Налог на прибыль 33 процента

Глава 25 НК РФ. Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций платят юридические лица на общей системе налогообложения. По общему правилу налог начисляется на разницу между доходами и расходами. В большинстве случаев налоговая ставка составляет 20%. Данный материал, который является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»», посвящен главе 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». В этой статье доступно, простым языком рассказано о порядке расчета и уплаты налога на прибыль, о налоговых ставках, а также о сроках представления отчетности. Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации

  • Все российские юридические лица (ООО, АО и пр.).
  • Иностранные юридические лица, которые работают в России через постоянные представительства или просто получают доход от источника в РФ.

На что начисляется налог

На прибыль, то есть на разницу между доходами и расходами.

Доходы — это выручка по основному виду деятельности (доходы от реализации), а также суммы, полученные от прочих видов деятельности. Например, от сдачи имущества в аренду, проценты по банковским вкладам и пр. (внереализационные доходы). При налогообложении прибыли все доходы учитываются без НДС и акцизов.

Расходы — это обоснованные и документально подтвержденные затраты предприятия. Они делятся на расходы, связанные с производством и реализацией (зарплата сотрудников, покупная стоимость сырья и материалов, амортизация основных средств и пр.) и на внереализационные расходы (отрицательная курсовая разница, судебные и арбитражные сборы и пр.). Кроме того, существует закрытый перечень расходов, которые нельзя учитывать при налогообложении прибыли. Это, в частности, начисленные дивиденды, взносы в уставный капитал, погашение кредитов и др.

При налоговых проверках большинство проблем возникает именно из-за расходов: инспекторы заявляют, что расходы экономически не обоснованы, первичные документы оформлены неверно и т д. и т п. Поэтому бухгалтеры, как правило, уделяют повышенное внимание документам, подтверждающим расходы.

На что не начисляется налог

На прибыль от видов деятельности, переведенных на единый налог на вмененный доход (ЕНВД), а также на прибыль предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения или на уплату единого сельскохозяйственного налога.

В какой момент признать доходы и расходы при расчете налога на прибыль

Существует два способа признания доходов и расходов: метод начисления и кассовый метод.

Метод начисления предусматривает, что доходы и расходы в общем случае учитываются в периоде, когда они возникли, независимо от фактического поступления или выплаты денег. Например: организация по договору должна оплатить аренду офиса за август не позднее 31 августа, но арендный платеж перечислен только в октябре. При методе начисления бухгалтер должен отразить данную сумму в расходах в августе, а не в октябре.

При кассовом методе доходы в общем случае признаются в момент поступления денег на расчетный счет или в кассу, а расходы — в момент, когда организация погасила обязательство перед поставщиком. Так, если аренда офиса за август фактически оплачена в октябре, то при кассовом методе бухгалтер покажет расходы в октябре, а не в августе.

Организация вправе сама выбрать, какой из двух методов — начисления или кассовый — она будет применять. Но существует ограничение: метод начисления может использовать любое предприятие, а кассовый метод запрещено применять банкам. К тому же для перехода на кассовый метод должно выполняться условие: выручка от реализации без учета НДС в среднем за предыдущие четыре квартала не может превышать один миллион рублей за каждый квартал. Этот же лимит должен сохраняться и в течение времени, когда компания применяет кассовый метод. В случае превышения предельной выручки организация обязана перейти на метод начисления с начала текущего года. Выбранный метод закрепляют в учетной политике на соответствующий год и применяют в течение этого года.

Налоговые ставки

Основная ставка налога на прибыль составляет 20 процентов. В период с 2017 по 2020 год включительно 3 процента зачисляются в федеральный бюджет, а 17 процентов — в региональный.

Для некоторых видов дохода введены другие значения. Из этих видов дохода на практике бухгалтер чаще всего имеет дело с полученными дивидендами, для которых в общем случае действует ставка 13 процентов (в полном объеме зачисляется в федеральный бюджет). Заметим, что до 1 января 2015 года ставка по дивидендам равнялась 9 процентов.

Как рассчитать налог на прибыль

Нужно определить налоговую базу (то есть прибыль, подлежащую налогообложению) и умножить ее на соответствующую налоговую ставку. По прибыли, подпадающей под разные ставки, базы определяются отдельно.

Налоговая база рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода, который соответствует одному календарному году. Иными словами, базу определяют в течение периода с 1 января по 31 декабря текущего года, затем расчет налоговой базы начинается с нуля.

Если по итогам года оказалась, что расходы превысили доходы, и компания понесла убытки, то налоговая база считается равной нулю. Это значит, что величина налога на прибыль не может быть отрицательной, сумма налога должна быть либо нулевой, либо положительной.

Правильность расчета базы должна подтверждаться записями в регистрах налогового учета. Эти регистры каждое предприятие разрабатывает самостоятельно и закрепляет в учетной налоговой политике. На практике регистры налогового учета аналогичны регистрам бухгалтерского учета. Два вида учета — налоговый и бухгалтерский — нужны, чтобы отразить разные правила формирования доходов и расходов, действующие соответственно в налоговом и бухучете. В некоторых случаях «налоговая» и «бухгалтерская» прибыль могут совпадать.

