Методическое пособие к букварю жуковой

Методическое пособие к букварю жуковой

Первая после букваря Новинка

Данная книга предназначена в качестве первой книги для детей, только что закончивших изучение Букваря.

Известно, что современные дети не любят читать книги. Об этом пишут и много говорят в разных кругах. Однако причины такого печального явления пока никто не выявляет. По нашему мнению, одной из причин отсутствия у детей интереса к книге является то, что начинающий читать ребёнок плохо вооружен техникой прочтения текста. Что имеется в виду?

Для того, чтобы бегло и осмысленно прочитать объемный текст, состоящий из длинных предложений в 8 и более слов, имеющий причастные, деепричастные обороты и слова сложной звуко-слоговой и грамматической структуры, необходим определенный технический навык. Этот навык, за редким исключением, не складывается сразу и вдруг. Подобно тому, как маленький пианист тренирует свои руки на постоянно усложняющемся музыкальном материале, так и начинающий читать ребёнок должен иметь для чтения нарастающий по сложности и содержанию лексико-грамматический материал. Этот материал должен обеспечить ему переход от простеньких букварных текстов к детской художественной литературе и, очень желательно, к доступной познавательной книге.

Недостающее звено между Букварём и детской книгой восполнит ?Первая после Букваря книга для чтения?. Однако основная задача нашего пособия состоит в том, чтобы начать формировать у детей любознательность, вызвать у ребёнка стремление приобретать новые знания, развивать пытливый ум и усидчивость.

Букварь Н.С.Жуковой — пример классического учебного пособия, по которому успешно выучились уже три поколения детей. При составлении Букваря автор использовал свой 30-летний опыт работы логопеда, что впервые позволило сочетать обучение грамоте с предупреждением ошибок на письме, возникающих в школьном возрасте. Таким образом, использованная в Букваре Жуковой оригинальная методика позволяет по окончанию изучения пособия плавно перейти к обучению письму. Рекомендован Министерством Общего и Профессионального Образования РФ.

Согласно авторской методике, «Букварь» изучается после успешного освоения речевых правил («Я говорю правильно. От первых уроков устной речи к Букварю»). После этого можно переходить к изучению грамотного письма («Я пишу правильно! От «Букваря» к умению красиво и грамотно писать»).

Пособия Жуковой

Книга, обучающая читать

Букварь Надежды Жуковой — это яркая книга с крупными буквами и замечательными рисунками, которая поможет ребенку научиться читать. Однако не торопитесь оставлять малыша один на один с учебником: в нижней части страниц идут советы родителям, как помочь детям овладеть методикой слогового чтения, а главное, на что обращать пристальное внимание, чтобы в дальнейшем при письме не возникали ошибки.

Основной плюс этой азбуки — сочетание традиционного подхода к обучению с новаторским способом, позволяющим ребенку осознать слог, как единицу чтения, а затем и письма. «Бегущие человечки» внутри книги помогают ребенку понять, как буквы складываются в слог и как правильно его произносить. Есть еще один очень важный момент: букварь Жуковой могут брать в руки дети совсем не знающие алфавит, ведь он пошагово знакомит малыша с буквами и одновременно учит читать.

Учебные пособия Жуковой

  • Книга «Я говорю правильно» предназначена для работы с ребенком от 1 до 3 лет, который только начинает говорить. Система занятий поможет выявить и даже исправить неправильное произношение звуков. Данная логопедия Жуковой подготовит ребенка к работе с букварем.
  • Только что научившемуся складывать слоги ребенку сложно сразу начать читать сказки и романы, богатые деепричастными оборотами и сложными для понимания конструкциями. «Книга для чтения. Первая после букваря» тренирует навыки чтения на небольших текстах, где предложения состоят не более чем из 8-10 слов. После этой книги, родители могут смело предлагать ребенку другую литературу, а также прописи Жуковой «Я пишу правильно».
  • Среди всех учебных пособий особняком стоит магнитная азбука. Она представляет собой не книгу, а набор из 67 букв, мольберта и инструкции с упражнениями. С её помощью ребенок может успешно самостоятельно закреплять навыки чтения и письма.

Важно помнить, что книги Жуковой – это не игрушки, предназначенные для развлечения ребенка. Основная задача, которую они успешно выполняют, быстро научить ребенка читать или писать без ошибок, правильно произносить звуки. Поэтому покупать малышу или дошкольнику такие учебные пособия стоит только, если родители планируют с ним серьезно заниматься.

