Льготы родителям погибшим при исполнение

Заполните анкету

Опрос граждaн о
качестве предоставления
социальных услуг

по вопросам оплаты труда бюджетников

Положение о
Министерстве

Граждане, столкнувшиеся с фактами коррупции при получении социальных выплат безработным гражданам, включая пособия по безработице, могут обратиться в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан по телефону «горячей линии»
+7 (8722) 67-94-43

  • Главная /
  • Новости учереждений /
  • Управление социальной защиты населения в МО «город Каспийск»

Льготы и компенсации, гарантированные семьям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы

Общеизвестно, что военная служба нередко сопряжена с повышенным риском для жизни военнослужащих, гибель которых, к сожалению, происходит даже в наше мирное время. У большинства из них остаются пожилые родители, несовершеннолетние дети и немалое количество нерешенных бытовых проблем.

Поэтому в России законодательно определено для членов их семей специальное пенсионное обеспечение и система мер социальной поддержки.

В соответствии с Федеральным законом от 28 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к членам семьи военнослужащего относятся:
– супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) военнослужащего в зарегистрированном браке, но при этом социальные гарантии для них сохраняются до повторного вступления в брак;
– дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения – до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет;
– родители военнослужащего, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами;
– лица, находящиеся на его иждивении.

В случае смерти военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы членам его семьи в равных долях выплачивается страховая сумма, а также единовременное пособие, определенное Федеральным законом от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

К тому же супруга (супруг), родители военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, имеют право на получение двух пенсий – пенсии по случаю потери кормильца и иного вида пенсии.

Также для них предусмотрены ежемесячные денежные выплаты (социальные пособия) и компенсации. За членами семей погибших военнослужащих сохраняется право на социальные гарантии по оказанию медицинской помощи, санаторно-курортному лечению, проезду к месту этого лечения и обратно. Кроме того один из членов семьи имеет право один раз в год на бесплатный проезд к месту погребения военнослужащего и обратно.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 г. № 142, члены семей погибших военнослужащих, получающих пенсию в городском отделении Пенсионного Фонда, имеют право на получение через Управление социальной защиты населения ежемесячной денежной компенсации. Данную компенсацию в настоящее время получают 62 человека, в том числе 13 – члены семей погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы военнослужащих.

27 членов таких семей получают компенсационные выплаты в связи с расходами по оплате жилых помещений и коммунальных услуг на основании Постановления Правительства РФ от 02.08.2005 г. № 475.

Помимо этого, членам семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов в период прохождения военной службы на территории боевых действий, проживающих на территории республики, предоставляется дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение в денежной форме. И ещё хотим обратить внимание на то, что если военнослужащий погиб при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов, на членов его семьи распространяются дополнительные социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены для семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне.

Льготы родителям погибшим при исполнение

Фонд «Право матери»

СОВЕТЫ ЮРИСТА
РОДИТЕЛЯМ ПОГИБШИХ СОЛДАТ

МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Льготы для членов семей погибших военнослужащих были предусмотрены еще законодательными актами СССР. Например, Постановлением Совета Министров СССР от 18.09.1986 г. № 1121 было предусмотрено право жен и родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, являющихся пенсионерами, на 50-процентную скидку при оплате жилой площади, коммунальных услуг и топлива. Затем, 01.08.1989 г., был принят Закон СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», в котором перечень льгот для членов семей погибших военнослужащих был существенно расширен. С момента принятия указанного закона, то есть с 1989 г. родители военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, стали получать специальные удостоверения о праве на льготы. Такие удостоверения выдавали органы социальной защиты населения (родителям погибших призывников), а также военные комиссариаты (родителям погибших офицеров и, впоследствии, погибших военнослужащих, служивших по контракту).

12 марта 1993 г. Правительство Российской Федерации совместно с Правительствами ряда стран СНГ подписало Соглашение «О взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненых к ним». Согласно ст. 3 указанного Соглашения, родителям и женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, предоставляется право на 50-процентную скидку со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) железнодорожным, водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом. Основанием для приобретения льготного проездного билета являются удостоверение и лист талонов на льготный проезд, выдаваемый соответствующими органами (в РФ талоны на проезд выдавали органы социальной защиты населения). В тех случаях, когда органы социальной защиты отказывали родителям погибших в выдаче талонов на льготный проезд, мы рассылали им текст Соглашения. Если же этого оказывалось недостаточно, то мы обращались в суд с исками о признании права на льготный проезд родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, на основании Соглашения от 12.03.1993 г.

