Как оформить приют для детей

Деятельность детских социальных приютов на современном этапе

Детский приют как социальная служба

Приют – социальное учреждение для временного проживания детей, оказавшихся в экстремальной жизненной ситуации. Детские социальные приюты создаются и ликвидируются исполнительными местными и распорядительными органами на основании «Примерного положения о детском социальном приюте».

Цель приюта – оказание социально-педагогической, психологической, медицинской, правовой помощи несовершеннолетним, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, требующей помощи специалистов. Максимальный срок пребывания детей в приюте – 6 месяцев. Примерная структура приюта: служба первичного приема, отдел диагностики социальной дезадаптации, служба реализации программ социальной реабилитации, отдел социально-правовой помощи. Приют может существовать как самостоятельное учреждение или входить в состав социально-педагогического центра. Структура приюта, являющегося самостоятельным учреждением, не входящим в комплекс приюта, — социально-педагогический центр, может ограничиться двумя структурными подразделениями: служба первичного приема и отдел социальной реабилитации и социально-правовой помощи.

В случае вхождения приюта в состав социально-педагогического центра структурное построение может быть таким: служба первичного приема, служба реализации программ социальной реабилитации. Служба первичного приема детского социального приюта состоит из карантинного отделения с отдельным входом, приемного и гигиенического отделения, помещений для проживания воспитанников. Штат службы – 4 – 10 патронажных сестер, прошедших специальную подготовку при социально-педагогическом центре. В штат карантинного отделения включены воспитатели, помощники воспитателя, медицинский работник. По истечении срока пребывания ребенка в карантинном отделении (1 месяц) и оказание ему соответствующей помощи ребенок отправляется в группу, где с ним работают психолог, социальный педагог, врач, дефектолог и другие специалисты. К концу пребывания ребенка в приюте должны быть определены мероприятия по дальнейшему его устройству (возвращение в семью, интернатное учреждение или др.) [14, стр. 150-151].

Существующие сейчас социальные приюты работают по Типовому положению и предназначены для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков 3-18 лет.

Социальные приюты – это образовательно-воспитательные учреждения, где детям и подросткам оказывается помощь по разрешению их жизненной проблемы. Их функции обеспечить безопасность ребенка, защитить его от жесткости и внешних угроз, снять остроту психического напряжения в отношениях с семьей, с педагогами, сверстниками. Работа приюта направлена на коррекцию и реабилитацию детей.

Особенность приютов состоит в том, что это учреждение временного пребывания. Поскольку программа реабилитации индивидуальна для каждого ребенка, сроки пребывания в приюте также индивидуальны. Ребенок сам может попросить убежища в приюте до решения его дальнейшей судьбы.

Контингент приюта составляют дошкольники и младшие школьники (90%), проживание которых в семье стало невозможным, например, из-за алкоголизма родителей, постоянных побоев, отсутствие элементарных условий для жизни. Одна из причин помещения детей в приют – сексуальное насилие(11%), насилие как над маленькими детьми (1,5 – 5 лет), так и над девочками 13 – 15 лет. 9% детей помещаются в приют из-за болезни матери, отсутствия родственников, смерти родителей, на время оформления опеки.

Детей в приют направляют сотрудники милиции (59%), социальные педагоги (26%), родственники(10%), и очень редко (6%) дети приходят в приют сами, это подростки которые вынуждены уйти из семьи.

Очень часто администрация приюта сталкивается с проблемой дальнейшего устройства детей, так как многих уже нельзя вернуть в семью, поскольку родители лишены родительских прав (35%), дети – круглые сироты (14%), родители – инвалиды (19%) или психически больные.

Обследование детей приюта дает достаточно тяжелую картину: 80% детей имеет психоневрологическую патологию, 42% — задержку психоречевого развития, преобладают заболевания органов дыхания. Только 2,2% детей здоровы.

Поскольку время пребывания детей в приюте ограничено, перед социальным педагогом стоит сложная задача за короткий срок погасить кризисные состояния ребенка, конфликт с семьей, приобщить ребенка к учебе, вовлечь в труд, организовать лечение, определить его будущее. Вот почему особенно важно расположить ребенка к себе, создать атмосферу участия, тепла и заботы.

Если малыши с трудом забывают о семье, то подросток о семье не скучает, старается реализовать себя, утвердиться среди ребят. Социальный педагог должен проявить понимание, доброжелательность, но убедить подростка в необходимости изменить свою жизнь. Он должен уметь оказать первую медицинскую, психологическую и юридическую помощь.

Подростки, поступившие в приют, отличаются крайней психологической неуравновешенностью. Часто после первой недели «бегунки» оставляют приют, чтобы продолжать свои скитания. Социальному педагогу необходимо владеть некоторыми психологическими приемами, чтобы убедить подростка остаться в приюте, поверить новым взрослым.

Перед социальным педагогом стоит одновременно ряд задач: создать для ребенка домашнюю обстановку в приюте, установить взаимодоверие с ним, научить соблюдать нормы общежития, направить на путь самоанализа, самовоспитания. В осуществлении реабилитации подростка педагогу помогают прочие работники приюта: врач, психолог, юрист, хозяйственник, воспитатели.

У каждого ребенка своя судьба, свои проблемы, поэтому изучение каждого ребенка является главным при его поступлении в приют.

Особенность социального приюта состоит в том, что он осуществляет профилактику социального сиротства, детской преступности и безнадзорности, защиту прав детей, обеспечивает социальную, педагогическую, психологическую и медицинскую реабилитацию несовершеннолетних.

Чтобы работа по оказанию помощи была эффективной, необходимо четко организовать деятельность всех сотрудников приюта. Главная роль в организации этой работы отводится социальному педагогу.

