По бюджету в который зачисляется налог

В бюджеты какого уровня зачисляются денежные средства (налоги), взимаемые в связи с применением УСН и уплатой ЕНВД?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Налог, взимаемый в связи с применением УСН, включая минимальный налог, полностью зачисляется в бюджет субъекта РФ.

Доходы от ЕНВД полностью зачисляются в доходы местных бюджетов (бюджеты муниципальных районов либо городских округов).

Обоснование вывода:

Пунктом 1 ст. 12 НК РФ в РФ установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные (ст. 13 НК РФ), региональные (ст. 14 НК РФ) и местные (ст. 15 НК РФ). При этом нормы НК РФ не связывают вид налога с видом бюджета, в который он подлежит зачислению.

Кроме того, ст. 18 НК РФ предусмотрены специальные налоговые режимы, к которым относятся в том числе УСН и ЕНВД.

В силу п. 7 ст. 12 НК РФ установленные НК РФ специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ. То есть из норм п. 7 ст. 12 НК РФ следует, что налоги, исчисляемые в рамках специальных налоговых режимы, являются разновидностью федеральных налогов.

Представители Минфина России со ссылкой на п. 7 ст. 12 НК РФ также относят налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, к федеральным, не указанным в ст. 13 НК РФ (письмо Минфина России от 20.04.2006 N 03-02-07/2-30 (направлено территориальным налоговым органам для руководства и использования в работе письмом ФНС России от 10.05.2006 N ММ-6-19/[email protected])).

А в письме от 11.01.2009 N 03-02-07/1-3 представители Минфина России при рассмотрении вопроса о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного НДФЛ в счет уплаты налога, взимаемого в связи с применением УСН, сообщили, что сумма излишне уплаченного одного федерального налога может быть зачтена в счет недоимки по другому федеральному налогу, тем самым подтвердив отнесение единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, именно к федеральным налогам.

Согласно ст. 6 БК РФ под бюджетной системой РФ понимается основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со ст. 40 БК РФ платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, в частности доходы от федеральных налогов, должны зачисляться на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы РФ.

Так на основании п. 2 ст. 56 БК РФ налог, взимаемый в связи с применением УСН, включая минимальный налог, подлежит зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100%.

При этом доходы от ЕНВД, также по нормативу 100%, подлежат зачислению в доходы местных бюджетов — бюджеты муниципальных районов (городских округов) (п. 2 ст. 61.1 БК РФ, п. 2 ст. 61.2 БК РФ).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Мельникова Елена

7 ноября 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

По бюджету в который зачисляется налог

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации, т.е. разделения на виды (рис. 8.2). В современной теории и практике налогообложения налоги классифицируются следующим образом:

¦ по способу взимания налогов;

¦ органу, устанавливающему и конкретизирующему налоги;

¦ порядку введения налога;

¦ уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;

¦ целевой направленности введения налога. Рассмотрим подробно каждый вид.

По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, поэтому размер такого налога точно определен. Прямые налоги подразделяются на реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от объекта налогообложения (земельный налог, налог с владельцев транспортных средств и др.); личные прямые налоги, уплачиваемые с действительно полученного дохода и отражающие фактическую платеже

способность плательщика налогов. К ним относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль с предприятий и организаций и др.

Рис. 8.2. Классификация налогов

Косвенные налоги взимаются через цену товара. Это надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг (акцизы, НДС, налоги с оборота и др.). По объектам взимания косвенные налоги подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров, и косвенные универсальные, которыми облагаются все товары, работы, услуги: НДС, фискальные монополии (ими облагаются товары и услуги, чье производство и реализация сосредоточены в руках государства), таможенные пошлины. Косвенные налоги оплачиваются в конечном счете потребителями товаров (работ, услуг), так как входят в их цену. Поэтому их называют также налогами на потребление.

По субъекту-налогоплательщику выделяют следующие виды налогов.

Налоги с физических лиц. К ним относятся подоходный налог (налог на доходы), налог на имущество физических лиц, курортный сбор и др.

Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, НДС, акцизы и др.).

