Основы экономики пояснительная записка

1. Пояснительная записка

Настоящая типовая учебная программа по дисциплине «Основы микроэкономики и макроэкономики » разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом технического и профессионального образования Республики Казахстан по специальности 0515000 – « Менеджмент » ( по отраслям и областям применения ) для квалификации 0515013 – Менеджер.

Назначение дисциплины «Основ микроэкономики и макроэкономическими проблемами, показателями в условиях рыночной экономики , а так же о различных подходах к их решению, выработке правил экономического поведения субъектов рынка.

Роль и значение дисциплины в подготовке конкурентоспособных кадров заключается в том , что в программе предусматривается изучение целого комплекса экономических проблем: по разделу «Микроэкономика» спрос и предложение, производство и теория затрат фирмы, принципы и механизмы взаимодействия рыночных агентов, действующих, как правило, с целью получения определенного экономического эффекта (прибыли). По разделу «Макроэкономика» предусматривается изучение национальной экономики в целом и основных макроэкономических показателей и инструментов макроэкономики: фискальная политика, монетарная политика, а так же формирование знаний и навыков в процессе проведения макроэкономического анализа и познание механизма функционирования экономики Казахстана.

Содержание дисциплины позволяет не только подробно ознакомиться с экономикой субъектов рынка , но и получить необходимые знания по системе важнейших экономических показателей , используемых для оценки социального — экономического положения Казахстанской экономики в целом. Закладывает в человеке чувство ответственности за принимаемые решения, так как показывает их последствия не только для него самого или отдельной фирмы, но и для общества в целом.

При реализации настоящей типовой учебной программ в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом технического и профессионального образования Республики Казахстан по специальности 0515000 – « Менеджмент» ( по отраслям и областям применения ) предусмотрено проведение:

— двух контрольных работ

Контрольная работа проводиться за счет общего бюджета времени, отводимого на изучение дисциплины.

Резервное время составляет 5-7% от общего количества учебных часов , отводимого на изучение предмета.

Перечень разделов и тем является обязательным для изучения и не может быть изменен в сторону уменьшения.

Для реализации типовой учебной программы по предмету « Основы микроэкономики и макроэкономики» рекомендуются , следующие формы организации обучения: лекции, экскурсии, семинары, практические занятия и другие.

С учетом особенностей и сложности содержания учебного материала рекомендован следующие методы обучения: дискуссии, анализ производственных ситуаций , презентация материала, работа в микро группах.

Перечень разделов и тем может быть изменен ( в том числе за счет резервного времени) в сторону углубления или расширения изучаемых тем, разделов , в том числе введения регионального компонента, учитывающего требования работодателей и местные условия.

Форма организации познавательной деятельности носят рекомендательный характер . Количество часов на изучение разделов может быть изменено при сохранения минимума содержания. Изучаемых курс базируется на знании следующих дисциплин:

-Математика для экономистов

— Общая теория статистики

— Организация и технология отрасли.

Знания , полученные на курсе , используются при изучении следующих дисциплин:

— Финансы и кредит

Настоящая типовая учебная программа предусматривает проведение практических занятий, семинаров, дискуссий, которые способствуют более спешному усвоению учебного материала, приобрести навыки в решении практических задач. Семинарские занятия и дискуссии помогут формированию у студентов экономического мышления и прогнозирования. Бережного отношения к материальным ценностям , ответственности за здоровье людей, навыков в экологической культуры.

1.Пояснительная записка-обоснование к изучению курса «История экономики»

Данные методические указания являются дополнительным материалом к учебному пособию «История экономики». Его использование позволит закрепить полученные знания по данной дисциплине, расширить информационную базу изучения, научиться применять теоретические знания в практических целях.

Методические указания по курсу «История экономики», имеют структуру, которая соответствует учебному пособию по дисциплине «История экономики».

Цель и задачи дисциплины

Дисциплина «История экономики» является обязательной в блоке гуманитарных курсов, и входит в программу подготовки специалистов всех форм обучения.

Курс рассчитан на слушателей, изучивших социально-экономические дисциплины, являющиеся для него базовыми.

Цель изучения дисциплины — обеспечить овладение студентами знаниями об исторических основах экономического реформирования зарубежной и российской экономических систем. Студенты должны усвоить основные закономерности развития экономики основных цивилизаций, исторический опыт важнейших экономических реформ, особенности экономической политики ведущих стран в соответствующие исторические эпохи, главные вехи хозяйственной эволюции, хронологический материал.

Формирование знания и навыков студентов осуществляется в ходе лекционных и семинарских занятий, выполнение индивидуальных заданий, самостоятельной работы, написания рефератов, выступлений с докладами, ответов на тесты.

Задачи изучения дисциплины определяются требованиями к подготовке кадров, установленными в квалификационной характеристике специалистов по всем специальностям, требованиями к знаниям и умениям, которыми они должны обладать. Основная задача состоит в умении использовать приобретенные теоретические знания в конкретной практической деятельности.

Формы контроля знаний студентов:

промежуточный контроль: две письменные самостоятельные работы;

итоговый контроль — зачет в письменной или устной форме:

итоговая оценка определяется с учетом результатов работы студентов в течение семестра.

Требования к знаниям и умениям

Студент должен знать:

предмет и метод истории экономики;

периодизацию истории экономики;

место истории экономики в системе экономических наук;

основные черты развития первобытного, рабовладельческого и феодального способов производства;

общее и особенное в развитии западноевропейских стран в эпоху феодализма;

особенности экономического развития стран на рубеже XIX — XX вв.;

экономические реформы, осуществляемые в развитых капиталистических странах и особенности развития экономики стран в послевоенный период;

основные экономические реформы в СССР и их последствия;

проблемы становления рыночных отношений в России.

Студент должен уметь:

применять полученные теоретические знания для анализа социально- экономической политики;

использовать на практике полученные знания для оценки результатов проводимых экономических реформ;

определять пути совершенствования управления промышленностью, строительством, совершенствования хозяйственного механизма.

В методических указаниях представлены: пояснительная записка, рабочая программа, планы семинарских занятий, методические указания, учебные задания для практической работы и проверки полученных знаний по основным темам курса, глоссарий, список основной литературы.

Учебные задания собраны по основным темам курса, в соответствии с рабочей программой и планами семинарских занятий.

основные термины и понятия, позволяющие проверить правильное понимание и знание основных терминов, которые используются в курсе «История экономики»;

тесты, при выполнении которых требуются теоретические знания для ответов на конкретные вопросы. Тестирование предполагает оценку правомерности предполагаемых утверждений.

Целью данной учебно-методической разработки является оказание студентам помощи в предметном осноении курса «История экономики», в системной ориентации в экономических процессах, содержании и основных результатах как

зарубежного, так и опечественного опыта проведения экономических реформ для подготовки управленческих кадров, способных проводить эффективную реформаторскую политику.

В настоящие учебно-методические указания вошли материалы, предлагаемые авторами на практических занятиях в студенческих группах, которые позволяют выработать навыки анализа полученных при изучении курса результатов.

