Осаго для виноватых в дтп

Страховые компании не смогут требовать деньги с пешеходов, виновных в ДТП

С пешехода, по вине которого произошло ДТП, не будут требовать возмещения вреда

Так называемая либерализация тарифов ОСАГО началась. Таким образом РСА (Российский союз автостраховщиков) намерен отвязать тарифы от их регулирования государством. И одной из первых ласточек изменения системы страхования автогражданской ответственности стало изменение тарифов и коэффициентов ОСАГО. Другими словами, РСА вводит «вилки» тарифов – их минимальные и максимальные значения. Изменения коснутся структуры выплаты и начисления тарифного плана. Подробнее о том, во сколько обойдутся полисы в ближайшее время, мы писали на страницах нашего интернет-издания, основываясь на данных опубликованного для общественного обсуждения проекта: Новая стоимость полиса ОСАГО: Все новые тарифы и коэффициенты

Однако изменения в части автогражданской ответственности в будущем коснутся не только автомобилистов, но и пешеходов. Так, правительственной комиссией был рассмотрен законопроект, который изменит суть ответственности пеших участников движения перед страховщиками.

Как это происходит сегодня? Согласно регрессному иску страховая компания имеет право подать иск к виновнику дорожно-транспортного происшествия, целью которого является погашение издержек, понесенных ей в ходе выполнения обязательств в отношении второго участника ДТП, в том случае если по вине пешехода происходит ДТП с участием транспортного средства.

Скажем, выбежал пешеход на дорогу вне зоны действия пешеходного перехода, водитель, пытаясь объехать внезапно возникшее препятствие, не справился с управлением и улетел в кювет. Или сбил пешехода. Если окажется, что виновником аварии является не водитель автомобиля, страховая будет обязана выплатить ему стоимость ремонта. При этом возникают издержки. С кого брать деньги? Разумеется, с пешехода. Если человек погиб, долги перейдут к его семье, наследникам, которым в соответствии с законом придется выплачивать деньги страховой компании.

Пример подобного иска, растиражированный в СМИ, был с удачным концом. К счастью для родственников погибшего, страховая отозвала свой иск под давлением общественности.

Поскольку застраховать ответственность перед третьими лицами можно лишь автомобилистам (у пешеходов ОСАГО нет), выплачивать суммы виновнику придется из своего кармана. А если речь идет о разбитом премиальном автомобиле? Выплаты могут затянуться на долгие годы.

«Система обязательного страхования автогражданской ответственности не освобождает от ответственности стороны, виновные в нарушении», –отмечает Владимир Груздев, член правительственной комиссии, председатель правления Ассоциации юристов России, но это не совсем верно, поскольку закон работает не всегда на должном уровне, существует ряд нерешенных проблем. Ввиду этого предлагаются поправки, которые выведут пеших участников движения и их наследников из регрессной системы, сделают закон более гуманным и повысят эффективность регулирования в сфере ОСАГО.

«Предлагается полностью освободить от риска отвечать по регрессным искам пешеходов, ставших виновниками аварии. Машина является источником повышенной опасности, и человек, который садится за руль, должен осознавать риски. Тем более было бы неправильно и неэтично взыскивать компенсации с наследников, если пешеход погиб в результате аварии», –приводит слова председателя правления Ассоциации юристов России Владимира Груздева «Российская газета».

Впрочем, в таком благом на первый взгляд деле главное – не перегнуть палку, иначе может оказаться так, что автомобилист, и так зажатый рамками закона со всех сторон, будет еще отвечать за чужие ошибки. Страховщику ведь все равно нужно будет компенсировать свои затраты. А за чей счет, неважно.

В каких случаях вам не заплатят по ОСАГО

Под страховым случаем по ОСАГО подразумевается ваша гражданская ответственность за причинение вреда здоровью или имуществу другой стороны при ДТП. То есть, если вы нарушили правила и задели при этом соседа по полосе или «догнали» впереди идущую машину, ущерб пострадавшим компенсирует ваша страховая компания.

В обратном случае, когда вас признали потерпевшим, вы можете рассчитывать на возмещение убытков со стороны страховщика, заключившего договор с виновником инцидента. Исходя из этого, страховой случай предполагает наличие как минимум двух участников ДТП. Многие забывают, что ОСАГО покрывает ущерб, причиненный исключительно в результате происшествия, в котором задействована по крайней мере одна двигавшаяся машина.

Так, разбитое на стоянке хулиганами стекло или вмятина от утюга, сброшенного с четвертого этажа на крышу припаркованной во дворе машины, — это не страховые случаи по ОСАГО. В такой ситуации, чтобы привлечь к ответственности виновных и компенсировать ущерб, необходимо обращаться в местное отделение полиции.

