Пояснительная записка учителя-логопеда

Программа коррекционной работы учителя-логопеда

Разделы: Логопедия

Структура программы коррекционной работы:

  1. Пояснительная записка
  2. Направления коррекционной работы учителя–логопеда
  3. Характеристики обучающихся с отклонениями в речевом развитии, включающие основные направления коррекционно-развивающего обучения данных категорий детей
  4. Перспективный план работы с детьми с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, включающий планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения.

1. Пояснительная записка

Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа обеспечивает сопровождение детей с речевым недоразвитием, обучающихся в общеобразовательной школе, на логопедическом пункте (логопедический пункт – подразделение общеобразовательного учреждения, оказывающее помощь обучающимся, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи первичного характера, в освоении общеобразовательных программ, особенно по родному языку). Зачисление и выпуск детей на логопункте производятся на любом этапе начального образования. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения составляет от одного года до четырех лет.

  • Обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;
  • Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;
  • Создание условий, способствующих освоению детьми с отклонениями в речевом развитии основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
  • Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии;
  • Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.

Условия реализации программы коррекционной работы

Работа логопедического пункта организуется на основании:

  • Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 25 декабря 2008 г.)
  • Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»
  • Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
  • Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
  • Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)
  • Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
  • Положения о логопедическом пункте общеобразовательного учреждения г. Снежинска
  • Должностной инструкции учителя – логопеда средней общеобразовательной школы №… .

– обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;

– обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности);

– обеспечение специализированных условий (решение комплекса специальных задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с речевым недоразвитием; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

– обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые МОиН РФ для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы.

Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.). Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль; выстроить систему индивидуальной коррекционной работы; комплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи; отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить эффективность коррекционного воздействия

Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1984, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить значительное количество учащихся, вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:

– преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);

– создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;

– коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности).

При планировании занятий с детьми с фонетико–фонематическим (фонематическим) недоразвитием и занятий I и II-го этапа для детей с общим недоразвитием речи используются методические материалы, предложенные в пособиях Ефименковой Л.Н., Козыревой Л.М., Мазановой Е.В., Садовниковой И.Н.. При планировании занятий III-го этапа коррекционно–развивающего обучения используются материалы Андреевой Н.Г.

Программно-методическим обеспечением структурного компонента логопедических занятий по развитию психических процессов и формированию универсальных учебных действий является психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1 – 4 классов (Локалова Н.П.) и программа «Учись учиться», разработанная коллективом авторов ППМС-центра гимназии № 56 Санкт-Петербурга.

Материально-техническое и информационное обеспечение

В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № …» создана надлежащая материально-техническая база, позволяющая обеспечить коррекционно-развивающую среду, в виде логопедического кабинета, соответствующего требованиям СанПиН, Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и оборудованного в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета.

Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных, аудио– и видеоматериалов.

Подробно материально–техническое и информационное обеспечение кабинета описано в «Паспорте логопедического кабинета»

Этапы реализации программы коррекционной работы (Приложение 1)

В программе коррекционной работы представлены характеристики обучающихся с отклонениями в речевом развитии, основные направления коррекционно-развивающего обучения данных категорий детей и перспективный план работы с детьми с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, включающее планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения. Перспективный план детализируется в тематическом планировании, которое может уточняться (перераспределение часов на изучение отдельных тем) в зависимости от контингента обучающихся с нарушениями речи.

2. Направления коррекционной работы

Программа коррекционной работы учителя – логопеда на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание (Приложение 2).

3. Характеристика отклонений в речевом развитии обучающихся общеобразовательной школы

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (преимущественно искаженное произношение фонем); другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов.

Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.

Учащихся, имеющих отклонения в формировании фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, можно разделить условно на три группы: учащиеся с фонетическим недоразвитием речи (фонетически изолированный дефект); учащиеся с фонетико-фонематическим и фонематическим (без нарушения звукопроизношения) недоразвитием речи; учащиеся с несформированностью языковых и речевых средств языка (общее недоразвитие речи III–IV уровня) (Приложение 3).

Приведенная группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедического воздействия в каждой группе. Основной контингент, который должен быть выявлен учителем-логопедом общеобразовательных школ прежде других, составляют дети, недостатки речи которых препятствуют их успешному обучению, т.е. учащиеся второй и третьей групп. Именно этим детям в целях предупреждения у них неуспеваемости логопедическая помощь должна быть оказана в первую очередь.

4. Перспективный план работы с группами учащихся с речевым недоразвитием

Работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III–IV уровня, организуется в три этапа (Приложение 4).

Оптимальная организация коррекционного обучения предусматривает одновременную работу над всеми компонентами речевой системы – звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Она осуществляется при максимальной концентрации внимания учителя-логопеда (и обучающихся) на основной задаче каждого из этапов, например, формировании полноценных представлений (обобщений) о звуковом составе слова на первом этапе, о морфологическом составе слова – на втором, синтаксических обобщениях – на третьем. Восполнение пробелов в развитии других компонентов речевой системы ведется методом устного опережения, т.е. создается база для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концентрации внимания и усилий учителя– логопеда и детей на решении основной задачи каждого этапа.

На всех этапах ведется работа по формированию и коррекции навыка чтения (тематическое планирование).

Содержание I этапа коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР совпадает с направлениями работы с детьми с ФФН и ФН.

В результате реализации программы коррекционной работы учителя–логопеда на ступени начального общего образования у обучающихся с речевым недоразвитием

1) будут восполнены пробелы:

  • в развитии звуковой стороны речи
  • в развитии лексического запаса и грамматического строя речи
  • в формировании связной речи

2) будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

  1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  2. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
  3. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (в 2-х частях) М: Ось – 89, 2006 г.
  4. Метусс Е.В., Литвина А.В. и др. Логопедические занятия со школьниками (1 – 5 класс). СПб.: Каро, 2006 г.
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011 г.
  6. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов. М: Аркти, 1999 г.

Рабочая программа по логопедии на тему:
Пояснительная записка рабочей программы учителя-логопеда

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности, является основным необходимым документом для организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи.