Как рассчитать авансовые платежи по налогу на прибыль

В течение года бухгалтер должен начислять авансовые платежи по налогу на прибыль. Существует два способа начисления авансовых платежей.

Первый способ устанавливается для всех организаций по умолчанию и предусматривает, что отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев. Авансовые платежи делаются по окончании каждого отчетного периода. Сумма платежа по итогам первого квартала равна налогу от прибыли, полученной в первом квартале. Авансовый платеж по итогам полугодия равен налогу от прибыли, полученной за полугодие, за минусом авансового платежа за первый квартал. Величина платежа по итогам девяти месяцев равна налогу от прибыли за девять месяцев за вычетом авансовых платежей за первый квартал и полугодие.

Плюс к этому в течение каждого отчетного периода делаются ежемесячные авансовые платежи. По окончании отчетного периода бухгалтер выводит авансовый платеж по итогам этого периода (правила расчета мы привели выше), а затем сравнивает его с суммой ежемесячных платежей, сделанных в рамках данного периода. Если ежемесячные платежи в сумме оказались меньше итогового авансового платежа, компания должна доплатить разницу. Если же образовалась переплата, то бухгалтер учтет ее в будущих периодах.

Ежемесячные авансовые платежи рассчитываются по следующим правилам. В первом квартале, то есть в январе, феврале и марте, бухгалтер начисляет такие же ежемесячные авансовые платежи, как в октябре, ноябре и декабре предыдущего года. Во втором квартале бухгалтер берет налог от прибыли, фактически полученной в первом квартале, и эту цифру делит на три. В результате получается сумма ежемесячных авансовых платежей за апрель, май и июнь. В третьем квартале бухгалтер берет налог от фактической прибыли за полугодие, вычитает авансовый платеж первого квартала, и полученную цифру делит на три. Выходит сумма ежемесячных авансовых платежей за июль, август и сентябрь. В четвертом квартале бухгалтер берет налог от прибыли, фактически полученной за девять месяцев, отнимает авансовые платежи за полугодие, и полученную величину делит на три. Это и есть авансовые платежи за октябрь, ноябрь и декабрь.

Второй способ — исходя из фактической прибыли. Данный способ компания может принять для себя добровольно. Для этого нужно уведомить налоговую инспекцию не позднее 31 декабря о том, что в течение будущего года предприятие переходит на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. При этом способе отчетными периодами являются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года. Авансовый платеж за январь равен налогу от прибыли, фактически полученной в январе. Авансовый платеж за январь-февраль равен налогу от прибыли, фактически полученной в январе и феврале за минусом авансового платежа за январь. Авансовый платеж за январь-март равен налогу от прибыли, фактически полученной в январе-марте за вычетом авансовых платежей за январь и февраль. И так далее вплоть до декабря.

Организация, ранее выбравшая второй способ начисления авансовых платежей (то есть исходя из фактической прибыли), вправе отказаться от него, и с начала следующего года «вернуться» на первый способ. Для этого нужно подать в ИФНС соответствующее заявление не позднее 31 декабря текущего года. В случае «возвращения» к первому способу авансовый платеж за январь-март будет равен разности между авансовым платежом по итогам девяти месяцев и авансовым платежом по итогам полугодия предшествующего года.

Компании, чья выручка от реализации без НДС не превышала в течение четырех предыдущих кварталов в среднем 15 миллионов рублей за квартал, должна начислять только квартальные авансовые платежи. Это правило независимо от суммы выручки распространяется также на бюджетные, некоммерческие и некоторые другие организации.

Вновь созданные организации начисляют не ежемесячные, а квартальные авансовые платежи до тех пор, пока не закончится полный квартал с даты их госрегистрации. Затем бухгалтер должен посмотреть, чему равна выручка от реализации (без НДС). Если она не превышает 5 миллиона рублей в месяц или 15 миллионов рублей в квартал, компания может продолжать начислять только квартальные авансовые платежи. В случае превышения лимита предприятие со следующего месяца переходит на ежемесячные авансовые платежи.

Смотрите еще:  Приставы регион 29

Когда перечислять деньги в бюджет

Если отчетными периодами являются квартал, полугодие и девять месяцев, то авансовые платежи по итогам отчетных периодов делаются не позднее 28 апреля, 28 июля и 28 октября соответственно. Ежемесячный авансовый платеж за январь следует перечислить не позднее 28 января, за февраль — не позднее 28 февраля и так далее по декабрь включительно.

Если компания делает авансовые платежи исходя из фактической прибыли, то авансовый платеж за январь делается не позднее 28 февраля, за январь-февраль — не позднее 28 марта и так далее, вплоть до 28 января следующего года.

