Петр 1 и приставы

Из истории института судебных приставов России

К 10-летию Службы судебных приставов России

Предшественниками современных судебных приставов можно назвать ликторов времен Древнего Рима (с 6 века до н.э.) В их обязанности входила охрана высших общественных деятелей, исполнение выносимых приговоров. Атрибутом власти ликторов были связки розог с воткнутыми в них топорами. В Древней Руси времен «Русской Правды» исполнением занимались отроки, мечники и детские, которые получали вознаграждение за приведение в исполнение решений судов. Широко известны княжеские вирники, взыскивавшие штрафы, в их числе и дикую виру- штраф за убийство.

Упоминание о приставах и их обязанностях встречается уже во времена Псковской и Новгородской судных грамот 15 века. Помимо приводов участников процесса они занимались зачастую и сбором доказательств, проводили обыски. В случае уклонения ответчика от явки в суд, приставы имели право доставить его в оковах, а при сопротивлении лишить жизни. Распространенной мерой понуждения должника к исполнению судебного решения по имущественному иску было битье батогами. Эта процедура называлась «правеж» и длительность ее зависела от искомой суммы долга (обычно за 100 рублей на «правеж» стояли месяц).

12 декабря 1717 года Указом Петра 1 была организована Юстиц-коллегия, в ее состав входил Урядный приказ, который осуществлял исполнительно-распорядительные функции на основании судебных решений и властных актов высших органов и должностных лиц российского государства.

В начале 18 века должность судебного пристава была упразднена, органом принудительного исполнения стала общая полиция. Неудобства, связанные с таким порядком, привели к появлению судебных приставов при кассационных департаментах Правительствующего Сената, при судебных палатах и окружных судах для исполнения действий, возлагаемых на них уставами уголовного и гражданского судопроизводства и Учреждением судебных установлений.

При поступлении на службу судебный пристав получал знак должности, печать судебного пристава, три прошнурованные книги: учета входящей корреспонденции, учета исходящей корреспонденции и денежная приходно-расходная книга.

К компетенции судебных приставов относились следующие полномочия: исполнение судебных решений и определений, доставка сторонам повесток и бумаг по делам, исполнение иных поручений судов, в том числе исполнение распоряжений председательствующего в судебном заседании.

23 ноября 1917 года был принят декрет о суде, в котором говорилось: «Упразднить доныне существующие общие судебные установления, как-то: окружные суды, судебные палаты, правительствующий сенат со всеми департаментами…». Институт судебных приставов был упразднен. После 1917 года функции судебного исполнения выполняли судебные исполнители, состоявшие при судах.

Первоначально порядок в судебных органах обеспечивался Красной гвардией, а впоследствии местной милицией. На милицию возлагались функции вручения судебных повесток, исполнения судебных приговоров. Различного рода денежные взыскания и исполнение решений по гражданским делам исполнялись судебными исполнителями судов.

Судебные исполнители исполняли решения судов и судебные приказы по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, определения судов, решения арбитражных и земельных комиссий и третейских судов, другие акты. Исполнение судебных решений и решений земельных комиссий могло быть возложено, в случае отсутствия судебных исполнителей, на волостные исполкомы и органы милиции.

Затем порядок исполнения регламентировался в ГПК РСФСР 1964 года, ряде подзаконных актов, например инструкция Министерства юстиции СССР об исполнительном производстве от 15 ноября 1985 года. С началом правовых реформ, начавшихся в России в 80-90 годах прошлого века, возникла необходимость в создании самостоятельной отрасли права – «Исполнительное производство» и самостоятельной организационной структуры в органах Министерства юстиции, занимающейся принудительным исполнением судебных решений.

Время создания/изменения документа: 15 июля 2011 01:55 / 08 августа 2011 11:53

Историческая справка

СВЯЗЬ ВРЕМЕН

Судебный пристав как должностное лицо известен еще с судоустройства Руси эпохи средневековья.

Первое упоминание о судебных приставах встречается еще в «Русской Правде». В Псковской и Новгородской судных грамотах уже определяются основные направления их деятельности: производство обыска, изъятие имущества, доставка ответчику вызывной грамоты и так далее.

В Судебнике 1497 года говорится о приставных грамотах, которые разрешают совершать иные действия, необходимые для расследования по делу или приведения в исполнение приговора, участвовать в розыске беглых крестьян.

Постепенно круг их обязанностей расширяется. В XVII веке приставы отвечают за явку ответчика в суд, в том числе и принудительную, осуществляют арест, обеспечивают охрану задержанных, а также охрану “спорных” холопов. Здесь же предусматривается ответственность как за избиение приставов при исполнении ими служебных обязанностей, так и за злоупотребления своим служебным положением самими приставами.

СУДЕБНЫЕ ПРИСТАВЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Указом Петра в 1717г. была образована Юстиц-коллегия, а в ее составе — Урядный приказ, который осуществлял исполнительно- распорядительные функции на основании судебных решений и властных актов высших органов и должностных лиц Российского государства.

В 1738 году, императрицей Анной Ивановной, приказы были преобразованы в Департаменты. Четвертый урядный департамент был передан в подчинение непосредственно Правительствующему Сенату.

В 1782 году уже Екатерина II отнесла исполнение функций урядников (приставов) к полиции, а спустя четыре года урядники были разделены на полицейских приставов, исполнявших решение суда и становых приставов — охранников. После учреждения министерств исполнительная полиция (полицейские приставы) была отнесена к министерству полиции (главное управление исполнительной полиции), становые приставы — к Министерству юстиции.

