Льготы в таможенном законодательстве

Таможенно-тарифные льготы в общей системе таможенных льгот

Таможенно-тарифные льготы в общей системе таможенных льгот

1.Общая система таможенных льгот

Понятие «таможенные льготы» в законодательстве не определено. На практике под таможенными льготами понимаются любые преимущества (исключения), установленные для участников отношений, регулируемых таможенным законодательством Российской Федерации, касающиеся сферы таможенных платежей, таможенного оформления и контроля товаров.

Таким образом, в зависимости от того, в какой области таможенного дела делаются исключения смягчающего характера, таможенные льготы подразделяются следующим образом (см. схему 1).

Классификация таможенных льгот*1

_____
*1 Данная классификация приведена исходя из общих правил по уплате таможенных платежей. Уплата таможенных платежей при вывозе товаров производится по общим правилам до подачи таможенной декларации, то есть до таможенного оформления товаров и прохождения таможенного контроля.

В соответствии со ст. 318 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (ТК РФ) к таможенным платежам относятся ввозная и вывозная таможенные пошлины, НДС и акциз, взимаемый при перемещении товаров через таможенную территорию Российской Федерации, таможенные сборы.

Кроме того, НДС и акциз относятся налоговым законодательством к налогам, а таможенная пошлина — нет. В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2005 N 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» таможенная пошлина отнесена к такому виду доходов бюджета, как доходы от внешнеэкономической деятельности. Если рассматривать льготы по уплате таможенных платежей с точки зрения налогового и бюджетного регулирования, то они могут быть подразделены на две группы — налоговые и неналоговые.

2. Таможенные платежи с точки зрения налогового, бюджетного и таможенного законодательства

Уплата таможенной пошлины представляет собой тарифный метод регулирования внешнеторговой деятельности. НДС, акцизы и таможенные сборы входят в группу нетарифных методов.

Существует несколько классификаций нетарифных методов регулирования, разработанные ГАТТ/ВТО, Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и т.д. По одной из классификаций, разработанной ЮНКТАД, нетарифные ограничения внешней торговли подразделяются на семь категорий: паратарифные меры, меры контроля над ценами, финансовые меры, меры автоматического лицензирования, меры количественного контроля, монополистические меры, технические меры. К паратарифным мерам традиционно относят налоги и сборы, уплачиваемые при перемещении товаров через таможенную границу (кроме таможенной пошлины). Формально их уплата не связана с таможенно-тарифным регулированием внешнеторговой деятельности, но на деле оказывает на нее существенное влияние.

Следовательно, можно сделать вывод об особой роли таможенной пошлины во внешнеторговом регулировании — как об абсолютно самостоятельном инструменте регулирования (см. схему 2).

Таможенные платежи с точки зрения налогового, бюджетного и таможенного законодательства

3. Классификация таможенных льгот

Льготы по уплате таможенных платежей могут подразделяться на две группы:

1) льготы по уплате ввозной и вывозной пошлин;

2) льготы по уплате иных таможенных платежей (НДС, акциза, таможенных сборов). Учитывая характер воздействия их на внешнеторговую деятельность, предлагается использовать для обозначения совокупности льгот по данной группе таможенных платежей такой термин, как «паратарифные льготы».

Первую группу льгот можно классифицировать в зависимости от оснований (критериев) предоставления. В качестве таких оснований могут выступать страна происхождения товаров, цель ввоза товара, категории перемещаемых через таможенную границу товаров, стоимость ввозимого товара, вид таможенного режима или специальной таможенной процедуры. При этом льготы по уплате таможенной пошлины, предоставляемые в зависимости от страны происхождения товара, традиционно принято называть тарифными преференциями. Льготы, предоставляемые по иным основаниям, объединяют в одну группу — тарифные льготы. Совокупность тарифных льгот и преференций обозначается термином «таможенно-тарифные льготы».

Таможенно-тарифные льготы могут предоставляться как физическим, так и юридическим лицам. Поэтому они могут классифицироваться и по субъектному составу.

Кроме этого, освобождение от уплаты таможенных пошлин может быть как полным, так и частичным. В связи с этим таможенно-тарифные льготы в зависимости от степени освобождения от их уплаты подразделяются на две группы:

1) полное освобождение от уплаты пошлины;

2) частичное освобождение от уплаты пошлины.

