Может ли жена дать развод по исламу

Может ли женщина дать развод мужу?

Вопрос: Есть ли у жены право дать развод мужу?

Ответ: Данный женой развод не имеет силы и не считается действительным. Жена может дать развод только в том случае, если муж даст ей такое право. Но для этого есть определённые условия. В этом сокрыта большая мудрость.

Подумайте сами, сколько бы раз давали жёны развод, если бы имели на это право? Очень много. И причина вовсе не в том, что они недостаточно умны, а в том, что женщин Всевышний создал намного эмоциональней мужчин. Когда мужчины руководствуются разумом, женщины следуют зову сердца. И поэтому, по причине обиды или эмоционального срыва, женщина, не подумав и не последовав голосу разума, могла бы развестись с мужем, а впоследствии, когда эмоции утихнут, сожалеть о содеянном. Именно поэтому Всевышний не дал женщинам права на развод.

Но сказанное никак не означает, что жена – узница в руках неадекватного мужа. Если муж не исполняет своих обязанностей, если с ним невозможно жить (каждая жена из-за обиды может подумать, что с мужем невыносимо жить, поэтому судить нужно не эмоциями, а разумом), то она имеет право потребовать у него развод, и в случае отказа с его стороны – поднять этот вопрос вплоть до имама («Шархуль махалли»).

Но перед тем как пойти на этот шаг, женщина должна хорошо подумать, действительно ли с мужем так невыносимо жить, или чувство обиды терзает её, и поэтому она хочет от него уйти. Ведь есть много женщин, которые желают создать семью и иметь мужа, каким бы он ни был.

Может ли жена дать развод по исламу

Развод в Исламе может быть инициирован лишь по воле мужа, и решение судьи при этом не обязательно. Муж имеет право требовать развода, как сам, так и через доверенное лицо. Он также может предоставить это право своей жене. С другой стороны, при наличии ряда причин женщина сама может обратиться к судье, требуя развода. Таких причин шесть:

1. Болезнь или уважительная причина
Женщина имеет право потребовать развода, если при заключении брачного соглашения или во время совместной жизни становится известно о какой-то болезни или возникает какая-либо уважительная причина, делающая брак невозможным. Например, психические расстройства, вензаболевания, СПИД, др. неизлечимые болезни, обнаружившиеся родственные связи между супругами, др. причины.

2. Материальная необеспеченность
Муж обеспечивает жену расходами на питание, одежду и проживание. Если после заключения брака, мужчина, являясь состоятельным, не выделяет должных средств для своей жены, держа ее в голоде и нищете, она имеет право требовать от него средств на содержание. Если это становится невозможным, то она имеет право требовать развода. Если женщина желает развестись со своим мужем только по причине того, что он беден, то это является несправедливостью по отношению к нему.

3. Длительное отсутствие мужа
Если мужчина покидает свой дом, то женщина может обратиться в суд с требованием развода, дабы не испытывать лишних трудностей и не стать мишенью для сплетен. По истечении четырех лет с того времени, как муж пропадает без вести, судья может удовлетворить требование женщины и принять решение о разводе.

4. Заключение мужа под стражу
За исключением маликитов, все правоведы сходятся во мнении, что заключение мужчины под стражу, отбывание им срока заключения или нахождение в плену, не может являться причиной расторжения брака. Так как аятов и хадисов, подтверждающих легитимность этого, нет.

5. Плохие взаимоотношения
Взаимные укоры и упреки супругов в адрес друг друга, которые приводят к охлаждению чувств и отношений, также могут стать причиной развода. Супруги могут обижать друг друга, как словами, так и действиями. Ругань, оскорбления, рукоприкладство, принуждение делать то, что запретил Аллах, относятся к разряду действий, которые не следует терпеть.
Причем, исходить они могут от обеих сторон. Страдающая сторона в любой момент может обратиться в суд и с помощью судьи решить проблему, сохранив брак или расторгнув его.

6. Прелюбодеяние
Неверность супругов может положить конец совместной семейной жизни. Это тяжкий грех, постыдное деяние.

Развод спасает семью от дальнейшего падения. С одной стороны, развод является для супругов спасением и милостью. Запрет же развода может повлечь снижение количества браков.
Ведь человек, зная, что не сможет развестись в будущем, если возникнет такая необходимость, может никогда не вступить в брак. Он не захочет открыть дверь в неведомое, зная, что никогда не сможет выйти обратно. Снижение числа женатых людей влечет падение морали и нравственности всего общества, расшатывает институт семьи. И, в конечном итоге, отражается на положении женщин.

