Кто выполняет полномочия субъекта рф

Оглавление:

Статья 18. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности

Статья 18. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности

1. Статья 18 комментируемого Закона содержит перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ. По своей структуре ст. 18 комментируемого Закона состоит из двух частей, в первой из которых перечислены 11 полномочий органов государственной власти субъектов РФ.

Первым полномочием органов государственной власти субъектов РФ в области пожарной безопасности является нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции. Обратим внимание, что сходное полномочие есть и у федеральных органов государственной власти, однако последние принуждены определять государственную политику в области пожарной безопасности и принимать правовые акты для ее реализации, тогда как регионам отведено лишь нормативное регулирование. Конституция РФ в ст. 71 и 72 не содержит такого вопроса ведения как пожарная безопасность. Имеется подп. «з» п. 1 ст. 72 Конституции РФ, согласно которому к ведению субъектов РФ относится осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий. Можно сказать, что пожары близки к катастрофам и распространить данное положение на них. В соответствии со ст. 73 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. В каждом регионе принимаются свои нормативно-правовые акты. В некоторых они носят силу закона, в некоторых — подзаконных актов. Например, постановлением Правительства Саратовской области N 89-П от 21 марта 2005 г. утверждено Положение об организации тушения пожаров на территории Саратовской области.

Вторым полномочием органов государственной власти субъектов РФ является организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности. Данное полномочие отсутствует в числе полномочий федеральных органов государственной власти. Таким образом, действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности целиком возложены на регионы.

Третьим полномочием органов государственной власти субъектов РФ является разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны. Основные положения разработки и утверждения бюджетов субъектов РФ аналогичны разработке и утверждению бюджета РФ и регулируются, прежде всего, Бюджетным кодексом РФ. Подробно об этом говорится при комментировании ст. 16 Закона.

Четвертым полномочием органов государственной власти субъектов РФ является организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности. Данные правоотношения регулируются ст. 25 комментируемого Закона. Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Органами управления образованием и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Требования к содержанию программ и порядок организации обучения указанных лиц мерам пожарной безопасности определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Подробно эти вопросы рассмотрены при комментировании положений ст. 25 этого закона.

Пятым полномочием органов государственной власти субъектов РФ является разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых программ. Аналогичное положение имеется в ст. 16 комментируемого Закона применительно к федеральным целевым программам. Субъекты РФ вправе самостоятельно разрабатывать региональные программы и реализовывать их с обеспечением достаточного финансирования и обеспечения.

В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления. Формирование перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органом исполнительной власти, органом местного самоуправления в соответствии с прогнозом социально-экономического развития РФ и прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами. Долгосрочная целевая программа, предлагаемая к утверждению и финансированию за счет бюджетных средств или средств государственного внебюджетного фонда, должна содержать технико-экономическое обоснование; прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) результатов реализации указанной программы; наименование заказчика указанной программы; сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам; другие документы и материалы, необходимые для ее утверждения. Заказчиком долгосрочной целевой программы может быть орган государственной власти или орган местного самоуправления для муниципальных целевых программ.

Шестым полномочием органов государственной власти субъектов РФ является осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами. Применительно к федеральным органам государственной власти данное полномочие отсутствует. Законодатель допускает два вида стимулирования обеспечения пожарной безопасности: социальное и экономическое. Социальное стимулирование ставит во главу угла не экономические, финансовые факторы, а морально-нравственные, пропагандистские и т.д. На примере вопросов, особо выделяемых законодателем, — производства и закупок продукции, участия населения, социальное стимулирования главным образом следует отнести ко второму. Здесь немаловажным побудительным мотивам будет разъяснение, что участие людей в предотвращении и борьбе с пожарами отвечают их же интересам, делают безопаснее то место, где они проживают, позволяют сохранить жизнь, здоровье и имущество как самих участников, так и других людей.

