Налог на ндс в 2019 году в рб

Какие нововведения коснутся предпринимателей в 2019 году?

С 2019 года в Беларуси вступает в силу новый Налоговый кодекс. В данный момент Министерство по налогам и сборам активно занимается его доработкой. А любой пользователь сети интернет уже сейчас может лично ознакомиться с проектом документа.

Для ИП, которые платят сейчас единый налог, будут значительные послабления. С нового года они смогут сами выбирать оптимальную для себя систему налогообложения. Сейчас, если предприниматель подпадает под один из критериев для уплаты единого налога – то он обязан уплачивать только данный налог. А с 2019 года предприниматели имеют право использовать общую систему налогообложения с уплатой подоходного налога, упрощенную систему налогообложения или уплачивать единый налог.

Иначе будут определяться и налоговые ставки для разных регионов. Сейчас базовую максимальную и минимальную ставку с учетом местности устанавливает действующий Налоговый кодекс. А Местный совет депутатов в этих пределах определяет конкретную величину налога. Но на деле доходность бизнеса в столице и регионах отличается очень сильно. Поэтому в новой редакции Налогового кодекса предусматривается отдельная ставка для отдельных регионов: Минска, областных городов, районных городов, сельской местности. Советы на местах имеют право скорректировать установленную ставку, но уменьшить ее можно максимально на 50%.

Также ИП и физлицам хотят разрешить уплату налогов и пени с отсрочкой или в рассрочку. Но организации и предприниматели будут иметь право на данное послабление только если докажут свое затруднительное финансовое положение.

Другие послабления для ИП

Министерство по налогам и сборам планирует ввести некоторые послабления для предпринимателей, чтобы сделать проще ведение учета доходов и расходов, независимо от используемой ИП системы налогообложения.

  • Предпринимателям, которые применяют УСН, предоставляется право отражать в книге учета доходов и расходов выручку от продажи товаров, работ, услуг, имущественных прав по итогам операций, совершенных за день или за месяц, лишь в первой части соответствующего раздела книги (в части I раздела I книги учета УСН). То есть заполнять остальные части данного раздела будет не обязательно.
  • Планируется сократить перечень информации, обязательной для отражения налоговыми агентами в части подоходного налога с физических лиц (п. 2 раздела II книги учета УСН).
  • ИП получат право не вести учет кредиторской задолженности (не вести часть III раздела I книги учета УСН).
  • Предпринимателям планируют разрешить вести учет «ввозного» НДС и НДС по реализации в одном разделе. Сейчас ведение НДС ведется в VII и VIII разделах книги учета УСН.

Вышеназванные инициативы МНС уже обсуждало с представителями общественных объединений, ИП и налоговыми консультантами. Но пока точные даты внесения соответствующих изменений в законодательство не называются.

НДС: сколько процентов в 2019 году?

Похожие публикации

Налог на добавленную стоимость является одним из самых массовых в государственной фискальной системе. Он относится к категории косвенных платежей. Обязательства по нему исчисляют и уплачивают субъекты предпринимательской деятельности, но вся сумма налога закладывается в цену товара, поэтому налоговая нагрузка по НДС по факту перекладывается на конечного потребителя. Сколько составляет НДС в 2019 году, расскажем далее.

Ставки налога НДС на 2019 год

Принятый закон от 03.08.2018 г. № 303-ФЗ предполагает изменение основной ставки налогообложения по НДС. Текущий показатель будет увеличен на 2% с 1 января 2019 года. Сейчас действует ставка 18%, со следующего года налог будет исчисляться по ставке 20%. Минфином в связи с предстоящими корректировками анонсирован дополнительный приток налоговых доходов в бюджет в сумме 2 трлн руб. за три ближайших года. Эти средства планируется потратить на нужды сферы социальных услуг – образование, медицину и развитие культуры.

Сколько процентов составляет НДС в 2019 году? Ставка 20% будет применяться вместо ныне действующих 18%. Но останутся без изменений льготные ставки налогообложения по налогу на добавленную стоимость. По ставке 10% будет исчисляться налог при продаже продовольственных товаров из перечня, указанного в п. 2 ст. 164 НК РФ, включая следующие продукты:

  • мясная продукция (исключение предусмотрено для деликатесных мясных изделий, например, вырезки, колбас, мясных консервов);
  • молочные изделия;
  • яйца;
  • маргарин, растительное масло;
  • сахар;
  • соль;
  • хлебные изделия;
  • зерновые, крупы, мука;
  • макароны разных сортов и видов;
  • морепродукты;
  • овощи;
  • питание для детей и диабетиков.

По льготной ставке 10% будут облагаться товары для детей: трикотажные изделия, детская обувь, кроватки, матрацы, коляски, подгузники и игрушки с канцелярскими принадлежностями.