Независимо от выбранного способа начисления авансовых платежей по окончании календарного года бухгалтер выводит итоговую величину налога на прибыль за прошедший год. Затем он сравнивает ее с суммой авансовых платежей, начисленных по итогам отчетных периодов. Если авансовые платежи в сумме оказались меньше итоговой величины налога, предприятие доплачивает разницу в бюджет. Если же образовалась переплата, бухгалтер учтет ее в следующих периодах. Итоговую сумму налога на прибыль необходимо заплатить не позднее 28 марта следующего года.

Как отчитываться по налогу на прибыль

Компании, чья деятельность полностью переведена на один или несколько спецрежимов налогообложения (ЕНВД, упрощенную систему или уплату единого сельхозналога) могут не отчитываться по налогу на прибыль.

Все остальные юридические лица, совершившие хотя бы одну операцию по приходу или расходу наличных, либо безналичных денежных средств, независимо от того, есть ли у них доходы, должны предоставлять в инспекцию декларации по налогу на прибыль по итогам отчетных и налоговых периодов.

Декларацию по налогу на прибыль по итогам налогового периода (года) нужно предоставлять в инспекцию не позднее 28 марта следующего года. Некоммерческие организации, у которых не возникла обязанность по уплате налога, сдают декларацию упрощенной формы. Все прочие предприятия независимо от обязанности по уплате налога сдают по итогам года декларации по полной форме.

Компании, для которых отчетными периодами являются квартал, полугодие и девять месяцев, отчитываются по упрощенной форме не позднее 28 апреля, 28 июля и 28 октября соответственно. Организации, для которых отчетными периодами приняты месяц, два месяца и так далее, отчитываются по упрощенной форме не позднее 28 февраля, 28 марта и так далее вплоть до 28 января следующего года.

Налоги во Франции

Уровень налогов во Франции – один из самых высоких в мире. Тем не менее, французы давно привыкли к такому бремени и ответственно относятся к заполнению ежегодной налоговой декларации.

Ставки налогов во Франции

Бюджет страны более, чем на 90% состоит именно из налоговых поступлений. Количество всех налогов и сборов превышает 200 наименований, ставки и условия которых французский парламент ежегодно пересматривает.

НДС во Франции является одним из основных налогов потребления, поступающих в государственный бюджет. Данным налогом облагаются товары и услуги, произведенные и используемые на территории страны. Стандартная ставка налога на добавленную стоимость во Франции составляет 20%. Повышенная ставка доходит до 33,3 % и применяется к алкоголю, табачным изделиям, автомобилям и другим предметам роскоши (например, к мехам). Пониженные ставки 10, 5,5 и 2,1% действуют для книг, товаров первой необходимости и некоторых медикаментов, отпускаемых по рецепту.

Налог на доходы

Подоходный налог считается одним из важнейших элементов французской налоговой системы. Он охватывает все доходы, полученные как во Франции, так и за ее приделами. При расчете налогооблагаемой суммы учитывают заработную плату, пенсию, ренты, награды, проценты по депозитным вкладам и прочие виды доходов. Кроме этого, налог оплачивают не только жители Франции, но и иностранные граждане, которые получают официальный доход на территории страны.

Главной особенностью налога на доходы является то, что для его расчета берется не конкретное физическое лицо, а семья налогоплательщика (супруги, дети и иждивенцы). Одинокие люди считаются семьей из одного человека.

Прогрессирующая шкала ставок охватывает 5 групп налогоплательщиков с диапазоном от 0 до 45% в зависимости от суммы годового дохода. Франция уже имеет негативный опыт по введению так называемого «налога на богатство», суть которого заключалась в том, что доход свыше 1 миллиона евро облагался по ставке 75%. В итоге нововведения не оправдали себя, поэтому на данный момент повышенный процент подоходного налога для миллионеров отменен.

Налоги на операции с собственностью и ценными бумагами

Во Франции при операциях с недвижимостью налогом облагается сумма, равная разнице между ценой ее продажи и покупки с учетом некоторых расходов.

С августа 2015 года единая ставка налога составляет 40,5% и включает в себя:

  • налог на прирост капитала – 19% (налоговая льгота в размере 4–6% предоставляется при владении недвижимостью более 5 лет, свыше 22 лет – нулевая ставка);
  • социальный сбор — 15,5% (также есть налоговые скидки 1,6–9% в зависимости от срока владения недвижимостью, свыше 30 лет – нулевая ставка);
  • добавочный налог – до 6% (зависит от налогооблагаемой суммы).

С 2012 года во Франции введен новый налог в размере 0,2% на операции с ценными бумагами. Он касается только крупнейших французских компаний, рыночная капитализация акций которых превышает 1 миллиард евро.

При проведении операций с другим движимым имуществом налогом облагаются только те предметы, стоимость которых превышает 20 тысяч евро. Для произведений искусства действуют ставки 4,5 и 7%, для предметов из драгоценных металлов ставка составляет 7,5%.

