Этика учебное пособие балашов

Этика. Учебное пособие

В учебном пособии освещаются основные вопросы этики, морали, человеческого общежития, культуры поведения. Достоинство книги в том, что автор не поучает, а исследует, анализирует, аргументирует, размышляет.

Пособие может быть полезно всем, кто постоянно оказывается в ситуации морального выбора, анализа основных проблем морали и права, кто нуждается в советах, как вести себя в обществе.

Балашов Л.Е. Этика: Учебное пособие

В учебном пособии освещаются основные вопросы этики, мо-рали, человеческого общежития, культуры поведения. Достоинство книги в том, что автор не поучает, а исследует, анализирует, аргументирует, размышляет. Пособие может быть полезно всем, кто постоянно оказывается в ситуации морального выбора, анализа основных проблем мора-ли и права, кто нуждается в советах, как вести себя в обществе.
В конце учебного пособия даются задачи и упражнения по этике.
В ПРИЛОЖЕНИИ 1 приводится открытое письмо всем убий-цам и заказчикам убийств.
В ПРИЛОЖЕНИИ 2 подобраны мысли-высказывания разных авторов на темы морали.

Л. Е. Балашов. Этика. Учебное пособие. — М., 2003. — 137 с.


скачали — 57 раз; размер — 1,08 МБ; формат — PDF

Этика учебное пособие балашов

«. Философы, как и все другие, отнюдь не защищены от словоблудия, глупости, заблуждений…

Новая метафизика

В книге предложена оригинальная версия категориальной картины мира, категориальной (собственно…

Мысли о религии

Из цикла «Философские беседы» Цикл задуман автором как своеобразная библиотечка…

Мысли и изречения

Книга принадлежит к весьма популярному жанру сборников мудрых мыслей, умных высказываний…

Занимательная философия

Настоящее пособие призвано показать философию не как скучную дисциплину, а как охоту, стремление…

Ценностная онтология научного познания

В данной монографии интерпретируются онтологические основания осуществления ценностного…

Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию

Книга Хельмута Плеснера, немецкого философа, эмигрировавшего из Германии в 1933 г., одного…

Социальная философия

Рассматриваются история становления и современные проблемы социальной философии; раскрываются…

Болезнь Л.Н. Толстого в 1901–1902 годахЖизнь и учение БуддыЖизнь и учение КонфуцияКраснокожиеТолстой…

Комментарий к роману Чарльза Диккенса

Комментарий к роману Чарльза Диккенса Посмертные записки Пиквикского клуба. Комментарий…

Знания этих 5 языков любви помогут вам наладить отношения в семье и даже спасти уже разрушающийся…

«Алхимик» совсем не похож на «Чайку Джонатана» или «Иллюзии» Ричарда Баха…

Одиннадцать минут

Мария разочаровалась в любви и сексе, и образ двух влюбленных, слившихся душой и телом в…

Подсознание может все

В уединении средь лесов канадской провинции Британская Колумбия автор 3 года размышлял…

Легкий способ бросить курить

Книга может помочь бросить вам курить. Здесь нет шокотерапии, у автора для вас исключительно…

Этика учебное пособие балашов

Этика — Учебное пособие (Балашов Л.Е.)

Этика: Учебное пособие. — 3-е издание, расширенное. —М., 2011. — 357 с.

В учебном пособии освещаются основные вопросы этики, морали, человеческого общежития, культуры поведения. Приводится обширный фактический материал из современной жизни, содержащий поучительные примеры и отражающий разные моральные коллизии-проблемы.

Достоинство книги в том, что автор не поучает, а исследует, анализирует, аргументирует, размышляет.

Пособие может быть полезно всем, кто постоянно оказывается в ситуации морального выбора, анализа основных проблем морали и права, кто нуждается в советах, как вести себя в обществе.

В конце учебного пособия даются задачи и упражнения по этике.

В приложении 1 приводится открытое письмо всем убийцам и заказчикам убийств.