Может ли жена дать развод по исламу

Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод

Существует множество причин, почему супруги могут прийти к решению развестись. Но, что бы не случилось в жизни мусульманина, первое, что ему следует делать, –размышлять, исходя из Корана, и искать решение в соответствии со своей верой. Что говорит ислам о разводе?

Смотрите еще:  Договор детского сада с операторами котельной

1. Ислам с неодобрением относится к разводу. Для Аллаха радостнее всего, когда его рабы, сплоченные однажды узами брака, живут в мире и любви. И даже при возникновении трудностей и разногласий, наша вера призывает нас к терпению, размышлению и стремлению сохранить брак. Тем не менее, если не остается другого выхода, развод не является грехом. В хадисе сказано: «Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод».

2. Аллах предписывает мужу и жене назначить судей с обоих сторон на первом шаге к примирению в процессе развода.

3. Если же примирение не состоялось, как мужчина, так и женщина, согласно Корану, имеют право развестись.

4. Развод, инициированный мужчиной, – талак. Произнесение талака мужчиной может быть устным и письменным, но, сделав его однажды, он должен соблюсти период ожидания идда (3 месяца), во время которого запрещены интимные отношения, даже при условии, что супруги живут в одном доме.

5. Развод, инициированный женой, – хуль. Женщина может требовать развод или хуль, если есть на то причина. В этом случае женщина возвращает свой махр, так как расценивается как нарушитель брачного договора.

6. В случае талака, когда муж является нарушителем брачного соглашения, он должен заплатить махр в полном объеме, если он был отсрочен, или же оставляет его полностью женщине, если уже был вручен.

7. В случае, если провинился мужчина, и женщина хочет развода, она может обратиться к судье с такой просьбой. Она должна будет предоставить доказательство и доводы, свидетельствующие, что ее муж не выполнил свои супружеские обязанности.

8. Единственной оправданной и законной причиной для развода считается аморальное и противоречащее исламу поведение супруга. Например, если один из супругов занимается прелюбодейством.

9. Еще одной веской причиной для развода является отречение от ислама. Если мусульманин или мусульманка оставляет ислам, брак аннулируется.

10. Пророк (мир ему) сказал: «Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод». Супругам следует избегать развода. При возможности супруги должны стремиться избежать бракоразводного процесса. Если имеются проблемы и трудности, им следует работать над собой и над трудностями, обратиться к помощи родственников и близких друзей.

Имеет ли женщина право на развод?

В каких случаях женщина имеет право на расторжение брака (никаха), какова процедура его расторжения?

– Расторжение брака (фасху ан-никах) установлено в шариате для защиты женщин от вреда, исходящего от мужа в материальном плане или в плане половых отношений. Женщина имеет право обратиться к имаму мечети с просьбой о расторжении брака, если муж сам отказывается дать развод или не в состоянии сделать это. Такое право женщине даётся: 1) если муж окажется сумасшедшим или потом, со временем станет сумасшедшим (даже, если есть надежда на выздоровление); 2) если муж окажется больным лепрой (болезнь, при которой сначала кожа краснеет, потом чернеет и начинает сыпаться) или потом заболеет этой болезнью; 3) если муж окажется больным проказой (болезнь, при которой кожа становится сильно белой, пятнистой) или потом заболеет этой болезнью; 4) если обнаружится, что у мужа нет полового органа или потом пришлось удалить его; 5) если муж окажется импотентом. Но, если муж хоть один раз вступил с ней в половые отношения, то она (жена) уже никогда не имеет право на расторжение брака.

После обнаружения всех перечисленных недостатков, если жена хочет расторгнуть брак, она имеет право это сделать, если обратится с такой просьбой к имаму сразу же, после их обнаружения, но если она не сделает этого сразу же, то она не имеет право на расторжение брака потом, со временем.

Если муж окажется импотентом, имам ему дает срок в один год для излечения, но, если после этого срока он останется таким же, жена имеет право расторгнуть брак.

Также жена имеет право на расторжение брака, если муж не в состоянии обеспечивать её минимальным обязательным обеспечением, установленным шариатом. Если же муж в состоянии её обеспечить, но не делает этого, жена не имеет право на расторжение брака, так как она имеет возможность потребовать от него всё необходимое через имама (или через суд). Если не известно местонахождение мужа и он не оставил имущества, которым жена может себя обеспечить, то, по мнению некоторых алимов, она имеет право расторгнуть брак. Также, по мнению некоторых алимов, если муж в состоянии обеспечить жену и не делает этого и жена не может добиться от него своего обеспечения через имама (или через суд), жена имеет право на расторжение брака.