Смешанные налоги. Их уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и т.д.).

По органу, устанавливающему и конкретизирующему налоги, последние можно разделить на три группы: федеральные, региональные и местные.

Федеральные (общегосударственные) налоги. Для них размеры налоговых ставок, объекты налогообложения и порядок зачисления суммы в бюджеты различных уровней определяются законодательством России и являются едиными на всей ее территории.

Региональные налоги (налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей и округов). Их отличительная черта в том, что конкретные размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методы исчисления налогов устанавливаются в соответствии с законодательством России законодательными органами субъектов Федерации.

Местные налоги и механизм их сбора вводятся районными и городскими органами в соответствии с законодательством РФ. Особенностью местных налогов является то, что некоторые из них, например, земельный налог, налог с имущества физических лиц, регистрационный сбор с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. Конкретные же ставки таких налогов определяются законодательными актами субъектов РФ и органов власти местного самоуправления. Другие налоги и сборы, такие как курортный сбор, вводятся районными и городскими органами власти.

По порядку введения налога выделяют общеобязательные и факультативные налоги.

Общеобязательные устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории, независимо от уровня бюджета, в который они поступают. К таким налогам относятся все федеральные налоги, а также налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, земельный налог и др.

Факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы, однако непосредственно могут вводиться законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти субъектов Федерации. Взимание этих налогов на определенной территории находится в компетенции органов местного самоуправления. К ним относится, например, налог с продаж, взимание которого прекращено с 2004 г., а также все местные налоги, за исключением общеобязательных.

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, налоговые платежи делят на закрепленные и регулируемые.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди закрепленных выделяют налоги, поступающие в федеральный бюджет, региональный бюджет, местный бюджет, внебюджетные фонды.

Регулируемые налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, соответствующей действующему бюджетному законодательству. К ним относится налог на прибыль с предприятий и организаций. Одна часть налога поступает в федеральный бюджет, другая — в бюджет субъекта Федерации.

По целевой направленности введения налога налоги делятся на абстрактные и целевые.

Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, в то время как целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства. Для целевых налоговых платежей создается специальный фонд или в бюджете вводится специальная статья

По бюджету в который зачисляется налог

1. По способу взимания различают:

прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:

Смотрите еще:  Договор на природопользование пример

реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);

личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);

косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов высту­пает потребитель товара, работы, услуги.

В зависимости от объек­тов взимания косвенные налоги подразделяются на:

косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строго определенные группы товаров (например, акцизы);

косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы и услуги (например, налог на добавленную стоимость);

фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;

таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).

2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги:

федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. К ним относятся следующие налоги:

Налог на прибыль предприятий

Налог на добычу полезных ископаемых

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (например, налог на имущество организаций);

Налог на имущество организаций

Налог на игорный бизнес

местные налоги, которые вводятся в соответствии с законода­тельством страны местными органами власти. Они вступают в силу только по принятии решения на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов

Налог на имущество ФЛ

3. По целевой направленности введения налогов:

абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, налог на добавленную стоимость);

целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финанси­рования конкретного направления государственных расходов (на­пример, дорожный налог). Для такого рода платежей часто созда­ется специальный внебюджетный фонд.

4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика:

налоги, взимаемые с физических лиц;

налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);

смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж:

закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);

регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций, налог с продаж).

6. По порядку введения:

общеобязательные налоги, взимаемые на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают (например, налог на доходы физических лиц, акцизы);

факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание — компетенция региональных и местных органов власти (например, налог с про­даж, местные лицензионные сборы).

7. По срокам уплаты:

срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами (например, государственная пошлина);

периодично-календарные налоги, которые в свою очередь подраз­деляются на следующие разновидности: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые (например, налог на до­ходы физических лиц уплачивается ежемесячно, налог на прибыль организаций уплачивается ежемесячно или ежеквартально).