В приложении 2 приведены мысли-высказывания разных авторов на темы морали.

Отзывы и предложения направлять по адресу:

Россия, 115583, Москва, Воронежская ул., д. 9, кв. 110

Балашов Л.Е. Этика. Учебное пособие

О цикле “Философские беседы”

Цикл задуман автором как своеобразная библиотечка философской литературы по широкому кругу проблем. Он рассчитан на читателя, которому интересно философствование само по себе. Таким читателем может быть и философ-профессионал, и деятель науки, культуры, и учащийся, студент, аспирант.

Книги цикла относятся к разряду развивающей литературы и могут служить учебными пособиями для пополнения знаний по философии.

Этика. Учебное пособие — М., 2003. — 137 с.

В учебном пособии освещаются основные вопросы этики, морали, человеческого общежития, культуры поведения.

Достоинство книги в том, что автор не поучает, а исследует, анализирует, аргументирует, размышляет.

Пособие может быть полезно всем, кто постоянно оказывается в ситуации морального выбора, анализа основных проблем морали и права, кто нуждается в советах, как вести себя в обществе.

В конце учебного пособия даются задачи и упражнения по

В ПРИЛОЖЕНИИ 1 приводится открытое письмо всем убийцам и заказчикам убийств.

В ПРИЛОЖЕНИИ2 подобраны мысли-высказывания разных авторов на темы морали.

Отзывы и предложения направлять по адресу: Россия, 115583, Москва, Воронежская ул., д. 9, кв. 110

Телефон: 397-77-91 E-mail: [email protected]

© Балашов Л.Е., 2003

1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО .

2. ЭТИКА — УЧЕНИЕ О НРАВСТВЕННОСТИ.

3. О ЖИЗНИ, СМЫСЛЕ И ЦЕЛИ ЖИЗНИ .

3.1. Что такое жизнь? .

3.2. О смысле жизни.

4. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ .

4.1. Немного истории .

Древние о золотом правиле.

Т. Гоббс и Д. Локк о золотом правиле.

Золотое правило и категорический императив Иммануила

Золотое правило в “Оправдании добра” В.С. Соловьева .

4.2. Золотое правило — главный принцип человеческого

Смотрите еще:  Исковое заявление в суд без госпошлины

4.3. Золотое правило далеко не так элементарно-очевидно .

5.1. Отличие моральных понятий добра и зла от общих

понятий блага и зла .

5.2. Что такое добро? .

5.3. Добро и зло в плане соотношения действительности и

5.4. Человек по своей природе добр .

5.5. Как бороться со злом и надо ли с ним бороться? .

6. ГУМАНИЗМ — ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ .

7. О ЛЮБВИ К СЕБЕ И ДРУГИМ (ЭГОИЗМ, АЛЬТРУИЗМ,

7.2. Альтруизм, самопожертвование, самоотверженность .

7.4. Нормальное поведение.

8. КОЛЛЕКТИВИЗМ И/ИЛИ ИНДИВИДУАЛИЗМ .

8.1. Коллективизм: за и против.

8.2. Положительная сила коллективизма .

8.3. Минусы коллективистского принципа «один за всех и

8.4. Разрушительный или уродливый коллективизм

8.5. Положительное значение индивидуализма .

8.6. Удушение посредством объятий (коммунистический

8.7. Гримасы коллективизма и индивидуализма.

8.8. Взаимоопосредствование коллективизма и

8.9. Дружба — компромисс-симбиоз индивидуализма и

9. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СЧАСТЬЕ.

9.1. Взаимосвязь смысла жизни и счастья.

9.2. Что такое счастье? .

9.3. Счастье: и результат везения, и результат борьбы-труда ..

9.4. Счастье — единство удовлетворенности и

9.5. Можно ли сделать людей счастливыми, а тем более

заставить их быть счастливыми.

10. ЛЮБОВЬ И МОРАЛЬ .

10.2. Любовь — солнце жизни.

10.3. Любовь и бессмертие жизни .

