Как расчитать пособие на ребенка до 3 лет

Оглавление:

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет

Молодые матери должны знать, что им полагается пособие по уходу за ребенком до 3 лет. Эти выплаты осуществляются или из бюджета города, или из денег предприятия, или из государственных средств. Государство выплачивает пособие женщинам-военнослужащим, остальные же претенденты на денежную помощь должны подавать заявку об ее начислении на свое предприятие. Для получения пособия на ребенка до 3 лет молодая мать должна написать соответствующее заявление.

Полезно помнить, что статья описывает наиболее частые ситуации и не учитывает многие тонкости и нюансы. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию через форму онлайн-консультанта или по телефону:

Звоните прямо сейчас, это быстро и бесплатно.

Сроки выплат и размер пособия по уходу за ребенком до 3 лет

До 1,5 лет молодые мамы имеют право получать пособие по уходу за ребенком, а дальнейшем, с 1,5 лет мама получает лишь компенсацию в 50 рублей ежемесячно до момента, пока не выйдет на работу или до 3 лет малыша. Но в некоторых регионах уже выплачивается пособие по уходу за ребенком не до 1,5, а до 3 лет. Уточнить сроки выплат можно в уполномоченных органах своего региона.

Кто имеет право получать пособие по уходу за ребенком до 3 лет

  • Работающие матери.
  • Отцы или другие родственники, ухаживающие за малышом вместо матери.
  • Мамы, которые являются военнослужащими и работают как в России, так и в других странах, согласно контракту.
  • Безработные мамы, которые потеряли работы из-за ликвидации предприятия.
  • Женщины, которые являются частными предпринимателями.

Лица же, уволенные с работы, не имеют право на получения пособия от 1,5 до 3 лет и от рождения до 1,5 лет. Также это права лишаются лица, получающие иные виды социальной помощи.

Документы для получения пособия на ребенка до 3 лет

К заявлению, которое Вы отправите на предприятие, следует приложить следующие документы:

  • оригинал, а также копию свидетельства рождения малыша;
  • оригинальный документ и копию трудовой;
  • оригинальную справку из службы занятости с информацией от том, что молодая мать не получает пособие как безработная.

Вышеуказанные документы можно лично отдать работниками предприятия, военным или социальным службам, но можно и отправить их по почте. В последнем случае отправьте посылку с уведомлением. Так Вы будете твердо знать, что ваши документы доставлены на предприятие.

Порядок выплат пособий на ребенка до 3 лет

  • Куда обращаться. Заявление на получение пособия следует подавать в орган, который будет его выплачивать: свое предприятие или в военные службы. Если Вы были уволены, то Вы не сможете получить помощь. Женщины-индивидуальные предприниматели должны написать заявление о материальной помощи в органы социальной защиты ее района.
    Если же Вы трудитесь по совместительству, то Вы можете выбрать, на каком из предприятий Вы желаете получать выплаты на ребенка с 1,5 до 3 лет и с рождения до 1,5 года. При этом Вы должны обязательно принести документ о том, что на других предприятиях никакой помощи не получаете.
  • Сроки оформления. С того момента, как малышу исполняется 1,5 года, Вам дается шесть месяцев на подачу заявления о выплате пособия. Если Вы все сделаете вовремя, то обязательно получите помощь. Даже если Вы напишете заявление в течение шести месяцев от исполнения ребенку 1,5 лет, Вы все равно получите пособие за весь срок от рождения до 1,5 лет малыша.
  • Сроки получения пособия. В течение всего 10 дней от вашего заявления с прилагаемыми к нему документами должно быть назначено пособие. Если его выплачивает ваш работодатель, то деньги Вы будете получать в день зарплаты. Если же выдачей пособия для Вас занимается территориальный орган ФСС, то Вы будете получать помощь почтой или через кредитную организацию.

Досрочное прекращение выплат пособия на ребенка

Выплата пособия может быть досрочно прекращена если:

  • получатель уволился по собственному желанию, и ему было назначено пособия по безработице;
  • получатель пособия прерывает свой отпуск по уходу за ребенком и выходит на полный рабочий день;
  • у женщин в отпуске по уходу за ребенком, наступает отпуск по беременности и родам (из декрета в декрет);
  • ребенок перешел на полное государственное обеспечение;
  • родителя, осуществляющего уход за ребенком, лишили родительских прав.

Ежемесячная компенсационная выплата прекращается начиная со следующего месяца, после наступления указанных обстоятельств. О наступлении подобного случая получатель должен сам уведомить своего работодателя или соцзащиту.

Свежие новости: продлить выплаты на детей до 3 лет

Госдума предложила принять закон о продлении пособия на ребенка от 1.5 до 3 лет в 2017 году. Соответствующий законопроект уже разработал депутат Сергей Вострецов. Предполагается, что если мама не захочет или не сможет выйти на работу, то она продолжит получать пособие в размере 40%, либо минимальных выплат до трех лет.

По оценкам экспертов 77 000 матерей остаются в декретном отпуске. Они являются потенциальными получателями нового пособия.

Пособие до 7 лет на детей, которые не ходят в детский сад

Из-за острой нехватки мест в детских садах, особенно в крупных городах родители вынуждены либо бросать работу, либо оставаться в отпуске дольше. Таким семьям новый закон предусматривает выплаты до 3 тысяч рублей, как компенсацию за непосещение садика.

Внимание! Закон внесен в думу в апреле 2017 года, но решение по нему депутаты еще не приняли.

Полезно помнить, что статья описывает наиболее частые ситуации и не учитывает многие тонкости и нюансы. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию через форму онлайн-консультанта или по телефону:

Звоните прямо сейчас, это быстро и бесплатно.

