Количественный налог

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Налоговое право

В настоящее время раскладочные налоги используются редко, в основном в местном налогообложении. Например, размер местного целевого сбора на благоустройство территории и другие цели вполне может быть определен по раскладочной системе исходя из конкретной потребности и числа жителей.

При установлении количественных (долевых, квотативных) налогов, в противоположность раскладочным, исходят не из потребности покрытия расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог. Эти налоги непосредственно или косвенно учитывают имущественное состояние (доходность) налогоплательщика.

9.5 Регулирование рынка с помощью налогов и субсидий

Налогообложение

Рассмотрим влияние различных видов налогов на рыночное равновесие. В микроэкономике важно разделение налогов на фиксированные (аккордные) и количественные.

Фиксированный (аккордный) – налог, взимаемый в виде фиксированной суммы (Тх=const). Пример данного налога – плата за лицензию.

Главное свойство аккордных налогов заключается в том, что они не изменяют кривые спроса и предложения, но при этом уменьшают прибыль фирм (если введены на фирму) или благосостояние потребителя (если введены на потребителя).

Количественный – налог, сумма которого зависит от размера налогооблагаемой базы (стоимостной, физической или иной характеристики объекта налогообложения). Внутри данной группы налогов нас будут интересовать два вида: потоварный и стоимостной.

    Потоварный – налог, сумма которого зависит от размера выпуска. Налоговая ставка (t) указывает, какая сумма должна быть уплачена государству с каждой единицы объема продаж. Общая сумма налоговых сборов равна: Tx = tQ. Пример – специфические акцизы (акцизы с твердыми налоговыми ставками в виде абсолютной суммы на единицу измерения, например, акцизы на спиртосодержащую продукцию, бензин и автомобили).

  • Стоимостной – налог, сумма которого зависит от стоимости реализации. Налоговая ставка (t) указывает, какая доля стоимости реализации должна быть уплачена государству в виде налога. Внутри данной группы налогов также выделяют два вида в зависимости от того, цена потребителя (Pd) или производителя (Ps) используется при расчете стоимости реализации. Примером первого варианта могут служить адвалорные акцизы, второго – НДС и налог с продаж.
  • 9.5.1. Последствия применения потоварного налога

    Допустим, государство установило налог на производителя в размере t руб./ед., кривая спроса описывается уравнением Qd = a – b * Pd , а кривая предложения Qs = c + d * Ps. Данные уравнения соответствую прямым линиям спроса и предложения, которые изображены на графике ниже.

    Для того, чтобы оценить, как введение потоварного налога скажется на рыночном равновесии, предлагается выразить функцию цены от количества P(Q) для предложения:

    Вспомним, что кривая предложения показывает минимальную цену, по которой производитель готов предложить определенное количество товара (это называется величиной предложения) на рынок. При введении потоварного налога в размере t денежных единиц за каждый предлагаемый товар, минимальная цена производителя увеличится на величину данного налога. В результате вся кривая предложения смещается вверх на величину t, что соответствует новой функции предложения:

    Выразив обратно функцию Q(P), мы получим выражение:

    Таким образом, потоварный налог, уплачиваемый производителем, уменьшает предложение, и сдвигает кривую предложения влево-вверх.

    Исходная точка рыночного равновесия с координатами (Р * , Q * ) была получена в результате пересечения первоначальных кривых спроса D и предложения S. В результате налогообложения объем продаж сокращается. Цена, уплачиваемая потребителем (Pd), возрастает относительно первоначальной равновесной рыночной цены, а цена, получаемая производителем (Ps), – опускается. Таким образом, налоговая ставка как бы распределяется между потребителем и производителем, независимо от того, на кого из них первоначально вводился налог. Пропорция распределения определяется наклонами кривых: чем положе выглядит кривая, тем меньшая доля налога приходится на соответствующего экономического агента. Например, доля налога, уплачиваемая потребителем, будет тем ниже, чем:

    • положе кривая спроса;
    • круче кривая предложения.

