Ответственность за перевозку груза договор

Ответственность по договору перевозки груза

Общее правило об ответственности за нарушение обязательств, вытекающих из договора перевозки, сформулировано в ГК применительно к перевозкам, осуществляемым всеми видами транспорта, и оно состоит в следующем. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Соглашения транспортных организаций с грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках грузов предусмотрена транспортными уставами и кодексами (ст. 793 ГК).

В различных транспортных уставах и кодексах при определении принципов ответственности за нарушение обязательств по перевозкам, осуществляемым соответствующими видами транспорта, можно обнаружить разный подход законодателя к решению одних и тех же вопросов применительно к различным видам транспорта. Так, в соответствии со ст. 123 ВК перевозчик имеет право заключать соглашения с грузоотправителями или грузополучателями о повышении пределов своей ответственности по сравнению с пределами, установленными Воздушным кодексом или международными договорами Российской Федерации. Как видим, ВК не только не отошел от позиции ГК, запрещающей ограничивать или устранять ответственность перевозчика соглашением сторон, если такая ответственность определена законодательством, но и прямо ориентирует участников договоров воздушной перевозки груза на возможность по их волеизъявлению увеличивать ответственность перевозчика за нарушение обязательств по перевозке груза.

В КТМ (ст. 175) предусмотрено, что в случае, если перевозка груза осуществляется на основании коносамента или по чартеру в соответствии с коносаментом, который регулирует отношения между перевозчиком и держателем коносамента, не являющимся фрахтователем, соглашение об освобождении перевозчика от ответственности или уменьшении пределов его ответственности, предусмотренных правилами, установленными КТМ, ничтожно. Вместе с тем перевозчик вправе заключать соглашение об освобождении его от ответственности или уменьшении пределов его ответственности в следующих случаях: с момента принятия груза до его погрузки на судно и после выгрузки груза до его сдачи; если не выдается коносамент и согласованные условия перевозки груза включены в документ, который не является товарораспорядительным документом и содержит отметку об этом. Заключение указанных соглашений допускается лишь в отношении перевозки определенного груза, если род и вид груза, состояние груза, сроки перевозки груза, а также условия, при которых должна осуществляться перевозка груза, оправдывают заключение особого соглашения.

И в этом случае названные законоположения КТМ, в том числе и предусматривающие возможность в определенных случаях заключения соглашения об освобождении перевозчика от ответственности или уменьшении пределов его ответственности, корреспондируют нормам, содержащимся в ст. 793 ГК.

Однако, формулируя принципы ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов железнодорожным и внутренним водным транспортом, законодатель пошел по другому пути. В ТУЖД (ст. 133) и УЖТ РФ (ст. 114) предусмотрено, что любые предварительные соглашения железной дороги с грузоотправителями (отправителями) или грузополучателями (получателями), имеющие целью ограничить либо устранить имущественную ответственность, возложенную на железную дорогу, грузоотправителей или грузополучателей, считаются недействительными, и любые отметки об этом в перевозочных документах, не предусмотренные ТУЖД или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, не имеют силы.

Аналогичную норму можно обнаружить и в КВВТ: соглашения перевозчиков с грузоотправителями или грузополучателями, имеющие целью ограничить или устранить ответственность, возложенную указанным Кодексом на перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей, считаются недействительными (ст. 122).

Названные нормы, содержащиеся в ТУЖД (УЖТ РФ) и КВВТ, не в полной мере соответствуют ст. 793 ГК. Указанное несоответствие состоит в том, что установленный ГК запрет на ограничение или устранение соглашением предусмотренной законом ответственности перевозчика неоправданно распространен на соглашения сторон об ограничении или устранении ответственности грузоотправителей и грузополучателей. Кроме того, по версии ТУЖД и УЖТ РФ указанный запрет охватывает и случаи, когда ответственность установлена не только законом, но и «нормативными правовыми актами» (надо понимать, что при этом имелись в виду правила перевозок, утверждаемые Министерством путей сообщения РФ), хотя в соответствии с ГК ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке грузов может быть установлена исключительно федеральным законом (ГК, транспортными уставами и кодексами).

В юридической литературе иногда встречаются попытки ограничительного толкования ст. 133 ТУЖД. Например, по мнению Т.Е. Абовой «в ст. 133 говорится о любых предварительных соглашениях железной дороги с грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями). об ограничении или устранении ответственности. Данное указание ТУЖД следует понимать как не допускающее соглашений, препятствующих применению ответственности, а не соглашений, предшествующих заключению договоров, касающихся перевозки. грузов. » .

Комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации. С. 250.

