Налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости проблемы

Оглавление:

Проблемы при расчете налога на имущество из-за перехода на кадастр решат в 2018 году

МОСКВА, 1 марта. /ТАСС/. Проблемы при расчете налога на имущество физических лиц, которые возникли при переходе на кадастровую оценку стоимости жилья, будут решены в 2018 году. Об этом заявил министр финансов РФ Антон Силуанов в четверг в эфире телеканала «Россия 24».

«Те проблемы, которые возникли с переходом с БТИ на кадастровую стоимость, будут решены в текущем году. И мы сможем смягчить бремя нашим гражданам», — сказал он.

Президент РФ Владимир Путин, обращаясь с Посланием к Федеральному собранию, заявил, что налог на имущество физических лиц должен быть справедливым и посильным для граждан. Он потребовал уточнить механизм расчета налога на имущество физических лиц, а также пересмотреть кадастровую стоимость имущества, которая не должна превышать рыночную.

С 1 января 2015 года налог на имущество физических лиц в 28 регионах стал рассчитываться исходя из кадастровой стоимости (приближенной к рыночной). В 2016 году собственники стали получать налоговые извещения с новыми данными, что увеличило поток желающих пересмотреть кадастровую стоимость своих объектов недвижимости. Количество заявлений об оспаривании кадастровой стоимости, поданных в созданные при Росреестре комиссии, за 2016 год выросло на 85% по сравнению с 2015 годом.

Изменение налога на имущество физических лиц,
исходя из кадастровой стоимости недвижимости, жилья

Под редактирована 24.02.2017 г.

В начале, последние важные новости касающихся жилья.

7.08.2018 г. В России меняется порядок расчета налога на недвижимость: дома, квартиры, земельные участки, гаражи и машино-места.
Поэтапный переход на расчет налога не по инвентаризационной, а по кадастровой стоимости недвижимости, которая ближе к рыночной, начался в России в 2015 году. За это время реформа стартовала в 64 регионах.
Формула исчисления налога подразумевала ежегодное увеличение платежа на 20 %. Предполагалось, что в первый год применения кадастровой стоимости граждане будут платить налог с повышающим коэффициентом 0,2, затем 0,4, 0,6, 0,8 соответственно. С пятого года налог должен был уплачиваться в полном объеме.
Однако реформа привела к резкому увеличению налоговой нагрузки на собственников недвижимости. Они начали массово оспаривать результаты кадастровой оценки в судах и комиссиях при Росреестре.
Новый закон, подписанный президентом, корректирует механизм исчисления налога по кадастровой стоимости (налог на имущество, земельный налог). Он предполагает отказ от применения коэффициента 0,8 в формуле расчета налога. То есть коэффициент будет доходить до значения 0,6 и больше расти не будет.
За шесть месяцев 2018 года комиссии по пересмотру кадастровой стоимости, созданные при Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрели почти 13 тысяч заявлений граждан в отношении более чем 20,2 тысячи объектов. Свыше 60 % решений были приняты в пользу граждан.
По оценке Федеральной налоговой службы, закрепленные законом изменения могут привести к выпадению доходов региональных бюджетов в 2018 году в размере 6 млрд.руб.
https://rg.ru/2018/08/07/rg-publikuet-zakon-o-novom-poriadke-rascheta-naloga-na-imushchestvo.html

10.02.2017 г., Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект о введении повышающих коэффициентах земельного налога для объектов незавершенного жилищного строительства (долгостроя). Так, собственники участков с разрешенным использованием под ИЖС должны будут платить налог с коэффициентом 2 по истечении 10 лет с даты госрегистрации прав на земельный участок вплоть до регистрации индивидуального жилого дома. https://rg.ru/2017/02/10/gosduma-progolosovala-za-povyshenie-zemelnogo-naloga-dlia-dolgostroia.html

Налог на имущество (жильё, недвижимость) физических лиц — квартиры, комнаты, особняки, дачи, творческие мастерские, рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, приближенной к рыночной.

При определении налоговой базы, местная власть, теперь исходят из ставки в 0,1-0,5 процента, установленной Налоговым кодексом, статьи 406, в отношении некоторых видов недвижимого имущества, которым владеют физические лица.

Согласно статье 407 Налогового кодекса РФ от уплаты налога на недвижимое имущество физических лиц освобождены: пенсионеры, инвалиды 1и 2 групп, ряд других категории граждан, а также физические лица — в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Цель введения, нового налога на имущество (жильё) граждан, известна, это, цитирую СМИ.

Обеспечение роста доходов муниципальных образований, которым достаются имущественные налоги. Весь мир, кстати, живет за их счет. Во Франции имущественные налоги формируют 51 процент доходов местных бюджетов, в США — 71 процент, в Великобритании, Ирландии и Австралии — муниципалитеты в полном объеме живут за счет имущественных налогов. В России до сих пор имущественные налоги в доходах местных бюджетов составляют не более 20 процентов. Два года назад, на 1 ноября 2013 года, по данным ФНС, сумма поступлений по налогу на имущество физических лиц составила всего 16,6 миллиарда рублей.
http://www.rg.ru/2015/01/01/nalog-site.html

То есть, власть, во введение налога на имущество от кадастровой стоимости квартиры (домовладения), видит пользу, только в решении проблемы наполнения местных бюджетов.