8. По характеру отражения в бухгалтерском учете различают налоги:

включаемые в себестоимость (земельный налог, транспортный налог, единый социальный налог);

уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль;

уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль);

включаемые в цену продукции (акцизы, НДС, таможенные пошлины);

удерживаемые из доходов работника (налог на доходы физических лиц).

Классификация налогов в РФ (с примерами)

Налоги – это собираемые государством с граждан (так называемых физических лиц) и организаций (так называемых юридических лиц) денежные средства. Налоги – это основа наполнения доходной части бюджетов страны.

Уровень установления

В зависимости от размера части государства, на которой установлен сбор отдельного налога, и от типа бюджета, в который налогоплательщики передают собираемые средства, все налоги разделены на несколько видов:

  1. Федеральные налоги – перечисляются напрямую в федеральный бюджет. Представители этого вида – НДС (налог на добавленную стоимость) для организаций и налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Ставки этой группы устанавливает правительство РФ.
  2. Региональные налоги определяются для региона (области, края, автономного округа или другого субъекта РФ; например, Москва и Санкт-Петербург – это отдельные субъекты РФ наряду с областями). Имущество организаций обложено налогом, который относится к этой группе. Субъекты РФ вправе устанавливать свои налоговые ставки данного налога, но ставка должна быть не выше предельной, установленной для всей страны (например, для налога на имущество предельная ставка равна 2,2% от стоимости обложенного налогом имущества).
  3. Местные налоги – устанавливаются законами муниципальных образований (городов, посёлков и т.д.). В качестве примеров этой группы можно привести налог на имущество, принадлежащее физическим лицам, и земельный налог.

Прямые – налоги, которые собираются с поступлений физического или юридического лица. К прямым налогам могут быть отнесены следующие: налог на прибыль (НПО) организаций, налог на доход физических лиц. Оплачивает прямой налог тот «агент» экономики, который получил доход.

Самый наглядный пример – налог на прибыль организаций. Когда компания занимается коммерцией, у неё возникают доходы (сумма выручки от продаж товаров, работ и услуг своим клиентам) и расходы (затраты, которые организация несёт для получения доходов). Разницу между этими суммами составляет прибыль организации. Чем прибыльнее организация, тем большую величину составляет сумма уплачиваемого налога.

Косвенные налоги находятся «внутри» цены товаров и услуг. Организация-продавец при продаже подсчитывает нужную сумму налога и перечисляет. Таким образом, платит налог продавец, но за счёт покупателя, который будет пользоваться этим товаром или услугой (поскольку покупатель оплатил товар или услугу, включая соответствующие налоги). Это ключевое отличие косвенного налога от прямого. В качестве примера – приобретая в продовольственном магазине бутылку вина, покупатель оплачивает:

  • стоимость самой продукции;
  • акциз на алкогольную продукцию;
  • НДС.

Субъект налогообложения

В зависимости от того, с кого государство взимает налог, можно выделить следующие группы:

  1. Налоги с юридических лиц государство получает с организаций, зарегистрированных в РФ, в том числе российские компании и представители иностранного капитала, представленные в экономике РФ (имеющие представительства и филиалы). Вышеупомянутый налог на прибыль, достаточно редкий налог на игорный бизнес и многие другие налоги включаются в эту группу.
  2. Налоги с физических лиц взимаются с отдельных граждан-налогоплательщиков. Налог этой группы может взиматься как с граждан РФ, так и с граждан других государств, получивших доходы на территории РФ. С физических лиц собираются налоги на доходы и на имущество.
  3. Смешанные налоги могут быть собраны со всех категорий налогоплательщиков. Например, НДС должен быть уплачен всеми потребителями товаров и услуг.

Стоит отметить особую категорию физических лиц – ИП или индивидуальные предприниматели. Человек, будучи физическим лицом, платит все налоги, предусмотренные для физических лиц. Но если он при этом занимается коммерческой деятельностью и зарегистрирован в положенном порядке, он также платит и другие налоги.

По назначению налоги делятся на общие и целевые (специальные). Общие налоги собираются в бюджетах «в общий котёл» и используются по усмотрению органа, который распоряжается бюджетом. Целевые налоги используются на конкретную цель. Например, транспортный и земельный налоги могут собираться в соответствующие местные фонды и расходоваться целевым образом на ремонт дорог или развитие территорий.

