Льготы для инновационной деятельности

Льготы для инновационной деятельности

Налоговые льготы для инновационной деятельности

Налоговые льготы являются одной из форм государственной поддержки инновационной деятельности предприятий, под которой понимается деятельность, приводящая к созданию нового невзаимозаменяемого товара (услуги) или нового взаимозаменяемого товара (услуги) при снижении расходов на его производство и (или) улучшение его качества. Налоговые льготы для инновационных фирм можно разделить на две группы. К первой группе относятся льготы, которые применяются ко всем налогоплательщикам, занимающимся инновационной деятельностью. Ко второй группе можно отнести льготы, предусмотренные только в отношении организаций, являющихся резидентами технико-внедренческих особых экономических зон.

В первую группу включены налоговые льготы, применяемые ко всем инновационным организациям. Иными словами это стандартные налоговые льготы, принятые на уровне федерации и прописанные в Налоговом кодексе РФ. К ним относятся:

1. Освобождение от НДС при реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Данное освобождение предоставляется при выполнении следующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР):

  • относящихся к созданию новых или усовершенствованию существующих
    продукции и технологий при условии выполнения в составе НИОКР
    следующих видов деятельности (подп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ):

– разработка конструкции инженерного объекта или технической системы; o разработка новых технологий; создание опытных образцов машин,

– оборудования, материалов, не предназначенных для реализации третьим

– лицам, их испытание;

  • осуществляемых учреждениями образования и научными организациями на
    основе хозяйственных договоров (подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • осуществляемых за счет средств бюджетов и указанных в НК РФ специальных
  • фондов (подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ).

При этом налогоплательщик вправе отказаться от применения данной льготы.

Освобожден от НДС и таможенных пошлин на ввоз технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации.

Сняты ограничения для срока принятия к вычету НДС, уплаченного поставщикам и подрядчикам при капитальном строительстве.

2. Освобождение от НДС реализации прав на результаты
интеллектуальной деятельности.

Не подлежит обложению НДС реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подпункта 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). При этом налогоплательщик не вправе отказаться от использования указанного освобождения.

Однако не освобождается от НДС реализация материальных носителей с программным обеспечением в товарной упаковке, содержащей условия лицензионного договора, т.к. фактически лицензионный договор будет заключен пользователем позднее путем внесения регистрационных данных на официальном сайте. Также не освобождаются от обложения НДС выполнение работ по созданию или модификации программ для ЭВМ по договору подряда, а также оказание информационных, сервисных и технических услуг, связанных с использованием переданных прав.

3. Упрощенный учет расходов на НИОКР.

С 2012 г. вступила в силу новая редакция ст. 262 НК РФ, согласно которой расходами на НИОКР будут признаваться расходы, относящиеся не только к созданию (усовершенствованию) новой продукции (товаров, работ, услуг), но и к созданию новых или усовершенствованию применяемых технологий, методов организации производства и управления. При этом к расходам, связанным с НИОКР относятся, в частности:

– амортизация по ОС и НМА (кроме зданий и сооружений) за месяцы, когда они использовались исключительно для выполнения НИОКР;

– оплата труда занятых в НИОКР работников (пропорционально времени их участия);

– непосредственно связанные с такими работами материальные расходы;

– расходы на оплату работ подрядчиков;

– отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», в сумме не более 1,5 процента доходов от реализации;

– другие расходы, непосредственно связанные с НИОКР в объеме не более 75% от расходов на оплату труда «НИОКР-работников». Сверхнормативные «другие расходы» на НИОКР можно будет учесть на общих основаниях, то есть при их соответствии другой категории расходов по гл. 25 НК РФ (например, расходы на аренду помещений или оборудования).

Порядок списания расходов на НИОКР будет зависеть от оформления их результата:

(если) в итоге оформлены исключительные права на их результаты (зарегистрирован патент), то они по вашему выбору (закрепляете в учетной политике) или амортизируются, или списываются на прочие расходы в течение 2 лет. Напомним, что сейчас такие активы нужно амортизировать;

(если) права не оформлены, то расходы на НИОКР можно будет списывать после завершения исследований или разработок (отдельных этапов работ) единовременно вне зависимости от их результата и от использования этого результата. То есть для их списания будет достаточно просто акта о приемке результатов НИОКР (этапов работ). Сейчас, напомним, такие расходы нужно списывать в течение 1 года.

Льготы при учете расходов на НИОКР. Согласно п. 2 ст. 262 НК РФ, расходы на определенные виды НИОКР (в т.ч. не давшие положительного результата) подлежат налоговому учету у заказчика таких работ исходя из фактического размера расходов с коэффициентом 1,5.

Такие НИОКР должны относиться к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг) и быть направленными на развитие приоритетных технологий, определенных Правительством РФ. В составе приоритетных технологий упомянуты, в частности, нанотехнологии, технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации, разработка методики утилизации промышленных отходов, производство программного обеспечения и др.

В поправках теперь оговорен порядок, по которому налогоплательщики с правом применения повышающего коэффициента, в подтверждение заявленных расходов вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль с 2012 года будут сдавать в ФНС еще один специальный отчет. В нем они обязаны подтверждать каждое выполненное научное исследование и опытную разработку, а налоговики будут иметь право проверить этот отчет путем назначения его экспертизы в научных учреждениях.