Пояснительная записка «Основы экономики» Направленность: «Основы экономики» социально- экономическую Вид:

2 Пояснительная записка Настоящая программа «Основы экономики» разработана на основе требований: 1. Федерального закона от N 273-ФЗ (ред. от ) «Об образовании в Российской Федерации». 2. «Конвенции о правах ребенка». 3. «Национальной доктрины образования в Российской Федерации», 2000г.. 4. «Концепции развития дополнительного образования», утвержденной распоряжением правительства РФ от 4 сентября 2014г р. 5. Закона Республики Крым «Об образовании в Республике Крым» 131- ЗРК/2015 от 06 июля 2015 года. 6. Письма Минобрнауки РФ от N «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». 7. Устава ГБОУ ДО РК «МАН «Искатель». 8. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Зарегистрировано в Минюсте России ). 9. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 10. Положения о рабочих (модифицированных), экспериментальных, авторских и других образовательных программах дополнительного образования детей ГБОУ ДО РК «МАН «Искатель». Ставшая за последнее время реалией времени самостоятельная исследовательская практика всех субъектов образовательного процесса — от школьников до студентов, является важнейшим фактором творческого развития, требует эмпирических и методических находок, научно обоснованной деятельности, элементарных навыков научно-исследовательской работы. Направленность: программа «Основы экономики» имеет социальноэкономическую направленность. Вид: программа является модифицированной. Методологическую основу образовательной программы составили следующие учебные материалы: — Липсиц И.В. Экономика: Базовый уровень образования: В 2 кн. -10 изд.- М.: Вита Пресс, с. — Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности.. 8-е изд. М.: Вита-Пресс, с.: илл. — Основы экономической теории: Профильный уровень образования. Под ред. С. И. Иванова. В 2-х книгах. Москва: Вита Пресс, с. — Мицкевич А.А. М70 Сборник заданий по экономике: М.: «Вита-Пресс», с: илл. — Акимов Д.В. А39 Задания по экономике: от простых до олимпиадных. Пособие для классов общеобразоват. учрежд. /Д. В. Акимов, О.В. Дичева, Л. Б. Щукина. — М.: Вита-Пресс, с.: илл. 2

3 Новизна программы состоит в том, что в ее содержании максимально расширен спектр рассматриваемых типов задач по экономике. Акцент делается на обучение решению конкурсных и нестандартных задач, в силу чего так же расширено и углублено содержание теоретического материала и усовершенствованы методы и формы проведения занятий. Актуальность программы обусловлена созданием условий для развития ребенка, развитием мотивации к познанию и творчеству, обеспечением эмоционального благополучия ребенка, приобщением детей к общечеловеческим ценностям, профилактикой асоциального поведения, интеллектуальным и духовным развитием личности ребенка. Содержание программы дополняет и расширяет знания, полученные на уроках экономики и обществознания; акцент делается на освоение учащимися различных методов решения задач по экономике; программа дополнительного образования «Основы экономики» помогает детям на более высоком, по сравнению с базовым уровнем, освоить курс экономики, способствует подготовке к олимпиадам и конкурсным мероприятиям не только по экономике, но и по другим естественнонаучным дисциплинам. Подготовка в рамках данной программы позволяет успешно выстроить каждому учащемуся индивидуальную траекторию развития с учётом личностных достижений и профессиональных предпочтений. Педагогическая целесообразность программы «Основы экономики» заключается в том, что учащиеся после изучения данного курса смогут применять знания и умения на практике и у них сформируется потребность в непрерывном самообразовании. Решение нестандартных задач и выполнение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у учащихся устойчивого интереса к экономической науке. Цель: формирование целостного представления об экономическом устройстве общества, методах и способах решения задач по экономике, в том числе открытых, и задач повышенной сложности; создание условий для развития личности ребёнка на основе опыта познавательной и творческой деятельности в процессе освоения методов решения экономических нестандартных задач и задач повышенной сложности. Задачи: обучающие: получение представлений о роли экономики в современном мире, о важнейших видах экономических процессов и причинах, их определяющих; знакомство с основными алгоритмами решения задач, различными методами и приёмами решения; углубление и расширение знаний и умений по решению нестандартных задач и задач повышенной сложности. развивающие: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации; 3

4 реализация творческого потенциала детей в предметно-продуктивной деятельности; развитие умений по организации самостоятельной исследовательской деятельности. воспитательные: развитие способности действовать самостоятельно, настойчивости в достижении поставленной цели, ответственности за результаты принятых решений; повышение мотивации образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода; формирование осознанной готовности к выбору дальнейшего профиля обучения в соответствии с собственными интересами и возможностями. Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что она направлена на формирование умений выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций; способствует выработке научно-исследовательских и экспериментальных навыков через решение нестандартных задач и проектную деятельность, что является необходимым для профессиональной ориентации выпускников. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы лет. Срок реализации образовательной программы: 3 года. Единицей учебного процесса является блок занятий (тема). Внутри темы разбивка по времени изучения производится педагогом самостоятельно. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей детей и на основе дифференцированного подхода. Полный учебный курс рассчитан на 3 года и предусматривает следующую почасовую нагрузку: — 1 год обучения часа. Теоретические занятия 40 часа; Практические занятия 104 часов. — 2-й год обучения часа. Теоретические занятия 62 часа; Практические занятия 82 часа. — 3-й год обучения часов. Теоретические занятия 99 часов; Практические занятия 117 часов. Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты Минобрнауки РФ от «О методических рекомендациях» (Приложение 7) «Примерная наполняемость групп». В целом состав групп остаётся постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам: учащиеся могут быть отчислены при условии 4

5 систематического непосещения учебных занятий; смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях. Формы занятий: В работе объединения дополнительного образования «Экономика без тайн» применяются различные формы проведения занятий. Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода, так как в связи с индивидуальными особенностями обучающихся результативность в усвоении учебного материала может быть различной. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к предмету и способствует интеллектуальному развитию обучающихся. На занятиях применяются групповые и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему, практикумы по решению задач, самостоятельная работа учащихся, консультации, зачёт. Режим занятий. 1 год обучения: 2 раза в неделю, по 2 акад. часа с перерывом 15 мин; 2 год обучения: 2 раза в неделю, по 2 акад. часа с перерывом 15 мин; 3 год обучения: 3 раза в неделю, по 2 акад. Часа с перерывом 15 мин. Ожидаемые результаты освоения программы: По окончании 1-го года обучения обучающийся должен знать/ понимать: — Причины возникновения экономики. — Как устроена экономика. — Отрасли экономики. -Уровень жизни и факторы, влияющие на его изменение. — Принципы рыночной экономики. — Виды торговли. — Особенности торговли на бирже. — Основные источники доходов и статьи расходов семейного бюджета, возможные виды сбережений. — Виды оплаты труда и причины различий в оплате труда людей различных профессий. — Что такое собственность и зачем она нужна людям. По окончании 1-го года обучения обучающийся должен уметь: — Приводить примеры: разделения труда, действия рыночного механизма, различных видов рынков, торговли. — Описывать: рациональное поведение потребителя, рациональное поведение человека, размещающего свои сбережения, роль конкуренции. — Объяснять: происхождение денег, взаимовыгодность добровольного обмена, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму. — Вычислять на условных примерах: доход от банковских вкладов, валовую и чистую прибыль. По окончании 2-го года обучения обучающийся должен знать/ понимать: 5