Для того, чтобы купить пособия Жуковой, добавьте товар в корзину и заполните форму заказа. Доставка осуществляется по Москве, Санкт-Петербургу и всей России.

Обучение чтению по методике Надежды Жуковой

Среди огромного выбора методик обучение чтению по методу Надежды Жуковой очень популярно. Ее способ адаптирован для самостоятельных занятий родителей с детьми в домашних условиях. Учебные пособия Н. Жуковой приемлемы по стоимости, их можно приобрести практически во всех книжных магазинах. Попробуем разобраться, что в этой методике особенного и почему она так популярна.

Надежда Жукова – знакомый многим отечественный педагог, кандидат педагогических наук, имеет большой логопедический опыт работы. Она является создателем целой серии обучающей литературы для детей, которая издается многомиллионными тиражами. Множество ее научных работ опубликовано не только в российских, но и в специализированных изданиях других стран.

Надежда Жукова проводила множество исследований с детьми-дошкольниками, внимательно изучала поступательные процессы развития их речи. Она создала уникальную методику, с помощью которой дети могут быстро научиться читать и с легкостью перейти от нее к письменной речи. В своей методике Н. Жукова учит детей правильно складывать слоги, которые используются у нее в роли единой части в чтении и письме в дальнейшем.

Продажи ее современного «Букваря» превзошли количество 3 млн. экземпляров. Из этих цифр, по статистике, можно сделать вывод, что каждый четвертый малыш обучается чтению именно по нему. В 2005 году ему было присвоено звание «Классический учебник».

В 1960 – х годах Надежда Жукова являлась деятельным работником инициативной группы, которая занималась вопросами создания специализированных групп для ребят, имеющих проблемы и расстройства речевой деятельности. Сейчас такие логопедические группы и целые детские сады с этим уклоном широко распространены не только на территории нашей страны, но и в странах СНГ.

Особенности методики

В создании собственного особого метода Н. Жукова воспользовалась своим 30-летним логопедическим рабочим стажем. Она смогла построить успешное сочетание обучения грамоте с возможностью предупредить ошибки, допускаемые детьми при письме. В основу учебника заложен традиционный подход обучения чтению, который дополнен уникальными особенностями.

В речевой деятельности малышу психологически легче выделить слог, чем отдельный звук в произносимом слове. Этот принцип и используется в методике Н. Жуковой. Чтение слогов предлагается уже на третьем занятии. Ввиду того, что в самом начале обучения чтению этот процесс для детей является механизмом воспроизведения буквенной модели слова в звуковую, то малыш к моменту обучения чтению уже должен быть знаком с буквами.

Учить с ребенком сразу все буквы алфавита не стоит. Первое знакомство малыша должно быть с гласными буквами. Объясните крохе, что гласные – это поющие буквы, их можно пропевать. Начните с изучения так называемых твердых гласных (А, У, О). После того, как малыш познакомился с ними, уже нужно начинать складывать: АУ, АО, ОУ, УА, УО, ОА, ОУ. Конечно, это не слоги, но именно на таком сочетании гласных легче всего объяснить крохе принцип сложения слогов. Пусть малыш сам, помогая себе пальчиком, проводит дорожки от буквы к букве, пропевая их. Так он сможет прочитать сочетание двух гласных букв. Далее можно будет приступать к запоминанию согласных.

Тогда, когда вы начнете учить кроху читать, объясните ему, как по слуху определять, сколько звуков или букв вами произнесено, какой звук в слове звучит первым, последним, вторым. Здесь вам может помочь в обучении «Магнитная азбука» Н. Жуковой. С ее помощью можно попросить малыша выкладывать слоги, произносимые вами.

Также можно ощупывать буквы, обводить их пальчиком, что поспособствует их тактильному запоминанию. Когда кроха научится сливать слоги, можно предложить ему к прочтения слова из трех букв, слова из двух слогов. (О-СА, МА-МА).

В «Букваре» Жуковой родители смогут найти мини-конспекты занятий по изучению каждой буквы, рекомендации по обучению складывания слогов. Все написано доступным языком. Для того чтобы ими воспользоваться, родителям совсем необязательно иметь педагогическое образование. Провести занятие сможет абсолютно любой взрослый.