Продление пособия по уходу за ребенком от 1.5 до 3 лет в 2019 году

В 2019 году в России продолжается обсуждение вопроса о выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения 3 лет. Соответствующее поручение еще весной 2018 г. поручил реализовать премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе своего выступления в Госдуме с ежегодным отчетом о работе Правительства. При этом в настоящее время рассматриваются два возможных варианта решения этой проблемы:

  • продлить срок выплаты обычного ежемесячного пособия по уходу за ребенком от 1.5 до 3 лет, которое выплачивается в размере 40% от заработной платы за два календарных года, предшествующих рождению ребенка;
  • пересмотреть размер печально известной ежемесячной компенсации в отпуске по уходу до 3 лет, которая была установлена президентским указом в 1994 году и с 2001 года выплачивается в размере 50 рублей.

В настоящее время ни один из представленных выше вариантов не получил официального одобрения Правительством. Более того, открытое публичное обсуждение этого вопроса в последние месяцы практически не ведется несмотря на то, что на сентябрь 2018 года в Госдуме было запланировано рассмотрение сразу двух законопроектов (№ 478277-7, № 278518-7), предлагающих свои варианты решения этой проблемы. Их рассмотрение состоялось в октябре 2018 г., но большинством голосов законопроекты были отклонены.

В чем состоит позиция Правительства?

11 апреля 2018 года Дмитрий Медведев выступил в Государственной Думе с докладом о результатах работы Правительства за предыдущие 6 лет, после завершения которого все желающие депутаты могли задать премьер-министру свои вопросы. Заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Окунева (депутат от «Единой России») обозначила как важную нерешенную проблему ежемесячное пособие в размере 50 рублей гражданам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет:

После этого 21 мая глава Минтруда Максим Топилин, выступая в Москве на конференции «Направление 2026», организованной партией «Единая Россия», сообщил, что его министерство планирует до конца 2018 года выполнить поручение премьер-министра о пересмотре пособия на ребенка в возрасте от 1.5 года до 3 лет, которое сейчас выплачивается из средств работодателей: «У нас есть поручение разобраться с пособием в размере 50 рублей. Я думаю, что до конца этого года мы должны это поручение реализовать», — отметил министр труда и соцзащиты населения России в своем выступлении.

Справедливости ради нужно отметить, что о необходимости замены этого пособия в Правительстве говорят уже несколько лет. Например, еще в 2015 году Максим Топилин сообщал, что Минтруд работает над «адресной» заменой пособия в размере 50 рублей, которые сейчас «несущественны и никому не нужны». При этом отмечалось, что в будущем адресатами аналогичной выплаты должна будет стать ограниченная группа людей, которая действительно нуждается в таком виде дополнительной поддержки. Только в этом случае, отмечали в Минтруде, новая ежемесячная выплата могла бы быть более существенной в своем размере и востребованной.

Пособие на ребенка от 1.5 до 3 лет в 2019 году — принят ли закон?

Пока Правительство до сих пор продолжает «прорабатывать вопрос» замены ежемесячного пособия в размере 50 рублей, различные инициативные группы в Госдуме предлагают свои варианты решения этой проблемы. Одно из наиболее свежих предложений поступило от депутатов фракции «Справедливая Россия» в Международный день защиты детей 1 июня 2018 года.

Напомним, сейчас это пособие выплачивается до достижения ребенком 1.5 лет в следующем размере:

Это пособие выплачивается ежемесячно по день достижения ребенком возраста 1.5 года несмотря на то, что отпуск по уходу за ребенком согласно Трудовому кодексу (ТК) РФ предоставляется до 3-летнего возраста. В связи с этим в законопроекте № 478277-7 депутаты от «Справедливой России» отмечают, что внесение предложенных ими изменений приведет в соответствие закон о детских пособиях с положениями ТК РФ о сроках предоставления отпуска по уходу за ребенком (до 3 лет).

Рассмотрение законопроекта в первом чтении изначально планировалось на 26.09.2018 г., однако в этот и последующий день депутаты были заняты более острым вопросом — принимали в окончательном виде закон о повышении пенсионного возраста с 1 января 2019 года. Поэтому инициатива, касающаяся продления детских пособий до 3 лет, рассмотрена не была, и ее обсуждение перенесли на октябрь. 17 октября большинством проголосовавших депутатов законопроект был отклонен.

Отметим, что профильный Комитет по вопросам семьи, женщин и детей представлял свое заключение к проекту, в котором предложил отклонить законопроект, поскольку предлагаемые им изменения «финансово не обеспечены», и принятие закона в таком виде приведет к «нарушению бюджетного баланса и неисполнению государством уже принятых на себя социальных обязательств». Однако при этом отмечается, что проблема эта обсуждается уже много лет и имеет большую социальную значимость.

Необходимо отметить, что подобные законопроекты уже не раз вносились в Госдуму, и все они были отклонены. С большой уверенностью можно сказать, что в текущей ситуации подобный закон может быть принят только в качестве инициативы Правительства или лично Президента России. А пока руководство страны в большей степени пытается решать эту проблему косвенным образом:

  • введением других дополнительных мер поддержки семей с детьми в возрасте до 3 лет (например, ежемесячные выплаты в размере регионального прожиточного минимума на третьего и последующих детей в регионах с низкой рождаемостью);
  • решением проблемы с нехваткой ясельных групп в России, переобучением и занятостью женщин в отпуске по уходу за ребенком, чтобы они могли выйти на работу после достижения ребенком 1,5 лет.
Смотрите еще:  Уголовный кодекс комментарии 2019

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет исходя из принципов адресности и нуждаемости

Еще один законопроект под номером № 278518-7, который вносился на рассмотрение в Госдуму, был представлен еще в октябре 2017 года инициативной группой, которую представляют депутаты С.А. Вострецов («Единая Россия») и С.М. Катасонов (ЛДПР).