Смотрите еще:  Пособия на второго ребенка в иркутске

6 — Виды экономических систем, формы организации производства. — Основные источники доходов и статьи расходов семейного бюджета. -Возможные виды сбережений. — Основные налоги, уплачиваемые гражданами. — Формы государственной поддержки безработных и малоимущих. По окончании 2-го года обучения обучающийся должен уметь: — Приводить примеры: элементов традиционной, централизованной (командной) и рыночной систем в смешанной экономике, разделения труда, действия рыночного механизма, различных видов рынков. — Описывать: экономическую сферу жизни общества, экономические системы, рациональное поведение потребителя. Роль рекламы, роль конкуренции, деятельность предпринимателя, роль государства в рыночной экономике, формы заработной платы и стимулирование труда. — Объяснять: происхождение денег, взаимовыгодность добровольного обмена, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму. Вычислять на условных примерах: доход от банковских вкладов, доход от ценных бумаг, валовую и чистую прибыль, индивидуальный подоходный налог. По окончании 3-го года обучения обучающийся должен знать/ понимать: — Основные алгоритмы решения задач. — Различные методы и приёмы решения задач. — Рыночную систему хозяйствования. — Понятия: микроэкономика, спрос, предложение и рыночное равновесие, поведение потребителя. — Понятия: фирма, производство и издержки, конкуренция и рыночные структуры, рынки факторов производства и распределение доходов, предпринимательство. — Макроэкономика Деньги и банковская система. — Валовый внутренний продукт и национальный доход. Макроэкономическое равновесие. Экономический цикл. Занятость и безработица. Инфляция. Экономический рост. — Экономическое устройство современной России. По окончании 3-го года обучения обучающийся должен уметь: — Решать задачи, упражнения, тесты. Способы проверки результатов освоения программы Формами подведения итогов реализации программы являются: Дифференцированный зачёт; Участие во Всероссийской олимпиаде школьников по экономике (I IV этапы); Участие в предметных и комплексных олимпиадах, проводимых ВУЗами Санкт Петербурга и ВУЗами других городов Российской Федерации, в том числе участие в заочных и дистанционных олимпиадах; Участие в творческих предметных конкурсах, фестивалях, проектах, конференциях, («Портфолио» и др.), проводимых различными образовательными 6

7 учреждениями и центрами, в том числе в заочных и дистанционных мероприятиях. Текущая аттестация качества усвоения знаний Текущая аттестация проводится в виде письменных контрольных (тестовых) работ. Выполнение проверочной работы предполагает решение нескольких предложенных задач по определенному разделу курса. В ходе выполнения курса планируется проводить обучающие и контрольные тесты, которые позволят закрепить и проконтролировать полученные знания. Оценка знаний и умений проводится с учётом результатов выполненных практических и исследовательских работ, участия в защите решения экспериментальных, теоретических и вычислительных задач. Итоговая аттестация. Курс завершается зачётом, в ходе которого проверяются практические умения применять законы экономики, проверяются умения различных категорий обучающихся при решении задач. 7

ЭКОНОМИКА Пояснительная записка

1 ЭКОНОМИКА Пояснительная записка Данная рабочая программа для классов составлена на основе: программы И.В. Липсица. Экономика, Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по экономике объёме одного часа в неделю. для классов предусматривает обучение экономики в В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения экономики на ступени основного общего образования, изложенной в пояснительной записке в Примерной программе по экономике. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей: -развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации; -воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности; -освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования; -овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; -освоение способов познавательной, коммуникативной, практической

2 деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; -формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: -объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах; -решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации; -применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; -умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; -поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной,критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); — выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); — работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; — — самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; — участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если. »);

3 — пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; — владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика). Результаты обучения: Учащиеся должны знать и понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в оплате труда, основные виды налогов, организационно правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста. Уметь — приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем. — Описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России. экономический рост, глобализацию мировой экономики. — Объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: — получение и оценка экономической информации; — составление семейного бюджета; — оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

4 Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования Экономика Экономика и экономическая наука. Ограниченность экономических ресурсов, причины ее возникновения и последствия. Свободные и экономические блага, факторы (ресурсы) производства и доходы, получаемые их владельцами. Основные задачи экономики и способы их решения в различных экономических системах. Типы экономических систем. Значение специализации и обмена. Форма обмена и понятие рынка. Спрос. Факторы, формирующие спрос. Величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса и способы ее измерения. Предложение. Факторы, формирующие предложение. Величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность предложения и способы ее измерения. Сущность рыночного равновесия. Равновесная цена. Источники доходов семьи. Закономерности формирования расходов семьи. Неравенство доходов и его причины. Методы государственного регулирования доходов в России. Формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения. Фирма и ее экономические цели. Виды фирм по российскому законодательству. Экономические затраты, экономическая и бухгалтерская прибыль. Постоянные, переменные, средние и предельные затраты. Конкуренция. Виды рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Естественные монополии. Методы антимонопольного регулирования и защиты конкуренции. Рынок труда и его особенности. Предложение труда. Факторы формирования заработной платы и причины ее дифференциации по отраслям и профессиям Безработица и ее виды Причины возникновения. Профсоюзы, содержание их деятельности и их влияние на функционирование рынка

5 труда. Прожиточный минимум. Минимальная заработная плата. Формы организации оплаты труда и методы стимулирования работников. Рынок капитала. Рынок ценных бумаг. Рынок земли и природных ресурсов, их особенности. Деньги. Функция денег. Виды денег. Банки и их функции. Центральный и коммерческие банки. Инфляция и ее следствия. Права собственности и их значение для организации хозяйственной деятельности. Несостоятельность рынка. Внешние эффекты. Общественные блага. Роль государства в экономике. Основные макроэкономические показатели. Совокупное предложение и совокупный спрос. Макроэкономическое равновесие. Валовой внутренний продукт (ВВП). Экономический цикл. Методы стабилизации экономики: фискальная и монетарная политика. Государственные финансы. Государственный бюджет. Основные источники доходов и главные направления расходов государства. Налоги. Принципы и методы налогообложения. Основные виды налогов в России. Дефицит государственного бюджета. Государственный долг. Экономический рост и факторы его ускорения. Международная торговля. Свободная торговля. Протекционизм. Международный валютный рынок. Экономические проблемы мирового хозяйства и России на рубеже ХХ! Века. Прикладная экономика. Основы предпринимательства, менеджмента, маркетинга.

