Налог как экономико-правовая категория

Налог как экономическая и правовая категория

Главная > Реферат >Финансовые науки

Муниципальное образовательное учреждение

Перевозская средняя общеобразовательная школа

Тема: Налог как экономическая и правовая категория

Выполнил ученик 11 “В” класса

Елена Васильевна Ахмадеева

1. История возникновения и развития налогов и налогообложения 5

1.1 История развития налогообложения с 4-го тыс. до н.э. по V в. н.э. 5

1.2 История развития налогов и налогообложения в Средние века (V—XVII в.в.) 6

1.3 История развития налогов и налогообложения в Новое время (XVII—XVIII вв. — конец XIX в.) 7

1.4 История развития налогов и налогообложения в Новейшее время (XX—XXI вв.) 8

2. Взаимосвязь моделей рыночной экономики и системы налогообложения 10

2.1 Рыночная экономика в современных условиях 10

2.2 Основные модели рыночной экономики 12

2.3 Налогообложение в США 14

2.4 Налогообложение в Германии 17

3. Реформирование экономики России 19

4. Теоретические основы налогообложения 21

4.1 Признаки и функции налогов 21

4.2 Правовые основы налоговой системы 22

4.3 Сущность налогов и принципы налогообложения 24

Приложение №1 31

Приложение №2 32

Приложение №3 33

Приложение №4 34

“В этом мире все условно. Безусловны только две вещи – смерть и налоги” Бенджамин Франклин, 1789 год.

Для написания реферата мною выбрана тема: «Налог как экономическая и правовая категория”. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Система рыночных отношений является наиболее универсальной моделью хозяйствования, создающей условия для достижения максимального экономического эффекта, как на макро-, так и на микроуровне. В начале 90-х годов Россия также начала строить рыночные отношения. Это напрямую сказалось и на системе налогообложения. Вот уже на протяжении 17-ти лет в нашей стране происходит процесс становления новой налоговой системы, которая призвана не просто собирать налоги в казну государства, но и воспитывать у граждан страны осознанную необходимость уплаты налогов.

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с физических и юридических лиц по ставке, установленной в законодательном порядке.

Работая над своим рефератом, я ставлю перед собой задачу раскрыть сущность налога как экономической и правовой категории, показать необходимость его своевременной уплаты и воспитать в себе добросовестного налогоплательщика, которому не безразлична судьба своей Родины.

Тема налогов очень слабо раскрывается в предмете экономика, но довольно подробно рассматривается в элективном курсе “Налоги и налоговая политика”. Я же, работая над рефератом, хочу более глубоко и подробно рассмотреть налоги именно с точки зрения их экономического и правового значения для общества и государства. Это позволит мне осмыслить и проанализировать сущность налогов, их функции и признаки, узнать принципы налогообложения, разобраться в различных моделях рыночной экономики и их связи с системой налогообложения.

В качестве целей реферата я выдвигаю следующие:

научиться комплексному восприятию и осмыслению сложных общественных отношений конца XX, начала XXI века в области налогообложения;

развить умения и навыки работы с учебной, научной, справочной литературой и работой в Интернете;

оценить свои возможности в работе, связанной с написанием реферата.

1. История возникновения и развития налогов и налогообложения

1.1 История развития налогообложения с 4-го тыс. до н.э. по V в. н.э.

Точный момент возникновения налогов как экономического явления науке установить, пока не удалось. Однако не будет большим прегрешением перед истиной утверждать, что они возникли вместе с возникновением государств в современном понимании этого понятия. В древнее время первые налоги носили бессистемный характер и взимались по мере необходимости (война, крупные ирригационные и общественные стройки) в натуральной форме (продовольствием для чиновников и армии, строительными материалами, рабочей силой).

Например, в Афинах и Римской империи в мирное время налоги не взимались, они вводились при наступлении войны. Обложение налогом осуществлялось в зависимости от имущественного и семейного положения (ценза). В Древнем Египте введение налогов было связано в первую очередь со строительством ирригационных сооружений в долине Нила. Сбором налогов ведали жрецы храмов. В Китае уже в V в. до н.э. взималась натуральная подушная подать.

По мере увеличения расходов государств налоги начали взиматься в денежной форме более регулярно и стали основным источником доходов государства. Другие источники государственных доходов: военная добыча, доходы от использования государственного имущества, доходы от государственных монополий. Например, в восточных деспотиях налоги взимались в виде арендной платы за проживание и возделывание земель, являющихся собственностью главы государства.