Сложилась система судебных приставов лишь во второй половине ХIХ века. Общественный кризис 60 –70 годов обусловил проведение в России ряда реформ, одной из которых была судебная реформа Александра II. “Учреждение судебных установлений” 1864 года закрепило существование института судебных приставов, регламентировало их права, обязанности, ответственность.

Судебные приставы исполняли судебные решения при Кассационном департаменте Правительствующего Сената, судебных палатах, окружных и мировых съездах. Эта государственная служба считалась и престижной, и высокооплачиваемой. Судебные приставы приступали к исполнению своих обязанностей только после удостоверения их в “благонадежной нравственности” и способностях кандидата к государственной службе. В связи с особой значимостью этой должности кандидат в судебные приставы приводился к присяге духовным лицом в большом зале судебного собрания либо Сената, в присутствии членов суда или Сената. Поступившим на службу приставам выдавалось Свидетельство о поступлении его в должность с указанием местности, назначенной ему для жительства. Кроме этого выдавался особый знак и особая печать.

В Южном Зауралье реформирование судебной системы началось в декабре 1872 года, когда Государственный Совет принял решение о введении в действие Судебных уставов в Пермской губернии. На территории губернии учреждался ряд судов, в том числе и Екатеринбургский окружной суд с уездами Екатеринбургским, Верхотурским, Ирбитским, Камышловским, Шадринским.

При Шадринском съезде мировых судей на 21 января 1874 года исполняющим должность судебного пристава был некто Бирюков. Это первое упоминание о должности судебного пристава на территории Южного Зауралья.

В Курганском уезде служба судебных приставов была введена гораздо позже, чем в Шадринском — в июле 1897 года.

В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

В ноябре 1918 года служба судебных приставов была преобразована в институт судебных исполнителей при народных судах. Функции судебных исполнителей были значительно ограничены и сводились к взысканию штрафов с граждан и юридических лиц.

В советский период выполнение функции судебных приставов было возложено на институт судебных исполнителей, входящий в систему судебных учреждений. В большинстве своем новые исполнители судебных решений были выходцами из бедных слоёв населения. Специального образования и как таковой специальности вообще эти люди не имели (в лучшем случае это были бывшие письмоводители, делопроизводители или же милиционеры). Обязательными критериями принятия на государственную службу являлись: социальное происхождение (из крестьян или рабочих) и членство в партии ВКПб.

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность судебных исполнителей, была принятая Народным Комиссариатом Юстиции от 28.09.39 года Инструкция «О порядке выполнения судебных решений».

Это было практическое руководство по ведению исполнительного производства и связанной с ним документации, где последней уделялось наибольшее значение.

Институт исполнения судебных решений постепенно совершенствовался и накапливал опыт исполнительного производства. Развитие гражданского права определило и дальнейшее развитие института судебных исполнителей как тесно связанного с ним правового института, оно повлекло за собой расширение полномочий судебных исполнителей в исполнении судебных решений по гражданским делам. Нормативное закрепление данные факты нашли в Гражданском Кодексе РСФСР от 1964 года, в соответствии с которым регламентировалось вся последующая деятельность судебных исполнителей по исполнению судебных решений.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ИНСТИТУТА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

На рубеже ХХ – ХХI веков служба судебных приставов была, практически, вновь создана в Российской Федерации. После произошедших в конце XX века глобальных изменений в политической и экономической жизни России реальное исполнение судебных решений стало проблематичным. Действующий механизм принудительного исполнения формировался в иных условиях и не был рассчитан по своей природе на рыночную экономику. В связи с этим в ноябре 1997 года принудительное исполнение судебных решений и иных актов было передано от судебной власти исполнительной. Принятые Федеральные законы “О судебных приставах” и “Об исполнительном производстве” значительно расширили функции службы и передали вновь созданный институт в ведение Министерства юстиции Российской Федерации.

В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

С января 2005 года служба приобрела новый статус и наименование. Будучи выделенной из структур территориальных управлений юстиции Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации стала самостоятельным государственным органом, способным решать по-настоящему государственные задачи.

СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ЗАУРАЛЬЯ

Служба судебных приставов Курганской области начала свой отсчет с 20 февраля 1998 года. Именно этим числом датируется приказ начальника Управления юстиции Курганской области, наделивший главного судебного пристава области полномочиями в соответствии с Федеральным законом «О судебных приставах». И в этот же день издан первый приказ главного судебного пристава А.Н. Бушмакина о переводе судебных исполнителей Курганской области на должности судебных приставов-исполнителей.

— Рождение и становление службы происходило в период политической и экономической нестабильности в стране, — вспоминает Александр Николаевич. — Начинали с нуля. Не было своего помещения, был страшный дефицит квалифицированных кадров, полностью отсутствовало материально техническое оснащение, да и новое законодательство об исполнительном производстве было несовершенно. Но было очень интересно. С хорошим ощущением вспоминаю то время. А главное есть результат: Служба создана, и она поступательно развивается.

— Учили строго, требовали полной отдачи, — вспоминает О.В. Емельянова, начальник Курганского городского отдела судебных приставов №4. (Она из тех, кто создавал Службу) – И это правильно, — говорит Ольга Викторовна, — потому что мы исполняем закон и должны действовать строго в правовом поле. Точно также я сегодня отношусь к своим подчиненным. За плечами у нее уже более 30 лет работы, а начинала Емельянова судебным исполнителем.