Смотрите еще:  Уральское следственное управление на транспорте следственного комитета рф

Важные методические советы

Учите ребенка в игровой форме

Дошкольник способен воспринимать информацию только в игровой форме. Игра для него – это спокойная обстановка, где никто его не будет ругать, критиковать. Не пытайтесь заставить ребенка быстро и сразу читать по слогам. Для него чтение – это нелегкий труд. Наберитесь терпения, проявляйте ласку и любовь к малышу во время обучения. Ему сейчас это важно, как никогда. Проявляя спокойствие и уверенность, учите складывать слоги, простейшие слова, предложения. Ребенок должен овладеть техникой чтения. Это процесс не быстрый и сложный для него. Игра разнообразит обучение, избавит от скучной обязанности заниматься, поможет привить любовь к чтению.

Возраст начала обучения

Не следует торопить события. Вполне нормально, что 3-4-летний ребенок совсем еще не способен обучаться. В этот возрастной период начинать занятия можно только при условии, что ребенок проявляет огромный интерес к читательской деятельности, проявляет желание научиться читать.

Совсем по другому отнесется к этому 5-6-летний ребенок. В дошкольных учреждениях программы обучения рассчитаны на то, чтобы обучить детей чтению по слогам. Однако совсем не всегда малыши могут усвоить информацию, полученную в большом коллективе. Многим ребятам требуются индивидуальные занятия, для того чтобы они поняли принципы складывания слогов и слов. Поэтому не упускайте возможности позаниматься с ребенком дома. Придя в школу хорошо подготовленным, малышу будет легче перенести период адаптации.

Немаловажно учитывать психологическую готовность к обучению чтению. Дети готовы начинать читать, только если они уже хорошо говорят, правильно составляют предложения в своей речи, фонематический слух развит на должном уровне. У малышей не должно быть проблем со слухом и зрением, логопедических проблем.

Звуки или буквы?

Знакомство с буквами не следует начинать с запоминания их названий. Вместо этого ребенок должен знать звук, который записывается той или иной буквой. Никаких ЭМ, ЭР, ТЭ, ЛЭ и т.п. быть не должно. Вместо ЭМ, учим звук «м», вместо БЭ, учим звук «б». Это делается для облегчения понимания ребенком принципа складывания слогов. Если вы выучите названия букв, то ребенок не будет понимать, как это из ПЭ-А-ПЭ-А получается слово ПАПА, из МЭ-А-МЭ-А – слово МАМА. Он будет складывать не звуки, которые обозначаются буквами, а то как он выучил – названия букв и соответственно будет читать ПЭАПЭА, МЭАМЭА.

Учим правильно гласные и согласные

Не начинайте изучение букв в алфавитном порядке А, Б, В, Г… Придерживайтесь той последовательности, которая дана в «Букваре».

В первую очередь выучите гласные (А, О, У, Ы, Э). Далее следует познакомить ученика с твердыми звонкими согласными М, Л.

Затем знакомимся с глухими и шипящими звуками (К, П, Т, Ш, Ч и т.д.)

В «Букваре» Н. Жуковой предложен следующий порядок изучения букв: А, У, О, М, С, Х, Р, Ш, Ы, Л, Н, К, Т, И, П, З, Й, Г, В, Д, Б, Ж, Е, Ь, Я, Ю, Ё, Ч, Э, Ц, Ф, Щ, Ъ.

Закрепляем изученный материал

Повторение ранее изученных букв на каждом занятии поспособствует более быстрому вырабатыванию механизма грамотного чтения у детей.

Чтение по слогам

Когда вы с ребенком выучите несколько букв, приходит время учиться складывать слоги. В этом в «Букваре» помогает веселый мальчик. Он пробегает от одной буквы к другой, образуя слог. Первую букву слога необходимо тянуть до тех пор, пока малыш пальчиком не проведет дорожку, по которой бежит мальчик. Например, слог МА. Первая буква М. Ставим пальчик в начале дорожки около нее. Тянем звук М пока проводим пальчиком по дорожке, не останавливаясь: М-М-М-М-М-А-А-А-А-А-А. Ребенок должен усвоить, что первая буква тянется, пока мальчик не прибежит ко второй, в результате они произносятся слитно, не отрываясь друг от друга.

Начинаем с простых слогов

Ребенок должен понять алгоритм складывания слогов из звуков. Для этого ему необходима тренировка сначала на простых слогах, типа МА, ПА, МО, ПО, ЛА, ЛО. Только после того, как ребенок поймет этот механизм, научится читать простые слоги, можно приступать к слогам сложнее – с шипящими и глухими согласными (ЖА, ЖУ, ШУ, ХА).

Этап обучения чтению закрытых слогов

Когда ребенок научится складывать открытые слоги, необходимо начинать обучение чтению закрытых слогов, т.е. тех, у которых гласная стоит на первом месте. АВ, УС, УМ, ОМ, АН. Такие слоги ребенку читать намного сложнее, не забывайте о регулярных тренировках.