При поступлении ребенка в приют на каждого ребенка заводится «Карта реабилитации воспитанника детского социального приюта», в которой отражается вся работа по реабилитации несовершеннолетнего.

Первый этап в работе с детьми – изучение их документов, беседы с ними, с социальными педагогами школ и детских садов, инспекторами ИДН, т.е. с теми людьми, которые доставляли ребенка в приют. Это могут быть и посторонние взрослые люди, которые решили помочь ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации. Данные заносятся в карту.

Далее разрабатывается «Программа первичного обследования семьи и ребенка». Ее составляют социальные педагоги, психолог, медицинский работник и заместитель директора СПЦ. Социальный педагог отражает в ней акции и мероприятия по проведению социального расследования.

· проведение бесед с родителями, родственниками, педагогами учреждений образования, инспекторами ИДН, сотрудниками ПНД, КДН, детской поликлиники и т.д. для получения более точной информации о ребенке и его семье;

· обследование жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетнего;

· составление «Карты сети социальных контактов», «Карты зависимостей», различных анкет, которые дают более полное представление о той ситуации, в которой оказался ребенок;

· наблюдение за ребенком в адаптационный период.

Следующим важным этапом в работе является проведение педагогических консилиумов. Их организацией занимается социальный педагог: он назначает время проведения, приглашает участников, ведет протокол консилиума. Педагогический консилиум, на котором разрабатывается программа реабилитации семьи, родителей, родственников несовершеннолетнего и всех заинтересованных лиц. Специалисты СПЦ пришли к выводу, что первый консилиум необходимо проводить как можно раньше, через 3-5 дней после поступления ребенка в приют.

Выступление всех участников записываются в протокол, после чего идет обсуждение ситуации, разрабатывается программа реабилитации семьи. В ней назначаются задания для всех участников консилиума и сроки выполнения. Данную форму работы с неблагополучными семьями считают очень эффективной, так как присутствие на консилиуме представителей различных служб помогает родителям осознать сложность ситуации, в которой они оказались вместе со своими детьми; перед родителями ставятся конкретные условия и задачи, при выполнении и решении которых они смогут улучшить обстановку в семье и забрать своих детей из приюта.

После десятидневного наблюдения за ребенком в период адаптации проводится педагогический консилиум по составлению программы реабилитации. Социальный педагог приглашает на заседание заместителя директора СПЦ, психолога, медицинского работника, воспитателей, которые наблюдали ребенка в адаптационный период. Специалисты анализируют карту наблюдения за ребенком, оглашают результаты диагностики, после чего разрабатывают индивидуальную программу реабилитации.

Главными направлениями работы социального педагога по социальной реабилитации являются:

1. формирование у воспитанников приюта навыков социального взаимодействия;

2. работа с воспитанниками по профилактике девиантного поведения;

3. формирование умений и навыков действовать, оказавшись в трудной жизненной ситуации;

4. формирование навыков ответственного поведения;

5. работа с воспитанниками и их родителями по восстановлению утраченных контактов с семьей.

Через определенное время проводятся повторные консилиумы, чтобы отследить выполнение программ реабилитации семьи и ребенка. При необходимости в программу вносятся коррективы и изменения.

После выбытия из детского приюта программа по реабилитации несовершеннолетнего продолжается согласно рекомендациям, которые составляют специалисты, работающие с ребенком.

Одним из важнейших направлений работы социального педагога по социальной реабилитации воспитанников приюта является профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, правовое просвещение, которое включает в себя знакомство воспитанников с законодательством Республики Беларусь, в частности регулирования вопросов, затрагивающих интересы детей (Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О правах ребенка», Конвенцией о правах ребенка) [19, стр. 37-39].

Что интересно, в каждом районе (городе) работой с неблагополучными семьями занимается не менее 50 специалистов. К примеру, в Орше (помимо 19 работников приюта) это 27 социальных педагогов школ, 9,5 штатной единицы городского социально-педагогического центра, 3 – сектора опеки горисполкома, 4 – территориального центра обслуживания населения (всего – 62,5 штатной единицы).

Сегодня в Беларуси действует 140 приютов, на которые ежегодно расходуется более 20 миллиардов рублей из средств местных бюджетов. В среднем на содержание одного приюта государство затрачивает 180 миллионов рублей в год.

Таким образом, детский социальный приют является не только временным «убежищем» для проживания детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, но и учреждением, которое проводит целый комплекс мероприятий по реабилитации ребенка и его семьи.

Организация работы социального приюта в составе СПЦ

Преимущество работы приюта в составе социально-педагогических центров очевидно. Основное назначение приютов, как известно, — это реабилитация детей и работа с семьей по возвращению ребенка домой или же поиск и подбор альтернативной семьи. Поэтому работа приюта тесно переплетается с работой сектора по охране детства и социально-педагогических учреждений.