Наконец 12.01.1995 г. был принят Федеральный закон5-ФЗ «О ветеранах», в статье 21 которого был закреплен целый перечень льгот для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. При этом не имеет значения, в каких войсках служил погибший (МО, МВД, ФСБ и проч.), так же как не имеет значения, был ли погибший призывником или офицером (либо контрактником). Последнее условие влияет лишь на орган, правомочный выдать родителям погибшего удостоверение. Вплоть до настоящего времени статья 21 закона РФ «О ветеранах» является основным (однако не единственным!) нормативным актом, регулирующим перечень и условия предоставления льгот для категории «члены семей погибших военнослужащих».

Проблема льгот на сегодняшний день является одной из самых актуальных в связи с известной монетизацией льгот в Российской Федерации, реализуемой с начала 2005 года. Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, согласно которому система предоставления льгот в РФ кардинально изменилась. Данным законом были внесены изменения в многочисленные правовые акты, в том числе и в закон РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Остановимся подробнее на изменениях в льготном законодательстве, затрагивающих права родителей погибших военнослужащих.

Само понятие «льготы», указанное в законе РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», теперь заменено на «меры социальной поддержки».

В части определения условий предоставления мер социальной поддержки родителям погибших военнослужащих закон РФ «О ветеранах» не изменился. В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Закона РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Закона РФ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.) члены семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, имеют право пользоваться мерами социальной поддержки, предусмотренными законодательством для членов семей погибших инвалидов войны, ветеранов боевых действий. В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона РФ «О ветеранах» родители погибших пользуются мерами социальной поддержки независимо от нахождения на иждивении погибшего и получения какого-либо заработка или пенсии, то есть даже в том случае, если родители работают и не получают пенсию.

Подтверждением права на меры социальной поддержки является удостоверение, которое, как и ранее, выдается в учреждении социальной защиты населения по месту жительства родителей погибших военнослужащих-призывников или военкоматами — для родителей погибших офицеров и контрактников 1 (см. с. 43).

Смотрите еще:  Производственный учет и отчетность в молочной промышленности

Таким образом, в Законе РФ «О ветеранах» льготная категория «члены семьи погибшего военнослужащего» сохранена и по-прежнему является федеральной категорией льготников. Причем мерами социальной поддержки могут пользоваться родители, чьи сыновья погибли в армии при исполнении обязанностей военной службы как в мирное время, так и в условиях боевых действий.

Под «членами семьи погибшего» в рамках ст. 21 Закона РФ «О ветеранах» понимают:

родителей погибшего (умершего) военнослужащего,

супругу погибшего (умершего) военнослужащего,

лиц, находившихся на иждивении погибшего (умершего) военнослужащего.

Если Вам отказывают в выдаче удостоверения о праве на льготы, такой отказ также можно обжаловать в суд 2 . Для этого необходимо получить письменный отказ уполномоченного органа — управления социальной защиты населения (если сын служил по призыву) или военкомата (если сын был офицером или контрактником) в выдаче удостоверения. Вы должны направить в управление социальной защиты (или военкомат) заявление по следующему образцу:

В управление социальной защиты населения (военный комиссариат)

от проживающей (-его) по адресу:

« »_______________________г. при исполнении обязанностей военной службы по призыву.

В соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.95 г. «О ветеранах» (вред. от 22.08.2004 г.) меры социальной защиты, предусмотренные законодательством для членов семей погибших ветеранов войны, инвалидов войны и ветеранов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 указанного закона «О ветеранах», меры социальной поддержки предоставляются родителям погибших (умерших) независимо от нахождения на иждивении погибшего и получения любого вида пенсии или заработка. Это означает, что родители погибших имеют право пользоваться мерами социальной поддержки даже в том случае, если они работают и не получают пенсию.

Согласно ст. 28 ФЗ «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки осуществляется на основании удостоверения.

В связи с вышесказанным

Выдать мне удостоверение о праве на меры социальной защиты, предусмотренные законодательством РФ, как матери (отцу) погибшего военнослужащего.

Ответ на данное заявление прошу представить в установленный законом срок1 месяцв письменном виде по адресу, указанному выше.

копия свидетельства о рождении сына,

копия свидетельства о смерти сына,

копия извещения о гибели сына.