При этом не хочет обращать внимание на недостатки вводимого налога, и негативные последствия от него, для граждан и экономики России.

Это высокие финансовые затраты, связанные с периодической переоценкой и пересчетом кадастровой стоимости недвижимости всех граждан России, содержание большого штата сотрудников-оценщиков. Расходы на которые, власть, заложит в кадастровую стоимость жилья граждан.

Конечно, власть будет умалчивать, какой процент, составляют финансовые расходы на деятельность системы учёта и переоценки кадастровой стоимости недвижимого имущества (жилья) граждан, по отношению к сумме поступлений от данного налога. Потому что, тогда выяснится, что это самый дорогой налог, в плане его учёта и обеспечения.

Необходимо добавить сюда, расходы граждан на коррупционную составляющую оценщиков, желающих получить «вознаграждение за свою оценку», в интересах владельца жилья. (К примеру, за не учёт части параметров жилья, влияющих на повышение кадастровой стоимости жилья.)
Либо, расходы граждан на оспаривание в судах, назначенной кадастровой стоимости имущества, и на необходимую независимую экспертизу оценку кадастровой стоимости недвижимого имущества.

Тем самым, создаются больше проблемы для граждан. Провоцируется социальная напряжённость в обществе. Увеличивается загруженность судов.

Масштаб проблемы, можно оценить по выдержкам из некоторых СМИ:

«В целом, превалируют факты превышения кадастровой стоимости над рыночной. А цены за экспертизу для оспаривания начинаются от 50 тысяч рублей» http://www.rg.ru/2015/10/27/kadastr.html

Далее. Ещё недостатки налога на имущество.

Из-за того что, кадастровая стоимость новостроек, всегда превышает кадастровую стоимость вторичного жилья (по причине учёта даты постройки жилья), молодым семьям, становится невыгодно брать ипотеку на покупку или строительство нового жилья (им, помимо выплаты по кредиту, ещё придётся платить повышенный налог на недвижимое имущество).

С целью уменьшения кадастровой стоимости, вновь возводимого жилья (новостройки) на этапе строительства, используются дешёвые строительные и отделочные материалы, из-за которых снижается энергоэфективность (теплоизоляция) жилья, повышается износ материалов, как следствие жильцам придётся переплачивать за отопление и раньше проводить ремонт дома.

Напрашивается вопрос? Почему, при одинаковой площади домовладения расположенных по соседству (или при одинаковых размерах квартир в соседних многоэтажных домах), их владельцы, должны уплачивать разные размеры налога в местный бюджет. Только лишь по той причине, что у одного домовладельца (владельца квартиры) недвижимое имущество оценено дороже (дом более новый, из более качественных строительных материалов).

Если провести аналгию с транспортным налогом. То там, законодатель, исходил из соображения брать больше денег с дорогих автомобилей, чтобы поддержать спрос граждан на отечественные автомобили, и снизить выбросы вредных газов СО2 в окружающую среду.

То, из каких соображений, законодатели решили обложить большим налогом новые дома (квартиры), сделанные из более качественных (даже энергосберегающих) строительных материалов. Возможно, только лишь из соображения, что покупающие их граждане (зачастую по ипотеке) имеют большие зарплаты, которые следует изъять, в виде налогов в бюджет.

Чтобы решить проблему существующих недостатков, налога на недвижимое имущество (жильё) граждан, и связанных с ним проблем.

Всего лишь, достаточно, в определении размера налога, учитывать только количественные физические характеристики недвижимого имущества (жилья) и установленная для них стоимость:
— площадь земельного участка, и стоимость земельного участка за сотку (или кв.метр), в этом районе муниципального образования (микрорайона);
— количество квадратных метров жилой площади (и хозяйственных построек для домовладения);
— количество льготных (не облагаемых налогом) квадратных метров жилой площади (и соток земли для домовладения), установленных федеральным законом, для некоторых категорий нетрудоспособных граждан;
— единый размер ставки налога за 1 кв.метр площади жилья (и за 1кв.метр хоз. построек) для микрорайона (муниципального образования), устанавливаемый местной властью.

И отказаться, от учёта индивидуальных качественных показателей жилья: строительных и отделочных материалов, из которых построено жильё, физический износ, устаревание.

На предложение из данной статьи «Изменение определения единицы стоимость налога на недвижимое имущество (жильё, недвижимость) физических лиц, за один квадратный метр» была подана Общественная инициативы № 26Ф25558 , голосование в поддержку закончилось 24.02.2017г.

Итоговый результат голосования:

За инициативу подано: 702 голосов

Против инициативы подано: 111 голосов

Лучше принимать в расчёт, другие не менее важные качественные показатели, связанные с расположением облагаемого налогом жилья граждан, учитывающие обеспеченность, местных жителей, предоставляемыми городскими социальными благами (доступности больниц, дошкольных учреждений, школ, состояния уличных дорог, тротуаров, их освещённости в тёмное время, возможности посещения иных муниципальных объектов, мест отдыха и т.д.).