Смотрите еще:  Какие надо документы чтобы оформить квартиру

— Я работала под началом Александра Николаевича в должности заместителя начальника отдела. Он очень интересный человек, с широким кругозором. Планерки проводил нестандартно. Организовывал походы в музеи, на музыкальные концерты. Буквально заряжал своей энергией. Очень надежный и порядочный человек.

Для того чтобы Служба заняла свое достойное место в обществе, первым руководителям, а после Александра Николаевича у руля Службы встал В.В. Морозкин, действительно, пришлось приложить немалые усилия.

Для самостоятельной подготовки вновь принятых приставов была сформирована нормативно-учебная база с основополагающими документами. А в июне 1998 г. было утверждено временное положение «О службе судебных приставов Курганской области». Положение стало первым документом, регламентировавшим деятельность судебных приставов области, определявшим структуру и функции областного аппарата Службы. В систему было приведено планирование и контроль исполнительской дисциплины. Стали проводится соревнования среди подразделений по исполнительному производству, конкурсы профессионального мастерства среди старших судебных приставов, судебных приставов-исполнителей, судебных приставов по ОУПДС, делопроизводителей и водителей.

Служба судебных приставов УФССП России по Курганской области в числе первых в России приступила к созданию областной компьютерной сети.Уже к осени 1998 года во все подразделения было установлено по комплекту компьютерной и сканирующей техники, что позволило к началу 1999 года развернуть корпоративную компьютерную сеть.

Прерогатива в разработке программного обеспечения отдавалась созданию автоматизированного рабочего места судебного пристава-исполнителя. В краткие сроки специалистами Службы был разработан специальный программный комплекс «Исполнительное производство». Очень оперативно программа была установлена и протестирована в самом крупном подразделении Службы — Курганском городском отделе судебных приставов, а затем внедрена и в остальные подразделения. Налаживание факс-модемной связи между подразделениями и областным центром значительно ускорило информационное сообщение.

К началу 2000 года сфор­мированные подразделения по обеспечению установленного порядка деятельности судов были обеспечены форменной одеждой и специальными средст­вами. К августу 2000 года на воо­ружение было принято огнестрель­ное оружие, и в полном объеме развернута радиосеть, обеспечивающая оперативную связь как внутри Службы, так и с конвойными подразделениями ОВД.

С 1 января 2000 года Службой судебных приставов приняты под охрану суды областного значения и два суда, имеющие наибольшую численность судей.

Говоря о рождении Службы в Зауралье, нельзя не сказать о тех людях, которые стояли у ее истоков. Примером добросовестного выполнения служебных обязанностей и отличными наставниками были Повшок Леонид Михайлович, Журило Александр Николаевич, Талыков Василий Николаевич, Рожин Павел Борисович, Подшивалов Владимир Иванович, Суханова Раиса Викторовна, Храмцова Зинаида Геннадьевна, Мулдахметова Нуржамал Шакыргалеевна, Шайдакина Галина Андреевна, Грибанова Лариса Петровна и др.

В последние годы Служба интенсивно наращивает свой потенциал: у городских отделов появилось отдельное здание с новой мебелью, где также размещен размещен архив Службы. В здании аппарата Управления 2 года назад ввели в эксплуатацию замечательный актовый зал, оборудованный по самым современным меркам, в котором проходят коллегии, видеоконференции, праздники и разные мероприятия. Постоянно улучшаются условия труда в районных отделах судебных приставов. В Службе сохраняются все традиции, которые были заложены первыми ее руководителями.

А в прошлом году в День судебного пристава произошло еще одно важное событие – открылся музей Службы. Его стенды рассказывают и о том далеком прошлом, когда были и детские, и недельщики, и о славном настоящем, как простые парни, судебные приставы Михаил Малинников и Александр Шаройко, ни секунды не раздумывая, встали на защиту жизней участников судебного процесса, наших земляков, за что удостоены Орденов мужества.

Время создания/изменения документа: 20 июля 2011 05:51 / 29 ноября 2018 07:49

Историческая справка

Историческая справка службы судебных приставов

Первые упоминания о порядке исполнения судебных решений

Развитие норм о принудительном исполнении решений государственных органов России имеет богатую историю. Были в ней периоды, когда принудительное осуществление кредитором своих претензий проводились личными средствами, причём сначала без какого бы то ни было предварительного разбора и подтверждения правильности претензии, а затем с введением предварительного, чаще всего судебного, признания права кредитора и ограничение пределов допустимого самоосуществления права, т.е. самоуправство со стороны кредитора. Первое упоминание о приставах, исполняющих решения судов относиться к 1270 году.

Значительная часть норм устного обычного права в обработанном виде вошла в Русскую Правду. Созданию новых правовых норм, в свою очередь, способствовала судебная деятельность князей. Текст Русской Правды был обнаружен в составе летописей, а также в различных более поздних юридических сборниках. Всего известно более ста ее списков, которые в зависимости от их содержания принято делить на три редакции: Краткая Правда, Пространная Правда и Сокращенная Правда. Древнейшей является Краткая редакция.

В Пространной Правде предусматривалась возможность поступать с должником-купцом по «произволу» хозяина погибшего по вине этого купца товара. Указанные правила практически дословно повторяют положения древнеримского права, по которому сам кредитор при наступлении срока платежа мог арестовать должника и путем продажи его с публичных торгов получить удовлетворение из вырученной суммы либо, держать ответчика у себя до полной отработки долга. Таким образом, расправа по обязательствам могла производиться без суда и состязательного или следственного начала.