На какие же льготы вправе претендовать родители погибших при исполнении обязанностей военнослужащих с 1 января 2005 года? Обратимся к пункту 1 ст. 21 Закона «О ветеранах»:

1. Жилищно-коммунальные льготы:

Сохранена льгота по 50-% оплате жилья. Льгота распространяется на всех членов семьи погибшего военнослужащего, совместно проживавших с ним (в том числе братьев, сестер, бабушек, дедушек, прочих родственников, проживающих в квартире на правах членов семьи), независимо от того, кто является нанимателем (собственником) жилого помещения. Это означает, что родители погибших военнослужащих должны оплачивать ровно половину стоимости социального найма жилья (проживающие в домах на условиях найма) или половину стоимости технического обслуживания жилого помещения (проживающие в приватизированных квартирах), независимо от количества проживающих в жилом помещении граждан и независимо от социальной нормы жилой площади.

Сохранена льгота по 50-% оплате коммунальных услуг (газ, водоснабжение, электричество) в пределах социальных норм, установленных в каждом регионе. Льгота по оплате коммунальных услуг предоставлена только родителям погибших и не распространяется на совместно проживающих с ними членов семьи (братьев, сестер, бабушек, дедушек, прочих родственников).

В соответствии с положениями статьи 23.2 Закона РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (вред. от 22.08.2004 г.) форма предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг предусматривается законами субъектов РФ. Это означает, что в каждом регионе РФ (республике, области, крае) должен быть принят нормативный акт, регулирующий порядок предоставления жилищно-коммунальных льгот. Однако это не значит, что в регионе может быть принято решение об отказе в предоставлении льгот!

2. Меры социальной поддержки по вопросу обеспечения граждан жильем. Существенные изменения коснулись обязательства государства по обеспечению граждан жильем. Все граждане, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., будут обеспечиваться жильем в порядке, определенном Правительством РФ. Кроме того, с 1 марта 2005 г. существенно изменяются условия, на основании которых граждане смогут претендовать на бесплатное предоставление жилья от государства. Жилье будет предоставляться только малоимущим гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Каждый регион нашей страны будет устанавливать свои критерии признания гражданина малоимущим. При решении этого вопроса будет учитываться размер заработной платы (пенсии, иного дохода), наличие в собственности квартиры, машины, земельного участка и проч.

3. Меры социальной поддержки в области медицинского обслуживания. Подпунктом 7 пункта 1 статьи 21 Закона РФ «О ветеранах» (в ред. ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) установлена гарантия бесплатной медицинской помощи для членов семей погибших военнослужащих, которая распространяется только на федеральные учреждения здравоохранения. Условия обслуживания родителей погибших в региональных поликлиниках определяются законами региона.

Члены семей погибших офицеров имеют право на обслуживание в поликлиниках, других медицинских учреждениях, к которым они были прикреплены при жизни погибшего.

Какие льготы могут быть у родителей военнослужащего, погибшего при исполнении воинских обязанностей?

здравствуйте! Вопрос: у нас погиб сын при исполнении воинских обязанностей. Выданы удостоверения где указано что предъявитель имеет право на льготы и преимущества установленные для родителей и жён военнослужащих. А ответ найти не можем какие льготы и преимущества, задавали его в соц. центр но так и не получили ответа. Может Вы нам подскажите?

Ответы юристов (1)

Да, есть социальная защита членов семей военнослужащих, потерявших кормильца, которые указаны в статье 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О статусе военнослужащих» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016):