Льготы по уплате таможенных платежей могут подразделяться:

1) на основные льготы по таможенным платежам — льготы по таможенным платежам, уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим (полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей, возврат ранее уплаченных таможенных платежей);

2) на дополнительные льготы по таможенным платежам — льготы по таможенным платежам, не уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим, но связанные с его использованием (льготы по таможенным платежам до помещения товаров под таможенный режим либо при завершении действия таможенного режима).

Кроме того, тарифные льготы и тарифные преференции имеют согласно Закону РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее — Закон N 5003-1) свои собственные виды:

1) возврат уплаченной пошлины;

2) снижение ставки пошлины;

3) освобождение в исключительных случаях от уплаты пошлины.

В соответствии со ст. 36 Закона N 5003-1 тарифные преференции могут предоставляться в следующих видах:

1) освобождение от оплаты пошлиной;

2) снижение ставок пошлин;

3) установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров.

Существуют и иные виды тарифных льгот, связанных не с их размером, а со сроком уплаты, например предоставление плательщику отсрочек и рассрочек по уплате таможенной пошлины.

Единые ставки таможенных платежей также традиционно считаются одним из видов таможенно-тарифных льгот. Но, по мнению автора, в связи с тем что данная льгота может предоставляться как в отношении уплаты таможенной пошлины, так и в отношении любого другого таможенного платежа, относить данную льготу только к системе таможенно-тарифных льгот неправомерно. Ввиду того что единые ставки таможенных платежей представляют собой комплексную льготу по уплате как и таможенной пошлины, так и налогов, они могут быть отнесены к комплексным таможенным льготам.

4. Таможенно-тарифные и паратарифные льготы

В целях сравнения таможенно-тарифных и паратарифных льгот рассмотрим формы предоставления льгот по НДС, акцизу и таможенным сборам, уплачиваемым при перемещении товаров через таможенную границу.

Существующие льготы по НДС можно представить в следующем виде:

1) освобождение от уплаты НДС;

2) возврат ранее уплаченных сумм НДС.

Вышеуказанные льготы предоставляются в зависимости от категорий ввозимых товаров, целей ввоза товаров, таможенного режима или специальной таможенной процедуры перемещения товаров, стоимости товара.

Льготы по уплате акцизов осуществляются в тех же формах, что и по уплате НДС, но критериев предоставления льготы меньше: таможенный режим или специальная таможенная процедура и стоимость товара.

В соответствии со ст. 357.1 ТК РФ к таможенным сборам относятся:

1) таможенные сборы за таможенное оформление;

2) таможенные сборы за таможенное сопровождение;

3) таможенные сборы за хранение.

В качестве примера льготы по таможенным сборам можно привести льготы в виде освобождения от уплаты таможенного сбора согласно п. 1 ст. 357.9 ТК РФ, предоставляемого в зависимости от целей перемещения товаров, таможенного режима или специальной таможенной процедуры, категории товаров, стоимости ввозимого товара. Согласно подпункту 18 п. 1 ст. 357.9 ТК РФ законодатель оставил перечень случаев освобождения от уплаты таможенного сбора за таможенное оформление открытым, наделив Правительство РФ правом определять товары, в отношении которых таможенные сборы за таможенное оформление не уплачиваются.

Кроме того, случаи освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление могут предусматриваться международными договорами Российской Федерации.

При этом в отличие от прежней модели нормативно-правового регулирования таможенных сборов ФТС России (правопреемница ГТК России) не наделена полномочиями по уменьшению ставок таможенных сборов за таможенное оформление или по освобождению от их уплаты.

Что касается таможенных сборов за хранение товаров, то в ТК РФ установлен только один случай, при котором они не взимаются — при помещении таможенными органами товаров на склад временного хранения или на таможенный склад таможенного органа. Иные случаи освобождения от уплаты таможенных сборов за хранение, а также сборов за таможенное сопровождение устанавливаются Правительством РФ. В отношении таможенных сборов применяется также льгота в форме возврата ранее уплаченных платежей. При этом порядок их возврата практически совпадает с порядком, установленным ТК РФ в отношении возврата таможенной пошлины, при следующих ограничениях:

1) если после принятия таможенной декларации в ходе ее проверки осуществлена корректировка содержащихся в ней сведений, влияющих на величину сборов за таможенное оформление, сумма таможенных сборов за таможенное оформление, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается и возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление не производится;

Смотрите еще:  Стоимость полисов осаго увеличится

2) в случае отзыва таможенной декларации или в случае, если таможенная декларация считается не поданной, возврат таможенных сборов за таможенное оформление не производится.