10.4. Продолжение человеческого рода .

10.5. Ценность любви для жизни.

10.6. Любовь: норма, отклонения, патология.

10.7. Любовь и брак .

10.8. Половая мораль .

13. НЕСЧАСТНОЕ И ПРЕСТУПНОЕ СОЗНАНИЕ .

14. О КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ.

Нормальные взаимоотношения людей — тонкая материя .

О воспитанности и благовоспитанности .

Этика телефонного разговора.

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ЭТИКЕ .

Открытое письмо всем убийцам и заказчикам убийств.

Мысли разных авторов на темы морали.

Скромность, гордость, самоуничижение, высокомерие

Культура поведения, этикет.

1. Человек и общество

О человеке говорят и пишут многие: писатели, ученые разных специальностей, религиозные деятели, философы.

Писатели-художники изображают человека исключительно

с субъективной стороны. Ученые исследуют его как объект. Они — объективисты. Религиозные деятели говорят и пишут о человеке лишь в связи со своей верой в сверхъестественное; для них человек — деятель-субъект постольку, поскольку воплощает, реализует потустороннее, надчеловеческое начало. Это всё односторонние точки зрения. Лишь философу по плечу всеохватный взгляд на человека. Для него человек — и субъект, и объект, и един, и неедин, и “я”, и “мы”, и индивид, и человеческий род. Такой взгляд на человека обусловлен спецификой философа как универсального мыслителя.

Конечно, и философы могут специализироваться и быть ограниченными в своих предпочтениях. Тем не менее по сравнению с другими “человековедами” они в большей степени ориентированы на универсализм во взгляде на человека. По крайней мере, именно среди них встречаются мыслители, которые стремятся к этому универсализму.

Человек — субъект, в единстве двух значений: разделительном и собирательном. В разделительном смысле человек — индивидуум, личность, живое существо. В собирательном смысле человек— человечество, человеческий род, человеческое общество.

Между тем и другим“человеком” существует определенная дистанция, которая в практике словоупотребления обозначается как противоположность “человек—общество” (или: “личность—общество”, “индивид—род”, “я — мы” и т. п.). Слово “человек” чаще всего употребляется в разделительном смысле. В собирательном же смысле обычно употребляется слово “общество”.

Человек-общество — двойной субъект, в котором определяющую роль играет человек. Человек — первичный субъект, общество — вторичный. Человек “светит” своим светом, общество — отраженным. С другой стороны, эти два субъекта, как два магдебургских полушария, неразделимы. Человек для себя— субъект во всех отношениях. Общество не является субъектом для себя и тем более субъектом во всех отношениях. Для человека общество — отчасти

объективная реальность, отчасти часть его самого. По отношению к природе общество— субъект; оно действует, преобразует природу, но по отношению к человеку оно и объективно, и суть нечто зависимое, являющееся, как я уже говорил, частью человека. Например, наука, часть общества, не может существовать без отдельных ученых. Последние делают науку наукой!

Наибольшая реальность — не в отдельном человеке и не в обществе, а в чем-то среднем между тем и другим:

в человеке-обществе или в обществе-человеке. Человекобщество — это человек, живущий в обществе; обществочеловек — это общество, реализующее себя в отдельном человеке, живущее благодаря человеку.

Итак, человек по сути — индивид, индивидуальность,

личность и в то же время представитель родаhomo sapiens, член общества . С одной стороны, он хочет быть как все, а, с другой, не быть похожим на других, чем-нибудь выделяться. Это — вечное противоречие жизни. Человек — не коллективист и не индивидуалист, а то и другое вместе. Отсюда все проблемы.

2. Этика — учение о нравственности

Предметом этики является нравственность, мораль 1 . Этика — учение, наука, размышление о нравственности.

Нравственность, мораль — одна из важнейших форм регуляции поведения человека, межчеловеческих отношений. Иными словами, она является одной из форм общественной воли .

Формы общественной воли

Воля вообще есть способность человека управлять своим поведением.