Экономическое стимулирование более применимо к деятельности хозяйствующих субъектов по техническому перевооружению предприятий новейшими средствами обнаружения и тушения пожаров, средствами спасения людей и т.д. Оно может выражаться в установлении льгот по уплате региональных налогов и сборов предприятиям, отвечающим определенным требованиям по такому перевооружению, предоставлении беспроцентных кредитов из регионального бюджета на закупку такой техники, установлении преимущественного права на заключение контрактов на поставки продукции, выполнение работ и оказание услуг при прочих равных условиях для предприятий и организаций, осуществивших такое перевооружение.

Седьмым полномочием органов государственной власти субъектов РФ является осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ, и членов их семей. В целом данные правоотношения регулируются положениями ст. 8 комментируемого закона, более подробно этот вопрос рассматривался при комментировании указанной статьи.

Восьмым полномочием органов государственной власти субъектов РФ является создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов РФ. Аналогичное полномочие имеется и у федеральных органов государственной власти, только применительно к органам управления и подразделениям, содержащимся за счет федерального бюджета.

Девятым полномочием является организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством РФ перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей). Организация тушения пожаров на объектах, составляющих исключение, относится к компетенции федеральных органов государственной власти в соответствии с положениями ст. 16 комментируемого Закона. Такая организация осуществляется в основном административными методами, однако возможно принятие нормативно-правовых актов, регулирующих такой порядок.

Десятым полномочием органов государственной власти субъектов РФ является утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств субъектов РФ. Речь идет о предприятиях, учреждениях и организациях, деятельность которых критична для сфер управления, экономики, культуры, транспорта, связи. Статьей 16 закона предусмотрено такое полномочие для федеральных органов государственной власти. Соответственно, последние формируют перечень таких объектов, исходя из их значимости для Российской Федерации, а органы власти регионов — для соответствующих субъектов РФ.

Одиннадцатым полномочием органов государственной власти субъектов РФ является оперативное управление подразделениями территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляемое в порядке делегирования полномочий без предоставления субвенций. Таким федеральным органом исполнительной власти на основании п. 1 Положения о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868, является указанное министерство. В соответствии с п. 3 указанного Положения территориальными органами министерства являются региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В соответствии с Положением о территориальном органе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденном приказом МЧС РФ от 1 октября 2004 г. N 458, в субъектах РФ создаются главные управления МЧС РФ по соответствующему субъекту.

2. Согласно ч. 2 ст. 18 комментируемого Закона вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения устанавливаются законодательными, нормативными правовыми актами субъектов РФ. В соответствии со ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1, 2 ст. 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным в соответствии с ч. 4 ст. 76 Конституции РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Статья 8. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 июня 2007 г. N 103-ФЗ в статью 8 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 8 . Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 171-ФЗ в пункт 1 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны;

организуют подготовку населения в области гражданской обороны;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

Смотрите еще:  Марий эл многодетные семьи льготы

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

См. Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросу обеспечения осуществления мер, направленных на повышение готовности субъектов Российской Федерации к реагированию на крупномасштабные чрезвычайные ситуации и пожары

См. Положение об эвакуационной комиссии Минтранса России, утвержденное приказом Минтранса России от 20 апреля 2011 г. N 120

определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 171-ФЗ в пункт 2 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

проводят подготовку населения в области гражданской обороны;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;

См. Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденное приказом МЧС России от 1 октября 2014 г. N 543

обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения;

определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.

См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона

Полномочия органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений

Перед современным законодательством стоит непростая задача полноценного регулирования всех жилищных отношений.

Перед современным законодательством стоит непростая задача полноценного регулирования всех без исключения жилищных отношений. Для этого привлекаются нормы нескольких отраслей права, в особенности гражданского. Но их основой сегодня является жилищное законодательство, в частности Жилищный кодекс РФ.

Что же подразумевают правовые отношения в этой сфере? Законодатель дает простой ответ на этот вопрос, исходя из которого, можно утверждать, что это отношения, обязательные для удовлетворения тех или иных жилищных потребностей всех граждан. В эти важные потребности входит обеспечение граждан необходимым жильем, пользование любым жилым помещением, а, кроме того, управление различными фондами.

Функции разных органов закон немного разграничивает. Например, определять те правовые основания, на которых некоторым гражданам предоставляется специализированное жилье, вправе устанавливать исключительно федеральные органы. А вот сам порядок передачи этого жилья могут определять субъекты РФ. Какие же конкретно полномочия в такой важной сфере, как жилищные отношения, имеют органы государственной власти субъектов Российской Федерации?

