих деревообрабатывающих мощностей. А такого производства нет примерно у половины лесозаготовителей края: от мощного Шелеховского леспромхоза до небольшого предприятия «Сулук» в Верхнебуреинском районе.

— Эта реформация была заявлена на Национальном лесном форуме в июне этого года и позже на совещаниях, посвящённых работе лесной отрасли, — говорит доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономических исследований ДВО РАН Наталья Антонова. — Квоты на экспорт круглого леса по ставке 6,5 процента, согласно ещё прошлогоднему постановлению правительства, имеют право получить лишь предприятия, у которых не менее 20 процентов в общей стоимости экспорта составляет продукция переработки. На Дальнем Востоке всего несколько таких крупных компаний. А с 1 января 2019 года для предприятий, имеющих деревообработку, будет вновь введена квота с пошлиной 25% против 6,5% ныне существующих, как мера государственной поддержки создания деревообработки на Дальнем Востоке.

40-процентная пошлина не зря названа запретительной: предприятие либо вынуждено поднимать цену на свою продукцию, делая её неконкурентоспособной на мировом рынке, либо оставлять цену и компенсировать таможенные платежи за счёт уменьшения своей прибыли, что «рубит» экономику предприятия.

Куда уходит экспорт?

— Таким образом, экспорт круглого леса становится нерентабельным, а следовательно, и саму заготовительную деятельность для экспортоориентированной отрасли надо прекращать. Я не знаю, в каком регионе нашей стране есть ещё 40-процентная пошлина на хвойную древесину. Она в чистом виде запретительная, — говорит Наталья Евгеньевна. — Введя 25-процентные пошлины, мы уже потеряли японский рынок. Теперь можем потерять и китайский.

Отдельные партнёры хабаровских предприятий уже переметнулись на Новую Зеландию, Канаду, США, а с очередным увеличением пошлины в России эти страны еще больше нарастят свою долю на китайском рынке. Правда, мы занимаем первое место по экспорту пиломатериалов в Китай. Но все понимают, что значительная часть продукции — это то же самое бревно, лишь обструганное с четырёх сторон на примитивных китайских пилорамах, часто китайскими же рабочими с минимальным технологическим переделом. Отходы такого лесопиления наносят экологический ущерб для территорий.

Лесная промышленность всегда была важным агентом освоения территории на Дальнем Востоке. Лесные посёлки создавались именно потому, что туда приходили лесозаготовители. И последствия закрытия небольших предприятий будут существенны с социальной точки зрения. Доходы бюджетов муниципальных образований складываются, главным образом, из НДФЛ. Сколько потеряют муниципалитеты, если закроются предприятия?

Пока учёные предупреждают о последствиях жёстких решений в лесозаготовительной области, некоторые предприятия уже выдали предупреждение об остановке деятельности своим работникам. Остальные заготовители ждут чуда до последнего — что правительство изменит своё решение либо разрешит лесным предприятиям поставлять свою продукцию на переработку тем, у кого уже работают перерабатывающие предприятия, а оставшийся круглый лес экспортировать по квоте с пошлиной 6,5 процента, как это делают предприятия, имеющие перерабатывающие мощности. На сегодня подобного механизма нет.

Примечательно, что многие лесозаготовительные компании не занялись переработкой не потому, что не поддерживают политику государства по отказу от экспорта необработанного леса, а потому, что с экономической точки зрения переработка в этих местах невозможна. Скажем, в Ягодном, где находится передовой Шелеховский леспромхоз, электричество стоит в разы дороже, чем в Комсомольске-на-Амуре, который находится в 100 километрах от посёлка.

Кроме того, у небольших арендаторов объёма ресурсов не достаточно для строительства серьёзных мощностей.

Люди, принимающие решения, очевидно, рассчитывают, что лесные участки остановившихся предприятий заберут некие крупные компании или инвестор будущего целлюлозно-бумажного комбината?

Но кто же даст китайским предприятиям лес до того, как они построят ЦБК? Кто сможет заместить всех, кто остановится, если существующие крупнейшие холдинги края в лице «Азия Лес» и «РФП Групп» лишились государственной поддержки как в виде раннее представляемых субсидий, так и в виде стимулирующих пошлин в размере 6,5%?

Но даже если кто-то, пока нам ещё не известный участник рынка, постепенно заменит собой закрывшиеся леспромхозы, к тому времени, как всё это наладится, трудно представить, что произойдёт с лесными посёлками и работниками бывших предприятий.