Общественная воля есть соединенная, совокупная, коллективная воля людей, означающая их способность управлять совместной жизнью, человеческим общежитием, жизнью в обществе себе подобных.

Наряду с моралью формами общественной воли являют-

1 «Нравственность» и «мораль» здесь и далее будем использовать как синонимы, взаимозаменяемые понятия.

ся право и политика. Все они регулируют отношения между людьми.

Смотрите еще:  Судебные приставы г углич

Мораль регулирует отношения людей путем убеждения : внутреннего — через совесть, и внешнего — через мнение других, общественное мнение.

Право регулирует отношения людей путем принуждения

— внешнего — со стороны государства, и внутреннего — через законопослушание.

Политика регулирует отношения людей и путем убеждения, и путем принуждения. Путем убеждения — через пропагандистскую деятельность политических партий, через их участие в государственном управлении, в предвыборных кампаниях и т. п. мероприятиях. Путем принуждения — че-

рез партийную дисциплину или через применение силы в социальных, военных конфликтах (например, через “принуждение к миру” — так было с враждующими сторонами в боснийском конфликте, когда международное сообщество и блок НАТО принудили эти стороны к соглашению).

Государство — политико-правовой институт, устанавливающий и поддерживающий общий порядок жизни в стране. Оно отвечает за управление обществом в целом на определенной территории.

Государство — инструмент компромисса и согласования интересов отдельных людей и их групп, средство гармонизации межчеловеческих отношений. Без государства люди постоянно конфликтовали бы, убивали бы друг друга, воевали бы между собой.

Государство играет консолидирующую роль в объединении людей как этноса, как нации и в отдельных случаях — в объединении этносов.

Государство — это власть + граждане (или подданные, в случае монархического государства). Ясно, что государство без власти существовать не может. (Это состояние общества называют анархией). Но и без законопослушных граждан оно не может существовать. Власть так или иначе должна кем-то управлять. А управлять можно только теми, кто управляем. Гражданское общество это как раз общество, состоящее в основном из законопослушных граждан.

Кант говорил об автономии нравственности. С моей точки зрения, нравственность не может быть всецело автономна. Она же ведь часть жизни человека, часть его жизни в

обществе. Жизнь шире и нравственности, и права, и политики, и разума, поскольку она их объемлет.

Мораль и право — это те же правила дорожного движения, только применительно к человеческому общежитию и к жизни в целом.

Между моралью и правом имеется как сходство, так и различие. Общее между ними то, что они регулируют отношения между людьми, имеют дело с нормами и правилами человеческого общежития.

Различие между правом и моралью в следующем.

Право регулирует отношения между людьми с помощью законов и опирается на силу государства(полиция, армия, суд, тюрьма). Мораль же регулирует отношения людей путем убеждения, действия на их сознание, на их разум. Она опирается на силу общественного мнения, на силу порицания или одобрения людей и полагается на совесть человека.

Нормы права, установленные государством, выражаются в законах и являются обязательными для граждан государства. Государство обязывает соблюдать эти нормы, принуждая к такому соблюдению всей мощью своего аппарата. Право — ничто без аппарата, способного заставлять людей соблюдать нормы права.

Подобное различие морали и права можно выразить в такой игре слов. Если право в своем регулировании взаимоотношения людей опирается на авторитет силы , каковой является сила государства, то мораль опирается на силу авторитета , будь то отдельное мнение уважаемого человека, уважаемое общественное мнение или же внутренний авторитет, самоуважение, чувство собственного достоинства.

Далее, если право есть регулирование межчеловеческих отношений сверху, исходящее от воли государства, то мораль есть регулирование межчеловеческих отношений снизу, исходящее от воли и сознания отдельных людей или групп людей, создающих общественное мнение.

Право — связь людей, имеющая характер черепной коробки, скелета, панциря, жесткого каркаса.