1.2 История развития налогов и налогообложения в Средние века (V—XVII в.в.)

Вплоть до XVII в. в Европе налоговые системы были слабо развиты и крайне запутаны. В большинстве государств налоговые платежи не были регулярными. Те или иные виды платежей вводились королем в связи с необходимостью покрыть целевые затраты либо «когда в казне кончатся деньги».

В 1215 г. в Англии феодалам удается добиться широких налоговых преференций: в подписанной Иоанном Безземельным Великой хартии вольности закреплен низкий размер рельефа (налог на наследство феодалов — баронов). Кроме того, в ст. 12 Хартии указывалось, что «ни щитовые деньги (сбор на снаряжение королевского войска), ни какие-либо пособия королю не должны взиматься… иначе как по общему совету королевства нашего». В общий совет вошли сами крупные феодалы, несколько ограничив, таким образом, право короля вводить новые налоги. Впрочем, вскоре Хартия была разорвана.

Во Франции новые налоги вводил король, но сбор единовременных налогов «в связи с опустением казны» — помощь казне он согласовывал с сословно-представительным органом — Генеральными штатами. С укреплением власти короля с XV в. Генеральные штаты не созывались.

Постепенно все большую роль стало играть косвенное налогообложение — акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Не в последнюю очередь это связано с экономическим процветанием в XV — первой половине XVI в.в. в первую очередь в Германии. В вольных городах Европы формируются системы подоходного и цехового поимущественного (предпринимательского) налогообложения.

При этом в большинстве стран Европы фактически складывается следующая система налогообложения. Сельское население уплачивает феодалу подушный налог — капитицию (через откупщика). Города собирают подоходные налоги с горожан и акцизы. Затем город уплачивает фиксированную законодательным актом или договором сумму подати вассалу короля. Король время от времени изымал часть собственности (земли вместе с «источниками налогов — городами и сельским населением») у своих вассалов. Другой источник казны короля — судебные пошлины (они частично шли на содержание королевских судей, поэтому объемы их сбора быстро росли), гильдейские и ремесленные пошлины, габель (налог на соль), косвенные налоги — акцизы на продукты питания, табак, бумагу.

Сбор налогов становится видом предпринимательского промысла. Им занимались так называемые откупщики — богатые буржуа, которые выкупали у государства право собирать установленные налоги, внося валовую сумму налога в казну еще до начала сбора. Далее, применяя принуждение через помощников и суб-откупщиков, откупщик осуществлял сбор налогов с населения, учитывая, естественно, и свою прибыль. В помощь откупщикам предоставлялись войска, и сбор налогов напоминал военную кампанию — с убитыми и ранеными. Такая система возникла в период феодальной раздробленности, а затем развивалась. При этом духовенство и дворянство от уплаты налогов было освобождено.

К началу XVIII в. налоги стали главным источником доходов государственной казны.

1.3 История развития налогов и налогообложения в Новое время (XVII—XVIII вв. — конец XIX в.)

Новое время началось буржуазными революциями в Нидерландах, затем в Англии. В Европе происходили бурные социальные и политические изменения, утверждалось юридическое равенство всех граждан в сфере частноправовых отношений. Либеральные преобразования государственного строя в большинстве государств Европы, эпоха Просвещения и «естественных прав» порождали процесс юридизации налогообложения, придания налоговым системам большей организационной стройности.

В 1776 г. великий шотландский экономист и философ Адам Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также указал, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства. Государства Европы способствовали развитию «налоговой идеологии», направленной на разработку теоретических основ всеобщности налогообложения.

К середине XIX в. число налогов уменьшилось, возросло значение соблюдения юридической формы при их введении и взимании. Постепенно наряду с развитием финансовой науки формировались научно-теоретические воззрения на природу, проблемы и методики налогообложения. Ни одна экономическая школа, ни одна финансовая теория не обошли своим вниманием вопросы государственных финансов и налогообложения. Во второй половине XIX в. многие государства предприняли попытки воплотить научные разработки на практике.

1.4 История развития налогов и налогообложения в Новейшее время (XX—XXI вв.)