Кого запретят пошлины

Те, кто «в теме», знают, что разговор о запретительной пошлине в России идёт уже 10 лет. Таким образом, государство обозначило чёткий приоритет — хватит экспортировать бревно, пора поставлять за рубеж продукцию глубокой переработки. И это правильно. Однако практика строительства предприятий глубокой переработки древесины за эти годы показала, что задача эта очень сложна.

Первый выполнивший грандиозный проект по лесопереработке — предприятие «Аркаим» — банкрот и не может выйти из этого состояния годы. Причины, по мнению экспертов: ошибки в оценке рынков сбыта продукции (переоценены возможности рынков), ошибки в выборе номенклатуры выпускаемой продукции, ошибки в подборе технологического оборудования (как следствие — часть дорогостоящих линий так и не выпускала продукцию), высокая процессинговая себестоимость, которую не покрывают цены внешнего и внутреннего рынков.

Как результат — проблемы с законодательством, задержание генерального директора предприятия Лепихова.

Другое мощное предприятие лесопереработки «Азия Лес» — лишившись государственной поддержки в виде пошлины 6,5%, окажется далеко не в лучшем финансовом положении.

Замечательный инновационный завод по производству тончайших плит МДФ малазийской компании «Римбунан Хиджау», стоимостьью 180 миллионов долларов, тоже стоит. Причина — высокие затраты на производство, доставку клея и сырья, отсутствие квалифицированных рабочих. Каждый кубометр товарной продукции приносит убыток в 80 долларов.

Даже «РФП Групп» не может похвастать высокой рентабельностью Центра глубокой переработки.

Причины, по мнению экспертов, в нестабильности на внешнем рынке. Плюс высокие проценты по кредитам. Только недавно были введены квоты на экспорт по пошлинам 6,5. А уже с 1 января 2019 года их опять хотят вернуть на уровень 25%.

Да, каждый год в крае появляются новые проекты. Строится ВТК («Восточная торговая компания»), «Леспром ДВ» намерен выпускать не только качественные пиломатериалы, но и карандаши. Совсем недавно в зоне свободного порта появилась ещё одна компания, готовая построить деревоперерабатывающий завод. Но массово бизнес почти не пытается тиражировать опыт компаний, которые занялись деревообработкой.

Есть мнение, что деревообработка сейчас это как расстрельные должности в 30-е годы прошлого столетия. Не важно — кто ты и чего достиг, каждый сюда приходящий терпит поражение.

— Мне, как учёному, непонятно, зачем для лесного комплекса Дальнего Востока всё время придумывают какие-то эксперименты. А потом для поддержания предприятий переходят на «ручное управление», выделение субсидий, квот, — говорит Наталья Антонова. — Причём целый ряд предприятий, имеющих серьёзную переработку, не получили квоты на экспорт круглого леса по льготной пошлине. Чаще всего причиной стала случайная мизерная задолженность по налогам, скажем, в тысячу рублей, которая выявилась на стадии получения документов. Но предприятия лишились квот на 2018 год.

Самое главное, что нестабильные институциональные условия не позволяют бизнесу эффективно работать, планировать надолго свою деятельность, формировать стратегию развития.

Таможенное оформление пиломатериалов и лесоматериалов

Нашей компанией «Универсальные Грузовые Решения» проводится таможенное оформление пиломатериалов, лесоматериалов и древесины различного вида и из различных пород дерева в таможнях Российской Федерации: на автомобильных терминалах (СВХ), жд станциях, морских портах и при необходимости в аэропортах. Мы помогаем оперативно затаможить пиломатериалы на экспорт или растаможить при импорте в РФ различного рода изделия из них.

Работаем с любыми участниками ВЭД:

Документы и информация для таможенного оформления
леса, лесоматериалов и пиломатериалов в таможне

  1. Список документов для регистрации Физического лица в таможне (Скачать)
  2. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Скачать)
  3. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Скачать)
  4. Список документов для таможенного оформления «Импорт» (Скачать)
  5. Список документов для таможенного оформления «Экспорт» (Скачать)

Таможенный брокер по оформлению пиломатериалов и лесоматериалов

Мы предоставляем услуги таможенного брокера — таможенного представителя по оформлению пиломатериалов и лесоматериалов в различных таможнях и городах Российской Федерации. Проводим:

  • Бесплатные консультации по вопросам таможенного оформления в таможнях РФ;
  • Помощь в подготовке и проверке пакета документов для таможни;
  • Расчет необходимых к уплате таможенных платежей;
  • Подготовка, подача и выпуск таможенных деклараций (ДТ) в таможне;
  • Прохождение фитосанитарного контроля;
  • Таможенное оформление пиломатериалов или лесоматериалов в различных таможенных режимах — процедурах экспорта и импорта;
  • Оперативная затаможка пиломатериалов или лесоматериалов на экспорт;
  • Оперативная растаможка пиломатериалов или лесоматералов при импорте;
  • При необходимости проводим предварительный осмотр или таможенный досмотр;
  • Страхование грузов при международной транспортировке;
  • И другие сопутствующие услуги.
Смотрите еще:  Педагогические требования к социальному работнику