Чтение простых слов

Когда ребенок поймет механизм складывания слогов, начнет их читать с легкостью, приходит время для чтения простых слов: МА-МА, ПА-ПА, СА-МА, КО-РО-ВА.

Следите за произношением и расстановкой пауз

В процессе обучения чтению необходимо внимательно следить за произношением ребенка. Обращайте внимание на верное прочтение окончаний слов, ребенок должен не догадываться, что написано, а прочитывать слово до конца.

Если на начальном этапе обучения вы учили ребенка пропевать слоги, то теперь, приходит время, обходиться без этого. Следите за тем, чтобы ребенок делал паузы между словами. Объясните ему, что означают знаки препинания: запятые, точки, восклицательный и вопросительный знаки. Пусть поначалу паузы между словами и предложениями, которые делает малыш, будут достаточно продолжительными. Со временем он поймет и укоротит их.

Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете научить ребенка читать довольно быстро.

Популярные книги для детей Н. Жуковой

Для того, чтобы родители смогли научить ребенка читать и писать с помощью ее методики, Надежда Жукова предлагает целую серию книг и пособий для детей и родителей.

Сюда входят:

«Букварь» и «Прописи» для детей 6-7 лет в 3 частях

Прописи являются практическим приложением к Букварю. За основу принят слоговой принцип графики. Слог выступает отдельной единицей не только чтения, но и письма. Запись гласной и согласной букв выступает в качестве единого графического элемента.

«Магнитная азбука»

Подходит как для домашнего использования, так и для занятий в детских учреждениях. Большой набор букв позволяет составлять не только отдельные слова, но и предложения. К «Азбуке» прилагаются методические рекомендации для работы, они дополнены упражнениями для обучения детей.

«Я пишу правильно – от Букваря к умению красиво и грамотно писать»

Учебник подходит для детей, которые уже научились читать по слогам слитно. Также необходимо, чтобы малыши могли определять первый и последний звуки в слове, могли назвать слова на звук, который им назвали, указать место заданного звука в слове – в начале, в середине или в конце. Книга рассчитана на проявление творчества педагога, который по ней занимается. Предлагаемые разделы можно расширить или сузить, количество устных и письменных упражнений варьируется педагогом. Внизу некоторых страниц можно увидеть методические указания для проведения занятий. Множество сюжетных картинок, предлагаемых в качестве иллюстраций к учебнику, поможет ребенку не только с легкостью усвоить основные принципы грамматики, но и развивать устную речь.

«Уроки правильной речи и правильного мышления»

Книга подойдет для уже хорошо читающих детей. Здесь к прочтению предлагается тексты классического жанра. Для родителей есть подробное методическое описание занятий по книге. К каждому произведению для его разбора прилагается система работы над текстом. С ее помощью дети учатся размышлять, понимать скрытый подтекст, объяснять, обсуждать. Также вы можете увидеть значение неизвестных ребенку слов, которые находятся в словаре для детей. Также автор знакомит малышей с известными поэтами и писателями, учит правильно читать то или иное произведение.

«Уроки чистописания и грамотности» (обучающие прописи)

Пособие, дополняющее остальные элементы системы Н.Жуковой. С помощью него ребенок сможет научиться ориентироваться на листе, работать по образцу, обводить и самостоятельно писать различные элементы букв и их соединений. Предлагаются задания для звуко-буквенного анализа слов, дописывания недостающих букв в слове, письмо прописных заглавных и строчных букв и т.д.

Для данного учебника характерна доступная для понимания не только педагогами и логопедами, но и родителями система занятий, с помощью которых можно достигнуть чистой речи детей. Предложенные упражнения акцентируют внимание на проработке только одного конкретного звука. Благодаря этому занятия проходят с большим эффектом. Уровень развития речи ребенка, с которым начинают заниматься, не столь важен. Для всех детей занятия будут иметь положительный результат. Прекрасно подходит для занятий с детьми любого возраста.

«Я говорю правильно. От первых уроков устной речи к Букварю»

Выстроенные в определенном порядке занятия, которые предлагаются в этом пособии, подойдут для применения в деятельности педагогов, логопедов и родителей, занимающихся с детьми 1-3 лет.

Смотрите еще:  Штраф за непредоставление отчетности по ндфл

С помощью этой книги вы сможете помочь малышу поэтапно усвоить родной язык и окажете грамотную помощь в формировании функций речи. В учебнике прослеживается четкая взаимосвязь между развитием речи малышей и их психики.

