Основные требования к речи оратора

Требования, предъявляемые к оратору

Главное качество оратора – умение публично мыслить – неотделимо от умения выбрать наиболее яркие слова, помогающие максимально точно выразить свою мысль. Значение этого умения столь велико, что мастерство оратора нередко сводится к языковой культуре, а в ней, в свою очередь, на первое место ставится правильность речи. Однако проблема значительно глубже. Просто правильной речи недостаточно, чтобы увлечь аудиторию, тем более, чтобы убедить её. «Говорить правильно» и «говорить хорошо» — вещи взаимосвязанные, но не совпадающие по значению и объёму. В проблеме речевой культуры следует выделить три аспекта: стиль устной речи, соблюдение основных требований к языку выступления и использование особых средств речевой выразительности.

К оратору, так же как и к речи, предъявляются определённые требования, которые сформулированы в работе Н.А. Михайличенко.

Правильность речи – первое и непременное требование. Оратор обязан стремиться к безупречной правильности языка своего выступления, а для этого надо постоянно работать над собой, совершенствовать свою речь.

Правильная речь предполагает соблюдение языковой нормы в грамматике, словоупотреблении и произношении.

Единство речи, её взаимопонимаемость обеспечивается именно правильностью речи, без неё не «срабатывают» другие коммуникативные качества.

Отступление от норм языка не только затрудняет понимание речи, оно подрывает доверие к оратору, отвлекает слушателей от содержания выступления, отрицательно сказывается на действительности речи.

Пренебрежительное отношение к законам грамматики ведёт к неряшливости речи, к нарушению логической связи и последовательной мысли.

Нарушение лексических норм (ошибки словоупотребления, неоправданное использование диалектных и жаргонных слов, разрушение устойчивых словосочетаний) мешает оратору достичь цели выступления, а иногда даже создаёт комический эффект, не предусмотренный содержанием выступления. Грубые ошибки в произношении также отвлекают аудиторию от существа речи, создают негативный психологический фон.

Чтобы избежать этих и других ошибок, оратор обязан совершенствовать свою речь; чаще консультироваться с грамматическими словарями и справочниками.

Важное качество хорошего выступления – его краткость. Она предполагает, что оратор не только не злоупотребляет временем и терпением слушателей, но и умеет избежать ненужных повторов, излишней детализации, словесного мусора. Известный древнегреческий писатель Плутарх считал, что «сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах».

Чтобы избежать многословия, необходимо, прежде всего, бороться с плеоназмами (речевой избыточностью) – когда в речь вкрапляются слова ненужные, излишние по смыслу.

Другая разновидность многословия – тавтология, то есть повторение того же самого другими словами, нередко однокоренными. Очень частая ошибка – тавтологические сочетания русских и иностранных слов с одним и тем же значением.

Неоправданное обилие вводных слов и предложений – вид многословия.

Ошибкой также является злоупотребление определениями, преувеличениями, подразделениями.

Ещё один недостаток – обилие слов-паразитов. Здесь одновременно страдают и краткость, и выразительность, и правильность речи.

Главные причины многословия: неясность мысли, плохая подготовка, склонность оратора к самолюбованию.

Требование точности и ясности предъявлялось уже античных руководствах по риторике: «Достоинство стиля заключается в ясности, доказательством этого служит то, что, раз речь не ясна, она не достигает своей цели».

Точность речи всегда связывалась с умением ясно мыслить, со знанием предмета выступления, а также со знанием значения слов.

Чтобы обеспечить точность речи, оратор должен верно выбирать слово из синонимического ряда в соответствии со стилем высказывания.

Кроме того, для начинающего оратора большую сложность представляет точное употребление иноязычных, архаичных слов, терминов. Перегруженность речи терминологией делает её недоступной пониманию. Злоупотребление архаизмами также может существенно затруднить восприятие. А бездушное, стилистически неоправданное использование заимствований превращает язык публичного выступления в малоприятный жаргон. Очень часто злоупотреблению иностранными словами сопутствует элементарное незнание смысла слова. Нередко и исконно русские слова употребляются неточно, вопреки их значению.