    9.5.2. Субсидирование (выплата трансфертов)

    Любая субсидия может быть рассмотрена как соответствующий налог, но с отрицательным значением ставки. Поэтому введение потоварной субсидии фирме означает увеличение предложения (смещение кривой предложение вправо-вниз), а введение потоварной субсидии потребителю означает увеличение спроса (смещение кривой спроса вправо-вверх).

    7.4 Потоварный налог, потоварная субсидия

    Рассмотрим некий рынок (возьмем для примера совершенно конкурентный). Раньше, до вмешательства государства, на данном рынке продавалось некоторое количество продукции $Q^*$ по цене $P^*$. Сумму, которую потребители уплачивали за единицу продукции, полностью получали производители. Цена покупки $P_D$ была равна цене продажи $P_S$.

    Представим, что государство ввело на данном рынке потоварный налог по ставке $t$. Теперь фирма должна, получив от покупателя сумму $P_D$ за единицу продукции, отдать государству часть этой суммы, равную ставке налога $t$. В новых условиях фирма получает сумму $P_D-t$ за единицу товара. Фактически для фирмы уменьшилась цена, по которой она продает свой продукт. $P_S=P_D-t$. При введении налога количество покупаемого и продаваемого товара уменьшается.

    Действие, которое оказывает налог на ситуацию на рынке, эквивалентно снижению спроса или увеличению издержек. Налог, наложенный на покупателя, окажет такое же влияние на рынок, что и налог, наложенный на производителя.

    Рассмотрим, какое действие оказывает налог на функции издержек одной фирмы:

    Пример 1
    Спрос на совершенно конкурентном рынке задан функцией $Q_D=100-P_D$, предложение — $Q_S=P_S$, государство вводит налог по ставке 4, найти равновесное количество продаваемого товара, цену покупателя ($P_D$), цену продавца ($P_S$).

    Решать такую задачу удобно, составив следующую систему уравнений:

    Пример 2
    Спрос на совершенно конкурентном рынке задан функцией $Q_D=100-P_D$, предложение — $Q_S=P_S$, государство хочет максимизировать сумму налоговых поступлений. Найдите $Q^*$, $P_D$, $P_S$, оптимальную ставку налога, сумму налоговых поступлений, построить кривую Лаффера

    Сумма налоговых поступлений будет равна ставке налога, умноженной на количество проданного товара:

    Данная функция, описывающая зависимость суммы налоговых поступлений от ставки налога, называется кривой Лаффера.

    Максимизируем данную функцию:

    $T»(t)=-1 0$, фирма остается на рынке

    Пример 4

    Действие потоварной субсидии обратно действию потоварного налога.

    Спрос на совершенно конкурентном рынке задан функцией $Q_D=100-P_D$, предложение — $Q_S=P_S$, государство вводит субсидию по ставке 4, найти равновесное количество продаваемого товара, цену покупателя ($P_D$), цену продавца ($P_S$).

    Покупатель платит за единицу товара $P_D$ меньшую $P_S=P_D+s$

    Количественный Налог

    Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

    Смотреть что такое «Количественный Налог» в других словарях:

    Налог Количественный — налог на предметы потребления, рассчитываемый со стоимости единицы облагаемого налогом товара. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Национальный банк Украины — (National Bank of Ukraine) Сведения о Национальном банке Украины, история создания банка Сведения о Национальном банке Украины, история создания банка, функции и задачи банка Содержание Содержание 1. История создания Украины 2. Организационно… … Энциклопедия инвестора

    Макроэкономическая статистика — (Macroeconomic statistics) Понятие макроэкономической статистики, виды статистических показателей Информация о понятии макроэкономической статистики, виды статистических показателей Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Смотрите еще:  Нужен ли патент гражданину армении в 2019 году

    Домохозяйство — (Household) Домохозяйство это обособленная ячейка общества, которая снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги Определение домохозяйство, классификация, типы и виды, финансовые отношения домохозяйств и их роль в развитии… … Энциклопедия инвестора

    Экономика США — (U.S. Economy) Экономика США это крупнейшая экономика в мире, локомотив мировой экономики, определяющая ее направление и состояние Определение экономики США, ее история, структура, элементы, периоды роста и краха, экономические кризисы в Америке … Энциклопедия инвестора

