Объяснить слово залог

Значение слова Залог по Ефремовой:
Залог — 1. Обеспечение получаемой ссуды путем передачи кредитору какой-л. ценности, какого-л. имущества.
2. Вещь, остающаяся у выдавшего под нее ссуду.
3. Денежная сумма, вносимая как обеспечение выполнения условий принятой подрядной работы, соблюдения принятых обязательств и т.п.
4. перен. Доказательство, свидетельство осуществления чего-л. в будущем. Категория глагола, выражающая отношение между производителем действия и объектом, на который оно направлено (в лингвистике). Заброшенная, давно или никогда не паханная земля; целина.

Значение слова Залог по Ожегову:
Залог — Глагольная категория, представляющая соотношение субъекта и объекта действия как активное (при обозначении направленности действия от субъекта к объекту) или как пассивное (при обозначении направленности действия от объекта к субъекту) Залог Доказательство, обеспечение чего-нибудь Залог Отданная в такое обеспечение вещь Залог Отдача (имущества) в обеспечение обязательств, под ссуду

Залог в Энциклопедическом словаре:
Залог — в гражданском праве способ обеспечения исполнения обязательств,состоит в передаче должником кредитору денег или иной имущественнойценности, из стоимости которой кредитор имеет преимущественное правоудовлетворить свое требование при неисполнении должником обязательства.Закон Российской Федерации о залоге принят 29 мая 1992. 2) В уголовномпроцессе мера пресечения. грамматическая категория глагола, выражающая различные соотношениясубъекта и объекта действия (напр., действительный, страдательный залог).

Значение слова Залог по Бизнес словарю:
Залог — имущество или другие ценности, служащие обеспечением исполнения обязательств, принятых на себя должником. Кредитор, как обладатель залогового права на имущество, именуется залогодержателем, а должник, предоставивший З., принадлежащую ему на правах собственности или другому лицу, — залогодателем. В случае неисполнения должником обеспеченного З. обязательства кредитор имеет преимущественное право удовлетворить свое требование за счет стоимости заложенного имущества.

Значение слова Залог по Финансовому словарю:
Залог — в гражданском праве один из способов обеспечения исполнения обязательств. Кредитор (залогодержатель) имеет право при неисполнении должником обеспеченного ЗАЛОГОМ обязательства получить удовлетворение из стои мости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами. — в уголовном процессе ЗАЛОГ — вид меры пресечения. Заключается во внесении денег или ценностей в депозит суда обвиняемым, подозреваемымлибо другим лицом или организацией, в обеспечении явки обвиняемого, подозреваемого по вызовам лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда. Может применяться лишь с санкции прокурора или по определению суда. Сумма ЗАЛОГА определяется органом, избравшим эту меру пресе чения, с учетом обстоятельств дела. Законодательство РФ содержит понятиеЗАЛОГА как способа обеспечения обязательства, при котором кредитор-залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами за изъятиями, предусмотренными законом. ЗАЛОГ возникает в силу договора или закона. Закон, предусматриваю щий возникновение ЗАЛОГА, должен содержать указание на то, в силу какогообстоятельства или какое именно Имущество должно признаваться находящимся в ЗАЛОГЕ. Законом или договором может быть предусмотрено, что заложенное Имущество остается у залогодателя либо передается во владение залогодержателю (заклад). Предметом ЗАЛОГА может быть любое Имущество, которое в соответствии с законодательством может быть отчуждено залогодателем. Залоговое право на вещи охватывает их принадлежности и неотдели мые плоды, если иное не предусмотрено законом или договором. Залоговоеправо на вещи может включать отделимые плоды только в случаях, в пределах и в порядке, предусмотренных законом или договором. Имущество, нахо дящееся в общей совместной собственности, может быть передано в ЗАЛОГ только с согласия всех собственников. ЗАЛОГ собственником своей доли в общей долевой собственности не требует согласия остальных собственников.

Значение слова Залог по словарю синонимов:
Залог — заклад

Значение слова Залог по словарю Ушакова:
ЗАЛОГ
залога, м. (грам.). Форма глагола, обозначающая различные отношения действия к его производителю или к его объекту. Действительный залог. Страдательный залог. ЗАЛОГ
залога, м. 1. То же, что заклад в 1 знач. Отец понять его не мог и земли отдавал в залог. Пушкин. Заключается заем под залог спичечной промышленности. 2. Символ, доказательство чего-н., ручательство в чем-н. (книжн.). Хотел бы я тебе представить залог достойнее тебя, достойнее души прекрасной. Пушкин. В залог дружбы.

