Налог и его природа

Функции налогов

Сущность и функции налогов

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов (рис. 3.2):

Фискальная функция налогов

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

Рис. 3.2. Функции налогов

Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение налоговой системы — это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

Однако обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и соответственно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.

Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.

Регулирующая функция налогов

Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

  • снижение налоговой ставки;
  • сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ — получило название налоговых каникул);
  • возврат ранее уплаченного налога или его части;
  • отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;
  • зачет ранее уплаченного налога;
  • замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

Социальная функция налогов

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.

Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:

  • функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;
  • антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

Контрольная функция налогов

Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

По нашему мнению, выполнение налогами данных функций реализуется при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной). Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.

Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах. Таким образом, сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога.

Налог и его природа

Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги.

Налоги — обязательный и безвозмездный платеж, взимаемый государством (центральными и местными органами власти, а в федеративных государствах — членами федерации) с физических и юридических лиц.

Государство без налогов существовать не может, так как они главный метод мобилизации доходов в условиях господства частной собственности и рыночных отношений.
Налоги, участвуя в перераспределении новой стоимости — национального дохода — выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Оно дает возможность проникнуть во внутреннюю их природу, раскрыть эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия налогов на производственные отношения в обществе. Налоги как часть распределительных отношений общества отражают закономерности производства.
Кроме общественного содержания налоги имеют материальную основу, т. е. представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую государством. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают органы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть национального дохода, присвоенная принудительно в форме налогов со всего населения страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения имеет одностороннее движение стоимости (от налогоплательщика к государству) без эквивалентного обмена.
Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Они становятся собственностью государства и используются для военно-политических и социально-экономических мероприятий.
Налоги, будучи особой сферой производственных отношений, являются своеобразной экономической категорией с устойчивыми внутренними свойствами, закономерностями развития и отличительными формами проявления. Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Эти налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

Смотрите еще:  Договор аренды автомобиля с экипажем с физическим лицом

Налоги — не только экономическая категория, но и финансовая категория: они выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, имеют свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, т. е. функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. В современных условиях налоги выполняют две функции: фискальную и регулирующую, каждая из которых проявляет особую ее сторону как финансовой категории.
1. Фискальная функция — основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т. е. материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.
Значение фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. XX в. характеризуется огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением его функций и определенной Политикой социальных групп, находящихся у власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические и социальные мероприятия, на управленческий аппарат.
Особенно высоки темпы роста налоговых доходов развитых стран после Второй мировой войны, что связано не только с восстановлением экономики, но и ухудшением в I960—1970-е годы условий воспроизводства во многих странах Запада. В середине 80-х годов поступления налогов замедлились и их доля в национальном доходе стабилизировалась. Однако в целом сохраняется высокая доля за государством в перераспределении национального дохода.
Фискальная функция налогов создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т. е. она обусловливает регулирующую функцию.
2. Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Эта функция неотделима от фискальной и тесно с ней взаимосвязана. Расширение налогового метода мобилизации национального дохода государством вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.
Развитие производительных сил в условиях НТР вызывает потребность государственного вмешательства в производственный процесс. Это подняло на новую ступень налоговое регулирование. С расширением обложения доходов главными налоговыми объектами становятся доходы населения и прибыль предприятий, а главными субъектами — физические и юридические лица.
Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рыночного спроса могут содействовать производству или тормозить его. Размер налогов определяет уровень оплаты труда, поскольку она включает налоговые платежи. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг, являющееся для предпринимателей определяющим в процессе использования или реализации производственных мощностей.
Налоги и их функции отражают базисные отношения, которые используются государством в налоговой политике через широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, способов обложения, льгот и т.п.), составляющих налоговый механизм.

Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Государство придает налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его, воздействуя на экономические процессы.

Эффективность использования налогового механизма зависит от того, как государство учитывает внутреннюю сущность налогов, законы их движения, противоречивость. Разграничение налогов и их функций, с одной стороны, налоговой политики и налогового механизма, с другой, дает возможность понять объективность налогов и субъективную деятельность государства.
Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе, которая тесно связана с деятельностью государства. Они находятся в постоянном движении и зависят от экономической политики государства. Послевоенные годы характеризуются постоянным пересмотром их в соответствии с новыми экономическими концепциями. Это касается как зарубежных стран, так и Российской Федерации

Экономическая сущность налогов и их общая характеристика

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с юридических и физических лиц в государственный или местные бюджеты. Они возникли с разделением общества на классы и появлением государства.