Итак, таможенно-тарифные и паратарифные льготы имеют общие формы предоставления: освобождение от уплаты и возврат ранее уплаченных платежей. При этом для паратарифных льгот законодательством не предусмотрены такие формы, как снижение ставок, отсрочки и рассрочки платежа и предоставление преференциальных квот.

Итак, мы рассмотрели сложную разветвленную систему льгот по уплате таможенных платежей (см. схему 3). Перейдем к оставшимся видам таможенных льгот.

Классификация льгот по уплате таможенных платежей


5. Таможенные льготы по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров; комплексные таможенные льготы

Таможенные льготы по таможенному оформлению и таможенному контролю можно рассматривать как некие преимущества, предоставляемые участникам отношений, регулируемых таможенным законодательством Российской Федерации, которые связаны с упрощением таможенных процедур таможенного оформления товаров и таможенного контроля товаров. Упрощение данных процедур может состоять в уменьшении количества требуемых таможенными органами документов и сведений, сокращении времени прохождения всех таможенных формальностей либо в полном освобождении от них. Если обратиться к подразделу 3 раздела II «Таможенные процедуры» ТК РФ, в котором описываются специальные таможенные процедуры, то можно заметить, что они, по сути, представляют собой совокупность таможенных льгот (и по уплате таможенных платежей, и по прохождению таможенного оформления товаров и таможенного контроля), предоставляемых в зависимости от категории перемещаемых через таможенную границу предметов и лиц, перемещающих товары через таможенную границу. Например, в соответствии с п. 3 ст. 281 ТК РФ порядок перемещения через таможенную границу физическими лицами товаров для личного пользования предусматривает полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, применение единых ставок таможенных пошлин, налогов, взимание таможенных платежей в виде совокупного таможенного платежа, а также неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обязательного подтверждения соответствия товаров и упрощенный порядок таможенного оформления.

Обязательным условием получения преимуществ в данном случае может выступать их использование в совокупности, без возможного неприменения даже одного из них. Подобные «наборы» льгот, по мнению автора, можно отнести к специфическим видам таможенных льгот и обозначить как комплексные таможенные льготы.

Таможенные льготы

Таможенное оформление товаров

Какие существуют виды упрощенных процедур таможенного оформления товаров?

  • временное хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, на складе (складах) заявителя;
  • предварительное декларирование товаров с подачей неполной или неполной периодической таможенной декларации;
  • декларирование товаров, находящихся под таможенным контролем на складе (складах) заявителя, с подачей периодической таможенной декларации;
  • выпуск товаров до подачи таможенной декларации.

Более подробно порядок применения каждой из перечисленных упрощенных процедур таможенного оформления товаров содержится в Приложении № 1 к Порядку установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц .

Кто может воспользоваться упрощенными процедурами таможенного оформления товаров?

Специальные упрощенные процедуры могут устанавливаться для лиц, осуществляющих ввоз товаров на таможенную территорию РФ, на которых возложена обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров.

Лица, претендующие на получение определенных преимуществ по таможенному оформлению товаров, должны отвечать следующим требованиям.

1. Не иметь на день обращения в таможенный орган о применении в отношении них специальных упрощенных процедур вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и не считающихся подвергнутыми административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 16.2, 16.7, частью 1 статьи 16.9, частью 3 статьи 16.12, статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях .

Таким образом, исполнение постановления по делу об административном правонарушении в области таможенного дела (нарушении таможенных правил) снимает (для целей предоставления льгот) факт привлечения к ответственности.

Исключение составляют случаи привлечения к ответственности по статьям 16.2 «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств», 16.7 «Представление недействительных документов при таможенном оформлении», части 1 статьи 16.9 «Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них», части 3 статьи 16.12 «Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений», 16.15 «Непредставление в таможенный орган отчетности» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, когда учитывается годовая давность привлечения к административной ответственности.