В целом в исторической литературе отмечается, что в Судебнике 1497 г. институт приставов продолжает носить еще частный характер. Это проявляется в том, что приставы ездили за ответчиками и на поруки отдавали их сами либо посылали своих племянников или зависимых людей, но отправлять посторонних людей им запрещалось.

Судебники 1497 и 1550 гг., а также Уложение 1649 г. начинают разделять три способа исполнения судебных решений:

— взыскание с имущества должника;

12 декабря 1717 года Указом Петра I № 3255 была образована Юстиц-коллегия. В Юстиц-коллегию вошёл Урядный приказ, который осуществлял исполнительно-распорядительные функции на основании судебных решений и властных актов высших органов и должностных лиц Российского государства. Постепенно исполнительное производство как вспомогательный институт при судах сдает свои позиции, и в XVIII веке должность судебного пристава упраздняется. Исполнение судебных решений передается в ведение полиции. Однако вскоре подобное решение было признано ошибочным. В результате был поставлен вопрос о необходимости серьезных реформ всей судебной системе.

Судебная реформа 1864 года

Александр II в своем знаменитом Указе Правительствующему Сенату 20 ноября 1864 года, «коим было повелено распубликовать Судебные Уставы во всеобщее сведение», сославшись на многосторонние предварительные работы, которые предшествовали принятию Судебных Уставов, в таких кратких, но сильных выражениях охарактеризовал их сущность: «Рассмотрев сии проекты, Мы находим, — говорилось в Указе, — что они вполне соответствуют желанию Нашему водворить в России суд скорый, правый, милостивый, равный для всех подданных Наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем всех и каждого от высшего до низшего». 20 ноября 1864 года император Александр II утвердил ряд документов: «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Устав уголовного производства», «Устав гражданского производства». Именно эта дата считается датой создания службы судебных приставов.

Согласно ст. 299 Учреждения судебных установлений судебными приставами не могли быть лица:

— не достигшие 21 года;

— иностранцы;

— объявленные несостоятельными должниками; состоящие на службе от правительства или по выборам;

— подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда;

— состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния и те, в отношении которых вынесен обвинительный приговор;

— исключенные из службы по суду;

— те, которым запрещено хождение по чужим делам.

Судебные приставы при окружных судах и судебных палатах назначались председателями этих судов, а при кассационных департаментах сената их обер-прокурорами. При вступлении в должность судебный пристав приносил присягу. После принятия присяги судебному приставу выдавалось свидетельство о поступлении его в должность пристав с указанием места, назначенной ему для жительства (по распоряжению суда), и особый знак, присвоенный должности судебного пристава для ношения при исполнении обязанностей.

Сведения о назначении к исправлению должности судебного пристава и о его утверждении публиковались в печати.

Судебный пристав утверждался в должности по истечении 1 года с момента его допущения к должности. При этом требовалось внесение кандидатом денежного залога для обеспечения возмещения убытков, которые могли быть им причинены. Изначально размер залога был определен в 600 рублей. Если вследствие причинённых убытков залог полностью или частично обращался в пользу государства, то судебный пристав отстранялся от должности до пополнения залога в установленном размере.

По Уставу о гражданской службе судебный пристав производился в классный чин, если по месту его работы удостоверялось исправное выполнение им своих обязанностей. Всё производство проходило через Министерство юстиции, и получивший классный чин судебный пристав должен был носить форму этого министерства.

Вместе с тем, судебные уставы сначала распространялись только на территории центральных губерний Российской империи.

На территории Сибири судебные уставы вступили в действие в 1897 году на основании Закона от 13 мая 1896 года и в довольно деформированном виде. Например, принцип выборности мировых судей здесь был заменен на принцип их назначаемости министром юстиции. Что касается судебных приставов, то порядок их назначения и объем их полномочий не изменился. В то же время закон от 13 мая 1896 года не распространялся на Омскую область. В то время южная часть территории современной Омской области вместе с Омском включала в себя Акмолинская область, которая входила в состав Степного генерал-губернаторства. Распространение судебных уставов на территорию Омской области связано с законом от 2 июня 1898 года (Временные правила о применении судебных уставов к областям Сыр-Дарьинской, Самаркандской, Ферганской, Семиреченской, Закаспийской, Акмолинской, Семипалатинской, Уральской и Тургайской от 02 июня 1898 года). В действие они вступили только в мае 1899 года, когда в г. Омске была торжественно открыта Омская судебная палата, которая являлась высшей судебной инстанцией для всего степного края.

С 1899 — 1914 года судебным приставам окружных судов Омской области было вручено 98 091 исполнительных листа. Наибольшее количество исполнительных листов наблюдалось в 1909 году — 11093 листа. В этот период преобладали исполнительные листы о наложении ареста – 2632, а также денежное взыскание — 8035. С 1909-1914 судебными приставами было предъявлено 80 597 повесток. В среднем на одного судебного пристава приходилось 2467 повесток, а исполнительных листов- 1585. Таким образом, получается, что приставу приходилось ежедневно разносить 111 страниц различных бумаг. Подобная практика приводила к тому, что судебные приставы вынуждены были работать по 17-19 часов в сутки, пренебрегая праздничными и выходными днями.