Однако при таком толковании можно прийти к выводу, что перевозчик, грузоотправитель или грузополучатель могут заключить любое соглашение, в том числе и об ограничении или устранении ответственности перевозчика, установленной ТУЖД (УЖТ РФ), при условии, что такое соглашение заключается до передачи груза перевозчику. Однако подобный вывод будет противоречить не только ст. 133 ТУЖД, ст. 114 УЖТ РФ, но и ст. 793 ГК.

Характерной чертой ответственности за нарушение обязательств по перевозке груза является ее ограниченный характер. Действительно, применительно к отдельным нарушениям условий договора перевозки груза ответственность установлена либо в форме возмещения прямого ущерба или его части (но не упущенной выгоды), например за несохранность груза, либо в форме исключительной неустойки, в частности за просрочку его доставки. Такой подход законодателя основан на положении ГК (п. 1 ст. 400), согласно которому по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность).

В юридической литературе можно встретить утверждение о том, что особым признаком ответственности по договору перевозки груза является применение принципа вины. Так, О.Н. Садиков отмечает: «Термин «вина» в ст. 796 ГК не употреблен, однако имеющаяся в этой статье ссылка на исключающие ответственность обстоятельства, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, означает, что его вина презюмируется. В транспортных уставах и кодексах вина перевозчика характеризуется не в общей форме, как это сделано в ст. 401 ГК, а в виде примерного перечня обстоятельств, наличие которых освобождает перевозчика от ответственности. » . Аналогичные выводы высказывались также Д.А. Медведевым и В.Т. Смирновым , Г.П. Савичевым и некоторыми другими авторами.

Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций. С. 398.

Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Ч. II. С. 398.

Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. II. Полутом 2. С. 57.

Представляется, однако, что определенные в транспортных уставах и кодексах обстоятельства, признаваемые основаниями освобождения участников обязательств по перевозке грузов от ответственности за нарушение соответствующих условий договора (при их надлежащем доказывании нарушителем), никак не могут свидетельствовать о том, что такая ответственность строится на принципе вины. Такой подход законодателя, скорее всего свидетельствует об обратном: в соответствии с п. 3 ст. 401 ГК лицо, нарушившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. Однако иное может быть предусмотрено законом или договором. Применительно к обязательствам по перевозке грузов транспортные уставы и кодексы и определяют это самое «иное», т.е. дополнительные основания освобождения от ответственности. Такая конструкция ответственности не имеет ничего общего с принципом вины.

Еще один вопрос — круг обязанностей, неисполнение которых влечет применение ответственности за нарушение договора перевозки груза. Например, Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов указывают: «Особенностью ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов является также то, что она может наступать не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за несовершение действий, связанных с организацией перевозок. Такова ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за их неиспользование (ст. 794 ГК)» .

Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Ч. II. С. 397.

Как отмечалось ранее, то, что данные авторы называют «несовершением действий, связанных с организацией перевозок», на самом деле является неисполнением или ненадлежащим исполнением перевозчиком или грузоотправителем самостоятельных обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению грузов к перевозке, которые не охватываются предметом договора перевозки конкретного груза, имеющего реальный характер. Следовательно, и установленная законодательством ответственность за нарушение указанных обязательств не имеет отношения к вопросам ответственности за нарушение условий договора перевозки груза.

Содержание договора перевозки конкретного груза составляют обязанности сторон (перевозчика и грузоотправителя) по доставке груза в пункт назначения в установленный срок, обеспечению его сохранности и выдаче груза грузополучателю (обязанности перевозчика), а также по уплате установленной платы за перевозку груза (обязанность грузоотправителя). Неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных обязанностей представляет собой нарушение условий договора перевозки груза, которое влечет применение ответственности.

Хотелось бы специально отметить, что круг нарушений обязательств по перевозке и применяемых за эти нарушения мер ответственности ограничен договором перевозки, транспортными уставами и кодексами, а также гл. 40 ГК, содержащей правила, регулирующие правоотношения, связанные с перевозкой грузов. Эта оговорка необходима, так как в юридической литературе излагалась и иная позиция, суть которой состоит в том, что в тех случаях, когда ГК, транспортным законодательством и договором не предусмотрена ответственность за какие-либо нарушения своих обязательств перевозчиком, он должен нести ответственность в виде полного возмещения убытков по общим правилам гражданского законодательства. Так, О.Н. Садиков указывает: «Помимо ответственности за несохранность груза и просрочку в его доставке перевозчик отвечает за ненадлежащее исполнение и других его обязанностей в договоре: невыполнение указаний грузовладельца о переадресовке груза, выдачу груза не в пункте его назначения, утрату перевозочных документов. Возможно принятие на себя перевозчиком и других дополнительных обязательств по договору перевозки груза, при нарушении которых должна наступать ответственность перевозчика. Транспортные уставы и кодексы не содержат прямых указаний об условиях такой ответственности перевозчика, а в нашей транспортной литературе этот вопрос обычно не рассматривается, хотя он имеет практическое значение. Следует заключить, что в названных случаях должны применяться общие положения ГК об имущественной ответственности в форме возмещения убытков (ст. 15, 393 ГК), причем перевозчик должен нести ответственность как предприниматель, т.е. отвечать независимо от его вины (ст. 401 ГК)». Правда, сам же О.Н. Садиков приходит к выводу, что такое решение вопроса является нелогичным, поскольку «нет достаточных причин для того, чтобы строить отдельные случаи ответственности перевозчика в рамках одного договора на разных основаниях», и предлагает найти единообразное решение этой проблемы при принятии новых транспортных уставов и кодексов .