Определение слова «Залог» по БСЭ:
Залог — грамматическая категория глагола, выражающая различные соотношения действия и его участников или различные представления этих отношений в сообщении. Так, при возвратном З. в глаголе выражено тождество субъекта и объекта действия («он моется» = «он моет себя»),
форма взаимного З. свидетельствует, что участники действия являются одновременно и его субъектами и его объектами (юкагирское т’аwypэк нингаинāнги — «стрелами друг в друга стрелять начали»). Действительный и страдательный З. различаются тем, кто из участников действия служит основным предметом сообщения: субъект (действительный З.) или объект (страдательный З.). Эти З. выделяются в тех языках, в которых формы субъекта и объекта в предложении различаются (например, падежом или порядком слов). Если глагол имеет форму действительного З., то форма субъекта стоит в основном, а объекта — в косвенном падеже
(«Петя читает книгу»), при страдательном З. — обратное соотношение («книга читается Петей»). Ряд языковедов относит к залоговым формам глагола такие, при которых субъект не выражается («дорогу занесло») или выражается косвенным падежом
(«мне хочется»), а также формы, при которых не выражается объект (нивхское н’и п’от-т’- «я шью, занят шитьём»). В разных языках число залоговых противопоставлений различно, в ряде языков они и вовсе отсутствуют, формально З. может выражаться аффиксом
(«разбивает-ся»), внутренней флексией (арабское йуктабу — «пишется»), служебными словами (английское was built — «построен»).
Лит.: Категория залога. Материалы конференции. [25-29 марта 1970], Л., 1970.
В. М. Живов. Залог — в гражданском праве способ обеспечения исполнения обязательств, при котором кредитору передаётся какая-либо имущественная ценность. В случае неисполнения должником обеспеченного З. обязательства кредитор имеет преимущественное право удовлетворить своё требование из стоимости заложенного имущества. В СССР З. могут быть обеспечены обязательства как граждан, так и социалистических организаций. З. может быть предусмотрен законом или договором (договор о З. должен быть заключён в письменной форме). Предметом З. может быть всякое имущество, на которое по закону допускается обращение взыскания. Поэтому основные фонды государственных организаций, основные семенные и фуражные фонды колхозов и иных кооперативных организаций и их объединений, основные средства и культурно-просветительские фонды профсоюзных и иных общественных организаций предметом З. быть не могут.
На практике применяются три вида З.: т. н. твердый З., в силу которого залогодатель передаёт предмет З. во владение залогодержателя (например, при выдаче ссуд Ломбардами); З. товаров в обороте, в силу которого заложенное имущество остаётся во владении залогодателя, он вправе реализовать это имущество при условии одновременного погашения задолженности по обеспеченному З. обязательству или замены выбывающего имущества другим однородным на равную или большую сумму; З. товаров в переработке, в силу которого заложенное имущество, остающееся во владении залогодателя, может быть переработано в производстве залогодателя, причём залоговое право распространяется и на продукцию (полуфабрикаты, готовые изделия), являющуюся результатом такой переработки. З. товаров в обороте и переработке применяются для обеспечения кредитных обязательств социалистических организаций по ссудам банка. На залогодателя возлагается обязанность обеспечить сохранность заложенного имущества.
Э. Г. Полонский.

Залобовать Залог Залог Акций Зарегистрированный

Задаток, он же аванс, он же залог. или когда совершается покупка?

Вот тут очень важно понимать- именно подписание предварительного договора де факто становится сценарием предстоящей сделки. Часто ко мне обращаются с просьбой помочь с проверкой квартиры и сопровождением сделки клиенты, уже подписавшие предварительный договор и внесшие суммы, порой значительные, в качестве залога- аванса- задатка (задатка- намного реже). И если проверкой документов можно заниматься и после внесения залога, то вот поменять невыгодные условия сделки, избежать существенного риска при проведении сделки купли-продажи, а порой и вернуть залоговую сумму бывает довольно сложно.

Усложняет заключение предварительного договора и юридическая «активность» риелторов и риелторских фирм.

Вам могут предложить подписать договор о «авансе», «залоге», «предварительном платеже».

Надо сказать, что законодательно и предварительный договор, и внесение задатка описаны в Гражданском кодексе РФ.

Статья 380. Понятие задатка. Форма соглашения о задатке

1. Задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.

2. Соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме.

3. В случае сомнения в отношении того, является ли сумма, уплаченная в счет причитающихся со стороны по договору платежей, задатком, в частности вследствие несоблюдения правила, установленного пунктом 2 настоящей статьи, эта сумма считается уплаченной в качестве аванса, если не доказано иное.

Статья 381. Последствия прекращения и неисполнения обязательства, обеспеченного задатком

1. При прекращении обязательства до начала его исполнения по соглашению сторон либо вследствие невозможности исполнения (статья 416) задаток должен быть возвращен.

2. Если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Если за неисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка.

Сверх того, сторона, ответственная за неисполнение договора, обязана возместить другой стороне убытки с зачетом суммы задатка, если в договоре не предусмотрено иное.

Причем законодатели не изобретали велосипед, в России с незапамятных времен при совершении сделок покупатель вносил задаток, а если продавец отказывался от сделки- платил двойную сумму задатка- возвращал покупателю его деньги и платил штраф- «отступной», за «отступление» от договоренностей. Другой вопрос- простая письменная форма редко соблюдалась, купеческое слово было крепче любых заверенных нотариальных бумаг.

Вот только риелторов не устраивает такая возможность – потерять деньги, заплатить штраф. Поэтому идут законотворческие телодвижения с изобретением новых названий для прописанного в ГК РФ задатка. В зависимости от компетенции и личной судебной практики одни юристы пишут договор о «залоге», другие называют передаваемую сумму «авансом». Но никто- задатком. Причем объяснение этому следующее- мол, мы посредники, а вдруг продавец передумает, откажется от сделки и мы должны будем….. ПЛАТИТЬ ДЕНЬГИ ИЗ СВОЕГО КАРМАНААААААА.