4. Единовременный учет расходов на приобретение электронно-вычислительной техники.

В соответствии с п. 6. ст. 259 НК РФ, налогоплательщик вправе учитывать затраты на приобретение электронно-вычислительной техники в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода ее в эксплуатацию при соблюдении следующих условий:

– организация осуществляет деятельность в области информационных технологий, т.е. занимается разработкой и реализацией программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора, и (или) оказывает услуги (выполняет работы) по разработке, адаптации, модификации, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных;

– организация получила документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном законодательством (постановление Правительства РФ от 06.11.2007 N 758 «Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий»);

– доля доходов от деятельности в сфере информационных технологий по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период, в т.ч. от иностранных лиц — не менее 70%;

– среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период составляет не менее 50 человек.

При этом вышеперечисленные условия должны соблюдаться одновременно.

5. Ускоренный порядок амортизации основных средств, используемых
в научно-технической деятельности.

Согласно подпункту 2 п. 2 ст. 259.3 НК РФ при амортизации основных средств, используемых исключительно для осуществления научно-технической деятельности, компании вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент не выше 3.

Предоставлена возможность применения нелинейного (ускоренного) метода начисления амортизации, позволяющего отнести на расходы до 50% первоначальной стоимости основных средств в течение первой четверти срока их полезного использования.

6. Освобождение от налога на прибыль средств целевого
финансирования.

В подпункте 14 п.1 ст. 251 НК РФ, указано, что при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств целевого финансирования, полученные от следующих фондов:

– Российского фонда фундаментальных исследований;

– Российского гуманитарного научного фонда;

– Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере;

– Федерального фонда производственных инноваций;

– иных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности.

При этом не освобождаются от налогообложения на основании данной льготы

средства, полученные налогоплательщиком в качестве вознаграждения от вышеуказанных фондов.

7. Установлен новый порядок учета субсидий, получаемых субъектами
малого и среднего предпринимательства.

11 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 07.03.2011 N 23-ФЗ, который установил новый порядок налогообложения субсидий, получаемых организациями и предпринимателями в рамках специальных программ финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. (п. 2 ст. 2 ФЗ от 07.03.2011 N 23-ФЗ).

Данные средства необходимо включать в доходы пропорционально расходам, произведенным за счет этих средств. Однако такой порядок можно применять в течение не более чем двух налоговых периодов с даты получения субсидий. Если по окончании второго налогового периода сумма финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, то разницу необходимо будет включить в доходы этого периода. Указанный порядок признания субсидий применяют также налогоплательщики, перешедшие на УСН с объектом «доходы». Но они в этом случае обязаны вести учет сумм финансовой поддержки (абзац 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

8. Инвестиционный налоговый кредит.

Согласно ст. 67 НК РФ, инвестиционный налоговый кредит представляет собой форму отсрочки уплаты налога на прибыль (а также региональных и местных налогов) сроком до пяти лет на условиях возврата предоставленного кредита и начисленных процентов (по ставке не более 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ) (ст. 67 НК РФ).

Инвестиционный кредит может предоставляться в т.ч. организациям, осуществляющим:

– внедренческую или инновационную деятельность, в т.ч. для создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, на сумму, определяемую соглашением между уполномоченным органом и организацией;

– НИОКР либо техническое перевооружение собственного производства, а также инвестиции в создание энергоэффективных объектов, на сумму, составляющую не более 30% стоимости приобретенного оборудования, используемого исключительно для указанных целей.

9. Создание резерва расходов на НИОКР.

С 2012 г. в НК РФ добавилась новая статья, предусматривающая создание резерва предстоящих расходов на НИОКР по аналогии с резервами на отпуска и ремонт ОС. Резерв создается под конкретные программы и на срок не более 2 лет, его предельный размер — 3% от доходов от реализации. Его сумма включается в состав прочих расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. После создания резерва расходы на НИОКР вы списываете за его счет, а все, что не уложилось в резерв, — в общем для НИОКР порядке.

Смотрите еще:  Льготы пенсионерам по зубопротезированию

10. Льгота по уплате налога на имущество по энергоэффективным
основным средствам.

С 2012 г. можно не платить налог на имущество в течение 3 лет с момента ввода в эксплуатацию:

– объектов по Перечню Правительства РФ;

– объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если этот класс определяется в отношении таких объектов.

Однако реальную экономию получат только компании, объекты которых будут включены в правительственный Перечень, поскольку отсутствует нормативный акт, определяющий Класс энергоэффективности офисных и производственных зданий, транспорта и заводского оборудования, кроме лифтов и бытовой техники -кондиционерам, копирам, мониторам, холодильникам и т.д.

11. Нулевая ставка по налогу на прибыль для образовательных и
медицинских организаций.

Для организаций, осуществляющих образовательную или медицинскую деятельность, уже с 2011 г. предусмотрено применение нулевой ставки по налогу на прибыль (п. 1.1 ст. 284 НК РФ). При этом данные организации обязаны соблюдать ряд условий, установленных новой ст. 284.1 НК РФ.