1. Члены семей погибших (умерших) военнослужащих имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
2. Члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ремонт индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, осуществляется по нормам и в порядке, установленным Правительством Российской Федерации.
3. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
3.1. Членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Лица, указанные в абзаце первом настоящего пункта, до 1 января 2005 года принятые органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменившие место жительства и принятые в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
При этом лицам, указанным в абзацах первом и третьем настоящего пункта, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в соответствии с настоящим Федеральным законом во внеочередном порядке.
На лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, распространяется действие абзаца второго пункта 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
4. Абзац утратил силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 08.12.2010 N 342-ФЗ.
Члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, имеют право на компенсационные выплаты по оплате:
общей площади занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях — жилой площади), а также найма, содержания и ремонта жилых помещений, а собственники жилых помещений и члены жилищно-строительных (жилищных) кооперативов — содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах;
коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда;
установки квартирных телефонов по действующим тарифам, услуг местной телефонной связи, оказанных с использованием квартирных телефонов, абонентской платы за пользование радиотрансляционными точками, коллективными телевизионными антеннами;
топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и его доставки для проживающих в домах, не имеющих центрального отопления.
Порядок и размеры компенсационных выплат, предусмотренных настоящим пунктом, определяются Правительством Российской Федерации.
Абзацы восьмой — двенадцатый утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
За членами семей военнослужащих, потерявшими кормильца, родителями, достигшими пенсионного возраста, и родителями-инвалидами старших и высших офицеров, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы, а также старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, сохраняется право на социальные гарантии по оказанию медицинской помощи, санаторно-курортному лечению, проезду к месту этого лечения и обратно.
Родителям, супругам и несовершеннолетним детям военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, предоставляется преимущественное право на социальное обслуживание и медицинское обеспечение.
5. За членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, за исключением социальных гарантий и компенсаций, указанных в пунктах 2 — 4 настоящей статьи, в течение одного года со дня гибели (смерти) кормильца сохраняются другие социальные гарантии и компенсации, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
За вдовами (вдовцами) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, имеющими право на социальные гарантии и компенсации, предусмотренные пунктами 2 — 4 настоящей статьи, указанное право сохраняется до повторного вступления в брак.

Смотрите еще:  Арбитражный суд мельников

С Уважением, Надежда.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Какие льготы и преимущества установлены для родителей и жен погибших военнослужащих?

относятся ли родители и жены погибших военнослужащих к членам семей погибшего ветерана боевых действий?

Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

Сегодня мы уже ответили на 852 вопроса .
В среднем ожидание ответа – 14 минут.

В Федеральном законе от 12.02.1993 г. № 4468-1-ФЗ, прописано что положены страховые выплаты военнослужащим, а в случае гибели – их родственникам. К членам семьи погибшего военнослужащего можно отнести:

официальных супругов (причем брак должен быть именно зарегистрированным, а не гражданским); родителей или усыновителей; дедушек и бабушек покойного (если отсутствуют родители и если они воспитывали покойного в течение 3-х лет и более); детей, которые не достигли совершеннолетия (18-ти лет) детей старше 18-ти, но которые получили инвалидность до достижения совершеннолетия детей старше 18-ти, но учащиеся в образовательных учреждениях, – до самого конца обучения или до достижения ими 23-хлетнего возраста; иждивенцев погибшего, которые были у него на попечении
Есть выплаты разовые и постоянные:
Разовая (страховая) — выплата составляет по 25 окладов на каждого члена семьи погибшего.
За гибель военнослужащего при исполнении семье причитается 3 миллиона рублей
Ежемесячная выплата: (потеря кормильца) На нее могут претендовать только нетрудоспособные члены семьи покойного, которые были у него на иждивении. Это, официальные супруги (пенсионеры) и дети – несовершеннолетние и обучающиеся по очной форме (до 23-х лет). Если дети учатся в военных вузах или по системе ОВД, то они лишаются пенсии. Право на выплаты по потере кормильца также имеют внуки, братья и сестры, родители-пенсионеры, бабушки и дедушки – когда их некому содержать. Супруги инвалиды могут получить эту пенсию и до достижения ими пенсионного возраста (если, конечно, не вступят в повторный брак), а дети инвалиды – и после 23-х лет.

Родителей погибшего при исполнении служебных обязанностей военнослужащего, проходившего военную службу по призыву, необходимо отнести к членам его семьи

Родителей погибшего при исполнении служебных обязанностей военнослужащего, проходившего военную службу по призыву, необходимо отнести к членам его семьи

Наверное, нет ничего страшнее в нашей жизни как потеря близких людей. Труднее всего осознавать гибель родных людей родителям погибших военнослужащих. Такая категория граждан, потерявших своих сыновей, должна иметь, на взгляд автора данной статьи, особый социальный статус. И особенно важно, чтобы они могли практически реализовать социальные гарантии, обусловленные их социальным статусом. Отмеченные в последние годы высокие темпы законотворчества по широкому спектру вопросов социального обеспечения таких граждан свидетельствуют о некоторой стабильности и проработанности действующих законодательных норм. Однако справедливости ради следует признать и другое: назрела необходимость серьезного пересмотра мер социальной защиты, предоставляемых родителям погибших в связи с исполнением обязанностей военной службы военнослужащих, проходивших военную службу по призыву.