Этим законом предлагалось продление ежемесячного пособия по уходу за ребенком на срок до 3 лет (и даже далее до достижения 7 лет) в случае отсутствия места в дошкольной образовательной организации:

  • от 1.5 до 3 лет — при отсутствии места в яслях;
  • от 3 до 7 лет — в случае непредоставления места в детском саду.

В обоих случаях (до 3 и до 7 лет) ежемесячное пособие предлагалось выплачивать в размере 3000 рублей на каждого ребенка при наличии соответствующего документа, подтверждающего отсутствие места в государственном или муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Этот проект федерального закона также планировалось рассмотреть в первом чтении в сентябре 2018 года, однако из-за большой повестки в сентябре в связи с пенсионной реформой документ не рассматривался. 16 октября депутаты отклонили его.

Между тем, профильный Комитет Госдумы рекомендовал отклонить этот законопроект в первом чтении из-за его существенных недоработок и необходимости значительного бюджетного финансирования, что «негативно отразится на возможности Российской Федерации выполнять свои обязательства перед другими категориями граждан».

В заключении профильного Комитета к этому проекту отмечалось, что во многих регионах России уже предусмотрены дополнительные региональные выплаты на детей, не посещающих дошкольные образовательные организации, в том числе предоставляемые в возрасте от 1,5 до 3 лет (например, в Самарской области).

Таким образом, если быть реалистами, необходимо еще раз признать — чтобы такой закон был принят в сложившихся условиях, инициатива продления пособия по уходу за ребенком от 1.5 до 3 лет должна исходить от самого Правительства или даже лично Владимира Путина (который в конце 2017 года уже выступал со своей новой демографической программой).

В самом Правительстве отмечают, что проработка этого вопроса уже ведется, и по крайней мере есть официальное намерение принять решение по «никому не нужной» ежемесячной компенсации в размере 50 рублей, пересмотреть ее размер. А какое пособие придет ей на замену (придет ли вообще) и в каком размере — это покажет время. Следите за нашими новостями!

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет

В 2018 году гражданам России, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, предоставляется ежемесячное пособие в размере 40% среднего заработка, но только в течение первых полутора лет. Далее вот уже на протяжении почти двух десятилетий по уходу за ребенком до 3 лет семьям с детьми предоставляется только «смешная» ежемесячная компенсация от работодателя в размере 50 рублей, никак не соответствующая современному уровню цен, что составляет большую проблему для родителей с учетом острой нехватки ясельных групп (а отдать ребенка в детский сад в большинстве регионов можно только после 3 лет).

Меню для навигации по странице

Ежемесячные компенсационные выплаты отдельным категориям граждан в размере 50 рублей производятся на основании Указа Президента РФ от 30.05.1994 г. № 1110 (последняя редакция документа от 01 июля 2014 года). В 2018 году размер этой компенсации по-прежнему составляет 50 рублей (хотя до конца года Правительство все-таки планирует пересмотреть это пособие с учетом современных реалий). Столь «щедрые» денежные средства полагаются матерям или другим родственникам, осуществляющим уход за ребенком, при условии пребывания в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет:

  • состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм;
  • женщинам-военнослужащим.

Примечательно, что в исходной редакции указа, подписанного первым Президентом РФ Борисом Ельциным в 1994 году, речь шла о компенсационных выплатах «в размере 50 процентов минимального размера оплаты труда». Однако в 2001 году в соответствии с указом Владимира Путина № 136 от 08.02.2001 г. величина компенсации была установлена в фиксированном размере — 50 рублей (что на тот момент как раз составляло 50% МРОТ, поскольку базовая сумма для исчисления пособий, компенсаций и иных социальных выплат согласно ст. 4 федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2001 года была установлена в размере 100 руб.). После этого размер выплаты ни разу не индексировался (вот уже 17 лет).

Необходимо отметить, что в каждом отдельно взятом регионе до достижения ребенком 3 лет могут устанавливаться иные, дополнительные региональные детские выплаты, обращаться за которыми можно в органы социальной защиты населения (Собес) по месту жительства.

Особо востребованы среди родителей детей в возрасте от 1.5 до 3 лет компенсации за непредоставление места в детском саду, сопоставимые с суммой ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Однако подобные выплаты до сих пор устанавливаются исключительно по инициативе региональных властей с учетом возможностей местного бюджета. Федеральным законом подобное обязательство до сих пор не предусмотрено, хотя соответствующие законопроекты неоднократно вносились в Госдуму на рассмотрение.

Более того — с 2016 года ранее повсеместная компенсация родительской платы за посещение детского сада устанавливается во многих регионах страны исключительно на основании принципа адресности и критерия нуждаемости, что приведет к существенному сокращению числа ее получателей.

С 2015 года на высшем уровне также начал обсуждаться вариант продления срока выплаты обычного ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет на основании критерия нуждаемости малообеспеченным семьям. Для введения нового пособия, по оценкам Минтруда и соцзащиты, может потребоваться более 50 млрд. рублей из федерального бюджета, что сложно в условиях жесткой экономии.

Вопрос об отмене компенсационной выплаты находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет

Выше было сказано, что ежемесячное детское пособие, выплачиваемое в виде компенсации в размере 50 руб., назначается в России с 1994 года, причем за прошедшие два десятилетия указанная сумма ни разу не индексировалась. В настоящее время предоставляемой компенсации на период отпуска по уходу за ребенком с учетом ежегодной инфляции во многих регионах не хватает даже для оплаты проезда за оформлением пособия на общественном транспорте. С учетом требуемого для ее назначения пакета документов предоставляемая работодателем компенсация (600 руб. за год) часто становится и вовсе невостребованной.