6 Учебно — тематическое планирование по экономике для 11 класса Наименование тем Всего часов п/п 1 Что такое фирма и как она действует на рынке 6 2 Как семьи получают и тратят деньги 3 3 Неравенство доходов и его последствия 4 4 Экономические задачи государства 4 5 Государственные финансы 4 6 Экономический рост 4 7 Организация международной торговли 5 8 Контрольная работа 4 Всего 34

7 Календарно тематическое планирование для 11 класса (1 ч. в неделю, в год 34 ч.) п\п Дата Название темы Колво часов Компетенции и компетентности по ГОС. 11.Чтот такое фирма и как она действует на рынке(6 ч.) 1 Зачем создаются фирмы -понятия: фирма, пред приятие, отрасль; -понятие о добавленной стоимости -виды и цели, факторы деятельности фирм; Параграф учебника,стр Виды фирм по российскому законодательству. — Роль АО, ООО ЗАО. С Виды прибыли — почему фирма выгоднее рынка. 4 Виды затрат и их экономическое значение 5 Решение задач на нахождение затрат 6 Влияние конкуренции на деятельность фирм 7 Источники семейных доходов понятие о внутренних и внешних ресурсах и за тратах фирмы; -понятие о нормальной прибыли владельца фирмы Уметь: — рассчитывать, какой из способов производства наиболее экономически 1час эффективен -как влияет конкуренция на деятельность фирмы 12.Как семьи получают и тратят деньги(3 ч.) Уметь объяснять: -источники доходов семьи 8 Семейные расходы и закономерности их изменения Знать понятия темы. ; -изменение структуры расходов семей как следствие

8 экономических преобразований в стране 9 Инфляция и семейная экономика -структуру семейных расходов как индикатора уровня развития страны 10 Контрольная работа 1 13.Неравенство доходов и его последствия (4 ч.) 11 Что порождает неравенство в благосостоянии 45 -социальные программы; -уметь анализировать материалы СМИ 12 Кривая Лоренца Регулирование неравенство доходов с помощью налогов 14 Бедность как эконмическая проблема -понятие о прогрессивном налогообложении ; Уметь: -анализировать материалы СМИ; -работать с нормативны ми документами Знать -социальные программы. Уметь: -анализировать материалы СМИ; -работать с нормативными документами 14. Экономические задачи государства(4 ч.) 15 Экономические свободы и роль государства в их защите 16 Причины вмешательства государства в экономическую жизнь -роль государства как экономической свободы; -государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни понятие о слабости рынка; -экономические функции государства и их роль в компенсации

9 17 Возникновение внешних эффектов 18 Формы вмешательства государства в работу рыночной системы слабостей рынка; -понятие об общественных благах -что такое внешний эффект -формы вмешательства государства в работу рыночной системы 19 Контрольная работа 2 15.Государственные финансы (4 ч.) 20 Принципы налогообложения -принципы налогообложения 21 Методы налогообложения -методы налогообложения 22 Понятие о государственном бюджете 23 Причины и следствия возникновения государственного долга -как формируется государственный бюджет 16. Экономический рост (4 ч.) 24 Понятие экономического роста 25 Факторы ускорения экономического роста -понятие о слабости рынка; -экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей рынка; -почему появляется государственный долг -понятие экономического роста -факторы ускорения экономического роста 26 Экономическое развитие -причины экономического развития классификацию стран ми ра по типам экономических систем и уровням экономического развития; Уметь: 49(с )

10 27 Экономическое отставание России — работать с диаграммами, графиками; — составлять таблицу -причины экономического отставная России исторические причины формирования гипертрофированной роли государства в экономике России; — этапы реформирования экономики России в 90-х го дах.. 56(с ) 28 Контрольная работа Организация международной торговли (5 ч.) 29 Причины возникновения международной торговли 30 Регулирование внешней торговли — что порождает протекционизм; — для чего нужен валютный рынок; — с кем и чем торгует Россия. Объяснить понятие «главный двигатель международной торговли^) Дать сравнительную картину достоинств и недостатков открытия рынка для товаров зарубежных производителей 31 Протекционизм -что порождает протекционизм 32 Валютный рынок и конвертируемость валют -для чего нужен валютный рынок; Внешняя торговля России и проблемы её развития с кем и чем торгует Россия. Объяснить понятие «главный двигатель ме- 60

11 34 Контрольная работа 4 ждународной торговли Литература: 1.Программа И.В. Липсица. Экономика, Липсиц И.В.Экономика.Базовый курс: Учебник для 10,11 классов. общеобразоват. Учрежд.- М.:Вита Пресс, Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. — М.: Вита-пресс, Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. — М.: Вита-пресс, 2011.

Статьи, книги, аналитика

Региональные и муниципальные финансы

Юрий Корчагин, руководитель проекта, профессор, доктор физ.-мат. наук, директор Центра исследований региональной экономики

Корчагин Ю.А., Маличенко И.П.

Юрий Корчагин, руководитель проекта, профессор, доктор физ.-мат. наук, директор Центра исследований региональной экономики 30.08.2009

Пояснительная записка к проекту Концепции развития Воронежа до 2020 года

Особенностью нашего подхода к разработке основополагающих концептуальных и стратегических документов состоит в том, что он базируется на следующей аксиоме современной науки и практики:

Основным фактором развития современной национальной экономики является накопленный человеческий капитал (ЧК), его положительная высококачественная составляющая.

В условиях глобализации мировой экономики, в условиях свободного перелива любого капитала, включая ЧК, из страны в страну, из региона в регион, из города в город в условиях острой международной конкуренции, ускоренного развития высоких технологий, в условиях формирования мировых информационных сетей и растущей роли гражданского общества национальный человеческий капитал служит главным интенсивным конкурентным фактором развития тех стран мира, которые осуществляют опережающее инвестирование высококачественного ЧК, организуют его приток в страну, создают лучшие условия для труда и жизни ведущих специалистов мира и страны.

Смотрите еще:  Права и льготы ветеранов мвд

И огромные преимущества в создании стабильных условий для роста качества жизни, создания и развития экономики знаний, информационного общества, развития гражданского общества имеют страны с накопленным качественным человеческим капиталом. То есть страны с образованным, здоровым и оптимистичным населением, конкурентоспособными профессионалами мирового уровня во всех видах экономической деятельности, в образовании, науке, в управлении и других сферах.

Постулирование ЧК в качестве главного фактора развития буквально диктует системный и комплексный подход при разработке концепции или стратегии развития и увязки с ними всех других частных стратегий и программ. Диктат этот следует из сущности национального человеческого капитала как многокомпонентного фактора развития. Причем этот диктат особо выделяет условия жизни, работы и качество инструментария специалистов, определяющих креативность и созидательную энергию страны.