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа учителя-логопеда Никифоровой Натальи Петровны предназначена для детей с 3 до 7 лет с задержкой психического и речевого развития, посещающих разновозрастную группу компенсирующей направленности от 3-7 лет.

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности, является основным необходимым документом для организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи.

Программа составлена в соответствии с:

  1. Федеральным Законом «Об образовании в РФ»;
  2. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  3. Конвенцией ООН о правах ребенка;
  4. Декларацией прав ребенка;
  5. СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 15 мая 2013г.
  6. Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Автор: Н.В Нищева.
  7. Программой МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13» разработанной в соответствии с ФГОС ДО.
  8. Положением о коррекционной группе ДОУ.

Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ Никифоровой Натальи Петровны на 2015-2016 учебный год составлена на основе «Примерной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет Нищевой Н.В, рекомендованной Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» для использования в ДОУ.

Целью коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда является построение системы коррекционно-развивающей работы в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте с 3 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Одной из основных задач коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Программа имеет в своей основе следующие принципы:

  • принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;
  • онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;
  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принципы интеграции усилий специалистов;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала;
  • принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
  • принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
  • принцип обеспечения активной языковой практики.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего д.

Рабочая программа учителя-логопеда по образовательной области «Коммуникация» в подготовительной к школе группе.

Программа логопедической работы с детьми дошкольного возраста,посещающих логопункт ДОУ.Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки .

Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога).

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски.

Коррекционно — развивающая работа с детьми с ОНР подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.

Рабочая программа учителя — логопеда с детьми подготовительной группы с нарушениями речи.

Пояснительная записка I. Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей.

Главная > Пояснительная записка

Заведующая ГБОУ д/с №2445

«О логопедическом пункте при ГБОУ детский сад №2445»

Разработано в соответствии с Законом РФ “Об образовании”, “Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении”, “Типовым положением о дошкольном учреждении и группах детей с нарушениями речи”.

Изложены основные направления, регулирующие правовую, образовательную и коррекционную деятельность логопункта при ДОУ, гарантированны возможности для получения логопедической помощи детьми, имеющими речевую патологию, обеспечены условия для их личностного развития, педагогической реабилитации.

I. Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей. Наряду с коррекционными мероприятиями учитель-логопед проводит профилактическую работу в дошкольном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей.

II. Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы — 20). График работы может быть составлен в зависимости от занятости детей как в 1-ю, так и во 2-ю половину дня.

III. В должностные обязанности учителя-логопеда должна включаться только работа с детьми, имеющими речевую патологию.

IV. На логопедические занятия отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения, ОНР 3 уровня.

V. Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 5-6-летнего возраста, остальные дети обследуются в течение года.

VI. Количество детей, занимающихся одновременно на логопункте, должно составлять 25-30 детей в течение года.

VII. Общая продолжительность логопедических занятий находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей детей. По мере необходимости учитель-логопед выводит детей из логопедических занятий и заменяет их другими.

VIII Работа по исправлению речи проводится 5 раз в неделю, носит индивидуальный или подгрупповой характер. Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми.

IX. Учитель-логопед берет детей на свои занятия с любых занятий проводимых в ДОУ.

X. В дошкольном учреждении должны быть созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий, должен быть изолированный логопедический кабинет (оборудование кабинета см. в «Программе обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи», составители Г.А. Каше и Т.Е. Филичева).

XI. Документация учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп:

журнал состояния речи всех детей;

список детей, нуждающихся в логопедической помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения;

индивидуальные тетради для занятий детей;

журнал посещаемости занятий;

речевая карта на каждого ребенка, с указанием даты ввода и окончания занятий;

план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей по работе над звуковой культурой речи);

протоколы , заключения ПМПК

XII. Показателем работы учителя-логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу.

XIII. Учитель-логопед в детском саду обязан участвовать во всех методических мероприятиях, проводимых в районе, повышать свою квалификацию.

1.1. Настоящее Положение регламентирует организацию работы и основные

направления правовой, образовательной и коррекционной деятельности логопункта в ДОУ, гарантирует возможность получения логопедической помощи детям, имеющим нарушения речи, обеспечение условий для их личностного развития, педагогической реабилитации.

1.2. Логопедический пункт в ДОУ организуется для оказания коррекционной

помощи детям в возрасте от 3 лет (на начало учебного года) до 7 лет с фонетическим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи 3уровня.

1.3. Основными задачами учителя – логопеда на логопункте являются:

осуществление необходимой коррекции нарушений звукопроизношения у

детей дошкольного возраста;

формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;

своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;

воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи,

сохранению эмоционального благополучия в своей адаптивной среде;

реализация возможности интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с получением специализированной помощи в развитии речи;

предупреждение нарушений устной и письменной речи;

развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;

взаимодействие с педагогами образовательного учреждения и родителями

по формированию речевого развития детей и пропаганда логопедических знаний среди педагогов МДОУ, родителей воспитанников (лиц их замещающих);

2. Порядок создания логопункта в ДОУ

2.1. Логопедический пункт в дошкольном учреждении создается при необходимости исправления нарушений речи у детей дошкольников. При достаточном количестве детей с необходимыми дефектами речи в одном ДОУ на основании решения совета коллектива создается логопедический пункт, фиксируется в уставе и приписывается “Положение о логопункте при ДОУ”.

3. Комплектование логопедического пункта ДОУ

3.1. Комплектование логопедического пункта осуществляется по разновозрастному принципу из числа воспитанников с нарушениями речи, посещающих ДОУ.

3.2. Зачисление и выпуск воспитанников на логопункте осуществляется по заключению врача-логопеда, на основании приказа заведующей МДОУ и по согласованию с родителями (законными представителями).

3.3. На логопункт зачисляются дети, имеющие нарушения в речевом развитии: фонематические, фонетико-фонематические. Допускается пребывание на логопункте детей с ОНР 3уровня.

3.4. Общее количество воспитанников, на логопункте не должно превышать 30 человек.

3.5. Учитель-логопед в течение учебного года проводит обследование речевого развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения, достигших 3 — летнего возраста. По результатам обследования формируется списочный состав детей для коррекционной работы.