Достижения финансовой науки были опробованы и в ходе налоговых реформ, проведенных после Первой мировой войны и полностью основанных на научных принципах налогообложения. Именно тогда в большинстве индустриально развитых стран была заложена конструкция современных налоговых систем, в которой прямые налоги, прежде всего индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Однако создать приемлемую в ходе продолжительного времени налоговую систему на основании упомянутых научных изысканий не удалось. История налоговых систем индустриально развитых капиталистических государств после Второй мировой — это история непрекращающихся налоговых реформ, направленных на поиск оптимального сочетания прямого и косвенного налогообложения, степени налогового воздействия на экономику, величины налогового бремени, налоговых льгот, период бурного совершенствования национального и международного налогового законодательства.

Смотрите еще:  Налог и сбор понятие признаки

Налог как экономико-правовая категория

В современной науке нет единого мнения относительно того, к области какой из наук – экономической или правовой следует относить налог. Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что верное и правильное раскрытие его сущности и характера, оценки объективной необходимости налога для общественной и государственной жизни, позволит определить его правильное положение среди научных дисциплин, определив, таким образом, конечные результаты практической деятельности человека.

Категории являются узловыми, наиболее общими, фундаментальными понятиями каждой науки, объединяющими относительно однородные процессы и явления[1]. Наука финансового права, равно как иная другая, обладает собственными категориями, отображающими общие, превалирующие и обобщающие в финансово-правовой сфере.

Научные категории принято классифицировать. В частности, Юткина Т.Ф. отмечает, что все категории, в том числе экономические, подразделяются на всеобщие и им починенные частные[2]. Бельский К.С. подразделяет основные категории науки финансового права на базисные и специализированные[3]. Соответственно, в системе финансово-правовых категорий можно выделить наиболее функциональные, высшие финансово-правовые понятия, выступающие основой подчиненным им, второстепенным и специализированным типам категорий финансового права.

Категория «налог» является частной и подчиненной по отношению к категориям «публичные финансы», «публичные денежные средства», одновременно выступая при этом исходной для ряда иных специализированных и производных категорий, таких как «налогообложение», «налоговые отношения» и прочие.

Выделение категории с ее последующим всесторонним изучением, осуществляется с целью оптимального управления данным явлением. Исследование сущности категории должно показать, прежде всего, ее специфику по сравнению с другими категориями этой же науки. Кроме того, теоретический аспект трактовки категории должен быть сведен не только к выявлению ее характерных черт или основ, но и к выяснению тех критериев, которые должны приниматься во внимание при конструировании категории.

Налог, опосредуя отношения между государством и плательщиком, призван обеспечить доходы государства и регулировать экономику в целом. Властно-принудительный характер налоговых изъятий собственности третьих лиц предполагает обязательное наличие нормативно-правового механизма осуществления данного рода изъятий. Исследование налога и обусловленных им правоотношений с целью отнесения к категориальным понятиям экономической и правовой наук позволит посредством практических форм его использования реализовать внутренний потенциал налога максимально эффективно. Остается только выяснить категорией экономики или права он является, и методы и приемы, какой из указанных наук следует использовать при этом.

Налог может трактоваться как с позиции экономики, так и с позиции юриспруденции. Разница экономической трактовки от правовой будет заключаться в различном учете аспектов налогообложения в зависимости от цели дефиниции[4].

Бродский Г.М. считает, что как экономическая категория, налог – это денежное (имущественное) отношение, опосредующее одностороннее движение стоимости от плательщика к государству в установленных размерах, в обусловленные сроки и определенном порядке[5].

По мнению Брызгалина А.В., финансово-экономическая сущность налогообложения состоит в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета)[6].

Демчук Н.Н. раскрывая экономическую составляющую налога, отмечает, что «налоги являются специфической формой экономических отношений государства с субъектами хозяйствования, различными группами населения, и фактически с каждым членом общества»[7].

Пушкарева В.М. указывает, что теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения (капитала, дохода) и того влияния, которое оказывает налог в конечном счете на частное хозяйство и народное хозяйство как единое целое. По ее мнению, экономическую природу налога надо искать в сфере производства и распределения[8].

Специфических черт и свойств налога, характеризующих его как экономическое явление несколько. Прежде всего, это то, что источником уплаты налога является результат экономической деятельности.

По своей сущности налог представляет собой также систему экономических отношений, опосредующих распределение произведенного общественного продукта. Процедура распределения с использованием налоговых отношений, выражается в перемещении денежных средств уплаченных в качестве налога от одного субъекта к другому.