Налог на заработную плату

Во Франции работодатель сам оплачивает социальные взносы за своего работника, отчисляя их из его заработной платы. Ежемесячные обязательные отчисления в фонды медицинского, пенсионного и социального страхования составляют 15,5%. Эти средства направляются в государственный бюджет для дальнейшей оплаты больничных листов, медицинских страховок и пособий по безработице. Налог на доходы, описанный выше, рассчитывается уже исходя из суммы дохода за вычетом социальных взносов.

Налог на профессиональное образование

Для всех французских компаний обязательным является налог на профессиональное обучение, ставка которого составляет 0,5% от общего фонда заработной платы плюс 0,1%. Исключением являются государственные органы, отраслевые ассоциации и организации сферы образования. При использовании работодателем непостоянной рабочей силы ставка налога повышается до 2%, а при активном участии в образовательной системе, наоборот, допускаются налоговые скидки. Дополнительный сбор в размере 0,3% предназначен для профессиональной подготовки молодежи.

Акциз занимает немалую долю налоговых поступлениях Франции. Он включается в отпускную цену на алкоголь, табачные изделия, сахар, соль и некоторые другие товары массового спроса. Акцизный сбор направляется не только в государственный, но и в местные бюджеты страны.

Налог на наследование

Во Франции данный налог оплачивается наследниками. Его сумма зависит от степени родства и рыночной стоимости имущества. Исключением является супруг или супруга умершего, в таких случаях имущество переходит в их собственность без уплаты налогов. Ставка налога на наследование варьируется от 5%, если наследниками являются дети, и до 60% при отсутствии родственных связей с умершим.

Налог на прибыль компаний

Общая ставка налога на прибыль во Франции в течение последних лет составляет 33,33%. При этом существуют льготы для малого и среднего бизнеса: для доходов до 38120 евро действует ставка 15%, доходы свыше этой суммы рассчитываются по стандартной ставке. Крупные компании, наоборот, уплачивают дополнительный социальный сбор в размере 3,3% от средней суммы налога.

От налога на прибыль полностью освобождаются компании, которые занимаются производством, продажей или лизингом энергосберегающего оборудования. Предприятия, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, также имеют определенные льготы.

Декларация за отчетный (предыдущий год) подается предприятиями до 1 апреля. В течение года компанией вносятся авансовые платежи, которые суммируются и на момент подачи декларации пересчитываются в соответствии с фактической чистой прибылью.

Налог на землю и жилье

Во Франции местные органы власти на свое усмотрение устанавливают ставки земельного налога. Он состоит из двух частей: налога на сооружения (застроенную землю) и налога на незастроенную землю. Плательщиком земельного налога всегда является владелец недвижимости, независимо от того, кто в ней проживает. Налогооблагаемой суммой является кадастровая стоимость сооружения (земли) за вычетом расходов на его содержание.

Для плательщиков налога на землю также существуют льготы. Так, например, сельскохозяйственные угодья, облагаются налогом в размере 20% от обычной ставки, а новостройки освобождаются от уплаты на 2 года после окончании строительства.

Еще один вид местного налога – жилищный. В соответствии с законодательством он оплачивается тем лицом, которое занимает жилье на 1 января текущего года: либо его владельцем, либо арендатором. Сумма налога начисляется исходя из расчетной арендной платы, которая определяется кадастровым бюро. Ставка жилищного налога в каждом муниципальном округе своя, но не превышает более, чем в 2,5 раза среднерегиональный уровень.

Для малообеспеченных лиц и тех, кто опекает нетрудоспособных членов семьи или инвалидов существуют налоговые скидки. Кроме этого, от уплаты налога освобождаются лица, старше 75 лет, не облагаемые налогом на богатство.

Профессиональный налог

Профессиональным налогом облагаются лица, которые занимаются профессиональной деятельностью, но не получают заработной платы. К ним можно отнести писателей, журналистов, артистов, художников и людей других творческих профессий со свободным гонораром. На размер суммы профессионального налога влияют следующие критерии:

  • стоимость аренды помещения для нужд своей деятельности;
  • размер заработной платы, уплачиваемой плательщиком налога своим сотрудникам;
  • доход налогоплательщика.

Органы местной власти самостоятельно определяют ставку профессионального налога, но его величина не может превышать 3,5% от суммы добавленной стоимости, созданной налогоплательщиком в течение года.

Смотрите еще:  Налог с продаж пример

Несмотря на строгость налоговых выплат, французская налоговая система характеризуется социальной направленностью и гибкой системой скидок. Уклонение от уплаты налогов во Франции жестко карается законом вплоть до тюремного заключения. Несвоевременная уплата также наказывается штрафами и пеней, поэтому французы очень внимательно и осторожно относятся к вопросам налогообложения.

Статья начинается с фразы «Уровень налогов во Франции – один из самых высоких в мире.» Но, как мы видим далее по основным налогам (социалка всего 15,5%, хотя 15,5% это только для инвестиций, для зарплат меньше, против наших 30%), налог на доходы вообще начинается от 0%. Единсвенные налоги выше чем у нас — это НДС(VAT) — 20% (против 18% у нас) и налог на прибыль — 33%, против наших 20%, но обычного человека, обычно налог на прибыль почти не касается.