Так, осуществляемая ими деятельность должна входить в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, который должно установить Правительство РФ. Применение нулевой ставки возможно только с начала нового налогового периода. Указанные организации должны подать заявление и копию лицензии на осуществление образовательной или медицинской деятельности в срок до 1 декабря предшествующего года (п. 5 ст. 284.1 НК РФ).

Другие условия, которые должны соблюдать при применении нулевой ставки организации, осуществляющие образовательную и медицинскую деятельность, указаны в п. 3 ст. 284.1 НК РФ:

– организации должны иметь соответствующую лицензию;

– доходы от образовательной или медицинской деятельности, а также от выполнения НИОКР должны составлять не менее 90 процентов всех доходов организации либо отсутствовать;

– в штате организации должно числиться не менее 15 работников;

– в налоговом периоде должны отсутствовать операции с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Для медицинских организаций есть еще одно условие: не менее 50 процентов медицинского персонала должны иметь сертификат специалиста.

Поправки в НК были сформулированы таким образом, что для пользования льготой эти компании должны были подать соответствующее заявление в 2010 г., еще до появления поправок. Но проблема решена — нужно дождаться правительственного перечня, после чего подать заявление, а уже уплаченные в 2011 г. авансовые платежи вернуть или зачесть.

12. Пониженный тариф страховых взносов.

Пониженный тариф страховых взносов в соответствии с ФЗ от 28.12.2010 N 432-ФЗ «О внесении изменений в статью 58 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются: научные исследования и разработки в размере 26% в 2011 и 2012 годах.

Для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны), которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных. В 2011 г. он равен 14 процентам. Этот тариф будет действовать до 2017 г. включительно.

13. Расширен перечень организаций, имеющих право на применение упрощенной системы налогообложения.

Установлено, что вправе применять УСН хозяйственные общества, учрежденные в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» бюджетными научными учреждениями, и в соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» бюджетными высшими учебными заведениями, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным учебным заведениям и научным учреждениям.

Налоговые льготы и преференции в сфере инновационной деятельности

Copyright © 1996-2019 Налоговый вестник

Частичное или полное воспроизведение в любом виде допускается только с письменного разрешения редакции. Не является публичной офертой. Уточняйте наличие в издательстве. Информация 18+

Все логотипы являются зарегистрированными товарными знаками. Все права защищены.

Льготы для инновационной деятельности

В настоящее время мы становимся свидетелями весьма опасных тенденций. По объемам экспорта инновационной продукции Россия уступает передовым странам более чем в два раза. Позиция Российской Федерации в данном рейтинге не соответствует тому интеллектуальному и образовательному потенциалу, который имеется в стране. Более того, сложившаяся тенденция грозит потерей перспектив роста, а также значительным отставанием в долгосрочной перспективе.

На развитие стран инновационного типа экономики распространяют свое влияние множество факторов. Если рассматривать факторы влияния с точки зрения налогового стимулирования, то самым действенным из них следует считать налоговые льготы. Данные льготы являются инструментом прямого действия на субъекты инновационной деятельности. Организации, занимающиеся инновационной деятельностью, в свою очередь, получают дополнительные средства посредством применения налоговых преференций. Проанализировав практику инновационной экономики передовых стран, можно сделать вывод о том, что именно посредством применения налоговых льгот был достигнут интенсивный рост экономики и ее переориентация на инновационный уклад.

В связи с успешным применением налоговых преференций в передовых странах набирает обороты актуальность изучения данного процесса с целью использования полученных знаний при совершенствовании экономики Российской Федерации, а также при переходе на постиндустриальный уровень [2].

Эффективность применения инструментов фискального типа зависит не только от экономических факторов, но и от самой организации этих инструментов. В связи с этим, фискальные меры, принятые и пользующиеся успехом в странах постиндустриальной экономики, нельзя полностью применить в российской экономике. По опыту развитых стран, существует многообразие налоговых инструментов. Но с точки зрения преследования различных целей, государство стремится к разумному сочетанию прогрессивных, нейтральных и регрессивных налоговых инструментов.

При применении опыта стран постиндустриального типа экономики в российской практике необходимо обращать внимание на спецификацию предприятий, которые являются субъектами инновационной деятельности [6]. А именно те критерии, которые необходимо принимать во внимание при использовании специфических налоговых преференций, которые, в свою очередь, имеют влияние на инновации. К примеру, большую часть расходов инновационных организаций составляет заработная плата, а также взносы на обязательное страхование. Необходимо учитывать следующие моменты:

– продукция, произведенная инновационными организациями, обладает большой добавочной стоимостью, поэтому налог на добавленную стоимость занимает наибольший удельный вес в совокупной налоговой нагрузке;

– с точки зрения размера и распределения по времени налоговая нагрузка по налогу на прибыль является значимой проблемой для организаций инновационного и научного типа.

Оценим эффективность применения совокупности налоговых льгот, направленных на стимулирование инновационной деятельности в зарубежных странах. Также сравним налоговые преференции зарубежных стран и преференции, применяемые в Российской Федерации.