Когда-то воспитание, образование и даже фундаментальная наука считались затратным бременем для экономики. Хотя именно за счет образования и научно-технического развития европейская цивилизация на века оставила позади Китай и Индию. Затем понимание их важности как факторов развития экономики и общества изменилось. И образование, и наука, и ментальность, и здоровье как составляющие человеческого капитала, и сам ЧК в целом стали главным фактором роста и развития современной экономики, развития общества и повышения качества жизни.

Ядром ЧК, конечно, был и остается человек, но ныне — человек образованный, созидательный и инициативный, обладающий высоким уровнем профессионализма. Сам же человеческий капитал определяет в современной экономике основную долю национального богатства стран, регионов, муниципальных образований и организаций. Причем долю, считаемую в рублях или долларах. В сущности, накопленный ЧК — это инвестиции в человека, в качество его жизни, в условия и инструменты его интеллектуального труда, в среду обитания и работы. Простой труд важен, но не определяет развитие современной экономики. Экстенсивные факторы развития давно исчерпали себя в развитых странах.

Человеческий капитал формируется, прежде всего, за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения (рис.1). В том числе — в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), предпринимательскую способность и климат, в информационное обеспечение труда, в формирование эффективной элиты, в безопасность граждан и бизнеса и экономическую свободу, а также в культуру, искусство и другие составляющие. Формируется ЧК и за счет притока из других стран. Или убывает за счет его оттока, что и наблюдается пока в России. ЧК — не простое количество людей, работников простого труда. ЧК — это профессионализм, знания, информационное обслуживание, здоровье и оптимизм, законопослушность граждан, креативность и эффективность элиты и т. д.

Человеческий капитал — это интенсивный производительный фактор развития экономики и общества, включающий трудовые ресурсы, знания, инструменты интеллектуального и организационного труда, среду обитания и интеллектуальной деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития. [подробнее см. http://www.lerc.ru/?part=articles&art=3&page=20 , http://www.lerc.ru/?part=articles&art=3&page=16 ] .

Кратко: Человеческий капитал — это интеллект, знания, качественный и производительный труд и качество жизни.

В новой «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (утверждена Президентом РФ 13.05.2009г.) выбраны следующие приоритеты (причем перечисленные ниже приведены первыми):

«- повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;

— экономический рост, который достигается, прежде всего, путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

— наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства».

Человеческий капитал прямо обозначен в этой Стратегии в качестве главного интенсивного фактора развития и роста экономики. Отметим, что за создание фундаментальных основ теории ЧК присуждены в ХХ веке две Нобелевские премии по экономике — американским ученым-экономистам Гэри Беккеру и Теодору Шульцу. В том числе на базе теории ЧК формируется и совершенствуется успешная парадигма развития США и ведущих европейских стран. На базе теории ЧК отставшая было Швеция модернизировала свою экономику и вернула в 2000-х годах лидерские позиции в мировой экономике. Наша соседка — Финляндия сумела за какие-то 10 лет перейти от сырьевой в основном экономики к инновационной экономике. И создать свои собственные конкурентоспособные высокие технологии, не отказываясь от глубочайшей переработки своего главного природного богатства — леса. Сумела выйти на первое место в мире в рейтинге по конкурентоспособности экономики в целом. Более того, именно на доходы от переработки леса в товары с высокой добавленной стоимостью и создавали финны свои инновационные технологии и продукты. А не хранили свои доходы в форме резервов в банках США и Европы, а инвестировали их в своих людей, в инфраструктуру, ЧК и экономику, в новые технологии.

Вместе с тем, включение раздела о развитии и повышении качества российского человеческого капитала как интенсивного фактора развития априори предполагает комплексный и системный подходы к разработке самих программ, стратегий и методов их реализации. Потому как само понятие ЧК — комплексное и системное. К тому же теория и практика ЧК ставит в центр парадигмы развития, устройства страны и общества человека, его способности, таланты и профессионализм. И обязательно высокое качество его жизни вкупе с комфортными условиями труда. Теория и практика ЧК предполагает свободный перелив ЧК в регионы и страны с более привлекательными условиями для жизнедеятельности. Высококвалифицированные специалисты уезжают сейчас в США, Канаду, Германию, в другие развитые страны, приумножая их национальные ЧК. И это — реальность, свободная конкуренция и жизнь. Теперь железным занавесом границы не захлопнешь. И «шарашки» для спецов не возродишь. Отсюда вытекает острейшая необходимость обеспечения безопасности и высокого качества жизни как основной задачи развития. Т.е. необходимость реализации основных статей новой Стратегии национальной безопасности РФ и Конституции РФ.

Задачи создания национальной инновационной системы и инновационного сектора экономики, технологической модернизации экономики, развития науки и высоких технологий ставились во всех федеральных и региональных стратегиях и программах развития. А воз и ныне там. Дмитрий Медведев на совещании 15 мая 2009 года по вопросам модернизации и технологического развития экономики сказал по этому поводу:

«Основная проблема заключается в том, что, несмотря на правильные программные установки, никаких существенных изменений в технологическом уровне нашей экономики не происходит. И это особенно очевидно в период глобального финансово-экономического кризиса. Пока не показали серьёзных результатов ни малые фирмы, которые мы пытались и пытаемся создавать, ни технопарки, ни различного рода центры трансфера технологий, всякого рода новые формы, которые мы пытаемся использовать, ни Российская венчурная компания, ни технико-внедренческие особые экономические зоны. Всё это в основном, надо признаться откровенно, существует только на бумаге».

Отчего же это происходит? Ответ, в принципе, не сложен. Коррупция и криминализация экономики и общества снижают эффективность конструктивных составляющих ЧК. Снижают эффективность труда, экономики, бизнеса и государства. Для модернизации индустриального сектора экономики, с/х, для создания инновационного сектора экономики, эффективного венчурного бизнеса необходима соответствующая благоприятная среда, эффективные институты, качественный человеческий капитал (например, профессионалы — венчуристы и бизнес-ангелы). Необходимы конкурентные преимущества экономики и жизни, а не пугающие специалистов, инвесторов, инноваторов и венчуристов недостатки российской жизни по понятиям, а не по законам, российский правовой нигилизм.

Знаменитое медведевское изречение «Свобода лучше, чем несвобода» стало и знаком, и надеждой на положительные перемены в обществе, на углубление процессов демократизации, на формирование конкурентной рыночной экономики, на рост экономической свободы, на снижение давления криминала на экономику и население. А краткая фабула (концепция) развития страны Дмитрия Медведева в форме «Пяти «И» показывает, что в основе новой парадигмы развития, возможно, будет лежать свобода и свободная конкуренция (прежде всего, экономическая свобода), а не власть коррумпированной бюрократии. Речь идет не об избитых фразах и лозунгах, а о содержании этих понятий, об их глубинной сущности, которая от неудач наших на этом поприще и не исчезла, и не девальвировалась.

В Стратегии безопасности приводятся следующие ключевые приоритеты: «Национальные интересы РФ на долгосрочную перспективу согласно Стратегии заключаются: в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики. ». «Главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности. ».