Дети попадают в поле зрения социальных служб задолго до того, как их размещают в приют. И, естественно, органы охраны детства и СПЦ уже работают с этой семьей, связываются с различными организациями, учреждениями образования, сельскими советами и т.д. В этом случае помещение ребенка в приют является продолжением систематической работы с семьей, когда пребывание ребенка в семье становится небезопасным для ребенка или же ситуация в семье (материальные условия, временная недееспособность родителей) требует оказания немедленной помощи семье и детям. Можно выделить следующие преимущества приюта работающего в составе СПЦ:

1. в то время, когда ребенок попадает в приют, семья и ее социальные проблемы уже исследованы социальными педагогами и психологами СПЦ;

2. изучены возможности и ресурсы семьи;

3. известен круг контактных лиц, тех, кто наиболее важен для ребенка (родственники, друзья, учителя), и это способствует более успешной реабилитации;

4. обследованы дети, изучены их индивидуальные особенности, проблемы (в том числе психологические, учебные, проблемы со здоровьем);

Смотрите еще:  Статья увольнение по собственному желанию рк

5. дети продолжают общаться с уже знакомыми лицами (психологами, социальными педагогами), сохраняются их привязанности, и они более полно получают эмоциональную поддержку;

6. есть возможность для работников приюта в полной мере использовать опыт специалистов СПЦ для работы с семьей, а также изученные ресурсы биологического окружения;

7. есть возможность на более глубоком уровне, совместно со специалистами СПЦ работать с биологической семьей;

8. работа по подбору, обучению замещающей семьи организована специалистами СПЦ, и появляется возможность выбирать обученных кандидатов для приемного ребенка и вместе со специалистами СПЦ грамотно подготовить ребенка для передачи его в приемную семью.

Кроме того, специалисты СПЦ и приюта совместно работают по реабилитации биологической семьи, по восстановлению детско-родительских отношений, по проблемам возвращения ребенка в родную семью, что дает возможность более успешно осуществлять этот процесс.

Таким образом, при организации работы приюта в условиях СПЦ наблюдается системность и преемственность в работе, возможность использовать профессиональный опыт специалистов СПЦ, пользоваться ранее полученными сведениями, источниками рекламы банком данных, опираться на кадровый потенциал СПЦ.

Совместная работа специалистов, совместные методические объединения, возможность профессионального совершенствования и взаимозаменяемость, а также доступ к материальной базе СПЦ и сеть контактов социальных педагогов и психологов делают процесс реабилитации и возвращение детей в семью более организованным и реальным.

В ситуации, когда штатное расписание зависит от условий и финансовых возможностей регионов, в которых они открываются, не всегда имеется возможность вводить достаточное количество специалистов (психологов, социальных педагогов, медиков) для работы с детьми и семьями. Поэтому использование ресурсов СПЦ снимает проблему нехватки штатных единиц в приютах.

Приют является временным учреждением пребывания ребенка. Изъятие из семьи – это всегда болезненный процесс, и очень важно пребывание ребенка в приюте сделать как можно менее стрессовым. В этой ситуации все имеет значение: помещение и оборудование, обстановка и уют. Важно условия пребывания детей приблизить к домашним. Поэтому значение имеет расселение детей в приюте. Наиболее приемлемыми для психологического комфорта являются двухместные и трехместные комнаты. В условиях небольших приютов (10-15 человек) это сделать несложно. Даже небольшой опыт работы социального приюта в составе СПЦ показывает, что лучшим способом размещения является семейный принцип, т.е. дети, изъятые из одной семьи, размещаются в одной комнате. При этом сохраняются эмоциональные привязанности детей, поддерживаются родственные связи, частично сохраняется первичный мир для детей и ситуация взаимоотношений, менее болезненно ощущается разрыв с домом, дети могут сохранить и поддержать семейный микроклимат (семейный альбом, домашние общие вещи, общие темы для обсуждения).

Наблюдение показывает, что с детьми из одной семьи, живущими вместе легче установить эмоциональный контакт и педагогам приюта. Дети быстрее привыкают к новым условиям жизни, эмоционально-положительно реагируют на окружающих взрослых, чувствуют себя более защищенными и принятыми. Кроме того, находясь рядом, дети поддерживают друг друга в социально-бытовых умениях и навыках, в поведении и в сложных жизненных ситуациях. Важно и то, что педагоги и психологи через взаимоотношения детей могут наблюдать ситуацию в семье, появляется возможность одновременно общаться с детьми, проще организовать встречи и общение с биологическими родственниками. Однако необходимо четко изучить ситуацию взаимоотношений между детьми перед размещением их в приют. В том случае, если между детьми наблюдаются резко отрицательные отношения, негативизм, агрессивность, следует разделить их при расселении.

Большое значение имеет создание собственного личного пространства для каждого ребенка. Поэтому очень важно продумать уголок для каждого ребенка: кровать, тумбочку, личную полочку для одежды, место, где он может повесить фотографии, положить любимые предметы и игрушки, побыть наедине.

Ребенок, изъятый из семьи, как правило, испытывает шок, беспокойство неуверенность в себе, недостаток доверия. Очень часто разделение с родителями вызывает у детей злость, зависть, обиду, возмущение. Такие дети требуют к себе гораздо больше внимания. Их по-новому надо учить верить в свои силы, мыслить, общаться, справляться со стрессом и разочарованием, бороться со страхами и переживаниями, учить строить будущие отношения [18, стр. 82-85].

Таким образом, успешность реабилитации в приюте будет зависеть от многих факторов, в том числе от правильно организованной обстановки, условий проживания, отношения к детям и их семьям, профессионализма сотрудников и системности всей работы.

Детский Приют «ЖИЗНЬ»

Описание: Детский приют «Жизнь» существует с 1997 года. В приюте проживают дети, оставшиеся без попечения родителей и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации в возрасте от 5 до 18 лет. За 19 лет приютом оказана помощь более чем 700 детям. Показать полностью…

Приют негосударственный и существует на благотворительные пожертвования организаций и частных лиц.

С 2010 года дети проживают в социальных квартирах (квартира мальчиков рассчитана на 8 человек, квартира девочек- 6 девочек)

Почетным нагрудным знаком Губернатора Санкт- Петербурга «За милосердие» награждены: в 2005 году- директор приюта,Кукушкина Елена Васильевна; в 2014 году- заместитель директора, Гриневич Анна Сергеевна.