Вопрос о продлении до 3 лет выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

В последние годы на фоне оживленного общественного обсуждения неоднократно поднимался вопрос о продлении на законодательном уровне срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет. Среди них — правовые инициативы действующих депутатов Государственной Думы.

Следует также отметить, что дополнительную остроту и актуальность вопрос о продлении срока ежемесячной выплаты в виде пособия по уходу за ребенком до 3 лет в России приобрел в 2014 году после присоединения Крыма и Севастополя, поскольку на территории Украины аналогичное пособие предоставляется до достижения ребенком не полутора, а именно трех лет.

Однако в конечном итоге было принято решение не изменять правила выплаты федерального ежемесячного пособия, а вместо этого с 1 января 2015 года компенсировать крымчанам и севастопольцам утрачиваемые детские начисления широким набором региональных пособий.

Законопроект № 1174985-6 от 15 сентября 2016 года

Накануне очередных выборов в Госдуму 18.09.2016 г. депутаты от ЛДПР внесли проект федерального закона № 1174985-6, предусматривающий:

  • продление срока выплаты пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет;
  • увеличение его минимального размера кратно величине минимального размера оплаты труда (МРОТ):
    • в размере одного МРОТ (9489 руб. с 1 января 2018 г.) — на первого ребенка;
    • двух МРОТ (15000 руб.) — на второго ребенка и последующих.

По мнению законодателей, только в этом случае будет обеспечен «минимально необходимый уровень ухода за ребенком» будут выполнены требования международной Конвенции от 20.11.1989 г. о правах ребенка.

Дата рассмотрения законопроекта в первом чтении пока не установлена, однако в связи с тем, что документом предполагается значительное увеличение расходов федерального бюджета, в соответствии с п. 3 ст. 104 Конституции для его внесения в Госдуму требуется одобрение Правительства РФ, которое авторами документа, вероятнее всего, получено не было. На этом основании уже было отклонено немало хороших предложений, внесенных в предыдущие годы.

Таким образом, это может рассматриваться как нарушение регламента работы Государственной Думы, и более того — такой закон не может сейчас вообще быть одобрен Правительством ввиду сложной экономической ситуации (вспомним знаменитое «денег нет» в исполнении премьер-министра Дмитрия Медведева). Поэтому пока рассматривать этот документ иначе как предвыборное обещание, к сожалению, не приходится.

10 октября этот закон был возвращен депутатам на доработку, а 8 ноября 2016 года он был повторно внесен в Госдуму и зарегистрирован под номером 22852-7. В этот раз авторы законопроекта постарались выполнить все формальности и получили заключение Правительства — к сожалению, отрицательное. Правительство не поддержало этот законопроект, поскольку в его финансово-экономическом обосновании не указывается источник на дополнительное финансирование выплаты пособия из федерального бюджета.

Законопроект № 648289-6 от 11 ноября 2014 года

Депутатами Государственной Думы от фракций КПРФ и Справедливая Россия 11 ноября 2014 года внесен очередной законопроект с инициативой продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет. Кроме того, документом, зарегистрированным под номером № 648289-6, также предусматривается установление минимального гарантированного размера данного вида государственной социальной помощи кратно величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в целом по Российской Федерации:

  • на первого ребенка — в размере одного прожиточного минимума;
  • на второго ребенка и последующих детей — в размере двух прожиточных минимумов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1291 величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по России за III квартал 2016 года установлена в размере 10678 руб., что в 3.5 раза превышает действующий в 2018 году минимальный размер выплат на первого ребенка в виде ежемесячной суммы 3065,69 руб.

Минимальные ежемесячные пособия, эквивалентные на начало 2018 года суммам 10678 руб. (при осуществлении присмотра и ухода за первым ребенком) и 21356 руб. (за вторым и последующими) в соответствии с действующим законом предлагается устанавливать:

  • гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе безработным и студентам), а также матерям, уволенным во время беременности в связи с ликвидацией организации;
  • работающим гражданам во время пребывания в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет при условии низкой продолжительности страхового стажа или низкой официальной заработной платы.

Кроме того, законопроектом предусматривается максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере четырех прожиточных минимумов трудоспособного населения (42712 руб. в суммах, эквивалентных на начало 2018 года) для отдельных категорий граждан:

  • лицам, проходящим военную службу по контракту или иную приравненную к ней службу;
  • лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком, а также матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организации.
Смотрите еще:  Сбербанк ипотека какие документы на квартиру

При этом в соответствии с действующим законом максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком для данных категорий граждан в 2018 году составляет 12262,76 руб. (что в те же 3.5 раза меньше предлагаемого депутатами от КПРФ и Справедливой России).

Дата рассмотрения законопроекта № 648289-6 в первом чтении на настоящий момент не установлена. Справедливости ради необходимо отметить, что предлагаемые к выплате суммы слишком велики в сравнении с другими выплатами семьям с детьми, чтобы быть правдой.

Законопроект № 558761-5 от 28 июня 2011 года

Еще в июне 2011 года депутатами Госдумы от фракции Справедливая Россия Е.Б. Мизулиной, А.В. Кузьминой, О.Л. Михеевым (Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей) был внесен законопроект № 558761-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком».