    Рынок — (Market) Рынок это система отношений между продавцом (производителем услуг/товаров) и покупателем (потребителем услуг/товаров) История возникновения рынка, функции ранка, законы рынка, виды рынков, свободный рынок, государственное регулирование… … Энциклопедия инвестора

    Заработная плата — (Wages) Важнейшее средство повышения заинтересованности работников Участие трудящихся в доле вновь созданных материальных и духовных благ Содержание Содержание. > заработная плата – это важнейшее средство повышения заинтересованности… … Энциклопедия инвестора

    Европа — (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и … Энциклопедия инвестора

    методика — 3.8 методика: Последовательность операций (действий), выполняемых с использованием инструмента и оборудования для осуществления метода. Примечание Совокупность последовательности реализации операций и правил конкретной деятельности с указанием… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Соединённые Штаты Америки — (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США … Большая советская энциклопедия

    Лекция: налогообложение

    Лекция: налогообложение

    В результате введения налогов и субсидий появляются стимулы для увеличения (уменьшения) производства и /или потребления.

    Рассмотрим влияние различных видов налогов на рыночное равновесие.

    Аккордный (паушальный) — налог, взимаемый в виде фиксированной суммы (Тх=соnst). Пример — плата за лицензию.

    Количественный — налог, сумма которого зависит от размера налогооблагаемой базы (стоимостной, физической или иной характеристики объекта налогообложения). Внутри данной группы налогов нас будут интересовать два вида: потоварный и стоимостной.

    Потоварный — налог, сумма которого зависит от размера выпуска. Налоговая ставка (t) указывает, какая сумма должна быть уплачена государству с каждой единицы объема продаж. Общая сумма налоговых сборов равна: Тх = tQ. Пример — специфические акцизы (акцизы с твердыми налоговыми ставками в виде абсолютной суммы на единицу измерения, например, акцизы на спиртосодержащую продукцию, бензин и автомобили в России).

    Стоимостной — налог, сумма которого зависит от стоимости реализации. Налоговая ставка (t) указывает, какая доля стоимости реализации должна быть уплачена государству в виде налога.

    Общая сумма налоговых сборов равна: Тх = t∙[РQ]. Однако данное выражение может быть записано в другом виде: Тх=[tР]∙Q. В этом_случае налоговую ставку (t) можно интерпретировать как долю цены реализации, которая должна быть уплачена государству виде налога с каждой проданной единицы товара.

    Внутри данной группы налога также выделяют два вида в зависимости от того, цена потребителя (Рd) или производителя (Рs) используется при расчете стоимости реализации. Примером первого варианта могут служить адвалорные акцизы, второго — НДС и налог с продаж.

    Рассмотрим более подробно последствия применения потоварного налога, НДС и адвалорного акциза. Прежде всего, остановимся на общих положениях, касающихся всех видов рассматриваемых налогов.

    Во-первых, все они приводят к тому, что после налогообложения цена, уплачиваемая за товар потребителем, оказывается выше цены, которую получает производитель. Действительно, если налог платит производитель, то после расчета с покупателем он должен часть цены товара перечислить в виде налога государству, то есть продавец получит меньше, чем заплатил потребитель.

    Если же налог оплачивает покупатель, то после расчета с продавцом, он обязан еще некоторую сумму перечислить в виде налога, в итоге заплатив больше, чем получил производитель. Различия же трех видов налогов касаются только того, на сколько отличаются указанные величины.

    Последствия применения потоварного налога

    Пусть первоначально рынок товара находится в равновесии. Если первоначальная кривая спроса имела вид: , а кривая предложения: , то в таком случае равновесие до применения налога соответствовало решению следующей системы уравнений:

    . (1)

    На графике равновесие установится в точке пересечения кривых спроса и предложения —. Равновесный объем составит единиц товара, а равновесная цена —.

    Пусть правительство установило налог (per unit tax) в виде фиксированной суммы t (ден. ед.), отчисляемой с каждой единицы товара. Введение потоварного налога приводит к одинаковому результату независимо от того, кто непосредственно платит налог в государственный бюджет — потребители или производители товара.