Таможенное оформление леса, пиломатериалов, лесоматериалов и различных изделий из них

Нами проводится растаможка или затаможка любых пиломатериалов, леса, лесоматериалов и различных изделий из них на любых таможнях России — ежедневно и круглосуточно! Основные позиции:

  • Круглый лес и лесоматериалы: пиловочник, фанерный кряж, балансы хвойные и лиственные, техсырье;
  • Пиломатериалы и изделия из древесины: брус, брусок, доска обрезная, доска необрезная, заготовка под вагонку, черновая мебельная заготовка, горбыль деловой, шпалы, щепа технологическая, щепа топливаная, стружка, опилки, фанера, паркет, паркетная доска, индустриальный паркет, вагонка;
  • Деревянная тара: европаллет, деревянные ящики, заготовки для поддонов, контейнеры, паллет, поддон промышленный;
  • Дрова: колотые, пеньками, в хлыстах, горбыль срезка;
  • Из различных пород дерева: береза, бук, грецкий орех, груша, дуб, ель, кедр, липа, лиственница, можжевельник, ольха, осина, самшит, сосна, яблоня;
  • Основной экспорт древесины и пиломатералов из России: в Китай, Турцию, страны Европы: Германия, Италия, Испания, Австрия, Голландия (Нидерланды), Польша, Литва, Латвия и др.;
  • и любые другие не указанные в данном списке.

Какая таможенная пошлина на пиломатериал, лесоматериал и древесину?

При экспорте из России древесины, лесоматериала и пиломатериала таможенная пошлина как правило равна 0%. Ранее уплачивался только сбор за таможенное оформление в размере 750 рублей за каждую экспортную декларацию. С 04.09.18 таможенный сбор при экспорте не уплачивается!

При ввозе — импорте в РФ уплачивается помимо сбора за таможенное оформление, НДС 20% (до 31.12.18 составлял 18%) и пошлина 0%-12% в зависимости от вида продукции и его кода ТНВЭД, согласно таможенного тарифа и преференций по стране происхождения. Так как товаров большое количество, нам сложно отразить их всех в данном разделе. И мы с удовольствием подскажем и рассчитаем Вам таможенные платежи согласно Вашей поставки.

Сроки и стоимость таможенного оформления пиломатериалов

Цена или стоимость услуг таможенного оформления пиломатериалов или лесоматериалов и изделий из них в таможнях РФ, предоставляемых нашей компанией является минимальной и зависит от Ваших задач и обсуждается индивидуально!

Мы уверены что сроки, стоимость и качество услуг Вас приятно удивят!

Уплата вывозных таможенных пошлин

За каждый ввоз или вывоз товара за установленные территориальные границы России обязательно должна уплачиваться таможенная пошлина. Существует определенный порядок уплаты и строгие правила расчета, льготы для определенной группы стран при вывозе товара, а также ставки вывозных таможенных пошлин, которые имеют конкретный размер в 2019 году (ежегодно вносятся изменения).

Структура таможенный платежей

Общая информация о вывозных пошлинах

Одной из разновидностей существующих пошлин в 2019 году, уплачиваемых при вывозе с территории страны определенной товарной группы, является таможенная вывозная пошлина. Ее функция и общее назначение заключается в поощрении экспортирования и регулярном внесении средств в основной бюджет государства. Важно учитывать, что вывозные таможенные пошлины не устанавливаются на продукцию зарубежного происхождения.

В целом сборы, установленные на вывоз, нужны с целью осуществления управления торговым балансом рассматриваемой страны, как правило, это мера временного характера. Вывозные сборы назначаются как пошлины за такую продукцию, как произведения искусства или антикварные предметы, то есть определенную группу.

Ставки вывозных таможенных пошлин имеют право устанавливать правительства стран, находящихся в Евразийском экономическом союзе. Их размер указывается в специальном документе (Таможенном кодексе), а при отсутствии в нем какой-либо информации или интересующих сведений следует обратиться к законопроектам конкретного государства.

Некоторые ставки на товары, вывозимые с территории России, приведены в таблице.