Смотрите еще:  Срок действия техпаспорта на дом

За 15 лет на судебных приставов округа Омска судебной палаты была подана 751 жалоба, из которых 16,9% удовлетворены, т.е. каждая шестая жалоба. Наибольшее количество жалоб поступило в 1912 году — 129 жалоб.

Данная модель принудительного исполнения просуществовала в России вплоть до Октябрьской революции 1917 г., когда в связи с изменением государственного строя произошла полная реорганизация российского государственного аппарата, затронувшая и органы принудительного исполнения. Исполнение судебных решений было возложено на судебных исполнителей, которые работали при районных (городских) народных судах.

Работа судебных исполнителей в

период существования советской власти

Первые законодательные указания о ликвидации старого порядка исполнения судебных решений содержались в декрете № 1 Совета Народных Комиссаров РСФСР о суде, опубликованном 7 декабря (24 ноября) 1917 г. Упразднив буржуазную судебную систему, декрет № 1 о суде еще не определил ни характера специального органа исполнения судебных решений, ни порядка исполнения судебных решений. Ввиду того, что в течение длительного времени законодательно этот пробел не был восполнен, решения судов по гражданским делам, как и приговоры по уголовным делам, приводились в исполнение различными государственными органами (судебными исполнителями, органами милиции, волостными, деревенскими исполкомами и т. п.).

Важную роль в формировании института судебных исполнителей сыграла инструкция НКЮ РСФСР «Об организации и действии местных 4 народных судов» от 23 июля 1918 г., в которой был выделен отдельный раздел «Об исполнении судебных решений и приговоров» Однако данные нормы в основном регулировали случаи немедленного приведения решений в исполнение, а основные вопросы исполнительного производства по-прежнему оставались нерешенными

В конце ноября 1918 г ВЦИК РСФСР утвердил положение «О народном суде РСФСР», которое, унифицировав судебную систему республики, стало исходным нормативным правовым актом в создании и налаживании деятельности судебных исполнителей В нем были сформулированы особенности их правового положения, заложены основные принципы функционирования, которые впоследствии были уточнены в новом положении «О народном суде РСФСР» от 21 октября 1920 г.

Дальнейшее реформирование судебной системы началось с принятием ВЦИК РСФСР 11 ноября 1922 г. положения «О судоустройстве РСФСР», которое закрепило создание института судебных исполнителей как вспомогательного органа по исполнению судебных решений. Окончательно правовой статус судебных исполнителей был установлен в 1923 г. в связи с принятием Гражданского процессуального кодекса РСФСР и Уголовно-процессуа­льного кодекса РСФСР. В дополнение к принятым нормативным правовым актам была издана серия циркуляров и инструкций, регламентировавших как общие, так и частные вопросы исполнения судебных решений.

В соответствии с данными нормативными правовыми актами судебные исполнители являлись государственными служащими, находились в штате губернских и народных судов и выполняли действия, возлагаемые на них Гражданским процессуальным кодексом РСФСР и Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР. Судебные исполнители исполняли решения судов и судебные приказы по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, определения судов, решения земельных комиссий, другие акты. Судебным исполнителем мог быть назначен гражданин, пользовавшийся избирательными правами, если он прослужил в течение одного года в какой-либо из должностей в органе советской юстиции или выдержал экзамен при губернском суде. Они назначались и увольнялись распоряжением председателя суда.

В отличие от дореволюционных приставов судебные исполнители в Советской России не имели возможности создавать собственные органы самоуправления. Существовало мнение, что судебных исполнителей нельзя было объединять в какие-либо коллективы или назначать кого-либо старшим среди них, так как положением

«О судоустройстве РСФСР» наличие подобных органов не было предусмотрено, а непосредственным начальником судебных исполнителей являлся председатель суда.

Общее руководство, организация и инструктирование судебных исполнителей возлагалось на Народный комиссариат юстиции РСФСР. Следовательно, судебные исполнители имели двойное подчинение – суду и органам юстиции.

Деятельность судебных исполнителей в 1922–1930-х гг. осложнялась большим количеством проблем объективного и субъективного характера, таких как: высокая загруженность судебных исполнителей, низкая заработная плата, хронический некомплект и текучесть кадров, низкий образовательный уровень, слабая профессиональная подготовка сотрудников. Данные обстоятельства влекли за собой такое явления негативного характера как низкую результативность работы.

Таким образом, нормативные правовые акты 1920-х гг. законодательно закрепили факт создания института судебных исполнителей как самостоятельного элемента советской судебной системы. Несмотря на многочисленные трудности, судебные исполнители заняли достойное место в структуре судебных органов Советского государства. Однако особенности их организации и функционирования свидетельствовали о необходимости дальнейшего совершенствования данного института.

В годы Великой Отечественной войны советская судебная система претерпела определенные изменения. Однако судебные исполнители продолжали выполнять свои обязанности. Развитие данного института осуществлялось в соответствии с объективными условиями военного времени. Главным негативным аспектом функционирования судебных исполнителей явились хронический некомплект кадров и низкий образовательный уровень сотрудников. Дело в том, что многие квалифицированные работники ушли на фронт, а их заменили молодые, слабо подготовленные кадры.

