Лицо действующее на основании полномочия предусмотренного фз актом

Лицо действующее на основании полномочия предусмотренного фз актом

Вопрос: В соответствии с пп. «д» п. 1.3 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» заявителем при государственной регистрации юридического лица может быть иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления. Означает ли это, что в качестве заявителя может выступать лицо, действующее по доверенности от имени юридического лица?

Ответ: Нет, поскольку Гражданским кодексом РФ (п. 1 ст. 182) различаются представительство, основанное на доверенности, и представительство, основанное на указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
Таким образом, действующие по доверенности лица не могут быть заявителями при государственной регистрации юридического лица.
Данная позиция подтверждается Постановлением ФАС Центрального округа от 15.09.2004 по делу N А62-1428/2004.

С.А.Щукина
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
Подписано в печать
06.12.2010

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ от 08.08.01г.

Статья 8. Сроки и место государственной регистрации

1. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

2. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

3. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Статья 9. Порядок представления документов при государственной регистрации

1. В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представлены непосредственно или направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

1.1. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

1.2. Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее — заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Свидетельствование подписи физического лица, регистрируемого или зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на заявлении, указанном в настоящем пункте, в нотариальном порядке не требуется в случае, если указанное физическое лицо представляет документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, непосредственно в регистрирующий орган и представляет одновременно документ, удостоверяющий личность.

1.3. При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;

в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

1.4. При внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, заявителями могут быть участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица — участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица — участника общества, исполнитель завещания и нотариус.

Если указанные в абзаце первом настоящего пункта участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица — участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица — участника общества являются юридическими лицами, таким заявителем может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа такого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, а также физическое лицо, действующее на основании доверенности.

1.5. При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может быть физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

3. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

В ином случае, а также при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

При поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.

3.1. Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных в соответствии с настоящим Федеральным законом документов в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

4.1. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статья 10. Особенности регистрации отдельных видов юридических лиц

Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Статья 11. Решение о государственной регистрации

1. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

2. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

3. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При поступлении в регистрирующий орган документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем. При этом регистрирующий орган обязан выдать предусмотренный настоящим пунктом документ в письменном (бумажном) виде по соответствующему запросу заявителя.

3.1. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, сведения, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

4. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки предоставления соответствующему юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ответы на наиболее актуальные вопросы практики применения законодательства о некоммерческих организациях

Вопрос: Каким образом подтверждаются полномочия заявителя — лица, не являющегося учредителем НКО?

Ответ: Согласно пункту 1.3 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», заявителями при государственной регистрации юридического лица могут выступать: а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; б) учредитель или учредители юридического лица при его создании; в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления (далее – специальное полномочие). Необходимо обратить внимание, что, например, учредитель юридического лица или руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица, вправе являться заявителями лишь в случае государственной регистрации при создании организации. В последующем заявителем при государственной регистрации будет являться руководитель постоянно действующего исполнительного органа или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица. На основании пункта 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента формирования ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Следовательно, с момента формирования ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) юридического лица председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) выступает как лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица. С указанного момента также возникают полномочия руководителя ликвидационной комиссии (ликвидатора) выступать заявителем при государственной регистрации. Возможность выступать заявителем при государственной регистрации юридического лица на основании специального полномочия предусмотрена для организаций, создаваемых в силу прямого указания федерального закона или на основании распорядительного акта государственного органа, органа местного самоуправления, в которых закреплены, в том числе, полномочия лица выступать заявителем при государственной регистрации. При этом доверенность, предусмотренная статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, не является специальным полномочием. Возможность выступать заявителем при государственной регистрации юридического лица на основании доверенности первоначально была предусмотрена федеральным законом, однако Федеральным законом от 23.06.2003№ 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» такая возможность исключена. Представление при государственной регистрации юридического лица какого-либо специального документа, подтверждающего полномочия заявителя не требуется, ввиду того, что подтверждение данных полномочий возможно на основании представляемых для государственной регистрации документов. Так, например, полномочия лица, выступающего заявителем при создании организации, (учредителя) будут подтверждаться решением о создании некоммерческой организации (представляется в соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»), полномочия руководителя организации, в отношении которой осуществляется государственная регистрация, — решением об его избрании (назначении) (представляется в соответствии с перечнем документов, необходимых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации или внесения изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212).

Смотрите еще:  Льготы при захоронении инвалида 2 группы

Вопрос: Вправе ли федеральный орган государственной регистрации либо его уполномоченные сотрудники требовать от некоммерческой организации внести изменения в цели и задачи деятельности, указываемые в учредительных документах, в сторону их сокращения либо дословного воспроизведения положений федеральных законов?