С целью постепенного увеличения финансовой нагрузки на Фонд социального страхования и федеральный бюджет предлагалось поэтапное введение в действие положений законопроекта на территории Российской Федерации:

  • первый этап (21 субъект федерации с 2012 года) — в Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Тыва, Камчатском крае, Красноярском крае, Архангельской области, Астраханской области, Волгоградской области, Еврейской автономной области, Иркутской области, Калининградской области, Курганской области, Московской области, Омской области, Сахалинской области, Томской области, Ульяновской области, Ярославской области, Ненецком автономном округе, Ханты-мансийском автономном округе — Югра, Ямало-Ненецком автономном округе;
  • второй этап (24 субъекта федерации с 2013 года) — в Республике Адыгея, Республике Калмыкия, Республике Карачаево-Черкесская, Республике Карелия, Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Республике Удмуртия, Алтайском крае, Забайкальском крае, Краснодарском крае, Приморском крае, Ставропольском крае, Воронежской области, Ивановской области, Кемеровской области, Костромской области, Курской области, Нижегородской области, Новосибирской области, Псковской области, Самарской области, Свердловской области, Смоленской области, Тверской области;
  • третий этап (38 субъектов федерации с 2014 года) — в Республике Башкортостан, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Коми, Республике Мордовия, Республике Северная Осетия — Алания, Республике Татарстан (Татарстан), Чеченской Республике, Чувашской Республике — Чувашия, Пермском крае, Хабаровском крае, Амурской области, Белгородской области, Брянской области, Владимирской области, Вологодской области, Калужской области, Кировской области, Ленинградской области, Липецкой области, Магаданской области, Мурманской области, Новгородской области, Оренбургской области, Орловской области, Пензенской области, Ростовской области, Рязанской области, Саратовской области, Тамбовской области, Тульской области, Тюменской области, Челябинской области, Москве, Санкт-Петербурге — городах федерального значения, Чукотском автономном округе.

В заключении на законопроект, представленном Правительством РФ, указывается, что его финансово-экономическое обоснование не содержит полной оценки финансовых последствий реализации предлагаемых решений. Кроме того, в проекте закона не учитываются повышение расходов федерального бюджета на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, проходящим военную службу и службу в федеральных министерствах (МВД, противопожарная служба, таможенные органы и т.п.). В этой связи Правительством РФ указанная инициатива поддержана не была.

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет на принципах нуждаемости

27 марта 2015 года председатель Правительства Дмитрий Медведев в ходе рабочей поездки в Ярославль принял участие во Всероссийском форуме социальных работников, на котором в очередной раз был поднят вопрос об увеличении размера пособия (компенсации) по уходу за ребенком до 3 лет.

Премьер-министр отметил свою позицию по существующей ситуации следующими словами:
«Мы не должны размазывать все это тонким слоем по всем категориям людей. Что такое 50 рублей? Ничего. Один доллар. Кому нужно это пособие? Никому».

С учетом этого было предложено направление для возможного повышения суммы ежемесячной выплаты с учетом комплексного адресного подхода. Для этого было предложено:

  • выработать критерии «нуждаемости» семей с детьми в дополнительной материальной поддержке (по мнению премьер-министра Медведева, не все мамы нуждаются в выплате пособия до 3 лет, и уже при достижении ребенком 1.5 лет многие из них находят возможность для возобновления трудовой деятельности по месту работы);
  • выделить с учетом выработанных критериев категории нуждающихся в ежемесячной выплате на ребенка до 3 лет (например, мать-одиночка в регионе с нехваткой ясельных групп в детских садах или малообеспеченная семья с детьми);
  • разработать механизм финансирования выявленных семей на «совершенно других началах», в том числе с привлечением возможностей работодателей.

В дополнение к этому Дмитрий Медведев отметил, что в рассматриваемом контексте целесообразно пересмотреть нормы действующего трудового законодательства для стимулирования выхода мамы на работу при достижении ребенком полутора лет и создания благоприятных рабочих условий для обеспечения возможности получения заработка и содержания семьи и ребенка, в частности:

  • предоставление родителям с детьми до 3 лет права на неполный рабочий день;
  • законодательное урегулирование права таких семей на гибкий рабочий график.

Кроме того, премьер анонсировал интенсивное строительство в стране дошкольных учреждений, содержащих ясельные группы, в рамках существующей программы по строительству новых детских садов «ударными темпами», каких здесь не наблюдалось ни в советский период, ни в постсоветский.

Порядок оформления

Одно из самых важных дел для любой мамы — это оформление различных пособий и государственных субсидий по случаю беременности, рождению детей, осуществлению ухода за ребенком и его воспитания. Важно отметить, что позаботиться об этом необходимо еще в период беременности: после рождения крохи у молодой матери не будет времени на сбор различных документов для оформления социальных выплат.

Следует помнить, что любое детское пособие возможно получить только при сборе полного пакета документов, что занимает немало времени. Компенсация до 3 лет положена матерям, но может быть назначена и другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Для того, чтобы получить детское пособие (компенсационную выплату) до трех лет, вам надо запланировать и пройти несколько этапов.

  1. Первый этап. Сбор документов
    Работодатель предоставляет компенсацию родителям (маме или папе), находящимся в декретном отпуске, имеющим ребенка в возрасте до 3 лет, а также другим родственниками или опекунам. Поэтому вам необходимо написать заявление установленного образца в бухгалтерию вашего предприятия на предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и выплатой ежемесячной компенсации 50 рублей.
  2. Второй этап. Подача документов
    Вы должны принести документы по месту работы или в Соцзащиту и удостовериться, что пакет документов полностью собран.
  3. Третий этап. Ожидание выплаты
    В течение десяти дней со дня подачи заявления оно должно быть рассмотрено, после чего в случае принятия положительного решения будет произведено начисление компенсации в день получения заработной платы.

Расчет пособия по уходу за ребенком

Согласно российскому законодательству, детское ежемесячное пособие до 1.5 лет в форме страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию выплачивается в 2017 году лицу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком (то есть прерывающему свою профессиональную деятельность), и перестает начисляться с момента выхода на работу или со следующего месяца, когда ребенку исполнится полтора года.

Фактически получателем ежемесячной выплаты (пособия) не обязательно является мать — она может перечисляться отцу, бабушке или другому родственнику, а также опекуну — но только одному человеку, осуществляющему уход за ребенком.