Кроме того, налог предопределен экономическими законами воспроизводства, поскольку налоговые платежи выражают перераспределение в обществе вновь созданной стоимости. Соответственно, как категория перераспределения, налоги зависят, прежде всего, от условий роста или снижения всего совокупного дохода общества.

Как уже отмечалось ранее, налог подчинен иной всеобщей категории «финансы» поскольку производен от нее. В связи с чем, общие характеристики и свойства финансов присущи в полной мере и налогам. Финансы регулируют экономические отношения, складывающиеся в связи с производством материальных благ, их распределением и обменом. С одной стороны, эти отношения связаны с использованием денежных средств, с другой стороны, они сопровождаются противоположным по направлению движением товарной формы стоимости.

Причина налоговых изъятий также определена требованиями экономики. Конкретно тем, что государству для воспроизводства материальных условий своего существования и удовлетворения общегосударственных потребностей необходимо производить изъятия определенной части национального дохода в денежной форме через налоги.

В этой связи, абсолютно закономерно, что на протяжении длительного времени категория «налог» представлялась исключительно, как экономическое явление. В подавляющем большинстве трактовка налога осуществлялась через характеризацию сути его видимой формы. В каждом конкретном случае это могла быть либо составная часть цены как у Алексеенко М.М.[9], взнос как у Смита А., либо общественно-произведенный продукт / его часть как у Риккардо Д. [10].

Со временем, происходит формирование представлений о том, что налог имеет не только экономическое, но и правовое содержание. Он начинает рассматриваться, как обязанность перед государством, в связи с чем, наделяется рядом правовых свойств, таких как принудительность, обязательность, безэквивалентность, установление верховной властью[11]. Если для экономики налог – это, прежде всего, опосредование процесса обобществления доходов третьих лиц, то с точки зрения права – налог представляет собой юридическую характеризацию данного процесса, его облик.

Таким образом, будучи изначально экономическим понятием по причине возникновения в экономической жизни, категория налог вовлекается в правовую сферу, адаптируется к особенностям юридической науки и практики и становится экономико- правовой категорией. Ее формирование происходит одновременно по двум направлениям:

— «снизу», то есть при накоплении материала в финансово-правовой области;

— «сверху», то есть при распространении экономического понятия «налог» на предмет финансово-правовой науки.

Характеризация налога, как правового явления осуществляется через анализ его сущности посредством выделения отличительных признаков, из которых основными являются — односторонне законный характер установления, обязательность, безвозвратность, безвозмездность, возможность применения механизма государственного принуждения.

Поскольку налог обуславливает собой отношение экономического неравенства (с точки зрения экономики – это принудительное распределение совокупного общественного продукта в пользу государства), то характер и содержание налога определяют его форму. Только условие существования налога в правовой форме может гарантировать соблюдение интересов сторон налоговых отношений в процессе изъятия государством в свою пользу собственности третьих лиц, обеспеченного возможностью применения механизма государственного принуждения. Нормативно-правовой акт, как форма проявления налога, одновременно определяет его юридическое основание и служит источником правового регулирования общественных отношений, выступающих по своим экономическим и юридическим признакам в качестве налоговых.

По мнению Васильева А.А., закрепление правовых категорий в законе является их отличительной особенностью по сравнению с категориями других наук. По мнению автора, включение правовых категорий в состав нормативно-правового акта, превращает их в обязательное государственное установление; — они не только проявляются как атрибуты абстрактного мышления, но и выступают как средство регулирования общественных отношений. «Правовые категории позволяют оценить определенные общественные процессы с точки зрения их правовой формы, в которой они протекают, проявляются и отражают в объективной форме объективную диалектику государственно-правовой сферы общественной жизни»[12].

Аналогичную позицию занимает Жеребкин В.Е., отмечающий, . (далее см. журнал «Налоги и налогообложение» 2012 № 5)

1.1. Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность

Ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов; с другой стороны, налоги — это один из признаков государства. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность обязательных платежей и государства придают налогу комплексное содержание. В основе налогов лежат экономические и юридические понятия, соотношение которых зависит от политических процессов, происходящих в государстве. Относительно комплексной структуры термина «налог» русский экономист М.М. Алексеенко еще в XIX в. отмечал: «С одной стороны, налог — один из элементов распределения, одна из составных частей цены, с анализа которой (т.е. цены) собственно и началась экономическая наука. С другой — установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства».