    Если потоварный налог уплачивают производители, то издержки производства каждой единицы продукции возрастут на величину потоварного налога. Предложение товара уменьшится, кривая предложения сдвинется из положения в положение (рис.1). Расстояние по вертикали между кривыми предложения и равно потоварному налогу t при любом объеме выпуска.

    Потребители покупают товар по цене =(цена потребителя), из которой производители уплачивают налог t за каждую единицу проданного товара. Фактическая цена, которую получают производители (фирмы) за каждую единицу товара, равна Рs = Рd – t. По цене Рs производители поставят на рынок товар в объеме единиц .

    После применения налога (независимо от того, на продавца или потребителя он был наложен) возникает другая система уравнений:

    (2)

    Подставим в уравнение 1 системы (2) , и приравняем , получим:

    (3)

    Приравняв уравнения системы, получим: a-b или ;

    Подставив «цену потребителя» в уравнение 1 системы (2), определим равновесный объем продаж после введения налога , а вычитая из налог t, получим «цену производителя»- Ps.

    Предложение авторучек в селе Замараево задается функцией, а спрос на них

    ( количество, штук, P — цена, рублей). Государство вводит налог, уплачиваемый продавцами, в размере 10 рублей на каждую проданную авторучку.

      объем продаж и цену авторучки до и после введения налога;чему будут равны налоговые поступления в бюджет, и как налоговое бремя распределится между покупателями и продавцами;как изменятся излишки покупателей и продавцов после введения налога;чему равна величина безвозвратных потерь?

    1. Определим первоначальные параметры равновесия. Приравняем функцию спроса к функции предложения и определим равновесную цену, учитывая, что в точке равновесия Pd=Ps=P. . =70; Q1=150.

    2. Излишки потребителей до введения налога: CS1=.

    3. Излишки производителя до введения налога: PS1=

    4. Новая (после введения налога) функция предложения будет иметь вид:

    =3(Р-10)-60=3Р-90.

    5. Равновесные цена и объем продаж после введения налога составят:

    360-3Р = 3P -= 6P. = 75 (д. е.).Q2 = 135(шт.). =Pd— это «цена потребителя», производитель, после уплаты налога получит цену

    6. Доходы государственного бюджета от введения налога составят: Т= Q2t=1350 д. е.

    7. Налоговое бремя на потребителей Tc= =(75-70)∙135=5∙135=675.

    8. Налоговое бремя на производителей TР==675.

    9. Излишки потребителя после введения налога: CS2=.

    Смотрите еще:  Договор аренды части торгового зала образец

    10. Излишки производителя после введения налога: PS2=.

    11. Чистые потери общества от введения налога DWL=

    Рассмотрим вариант, соответствующий введению потоварного налога на потребителей. В этом случае потребители снизят свой спрос на товар, и кривая спроса сдвинется вниз вдоль оси Р на величину налога t. Иными словами, потребители будут готовы приобрести такое же, как и прежде, количество товара только по цене на t ден. ед. ниже первоначальной.

    Подставим в уравнение 1 системы (2) , и приравняем получим

    a-b()=.Определим цену, которую получит производитель после уплаты налога на производителя: .

    «Цена потребителя» .

    Подставив «цену потребителя» в уравнение 1 системы (2) или «цену производителя» в уравнение 2 системы (2), определим равновесный объем продаж после введения налога.

    Функции спроса и предложения на рынке товара Х описываются уравнениями , . Государство вводит фиксированный сбор, взимаемый с покупателя в 5 ден. ед.

      объем продаж и цену товара Х до и после введения налога;чему будут равны налоговые поступления в бюджет, и как налоговое бремя распределится между покупателями и продавцами;как изменятся излишки покупателей и продавцов после введения налога;чему равна величина безвозвратных потерь?

    1. Определим первоначальные параметры равновесия. Приравняем функцию спроса к функции предложения и определим равновесную цену, учитывая, что в точке равновесия Pd=Ps=P.

    . =7; Q1=23.