В зависимости от места проживания (центр города, окраина города, посёлок), количество, доступность и качество предоставляемых социальных благ может сильно различаться.

Смотрите еще:  Пособие на двух несовершеннолетних детей в рб

Следовательно, необходимо ввести понижающие коэффициенты по отдельным городским социальным благам, предоставляемым местным жителям, в следующих случаях:
— если за часто используемой социальной услугой приходится далеко ехать, либо она не доступна (к примеру, приходится отвозить ребёнка в расположенную далеко школу, для семьи нет возможности устроить ребёнка в детский садик);
— предоставляемые городские социальные блага, выполнение других вопросов местного значения для населения, низкого качества (к примеру, на улице по обе стороны, до полукилометра, разбито дорожное полотно или гравийная дорога, вместо асфальта, недостаточно освещена улица в тёмное время суток, не вывозится мусор в районе индивидуальных домовладений и т.д.).

Впрочем, местные власти могут дополнительно, сами, незначительно уменьшить коэффициент для владельцев домов, с целью заинтересовать жителей облагораживать придомовую территорию.

Так…, уменьшить коэффициент, для владельцев домовладений, кто поддерживает в правильном состоянии уличные газоны, примыкающие к его участку со всех сторон. Для того, чтобы дождевая и талая вода стекала с дороги на газоны, тем самым, предотвращая разбитие дорожного полотна машинами, в местах скопления воды (луж). Что позволит, значительно сэкономить деньги, из местного бюджета, на ремонт подведомственных дорог.

Ещё можно, установить дополнительно меньший коэффициент, для части частных домовладений, чей фасад домов – красивый (при условии, что он хорошо просматривается с улицы, через решётчатый забор). Своим видом (при большом количестве красивых домов), они, украшают улицу, а населённый пункт, делают привлекательным для граждан и туристов (приезжающих отдохнуть, посетить местные достопримечательности и тратить деньги).

Для этого, местным властям, придётся на своём сайте, предоставить жителям информацию (на карте города и в таблицах), установленные изменения местного налогообложения: — расчёт единицы стоимости налога на недвижимость за квадратный метр жилья; — какие понижающие коэффициенты учтены на отдельных участках улиц города (муниципального образования).

А также, установленный местной властью, размер ставки налога за 1 кв.метр площади жилья (и за 1кв.метр хоз. построек) для микрорайона (муниципального образования).

В итоге, это обеспечит, более простую (в плане меньших затрат на учёт и переоценку налога), и в тоже время справедливую и эффективную систему налогообложения недвижимого имущества (жилья) граждан России, в интересах владельцев квартир и домовладений. Заставит местную власть (местных чиновников) более эффективно работать, по обеспечению жителей, доступностью городских социальных благ.

По статистике, не менее 50% средств из местного бюджета уходит только на финансирование социальной сферы (организации предоставления общедоступного образования, создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории городского округа). Помимо этого, надо ещё, органам местного самоуправления, финансово обеспечить, выполнение других вопросов местного значения, которых не мало (если почитать Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» N 131-ФЗ ).

Все жители города (муниципального образования) пользуются (пользовались ранее, либо ещё воспользуются) некоторыми городскими социальными благами, финансируемыми полностью (или частично) из местного бюджета.

Поэтому, владельцы квартир, домовладений должны уплачивать налог на имущество (жильё, недвижимость), тем самым «застраховать» себя (и своих членов семьи) на получение городских социальных благ. Единственно, за вычетом льгот по налогу (необлагаемого вычета, в размере определённого количества квадратных метров) для некоторых категорий нетрудоспособных граждан. Которые, вследствие своего пожилого возраста, по медицинским показаниям (ограниченной возможности передвижения), не могут воспользоваться большинством городских социальных благ.

Так же, рекомендую статьи влияющие на благоустройство городов (населённых пунктов), решение важных проблем обеспечения жильём нуждающихся. Экспертное мнение, аналитика о ситуации в обществе России.

Дать гражданам возможность участвовать в распределении налогов

Улучшить жизнь в городе, микрорайоне. Сделать их удобными для проживания

Как возродить малонаселённые пункты (деревни, посёлки) России

Как уменьшить стоимость съёма жилья (квартиры) в России

Использование пенсионных накоплений и взносов для повышения доступности ипотеки

Обсудить проблему изменения налога на недвижимость и альтернативное совершенствование исчисление данного налога, высказать мнение, предложить свой подход к решению проблемы, можно используя аккаунты социальных сетей или в режиме Гостя (Анонимно).

Проблемы и перспективы введения налога на недвижимое имущество физических лиц

Конончук Марина Игоревна
МФЮА, юридический факультет,
2 курс, магистратура
E-mail: [email protected]andex.ru

Налоговая политика любого государства, соответствующая существующим экономическим, социальным, а также политическим условиям экономики направлена на обеспечение эффективного использования налогов в решении социально-экономических проблем.