Привить желание учиться и трудиться, вернуть доверие к миру взрослых- это те задачи, которые мы ставим перед собой.

Если вам небезразлично чужое горе, если ваше сердце открыто к тому, чтобы помогать детям, лишенным радости с детства, то добро пожаловать в нашу группу!

Под сенью «Отрады», или Где находят приют брошенные дети

Прочитав интервью в «МК» о детском приюте Свято-Никольского Черноостровского монастыря с Региной Шамс, захотелось всё увидеть своими глазами. В самом ли деле, как утверждает Регина, детей здесь недокармливают, жестоко наказывают и запрещают общаться с родителями? Ведь если это правда, то почему не проводят проверки соответствующие инстанции? Почему детские омбудсмены не пытаются докопаться до истины и защитить подопечных приюта «Отрада»? А если все это лишь журналистские выдумки, тогда что же в реальности стало причиной обиды бывшей насельницы монастыря, которая девять лет назад оставила обитель, но почему-то только сейчас решила поделиться своими воспоминаниями с прессой?

Слова «монастырский приют» обычно вызывают в воображении обывателя печальные картины в стиле Диккенса: серьезные ребятишки с грустными глазами в рваной одежде, аскетичного вида классы и спальни, скудная еда в детских тарелках…

Но что на самом деле ты, читатель, знаешь о монастырских приютах? Откуда в твоем воображении появились эти образы? Разве что благодаря нашумевшей истории о приюте в Боголюбове да еще паре страшилок, промелькнувших за последнее время в прессе. А теперь вот на блюдечке нам подают душераздирающее повествование Регины Шамс, которая добавила еще полсотни оттенков серого и в без того скудную палитру описания монастырских приютов.

Позитива нет совсем. Интересно – почему? То ли детский дом по определению не может быть хорошим, независимо от того монастырский он или нет? То ли у нас просто нет хороших детских домов? И тогда это реальная проблема, особенно если вспомнить призыв в том числе и государственных деятелей даже в сложных жизненных обстоятельствах не убивать нерожденных детей, а дать ребенку возможность появиться на свет и позволить обществу позаботиться о его жизни.

…По дороге в Малоярославский Свято-Никольский монастырь Калужской епархии мы вспоминали исторические события, связанные с этими местами. Как в октябре 1812 года под стенами монастыря произошло сражение, которое длилось 18 часов и решило судьбу России. Именно после битвы под Малоярославцем Наполеон принял решение отступать. Как гласит предание, терпевшие поражение французы видели в воздухе образ Божией Матери.

А ведь еще раньше, в 1480 году, было знаменитое «Стояния на Угре», после чего хан Ахмат неожиданно увел свои полчища, имевшие многократное превосходство над русским войском. Как полагали современники, причиной тому тоже стало заступничество Пресвятой Богородицы.

Монастырь исторически связан с расположенной неподалеку Оптиной пустынью, а в своей новейшей истории обрел прочную духовную поддержку братии Святой Горы Афон.

О приюте «Отрада», созданном при монастыре в 1995 году, известно, что он стал одним из первых монастырских приютов в новейшей истории Русской Православной Церкви. Монахини приняли в свою семью сирот при живых родителях, чьи отцы и матери страдали алкогольной и наркотической зависимостью. Сюда привозили девочек с трудной судьбой, тяжелыми психическими травмами. Здесь они обрели заботливое отношение, получили образование, лечение. Но самое главное – сестры стремились воспитать в них живую веру в Бога и любовь к Нему.

…Залитая ярким зимним солнцем дорога приводит нас к потрясающему своим архитектурным величием монастырю. Знакомство с приютом начинается для нас с храмов и святынь, затем плавно переходит к рассказу о монастырском укладе жизни и послушаниях сестер, одним из которых и является приют для девочек «Отрада».

В коридоре журналистов из Москвы встречают девочки лет восьми. Нарядные бордовые платьица ниже колен, белые вышитые воротнички, длинные волосы, аккуратно заплетенные в косички. Девочки приветливо здороваются, улыбаются и охотно, без смущения общаются с нами. Мы поднимаемся к ним в комнаты и обнаруживаем уютные спальни, просторные игровые комнаты с красивыми и дорогими игрушками.

Пока ждем фотографа, которого сестры самым подробным образом знакомят с различными помещениями приюта, девочки предлагают показать нам сказку. Но узнав, что времени у нас не так много, предлагают послушать песенку. Спрашиваю про любимую, и они почти в унисон радостно запевают: «Пусть бегут неуклюже…» Под любимый шлягер вместе с гостеприимной настоятельницей монастыря игуменией Николаей идем на экскурсию. Я пытаюсь заметить в детях какие-то проявления реакции на строгость монастырского воспитания, но они, кажется, просто радуются гостям.

Мы осматриваем классы и спортзал, лазарет и трапезную, кабинет труда и актовый зал… Впечатление потрясающее. Забота и внимание чувствуются в каждой мелочи: от оборудования классных комнат, спортзала и лазарета до стильного оформления холла и лестничных пролетов. И при этом уютно, как дома. Кажется, нет ни одного уголка, о котором не позаботились его обитатели. Вдоль коридора развешаны фотографии, на них выпускницы приюта.

– Вот Оля (имена воспитанниц приюта изменены. – Примеч. автора), она окончила Академию ракетных войск, а Ира – Институт военных переводчиков, Аня – Свято-Тихоновский, Маша стала матушкой… – перечисляет мать Николая, показывая на портреты красивых нарядных девушек.

– А монахини среди них есть? – спрашиваю с интересом. Понятное дело, если девочка еще в детстве увидела монастырскую жизнь изнутри, с ее нелегким трудом, строгостью и почти военным режимом, то, повзрослев, может избегать монастырских стен.