Смотрите еще:  Договор мойки и дезинфекции автотранспорта

Вот только лукавые господа не говорят, что, заключив агентский договор с продавцом, они действуют от его имени, и вполне могут потребовать от продавца выплатить этот самый штраф. Я не ставлю своей задачей выступление с разоблачениями риелторских «технологий», поэтому, резюмируя сказанное, могу посоветовать- при покупке квартиры через риелторскую фирму отдавайте себе отчет в рисках, на которые Вы идете. Вы – рискуете деньгами, ведь если Вы откажетесь от сделки, внесенные деньги получить назад будет ну очень трудно (хотя прецеденты есть, только занимались возвратом серьезные юридические фирмы), а если Вам откажут- в лучшем случае сразу вернут Ваши деньги. Штраф никто не заплатит, и Ваше время (от двух недель до двух месяцев), которое купить нельзя,- Вы уже не вернете.

Перечислю в порядке надежности варианты «предварительных договоров»:

Заключение и заверение у нотариуса предварительного договора покупки недвижимости и внесение ЗАДАТКА (то есть продавец пишет расписку, в которой он называет полученные деньги «задатком» ). Это самый жесткий и самый надежный вариант, имея такой договор, достаточно легко в судебном порядке вернуть свои деньги и причитающийся штраф или заставить продавца совершить сделку. Иногда на фирмах вызывают продавца на подписание договора, и договор подписывается в помещении фирмы, но по факту это договор между физическими лицами. Часто это происходит, когда не заложено никакой скрытой комиссии, или риелторы хорошо знают продавца. Сюда же можно отнести договора, которые заключаются, когда сделку проводят частные маклеры, или же люди проводят сделку самостоятельно, без специалистов. То есть статьи ГК РФ соблюдаются, просто договор между сторонами составляется в простой письменной форме. Вариант шаблона такого договора приведен на нашем сайте . Самый неприятный вариант- заключение с агентством «договора об авансе», «договора о предварительном платеже», «договора о залоге». В этом случае Вы рискуете деньгами- а Ваши контрагенты нет. Вы не застрахованы от звонка агента через день- другой, когда будет сказано, что хозяева подняли цену, Вам будет предложено добавить еще денег за недвижимость. А если Вы не согласны- извините, есть другие покупатели…

Особенно внимательным надо быть при проведении альтернативных сделок- при обмене посредством продажи своей и покупки интересующей Вас недвижимости.

Здесь должно соблюдаться железное правило- Вы не должны вносить сумму за подменный вариант большую, чем Вы получили за свой объект, какие бы обещания Вам не давал покупатель и как бы Вам не нравился подобранный вариант «Вашей Мечты».

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ.

У моей знакомой, Татьяны, выросла дочь, Иришка. Девочка занималась музыкой, танцами, и, кроме того, была найдена секция акробатики, тренер в которой умолял не губить дарование- у девочки просто уникальная гибкость и пластика. А так как Татьяна работала полный рабочий день (и зарабатывала вполне неплохие деньги), а муж ее не вылезал из командировок, на семейном совете было решено поручить надежному знакомому риелтору найти вариант обмена поближе к бабушке и дедушке и площадью побольше.

Таким риелтором был признан Ваш покорный слуга.

Задача стояла таким образом: надо было продать малогабаритную двухкомнатную квартиру Тани на Западе Москвы и купить полноценную двухкомнатную на три остановки ближе к центру города рядом с домом родителей Татьяны.

«Малогабаритка» была выставлена на продажу как свободная, Таня с дочкой выписалась к родителям, благо площадь родительской квартиры позволяла прописать еще двоих человек. Начались поиски того самого «варианта мечты».

Пересмотрено было немало квартир, и вот раздался звонок Татьяны: «Представляешь, у моей коллеги сестра хочет разменяться, и живет она в соседнем с моими родителями доме!» В тот же вечер мы нанесли визит Людмиле и ее семейству, а через день Таня принимала Людмилу у себя. Это был редчайший случай, когда был найден вариант прямого обмена буквально на раз, без серьезной рекламы и проработки десятков вариантов. Так как квартиры сторонам понравились, мы с Татьяной внесли задаток в эквиваленте тысячи долларов и дали команду Людмиле искать вторую площадь для сына, с которым она разъезжалась.

И вот на этом этапе Людмила подключила свою знакомую Эллу. Элла работала в агентстве недвижимости и довольно быстро нашла для Игоря, сына Людмилы хороший вариант. Вот только хозяева этой квартиры хотели получить непременно денег в два раза больше, чем получила Людмила от Татьяны. Получив по телефону от Тани согласие довнести необходимую сумму, Людмила с Эллой поехали и внесли эквивалент двух тысяч долларов. Вот только внесли они эти деньги как «аванс», риелторы продавцов не сдали позиций…

Вечером следующего дня мы с Татьяной договорились встретиться у Людмилы, чтобы довезти деньги. В этот вечер жизнь меня в очередной раз научила- не бывает «незначительных» встреч. Я попал в пробку и опоздал на 20 минут. Этих 20 минут оказалось достаточно, чтобы милые дамы- Элла и Таня- стали заклятыми врагами. Элла, что называется, с места в «карьер», начала гнуть свою линию: «Вы ДОЛЖНЫ довнести нам денег на тех же условиях, на которых мы внесли аванс за свою квартиру!»