После того, как жена обратится к имаму с просьбой о расторжении брака, имам дает мужу три дня, в течение которых муж должен начать обеспечивать её, и если он этого не сделает, то на четвёртый день имам расторгает их брак или дает ей (жене) разрешение на расторжение брака и она сама делает это. При расторжении брака имам говорит: «Я расторгаю брак»,- и называет имя мужа и жены, если жена сама расторгает с разрешения имама, то она говорит: «Я расторгаю свой брак».

Смотрите еще:  Спор из за поступков

После расторжения брака муж не имеет право на возврат жены (ружъат) до прохождения срока идды, что разрешается, если жене дать однократный или двукратный развод. После прохождения срока идды муж имеет право заново совершить махар с женщиной, которая расторгла с ним брак. Для этого нет условия, чтобы она вышла за другого мужчину и развелась с ним, в отличие от троекратного развода, после которого женщина не имеет право выйти заново за того же мужчину, который ей дал такой развод, а только в том случае, если она: 1) выйдет за другого, 2) вступит с ним в половой контакт, 3) разведётся с ним, 4) выдержит срок идды.

Если мужчина возобновит брак (после срока идды) с женщиной, которая расторгла раньше с ним брак, то она возвращается как новая жена, т. е. для мужа количество разводов не уменьшается, но если мужчина дал однократный или двукратный развод жене и вернул (сделал ружъат) её до прохождения срока идды или заново, после прохождения срока идды поставит с ней новый махар, то она возвращается к нему уже с уменьшенным количеством разводов.

Например, если муж давал однократный развод, то у него останется право на два развода, а если он давал двукратный развод, то у него остается право на один развод, т. е. если он и в дальнейшем даст только двукратный развод в первом примере и однократный во втором, то он уже не имеет право повторно на ней жениться, а только, если она выйдет замуж за другого и разведётся с ним («Фатхуль-Аллам»).

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Может ли жена дать развод по исламу

В каких случаях женщина может требовать развод?

Как выйти из затруднительной ситуации для представителей ханафитского мазхаба в том случае, когда между супругами нет согласия и с инициативой о расторжении брака выступает супруга, а муж не желает развода?

Хазрати имам Мухаммад в книге «Китабуль-асар» пишет: «В том случае, когда на муже лежит очень большая вина и потому его жена требует развода, при этом муж категорически против этого, кадий обязан оформить развод и это будет означать безвозвратный талак».

Кроме того в книге «Хидайя» в главе, посвященной вопросу об импотенции читаем: «В случае, когда супруга настаивает на разводе, а муж отказывается дать его, кадий может выступить в качестве представителя мужчины и узаконить развод. Потому как по Корану надлежит жить супругам в мире и согласии и разводиться по-доброму и кадий вправе предотвратить предполагаемое насилие. Данный развод будет означать безвозвратный талак». В данном случае речь идет об импотенции, но вопрос можно рассматривать и по шире, ведь не секрет не во всех семьях царят мир и согласие, однако, несмотря на это каждый развод должен совершаться по-доброму.

Суть исламского Шариата и его превосходство в справедливости, стремлении сеять добро и взаимопонимание между людьми и предотвращать несправедливость и зло. Шариат наставляет супругов, состоящих в никахе-браке, жить в мире и согласии. В 19 аяте суры «ан-Ниса» Священного Корана говорится «Живите с вашими женами достойно». В 231 аяте суры «аль-Бакара» сказано: «Если вы развелись с вашими женами, и они выждали положенный им срок, то либо удержите их на разумных условиях, либо отпустите их на разумных условиях. Но не удерживайте их, чтобы навредить им и преступить границы дозволенного». Приведенные здесь аяты являются доказательством к разрешению обсуждаемого вопроса.

Более того в Благородном Коране указан выход из ситуации когда между супругами нет согласия и трудно установить кто из них повинен. В 35 аяте суры «ан-Ниса» читаем: «Если вы опасаетесь разлада между ними, то…» Иными словами, в данном аяте говорится о том, что необходимо поручить двум ответственным лицам-судьям как с той, так и с другой стороны сделать все возможное, чтобы уладить отношения между супругами. Когда же выяснится, что достигнуть согласия невозможно, необходимо попытаться установить на чьей стороне вина. В том случае, когда вина лежит на муже, то развод объявляет судья, предложенный с его стороны.