    2. Излишки потребителей до введения налога составляли: CS1=.

    3. Излишки производителя до введения налога составляли: PS1=

    4. Новая (после введения налога) функция спроса будет иметь вид:

    =30-(Рs+5)=25-Ps.

    5. Равновесные цена и объем продаж после введения налога составят:

    , =Ps = 6 (ден. ед.). Q2 = 19 ед. Новая равновесная цена =Ps— это «цена производителя», потребитель, после уплаты налога получит цену

    6. Доходы государственного бюджета от введения налога составят: Т= Q2t=19∙5=95 ден. ед.

    7. Налоговое бремя на потребителей (площадь прямоугольника ) составит Tc= =(11-7)∙19=4∙19=76 ден. ед.

    8. Налоговое бремя на производителей (площадь прямоугольника ) составит

    9. Излишки потребителей после введения налога: CS2=.

    10. Излишки производителей после введения налога: PS2=.

    11. Чистые потери общества от введения налога DWL=

    В результате введения потоварного налога:

    · сократится равновесный объем товара, реализуемого на рынке,

    · повысится рыночная цена товара, Рd > Р1;

    · потребители получат меньше товара и по более высокой цене;

    · производители смогут реализовать меньший объем товара и по более низкой цене.

    Общая сумма налога Т, поступающего в бюджет, равна Т=t∙. Хотя налог непосредственно платят продавцы, фактически он распределяется между покупателями и продавцами: потребители платят налог =, производители – налог . Распределение общей суммы налога Т между покупателями и продавцами зависит от эластичности спроса и предложения.

    Чем более эластичен спрос, тем меньшую часть налога при прочих равных условиях выплачивают потребители и большую часть – производители. Чем более эластично предложение, тем меньшую часть налога при прочих равных условиях выплачивают производители и большую часть потребители.

    От введения потоварного налога проиграют и потребители, и производители. На рынке данного товара проиграет общество в целом, так как излишки потребителей и производителей уменьшатся не только на величину налоговых поступлений в бюджет, но и на величину безвозвратных потерь DWL. Из производства данного товара ресурсы перераспределяются в другие отрасли, что вызовет в них искажения цен и объемов.

    Последствия применения НДС

    Пусть ставка налога устанавливается в виде определенной надбавки (t %) к первоначальной цене товара. В этом случае, если ранее производители согласны были предложить данное количество товара по цене Ps, то теперь они согласятся предложить это же количество товара, только если новая цена — будет на t % больше старой цены: = Ps(1+t), следовательно, Рs=, где =Pd.

    Примером такого налога служит НДС, который можно рассматривать как процентную надбавку к цене производителя. В таком случае равновесие после применения налога, независимо от того, на продавца или потребителя он был введен, будет соответствовать следующей системе уравнений:

    (4)

    Рассмотрим вариант, когда введен налог на производителя.

    Новая функция предложения примет вид: . По отношению к первоначальной она выглядит повернутой против часовой стрелки вокруг точки пересечения с осью Q.

    Определим новые параметры равновесия. Для этого решим уравнение . Пересечение «нового предложения» и спроса определит в данном случае значение Pd, а для нахождения значения Ps необходимо вычесть из Pd величину (t∙Ps)

    Предложение товара В задается функцией, а спрос на него – функцией (Q— количество, штук, P — цена, ден. ед.). Государство вводит налог, взимаемый с продавцов, в виде 10% надбавки к цене товара.

      объем продаж и цену товара до и после введения налога;чему будут равны налоговые поступления в бюджет, и как налоговое бремя распределится между покупателями и продавцами;как изменятся излишки покупателей и продавцов после введения налога;чему равна величина безвозвратных потерь?

    1. Определим первоначальные параметры равновесия. Приравняем функцию спроса к функции предложения и определим равновесную цену, учитывая, что в точке равновесия Pd=Ps=P. . =5; Q1=3.

    2. Излишки потребителей до введения налога: CS1=.

    3. Излишки производителя до введения налога: PS1=

    4. Новая (после введения налога) функция предложения будет иметь вид: .