В части НДС сколько процентов в 2019 году будет применяться в отношении периодических изданий? Также 10%, если продукция не носит рекламный характер, а ее содержание не является эротическим. По сниженному тарифу 10% облагается издание культурно-образовательной и научной литературы. Эта ставка остается актуальной и для медицинской продукции, включая лекарственные препараты, а также для услуг по внутренним авиаперевозкам.

Применительно к услугам международной транспортировки товаров по-прежнему будет применяться ставка 0%. Полный перечень видов деятельности, по которым субъекты хозяйствования исчисляют НДС по нулевому тарифу, приведен в п. 1 ст. 164 НК РФ.

Последствия повышения НДС

НДС закладывается практически во все реализуемые населению товары и оказываемые услуги. За счет изменения ставок налогообложения эксперты прогнозируют рост отпускных цен на ряд продукции, в том числе на продукты питания, автомобильное топливо, одежду, услуги ЖКХ и др. Применительно к тарифам коммунальных услуг правительство предлагает произвести повышение базовых ставок с 1 января 2019 года. Но обновленная стоимость оплаты ЖКХ не должна превышать размер инфляционного коэффициента.

Учитывая, сколько процентов составит НДС в 2019 году (основная ставка увеличится на 2%), эксперты уже к концу 2018 года, в связи с грядущим повышением налоговой нагрузки, ожидают рост инфляции выше прогнозируемого уровня. Рост цен на потребительские товары и ряд услуг станет причиной снижения покупательской способности населения. Если уровень инфляции превысит прогнозные показатели, будет утрачена возможность дальнейшего снижения Центробанком ключевой ставки, кредиты перестанут дешеветь.

Субъектам хозяйствования, в связи с изменением налоговых тарифов, придется в начале года обновлять условия договорных отношений с контрагентами. В соглашения надо будет внести сведения о том, сколько составляет НДС в 2019 году, как в результате изменения условий налогообложения будет формироваться стоимость предмета договоренностей.

Сложности могут возникнуть по поставкам в переходный период. Например, товарная продукция отгружена покупателю в конце 2018 года по цене с заложенным налогом по ставке 18%, а в январе предпринимателями подписывается допсоглашение об изменении цен на товары в связи с изменением ставки НДС и производится оплата декабрьской поставки. В этой ситуации придется производить доначисления налога. Возможна и обратная ситуация, требующая корректировки – когда аванс получен с учетом старой ставки налога, а отгрузка произошла в январе 2019 года после вступления в силу изменений по НДС.

Что изменится в налоговой системе Беларуси в 2019 году

В Беларуси завершается работа по комплексной корректировке Налогового кодекса, главная цель которой — совершенствование администрирования налоговой системы, упрощение порядка исчисления и уплаты налогов, снижение налоговой нагрузки. Проект обновленного Налогового кодекса принят Палатой представителей во втором чтении.

Во время онлайн-конференции эксперты рассказали о новых подходах к организации работы налоговых органов и ответили на вопросы посетителей сайта БЕЛТА.

Вопросы конференции

Приблизительно в это время год назад глава государства дал поручение подготовить новую редакцию Налогового кодекса. В первую очередь необходимо было сделать его более понятным для плательщиков, принять меры по улучшению налогового администрирования, стимулированию инвестиционной деятельности, что вытекало из норм декрета №7 «О развитии предпринимательства». Была проведена обширная, плодотворная работа над новой редакцией. Определены формат внесения этих изменений, двухуровневая система отработки и принятия решений. Была сформирована рабочая группа на уровне Министерства финансов, которая включала представителей всех заинтересованных сторон, в том числе отраслевых министерств и концернов, представителей всех бизнес-союзов, бухгалтеров, юристов-практиков, аудиторов. В этой работе активное участие принимал парламент.

Если говорить о конкретных мерах, то новой редакцией Налогового кодекса предусмотрено увеличение в 1,5 раза размера инвестиционного вычета по налогу на прибыль, снижение до 6% ставки налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц в отношении дивидендов при условии нераспределения на потребление полученной прибыли в течение трех лет. Полное освобождение от налогообложения в случае нераспределения прибыли на эти цели в течение пяти лет.

Плательщикам предоставляется право при исчислении налога на прибыль учитывать некоторые виды затрат, которые в настоящее время не учитываются при налогообложении. Предусмотрено право включать в состав внереализационных доходов резервы по сомнительным долгам. Одновременно с этим у плательщиков налога на прибыль появляется возможность учитывать отдельные виды внереализационных расходов по факту поступления денежных средств.