3.6. Если ребенок в возрасте от 3 до 7 лет имеет сложные нарушения речи, учитель-логопед дает рекомендации родителям (законным представителям) о необходимости проведения комплексного обследования специалистами МПМПК с целью определения коррекционно-развивающей программы для достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений.

4. Организация деятельности логопедического пункта в ДОУ

4.1. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения

речи, на логопункте являются индивидуальные и подгрупповые занятия.

4.2. Количество детей, с которыми проводит занятия учитель-логопед в течение месяца, составляет 20 человек.

4.3. Занятия с детьми на логопункте проводятся ежедневно как в часы, свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, по графику утвержденному приказом заведующего МДОУ.

4.4. Продолжительность занятия не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами». Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий, наполняемость подгрупп зависит от характера нарушения речевого развития.

4.5. Начало и продолжительность учебного года на логопункте соответствует работе МДОУ. Выявление воспитанников для зачисления на логопункт проводится с 1 – 15.09 и с 15 – 30.05. Зачисление и выпуск воспитанников на логопункте проводится на основании решения медико-психологической службы МДОУ. Дети с речевой патологией регистрируются в журнале движения и учета посещаемости.

4.6. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от

индивидуальных особенностей детей и составляет: 6 месяцев — с детьми, имеющими фонетические нарушения речи, 12 месяцев — с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи и неосложнённую форму ОНР- III уровня.

4.7. Ответственность за обязательное посещение воспитанниками занятий несут родители, учитель-логопед, воспитатель и руководитель образовательного учреждения. С целью оптимизации коррекционного процесса с родителями детей, посещающих занятия на логопедическом пункте, заключается договор о взаимодействии

4.8. Наряду с занятиями на логопункте воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать ее дефекты, обращать внимание на чистоту произношения.

5. Участники коррекционно-образовательного процесса

5.1. Участниками коррекционно-образовательного процесса на логопункте являются ребенок, родители (законные представители), учитель-логопед, педагог-психолог.

5.2. Учитель-логопед взаимодействует с воспитателями своего ДОУ, учителями-логопедами других ДОУ города, района, специалистами ПМПК и врачами детской поликлиники.

5.3. Учителем-логопедом назначаются лица с высшим педагогическим или

дефектологическим образованием, владеющие методами нейропсихологического обследования детей с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и подгруппового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области логопедии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики.

5.4. Для фиксирования коррекционно-образовательного процесса учитель-логопед ведет на логопункте следующую документацию:

журнал регистрации детей-логопатов;

журнал учёта посещаемости;

расписание занятий групп, индивидуальных занятий, заверенное заведующей ДОУ;

индивидуальный план работы с ребёнком;

протокол обследования речевой деятельности;

протоколы приёма и выпуска детей;

индивидуальные тетради для коррекционной работы с детьми;

перспективный и календарный план работы логопеда;

лист учета детей, ожидающих зачисления на индивидуальные логопедические занятия;

список детей, нуждающихся в специальных условиях воспитания и обучения;

лист динамического наблюдения ;

паспорт логопункта или картотека с перечнем оборудования и пособий.

5.5. На учителя-логопеда логопункта распространяются все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения), предусмотренные законодательством РФ для учителей городских и сельских образовательных учреждений.

6. Управление логопедическим пунктом ДОУ

6.1. Непосредственное руководство работой логопункта осуществляется заведующим ДОУ, в ведении которого находится логопункт.

6.2. Контроль над работой логопункта осуществляется заведующим МДОУ.

7. Материально-техническая база и финансовое обеспечение

работы логопедического пункта.

7.1. Для логопункта в ДОУ выделяется кабинет, отвечающий требованиям

7.2. На администрацию ДОУ возлагается ответственность за оборудование логопункта, его санитарное состояние и ремонт.

7.3. Логопункт финансируется ДОУ, в ведении которого находится.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учителя-логопеда предназначена для детей с 5 до 7 лет с фонетическим недоразвитием речи, с

2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учителя-логопеда предназначена для детей с 5 до 7 лет с фонетическим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с простой, сложной дислалией, со стёртой формой дизартрии, посещающих группы МАДОУ ДС «Русалочка». Основными нормативными документами при проектировании образовательной программы по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста являются: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования; Нормативы наполняемости групп в дошкольных учреждениях; Федеральный закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Должностные обязанности учителя-логопеда (Единый квалификационный справочник) Программа логопедической работы по преодолению фонетикофонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина; Положение о логопедическом пункте МАДОУ ДС «Русалочка»; Образовательная Программа МАДОУ ДС «Русалочка». Основой рабочей программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и развития интегративных качеств детей, имеющих речевые нарушения. Место программы относительно программы развития ДОУ и Программы «От рождения до школы»: главная идея заключается в реализации выравнивания речевого развития детей, то есть осуществления коррекционного направления работы учителя-логопеда, являющееся подчинённым, а общеобразовательное ведущим. Исходной теоретической и методологической основой программы являются положения, разработанные в отечественной логопедии и психологии Л.С.Выготским (о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка), П.Я. Гальпериным (о поэтапном формировании умственных действий), Р.Е.Левиной (о трёх уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального образования), В.И.Лубовским, Л.Е.Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.А. Ткаченко, Е.М. Мастюковой и другими.