Ответ: Нет, вмешательство регистрирующего органа в определение целей и задач деятельности некоммерческой организации недопустимо. Однако безусловной является необходимость соответствия целей конкретной организации целям, установленным для данной организационно-правовой формы в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» или соответствующем законе. Некоммерческая организация самостоятельно определяет цели и предмет своей деятельности, согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», при этом дословное воспроизведение формулировок, приведенных в нормативных правовых актах, не требуется, поскольку приведенный в указанной статье перечень целей является открытым. Такой подход позволяет организации самостоятельно выбирать и формулировать свои цели.

Вопрос: Вправе ли федеральный орган государственной регистрации либо его уполномоченные сотрудники требовать от некоммерческой организации внести изменения в структуру органов управления, а также изменить наименование органов управления?

Ответ: В случае если некоммерческой организацией сформирована структура органов управления, отвечающая требованиям федерального законодательства, дальнейшее вмешательство регистрирующего органа недопустимо, что следует из пункта 1 статьи 28 и Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Вопрос: Должна ли в наименовании некоммерческой организации быть раскрыта специфика ее деятельности? Пример: не просто Автономная некоммерческая организация «Солнышко», а Автономная некоммерческая организация помощи семье и детям «Солнышко»?

Ответ: Наименование некоммерческой организации должно отражать характер ее деятельности, то есть отражать предмет и цели, определенные учредительными документами, в этой связи соответствующим пункту 1 статьи 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации является второй вариант.

Вопрос: Может ли полное наименование некоммерческой организации на русском языке содержать в себе элементы латиницы?

Ответ: Нет, в соответствии с аналогией закона (ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации) и п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об акционерных обществах» полное наименование некоммерческой организации, указываемое в учредительных документах, должно быть прописано либо исключительно на русском, либо (по желанию) также на иностранном языке, при этом смешение языковых единиц не допускается.

Вопрос: Если в учредительных документах некоммерческой организации указывается возможность оказания безвозмездной материальной помощи третьим лицам, обязана ли организация иметь в своем наименовании слово «благотворительная»?

Ответ: Нет, некоммерческие организации, не являющиеся благотворительными, не ограничены действующим законодательством в возможности осуществления благотворительной деятельности, в том числе путем оказания безвозмездной материальной помощи третьим лицам, в соответствии с целями и задачами своей деятельности, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 и статьей 5 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Вопрос: Обязан ли заявитель представлять документы на электронном носителе (диск, дискета) при государственной регистрации некоммерческой организации либо внесения изменений в ее учредительные документы?

Ответ: Сведения в электронном виде представляются по мере возможности, заявитель не обязан представлять документы на электронном носителе, что следует из пункта 1.1 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439.

Вопрос: Какие сведения об учредителях предоставляются в регистрирующий орган при регистрации НКО?

Ответ: Перечни документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческой организации, а также общественного объединения и религиозной организации определены статьей 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьей 21 Федерального закона «Об общественных объединениях» и статьей 11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (соответственно). Указанными нормами предусмотрено представление для государственной регистрации сведений об учредителях некоммерческой организации (общественного объединения, религиозной организации). Форма № РН0001, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212, содержит листы «Сведения об учредителях некоммерческой организации – юридических лицах» и «Сведения об учредителях некоммерческой организации – физических лицах», в которых в том числе указываются паспортные данные учредителей – физических лиц, сведения о государственной регистрации – для учредителей – юридических лиц. Таким образом, пакет документов, предъявляемых для регистрации некоммерческой организации в обязательном порядке требует указания паспортных данных учредителей некоммерческой организации в специально предусмотренной форме – «Сведения об учредителях». Представление дополнительных сведений, помимо указываемых в заявлении о государственной регистрации, не требуется. Создание некоммерческой организации в результате ее учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя) в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Общественные объединения и религиозные организации создаются также по инициативе их учредителей, что следует из статьи 18 Федерального закона «Об общественных объединениях» и статьи 9 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (соответственно). Исходя из смысла указанных норм, все участники общего собрания, на котором принимается решение о создании некоммерческой организации, участвовавшие в голосовании и поддержавшие данное решение, становятся учредителями такой организации и их данные (паспортные, регистрационные) подлежат указанию в соответствующих листах формы № РН0001. Лица, избранные членами постоянно действующего руководящего органа некоммерческой организации, могут иметь статус приглашенных на общее собрание учредителей и не участвовать, таким образом, в голосовании по вопросам повестки учредительного собрания. В связи с указанными обстоятельствами такие лица не будут являться учредителями некоммерческой организации и их данные не указываются в качестве сведений об учредителях. Действующее законодательство не требует указания в решении о создании некоммерческой организации паспортных (регистрационных) данных учредителей и иных участников учредительного собрания, тем более что такие данные в обязательном порядке указываются в соответствующих листах формы № РН0001.