В рамках снижения налоговой нагрузки предусмотрено освобождение вновь построенных объектов и земельных участков, на которых они расположены, от имущественных налогов в первый год их эксплуатации с применением понижающих коэффициентов к ставкам этих налогов в последующие четыре года. Предусмотрено исключение из списка объектов обложения налогом на недвижимость объектов сверхнормативного незавершенного строительства, отмена повышающего коэффициента к ставкам земельного налога за земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению. Предусмотрена отмена права местных Советов депутатов увеличивать до 10 раз ставки налога на недвижимость по неиспользуемым и неэффективно используемым объектам, а также земельного налога за земельные участки, занятые такими объектами.

Смотрите еще:  Международная адвокат

Для субъектов, которые применяют упрощенную систему налогообложения, в частности, для индивидуальных предпринимателей, реализовано предложение по увеличению более чем в 2 раза критерия валовой выручки для применения этого особого режима налогообложения. Для ИП при применении общего порядка и упрощенной системы налогообложения с 1 января 2019 года предусматривается возможность учета доходов, выручки не только по методу оплаты, но и по методу начисления. Дополнительно в отношении ИП, осуществляющих реализацию потребителям работ и услуг, введен принцип добровольности уплаты единого налога.

Кодекс содержит ряд изменений, которые коснутся и физических лиц. Так, в отношении доходов от сдачи иным физическим лицам в аренду, внаем жилых и нежилых помещений, машино-мест предусматривается уплата подоходного налога в фиксированных суммах независимо от величины таких доходов. Расширен перечень категорий, имеющих право на получение стандартного налогового вычета по подоходному налогу. Воспользоваться данным правом теперь смогут родители, супруг, супруга, опекун или попечитель, которые осуществляют уход за инвалидами I и II группы старше 18 лет. Отменено ограничение суммы расходов на уплату страховых взносов страховым организациям Беларуси по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов для предоставления социального налогового вычета. Реализован экстерриториальный принцип обслуживания плательщиков — физических лиц — позволяющий обращаться в любой налоговый орган.

Особое внимание при подготовке новой редакции кодекса уделено вопросам упрощения налогового администрирования. Изменены подходы к приостановлению операций по счетам плательщиков, имеющих задолженность по текущим платежам в бюджет. Речь идет о делении плательщиков на группы по степени риска. Дополнительно к залогу и поручительству введен новый способ обеспечения исполнения налогового обязательства — банковская гарантия. Усовершенствован порядок взыскания дебиторской задолженности, изменены подходы к начислению пеней в части их ограничения суммой, доначисленной по результатом проверок налога. С 3 до 5 лет увеличен период для зачета (возврата) излишне уплаченных налогов, сборов и пошлин.

Один из вопросов, который вызвал достаточно бурную дискуссию, — отмена повышающих коэффициентов к ставке имущественных налогов, которые сегодня местные Советы депутатов имеют право реализовывать на соответствующих административно-территориальных единицах. Сегодня это право предусматривает возможность увеличить стандартные ставки налога на недвижимость и налога на землю до 2,5 раза. При обсуждении вопроса бизнес-союзы и представители реального сектора экономики выходили с предложениями о том, чтобы это право ограничить и вернуться к размеру таких повышающих коэффициентов, который применялся до определенного времени. То есть повышать ставки этих налогов не более чем в 2 раза. Принято компромиссное, в некоторой степени отлагательное решение, — с 2020 года размер этих повышающих коэффициентов будет снижен с 2,5 до 2 раз.

Кроме этого, Налоговый кодекс претерпел структурные изменения для улучшения восприятия его положений. Введена статья, посвященная терминам и определениям, которые используются во всей редакции Налогового кодекса. В особенной части кодекса все налоги выстроены по строго определенной иерархии, которая соответствует утвержденным элементам налогообложения. Уточнены принципы налогообложения, введен принцип презумпции добросовестности плательщика.

Немало новшеств предусматривается по налоговому администрированию. Все это делается для того, чтобы нашим плательщикам было проще исчислять и платить налоги. Чтобы, когда плательщик нарушил налоговое законодательство, налоговые органы своими действиями не доводили его до процедуры банкротства, когда мы говорим о приостановлении операций. Чтобы он мог продолжать свою деятельность и мы своими действиями, например, размером доначисленной пени, не создавали излишние обременения для него. Мы стараемся выстроить методы налогового администрирования таким образом, чтобы это негативно не влияло на деятельность плательщика и налоги поступали в бюджет от него в добровольном порядке.

Вопрос дедолларизации — один из основных. Ей уделяется много внимания. Соответствующую политику проводит Национальный банк. Мы в свой части тоже ответственно относимся к этому вопросу и видим необходимость ухода от привязки к иностранным валютам, в том числе в налоговой системе.