Очередные масштабные изменения в области советского судоустройства и судопроизводства произошли во второй половине 1950-х гг. и были связаны с упразднением 31 мая 1956 г. Министерства юстиции СССР, в результате чего принципиальные изменения последовали в системе судебного управления. Цель данных преобразований заключалась в повышении эффективности функционирования существующей судебной системы в целом и ее отдельных элементов, к которым относился и институт судебных исполнителей, путем децентрализации государственного аппарата и усиления контроля над судебными исполнителями.

Начиная с 1961 года начинается третий этап в развитии исполнительного производства СССР. В декабре 1961 г. были приняты Основы гражданского законодательства СССР и Основы гражданского судопроизводства СССР и союзных республик, а в 1964 году новый Гражданский и Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. Судебный исполнитель являлся должностным лицом суда, осуществляющим исполнение судебных решений и актов других органов. Он выступал в качестве обязательного участника исполнительного производства. Судебные исполнители назначались и освобождались от должности начальниками отделов юстиции исполнительных комитетов областных, краевых, городских Советов народных депутатов, министрами юстиции автономных республик.

Исполнительное производство предполагалось бесплатным для взыскателя. Предпосылкой такого положения выступало то обстоятельство, что исполнительное производство считалось частью, стадией гражданского судопроизводства, за осуществление которого в доход государства уже поступила государственная пошлина. Судебный исполнитель не имел права взыскивать с истца или ответчика какие-либо сборы за исполнение решения. Все средства он получал от суда, а затем судья выносил определение об утверждении расчета исполнителя по расходам и о взыскании этих расходов с должника.

Закон о судоустройстве РСФСР от 8 июля 1981 года закреплял задачи судов общей юрисдикции, принципы правосудия, судебную систему России, структуру и состав судов различных звеньев, их полномочия и другие вопросы. Происходящие изменения в совершенствовании системы и полномочий судебных органов в тоже время мало затрагивали исполнительное производство. Со временем стало очевидным, что в этом направлении деятельности судов есть очень серьёзные упущения. В частности, загруженность судей не позволяла в достаточной степени осуществлять за судебными исполнителями надлежащий ведомственный контроль. Накопилось множество исполнительных документов по решениям судов и иных органов, которые могли причинить вред жизни и здоровью при их принудительном исполнении. На работе судебных исполнителей сказывалась низкая профессиональная квалификация, а также отсутствие должного финансирования их работы. Эти причины способствовали формированию формального отношения к порученному делу судебных исполнителей и сама судебная система давала сбои.

Порядок исполнения судебных решений регламентировался Инструкцией Министерства юстиции СССР «О порядке исполнения судебных решений» от 24 апреля 1973г., об исполнительном производстве от 15 ноября 1985г. В тот период окончательно и сложилась действовавшая до середины 90-х годов ХХ в. система исполнительного производства СССР и России. Исполнительное производство характеризовалось рядом признаков:

  • исполнительное производство носило государственный характер;
  • судебные исполнители относились к судебной системе и состояли под организационным началом как органов юстиции, так и председателей соответствующих судов;
  • как часть судебного процесса исполнительное производство имело достаточно много присущих судебному процессу черт и признаков;
  • оно преимущественно защищало государственную, общественную и кооперативную собственность.

Становление службы судебных приставов

в Российской Федерации

21 июля 1997 года принимаются два федеральных закона: № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» и № 118-ФЗ «О судебных приставах», что дает право говорить о начале реформы системы принудительного исполнения.

Приказом Управления юстиции Администрации Омской области от 05.01.1998 № 2 создаются на территории области, применительно к её административно-территориальному делению, подразделения судебных приставов в округах г. Омска и в районах сельской местности со штатной численностью 142 единицы.

В 2004 году в структуре федеральных органов исполнительной власти был образован новый государственный орган – Федеральная служба судебных приставов. Полномочия службы определены Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов». В каждом субъекте были созданы территориальные органы ФССП России. Первое штатное расписание Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области было утверждено 21 декабря 2004 года.

Время создания/изменения документа: 11 декабря 2013 12:50 / 07 ноября 2018 08:16

Историческая справка

Из истории ФССП России

На протяжении всей своей истории институт судебных приставов в России способствовал развитию и становлению государственности и утверждению принципов справедливости. Исторически появление исполнительного производства связано с тем, что отправление правосудия непременно предполагает, чтобы, во-первых, для дачи объяснений и представления своих аргументов в суд вызывались обе стороны, а с во-вторых — чтобы исполнялись судебные решения.

В государственном устройстве России судебный пристав — фигура традиционная.

В Древней Руси исполнением решений суда занимались отроки, мечники и детские князя.

Первое упоминание именно пристава отмечается в XIII столетии, в документах Новгородской феодальной республики (1136 — 1478 годы)– преимущественно в договорных грамотах великих князей.

В уникальном памятнике княжеско-вечевого законодательства – Псковской судной грамоте, первая редакция которой относится к 1397 году– появляется уже несколько должностных лиц, выполняющих функции, возложенные сегодня на службу судебных приставов. Так, в различных статьях ПСГ встречаются позовники, подверники (судебные привратники), приставы, подвоские. Они вызывали ответчика повесткой (позовницей) в суд, обеспечивали порядок в судебной горнице, выполняли следственные действия – например, выезжали с обыском по делу о татьбе (воровстве).

Соборным уложением 1649 года приставу как должностному лицу приказа были предоставлены широкие полномочия. Он доставлял повестки о вызове в суд, осуществлял принудительный привод ответчика, участвовал в выемке вещественных доказательств у обвиняемых; сторожил преступников, с которых взыскивались причиненные им убытки. В случае бегства грабителя имущественная ответственность возлагалась на пристава, который не обеспечил надежную охрану задержанного.