Установление пошлины на товары национального характера

Таможенная пошлина считается одним из основных инструментов, используемых определенной страной с целью регулирования отношений внешнеэкономического характера. Вводится он для того, чтобы ограничить приток импортных товаров. Это нужно для защиты производителей своей страны от конкуренции из-за границы. Бывают случаи, когда ограничить экспорт просто необходимо. Самый распространенный метод этого использование на национальную продукцию экспортной пошлины, начисляемой на продукцию, реализуемую иностранными производителями, и в дальнейшем вывозимую за границы государства, в котором товар может быть применен.

Для некоторых государств характерно установление экспортных пошлин на конкретный временной период. Это связано с нехваткой в стране сырья, что, соответственно, создает ограничение для вывоза продукции за пределы государства, так как высокая стоимость прежде всего влияет на конкурентоспособность товара. Применение или роль в торговле и политике вывозных таможенных пошлин проявляется, в первую очередь, в том, что страна может непосредственно влиять не только на межгосударственную экономику, но и обстановку в политике.

Яркий пример — это внутренние энергетические отношения России и Украины. Последняя не имеет возможности получения носителей энергии, поэтому значительным оказывается влияние тарифов России на регулирование потока рассматриваемого товара.

Экспортная тарификация используется, как правило, государствами с переходным типом экономики или развивающимися странами. В некоторых государствах обложение налогами экспорта полностью исключается (с высокой развитостью в промышленности).

Примеры — Соединенные Штаты, а также Аргентина, в которых акценты проставляются на других регулировочных методах, называющихся нетарифными, к примеру, квотах или лицензиях.

Стоит учесть, что в России, как и во многих других странах, высокий таможенный барьер оказывает существенное влияние на прибыль производителя от экспортных операций, так как ее довольно тяжело поддерживать на должном уровне. Возможно даже торможение экспорта продукции, если установлены ставки пошлины, которые значительно превышают доход от планируемой сделки. По этой причине всегда должен производиться сравнительный анализ доходов с устанавливаемой ставкой. После такого сопоставления можно объективно указать на то, какого размера будет экспортная ставка пошлины.

Экспорт пошел: что Россия готова предложить Западу, кроме нефти, газа и оружия

Что используется для расчета

Расчет рассматриваемого вида пошлины проводится по данным на 2019 год о таможенной стоимости. Последняя может вычисляться по определенным показателям:

  • Стоимости текущей сделки с продукцией, посланной на экспорт.
  • Цене операции с однотипным товаром.
  • Стоимости процесса с грузом подобного или однородного типов.
  • Сумме цен.
  • Разности стоимостей.

Расчет стоимости, который считается наиболее актуальным на сегодняшний день, проходит по финансовой стороне сделки. В расчет должны обязательно входить данные о ставках к продукции на экспорт, которые напрямую зависят от разновидности груза.

Расчет ставки (адвалорная разновидность) происходит путем умножения ставки перенаправляемого за территорию страны товара на стоимость таможенного типа. Помимо этого, существуют и другие виды: комбинированные, а также специфические.

Примерный расчет первой рассматриваемой разновидности выглядит следующим образом:

  1. Организация отправляет на экспорт драгоценные камни, общая стоимость которых составляет 100 000 долларов.
  2. Ставка равняется 10 %.
  3. Соответственно, 10 000 долларов — это пошлина

Если расчет идет по ставке специфического типа, то ее необходимо умножить на налоговую базу. При экспорте 10 000 литров определенной марки алкогольного пива величина будет составлять за один литр один доллар, пошлина же будет равна 10 000 долларов. Если же расчет проходит по ставке комбинированного типа, то выбирается большая пошлина из расчетов величин ставок двух предыдущих видов.

В целом можно подвести итог: расчет пошлин осуществляется путем определения величин ставки и стоимости.

Государство определяет ставки, а от их типа зависит и способ расчета. На абсолютно каждый товар определяется собственная величина ставки, а размер пошлины за счет разнообразных льгот и установленных квот значительно уменьшается.

Таможенная процедура «Экспорт» (ЭК 10)

Существующие льготы по тарифам

Формы тарифных льгот в 2019 году предлагаются в разнообразных вариантах, основные из которых следующие:

  • Льготы, на установление которых напрямую оказывает влияние конкретное государство, являющееся местом произведения товара: в случае с Российской Федерацией есть определенные преимущества для некоторых государств с режимом наибольшего благоприятствования в торговле (это, прежде всего, страны СНГ).
  • Отмена пошлины в полной мере.
  • Квоты.
  • Возврат внесенной суммы пошлины.
  • Снижение размера ставки.

Все льготы по тарифам носят общий характер, но иногда они устанавливаются и индивидуально.