Вопросы дедолларизации кодексом затрагиваются не первый год. В этой редакции мы максимально подошли к решению этого вопроса в налоговой системе. Мы не видим необходимости предусматривать возможность уплаты в иностранной валюте. Все субъекты, в том числе и нерезиденты, могут реализовать свои налоговые обязательства через уплату налогов в национальной денежной единице — с учетом нынешнего развития банковских услуг, соответствующих сервисов, политики на валютном рынке, которую проводит Национальный банк по возможности свободного приобретения и продажи валюты.

Дополнительно к этому мы перевели те немногие ставки налогов, которые у нас были выражены в иностранной валюте, в белорусские рубли. Это налоги касаются узкого сегмента субъектов, они связаны с добычей сырьевых ресурсов — на добычу нефти и калийной соли.

Единственную возможность, которую мы оставили в кодексе для нерезидентов (как физических лиц, так и организаций), — уплата в иностранной валюте государственной пошлины. Это не системный, а разовый налоговый платеж, связанный с осуществлением каких-то процедур или юридически значимых действий. Например, получение каких-либо разрешений, обращение в суд. Мы с учетом обсуждения этого вопроса такую возможность сохранили. Но это будут единичные случаи. В целом налоговая система поставленную перед ней задачу дедолларизации выполняет.

В процессе обсуждения Налогового кодекса вставал вопрос о предоставлении возможности уплаты НДС в валюте для иностранных юридических лиц, которые оказывают электронные услуги физическим лицам в электронной форме. Причем не сами нерезиденты, а эксперты, которые работали над новой редакцией НК, предложили рассмотреть такую возможность. Но в ходе дискуссии мы пришли к выводу, что сегодня резидент или нерезидент может находиться и в США, и в Великобритании, и в Гонконге, и в Австралии. В какой валюте разрешить ему платить налог? Ему все равно нужно будет свою национальную валюту пересчитывать в доллары США перед тем как перечислять в белорусский бюджет. Ему же гораздо проще сразу конвертировать, например, гонконгские доллары в белорусские рубли и зачислить их в бюджет. Здесь оптимального варианта нет. Мы проанализировали практику этого года — трудностей с перечислением налогов в бюджет в белорусских рублях не возникает. Поэтому мы сохранили действующую норму. В том числе и потому, что от самих нерезидентов предложений не следовало.

Этот вопрос пока находится в проработке. Дело в том, что наши взаимоотношения по косвенным налогам урегулированы Договором о ЕАЭС, в соответствующем приложении. И в нем электронные услуги не упомянуты. Мы вынесли этот вопрос на Консультативный совет, на площадку ЕАЭС, чтобы с нашими партнерами по союзу, в первую очередь с россиянами, договориться, как мы будем этот налог взимать. Хотим закрепить в ЕАЭС необходимый порядок, механизм. Сделать это нужно, поскольку это одно из перспективных направлений, один из быстроразвивающихся видов бизнеса. Пока мы в процедуре переговоров. Как только о чем-то договоримся, сразу эту информацию разместим для наших плательщиков.

При обсуждении возможного изменения структуры Налогового кодекса мы исходили из того, чтобы систематизировать документ, сделать его понятнее. Думаю, плательщики достаточно быстро поймут те структурные изменения, которые произошли. Все налоги у нас изложены в одинаковой иерархии, то есть в соответствии с теми элементами системы налогообложения, которые перечислены в Общей части Налогового кодекса. Это плательщики, налоговая база, объект налогообложения, налоговая ставка, льготы по налогу, сроки и порядок уплаты.

Кроме того, для улучшения применения и восприятия Налогового кодекса мы ввели отдельную главу, которая посвящена используемым терминам и определениям. Эти термины и определения будут универсальными практически для всех налогов, которым посвящена последующая Особенная часть. Таким образом, мы исключили подход, который использовался в прежней редакции Налогового кодекса, когда для каждого налога давались определенные понятия. Мы практически полностью реализовали эту задумку, обобщили все эти понятия, систематизировали, согласовали их с другими отраслями права.

Думаю, что адаптация пройдет достаточно быстро, тем более что работа над Налоговым кодексом была публичной. Все те наработки и решения, которые принимались на уровне рабочих групп, озвучивались и были в открытом доступе для плательщиков и для общественности, размещались на сайтах Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов. Бизнес-сообщество тоже своевременно получало эту информацию, чтобы с членами своих ассоциаций обсуждать изменения, знакомить с ними для целей последующего практического применения.

— Принципиальных новшеств по налогу на добавленную стоимость новая редакция Налогового кодекса не содержит, но мы кардинально изменили структуру этой главы. Исходили из того, что в главе должны быть обозначены все элементы налогообложения — плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговые вычеты, ставки налогов, какие подтверждения должны быть, когда применяется нулевая ставка налогов, когда товары, работы, услуги оказываются на экспорт, как исчисляется окончательно налог на добавленную стоимость. Есть отдельная статья, которая говорит о том, как возвращается НДС. Действительно, элементов очень много. Сама структура налога и порядок его уплаты таковы, что написать его простым языком невозможно.