Смотрите еще:  Оформить бонусную карту киров

Без второго участника ДТП не признают страховым случаем. Пока вам не удастся доказать, что вашу «ласточку» поцарапал определенный водитель, либо тот сам не признает вину, на выплаты не рассчитывайте.

Не стоит также надеяться на компенсации, если в ДТП участвовала машина, водитель которой не имел полиса ОСАГО. Вам законно откажут в возмещении морального ущерба и упущенной выгоды.

Вы не дождетесь выплат, если попали в ДТП во время заездов на гоночных соревнованиях или при обучении вождению человека без «прав». Страховка не будет выплачена, если вред причинен перевозимым грузом.

Вам откажут в требовании возместить ущерб, если виновник аварии находился при исполнении своих служебных обязанностей, застрахованных по социальному пакету. Например, если он использовал свой автомобиль, работая курьером или экспедитором. Не будет выплат, если в результате ДТП вы повредили архитектурное строение, памятник культуры или раритетное антикварное изделие.

Кроме перечисленных условий, страховщик вправе также отказать в компенсациях в следующих случаях: банкротство компании, предъявление поддельного бланка полиса, установленный факт мошенничества с целью получения финансовой или личностной выгоды и обоюдная вина водителей. В указанных ситуациях лучше обратиться за консультацией в Российский союз автостраховщиков.

Виновники ДТП тоже начнут получать деньги по ОСАГО

С 1 июня вступает в силу новая редакция закона «Об ОСАГО». В соответствии с ней, максимальная выплата в случае оформления аварии по европротоколу, без вызова ДПС, поднимается с 50 000 до 100 000 рублей. Напомним, что на территории Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области с 2014 года действует безлимитный европротокол — с верхней планкой выплаты 400 000 рублей. Такой способ оформления возможен, если в ДТП не пострадали люди.

Кроме того, чтобы оформиться по этой схеме у водителей-участников аварии на смартфонах должно быть установлено специальное мобильное приложение, разработанное страховщиками под контролем Центробанка. С его помощью все последствия ДТП должны быть зафиксированы и отправлены в страховые компании участников происшествия. Но на данный момент ЦБ только-только прислал разработчику этого приложение, Российскому союзу автостраховщиков (РСА), свою рецензию на этот программный продукт. В связи с этим, по мнению президента РСА Игоря Юргенса, теперь водителей, желающих воспользоваться механизмом европротокола, ожидают дополнительные проблемы.

‒ Вся эта работа должна была быть с точки зрения государства синхронизирована с работой «ЭРЫ-ГЛОНАСС». Этого не произошло, поэтому сейчас, с 1 июня, определенные трудности совершенно точно будут. Тем более, что наши коллеги из ГАИ (хотя и расположены к нам очень конструктивно), с сокращением их личного состава выезжать на место ДТП они будут плохо, если вообще будут выезжать, ‒ считает он.

Теоретически, в доработанном виде использовать мобильное приложение по оформлению европротокола нужно будет следующим образом.

Сначала по QR-кодам на полисах проверяется их подлинность, далее фотографируются все детали обстановки после ДТП. Все это пересылается в РСА. Следующий этап — визит автовладельца в свою страховую компанию для бумажного оформления произошедшего. После этого страховщик принимает решение о выплате. Однако в случае, когда участники ДТП не смогли договориться между собой кто виноват и ни у кого нет мобильного приложения РСА, каждый из них, согласно законодательству, получит по 50% от страховой выплаты.

‒ Кто-то незаслуженно заработает деньги, кто-то недополучит 50%, ‒ пояснил Юргенс.

Авария без виноватого

Авария произошла под Благовещенском еще в сентябре 2013 года. Некий Прусаков, разворачиваясь на своем автомобиле, не уступил дорогу некоему Ященко, ехавшему в попутном направлении. Но удар произошел уже на встречной полосе. ГИБДД вынесла решение, что Прусаков нарушил правила разворота, а Ященко выехал на встречную полосу. Но виновника ДТП так и не установили. Между тем восстановление автомобиля Ященко обошлось ему более чем в 87 тысяч рублей. При этом у Прусакова не было ОСАГО. Поэтому Ященко обратился в суд в гражданском порядке. И суд сначала встал на его сторону.

Но позже суд кассационной инстанции решил, что экспертиза, на основании которой установлена вина Прусакова, не может служить таким доказательством, и вернул дело на доработку. После чего суд первой инстанции в иске отказал.

Однако Верховный суд посчитал иначе. Он пояснил, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами.