Полномочия пристава предусматривали и действия на случай сопротивления должника, если должник «ухоронится» от него у себя в деревне или «учинится силен». В таких случаях приставу предоставлялось право «взять у воеводы стрельцов, пушкарей и защитников, сколько человек пригоже для ареста ослушника».

Смотрите еще:  Приказ о работе сверхурочно и выходные дни

За ненадлежащее исполнение своих обязанностей пристав подлежал всем видам ответственности — дисциплинарной (отстранение от должности, увольнение со службы), уголовной (битье батогами и кнутом) и материальной (возмещение вреда).

Пристав олицетворял надежно действующую государственную власть и стал не только влиятельной, но, с течением времени, и популярной фигурой. Не случайно ко времени судебно-правовой реформы 1864 года в системе органов власти царской России наряду с судебными приставами уже функционировали следственные приставы (следователи), а также винные и соляные приставы (должностные лица, наблюдавшие за соблюдением порядка акцизной торговли вином и солью).

В начале XVIII века, когда единственным органом принудительного исполнения судебных решений стала общая полиция, было принято решение о создании в ее структуре особого круга лиц — полицейских приставов. К их компетенции относились в тот период следующие полномочия:

— исполнение судебных решений и определений,

— доставка сторонам повесток и бумаг по делам,

— исполнение иных поручений судов, в том числе исполнение распоряжений председательствующего в судебном заседании.

Полицейские приставы имели право избирать из своего состава совет в составе старшины и нескольких членов, без определения сроков их полномочий. Полицейские приставы могли ходатайствовать через свои советы о разрешении образовать им товарищества с круговой порукой друг за друга. Таким образом, приставы принимали на себя ответственность за все убытки, которые могли быть причинены их действиями.

Судом, вынесшим решение, выдавался исполнительный лист, который затем передавался взыскателем председателю того окружного суда, в округе которого должно было состояться исполнение решения. Ответчик извещался повесткой об исполнении. Полицейский пристав производил опись и арест имущества должника, после чего оно продавалось с публичных торгов.

При уездных судах, а также при губернских присутствиях волостных судов, в верхних крестьянских судах не было приставов. Их обязанности исполнялись общей полицией или приставами окружных судов. Но приставы могли быть назначены при мировых съездах мировых судей.

Вот еще несколько дат, связанных с историей судебных приставов.

Указом Петра I от 12 декабря 1717 года N255 была образована Юстиц-коллегия, а в ее составе Урядный приказ, который осуществлял исполнительно-распорядительные функции на основании судебных решений и властных актов высших органов и должностных лиц Российского государства. Служащие Урядного приказа носили форму гражданского образца, но она должна была быть «строгого содержания». По мере того, как изменялась структура госу¬дарственного управления России, менялось и обмундирование урядников (приставов).

В 1738 году, в период правления императрицы Анны Ивановны, приказы были преобразованы в Департаменты. Четвертый урядный департамент был передан в подчинение непосредственно Правительствующему Сенату. Одновременно было введено «урядное служеское платье» темно-синего цвета военного образца при шпаге, которое делилось на будничное и парадное.

В 1782 году Екатерина II отнесла исполнение функций урядников (приставов) к полиции, а в 1786 году урядники были разделены на полицейских при¬ставов, исполнявших решение суда, и становых приставов-охранников. По¬сле учреждения министерств исполнительная полиция (полицейские приста¬вы) была отнесена к министерству полиции (главное управление исполни¬тельной полиции), становые приставы– к Министерству юстиции.

Манифест от 8 сентября 1802 года в общих чертах установил компетенцию вновь создаваемых государственных органов. Манифест содержал девятнадцать статей, которыми определялись в общих чертах отношения Министерств к Верховной власти, к Сенату и их взаимодействие. В основание разграничения ведомств было принято деление, установленное еще Петром I при учреждении коллегий. Согласно манифесту было образовано Управление Государственных дел, которое подразделялось на 8 отделений, каждое из которых представляло Министерство и находилось под непосредственным управлением министра, назначаемого Императором.

Под номером 4 значилось Отделение Юстиции.

Министру юстиции были вверены «все дела судебного ведомства». Отмечалось также, что «означенная должность может быть особенно определена при издании сочиняемого уложения законов». Вновь назначенным министрам «при необходимости отмены существующих законов или издания новых» после соответствующего согласования этого вопроса с другими министрами было предоставлено право «входить с докладом» к императору.

20 ноября 1864 года императором Александром II были утверждены судебные уставы и тем самым дан отсчет началу судебной реформы в России. В исторических документах, подписанных Александром II в Царском Селе, говорится, что в судах должна царствовать правда и милость, что необходимо устроить «в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе нашем то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого, от высшего до низшего».

В этот период были составлены, рассмотрены и утверждены следующие законы:

1) Учреждение судебных установлений;

2) Устав уголовного судопроизводства;

3) Устав гражданского судопроизводства;

4) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

В соответствии с Учреждением судебных установлений, судебные приставы «избирались» для исполнения служебных обязанностей председателями соответствующих судов и обер-прокурорами Кассационных департаментов Правительствующего сената после «надлежащего удостоверения в благонадежной нравственности и способности кандидатов к исполнению принимаемых ими на себя обязанностей».

Так в ходе судебной реформы 1864 года был образован институт судебных приставов, который к тому времени существовал уже во многих европейских государствах.

