Обжалование предписания трудовой инспекции

Обжалование предписания трудовой инспекции

Обжалование решений государственных инспекторов труда

В ходе осуществления проверки или по ее завершении инспектор Федеральной службы по труду и занятости РФ (далее — Роструд) может принимать решения (в том числе предписания, постановления), с которыми работодатель оказывается не согласен. Для таких случаев закон предоставляет последнему право оспорить данное решение.

Правила обжалования решений государственных инспекторов труда (далее — ИТ) установлены ст. 361 Трудового кодекса РФ (далее — ТК), разд. V административного регламента, принятого приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н, а также разд. V административного регламента, принятого приказом Минздравсоцразвития России от 21.09.2011 № 1065н (в зависимости от того, на какой предмет проводилась проверка).

У заявителя жалобы есть несколько вариантов, куда он может направить жалобу:

  • вышестоящему инспектору труда;
  • главному государственному инспектору труда РФ (далее — ГГИТ);
  • в суд общей юрисдикции.

Вместе с тем в некоторых случаях жалоба должна быть направлена в конкретную инстанцию — суд. К ним относятся:

  • оспаривание действий или актов ГГИТ;
  • оспаривание акта о назначении такой санкции, как временное прекращение деятельности организации или ИП.

Период, в течение которого может быть подана жалоба на решение ИТ его вышестоящему руководителю или ГГИТ, в законодательстве не предусмотрен. В отличие от подачи жалобы в суд, на осуществление данного действия дается 10 дней (ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, далее — КАС).

Дополнительно о сроках обращения работодателя в суд с жалобой по трудовым спорам рассказывается в статье Восстановление срока исковой давности по трудовым спорам.

Жалоба на решение инспектора труда

К содержанию жалобы на решение ИТ, направляемой вышестоящему инспектору или ГГИТ, предъявляются определенные требования, перечисленные в вышеуказанных административных регламентах. Жалоба на решение ИТ, поданная в суд, должна соответствовать требованиям ст. 220 КАС.

С учетом данных положений в жалобе обычно указываются:

  • название лица или органа — получателя жалобы;
  • Ф. И. О. инспектора труда, принявшего оспариваемое решение, его должность;
  • информация о работодателе (Ф. И. О., адрес проживания для ИП или название, адрес нахождения для организации), контактные данные, адрес (электронный и почтовый), на который он хочет получить ответ;
  • информация об оспариваемом решении (номер, дата, место принятия, суть);
  • аргументы, в соответствии с которыми работодатель оспаривает решение ИТ (в том числе нормативные акты, которые нарушаются вынесенным решением);
  • требования заявителя;
  • приложения к жалобе (в том числе копия оспариваемого решения);
  • дата подачи жалобы, подпись заявителя или его представителя.

Дополнительно в жалобе, подаваемой в суд, отмечаются:

  • информация об отсутствии документов, предусмотренных ч. 1 ст. 126 КАС, или копии ответа вышестоящего ИТ или ГГИТ и требующиеся ходатайства;
  • информация о направлении жалобы в Роструд и при ее наличии дата представления, итоги рассмотрения.

Передать жалобу в Роструд можно:

  • лично на приеме;
  • через почтовую службу;
  • через официальный сайт Роструда в интернете;
  • с помощью портала госуслуг;
  • на портале государственной системы досудебного обжалования через интернет.

Таким образом, право на обжалование предписаний трудовой инспекции и других решений инспекторов труда реализуется посредством направления работодателем жалобы на выбор вышестоящему инспектору, главному государственному инспектору труда или в суд. Отдельные категории жалоб (на решение ГГИТ или постановление о приостановлении деятельности) подлежат подаче только в суд.

ВС РФ: оспаривать предписание ГИТ нужно все-таки по нормам КАС РФ, а не ГПК РФ

Законность предписания об устранении нарушений трудового законодательства не может и не должна проверяться в порядке гражданского судопроизводства, отметил Верховный Суд Российской Федерации (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 6 июня 2018 г. № 69-КГ18-1).

На это ВС РФ указал, рассматривая кассационную жалобу работодателя на «отказные» определения городского и регионального судов: суды отказались принимать от работодателя административный иск об оспаривании акта проверки и предписания трудовой инспекции.