Как пояснил «РГ» адвокат Лев Воропаев, в рамках дела об административном правонарушении вопрос вины или невиновности, именно в ДТП, не разрешается. Как многократно указывал Верховный суд, при разрешении дел по главе 12 КоАП РФ вопрос вины в ДТП не выясняется, так как это не входит в предмет доказывания в силу статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ. Поэтому в рамках КоАП РФ привлекают за сам факт нарушения того или иного пункта ПДД РФ, а не за факт ДТП.

Смотрите еще:  Требования к сигнализации в помещении

Вопрос же вины в ДТП решается только в гражданском процессе. На момент рассмотрения дела в гражданском порядке в суде первой инстанции доказательством вины в ДТП было исключительно заключение эксперта. Эксперт указал, что виновен второй водитель, разворачивавшийся не из крайнего положения, да еще и в месте остановки маршрутных транспортных средств. Нижестоящие суды, после того как им указал на то президиум облсуда, признали экспертизу необязательным доказательством по делу и отказали в иске первому водителю. Так вот, Верховный суд РФ в данном определении указал, что так как нет иных доказательств вины, то экспертизу суды отвергли неправомерно в качестве доказательства вины второго водителя. И отправил дело на новое рассмотрение.

Владимир Груздев, председатель правления Ассоциации юристов России:

Даже если виновник аварии не был привлечен к административной ответственности, водитель поврежденной машины имеет право на компенсацию. Ее можно взыскать в рамках гражданского процесса.

В данном случае госавтоинспекция в пределах установленного срока давности привлечения к административной ответственности не смогла решить вопрос о виновности конкретного участника ДТП. Ситуация действительно была сложной. Столкновение произошло на встречной для обеих машин полосе. Первая шла на обгон, вторая разворачивалась. Но, как было установлено экспертизой, вторая машина нарушила правила разворота. В таком случае именно водитель разворачивающейся машины должен был убедиться, что не создаст никому помех. Если бы вопрос «кто виноват?» был решен своевременно, то проблем с выплатой компенсации не возникло.

Верховный суд подробно объяснил, какие ошибки были допущены. По сути, Верховный суд встал на сторону истца. Одна из главных ошибок нижестоящих инстанций: они фактически заставили человека доказывать вину того, кто причинил вред. Между тем, как объяснил Верховный суд России, причинитель вреда считается виновным до тех пор, пока не докажет отсутствие своей вины. Таким образом, отказ в иске со ссылкой на недоказанность вины другого водителя не соответствует нормам материального права.

ДТП без виновника: кто возместит ущерб

Нередко встречается такая ситуация, что появляются т.н. ДТП «без виновника». Обычно это происходит примерно так: происходит ДТП и сотрудники ГИБДД составляют на месте акт и протокол, где обычно, указывается виновное лицо; в последствии виновник отказывается от своей вины и идет в суд. Все время до суда страховая не платит по полису, а в суде удается оспорить виновность и получается, что виновника как бы и нет. Это один из вариантов, есть еще масса возможных ситуаций, когда невозможно достоверно установить виновность или ее степень и т.д.

Нет виновного – нет компенсации по ОСАГО

Чаще всего, виновность нужна именно для получения компенсации по полису ОСАГО (обязательного страхования автогражданской ответственности) но если нет виновника, то нет и ответственности, а сам случай не является страховым. Правы ли страховщики, если отказывают в компенсации ущерба по ОСАГО в данной ситуации? – Да, правы! Если законными способами не определен виновник, то случай не является страховым, а значит, не будет и страхового возмещения.

Даже с ОСАГО вам придётся платить, если вы виновник ДТП. Почему?

П рактика, в том числе и судебная, показывает, что водитель, купивший полис ОСАГО и полагающий, что теперь его финансовая безопасность обеспечена полностью, сильно заблуждается. На деле оказывается, что становиться виновником ДТП весьма невыгодно – и не только из-за того, что это негативно влияет на КБМ, повышая стоимость следующего полиса. Попав в аварию по своей вине, можно остаться без гораздо большей суммы денег, чем кажется на первый взгляд.

Первый сложный случай – ДТП, в котором автомобиль потерпевшего застрахован не только по ОСАГО, по и по каско. В отличие от ОСАГО, каско не имеет верхнего предела страховой выплаты, а также, что более важно в нашем случае, позволяет отремонтировать автомобиль без учета износа.

Что такое страховка каско, и как сэкономить при ее приобретении

Каско – это тип дополнительного страхования автомобиля, предполагающий финансовую защиту от ущерба или угона. Если обозначить разницу между ОСАГО и каско простыми словами, то ОСАГО защищает вас от ответственности за.

При расчете страховой выплаты по ОСАГО используется единая методика «определения размера расходов на восстановительный ремонт», утвержденная Положением Банка России № 432-П, в которой имеется «порядок расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий». Проще говоря, выплаты по ОСАГО производятся с учетом износа автомобиля, который растет в соответствии с его пробегом и возрастом. А водитель, приобретающий полис ОСАГО, в случае ДТП по собственной вине может рассчитывать именно на выплату пострадавшему компенсации в соответствии этим расчетом.