Структура экспорта России по странам

Выбранный порядок общего равенства необходим для соблюдения баланса между всеми участвующими в торговле и равенством. Кроме того, нельзя злоупотреблять льготами в ущерб государственному бюджету страны. Незапланированные расходы могут возникнуть при слишком частом их предоставлении, в результате чего средства в бюджет попадают не в полном объеме.

Смотрите еще:  Ходатайство о наложения ареста образец

В Российской Федерации не облагаются пошлинами следующие вывозимые товары:

  1. Гуманитарная помощь.
  2. Продукция морского дела, добывающаяся лицами из РФ.
  3. Изделия пожарно-технические.
  4. Любые материалы для программ социально-экономического характера.
  5. Личные вещи лиц, представляющих зарубежное государство.
  6. Любая иностранная валюта.

Довольно нечастое явление для страны ввод экспортных пошлин. Если государство и считает необходимым принять эту меру, то только в целях стабилизации цен на внешнем рынке внутри страны. Это гарантирует безопасность существующих на территории государства ресурсов.

Регулярно устанавливают пошлины на вывоз развивающиеся страны, имеющие монополию на конкретную продукцию. Например, введена вывозная пошлина Абхазией на орехи.

Понятие о дополнительных расходах

При отсутствии установки налогов и пошлин на вывозимую продукцию в экспортном режиме их стоимость (таможенная) не может быть заявлена или определена. В этом случае в роли основы выступает указанная в контракте стоимость продукции, установленная для конкретного зарубежного покупателя.

Существуют и разные дополнительные расходы:

  • Цена упаковочной тары, проводимых упаковочных работ и используемых при работе материалов.
  • Прибыль от использования продукции, ее перенаправления или перепродажи, которые поступает косвенным или прямым путем и является частью прибыли покупателя.
  • Вознаграждения, которые уплачиваются покупателем, брокерского и комиссионного типов.
  • Налоги, не входящие в категорию платежей на таможне, которые взимаются на территории Российской Федерации, исключение составляют компенсируемые.
  • Цена тары многооборотного типа, если она расценена как одно целое с вывозимой продукцией.
  • Стоимость товаров или же услуг, использованных при производственном процессе вывозимой продукции и предоставленных по низкой стоимости (в некоторых случаях бывает и бесплатно).
  • Платежи, связанные с лицензией, или же любые другие, направленные на применение интеллектуальной собственности.

В случаях безвозмездных поставок, то есть по отношению к вывозимой продукции отсутствует договор о покупке и продаже, стоимость определяется исходя из бухгалтерского отчета, включающего информацию о списании с баланса экспортируемой продукции.

Еще один способ — ориентирование на сведения о тратах компании, вывозящей товар на экспорт, а также сумму доходов организации, которая составляется из общей стоимости аналогичных или однотипных товаров, вывозимых с территории страны.

Существующий порядок уплаты

Все выплаты экспортно-таможенного характера осуществляются через казначейство Российской Федерации.

Кроме пошлин, на счет поступают и налоги на товары для индивидуального использования. Оплата производится в кассах таможенной организации: любое физическое лицо может оплатить рассматриваемые налоги и пошлины.

Существует и централизованный порядок уплаты, основанный на частях таможенного кодекса и ориентированный на выплаты пошлин и налогов на счета всей продукции, которая предлагается на ввоз в страну или вывоз с территории Российской Федерации. Причем устанавливается определенный временной период, за который таможенная декларация должна быть рассмотрена независимо от того, в какой орган таможни документ будет подан.

Выплата налогов и пошлин при централизованном порядке может быть осуществлена органами таможни, физическими лицами, которые заключили соглашение с любым органом исполнительной власти федерального типа, уполномоченным в сфере дел таможни и, соответственно, любым федеральным органом.

Оплата пошлины через Сбербанк. Как оплатить пошлину с помощью Сбербанка

Участникам ВЭД: с 1 января 2019 года вводится ограничение на экспорт бревен из березы

Между участниками ВЭД будут распределены квоты на экспорт березовых бревен

Как сообщает Дальневосточное таможенное управление, с 1 января по 30 июня 2019 года вводятся количественные ограничения на вывоз из России в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, березовых бревен.

Квоты вводятся при экспорте бревен из березы (Betula spp.) диаметром наименьшего поперечного сечения не менее 15 см и длиной не менее 1 м (код 4403 95 000 1 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС) в размере 567 тысяч кубометров.

Постановлением правительства РФ от 17 июля 2018 года № 836 определены правила распределения квот между участниками внешнеэкономической деятельности.

«Согласно правилам, квоты распределяются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с утвержденной им методикой расчета квот между участниками внешнеэкономической деятельности, вывозившими бревна из березы в соответствии с таможенной процедурой экспорта с 1 января 2014 года по 31 декабря 2016 года, на основании данных таможенной статистики, представляемых ФТС России».