«Первая после Букваря книга для чтения»

Для ребят, закончивших изучение Букваря, рекомендуется в качестве первой книги – «Первая после Букваря книга для чтения». Она смягчит переход от Букваря к обычной литературе. Основной целью этого обучающего пособия является формирование у детей любознательности, желание познавать новое, развивать интеллект и усидчивость.

Все содержание книги объединено одной тематической линией: Родная природа в баснях, рассказах, поэзии и в жизни. Пособие содержит три вида текстов, различающихся по содержанию, стилю написания и шрифту.

1 часть – это басни и рассказы. Они продолжают тексты, которые даны в Букваре, только предложен более сложный вариант.

2 часть – сведения для юного натуралиста. В ней предложены данные из энциклопедий о главных героях рассказов или басен.

3 часть представляет собой фрагменты стихотворений великих поэтов. В каждом отрывке прослеживается взаимосвязь с каким-либо фрагментом 1 части книги. Это может быть стихотворение о временах года одного из рассказов, о животных одной из басен, погода и т.п.

Таким образом, с помощью методики обучения Надежды Жуковой, родители самостоятельно смогут прекрасно подготовить ребенка к школе. Пользуясь ее методическими и учебными пособиями можно не только научить ребенка хорошо и правильно читать, но и научить писать, познакомить с основами грамотной письменной речи, избежать многих логопедических проблем.

Методические рекомендации по работе с Букварем Н. С. Жуковой

Марьям Наильевна Осипова
Методические рекомендации по работе с Букварем Н. С. Жуковой

Методические рекомендации по работе с букварем Н. С. Жуковой, предназначеный для родителей, педагогов ДОУ, гувернеров и руководителей студий раннего развития ребенка. Методические рекомендации разработаны на основе советов, изложенных в самом пособии. Советы дополнены информацией из опыта работы воспитателей. Методические рекомендации содержат краткое описание Букваря Н. С. Жуковой, с позиции дидактической ценности и практической значимости. Авторы методических рекомендаций убеждены в необходимости развития ребенка на самых ранних порах: обучать ребенка чтению необходимо с трех лет.

Мы с Вами будем учиться читать по Букварю Н. С. Жуковой, в игровой форме, интересно и увлекательно. Но прежде предлагаем обратить внимание на наши советы.

Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если же речь ребенка изобилует аграмматизмами и дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь заняться ее исправлением у логопеда.

Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита. Алфавит учить не следует, все начинается со звуков

Не называйте согласные звуки с призвуком гласных, например сэ или рэ, или эр и т. п. Потому, что когда ребенок начнет читать, звуки он будет произносить неправильно, и соответственно — неправильное чтение. В конечном итоге ребенка пытаются переучить читать, а это дополнительный стресс.

Прежде, чем предложить ребенку ту или иную страницу Букваря, необходимо ознакомиться с замечаниями, помещенными в нижней части страницы

При знакомстве с новым звуком необходимо изучать слова, называть и показывать изображения предметов, содержащие данный звук.

На первых порах обучения закрывайте от читающего белым листДанный опыт работы принадлежит воспитателю дошкольного учреждения. Опираясь ом бумаги те части текста, которые не должны находиться в поле его зрения. Для этого сделайте в листе белой бумаги окошечко, которое передвигайте от слога к слогу по мере их прочтения ребенком. Буквально через два месяца бумага не понадобится, поскольку ребенок привыкнет.

Имейте дома комплект «Магнитная Азбука». Подходите к процессу творчески, рисуйте, лепите, вырезайте буквы вместе с детьми.

Н. С. ЖУКОВА

БУКВАРЬ

ПОСОБИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

При составлении букваря автор использовала свой 30-летний опыт работы логопеда, что впервые позволило сочетать обучение грамоте с предупреждением ошибок при письме, возникающих в школьном возрасте. Букварь основан на традиционном подходе к обучению чтению на русском языке, дополняя традиционный подход оригинальным способом обучения ребенка осознанию буквосочетания как цельного графического элемента – слога в качестве единицы чтения (в дальнейшем письма). Букварь имеет занимательный, увлекательный характер, несмотря на то, что его основная задача обеспечить ребенку наибыстрейшее овладение техникой чтения, что должно доставить детям радость и удовольствие в награду за труд. Надеемся, что наши дети, овладев без особых затруднений чтением, возьмут в руки книгу как орудие культуры и источник знаний.