Когда я вошел и поглядел на Таню, я понял- тучи ходят хмуро и скоро ударят громы и молнии. Таня вывела меня на лестничную площадку (преамбулу, состоящую из русских народных слов пропускаю) : «Я этой ….. ничего не должна! Пошла она ……! Вот что, давай разворачиваемся и уходим, для меня «штука» баксов- фигня, а для этих интеллигентов – деньги! Пусть своей ….. Эллочке скажут большое спасибо за потерянные деньги!»

«Вот что, Танюш, пошли на улицу, покурим, порешаем, как быть дальше. Вендетта- это блюдо, которое едят холодным», — успокаивал я свою клиентку. («Клево, никогда не слышала, дай запишу!»

Потом позвонил в дверь квартиры, извинился, сказал, что хотим покурить, вот только свои сигареты забыли, сейчас сходим, купим и придем.

«Ну пойми, это же идеальный для тебя вариант, родители- в соседнем доме, рядом секция акробатики, в школу идти- дорогу не надо переходить,- успокаивал я Таню. – Зачем позволять этой дряни оставить тебя без такого классного варианта? Давай договоримся с ними так- наш прежний договор на «штуку» будет без изменений, а довнесем мы на тех же условиях, что и они. Только я буду говорить, а ты смотри- только смотри и НИЧЕГО НЕ ГОВОРИ- на Эллу с презрением!»

Не сразу, но слова дошли до сознания. Да и стоя на улице и глядя на родительский дом, ситуацию воспринимала Таня по – другому.

Не скажу, что наше предложение было принято «на ура». Но через час договоренность была достигнута, бумаги подписаны.

Сделка была несложной, вернее, самая сложная часть уже была позади.

А ведь люди работали с риелтором, и их контрагентом была знакомая, и тем не менее срыв сделки, а значит, потеря денег, было вопросом нескольких минут и нескольких неосторожных фраз.

Толкование и значение слова «залог (знач. 1)»

Залог (знач. 1)

Залог (знач. 1), -а, мужской род

1. Отдача (имущества) в обеспечение обязательств, под ссуду.

3. имущества. Отдать кольцо в з.

2. Отданная в такое обеспечение вещь. Ценный з.

3. переносное значение Доказательство, обеспечение чего-нибудь

3. успеха,
прилагательное залоговый, -ая, -ое (к 1 знач.). Залоговое обязательство.

(Слово «Залог» может использоваться сокращённо в тексте как «З.» или «з.»)

Залог — как пишется слово, постановка ударения
правописание или как правильно написать слово, ударные и безударные гласные в нем, различные формы слова «Залог»

ЗАЛОГ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

ЗАЛОГ – грамматическая категория, которая указывает на отношение действия к субъекту и объекту этого действия. Действительный залог показывает, что подлежащее обозначает предмет или лицо (группу лиц), которые производят действие, направленное на другой предмет или лицо: Комиссия рассматривает проекты; Лампа освещает комнату.

Страдательный залог показывает, что подлежащее обозначает предмет или лицо, подвергаемые действию со стороны другого лица или предмета: Проекты рассматриваются комиссией; Комната освещается лампой.

Страдательный залог имеют не все глаголы, а лишь те, которые обозначают действие, совершаемое субъектом и направленное на объект. Подавляющее большинство таких глаголов составляют глаголы переходные: рассматривать, освещать, строить, читать, подписывать и под. Глаголы, обозначающие действие, не направленное на объект, не вступают в противопоставление по залогу. К ним относятся непереходные глаголы: идти, смотреть, бороться, жить, белеть, грустить и подобные, безличные: светать, тошнить и т.п., глаголы со значением субъективного ощущения: казаться, чудиться, сниться, нравиться и некоторые другие.

Форма страдательного залога образуется от переходных глаголов несов. вида путем присоединения к ним форманта —ся: строить – строиться, подписывать – подписываться, составлять – составляться и т.п. Такие формы употребляются, как правило, в 3-м лице ед. и множ. числа: Протокол подписывается секретарем; Списки составляются правлением кооператива. От переходных глаголов сов. вида подобные формы не образуются; нельзя сказать: *Протокол подписался секретарем; *Списки составились правлением кооператива. Переходным глаголам в сов. виде, имеющим значение действительного залога, соответствуют краткие страдательные причастия, образованные от этих глаголов: подписан (Протокол подписан секретарем), составлен (Списки составлены правлением кооператива).

Помимо глагольных форм с формантом —ся и кратких страдательных причастий, значение страдательности выражается полными страдательными причастиями – настоящего времени (рассматриваемый, освещаемый, читаемый и под.) и прошедшего времени (рассмотренный, освещенный, прочитанный) – а также краткими страдательными причастиями настоящего времени (в современном языке употребляемыми редко: рассматриваем, освещаем, читаем). Кроме того, значение страдательности может выражаться полными причастиями настоящего и прошедшего времени, образуемыми с помощью суффиксов действительного залога и постфикса —ся: —ущ (-ющ), —ащ (-ящ), —вш (-ш): читающийся (читавшийся), строящийся (строившийся) и под. Ср. : курс лекций, читаемый профессором – курс лекций, прочитанный профессором – курс лекций, читающийся профессором – курс лекций, читавшийся профессором.

