Налог на добавленную стоимость его место и роль в налоговой системе

Оглавление:

НДС, его место и роль в налоговой системе и доходных источников бюджета. Налогоплательщики. Объект налогообложения. Налоговая база. Ставка налога

Налог на добавленную стоимость — налог, объектом обложения которого является разница между выручкой, полученной при реализации товара или оказании услуг, и стоимостью покупок у различных поставщиков. Здесь речь идет о вновь созданной стоимости, являющейся источником заработной платы, взносов в фонд социального страхования, предпринимательской прибыли. Иными словами, в облагаемый оборот включается не вся выручка от реализации товаров и услуг, а лишь добавленная стоимость на каждой стадии производства и реализации.

В большинстве стран мира, параллельно с уже рассмотренной системой подоходных налогов, действует система налогов на добавленную стоимость (value added tax), которую можно считать усовершенствованным вариантом первой системы. В обеих этих системах последующий налог связан с предыдущими путем налогового кредита, т. е. предыдущие налоги вычитаются непосредственно из суммы последующего налога, а не из облагаемого дохода (что было бы менее выгодно для налогоплательщика). Основные различия содержатся в структуре базы обложения: у налога на добавленную стоимость она шире, поскольку допускает вычет только материальных расходов (на сырье, материалы, комплектующие части и т. д.), но не издержек на выплату заработной платы; отсутствуют стандартные вычеты, резервы, включаемые в состав издержек или образуемые за счет прибыли и т. д., разрешенные по корпорационному налогу и налогу на индивидуальные доходы. В то же время капитальные затраты (на приобретение машин, оборудования и т. д.) для целей расчета налога на добавленную стоимость списываются не в порядке амортизации (т. е. с рассрочкой по годам), а сразу же по мере их осуществления (что является весьма мощным стимулом для обновления их производственных мощностей). Таким образом, база налогов на добавленную стоимость охватывает фонд заработной платы и чистую денежную выручку от деятельности предприятия, что резко упрощает налоговый контроль и ограничивает возможности для злоупотреблений налоговыми льготами.

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций — социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Как составная часть производственных отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.

Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятия с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства.

Факторы социального и экономического порядка стимулируют обновление производственных отношений в части налогов: так, переход к рыночной системе хозяйствования объективно потребовал от государства проведение коренной перестройки налоговой системы и бюджетной политики.

В системе стабилизационных мер Правительства Российской Федерации по выходу страны из экономического кризиса ведущее место отводилось Государственной налоговой службе Российской Федерации, с помощью которой обеспечивалась основная масса налоговых поступлений в бюджет. Кроме того, существовавшее налоговое бремя «душит» предприятия, налоговая нагрузка на реальный сектор экономики была слишком велика. Без ее снижения и перераспределения невозможно было рассчитывать на подъем отечественного производства и стабилизацию социально-экономического положения.

Экономический кризис, переживаемый страной, при всем его негативном влиянии на российскую экономику может принести ей и определенную пользу. Именно в этот период были приняты решительные меры по реформированию системы налогообложения. В течение длительного времени многие предложения по изменению налоговой системы наталкивались на непонимание и не принимались под влиянием аргументов о возможном сокращении доходной базы бюджета. Сегодня, в условиях кризиса, такой аргумент уже не срабатывает.

Учитывая это, специалисты Госналогслужбы России разработали целостную систему мер по совершенствованию налоговой политики. Она направлена[5, c. 231]:

— на снижение налоговой нагрузки на отечественных товаропроизводителей и ее перераспределение с реального сектора экономики в сферу потребления;

— на упрощение налоговой системы;

— на повышение собираемости налогов и сборов и усиление контроля за их поступлением в бюджет.

Причем перераспределение налогового бремени из сферы производства в сферу потребления нельзя понимать как увеличение общей суммы налогов, сборов и обязательных платежей, взимаемых с физических лиц. Дело в том, что в конечной цене товаров, работ и услуг, реализуемых населению, сосредоточены все налоги, сборы и платежи, уплаченные в сфере производства и реализации продукции. Государственная налоговая служба России предлагает, не увеличивая общей суммы налогов в цене, перераспределить их по цепочке из сферы производства в сферу потребления.