Без налогов не обходится ни одно государство. Они нужны государству для того, чтобы формировать государственный бюджет, из которого затем финансируются расходы на развитие хозяйства, социально-культурные мероприятия, на содержание органов управления, оборону страны и другие затраты. Таким образом, «в налогах воплощено экономически выраженное существование государства».

Налоги являются специфической формой экономических отношений государства с хозяйствующими субъектами, с различными группами населения и каждым членом общества. Эти отношения возникают в связи с перераспределением части стоимости национального дохода и образованием централизованного государственного фонда финансовых ресурсов. Указанные отношения неравноправные, односторонние. В них государство является главным, решающим действующим лицом, а плательщики налогов — пассивные исполнители. Специфичность этих отношений выражается, во-первых, в обязательном характере налогов (представляют часть национального дохода, принудительно изымаемого государством у предприятий и граждан), во-вторых, в безвозвратности (хотя значительная часть налогов расходуется на развитие народного хозяйства, социально-культурные и другие общегосударственные мероприятия, т. е. возвращаются плательщикам косвенно).

Взимание налогов производится властью государства при наличии соответствующего налогового законодательства, т. е. в форме правовых отношений.

Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях. Налоги выполняют, как и финансы, две функции — распределительную и контрольную.

Посредством распределительной функции осуществляется формирование доходной части государственного бюджета, а затем направление этих доходов на финансирование различных мероприятий, связанных с реализацией государством своих функций (хозяйственно-организаторской, социальной, обороны страны и др.). В процессе осуществления этой функции реализуется стимулирующее или сдерживающее (дестимулирующее) воздействие на производственную и непроизводственную сферу общества. Достигается это посредством введения соответствующих ставок и разных льгот, исключений, преференций.

Путем контрольной функции оценивается эффективность каждого платежа и налогового режима в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетно-налоговую политику. Контрольная функция налогов проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции налогов находятся в тесной взаимосвязи и единстве, в конечном счете они определяют эффективность налоговых отношений.

Сегодня налоги классифицируют по многим признакам: методам установления, органам власти, в распоряжение которых они поступают; видам плательщиков и др.

По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги — это налоги на отдельные объекты имущества (земля, природные ресурсы и др.) или на доходы отдельных лиц (физических и юридических), которые уменьшают сумму доходов плательщика. К косвенным налогам относятся платежи, включаемые в цену товара и увеличивающие ее размеры, а в конечном итоге уменьшающие доходы плательщиков. Они выражают прежде всего фискальные интересы государства. В последние годы наиболее распространенными видами косвенных налогов в республике были налоги с оборота, с продажи, на топливо, на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

В зависимости от органов власти, в распоряжение которых поступают те или иные налоги, различают общегосударственные, или федеральные, и местные налоги и сборы. К общегосударственным (федеральным) относятся налоги и сборы, имеющие в основном фискальное значение, поступающие в бюджет центрального (федерального) правительства. Они устанавливаются специальными декретами центральной законодательной власти.

К местным налогам относятся налоги и сборы, устанавливаемые решениями местных органов власти и зачисляемые в местные бюджеты.

Общегосударственные налоги (это прежде всего налог на добавленную стоимость и акцизы) могут использоваться и для сбалансирования местных бюджетов в виде отчислений, в этом случае они относятся к регулирующим доходам.

В зависимости от вида плательщиков налоги подразделяются на налоги с хозяйствующих субъектов (предприятий, объединений, организаций) и налоги с физических лиц. Если принять все налоги, поступающие в доход бюджета Республики Беларусь, за 100 %, то на долю налогов с первой группы плательщиков в 1992—1996 гг. приходилось более 90 %, а на долю налогов с физических лиц — менее 10 %.

Смотрите еще:  Закон о банкротстве вкладчиков

С понятием «налоги» тесно связано понятие «налоговая система». Налоговая система представляет собой со-вокупность налогов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения.