2. Вести систему учета своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные при производстве таможенного оформления товаров.
Заявитель должен вести систему учета коммерческой документации не позднее дня начала применения специальных упрощенных процедур.
Система учета коммерческой документации должна содержать полученные из коммерческих, таможенных или иных документов сведения о внешнеэкономической сделке, включая сведения о товарах, являющихся предметами указанной сделки и содержащихся в каждой товарной партии, а также сведения о последующих операциях с указанными товарами, независимо от наличия или отсутствия у заявителя права собственности на эти товары.
В системе учета коммерческой документации отдельно должны содержаться сведения о товарах, которые декларируются:

  • в разных таможенных декларациях;
  • в одной таможенной декларации, но под разными номерами товара;
  • в одной таможенной декларации под одним номером товара, но имеют разные торговые, коммерческие или иные традиционные наименования, или разные торговые знаки, артикулы, стандарты, или разную расфасовку и тому подобные технические и коммерческие характеристики.

3. Осуществлять внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.

Для подтверждения факта осуществления внешнеэкономической деятельности не менее трех лет может быть представлен любой документ (документы), например, таможенная декларация, платежные и расчетные документы по исполнению внешнеторгового договора, документы из досье по паспорту сделки и другие документы.

Какие товары могут оформляться с применением упрощенных таможенных процедур?

Упрощенные процедуры таможенного оформления товаров используются только в отношении иностранных товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ.

В отношении российских товаров, вывозимых за пределы РФ, также могут применяться упрощенные процедуры таможенного оформления (ст. 137 ТК РФ ). Однако особенностями применения льгот по таможенному оформлению российских товаров являются:

  • отсутствие требований, предусмотренных ст. 68 ТК РФ ;
  • отсутствие необходимости получения в ФТС России разрешения на применение конкретных упрощенных процедур таможенного оформления товаров.

Существуют ли исключения из перечисленных выше требований?

Как исключение, воспользоваться хранением иностранных товаров на собственном складе до завершения их таможенного оформления могут (пункт 1 статьи 117 ТК РФ ):

  • получатели товаров при отсутствии в разумной близости складов временного хранения, приспособленных для хранения данных товаров;
  • получатели товаров, являющиеся государственными органами или учреждениями государственных органов.

Как исключение, воспользоваться выпуском иностранных товаров до подачи на них таможенной декларации вправе (пункт 1 статьи 150 ТК РФ ) лица, осуществляющие ввоз товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, международных почтовых отправлений и экспресс-грузов, сообщений и иных материалов для средств массовой информации и других подобных товаров.

Таможенный контроль

Льготы в области таможенного контроля представляют собой освобождение от таможенного досмотра определенных видов товаров, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых определенными категориями лиц.

1. Льготы по таможенному контролю предусмотрены Таможенным Кодексом РФ. На основании статьи 386 ТК РФ таможенному досмотру не подлежат:

  • личный багаж Президента РФ (в том числе и прекратившего свои полномочия) и следующих вместе с ним членов его семьи;
  • личный багаж членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей (при условии, что такие лица пересекают границу РФ в связи с исполнением своих служебных или депутатских обязанностей);
  • иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом.

На основании статьи 300 ТК РФ от таможенного досмотра освобожден личный багаж главы дипломатического иностранного представительства, членов дипломатического персонала иностранного представительства, а также членов их семей, проживающих вместе с ними.

Освобождение от таможенного досмотра предусмотрено и в отношении некоторых видов товаров, ввозимых в качестве международных постовых отправлений, а именно: почтовых карточек и писем, литературы для слепых (ст. 294 ТК РФ).

2. Приказом ФТС РФ от 4 мая 2005 г. № 409 предусмотрено формирование перечня лиц, перемещающих товары, в отношении которых таможенный контроль при таможенном оформлении проводится не в полном объеме.

Таможенный досмотр проводится на основе случайной выборки. В Перечень могут быть включены следующие российские лица, осуществляющие деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через границу РФ:

  • получатель товаров;
  • отправитель товаров;
  • лицо, ответственное за финансовое урегулирование.
Смотрите еще:  Пенсия по потере кормильца в россии 2019

Положения данного приказа не распространяются на следующие виды товаров:

  • запрещенные к ввозу на территорию РФ;
  • лицензируемые товары, в отношении которых установлены ограничения неэкономического характера;
  • подлежащие экспортному контролю

Пункт 9 приложения к Приказу ФТС РФ от 4 мая 2005 г. № 409 содержит перечень оснований, при наличии которых лицо не может быть включено в перечень. Таковыми, в частности, являются:

  • наличие заложенности по уплате таможенных платежей;
  • использование упрощенной системы налогообложения.