Источник уплаты

По источнику уплаты налоги делятся на:

  1. Включаемые в себестоимость (товаров, работ или услуг) – налоги, которые относятся к издержкам на производство продукции или услуг. Примерами могут быть транспортный налог автобусного парка, платежи нефтяной компании за пользование недрами, а также взносы, относящиеся к заработной плате работников организации. Сумма уплачиваемых налогов такого типа никак не зависит от величины доходов, но часто зависит от суммы отдельных видов затрат.
  2. Включаемые в выручку – такие налоги, как налог на прибыль коммерческих организаций и налог на «упрощёнке» в варианте «доходы — расходы». Здесь есть зависимость как от полученных доходов, так и от фактических расходов организации.
  3. Налог от величины дохода – налог, который определяется только доходом налогоплательщика и на который никак не влияет величина расходов. В качестве примера – налог на доходы индивидуального предпринимателя на «упрощёнке» при объекте налогообложения «доходы».

Объект налогообложения

В этой категории выделяют достаточно много групп:

  1. Имущественные – собираемые с владельцев определённых видов имущества (в т. ч. как юридических, так и физических лиц). Такими налогами облагается недвижимость и транспорт.
  2. Рентные – налоги, собираемые с организаций и физических лиц (которые являются индивидуальными предпринимателями) в процессе использования ими принадлежащих государству природных ресурсов.
  3. Налогами с доходов соответственно облагаются доходы «физиков» и юридических лиц. Подобный налог может рассчитываться как из фактического дохода налогооблагаемого лица, так и заранее определённый (вменённый), не зависящий от реально получаемых доходов. К первой категории можно отнести налог на прибыль юр. лиц, НДФЛ; ко второй – патенты и единый налог на вменённый доход.
  4. Налоги на потребление – налогом облагается собственно то, что потребляется, налог оплачивается самим потребителем (хотя он может не быть плательщиком налога) в момент приобретения. Это косвенные налоги, рассмотренные ранее – разнообразные акцизы.
  5. Налоги с отдельных видов деятельности. Например, налог на игорный бизнес –пример достаточно редкого налога с отдельных видов деятельности.
Смотрите еще:  Земельный налог процентная ставка 2019 год

Методы исчисления

Разные налоги – разные способы подсчитать.

Налоги могут быть прогрессивные (если ставка налога растёт в процентах, когда растёт в рублях объект налогообложения) и регрессивные (ставка налога падает). Регрессивный налог является стимулирующим.

На сегодня пока нет в налоговой системе РФ примеров налогов первого типа, хотя регулярно обсуждается возможность введения прогрессивного метода и сложной шкалы для НДФЛ.

Практически все налоги в РФ являются пропорциональными (это означает, что ставка остаётся неизменной при изменении величины налогооблагаемого объекта), например:

  • для большинства товаров и услуг ставка НДС – 18% от суммы проданных товаров или оказанных услуг;
  • от прибыли организации государство возьмёт 20%;
  • практически любой доход физических лиц обложен по ставке 13%.

Также по методу исчисления выделяют твёрдые и ступенчатые налоги:

  1. Величина твёрдых налогов вообще не зависит от стоимости налогооблагаемого объекта или фактического дохода. Например, ставка такого налога, как транспортный, определяется мощностью (в лошадиных силах или киловаттах) транспортного средства и никак не зависит от его стоимости. К твёрдым налогам относятся также водный налог и многие виды акцизов.
  2. Ступенчатые налоги: ставка изменяется в зависимости от величины дохода. Примером ступенчатого налога может быть взнос в ФСС (Фонд социального страхования), уплачиваемый организацией и рассчитываемый от дохода работника организации (хотя это не совсем налог). Ставка взноса равна 2,9%, если общая сумма дохода работника не превысит определённой базы (на сегодняшний день – 718 тысяч рублей), при превышении базы налог не взимается. Таким образом, взнос в ФСС является регрессивным (при повышении дохода свыше указанной базы общий процент взимаемого взноса уменьшается). Введением максимальной базы налога государство стимулирует «обеление» зарплат – выплачивать большую заработную плату для организации становится выгоднее.