– Из семидесяти с лишним выпускниц последних лет только четыре монахини, – отвечает матушка. – Остальные, в основном, вышли замуж, родили детей, часто венчаются у нас, приезжают на праздники, знакомят с родственниками, одним словом, не забывают.

Спрашиваю о том, как дети попадают в приют, прошу рассказать о судьбах девочек. Но пришло время обеда, и матушка приглашает в трапезную, предлагает сначала подкрепиться и посмотреть концерт, а уж потом обо всем поговорить. Мы просим показать помещение, где едят дети. Интерьер и сервировка зала больше напоминают атмосферу института благородных девиц. На столе белые скатерти, хорошая посуда, столовые приборы…

Смотрите еще:  Договор подряда в 1с 82

– Молоко, сыр, сметану, овощи мы производим и выращиваем сами, – продолжает свой рассказ игумения. – Дети полноценно питаются, можно сказать, экологически чистыми продуктами. Но вот после нападок в прессе наши прихожане останавливают воспитанниц на улице и в храме и спрашивают, хватает ли им еды. Люди даже начали отказываться от воскресной трапезы, которую мы предлагаем после Литургии всем паломникам и прихожанам, говоря, что не хотят объедать девочек. Хотя еды у нас для всех вдоволь.

…Потом мы смотрим концерт, с трудом сдерживая слезы. Сразу видно, как много вложено в этих детей! Как можно было довести этих «потенциальных изгоев общества» до уровня профессиональных артистов, которые уверенно гастролируют с концертами по всему миру. Красивые костюмы, отличная вокальная и хореографическая подготовка, с любовью подобранный репертуар…

Но главное, пожалуй, это – лица. Чистые и радостные личики наших российских девчонок. «Наверное, это и есть самая лучшая проповедь Православия», – подумалось мне. – Нельзя сыграть и невозможно подделать мирное состояние души, радость от общения с матушкой, сестрами и их гостями».

– Дети очень переживают из-за всех этих нападок в печати, – делится игумения Николая. – Пишут стихи мне и сестрам, искренне пытаются выразить нам свою любовь. Недавно одна наша воспитанница, Настя, она учится на факультете журналистики, посетила мастер-класс, который проводил в Обнинске один из руководителей Высшей школы кино и телевидения, ведущий программ «Вести» и «Главная сцена», Эрнест Мацкявичюс. После своего выступления он предложил задавать ему вопросы. И Настя спросила, как в эпоху информационных войн защитить монастырский приют от клеветы? Что необходимо сделать, чтобы люди узнали о нем правду? По возвращении сестры, которые ездили с нею, рассказывали, как внимательно слушал Мацкявичюс ее вопрос, как постепенно смягчалось выражение его лица, как искренне он посоветовал ей осваивать профессию журналиста и почаще рассказывать на радио и телевидении о жизни монастыря и приюта. А потом стал говорить, что главный приоритет в жизни человека – это Бог и как важно молиться Ему.

«Отрада» – это приют для социальных сирот, тех, кто остался сиротой при живых родителях. О многих родителях этих красивых и спокойных девочек невозможно слушать без внутреннего содрогания.

– У Веры папа убил маму, когда девочке было три года. Когда Вера поступила к нам, она раздевала кукол и вспарывала им животы, – рассказывает матушка. – Валю привезли к нам совсем маленькой. Ее отец наркодилер, а мать, будучи беременной, попала под следствие. Отец Вали убедил несчастную женщину взять вину на себя, так как по причине беременности ей, якобы, не придется отбывать наказание. Но роженицам в местах заключения разрешают находиться со своими детьми только до полутора лет. Потом младенцев забирают в Дом малютки, откуда Валя и попала к нам. Она была такая слабенькая, на ручках и ножках совсем не было мышц. В приюте ей делали массаж, лечили, нянчили. А сейчас вон она какая – бегает, танцует…

Об этом трудно слушать, трудно писать, но еще труднее с этим жить. Конечно, у многих детей психологическая травма остается на годы. Но стоит ли этому удивляться?!

Мама Оли вышла из тюрьмы, когда девочке было десять лет. Женщина забрала ее из-под опеки и стала водить с собой по притонам – искала Оле «женихов». А чтобы девочке было не слишком противно, наливала ей шампанского… В приют Оля попала, когда ей исполнилось 12 лет.

Про родителей спрашивать страшно, но я все же задаю матушке вопрос:

– Вы разрешаете родителям встречаться с детьми? Отдаете ли детей обратно в семьи, если отец или мать изъявляют желание забрать их?

– Мы всячески поощряем желание родителей видеть своих детей, – спокойно отвечает игумения. – Хотя ситуации бывают разные. К примеру, родители Даши оба – наркоманы. Они давно развелись и сейчас живут как чужие люди. Папа привел к нам Дашу, потому что пока еще не может позаботиться о ребенке. Правда, он старается исправиться: снял квартиру рядом с монастырем, устроился к нам на работу. Он очень любит свою дочь и хочет видеться с ней. Ему есть ради кого жить. А мы всячески стремимся помочь семье воссоединиться. Конечно же, для ребенка нет большего счастья, чем жизнь с любящими мамой и папой. Только ведь не все родители, к сожалению, хотят этого…

У нас живут две сестрички. В один момент они вдруг начали регулярно получать письма от мамы, в которых та писала, что очень любит их и хочет с ними повидаться. Тогда мы решили летом свозить девочек в родной город. В сопровождении одной из наших сестер они на поезде поехали в город В. Какого же было разочарование девочек, когда мама не пришла встретить их на вокзал. Позже выяснилось, что письма им писала бабушка… Спустя какое-то время мы все же уговорили маму навестить девчонок в приюте, и та даже приехала в монастырь попаломничать. Увы, через несколько дней нам пришлось искать горе-мать по всем злачным местам нашего города. Мы обнаружили ее в бомжатнике и за счет монастыря отправили домой.