3 Логопедическая работа, предусмотренная программой, строится на основе теоретических положений о роли полноценных фонематических процессов в развитии речи и становления чтения и письма (Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.). В связи с этим программа ориентирована на овладение артикуляционными характеристиками звуков и их перцептивными признаками, которые лежат в основе восприятия речевых сообщений и определяют уровень сформированности языковой способности ребёнка и готовности к овладению грамотой. Цели программы: построение системы коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте для детей для детей с ФФНР, ФНР в возрасте от 5 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действии всех специалистов дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие; сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях; обучать изменению просодических характеристик высказываний в зависимости от речевых намерении; развивать и совершенствовать лексико-грамматическую систему и связную речь воспитанников; обеспечить систему средств и условий для устранения речевых недостатков у детей с нарушениями речи, осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение дисграфии, дислексии, а также других возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

4 Задачи программы: обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с фонетическим недоразвитием (ФНР), с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР) (не отягощенного клиническими компонентами); предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников; раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений; преодоление недостатков в речевом развитии; воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;) подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты; осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами медицинских учреждений. Коррекционно-развивающая деятельность строится на основе узкоспециальных принципов обеспечения логопедической работы: учет механизмов нарушения речи (патогенетический принцип); комплексность с точки зрения развития речи дошкольников; воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода); опора на сохранное звено; учет закономерностей нормального хода речевого развития; учет ведущей деятельности; поэтапность; учёт индивидуальных особенностей; взаимодействие с родителями; систематичность и взаимосвязь учебного материала, его конкретность и доступность, постепенность, концентрическое наращивание информации от группы для детей 5-6 лет до группы для детей 6-7 лет, по всем направлениям работы. Проблемные поля

5 Физическое развитие Недостаточное развитие мелкой моторики; недоразвитие артикуляционно го аппарата Развитие познавательной сферы личности Познаватель Речевое развитие ные Нарушения Мышления, Звукопроизношения, внимания, лексикопамяти, грамматической воображения. стороны речи, фонетического восприятия, фразовой речи, несформированность слоговой структуры Развитие Эмоционально- волевой сферы личности Проявление агрессивности; Повышенная тревожность; проблемы коммуникативного взаимодействия, низкая произвольная регуляция деятельности; бедность социального опыта Преемственность во взаимодействии логопеда и воспитателя. Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения, является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда в условиях массовой группы и логопедического пункта, обеспечение единства требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей. Образовательная программа предполагает взаимодействие логопеда с воспитателями, которое осуществляется в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение занятий и совместное проведение интегрированных комплексных занятий. Основные задачи взаимодействия в работе логопеда и воспитателя:

6 1. Формирование правильного произношения. 2. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты. 3. Развитие навыка связной речи. Вместе с тем функции воспитателя и логопеда определены и разграничены. Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя. Задачи, стоящие перед учителем- логопедом 1. Создание условий для проявления Задачи, стоящие перед воспитателем 1. Создание обстановки речевой активности и подражательности, эмоционального благополучия преодоления речевого негативизма детей в группе 2. Обследование речи детей, 2. Обследование общего развития психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков 3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка 4.Обсуждение результатов обследования. 5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи 6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти 7. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям 8. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения 9. Развитие фонематического восприятия детей детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы 3. Изучение результатов с целью перспективного работы планирования 5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания 6. Расширение кругозора детей 7. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей) 8. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей 9. Выполнение заданий и рекомендаций логопеда

7 10. Обучение детей процессам звукослогового анализа и синтеза слов, анализа предложении 11. Развитие восприятия ритмико- слоговой структуры слова 12. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации 13. Подготовка к овладению, а затем и овладение формой общения диалогической 14. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы. 10. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях 11. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида 12. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок 13. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольнопечатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизации, театрализованнойдеятельности детей, поручении в соответствии с уровнем развития детей 14. Формирование навыка составления пересказа. короткого рассказа, Основные задачи коррекционного обучения: 1. Устранение и предупреждение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова). 2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова). 3. Развитие связной речи старших дошкольников. 4. Развитие коммуникативных навыков, успешности в общении.

8 Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и фонематическим недоразвитием речи. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу. Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи. К ФФНР, осложненному стертой формой дизартрии и сложной дислалии отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико- грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция. Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен. Коррекционно-воспитательная работа с ФФНР и ФНР строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами. Исходя из неоднородности состава детей на логопункте (с ФФНР и ФНР, обусловленными различной этиологией нарушения), важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста. Направления коррекционно-развивающей работы: формирование полноценных произносительных навыков; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза; развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетанию в предложении; обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов; воспитание умения правильно составлять простое и сложное

9 распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложении в самостоятельной связной речи; развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем; формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты. Система коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте для детей с ФНР, ФФНР Коррекционная логопедическая работа проводится на логопункте с детьми 5 7 лет. Учебный год на логопедическом пункте начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и делится на три периода: С 1 по 15 сентября — углубленная диагностика, сбор анамнеза, наблюдения за детьми в режимных моментах, составление и обсуждение плана работы; С 15 сентября начинаются занятия в соответствии с утвержденным планом работы, оценка темпов динамики развития детей и составление плана работы на следующий период проходит в рабочем порядке; С 15 мая — итоговая диагностика. Дни наиболее высокой работоспособности детей: вторник, среда, четверг. Форма организации обучения подгрупповая, индивидуальная. В подгруппу объединяются дети с ФФНР. Периодичность занятий 3 раза в неделю. С детьми шестого года жизни проводится только индивидуальная работа, которая направлена на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность

10 позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка. Учитывается следующее: для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам; звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени; окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков. Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи. С детьми седьмого года жизни в зависимости от речевого нарушения проводится подгрупповая работа (для детей с ФФН) по разработанному календарно-тематическому планированию (приложение 1) и индивидуальная работа. Направления коррекционно-развивающей работы в подгруппах: — пальчиковая гимнастика; — развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза; — автоматизация звуков в речи; — дифференциация звуков в речи; — развитие словаря; — формирование и совершенствование грамматического строя речи; — развитие графо-моторных функций и зрительного восприятия. Работа над формированием фонематического восприятия включает в себя узнавание неречевых звуков, различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру; различение слов, близких по своему составу; дифференциацию слогов и фонем. На основании уточненных произносительных навыков осуществляются наиболее простые формы фонематического восприятия, т.е. умение услышать заданный звук (в ряду других звуков); определить наличие данного звука в слове. Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически

11 близкими звуками (1-й этап дифференциации). Позднее, после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, дифференциация производится не только на слух, но и в произношении (2-й этап дифференциации). Организация индивидуальных занятий. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 минут. ФНР раза в неделю; ФФНР раза в неделю; На индивидуальных занятиях с детьми выполняются: 1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков). 2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата). 3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук) штриховки, выкладывание букв из палочек, соединение букв в слоги, слогов — в слова и т, д. 4. Постановка звуков разными способами. 5. Автоматизация звуков в речи. 6. Дифференциация звуков в речи. На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Планируемые результаты коррекционной работы К концу коррекционной логопедической работы у детей должны быть сформированы: правильное звукопроизношение; фонематическое восприятие; первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза; графо-моторные навыки; элементарные навыки письма и чтения (печатания букв, слогов, слов и коротких предложений)

12 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Русалочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного направления Тематическое календарное планирование коррекционных логопедических занятий по преодолению ФФНР у дошкольников в условиях работы логопедического пункта. Составила учитель-логопед Гажос Анастасия Михайловна г.губкинский.