    5. Определим равновесные цену и объем продаж после введения налога, приравняв функции спроса и предложения: 8-Pd=. Pd= =Pd — это «цена потребителя». Производитель, после уплаты налога получит цену Равновесный объем Q2=8-5,23=2,77.

    6. Доходы государственного бюджета от введения налога составят: Т= .

    7. Налоговое бремя на потребителей Tc= =(5,23-5)∙2,77=0.232,77=0,637.

    8. Налоговое бремя на производителей TР=1,32-0,637=0.683.

    9. Излишки потребителя после введения налога: CS2=.

    10. Излишки производителя после введения налога: PS2=.

    11. Чистые потери общества от введения налога:

    Рассмотрим вариант решения, соответствующий введению подобного налога на потребителя.

    В результате введения налога спрос уменьшится. Как видно из графика, пересечение «новой» функции спроса и функции предложения определит значение Ps — «цены производителя», а для нахождения цены потребителя необходимо к Ps прибавить (t∙Ps).

    В точке равновесия объем спроса равен объему предложения. Введем обозначение: Qd=Qs=Q. Тогда система (4) можно записать в виде

    (5)

    Первое уравнение системы соответствует новой кривой спроса. По отношению к первоначальной она выглядит повернутой против часовой стрелки вокруг точки пересечения с осью Q.

    Функции спроса и предложения на рынке товара В описываются уравнениями и

    . Государство ввело потоварный налог, взимаемый с покупателей в виде 10% надбавки к цене товара. На сколько единиц увеличилась равновесная цена в результате введения налога?

    1. Определим первоначальные параметры равновесия. Приравняем функцию спроса к функции предложения и определим равновесную цену, учитывая, что в точке равновесия Pd=Ps=P. . =10; Q1=30.

    2. Излишки потребителей до введения налога: CS1=.

    3. Излишки производителя до введения налога: PS1=

    4. Новая (после введения налога) функция спроса будет иметь вид: .

    5. Определим равновесные цену и объем продаж после введения налога, приравняв функции спроса и предложения: .

    Смотрите еще:  Приказ росприроднадзора 112

    6. PS= =Ps — это «цена производителя». Потребитель, после уплаты налога получит цену ден. ед. Равновесный объем .

    7. Доходы государственного бюджета от введения налога составят: Т=0,5∙(Ps∙Q2)=0,5∙9,1∙26,35≈119,9 ден. ед.

    7. Налоговое бремя на потребителей Tc= =(13,65-10)∙26,35≈96,2.ден. ед.

    8. Налоговое бремя на производителей TР=119,9-96,2≈23,7.

    9. Излишки потребителя после введения налога: CS2=.

    10. Излишки производителя после введения налога: PS2=.

    11. Чистые потери общества от введения налога:

    ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ АДВАЛОРНОГО АКЦИЗА

    Допустим, государство установило налоговую ставку в размере t % от цены товара. Фразу «налог составляет t % от цены товара» следует понимать в действительности как «налог составляет t % от новой (после введения налога) цены товара. Так, если ранее производители были готовы предложить определенное количество товара Q1 по цене Р1, то теперь они согласятся предложить это же количество товара только если старая цена будет на t % ниже новой цены (с учетом налога). Примером такого налога могут служить адвалорные акцизы. Адвалорный налог можно рассматривать как процентное изъятие из цены потребителя.

    В таком случае равновесие после применения налога независимо от того, на продавца или потребителя он был введен, будет соответствовать следующей системе уравнений:

    (6)

    Рассмотрим сначала вариант решения, соответствующий введению налога, например, на производителя (Рис. ). Так как налог на производителя повышает издержки фирм, то предложение снижается. Пересечение новой функции предложения S2 и функции спроса определит цену, по которой будут приобретать товар потребители (цену потребителя — Pd), а система уравнений (6) примет вид:

    (7)

    Второе уравнение системы (7) определяет новую функцию предложения, которая по отношению к первоначальной выглядит повернутой против часовой стрелки вокруг точки пересечения с осью Q. Чтобы определить цену, которую получит производитель за товар («цену производителя» — Ps) – необходимо вычесть из Pd величину t∙Pd.