– Ваши девочки выглядят такими красивыми, ухоженными. И ведь взрослые уже: ни забот, ни пеленок… Неужели не дрогнуло материнское сердце?!» – удивляюсь я вслух.

Игумения лишь печально разводит руками – ответ, увы, напрашивается сам собой.

– А есть ли желающие удочерить девочек?

– Желающих, конечно, немало. Но вы поймите: наши дети особенные. Помощь психолога и участие в церковных Таинствах в их ситуации им жизненно необходимы, – отвечает мать Николая. – Сколько раз нам возвращали детей те родители, которые переоценили свои возможности. А ведь мы еще платим за образование детей, собираем девочкам приданое, выдаем замуж и даже устраиваем здесь свадебные торжества. Некоторым купили квартиры – ведь у многих родителей такой возможности нет.

А недавно родителям, изъявившим желание удочерить одну из наших воспитанниц, мы предложили выбор: забрать ее сейчас или подождать, пока девочка окончит институт, учебу в котором мы оплачиваем. Они согласились подождать и теперь постоянно навещают свою любимицу, привозят ей подарки. Девочки воспитаны так, что могут стать хорошими хозяйками, и, конечно же, бездетные супруги рады принять в свой дом тех, кто сможет позаботиться о них в старости.

В приюте есть девочки, которые живут вместе с мамами. Хотя у мам здесь, надо сказать, особый статус. Порядки в монастыре таковы, что женщинам, пожелавшим остаться в приюте, необходимо учиться относиться одинаково ко всем детям. Их специально предупреждают об этом при приеме в «Отраду». Ведь если проявлять нежные материнские чувства только к одному ребенку, то дети, чьи родители не могут или не хотят быть с ними, будут остро чувствовать боль и обиду.

К нашей беседе присоединяется Ольга Рыбак, бывшая воспитанница «Отрады», а сегодня специалист по связям с общественностью Центра православных медиа РГСУ. Ольга вышла замуж, родила ребенка. Параллельно с работой поет на клиросе и вообще выглядит вполне успешным и довольным жизнью человеком.

– Оля, а ты где мужа себе нашла? – спрашивают мои спутники.

– Мой муж пономарит в том же храме, где я пою. Матушка благословила меня поработать там, и, думаю, ее молитвами мы и познакомились. Я очень благодарна ей за все, и не знаю, как сложилась бы моя жизнь, если бы по Божией милости я не оказалась в монастырском приюте. Возможно, меня и в живых бы уже не было – ведь в какой-то момент я просто перестала понимать, зачем вообще живу. Никто и никогда обо мне так не заботились, как в приюте. Когда я сюда попала, у меня появилось ощущение, что после того мира, где жила, я вдруг оказалась в сказке.

Конечно, в монастыре есть свои правила, свой строгий порядок, но за этой строгостью я всегда чувствовала большую любовь. А сегодня от людей в городе порой слышишь: «Мы такое прочитали про ваш монастырь…». «Но почему же вы у меня-то не спрашиваете об этом? – удивляюсь я. – Идет информационная война, и на этот раз наш монастырь стал очередной мишенью». Для многих из нас приют – это родной дом, и мы чувствуем, что должны его защитить. Мы с семьей бываем в приюте на всех праздниках. Я обязательно расскажу своей дочке, что для меня значит «Отрада». Матушка считает нас своими детьми, а наших детей – внуками. И для нас она – мама, что бы там ни писали и ни говорили о монастыре.

Мы слушали размышления монахинь и повзрослевших воспитанниц приюта о причинах медийных войн, о том, надо ли Церкви в них участвовать… И ответ напрашивался один: монастырь необходимо защитить от клеветы. И это будут делать те, кто здесь воспитывался, кто получил тепло и заботу, кто в детские годы обрел в «Отраде» единственный приют и настоящий дом, а сегодня при любой возможности стремится вернуться сюда, что повидаться с родными и близкими.

Фотограф: Владимир Ходаков

Впервые этот материал был опубликован в МК.RU c редакционным подзаголовком издания «Слишком долгая дорога к храму». Официальный сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству «Монастырский вестник» публикует полную версию статьи.

Порядок оформления детей и подростков в социальный приют

Основаниями приема являются:

1) личное обращение несовершеннолетнего;
2) заявление родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;
3) направление органа социальной защиты населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;
5) акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защитой населения.

В Учреждение не могут быть приняты лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострения психического заболевания.

Смотрите еще:  Штраф за плёнку на номере

Несовершеннолетний, принятый на основании личного заявления в учреждение имеет право покинуть его на основании личного заявления.

© 2010 — 2019 Министерство информатизации и связи Республики Татарстан. Условия использования информации. Справочно-информационный портал государственных услуг работает в тестовом режиме. Информация на портале размещена федеральными и региональными органами власти Российской Федерации. Если вы обнаружили неточности в размещенной информации, просьба оперативно сообщить об этом оператору Портала.

Информация об ошибках будет оперативно передана в ведомство, разместившее информацию. Обращаем ваше внимание на то, что оператор Портала не несет ответственности за некорректную информацию, размещенную на портале.

Как оформить приют для детей

Учреждение рассчитано на 50 мест, предназначено для временного проживания и оказания в стационарных условиях социальной помощи (услуг, реабилитации) несовершеннолетним в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в экстренной социальной помощи (услугах, реабилитации), а так же для организационно – методического сопровождения деятельности социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и социальных приютов для детей и подростков Самарской области.