Для начала рассмотрим льготы, касающиеся зарплатных налогов и сборов (рис. 1).

Вычет из налоговой базы по социальному страхованию является льготой прямого действия. К примеру, в Нидерландах данная льгота представлена как вычет в размере от 12,5 до 25 % от величины соответствующих затрат на заработную плату. А во Франции освобождают 25 % расходов на обучение персонала. По характеру влияния на коммерциализацию и на использование результатов разработок данная льгота косвенного эффекта (за счет влияния на снижение цены на интеллектуальную собственность и на высокотехнологичный товар). Аналог данной льготы в Российской Федерации – пониженная ставка для резидентов технико-внедренческих зон (ТВЗ), а также участников «Сколково». В настоящее время Российской Федерации необходимо расширить перечень получателей данной льготы, т.к. в ней нуждаются все исследовательские организации.

Рис. 1. Льготы, касающиеся зарплатных налогов и сборов

Пониженная ставка НДФЛ для высококвалифицированных зарубежных специалистов является льготой косвенного действия на всех стадиях НИОКР – начиная привлечением в НИОКР и заканчивая использованием результатов разработок. При помощи данной льготы возможно привлечение высококвалифицированных специалистов за счет снижения их персональной налоговой нагрузки [7]. Аналог данной льготы в РФ – социальный налоговый вычет на обучение, а также в отношении высококвалифицированных зарубежных специалистов может быть применена ставка НДФЛ 13 % с первого дня трудоустройства (при условии, что годовой фонд заработной платы специалиста превышает 2 миллиона рублей).

Рассмотрим льготы по налогу на прибыль.

Налоговые кредиты снижают размер исчисленного налога на прибыль при условии целевой направленности прибыли организацией в инновационную деятельность. В данном случае инвестированная прибыль соразмерна доле целевых расходов, либо доле приращения этих расходов и перенос льготы на будущие периоды.

Налоговый кредит является льготой прямого действия. К примеру, в США налоговый кредит составляет 20 % прироста расходов, во Франции – 50 %, в Испании – 30 %. Если организация, осуществляющая инновационную деятельность, по причине невысокого дохода не имеет возможности воспользоваться данной льготой, то она имеет право перенести ее на будущие периоды. Данный период длится от года до пятнадцати лет. В Российской Федерации данная льгота применялась до 2002 года.

Данная льгота стимулирует всех участников инновационного процесса, но при этом – единственная льгота, которая, в свою очередь, стимулирует спрос на высокотехнологическое оборудование. В настоящее время в Российской Федерации необходимо восстановить данную льготу в главе 25 НК РФ, а также право переноса неиспользованной льготы на следующие периоды.

Налоговые списания, в свою очередь, уменьшают налоговую базу при исчислении налога на прибыль – этим самым они позволяют организациям уменьшать налоговую базу на величину израсходованных средств на научные исследования и разработки (более чем на 100 %). К примеру, в Австралии – 150 % средств, а в Сингапуре – 200 %. При применении данной льготы деятельность организации должна соответствовать ряду критериев:

– важное практическое значение;

– сумма направленных средств.

По характеру, стимулирующему влияние на коммерциализацию результатов разработок и на использование результатов разработок, льгота имеет косвенное воздействие на цену в сторону ее снижения. Аналог льготы в РФ – 150 % расходов на инновационную деятельность признаются единовременно при расчете налога на прибыль (согласно пункту 7 статьи 262 НК РФ). Данная льгота уже существует в налоговом законодательстве РФ, но для большего результата применения необходимо увеличить норматив расходов на НИОКР.

Смотрите еще:  Лицензия интернет сми

Льготные нормы являются льготой прямого действия. К примеру, в США срок амортизации установлен в 5 лет по отношению к оборудованию, применяемому при НИОКР. А в Аргентине и Австралии расходы, связанные с приобретением оборудования в целях НИОКР, относят к налоговому вычету и не выделяют в отдельную группу налоговых вычетов.

В Японии система ускоренной амортизации была введена в целях стимулирования применения инновационными организациями энергосберегающего оборудования, а также оборудования, способствующего эффективному использованию ресурсов, а также безвредного для окружающей среды. Аналог данной льготы в Российской Федерации – в налоговом кодексе РФ установлены специальные правила амортизации оборудования, а именно – возможно использовать коэффициент не выше 3 в отношении основных средств, используемых в НИОКР. Помимо этого, организациям разрешено списывать до 30 % первоначальной стоимости основных средств при условии, что основные средства относятся к 3–7 группам.

Рассмотрим льготы по специальным режимам, действующим в отношении специфических налогоплательщиков либо налогоплательщиков, зарегистрированных в особых зонах (рис. 2).

Налоговые каникулы или применение пониженных ставок для организаций НИОКР являются льготой прямого действия [2]. К примеру, во Франции вновь созданные компаний в инновационной сфере, если их расходы превышают 15 %, могут быть освобождены от налогов сроком до 8 лет. В Малайзии полностью освобождают аналогичные компании от уплаты налога на прибыль сроком на 5 лет, а в Китае уплачивают 50 % от налога на прибыль в течение 2 лет, но начиная с первого «прибыльного» года. Аналог данной льготы в Российской Федерации – инвестиционный налоговый кредит, который, в свою очередь, не компенсирует отсутствие данной льготы в РФ.