Смотрите еще:  Лицензия гражданское оружие

Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций. С. 401.

К сожалению, проблема, обозначенная О.Н. Садиковым, не получила своего разрешения во вновь принятых транспортных уставах и кодексах. Однако, на наш взгляд, это вовсе не означает, что в случае нарушения перевозчиком своих обязательств, за которое не предусмотрена ответственность ни соглашением сторон, ни транспортным законодательством, ни гл. 40 ГК, будут подлежать применению общие положения гражданского законодательства о полном возмещении убытков (ст. 15, 393 ГК). Дело в том, что содержащееся в ГК правило о возможности ограничения ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств «привязано» в целом к отдельным видам обязательств и к обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, а не к нарушениям отдельных условий указанных обязательств (п. 1 ст. 400 ГК). Поэтому мы должны признать, что действие принципа ограниченной ответственности применительно к обязательствам по перевозкам грузов отнюдь не сводится только к тем нарушениям, за которые такая ответственность непосредственно предусмотрена транспортным законодательством или соглашением сторон, а распространяется на все нарушения любых условий договора перевозки.

Иной подход может привести к довольно странным ситуациям. Например, следствием невыполнения перевозчиком указаний грузовладельца о переадресовке груза, его выдачи не в пункте назначения или утраты перевозочных документов могут явиться просрочка в доставке либо утрата перевозимого груза, за которые предусмотрена ограниченная ответственность перевозчика: соответственно возмещение ущерба в размере действительной стоимости утраченного груза или штраф за просрочку его доставки в виде исключительной неустойки. Императивные нормы законодательства, устанавливающие ограниченную ответственность перевозчика за указанные нарушения, могут быть легко обойдены путем предъявления требования о полном возмещении перевозчиком убытков, причиненных невыполнением указаний грузоотправителя о переадресовке груза, утратой перевозочных документов либо выдачей груза не в пункте назначения. Следовательно, когда законодательством предусмотрена какая-либо обязанность перевозчика при отсутствии ответственности за ее нарушение, перевозчик может быть привлечен к ответственности только в том случае, если невыполнение им соответствующей обязанности повлекло за собой нарушения условий договора перевозки, за которые такая ответственность предусмотрена. Таким образом, во всех случаях можно вести речь об ограниченной ответственности перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя.

Данный вывод нашел подтверждение и в судебно-арбитражной практике. В частности, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ дал арбитражным судам следующее разъяснение.

В соответствии со ст. 400 ГК неисполнение или ненадлежащее исполнение железной дорогой, грузоотправителем, грузополучателем обязательств, возникших в связи с осуществлением перевозки грузов, влечет применение к ним ограниченной ответственности в пределах, установленных Уставом (ст. 133 ТУЖД).

Поэтому при разрешении спора, связанного с неисполнением или ненадлежащим исполнением железной дорогой либо грузоотправителем, грузополучателем своих обязательств, возникших в связи с осуществлением перевозки груза, следует учитывать, что они могут нести только ту ответственность, которая предусмотрена Уставом, а в случаях, им установленных, — соглашением сторон. Требования о возмещении иных убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением таких обязательств, сверх размера, предусмотренного Уставом, удовлетворены быть не могут .

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 января 2001 г. N 1 «О некоторых вопросах практики применения Транспортного устава железных дорог Российской Федерации» (п. 1) (Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2001. N 4. С. 5).

Из всего сказанного можно заключить, что в случае нарушения обязательств, вытекающих из договора перевозки груза, перевозчик несет ответственность за нарушение установленного срока доставки груза и за необеспечение его сохранности, а грузоотправитель — за ненадлежащее оформление транспортной железнодорожной накладной и за нарушение обязанности по уплате провозной платы и иных платежей за перевозку груза; в последнем случае при определенных обстоятельствах ответственность может быть возложена и на грузополучателя.