Нравственность — духовная связь, единение, общность людей. Она охватывает область тонких, гибких, пластичных

3. О жизни, смысле и цели жизни

Пустота жизни, отсутствие жизнезначимых дел, откровенная скука — вот что порой приводит к преступлениям, наркотикам. Молодой человек может быть просто в растерянности: чем себя занять, что делать, зачем он на этой Земле. Умственная растерянность — благоприятная почва для всяких вывихов поведения, для анормальных поступков.

В этой ситуации очень важно разобраться: в себе, в жизни, что она собой представляет, из чего, из каких моментов она складывается, в чем смысл жизни, нужно ли ставить перед собой цель жизни и т. д. и т. п.

3.1. Что такое жизнь?

Жизнь — способ существования живого(организмов, животных, человека), выражающийся как минимум в обмене веществом-энергией с окружающей средой и размножении (воспроизведении себе подобных). У живых организмов и существ жизнь— биологическая форма деятельности, у человека — биосоциальная форма.

Для человека жизнь — деятельность вообще, интегральная деятельность, жизнедеятельность в самом глубоком смысле этого слова. На фоне жизни человек осуществляет специальные или специализированные формы деятельности, такие как общение, познание, практическая деятельность, труд, отдых и т. д. Эти формы деятельности существуют и развиваются лишь в общем контексте жизни, жизнедеятельности субъекта.

Существуют три уровня человеческой жизни или три жизни человека:

1. Растительная жизнь — это питание, выделение, рост, размножение, приспособление.

2. Животная жизнь — это собирание, охота, защита, половое и иное общение, уход и воспитание детей, ориентировочная деятельность, игровая деятельность.

3. Культурная жизнь или жизнь в культуре— это позна-

Танк Джесси Рассел

Скачать книгу Этика Л. Е. Балашов djvu

Этика телефонного разговора Локк о золотом правиле Политика регулирует отношения людей и путем убеждения, и путем принуждения.

Смотрите еще:  Заявление на составление доверенности

Балашов Л.Е. Этика: Учебное пособие. Опубликовано Зоя в Книжная полка, Разное | Нет комментариев | Просмотров: В учебном пособии освещаются основные вопросы этики, мо-рали, человеческого общежития, культуры поведения.

Достоинство книги в том, что автор не поучает, а исследует, анализирует, аргументирует, размышляет. В конце учебного пособия даются задачи и упражнения по этике. В ПРИЛОЖЕНИИ 1 приводится открытое письмо всем убий-цам и заказчикам убийств. В ПРИЛОЖЕНИИ 2 подобраны мысли-высказывания разных авторов на темы морали. Л. Е. Балашов. Этика. Учебное пособие. — М., Книги цикла относятся к разряду развивающей литературы и могут служить учебными пособиями для пополнения знаний по философии.

Л. Е. Балашов. Этика. Учебное пособие — М., — с. В учебном пособии освещаются основные вопросы этики, мо-рали, человеческого общежития, культуры поведения. Достоинство книги в том, что автор не поучает, а исследует, анализирует, аргументирует, размышляет. Пособие может быть полезно всем, кто постоянно оказывается в ситуации морального выбора, анализа основных проблем мора-ли и права, кто нуждается в советах, как вести себя в обществе.

В конце учебного пособия. Л. Е. Балашов. Этика. Учебное пособие — М., — с. В учебном пособии освещаются основные вопросы этики, морали, человеческого общежития, культуры поведения. Достоинство книги в том, что автор не поучает, а исследует, анализирует, аргументирует, размышляет.

Пособие может быть полезно всем, кто постоянно оказывается в ситуации морального выбора, анализа основных проблем морали и права, кто нуждается в советах, как вести себя в обществе. Этика — учение, наука, размышление о нравственности. Нравственность, мораль — одна из важнейших форм регуляции поведения человека, межчеловеческих отношений. Иными словами, она является одной из форм общественной воли.