Кто считает взимаемую сумму

По способу обложения предметы данной статьи делятся на кадастровые (они же безналичные) и декларационные (налично-денежные). Кадастровые налоги рассчитываются самими налоговиками исходя из доступной информации о стоимости облагаемого объекта. Например, для физических лиц все налоги, связанные с имуществом, являются кадастровыми. В том числе:

  1. Транспортный налог (информацию о наличии у физических лиц в собственности автотранспорта налоговые инспекторы получают из ГИБДД).
  2. Налог на имущество, а также земельный налог (кадастровую стоимость недвижимости налоговая служба получает из базы данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и географии — Росреестра).

По порядку зачисления в бюджет

Законодательством может быть предписан порядок уплаты одного и того же налога в бюджеты разных уровней (федеральный, местный, региональный – бывает, что налоги платятся во все три). Если такой порядок сохраняется надолго, то налог является закреплённым.

Если порядок регулярно пересматривается, то это регулирующий налог. Пример последнего – налог на фактическую прибыль компаний, порядок разнесения которого менялся неоднократно.

На сегодняшний день основная ставка составляет 20%, из которых 18% перечисляется в местные бюджеты и всего 2% — в федеральный. Пример закреплённого налога – транспортный, который перечисляемый всегда в местные бюджеты.

По порядку ведения

По порядку ведения налоги делятся на общеобязательные (собираемые по всей стране – акцизы, НПО и т.д.) и факультативные (вводимые отдельными регионами, в качестве примера — ЕНВД).

Кроме того, каждый регион вправе факультативно вводить льготы по некоторым налогам (например, по налогам для «упрощенцев»). Нельзя не упомянуть «Сколково» — на территории этого технопарка действует множество льгот для резидентов.

Штрафы и пенни за нарушение налогового законодательства

Важным условием жизнеспособности государственной экономики является обязательная и своевременная оплата всеми налогоплательщиками начисленных налогов. При просрочке оплаты и тем более при уклонении от оплаты налоговая служба может предъявлять недобросовестным налогоплательщикам штрафы и пени.

Например, пеня за просрочку уплаты НДС организацией составляет 1/300 от ставки ЦБ за каждый календарный день просрочки (это порядка 12% годовых). Если налогоплательщик уклоняется от уплаты налога, налоговая инспекция может выставить штраф от 20 до 40% от суммы не уплаченного вовремя налога.

Классификация налогов. Налоговая система РФ

Существует несколько вариантов классификации налогов и сборов в зависимости от различных признаков: способа взимания; субъекта и объекта налогообложения; порядка и целевой направленности введения налогов; характера отражения в бухгалтерском учете; сроков уплаты; уровня установления налогов и внесения в них дополнений и изменений.

В первую очередь налоги классифицируют по способу взимания на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются с имущества, доходов, прибыли строительных предприятий. Среди них можно выделить налог на имущество предприятий, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц (работников строительных предприятий), земельный налог, транспортный налог и т.п.

Косвенные налоги относятся к товарообороту. Они устанавливаются в виде надбавок к цене выполненных строительно-монтажных работ (оказанных услуг, реализованных товаров) или «искусственно» увеличивают себестоимость строительной продукции либо уменьшают финансовый результат деятельности строительных предприятий. Формально их начисляют и уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды строительные предприятия, а фактически платят потребители строительной продукции — застройщики (инвесторы), оплачивая выполненные строительно-монтажные работы (СМР).

В группу косвенных налогов включают:

  • — налог на добавленную стоимость (НДС);
  • — акцизы;
  • — налог с продаж;
  • — таможенные пошлины;
  • — единый социальный налог (ЕСН);
  • — налог на рекламу и т.д.