До 1992 г., т. е. до распада СССР, в стране действовала налоговая система, которая больше соответствовала командно-административной системе управления экономикой, жесткому государственному регулированию цен. Одним из главных доходных источников бюджета являлся налог с оборота, который был ориентирован на применение фиксированных розничных и оптовых цен и их государственное регулирование. В связи с приобретением Республикой Беларусь экономической и политической самостоятельности, а также распадом СССР возникла необходимость создания собственной налоговой системы, учитывающей настоятельную потребность экономики в переходе к рыночным отношениям. Рядом законов, принятых Верховным Советом Республики Беларусь в 1992— 1996 гг., в республике установлена новая налоговая система, включающая следующие виды общегосударственных налогов и сборов:

а) налог на добавленную стоимость (НДС);

в) налог на прибыль и доходы;

г) налог за пользование природными ресурсами (экологический налог);

д) налог на недвижимость;

е) таможенные экспортные и импортные пошлины;

ж) земельный налог (плата за землю);

з) сбор за проезд автотранспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;

и) Чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; к) государственная пошлина;

Финансовая система РФ

Брать или не брать? Ипотечный кредит — просто о важном

Я думаю, со мной все согласятся, что очень важно иметь свою крышу над головой, стены, где будет.

«Незначительные мелочи», или Как научиться экономить?

Случай из жизни. Некоторое время назад автор наблюдала следующую картину (сразу стоит отметить.

Как считать свои деньги?

«Странный вопрос, — скажете вы, — что здесь непонятного? Получаем зарплату, планируем расходы и.

Налоги: природа и функции

В доходах бюджета налогам принадлежит решающая роль. Ни одно государство не может существовать без налогов. Они отражают конкретные историко-экономические условия жизни людей и государства.
Налоговый кодекс РФ (ст. 80) так определяет налоги:

Налоги — это индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного введения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В отличие от налогов сбор предполагает обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков юридически значимых действий органами власти и местного самоуправления.
Налоги как форма изъятия государством части дохода общества обусловлены развитием общественного разделения населения на социальные группы, появлением самостоятельных субъектов товарно-денежных отношений, а также возникновением государственного аппарата.
е Финансы
Участвуя в мобилизации ВВП и национального дохода (НД) для казны государства, налоги возникают и функционируют на второй фазе процесса производства — фазе перераспределения, и следовательно, они входят в систему производственных отношений.

Налоги как экономическая категория. Будучи особой сферой общественных отношений — распределительной, налоги отражают определенную сторону объективной экономической действительности, т.е. выступают в роли экономической категории, выражающей реально существующие отношения, тесно связанные посредством распределения с. процессом производства и изъятия части ВВП и НД для государства.

Выступая экономической категорией, налоги объективны и воспринимаются как отчужденная доля собственности индивидуума в денежном выражении в пользу государства. В то же время субъективное начало налогов проявляется в том, что властные органы могут изменить тяжесть налогов, приспосабливая их к своей финансовой политике. Следовательно, налоги выступают и как финансовая категория и находятся во взаимосвязи с другими финансовыми категориями. С одной стороны, они выражают общие свойства всех финансов (участвуют в формировании денежных фондов, выступают контрольным инструментом и т.п.) и дают ключ к пониманию финансовой системы в целом, а с другой — имеют собственные отличительные признаки, которые выделяют их из общей совокупности финансовых отношений. Налоговые отношения представляют собой отношения государства в лице его уполномоченных органов с неограниченным числом налогоплательщиков (физических и юридических лиц), регулируемые налоговым законодательством.
Как часть единого процесса воспроизводства, специфическая форма производственных отношений налоги формируют их общественное содержание; как часть распределительных отношений общества — отражают закономерности производства, как участники перераспределительного процесса — обеспечивают государство финансовыми ресурсами.