В отказе они разъясняли, что спор подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, и вот почему:

  • гражданские права и обязанности, возникают в частности, из актов государственных органов (ст. 8 Гражданского кодекса);
  • оспариваемым предписанием на работодателя возложена обязанность привлечь своего работника к дисциплинарной ответственности за нарушение трудового законодательства до истечения указанного в предписании срока;
  • оспариваемое предписание ГИТ является ненормативным актом и создает обязанности для конкретных субъектов, а их исполнение может привести к возникновению, изменению и прекращению трудовых прав и обязанностей административного истца и его работника;
  • следовательно, этот спор рассматривается в порядке Гражданского процессуального кодекса как спор о признании незаконным акта, исполнение которого приведет к возникновению, изменению и прекращению гражданских прав и обязанностей.

Нужно при оспаривании предписания государственных инспекторов труда соблюдать досудебный порядок урегулирования спора или можно сразу жалобу подать в суд, – узнайте в «Энциклопедии решений» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

ВС РФ отменил эти определения, указав на следующее:

  • к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства , относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику;
  • федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства, в том числе посредством выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений;
  • реализуя эти полномочия, ГИТ выдала работодателю предписание, неисполнение которого влечет административную ответственность;
  • следовательно, оспариваемое предписание является вынесенным уполномоченным органом документом властно-распорядительного характера, содержащим обязательные для исполнения указания, нарушающим, по мнению административного истца, его права, охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия;
  • следовательно, законность предписания подлежит проверке в порядке административного судопроизводства.

В итоге материал по административному исковому заявлению передан в суд первой инстанции на стадию принятия в порядке административного судопроизводства.

Отметим, что причиной некоторой неразберихи с тем, по какой процедуре «правильно» оспаривать предписания ГИТ, отчасти является и сам ВС РФ, который ранее отстаивал прямо противоположную позицию (письмо от 5 ноября 2015 г. № 7-ВС-7105/15). Однако впоследствии вывод был признан неверным, и с тех пор главный судебный орган продолжает придерживаться позиции о «КАС – обжаловании» предписаний ГИТ (определения от 27 сентября 2017 г. № 29-КГ17-5 и от 1 июня 2017 г. № 74-КГ17-6).

ВС РФ напомнил, что предписания инспекции труда нужно оспаривать по КАС РФ

СК по административным делам ВС РФ указала на ошибочность вывода о том, что законность предписания госинспектора труда, касающегося прав конкретных работников, проверяется в порядке гражданского, а не административного судопроизводства.

Как пояснила Коллегия, в порядке административного судопроизводства проверяется акт, являющийся документом властно-распорядительного характера, вынесенным уполномоченным органом.

Смотрите еще:  Пошлина регистрация имущества

Этот акт содержит обязательные предписания, распоряжения, нарушающие гражданские права, охраняемые интересы, и влечет неблагоприятные последствия для участников правоотношений.

Предписание, вынесенное работодателю госинспектором труда, может быть обжаловано в суд.

Невыполнение такого предписания влечет ответственность по КоАП РФ.

Следовательно, подобное предписание является вынесенным уполномоченным органом документом властно-распорядительного характера, содержащим обязательные для исполнения указания. Поэтому его законность подлежит проверке в порядке административного судопроизводства.

Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 июня 2017 г. N 74-КГ17-6 Суд отменил апелляционное определение в части отказа в принятии к производству искового заявления, поскольку дело о проверке законности предписания уполномоченного органа, касающегося трудовых прав работника, подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Калининой Л.А.,

судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т. Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз» (далее — ОАО «Сургутнефтегаз» ) на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 9 марта 2016 г. по административному материалу по административному исковому заявлению ОАО «Сургутнефтегаз» к Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) об оспаривании акта проверки и предписания.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя ОАО «Сургутнефтегаз» Коптякова Ю.Б., поддержавшего доводы жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

ОАО «Сургутнефтегаз» оспаривает акт проверки Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) от 21 ноября 2015 г. N 6- 3016-15-ПВ /84/124/2 и предписание Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) от 21 ноября 2015 г. N 6- 3016-15-ПВ /84/124/3.