В качестве компенсаций выпадающих в этой связи доходов предлагается повсеместное введение налога с продаж по ставке 5% для всех товаров, работ и услуг, оказываемых населению, за исключением небольшой группы жизненно необходимых продовольственных товаров и лекарств, и по ставке 10% — для подакцизных товаров, реализуемых населению. Чтобы привлечь к налогообложению доходы граждан, осуществляющих торговлю промышленными и продовольственными товарами на рынках, а также занимающихся «челночным бизнесом», находящиеся сейчас в подавляющей части в сфере теневой экономики, предлагается введение единого налога на вмененный доход. По подоходному налогу с физических лиц предлагается введение новой, более мягкой и социально ориентированной шкалы налогообложения. Одновременно предлагается взимание подоходного налога в федеральный бюджет по ставке 3% и в бюджеты субъектов Российской Федерации по прогрессивным шкалам налогообложения для первичной и вторичной занятости населения с последующим перерасчетом по итогам года в ходе декларационной компании.

Предусматривается также сокращение льгот по этому налогу и расширение налогооблагаемой базы за счет перекрытия банковско-страховых схем ухода от налогообложения фонда оплаты труда.

В целях экономического стимулирования легализации выплаты заработной платы и вывода ее из теневой экономики предлагается снизить консолидированную ставку взносов в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, фонды занятости, медицинского и социального страхования) с 39,5 до 30%. При этом работодатели должны будут уплачивать отчисления по ставке 25% во все фонды, а физические лица -по ставке 5% только в Пенсионный фонд. Таким образом работодатели получат возможность сократить затраты, а работники — увеличить свою заработную плату. Более того, как показывают расчеты, вследствие расширения круга плательщиков и облагаемой базы, улучшения администрирования сборов доходы государственных внебюджетных фондов не сократятся.

Предлагается также пересмотреть ставки акцизов, механизм их взимания, включая перераспределение налоговой нагрузки с производства на оптовую и розничную торговлю, и сокращение сроков уплаты в бюджет с 45 — 60 дней до 30 — 45 дней.

Усиление контроля за уплатой налогов

Предложения Госналогслужбы России касаются не только изменения ставок налогов и сборов, упорядочения и совершенствования механизма их уплаты, но включают в себя и мероприятия по ужесточению системы налогового администрирования. Это в первую очередь относится к введению государственной монополии на производство и реализацию алкогольной продукции, созданию налоговых постов, расширению прав налоговых органов в части осуществления контрольной и фискальной функций, включая создание специализированных межрегиональных налоговых инспекций, и повышению ответственности, в том числе уголовной, налогоплательщиков за неуплату налогов и сборов. В целях усиления контроля за соблюдением валютного и налогового законодательства, сокращение на этой основе незаконного вывоза капитала и соответственно увеличения налоговых поступлений вносится предложение о возложении на Госналогслужбу России функций органа валютного контроля, а на налоговые инспекции — функций агента валютного контроля.

Смотрите еще:  Ulmart возврат

Внесены также предложения по изменению налогового законодательства в части организации учета налогоплательщиков и уплаты ими налогов там, где они реально осуществляют свою хозяйственную деятельность. При этом должна быть повышена ответственность кредитных организаций за задержку платежей в бюджет, а налоговым инспекциям следует в таких случаях предоставить возможность обращения взыскания недоимки на их имущество.

По-новому рассматривается проблема реструктуризации задолженности по платежам в бюджет. Госналогслужба России предлагает упростить эту процедуру, передав решение вопроса о реструктуризации задолженности налоговым органам. Единственным и главным условием проведения реструктуризации должна стать уплата текущих платежей.

Реализация предлагаемых мероприятий должна проводиться комплексно, с учетом законодательно — нормативных и организационных факторов, в направлении гармонизации российского налогового права с принципами налогообложения, принятыми в международной практике.

Список использованной литературы

1) Федеральный Закон от 08.01.98. М6-ФЗ (принят ГД ФС РФ 10.12.97г.)