Материальная основа налогов — реальная сумма денежных средств общества, мобилизуемая государством. При перераспределении — ВВП и НД налоги обеспечивают органы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть стоимости, присвоенная принудительно в форме налогов со всего населения страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Принудительное отчуждение — это одностороннее движение стоимости (от налогоплательщика к государству) без эквивалентного обмена.
Централизованный фонд финансовых ресурсов, сформированный главным образом за счет налогов, становится собственностью государства и используется для военно-политических и социально- экономических мероприятий.
Функции налогов выражают их социально-экономическую сущность, раскрывают их внутреннее содержание и общественное назначение, позволяют понять их взаимосвязь с другими экономическими категориями и звеньями финансовой системы.
В условиях высокоразвитых рыночных отношений налогам присущи четыре основные функции: фискальная, регулирующая, социальная и контрольная, каждая из которых отражает отдельную сторону этой финансовой категории.

1. Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для удовлетворения общественных потребностей. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд государства и обеспечиваются материальные условия государственного функционирования.
Через фискальную функцию государством обеспечивается:

  • достижение баланса между доходами и расходами бюджетов;
  • равномерное распределение налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы;
  • повышение уровня социальной инфраструктуры в стране и в каждом отдельном регионе;
  • выполнение функций и задач государства; сохранение общей социальной стабильности.

Значение фискальной функции с развитием рыночных отношений возрастает. XX столетие характеризовалось беспрецедентным увеличением налоговых поступлений, особенно в экономически развитых странах, что обусловливалось расширением налоговой базы и усилением вмешательства государства в экономические процессы. В отдельные годы доля налоговых поступлений в общих доходах бюджета США, Великобритании и других развитых стран достигала 90—95%. Однако с 80-х годов XX в. наметилась тенденция к сокращению роста налоговых доходов. Государственное регулирование стало сдерживать темпы развития экономики. В результате происходит снижение налогового давления на хозяйствующие субъекты и начинается период сокращение налоговых поступлений.

В последние годы указанная тенденция — относительное снижение налоговых доходов — сохраняется, так как рост налогов вызывает увеличение издержек производства, удорожание товаров и снижение темпов экономического роста. К этому следует добавить недовольство населения усилением налогового бремени.
Подобная тенденция наблюдается сейчас и в Российской Федерации, что подтверждают данные табл. 6.1. е*

Данные таблицы свидетельствуют:

  1. ВВП возрос в абсолютном значении за период 1998—2004 гг. в шесть с лишним раз, в реальном выражении с учетом инфляции был значительно ниже (в 1,4 раза). Это связано с применением более новых факторов производства, в том числе с использованием новых достижений научно-технического прогресса. Однако темпы прироста снижались в результате неэффективной экономической политики.
  2. Налоговые доходы России за те же годы увеличились в 8,8 раза, что несколько выше темпов роста ВВП. Более быстрый рост наблюдается в федеральном бюджете в связи со значительной концентрацией налоговых полномочий в центре (так, доля федеральных налогов в консолидированном бюджете повысилась с 44,9% до 63,8%, т.е. на 19 процентных пунктов). Этот рост происходил преимущественно за счет платежей за природные ресурсы, которые возрастали более интенсивно в федеральном бюджете.
  3. При общем абсолютном росте налоговых доходов темпы их прироста несколько снижаются как в консолидированном, так и федеральном бюджетах, что обусловлено ослаблением налоговой тяжести предпринимательской деятельности в целях стимулирования процесса производства. Это свидетельствует и о повышении стимулирующей роли налогов.
  4. Удельный вес налоговых доходов в ВВП, характеризующий эффективность налоговой системы, относительно стабилен и не превышает одной его четверти, находясь на уровне развитых зарубежных стан. В то же время общий объем налоговых доходов, мобилизуемых государством, достаточно велик и составил в 2004 г. 90,5% всех его доходов, что свидетельствует о значении фискальной функции налогов.

Фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения. Следовательно, она в значительной степени обусловливает их регулирующую функцию.

Смотрите еще:  Приставы сургута узнать задолженность

2. Регулирующая функция налогов означает, что налоги, являясь активным инструментов перераспределительного процесса, воздействуют на социально-экономические отношения в стране. Необходимость налогового регулирования порождена рыночными отношениями. Изменяя налоговые элементы, государство получает возможность воздействовать на процесс производства, его отдельные этапы (создание материальных благ, распределение и перераспределение, обмен и использование), т.е. управлять экономикой в целом.