Оплата провозных платежей и сборов за перевозку со станций железных дорог.
или грузополучателей — за протяженность железнодорожного пути. 2. Плата за перевозки грузов в прямом смешанном сообщении может вноситься.

Раздел: Право, бизнес, финансы. ФРАХТ. Плата за перевозку груза водным путем.
Если договор фрахта предоставляет

В соответствии с положениями комментируемой статьи ТУЖД плата за перевозку. груза и иные причитающиеся железной дороге платежи должны вноситься грузоотправителем. до отправления груза со станции погрузки.

случае платы за использование судна ФРАХТ определяется в виде суммы за.
коносамента и в порту выгрузки при получении груза (до начала или после.
Термин ФРАХТ применяется также в отношении воздуш-. ных перевозок.

-Фрахт (fret, nolis) называется плата за перевозку грузов, взимаемая

Ответственность за перевозку груза договор

Договор перевозки груза. Обязанности сторон. Ответственность сторон.

Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком: в случае утраты или недостачи груза или багажа – в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа; в случае повреждения (порчи) груза или багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа – в размере его стоимости; в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости груза или багажа. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Ответственность сторон по договору перевозки груза

Ответственность по договору, в отличие от обязательства, возникающего из соглашения об организации перевозок, строится по принципу вины — действует презумпция вины обязанной стороны (п. 1 ст. 796 ГК РФ).

Таким образом, ответственность перевозчика отличается от общегражданской ответственности предпринимателя (п. 3 ст. 401 ГК РФ), которая наступает независимо от вины, если только иные основания ответственности не предусмотрены законом или договором.

Ответственность по договору перевозки, в отличие от общих положений об ответственности, ограничена пределами стоимости груза (п. 2 ст. 796 ГК РФ).

Перевозчик отвечает прежде всего за неисполнение или ненадлежащее исполнение основной обязанности — доставить груз получателю в целости и сохранности. Неисполнение этой обязанности имеет место при утрате груза, а ненадлежащее исполнение — в случае его недостачи, порчи или повреждения. Под утратой груза понимается невозможность его выдачи получателю в течение установленных сроков. Груз признается утраченным, если он не выдан получателю в течение 30 дней с момента истечения сроков доставки (ст. 12 ТУЖД, ст. 190 УВВТ, ст. 300 КТМ СССР), а при перевозке на воздушных судах — в течение 10 дней (ст. 126 ВК РФ); на автомобильном транспорте при выполнении городских и пригородных перево-

зок предусмотрен срок 10 дней, который исчисляется с момента принятия груза к перевозке (ст. 139 УАТ).

Порча груза — ухудшение его качества вследствие изменения химических свойств, повреждение — вследствие изменения физических свойств. Порча, повреждение груза, при которых исключается использование его по назначению, приравнивается к утрате груза (п. 2 ст. 796 ГК РФ).

Условия ответственности за необеспечение сохранности груза общие: а) неисполнение (утрата груза) или ненадлежащее исполнение (недостача, порча, повреждение груза) обязательства, б) наличие в связи с этим убытков у кредитора (отправителя, получателя), в) причинная связь нарушения перевозчиком договорного обязательства с убытками кредитора, г) вина перевозчика.

Грузоотправитель или грузополучатель обязаны при решении вопроса об ответственности перевозчика доказать наличие убытков и причинную связь между нарушением перевозчиком договорного обязательства и возникновением убытков.

Перевозчик для освобождения от ответственности должен доказать отсутствие своей вины.

Транспортные уставы и кодексы предусматривают примерный перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности при условии, если он докажет наличие этих обстоятельств и причинную связь между ними и несохранностью груза. Такими обстоятельствами являются: вина грузоотправителя или получателя; недостатки тары или упаковки, которые перевозчик не мог заметить по наружному виду при приеме груза к перевозке; особые естественные свойства самих грузов, сдача грузов к перевозке без указания в транспортных документах их особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности при их перевозке и хранении; сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленные нормы (ст. 108 ТУЖД, ст.191 УВВТ, ст. 160 КТМ, ст. 132 УАТ).

Смотрите еще:  Федеральный закон о содержании животных

На морском транспорте, где при перевозках груз в наибольшей степени подвержен воздействию различных опасностей и случайностей, специфических для этого вида транспорта, перечень таких обстоятельств шире:

непреодолимая сила (например, цунами, подводные извержения вулкана);

опасности и случайности на море, воздействие которых, в отличие от непреодолимой силы, можно предотвратить, но только в данной конкретной ситуации их нельзя было предвидеть (например, посадка судна на мель, не обозначенную в лоции);

пожар, возникший не по вине перевозчика;

военные действия и народные волнения;

забастовки в портах, вызвавшие невозможность доставки и выдачи груза получателю (ст. 160 КТМ);

навигационные ошибки при перевозках в заграничном сообщении (ст. 161 КТМ). Навигационными ошибками признаются неправильные действия или упущения капитана, прочих лиц судового экипажа и лоцмана в судовождении или управлении судном.