Полномочия субъектов Федерации в регулировании жилищных отношений

В целом, правовое регулирование всех без исключения жилищных отношений определяет все функции органов государственной власти в этой области. К примеру, органы местного самоуправления к органам власти как таковым, согласно Конституции РФ, не относятся. И занимаются только теми вопросами, которые имеют местное значение. Вместе с тем, их могут наделять государственными функциями в соответствии с законом.

Все полномочия органов государственной власти заключаются в законодательных, правоприменительных и контролирующих функциях. Поэтому они проявляются в частности в административных отношениях. Если брать во внимание жилищные отношения, то инициатива субъектов РФ недопустима.

Принятый на уровне субъектов РФ любой нормативный акт не может иметь больше правового основания и юридической силы, чем Жилищный кодекс РФ.

То же самое говорит и Конституция, согласно которой любое изменение, в том числе, если оно касается жилищных отношений, осуществляется исключительно на федеральном уровне.

Поэтому любой нормативный акт, принятый на этом уровне, обязательно должен соответствовать действующим федеральным нормативным актам. Исходя из этого, предусматриваются исключительные особенности правового регулирования всех существующих отношений в жилищной сфере. Помимо этого, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в отличие от тех же функций и обязанностей других органов, считаются более открытыми.

Нормотворческие функции органов государственной власти субъекта РФ в жилищной сфере

Большинство законодательных функций, которые обязаны выполнять органы государственной власти субъекта Российской Федерации, регулирует Министерство регионального развития РФ. В его компетенции решать проблемы, связанные с правилами учета жилья и пользованиями ими, а также правилами перевода таких помещений в нежилые и т. д.

Самые важные законодательные полномочия имеет Правительство РФ, которое решает следующие вопросы:

  • принятие стандартного договора найма;
  • порядок платежей за пользование жильем и всеми услугами;
  • порядок предоставления жилья, находящегося в жилищных фондах субъектов РФ;
  • установление процедуры для определения общей суммы дохода семьи и их имущества, на которой платится налог, если необходимо признать семью малообеспеченной и предоставить им по договору найма соответствующее жилье.

В связи с этим органы государственной власти вправе самостоятельно устанавливать стоимость пользования жильем, а также его ремонта. Поэтому они в порядке, предварительно установленным соответствующим органом, определяют норму потребления указанных коммунальных услуг. Также они вправе утверждать необходимый размер платы за оказанные услуги. В их обязанность входит и определение необходимых условий и процедуры назначения некоторым категориям граждан компенсаций за счет государственного бюджета.

По сути, специализированный жилищный фонд – это количество тех жилых помещений, которые были предназначены для некоторых категорий незащищенных слоев населения. Ими являются жилые помещения для временного и постоянного поселения, которые могут использоваться как служебное жилье, а помимо этого жилые помещения разных фондов и т. д. Субъекты РФ обязаны осуществлять в этой сфере такие полномочия, как определение процедуры передачи его гражданам.

Жилье по специальному договору найма, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, переходит в пользование только незащищенным слоям населения. К функциям субъектов РФ относится исключительно установление того правового порядка, который направлен на определение семьи как малоимущей, а, значит, нуждающейся. А определяют все подробности семейного дохода и имеющегося имущества уже местные органы самоуправления.

Правоприменительные функции органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений

Кроме имеющихся законодательных функций у органов государственной власти субъектов РФ существуют также различные правоприменительные полномочия. Они заключаются в признании жилых помещений неподходящими для проживания в них и в постоянном контроле всех фондов.

Согласно законам Российской Федерации эти полномочия могут расцениваться как передача им права самостоятельно выяснять все вопросы и нюансы, непосредственно касающиеся фондов. Другими словами, в компетенции всех субъектов РФ находится возможность определять органы, ответственные за полный учет жилищного фонда и т. д. Государство в этом случае вправе заниматься лишь установлением законной процедуры ведения такого учета.

Все необходимые полномочия субъектов РФ регламентируются большим количеством разнообразных нормативных актов.