Регулирующая функция налогов способствует: регулированию спроса и предложения; побуждению сбережения граждан; выравниванию доходов отдельных социальных групп; развитию малого и среднего предпринимательства, а также индивидуальной предпринимательской инициативы; регулированию экспортно-импортной деятельности; стимулированию научно-технического прогресса.
Конечная цель налогового регулирования — уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов, граждан, создавая тем самым общий благоприятный налоговый климат.
В России регулирующая функция налогов как важный инструмент управления экономическими процессами используется не в полной мере. Этому препятствовали длительный период экономической нестабильности и недостаточная компетентность государственного аппарата в области управления налоговыми инструментариями. Однако в последние годы, особенно начиная с конца 90-х годов прошлого столетия, эта функция налогов становится важным элементом экономической и бюджетной политики государства. В ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию уделяется определенное внимание налогам, которые должны выступать не только источниками бюджетных доходов, но и создавать предпосылки для ускорения экономического роста. Для решения поставленной задачи с начала этого десятилетия постепенно снижается уровень налогового давления на юридических и физических лиц. Так, с целью стимулирования производства с 1 января 2002 г. уменьшена основная ставка налога на прибыль организаций (с 30 до 24%), а с 1 января 2005 г. — налоговая ставка НДС (с 20 до 18%). Расширению спроса послужило введение с 1 января 2001 г. единого пропорционального налога на доходы физических лиц со ставкой в размере 13% (вместо ранее действовавшей прогрессивной шкалы налогообложения). Намечаются широкие мероприятия по ослаблению налоговой тяжести малого бизнеса.

3. Социальная функция поддерживает общественное (социальное) равновесие путем сглаживания неравенства в доходах, прибылях, приводящее к отрицательным последствиям. Такое равновесие устанавливается между объектами макроэкономики — домашними хозяйствами (главными потребителями товаров и услуг) и фирмами (главными производителями, а также отраслями, рынками товаров, услуг, ресурсов). С этой целью государство во всем мире вводит прогрессивное налогообложение (т.е. более низкие ставки налогов с малых доходов физических и юридических лиц, и наоборот), освобождает от некоторых налогов отдельные категории субъектов (малоимущих, инвалидов, пенсионеров, многосемейных), устанавливает низкое обложение социально значимых товаров и услуг путем понижения ставок НДС или повышение косвенных налогов на предметы роскоши. В России используются кроме прогрессивной системы налогообложения все указанные способы.

4. Контрольная функция налогов создает условия для оценки пропорций в общественном производстве страны: между спросом и предложением, между доходами отдельных социальных групп, между темпами экономического развития регионов, между трудом и капиталом, а также между крупным, средним и малым бизнесом.
В условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся важным инструментом независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Из конкурентной борьбы выбывает тот, кто не способен рассчитаться с государством. В то же время нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений в саму налоговую систему или в социальную политику.
Главная цель государства — создание налогового права и финансового аппарата, способного контролировать, четко и жестко, все стороны хозяйственной жизни страны, используя все функции налогов.
Указанные функции налогов действуют в тесной взаимосвязи и одновременно. Кроме них в экономической литературе называют и такие функции, как производственную, распределительную, стимулирующую. Однако исследование доводов в пользу такой научной позиции убеждает, что предлагаемые функции вытекают из рассмотренных четырех и по существу являются их подфункциями.
Налоговая политика и налоговый механизм Налоги и их функции отражают объективные закономерности налоговых отношений. В то же время государство, осуществляя конкретные налоговые мероприятия по реализации указанных функций, проводит налоговую политику. Налоговая политика как составная часть бюджетной политики используется государством в целях стимулирования экономического развития и повышения доходов населения. Проведение конкретной налоговой политики государством способствует сбалансированному производству и благоприятным структурным сдвигам, поддерживает социальную сферу и сохраняет политическую.

Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, представляющий собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Государство придает налоговому механизму юридическую форму посредством налога- вого законодательства и регулирует его, воздействуя на экономические процессы
Основными элементами налогового механизм является налоговое планирование (и важный этап планирования — прогнозирование), регулирование и контроль.
Налоговое планирование означает процесс расчета на заданный временной период экономически обоснованного размера налоговых сумм государственной властью или налогоплательщиком (юридическими и физическими лицами). Налоговое прогнозирование, опираясь на научные расчеты, разрабатывает варианты развития налогообложения и перспективы их использования.
На макро- и микроуровне налоговое планирование (прогнозирование) имеет разные цели и задачи. Если государство стремится преимущественно к оптимизации, то налогоплательщик — к минимизации налогообложения.
Оптимизация налогообложения — это процесс выбора наилучшей системы налогообложения из множества возможных вариантов в целях обеспечения пропорционального развития хозяйственных сфер, регионов, доходов групп населения. Минимизация налогообложения — это максимальное снижение налогов хозяйствующего субъекта без прямых нарушений налогового законодательства. Как неотъемлемая часть управления хозяйственной деятельностью налогоплательщика минимизация налогов обеспечивает ему дополнительные финансовые ресурсы для расширения производства. Поэтому налоговое планирование и минимизация налогообложения играют важную роль в системе финансового менеджмента.
В процессе налогового планирования решаются вопросы регулирования налоговых отношений.
Налоговое регулирование как элемент налогового механизма служит проявлением функции налогов и используется государством прежде всего для сглаживания циклических колебаний, поддержки прогрессивных структурных изменений, инвестиций, НИОКР, экологии, внешнеэкономических связей. При этом широко привлекается такие налоговые инструменты, как налоговые льготы, налоговые ставки, способы обложения и др.

Налоговый механизм осуществляется также и через налоговый контроль. Как часть финансового контроля, он регламентируется Налоговым кодексом РФ, который определяет его формы, порядок учета налогоплательщиков, постановку их на учет в налоговых органах и другие вопросы. Немаловажную роль играет налоговый контроль в исполнении доходной части бюджетов разного уровня.

Все элементы налогового механизма тесно взаимосвязаны. Недостатки одного элемента усложняет ситуацию в другом. Эффективность использования налогового механизма зависит от того, как государство учитывает внутреннюю сущность налогов, законы их движения, противоречивость. Разграничение налогов и их функции, с одной стороны, налоговой политики и налогового механизма — с другой, даст возможность понять объективность налогов и субъективную деятельность государства.
Налоговая политика и налоговый механизм определяют значение налогов в обществе, которые тесно связаны с деятельностью государства. Налоги находятся в постоянном движении и зависят от экономической политики государства.
Анализ социально-экономической сущности налогов позволяет вскрыть их специфические признаки. Налоги — это:
участники перераспределительных процессов ВВП и НД; важнейший инструмент воздействия на экономические и социальные процессы страны: Ф сочетание основных функций — фискальной, регулирующей, социальной и контрольной;
обязательный безвозмездный, денежный платеж юридических и физических лиц, не порождающий встречные обязательства государства. Необходимо также отметить, что налоги функционируют в соответствии с налоговым правом, обеспечивая смену собственности в пользу государства.

Похожие статьи:

  • Сколько стоит лицензия 64 бит Как установить Windows 10 и сколько это стоит? Сегодня состоялся официальный релиз Windows 10 в 190 странах мира, в том числе в России. Как и было обещано, это обновление могут бесплатно […]
  • Закон фз 442 от декабря 2019 года о социальном обслуживании Закон фз 442 от декабря 2019 года о социальном обслуживании 30 января 2019, 15:25 30 января 2019, 15:12 25 января 2019, 15:07 14 января 2019, 08:29 10 января 2019, 15:13 2012–2017 © ГСУ […]
  • Новости 2019 года пособие Пособия на детей в 2019 году В 2019 году граждане получают те же выплаты, что и в 2018 году, но в повышенном размере (имеются в виду те государственные пособия, для которых в законе […]
  • Детское пособие 2 ребенка Пособия на детей в 2019 году В 2019 году граждане получают те же выплаты, что и в 2018 году, но в повышенном размере (имеются в виду те государственные пособия, для которых в законе […]
  • Эксплуатация труда статья ук Эксплуатация детского труда: мировая практика или мировое преступление? Во всём мире, если брать за основу данные МОТ, трудится приблизительно 200 – 250 миллионов детей. Многие из них […]
  • Учебное пособие социальная психология ВУЗ: Дальневосточный федеральный университет Тихоокеанский институт дистанционного образования и технологий Год публикации: 2003 Библиографическая ссылка:: Семечкин Н.И. Социальная […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.