Балашов Л. Е. Год изд.: Описание: В учебном пособии освещаются основные вопросы этики, морали, человеческого общежития, культуры поведения. Достоинство книги в том, что автор не поучает, а исследует, анализирует, аргументирует, размышляет. Пособие может быть полезно всем, кто постоянно оказывается в ситуации морального выбора, анализа основных проблем морали и права, кто нуждается в советах, как вести себя в обществе. В конце учебного пособия даются задачи и упражнения по этике. Оглавление: 1.

человек и общество [6] 2. этика — учение о нравственности [7] 3. о жизни, смысле и цели жизни [10] Что такое жизнь? [10] Л. Е. Балашов. Этика: Учебное пособие. — 3-е издание, расширенное. — М., — с. В учебном пособии освещаются основные вопросы этики, морали, человеческого общежития, культуры поведения.

Приводится обширный фактический материал из современной жизни, содержащий поучительные примеры и отражающий разные моральные коллизии-проблемы. Достоинство книги в том, что автор не поучает, а исследует, анализирует, аргументирует, размышляет.

Пособие может быть полезно всем, кто постоянно оказывается в ситуации морального выбора, анализа основных проблем морали и права, кто нуждается в советах, как вес.

В учебном пособии освещаются основные вопросы этики, морали, человеческого общежития, культуры поведения. Приводится обширный фактический материал из современной жизни, содержащий поучительные примеры и отражающий разные моральные коллизии-проблемы. Достоинство книги в том, что автор не поучает, а исследует, анализирует, аргументирует, размышляет.

Пособие может быть полезно всем, кто постоянно оказывается в ситуации морального выбора, анализа основных проблем морали и права, кто нуждается в советах, как вести себя в обществе.

В конце учебного пособия даются задачи и упражнения по этике. ISBN © Балашов Л.Е., ОГЛАВЛЕНИЕ. 1. Человек и общество.

Этика. Учебное sunder-rp.ru Балашов Л.Е. (посмотреть). Купить бумажную книгу. Тренажер для мозга (2 занятия в день по 15 минут). Л. Е. Балашов. Учебное пособие. Москва ● ББК Б Л. Е. Балашов. Этика: Учебное пособие. — 3-е издание, расширенное. —М., В учебном пособии освещаются основные вопросы этики, морали, человеческого общежития, культуры поведения. Приводится обширный фактический материал из современной жизни, содержащий поучительные примеры и отражающий разные моральные коллизии-проблемы.

Достоинство книги в том, что автор не поучает, а исследует, анализирует, аргументирует, размышляет. Пособие может быть полезно всем, кто постоянно оказывается в ситуации морального выбора, анализа основных проблем морали и права, кто нуждается в советах, как вести себя в обществе.

Похожие статьи:

  • Бойцова адвокат 1972 г. – родилась в Костроме. 1994 г. – окончила экономический факультет Костромского Технологического университета. 1999г.– окончила юридический факультетМеждународного независимого […]
  • Федеральный закон 108-фз от 30062008 Болельщиков на ЧМ-2018 по футболу будут идентифицировать по специальному паспорту На официальном сайте Минкомсвязи России сообщается, что паспорт болельщика будет использоваться в ходе […]
  • Пилипушко нотариус Нотариус Пилипушко Ирина Леонидовна адрес: Россия, Брянская область, Унеча, улица Ленина, 1 телефон: +7 (48351) 2-. - показать график (часы) работы: пн-чт 9:00–17:00, перерыв 13:00–14:00; […]
  • Лицензия на обучение статуса Лицензия на обучение статуса Согласно ч. 7 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляют […]
  • Оформить кредит банк ру Кредит наличными Сумма до 10 000 000 рублей Ставка от 10,5% Срок до 10 лет Решение банка за 15 минут Заполните онлайн-заявку на кредит в банке за 2 минуты * Условия по кредиту […]
  • Заместитель прокурора вологда Прокуратура Вологодского района 160009, РФ, Вологоская область, г. Вологда, ул. Зосимовская, 60 Телефон (8172) 72-53-08 Факс (8172) 72-11-68 Прокурор Вологодского района, старший […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.