Таможенные льготы

Таможенные платежи

Льготы по таможенным платежам являются одним из наиболее существенных видов льгот, предоставляемых в соответствии с действующим законодательством (таможенным законодательством, законодательством о налогах и сборах). Наибольший интерес такой вид льгот представляет для лиц, осуществляющих внешнеэкономические операции.

Льготы предусмотрены в отношении всех видов таможенных платежей, а именно:

  • таможенных пошлин (ввозных и вывозных);
  • налога на добавленную стоимость (НДС), взимаемого при ввозе товаров;
  • акциза, взимаемого при ввозе товаров;
  • таможенных сборов за таможенное оформление товаров.

Льготы по уплате таможенных пошлин, или тарифные льготы

Тарифные льготы могут предоставляться в форме:

  • освобождения от уплаты таможенных пошлин;
  • применения сниженных ставок таможенных пошлин;
  • возврата уплаченных таможенных пошлин;
  • установления тарифных квот на преференциальный ввоз/вывоз товаров.

В качестве оснований предоставления льгот по уплате таможенных пошлин выступают:

Страна происхождения товаров:

1. Страны СНГ – полное освобождение от уплаты таможенных пошлин.

Условия освобождения от уплаты пошлин:

  • товар происходит из страны СНГ;
  • отправителем товара является участник ВЭД, созданный и зарегистрированный в стране СНГ;
  • наличие документа, подтверждающего происхождение товара из страны СНГ.

Для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве СНГ необходимо представить один из следующих документов:

  • сертификат о происхождении товара формы СТ-1;
  • декларацию о происхождении товара.

      Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2003 г. N 716 утвержден список товаров, в отношении которых предоставляется сертификат о происхождении товара (СТ-1).

    Правовая база:

    2. Страны, пользующиеся национальной системой преференций

    • Развивающиеся страны — в отношении ввозимых товаров применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Правительством РФ (базовых ставок).
    • Наименее развитые страны – товары, ввозимые в РФ из наименее развитых стран, таможенными пошлинами не облагаются.

    Полный перечень стран-пользователей системой преференций РФ утвержден постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1057.
    Перечень отдельных товаров, на которые распространяется преференциальная система, утвержден постановлением Правительства РФ от 25 мая 2000 г. № 414.
    Для подтверждения происхождения товара предоставляется декларация — сертификат о происхождении товара по форме «А».

    Для подтверждения происхождения небольших партий товаров (таможенной стоимостью не более 5000 долларов США) представления сертификата не требуется. В этом случае экспортер может указать страну происхождения товара на счете-фактуре или других товаросопроводительных документах.

    Правовая база:

    Освобождение от уплаты таможенных пошлин предоставляется в случаях ввоза товаров:

    • с целью оказания гуманитарной помощи.

    Товар признается гуманитарной помощью в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 04 декабря 1999 г. N 1335;

    • с целью оказания технической помощи (содействия).

    Порядок признания товара в качестве технической помощи установлен постановлением Правительства РФ от 17 сентября 1999 г. N 1046;

    • с целью вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями.

    Условия ввоза товаров установлены постановлением Правительства РФ от 23 июля 1996 г. N 883:

    1. товары не являются подакцизными;
    2. товары относятся к основным производственным фондам;
    3. товары ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала;

    • для целей средств массовой информации – с целью свободного обмена идеями и знаниями посредством книг, публикаций и материалов просветительного, научного или культурного характера.

    Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин или иных сборов при ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера предусмотрено Флорентийским Соглашением от 17 июня 1950 г.;

    • для целей производства детского питания.

    Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 1004 утвержден Перечень оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, аналоги которых не производятся в РФ.

    Правовая база:

    От уплаты таможенной пошлины освобождаются:

    • валюта Российской Федерации;
    • иностранная валюта (за исключением используемой для нумизматических целей);
    • ценные бумаги.

    Правовая база:

    Cтоимость ввозимых товаров

    В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 319 ТК РФ освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов предоставляется в случае, когда общая стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей.

    Правовая база:

    Таможенный режим

    Cпециальная таможенная процедура

    Льготы по уплате НДС

    Виды ввозимых товаров

    Стоимость товаров

    Освобождение от уплаты НДС предоставляется в отношении товаров общей стоимостью не более 5000 рублей, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя.