Причастия на —имый, —емый, выражающие значение страдательности, могут быть образованы не только от переходных глаголов, но и от некоторых глаголов, подчиняющих себе дополнение, выраженное существительным в форме не винительного, а других падежей. Ср. : Водитель управляет машиной. – Машина, управляемая водителем. ; Директор руководит коллективом. – Руководимый директором коллектив.

Значение страдательности наиболее отчетливо выражается при наличии в предложении имени существительного в форме творительного падежа, имеющей значение субъекта действия; субъект действия обычно обозначается одушевленным существительным, реже – неодушевленным: Ведомость составляется бухгалтером; Книга прочитана всеми учениками; Комната освещена лампой.

Объяснить слово залог

Во всех этих примерах есть субъект — тот, кто совершает действие. И этот субъект важен для текста. В этом случае страдательный залог не нужен, потому что он скрывает субъект.

Смотрите еще:  44 н приказ

Предложение без действия

Однако бывают предложения, в которых главное — не действие и не субъект, а состояние объекта. Посмотрите на эти примеры:

  • Дома сданы
  • Пушкин был ранен на дуэли
  • Самолёт подготовлен к вылету
  • Книга дописана
  • Опубликован рассказ о проекте

Здесь важно не то, что кто-то сдал дом или ранил Пушкина или дописал книгу. Важно новое состояние: в доме можно жить, Пушкину плохо, в самолёт можно пускать пассажиров, книгу пора печатать, рассказ о проекте уже можно читать. Эти предложения — о состоянии.

Если предложение о состоянии, то страдательный залог допустим. Однако часто и здесь можно обойтись без него:

  • Дома сданы → дома готовы
  • Самолёт подготовлен к вылету → самолёт готов к вылету
  • Книга дописана → книга готова к печати

Не следует механически удалять страдательный залог из всех предложений. Если после удаления страдательного залога предложение выглядит неестественно или слишком сложно, то следует вернуть как было:

Понимание прочитанного – залог успешного выполнения домашнего задания

Главная > Консультации > учитель-дефектолог > Понимание прочитанного – залог успешного выполнения домашнего задания

Многие родители отмечают, что ребенок тратит много времени на выполнение домашнего задания. Читает все, что необходимо, а на уроках отвечает неточно, путается. Складывается впечатление, что уроки не делал.

«Мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом».
А. А. Леонтьев

Подобные затруднения наблюдаются у школьников любого возраста и являются основной причиной низкой успеваемости, а в дальнейшем — недостаточно успешными для продолжения обучения результатами экзаменов в 9 и 11 классах. Чтение — один из важнейших путей получения знаний. Выполняя домашнее задание, ребенок читает статьи учебника, задания к упражнениям, художественные тексты и т. д. От уровня сформированности навыков осознанного беглого чтения зависит успешность подготовки домашнего задания и качество работы на уроках в школе. Понимание прочитанного текста обусловлено во многом уровнем развития мышления, представлениями об окружающем мире, словарным запасом, уровнем речевого развития, личным жизненным опытом. Чтение требует интеллектуальной деятельности. Оно более интеллектуально, более сознательно, более произвольно, чем понимание устной речи.
Осознанное беглое чтение — это умение читать не только быстро, с минимальным количеством ошибок, но и понимать прочитанное. Процесс чтения и понимания прочитанного не всегда зависят друг от друга.
Иногда ребенок довольно хорошо владеет техникой чтения, допускает 1-2 ошибки или не допускает ошибок совсем, пересказывает прочитанное. Однако понимание прочитанного вызывает значительные затруднения. Часто дети не могут понять смысл незнакомых слов, встретившихся в тексте, затрудняются объяснить используемые в тексте пословицы и поговорки, не видят скрытый смысл. Иногда затрудняются в чтении слов с пропущенными буквами при выполнении заданий по русскому языку. А это серьезная причина для возникновения затруднений в обучении по всем предметам. Как помочь ребенку научиться лучше понимать прочитанное? Прежде всего надо помнить, что понимание прочитанного зависит от многих факторов. Один из них — словарный запас. Чем больше объем активного словаря ребенка, тем лучше. Именно с уточнения и пополнения словарного запаса надо начинать работу. Ведущую роль здесь играют родители. Учитель на уроках ведет эту работу фронтально. А у родителей всегда есть максимальные возможности при чтении дома, при просмотре фильмов, спектаклей, при подготовке уроков и дополнительного материала обращать внимание на новые слова, уточнять смысл и многозначность знакомых слов. Специальные тренировочные упражнения подбираются в зависимости от возраста и уровня сформированности техники чтения.