Вопрос: Как происходит приостановление процедуры регистрации?

Ответ: Согласно пункту 1.1 статьи 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в случае, если представленные для государственной регистрации документы, предусмотренные данным федеральным законом, оформлены в ненадлежащем порядке, Минюст России (его территориальный орган) вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации до устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца. Заявитель информируется о принятии решения о приостановлении государственной регистрации в порядке, аналогичном порядку информирования о принятии решения об отказе в государственной регистрации. При принятии решения о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации прерывается течение срока, установленного пунктом 8 статьи 13.1 Федерального закона Федерального закона «О некоммерческих организациях». Часть такого срока, истекшая до принятия решения о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня представления документов, оформленных в надлежащем порядке. Неустранение заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации некоммерческой организации, в срок, установленный решением о приостановлении государственной регистрации, является основанием для принятия уполномоченным органом или его территориальным органом решения об отказе в государственной регистрации. Устранение оснований, повлекших приостановление государственной регистрации, осуществляется путем представления заявителем соответствующих документов. Представление документов для устранения оснований, повлекших приостановление государственной регистрации, осуществляется в любое время в течение срока приостановления государственной регистрации. Основанием для возобновления государственной регистрации является получение Минюстом России (территориальным органом) заявления о возобновлении государственной регистрации с приложением документов, необходимых для устранения оснований, повлекших приостановление государственной регистрации, либо истечение срока приостановления государственной регистрации. После поступления заявления о возобновлении государственной регистрации либо истечения срока приостановления государственной регистрации принимается решение о государственной регистрации либо об отказе в государственной регистрации. Решение о государственной регистрации либо об отказе в государственной регистрации должно быть принято в срок, не превышающий 14 рабочих дней со дня поступления заявления о государственной регистрации, без учета срока приостановления государственной регистрации. Положения статьи 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» о приостановлении государственной регистрации, применяются независимо от факта внесения соответствующих дополнений в Административный регламент, утвержденный приказом Минюста России от 31.03.2009 № 96. Действие нормы о приостановлении государственной регистрации не распространяется на общественные объединения в силу того, что в отношении них действуют нормы Федерального закона «Об общественных объединениях», являющегося специальным по отношению к Федеральному закону «О некоммерческих организациях».

Смотрите еще:  Цитата спор

Вопрос: Как правильно оформлять и сколько экземпляров Устава НКО необходимо предоставлять для регистрации?

Ответ: В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» для государственной регистрации некоммерческой организации представляются ее учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах (за исключением профсоюзов, в отношении которых действует специальный уведомительный порядок государственной регистрации: согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» для государственной регистрации профсоюза учредительные документы представляются в двух подлинных экземплярах, которые должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса.) Согласно пункту 23 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Минюста Российской Федерации от 31.03.2009 № 96, два экземпляра учредительных документов должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса.

Вопрос:
Возможно ли в качестве местонахождения организации в её уставе указывать только населенный пункт без точного адреса?

Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в учредительных документах должно быть указано место нахождения некоммерческой организации, которое на основании пункта 2 данной статьи определяется местом ее государственной регистрации. Требование об указании в учредительных документах некоммерческой организации почтового адреса, по которому будет осуществляться связь с такой организацией, законодательством не установлено. Таким образом, указание в учредительных документах некоммерческой организации на город (или иной населенный пункт), в котором располагается некоммерческая организация, является достаточным. Сведения о точном адресе некоммерческой организации указываются в заявлении о регистрации некоммерческой организации и содержатся в едином государственном реестре юридических лиц.

Вопрос: Какие документы необходимо представлять для подтверждения местонахождения организации при регистрации, кроме гарантийного письма?