Своеобразие и виды уроков изобразительного искусства
Искусство-это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представления о прекрасном, делает богаче человеческую душу. Я всегда с восторгом смотрю на детские рисунки. Сколько в них фантазии, находчивости, как непредс .

Методические рекомендации по подготовке устного выступления учащихся
В практической части моей курсовой работы я объединила теоретические сведения, рассматриваемые в психолго-педагогической литературе, с разработанными схемами учителей-практиков и предлагаю алгоритм формирования навыков устного выступления с последующим анализом и самоанализом. Риторика – древнейшая .

Коллективизм как социальное и психолого-педагогическое явления
Латинское слово «коллективус» переводят по-разному – сборище, толпа, совместное собрание, объединенная группа. Неудивительно, что оно стало очень не четким, ясно лишь то, что коллектив – это группа людей. Разные авторы дают разные определения коллективу и коллективизму. Коллектив – (от латинского с .

Требования к оратору.

Какого человека можно назвать хорошим оратором? Часто спрашивают: был ли хорошим оратором Гитлер? или является ли хорошим оратором тот или иной политик, складно и красиво передающий свои мысли, но не пробуждающий у людей подлинной веры? Действительно, история человечества и наша современность знает множество примеров, когда сила ораторского слова использовалась для того, чтобы установить свою власть, обмануть людей. Но успех таких “хороших ораторов” всегда оказывался временным, а история всё расставляла на свои места.

Поэтому мы бы назвали с большой оговоркой “хорошими ораторами” тех людей, как Гитлер, Муссолини и других диктаторов, которые добивались только личного успеха и в конечном итоге обратили во зло для своих народов искусство красноречия. Кошанский определял такое искусство оратора как “злоупотребление красноречием”.

Вот почему следует ещё раз вспомнить формулу Квинтилиана: “чтобы быть хорошим оратором, надо быть хорошим человеком”. Настоящий оратор думает не о временном успехе своей речи, а о том, как его “слово отзовётся” впоследствии. Для него невозможна формула “после нас – хоть трава не расти” (“после нас хоть потоп”), он размышляет о том, какими будут долговременные последствия его слов.

Но быть хорошим человеком – хотя и основное, но слишком общее и расплывчатое требование. Чтобы быть подлинным оратором, нужны талант, природное дарование. Вот как об этом писал Цицерон: “Первое и важнейшее условие для оратора есть природное дарование… Ведь для красноречия необходима особого рода живость ума и чувства, которая делает в речи нахождение всякого предмета быстрым, развитие и украшение – обильным, запоминание – верным и прочным”.

Смотрите еще:  Право покупателя вернуть товар в течение 14 дней

Вы спросите: а что делать, если нет природных дарований, если Бог “обидел способностями”? Мы бы ответили: не надо ни преувеличивать, ни преуменьшать своих возможностей. Но у каждого человека есть свой речевой талант, и надо понять, в чём он состоит, постараться раскрыть свои возможности. Ведь один человек может писать стихи (и он будет поэтом), другой чувствует, что он может работать в сфере производства и управления (он будет писать документы, вести деловые переговоры), третий хочет писать статьи в газеты (он будет журналистом). Итак, какую профессию ни возьми – каждая связана с развитием определённых речевых способностей. Поэтому Ваша профессия и ощущение “удобства” связан не просто с интересами, а с определённой областью речей и текстов, которыми вам придётся заниматься.

Итак, второе требование – пойми, в чём твой речевой талант, и развей его.

Развитие таланта предполагает работу над собой, которая состоит в повышении знаний и образованности оратора. “Красноречием можно овладеть лишь сравнившись в знаниях с образованнейшими людьми” (Цицерон). “Знание других наук” полагал одним из средств приобретения красноречия Ломоносов. Аудитория не будет слушать того оратора, который плохо знает предмет своей речи и не умеет рассуждать логически и последовательно.