А теперь вопрос. В чем же заключается один из самых высоких налогов? Если это один из самых высоких, то где же самый высокий? У нас?

В статье же не написано, что налоги самые высокие, где-то они выше, где-то ниже, смотря еще с какой страной сравнивать. Смысл в том, что налоги в принципе не самые и низкие.

Я не могу получить ответ на один прост ой вопрос: почему я всю жизнь кому-то должен, пример такой — я построил дом, при покупке строительных и отделочных материалов я уже заплатил НДС, за прокладку водопровода заплатил, газовую трубу по улице кинули и что-бы в нее врезаться я тоже заплатил. Дорог нормальных нет ни на подъезде к нашим улицам ни в самом населенном пункте под названием »город», освещения элементарного нет, прочистить от снега дороги это целая история(надо обзвонить всех чиновников, а( в идеале) написать жалобу на имя градоначальника и пока он эту жалобу рассмотрит пробивать себе дорогу брюхом машины. Вопрос- что это за рекит такой, за что я должен платить, мне государство ни копейкой не помогло, да еще не помогает нормально жить. Каким документом определены обязанности государства по отношению ко мне и чем мотивированы все эти поборы. Я не знаю откликнится кто-нибудь на мой вопрос, но если кто-нибудь знает ответ на мой вопрос прошу ответить мне на мой электронный адрес: [email protected] ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРЕН.

подскажите где можно узнать размер жилищного налога если мы являемся арендаторами ? 18 год обьявлен годом без налогов, об отсутствии каких налогов идёт речь? мы, являясь не резидентами, передавали своей дочери денежные средства на аренду жилья и жизнь в период обучения в университете в прошлом и этом году, должна ли она платить налог с этих средств ? и как доказать (показать) их происхождение (ведь мы с этих сумм налоги в России уже заплатили) ?
Спасибо

Строгие налоговые законы Франции дают юридическим лицам множественные поблажки

26 июля 2011 5811

  • Почему во Франции выгодно осуществлять научные исследования
  • Пониженная ставка НДС зависит от упорства производителей
  • Как выгоднее выводить деньги из Франции в Россию

Популярное по теме

Франция – одна из крупнейших стран Евросоюза. Многие российские компании имеют свои интересы в этой стране и вынуждены платить там налоги. Либо ведут во Франции деятельность через местные резидентные компании.

В международных кругах справедливо считается, что Франция не является низконалоговой юрисдикцией. Высокая ставка налога на прибыль, НДС, значительная доля взносов в фонды социального назначения, жесткое администрирование не прибавляют популярности этой юрисдикции для целей налогового планирования. Однако при перечислении за рубеж прибыли французской компании налоговые потери могут быть минимальны, что стимулирует ведение деятельности непосредственно в этой стране.

Высокие ставки корпоративного налога компенсируются льготами

Корпоративный налог – основной прямой налог Франции. Он взимается с дохода любой компании (резидентной или нерезидентной), полученной на территории Франции. Иностранный доход резидентной компании в общем случае во Франции налогом не облагается.

Из дохода можно вычесть понесенные ради его получения расходы. При этом право вычета некоторых расходов лимитировано. Например, расходы на приобретение легкового транспорта ограничены 18 300 евро в год (примерно 727,1 тыс. рублей). Отдельные расходы, напротив, учитываются в ускоренном режиме. Например, стоимость основных средств и нематериальных активов по особому перечню.

На протяжении пяти последних лет общая ставка налога на прибыль организаций во Франции составляет 33,33 процента (ст. 219 Кодекса налогов Франции). Однако для компаний, чья годовая прибыль превышает 763 тыс. евро (примерно 3,03 млн рублей) установлена надбавка в размере 3,3 процента от общей ставки. То есть они платят налог по ставке 34,43 процента.

Для компаний малого бизнеса, чья годовая прибыль не превысила 38,12 тыс. евро (примерно 1,51 млн рублей), а в составе учредителей доля юридических лиц не более 25 процентов, установлена пониженная ставка 15 процентов.

Кроме того, существуют специальные налоговые режимы в рамках корпоративного налога. В целом такие режимы можно разделить на две группы.

Пониженная или нулевая ставка налога на прибыль для определенных видов деятельности. К примеру, налоговая нагрузка деятельности в рамках лицензионных сделок может быть ниже обычной в два раза. Так, доход резидентной компании от предоставления права пользования патентом по лицензионному договору облагается ставкой налога на прибыль 15 процентов. Однако эта льгота не действует, если размер лицензионных платежей не соответствует рыночному уровню или патентодержатель владеет интеллектуальными правами менее двух лет.

Кроме того, компании, которые занимаются финансированием производства, сдачей в аренду или предоставлением в лизинг энергосберегающего оборудования, полностью освобождаются от налога на прибыль.

Научно-исследовательская деятельность льготируется. Налоговый кодекс Франции предусматривает льготный режим учета затрат на НИОКР, который считается уникальным в Европе.