    Таможенный режим

    Освобождение от уплаты НДС предоставляется в соответствии со следующими таможенными режимами:

    • международный таможенный транзит
    • переработка на таможенной территории — при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ
    • переработка вне таможенной территории (полное или частичное освобождение) – при условии ввоза продуктов переработки товаров на таможенную территорию РФ
    • временный ввоз (полное или частичное освобождение)
    • таможенный склад – при условии последующего вывоза этих товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта
    • беспошлинная торговля
    • уничтожение
    • отказ в пользу государства
    • перемещение припасов
    • свободная таможенная зона
    • свободный склад

    Возврат сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, предусмотрен при вывозе товаров за пределы таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом реэкспорта.

    Специальная таможенная процедура:

    Полное освобождение предусмотрено в отношении товаров, стоимость которых не превышает 65 тысяч рублей и вес которых не превышает 35 кг, перемещаемых для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. Полное освобождение предусмотрено при временном ввозе и временном вывозе товаров и транспортных средств физическими лицами.

    Освобождение от уплаты НДС предоставляется в отношении товаров, предназначенных для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними.

    Льготы по уплате акциза

    Стоимость товара

    Освобождение от уплаты акциза предоставляется в отношении товаров общей стоимостью не более 5000 рублей, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя.

    Таможенный режим

    Освобождение от уплаты акциза предоставляется в соответствии со следующими таможенными режимами:

    • международный таможенный транзит
    • переработка на таможенной территории
    • переработка вне таможенной территории
    • временный ввоз (частичное освобождение)
    • таможенный склад
    • уничтожение
    • отказ в пользу государства
    • беспошлинная торговля
    • свободный склад

    Возврат сумм акциза, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, предусмотрен при вывозе товаров за пределы таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом реэкспорта.

    Специальная таможенная процедура

    Товары ввозятся в пределах количественных ограничений:

    • алкогольные напитки — до двух литров включительно;
    • табачные изделия – один вид товара по выбору (50 сигар, 100 сигарилл, 200 сигарет либо 250 граммов табака.

    Данные товары могут ввозиться лицами, достигшими 17 лет.

    Освобождение от уплаты НДС предоставляется в отношении товаров, предназначенных для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними.

    Льготы по уплате таможенных сборов за таможенное оформление товаров

    Льготы по уплате таможенных сборов за таможенное оформление товаров предоставляются в зависимости от:

    • цели перемещения товаров;
    • видов товаров;
    • стоимости ввозимого товара;
    • таможенного режима;
    • специальной таможенной процедуры

    Исчерпывающий перечень случаев освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление товаров предусмотрен в статье 357.9 Таможенного кодекса РФ

    Льготы по уплате таможенных платежей в 2019 году

    Государства стараются защитить свое экономическое пространство. Поэтому вводят таможенные сборы, увеличивающие стоимость перевозимых товаров. Однако некоторым физическим и юридическим лицам предоставляются льготы по уплате таможенных платежей.

    Какие льготы бывают на таможне

    У таможенного органа несколько задач. Работники обязаны не только предупреждать ввоз запрещенных товаров. Их полномочия намного шире.

    В задачи таможенников входит:

    1. Контроль соблюдения действующего в России законодательства в части перемещения через границу:
      • товаров;
      • личного имущества;
      • багажа.
    2. Сбор пошлины за ввоз определенных вещей в любом объеме.

    Некоторые группы населения, юридические лица наделяются особыми правами при пересечении государственной границы. На уровне закона они освобождаются полностью или частично от внесения обязательного платежа.

    Определение: таможенная преференция заключается в официальном (на законодательном уровне) послаблении определенным категориям лиц, в том числе юридических.

    Перечень таковых в 2019 году зависит:

    • от соглашений между странами;
    • норм действующего российского законодательства;
    • объемов и видов перевозимых товаров.

    Для сведения: дипломатическая почта не подлежит таможенному контролю. Все письма и посылки считаются суверенной собственностью государства.

    Виды послаблений при пересечении границы

    Законодательство предусматривает различные преференции для граждан и предприятий. Они варьируются в зависимости от пункта назначения товаров (вещей). Так, особую зону с большим количеством послаблений представляет собой Сообщество независимых государств (СНГ), создающее много лет собственную экономическую зону.