Следующее требование к оратору касается своеобразия его личности . Всякий оратор ценится как человек, обладающий собственным взглядом на предмет, она занимает твёрдую позицию и отстаивает её. Отстаивание позиции не предполагает прямолинейного упрямства, напротив, мудрый ритор ведёт себя разумно и тонко: он умеет и промолчать, и выслушать оппонента, но и отстоит свою точку зрения.

При индивидуальном своеобразии можно говорить и об универсальных качествах, которые должны быть присущи оратору. Качества характера и свойств личности оратора называются в риторике ораторскими нравами . К ним относятся честность, образованность, скромность, предусмотрительность, ответственность, решительность и нек.др.

Честность – это открытое и справедливое отстаивание своей позиции. Никто не захочет слушать человека нечестного, скрывающего свои истинные намерения.

Образованность – это знание предмета речи, потенциальная широта воззрения на разбираемую проблему. Если аудитория уверена в образованности оратора, она доверяет его мнению.

Скромность – умаление личных достоинства, которое оттеняет свойства предмета, утверждает знание, а ораторской гордыне и жажде славы отводит второстепенное место.

Предусмотрительность – способность предвидеть развитие событий, не позволяющая совершать неразумных импульсивных поступков. Хороший ритор, предвидя действие чужих и своих речей – подобно хорошему полководцу – отступает и “отсиживается” в засаде, а затем переходит в наступление лестным и искусным словом.

Ответственность – приуготовление и готовность ответить за произносимые мысли и слова. Ответственность связана с чувством стыда – возможного осуждения и даже позора за неудачно сказанную речь. Безответственность, напротив, связана с равнодушием к чужому мнению, неуважением к слушателям, она – следствие ослабления волевого начала в человеке.

Решительность – способность настойчиво и волево проводить свои идеи. Решительность связана с внутренней энергией, которая присутствует в каждом человеке, но может быть или ослаблена обстоятельствами, или, напротив, быть мобилизованной . Качество решительности, как и другие свойства оратора, — не только даны от природы, но и вырабатываются и формируются годами напряжённое работы и воспитания.

Мы перечислили не все качества оратора , или ораторские нравы . Видимо, можно назвать ещё много качеств, которые приблизят нас к облику идеального или совершенного оратора. Видимо, и каждое время диктует свои нравы, свои взгляды на идеал человека и образцы его речи. Нам важно освоить всё лучшее, что известно об ораторском искусстве и свойствах оратора, а затем применить эти знания к своей жизни.

Качества оратора как личности в сочетании со всеми другими требованиями к речи создают в представлении аудитории образ оратора. Образ оратора – это представление человеком себя в речи, вид, облик, “маска”, которые сознательно планируются, а затем проводятся в жизнь. Образ оратора оценивается по трём параметрам личности: нравственный ли человек? знающий ли человек (интеллект, образованность)? привлекательный ли человек (эстетическая выразительность)? – иначе “нравится” ли человек?

В комплекс речевых средств входят – и это принципы оценки речи оратора: идеи, слова, построение слов, произношение, телодвижение, эмоция речи.

Не зря слово “образ” имеет связь со словами “образец”, “образованность”. Связь со словом “образец” означает, что каждый оратор стремится к определённому идеалу, образцу. Каждое время и каждая эпоха даёт свои стилевые образцы, которым подражают ораторы. Хороший оратор (ритор в целом) всегда занят преобразованием, усовершенствованием жизни к лучшему, поэтому он отталкивается от существующих образцов и создаёт новое : новые идеи, новый стиль в словах и всём образе поведения.

Образованность же означает формирование внутреннего и внешнего облика человека. “Образуя” себя, человек лепит из себя личность – своеобразный союз души и тела, единственный и ни на кого не похожий. Образование же происходит только через общение, через речь, словесное взаимодействие каждого из нас с миром.