И данный развод будет иметь безвозвратную основу, а вопросы махра и материального обеспечения разведенной будут возложены на мужа и это будет считаться ваджибом для него. Когда будет установлено, что вина лежит на жене, то соответственно развод будет объявлять судья, предложенный с ее стороны. Данный развод будет называться как «хульг» или развод с мужем из расчета суммы махра, полученного во время бракосочетания. Причем, сумма этого «хульга» будет ваджибом для данной женщины. Достижение согласия между двумя сторонами и улаживание конфликта между бывшими супругами и их развод совершается в соответствии с хукмами упомянутых выше аятов.

Смотрите еще:  Приватизация квартиры доверенность у нотариуса

«Согласие, достижение мира и покоя» суть понятия характерные аятам и сурам Священной Книги, а «развод» — обратная сторона этих понятий и он является вердиктом судьи, выносящим данное решение. Потому что в основе его деяния стоит задача объявить хукм, чтобы покончить с конфликтом, противостоянием между противоборствующими сторонами. Ведь в этом и состоит обязанность судьи.

Выработка хукма на основе приведенных выше благородных аятов не противоречит ханафитскому мазхабу и является истинным признаком данного мазхаба. Ведь и сам хазрати имам Абу Ханифа любил повторять: «Суры Священного Корана, хадисы, а также высказывания сахаба ставьте превыше, чем мои слова».

Может ли жена дать развод по исламу

Я дал развод жене посредством телефонного звонка

Вопрос:

Я дал развод жене посредством телефонного звонка. Я очень устал от ее выходок и сказал ей, что она разведена. Мое решение давно зрело, и я тверд в своем решении. Сейчас же у меня нет возможности никак с ней связаться, и я не знаю, действителен ли развод данный в таком виде? Прошу мне помочь. (Рамиль)

Ответ:

С именем Аллаха, Милостивого ко всем в этом мире, а в ином мире Милостивого только к верующим.

Ас-Саляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух!

Жаль, что вам не удалось сохранить ваш брак, пусть Аллах поможет вам принимать правильные решения на протяжении всей вашей жизни, амин!

Возвращаясь к вашему вопросу, действителен ли талак, данный по телефону.

Если муж даст своей жене развод по телефону (или же посредством СМС), то развод считается действительным и вступит в силу.

А Аллах знает лучше.

Муфтий Илдус Файзов

Можно ли вскрывать тела умерших людей в учебных целях?

Я собираюсь поступать в медицинский институт, но я знаю, что там нужно будет вскрывать тела умерших людей. Что в Исламе говорится о вскрытии умерших для обучения? (Равиль)

Можно ли женщине полностью побрить голову?

Вопрос: Можно ли женщине полностью побрить голову? Ответ: По мнению ученых ханафитского и маликитского мазхабов, женщине брить голову без крайней необходимости является запретным. Доказательством этого является то, что сказал Абу Муса Аль-Ашари (رضي الله عنه):

Судный день по Корану

Уверовавший в Аллаха должен помнить о великом дне, когда все деяния человека будут представлены божественному Суду. Вера в данный день помогает мусульманам осознать смысл жизни, совершая лишь добрые поступки и отказываясь от зла. Судный день помогает человечеству отойти от ограниченных рамок и взглянуть на мир, отрекшись от мирской суеты.

10 необычных вопросов о тахарате

Когда и как совершается нафль-намаз?

Нафль, которые совершаются в определенное время. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) совершал эти намазы в определенное время и в определенное количество ракатов.

3 вида клятв и искупление за их нарушение

Клятва – это торжественное обещание выполнения чего-то, или невыполнения. В обычных условиях, при отсутствии крайней необходимости не следует прибегать к клятвам. Необходимо оберегать свой язык от привычки постоянно клясться, основываясь всегда на простоте и честности.

Тот, кто постоянно произносит эти слова, не познает нищеты и будет защищен от мирских бед

Досточтимый Пророк (с.г.в.) сказал: «Если кто-то произнесет фразу “Радийту билляхи раббен ве бил Ислами динен ве би Мухаммади расулен веджебетлехуль Джаннах”, то Рай для него станет ваджибом (т.е. обязательным)». Смысл этой фразы: Я доволен господством Всевышнего Аллаха, мне не нужен другой Господь, кроме Него.

Жизнь после смерти: сколько лет будет людям в Раю?

Вопрос: слышала, что обитателям Рая будет 33 года, почему именно так? Ответ: в некоторых хадисах сказано, что обитателям Рая будет.

© 2019 Информационно-аналитический федеральный портал «Ислам Сегодня»

Похожие статьи:

Перспектива. 2019. Все права защищены.