Ответ: Статьей 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьей 21 Федерального закона «Об общественных объединениях» и статьей 11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» определено, что для государственной регистрации в Минюст России или его территориальный орган должны быть, в том числе, представлены сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа некоммерческой организации (общественного объединения, религиозной организации), по которому осуществляется связь с ними. Пунктом 5.1 статьи 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлен запрет требовать при государственной регистрации некоммерческой организации представления других документов, кроме указанных в пункте 5 статьи 13.1 названного закона. Форма предоставления сведений об адресе некоммерческой организации указанными выше федеральными законами не установлена. При этом формы заявлений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212, содержат необходимые разделы, в которых указываются сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа некоммерческой организации или общественного объединения, по которому осуществляется связь с ними. Таким образом, сведения об адресе (месте нахождения) некоммерческой организации могут быть представлены в виде соответствующих листов форм заявлений. Для подтверждения сведений об адресе некоммерческой организации, указанных в заявлении, рекомендуется представлять гарантийное письмо или надлежащим образом заверенные копии правоустанавливающих документов. Пункт 27 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31.03.2009 № 96, будет соответствующим образом скорректирован.

Вопрос: С какого момента начинает течь трехдневный срок для уведомления территориального Управления Минюста о смене местонахождения некоммерческой организации?

Ответ: На основании пункта 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация обязана информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Аналогичная обязанность предусмотрена также частью 2 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», пунктом 9 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» к числу таких сведений отнесены сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа некоммерческой организации (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени некоммерческой организации без доверенности), по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией. Под днем наступления изменений понимается дата принятия соответствующего решения уполномоченным органом некоммерческой организации (оформляется протоколом, приказом и пр.). В случае, если решение уполномоченным органом некоммерческой организации принято, однако фактическое изменение адреса (места нахождения) осуществлено через какое-то время, рекомендуется подтверждать дату фактического изменения адреса документально. Если фактическое изменение адреса (места нахождения) осуществлено до принятия решения уполномоченным органом некоммерческой организации, следует обратить внимание, что выявление Минюстом России или его территориальным органом факта отсутствия некоммерческой организации по ранее заявленному адресу (например, в случае возврата почтовых отправлений) является основанием для принятия мер реагирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Вопрос: Должна ли формулировка вида деятельности в уставе организации быть идентична формулировке кода ОКВЭД?

Ответ: Нет. Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческой организации в числе прочих должны определяться предмет и цели ее деятельности. Предмет деятельности некоммерческой организации – это виды деятельности, которые осуществляются (будут осуществляться) некоммерческой организацией. Требование о точном соответствии формулировок устава некоммерческой организации в части предмета деятельности формулировкам ОКВЭД законодательство не содержит. Требование, которое должно быть соблюдено при указании в уставе некоммерческой организации предмета ее деятельности – соответствие видов деятельности целям, предусмотренным учредительными документами, что следует из статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях». При указании кодов по ОКВЭД в соответствующих листах заявлений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212, также необходимо учитывать необходимость соответствия указываемых видов деятельности соответствующим положениям учредительных документов некоммерческой организации. При необходимости указания более 5 видов деятельности некоммерческой организации заполняется необходимое количество листов «Сведения о видах экономической деятельности» соответствующей формы (с нумерацией каждой страницы). При этом код по ОКВЭД рекомендуется указывать максимально точно, т.е. более 3 цифр кода.

Вопрос: При внесении изменений в устав осуществляется полная проверка текста устава или только тех положений, которые подлежат изменению?

Ответ:
В соответствии с пунктом 61 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций», утвержденного приказом Минюста России от 31.03.2009 № 96 уполномоченный специалист рассматривает все представленные на государственную регистрацию документы в полном объеме, следовательно, при внесении изменений в устав осуществляется полная проверка текста устава.

Смотрите еще:  Заявление на банковскую карту сбербанк образец

Вопрос: Каков перечень документов, которые необходимо представлять при проверке некоммерческой организации?