В каботажных перевозках при навигационной ошибке перевозчик от ответственности не освобождается.

В отличие от навигационных, за коммерческие ошибки, вызванные действиями или упущениями указанных лиц при приеме, погрузке, размещении, сохранении, выгрузке или сдаче груза, ответственность наступает на общих основаниях независимо от вида перевозок (каботажные или в заграничном сообщении) (ст. 161 КТМ).

Для освобождения от ответственности перевозчик должен также доказать, что он принял все необходимые меры для предотвращения вреда или что такие меры принять было невозможно. Изложенное правило, наиболее четко сформулированное в Воздушном кодексе (ст. 98), действует и на других видах транспорта. Если перевозчик принял к перевозке нетранспортабельный груз, хотя недостатки груза, тары, упаковки заметил или мог заметить по наружному осмотру, он отвечает перед получателем в необходимых случаях совместно с отправителем. Такая совместная, с учетом степени вины отправителя и перевозчика, ответственность наступает по разным правовым основаниям: отправитель-поставщик отвечает по договору поставки, перевозчик — по договору перевозки.

Размер ответственности перевозчика по договору перевозки ограничен действительной стоимостью груза. Если отправитель сдал к перевозке груз с объявленной ценностью, перевозчик возмещает убытки в размере объявленной стоимости (п. 2 ст. 796 ГК РФ, ст. 110 ТУЖД, ст. 195 УВВТ, ст. 119 ВК).

При утрате или недостаче груза перевозчик, кроме возмещения стоимости утраченного или недостающего груза, возвращает провозную плату, полученную за перевозку, если она не входит в цену груза. В случае порчи, повреждения груза возмещаются убытки в размере суммы, на которую понизилась его стоимость (п. 2 ст. 796 ГК РФ).

Если перевозчик использует грузы для своих производственных нужд (например, цистерну с нефтью), то он возмещает стоимость груза в двойном размере. Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или в договоре поставки. При

отсутствии счета и указания о цене в договоре расчет убытков производится исходя из средней цены — т.е. цены, обычно взимаемой за аналогичные товары (п. 2 ст. 796 ГК РФ).

На воздушном транспорте, помимо общего ограничения ответственности стоимостью груза, ВК предусматривает ее предел на случай, если груз был сдан без объявления стоимости: тогда убытки возмещаются в размере стоимости груза, но не более размера двух минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса груза (пп. 2 п. 1ст. 119ВКРФ).

По смыслу ст. 793 ГК РФ стороны вправе повысить размер ответственности по договору перевозки как за несохранность груза, так и за просрочку в его доставке по сравнению с пределами, указанными в ГК и транспортных уставах и кодексах. На воздушном транспорте перевозчик уплачивает за просрочку штраф в размере 25% минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы. Это подчеркивается, например, в ст. 123 ВК: перевозчик вправе заключить с пассажиром, грузоотправителями или грузополучателями соглашение о повышении пределов своей ответственности по сравнению с теми, которые предусмотрены ВК или международным договором.

От имущественной ответственности по договору морской перевозки груза необходимо отличать распределение между участниками обязательства по перевозке убытков, которые возникли вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимого груза от общей для них опасности. Такие убытки называются общей аварией (ст. 232 КТМ). Они распределяются между перевозчиком и грузовладельцами соразмерно стоимости судна, груза и фрахта. При утрате груза в покрытии убытков от общей аварии участвует наряду с перевозчиком отправитель или грузополучатель — тот, кто является держателем коносамента.

Условиями, при которых убытки признаются общей аварией, являются: а) наличие общей опасности для судна, груза, фрахта; б) намеренность действий капитана и лиц судового экипажа, т.е. направленность их на спасение судна и груза; в) чрезвычайность расходов и пожертвований; г) разумность этих расходов и пожертвований.

Примерный перечень наиболее типичных обстоятельств, при которых убытки отнесены к общей аварии или приравнены к ней, дан в ст. 234—235 КТМ СССР.

Убытки при этом могут быть причинены как перевозчику, так и грузоотправителю (отправителю). Например, при выбрасывании части груза для того, чтобы сняться с мели, убытки возникают у грузополучателя, а при тех же условиях при повреждении двигателей, других машин или котлов судна — у перевозчика.