2) Бабаев В.К. «Государственная налоговая служба». Н.Новгород. 2004.

3) Глухов В.В., Дольдэ И.В. «Налоги. Теория и практика». Санкт-Петербург «Специальная литература» 1996.

4) Добрынин А.Н., Тарасович Л.С. «Экономическая теория». Санкт-Петербург 2003.

5) Ковалева А.М. «Финансы». Москва «Финансы и статистика» 2003.

6) Юткина Т.Ф. «Налоги и налогообложение». Москва: ИНФРА-М 2000.

НДС, его место и роль в налоговой системе и доходных источниках бюджетов;

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Что представляет собой сфера транспортного обслуживания, каков его экономический потенциал и из каких отраслевых звеньев он состоит?

Что представляет собой агропромышленный комплекс, каков его экономический потенциал и из каких отраслевых звеньев он состоит?

Какова структура машиностроительного комплекса?

Каков экономический потенциал и характерные черты машиностроительного комплекса России? Охарактеризуйте роль этого вида промышленности?

При помощи какого механизма Россия выходит на мировой рынок металлургии?

1. НДС, его место и роль в налоговой системе и доходных источниках бюджетов. 1

2. Налогоплательщики. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков. 2

3. Объекты налогообложения. 7

4. Операции, не признаваемые объектом налогообложения. 11

5. Понятие «место реализации товаров (работ, услуг). 13

6. Льготы по НДС. 17

7. Особенности исчисления и уплаты НДС при пересечении товаром таможенной территории РФ. 22

8. Налоговая база. Порядок определения налоговой базы. 24

9. Налоговый период. 29

10. Налоговые ставки. 30

11. Порядок исчисления налога. 31

12. Счет — фактура. 34

13. Правила ведения журналов учета счетов-фактур, книг покупок и продаж.. 35

14. Отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) 39

15. Налоговые вычеты.. 40

16. Порядок применения налоговых вычетов. 42

17. Порядок и сроки уплаты налога. 43

18. Порядок и сроки предоставления отчетности. 43

НДС — это одна из форм косвенного налога на товары и услуги. Изобретен НДС французским экономистом М. Лоре для замены налога с оборота и впервые был веден во Франции в 1954 г. В Англии налог был введен в 1973 году. В 1979 году странами ЕЭС были согласованы налоговая база и размер налоговых ставок, который колеблется по отдельным группам товаров от 0 до 33,3%. Сегодня Налог на добавленную стоимость является составным элементом налоговой системы более чем 60 стран мира.

В Российскую практику хозяйствования НДС был введен законом РСФСР от 6 декабря 1991 года № 1992-1. Вводился налог одновременно с отменой налога с оборота и налога с продаж.

Через налог с оборота в бюджет изымалось до 80% от разницы между оптовыми и розничными ценами. В дотационных отраслях оптовые цены устанавливались даже ниже себестоимости. Условиям рыночной экономики такой подход явно не соответствовал. Налог с продаж был введен на товары производственно-технического назначения и на ряд товаров народного потребления. Плательщиками этого налога являлись все потребители товаров, работ, услуг. В данном виде налог с продаж просуществовал один год (с 1 января 1991 г. по 1 января 1992 г.).

По своему экономическому содержанию НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства.

Величина добавленной стоимости определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Таким образом, фактически добавленная стоимость – это прибыль предприятия-производителя плюс заработная плата его работников.

Это теоретическая основа НДС. Фактически, объектом обложения налогом на добавленную стоимость является не созданная добавленная стоимость, а обороты в процессе ее реализации, т.е. продажа, обмен, передача товаров (работ, услуг) – плюс сумма полученных авансов в счет будущих продаж.

Тест. Каким налогом является НДС?

К какой группе налогов относится НДС?