13 Задачи: 1. Развивать фонематический слух дошкольников 2. Формировать навыки звуко-слогового и буквенного анализов. 3. Познакомить дошкольников с буквами. 4. Формировать у детей первоначальные навыки чтения и письма. 5. Проводить систематическую работу по предупреждению возникновения у дошкольников нарушений чтения и письма. 6. Развивать у детей высшие психические функции (память, внимание, мышление). Организация занятий: 1 период сентябрь, октябрь по 3 занятия в неделю всего 20 занятий 2 период ноябрь, декабрь, январь, февраль по 2 занятия в неделю всего 31 занятие 3 период март, апрель по 2 занятия в неделю всего 17 занятий

14 Тематическое календарное планирование коррекционных логопедических занятий по преодолеиию ФФНР у дошкольников в условиях работы логопедического пункта. занятия Тема занятия Звуки, буквы Звуко-буквенный, слоговой анализ и синтез Предупреждение ошибок чтения и письма 1 период сентябрь Высшие психические функции 1-2 неделя Диагностика, оформление документации Предметный ряд Ряд по форме Ряд по величине Цветовой ряд Развитие слухового внимания и звукового восприятия в ДИ на материале звучащих игрушек, различных предметов, звукоподражаний животных и т.д. ДИ «Молчанка», «Что звучит» «Овощ-не овощ», «Следи за Пространственные предлоги Различение геометрических фигур Различение предметов, различных по величине Различение, называние основных цветов 5 Знакомство с предложением словом», «Лягушки», «Сколько Знакомство со схемой слов назову» и др. предложения, составление схем предложений 6 Знакомство со словом Линейное расположение слов в предложении, длина слов Октябрь ДИ «Вспомни, как было» ДИ «Кого не стало» Уточнение знаний о геометр. фигурах, ДИ «Кого не стало» ДИ «Лесной магазин» Построение цветового ряда ДИ «Платочек» ДИ «Платочек» на материале различных рядов ДИ «Живое предложение» 7 Формирование представлений о звуках. Неречевые и речевые звуки. Определение количества звуков в словах, сравнение слов по длине 8 Звук [ у ], буква У. Выделение начального ударного гласного звука 9 Звук [ а ], буква А. Дифференциация [ у ]- [ а ]. Анализ звукового ряда из двух гласных Линейное расположение звуков в словах, длина слов Иншакова О.Б. с. 5-6 На что похожа буква У, конструирование У из счетных палочек, тактильное восприятие, «Живая азбука» Иншакова с.7-8 На что похожа буква А, выкладывание А из фасоли, Разгадывание загадок ДИ «Живое предложение» ДИ «Что кому?»

15 10 Звук [ и ], буква И. Анализ звукового ряда из трёх гласных звуков 11 Звуки [ п ], [ п ], буква П. Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез обратного слога ГС 12 Звуки [ т ], [ т ], буква Т. Звуковой анализ обратного слога ГС. Воспроизведение последнего глухого согласного Воспроизведение слоговых рядов. 13 Звуки [ к ], [ к ], буква К. Преобразование обратных слогов в прямые. Воспроизведение слоговых рядов ГС, СГ. 14 Дифференциация звуков [ п ] — [ т ] — [ к ] Воспроизведение слоговых рядов типа па-та-ка. Звуковой анализ прямого слога. 15 Звук [ о ], буква О. Выделение ударного гласного после согласного. Воспроизведение слоговых рядов ГС, СГ. 16 Звук [ й ], буква й. Звуковой анализ и синтез обратного слога с мягкими согласными звуками. Мягкие согласные. азбука» Иншакова с На что похожа буква И, конструирование И из счетных палочек, тактильное восприятие, «Живая азбука» Иншакова с. 11 На что похожа буква П, конструирование П из счетных палочек, тактильное восприятие, «Живая азбука». Иншакова с На что похожа буква Т, буквенный конструктор, азбука». Иншакова с На что похожа К, буквенный конструктор, тактильное восприятие, «Живая азбука». Иншакова с ДИ «Чудесный мешочек» Иншакова с.18 На что похожа буква О, выкладывание О из гороха, азбука» Иншакова с.19 На что похожа буква Й, буквенный конструктор, тактильное восприятие. Реконструкция букв У,А,И ДИ «Что кому» ДИ «Живое предложение» Реконструкция И в П ДИ «Что изменилось?» ДИ «Запомни, повтори» ДИ «Назови указанную картинку» Реконструкция, сравнение букв П,Т,К. ДИ «Что изменилось?» ДИ «Назови указанную картинку»