Льготный режим состоит в том, что компания, осуществляющая НИОКР, не дожидаясь окончания исследований, может учитывать подобные расходы при налогообложении. Перечень соответствующих расходов, на которые уменьшается база по налогу на прибыль, законодательно закреплен. К примеру, амортизация по основным средствам для исследовательской работы, затраты на покупку патентов, расходы на персонал и т.п.

При этом в первый год осуществления НИОКР позволено учитывать не более чем 40 процентов расходов, во второй – 35, последующие – 30 процентов. Но после превышения суммы предоставленной льготы порога в 100 млн евро (примерно 3,97 млрд рублей) – только 5 процентов. Если же у такой компании нет достаточных для вычета расходов начислений по налогу на прибыль, соответствующая сумма льготы может быть перечислена из бюджета в виде кредита (для зачета в счет будущих прибылей).

Убытки французской компании могут переноситься неограниченно на будущие периоды. А также на три прошлых налоговых периода через подачу уточненной декларации. В последнем случае французский бюджет признает за собой долг, который может быть выплачен деньгами не ранее чем через пять лет после подачи уточненной декларации. Если же за этот период компания получит прибыль, такой долг подлежит зачету в счет уплаты налога на прибыль.

Во Франции действуют правила трансфертного ценообразования, которые касаются не только права налоговиков контролировать цены в сделках с взаимозависимыми компаниями, но и уровень процентов по займам. Если налоговики выявят отклонения от рыночных цен, компания должна документально обосновать целесообразность проведения сделки именно по данным ценам.

Кроме того, возможные злоупотребления с процентами по займам между взаимозависимыми компаниями призваны пресекать правила тонкой капитализации. Согласно им, сумма допустимых к принятию в налоговые расходы процентов рассчитывается как отношение суммы займа к чистым активам заемщика. Проценты, превышающие расчетный уровень, не уменьшают прибыль. Однако 95 процентов этого «излишка» может быть учтено в расходах 20 последующих лет.

Налоговая нагрузка на входящие дивиденды во Франции может быть минимальной

Французские компании в отношении полученных ими пассивных доходов (дивиденды, проценты, роялти) могут пользоваться преимуществами соответствующих директив ЕС. Кроме того, могут применяться выгодные положения межгосударственных налоговых соглашений Франции. В настоящее время Франция имеет более 100 таких соглашений, заключенных с разными странами, в том числе и с Россией.

Напомним, что согласно директивам ЕС «О материнских и дочерних компаниях» и «О процентах и роялти», при соблюдении компанией – получателем дохода определенных условий пассивные доходы, распределяемые в ее пользу резидентом европейского экономического сообщества, не облагаются налогом у источника выплаты. При выплате таких доходов из прочих стран размер налога у источника регулируется местным законодательством и налоговым соглашением с Францией.

Например, согласно статье 10 российско-французской Конвенции от 26.11.96 об избежании двойного налогообложения (ратифицирована Федеральным законом от 08.02.98 № 18-ФЗ), дивиденды, которые выплачивает российская дочерняя компания, облагаются налогом у источника по ставке не более 5 процентов, если:

  • сумма инвестиций в российскую компанию составила не менее 76,2 тыс. евро (примерно 3 млн рублей) или эквивалент этой суммы в другой валюте;
  • материнская компания является плательщиком налога на прибыль во Франции, при этом в отношении полученных дивидендов пользуется правилами «освобождения участия».

Если соблюдается только одно их этих условий, ставка налога у источника не может превышать 10 процентов. В остальных случаях ставка – 15 процентов.

Статьи 11 и 12 Конвенции говорят о том, что проценты и рояли налогом у источника не облагаются.

В общем случае дивиденды, которые получает французская холдинговая компания, облагаются налогом на прибыль по обычной ставке налога на прибыль в размере 33,33 (34,43%) процента. При этом налог, удержанный у источника выплаты, подлежит вычету в сумме, не превышающей французский налог.

Однако, если материнская компания на протяжении минимум двух лет владеет не менее чем 5 процентами компании, которая распределяет дивиденды, 95 процентов полученных дивидендов освобождаются от налогообложения (правило «освобождения участия»). Что дает эффективную ставку налога – 1,67 процента (1,72%). Те же правила применяются и к прибыли от реализации акций дочерних компаний.

Смотрите еще:  Судебные приставы города кировск

Как уже упоминалось выше, входящие роялти облагаются налогом по льготной ставке 15 процентов. А проценты по займам – по общей ставке корпоративного налога.

Таким образом, если дивиденды во Францию выплачивает российская компания, минимально возможная совокупная налоговая нагрузка (при выполнении условий Конвенции и зачете французского налога) составит 5 процентов. По процентам – 33,33 процента, роялти – 15 процентов.

Французский налог снижается межгосударственными конвенциями

По общему правилу доход в виде дивидендов, процентов или роялти, выплачиваемый французской компанией нерезиденту, облагается во Франции налогом у источника. Однако и тут есть исключения в виде положений директив ЕС. Поэтому налог не удерживается, если получатель дохода – резидент страны – члена ЕЭС, кроме того, выполняются иные условия для получения освобождения. Влияют также положения межгосударственных соглашений Франции.