Налог на добавленную стоимость – это федеральный, косвенный налог, который включается в цену товаров (работ, услуг). Оплачивается налог потребителями товаро, т.е. покупателями. Таким образом, сумму НДС покупатель фактически уплачивает продавцу, а последний вносит эту сумму в бюджет, уменьшая ее на установленные вычеты. Это было подтверждено постановлением Президиума ВАС РФ от 1 сентября 1998 г. № 2345/98 при рассмотрении иска к налоговой инспекции одного из производителей мороженного. Суть иска сводилась к тому, что хладокомбинат начислял по ошибке НДС по ставке 20% вместо 10% и начисленные суммы перечислял в бюджет. Обнаружив ошибку, он пытался взыскать с налоговой инспекции излишне перечисленные суммы. Президиум ВАС РФ решил, что сумма НДС по ставке 20% взыскивалась с покупателей и перечислялась в бюджет. Учитывая, что излишне взысканные суммы хладокомбинат не вернул покупателям, то и ему возмещение из бюджета излишне перечисленных сумм не положено.

В промышленно развитых странах удельный вес НДС в налоговых бюджетных поступлениях составляет в среднем 25%. Во Франции — около 40%.

Удельный вес НДС в общей сумме бюджетных поступлений России:

Доходы бюджета 1994 1996 1999 2010

В общей сумме бюджетных поступлений 24.9 33.1 40,1 н.св.

5.2. Налог на добавленную стоимость, его место и роль в налоговой системе и доходных источников бюджетов

Налог на добавленную стоимость (НДС) относится к федеральным косвенным налогам. Регулируется главой 21 второй части Налогового Кодекса РФ. НДС полностью зачисляется в федеральный бюджет и играет значительную роль в доходах бюджета РФ.

НДС — это налог на стоимость, добавленную факторами производства (рабочая сила, капитал, земля) данной организации.

Добавленная стоимость – разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных услуг, отнесенных на себестоимость и издержки обращения.

Вопросы для самоконтроля

Какие налоги признаются косвенными?

Почему косвенные налоги имеют широкое распространение?

Виды косвенных налогов?

Законодательная база по НДС?

Что представляет собой добавленная стоимость?

Экономическая сущность НДС?

Налоговый кодекс Российской Федерации – Ч. I, 2. Фед. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (с изм и доп.))/СПС «КонсультантПлюс»http://www.consultant.ru/popular/nalog1/

Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика [Электронный ресурс] : учебник для вузов. рек. МО по спец. 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / В. Г. Пансков. — 2-е изд., доп. и перераб. — Электрон. текстовые дан. — М.: Юрайт, 2011. — 680 с. — (Бакалавр). — ISBN 978-5-9916-0998-2: Б. ц.УДК 33

Налог на добавленную стоимость

Нормативный документ – гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» второй части НК РФ.

6.1. Плательщики НДС

-лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

6.2. Объект налогообложения

-реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в т. ч. реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача —имущественных прав;

-передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в т. ч. через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

-выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

-ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

6.3.Налоговая база

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

В случаях когда при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) налогоплательщиками применяются различные налоговые ставки, налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При одинаковых ставках налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке. При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов плательщика, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), полученных в денежной или натуральной форме.

Смотрите еще:  Увольнение по инвалидности 1 группы образец приказа

Налоговым периодом по НДС является квартал.

57. Роль НДС в налоговой системе РФ. Плательщики налога, объекты налогообложения.

НДС – это форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, где добавленная стоимость определяется в виде разницы между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, относимых на расходы.

индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Не признаются налогоплательщиками: налогоплательщики, перешедшие на уплату Единого налога при применении ими специальных налоговых режимов; Налогоплательщики, получившие освобождение от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика могут получить, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Освобождение применяется, начиная со дня получения уведомления и, действует до истечения 12 календарных месяцев за исключением, когда право на освобождение будет утрачено налогоплательщиком. Все налогоплательщики НДС подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков НДС. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату налогов в соответствии с пунктом 2 статьи 144 ТК РФ. Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (регламентируется главой 26.2 НК РФ), не уплачивают НДС. Статьей 346.13 НК РФ предусмотрено, что о решении поменять со следующего года общий режим налогообложения на «упрощенку» следует уведомить налоговый орган до 30 ноября текущего года. После направления такого уведомления организация будет знать, что с 1 января она не платит НДС. Объектом налогообложения НДС признаются следующие операции: 1.Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. 2. Передача на территории РФ товаров, выполнения работ или оказание услуг для собственных нужд. 3. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления. 4. Ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Налоговая база НДС определяется по каждому из выше перечисленных объектов налогообложения отдельно: 1. Стоимость реализованных товаров (работ, услуг), а также авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров выполнения работ или оказания услуг. 2. Стоимость переданных для собственных нужд товаров (работ, услуг). 3. Первоначальная стоимость при вводе объекта основного средства в эксплуатацию. 4. Стоимость ввозимых импортных товаров.