Рис. 2. Льготы по специальным режимам

Налоговые льготы для физических и юридических лиц, инвестирующие инновационную деятельность, являются льготой косвенного характера. В отношении данных лиц могут быть применены пониженные ставки налога на прирост капитала или полное освобождение от налогообложения. К примеру, в Австрии базовая ставка составляет 50 %, в Испании – 45 %, В Финляндии – 58 %.

Налоговые льготы в режиме «инновационной/патентной копилки» являются льготой прямого действия, но выборочного характера, т.е. льгота предоставляется только результативным исследованиям. Механизм стимулирования следующий: при продаже новой продукции, произведенной с использованием патента, обложение происходит по пониженной ставке. Данная льгота применяется в таких странах, как Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Ирландия, Испания, Великобритания. Аналога данной льготы в РФ нет, но было бы целесообразно введение данной льготы.

Свободные экономические зоны являются льготой прямого действия [9]. К примеру, в Ирландии образована свободная экономическая зона Шэннон, которой предоставлены следующие льготы – 10 % налога на прибыль, полное освобождение от уплаты НДС и таможенных пошлин. Гонконг, в свою очередь, получил статус особого административного района, который имеет собственную систему налогообложения (на срок 50 лет). В настоящее время РФ включает в себя шесть инновационных зон, которые расположены на территории Татарстана, Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области.

Рассмотрим прочие льготы. Региональные льготы на НИОКР также пользуются популярностью. К примеру, в Испании – это Канарские острова, Наваррская область, Страна Басков. Данные льготы применяются на этапе производства высокотехнологичной продукции, что в свою очередь, способствует снижению цены на высокотехнологичный товар. Данная льгота позволяет решать вопрос предоставления льгот по региональным налогам (налога на имущество, транспортного налога, а также налога на прибыль).

Адресные налоговые льготы для организаций, осуществляющих общественно значимые социальные исследования [3]. К числу таких исследований относятся работы по созданию вакцин в Великобритании, а также поддержка исследований в бизнес-инкубаторах (Израиль). Аналог льготы в РФ – средства, полученные из фондов поддержки НИОКР по целевому назначению, не признаются как доходы с целью налогообложения прибыли (согласно пункту 1 статьи 251 НК РФ).

Положения соглашений об устранении двойного налогообложения являются льготой косвенного действия. Данная льгота стимулирует инвесторов экономить на налогах, что в свою очередь, влияет на привлекаемые ресурсы и лицензионные платежи. Аналогичные положения присутствуют и в международных соглашениях РФ.

Помимо вышеуказанных выводов, стоит отметить следующие закономерности:

1) зарождение налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность, произошло в 60 годах прошлого века в наиболее развитых странах мира;

2) начало появления налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность, способствовало появлению множеству льгот, предоставляющих существенные скидки по сравнению с базовым уровнем ставок;

3) в зависимости от эффективности применения льгот в конкретной стране, а также в конкретной экономической ситуации механизм применения льготы, а также процентные показатели менялись как в сторону снижения, так и в сторону повышения [10].

4) наиболее эффективным механизмом является уменьшение размера налога на прибыль, но стимулирование сферы НИОКР заметно усложняет налоговое законодательство;

5) несмотря на множество преград, и трудностей в разработке подходов к льготам и их применении на практике, исследования по всему миру подтверждают, что уменьшение налоговой нагрузки организаций, инвестируемых инновации, способствует разработке высоких технологий.

Таким образом, в настоящее время не существует единого подхода к определению механизмов налогового стимулирования инновационной деятельности [4]. Тем не менее, прослеживается тенденция увеличения масштабов использования этих механизмов при стимулировании инновационной деятельности во всем мире.

Сформулированный выше вывод, а также проведенный анализ налоговых механизмов и льгот, стимулирующих инновационную деятельность, позволяет сформулировать следующие выводы о путях реформирования налоговой системы РФ в целях стимулирования инновационной деятельности:

– целесообразно ввести в 25 главу НК РФ льготу в виде налогового вычета из исчисленной суммы налога на прибыль организацией средств, которая была направлена налогоплательщиком в текущем налоговом периоде на инвестиции в НИОКР (налоговые кредиты);

– необходимо усилить действие льготы, касающейся расходов на НИОКР в размере до 150 %, а также добавить положение о дополнительном списании расходов по более высокому коэффициенту (налоговые списания);

– в добавление к имеющемуся инвестиционному налоговому кредиту целесообразно ввести «налоговые каникулы», а также применение пониженных ставок для вновь созданных организаций, занимающихся инновационной деятельностью;

– следует предоставить организациям право не вести раздельный учет общехозяйственных расходов;

– необходимо снизить зарплатную составляющую добавленной стоимости, начиная с участников инновационной деятельности и заканчивая всеми категориями налогоплательщиков.

Реализация вышеуказанных предложений позволит привнести в налоговую систему совокупность эффективных налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность и оптимизировать влияние данных льгот на налогоплательщиков.