Определением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2015 г. административное исковое заявление ОАО «Сургутнефтегаз» оставлено без движения в связи с отсутствием документа, подтверждающего наличие высшего юридического образования у представителя ОАО «Сургутнефтегаз» , подписавшего административное исковое заявление по доверенности.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 9 марта 2016 г. определение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2015 г. отменено и принято новое определение, которым в принятии административного искового заявления ОАО «Сургутнефтегаз» отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации как подлежащего рассмотрению и разрешению в ином судебном порядке.

Определением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2016 г. отказано в передаче кассационной жалобы ОАО «Сургутнефтегаз» для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2017 г. материал истребован в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 10 апреля 2017 г. кассационная жалоба с материалом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ОАО «Сургутнефтегаз» ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 9 марта 2016 г. в части отказа в принятии административного искового заявления, ссылаясь на допущенные нарушения норм процессуального права. Считает необоснованными выводы суда апелляционной инстанции о том, что спор подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Изучив материал по административному исковому заявлению ОАО «Сургутнефтегаз» , обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Судебная коллегия считает, что судом апелляционной инстанции допущено такого характера существенное нарушение норм процессуального права.

Разрешая вопрос на стадии принятия заявления, судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) 22 декабря 2015 г. оставил его без движения в связи с отсутствием документа, подтверждающего наличие высшего юридического образования у представителя ОАО «Сургутнефтегаз» по доверенности, подписавшего административное исковое заявление.

Проверяя обоснованность вынесенного судьёй Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) определения об оставлении административного искового заявления без движения, суд апелляционной инстанции, признав его незаконным и отменив, пришёл к выводу о том, что дело не подлежит рассмотрению в порядке административного производства, поскольку проверка законности предписания, касающегося трудовых прав конкретных работников применительно к положениям главы 60 Трудового кодекса Российской Федерации осуществляется в ином судебном порядке (в порядке гражданского судопроизводства).

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает это заключение суда апелляционной инстанции неправильным.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.

Положения части 1 статьи 218 названного кодекса предоставляют организации право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решения должностного лица, если она полагает, что нарушены её права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Таким образом, в порядке административного судопроизводства подлежит проверке акт, являющийся документом властно-распорядительного характера, вынесенным уполномоченным органом, содержащим обязательные предписания, распоряжения, нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия для участников правоотношений.

Из представленного материала усматривается, что в результате несчастного случая при выполнении производственного задания погиб работник ОАО «Сургутнефтегаз» , что явилось поводом для проведения на основании распоряжения Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) от 16 ноября 2015 г. N 6- 3016-15-ПВ /84/124/1 внеплановой выездной проверки соблюдения названным обществом трудового законодательства в области охраны труда, по результатам которой составлен акт от 21 ноября 2015 г. N 6- 3016-15-ПВ /84/124/1 и начальнику Лянторского вышкомонтажного управления ОАО «Сургутнефтегаз» вынесено предписание, обязывающее устранить выявленные нарушения трудового законодательства.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), отказывая в принятии административного искового заявления в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не применила положения части 1 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на неё задачами осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Смотрите еще:  Страховой стаж менее 6 месяцев пример

Статья 357 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляет государственному инспектору труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, а также предусматривает возможность обжалования предписания работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения.

Невыполнение требований указанного предписания влечёт привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, оспариваемое предписание является вынесенным уполномоченным органом документом властно-распорядительного характера, содержащим обязательные для исполнения указания, нарушающим, по мнению ОАО «Сургутнефтегаз» , его права, охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия, законность которого подлежит проверке в порядке административного судопроизводства.

При таком положении обжалуемое апелляционное определение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) об отказе в принятии административного искового заявления ОАО «Сургутнефтегаз» , как неподлежащее рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, является незаконным, должно быть отменено, материал направлен в суд первой инстанции для рассмотрения вопроса о принятии его к производству.

На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 9 марта 2016 г. в части отказа в принятии административного искового заявления ОАО «Сургутнефтегаз» отменить.

Материал по административному исковому заявлению ОАО «Сургутнефтегаз» об оспаривании акта проверки и предписания государственной инспекции труда направить в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) со стадии принятия к производству.

Председательствующий Калинина Л.А.
Судьи Горчакова Е.В.
Корчашкина Т. Е.

Обжалование предписания трудовой инспекции

Согласно ст. 361 Трудового кодекса РФ, действия государственных инспекторов труда, в том числе и постановления о назначении административного взыскания, могут быть обжалованы. Однако обжалование должно проходить в установленном законом порядке с соблюдением сроков подачи заявления.