Налог как правовая категория имеет свое определение, содержание и сущность, нормативное закрепление которых является необходимым условием для осуществления государством и муниципальными образованиями своей финансовой деятельности. Налог является основной, системообразующей категорией налогового права. Именно от сущности налога, от внутреннего его содержания зависят определение предмета налогового права, конструирование его Общей и Особенной части, деление на институты. Не менее важную роль выполняет категория «налог» и для уяснения места налогового права в системе финансового права Российской Федерации. Особую значимость юридическая характеристика налога имеет для урегулирования извечного кон-фликта между частной и публичной формами собственности. Точная формулировка дефиниции налога способствует определению круга прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений, правильному практическому применению всего налогового законодательства.

Дефиниция налога претерпела длительную и сложную эволюцию, характер которой еще раз доказывает правильность вывода о неотделимости процессов развития государства и налогообложения. В общих чертах история взглядов на понятие налога отражена в работе Э. Селигмана и Р. Стурма «Этюды по теории обложения», в которой авторы выделили семь ступеней понимания рассматриваемой категории. «Вначале господствующей является идея дара. В средние века индивидуум делает подарок правительству. На второй ступени правительство смиренно умоляло или просило народ о поддержке. На третьей стадии мы встречаемся с идеей помощи, оказываемой государству. На четвертой стадии проявляется идея о жертве, приносимой индивидуумом в интересах государства. Он теперь отказывается от чего-либо в интересах общественного блага. На пятой стадии у плательщика развивается чувство долга, обязанности. Лишь на шестой стадии встречаем идею принуждения со стороны государства. На седьмой и последней стадии мы видим идею определенной доли или определенного оклада, установленных или исчисленных правительством, вне всякой зависимости от воли плательщика».

Смотрите еще:  Увольнение персонала доклад

На всех этапах своего развития налог определялся по-разному в зависимости от различных условий: уровня товарно-денежных отношений, господствующих в определенном государстве; воззрений научной школы, представителем которой являлся тот или иной автор; разработанных на данный период времени теорий происхождения и сущности государства и т.д. Русским финансистам было свойственно рассматривать налоги как «принудительные денежные взносы частных хозяйств», «односторонние

экономические пожертвования граждан или подданных», «принудительные сборы постоянного характера».

В настоящее время понимание налога основывается на наиболее апробированных экономических и правовых теориях. В экономически развитых странах налог рассматривается как плата частного субъекта за услуги, оказываемые ему государством. На-пример, одним из принципов налоговой системы Германии является соответствие величины налогов размеру государственных услуг, получаемых частным субъектом, включая его защиту.

В новейшем российском налоговом законодательстве налог всегда имел определение, однако содержание, научная обоснованность и практическая применимость его были различными. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» не отграничивал налог от иных платежей доходной части бюджета, устанавливая, что «под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет со-ответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами» (ст. 2). Данное определение больше вносило путаницу, чем показывало реальную сущность налога. Более того, нормативная дефиниция содержала только один из признаков налога — обязательность, что не позволяло нормально функционировать правоприменительной деятельности.

Следует отметить, что после принятия Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. деятельность органов государства и местного самоуправления по применению налогового законодательства характеризовалась бессистемностью. Практика разрешения налоговых споров арбитражными судами и налоговыми инспекциями долгое время не систематизировалась, поскольку была противоречивой, а в сфере административного порядка рассмотрения дел зачастую шла вразрез с нормами федерального законодательства. В такой ситуации нельзя не отметить важную роль Конституционного Суда РФ, который первым среди правоприменительных органов предпринял попытку выработать понятие категории «налог».

Впервые налог стал объектом рассмотрения со стороны Кон-ституционного Суда РФ в связи с запросом о конституционности Постановления Правительства РФ «О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции» от 28 февраля 1995 г. В Решении по данному делу Конституционный Суд РФ, исследовав порядок установления налогов, отметил, что «федеральные налоги и сборы следует считать законно установленными, если они установлены федеральным законодательным органом, в надлежащей форме, то есть федеральным законом, в предусмотренном законом порядке и введены в действие в соответствии с действующим законодательством». Решение по данному делу не содержало развернутой характеристики налогов, однако факт попытки ответа на вопрос о соответствии какого-либо платежа Конституции РФ (в частности, п. «з» ст. 71) оказался существенным вкладом в дальнейшее развитие дефиниции налога.