ПОСКОЛЬКУ РАЗНЫЕ ДЕТИ ИМЕЮТ РАЗНЫЕ ТЕМПЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ, СЛЕДИТЕ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ ЧИТАЕМОЕ БЫЛО ДОСТУПНО РЕБЕНКУ, ОДНИ ДЕТИ МОГУТ ДОЛГО ОСТАВАТЬСЯ НА ВЫБОРОЧНОМ ПРОЧТЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ СЛОГОВ И СЛОВ. ДРУГИЕ БЫСТРО ПЕРЕЙДУТ К БОЛЕЕ СЛОЖНЫМ ТЕКСТАМ И МЕЛКОМУ ТЕКСТУ.

План работы по ознакомлению детей второй младшей группы с изоискусством Добролюбова В. В., воспитатель МБДОУ №22 «Почемучка». г. Воркута. СЕНТЯБРЬ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Филимоновская игрушка.

План работы по ознакомлению детей средней группы с изоискусством Добролюбова В. В., воспитатель МБДОУ №22 «Почемучка».г. Воркута. СЕНТЯБРЬ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Дымковская игрушка.

Методические рекомендации к букварю

методические рекомендации к букварю

« Мой первый учебник »

« Хочу хорошо писать »

для 1 класса общеобразовательных учреждений

Пособие для учителя

Смоленск «Ассоциация XXI век» 2012

УДК 372.881.116.11.046.12 ББК 74.268.1 Рус

А в т о р ы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М., Курлыгина О.Е.

С 60 Соловейчик М.С .

Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» для 1 класса общеобразоват. учрежд. Пособие для учителя. / Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М., Курлыгина О.Е. – 3-е изд. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012 – 448 с. – ISBN 978-5-418-00364-5

Пособие содержит программу обучения грамоте, планирование уроков с указанием видов деятельности учащихся, пояснения к страницам букваря и прописей, советы по содержанию и организации всех уроков.

Книга поможет учителю плодотворно работать с детьми, имеющими разный уровень дошкольной читательской подготовки, а также обеспечить преемственность между периодом обучения грамоте и курсом русского языка, создать необходимое единство букваря «Мой первый учебник» и учебника по русскому языку М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка».

Пособие направлено на внедрение идей Федеральных государственных образовательных стандартов 2010 г. в практику обучения младших школьников.

УДК 372.881.116.11.046.12 ББК 74.268.1 Рус

© Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.,

Бетенькова Н.М., Курлыгина О.Е., 2007, 2012

© Издательство «Ассоциация ХХI век», 2007, 2012

Все права защищены.

НЕМНОГО ОБ ЭТОЙ КНИГЕ

Букварь «Мой первый учебник» (авторы: Соловейчик М.С., Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е.) и прописи «Хочу хорошо писать» (Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М.) являются составной частью комплекта учебников образовательной системы «Гармония». Именно с них начинается введение младших школьников в образовательную область «Филология». Помочь Вам глубже понять специфику букваря и прописей, их внутреннюю связь с учебником Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка», сделать более продуктивными уроки обучения грамоте, облегчить Вашу подготовку к ним и призвана книга, которую Вы держите в руках.

Особенностью данного издания пособия является включение в него сведений о содержании и способах воплощения на страницах букваря и прописей идей современных образовательных стандартов.

Комментарии к урокам обучения грамоте и письму, советы по проведению этих уроков представлены в разных разделах – в первом и втором. Такое разведение материала позволяет лучше донести логику каждого направления обучения, связь следующих друг за другом уроков чтения (или письма), представляющих собой определённую систему. Но при этом содержательной соотнесённостью страниц букваря и прописей созданы условия для взаимосвязанной работы, а при Вашем желании – и для интеграции уроков чтения и письма.

Целостное представление о содержании обучения в этот период даёт помещённая в третьем разделе «Программа обучения грамоте», а представление об организации работы, о связи уроков чтения и письма, о видах деятельности учащихся – помещённое там же «Тематическое планирование уроков».

Обращаем внимание: к букварю есть электронное сопровождение. Вы найдёте его в свободном доступе на сайте издательства.

Успехов Вам и всего доброго! Авторы.

РАБОТА ПО БУКВАРЮ «МОЙ ПЕРВЫЙ УЧЕБНИК» 1

Об особенностях и структуре букваря

1. Букварь ориентирован, прежде всего, на первоклассников, начинающих учиться читать. Однако при этом он создаёт методические условия для продуктивного обучения чтению детей, имеющих разный уровень дошкольной читательской подготовки.