Меню для навигации по странице

Правовое регулирование осуществляется Федеральным законом № 81-ФЗ от 19.05.1995 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Процедура расчета пособия до 1.5 лет учитывает множество факторов: факт трудоустройства, размер зарплаты до ухода в отпуск, количество предыдущих детей, регион проживания и другие.

Размер ежемесячного пособия до 1.5 лет

Вопрос о размере пособия до 1.5 лет стоит отдельно рассматривать для двух частных случаев:

  • для работающих лиц — то есть если получатель пособия подлежит обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности и материнству;
  • для неработающих — то есть если за гражданина не уплачиваются страховые взносы Фонд социального страхования (ФСС).

Оба варианта оговорены в ст. 15 федерального закона. В 2017 году принципиально изменился только размер пособия для случаев, когда получателю положены минимальные или максимальные выплаты — то есть для крайних случаев:

  • для неработающих и безработных лиц, а также трудящихся, официально получающих очень маленькую зарплату;
  • для официально трудоустроенных с высоким заработком, превышающим за год размер страховой базы (755 тысяч рублей в 2017 году).

Выплаты в формате обязательного социального страхования по месту работы или в ФСС

Для граждан, за которых страхователь (работодатель) платит ежемесячные страховые взносы в ФСС, размер пособия высчитывается по общей формуле: 40% от среднемесячной зарплаты за два года перед периодом начислений.

При этом ежегодно лимитируется минимальная сумма выплат. Она актуальна при маленьком официальном заработке (например, если сотрудница работала не на полный день или получала «серую» зарплату в конверте) и с 1 февраля 2017 года составляет:

  • 3065,69 руб. на первого ребенка;
  • 6131,37 руб. на второго и последующих.

В связи с этим работодатель или напрямую ФСС не имеет права выплачивать суммы, меньше указанных. При этом:

  • получателям «минималки» сумма также умножается на районный коэффициент к заработной плате (если он предусматривается);
  • для тех, кому пособие назначается из расчета 40% от среднемесячного дохода, коэффициент, как правило, уже считается учтенным в размере зарплаты.

При отсутствии заработка за два предыдущих года или при его размере ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), можно применить промежуточный вариант расчета — взять 40% от МРОТ. Однако полученная при этом сумма вряд ли превысит минимальный размер пособия (если только законодатели на следующий год не примут решение о резком повышении размера МРОТ).

Выплаты в виде государственного социального обеспечения неработающим в Соцзащите

Размер пособия до 1.5 лет неработающим гражданам равен минимальной базовой сумме, указанной в ст. 15 закона, умноженной на коэффициент индексации для года получения пособия.

  • в 2016 году ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком составляло 2 908,62 руб., на второго и последующих детей — 5 817,24 руб.
  • с 1 февраля 2017 года размер выплат проиндексирован по фактической прошлогодней инфляции с коэффициентом 1,054 (повышение на 5.4%). Вследствие этого минимальный размер выплат до 1 февраля 2018 года теперь будет составлять соответственно 3 065,69 и 6 131,37 руб.

Формула расчета пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет

Детское пособие до 1.5 лет рассчитывается по следующей простой формуле:

П = СЗ × 30.4 × 0.4,

  • П — размер ежемесячной выплаты до 1.5 лет;
  • СЗ — средний дневной заработок получателя за 2 предыдущих календарных года;
  • 30.4 — среднее количество дней в месяце в расчете на год (365 дней / 12 месяцев = 30.4 дня);
  • 0.4 — те самые 40% от средней зарплаты, о которых было написано выше.

Но есть два исключения:

  • Если получательница даже небольшой период работала в предыдущем году и хотя бы один раз получала зарплату, а в новом году прервала отпуск по уходу за ребенком и подала на него повторное заявление. После этого она будет вправе продолжить отпуск вплоть до того момент, пока ребенку не исполнится 3 года, но так как заработок и расчетный период поменяются, возможно, сумма ежемесячного пособия до 1.5 лет будет более высокая.
  • Если женщина получает пособие по уходу в минимальном размере, после Нового года ей будут перечислять уже другой минимум. Например, как говорилось выше, в 2016 году минимальное пособие на первого ребенка составляло 2908,62 руб., а с 1 февраля 2017 года стало 3065,69 руб.

Определение среднего заработка в 2017 году для исчисления пособия

Размер пособия зависит от среднего заработка получательницы за два года, предшествующих ее выходу в отпуск по уходу за ребенком. Например, для женщины, которая оформит декретный отпуск в 2017 году, будет учитываться доход за 2015 и 2016 годы.

Порядок определения среднемесячного заработка

Основные особенности, которые, в соответствии с законодательством, учитываются при вычислении выплат по социальному страхованию:

Смотрите еще:  Учебное пособие для специалистов кинологов

Если в одном или в обоих расчетных годах, предшествующих оформлению пособия, женщина также находилась в декретном отпуске (по беременности и родам, по уходу за ребенком), то эти один или два года можно заменить другими годами, непосредственно им предшествующими, если это приведет к увеличению размера ежемесячной выплаты до 1.5 лет. При этом будущий получатель должен самостоятельно заявить о смене расчетных годов в соответствующем заявлении, иначе оно не будет учтено и пособие будет рассчитано в обычном порядке.

Пример. Если отпуск по уходу за вторым ребенком оформляется в 2017 году, а в 2016 и 2015 гг. мама находилась в первом декрете, то расчетные годы будет возможно заменить только на два предшествующих — 2014 и 2013 гг. Замена на любые произвольные годы не допускается.