Напомним, что российско-французская Конвенция ограничивает ставку налога у источника по дивидендам 5–15 процентами. По процентам и роялти налог вообще не взимается. Таким образом, если получатель дохода – резидент России, совокупные потери составят по дивидендам от 5 (с учетом возможности применить в России ставку 0%) до 15 процентов, по процентам и роялти – от 5 до 20 процентов (в зависимости от системы налогообложения российской компании).

Таким образом, дивиденды выгодны, если французская компания может пользоваться льготами (например, по НИОКР), а российская материнская компания имеет право на ставку 0 процентов. В свою очередь, проценты и роялти выгодны, если российский получатель применяет «упрощенку» и не подпадает под французские особые налоговые правила, о которых скажем ниже.

Но если все особые условия неприменимы, дивиденды во Франции облагаются по ставке 25 процентов, роялти – 33,33 процента. А вот по процентам в общем случае налог у источника выплаты не взимается. Против возможных злоупотреблений во Франции введены особые нормы.

Российская компания на «упрощенке» может считаться контролируемой

Повлиять на размер налоговой нагрузки на французскую компанию могут правила налогообложения контролируемых иностранных компаний. Эти правила применяются к дочерним компаниям и постоянным представительствам, которые прямо или косвенно контролируются французской компанией. При этом нагрузка в стране регистрации дочерней компании в два раза меньше, чем во Франции. То есть в большинстве случаев российские дочерние компании на общем режиме не будут считаться во Франции контролируемыми, на «упрощенке» – будут.

Если дочерняя компания будет признана контролируемой, часть ее прибыли, пропорциональная доле, принадлежащей французскому учредителю, увеличит налоговую базу такого учредителя во Франции. Независимо от того, была ли такая прибыль распределена в качестве дивидендов. Что серьезно увеличит налоговые обязательства французской компании. Однако компании, которые являются резидентами ЕЭС, не подпадают под указанные правила, если контролеры из Франции докажут, что структура была создана только для ухода от налогов.

Кроме того, с 2010 года Франция ввела правила налогообложения дивидендов, процентов, роялти и оплаты услуг в пользу несотрудничающих стран. Перечень таких стран ежегодно утверждает правительство Франции. Выплата дивидендов, процентов, роялти в такие государства облагается налогом по ставке 50 процентов. Выплата процентов, роялти и оплаты услуг в «несотрудничающие» страны по общему правилу не уменьшает налог на прибыль. К дивидендам, полученным из этих стран, не применяются правила «освобождения участия». А налог у источника, уплаченный компанией в такой стране, нельзя зачесть во Франции.

Право на пониженную ставку НДС каждый производитель отстаивает индивидуально

Ставка НДС составляет 19,6 процента (ст. 278 Кодекса налогов Франции). За небольшим исключением все виды деятельности облагаются этим налогом.

Здесь интересна система льгот. Дело в том, что при реализации товаров и услуг, которые относятся к категории первой необходимости, ставка налога снижена до 5,5 процента. Присвоение статуса «предмета первой необходимости» зависит от того, насколько активно такую необходимость отстаивает производитель товаров.

Удивительно, но к предметам первой необходимости отнесены цветы, а также услуги кабельного телевидения. А вот мыло такой привилегии не имеет. Чистый шоколад облагается по сниженной ставке, а шоколадные изделия – по обычной.

Налоговая нагрузка на доходы физлиц очень высока

Физические лица, резиденты Франции, платят налог со своего общемирового дохода по прогрессивной шкале (см. таблицу). С зарплаты налог удерживает работодатель. Прочие доходы гражданин декларируют самостоятельно.

Значительная нагрузка возникает и по социальным отчислениям. Так, работодатель обязан перечислить в соответствующие фонды до 50 процентов от фонда оплаты труда. Кроме того, удержать туда же до 12,3 процента из зарплаты.

Налоги в Швейцарии (2018)

Налоги в Швейцарии – один из факторов, объясняющих привлекательность Швейцарии для ведения (международного) бизнеса. Ставки налогов (включая подоходный налог и налог на прибыль юридических лиц) разнятся по кантонам и гемайнде.

Швейцария по-прежнему сохраняет высокую налоговую привлекательность. Налоговые ставки для физических и юридических лиц являются намного ниже, чем во многих финансовых центрах мира.

Швейцарские налоги для физических лиц

Налоговые ставки Швейцарии по-прежнему остаются одними из самых низких в мире. К такому выводу пришли эксперты BAK Economics в рамках индекса налогообложения за 2017 год (опубликован в начале 2018 года).

Швейцарским обладателем наибольшей налоговой привлекательности оказался кантон Цуг. Местные жители платят государству сборы в размере 23 процентов, что ставит регион на четвёртое место в международном сравнении.