Способы обжалования

В соответствии со ст. 361 Трудового кодекса РФ, обжалование предписания трудовой инспекции может проводиться двумя способами: по подчиненности или в судебном порядке. В первом случае действия инспектора труда оспариваются путем подачи заявления руководителю соответствующей инспекции труда. Также предусмотрена возможность обращения с жалобой к главному государственному инспектору труда РФ.

Лицу, которому направлено предписание государственной инспекции труда, предоставлена возможность самостоятельно выбрать способ обжалования. При этом необходимо учесть, что постановления о назначении наказания в виде приостановления деятельности могут обжаловаться только в судебном порядке.

Сроки и порядок обжалования предписания

Сроки, в которые может проводиться оспаривание предписания трудовой инспекции в порядке подчиненности, законодательством не установлены. Для подачи жалобы в судебные инстанции предусмотрен 10-дневный срок обращения.

Если обжалуется постановление об административном правонарушении, вынесенное инспектором труда, то в соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ, оно может быть оспорено в течение 10 дней с момента его получения.

Жалоба, поданная в вышестоящий орган, должна быть рассмотрена не позже 30 дней с момента ее подачи. Если заявитель не получит ответ в указанный срок, то в течение 3-х месяцев он может обратиться в суд. В случае отказа вышестоящего органа, работодатель имеет право в течение месяца обжаловать его решение через суд.

Как составить жалобу на решение государственного инспектора труда

Существует ряд требований, которые необходимо соблюдать при оформлении жалобы. В документе должны быть указаны:

  • наименование и реквизиты органа или должностного лица, в адрес которого направляется заявление;
  • почтовый адрес и наименование работодателя или Ф.И.О. должностного лица, которое обжалует действия инспектора труда;
  • реквизиты обжалуемого документа с перечислением фактов и доказательств, на основании которых заявитель считает решение трудовой инспекции незаконным;
  • просительная часть, в которой указываются требования заявителя (например, отменить предписание инспекции труда или признать действия инспектора неправомерными).

При подаче жалобы необходимо иметь два экземпляра документа, первый из которых передается в канцелярию, а на втором проставляется входящий номер, свидетельствующий о принятии документа к рассмотрению. Также жалоба на предписание трудовой инспекции может быть отправлена по почте заказным письмом с уведомлением.

Определение подсудности

Прежде, чем направить ответ на предписание трудовой инспекции, необходимо определиться с подсудностью рассмотрения данного вида споров.

Физические лица, привлеченные к административной ответственности, могут подать жалобу:

  • вышестоящему должностному лицу или его заместителю;
  • в вышестоящий орган;
  • главному инспектору труда РФ или его заместителям;
  • в районный суд.

Жалобы юридического лица или лица, осуществляющего экономическую деятельность, также направляются в суд общей юрисдикции, так как они вытекают из трудовых отношений между работником и работодателем, и не подлежат рассмотрению арбитражным судом.

Образец заявления о признании незаконным предписания государственного инспектора труда скачать тут.

Судебное обжалование предписаний инспекции труда

  • Ломакина Юлия | ведущий юрисконсульт аудиторской компании МКПЦ

В организации прошла проверка соблюдения трудового законодательства, по результатам которой работодатель получил от инспектора предписание об устранении нарушений. Такое предписание государственной инспекции труда (ГИТ) работодатель может обжаловать не только в порядке подчиненности через вышестоящее должностное лицо (вышестоящий орган), но и в суде. Однако, несмотря на строгую регламентацию порядка обжалования решений государственных органов, до недавнего времени у судов не было единого подхода к вопросу о том, как именно следует обжаловать предписания ГИТ. Давайте разбираться.

Раньше предписания трудовой инспекции оспаривались по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ) в соответствии с нормами о производстве по делам, вытекающим из публичных правоотношений. Эти положения утратили силу 15.09.2015, когда вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ). Подразумевалось, что с этого момента предписания трудовой инспекции нужно обжаловать по правилам нового кодекса.

Однако на практике суды не имели единой точки зрения: одни считали, что работодатель должен подать жалобу на предписание трудовой инспекции по правилам КАС РФ, другие — по нормам ГПК РФ. В течение 2015-2016 годов не мог определиться со своей позицией по этому вопросу даже Верховный Суд РФ.