  • Согласно ч. 1 ст. 14 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ пособие рассчитывается исходя из среднего заработка, полученного в течение двух предшествующих календарных лет по всем местам работы (в том числе у предыдущего работодателя или нескольких работодателей одновременно). В таких случаях расчет проводится на основании предоставленной работником с предыдущего места работы справки о зарплате по форме приложения 1 к приказу Министерства труда и соцзащиты РФ от 30.04.2013 № 182н.
  • Для работающих на неполный день средний заработок высчитывается пропорционально отработанному времени, но пособие в итоге не может быть ниже минимального.
  • В понятие «заработок» включаются все виды доходов и любых вознаграждений по месту работы в связи с осуществлением рабочих обязанностей.
  • Принимаемый в расчет средний заработок не может быть выше суммы, устанавливаемой величиной страховой базы.

    На 2017 год возможное максимальное пособие по уходу составляет 23089,03 руб. (исходя из размера страховой базы 670000 рублей в 2015 году и 718000 — в 2016-м). То есть если женщина в расчете за полный год зарабатывала больше, расчет пособия будет вестись не от заработка, а от указанной суммы страховой базы, сверх которой выплата страховых взносов работодателем в ФСС не производится.

    Однако фактически расчетный период, как правило, бывает меньше 730 дней, ведь из него исключаются:

    • периоды временной нетрудоспособности, когда женщина болела, была на больничном по беременности и родам или по уходу за больными детьми;
    • периоды, когда работник был освобожден от обязанностей с полным или частичным сохранением зарплаты, если с нее не производились отчисления в Соцстрах.

    База для начисления страховых взносов в 2017 году

    Ежегодно Правительством РФ устанавливается предельная база для начисления страховых взносов — то есть максимальная сумма годовых доходов застрахованного лица, с которой работодатель обязан производить отчисления в ПФР и ФСС. Если работник заработает больше, с разницы между заработком и базой отчисления в указанные внебюджетные фонды не делаются.

    Эта величина меняется из года в год. Например, за предыдущие годы она составляла:

    • 2010 г. — 415000 руб.;
    • 2011 г. — 463000 руб.;
    • 2012 г. — 512000 руб.;
    • 2013 г. — 568000 руб.;
    • 2014 г. — 624000 руб.;
    • 2015 г. — 670000 руб.;
    • 2016 г. — 718000 руб.;
    • 2017 г. — 755000 руб.

    Пример определения размера среднего заработка

    Предположим, мать ребенка последние 5 лет не меняла место работы. Женщина ушла в отпуск по уходу за ребенком 11 января 2017 года, и в этот же день обратилась в бухгалтерию предприятия за назначением ежемесячного пособия до 1.5 лет.

    Для расчета пособия были взяты два полных предыдущих календарных года:

    • в 2015 году начисленная зарплата составила 700 тыс. руб.;
    • в 2016 году — также 700 тыс. руб.

    Предположим также, что в течение этих двух лет работница не выходила на больничный, — значит, количество расчетных дней составит 731 (поскольку 2016-й год был високосный). Но в 2015 году предельная база для начисления страховых взносов составляла 670 тысяч — значит, с такой суммы, а не с фактически заработанных 700 тыс., шли отчисления в ФСС.

    В связи с этим средний дневной заработок будет равен:

    (670000 + 700000) / 731 = 1874,15 руб.

    Пример расчета пособия по уходу за ребенком

    Обычно такие данные есть в отделе кадров и бухгалтерии предприятия.

    Во многих организациях сотрудникам выдают «корешки» с указанием фактически отработанных дней, периодов нетрудоспособности и заработка. На их основании можно провести расчет пособия самостоятельно. Эти же данные используют и сотрудники ФСС.

    Вычислим размер выплаты на одного ребенка на основании данных из предыдущего примера. Средний дневной заработок мамы ребенка по результатам расчетов составил 1874,15 руб./день. Тогда ежемесячное пособие в соответствии с приведенной ранее расчетной формулой будет равно:

    П = 1874,15 руб. × 30,4 дня × 0,4 = 22789,66 руб.

    Эта сумма меньше максимально возможной выплаты в 2017 году, равной 23089,03 руб. Значит, мать ребенка будет получать вычисленную сумму ежемесячно до 1.5 лет или до момента выхода из отпуска по уходу за ребенком.

    Предположим, та же молодая мама ушла в отпуск по уходу за детьми-близнецами 11 марта 2017 года. Расчетными периодами для исчисления пособия, как и ранее, приняты 2015 и 2016 годы.

    • Заработок сотрудницы составлял всего 9000 руб./мес. в 2015 году и 9900 руб./мес. в 2016-м. Периодов нетрудоспособности за два года не было.
    • При этом рожденные близнецы — первенцы в семье. Тогда на одного из них мама сможет получить, как минимум, 3065,69 руб. в месяц, а на второго — не менее 6131,37 руб. То есть семья с двумя детьми до 1.5 лет получит пособие не меньше, чем (3065,69 + 6131,37) = 9197,06 руб.
    • Среднедневной заработок женщины по месту работы составит:
      (9000 руб./мес. + 9900 руб./мес.) × 12 мес. / 731 день = 310,26 руб./день.
    • Зарплата за 2015 год составила суммарно 108000 руб. (что меньше страховой базы в размере 670 тыс. руб.), а в 2016 г. — 118800 руб. (также меньше базы, равной 718 тыс. руб.). Тогда среднемесячная зарплата за период будет равна:

    310,26 руб./день × 30,4 дня = 9431,90 руб.

    Сумма пособия на ребенка из расчета 40% от среднемесячного заработка:

    9431,90 руб. × 0,4 = 3772,76 руб.

    • Минимальное ежемесячное пособие на первого из родившихся детей при оформлении пособия после 1 февраля 2017 г. составляет 3065,69 руб. Это меньше, чем рассчитанная сумма. Значит, на первого из детей матери начислят рассчитанную сумму полностью (3772,76 руб.).
    • На второго близнеца с 1 февраля предусмотрена минимальная выплата в размере 6131,37 руб., что больше расчетной суммы. Значит, за второго ребенка женщина получит соответствующий минимум, указанный в законе (6131,37 руб.).
  • Таким образом, общее ежемесячное пособие на двух близнецов составит:

    3772,76 руб. + 6131,37 руб. = 9904,13 руб.