Пресс-служба Дальневосточного таможенного управления

Иркутская таможня: с 2019 года вводятся квоты на вывоз бревен из березы

Как сообщили CustomsForum.ru в пресс-службе Сибирского таможенного управления, действовать количественные ограничения будут с 1 января по 30 июня 2019 года.

За указанный период разрешено экспортировать 567 тысяч кубометров круглого леса из березы. Квоты распространяются на бревна из березы диаметром наименьшего поперечного сечения не менее 15 см, длиной не менее 1 метра.

Вывоз бревен распространяется на все страны, за исключением стран-членов Евразийского экономического Союза, то есть Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии.

«Участниками внешнеэкономической деятельности необходимо заблаговременно получить разовые лицензии (в рамках установленного квотирования) на экспорт необработанной древесины из березы».

Пресс-служба Сибирского таможенного управления

Квоты на 2019 год распределяются в 2018 году Министерством промышленности и торговли РФ в соответствии с утвержденной методикой расчета квот между лесоэкспортерами, вывозившими бревна березы из России в период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2016 года на основании данных таможенной статистики.

О внесении изменения в статью 29 Лесного кодекса Российской Федерации

Вносится депутатами Государственной Думы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменения в статью 29

Лесного кодекса Российской Федерации

Статья 1

Внести в статью 29 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278; 2015, № 27, ст. 3997) изменение, дополнив частью 6.1 следующего содержания:

«6.1. До 31 декабря 2030 года заготовка деловой древесины хвойных пород (сосны, ели, пихты, кедра и лиственницы), допускается только в целях переработки на территории Российской Федерации либо использования без переработки на территории Российской Федерации».

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона

«О внесении изменения в статью 29 Лесного кодекса Российской Федерации»

Законопроект направлен на введение временного косвенного запрета на экспорт деловой древесины хвойных пород (сосны, ели, пихты, кедра и лиственницы).

Понятие «деловая древесина» содержится в Межгосударственном стандарте ГОСТ 17462-84 «Продукция лесозаготовительной промышленности. Термины и определения».

Деловая древесина включает в себя круглые (получаемые путем поперечного деления) и колотые (получаемые путем раскалывания круглых лесоматериалов) лесоматериалы, кроме дров и древесины, непригодной для промышленной переработки, а также пневый осмол и технологическая щепу.

Таким образом, деловая древесина – это та древесина, которая годна по качеству и размерам к промышленной переработке, а также для использования в круглом виде.

Что касается уточнения хвойных пород (сосна, ель, пихта, кедр и лиственница), то законопроектом предлагается установить временный запрет на вывоз древесины тех хвойных пород, на которые распространяются требования Лесного кодекса Российской Федерации о транспортировке древесины и об учете сделок с ней.

Вопрос о запрете вывоза круглого леса хвойных пород обсуждается с момента принятия Лесного кодекса Российской Федерации, однако до настоящего времени этот вопрос окончательно не решен.

Между тем ситуация с вывозом лесоматериалов, пригодных для дальнейшей обработки, то есть сырья хвойных пород продолжает носить критический характер.

Согласно данным таможенной статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического сообщества, экспортировано необработанных (круглых) лесоматериалов в 2013 году – 223 258,1 м. куб. , в 2014 году – 220 623,6 м.куб. , в 2015 году – 297 942,5 м.куб. Важно отметить, что в 2015 году круглые лесоматериалы из России существенно подешевели на мировом рынке. В результате валютная выручка от экспорта необработанных лесоматериалов по итогам 2015 г. сократилась по отношению к уровню 2014 года на 25%, составив 1,393 млрд. долл.

Согласно информации Читинской таможни, в 2017 году только в Китайскую народную республику было экспортировано 723 388,4 м. куб. древесины (в 2016 году – 581 973,4 м. куб.), в том числе из Забайкальского края, Республики Бурятия, Иркутской области и других субъектов Российской Федерации.

По данным Иркутской таможни, в 2017 году вывезено 3,9 млн. кубометров круглого леса.

Получается, что на сегодня из страны в довольно больших объемах вывозится круглый лес, его экспорт в 2017 году в структуре российского экспорта ЛПК составил практически 13 %. В то же время избыток лесоматериалов в приграничных зонах обесценивает ввозимый лес. Получается, что мы уничтожаем российские хвойные леса ради сомнительной выгоды, что является экономически необоснованным.

Законопроект призван решить три основных вопроса.

Во-первых, в настоящее время в России особенно остро стоит вопрос воспроизводства лесов. Ежегодно в России исчезает лесов в полтора раза больше, чем восстанавливается.