Эти же положения прописаны в первых статьях Конституции РФ. Так что дело «за малым» — в реализации основных руководящих документов и Конституции РФ на практике, как и законов страны.

За истекший год были приняты ФЗ о противодействии коррупции, ФЗ о противодействии манипулированию ценами и инсайду на РЦБ, Президентом объявлена «война» криминалу в МО, поставлена задача в кратчайшие сроки выполнить анализ законодательства на его криминогенность. И уже Генпрокурор Юрий Чайка заявил 13.05.09, что, выполняя поручение Президента, в ходе антикоррупционной экспертизы нормативных и правовых актов выявлено более 12 тыс. правовых актов органов госвласти и муниципалитетов, содержащих коррупциогенные нормы. Процесс очищения власти от коррупции, от криминала, от его пособников и сообщников пока в самом начале, в зародыше. Противодействие Президенту и его команде велико. Но закладывается и совершенствуется законодательная база для декриминализации экономики страны и общества. Соблюдена и преемственность власти и политики.

Концепция развития Воронежа определяет общую линию, общий замысел развития городского округа Воронеж. Она должна быть тесно увязана с Концепцией безопасности России и Концепциями и Стратегиями развития РФ и, соответственно, Воронежской области.

Вместе с тем назрела необходимость законодательного закрепления особого статуса крупнейших городов России, являющихся основными локомотивами развития страны и ее интеллектуальными центрами.

В то же время в России к настоящему времени сложился нерыночный уклад экономики, в котором крайне негативную роль играют высокая коррумпированность бюрократии, высокие общая и экономическая преступности, высокая доля теневого сектора экономики (по разным оценкам 25-50% ВВП).

Перечисленные факторы привели к отсутствию в России и Воронеже свободных конкурентных рынков, засилью госмонополий, олигополий и государственных корпораций, в которых широко распространена внутрикорпоративная экономическая преступность. Фактически произошло движение к одному из вариантов командно-административной системы с коррумпированными и потому неэффективными институтами и элементами псевдорыночной экономики. Что по совокупности означает отсутствие в стране рыночного уклада экономики и рыночных механизмов оборотов в общепринятом их понимании. Это обстоятельство приходится учитывать при разработке программных документов развития любого конкретного субъекта экономики. Необходимо закладывать в концепцию, стратегию или программу развития субъекта этап его декриминализации. Иначе документ заведомо не реализуем и носит чисто декларативный, схоластический характер.

Осознание огромного значения для современной экономики и общества теории и особенно практики развития человеческого капитала, первичности накопления качественного ЧК, первичности профессионализма, торжества закона и знаний, возможно, и приведет к кардинальному изменению парадигмы развития России, когда главным приоритетом становится развитие самого человека и параллельно государства. Соответственно, в приоритетах — развитие культуры, улучшение ментальности, безопасности, воспитания, образования, здоровья человека, условий его труда, жизни, отдыха. И в целом качества жизни. При такой парадигме развития национальное богатство складывается в первую очередь из состояний отдельных людей, из их собственности, из их интеллектов, из их знаний и профессионализма, их здоровья и долгожительства, а затем и параллельно уже из гос. собственности. Сильную и устойчивую державу формируют здоровые, образованные, законопослушные и обеспеченные люди, т.е. средний класс, который в России пока только формируется.

Основные направления новой Стратегии развития России до 2020 года включают:

— создание конкурентоспособной экономики;

— вход России в число мировых лидеров в экономике и высоких технологиях;

— развитие человеческого капитала (развитие образования, медицины, науки и др.);

— повышение качества жизни населения;

— развитие демократии, увеличение среднего класса, защиту конституционных прав граждан;

создание благоприятной среды для бизнеса и инновационной экономики;

— создание инновационной системы и самой экономики;

Отметим, что все эти цели и задачи присутствуют и в еще действующем документе «Основные направления социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу», базирующемся на т.н. стратегии Грефа — «Стратегии развития РФ до 2010 года» (приняты Правительством РФ 14 марта 2001 г.).

Пока существенных успехов в диверсификации и инноватизации экономики добиться, как и в других приведенных важнейших для повышения эффективности экономики направлениях, не удалось. Планировали долю инновационной продукции в 2007г. 7.5%, а она осталась ниже 5%. И ее лишь с большими натяжками можно отнести к инновационной продукции.

Основная причина провала всех концепций, стратегий и программ развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в части инновационной экономики и высоких технологий состоит в том, что в них не учитывались особенности уклада экономики России. И даже не ставилась проблема декриминализации страны, региона и МО. В то же время без решения этой проблема даже создание эффективной традиционной рыночной экономики с ее индустриальным укладом и конкурентными рынками невозможно.

Эффективное функционирование положительной части накопленного ЧК, как самого эффективного производительного фактора развития, требует соответствующей благоприятной среды и эффективных инструментов. Под самим же человеческим капиталом понималось его узкое определение, которое включает трудовые ресурсы, образование, медицинское обслуживание и отчасти науку. И таким образом исключение первичной необходимости трансформации среды (ее декриминализации и улучшения), а также модернизации инструментов и средств труда делали эти документы виртуальными, оторванными от реальной российской жизни и неосуществимыми. В этих документах в соответствии с ментальностью и многовековой парадигмой развития России качество жизни человека рассматривалось формально, экономическая свобода, свободная конкуренция и права гражданина, развитие гражданского общества (ГО) и его роль прописывались также формально. И при реализации фактически игнорировались. Все эти положения прописаны в основном документе РФ — в ее Конституции, а ныне в Стратегии безопасности РФ до 2020 года, однако на практике так и не реализованы.

При разработке Концепции развития Воронежа, как крупного субъекта РФ и крупнейшего субъекта Воронежской области, мы будем исходить из этих и других положений Стратегии безопасности РФ. И ставить цели и задачи по обеспечению «повышения качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения» на ведущее место, поскольку остальные зависимы от нее и не решаемы без декриминализации и обеспечения безопасности граждан и бизнеса.

Концепция развития Воронежа базируется на основных функциях и задачах МО, определенных законодательством. К сожалению, не все мандаты, определенные законодательством крупным городам — городским округам, обеспечены надлежащим бюджетным финансированием. Эта проблема возникла искусственно после кардинального изменения межбюджетных отношений, начиная с 2000 года. После передела и закрепления налогов между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и МО у крупных городов была изъята примерно половина прежней доли налогов, собираемых с их территории. Воронежу оставляли в 1999-2000гг. более 40% налогов, собираемых с его территории, а в 2008 году — только 19% (близко к этому и в предыдущие годы). В результате Воронеж и другие крупные города оказались не способными выполнять качественно и в полном объеме свои основные функции и обязанности перед жителями городского округа. И таким образом, главные цели и задачи межбюджетных реформ — финансовое обеспечение всех законодательных мандатов (законодательных обязанностей, задач, целей) — прежде всего, в отношении развития человеческого капитала — воспитания, образования, здоровья, качества жизни не были достигнуты в отношении крупнейших городов РФ — экономических, финансовых и налоговых доноров субъектов РФ.