К примеру, в Москве органы власти выполняют данную функцию с помощью соответствующего закона. Этот важный нормативный акт создан, чтобы устанавливать требования к внедрению в столице системы контроля за состоянием помещений.

Основания и саму процедуру признания жилых домов негодными для использования по назначению устанавливает Правительство РФ. В итоге, полномочия всех субъектов Российской Федерации в этой сфере заключаются в создании комиссий, необходимых для рассмотрения вопросов, связанных с признанием помещений неподходящими для того, чтобы в них проживали люди.

Полномочия органов государственной власти субъекта РФ в жилищной сфере

Правовое регулирование жилищных отношений субъектами Российской Федерации не ограничивается только рядом законодательных или правоприменительных полномочий. Для полноценного осуществления процесса правового регулирования этих отношений необходим контроль деятельности тех органов государственной власти Российской Федерации, осуществляющих государственный надзор. Он возлагается на специальные жилищные инспекции.

Предусмотрены также и другие полномочия всех органов власти субъектов Российской Федерации. В их непосредственные обязанности входит осуществление такой деятельности, как предоставление жилья по специальному договору найма и определение необходимой площади жилья, а также внесение его в перечень соответствующих фондов.

Также на этом уровне происходит определение финансово незащищенных граждан, а также лиц, имеющих право на служебное жилье.

Кроме порядка законного установления всех категорий лиц, которым полагается государственная помощь с жильем, полномочия субъектов Российской Федерации заключаются также в определении необходимых для получения жилья условий.

Список функций органов государственной власти всех субъектов Российской Федерации, указанный в Жилищном кодексе РФ, нельзя назвать полным. Не стоит забывать, что современная жилищная политика России несколько изменилась. Было сделано достаточно много для формирования существенной нормативной базы, способной полностью обеспечить правовое регулирование жилищных отношений.

Федеральный закон, направленный на совершенствование порядка изъятия у субъектов Российской Федерации переданных им федеральных полномочий, одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

31 января 2018 г. Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», подготовленный Минюстом России.

Федеральным законом совершенствуется порядок и условия изъятия полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону переданные полномочия по общему правилу могут быть изъяты, если это необходимо для выполнения международных обязательств, реализации мероприятий по обеспечению обороны страны и безопасности государства, других общенациональных мероприятий, при чрезвычайных ситуациях, для обеспечения координации деятельности федеральных или региональных органов исполнительной власти, а также в случае если изъятие полномочий приведет к сокращению расходов федерального или регионального бюджетов при условии, что аналогичные полномочия на территории субъекта Российской Федерации уже осуществляются федеральными органами исполнительной власти.

Федеральным законом также определяются правовые последствия изъятия переданных полномочий. Устанавливается, что со дня вступления в силу решения об изъятии полномочий прекращается предоставление соответствующих субвенций субъектам Федерации, их неиспользованные остатки возвращаются в федеральный бюджет, имущество, используемое для осуществления переданных полномочий, подлежит передаче в федеральную собственность. Наряду с этим урегулируются ситуации, связанные с действием ранее изданных нормативных правовых актов, полномочия по принятию которых в результате разграничения полномочий переходят на иной уровень публичной власти.

Перечень прав и полномочий, предоставляемых субъектам РФ в порядке совершенствования разграничения полномочий

Правительственный законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием разграничения полномочий», внесенный в Госдуму около месяца назад, готовится к рассмотрению в первом чтении в ноябре. Комитет по делам Федерации и региональной политике в своем заключении на проект федерального закона отмечает, что концептуально он проработан слабо, содержит много неопределенных положений и формулировок. В частности, депутаты заметили, что преимущественно речь идет о возможном делегировании прав и гораздо меньшей части полномочий. Тем не менее, законопроект рекомендован к принятию в первом чтении.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

1. Создание условий для устойчивого функционирования систем обеспечения жизнедеятельности населения, принятия мер по предупреждению (предотвращению) ситуаций нарушения функционирования систем обеспечения жизнедеятельности населения, носящих массовый характер, и ликвидации их последствий.

2. Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным образовательным программам в образовательных учреждениях, отнесенных федеральным законом к ведению субъектов Российской Федерации.