Наши граждане налог на добавленную стоимость не исчисляют, его исчисляют субъекты хозяйствования. Этим занимаются бухгалтера, которые имеют специальное образование в сфере налогообложения, бухучета, и для них эти механизмы понятны. Мы отрабатывали эту главу с бизнес-сообществом, с бухгалтерами, советовались с ними, как ее изложить, чтобы практикам было понятно.

Смотрите еще:  Как надо писать заявление об увольнении

— НДС — это один из таких налогов, которые непосредственно связаны с бухгалтерским учетом, на практике с ним сталкиваются профессиональные бухгалтеры. Одно из основных упрощений, касающихся этого налога, заключается в следующем: мы, насколько это возможно, постарались сблизить налоговый и бухгалтерский учет для целей его исчисления. Для этих целей в новой редакции кодекса унифицировали такие понятия, как определение момента реализации и т.п. Бухгалтер, ведя бухгалтерский учет, благодаря достигнутой автоматизации этого процесса, без труда сформирует такие элементы, как распределение налоговых вычетов и др. Нам существенно удалось продвинуться в вопросах ведения одновременно и налогового, и бухгалтерского учета.

Сегодня состав и структура налогов в Беларуси соответствует общепринятым стандартам. В стране проводится политика по либерализации предпринимательской деятельности, до 2020 года действует мораторий на введение новых ставок налогов. Для снижения действующих ставок мы должны задействовать внутренние резервы налоговой системы. Необходимо получить общее увеличение налоговых доходов и за счет этого сократить ставки конкретных налогов.

В первую очередь может быть организована работа по отмене неэффективных налоговых льгот, которая даст соответствующее поступление в бюджет. Расширение налоговой базы произойдет за счет увеличения количества вновь создаваемых плательщиков, роста активов, которые будут вовлекаться в экономический оборот. Этому будет способствовать также поддержание на достаточно высоком уровне темпов экономического роста. В нашей стране налоги связаны с ростом экономики, они взимаются с создаваемой добавленной стоимости. И чем больше такой стоимости создается, больше растет ВВП, тем больше получает и налоговая система. Ускоренный экономический рост тоже может дать дополнительные поступления в бюджет, за счет чего мы можем рассматривать возможность снижения конкретных ставок налогов.

Те меры, которые мы предполагаем обсудить в ближайшие годы, касаются возможности реформирования налога на прибыль, совершенствования механизма взимания налога на добавленную стоимость. У нас есть вопросы по тем ограничениям, которые сегодня действуют в налоге на добавленную стоимость в отношении налоговых вычетов. Мы предполагаем, что можем обсудить реформу определения объекта налогообложения имущественных налогов, в первую очередь налога на недвижимость. Предполагается уйти от применения остаточной стоимости, которая числится в бухгалтерском учете соответствующих объектов налогообложения, и перейти к их рыночной оценочной стоимости, так называемой кадастровой оценки. Эта мера повысила бы справедливость налогообложения. К примеру, от тех объектов, которые имели бы большую рыночную стоимость, мы бы получали больше доход. А для плательщиков, располагающих объектами, которые морально и физически устарели или нуждаются в модернизации, налогообложение бы уменьшилось.

Что касается Фонда социальной защиты, то сегодня он не включен в налоговую систему. Но вопрос актуальный и прежде всего связан с необходимостью обеспечения сбалансированности фонда — его доходов и расходов. Помимо налоговой ставки может быть задействован ряд инструментов. Для этого нужно комплексное и системное рассмотрение данного вопроса, начиная с места платежа, как мы его дальше видим и позиционируем. Надо решить, будет ли налоговый платеж или они будут осуществляться в виде страховых взносов, как сейчас. Соответственно, от принятия этого решения с учетом анализа ситуации, в частности, демографической, которая влияет на доходы и расходы фонда, могут вырабатываться последующие решения по возможным изменениям в том числе и ставки. Но в принципе такая работа не исключается.

Если мы говорим о налоговых платежах, то еще один из резервов — рассмотреть вопрос об отмене пониженных ставок. И в целом понизить общие ставки по основным налогам. Вы знаете, что есть 10%-ная ставка на продукты питания, детскую одежду. Если мы найдем резервы отменить пониженную ставку, то в целом это даст возможность снизить для всех общую ставку — это тоже одно из направлений, по которому можно будет двигаться.

Когда глава государства давал поручение, было сказано, что такая налоговая реформа на данном этапе не должна привести к существенному сокращению налоговых доходов, то есть поступлений в бюджет. Новая редакция Налогового кодекса больше посвящена мерам налогового администрирования, то есть это в первую очередь административная налоговая реформа.