Так, в письме от 05.11.2015 № 7-ВС-7105/15 Верховный Суд РФ указал, что предписания ГИТ затрагивают права работников, поэтому при рассмотрении дел об оспаривании предписаний судам следует руководствоваться нормами гражданского судопроизводства.

Однако позднее Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27.09.2016 № 36 разъяснил, что по правилам КАС РФ рассматриваются дела, в которых один из участников наделен властно-распорядительными полномочиями по отношению к другому. Исключение составляют дела, когда решение государственного органа затрагивает права граждан. Предписание ГИТ — властно-распорядительный документ. Но работники не имеют права обжаловать эти предписания. Поэтому такие споры в исключения, названные Пленумом ВС РФ, не попадают и должны рассматриваться по правилам КАС РФ.

Смотрите еще:  Налог на куплю-продажу дома

Таким образом, Верховный Суд РФ высказал две противоположные позиции о том, по каким правилам следует обжаловать предписание ГИТ, что породило неопределенность как для самих судов, так и для работодателей.

Изменение тенденции судебной практики

В конце декабря прошлого года Верховный Суд РФ изменил вектор сложившейся на тот момент неоднозначной судебной практики (определение от 19.12.2016 № 75-КГ16-14). В частности, он указал, что:

  1. функционал ГИТ заключается в выявлении трудовых правонарушений, при этом полномочий по разрешению трудовых споров у инспекции нет;
  2. предписание ГИТ является документом властно-распорядительного характера, поэтому обжалование должно производиться по правилам КАС РФ независимо от того, затрагивает предписание права работников или нет.

В кассационном определении от 01.06.2017 № 74-КГ17-6 Верховный Суд РФ подтвердил эту позицию и обосновал свой вывод тем, что предписание ГИТ:

  • вынесено уполномоченным органом;
  • является документом властно-распорядительного характера;
  • содержит обязательные указания, что может нарушать права работодателя и повлечь для него неблагоприятные последствия.

Таким образом, в настоящее время окончательно подтверждено, что законность предписания ГИТ должна проверяться в административном порядке.

На наш взгляд, новый подход Верховного Суда РФ наиболее разумный и соответствует сегодняшним правовым реалиям. Кроме того, обжалование предписания в порядке административного судопроизводства облегчает работодателю бремя доказывания, так как не он обязан подтверждать незаконность оспариваемого предписания, а ГИТ придется доказывать, что предписание вынесено в соответствии с положениями действующего законодательства.

Сроки для обжалования

При обжаловании предписания ГИТ необходимо руководствоваться гл. 12 и 22 КАС РФ.

Административное исковое заявление о признании предписания незаконным предъявляется в суд общей юрисдикции по месту нахождения ГИТ.

Отметим, что однозначно определить срок обжалования затруднительно, поскольку при внесении в КАС РФ ранее исключенного из ГПК РФ положения о сроке обжалования предписаний (ч. 1 ст. 256 ГПК РФ) законодатель не разрешил проблему, связанную с определением срока их обжалования.

В ч. 1 ст. 219 КАС РФ сохранен прежний срок обжалования предписаний в суде. Так, по общему правилу он составляет три месяца со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

В то же время, согласно ч. 2 ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в ГИТ по вопросу, находящемуся на рассмотрении комиссии по трудовым спорам, инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства вправе выдать работодателю предписание, которое может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. Исходя из буквального прочтения этой нормы, 10-дневный срок применяется для обжалования тех предписаний, которые выданы по результатам проверок на основании жалоб работников, профсоюзов и иных лиц, причем только в тех случаях, когда поставленные перед инспектором вопросы одновременно рассматривает комиссия по трудовым спорам.

Таким образом, судами выработано две противоположные позиции. Одни, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 219 КАС РФ, считают, что применяется трехмесячный срок обжалования, за исключением случаев, когда предписание выдано в результате обращения в ГИТ профсоюза или работника. По мнению остальных, ст. 357 ТК РФ установлен специальный 10-дневный срок обжалования, распространяющийся на любые предписания ГИТ, который и подлежит применению.

Ввиду отсутствия единой судебной позиции, а также в целях минимизации рисков, связанных с пропуском срока на обжалование, с административным исковым заявлением об оспаривании предписания рекомендуем обращаться в суд в 10-дневный срок, установленный ч. 2 ст. 357 ТК РФ.