Так, начинающие учиться читать чаще всего знакомятся с одной новой буквой, при этом в центре внимания находится освоение позиционного принципа русской графики и основанного на нём механизма чтения. Работа над этим механизмом важна и для совершенствования техники чтения уже читающих детей.

Смотрите еще:  Заявление на обмен прав 2019

Одни и те же элементы страниц букваря, например, столбики слогов, предполагают выполнение разными группами учащихся различных заданий: одни ученики под руководством учителя овладевают механизмом чтения, а другие читают самостоятельно, каждый

в своём темпе, отыскивая среди слогов слова, после чего ведётся коллективное обсуждение принятых решений.

Уже читающим ученикам адресованы многие слова, предложения, небольшие тексты, тематически связанные с основным материалом страниц, все они отмечены звёздочкой. Нередко этот материал сопровождается и ещё одним знаком – «хитрым вопросом», который предупреждает о наличии «ловушки» и тем самым рождает стремление быстрее понять смысл читаемого. На лучшее понимание его ориентируют и имеющиеся на многих страницах вопросы к текстам, но они предназначены для чтения всеми учащимися.

Для совершенствования читательских умений подготовленных учеников предназначены и целые страницы, призывающие: «ПочитайJка!». Эти страницы тоже отмечены звёздочкой, которая не только выделяет материал для читающих детей, но и предлагает тем, кто лишь узнаёт буквы, самостоятельно потренироваться

в нахождении известных.

1 Характеристика прописей, соответствующих этому букварю, и методический комментарий к урокам письма составляют содержание раздела 2 данного пособия.

Таким образом, букварь обеспечивает возможность для дифференцированной работы и, соответственно, для успешного обучения чтению всех учащихся, независимо от уровня их дошкольной читательской подготовки.

2. Наряду с обучением чтению, букварь осуществляет целенаправленную подготовку учеников к освоению курса русского языка:

обеспечивает введение ребёнка в мир наблюдений за языком: за лексическим значением слов, за их строением и изменением, за взаимосвязью между лексическим значением слова и его звуковым составом, ударением и т. д.; на этой основе начинается работа над культурой пользования языком и культурой речи;

закладывает основы фонетических умений первоклассников, что необходимо для успешного освоения как русской графики, так

и орфографии, а следовательно, для дальнейшего обучения грамотному письму;

способствует освоению графики русского языка на основе осмысления детьми её закономерностей (см. порядок изучения букв, обозначающих твёрдость и мягкость согласных; представление способов обозначения звука [й , ]; материал для работы над механизмом чтения);

предусматривает пропедевтическую работу по орфографии: а) знакомство (на практическом уровне) с признаками наиболее

распространённых орфограмм («опасных при письме мест»); б) начало целенаправленного формирования орфографической зоркости школьников, т. е. умения замечать орфограммы;

создаёт условия для практического освоения учащимися всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма; для формирования культуры речевого поведения.

З. Букварь предполагает продолжение обучения русскому языку по учебнику « К тайнам нашего языка ». Связь букваря и учебника подчёркивается многими внешними деталями: цветом обложки, наличием писем, адресованных детям и взрослым, некоторых общих условных обозначений, использованием голубого цвета как цвета помощи, розовых рамок для выделения новой информации и т. п. Однако главная связь букваря и учебника, естественно, внутренняя. Букварь достаточно полно и последовательно готовит учащихся к работе по учебнику. Это проявляется в содержании и организации всех направлений обучения. В качестве примера скажем о двух – о развитии речи и формировании орфографической зоркости первоклассников.

Уже в букваре ученик подводится к мысли о том, что в разных случаях мы говорим поJразному. Он учится создавать изобразительную речь («рисовать словами») и научноJделовую («говорить как учёный») – соответствующие рисункиJподсказки есть на букварных страницах. Кроме того, дидактический материал букваря одновременно с тренировкой в чтении позволяет наблюдать за значением и особенностями употребления слов, за верной постановкой ударения, учить правильной сочетаемости слов, построению разных по цели и интонации предложений, пониманию темы и главной мысли текста (конечно, без терминов), определению более точного заголовка, правильному расположению предложений и т. д.

Таким образом, на основе букваря практическим путём начинает формироваться комплекс тех речевых умений, которые будут в центре внимания в учебнике.