В настоящей статье автор предлагает рассмотреть обстоятельства, при которых в одной ситуации родители погибшего военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеют право на льготы, независимо от того находились ли они на иждивении военнослужащего или нет, и в другой ситуации, чтобы воспользоваться своим правом на определенную льготу у указанной категории граждан существует необходимость быть признанными находившимися на иждивении у сына-военнослужащего. Когда такие ситуации связаны с военнослужащими, проходившими военную службу по контракту, на взгляд автора статьи, все предельно ясно: перечислял денежные средства, приобретал медицинские препараты (и т.д.) своим родителям погибший военнослужащий, проходивший военную службу по контракту, родители в судебном порядке смогут доказать, что они находились на его иждивении. А как быть с военнослужащими, погибшими при исполнении обязанностей военной службы и проходившими военную службу по призыву, которые в силу своего маленького денежного довольствия не могли оказывать действенную помощь своим родителям? Ведь совершенно ясно, что здесь у родителей возникнут огромные трудности при представлении в суд доказательств, что они находились на иждивении у военнослужащего. Не каждый из родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, способен при таком горе, постигшим его семью, обратиться в суд за защитой своих прав.
Например, совершенно непонятно почему родители погибшего при исполнении служебных обязанностей военнослужащего, проходившего военную службу по призыву в районе боевых действий, не отнесены федеральным законодателем к членам семьи военнослужащего пунктом 5 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих»? Родители, воспитавшие достойных сыновей своего Отечества, которые с оружием в руках до последней капли крови защищали свою Родину, не имеют права быть признанными членами его семьи? Это не только не логично, но и социально необоснованно. Молодые граждане мужского пола от 18 до 27 лет, призванные на военную службу, не успев создать свои семьи, зачастую не имея своих детей, погибая на поле брани, защищая свое Отечество, уже не могут обеспечить достойную старость своих родителей, принося своей гибелью лишь вечное горе и чувство несправедливости в этом мире. И не отнести родителей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших при исполнении служебных обязанностей, к членам его семьи не просто не разумно, а на взгляд автора, и социально опасно для общества и социального государства в целом.

Смотрите еще:  Гос муниципальные полномочия

В частности, пунктом 2 статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» родители военнослужащего отнесены к членам семьи, имеющим право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) военнослужащего; пунктом 4 статьи 24 этого Закона родителям военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, предоставлено преимущественное право на социальное и медицинское обслуживание. Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлены льготные условия назначения пенсии по случаю потери кормильца родителям военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения службы по призыву.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации. Например, 26 июня 2008 года был издан Указ Президента Российской Федерации N 996 «О дополнительных социальных гарантиях родителям военнослужащих», предоставивший родителям погибшего (умершего) военнослужащего право на бесплатный проезд к месту его захоронения и обратно один раз в год независимо от даты гибели (смерти) военнослужащего и независимо от использования этого права другими лицами, указанными в абзацах шестом-десятом пункта 5 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Напомним, что в указанных абзацах к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, компенсации, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих» относятся:
супруга (супруг);
несовершеннолетние дети;
дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В частности пункт 2 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не изменяет перечень лиц, относящихся к членам семей военнослужащих. В этом Законе, как и в других федеральных законах, отсутствуют нормы, распространяющие социальную льготу по ремонту индивидуальных жилых домов на родителей, не находившихся на иждивении погибшего (умершего) военнослужащего.
В тех случаях, когда граждане перестали находиться на иждивении военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) определение их статуса членов семьи возможно только на основе отношений, существовавших при жизни военнослужащего. Особого внимания заслуживает позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в решении от 13 марта 2008 г. N ГКПИ07-1650. В частности, Верховный Суд указал, что пунктом 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» установлены меры социальной поддержки для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и определен перечень этих мер. Ремонт индивидуальных жилых домов за счет средств федерального бюджета не упомянут в названной статье, такая мера социальной защиты предусмотрена другим федеральным законом и для иной категории граждан — для членов семей военнослужащих, потерявших кормильца.
Из указанной правовой нормы следует, что родители военнослужащего, не состоящие на его иждивении, не отнесены к числу членов семей военнослужащих, на которых распространяются установленные социальные гарантии и компенсации, если иное не предусмотрено федеральными законами применительно к конкретным социальным льготам.*(1)
В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки, предусмотренные этим Законом, предоставляются:
1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;
2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
Исходя из правового смысла этого пункта и его места в системе норм права, закрепленное в нем положение распространяется на те категории граждан и относится к тем мерам социальной поддержки, которые указаны в пункте 1 этой же статьи, и не может применяться в отношении социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных иными федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» установлены меры социальной поддержки для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и определен перечень этих мер. Ремонт индивидуальных жилых домов за счет средств федерального бюджета не упомянут в названной статье, такая мера социальной защиты предусмотрена другим федеральным законом и для иной категории граждан — для членов семей военнослужащих, потерявших кормильца.
По мнению автора, изложенное свидетельствует о том, что родителям погибших при исполнении обязанностей военной службы военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, не предусмотрен полный пакет социальных гарантий, который предоставляется членам семей указанных военнослужащих.
Это актуализирует настоятельную необходимость внесения серьезных корректив в законодательство о социальной защите членов семей погибших при исполнении обязанностей военной службы военнослужащих, проходивших военную службу по призыву.
Представляется целесообразным дополнить пункт 5 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» абзацем следующего содержания: «родители погибших при исполнении обязанностей военной службы военнослужащих».
Указанное дополнение позволит распространить предусмотренные указанным Законом социальные гарантии на родителей погибших при исполнении обязанностей военной службы военнослужащих, как проходивших военную службу по призыву, так и по контракту.