Сторона, требующая распределения убытков в порядке общей аварии, должна представить доказательства того, что заявленные убытки должны быть признаны общей аварией (ст. 247 КТМ). Расчет по распределению общей аварии между участниками перевозки именуется диспашой. Распределение убытков в порядке общей аварии отличается от ответственности (такой ее формы, как взыскание убытков) по ряду признаков, в частности:

а) действия, предпринимаемые для спасения груза, судна, фрахта от общей опасности, — правомерные, а ответственность наступает при нарушении договорного обязательства (п. 1 ст. 393 ГК РФ);

б) часть распределяемых убытков всегда падает на лицо, требующее распределения их в порядке общей аварии, а при привлечении должника к ответственности убытки возмещаются им полностью (п. 2 ст. 393 ГК РФ);

в) в отличие от ответственности, грузовладелец при общей аварии возмещает убытки при отсутствии вины и причинной связи.

Все другие убытки, возникающие в процессе морской перевозки и не относящиеся к общей аварии, именуются частной аварией. Чаще всего они возникают вследствие воздействия на судно или груз различных опасностей и случайностей на море. Общее правило гражданского законодательства о возложении риска случайной гибели имущества на собственника отражено в ст. 237 КТМ. В силу этой статьи убытки, подпадающие под понятие частной аварии, не подлежат распределению между участниками перевозки: их несет потерпевший. Если же убытки причинены виновными действиями участника перевозки, их возмещает виновное лицо. Например, во время сильного шторма погибло несколько животных. Риск их случайной гибели несет собственник-грузополучатель, к которому право собственности перешло с момента сдачи груза транспортной организации, а при перевозках по чартеру — также с момента передачи грузовладельцу коносамента (ст. 223, 224 ГК РФ). Если животное погибло по вине перевозчика, он возмещает убытки как виновый должник.

Нарушение сроков доставки груза — просрочка исполнения влечет имущественную ответственность в виде штрафа, размер которого зависит от длительности просрочки. Транспортные уставы и ко-

дексы устанавливают минимальный и максимальный размеры штрафа, который исчисляется в процентах от провозной платы, например, от 10 до 50% провозной платы на внутренневодном, от 9 до 100% — на железнодорожном транспорте, в зависимости от величины просрочки (ст. 188 УВВТ, ст. 111 ТУЖД).

По своему характеру данная неустойка (штраф) является исключительной: убытки, возникающие у грузополучателя из-за просрочки перевозчика (например, из-за простоя в цехах в ожидании груза), не возмещаются. Но если просрочка явилась причиной порчи, недостачи, повреждения грузов (например, овощей, плодов, мяса и других скоропортящихся продуктов), то наступает ответственность за два нарушения обязательства:

а) за просрочку взыскивается штраф;

б) за необеспечение сохранности груза — убытки в пределах стоимости груза. В этом случае по отношению к убыткам от несохранности груза неустойка является штрафной.

Ответственность за просрочку наступает при наличии вины перевозчика, которая предполагается (ст. 111 ТУЖД, ст. 137 УАТ). Транспортные уставы и кодексы предусматривают примерный перечень обстоятельств, свидетельствующих о невиновности перевозчика в просрочке, доказав которые он освобождается от ответственности. Например, отклонение судна от намеченного пути в целях спасения на море людей, судов и грузов (ст. 150 КТМ СССР).

Грузоотправитель за несвоевременный расчет с перевозчиком несет ответственность в виде уплаты пени за просрочку платежа (ст. 36 ТУЖД, ст. 87 УВВТ, ст. 103 УАТ). Кроме того, перевозчиком по отношению к неисправному плательщику применяются различные оперативные санкции: он имеет право задержать отправление поезда до внесения провозных платежей (ст. 36 ТУЖД), расторгнуть договор (ст. 142 КТМ).

Грузополучатель отвечает за несвоевременное получение и вывоз грузов с железнодорожных станций, портов, аэропортов: с него может быть взыскана плата за хранение грузов сверх срока бесплатного хранения в указанных пунктах.

При скоплении грузов у перевозчика в связи с их несвоевременным получением и вывозом получателем, что затрудняет работу транспорта. Взимается дополнительный сбор за хранение груза.

Смотрите еще:  Налог ндфл для ип сроки уплаты

Невостребованные получателем в надлежащие сроки грузы передаются перевозчиком соответствующим организациям для реализации. Полученные от реализации таких грузов суммы, за вычетом причитающихся перевозчику платежей и сборов, перечисляются по-

лучателю, а если его банковские реквизиты неизвестны, — то в доход бюджета РФ.

Грузополучатель несет ответственность за несвоевременную разгрузку транспорта на своих подъездных путях — платит штраф за простои транспорта. Если при разгрузке по вине получателя транспортные средства были повреждены, он возмещает перевозчику убытки, а кроме того, платит штраф в размере пятикратной, а на внутренневодном транспорте — трехкратной стоимости ремонта поврежденных частей (ст. 122 ТУЖД, ст. 203 УВВТ).