3. Государственная охрана и популяризация объектов культурного наследия регионального значения, сохранение и использование объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.

4. Организация и обеспечение охраны исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов.

Смотрите еще:  Развод и ипотечный кредит

5. Осуществление государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

7. Организация и осуществление региональных научно-технических и инновационных программ и проектов, в том числе научными учреждениями и организациями субъектов РФ (новая редакция).

8. Предоставление начального среднего и дополнительного профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях) (новая редакция).

9. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной адресной поддержки отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

10. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости подростков.

В сфере образования.

11. Организуют обеспечение образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, за исключением федеральных государственных образовательных учреждений и образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования, бланками документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

12. Организуют предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным образовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждениях).

13. Организуют предоставление дополнительного профессионального образования в государственных образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации, а также дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения.

14. Создают, реорганизуют и ликвидируют образовательные учреждения субъектов Российской Федерации, а также осуществляют лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений, за исключением образовательных учреждений, лицензирование, аттестация и государственная аккредитация которых отнесены к компетенции Российской Федерации.

15. Организуют проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся по образовательным программам основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию (за исключением федеральных государственных образовательных учреждений, а также государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования).

16. Проводят аттестацию педагогических работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

17. Имеют право осуществления надзора и контроля в области образования и исполнения государственных образовательных стандартов за муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями вне зависимости от форм собственности, за исключением федеральных образовательных учреждений.

В сфере культуры.

18. Государственная охрана и популяризация объектов культурного наследия регионального значения, сохранение и использование объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.

В сфере ветеринарии.

19. Участвуют в реализации федеральных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации.

20. Организуют проведение на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению.

21. Защищают население от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

22. Регистрируют специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью.

23. Контролируют деятельность специалистов в области ветеринарии.

24. Решают иные вопросы в области ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В сфере охраны здоровья граждан.

25. Имеют право устанавливать региональные стандарты медицинской помощи на уровне не ниже стандартов медицинской помощи, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения.

26. Участвуют в осуществлении контроля за соблюдением стандартов медицинской помощи, оказываемой организациями независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности в части реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.

27. Устанавливают тарифы на условия по передаче тепловой энергии.

28. Устанавливают плату за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям.

29. Осуществляют в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, контроль за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в тарифы, регулируемые государством.

В сфере охраны и использования объектов животного мира.

30. Принимают законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в области охраны и использования объектов животного мира в соответствии с настоящей статьей, а также контролируют их исполнение.

31. Учреждают и ведут Красную книгу субъекта Российской Федерации.

32. Разрабатывают и реализуют региональные программы по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания.

33. Организуют охрану, воспроизводство и регулирование численности объектов животного мира, охрану среды их обитания, вводят ограничения (лимиты, нормативы) на использование и предоставление прав пользования на объекты животного мира, за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и водных биологических ресурсов, объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

34. Участвуют в осуществлении государственного контроля за использованием объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и водных биологических ресурсов, объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

35. Организуют и ведут государственный учет численности, государственный мониторинг и государственный кадастр объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

36. Участвуют в разработке и реализации федеральных программ по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания.

37. Участие в реализации международных договоров Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира в порядке, согласованном с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В сфере естественных монополий.

38. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов участвуют в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

39. Органы регулирования естественных монополий вправе устанавливать правила применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий.

40. Органы регулирования естественных монополий вправе рассматривать в досудебном порядке споры и разногласия, связанные с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в сферах деятельности естественных монополий. Порядок досудебного рассмотрения споров и разногласий, связанных с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в сферах деятельности естественных монополий утверждается Правительством Российской Федерации.

В сфере использования и охраны водных объектов.

41. Имеют права владения, пользования, распоряжения обособленными водными объектами (замкнутыми водоемами), находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

42. Принимают законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующих водные отношения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с федеральным законодательством, а также контролируют их исполнение.

43. Готовят и осуществляют противопаводковые мероприятия на территории субъекта Российской Федерации.