Несмотря на то, что за последние десять лет (2007-2017 гг.) уровень вывезенной необработанной древесины за пределы России сократился в 2,5 раза, объем сырья занимает значительное место в экспорте древесины, особенно учитывая тот факт, что основным импортером леса является Китай, не заинтересованный в приобретении обработанных продуктов лесопиления.

Смотрите еще:  Требования к оспариванию кадастровой стоимости

Доля круглого леса в структуре экспорта в КНР достигает 90%. В 2016 году объемы экспорта круглых лесоматериалов из России в Китай выросли за год почти на 11%, составив 10012 тыс. м 3 и составили 63% от общего объема экспорта.

Проблему усугубляет то, что осуществляется вывоз деревьев ценных пород (ангарская сосна, монгольский дуб, корейская сосна, маньчжурский ясень). Согласно отчетности Сибирского таможенного управления, только за 2016 год лесорубы поставили зарубежным потребителям почти 7 млн. кубометров древесины. Три четверти этого объема приходится на прибайкальскую тайгу, где сосредоточено более 10% запасов леса всей России.

При этом восстановление леса производится намного более медленными темпами, чем его истребление. Это связано с тем, что на сегодняшний день в РФ преобладающим способом лесовосстановления является естественное возобновление (свыше 75 %). Такой способ лесовосстановления не только не обеспечивает достаточных объемов воспроизводства леса, но и приводит к существенному ухудшению качества лесов.

В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» указано, что одна из задач, которая стоит перед Правительством Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере экологии, заключается в сохранении лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений.

Временный запрет на вывоз деловой древесины хвойных пород позволит разрешить проблему лесовосстановления, поскольку в течение 10 лет будет осуществляться заготовка хвойной древесины в объемах, необходимых для обеспечения деревообрабатывающей отрасли РФ, а также для использования без переработки на территории РФ.

Во-вторых, кардинального решения требует проблема незаконных рубок. По информации Минприроды России, за последние пять лет объемы незаконных вырубок леса увеличились на 70%. В Амурской области, по официальным данным природоохранной прокуратуры, под вырубку легально отдано более половины государственного лесного фонда. Масштабы теневого бизнеса как минимум не меньше. Только в Приморье ежегодно незаконно вырубается до 1,5 млн. кубометров древесины.

В Забайкальском крае в 2017 году выявлен 861 факт незаконной рубки (838 – в 2016 году) объемом 26 195,7 м. куб.

Внедрение единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней позволило в 2016 году вывести из теневого оборота от 5 до 10% заготавливаемой древесины. Однако 90 % незаконных рубок так и остались «в тени». Одной из основных причин незаконных рубок является возможность быстрой продажи леса без обработки, в том числе на экспорт. Снижение спроса на необработанные лесоматериалы логично приведет к снижению незаконных рубок. А полный запрет на экспорт хвойной деловой древесины существенно снизит возможность преступного сбыта незаконно срубленной древесины.

В-третьих, погоня за экспортными, то есть «быстрыми лесными деньгами» делает невыгодными глубокую переработку леса и экспорт пиломатериалов.

В то же время следует отметить, что экспорт именно пиломатериалов является на сегодняшний день приоритетным направлением в структуре российского экспорта продукции ЛПК. Мировые цены на круглый лес снижаются с 2013 года, в то время как с этого же периода зафиксирован рост цен на российские пиломатериалы.

Рост экспорта пиломатериалов фиксируется пятый год подряд и в 2017 г. вырос на 9,9% до 29,7 млн. куб. м. Таким образом, наметилась стойкая тенденция на снижение вывоза необработанного леса и увеличение экспорта пиломатериалов и другой продукции ЛПК.

В целях закрепления достигнутых результатов необходимы дополнительные законодательные механизмы, способствующие развитию деревообработки на территории Российской Федерации, а также наращиванию экспорта пиломатериалов и другой продукции ЛПК.

Таким образом, на фоне вызовов, связанных с охраной окружающей среды и защитой лесного фонда, развитием деревообрабатывающей отрасли, политика, направленная на запрет вывоза деловой древесины хвойных пород является своевременной. Необходимость законодательных ограничений, связанных как с вырубкой леса, так и с реализацией лесной продукции, диктуется выбором законодателя в пользу наиболее рационального и обоснованного комплексного решения возникших проблем в указанной сфере с учетом интересов государства, общества и бизнеса.

Основным отличием данного законопроекта от аналогичных инициатив является запрет на вывоз не только круглого леса, но и всей деловой древесины. Это сделано во избежание создания схем вывоза минимально обработанного круглого леса (например, расколотого вдоль на 2 полвины).