На современном этапе развития рыночных отношений, проявляется весомая значимость налогового института, вследствие чего возникает необходимость в реформировании налоговой системы в целом. Данное направление модернизации диктуется инновационными тенденциями развития рынка и общества, тем самым способствует реализации мероприятий, направленных на изменения в налоговой системе Российской Федерации. В условиях современной российской экономики, государственная налоговая политика так же динамично совершенствуется, что подтверждает последними нововведениями в налоговом законодательстве. На сегодняшний день в России действует реформа, улучшающая технологию и процесс исчисления и взимания налогов, а также качество и достоверность официальной отчетности доходов и имущества. Наиболее активно проявляется внедрение единого налога на недвижимость по всей территории РФ, предусматривающий повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации. Так с 1 января 2015 года в Налоговый кодекс РФ введена новая глава 32, «Налог на имущество физических лиц», которая заменила Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Цель введения данного налога — переход к более справедливому налогообложению, и повышение фискального значения налога на имущество.

Проблемой внедрения налогов на имущество является то, что их взимание не учитывает индивидуальную платежеспособность налогоплательщика и определяется только характеристиками имущества, что негативно сказывается на платежеспособности слоев населения с низкими доходами, и вызывает ряд недовольств в обществе. Для сглаживания социальной напряженности законодатели разработали поэтапное внедрение данного налога, расчитаный на 5 лет. Особенности переходного периода отображены в Федеральном законе от 04.10.14 № 284-ФЗ о внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую НК РФ.

С принятием закона о введении налога на недвижимое имущество физических лиц, законодателям пришлось столкнуться с рядом проблем:

1) На рынке недвижимости практически отсутствует достоверная информация о состоянии цен, что делает невозможным объективно оценить объект налогообложения;

2) Отсуствие необходимого количества специалистов — оценщиков недвижимости, для проведения столь масштабной реформы в сфере налогообложения;

3)Отсутствие данных о объектах недвижимости в реестре Государственного кадастра недвижимости;

4) Большое количество незарегистрированных объектов налогообложения;

5) Слаборазвитая взаимосвязи между государственными органами, что проявляется в обмене информацией о налогоплательщиках;

6) Уклонение высокообеспеченных граждан регистрации вновь построенных объектов, имеющих высокую стоимость, а также отсутствие возможности у оценщиков проникновения на эти территории;

7) Отсутствие законодательной базы, которая бы позволила беспрепятственно осуществлять оценку любых объектов недвижимости, в том числе санкций за препятствие проведению оценочных работ;

8) Опасение снижения спроса на недвижимость;

9) Недовольство граждан в связи с увеличением расходов на содержание жилья;

Налог на имущество является местным налогом, в первую очередь регулируется Налоговым Кодексом РФ, а также нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и городов федерального значения. Расчет сумм налога, уведомление об уплате собственникам имущества и контроль осуществляются местными налоговыми инспекциями.

Значимым изменением, введенным 32 главой НК РФ, является то, что исчисление налога на имущество исчисляется не из инвентаризационной стоимости имущества и земли, а исходя из их кадастровой стоимости имущества. Кадастровая стоимость максимально приближена к рыночной стоимости имущества, а инвентаризационная стоимость может быть существенно ниже рыночной цены. Поэтому, рассчитанный по кадастровой стоимости налог в большинстве случаев будет выше.

Основная разница в том, что для оценки инвентаризационной стоимости основными факторами являются возраст и материал стен, а для кадастровой стоимости основной фактор — местоположение. Исходя из этого, налоговое бремя должно сместиться с новостроек на краю города на старые дома в центре.

Кадастровая стоимость устанавливается — в результате проведения государственной кадастровой оценки на дату проведения этой оценки.

С принятием закона, кадастровая оценка проводилась массово и основывалась прежде всего на не всегда корректных и зачастую устаревших данных БТИ (Бюро Технической Инвентаризации), вследствие чего кадастровая стоимость недвижимости во многих случаях оказалась выше рыночной. Процесс государственной кадастровой оценки проходит без участия собственника. О результатах которой владелец недвижимости может узнать при официальном опубликовании ее результатов; просмотрев в общем доступе на официальном сайте Росреестра, либо обратившись с запросом с Росреестр.

В связи с тем что информация о состоянии цен на рынке недвижимости зачастую делает невозможным объективно оценить объект налогообложения, кадастровую стоимость можно оспорить, если будут представлены основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости. Для этого следует обратиться в специальную комиссию созданную при Росреестре, или непосредственно в суд. Количество обращений по оспариванию кадастровой стоимости за 2016 год увеличилось на 85% по сравнению с 2015годом. В 2016 году комиссиями рассмотрено 48,6 тыс. заявлений в отношении 102,6 тыс. объектов (преимущественно земельные участки — более 80% объектов). Решение в пользу заявителя принято в отношении 62,6% заявлений. Кадастровая стоимость объектов недвижимости после оспаривания в комиссиях суммарно снизилась на 372 млрд рублей (8,7%).

На практике, более трети поданных заявлений по оспариванию кадастровой стоимости удовлетворяются.