Инноваторам – налоговые льготы

Внесен 23.12.2008г
Отклонен 21.05.2010г

Мы предлагаем снизить для таких организаций ставку единого социального налога до 15,5%, а также освободить от уплаты налога на прибыль средства, безвозмездно полученные организациями науки и фондами поддержки науки и образования. Это позволит аккумулировать средства частных инвесторов и направлять их на поддержку инноваций. Также предлагаем сократить некоторые ограничения для научных и инновационных организаций, желающих применять упрощённую систему налогообложения. Предлагаем предоставить льготы по уплате налога на имущество и земельного налога организациям высшего образования и науки в отношении имущества и земельных участков, используемых ими в целях научной и образовательной деятельности.

Пояснительная записка к проекту 143847-5 федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федера-ции и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»» (в части налогового стимулирования инновационной деятельности)

Пункт 1 статьи 1 законопроекта в качестве стимулирования инновационной деятельности, развития инновационных отраслей и стимулирования расширения научной деятельности в созданных ранее научных организациях (в том числе и с госу-дарственным участием), трансфера (передачи) технологий инновационным предприятиям, не обязательно находящихся в тех-нико-внедренческих зонах, в условиях ограниченных средств для финансирования научных исследований и инновационной деятельности как со стороны государства, так и со стороны коммерческого сектора, предлагает снижение ставки единого соци-ального налога для научных организаций и инновационных предприятий.

Вместе с тем, снижение ставки единого социального налога не должно лишать работников, занятых в научных органи-зациях и инновационных предприятий, социального и обязательного медицинского страхования. Поэтому законопроект пред-полагает снижение ставки единого социального налога до 15,5% для работодателей — научных организаций и инновационных предприятий, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23 августа 1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Учитывая, что уплату взносов на обязательное пенсионное страхование эти лица будут производить в общем порядке (включая принятие уплаченных сумм к вычету при исчислении ЕСН), общая сумма единого социального налога, подлежащая уплате в бюджет, для них будет равна 1,5 %, из которых 1% подлежит зачислению в фонд социального страхования, 0,1% — в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 0,4% — в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В связи с этим потребуется внесение изменений в следующие нормативные правовые акты: Федеральный закон от 25.11.2008 г. №215-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», Федеральный закон от 25.11.2008 г. №216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Россий-ской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», Федеральный закон от 25.11.2008 г. №214-ФЗ «О бюд-жете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

Законопроектом предлагается исключить из объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций средств, безвозмездно полученных организациями науки и фондами поддержки науки и образования. Дело в том, что, безвозмездные перечисления на науку и научную деятельность, полученные налогоплательщиками не от физических лиц и организаций, включенных в специальные перечни, и не из указанных в действующей редакции статьи 251 части второй Налогового кодекса РФ фондов, образуют объект налогообложения по налогу на прибыль, что не может положительным образом сказываться на стимулировании развития инновационной деятельности в Российской Федерации.

Законопроектом предусматривается снятие ограничений на перечень средств, полученных на финансирование науч-ной деятельности, и исключение их из объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций. Кроме того, проект закона исключает из объекта налогообложения по налогу на прибыль также средства, полученные фондами поддержки научных ис-следований и образовательной деятельности, что позволит аккумулировать средства частных инвесторов и направлять их на поддержку инноваций.
Законопроектом предусматривается освобождение от обложения налогом на прибыль у организаций-доноров средств и имущества, переданных ими на научно-исследовательские и образовательные цели, а также на финансирование фондов под-держки научных исследований и (или) образовательной деятельности. В совокупности эти меры позволят существенно увели-чить финансирование научных исследований за счет частных инвесторов, что эквивалентно расширению спроса на результаты научных исследований в особенности в фундаментальных науках.
Пунктами 7-10 статьи 1 настоящего законопроекта предлагается сократить некоторые ограничения для организаций, желающих применять упрощённую систему налогообложения, в частности:

  • повышение верхней границы годового дохода, дающего право на применение упрощённой системы на-логообложения для инновационных малых предприятий – до 200 млн. рублей;
  • снятие ограничений на субъектный состав учредителей, акционеров научной организации и инноваци-онного предприятия;
  • снижение ставки налога с 6 % до 3 % в рамках упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы, и с 15 % до 5 % в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов – для всех инновационных малых предприятий.
  • введение открытого перечня расходов для тех налогоплательщиков, которые используют систему «дохо-ды минус расходы».
Смотрите еще:  Как составить договор залога на имущество

Целью пунктов 11-12 статьи 1 настоящего законопроекта является предоставление льготы по уплате налога на имуще-ство и земельного налога организациям высшего образования и науки в отношении имущества и земельных участков, исполь-зуемых ими в целях научной и образовательной деятельности, а также предполагает освобождение от уплаты налога на имуще-ство по имуществу, используемому иными организациями в целях научно-исследовательской деятельности, и освобождение от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, непосредственно используемых для проведения научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, включая опытно-конструкторские.