Виды ответственности сторон по договору перевозки грузов

Организация доставки груза начинается с подготовления сопроводительных документов, так как на это требуется уделить много времени. Важным документом при поставке товара с пункта отправки в пункт назначения выступает договор, в котором указывается предмет договора, обязанности и ответственность сторон, участников процесса доставки. Договор выступает не обязательным документом. Он заключается по взаимному согласию сторон и не требует утверждения в государственных органах, службах.

Договор грузоперевозки заключается по взаимному согласию сторон

Концепция ответственности

Для того чтобы понимать меру ответственности за доставку груза, отправителю и перевозчику нужно знать, что лежит в основе ответственности, за что отвечает понятие и какие виды обязательности есть. После подписания договора, перевозчик берет на себя ручательство доставить груз в пункт назначения, в пункт, который согласован с заказчиком и указан в договоре. Такое действие возлагает на перевозчика имущественную ответственность, что регулируется Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Процесс взаимного согласия и выполнения условий перевозки регулирует не только договор и ГК РФ, также транспортный устав. Ответственность за некорректное предоставление услуг перевозки груза предусмотрена в 793 статье Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Закон придает большего значения ответственности за перевозку груза, чем другому виду ручательства, так как в процессе доставки товара выделяют понятие ограниченной ответственности. Взыскание может быть не только за нарушение условий договора, а и при нарушении действий во время организации грузоперевозки. Это может быть задержка при доставке перевозчиком транспортного средства для погрузки товара. Обязательство лежит и на отправителе, он должен использовать предоставленный автомобиль. Это регулируется 794 статьей ГК РФ.

Обязательство отправителя

Согласного условиям договора, ответственность за процесс доставки товара несут две стороны, как отправитель, так и перевозчик. При нарушении своих обязательств, к отправителю применяются меры:

  1. В соглашении сторон принять участие в процессе доставки товара указывается количество доставляемых позиций. Если отправитель нарушает обязательство и предоставить количество единиц товара меньше, чем указано в документе, то к нему применяются штрафные санкции. Штраф оплачивается компании, которая занимается организациею поставки содержимого багажа. Размер штрафных санкций зависит от количества непредоставленного товара. Согласно ГК РФ: « В размере процентов от стоимости перевозки не предъявленного груза «.
  2. Если отправитель нарушает пункт а, б, е восьмой статьи договора перевозки методично, планомерно и производит оплату на непостоянной основе, то компания, что производит поставку багажа имеет право прекратить доставку, придержать багаж у себя. Перед началом действий, организация должна поставить отправителя в известность за пять дней.

Себестоимость товара зависит от средней рыночной цены и промежутка, расстояния между пунктом отправки и поставки.

Если заказчик нарушает сроки оплаты услуг грузоперевозчика, последний вправе задержать багаж до внесения денежных средств

Обязательство перевозчика

В период поставки багажа, перевозчик может доставить товар в неполном составе, с повреждением упаковки, внешнего вида. Утрата товара подразумевает под собой невозможность предоставить получателю багаж на протяжении тридцати календарных дней после окончания основного срока поставки. Поставка груза в неполном составе подразумевает под собой частичную доставку, с неточным весом, количеством позиций. При возникновении такой ситуации нужно составить протокол, и указать несоответствия. Если протокол составляет перевозчик сам, без участия отправителя, получателя, то согласно четвертому пункту 796 статьи Гражданского Кодекса Российской Федерации, он не имеет силы. Это учитывается при разбирательстве в суде. Ответственность за доставку товара лежит на перевозчике. Для того чтобы избежать меру наказания, ему нужно доказать, что утрата, недостача, повреждение товара произошли под влиянием сил и действий, которые он не мог предотвратить.

Дополнительные обстоятельства

В транспортном законодательстве есть ряд случаев, когда нарушения правил поставки груза, мера ответственности и отправителя и получателя имеет смягченный характер. К обстоятельствам относятся:

  1. Свойства товара самостоятельно терять вес. Это могут быть продукты питания, которые поставляются на длительное расстояние между пунктами отправки и назначения.
  2. Недостаточное количество тары, упаковки, в которой поставляется багаж и невозможность их замены.
  3. Если товар имеет особенные свойства, характеристики, то эту информацию отправитель должен предоставить в сопроводительных документах. Если такого примечания нет, то ответственность за недостачу или порчу груза с перевозчика снимается.
  4. Багаж должен быть соответствующего вида, без лишней влаги, порчи.