К компетенции Росреестра не относится проведение кадастровой оценки объектов недвижимости, но участвует в ее исправлении. До 1 января 2017 года кадастровую стоимость определяли независимые оценщики, а затем утверждали региональные и местные органы власти. С 1 января 2017 года вступил в силу закон «О государственной кадастровой оценке», согласно которому будет введен институт государственных кадастровых оценщиков. Новый закон предусматривает передачу полномочий по определению кадастровой стоимости государственным бюджетным учреждениям на постоянной основе. Новые правила будут действовать во всех субъектах Российской Федерации с 2020 года, но регионы, по своему усмотрению, могут начать проведение государственной кадастровой оценки по новым правилам уже с 2018 года. Новые государственные структуры по проведению кадастровой оценки будут подведомственны региональным органам власти.

С введением нового закона ожидается, что результатом нововведения будет недопущение ошибок, с помощью внедрения единой методики кадастровой оценки на всей территории России, и, соответственно, сокращение количества обращений о пересмотре кадастровой стоимости.

Реформирование системы кадастровой оценки напрямую влияет на точность определения налоговой базы. Предпринятые изменения действительно необходимы для роста экономики России, для благополучия граждан и стимулирования бизнеса. Поэтому данной реформе необходим переход к единой методике кадастровой оценки. В следствие чего в бюджеты будут поступать налоги с объектов, которые по какой-то причине были недооценены. А добросовестные владельцы недвижимости не будут переплачивать, и не будут вынуждены доказывать свою правоту в судах и комиссиях.

Смотрите еще:  Экспертиза прибора

Налог на недвижимость введен с целью сокращения и в дальнейшем полного устранения дефицита местных бюджетов, из которых финансируются такие функциональные виды расходов как организация, развитие и содержание муниципального жилищно-коммунального хозяйства, инвестиции в местную инфраструктуру, развитие средств связи, развитие сети образования и здравоохранения, благоустройство территорий, охрана окружающей среды, освещение улиц, парков отдыха и огромное количество других расходов.

Укрепление муниципальных финансов призвано решить не только экономические задачи, но и решить важную социально-политическую задачу — способствовать самоорганизации населения, росту его активности в обеспечении его интересов, развивать демократические начала в жизни общества в целом.

С введением налога на недвижимость платежи растут постепенно, для этого законодатели предусмотрели пятилетний льготный период. Из которого мы видим, что в первый год рост платежей должен составить не более 20%, потом 40%, 60 и так далее. С 2020 налог на имущество будет оплачиваться в полном объеме.

Введение налога позволяет решить такую важную проблему, как налогообложения дорогостоящего имущества. При введении налога на недвижимость (жилые и нежилые помещения, строения, здания, земельные участки находящиеся в собственности физических лиц) установлена прогрессивная ставка налогообложения которая зависит от совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости в собственности физического лица в диапазоне от 0,1% до 2%.

При этом максимальная ставка в 2%(без возможности ее снижения на местном уровне) будет установлена для совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости свыше 300 млн. рублей. Эта повышенная налоговая ставка, применяется вне зависимости от количества собственников, а также наличия различных льгот у собственников.

Реформирование налогообложения на имущество подразумевает что увеличение поступлений в муниципальные бюджеты будет производиться не только за счет повышения налоговой нагрузки на среднего плательщика, но и за счет применения прогрессивных налоговых ставок на нежилую и элитную недвижимость, ограничения льгот, а также — принятия мер, направленных на обложение налогом ранее неоцененных и неучтенных объектов.

Внедрение налога на недвижимость несет положительный характер, заключающийся в том, что значительно снизятся затраты на администрирование налога за счет слияния двух налогов — на имущество и землю, перспектива создания единой базы данных по объектам недвижимости, начал действовать и будет прогрессировать постоянный и надежный источник налоговых поступлений в местные бюджеты, в основе которого кроется справедливый принцип распределения налогового бремени. Помимо этого, постоянные доходы местного бюджета будут постепенно стимулировать реализацию социально — экономических проектов, призванных повысить уровень жизни населения.

Основные перспективы внедрения налога на имущество физических лиц:

• Введение налога повлияет на развитие и становление налогового управления;

• Будут снижены затраты на администрирование налога, в связи со слиянием налогов на имущество и землю;

• Упрощена уплата налога в связи с унификацией платежей;

• Создание единой базы данных по объектам недвижимости;

• Принятие мер усовершенствования системы и методов оценочной деятельности;

• Разработаны методы профессиональной оценки недвижимости;

• Реальный учет возведенных и возводимых строений на подведомственных территориях;

• Появление постоянного и надежного источника налоговых поступлений в местные бюджеты;

• Перспектива благоустройства социально значимой недвижимости;

• Перспектива повышения уровня жизни населения;

• Появление возможности у местных бюджетов на реализацию различных социально — экономических проектов.