Упражнения для развития мышления и речи младших школьников

  1. Раскладывание сюжетных картинок в соответствии с последовательностью событий (что было вначале, что потом). Постепенно от картинок можно перейти к явлениям окружающего мира, событиям.
  2. Установление причинно-следственных связей по картинкам, явлениям окружающего мира.
  3. Исключение четвертого лишнего на материале конкретных предметов, изображений, слов, понятий и т. д.
  4. Классификация. Умение классифицировать предметы, понятия, явления и т. д. актуально на протяжении всего обучения.
  5. Обобщение. От уровня сформированности обобщающих понятий во многом зависит успешность обучения вообще.

Понимание прочитанного формируется постепенно на уровне

Немаловажную роль играет правильность чтения. Ошибки, допускаемые детьми в период слогового чтения, препятствуют пониманию. Именно поэтому важно формировать технику чтения. Совершенствование умения читать стимулирует потребность в чтении, но эта потребность тормозится, если возникают трудности в смысловом восприятии текста.

Упражнения для работы над углублением понимания прочитанного

на уровне слова

  • Подбери синоним. (Например: милый — приятный, привлекательный).
  • Составь словосочетания с синонимами. (Например: милый друг, приятный собеседник, привлекательный человек).
  • Подбери антонимы. (Например: большой — маленький).
  • Составь словосочетания с антонимами. (Например: узкая тропинка, широкая дорога).
  • Составь словосочетания с многозначными словами. (Например: скрипичный ключ, ключ в замке, чистый ключ).
  • Найди лишнее слово. (Гора, горный, горевать, горец).
  • Объясни значение слова с помощью толкового словаря, с помощью контекста.
  • Выбери, что бывает, а чего не бывает. (Например: Лицо совы, стоит на подоконнике, большой синяк, плыть по песку, красивая женщина, дорога стоит и т. д.).
  • Прочти и подумай. (Например: Рак, рама, рана, работа, радио, радуга, ракета, ракетки, растение, нора, гора, гагара, баран, барабан, муравьи, жара, детвора), какие из этих слов отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?
    Какие слова обозначают один предмет, а какие — несколько?

на уровне предложения

  • Составь из слов предложение, не изменяя окончания слов. (Например: Веры, у, арбуз).
  • Составь из слов предложение изменяя окончания слов. (Например: Ветка, ворона, на, сидела).
  • Свяжи слова в предложении, изменяя, где необходимо, окончания, добавляя предлоги. (Например: Мы быстро шла узкая тропинке).
  • Прочитай предложения, восполняя окончания. (Например: После тепл__ летн__ дней наступил___ осенн___ холода).
  • Скажи о том же, но своими словами. (Например: В березовой роще далеко разлеталась звонкая соловьиная трель. В роще пел соловей).
  • Прочти, спроси, ответь. (Например: Папа и Володя поплыли на лодке ловить плотву. Кто…? Что сделали…? Зачем…?)
  • Отгадай загадку.

на уровне текста

  • Озаглавь текст своими словами, предложением из текста.
  • Подбери пословицу к тексту.
  • Поясни пословицу своими словами.
  • Прочти, расскажи, придумай сам. (Например: Была в лесу белка. Была в лесу белка, и были у белки дети. Жила белка в дупле. Пришли Миша и Коля, взяли их к себе. И белки жили у них в клетке. По Л. Толстому).
  • Составь рассказ по картинкам.
  • Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь (Например: Один раз Володя и Коля увидели около своего дома галку с перебитым крылом. Она не могла летать, и мальчики взяли ее домой. Расскажи о том, что они сделали потом. Как галка подружилась с мальчиком? Как жила в их доме? Что с ней произошло?)
  • Прочти и сосчитай (Например: Сороки. К серой цапле на урок прилетело семь сорок. И из них лишь три сороки приготовили уроки. Сколько лодырей сорок прилетело на урок?).
  • Восстанови текст из фрагментов.
  • К какому жанру относится этот текст? Назови произведения этого жанра, которые ты прочитал.
  • Сравни басню и сказку, сказку и былину и т. д.
  • Нарисуй иллюстрацию к тексту.
  • Задай вопрос, на который в тексте есть ответ.
  • Подумай и скажи, с какой целью автор написал это произведение?
  • Задай вопросы к тексту, которые бы начинались со слов…

Немаловажную роль в понимании прочитанного играет так называемый прогноз чтения. По мере формирования техники чтения наши глаза фиксируют на строке не каждую букву, и даже не каждое слово. Если человек достаточно хорошо владеет навыками чтения, то на одной строке глаза фиксируют от 7 до 4 знаков, на основании которых человеческий мозг осмысливает прочитанное. Достаточно хорошо сформированный прогноз чтения позволяет многим (особенно студентам филологических факультетов) читать по диагонали и достаточно глубоко понимать прочитанное.
Чем выше уровень сформированности прогноза чтения, тем лучше человек читает.
А это значит, что помощь в формировании прогноза чтения весьма полезна каждому ребенку.
Как сформировать прогноз чтения?
Понимание прочитанного — одна из составляющих уровня развития логического мышления. Чем выше мыслительные способности, тем проще достигнуть результата. Однако это не означает, что прогноз чтения нельзя сформировать. Просто у одного ребенка способностей больше и результат может быть выше, а у другого свои возможности, и времени потребуется больше.