Тем не менее в кодексе реализованы системные меры по снижению налоговой нагрузки. Одновременно кодекс предусматривает индексацию действующих ставок налогов, где в ряде случаев происходит расширение налоговой базы. За счет этого мы сегодня практически выходим на баланс. Для отдельных плательщиков произойдет снижение налоговой нагрузки за счет тех мер, которые я перечислял, но в целом за счет расширения налоговой базы, индексации налоговых ставок налоговые доходы не увеличатся и не сократятся — они остаются практически в тех пределах, которые у нас были заложены в бюджет текущего года.

Министерство по налогам и сборам провело достаточно серьезную аналитическую работу в той части, которая касается взимания единого налога с предпринимателей. По результатам этой работы предложены системные изменения. В целом они оцениваются как улучшение условий работы индивидуальных предпринимателей с 2019 года.

Об отличиях от действующей системы. Первое нововведение — возможность плательщиков единого налога — ИП — самостоятельно выбрать налоговый режим. Если сегодня этот единый налог для индивидуальных предпринимателей, которые занимаются определенными работами или оказывают отдельные виды услуг, является обязательным, то со следующего года они получат возможность выбрать тот налоговый режим, который их устраивает: может быть сохранен режим уплаты единого налога, может быть выбрана упрощенная система налогообложения либо плательщик может перейти на общую систему уплаты подоходного налога.

При этом в отношении ставок налогов было реализовано изменение, которое касается пересмотра механизма их установления. Сегодня в действующей редакции Налогового кодекса предусмотрены коридоры ставок единого налога, в рамках которых местные Советы депутатов непосредственно по видам деятельности устанавливают конкретные ставки на своей территории: установлены минимальная и максимальная ставки, и в этом коридоре выбирается ставка, которая будет действовать на соответствующей территории. С 2019 года эти коридоры будут упразднены, Налоговым кодексом утверждаются единые ставки единого налога, которые будут дифференцированы по территориям (город Минск; областные центры; районные центры и города районного подчинения; сельская местность). В Минске ставки выше, далее они по ниспадающей уменьшаются. Дополнительно местные Советы депутатов могут сократить предложенные ставки налогов до 2 раз (увеличивать нельзя).

Это два существенных нововведения, которые, с нашей точки зрения, значительно улучшают положение индивидуальных предпринимателей.

Это актуальный вопрос. Предложенная редакция Налогового кодекса предусматривает снижение ставок акцизов на автомобильное топливо по сравнению с действующими на 25%. Это вынужденная мера для возможной адаптации рынка и нефтеперерабатывающих заводов к налоговому маневру. Второй его этап Россия будет реализовывать с 2019 года. Беларусь формировала проект бюджета по консервативному сценарию. То есть учитывала, что в условиях реализации второго этапа налогового маневра придется функционировать без возможной компенсации наших потерь со стороны Российской Федерации.

Сегодня процесс переговоров с российской стороной по этому вопросу не завершен. Тем не менее ставки акцизов у нас на 25% будут снижены. Независимо от того, будет ли решен вопрос с компенсацией, эта мера останется. Она позволит в условиях достаточно серьезной волатильности мировых цен на нефть снять напряжение на внутреннем рынке. Сейчас концерн «Белнефтехим» из-за стоимости нефти вынужден с определенной периодичностью повышать цены на топливо. В следующем году 25-процентное снижение позволит более гибко реагировать на изменения рынка.

Что касается последующих лет, то в принципе все будет зависеть от результатов переговоров с Россией. Если они не будут положительными, то у нас остается несколько инструментов по адаптации к функционированию в новых условиях. Прежде всего это цены внутреннего рынка и ставки акцизов. С учетом, что у нас открытый рынок с Россией, вопросу цен на внутреннем рынке уделяется достаточно большое внимание. Учитывается и социальный фактор. Не исключено, что механизм по снижению ставок акцизов будет задействован и в последующем. Не исключаю, что при самом неблагоприятном развитии ситуации мы можем подойти к тому, что ставки акцизов обнулим.

На сегодняшний день статус налогового консультанта получили более 300 человек.

Сейчас подготовлен проект указа, который предусматривает, что организации и индивидуальные предприниматели, которые работали на аутсорсинге и оказывали бухгалтерские услуги, но не получили к 1 января 2019 года статус налогового консультанта, смогут продолжить оказание этих услуг.

Проект прошел согласование и внесен в Совет Министров. Документ предварительно прорабатывался в том числе с Администрацией Президента. Полагаю, что после соответствующих процедур и криминалистической экспертизы он будет представлен главе государства.