58. Роль налога па прибыль в налоговой системе РФ. Плательщики налога, объект налогообложения

Налог на прибыть служит инструментом перераспределения национального дохода и является одним и главных доходных источников федерального бюджета, а также местных и региональных бюджетов. Является федеральным законом, носит общеобязательный характер. Налог был введен государством для формирования бюджета в целом, без определенного целевого применения. Налог на прибыль является прямым, то есть его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Поступление налога на прибыль осуществляется одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, установленной согласно бюджетному законодательству, что говорит о регулирующем характере данного налога. Основные плательщики налога на прибыль — это все предприятия и организации различных отраслей народного хозяйства и организационно правовых форм, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Кроме того, к основной группе плательщиков налога на прибыль относятся страховые компании, биржи, финансовые корпорации и другие субъекты финансового бизнеса, получающие коммерческие доходы. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Не являются плательщиками налога на прибыль организации, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности: 1.Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. 2.Организации, уплачивающие налог на игорный бизнес, по деятельности, относящиеся к игорному бизнесу. 3.Организации, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога (ст.26.1. НК РФ). Прибылью признается: для российских организаций (полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой); для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства (полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой); для иных иностранных организаций (доходы, полученные от источников в Российской Федерации). Законодатель в качестве объекта налогообложения называет только, валовую прибыль предприятия, так называемую облагаемую прибыль, полученную от реализации продукции (работ, услуг), имущества предприятия (основных фондов и т. д.), доходы от внереализационных операций (например, дивиденды по принадлежащим им акциям, арендная плата, суммы, полученные в виде санкций (штрафы), в возмещение вреда), уменьшенные на сумму расходов по этим операциям.

Доходы организаций, облагаемые налогом на прибыль, подразделяются на:

1.Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (ст.249 НК РФ): выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. 2.Внереализационные доходы: от долевого участия в других организациях; в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного ЦБ РФ на дату перехода права собственности на иностранную валюту; в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба; от сдачи имущества в аренду (субаренду); в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав и др.

Т.е. все доходы, которые нельзя отнести к доходам от реализации считаются внереализационными.

Налог на добавленную стоимость его место и роль в налоговой системе

Налоговая система, являясь важнейшей частью финансовой и экономической системы государства, представляет собой совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по их уплате, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства [7].

Основную роль в российской системе фискальных платежей играют косвенные налоги.

Косвенными налогами облагаются товары и услуги, которые взимаются через цену товара, и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций и связаны с экономическим потенциалом налогоплательщика лишь косвенно.

НДС относится к числу косвенных налогов. Впервые НДС был теоретически обоснован и начал внедряться в практику налогообложения в середине 1950-х гг. во Франции. Многолетний опыт использования показал, что НДС является эффективным фискальным инструментом гармонизации и интеграции налоговых систем разных стран. Так, в настоящее время для вхождения страны в Европейский Союз необходимо присутствие в налоговой системе НДС.

В мировой практике в конце 20 века наметилась тенденция расширения использования НДС по отдельным странам [9]. Достаточно отметить, что из 24 стран участников организации экономического сотрудничества и развития не используют этот налог только 4 страны: США, Канада, Австралия, Швейцария.

Хотелось бы отметить, что в России до 1992 г. применялся налог с оборота, суть которого заключалась в привлечении более чем 80 % разницы между фиксированными государственными розничными и оптовыми ценами.