Важно отметить, что законопроектом не устанавливается прямой запрет на вывоз деловой древесины хвойных пород, поскольку с момента создания ЕвразЭС, а затем Таможенного союза, в РФ применяется международное таможенное законодательство напрямую.

Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, запрет ввоза и (или) вывоза товаров является мерой нетарифного регулирования, которую Российская Федерация может вводить в одностороннем порядке только в случаях и порядке, которые предусмотрены международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, актами органов Таможенного союза. Вводить запрет можно только по установленным вышеуказанным договором основаниям и согласно закрепленной процедуре на срок до 6 месяцев. Такой краткосрочный запрет не обеспечит решение задач по лесовосстановлению и развитию деревообрабатывающей отрасли.

На сегодняшний день регулирование экспорта осуществляется методами таможенного законодательства (установлением квотирования, увеличением пошлин). Так, Правительство РФ в декабре 2017 унифицировало правила экспорта необработанной древесины, введя квоты на вывоз круглого леса с Дальнего Востока, а также запретительные пошлины на экспорт вне квот.

Однако эксперты считают, что указанные таможенные меры создают дополнительную лазейку для экспорта необработанной хвойной древесины (ели аянской, пихты белокорой и лиственницы даурской) в Китай и другие страны азиатско-тихоокеанского региона. Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2017 г. № 1520 с 1 января 2018 года введены тарифные квоты для древесины этих пород общим объемом 4 миллиона кубометров. В рамках этих квот древесину можно будет вывозить с вывозной пошлиной в 6,5%, но не менее 4 евро за кубометр, а вне квот — с обычной вывозной пошлиной 25%, но не менее 15 евро за кубометр. Основным условием получения квоты будет наличие определенной доли продукции лесопереработки в общем лесном экспорте конкретной компании (20% по стоимости с 1 января 2018 года, 25% с 1 января 2019 года и т.д.). Это небольшая доля, и очень многие крупные экспортеры ее легко обеспечат — поэтому реальным результатом введения новых квот станет, скорее всего, простое увеличение экспорта необработанной хвойной древесины из восточных регионов России примерно на четыре миллиона кубометров в год, преимущественно в Китай.

В связи с изложенным законопроектом предлагается установить в лесном кодексе возможность заготовки деловой древесины хвойных пород (сосны, ели, пихты, кедра и лиственницы) только в целях переработки на территории Российской Федерации, либо использования без переработки на территории Российской Федерации.

Данное ограничение устанавливается сроком на 10 лет с 2020 года, что обеспечит достижение целей законопроекта, — охраны леса и лесного фонда (в части охраны от незаконных рубок и стимулирования лесовосстановления), а также развития деревообрабатывающей промышленности и стимулирования предпринимателей к переориентированию бизнеса на реализацию более дорогостоящей, «обработанной» древесины. Такие меры, в свою очередь, создадут новые рабочие места на тех территориях, где осуществляется лесозаготовка и лесообработка, повысит заработные платы работников лесной промышленности, расширит налогооблагаемую базу, увеличив тем самым доходы бюджетов различных уровней.

Кроме того, полный запрет на экспорт деловой древесины хвойных пород в среднесрочной перспективе приведет к значительному развитию инфраструктуры на территориях, где осуществляется заготовка и обработка лесоматериалов.

Похожие статьи:

  • Звание ветерана труда архангельской области Присвоение звания "Ветеран труда" Обращение гражданина, которое стало поводом для подготовки статьи, касалось того, является ли награждение нагрудным знаком "Отличник Советской Армии" […]
  • Евросеть финансовая отчетность Бухгалтерская отчетность ООО "ЕВРОСЕТЬ-РИТЕЙЛ" ИНН 7714617793 за 2017 год Материал распечатан с сайта сервиса «Электронный эколог» e-ecolog.ru Бухгалтерская (финансовая) отчетностьза 2017 […]
  • Доклад на тему ликвидация юридического лица Ликвидация юридического лица Ликвидация юридического лица - прекращение юридического лица без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим […]
  • Доплата за службу в москве Денежное довольствие Денежное довольствие военнослужащего (зарплата), проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и […]
  • Кто имеет право на ветерана труда в россии Как получить звание ветерана труда Кто имеет право на получение ветерана труда Условия предоставления почетного звания за многолетнюю и безупречную работу установлены Федеральным законом […]
  • Льготы ветерана труда по свердловской области Какие предусмотрены льготы для ветеранов труда в Свердловской области Законодательством предусмотрено получение льгот для граждан, имеющих звание «Ветерана труда» и проживающих в […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.