    При расчете размера пособия на двоих детей стоит учитывать, что выплаты суммируются (по 40% на каждого), но не могут составлять больше, чем 100% среднего заработка получательницы.

    После того, как предыдущий ребенок достигнет возраста в 1.5 года, на его последующих младших брата или сестру будут продолжать начислять пособие, как на второго малыша.

    На 3 детей и более

    Предположим, в 2017 году многодетная мать уходит в отпуск по уходу за своими тремя детьми, каждому из которых еще нет 1.5 лет.

    • По ее заявлению о смене годов учета заработка расчетными годами принимаются 2013 и 2014 годы, так как в 2015 и 2016 годах женщина уже дважды находилась в декретном отпуске. Из расчета также будем исключать 18 дней, в течение которых мама была на больничном в двух расчетных годах.
    • Ее зарплата за эти годы:
      • 2013 г. — 320 тыс. руб.;
      • 2014 г. — 390 тыс. руб.
    • В обоих годах общая сумма заработка не превышает страховую базу. В связи с этим в расчет будем принимать фактическую зарплату. Тогда общая сумма заработка за 2 года составит:

      320000 + 390000 = 710000 руб.

      Средний дневной заработок будет равен:

      710000 руб. / (365 дней + 365 дней – 18 дней) = 988,86 руб./день.

      Среднемесячный заработок составит:

      988,86 руб./день × 30,4 дня = 30061,34 руб.

      Тогда ежемесячное пособие до 1.5 лет за счет ФСС на одного ребенка составит:

      30061,34 руб. х 0,4 = 12024,54 руб. в месяц.

      Рассчитанная сумма больше установленной минимальной на первого, второго и последующих детей. Значит, сумма пособия, исходя из расчетной величины суммарно на трех детей до 1.5 лет должна составлять:

      П = 12024,54 руб. × 3 = 36073,62 руб.

      Однако полученная величина превышает 100% посчитанного ранее среднемесячного заработка (30061,34 руб. — см. выше). В связи с этим ежемесячное пособие по уходу за тремя детьми многодетной матери будет назначено в размере 100% от средней зарплаты — 30061,34 руб., а не из расчетной величины пособия (36073,62 руб.).

      Минимальное пособие до 1.5 лет на нескольких детей

      В частности, минимальная сумма выплат на троих детей одновременно в 2017 году будет равна:

      3065,69 + 6131,37 + 6131,37 = 15328,43 рубля.

      Онлайн-калькулятор ФСС для определения размера пособия до 1.5 лет

      На основании требований закона и исходя из бухгалтерской практики был разработан онлайн-калькулятор расчета ежемесячного пособия по уходу за детьми. Он размещен на официальном сайте ФСС и поможет посчитать выплату самостоятельно наиболее точно.

      Калькулятор ФСС позволит ввести все актуальные требования, документы и данные, необходимые для верного расчета ежемесячного пособия.

      Он содержит такие основные графы, которые нужно заполнить:

      • информация о ребенке, на которого рассчитывается пособие, и других детях в семье;
      • размер зарплаты, расчетный период (с необходимостью его поменять);
      • количество отработанных часов и исключенных календарных дней.

      Ежемесячное соцпособие на ребенка до 1.5 лет исчисляется в размере 40% от среднемесячного дохода за расчетный период, то есть два предыдущих года (для работающих). Размер выплаты на каждого ребенка не может превышать установленный минимум — 3065,69 руб. на первого ребенка и 6131,37 руб. на каждого из последующих с 1 февраля 2017 года. Эти суммы будут получать в органах Соцзащиты населения также лица, не подлежащие обязательному социальному страхованию (например, безработные или неработающие).

      Правильный расчет ежемесячного пособия по уходу за ребенком требует знания законодательной базы и бухгалтерских тонкостей. В размере выплаты учитывается доход заявителя, фактически отработанное им время, а также периоды нетрудоспособности, количество детей в семье и другие факторы.

      Похожие статьи:

      • Заявление на неполное рабочее время в период отпуска по уходу за ребенком Неполный рабочий день в отпуске по уходу за ребенком Подборка наиболее важных документов по запросу Неполный рабочий день в отпуске по уходу за ребенком (нормативно-правовые акты, формы, […]
      • Налог с имущества 5 лет Сколько нужно владеть недвижимостью, чтобы продать ее без налога? Если жилье приобретено до 1 января 2016 года (любым способом), то применяются "старые правила" (действовавшие до последних […]
      • Исковое заявление о признании договора заключенным Исковое заявление о признании договора заключенным Вам необходимо составить грамотное исковое заявление, гарантирующее успех? Получите консультацию специалистов нашего центра АБСОЛЮТНО […]
      • Нотариус сучков ви Нотариус сучков ви Новости конторы 25.05.2015 Уважаемые клиенты с 01.06.2015 у нас меняется график работы! С понедельника по пятницу контора будет работать с 10:00 до 19:00 (обед с 13:00 […]
      • Материнский капитал республики саха Республиканский материнский капитал "Семья" в Саха (Якутия) и Якутске в 2019 году Республиканский материнский капитал "Семья" в Саха (Якутия) принят Законом Республики Саха (Якутия) от […]
      • Пособия от 15 до 3 лет пермь Детские пособия в Перми и Пермском крае в 2019 году Пермский край располагается в зоне северных территорий Российской Федерации. В связи с этим выплаты за ребенка в Пермском крае подлежат […]
  • Перспектива. 2019. Все права защищены.