    Предположим государство ввело адвалорный акциз на потребителя. В результате введения налога спрос уменьшится. Как видно из графика, пересечение «новой» функции спроса и функции предложения определит значение Ps — «цены производителя», а для нахождения цены потребителя необходимо к Ps прибавить (t∙Pd).

    В точке равновесия объем спроса равен объему предложения. Введем обозначение: Qd=Qs=Q. Тогда система (4) можно записать в виде:

    (5)

    Первое уравнение системы соответствует новой кривой спроса. По отношению к первоначальной она выглядит повернутой против часовой стрелки вокруг точки пересечения с осью Q.

    Результат не зависит от способа вычислений, и налоговая ставка распределяется между потребителем и производителем независимо от того, на кого из них первоначально вводился налог.

    Сравнивая последствия применения НДС и адвалорного акциза, можно заметить, что они достаточно похожи. Однако необходимо отметить некоторые различия:

      налоговая ставка для НДС может превышать (хотя бы теоретически) 100%, а для акциза это невозможно; при одинаковой процентной ставке налога адвалорный акциз оказывает более сильное воздействие на объем продаж и цены (Рd и Рs), чем НДС.

    Функции спроса и предложения на рынке товара Альфа имеют вид Qd=25- P и Qs= 5P-5 (P — цена, тыс. рублей; Q— количество, тыс. штук). Стремясь ограничить производство товара Альфа, правительство планирует ввести:

    а) акцизный сбор, взимаемый с продавцов в виде 20% от цены товара.

    б) акцизный сбор в размере 20% от цены, которую уплачивают за единицу товара потребители;

      объем продаж и цену товара до и после введения налога;чему будут равны налоговые поступления в бюджет, и как налоговое бремя распределится между покупателями и продавцами;как изменятся излишки покупателей и продавцов после введения налога;чему равна величина безвозвратных потерь?

    а) Предположим, введен акцизный сбор, взимаемый с продавцов в виде 20% от цены товара.

    1. Определим первоначальные параметры равновесия. Приравняем функцию спроса к функции предложения и определим равновесную цену, учитывая, что в точке равновесия Pd=Ps=P.

    25-P=5P-5. . .

    2. Излишки потребителей до введения налога: CS1=.

    3. Излишки производителя до введения налога: PS1=

    4. После введения налога система уравнений примет вид:

    5. Определим равновесные цену и объем продаж после введения налога, приравняв функции спроса и предложения: 25-Pd=. Pd=

    Новая равновесная цена =Pd — это «цена потребителя».

    Производитель, после уплаты налога получит цену

    Равновесный объем Q2=25-5,8=19,2..

    6. Доходы государственного бюджета от введения акцизного сбора составят: Т= .

    7. Налоговое бремя на потребителей Tc= =(5,8-5)∙19,2=15,36.

    8. Налоговое бремя на производителей TР=22,27-15,36=6,91.

    9. Излишки потребителя после введения налога: CS2=.

    10. Излишки производителя после введения налога: PS2=.

    11. Чистые потери общества от введения налога:

    б) Пусть введен акцизный сбор в размере 20% от цены, которую уплачивают за единицу товара потребители.

    12. После введения налога система уравнений примет вид:

    13. Определим равновесные цену и объем продаж после введения налога, приравняв функции спроса и предложения: . Ps=4,8.

    Новая равновесная цена =PS — это «цена производителя».

    Потребитель, после уплаты налога получит цену

    Равновесный объем Q2=25-5,8=19,2..

    14. Доходы государственного бюджета от введения акцизного сбора составят: Т= .

    15. Налоговое бремя на потребителей Tc= =(5,8-5)∙19,2=15,36.

    16. Налоговое бремя на производителей TР=22,27-15,36=6,91.

    17. Излишки потребителя после введения налога: CS2=.

    18. Чистые потери общества от введения налога:

    ВЫВОД: Результат не зависит от способа вычислений, и налоговая ставка распределяется между потребителем и производителем независимо от того, на кого из них первоначально вводился налог.

    Похожие статьи:

    Перспектива. 2019. Все права защищены.