16 17 Звук [ ы ], буква Ы. Дифференциация [ ы ] — [ и ]. Выделение ударного гласного после согласного. Выделение начального согласного перед гласным. Анализ слов типа дым 18 Звук [ э ], буква Э. Звуковой анализ слов типа пыль, кит. 19 Знакомство со слогом. Слог-слияние 20 Слогообразующая функция гласных звуков. Ударение. Звуковой анализ односложных слов типа мель. Звуковая схема слов. Звуковой анализ односложных слов разных типов. Слоговой анализ слов. Определение ударения. Иншакова с На что похожа буква Ы, выкладывание Ы из шнурков, азбука» Иншакова с На что похожа буква Э, выкладывание Э из фасоли, азбука» Иншакова с Иншакова с ДИ «Поле чудес» ДИ «Четвертый лишний» на материале картинок ДИ «Назови указанную картинку» ДИ «Четвертый лишний» на материале букв Звуковая, слоговая схема слов. ДИ «Что изменилось» ДИ «Поле чудес» ДИ «Четвертый лишний» 2 период Ноябрь 21 Звуки [ х ], [ х ]. Буква Х. Мягкие согласные звуки Звуковой анализ односложных слов разных типов (из 3 звуков). Деление слов на слоги 22 Звуки [ м ], [ м ]. Буква М Звуковой анализ двусложных слов типа Маша, Миша. Большая буква в именах. 23 Йотированные гласные. Буква Я Звуковой анализ слога [йа] я. Звуковой анализ слов типа яма. Деление слов на слоги. Иншакова с На что похожа буква Х, буквенный конструктор, азбука» Иншакова с На что похожа буква М, конструирование М из счетных палочек, тактильное восприятие, «Живая азбука». Иншакова с На что похожа буква Я, буквенный конструктор, азбука» ДИ «Назови по части целое». Реконструкция букв ДИ «По цепочке» Реконструкция букв ДИ «Поле чудес» 24 Двойная функция буквы Я Звуковой анализ слогов [йа], мя. Иншакова с. 34 ДИ «Четвёртый лишний» на

17 25 Йотированные гласные. Буква Ю Звуко-слоговой анализ слов типа яма, мяч. Звуковой анализ слога [йу] ю. Анализ слов типа Юля. Место звука в слове. 26 Двойная функция буквы Ю Звуковой анализ слогов [ йу ], тю. Анализ слов типа Юля, тюк. Место звука в слове. Схемы слов. 27 Йотированные гласные. Буква Е Звуковой анализ слога [ йэ ] е Анализ слов типа ели. Схемы слов. Подбор слов к схемам СГСГ 28 Двойная функция буквы Е Звуковой анализ слогов [ йэ ], ме. Анализ слов типа мел, ели. Схемы слов. Подбор слов к схемам. 29 Йотированные гласные. Буква Ё Звуковой анализ слога [ йо ]- ё. Анализ слов типа ёж. Составление и преобразование слогов и слов. 30 Двойная функция буквы Ё Звуковой анализ слогов [ йо ], мё. Анализ слов типа ёж,мёд. Анализ и преобразование слогов и слов. 31 Звуки [ с ], [ с ]. Буква С. Звуко-слоговой анализ слов типа коса, гуси. 32 Звуки [ н ], [ н ]. Буква Н. Звуко-слоговой анализ слов типа сноп, клён. Буквенный конструктор, ДИ «Буква сломалась» Иншакова с. 35. На что похожа буква Ю, выкладывание Ю из шнурков, азбука». Иншакова с Буквенный конструктор, ДИ «Электронная муха» Иншакова с На что похожа буква Е, выкладывание Е из гороха, азбука». Иншакова с ДИ «Электронная муха» Декабрь Иншакова с. 45 На что похожа буква Ё, буквенный конструктор, азбука» Иншакова с ДИ «Электронная муха» Иншакова с На что похожа буква С, выкладывание С из семечек, азбука» Иншакова с На что похожа буква Н, материале букв. ДИ «Что забыл нарисовать художник» ДУ «Найди все буквы Ю в юле» ДИ «Сложи как я» со счетными палочками Разгадывание загадок. ДИ «Собери картинку» — разрезные картинки. ДУ «Найди все буквы Ё в ёлке» Разгадывание загадок со звуками [ с ], [ с ]. ДИ «Каждой букве своё место»

18 33 Звуки [ з ], [ з ]. Буква З. Звуко-слоговой анализ слов типа зонт, Зина. Звонкие и глухие согласные. 34 Дифференциация [ с ] — [ з ], [ с ] — [ з ]. Звуко слоговой анализ двухсложных слов из 4 звуков с открытыми и закрытыми слогами. 35 Звуки [ б ], [ б ]. Звуко-слоговой анализ слов типа бант, бинт, баран. 36 Дифференциация [ б ] — [ п ], [ б ] — [ п ]. Звонкие и глухие согласные. Чтение слов. Анализ слов типа бумага. Схемы слов. конструирование Н из счетных палочек, тактильное восприятие, «Живая азбука». Иншакова с На что похожа буква З, выкладывание З из фасоли, азбука» Иншакова с.54 ДИ «Зеркало» Иншакова с. 55 На что похожа буква Б, буквенный конструктор, азбука». Иншакова с ДИ «Электронная муха» Январь ДИ «Платочек» на материале букв. ДИ «Фигуры Дьенеша» ДИ «Отгадай по части целое» ДИ «Буквенный квадрат» 37 Звуки [ в ] — [ в ]. Буква В. Анализ слов типа голуби. Схемы слов, преобразования слов. 38 Звуки [ д ] — [д ]. Буква Д. Анализ слов типа диван, дубок. Схемы слов, преобразования слов, подбор слов к схемам. 39 Дифференциация [ д ] — [ т ], [ д ] — [ т ]. Анализ слов типа Ира, Оля. Самостоятельное составление Иншакова с На что похожа буква В, реконструкция В из др. букв, азбука». Иншакова с. 56 На что похожа буква Д, буквенный конструктор, азбука». Иншакова с ДИ «Электронная муха» ДУ «Найди все буквы В» ДИ «Чей силуэт?» ДИ «Фигуры Дьенеша»