Специальные коррекционные приемы для формирования прогноза чтения

  1. Для учащихся 1 и 2 класса можно использовать пособие «3000 примеров по русскому языку» О. В. Узорова, Е. А. Нефедова.
    Цель пособия — закрепление основных правил орфографии. Однако данное пособие — сборник готовых упражнений на восполнение пробелов в словах. Восполнение (вставляем пропущенную букву) буквы в слове — один из этапов формирования прогноза чтения. Используя данное пособие закрепляем основные правила орфографии и формируем навыки осознанного чтения.
  2. Похожие упражнения описывались ранее. Однако предлагаемые задания рассчитаны на активизацию других процессов.
    Итак, берем любой текст (можно и текст учебника, только учебник не следует портить, лучше текст отсканировать) и черный фломастер. Именно черный, так как текст обычно бывает черным. Предлагаем ребенку по нарастающей в несколько этапов сложности заштриховать заданные гласные (сначала а, затем о, а и о, …все гласные), а потом и согласные.
    Например:
  • Заштриховать, затем восполнить заштрихованные буквы.
  • Восполнить буквы, заштрихованные взрослым.
Смотрите еще:  Могу ли я оплатить штраф гибдд в другом городе

Подобные упражнения весьма полезны и при заучивании словарных слов. Да и многие правила правописания можно закреплять, анализируя восполняемые пробелы. Необходимо помнить, что начинаем работу по схеме:

  • читается ребенком оригинальный текст;
  • ребенок заштриховывает заданные буквы;
  • ребенок читает текст с пробелами;
  • восполнение пробелов (сам ребенок вставляет буквы).

Следует учитывать, что в тексте могут встретиться слова, написание которых ребенку неизвестно. В таких случаях взрослый должен исключить сложные слова (подчеркнуть их).

  1. Данная серия упражнений является наиболее сложной и требует дополнительной подготовки. Использовать можно любой текст.
    Задания подобраны с целью формирования навыков согласования и управления при формировании прогноза чтения:
  • прочитать оригинальный текст (предложения);
  • прочитать текст, изменяя слова, написанные курсивом.

Михаил Михайлович Пришвин
Выскочка.

Наша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки так и назвали мы её Бией. Но скоро эта Бия почему-то у нас превратилась в Бьюшку, Бьюшку все стали звать Вьюшкой. Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: Вьюшка не пустит врага.
Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок.
Достались ей от обеда косточки. Получая подарок, Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом. Это у нее означало тревогу и начало бдительности, необходимой для защиты, — известно, что в природе на кости есть много охотников.
С опущенным хвостом Вьюшка вышла на траву-мураву и занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой.
Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! — и к самому носу собаки. Когда же Вьюшка повернула голову к одной — хвать! другая сорока с другой стороны — хвать! — и унесла косточку.
Дело было поздней осенью, и сороки вывода этого лета были совсем взрослые. Держались они тут всем выводком, в семь штук, и от своих родителей постигли все тайны воровства. Очень быстро они оклевали украденную косточку и не долго думая собрались отнять у собаки вторую.
Говорят, что в семье не без урода. То же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове.
Вот сейчас то же было: все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром.
— Тра-та-та-та-та! — застрекотали все сороки.
Это у них означало:
— Скачи назад, скачи, как надо, как всему сорочьему обществу надо!
— Тра-ля-ля-ля-ля! — ответила Выскочка.
Это у нее значило:
— Скачите, как надо, а я — как мне самой хочется.
Так за свой страх и риск Выскочка подскакала к самой Вьюшке в том расчете, что Вьюшка, глупая, бросится на нее, выбросит кость, она же изловчится и кость унесет.
Вьюшка, однако, замысел Выскочки хорошо понимала и не только не бросилась на нее, но, заметив Выскочку косым глазом, освободила кость и поглядела в противоположную сторону, где правильным полукругом, как бы нехотя — скок и подумают, — наступали шесть сорок.
Вот это мгновение, когда Вьюшка отвернула голову, Выскочка улучила для своего нападения. Она схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями, поднять пыль из-под травы-муравы.
И только бы еще одно мгновение, чтобы подняться на воздух, только бы одно мгновеньишко! Вот только-только бы подняться сороке, как Вьюшка схватила ее за хвост, и кость выпала…
Выскочка вырвалась, но весь радужный длинный сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах и торчал из пасти ее длинным острым кинжалом.
Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц, если ей оборвать хвост. Ничего сорочьего не остается тогда в этой птице, и ни за что в ней не узнаешь не только сороку, а и какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой.
Бесхвостая Выскочка села на ближайшее дерево, все другие шесть сорок прилетели к ней. И было видно по всему сорочьему стрекотанью, по всей суете, что нет в сорочьем быту большего срама, как лишиться сороке хвоста.

Карточка № 1

Наша охотничья собаки, лайка, приехала к мы с берегов Бии, и в честь эта сибирская река так и назвали мы её Бией. Но скоро эта Бия почему-то у мы превратилась в Бьюшку, Бьюшку все стали звать Вьюшкой. Мы с она мало охотились, но оно прекрасно служила у мы сторож. Уйдешь на охоту, и будь уверен: Вьюшка не пустит враг.
Веселый собаки эта Вьюшка, всем нравится: ушки как рожки, хвостики колечком, зубки беленькие, как чеснок.
Достались ей от обеда косточки. Получая подарок, Вьюшка развернула колечко свой хвосты и опустил он вниз поленом. Это у нее означало тревогой и начало бдительностью, необходимой для защиты, — известно, что в природа на кости есть много охотник.