В целях стимулирования научной деятельности во всех организациях науки независимо от формы собственности, а также с целью упрощения межбюджетных расчетов целесообразно восстановить действовавшую до 1 января 2004 года льготу по налогу на имущество организаций, и действовавшую до 1 января 2005 года льготу по земельному налогу, для организаций науки. Поскольку научно-исследовательская деятельность осуществляется как в организациях науки, так и в системе высшего образования, то льготы должны распространяться и на высшие учебные заведения. Для стимулирования научно-исследовательской деятельности в организациях, где научная и образовательная деятельность не является основной, целесооб-разно освобождение от уплаты налога имущества, непосредственно используемого для проведения научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, включая опытно-конструкторские, и от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, непосредственно используемых для проведения научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, включая опытно-конструкторские. Выпадающие доходы местных бюджетов, возникающие при принятии указанной нормы, предлагается компенсировать местным бюджетам из федерального бюджета.

Льготы для инновационной деятельности

Библиографическая ссылка на статью:
Пучило О.И. Налоговое регулирование инновационной деятельности // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/03/14282 (дата обращения: 07.02.2019).

Научный руководитель Удальцова Наталья Леонидовна

Финансовый университет при Правительстве РФ (г.Москва)

кандидат экономических наук, доцент

В современном мире научно-технический прогресс – это основной фактор экономического роста. Любая страна заинтересована в своем росте и развитии, а значит, особое внимание, должно уделяться инновационной деятельности. Данная сфера не может развиваться без эффективного государственного регулирования, так как процесс внедрения инноваций отличается длительностью, неоднозначностью и неопределенностью результата, высокими издержками.

Государственное регулирование – это комплекс мер, направленных на создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности на определенном этапе экономического развития страны.

Государственное регулирование может осуществляться с помощью прямых и косвенных методов. К прямым методам относится непосредственно финансирование НИОКР и инновационной деятельности, к косвенным – методы налогового регулирования, которые включают налоговые льготы, отсрочку налогообложения.

Налоговое регулирование является одним из основных методов государственного регулирования инновационной деятельности. Одни из его элементов является предоставление налоговых льгот. Налоговые льготы решают несколько задач экономики, в том числе способствуют привлечению частного капитала в сферу инновационного развития и обеспечивают конкурентоспособность национальной экономики.

Налоговые льготы, предусмотренные российским законодательством условно можно разделить на 3 группы:

  1. Налоговые льготы для всех налогоплательщиков, занимающихся инновационной деятельностью;
  2. Налоговые льготы для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории особой экономической зоны;
  3. Налоговые льготы для организаций-участников проекта ИЦ «Сколково».

Основными налогами, в рамках которых и внедрены такие стимулирующие механизмы как налоговые льготы, являются налоги, которые несут наибольшую налоговую нагрузку, то есть НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций. Исходя из этого, первую группу налоговых льгот можно представить в виде таблицы.[4с. 153]

Таблица 1. Налоговые льготы для всех налогоплательщиков

  1. Освобождение от уплаты НДС при выполнении организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (пп.16п.3ст.149 НК РФ)
  2. Освобождается от уплаты НДС реализация исключительных прав на изобретение; использование результатов интеллектуальной деятельности; секретов производства (пп.26 п.2 ст. 149 НК РФ)
  3. Освобождается от НДС при ввозе на территорию РФ технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации (п.7ст.150 НК РФ)
  1. Льготы в области амортизации основных средств, используемых в научно-технической деятельности. При амортизации данных основных средств налогоплательщик имеет право применять к основной форме амортизации повышающий коэффициент, но не выше 3. (пп.2 п. 2 ст.259.3 НК РФ)
  2. Доходы, полученные в виде имущества в рамках целевого финансирования, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (пп.14 п.1 ст.251 НК РФ)
  3. Пониженный тариф страховых взносов для организаций, ведущих деятельность в области информационных технологий; организаций, деятельность которых заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности (пп.1 п.1 ст. 427 НК РФ)
  4. Признание расходов на научные исследования и опытно-конструкторские работы для целей налогообложения независимо от результата. (п.4 ст.262 НК РФ)

Не менее важны налоговые льготы второй группы, то есть относящиеся к налогоплательщикам, осуществляющим деятельность на территории особой экономической зоны. Аналогично их можно разделить на 3 подгруппы.

Таблица 2. Налоговые льготы для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории особой экономической зоны

  1. Пониженная ставка по налогу на прибыль для резидентов особой экономической зоны. Размер налоговой ставки не может превышать 13,5 процента. ( п. 1 ст. 284)
  2. Льготы в области амортизации основных средств. При амортизации данных основных средств налогоплательщик имеет право применять к основной форме амортизации повышающий коэффициент, но не выше 2. (пп.1 п. 1 ст.259.3 НК РФ)
  1. Освобождаются от налогообложения организации – резиденты особой экономической зоны- в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ, сроком на пять лет.
  1. Освобождаются от уплаты налога на имущество организации – в отношении имущества, учитываемого на балансе организации – участника особой экономической зоны.(п.23 ст. 381 НК РФ)

Для организаций-участников проекта ИЦ «Сколково» можно выделить следующие группы налоговых льгот:

  1. Освобождение от уплаты НДС.
  2. Освобождение от уплаты налога на прибыль.
  3. Пониженный тариф страховых взносов.