Объектами налогообложения являются:

  • • стоимость реализованных СМР (оказанных услуг), реализованных товаров, выполненных СМР для собственного потребления. На нее начисляется НДС, налог с продаж (если услуги, работы, товары реализованы за наличные деньги физическим лицам);
  • • налогооблагаемая прибыль — с нее уплачивается налог на прибыль и штрафные санкции в бюджет;
  • • имущество строительных предприятий — с него уплачивается налог на имущество;
  • • материальные ресурсы, которыми владеет или использовало строительное предприятие при выполнении СМР. С их налогооблагаемой базы начисляются ресурсные налоги (транспортный, земельный, водный, лесной, на пользование недрами, экологический);
  • • фонд оплаты труда (ФОТ) работников предприятия. На него начисляют и уплачивают единый социальный налог, а также страховые взносы в фонд социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • • поступления, связанные с участием строительного предприятия в уставных капиталах других организаций, с доходами от операций на рынке ценных бумаг. С них уплачивается налог на доходы от капитала;
  • • объем работ по организации рекламы. С него рассчитывается налог на рекламу;
  • • доходы работников строительных предприятий. С них уплачивается налог на доходы физических лиц.

В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:

  • федеральные (общегосударственные)налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган, но зачисляться эти налоги могут в бюджеты различных уровней;
  • региональные налоги,отличительной чертой которых является то, что элементы налога устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;
  • местные налоги,которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в действие только решением, принятым на местном уровне, и поступают только в местные бюджеты.

По целевой направленности введения налогов различают:

  • — абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;
  • — целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:

налоги, взимаемые с физических лиц;

налоги, взимаемые с предприятий и организаций;

смежные налоги, которые уплачивают и физические, и юридические лица.

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

регулирующие налоги — разноуровневые, т.е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

Смотрите еще:  Трудовой кодекс премии

По порядку введения налоговые платежи делятся на:

общеобязательные налоги — взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;

факультативные налоги — предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание находятся в компетенции органов местного самоуправления.

По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:

срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;

периодично-календарные налоги, которые в свою очередь подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

По характеру отражения е бухгалтерском учете различают налоги:

относимые на себестоимость СМР (земельный налог, транспортный налог, единый социальный налог);

уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль (налог на имущество, налог на рекламу);

уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль);

включаемые в цену строительной продукции (НДС, таможенные пошлины, налог с продаж);

удерживаемые из доходов работника (налог на доходы физических лиц).

Для строительных предприятий последний признак классификации является едва ли не важнейшим. Согласно нормативным предписаниям расходы по одной группе налогов включаются полностью или частично в себестоимость СМР (услуг, товаров), расходы по второй группе относятся на финансовый результат.

Таким образом, определяя порядок отнесения налоговых платежей на те или иные статьи расходов, формируют финансовый результат деятельности строительного предприятия.

Типы классификации налогов представлены на рис. 19.1.

Налоги, сборы, пошлины и другие налоговые платежи, взимаемые в установленном законодательством порядке, в совокупности образуют основу налоговой системы.

Налоговая система — взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в государстве существенных условий налогообложения.

Существенными условиями налогообложения, присущими налоговым системам, являются:

  • • система и принципы налогового законодательства;
  • • принципы налоговой политики;
  • • порядок установления и ввода в действие налогов;
  • • виды налогов и общие элементы налогов;
  • • порядок распределения налогов по бюджетам;
  • • система налоговых органов;
  • • формы и методы налогового контроля;
  • • права и ответственность участников налоговых отношений;
  • • порядок и условия налогового производства.

Рис. 19.1. Классификация налогов в РФ

Налоговая система РФ основана на следующих принципах:

  • всеобщности и равенства налогообложения.Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, при этом должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;
  • недискриминации налогоплательщиков.Налоги и сборы не могут применяться исходя из политических, экономических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. Также не допускается дифференциация ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;
  • экономического приоритета.Основанием для установления налога может служить экономическая природа объекта налогообложения. Законодательная декларация этого принципа ограничивает произвольное установление налогов и сборов;
  • презумпции правоты собственника при толковании налогового законодательства.Все неустранимые сомнения и неясности законодательных актов в сфере налогообложения трактуются в пользу налогоплательщика;
  • ясности и доступности понимания порядка налогообложения.Каждый налогоплательщик должен точно знать, какие налоги и сборы, когда и в каком размере он должен уплачивать в казну.