Что касается целенаправленной работы над орфографической зоркостью школьников, то планированием предусмотрены специальные уроки обучения грамоте, на которых дети знакомятся с признаками «опасных при письме мест» для гласных и согласных. Эти уроки подробно описаны в данном пособии, а в букваре обеспечены необходимым дидактическим материалом. После каждого такого урока на страницах букваря систематически начинают предлагаться специальные задания, помогающие первоклассникам постепенно осмысливать природу русского письма, сущность и опознавательные признаки встречающихся «опасностей», а также накапливать опыт нахождения «опасных мест» в читаемых (а на уроках письма записываемых) словах, предложениях, текстах.

4. Названием букваря – « Мой первый учебник» – специа льно подчёркивается, что это первая книга в руках маленького школьника, которая учит его учиться. Постепенно осваивая систему условных обозначений, ребёнок начинает приобретать первый опыт самостоятельной работы с учебной книгой. Со временем ученик поймёт, что в букваре есть не только картинки, которые можно рассматривать, слова, предложения, короткие рассказы, которые следует читать, – в нём есть ещё и задания , которые нужно выполнять. Сначала он будет учиться понимать задания, предъявленные условными значками, а потом, в той или иной мере научившись читать, станет «вычерпывать смысл» установок авторов из особых заголовков, осмысливать тексты по прочитанным после них вопросам. Работая с материалами букварных страниц, он впервые встретится с короткими сообщениями, в которых сформулированы результаты совместных наблюдений, орфографические правила.

Таким образом, названные элементы заблаговременно готовят начинающего учиться ребёнка к последующему самостоятельному общению с учебниками.

5. Вся методическая система букваря направлена, наряду с формированием предметных умений, на создание условий для личностного развития школьников и становления у них комплекса метапредметных учебных действий , предусмотренных ФГОС.

С точки зрения личностного развития первоклассников авторы букваря различными методическими средствами стремились обеспечить:

появление у детей интереса к первой учебной книге, желание

с её помощью учиться, приобретать знания и умения; осознание новой социальной роли – ученика;

зарождение элементов самооценки, стремления преодолевать учебные затруднения;

формирование любознательности, а для её удовлетворения – стремления научиться хорошо читать, узнать мир книг и войти в него;

возникновение интереса к фактам языка и, как следствие, – к самому языку и его дальнейшему изучению;

ориентацию на соблюдение моральноJэтических норм, на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, заботы о близких, на участие в совместных делах, на помощь сверстникам и т. п.

Предусмотрено в букваре и начало формирования у школьников

метапредметных учебных действий : регулятивных :

по значкамJзаголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать, принимать и удерживать учебную задачу;

осознавать границы собственных знаний; на основе созданных в букваре ситуаций «открытого незнания» понимать перспективы дальнейшей учебной работы;

выполнять различные учебные действия, пользоваться при этом разными способами помощи, оценивать правильность выполнения действий другими, вносить необходимые коррективы; контролировать и оценивать свои действия;

разграничивать факты реальной действительности и слова как их названия;

осознавать звуки, соотношение звуков и букв, слова, речь (устную и письменную), речевое поведение как объекты специального наблюдения, выполнять применительно к ним операции анализа, синтеза,

Похожие статьи:

  • Субсидии на иные цели пояснительная записка Письмо Министерства образования и науки РФ от 16 декабря 2016 г. N 04-951 "О сроках, порядке представления Отчета об использовании субсидий на иные цели и Отчета об использовании субсидий […]
  • Сколько стоит лицензия 64 бит Как установить Windows 10 и сколько это стоит? Сегодня состоялся официальный релиз Windows 10 в 190 странах мира, в том числе в России. Как и было обещано, это обновление могут бесплатно […]
  • Нотариус сучков ви Нотариус сучков ви Новости конторы 25.05.2015 Уважаемые клиенты с 01.06.2015 у нас меняется график работы! С понедельника по пятницу контора будет работать с 10:00 до 19:00 (обед с 13:00 […]
  • Требования к обслуживанию на предприятиях общественного питания Услуги общественного питания. Общие требования к методам и формам обслуживания на предприятиях общественного питания Стандарт устанавливает общие требования к методам и формам обслуживания […]
  • У кого повысится пенсия с 1 апреля 2019 года 1 апреля 2019 года в России состоится официальная индексация пенсий: кому и на сколько Будет ли индексация пенсий с 1 апреля 2019 года? Или ничего ждать пенсионерам уже не стоит? […]
  • Как дают взятки преподавателям Взятки преподам глазами препода Теоретические знания В прошлом году в рамках борьбы с коррупцией к нам на матфак приходил юный прокурор и рассказывал, что взяткой считаются подарки от 3 […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.