В последние годы государство активно использует систему налоговых льгот, отметилась тенденция к их увеличению. Эффективное использование налоговых льгот действительно влияет на регулирование экономики, содействует перераспределению налогового бремени. Однако в настоящее время налоговое регулирование инновационной деятельности с помощью налоговых льгот затруднено. Это связано, прежде всего, с сырьевой специализацией экономики, отсутствием стабильного финансирования инновационных процессов и как следствие значительным технологическим отставанием России от мирового уровня.

Следует отметить, что изменение только нормативно-правовой базы не приведет к значительным улучшениям в экономике. Необходимо стимулирование повышенного интереса со стороны частного бизнеса, которое может быть достигнуто введением действительно эффективных налоговых льгот и общим реформированием научно-технической сферы.

В настоящее время систему налоговых льгот нельзя назвать совершенной. Изменения в налоговом кодексе часто непонятны налогоплательщикам, что не приводит к их правильному использованию. Кроме этого, отсутствие эффективного мониторинга использования налоговых льгот, в особенности по региональным и местным налогам, не отражает реальные изменения, происходящие в экономике.

С целью выявления значимых и эффективных налоговых льгот, а так же полноты и правильности их использования следует ввести ряд требований:

  1. Устанавливать максимально длительный срок действия льгот (так как процесс внедрения инновация отличается не только высокими издержками, но и длительностью);
  2. Обеспечить контроль над целевым использованием сэкономленных финансовых ресурсов (средства должны использоваться для инновационной деятельности, льготы по которой были получены);
  3. Выработать единые объективные критерии оценки эффективности налоговых льгот.[1]

Для реализации действенной политики налогового регулирования не менее важным аспектом является и изучение опыта зарубежных стран. Многие страны отличаются своими, индивидуальными способами стимулирования и регулирования инновационной деятельности.

В США особое внимание уделяется амортизации, которая непосредственно связана с налогом на прибыль организаций. Так, для оборудования, используемого в НИОКР, устанавливается пятилетний срок амортизации. Результатом ускоренной амортизации становится успешное стимулирование обновления производственных фондов.[2 с.3] В международной практике можно встретить положения, разрешающие в отдельных странах полное списание стоимости оборудования в первый год. Аналогом данной льготы в России является амортизационная премия, которая предусматривает размер максимального списания в первый год в размере 30% от стоимости оборудования.

Во Франции, например, применяются амортизационные каникулы, то есть отсрочка амортизации, которой пользуется предприятие, попавшее в трудное положение. Оно может вычесть из облагаемого дохода суммы амортизации с обязательством включить их в последующем в амортизацию, а до этого использовать эти средства на цели текущего финансирования для выхода из кризисной ситуации.

Таким образом, инновационная деятельность, которая является важнейшим составляющим успешного развития государства, не может быть реализована без государственного регулирования. Налоговое регулирование является одним из способов государственного регулирования. Непосредственно воздействуют на сферу внедрения инноваций такие инструменты как налоговые льготы. В настоящее время налоговое законодательство претерпевает ряд изменений, в том числе в сфере НИОКР. Положительным результатом является действие амортизационной премии, признание расходов на НИОКР независимо от их результата. Намечается тенденция к росту налоговых льгот. Однако не все они являются эффективными. Необходимо разработать ряд принципом, требований для выявления действенных налоговых льгот; разработать контроль над правильностью использования финансовых ресурсов предприятиями, применяющими данные налоговые льготы; изучить наиболее успешные методы налогового регулирования инновационной сферы зарубежных стран. Осуществление данных задач может стать предпосылкой к созданию эффективного механизма развития инноваций в России.

Похожие статьи:

  • Налог для граждан по инн Граждане могут не указывать ИНН в представляемых в налоговые органы документах Минфин России рассказал об особенностях постановки на учет в налоговых органах. Соответствующие разъяснения […]
  • Способы подачи заявления на развод Какие документы нужны для развода Если Вы уже приняли решение о разводе (расторжении брака), Вам необходимо его документально оформить. Есть только два способа: в отделе ЗАГСа или в суде. […]
  • Яготин нотариус Овчаренко Ирина Жановна частный нотариус Контакты нотариуса Киевская обл., г. Яготин, ул. Независимости 16 (04575) 5-36-66(04575) 5-64-53 График работы нотариуса Понедельник: 09:00-18:00 […]
  • Налог с имущества 5 лет Сколько нужно владеть недвижимостью, чтобы продать ее без налога? Если жилье приобретено до 1 января 2016 года (любым способом), то применяются "старые правила" (действовавшие до последних […]
  • Нотариус до 19-00 москва Нотариус города Москвы Лысякова Ольга Сергеевна Добро пожаловать на официальный сайт нотариуса города Москвы Лысяковой Ольги Сергеевны! Благодарю всех, кто решил воспользоваться […]
  • Комментарии к ук рф статья 20 Ст. 20 УК РФ с комментариями Статья 20 УК РФ. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность - размещена в Общей части Второго раздела Четвёртой главы Уголовного Кодекса РФ. […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.