Директор Кузнецова Людмила Геннадьевна: (846) 956-62-53 ;
Приемная руководителя: (846) 956-62-53;
Заместитель директора по административно-хозяйственной части Ишнязова Анна Александровна: 927-41-58;
Заведующая отделением социально-правовой помощи и перевозки несовершеннолетних Бердникова Оксана Александровна: (846) 927-41-03;
Заведующая методическим отделением Дуданова Наталья Валерьяновна: (846) 927-41-47:
Вахта: (846) 956-88-51.

Приём несовершеннолетних осуществляется круглосуточно без перерыва на обед и выходных

Как оформить приют для детей

Указ Президента РФ от 01.06.1991 г. «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е гг.» стал юридическим актом создания в стране социальных приютов, гостиниц для детей и подростков, медико-педагогических школ.

В Указе от 06.09.1993 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» приюты рассматриваются как основа профилактики детской безнадзорности.

Приказом министра социальной защиты населения РФ (06.06.1994 г.) утверждалось положение «О специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», определялись порядок организации социальных приютов, штатное расписание, структура и основные направления деятельности.

Существующие сейчас социальные приюты работают по Типовому положению и предназначены для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков 3-18 лет.

Социальные приюты — это образовательно-воспитательные учреждения, где детям и подросткам оказывается помощь по разрешению их жизненных проблем. Их функции — обеспечить безопасность ребенка, защитить его от жестокости и внешних угроз, снять остроту психического напряжения в отношениях с семьей, с педагогами, сверстниками. Работа приюта направлена на коррекцию и реабилитацию детей.

Особенность приютов состоит в том, что это учреждение временного пребывания. Поскольку программа реабилитации индивидуальна для каждого ребенка, сроки пребывания в приюте также индивидуальны. Ребенок сам может попросить убежище в приюте до решения его дальнейшей судьбы.

Контингент приюта составляют дошкольники и младшие школьники (90%), проживание которых в семье стало невозможным,

например, из-за алкоголизма родителей, постоянных побоев, отсутствия элементарных условий для жизни. Одна из причин помещения детей в приют — сексуальное насилие (11%), насилие как над маленькими детьми (1,5-5 лет), так и над девочками 13-15 лет 1 . 9% детей помещаются в приют из-за болезни матери, отсутствия родственников, способных заботиться о них, смерти родителей, на время оформления опеки.

Детей в приют направляют сотрудники милиции (59%), социальные педагоги (26%), родственники (10%) и очень редко (6%) дети приходят в приют сами, это подростки, которые вынуждены уйти из семьи.

Очень часто администрация приюта сталкивается с проблемой дальнейшего устройства детей, так как многих уже нельзя вернуть в семью, поскольку родители лишены родительских прав (35%), дети — круглые сироты (14%), родители — инвалиды (19%) или психически больные 2 .

Обследование детей приюта дает достаточно тяжелую картину: 80% имеют психоневрологическую патологию, 42% — задержку психоречевого развития, преобладают заболевания органов дыхания. Только 2,2% детей здоровы.

Поскольку время пребывания детей в приюте ограничено, перед социальным педагогом стоит сложная задача за короткий срок погасить кризисное состояние ребенка, конфликт с семьей, приобщить ребенка к учебе, вовлечь в труд, организовать лечение, определить его будущее. Вот почему здесь особенно важно расположить ребенка к себе, создать атмосферу участия, тепла и заботы.

Если малыши с трудом забывают о семье, подросток о семье не скучает, старается реализовать себя, утвердиться среди ребят. Социальный педагог должен проявить понимание, доброжелательно убедить подростка в необходимости изменить свою жизнь. Он должен уметь оказать первую медицинскую, психологическую и юридическую помощь.

Подростки, поступившие в приют, отличаются крайней психической неуравновешенностью. Часто после первой недели «бегунки» оставляют приют, чтобы продолжать свои скитания. Социальному педагогу необходимо владеть определенными психологическими приемами, чтобы убедить подростка остаться в приюте, поверить новым взрослым.

Перед социальным педагогом стоит одновременно ряд задач: создать для ребенка домашнюю обстановку в приюте, установить взаимодоверие с ним, научить соблюдать нормы общежития, направить на путь самоанализа, самовоспитания. В осуществлении

реабилитации подростка педагогу помогают прочие работники приюта: врач, психолог, юрист, хозяйственник.

У каждого ребенка своя судьба, свои проблемы, поэтому изучение каждого ребенка является главным при его поступлении в приют. При изучении ребенка социальный педагог собирает всю информацию о том, как и откуда он прибыл, сведения о родителях и родственниках, о школе и о воспитательных учреждениях, где он был раньше. Делается полное медицинское освидетельствование о состоянии его физического и психического здоровья. После обследования даются рекомендации по реабилитации.

Ниже представлены образцы документации, которая поможет педагогу собрать о ребенке необходимую информацию.

Осмотр ребенка при поступлении в приют
(памятка для педагогов-воспитателей и медицинских работников)

Целью первичного осмотра является выявление у ребенка, поступающего в приют, инфекционных или паразитарных заболеваний, неинфекционных заболеваний или повреждений, представляющих опасность для жизни и здоровья ребенка, угрозу для заражения других детей, а также выявление признаков жестокого обращения с ним.