44. Устанавливают водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы и режимы их использования на водных объектах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

45. Заключают договоры пользования водным объектом, соответствующих условиям лицензий на водопользование и согласованных с иными заинтересованными органами исполнительной власти.

46. Участвуют в разработке и реализации федеральных государственных, в том числе бассейновых, программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также федеральных государственных программ по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод.

47. Разрабатывают, утверждают и реализуют государственные программы субъектов Российской Федерации по использованию, восстановлению и охране водных объектов, находящихся в государственной собственности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.

48. Участвуют в подготовке, заключении и реализации бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности.

49. Участвуют в разработке и согласовании схем комплексного использования и охраны водных ресурсов на территории субъекта Российской Федерации.

50. Осуществляют государственный региональный контроль за использованием и охраной водных объектов на территории субъекта Российской Федерации.

51. Согласуют лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) гражданам и юридическим лицам в пределах лимитов, установленные субъекту Российской Федерации в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, устанавливают лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) в отношении обособленных водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

52. Участвуют в работе межведомственных групп по регулированию режимов наполнения и сработки водохранилищ, пропуска паводков на водных объектах.

53. Обращаются в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и запрещении эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на обособленные водные объекты, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации.

54. Обращаются в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и запрещении использования обособленных водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

55. Резервируют источники питьевого водоснабжения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.

56. Разрешают в исключительных случаях использование водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы, для питьевого водоснабжения населения или иных целей по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, федеральным органом исполнительной власти в области управления курортами, а по подземным водным объектам, содержащим природные лечебные ресурсы, — и по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр.

57. Утверждают правила пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах.

58. Утверждают правила охраны жизни людей на воде.

59. Организуют и обеспечивают охрану исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов при использовании водных объектов.

В сфере экологической экспертизы.

60. Субъекты Российской Федерации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, могут организовывать и проводить государственную экологическую экспертизу регионального уровня. Перечень объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня, которая может организовываться и проводиться субъектами Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.

В сфере социальной защиты и социальной поддержки инвалидов

61. Имеют право участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации.

62. Имеют право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

63. Имеют право участия в определении приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально-экономического развития этих территорий.

64. Имеют право разработки, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в обществе, осуществления контроля за их реализацией.

65. Имеют право осуществления обмена с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти информацией о предоставлении мер государственной социальной помощи инвалидам.

66. Имеют право предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

67. Имеют право содействия трудовой занятости инвалидов, включая создание специальных рабочих мест для их трудоустройства.

68. Имеют право осуществления деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов.

69. Имеют право финансирования научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов.

70. Имеют право оказания содействия общественным объединениям инвалидов.

В сфере высшего и послевузовского профессионального образования.

71. Имеют право осуществлять управление, реорганизацию и ликвидацию высших учебных заведений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2004 года. Реорганизация и ликвидация указанных высших учебных заведений осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Смотрите еще:  Заявление в банк о снятии ареста образец

72. Утверждать соответствующим органом исполнительной власти в создаваемом федеральном или реорганизуемом государственном высшем учебном заведении до формирования ученого совета устав государственного высшего учебного заведения на срок не более чем один год. С ректором такого высшего учебного заведения заключается трудовой договор (контракт) на тот же срок.

В сфере государственной поддержки кинематографии.

73. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут участвовать в осуществлении мер государственной поддержки кинематографии.

В сфере науки и государственной научно-технической политики.

74. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают уставы государственных научных организаций субъектов Российской Федерации.

75. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать для государственных научных организаций субъектов Российской Федерации государственный заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок.

76. Имеют право принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по осуществлению их деятельности в научной и (или) научно-технической сфере.

77. Имеют право создания, управления, реорганизации, ликвидации государственных научных организаций субъектов Российской Федерации.

78. Имеют право принятия и реализации научных, научно-технических и инновационных программ и проектов субъектов Российской Федерации.

79. Организуют проведение экспертиз научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета.

80. Вправе в соответствии с законами субъектов Российской Федерации финансировать осуществление региональных научных, научно-технических и инновационных программ и проектов, в том числе создание и деятельность государственных научных организаций субъектов Российской Федерации.