19 схем слов. 40 Звуки [ г ], [ г ]. Буква Г. Анализ двухсложных слов различной структуры. Самостоятельное составление схем слов. 41 Дифференциация [ г ] — [ к ], [ г ] — [ к ]. Анализ двухсложных слов различной структуры. Схемы слов. Чтение и печатание слов по следам анализа. 42 Звуки [ л ] — [ л ]. Буква Л. Анализ слов сложной слоговой структуры. Чтение, печатание предложений. 43 Дифференциация [ л ] — [ й ]. Анализ слов сложной структуры. Чтение и печатание предложений. Февраль Иншакова с На что похожа буква Г, реконструкция букв, тактильное восприятие, «Живая азбука». Иншакова с ДИ «Зеркало» Иншакова с На что похожа буква Л, буквенный конструктор, азбука». Иншакова с ДИ «Буквоедик» ДИ «Узнай, что это». ДИ «Платочек» на материале вновь изученных букв. ДИ «Зашумленные буквы» ДУ «Найди все буквы Л в лошади» ДИ «Разрезные картинки» — разрезанные графически далекие буквы 44 Звук [ ш ]. Буква Ш. Правописание ШИ. 45 Дифференциация [ с ] — [ ш ]. Составление схем слов по нндивидуальным картинкам. 46 Звуки [ р ] — [ р ]. Буква Р. Анализ слов различной слоговой структуры. Преобразование слогов и слов. Преобразование слов. Иншакова с На что похожа буква Ш, конструирование Ш из счетных палочек, тактильное восприятие, «Живая азбука». Иншакова с ДИ «Пляшущие буквы» Иншакова с На что похожа буква Р, реконструкция букв, тактильное восприятие, «Живая азбука». 47 Дифференциация [ р ] — [ л ]. Аналогично заданию 46. Иншакова с ДИ «Пляшущие буквы», ДИ «Буквенный квадрат» ДИ «Поле чудес» ДУ «Найди все буквы Ш» ДИ «Разрезная картинка» — буква Р. ДИ «Путаница» (предметы) 48 Дифференциация [ р ] — [ л ]. Аналогично заданию 46. Иншакова с ДИ «Путаница» (буквы)

20 49 Звук [ ж ]. Буква Ж. Правописание ЖИ. 50 Дифференциация [ з ] — [ ж ]. Полная схема предложения. Полный анализ слов сложной звуко-слоговой структуры. ДИ «Электронная муха», ДИ «Зеркало» Аналогично заданию 46 Иншакова с На что похожа буква Ж, конструирование Ж из счетных палочек, тактильное восприятие, «Живая азбука». Иншакова с ДИ «Пляшущие буквы» 51 Дифференциация [ ш ] — [ ж ]. Аналогично заданию 50. Иншакова с ДИ «Буквоедик» ДУ «Найти все буквы Ж в жуке» ДИ «Собери квадрат» ДИ «Четвертый лишний» на материале дифференциации звуков. 3 период Март 52 Звук [ ц ]. Буква Ц. Занятия с 52 по 63: 1) звуко-буквенный анализ слов сложной звуко-слоговой структуры; 2) чтение и печатание слов и Иншакова с На что похожа буква Н, буквенный конструктор, азбука» Дифференциация [ ц ] — [ с ]. Звук [ ч ]. Буква Ч. Правописание ЧА, ЧУ. предложений по следам анализа; 3) самостоятельное составление схем слов и подбор слов к схемам; 4) упражнения с разрезной азбукой; Иншакова с. 99 ДИ «Путаница» Иншакова с.100 На что похожа буква Ч, буквенный конструктор, азбука». 55 Дифференциация [ ч ] — [ т ]. Иншакова с. 100 ДИ «Каждой букве свое место» ДУ «Найди все буквы Ц в цыпленке» ДИ «Платочек» на материале вновь изученных букв ДУ «Найди все буквы Ч в черепахе» ДИ «У кого какой предмет»

21 56 Звуки [ ф ] — [ ф ]. Буква Ф. Сомнительные согласные в конце слова. Иншакова с На что похожа буква Ф, выкладывание Ф из фасоли, азбука». Иншакова с Дифференциация [ в ] — [ ф ], [ в ] — [ ф ]. 58 Звук [ щ ]. Буква щ. Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит» с.77 упр.1; на что похожа буква Щ, конструирование из палочек, азбука» ДУ «Найди все буквы Ф в филине» Реконструкция букв ДИ «Фигуры Дьенеша» ДУ «Найди все буквы Щ в щётке» 59 Дифференциация [ щ ] — [ с ]. Ткаченко с.79 упр.3 ДИ «Платочек» на материале вновь изученных букв. Апрель Дифференциация [ щ ] — [ ч ]. Дифференциация [ щ ] — [ т ]. Дифференциация [ щ ] — [ ш ]. 5) Составление полных схем предложений; 6) Преобразования слов; 7) Работа над техникой чтения. 63 Дифференциация свистящих и шипящих звуков. 64 Речевые звуки. 65 Гласные звуки. Звуки ударные и безударные. 66 Согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие. 67 Согласные глухие и звонкие. 68 Итоговое годовое занятие «В гостях у королевы Грамоты». Занятия с 64 по 67 повторение пройденного материала..занятия с 60 по 67 повторение всей работы по различению и правильному написанию всех изученных букв: буквенный конструктор, ДИ «Зеркало», «Буквоедик», «Гласные согласные», «Каждой букве свое место», «Найди ошибку», «Буквоедик», «Пляшущие буквы», «Изографы». Ткаченко Т.А. с Повторение всех игр, направленных на развитие памяти, внимания, мышления. ДИ «Угадай по описанию», «За покупками в магазин», «У кого какой предмет», «Платочек», «Живое предложение», «Что — кому», «Назови указанную картинку», «Что изменилось» и др.

22 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Русалочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей План коррекционной логопедической работы на учебный год Учитель-логопед Гажос А.М. г.губкинский 2013 год.

23 Задачи коррекционной логопедической работы. Цель коррекционной логопедической работы воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, путем применения, наряду с общепринятыми, специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого дефекта и развитие активной сознательной деятельности детей в области речевых фактов. Задачи коррекционной логопедической работы: 1. Формировать правильное звукопроизношение у воспитанников. 2. Развивать фонематический слух, формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. 3. Развивать у дошкольников графо-моторные функции и пространственный гнозис. 4. Уточнять, расширять словарь дошкольников. 5. Совершенствовать грамматический строй речи у воспитанников. 6. Уточнять, формировать у дошкольников слоговую структуру слова. 7. Формировать у воспитанников навыки связного высказывания. 8. Вести просветительскую работу среди родителей по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста. 9. Осуществлять совместную работу логопеда и воспитателей по развитию речи дошкольников. 10. Провести диагностику речевого развития детей МАДОУ ДС «Русалочка», анализ речевых нарушений. 11. Повышать квалификацию логопеда, заниматься самообразованием.