Практика применения правил

Рассмотрим приведенные правила на конкретном примере. Предположим, что по результатам проверки работодателя ГИТ в г. Москве вынесла предписание от 01.09.2017 № 11-274/2017. Это предписание 4 сентября 2017 г. вручено под расписку представителю работодателя.

При определении территориальной подсудности и срока на обращение в суд обратите внимание на дату получения предписания и место нахождения ГИТ, проводившей проверку. Срок на обжалование начинает исчисляться на следующий день после получения предписания.

ГИТ в г. Москве располагается по адресу: ул. Домодедовская, д. 24, корп. 3 (https://git77.rostrud.ru/) 1 . Этот адрес относится к территориальной подсудности Нагатинского районного суда г. Москвы 2 . Таким образом, в описанной ситуации для обжалования предписания работодатель должен обратиться с административным исковым заявлением в Нагатинский районный суд г. Москвы не позднее 14 сентября 2017 г. включительно.

Требования к форме административного искового заявления установлены ст. 125, 220 КАС РФ. В заявлении в том числе должны быть указаны:

  • наименование суда, в который оно подается;
  • наименование организации — административного истца;
  • сведения о ГИТ, вынесшей предписание;
  • реквизиты оспариваемого предписания;
  • сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые нарушаются оспариваемым предписанием, и требование о признании его незаконным;
  • нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемое предписание;
  • перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

См. образец административного искового заявления в Примере.

Также советуем обратить внимание на следующую особенность рассмотрения дел по правилам КАС РФ: представителями в суде по административным делам могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование, подтвержденное соответствующими документами (ч. 1 ст. 55 КАС РФ).

ВС: Жалобы на предписания трудовой инспекции надо подавать согласно КАС

Новости по теме

Верховный суд напомнил, что предписания ГИТ нужно рассматривать по правилам Кодекса об административном судопроизводстве РФ (КАС).

Документ: Кассационное определение ВС РФ от 01.06.2017 N 74-КГ17-6

Суд обосновал вывод тем, что предписание инспекции труда:

  • вынесено уполномоченным органом;
  • имеет властно-распорядительный характер;
  • содержит обязательные указания.

Напомним, в декабре 2016 года ВС РФ указал, что предписания трудовой инспекции обжалуют по правилам КАС РФ (определение от 19.12.2016 № 75-КГ16-14). При этом ранее он разъяснял, что пользоваться надо ГПК РФ (письмо ВС РФ от 05.11.2015 № 7-ВС-7105/15).

Противоположные позиции высшей судебной инстанции мешают нижестоящим судам выработать единое мнение по этому вопросу. Один и тот же суд может сначала отказаться рассматривать иск по правилам КАС, а затем по ГПК. Коллеги из журнала «Трудовые споры» разобрались, что делать.

Похожие статьи:

  • Оформить в кредит стиральную машину Рассрочка 0% на покупку стиральной машины Стиральная машина относится к классу необходимой бытовой техники, которая должна быть в каждой квартире. Однако не каждый имеет возможность […]
  • Нотариус до 19-00 москва Нотариус города Москвы Лысякова Ольга Сергеевна Добро пожаловать на официальный сайт нотариуса города Москвы Лысяковой Ольги Сергеевны! Благодарю всех, кто решил воспользоваться […]
  • Как оформить отзыв претензии Как правильно отозвать претензию? В некоторых случаях требуется отзыв претензии, осуществляется он в любое время, но только лицом, написавшим претензию. Для этого необходимо написать […]
  • Налог с имущества 5 лет Сколько нужно владеть недвижимостью, чтобы продать ее без налога? Если жилье приобретено до 1 января 2016 года (любым способом), то применяются "старые правила" (действовавшие до последних […]
  • Банк грозится подать в суд за невыплату кредита Если Сбербанк подал в суд за неуплату кредита Каждый заемщик стремится скорее погасить обязательства, но иногда под властью обстоятельств это становится невозможным. Столкнувшись с […]
  • Договор дарения автомобиля между близкими родственниками образец Как оформить дарственную на машину Договор дарения — популярный способов передать право собственности на автомобиль. В статье рассмотрим, как правильно оформляется дарственная на машину и […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.