Груз должен быть доставлен в целости и сохранности

Снятие мер наказания законным путем

Закон предусматривает случаи, когда грузоперевозчик может снять с себя ответственность на законных основаниях. К таким случаям относятся:

  1. Не будет нарушением, если перевозчик доставит содержимое багажа в том виде, который предоставила сторона отправителя, в контейнере, упаковке с пломбами, маркировкой.
  2. Не будет нарушением, если сторона отправителя предоставит своего представителя, сопровождающего груз.
  3. Не будет нарушением, если сторона отправителя предоставит в документации, несоответствующую содержимого багажа, информацию. Если часть информации будет скрыта.
  4. Не будет нарушением, если сторона отправителя одобрит поставку багажа в транспортном средстве открытого типа, в открытом кузове прицепе. На такой груз может иметь воздействие погодные условия.
  5. Не будет нарушением потеря веса груза естественным способом в приделах нормы.

Компенсация грузоперевозчиком

Возместить ущерб за порчу, недостачу и нарушение сроков поставки, грузоперевозчик может в той мере, в которой был нанесен реальный ущерб. Это может быть:

  1. Утрата и недостача товара компенсируется соответственно рыночным ценам, стоимости и размеру недостающего и утраченного товара.
  2. Порча товара. Если восстановить внешний вид товара нельзя, то грузоперевозчик должен компенсировать разницу первоначальной цены товара и после порчи. Компенсация может быть и в полном размере стоимости товара. Это решение принимает сторона отправителя и соответствующие органы.
  3. Если сторона отправителя производит отправку дорогостоящего товара, то рекомендовано это делать с объявленной ценностью. При полной потере багажа, грузоотправитель компенсирует стоимость багажа в размере согласно объявленной стоимости. Это действие регулируется и предусматривается вторым пунктом 796 статьи Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Стоимость багажа указывается в договоре, в сопроводительных документах.

Компенсация ущерба в случае порчи багажа оговаривается в одном из пунктов договора

Несвоевременная доставка содержимого багажа

При оплате штрафных санкций, важно учесть фактор, который повлиял на возникновения факта возмещения. Много вопросов и разбирательств возникает при нарушении сроков доставки груза. Если возникает такая ситуация, грузоперевозчик обязан оплатить пеню, возмещение. Такое правило принято в работу всеми транспортными организациями. Вычисляется размер пени, возмещения в соответствии периода задержки груза и стоимости, размера оплаты за предоставляемую услугу. Ответственность можно изменить. Решение принимают обе стороны действия. Законодательно регулируются изменения Гражданским Кодексом Российской Федерации, 793 статей.

Не своевременная поставка содержимого багажа может стать причиной того, что он доставлен в несоответствующем виде, с порчей. При возникновении такой ситуации, грузоперевозчик оплачивает и пеню за несвоевременную доставку и штраф за принесенный отправителю ущерб.

Влияние внешней среды

Второй пункт 794 статьи ГК РФ определяет перечень ситуаций, когда участники процесса не несут ответственность за порчу, потерю и не своевременную доставку груза:

  1. Влияние погодных условий, военные действия, пожар, бедствия стихийного характера.
  2. Нарушить и замедлить процесс передвижения транспортного средства могут уполномоченные органы, транспортный устав, кодекс. Законодательная база позволяет остановить движение автомобиля.
  3. Другие случаи. Это может быть приостановление действий на срок не меньше трех суток. Задержка может быть связана с дорожными происшествиями, авариями, погрузкой багажа на платформу.

Похожие статьи:

  • Требования охраны труда к оборудованию Инструкция по охране труда для наладчика оборудования. ИНСТРУКЦИИЯ №ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ НАЛАДЧИКАОБОРУДОВАНИЯ СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:Председатель комитета профсоюза Руководитель […]
  • Судебная практика по налоговым правонарушениям 2019 Как рассматривают дела о налоговых правонарушениях Правовое регулирование Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях регулирует НК РФ, а именно ст. 100.1 , 101 и 101.4 . Первая […]
  • Нотариус нахимовский проспект Нахимовский просп., д. 22, 1 этаж, ком.1,2,3 - нотариус Алешина Зоя Андреевна Нотариус Алешина Зоя Андреевна. Вы просматриваете страницу с информацией о данном нотариусе. Вы всегда можете […]
  • Приказ о почасовой оплаты Центр юридической помощи Оказываем бесплатную юридическую помощь населению Почасовая оплата труда в 2018 году в России Не во всех случаях работник получает зарплату ежемесячно. В […]
  • Требования к кабелям противопожарных систем Нормы прокладки кабеля пожарной сигнализации: требования Пожарная безопасность – это тема, которая строго регламентируется законодательством, нормами и правилами. В данной отрасли […]
  • Штраф по осаго по коап Штраф по осаго по коап Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.