Теперь приложим всё сказанное к отдельным видам ораторской речи, какими являются:

а) политическое красноречие (политическая ораторика);

б) судебное красноречие (судебная ораторика);

в) духовное красноречие (церковная ораторика);

г) педагогическое красноречие (педагогическая ораторика);

д) академическое красноречие (устная ораторика);

е) военное красноречие (военная ораторика).

В сущности же видов красноречия или ораторики столько, сколько видов профессиональной деятельности. Обратите внимание на то, что перечисленные классические виды красноречия называют основные общественные профессии: политик (дипломат), юрист (судья, адвокат), священник, педагог (учитель, преподаватель), военный. Эти профессии требуют активной речевой работы.

Основные требования к речи оратора

  • 27.01.2019
  • Тренинг «Харизматичный оратор» для проекта «НовАЯ завтра»! Физик-ядерщик, кинолог и военный инженер – именно так представились очаровательные девушки в начале занятия! Нас трудно удивить, но им это — удалось!
  • 19.01.2019
  • Открытый урок курса актеров «Музыкальные наблюдения»! Только здесь можно увидеть сразу «несовместимых» друг с другом звезд: Ольга Бузова, Ирина Аллегрова, Лобода и бессмертных гр . «Король и Шут» вместе с Фредди Меркьюри!
  • 15.12.2018
  • Заключительное занятие у «ораторов»! Были выступления, от которых хотелось плакать навзрыд и задавать вечные вопросы: «Как же так? Кто виноват и что делать?». А были и такие, от которых заражаешься оптимизмом. Хочется идти, открывать себя и творить прекрасное!
  • 26.11.2018
  • Старт 32-го курса «актеров»! Все 17 участников сели в поезд приключений и понеслось! Преодоление страха сцены, открытые уроки перед сотней зрителей, смешные этюды, обыграй предмет и т. д! Ты больше НЕ Настя, ты – КОЖАНОЕ КРСЕЛО! И как это, позвольте, показать?!
  • 17.11.2018
  • Первое занятие по курсу «Ораторское искусство». Каждый из 11 участников выступил и пошел домой думать о 3-х темах. З темы, ради которых они готовы забыть свои страхи и выйти к своей аудитории на сцену!
Смотрите еще:  Как сделать отчетность по енвд

Общие требования к публичному выступлению

Разные жанры выступлений и ораторского искусства (лекция, доклад, выступление и др.), требуют разных приемов подготовки. Эти правила называются общими требованиями к публичному выступлению. Назовем основные:

Решительное начало выступления. Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете.

Драматизм. Это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях.

Сдержанная эмоциональность. Эмоциональность — обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной.

Краткость. Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Особенно ценится краткость в русской аудитории, что отражено в известном выражении: Коротко и ясно.

Диалогичность. Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не обязан все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на ее поведение. Любое выступление должно иметь черты беседы. Вопросы могут быть и риторическими, но позволяют повысить эффективность устного выступления, прежде всего краткие диалоги со слушателями в ходе самого выступления.

Разговорность. Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорный стиль.

Установление и поддержание контакта с аудиторией. Установить контакт с аудиторией значит: смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от реакции, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

Понятность главной мысли. Главная мысль должна быть передана словами, причем желательно не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет их от оратора в сформулированном виде.

Решительный конец. Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Ее, как и начальную фразу надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это завершение вашего выступления.

58. требования, предъявляемые к оратору. Взаимодействие оратора и слушателей.

Оратор должен знать каналы воздействия на аудиторию:

-вербальный – сама речь, интонация, недопущение ошибок.

А) визуальный – мимика, жесты, перемещение оратора по аудитории, поза, внешний вид.

Б) аудиометрический – как речь воспринимается на слух. Интонации, паузы. Четко произносить. Темп речи- приятное говорить быстро,легко.

В) ценностные ориентиры оратора – настроение оратора, увлеченность темой.

Г) изобразительные средства- слайды,плакаты, изображения на доске.

Важно следить за реакцией аудитории.

Оратор должен использовать общие места.

Оратор должен создавать некий образ. (оратор-педант, оратор-харизматик, оратор монархического типа. _

+ Оратор должен быть начитан.