Смотрите еще:  Имеет ли право изменить тариф

Однако потерпевший может обратиться в свою страховую компанию, где он приобрел полис каско, и воспользоваться им для ремонта. В этом случае износ учитываться не будет, а компенсация будет произведена в той форме, которую установили для себя пострадавший водитель и страховая компания. Ну и, разумеется, стоимость ремонта в этом случае с большой вероятностью окажется выше, чем по расчету с применением методики ОСАГО.

Починив автомобиль потерпевшего, страховая компания предоставит требование о компенсации убытков страховой компании виновника ДТП. А та, в свою очередь, выплатит лишь ту сумму, которая была рассчитана в соответствии с единой методикой. Ну а компенсировать разницу между этой выплатой и фактическими затратами страховщика на ремонт автомобиля потерпевшего будет… именно виновник ДТП.

Право страховой компании, отремонтировавшей автомобиль, взыскать с виновника эту разницу, определяется статьей 965 Гражданского Кодекса РФ, которая регламентирует «переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба». Согласно этой статье, выплатив страховое возмещение потерпевшему, страховая компания получает право требования от виновника компенсации в пределах выплаченной ей суммы. И часть этой суммы, недополученную от страховой компании виновника ДТП, она может взыскать в судебном порядке уже с самого виновника.

Резюмируя все вышесказанное простыми словами, можно сделать краткий вывод: если вы виновник ДТП, а у потерпевшего есть каско, то в случае ремонта его машины по каско вы будете обязаны выплатить разницу между суммой за ремонт по расчету ОСАГО и реальной конечной суммой ремонта по каско.

Второй случай, который может заставить виновника ДТП раскошелиться – это ДТП, по итогам которого пострадавший обратится к независимой экспертизе для определения ущерба и размера выплат. Формально введение единой методики расчета страховой выплаты, которая в обязательном порядке действует при проведении любой экспертизы, в том числе и независимой, должно было свести на нет разницу между результатами оценки ущерба страховщиками и независимыми экспертами. Однако на практике итоговые суммы ущерба, определенные первыми и вторыми, зачастую оказываются разными – из-за различий в оценке характера, масштаба и объема повреждений.

Таким образом, в случае, когда потерпевший получил от страховой компании выплату, с размером которой он не согласился, и провел независимую экспертизу, он может обратиться в суд для компенсации разницы виновником ДТП. Формально такая ситуация исключается законом об ОСАГО, который определяет выплату страховщиком всего ущерба, рассчитанного по установленной методике и не превышающего верхнего порога страховой выплаты. Однако на практике подобные судебные иски встречаются.

Третий случай, когда виновник ДТП может пострадать финансово, наиболее прост: это ДТП, в котором размер ущерба превышает размер максимальной страховой выплаты, предусмотренной договором ОСАГО. На сегодняшний день размер максимальной выплаты составляет 400 тысяч рублей в случае, если пострадал только автомобиль, и 500 тысяч, если в ДТП пострадали люди. Таким образом, если сумма ущерба, оцененного по единой методике, окажется выше максимальной, то возмещение «остатка», не покрываемого страховкой, в полном объеме ляжет на виновника ДТП.

Похожие статьи:

  • Развод гобозовой Алиана Гобозова рассталась с мужем из-за проблем в постели Как призналась молодая женщина, они перестали спать вместе. Некоторое время назад Алиана разошлась с супругом, потому что между […]
  • Закон рф о государственной поддержке малого предпринимательства в российской федерации Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" Изменения и поправки Принят Государственной […]
  • Налог с имущества 5 лет Сколько нужно владеть недвижимостью, чтобы продать ее без налога? Если жилье приобретено до 1 января 2016 года (любым способом), то применяются "старые правила" (действовавшие до последних […]
  • Приказ о зачислении в ноу Приказ о зачислении на очную форму обучения в НОУ ВПО ИМТП на 2014-2015 учебный год метро «Кунцевская», «Пионерская», «Славянский бульвар», ст. ж. д. «Кунцево» Тел.: + 7 (968) 617-78-78 […]
  • Двойное гражданство выгоды и трудности по праву В чём плюсы и минусы двойного гражданства: мнения ИА REX: В чём плюсы и минусы двойного гражданства. Что можно сказать на основании опыта других стран? Юрий Юрьев, политконструктор: Спустя […]
  • Налог для граждан по инн Граждане могут не указывать ИНН в представляемых в налоговые органы документах Минфин России рассказал об особенностях постановки на учет в налоговых органах. Соответствующие разъяснения […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.