НДС: краткий обзор изменений в 2019 году

Практическая конференция «Налоги-2019. Обзор изменений в законодательстве», организованная МНС с целью информирования субъектов хозяйствования об изменениях, предусмотренных в новой редакции Налогового кодекса (НК), состоялась в Минске 28 декабря 2018 г.

В докладе по методологии исчисления и уплаты НДС и новшествам 2019 года Игорь СКРИННИКОВ, начальник главного управления методологии налогообложения МНС РБ, подробно остановился на главе 14 «Налог на добавленную стоимость» нового НК.

Основные изменения в порядке исчисления НДС

Объекты налогообложения НДС (ст. 115 НК):

отгрузка возвратной тары – новый вид объекта налогообложения, соответственно исключены особенности определения налоговой базы как разница (подп. 1.17 п.1 ст. 115 НК);

Исключения из объектов налогообложения:

безвозмездная передача объектов бюджетным организациям здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта (подп. 2.5.5 п.2 ст. 115 НК);

передача товаров (работ, услуг), приобретенных за счет нанимателя, членам профсоюза, являющимся работниками (подп. 2.8.2 п.2 ст. 115 НК).

Смотрите еще:  Мать-одиночка пособие по уходу за ребенком

Место реализации товаров (ст. 116 НК):

– перенесли из общей части НК;

конкретизировали порядок определения места реализации при отгрузке товаров по договорам комиссии.

Место реализации работ, услуг, имущественных прав (ст. 117 НК):

– перенесли из общей части НК;

перечень электронных услуг дополнен услугой по организации и (или) проведению азартных игр через Интернет, т.е. если мы покупаем, то платим в Республике Беларусь за нерезидента (подп. 4.13 п. 4 ст. 117 НК).

Освобождение от НДС оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст. 118 НК):

1. Из отдельных Указов перенесены перечни освобождаемых видов работ, услуг:

– услуги, связанные с похоронами;

– работы, услуги по ведению личного подсобного хозяйства;

– работы по строительству и ремонту садоводческих товариществ.

2. Особенности применения освобождения от НДС предприятиями инвалидов:

Исключается необходимость наличия сертификата, подтверждающего отнесение товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам) собственного производства.

3. Дополнения по налоговым льготам:

освобождение от НДС при реализации гаражей (машино-мест) применяется не только застройщиком, но и заказчиком (подп. 1.36 п. 1 ст. 118 НК);

при оказании бытовых услуг освобождение от НДС будет распространяться и на услуги в области фотографии, оказываемые для физических лиц (подп. 1.43 п. 1 ст. 118 НК).

4. Новые льготы:

в случае приобретения республиканскими органами государственного управления у нерезидента за счет бюджетных средств (подп. 1.10.3 п. 1 ст. 118 НК);

– услуги ломбардов освобождаются от НДС (подп. 1.50 п. 1 ст. 118 НК).

Налоговая база НДС (ст. 120 НК):

– корректировка налоговой базы на курсовые разницы – положения п.п. 7 и 8 перенесены соответственно из п. 10 Указа от 25.01.2018 № 29, следовательно, применяются те подходы, которые применялись и в 2018 году;

– по договорам, в которых сумма обязательств выражена в рублях эквивалентно валюте по курсу, отличному от Нацбанка, а также в которых сумма обязательств выражена в валюте эквивалентно сумме в иной валюте, корректировка налоговой базы осуществляется в зависимости от того, когда подписали ЭЦП ЭСЧФ;

– в отношении операций по возмещаемым расходам в рамках исполнения договоров аренды либо безвозмездного пользования предусмотрена возможность по таким операциям исчислять НДС. В п.п. 11 и 12 установлен порядок определения налоговой базы;

особенности корректировки налоговой базы при приобретении объектов у иностранных организаций: с 01.01.2019 налоговая база при реализации на территории РБ объектов не состоящими на учете иностранными организациями увеличивается на суммы, полученные сверх цены реализации (штрафы, пени, неустойки и т.д.).

Определение момента фактической реализации (далее – МФР) товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст. 121 НК):

– при реализации в рознице и общепите по сменам, предусматривающим их завершение на следующий календарный день, МФР определяется как дата открытия смены (п. 3 ст. 121 НК);

– установлен единый с бухучетом порядок определения МФР при реализации работ, услуг (п. 6 ст. 121 НК);

– изменен порядок определения дня передачи имущественных прав: теперь это либо последний день месяца, либо день передачи прав (п. 8 ст. 121 НК);

– при передаче имущества в аренду (лизинг) уточнен порядок определения периода пользования: теперь это последний день каждого месяца, а не периода пользования по договору как было ранее (п.п. 9, 10 ст. 121 НК);

– конкретизирован порядок определения дня оказания транспортных услуг (п. 16 ст. 121 НК);

– уточнен порядок признания дня оказания туруслуг, санаторно-курортных услуг, услуг в сфере образования и медицинских услуг.