Ответ: В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 5 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» уполномоченный орган при осуществлении контроля за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации вправе запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций. В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 части 2 статьи 38 Федерального закона «Об общественных объединениях» при осуществлении органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, контроля за соответствием деятельности общественных объединений уставным целям, указанный орган вправе запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы, запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций. Порядок проведения проверок некоммерческих организаций установлен Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 31.03.2009 № 90. Согласно пунктам 37 и 38 указанного регламента уполномоченный специалист на основе имеющихся в Минюсте России (территориальном органе) документов, касающихся деятельности проверяемой некоммерческой организации: — уточняет вопросы, подлежащие проверке; — составляет план проверки; — определяет документы, необходимые для проверки, с учетом анализа представляемых в Минюст России (территориальный орган) отчетов, сведений об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе предыдущих проверок, исполнении требований некоммерческой организацией законодательства Российской Федерации; — оформляет уведомление о проверке, в котором в том числе указывается перечень документов, которые некоммерческая организация обязана представить к началу проверки (решения руководящих органов некоммерческой организации и распорядительные документы по ее управлению, а также связанные с ведением ее финансово-хозяйственной деятельности; бухгалтерско-финансовые документы и переписка некоммерческой организации с физическими и юридическими лицами, по вопросам осуществления деятельности, направленной на достижение уставных целей), за исключением документов некоммерческой организации, представленных в Минюст России (территориальный орган) ранее. Таким образом, поскольку перечень документов определяется уполномоченным лицом индивидуально для каждого конкретного случая, в различных случаях эти перечни могут варьироваться. Согласно пункту 40 указанного регламента уведомление о проверке направляется некоммерческой организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении не позднее чем за десять рабочих дней до даты начала проверки (в случае проведения внеплановой проверки — пять рабочих дней), а также дублируется посредством телефонной и факсимильной связи. Проверки некоммерческих организаций проводятся с учетом требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». План проведения проверок некоммерческих организаций на текущий год размещается на информационных стендах в доступных для ознакомления местах и Интернет-сайтах Минюста России (территориальных органов).

Вопрос: В течение какого срока НКО может направить возражения на Акт по результатам проверки?

Ответ: Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденный приказом Минюста России от 31.03.2009 № 90 не устанавливает срок направления возражений на акт по результатам проверки. Такой срок определен Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Согласно пункту 12 статьи 16 указанного закона в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений юридическое лицо в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

Вопрос: Должен ли применяться упрощенный порядок отчетности к общественным объединениям?

Ответ: Представление отчетности в упрощенном порядке для некоммерческих организаций стало возможным после вступления в силу Федерального закона от 17.07.2009 № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях». Указанным федеральным законом были внесены изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», в соответствии с которыми некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили менее 3-х миллионов рублей, предоставляют отчетность по упрощенной форме – в форме заявления, подтверждающего их соответствие указанным требованиям, а также информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности. Федеральный закон «Об общественных объединениях», в том числе положения о порядке отчетности общественных объединений продолжили действовать без изменений. Федеральный закон «Об общественных объединениях» является специальным по отношению к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» и устанавливает особое регулирование порядка отчетности общественных объединений, в связи с чем положения Федерального закона «О некоммерческих организациях» не распространяются на общественный объединения. Таким образом, в отношении общественных объединений не применяется упрощенный порядок отчетности.

Вопрос: Для общественных объединений, не получающих денежные средства и иного имущества от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, обязательно ли заполнение формы № ОН0003 (с прочерками) или достаточно указать отсутствие таких поступлений в уведомлении о продолжении деятельности?

Ответ: Общественные объединения, в том числе общественные организации; общественные движения; общественные фонды; общественные учреждения; органы общественной самодеятельности обязаны информировать о продолжении деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ (паспортные данные и ИНН руководителя). Абзац 8 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» указывает, что общественное объединение должно представлять сведения об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании. Для подобного информирования утверждена форма № ОН0003. В случае, если в отчетном периоде общественное объединение не получало денежных средств от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, то форма № ОН0003 представляется в органы юстиции с прочерками, а в ежегодном отчете о продолжении деятельности может быть указано об отсутствии таких поступлений.

Похожие статьи:

  • Методическое пособие вожатого Методическое пособие для вожатых по работе в лагере 1 Шмойлова И.С. Методическое пособие для вожатых по работе в лагере 1 2 ОГЛАВЛЕНИЕ Качества вожатого. Каким должен быть вожатый? […]
  • Требования к обслуживанию на предприятиях общественного питания Услуги общественного питания. Общие требования к методам и формам обслуживания на предприятиях общественного питания Стандарт устанавливает общие требования к методам и формам обслуживания […]
  • Требования к безопасности в детском саду Требования к безопасности в детском саду Инструкция №1 по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках Инструкция №2 для сотрудников детского сада по […]
  • Уголовный кодекс с дополнениями Уголовный кодекс (УК РФ) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ С изменениями и дополнениями от: 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., […]
  • Заявление на неполное рабочее время в период отпуска по уходу за ребенком Неполный рабочий день в отпуске по уходу за ребенком Подборка наиболее важных документов по запросу Неполный рабочий день в отпуске по уходу за ребенком (нормативно-правовые акты, формы, […]
  • Промежуточная отчетность ооо Промежуточная бухгалтерская отчетность По действующему законодательству бухгалтерскую отчетность необходимо представлять в налоговую инспекцию и органы Росстата только по итогам года […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.