24 Работа с детьми месяц Содержание работы Группа Сентябрь Диагностика речевого развития дошкольников Подготови тельная 1; 2 Старшая Средняя Сентябрь -октябрь Зачисление воспитанников на логопедический пункт; оформление документации Подготови тельная 1; 2 Весь год Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Октябрь — январь Февральмай Май Май Индивидуальная работа по исправлению нарушений звукопроизношения Подгрупповые занятия в группе детей с ФФНР 1 период 2 период 3 период Подгрупповые занятия по преодолению нарушений слоговой структуры слов (по необходимости) Подгрупповые занятия по формированию навыков связного высказывания Итоговое открытое занятие в подгруппе детей с ФФН «Волшебная страна Звукоречье» Заключительная диагностика речевого развития воспитанников, составление предварительных списков на учебный год Подготови тельная Подготови тельная 1; 2 Подготови тельная 1; 2 Подготови тельная 1; 2 Подготови тельная 1; 2 Подготови тельная 1; 2 Старшая

25 Работа с родителями Месяц Содержание работы Группа Октябрь Выступление на родительских собраниях «Результаты обследования речи детей. Задачи коррекционной логопедической работы на учебный год». Подготови тельная 1; 2 Октябрь Октябрь Ноябрь Ноябрь Круглый стол на тему: «Особенности подготовки ребенка к школе» Консультация в родительском уголке: «Артикуляционная гимнастика пропедевтический период исправления нарушений звукопроизношения у детей» Консультация в родительском уголке «Выполнение домашнего логопедического задания» Выступления на родительских собраниях: «Речевое развитие детей разных возрастных групп» Подготови тельная 1; 2 Подготови тельная 1; 2 Подготови тельная 1; 2 2 младшая Средняя Старшая Декабрь Декабрь — Март Февраль Апрель Апрель Весь год Весь год Консультация в родительском уголке: «Подготовка ребенка к школьному обучению. Речевой аспект» Консультации в родительских уголках: «Профилактика речевых нарушений у детей» «Играем пальчиками и развиваем речь» Консультация в родительском уголке: «Роль родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей». Итоговое открытое занятие в подгруппе детей с ФФН «Волшебная страна Звукоречье» Выступление на родительских собраниях с докладом «Итоги коррекционной логопедической работы за учебный год» Индивидуальные открытые занятия с воспитанниками, зачисленными на логопункт Индивидуальные консультации по обследованию речи детей, по проведению коррекционной работы Подготови тельная 1; 2 2 младшая Средняя Старшая Старшая Подготови тельная 1; 2 Подготови тельная 1; 2 Подготови тельная 1; 2 Подготови тельная 1; 2 Все группы

26 месяц Октябрь Май Весь год Весь год Весь год Весь год Работа с воспитателями Содержание работы Выступление на педсовете: «Итоги обследования речи детей средней, старшей, подготовительной к школе групп. Основные проблемы и направления работы». Выступление на итоговом педсовете: «Подведение итогов работы за учебный год. Итоговая диагностика речевого развития детей». Участие в педсоветах, семинарах педагогического коллектива ДОУ Ведение тетради взаимосвязи работы с воспитателями Оказание методической помощи педагогам в вопросах развития речи воспитанников Оказание технической помощи педагогам при оформлении документации, участии в конкурсах Педагоги Воспитате ли всех групп, узкие специалис ты Воспитате ли всех групп, узкие специалис ты Воспитате ли всех групп, узкие специалис ты Воспитате ли подготови тельных групп Воспитате ли всех групп, узкие специалис ты Воспитате ли всех групп, узкие специалис ты

27 Аналитическая работа месяц Сентябрь Октябрь Сентябрь Октябрь Весь год Ноябрь Апрель Весь год Октябрь Апрель Содержание работы Диагностика речевого развития детей средней, старшей, подготовительной групп, обработка и анализ результатов диагностики Оформление документации Подготовка к родительским собраниям, семинарам, консультациям, психолого-медико-педагогическим консилиумам Подготовка документов к муниципальной ПМПК (отбор детей в речевые группы МАДОУ ДС «Радость») Работа по плану самообразования: «Формирование грамматического строя речи у дошкольников» Курсовая переподготовка Оформление отчетной документации

28 Литература. 1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М., Каше. Г Л., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). М., Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ — М.: ТЦ Сфера, Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М., «Гном и Д», 2000 г., I, II, III части. 5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. — М.: Издательство ГНОМ и Д, Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. М., Мозаика-Синтез, 2005 г. 8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» М.: Просвещение, 2009 г. 9. Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. М.: Книголюб, 2005.

Похожие статьи:

  • Оформить в кредит стиральную машину Рассрочка 0% на покупку стиральной машины Стиральная машина относится к классу необходимой бытовой техники, которая должна быть в каждой квартире. Однако не каждый имеет возможность […]
  • Нотариус до 19-00 москва Нотариус города Москвы Лысякова Ольга Сергеевна Добро пожаловать на официальный сайт нотариуса города Москвы Лысяковой Ольги Сергеевны! Благодарю всех, кто решил воспользоваться […]
  • Как оформить отзыв претензии Как правильно отозвать претензию? В некоторых случаях требуется отзыв претензии, осуществляется он в любое время, но только лицом, написавшим претензию. Для этого необходимо написать […]
  • Налог с имущества 5 лет Сколько нужно владеть недвижимостью, чтобы продать ее без налога? Если жилье приобретено до 1 января 2016 года (любым способом), то применяются "старые правила" (действовавшие до последних […]
  • Банк грозится подать в суд за невыплату кредита Если Сбербанк подал в суд за неуплату кредита Каждый заемщик стремится скорее погасить обязательства, но иногда под властью обстоятельств это становится невозможным. Столкнувшись с […]
  • Договор дарения автомобиля между близкими родственниками образец Как оформить дарственную на машину Договор дарения — популярный способов передать право собственности на автомобиль. В статье рассмотрим, как правильно оформляется дарственная на машину и […]
Смотрите еще:  Приказ 1198н от 27 декабря 2011 г
Перспектива. 2019. Все права защищены.