Впоследствии Конституционным Судом РФ были установлены и исследованы основные характеристики налоговых платежей. В Постановлении по делу в связи с проверкой конституционности Постановления Правительства РФ «Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет» от 1 апреля 1996 г. Конституционный Суд РФ осуществил анализ следующих основных элементов налогового платежа: плательщики, объект обложения, ставка и порядок ее дифференциации, включение в доход бюджета.

Большое значение для выявления юридической сущности налогов имеет Решение Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности ст. 11 Закона РФ «О Государствен — ной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. В этом решении Конституционный Суд РФ выявил целевое назначение налоговых платежей и их имущественный характер, указав, что, как правило, налоговые платежи при внесении их в бюджет не имеют целевого назначения. Далее он указал, что сущностью налогового платежа является основанная на законе денежная форма отчуждения собственности в целях обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности.

В особом мнении судьи Конституционного Суда РФ А.Л. Кононова, высказанном по названному делу, налог определен как форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обязательности, обеспеченной государственным принуждением.

Относительно выработки понятия налога как правовой категории правоприменительная практика Конституционного Суда РФ имела важное значение для защиты прав налогоплательщиков не только в порядке конституционного судопроизводства, но и в других государственных органах. Эволюция подходов Конституционного Суда РФ к определению налога отражает выравнивание баланса частных и публичных имущественных отношений, рациональное перемещение «центра тяжести» от приоритета государственной собственности в сторону компромисса между индивидуальными возможностями и общими потребностями.

Примечательно, что в период действия Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и в условиях законодательного хаоса в налоговой терминологии доктриной налогового права было предложено определение налога, почти полностью отражающее его экономико-правовую природу. Так, С.Г. Пепеляев, исследовав и суммировав необходимые признаки налогов, вывел следующее определение: налог — единственно законная (устанавливаемая законом) форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченности государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.

В настоящее время налог имеет законодательно установленное содержание, основанное на имеющихся достижениях правовой науки и практики и в значительной степени учитывающее взаимодействие частных и публичных имущественных интересов.

Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Из данного определения выводятся следующие основные признаки налога.

1. Обязательность. Бесспорным отличительным признаком налогов выступает их обязательный характер, означающий юридическую обязанность перед государством. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, без заключения договора с налогоплательщиком, и взыскивается в случае уклонения от его уплаты в принудительном порядке. Уплата налогов является важнейшей обязанностью каждого гражданина. Статья 57 Кон-ституции РФ установила обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Следовательно, налогоплательщик не имеет права отказаться от выполнения налоговой обязанности. Обязательность уплаты служит одним из главных критериев, отличающих налоги от иных видов доходов бюджетов, установленных ст. 41 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ).

Наиболее сложным и противоречивым элементом признака обязательности является форма уплаты налога. Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ) не дает однозначного ответа на вопрос, в какой же форме выступает налог — добровольного платежа или принудительного взыскания. Критерий обязательности не означает государственного принуждения к уплате налога. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П подчеркивается, что взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества — оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Принудительное взыскание каких-либо платежей характерно для административных отношений, а для имущественных (к числу которых относятся и налоговые) более приемлема уплата, т.е.

Следует согласиться, что в определении налога, зафиксированном в Налоговом кодексе РФ, присутствует концептуальное противоречие. Согласно ст. 8 НК РФ налог — это платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Однако этимология термина «платеж» подразумевает активные волевые действия частного субъекта — плательщика, а «взимание» означает активные сознательные действия публичного субъекта по отношению к частному. Следовательно, определять налог, используя одно-временно термин «платеж» и критерий «взимаемый», не имеет смысла, поскольку нельзя осуществить платеж и взимание одних и тех же денежных средств. Если частный субъект — налогоплательщик произвел платеж, то публичный субъект — государство не имеет права взыскивать этот же налог, и наоборот, принудительное взыскание недоимки освобождает налогоплательщика от исполнения налоговой обязанности.

Таким образом, характерным элементом признака обязательности выступает добровольная уплата налога. Дальнейший анализ норм Налогового кодекса РФ свидетельствует о том, что законодатель понимает налог как добровольное активное действие налогоплательщика — частного субъекта, который изна-чально считается добросовестным и невиновным.