Смотрите еще:  Приказ о нормах списания угля

Необходимо срочное решение этой проблемы на федеральном и региональном уровнях. Она затрагивает ключевые проблемы национальной безопасности России. Решение ее достаточно очевидное — возврат городам изъятых долей налогов. Существующее законодательство наделяет широкими полномочиями субъекты РФ в части перераспределения налогов и трансфертов, однако накопленный опыт большинства дотационных регионов показал, что на региональном уровне эта проблема эффективно не решается.

В Концепции особое внимание уделено ключевым проблемам Воронежа: бюджетной необеспеченности, состоянию и развитию промышленности, состоянию и качеству накопленного человеческого капитала, перспективам создания инновационной системы, сектора инновационной экономики и венчурного бизнеса. Большинство проблем Воронежа созданы искусственно за счет волюнтаристского снижения его бюджетной обеспеченности. Достаточно вернуть Воронежу его прежнюю долю налогов (свыше 40% до 2001г.), собираемых с его территории, и проблемы с инфраструктурой, дорогами, общей необустроенностью, с ростом качества жизни и человеческого капитала, с повышением инвестиционной привлекательности город разрешил бы за ближайшие три-четыре года в основном за счет собственных средств.

Подчеркнем следующее важнейшее обстоятельство. Россия (и Воронеж) и в советское, и в постсоветское время так и не создала эффективную индустриальную экономику с конкурентоспособной продукцией на мировых рынках и эффективными производствами. Перешагнуть этот обязательный этап развития не получится. Сейчас его проходят Китай, Индия, Бразилия. Не возможно впрыгнуть через эту ступень развития в инновационную экономику, в экономику знаний, не имея этих самых знаний, а также опыта, навыков и традиций изготовления качественной и конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей обычные потребности человека. Необходимо вначале обустроить Россию, регионы, города поселения, а затем уж переходить к высоким технологиям, в которых Россия имеет заделы, близкие к нулю. Другое дело, что надо развивать научно-технические направления, в которых уже имеются заделы с советских времен, созданные за счет огромных затрат и потерь в прошлом. В них входят атомная промышленность, космическая, авиастроение и некоторые другие.

Миссия Воронежа характеризует основное назначение города, цели его существования для жителей, региона, соседей и России. Миссия является системообразующей базой развития и жизнедеятельности города. И позволяет сформулировать основные цели, задачи, стратегии и программы экономического, социального, инфраструктурного и общественного развития Воронежа и их приоритетность.

Сформулируем миссию Воронежа следующим образом:

Воронеж — современный деловой, образовательный, научный, культурно-исторический и духовный центр Центрально-Черноземного региона, город с низким уровнем преступности и коррупции, с высокой инвестиционной привлекательностью, с высококачественным человеческим капиталом, с эффективной инновационной системой и развивающейся инновационной экономикой, с высоким стандартом качества научно-образовательной инфраструктуры, медицинского обслуживания и общим высоким качеством жизни населения.

Кратко:

Воронеж — город высокой культуры, высокого качества жизни и инноваций.

Указанная миссия Воронежа трудна, грандиозна и требует огромных совместных усилий элиты, гражданского общества, государства и воронежцев для ее реализации. Для ее выполнения необходимо еще возвести фундамент из эффективного индустриального сектора экономики, эффективных систем воспитания детей, образования, науки, медицины и эффективной инновационной системы, работающих на население, а не на коррупционеров и криминал. Остаткам российской интеллигенции тоже бы надо осознать свою роль в развитии общества и страны. И включиться в конструктивный процесс очищения общества от взяточничества, коррупции, правового нигилизма, пошлости и подлости. При всей накопившейся грязи надо ради детей, ради внуков, да и ради самих себя продвигаться, пусть даже и ползком, вперед, к прогрессу, к лучшему качеству жизни, а не загибаться в наркотиках, пьянстве, нигилизме и духовной опустошенности.

Инновационная система России, точнее, ее зачатки, копирует западную модель и включает Роснауку, РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований), ФЦП (Федеральные целевые программы России), РАН, Российскую венчурную компанию, Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития (поддерживают венчурные проекты). В инновационную систему также входят стандартные элементы в регионах — технопарки, зоны трансфера технологий, особые экономические зоны и т. д.

Главные причины торможения усилий Президента РФ и Правительства РФ по активизации научно-технической и инновационной деятельности в стране — неблагоприятная среда в стране для нее. В стране сложился криминально-бюрократический уклад экономики, снизилось качество всех составляющих человеческого капитала: образования, науки, безопасности граждан и бизнеса, элиты, специалистов.

Если даже предположить (вообразить), что в стране вдруг чудесным образом создана инновационная система со всеми ее элементами, скажем, импортируемыми из-за рубежа, ее нечем будет заполнить. В стране нет специалистов в возрасте 30-45 лет, способных эффективно работать в науке, венчурном бизнесе и инновационном менеджменте.

Основным инвестором науки в РФ является государство. Две трети финансирования сектора НИОКР идет из бюджета, а одна треть — это деньги, в основном, естественных монополий, т.е. тоже государства. В Китае — четверть инвестиций в науку государственные, а ¾ — частные, стимулированные субсидиями и льготами государства (2006г.)

Незаинтересованность промышленности в инновациях, в продвижении достижений науки в практику — старая болезнь страны с советских времен. Это прямое свидетельство низкого качества российского человеческого капитала, низкого качества систем образования и науки. И неблагоприятной среды в РФ для инновационной деятельности.

Количество поданных гражданами РФ заявок на изобретения на 1 млн. населения (коэффициент изобретательности) примерно в 5 раз ниже, чем у Германии и США, и в 20 раз, чем у Японии. Показатель получения дохода от лицензионных выплат для России составляет 1 долл. в год на человека, а в Швеции — 169,7 долл., в США — 151,7 долл. К тому же изобретения в России очень плохо внедряются.

Доля затрат на науку в ВВП в России примерно вдвое меньше среднего по ОЭСР. По абсолютным цифрам разрыв еще более значителен.

Промышленность страны — не инновационная, с устаревшим оборудование и менеджментом, не готовым к инновационной деятельности. И в целом она не готова к инновациям. Удельный вес организаций, занимавшихся инновационной деятельность, меньше 10%. В странах ОЭСР — (25 — 80)%. И лишь менее 5% российской продукции является инновационной. Причем инновационность и этой части продукции — трудно доказуема, скорее виртуальная, «отчетная».

Инновационные процессы в регионах бюрократизируются и носят, зачастую, формальный характер. В стране еще до активизации инновационной деятельности правительства в конце 2005 г. существовали технопарки (их было более 70 в 25 регионах). Но продуктивность их очень низка. Сейчас технопарки создаются по трафаретам и во множестве во всех регионах. Например, в Воронежской области их уже больше 5, а планировалось создание более 10. Массовое создание технопарков для отчетности дискредитирует саму идею, дискредитирует стратегию инновационного развития страны. Эту ситуацию в 2009 году критически озвучил и Президент РФ Д.А. Медведев.