• Разработан законопроект позволяющий оценивать объекты недвижимости по единой методике по всей России.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что введение единого налога на недвижимость, действующего на всей территории России, и полный переход на кадастровое исчисление налога позволит муниципалитетам существенно пополнить свои бюджеты в первую очередь для более полного обеспечения насущных интересов населения, что значительно повлияет на уровень жизни населения, благоустройство социальной недвижимости, а так же повысит заинтересованность местных властей в развитии своей территории. Планируется что пополнение бюджетов будет происходить, в большей степени, за счет владельцев значительных объемов недвижимости.

Налог на имущество: настоящее и будущее кадастровой оценки

29 Февраля 2016

Председатель Мосгордумы выступил на заседании Президиума Совета законодателей РФ с докладом о проблемах перехода к взиманию налога на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения в Москве .
Налоговая нагрузка идет на снижение
«В Москве еще в 2014 году был осуществлен переход к взиманию налога с имущества организаций по кадастровой стоимости, и за прошедшее время кадастровая оценка недвижимости была проведена в столице уже два раза», — сообщил Алексей Шапошников .
Стоит отметить, что во второй раз при оценке учитывался коэффициент полезных площадей. Поэтому в результате данной кадастровой оценки стоимость крупных офисных, торговых зданий снизилась в среднем на 15 — 20%.
По словам Председателя Мосгордумы , в 2014 году под «кадастровое налогообложение» попала лишь часть объектов коммерческой недвижимости.
После того как были приняты изменения в столичное законодательство, перечень таких объектов был расширен.
В него были включены все столичные торговые и офисные центры площадью свыше 3000 кв. метров, а также объекты площадью более 2000 кв. метров, фактически используемые для размещения офисов, торговли, общепита и бытового обслуживания.
«В прошлом году московские власти провели масштабную ревизию объектов недвижимости, которая показала, что под указанные в законе требования попадают еще около 2000 зданий. В итоге на «кадастровое налогообложение» переведено более 7000 объектов», — сообщил Алексей Шапошников .
Председатель Мосгордумы отметил, что в Москве было принято решение постепенно переходить на ставку налога, исчисляемого по кадастровой стоимости, но экономический кризис внес свои коррективы. «Столичным антикризисным планом, который был утвержден в феврале 2015 года, было предусмотрено снижение темпов роста ставки налога. Поэтому Мосгордума в июне прошлого года приняла закон, согласно которому в 2016 году ставка снижена до 1,3% вместо 1,5%, в 2017 г. — до 1,4% вместо 1,8%, в 2018 г. — до 1,5% вместо 2,0%. То есть налоговая нагрузка на бизнес в городе к 2018 году снизится на четверть», — пояснил он. Кстати, для создания равных условий для бизнеса с 1 января 2017 года налогообложение по кадастровой стоимости распространится в Москве на все специализированные торговые и офисные здания независимо от их общей площади.
Также Алексей Шапошников подробно остановился на вопросе предоставления налоговых льгот. «В 2015 году мы приняли городской закон и снизили налоговую нагрузку на предприятия, являющиеся субъектами инвестиционной деятельности, а также на технопарки и индустриальные парки.
От налога на имущество были освобождены организации, использующие данное имущество в ходе реализации приоритетного инвестпроекта», — пояснил он .
По его словам, в прошлом году льгота в размере 75% была предоставлена организациям, у которых торговля, офисы, общепит, бытовое обслуживание являются непрофильной деятельностью и занимают менее 20% общей площади.
Под эту категорию попали, например, складские и производственные здания.
Кроме этого, установлены льготы для гостиниц, что важно для развития внутреннего туризма, особенно в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года.
Алексей Шапошников сообщил, что поступления в городской бюджет по налогу на имущество организаций ежегодно составляют порядка 100 млрд. рублей.
Методика оценки требует уточнения
» Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве в 2015 году было проанализировано более 2300 заявлений. Из них на 1080 был дан положительный ответ, а 1225 были отклонены комиссией . Кроме того, 346 заявлений об оспаривании кадастровой стоимости в 2015 году было подано в Мосгорсуд «, — такую статистику обжалования результатов оценки юридическими лицами в столице привел в своем выступлении Алексей Шапошников .
По словам Председателя Мосгордумы , ключевой проблемой, связанной с переходом к налогообложению по кадастровой стоимости, «безусловно является сама по себе кадастровая оценка, а точнее, ее методика, поскольку она является массовой и учитывает лишь усредненные характеристики объектов.
Поэтому мы иногда сталкиваемся с ситуацией, когда кадастровая стоимость объекта превышает его рыночную стоимость», — пояснил он.
Алексей Шапошников считает, что оспаривание результатов кадастровой оценки является достаточно распространенным явлением. «Массовая оценка действительно несовершенна. То, что комиссия и Мосгорсуд зачастую идут навстречу зая
вителям, — это положительный факт, который благоприятно сказывается на климате в деловой среде столицы. Но это не решает проблему принципиально», — подчеркнул он .
Председатель Мосгордумы заострил внимание на норме федерального законодательства, согласно которой, оспаривая кадастровую стоимость в этом году, физические лица никак не могут повлиять на стоимость в предыдущем году. «Пересмотр налоговой базы за предыдущий налоговый период не производится, сумма налога остается прежней и не пересматривается, — отметил Алексей Шапошников .
— Дело в том, что с 1 января этого года в Москве осуществлен переход на расчет налога на имущество физических лиц на основании кадастровой стоимости их имущества. Но поскольку налоговые уведомления за 2015 год москвичи получат лишь в 2016 году, то сложно пока делать выводы о том, насколько массовыми будут обращения по поводу оспаривания результатов оценки.
Пока, по данным Росреестра , за 2015 год Комиссией по рассмотрению споров о результатах кадастровой оценки было рассмотрено всего 125 заявлений физических лиц, что находится в пределах статистической погрешности.
«Несмотря на тот факт, что даже оценка элитной недвижимости проводилась в Москве в отдельной группе, чтобы ее стоимость не оказывала влияния на общий уровень цен в том или ином квартале, могут быть случаи завышения кадастровой стоимости, например «хрущевок», расположенных рядом с элитными жилыми комплексами. Мы понимаем, что жители будут оспаривать данную оценку, но даже при положительном исходе дела сумму налога за 2015 год изменить уже будет нельзя», — выразил обеспокоенность Алексей Шапошников . При этом Председатель Мосгордумы считает, что городские власти держат ситуацию под контролем, «никакой остроты и чрезмерной напряженности нет, мы стараемся нивелировать негативные явления путем предоставления льгот и снижения размеров и темпов роста налоговых ставок».
«В Москве активно развивается данный рынок, так как стоимость квадратных метров апартаментов существенно ниже стоимости обычного жилья.
Но зачастую данную категорию объектов покупают именно для постоянного проживания. При этом мы понимаем, что, согласно Налоговому кодексу РФ , апартаменты попадают под категорию «иных помещений», — сообщил Алексей Шапошников .
При исчислении налога в отношении апартаментов налоговые вычеты и льготы не предусмотрены, а размер ставки в зависимости от назначения всего здания, в котором расположены апартаменты, колеблется от 0,5% до 2% кадастровой стоимости.
«Сумма налога по данным объектам будет весьма существенной. Это может привести к массовым обращениям по поводу пересмотра кадастровой стоимости.
Подобные опасения высказывает и Управление Росреестра . Поэтому, на наш взгляд, стоит рассмотреть возможность закрепления понятия «апартаменты» в российском законодательстве, включая законодательство о налогах и сборах, чтобы не возникало никаких двусмысленных толкований», — резюмировал Председатель Мосгордумы .