Взаимодействие с аудиторией:

Образ аудитории- (нравы)- оратор должен знать, что из себя представляет аудитория.

Молодежная – нужны эмоции, новаторство.

Средние года- логика и профессионализм.

Пожилая аудитория- сентиментальность.

Важно соблюдать коммуникативное сотруднечество – бросать в аудиторию вопросы, обращения к публике.

Теория риторики — Требования, предъявляемые к оратору

Требования, предъявляемые к оратору.

По правилам классической риторики оратор должен показать себя человеком, достойным доверия и способным вызвать уважение аудитории. Оратор также должен быть физически развит, проявлять умеренность в еде, чтобы выглядеть пристойно, носить чистый, аккуратный и модный костюм, обладать сильным голосом, т. е. быть привлекательным внешне.

Эти требования особенно важны в ораторике, когда оратор выступает перед аудиторией впервые и только один раз. Слушатели его еще не знают, а потому внешность выступающего должна располагать к себе.

В гомилетической речи эти общие требования к оратору ослабляются. В гомилетике слушатели и оратор уже объединятся в один коллектив, поэтому аудитория обращает внимание на содержание речи и мастерство, с каким его произносит оратор. Гомилетическая речь требует, чтобы оратор умел представлять характер своей профессии, показывать манеры, типичные для своей профессии, особенно манеру речи-мысли.

Оратор решительно отличается от актера: актер сегодня может быть принцем, а завтра шутом. Оратор всегда должен быть самим собой. Он должен быть представителем определенной идеи, которую отстаивает всей жизнью. По образу оратора судят о содержании речи.

Принцип подчиненности ораторского образа профессиональной или политической идее – необходимая часть смысла речи. Никто не станет слушать лектора, если он лицемерит, т.е. сам не верит в идею своей речи. Для аудитории личность говорящего является ключом к содержанию речи.

По определенному виду речевой деятельности мы различаем индивидуальное разнообразие людей. Образ оратора индивидуален, но представляет собой социальный тип личности, со своим мировоззрением, эстетическими установками, интеллектом и образованностью. Все это развивается в человеке с умением слушать, понимать и говорить.

Женщина и мужчина должны строить свои образы несколько по-разному. Мужчина может себе позволить большее своеобразие во внешнем облике. Женщина – нет. Требования, которые предъявляет к ней аудитория, таковы, что женщина-оратор будет несколько скрывать свои личные эмоции и высказываться обобщенно. Поэтому от женщины обычно ожидают внешности, в которой скрыты характерные черты индивидуальности. Они присутствуют, но даны как будто намеком. Разработка образа женщины-оратора сложна тем, что небольшими штрихами в костюме, голосе, жестикуляции можно подчеркнуть свое своеобразие, выделить природные и индивидуальные качества своей личности.

Смотрите еще:  Заявление в тсн

Образ оратора не складывается стихийно. Он – результат достаточно большой работы над собой независимо от меры ораторского таланта, отпущенного человеку природой.

Для создания ораторского образа необходима богатая практика. Наблюдения показывают, что воспитание красноречия сильно изменяет не только нервную конституцию говорящего, но и его внешность, формирует разные типы личности.

Риторика. билеты к зачету / 37. Требования, предъявляемые к языку оратора

37. Требования, предъявляемые к языку оратора.

Основные коммуникативные качества речи — общепонятность,

правильность, краткость, точность, чистота, логичность, богатство, эмоциональность, экспрессивность. Этот перечень может быть про-л должен и конкретизирован, но в основном именно эти качества речи обеспечивают ее доходчивость и действенность.