Принятые законы определили порядок всего судопроизводства в целом и деятельности судебных приставов в частности.

Судебные приставы того периода состояли:

— при кассационных департаментах Правительствующего сената для исполнения действий, возлагаемых на них уставами уголовного и гражданского судопроизводств и Учреждением судебных установлений;

— при судебных палатах для исполнения действий, возлагаемых на них уставами уголовного и гражданского судопроизводств и Учреждением судебных установлений;

— при окружных судах для исполнения действий, возлагаемых на них уставами уголовного и гражданского судопроизводств и Учреждением судебных установлений.

Законодательство того периода устанавливало, что не все граждане могут быть судебными приставами. Так, например, не могли быть судебными приставами:

— лица, не достигшие двадцати одного года;

— объявленные несостоятельными должниками;

— состоящие на службе от правительства или по выборам;

— подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда;

— состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния, и те, которые были под судом за такие преступления и проступки, но оправданы судебными приговорами;

— исключенные из службы по суду или из духовного ведомства за пороки или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;

— лица, которым по суду было «воспрещено хождение по чужим делам».

Как свидетельствуют исторические документы, «судебные приставы при окружных судах и судебных палатах избирались председателями сих мест, а при кассационных департаментах Сената обер-прокурорами оных по надлежащему удостоверению в благонадежной нравственности и способностях кандидатов к исполнению принимаемых ими на себя обязанностей».

Российские судебные приставы приводились к присяге на должность духовным лицом их вероисповедания (православным священником, муллой, ксендзом и т. д.) по определенной форме на общем собрании департаментов или отделений того судебного места, к которому конкретный судебный пристав назначался.

Текст присяги звучал так: «Обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред святым Его Евангелием и животворящим крестом Господним, хранить верность Его Императорскому Величеству Государю Императору, Самодержцу Всероссийскому, честно и добросовестно исполнять все обязанности принимаемой мною на себя должности и все относящиеся до сих обязанностей законы и правила, распоряжения и поручения, не превышать предоставленной мне власти и не причинять с умыслом никому ущерба или убытков, а напротив, вверяемые мне интересы ограждать как свои собственные, памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ пред законом и пред Богом, на страшном суде Его. В удостоверение сего целую слова и крест Спасителя моего. Аминь».

После принятия присяги судебному приставу выдавались:

1) свидетельство о поступлении его в должность судебного пристава с указанием местности, назначенной ему для жительства;

2) особый знак, присвоенный должности судебного пристава для ношения при отправлении им служебных обязанностей;

3) особая печать.

Нагрудный посеребренный знак имел форму овала, в центре которого находилось изображение герба судебного ведомства, а по окружности шла надпись «Судебный пристав 1864 года 20 ноября». Носился знак на бронзовой цепи, был обязателен при исполнении служебных обязанностей и в особо торжественных случаях, оговоренных отдельно (встреча императора, представление ко двору, торжественные приемы и другие официальные случаи).

Кандидат на должность судебного пристава был обязан внести залог в размере 600 рублей. Эта сумма служила гарантией возмещения возможных убытков, которые могли быть причинены неправомерными действиями пристава.

Судебные приставы должны были иметь постоянное место жительства: состоящие при кассационных департаментах Сената и при судебных палатах — в том городе, в котором находится Сенат или палата; состоящие при окружных судах — один в том городе, в котором находится окружной суд, а «прочие в других местах, в состав судебного округа входящих». В соответствии с законодательством судебный пристав не мог поменять место жительства без разрешения председателя суда.

Судебные приставы состояли на государственной службе, имели классные чины (обычно восьмого-девятого класса) и получали за свою работу определенное денежное содержание. У судебного пристава был самый маленький среди чинов канцелярии

Время создания/изменения документа: 15 июля 2011 03:15 / 13 декабря 2018 12:07

Похожие статьи:

  • Двойное гражданство выгоды и трудности по праву В чём плюсы и минусы двойного гражданства: мнения ИА REX: В чём плюсы и минусы двойного гражданства. Что можно сказать на основании опыта других стран? Юрий Юрьев, политконструктор: Спустя […]
  • Пособие по присмотру за детьми Компенсации за детсад — экономия семейного бюджета В наше время быть продвинутым родителем просто. Тем не менее, читая различные форумы для пап и мам, понимаешь, что пробелов в их знаниях […]
  • Оформить кредит банк ру Кредит наличными Сумма до 10 000 000 рублей Ставка от 10,5% Срок до 10 лет Решение банка за 15 минут Заполните онлайн-заявку на кредит в банке за 2 минуты * Условия по кредиту […]
  • Коллективный договор образовательного учреждения на 2019 год Коллективный договор образовательного учреждения на 2019 год Коллективный договор на 2016 - 2019 г.г. ( скачать документ ) 1. Общие положения 1.1 Настоящий коллективный договор […]
  • Хищение бюджетных средств в крупном размере За хищение бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов могут установить уголовную ответственность Перечень преступлений против госвласти, интересов госслужбы и службы в […]
  • Оформить карту сбербанка нижний новгород БАНКОВСКИЕ КАРТЫ БЕСКОНТАКТНЫЕ БАНКОВСКИЕ КАРТЫ С ТЕХНОЛОГИЕЙ PayPass/PayWave Бесконтактная банковская технология/карта - технология проведения платежа, предоставляющая держателям карт […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.