2. Безвозвратность и индивидуальная безвозмездность. Законно уплаченные налоговые платежи не возвращаются обратно к налогоплательщику в виде тех же денежных сумм. Согласно дей-ствующему законодательству налоги передаются государству в собственность, и юридически оно ничем не обязано конкретному гражданину за уплату налогов и не предусматривает никаких личных компенсаций налогоплательщику за перечисленные обязательные платежи. Поэтому выполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов не порождает у государства встречной обязанности по предоставлению конкретно-определенному лицу каких-либо материальных благ или совершению в его пользу действий. Налогоплательщик не имеет прямой личной заинтересованности в уплате налогов, поскольку, добросовестно уплатив налог, он не получает от государства дополнительных субъективных прав. Признак безвозвратности свидетельствует об отсутствии эквивалентного характера в имущественных отношениях, регулируемых налоговым правом.

Смотрите еще:  Налог на роскошь марки автомобилей

Вместе с тем налогоплательщик получает от государства публичную пользу, «общее благо», отвечающее его частным интересам. Любой налогоплательщик является частью социума, оформленного в качестве государства. Государство, действуя в интересах всего общества, реализует различные внутренние и внешние функции: социальную, экономическую, политическую, правоохранительную, военную и т.д. Конечный результат деятельности государства распространяется на всех членов общества независимо от тех сумм налогов, которые каждый из них уплачивает. Следовательно, уплата налога дает налогоплательщику право на равный доступ к общественным благам, поскольку государство реализует публичные функции одинаково относительно всех граждан.

Во многих экономически развитых странах преобладает взгляд на налог как на социальный кредит, выдаваемый налогоплательщиком государству в форме предварительной оплаты общественных услуг, оказание которых должен обеспечить публичный субъект. В условиях правового государства публичная власть вправе рассчитывать на перераспределение в ее пользу части общественного продукта посредством налогообложения лишь в той мере, в какой эта власть в лице государства содействовала созданию (приросту) общественного продукта. Концепция правового государства исходит не из естественного права государства взимать налоги, а из обусловленности налогообложения потребностями общества в финансировании публичных расходов. При таком подходе финансовые отношения становятся возмездными, а обе стороны — частный и публичный субъекты — несут друг перед другом имущественную (правовосстановительную) ответственность за ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Но возмездный характер налога может проявиться только в процессе распределения публичных денежных средств, т.е. в рамках бюджетных отношений. Налоговое право регулирует отношения по взиманию обязательных платежей, поэтому в рамках налоговых отношений всегда будет преобладать одностороннее имущественное обязательство частного субъекта перед публичным.

Следовательно, рассмотрение налога только в рамках налогового права не обеспечивает его полной юридической характеристики. Целостное представление о сущности налога возможно только при изучении его в аспекте категории финансового права, что дает возможность проследить процесс распределения налоговых поступлений и тем самым наиболее полно и точно охарактеризует признак безвозмездности. Познание налога не только на стадии образования государственных (муниципальных) денежных фондов, но и на стадии распределения позволяет сделать следующие выводы:

налог обладает признаком индивидуальной безвозмездности, но носит общественно значимый (полезный, возмездный) характер;

общественная возмездность наделяет налог качествами «социального кредита», выдаваемого государству (муниципальному образованию) для финансового обеспечения его деятельности.

Безвозвратность как юридический признак налога следует отличать от возврата из бюджета излишне взысканных или уп-лаченных налогов, зачета или установления льгот.

Налог характеризуется индивидуальностью, что означает возникновение налогового обязательства у конкретно-определенного физического лица или организации. Действующее налоговое законодательство не допускает возможности перевода долга по налоговым платежам, уплату налогов третьими лицами и т.д. Налогоплательщик обязан только сам лично уплатить причитающиеся с него налоги и, как следствие, только лично может быть привлечен к налоговой ответственности.

Таким образом, для налогоплательщика уплата налога является индивидуальной юридической обязанностью, а для государства взимание налогов порождает не правовые, а политико-социальные обязательства в целом перед обществом.

3. Денежный характер. Налог взимается посредством отчуж-дения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, праве полного хозяйственного ведения или праве оперативного управления. В современных условиях все на-логовые платежи уплачиваются только в денежной форме. Отчу-ждение в пользу государства каких-либо товаров, выполнение работ или оказание услуг в счет погашения налоговой обязанности не допускается.