Несколько больше налоговые ставки зафиксированы в кантонах Обвальден (5), Ури (6) и Нидвальден (7), которые варьируются от 24,4 до 26,1 процентов.

Жители финансовой столицы Швейцарии – Цюриха (13) – платят сборы в размере 29,3 процента. Куда больший результат показала франкоязычная Женева (26) – 36,7 процента.

Швейцарским рекордсменом в вопросах налогообложения физических лиц стал кантон Невшатель с результатом в 37,7 процента (28).

Самый высокая налоговая ставка оказалась в столице Бельгии – Брюсселе. Там работающий человек отдаёт государству почти что две третьих заработанного: 61 процент.

Средняя налоговая нагрузка в Швейцарии для работающего высококвалифицированного жителя составляет 32,1 процента. Для сравнения: среднестатистический показатель в мире насчитывает 38,5 процента.

Налоги в Швейцарии для юридических лиц

Средняя ставка корпоративного налога в Швейцарии насчитывает 16,6 процента. Данный показатель практически в 2 раза меньше среднестатистического результата во всём мире – 29 процентов. Индекс налогообложения учитывает налог на прибыль, налог на капитал, а также, частично, налог на землю.

Наиболее привлекательным кантоном для иностранных компаний признан Нидвальден, где предприятия платят государству сборы в размере 10,1 процента.

Данный показатель ставит регион на второе место в международном сравнении по ставкам корпоративного налогообложения.

К слову, немного лучший результат показал лишь Гонконг со ставкой в 9,9 процента, благодаря чему и занял первое место.

Третье и четвёртое места поделили между собой швейцарские кантоны Аппенцелль-Аусерроден и Люцерн с показателем 10,3 процента каждый. Пятое место досталось Венгрии – 10,6 процента.

Все оставшиеся места первой десятки распределили между собой швейцарские кантоны. Ставка корпоративного налога в Обвальдене составляет 10,9 процента (6), когда в Ури – 11,8 процента (7).

Цуг взымает с компаний налог в размере 12 процентов (8), когда Швиц требует уплатить несколько больше – 12,1 процента (9). Первую десятку закрывает кантон Граубюнден с показателем в 12,5 процента.

Лояльные немецкоязычные кантоны и дорогостоящая Женева

Сравнительно низким корпоративным налогом отличились и другие швейцарские кантоны. Налоговой ставкой менее чем 15 процентов могут похвастаться Тургау (11), Гларус (12), Шаффзаузен (13) и Санкт-Галлен (15).

Административная столица Швейцарии – Берн – облагает компании налогом в размере 17,2 процента (21), когда финансовая столица – Цюрих – 17,5 процента (22).

Самой высокой ставкой корпоративного налога на территории Альпийской республики обладает Женева – 21,4 процента (33).

Для сравнения: наибольший результат в международном сравнении показал Нью-Йорк – 40,8 процента.

Налоговые льготы вместо былых привилегий

С 2003 года ставки корпоративного налога в Швейцарии значительно снизились в международном сравнении. Данная тенденция не устраивает ЕС, который вынуждает Швейцарию отказаться от налоговых привилегий для иностранных компаний.

Однако даже отклонение швейцарцами реформы корпоративного налогообложения не угроза международным компаниям. С ожидаемой в будущем отменой специализированных налоговых привилегий швейцарские власти обещают ввести новые льготы, соответствующие международным требованиям.

При этом, в попытке сохранить налоговую привлекательность ряд кантонов намеревается сократить налоги на прибыль. К примеру, кантон Базель-Штадт хочет опустить текущую ставку в 22 процента до 13 процентов. С 2019 года в кантоне Во начинает действовать новая ставка корпоративного налога в 13,8 процента.

В целом, до конца января 2018 года швейцарские кантоны обязуются внести на рассмотрения предложения по реформе корпоративного налогообложения Конфедерации.

Налог на добавленную стоимость

В Конфедерации действуют 3 ставки НДС. Даже наибольшая из них (до 31.12.2017 – 8%; с 1.1.2018 – 7,7%) более чем в 2 раза ниже среднего уровня по странам Европы. Подробно:

Похожие статьи:

  • Приказ фнс 14001 Приказ Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/[email protected] "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной […]
  • Федеральный закон о содержании животных Федеральный закон о содержании собак Большинство граждан Российской Федерации считают, что вопросы относительно проживания животных и их правильного содержания недостаточно урегулированы в […]
  • Гарант гражданский кодекс 2 часть Подраздел 2. Лица (ст.ст. 17 - 127) Подраздел 2. Лица Глава 3. Граждане (физические лица) (ст.ст. 17 - 47) Статья 17. Правоспособность гражданина Статья 18. Содержание […]
  • Адвокат сагалаев вВ Адвокат Сагалаев Виктор Владимирович Полезная информация? Поделиться: По данным опубликованных судебных решений Сагалаев В. В. участвовал(-а) в делах, рассматривавшихся в судах: […]
  • Приказ 51н 3101 2011 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2011 г. № 51н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических […]
  • Приказ минздрав 761н от 26082010 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.