Развитие рыночных отношений в России привело к необходимости реорганизации исчисления и взимания налога с оборота, что предопределило установление в России с 1 января 1992 г. налога на добавленную стоимость, который должен был предотвратить необоснованное завышение цен. Этот налог практически заменил ранее действовавший налог с оборота и с продаж, не только заменил, но и заметно превзошёл, как инструмент формирования доходов бюджета, так и регулирования экономики (в особенности ценообразования) [8].

В России ставка НДС составляла 28 %. Нарекание вызывали высокие ставки налога. По этой причине предполагалось уже в 1994 г. снизить ставку налога до 14 %, но это бы означало резкое сокращение средств, поступающих в бюджет, что потребовало бы либо уменьшения бюджетных расходов, ухудшив положение малоимущих слоев населения, либо инфляционного финансирования расходов, а в этом случае обострилась бы ситуация, характерная для первой половины 1990-х гг. С 1.01.2001 г. порядок исчисления и уплаты НДС регулируется положениями главы 21 части второй Налогового кодекса РФ. Развитие этого налога в России шло по линии унификации методики его исчисления. Ведущая роль НДС в формировании налоговых доходов бюджета прослеживается с самого начала ввода его в действие. С 01.01.2004 г. основная ставка налога была снижена до 18 %.

Смотрите еще:  Требования hr менеджер

Налог на добавленную стоимость – федеральный налог, который взимается на всей территории Российской Федерации. Он является обязательным для уплаты всеми участниками рынка, за исключением льготников и освобождающихся, выделенных в особые группы.

Основным преимуществом этого налога по сравнению с другими является то, что налогом на добавленную стоимость облагается доход, который идет на конечное потребление, который впоследствии идет на инвестиции сбережений, освобождается от налога, что косвенно стимулирует эти процессы.

Этот налог приводит к увеличению государственных доходов от доходов, предназначенных для потребления, поскольку у них есть база налогообложения, более широкая, чем у других налогов. В отличие от других налогов государство получает часть дохода на каждом этапе производственного цикла. Таким образом, доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей [6].

Однако, несмотря на все положительные качества НДС, возникают и споры с налоговыми органами, которые происходят в основном по вопросам исчисления НДС, оформления первичных документов (возврата, зачета) НДС, применение налоговых вычетов по НДС, добросовестности контрагентов в цепочке плательщиков НДС.

Опыт зарубежных стран показывает, что косвенные налоги имеют различное место в доходах бюджета. К примеру, для Франции основным источником доходов бюджета является НДС, который действует начиная с 1954 г. В практике применения НДС во Франции можно выделить такие положительные черты, как льготы по НДС, согласно которым от уплаты НДС освобождаются: малые предприятия; все операции, связанные с экспортом; банковская и финансовая деятельность; услуги частных врачей и преподавателей и т.д.

НДС в Бельгии также играет важную роль в формировании доходов бюджета. Здесь действуют стандартная (21 %) и пониженные (12 % – строительство жилых домов и 7 % – на сельскохозяйственное сырье, медикаменты, книги и т.д.) ставки НДС.

Самый низкий показатель ставки по НДС в Европе – в Швейцарии, где фиксированная ставка по НДС составляет 8 % от товарооборота, также здесь действуют сниженные ставки в размере 3,5 % – в сфере гостиничных услуг и 2,5 % – на товары первой необходимости.

Таким образом, позитивные факторы применения НДС в зарубежных странах можно учесть для совершенствования механизма эффективной налоговой системы в России.

Для того чтобы определить место и экономическую роль НДС, необходимо провести анализ динамики и структуры всех налоговых платежей по данным налоговых органов.

Анализ данных по Российской Федерации с 2014 по 2016 г. в части налоговых и неналоговых доходов, администрируемых налоговыми органами (таблица), показывает, что доля налоговых доходов в общей структуре доходов значительная и стабильная (99,4 %).

Удельный вес неналоговых доходов, администрируемых налоговыми органами, не превышает 0,6 %. Удельный вес НДС на ввозимые товары колеблется от 1,12 до 1,30 %, доля НДС – от 20,75 до 22,94 % [4].