В Российской Федерации существует трехуровневая система взимания налогов: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее — региональные); местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК и являются обязательными к уплате на всей территории России. Это означает, что состав налогов и сборов, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты налогов, внесение изменений и дополнений определяются исключительно на федеральном уровне.

В перечень федеральных налогов и сборов входят:

  • • налог на добавленную стоимость;
  • • акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и минерального сырья;
  • • налог на прибыль (доход) организаций;
  • • налог на доходы от капитала;
  • • налог на доходы физических лиц;
  • • взносы в государственные социальные внебюджетные фонды (единый социальный налог);
  • • таможенная пошлина и таможенные сборы;
  • • государственная пошлина;
  • • налог на пользование недрами;
  • • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  • • налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
  • • сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
  • • лесной налог;
  • • водный налог;
  • • экологический налог;
  • • федеральные лицензионные сборы.

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Кодексом, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К ним относятся:

  • • налог на имущество организаций;
  • • налог на недвижимость;
  • • транспортный налог;
  • • налог с продаж;
  • • налог на игорный бизнес;
  • • региональные лицензионные сборы.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги и сборы — это:

  • • земельный налог;
  • • налог на имущество физических лиц;
  • • налог на рекламу;
  • • налог на наследование и дарение;
  • • местные лицензионные сборы.

Сведения о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях должны ежеквартально публиковаться Министерством по налогам и сборам РФ, а сведения о действующих местных налогах должны публиковаться региональными налоговыми органами не реже одного раза в год.

Пропорцию зачисления налога на прибыль в бюджет предлагается изменить

Предлагается изменить нормы перераспределения налога на прибыль организаций по уровням бюджетной системы. Соответствующий законопроект 1 был внесен вчера в Госдуму по инициативе депутатов Владимира Сысоева, Антона Ищенко и Сергея Катасонова.

В настоящее время налоговая ставка по налогу на прибыль установлена в размере 20%. При этом налог в размере 2% зачисляется в федеральный бюджет и 18% – в бюджеты субъектов России. Это установлено ст. 284 НК РФ, в которую и предлагается внести изменения. Новая пропорция зачисления налога в бюджеты предполагает, что 1% будет зачисляться в федеральный бюджет и 19% – в бюджеты субъектов России.

Данный законопроект направлен, прежде всего, на увеличение доходной части бюджетов субъектов России и сокращению дефицита региональных бюджетов. А именно такая тенденция, по мнению авторов законопроекта, наметилась в связи со сложной экономической ситуацией в России.

Как следует из пояснительной записки, предлагаемые нововведения позволят субъектам России стимулировать инвестиционную деятельность на своих территориях с целью увеличения бюджетных поступлений от налога на прибыль организаций. В будущем это приведет и к росту налоговых поступлений от НДФЛ.

Таким образом, планируется, что увеличение нормы налога на прибыль к зачислению в бюджеты субъектов России будут способствовать социально-экономическому развитию регионов.

Отметим, что подобные законопроекты уже представлялись на рассмотрение Госдумы. В них предлагалось зачислять налог на прибыль организаций в бюджеты субъектов России в полном объеме. Однако Правительство РФ в заключении отмечало, что такой подход приведет к увеличению разрыва в уровне бюджетной обеспеченности субъектов России в 6,3 раза. Кроме того, по мнению кабмина, это нарушит сбалансированность бюджетной системы в целом. Предлагаемая же новым законопроектом пропорция к зачислению налога на прибыль в бюджеты России, по мнению авторов инициативы, сможет сохранить сбалансированность бюджетной системы и при этом приведет к увеличению налоговых поступлений в региональные бюджеты.

Однако и в этот раз Правительство РФ не поддержало законопроект. Как следует из заключения, если инициатива будет принята, то доходы федерального бюджета сократятся, а источники компенсации их не определены.

Похожие статьи:

Перспектива. 2019. Все права защищены.