Смотрите еще:  Суд приставы кирова

Власова Е.Л., Селина Д.А. Проблема расчета налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости

Проблема расчета налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости

The problem of calculating tax on property of physical persons on the basis of the cadastral value

Власова Елена Львовна

к.п.н., доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

Селина Дарья Александровна

студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

Аннотация. В статье рассмотрен новый порядок налогообложения имущества физических лиц, который действует с 1 января 2015 года. Изменился порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц. Она рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта, а не его инвентаризационной стоимости. По оценкам аналитиков, налоговая нагрузка для граждан возрастет в 6–10 раз.

Annotation. The article describes a new procedure for taxation of property of physical persons which is valid from 1 January 2015. Changed the order of definition of tax base under the tax to property of physical persons. It is calculated from the cadastral value of the object, not its inventory value. According to analysts, the tax burden for citizens will increase by 6-10 times.

Ключевые слова: налог на имущество физических лиц , кадастровая стоимость, налоговая база.

Key words: the tax on property of physical persons , the cadastral value, tax base.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации наряду с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и городов федерального значения. В качестве особенности данного налога выступает то, что его взимание определяется исключительно характеристиками имущества, безотносительно к индивидуальной платёжеспособности налогоплательщика [1].

Плательщиком налога на имущество является тот, кто имеет на праве собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Налог на имущество физических лиц носит прогрессивный характер и дорогостоящее имущество, которое принадлежит гражданам, обеспечит значительную долю налоговых поступлений в муниципальные бюджеты.

До 1 января 2020 г. законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ будут обязаны установить единую дату начала применения на своих территориях порядка исчисления налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта.

Налог на имущество физических лиц рассчитывает сам налоговый орган по месту нахождения имущества по истечении календарного года отдельно по каждому объекту налогообложения, после чего направляет гражданам (не позднее 30 дней до наступления срока платежа) налоговое уведомление , в котором указываются объект налогообложения, налоговая база, сумма налога к уплате и срок уплаты налога. То есть самостоятельно рассчитывать налог гражданам не нужно.

В налоговом уведомлении нет разъяснения, как рассчитывается налог на имущество физических лиц от кадастровой стоимости. Одним из главных изменений налога на имущество физических лиц, является порядок определения налоговой базы, она рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта, а не его инвентаризационной стоимости.

В таком случае, налоговая база определяется исходя из представленной в налоговый орган кадастровой стоимости объекта, указанной в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН, до 01.01.2017 — ЕГРП) по состоянию на 1 января года, за который уплачивается налог, а если объект новый (образован в течение года) — на дату его регистрации.