Ставки НДС (ст. 122 НК):

– исключены ставки налога 9,09% и 16,67%;

– ставка НДС в размере 0% в отношении работ по ремонту и ТО большегрузных транспортных средств продлена до 2020 года включительно;

– расширена сфера применения ставки НДС в размере 10% – теперь такая ставка применяется при ввозе и реализации сельхозпродукции, произведенной на территории ЕАЭС.

Порядок документального подтверждения вывоза за пределы РБ товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов) (ст. 125 НК):

применение ставки НДС в размере 0% по давальческим работам: с 2019 года в целях применения ставки НДС в размере 0% исключена обязанность выполнения таких работ только собственными силами, т.е. с указанной даты можно привлекать и подрядчиков. Соответственно, исключена обязанность наличия сертификата об отнесении произведенных работ (услуг) к работам (услугам) собственного производства.

Порядок подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0% в отдельных случаях (ст. 126 НК):

особенности применения ставки НДС в размере 0% по транспортным услугам: для обоснованности применения нулевой ставки теперь нет необходимости представления в налоговый орган соответствующего реестра. Необходимая информация будет отражаться в ЭСЧФ, который и будет служить основанием для применения ставки 0%. Уточнен порядок определения экспортируемых транспортных услуг, соответственно, не все услуги по транспортной экспедиции будут облагаться по ставке 0% (п.2 ст. 126 НК).

Налоговый и отчетный периоды НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст. 127 НК):

– предоставлена возможность уточнения ранее выбранного отчетного периода, но однократно и до 20 февраля текущего года.

Порядок исчисления НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст. 128 НК):

– введена формула для исчисления НДС расчетным методом 20/120, а также определены операции, в отношении которых такой порядок применяется (п. 2 ст. 128 НК).

Порядок корректировки оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (исчисленной суммы НДС) в отдельных случаях (ст. 129 НК):

– корректировка оборотов по реализации не производится не только в случае возврата товара для ремонта, но и в случае такого возврата для замены, в т.ч. в рамках исполнения гарантийных обязательств (п. 1 ст. 129 НК);

– детально описаны случаи, в каких отчетных периодах должна осуществляться корректировка оборотов по реализации в сторону увеличения либо в сторону уменьшения, в т.ч. в зависимости от даты получения и подписания соответствующего ЭСЧФ ЭЦП.

Сумма НДС, предъявляемая плательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст. 130 НК):

– установлен механизм предъявления сумм НДС и выставления ЭСЧФ по требованию покупателя при реализации товаров по розничным ценам, а также при реализации через подотчетных лиц (п. 4 ст. 130 НК).

Электронный счет-фактура (ст. 131 НК):

– смещен срок выставления ЭСЧФ для плательщиков, работающих по «оплате», – теперь это 10-е число месяца, следующего за месяцем, но который приходится МФР;

– срок выставления ЭСЧФ в ситуациях, когда счет должен был выставляться в двухдневный срок, увеличен до 3-х дней;

– установлены сроки выставления ЭСЧФ при ликвидации филиала и реорганизации – до даты ликвидации или реорганизации соответственно. При ликвидации организации – не позднее 10 рабочих дней до дня направления ликвидационного баланса;

– уточнены случаи, когда ЭСЧФ не выставляется в адрес покупателя, а также порядок выставления ЭСЧФ по «ввозному» НДС;

– детализирован порядок создания дополнительных ЭСЧФ.

Налоговые вычеты (ст. 132 НК):

– уточнены основания применения налоговых вычетов по НДС и определены отчетные периоды, в которых суммы налога принимаются к вычету (п.п. 5–9 ст. 132 НК).

Порядок применения налоговых вычетов (ст. 133 НК):

– уточнен порядок применения налоговых вычетов в отношении возникающих «суммовых» разниц (п. 12 ст. 133 НК);

– расширен перечень случаев, когда не применяется особый порядок вычета сумм НДС, приходящихся на безвозмездную передачу, – передача имущества при реорганизации, взносы в уставный фонд;

– уточнен порядок корректировки сумм налоговых вычетов при изменении размера ранее уплаченного «ввозного» НДС с территории государств-членов ЕАЭС (п. 17 ст. 133 НК);

– уточнен порядок применения ограничения права вычета сумм налога в отношении товаров, по которым произошла порча (утрата) (подп. 24.15 п. 24 ст. 133 НК).

Автор публикации: Отдел информации «ЭГ»

Статья доступна для бесплатного просмотра до: 01.01.2028

Похожие статьи:

Перспектива. 2019. Все права защищены.