Схема осмотра ребенка

  1. Опрос ребенка и выявление имеющихся жалоб.
  2. Оценка санитарно-гигиенического состояния одежды ребенка.
  3. Измерение температуры тела.
  4. Осмотр волосистой части головы:
    • выявления вшей и гнид (у старших детей с этой же целью осматривается лобковая область);
    • выявление стригущего лишая (трихофитии), при этом на волосистой части головы имеются ограниченные участки кожи с отрубевидным беловато-серым шелушением и с черными точками обломанных волос;
    • наличие участков облысения от вырванных волос вследствие дурного обращения, дефекты костей черепа, шрамы.
  5. Осмотр носа, зева, слизистой рта и зубов: наличие выделений из носа;
    • наличие гиперемии (покраснения), налетов на зеве, высыпаний на слизистой щек, зева;
    • обратить внимание на состояние зубов (кариес, наличие выбитых зубов);
    • наличие порезов, разрывов во рту и на губах.
  6. Осмотр глаз:
  7. наличие желтушной окраски склер; наличие гнойных выделений из глаз; наличие кровоизлияний в глазные яблоки.
  8. Осмотр ушей для выявления гнойных или кровянистых выделений.
  9. Осмотр кожных покровов для выявления:
  • изменения окраски — желтушности, бледности, цианоза (синюшности);
  • высыпаний, обращая внимание на их характер, расчесов;
  • чесоточных ходов;
  • различных повреждений — синяков, кровоподтеков, ссадин, рубцов, язв, следов ожогов. Необходимо обратить внимание на давность повреждений, стадии развития синяков и заживления ран, их локализацию.
  1. Осмотр лимфоузлов — шейных, подмышечных, паховых: их увеличение и болезненность.
  2. Осмотр рук и ног: наличие заболевания ногтей; болезненность и ограниченность объема движений в конечностях и суставах, наличие «щадящих» поз; наличие отеков, припухлостей, покраснений суставов, изменения длины конечностей.
  3. Признаки заболеваний внутренних органов: кашель, затрудненное, учащенное или свистящее дыхание; наличие подозрительных выделений из половых органов; изменение цвета мочи и характера стула.
  4. Оценка психического состояния ребенка.

Во время осмотра следует обратить внимание на адекватность реакции ребенка на окружающее: активность, вялость, заторможенность или безучастность. В процессе беседы следует оценить фон настроения ребенка: наличие у него депрессии или суицидальных высказываний.

Опросник при посещении семьи ребенка, находящегося в приюте

  1. Точный адрес, телефон.
  2. Данные о ребенке, находящемся в приюте: возраст, какое ДДУ или школу посещает, состоит ли на учете в милиции, взаимоотношения ребенка с другими членами семьи, со сверстниками. Какие у него проблемы: трудное поведение, отклонения в состоянии здоровья и т.д.
  3. Состав семьи ребенка, в которой он живет: родители, степень их родства с ребенком, бабушки, дедушки, братья, сестры, другие родственники.
  4. Данные о родителях:
    • ОТЕЦ: возраст, семейное положение, состояние здоровья (инвалидность, психические заболевания), употребление алкоголя (как часто), употребление наркотиков. Уровень образования, кем и где работает или не работает, привлекался ли к уголовной ответственности, лишение родительских прав.
    • МАТЬ: возраст, семейное положение, состояние здоровья (инвалидность, психические заболевания), употребление алкоголя (как часто), употребление наркотиков. Образование, кем и где работает или не работает, привлекалась ли к уголовной ответственности, лишение родительских прав.
  5. Другие дети: возраст каждого, состояние здоровья, посещение дошкольных или школьных учреждений.
  6. Другие родственники: родственные связи по отношению к данному ребенку, характерные особенности.
  1. Жилищные условия: живут в отдельном доме, квартире (отдельной, коммунальной), сколько человек в одной комнате. Комната, где находятся дети. Санитарные условия и санитарное состояние жилища.
  2. Материальные условия семьи: примерный ежемесячный бюджет семьи, получают ли пособия на детей.
  3. Моральная и психологическая обстановка в семье: наличие частых гулянок, драк, запоев одного или обоих родителей. Отношение взрослых друг к другу: избиение, насилие.
  4. Отношение к данному ребенку: проявления любви, заботы, пренебрежения, невнимания; наказания (физические и другие); физическое и сексуальное насилие.
  5. Отношение к другим детям — есть ли различия между отношением к другим детям и ребенку, находящемуся в приюте.
  6. Социальная помощь данной семье — имеются ли дополнительные социальные пособия, льготы и в связи с чем.

Социальная карта ребенка, находящегося в приюте

Похожие статьи:

  • Требования к обслуживанию на предприятиях общественного питания Услуги общественного питания. Общие требования к методам и формам обслуживания на предприятиях общественного питания Стандарт устанавливает общие требования к методам и формам обслуживания […]
  • У кого повысится пенсия с 1 апреля 2019 года 1 апреля 2019 года в России состоится официальная индексация пенсий: кому и на сколько Будет ли индексация пенсий с 1 апреля 2019 года? Или ничего ждать пенсионерам уже не стоит? […]
  • Справочным пособие к снип 20802-89 Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89 Справочное пособие к СниП 2.08.02-89 Проектирование предприятий общественного питания Является справочным пособием к СНиП 2.08.02-89 "Общественные […]
  • Будет ли пенсия в декабре за январь 2019 г ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 20 декабря 2018 Отделение Пенсионного фонда […]
  • 1986 год уголовный кодекс Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. (УК РСФСР) (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. С изменениями и дополнениями от: 25 июля […]
  • Методическое пособие вожатого Методическое пособие для вожатых по работе в лагере 1 Шмойлова И.С. Методическое пособие для вожатых по работе в лагере 1 2 ОГЛАВЛЕНИЕ Качества вожатого. Каким должен быть вожатый? […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.