    Выделяют такие виды льгот на таможне:

    1. тарифные, связанные с обязательными платежами:
      • освобождение;
      • уменьшение;
      • возврат;
    2. послабление в порядке оформления грузов;
    3. изменение нормативов осуществления контроля.

    Подсказка: каждая льгота описана в соответствующих подзаконных актах. В частности, инструкция содержит информацию о том:

    • какой из категорий, пересекающих границу, лиц она предоставляется;
    • в каком объеме.

    Кому предоставляются преференции при пересечении российской государственной границы

    Общий перечень лиц, подпадающих под послабления, приведен в параграфах Таможенного кодекса РФ. На его основании созданы действующие подзаконные акты, детализирующие условия и порядок их применения.

    Так, более мягкие правила предусматриваются для:

    • иностранных подданных;
    • официальных представителей других держав и делегаций;
    • курьерской службы, работающей с посольствами и консульствами;
    • международных обществ, межправительственных организаций, а также представителей органов, созданных таковыми;
    • дипломатов.

    Внимание: вскрыть диппослание любого номинала может только представитель страны-отправителя.

    Послабления действуют в отношении таких вещей указанных лиц:

    • личных;
    • багажа любого объема;
    • транспортных средств.

    Скачать для просмотра и печати:

    Тарифные преференции

    Данные преимущества предоставляются производителям из определенных государств. Они выражаются в снижении или отмене обязательного платежа при пересечении кордона.

    Использовать тарифную льготу могут предприятия, официально осуществляющие деятельность:

    1. В державах Таможенного союза (ТС), в рамках подписанного межгосударственного соглашения.
    2. Производители из развивающихся стран согласно двусторонним договоренностям.

    Подсказка: полный перечень предоставляемых преференций приведен в законе РФ «О таможенном тарифе». Скачать для просмотра и печати:

    Послабления по внесению ввозной пошлины

    Взносы при пересечении кордона делятся на две большие группы. Они призваны создать благоприятные условия для экономики страны, вводящей ограничения. Пошлины делятся на:

    • Экспортные (ввозные). Эта мера применяется довольно редко. Целевое назначение — защита собственного производителя от недобросовестной конкуренции.

    Подсказка: правилами Всемирной торговой организации (ВТО) подобные средства воздействия на производителей разных стран запрещены или сильно ограничены.

    • Импортные пошлины взимаются за вывоз предметов и товаров из страны. Они используются значительно чаще. Плату за импорт обязаны вносить предприятия, транспортирующие произведенную продукцию за рубежи государства.

    Для сведения: во многом благодаря высоким импортным пошлинам на редкоземельные металлы власти Китая смогли привлечь в страну западных инвесторов. Были приняты законы, благодаря которым электронику стало дешевле производить в Поднебесной и импортировать в готовом виде.

    По российским правилам от внесения платы за импорт освобождаются:

    • продукция морского промысла, если ее добыли россияне;
    • личный багаж иностранцев;
    • все виды валют;
    • гуманитарные грузы;
    • транзитные товары и лизинговые грузы;
    • изделия, используемые для проведения пожарно-технических работ;
    • багаж в любом объеме, принадлежащий исполнителям социально-экономических программ.

    Налоговые преференции при пересечении границы

    Продукция, отправляемая в иные государства, является объектом налогообложения. Однако на определенные товары, приносящие в страну валюту, ставки по налогам снижаются в законном порядке. Речь идет о таких сборах:

    В 150-м параграфе Налогового кодекса (НК) Российской Федерации приведен перечень товаров, освобождаемых от НДС . К ним относятся:

    1. материальные взносы в уставной капитал юрлиц:
      • техоборудование;
      • комплектующие и запасные части;
    2. медицинские аппараты;
    3. хлопок-сырец;
    4. продукция, произведенная российскими предприятиями на территориях иных государств;
    5. материалы, ввозимые по соглашению о разделе продукции;
    6. технические средства реабилитации инвалидов и многое другое.
    1. Образовательной и научной литературы (с целью реализации);
    2. Лекарственных средств;
    3. Товаров:
      • лечебных;
      • продовольственных;
      • детских.

    Важно: льгота при перевозке может быть получена при соблюдении всех требований к оформлению, а также установленных сроков. Скачать для просмотра и печати:

    Данный налог предназначен для ограничения товарооборота между странами, а также потребления определенных групп товаров (алкоголя и табака, к примеру). Государство взимает акцизный сбор в том числе и с ввозимой продукции.