Федеральная целевая научно-техническая программа (ФЦНТП) «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения» так и не инициировала рост инновационной продукции.

Графа «Прикладные научные исследования в области национальной экономики» составляет всего 0.5% от расходов консолидированных бюджетов 2006-07 годов или 0.16% от ВВП в 2007 году. В целом инвестиции в науку не превышали до 2008г. 1.5% ВВП. У страны есть средства для увеличения финансирования науки, но для эффективного их использования необходима благоприятная среда, как для функционирования науки, так и для жизни и работы ученых. Среда эта пока оставляет желать много лучшего.

Все сказанное в полной мере относится к образованию, науке и экономике Воронежа. Отсутствие крупных академических учреждений сказалось на качестве воронежской фундаментальной науки в худшую сторону. Она уступает по качеству новосибирской, красноярской, ростовской или казанской фундаментальной науке. В Воронеже, к сожалению, не был в свое время создан академический научный центр.

Создание существующих технопарков в Воронеже на остатках советских КБ к успеху не привели и не приведут. Но в то же время в части интеллектуального потенциала, развития науки и мощи системы образования Воронеж пока еще намного превосходит все города-соседи, да и все города ЦФО, за исключением Москвы.

Особенностью инновационной экономики, венчурного бизнеса и информационного общества является то обстоятельство, что перечисленные выше условия должны выполняться относительно развитых стран мира в условиях глобализации и открытых границ и экономики. Венчуристы как особо высоко профессиональные специалисты работают там, где им комфортнее, а бизнесу созданы благоприятные и конкурентоспособные условия. В СССР подобных условий создать не удалось. И поэтому он проиграл научно-технологическое соревнование. Нынешние условия — менее благоприятные для этого, нежели были в СССР. Остатки прежней науки и образования, как и другие составляющие инновационной системы, не соответствуют уровню экономики знаний.

В Воронеже основные составляющие инновационной экономики — наука, образование, инновационная система и промышленность с инновационным сектором, также как и в России в целом, пока не соответствуют экономике знаний. Необходимо, прежде всего, разработать и исполнить комплексную программу создания благоприятной и конкурентоспособной среды для инновационной экономики и подготовить или пригласить специалистов соответствующего уровня.

Поскольку финансирование науки, фондов, элементов инновационной системы, венчурного бизнеса находится в руках чиновников, воспитанных на откатах и прочих негативных явлениях, наука, информатика и инноватика в стране и в Воронеже, вероятно, криминализированы. И требуется основательная ревизия их деятельности. Отсутствие существенных результатов — одно из оснований для такой ревизии.

Главной целью развития Воронежа является обеспечение стабильных условий для повышения качества жизни населения города, развития и повышения качества его человеческого капитала путем предоставления высококачественных муниципальных услуг и выполнения муниципальных функций в полном объеме.

Основными задачами городского округа (ГО) Воронеж являются качественное выполнение всех функций и обязанностей МО — городского округа перед его жителями и партнерами в соответствии с законодательством.

С одной стороны, главная цель и задача Воронежа — обеспечение роста качества и уровня жизни собственно населения города, обеспечение выполнения в городе общепризнанных международных стандартов по объемам и качеству основных социально-экономических услуг и показателей. С другой — стимулирование выполнения этих задач и для области в целом через экономическую и финансовую поддержку на рыночных условиях развития районов и МО региона. Механизмами такой поддержки должны являться потребительские, инвестиционные, торговые, промышленные и другие отношения, проекты, предложения и заказы на рыночной основе. Воронеж должен быть центром и инициатором вовлечения в процесс кластеризации малых городов и поселков региона. Воронеж был, есть и будет основным потребителем с/х продукции и иной продукции районов области.

Бюджетная обеспеченность, состояние инфраструктуры и экономики, инвестиционные риски и безопасность мегаполисов и городов — финансовых, экономических и интеллектуальных доноров территорий определяют инвестиционную привлекательность, как самих городов, так и регионов в целом. Современная теория и практика развития регионов и стран основывается на базовой формуле, базовом постулате, проверенном мировым опытом:

Рост и развитие экономики формируется

концентрируется в городах

из них распространяется на смежные территории и страну.

В этой форме, как в капле воды, отражена суть миссии города Воронежа.

Что касается ключевого тормоза развития страны, региона, Воронежа — коррумпированности и криминализации экономики Воронежской области и г. Воронежа, криминализации нашей жизни, то приведем слова губернатора Алексея Гордеева:

«Коррупция сегодня становится очень модным словом, но я бы обратил внимание на бытовую часть этого термина — это обыкновенное взяточничество и мздоимство. Вы видите, что мы существенно обновили руководство органов исполнительной власти Воронежской области и, прежде всего — состав правительства. — Мы пошли на это с учетом того, что нам надо поднять авторитет власти среди населения, сделать власть эффективной. Но это всего лишь первый шаг. Мы должны «встряхнуть» все среднее звено чиновничьего аппарата и тех, кто представляет государственные услуги населению. Это работники здравоохранения, образования. Они должны четко понимать, что они работают за зарплату. Если такая ситуация кого-то не устраивает — могут написать заявления и идти работать в коммерческие структуры».

От результатов борьбы с коррупцией и общей криминализацией нашей жизни и экономики и будет в конечном итоге зависеть реализуемость концепций, стратегий и программ развития. И качество жизни воронежцев. Коррумпированная среда инновации и высокое качество жизни не генерирует.

Похожие статьи:

  • Расписка или договор о задатке Расписка о задатке — это не договор задатка Расписка о задатке — очень важный документ и составить ее нужно правильно. Но для правильного оформления задатка одной расписки не достаточно! […]
  • Мировой суд обручевский СУДЕБНЫЙ УЧАСТОК № 212 ОБРУЧЕВСКОГО РАЙОНА (МИРОВОЙ СУД): ТЕЛЕФОНЫ, АДРЕС, РЕКВИЗИТЫ Телефон суда: (495) 735-82-10 ; адрес суда Обручевского района смотрите ниже. Разрешение юридических […]
  • Договор на аренду помещений под склад Бланк договора аренды нежилого помещения для 2019 года Здесь можно скачать бланк договора аренды нежилого помещения в РФ, актуальный для 2019 года. Данный бланк можно скачать и […]
  • Как получить налоговый вычет за покупку квартиры по месту работы Документы для оформления налогового вычета за жилье Для того чтобы вернуть налог за покупку квартиры, в налоговую инспекцию необходимо предоставить комплект документов. Для разных ситуаций […]
  • Приказ по школе за музей Школьный музей сегодня В соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 31 января 2012 года №01-119 "О порядке паспортизации музеев образовательных […]
  • Договор контрактации содержание Договор контрактации содержание 13. ЭЛЕМЕНТЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА КОНТРАКТАЦИИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН Стороны – продавец (производитель продукции) и заготовитель (контрактант). […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.