Рассмотрев данные о налоговых и неналоговых доходах за последние три года, можно сделать вывод об увеличении налоговых поступлений.

За 2016 г. общий объем налоговых доходов составил 12 170 млн руб., что на 22,66 % больше налоговых поступлений 2015 г.

Проведённый анализ поступлений по видам налогов показал увеличение поступлений по всем видам налогов в 2016 г. и составил 12 170 млн руб. поступлений в консолидированный бюджет России. Это на 22,2 % (2 249 млн руб.) больше, чем в 2015 г. (рисунок).

Сборы НДС выросли и составили 2540,2 млн руб., что на 11,5 % выше, чем в 2015 г.

Положительная динамика собираемости НДС, прежде всего, связана с запуском новой программы федерального ЦОДа АСК «НДС-2», благодаря которому выявляются все случаи уклонения от уплаты данного налога и попытки мошенничества при его уплате.

Динамика бюджетообразующих налогов РФ в 2014–2016 гг. [11]

Структура поступлений по налоговым платежам, администрируемых налоговыми органами РФ за 2014–2016 гг., (млн руб.)

Налог на добавленную стоимость, его место и роль в налоговой системе и в доходных источниках бюджетов Российской Федерации

Сущность налога на добавленную стоимость и его функции. Анализ и оценка поступлений налога в бюджетную систему РФ. Анализ контрольной функции налоговых органов Республики Коми за правильностью исчисления и своевременностью уплаты в бюджет налога.

Подобные документы

Исследование экономического содержания, роли и функций налога на добавленную стоимость. Рассмотрение его места в действующей системе налогообложения. Анализ порядка исчисления налога на добавленную стоимость, вносимого в бюджет и сроков его уплаты.

курсовая работа, добавлен 16.12.2014

Характеристика сущности и истории введения налога на добавленную стоимость. Анализ специфики определения налоговой базы. Анализ ставки и порядка исчисления налога на добавленную стоимость. Определение налоговых вычетов, порядка уплаты и возмещения налога.

курсовая работа, добавлен 01.08.2017

Теоретическое изложение сущности налога, характеристика его основных элементов. Оценка налоговой системы Российской Федерации, ее минусы. Анализ исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость на примере ООО «Импульс». Недостатки системы взимания.

дипломная работа, добавлен 25.04.2015

Сущность и понятие налога на добавленную стоимость (НДС), его место в системе налогов и основные элементы. Роль НДС в структуре доходной части бюджета. Анализ механизма исчисления и уплаты налога, проблемы совершенствования налогового администрирования.

статья, добавлен 17.09.2018

Фискальная роль и механизм исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Изменение стоимости фондов и средств во временном промежутке. Основные изменения в порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и перспективы его развития.

дипломная работа, добавлен 20.09.2018

Описания роли налога на добавленную стоимость в налоговой системе Российской Федерации. Изучение вида косвенного налога на товары и услуги, влияющего на процесс ценообразования и структуру потребления. Анализ нынешнего механизма исчисления и уплаты НДС.

реферат, добавлен 20.10.2011

Ведущая роль налога на добавленную стоимость в косвенном налогообложении. Значительное сокращение перечня используемых льгот и отмены специальных порядков расчета НДС. Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в Российской Федерации.

курсовая работа, добавлен 03.06.2014

Методы увеличения государственных доходов и поступлений в бюджет за счет налогов на потребление. Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, его регулирующая роль. Порядок исчисления НДС на примере строительно-монтажных организаций.

курсовая работа, добавлен 21.06.2015

Понятие и объект налогообложения налогом на добавленную стоимость. Определение оборотов, не подлежащих налогообложению НДС. Основные плательщики налога на добавленную стоимость. Правовые основы исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.

лекция, добавлен 22.04.2018

Изучение теоретических аспектов обложения НДС в Российской Федерации, экономическое содержание НДС, его место и роль в налоговой системе. Принципы исчисления налога на добавленную стоимость, налогоплательщики и иные лица, имеющие налоговые обязательства.

дипломная работа, добавлен 27.11.2009

Похожие статьи:

Перспектива. 2019. Все права защищены.