    Освобождаются от него в любой ситуации:

    • грузы гуманитарного характера;
    • объекты полной комплектации;
    • личный багаж дипломатов;
    • любые предметы, стоимость которых не превышает 100 евро;
    • вещи, от которых отказался на границе декларант.

    Для сведения: существует еще и таможенный сбор. Это плата за проведение обязательного оформления того или иного вида имущества (работу таможенной службы).

    Послабления для соотечественников, переезжающих в Россию

    Переселенцы в рамках государственной программы также получают ряд льгот. Они распространяются на все страны ТС . Так, соотечественники, решившие навсегда вернуться на Родину, могут не выплачивать пошлины:

    1. За личные вещи (касается также беженцев):
      • приобретенные до получения статуса;
      • а также до даты пересечения границы;
    2. Если они вернулись за рубеж и опять пересекают границу, то от пошлины освобождаются все личные предметы, совокупная стоимость которых не превышает 5 тыс. евро.

    Важно: за наследство, полученное в ином государстве, можно также не вносить пошлину, если имеется официальное свидетельство.

    Нанятое лицо (перевозчик) может привезти из-за рубежа вещей на 1000 евро, общим весом в 31 кг. Остальной багаж подлежит взносообложению.

    Особенности передвижения товаров в рамках ТС

    Россия, Беларусь и Казахстан образуют особую межгосударственную зону. Называется она Таможенным союзом. Правительства стран разработали комплекс правил и мероприятий для улучшения циркуляции на всем пространстве:

    Комиссия разработала классификатор послаблений, включающий:

    Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

    Правила предоставления преференций внутри пространства ТС определяются тремя сторонами. Они зависят от развития страны в той или иной отрасли. Чтобы поднять уровень товаропроизводителей наиболее слабый контрагент пользуется скидкой до 75% по тарифам. Кроме того, освобождаются от внесения обязательной платы предприятия, не выдерживающие конкуренции с партнерами в той же отрасли из союзных государств.

    Существует целый ряд процедур, облегчающий пересечение кордонов внутри ТС :

    Как происходит оформление

    На границе необходимо предоставить документы, подтверждающие право на конкретное послабление. Перечень зависит от вида объекта, статуса перевозящего, страны ввоза и иного. Например, такие:

    • наследство необходимо подтвердить сертификатом;
    • личное имущество должно сопровождаться документами, доказывающими дату приобретения и стоимость (чеками);
    • если оборудование является долей уставного капитала нужны учредительные документы;
    • для неуплаты акциза достаточно декларации;
    • беженцы предоставляют соответствующий документ;
    • производители — сертификат и так далее.

    Внимание: гражданам Украины с 2015 года преференции при пересечении межгосударственной границы не предоставляются.

    Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

    Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

    Последние изменения

    Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

    Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

    Похожие статьи:

    • Субсидии на иные цели пояснительная записка Письмо Министерства образования и науки РФ от 16 декабря 2016 г. N 04-951 "О сроках, порядке представления Отчета об использовании субсидий на иные цели и Отчета об использовании субсидий […]
    • Долги приставы магадан СУДЕБНЫЕ ПРИСТАВЫ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОДВЕДУТ ИТОГИ РАБОТЫ ЗА 2015 ГОД 01 марта 2016 года состоится заседание коллегии Управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской […]
    • Мтс банк лицензия есть Отзывы о МТС Банке Видим, что по Вашему обращению принято положительное решение. В ближайшее время сумма комиссии будет возвращена.Благодарим Вас за отзыв. Постараемся изменить Ваше […]
    • Иск дтп ущерб и страховая образец Иск о взыскании ущерба при ДТП с страховой компании по ОСАГО адвокат по взысканию по ДТП 8(925) 664-55-76 Внимание! Это образец. Он не может быть применен ко всем делам В Замоскворецкий […]
    • Экспертиза в суде по уголовным делам СРОКИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И РАЗУМНЫЙ СРОК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА Конвенция о защите прав человека и основных свобод, ст. 6 ч. 1 Уголовное судопроизводство имеет своим […]
    • Приказ 2 сброс Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 июля 2006 г. № 675 “Об утверждении Инструкции об организации выдачи разрешений на сбросы загрязняющих […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.