Налог считается по каждому объекту недвижимости в отдельности. Если недвижимость находится в общей долевой собственности, то каждый из ее участников будет платить налог пропорционально своей доле. [2] А если квартира (или иная недвижимость) находится в общей совместной собственности супругов и оба они указаны в свидетельстве о регистрации права собственности, то они будут платить налог поровну.

Кадастровая стоимость может быть пересмотрена в течение календарного года. В общем случае налоговая инспекция не учтет такое изменение стоимости при расчете налога, то есть пересчитывать налог ни за текущий год, ни за предыдущие она не будет. [3]

Однако на практике возникают случаи, когда стоимость квартиры, установленная в кадастре, существенно завышена. Для снижения суммы налога можно оспорить результаты кадастровой оценки. [4]

Также в практике существуют исключения, когда налоговая инспекция учтет изменение и пересчитает налог:

  1. исправления технической ошибки. В этом случае исправленные сведения о кадастровой стоимости используются начиная с календарного года, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость
  2. по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. По общему правилу сведения о новой кадастровой стоимости применяются с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Если кадастровая стоимость была пересмотрена и вносится в ЕГРН на основании НПА субъекта РФ об утверждении кадастровой стоимости, сведения о ней учитываются при исчислении налога на имущество в этом и предыдущих годах, если это прямо предусмотрено в указанном НПА и при этом положение налогоплательщика улучшается (например, в случае уменьшения кадастровой стоимости)

В целях налогообложения полная кадастровая стоимость объекта жилой недвижимости уменьшается на стоимость определенного количества квадратных метров в зависимости от вида жилой недвижимости:

  • по квартире — 20 кв. м;
  • по комнате — 10 кв. м;
  • по жилому дому — 50 кв. м.

Данный вычет применяется ко всей кадастровой стоимости каждого объекта недвижимости независимо от количества сособственников.

Если гражданин владеет имуществом менее года, то налог исчисляется с учетом коэффициента, который определяется как отношение числа полных месяцев владения имуществом к 12 (числу календарных месяцев в календарном году).

В отношении имущества, перешедшего по наследству, налог исчисляется со дня открытия наследства, в остальных случаях — с даты регистрации права собственности.

Полностью освобождаются от уплаты налога, в частности, социально незащищенные граждане (например, инвалиды I и II групп, пенсионеры); люди творческих профессий; владельцы хозяйственного строения или сооружения, площадь которого не превышает 50 кв. м, если такая постройка расположена на земле, предоставленной для личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства .

Кроме того, на местном уровне могут быть предусмотрены дополнительные льготы, а также основания и порядок их применения.

Нельзя заявить льготу по недвижимости, кадастровая стоимость которой более 300 млн руб.

Независимо от количества оснований льгота предоставляется только в отношении одного объекта каждого вида по вашему выбору.

Чтобы получить льготу по налогу, в налоговый орган нужно представить заявление и подтверждающие документы. В том числе их можно направить через личный кабинет налогоплательщика. Налоговый орган может пересчитать налог в связи с применением льготы не более чем за три года, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у граждан права на льготу [5].

Если в течение календарного года у граждан возникло (прекратилось) право на льготу, сумма налога исчисляется с учетом коэффициента, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде [6]. При этом месяц возникновения права на льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

В течение первых четырех лет действия нового порядка налог исчисляется с учетом понижающих коэффициентов (в первый год — 0,2, во второй — 0,4, в третий — 0,6, в четвертый — 0,8). В течение переходного периода сумма налога рассчитывается по формуле:

Где H — сумма налога.;

H1 — сумма налога без учета переходных правил.;

H2 — Сумма налога исходя из инвентаризационной стоимости за год, предшествующий году перехода на расчет исходя из кадастровой стоимости, либо сумма налога за 2014 г. в случае перехода на расчет исходя из кадастровой стоимости с 01.01.2015.;

Если сумма налога исходя из кадастровой стоимости без учета переходных правил оказалась меньше, чем сумма налога исходя из инвентаризационной стоимости, налог рассчитают без учета переходных правил — по формуле:

Похожие статьи:

  • Федеральный закон 275-фз 29122012 г о государственном оборонном заказе Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ"О государственном […]
  • Приказ 500 фз Приказ МВД России от 29.08.2016 N 500 "О внесении изменений в Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД […]
  • Пособие по достижению 90 лет В 90 лет положено пенсионеру миллион рублей? Что это за закон? Я как работник соц.защиты первый раз о таком слышу. Пенсионеру, достигшему 90 лет не положена денежная сумма в размере 1 […]
  • Требования фгос к результатам обучения по обществознанию Документы ФГОС учителю истории и обществознания Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 (в ред. от 31.12.2015) “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта […]
  • Судебная практика по ч 2 ст 228 ук рф Судебная практика по ч 2 ст 228 ук рф Обобщение проведено в связи с планом работы районного суда на первое полугодие 2017 года. Уголовный кодекс РФ содержит ряд статей, предусматривающих […]
  • Налог с имущества 5 лет Сколько нужно владеть недвижимостью, чтобы продать ее без налога? Если жилье приобретено до 1 января 2016 года (любым способом), то применяются "старые правила" (действовавшие до последних […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.