Налог уплачивается из денежных средств, принадлежащих налогоплательщику. Следовательно, уплата налога или обращение взыскания по налоговым недоимкам из денег, принадлежащих третьим лицам, не будут законным способом исполнения налоговой обязанности. Вместе с тем из принадлежащих налогоплательщику денежных средств может быть осуществлено принудительное взыскание налоговой недоимки, причем независимо от того, где находятся эти средства — на банковском счете собст-венника или перечислены им в порядке предоплаты, переданы по кредитному договору и т.д.

Уплата налога производится в наличной или безналичной форме в валюте Российской Федерации. В исключительных случаях иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

4. Публичное предназначение. С древнейших времен налоги взимаются для финансового обеспечения деятельности государства и его органов. Взимание налогов — один из важнейших признаков государства и одновременно необходимое условие его существования. В условиях капиталистического способа производства и рыночных отношений ни одно мероприятие в государстве невозможно реализовать без материальной поддержки. Современные государства для пополнения своей казны используют и другие виды поступлений и платежей. Но на первое место среди них по своему значению и объему выступают налоги. В России налоговые платежи составляют более 80% доходной части федерального бюджета.

На публичное предназначение налоговых платежей неоднократно обращал внимание Конституционный Суд РФ. Так, в Постановлении от 11 ноября 1997 г. № 16-П по делу о проверке конституционности ст. 111 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. отмечено, что налоговые платежи предназначены для обеспечения расходов публичной власти; в Постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П по делу о проверке конституционности п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 г. подчеркнуто, что в обязанности уплачивать налоги воплощен публичный интерес всех членов общества; в Постановлении от 24 февраля 1994 г. № 7-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 и 5 Федерального закона «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год» от 5 февраля 1997 г. подчеркнуто, что «уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы».

Особенностью налога следует считать его движение только в одном направлении — от налогоплательщика в бюджет государства (конечно, за исключением частных случаев его переплаты или решения суда о возврате незаконно взысканных налогов). После отчуждения налогоплательщиком причитающихся обязательных платежей они переходят в собственность государства и поступают в бюджеты соответствующего территориального уровня или внебюджетные фонды. Поскольку бюджеты являются общими фондами денежных средств, то зачисленные в них налоги утрачивают персонально-целевую идентификацию и приобретают обезличенно-безвозмездный характер. Посредством распределения бюджетных или внебюджетных средств государство осуществляет финансирование своих функций, в том числе и общественно значимых мероприятий. Таким образом, государство становится своеобразным каналом перераспределения денежных средств между всеми членами общества, независимо от суммы индивидуально уплачиваемых налогов.

Публичный характер налогов обусловливает общественную опасность налоговых правонарушений, выражающуюся в первую очередь в нарушении финансовых интересов государства.

Итак, налогом может признаваться только тот платеж, который полностью соответствует юридическим признакам, перечисленным в Налоговом кодексе РФ. Взнос, не отвечающий хотя бы одной из законодательно установленных характеристик, налогом не является и, следовательно, налоговым правом не регулируется.

Анализ определения налога, закрепленного Налоговом кодексе РФ, свидетельствует о наличии всех необходимых юридических признаков, совпадающих с понятиями «налоги» и «сборы», установленными ст. 57 и п. «з» ст. 75 Конституции РФ.

Юридическое восприятие налога с позиций перехода права собственности предопределяет главную цель (задачу, предназначение) налогового права — достижение и правовое регулирование баланса частных и публичных имущественных отношений.

Наличие нормативного определения налога и установление его правовых признаков необходимы всем участникам налоговых правоотношений. Используя положения ст. 8 НК РФ, частные субъекты — налогоплательщики имеют возможность определить юридическую природу обязательных платежей и тем самым контролировать и в случае необходимости ограничивать посягательство государства на их денежные средства. Государство получает право на законно установленных условиях получать в доход казны причитающиеся налоги, а в необходимых случаях взыскивать их принудительно. Таким образом, регулируя отношения относительно юридической категории «налог», имеющей одинаковое содержание для всех субъектов, налоговое право устанавливает и поддерживает компромисс частных и публичных интересов.

Похожие статьи:

Перспектива. 2019. Все права защищены.