Среди требований, предъявляемых к языку говорящего, особое значение имеет общепонятность. М.М. Сперанский подчеркивал, что говорить так, чтобы нас не понимали, «есть нелепость, превос­ходящая все меры нелепости». Это требование связано с действен­ностью, эффективностью устного слова. По мнению исследователей, общепонятность языка определяется прежде всего отбором речевых средств, необходимостью ограничить использование слов, находящихся, так сказать, на «периферии» словарного состава языка (жаргонизмы, диалекты, профессионализмы). Существует опре­деленная иллюзия понятности — несоответствие нашего понимания смысла слова его действительному содержанию при уверенности в правильном понимании этого слова. Многие термины сле­дует объяснять и не перегружать речь терминологией и профессио­нализмами. Рекомендуют избегать употребления иностранных слов, если в языке есть русские слова с таким же значением.

Не менее важна и правильность речи. Хотя нормы устной речи не так строги, как требования к литературному произведению, ора­тор обязан стремиться к безупречной правильности языка своего выступления, а для этого нужно постоянно работать над собой, со­вершенствовать свою речь. Еще Н.М. Карамзин писал: «В шесть лет можно научиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, чем другим». Правильная речь предполагает соблюдение языковой нор­мы в грамматике, словоупотреблении и произношении. Без пра­вильности речи не срабатывают и другие коммуникативные каче­ства речи.

Пренебрежительное отношение к законам грамматики ведет к неряшливости речи, к нарушению логической связи и последова­тельности мысли («Около триста тысяч жителей»; «Меня критикуют о том, что» и др.). Нарушение лексических норм (ошибки в словоу­потреблении, неоправданное использование диалектных и жаргон­ных слов, разрушение устойчивых словосочетаний) мешает оратору достичь цели выступления, а иногда просто создает комический эф­фект, не предусмотренный содержанием выступления («Все те зада­чи, которыми нас здесь озадачивали»; «Вывод напрашивается сам на себя»). Грубые ошибки в произношении («пинжак», «досуг», «бу-дующий») также отвлекают аудиторию от существа дела, создают негативный психологический фон.

Важное качество хорошего выступления — его лаконичность. Краткость речи предполагает, что оратор не только не злоупотреб­ляет временем и терпением слушателей, но и умеет избежать ненуж­ных повторов, излишней детализации, словесного мусора. Вместе с тем нельзя допускать, чтобы лаконичность, краткость речи шла в ущерб смыслу.

Чтобы избежать многословия, необходимо прежде всего бороть­ся с плеоназмами (речевой избыточностью) — когда в речь вторга­ются слова, излишние по смыслу («могучий богатырь», «сжатый ку­лак» и т. п.); другая разновидность многословия — тавтология, т. е.

повторение того же самого другими словами, нередко однокоренными («равноправные права», «вложили большой вклад»); возмож­ны тавтологические сочетания русских и иностранных слов с одним и тем же значением («памятный сувенир», «свободная вакансия») и т. п. Еще один вид многословия— неоправданное обилие вводных предложений и оборотов,

Чистота речи — отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов («вот, так сказать, значит, понимаете, короче гово­ря» и др.). Требование точности и ясности предъявлялись к публичной речи уже в античных руководствах по риторике, оно всегда связы­валось с умением ясно мыслить, со знанием предмета выступления и значений слое. Чтобы обеспечить точность речи, оратор должен верно выбрать слово из ряда синонимов в соответствии со стилем высказывания («спать» — нейтральное, «почивать» — торжествен­ное, высокое, «дрыхнуть» — просторечное). Необходимо четко раз­граничивать паронимы — близкие, созвучные и поэтому смешивае­мые слова («эффектный» и «эффективный»).

Много общего с точностью имеет логичность речи — соответ­ствие сочетаемости частей высказывания законам логики. Сочетание одного слова с другим должно быть непротиворечивым («углуб­ляется вширь»), условием логичности является правильный поря­док слов («Напоминаю родителям, что без путевок дети на все базы отдыха не принимаются»).

Одно из центральных качеств речи — ее богатство, или разно­образие лексических, фразеологических, интонационных средств языка. Оно напрямую связано с уровнем общей культуры оратора, с его эрудицией, опытом публичных выступлений.

Существуют определенные качества и свойства речи, которые необходимы для общения:

Похожие статьи:

Перспектива. 2019. Все права защищены.