Карточка № 2

С опущенным хвост Вьюшка вышла на трава-мурава и занялась одной косточка, другую же положил рядом с себя.
Тогда, откуда ни возьмись, сороками: скок, скок! — и к самый носу собакой. Когда же Вьюшка повернули голова к одной — хвать! другая сорок с другой сторона — хвать! — и унесла косточками.
Дело было поздняя осень, и сороки вывода этого лето были совсем взрослые. Держались они тут всем выводок, в семь штук, и от своих родителям постигли все тайны воровство. Очень быстро они оклевали украденную косточка и не долго думая собрались отнять у собакам вторую.
Говорят, что в семья не без уроды. То же оказалось и в сорочья семья. Из семи сороки одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскок и с пыльцой в голова.

Карточка № 3

Вот сейчас то же было: все шесть сорокам повели правильный наступлению, большим полукругом, поглядывая друг на другу, и только одна Выскочка поскакала дуром.
— Тра-та-та-та-та! — застрекотали вся сорок.
Это у них значило:
— Скачи назад, скачи, как надо, как всему сорочье общества надо!
— Тра-ля-ля-ля-ля! — ответила Выскочка.
Это у нее значило:
— Скачите, как надо, а я — как меня самой хочется.
Так за свой страху и риском Выскочка подскакала к самой Вьюшка в том расчете, что Вьюшка, глупой, бросится на нее, выбросит костью, она же изловчится и костью унесет.

Карточка № 4

Вьюшка, однако, замысел Выскочки хорошо понимала и не только не бросилась на она, но, заметив Выскочку косой глаза, освободила костью и поглядела в противоположная сторона, где правильным полукруга, как бы нехотя — скок и подумают, — наступали шесть умным сорокам.
Вот это мгновеньям, когда Вьюшка отвернула головы, Выскочка улучила для своему нападению. Она схватила костью и даже успела повернуться в другой стороны, успела ударить по землю крыльям, поднять пыль из-под трава-мурава.
И только бы еще одно мгновенью, чтобы подняться на воздухом, только одно мгновеньишко! Вот только-только бы подняться сорока, как Вьюшка схватила ее за хвостом, и костью выпала…

Карточка № 5

Выскочка вырвалась, но вся радужный длинные сорочья хвосты остался у Вьюшки в зубы и торчала из пастью ее длинная острого кинжала.
Видел ли кто-нибудь сороке без хвосту? Трудно даже вообразил, во что превращается этой блестящую пестрой и проворной воровку яйцо, если ей оборвать хвосте. Ничему сорочьего не остается тогда в этом птицу, и ни за что в ней не узнаешь не только сорока, а и какая-нибудь птицей: это просто шариком пестрой с головка.
Бесхвостая Выскочку села на ближайшего дерева, все другие шесть сорокам прилетели к ним. И было видно по всему сорочьего стрекотанья, по всю суета, что нет в сорочий быту большому сраму, как лишиться сороки хвостами.

Карточки составлены с учетом усложнения материала.

Упражнений существует множество. Важно понимать, что ваш школьник овладевает новым для него умением. Помощь взрослого человека необходима каждому ребенку, даже если у него все получается неплохо. Нет предела совершенству! Чтение расширяет наши возможности. Главное — научить ребенка использовать чтение себе на благо, тогда и домашнее задание будет выполняться быстро и качественно.

Похожие статьи:

  • Требования к обслуживанию на предприятиях общественного питания Услуги общественного питания. Общие требования к методам и формам обслуживания на предприятиях общественного питания Стандарт устанавливает общие требования к методам и формам обслуживания […]
  • Федеральный закон 275-фз 29122012 г о государственном оборонном заказе Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ"О государственном […]
  • Приказ 9цз с приложениями МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР ПРИКАЗ от 3 июля 1991 г. N 9 ЦЗ О КОНСТРУКЦИИ ТИПОВЫХ ПОСТОЯННЫХ ДИСКОВ УМЕНЬШЕНИЯ СКОРОСТИ, ПЕРЕНОСНЫХ СИГНАЛОВ, СИГНАЛЬНЫХ И ПУТЕВЫХ ЗНАКОВ В […]
  • Способы подачи заявления на развод Какие документы нужны для развода Если Вы уже приняли решение о разводе (расторжении брака), Вам необходимо его документально оформить. Есть только два способа: в отделе ЗАГСа или в суде. […]
  • Спор макарова Арбитраж корпоративных споров (О.А. Макарова, журнал "Журнал предпринимательского и корпоративного права", N 4, октябрь-декабрь 2016 г.) Арбитраж корпоративных споров доцент кафедры […]
  • Правонарушение виды шпаргалка Правонарушение виды шпаргалка 13. ПРАВОНАРУШЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ, СОСТАВ Правонарушение – противоправное, общественно вредное, виновное деяние (т. е. действие или бездействие) […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.