А.В. Ефремов,
начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики

«Право в Вооруженных Силах», N 2, февраль 2011 г.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) См. Определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N КАС08-225

Другие новости и статьи

Запись создана: Среда, 10 Октябрь 2018 в 18:33 и находится в рубриках Новости, Современность.

Льготы по оплате проезда в санаторий родителям военнослужащего, погибшего при исполнении служебных обязанностей

Я и моя жена являемся родителями погибшего при исполнении обязанностей воинской службы военнослужащего контрактной службы. Мы уже оба являемся пенсионерами по старости, к тому же — оба инвалида. Прошу Вас разъяснить мне: положена ли нам оплата проезда при следовании на отдых в военный санаторий и обратно. Согласно толкованию постановления правительства № 354 от 20.04.2000 года этот вопрос можно толковать и так и этак. Но это же неправильно! Толкование Закона должно быть единым. А заодно и справедливым. А у нас его трактуют как кому нравится! Вот я и решил обратиться к Вам! Зараннее благодарен А.К.Рыбин.

Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

Сегодня мы уже ответили на 852 вопроса .
В среднем ожидание ответа – 14 минут.

Юристы уже работают над вопросом.

Похожие вопросы

Какие льготы могут быть у родителей военнослужащего, погибшего при исполнении воинских обязанностей?

Какие льготы положены вдове сотрудника МВД, погибшего при исполнении служебных обязанностей?

Мой отец умер при исполнении служебных обязанностей в составе подразделений особого риска. Имею ли я право на какие-то льготы?

Премия за добросовестное исполнение служебных обязанностей

Положено ли жилье семье погибшего при исполнении служебных обязанностей?

Похожие статьи:

  • Пособие по безработице возраст Заполните анкету Опрос граждaн о качестве предоставления социальных услуг по вопросам оплаты труда бюджетников Положение о Министерстве Граждане, столкнувшиеся с фактами коррупции при […]
  • Нотариус сучков ви Нотариус сучков ви Новости конторы 25.05.2015 Уважаемые клиенты с 01.06.2015 у нас меняется график работы! С понедельника по пятницу контора будет работать с 10:00 до 19:00 (обед с 13:00 […]
  • Практика судебная по домофонам Домофон судебная практика 3 ответa на вопрос от юристов 9111.ru Судебную практику ВЫ можете поискать самостоятельно в интернете. Если лень, то обращайтесь к любому юристу в личные […]
  • Техническая экспертиза транспортных средств обучение Обучение на эксперта-техника Программа профессиональной переподготовки "Независимая техническая экспертиза транспортных средств" (В соответствии с требованиями к образовательным программам […]
  • Приказ о зачислении в ноу Приказ о зачислении на очную форму обучения в НОУ ВПО ИМТП на 2014-2015 учебный год метро «Кунцевская», «Пионерская», «Славянский бульвар», ст. ж. д. «Кунцево» Тел.: + 7 (968) 617-78-78 […]
  • Налог для граждан по инн Граждане могут не указывать ИНН в представляемых в налоговые органы документах Минфин России рассказал об особенностях постановки на учет в налоговых органах. Соответствующие разъяснения […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.