В сфере мобилизационной подготовки и мобилизации граждан.

81. Создавать призывную комиссию по мобилизации граждан с целью призыва граждан на военную службу по мобилизации или направление их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени. Порядок ее создания, деятельности и порядок призыва определяется Правительством.

В сфере лесного кодекса.

82. Принимают законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

83. Разрабатывают, утверждают и реализуют региональные государственные программы использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.

84. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, осуществляется в лесах первой группы при переводе для строительства линейных объектов, а также в лесах второй и третьей групп.

85. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают правила пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования.

86. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства.

В сфере актов гражданского состояния

87. За субъектами РФ закрепляются полномочия на государственную регистрация актов гражданского состояния, финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния.

88. Иные полномочия, возложенные на органы записи актов гражданского состояния нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В сфере обращения с отходами.

89. Участвуют в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

90. Принимают в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, контроль за их исполнением.

91. Осуществляют государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

92. Участвуют в организации обеспечения населения информацией в области обращения с отходами.

В сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

93. Принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, контроль за их соблюдением.

94. Разрабатывают, утверждают и реализуют региональные программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, контроль за их реализацией.

95. Вводят и отменяют на территории субъекта Российской Федерации ограничительные мероприятия (карантин) по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

96. Осуществляют меры по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни.

97. Обеспечивают своевременное информирование населения соответствующего субъекта Российской Федерации о возникновении или угрозе возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях.

98. Участвуют в проведении социально-гигиенического мониторинга субъекта Российской Федерации.

В сфере охраны атмосферного воздуха.

99. Принимают законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществляют контроль за их исполнением.

100. Участвуют в проведении государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на соответствующей территории субъекта Российской Федерации.

101. Принимают законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществляют контроль за их исполнением.

102. Принимают и реализуют региональные программы в области охраны атмосферного воздуха, в том числе с целью уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых загрязняет атмосферный воздух, и стимулирования производства и применения экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей.

103. Организуют и проводят государственный контроль (государственный экологический контроль) за охраной атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

104. Вводят ограничения на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В сфере отношений с соотечественниками.

105. Разрабатывают и принимают законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

106. Разрабатывают, принимают и реализуют программы субъектов Российской Федерации.

107. Осуществляют другие полномочия, определенные федеральными законами.

В сфере обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

108. Принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

109. Разрабатывают, утверждают и реализуют региональные программы обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

110. Осуществляют, в том числе совместно с соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, контроль и надзор, а также мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов.

В сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

111. Участвуют в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации.

112. Участвуют в реализации государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.

113. Принимают законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральном законодательством, а также осуществляют контроль за их исполнением.

114. Принимают и реализуют региональные программы в области охраны окружающей среды.

115. Осуществляют в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг), в том числе формирование и обеспечение функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации.

116. Осуществляют государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

117. Утверждают перечень должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации).

118. Выдают разрешения на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов и установление лимитов на размещение отходов для объектов хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

119. Организуют и развивают систему экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации.

120. Привлекают лиц, виновных в нарушении законодательства в области охраны окружающей среды, к административной ответственности.

121. Обращаются в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

122. Предъявляют иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

123. Ведут учет объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом Российской Федерации.

124. Контролируют правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. 125. Образуют особо охраняемые природные территории регионального значения, управляют и контролируют охрану и использование таких территорий.

126. Участвуют в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации.

127. Организуют проведение экономической оценки воздействия на окружающую среду, осуществление экологической паспортизации территории.

128. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе организовывать и проводить государственную экологическую экспертизу регионального уровня за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов).

В сфере культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ

129. Субъекты Российской Федерации вправе за счет средств своих бюджетов принимать участие в финансировании мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, находящихся в федеральной собственности.

130. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять установку информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

131. Осуществляет выдачу разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, касающихся объектов культурного наследия федерального значения, за исключением особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

В сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов

132. Утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства перечень рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации. Осуществляет ведение реестра рыбопромысловых участков для прибрежного рыболовства.

Похожие статьи:

Перспектива. 2019. Все права защищены.