Экспертиза реставрационных работ

Реставрационные экспертизы

Реставрационная экспертиза относится к лицензионному виду исследований культурных ценностей, ее проводят аттестованные искусствоведы-эксперты на специализированном оборудовании. Они анализируют красочные слои, позже нанесенные слои в живописи и последующие изменения в графике; выделяют детали, которые были добавлены реставраторами в процессе восстановления скульптур и предметов декоративно-прикладного искусства.

Аттестованные искусствоведы-эксперты определяют также количество и качество проведенных реставраций, дают важные рекомендации по условиям хранения и уходу за произведениями искусства, а также рекомендации по последующей реставрации, если таковая необходима.

Специалисты коллегии не рекомендуют популярную в наши дни коммерческую реставрацию, цель которой — подновление внешнего вида, но утрата значительной доли ценности произведения искусства и снижение его цены на антикварном рынке. Для сохранения в полной мере ценности памятника культуры важно сделать музейный тип реставрации — грамотную реставрацию по консервации текущего состояния, предотвратив его разрушение.

АНО «Коллегия экспертов по культурным ценностям» создано в 2012 году и является старейшим и первым в Москве независимым некоммерческим учреждением, осуществляющим регулярную и систематическую научно — практическую деятельность в области экспертиз произведений искусства и предметов антиквариата для целей их перемещения через таможенную и государственную границу.

1) Искусствоведческие экспертизы и консультации.
2) Нетрадиционные и редкие виды искусствоведческих и историко – художественных экспертиз и исследований.
3) Судебные экспертизы – по запросам адвокатов, суда, правоохранительных органов.
4) Оценка произведений искусства и антиквариата – от рекомендации до отчета об оценке в соответствии с действующими стандартами.
5) Технико –технологические, реставрационные исследования произведений искусства.
6) Юридическая помощь.
7) Сопутствующие услуги.

г. Москва, метро Проспект Мира, метро Рижская. Проспект Мира, дом 68, стр.1, офис 501. Время работы: с 11 до 17:30. Перерыв: с 14 до 15.

Культурный объект

Культурный объект.

Эксперты обсуждают, как преодолеть проблему отсутствия общих требований к проектной документации

Сотрудники Управления экологической экспертизы и Управления объектов гражданского назначения Главгосэкспертизы России посетили комплекс реставрируемых зданий Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Осмотр объекта продолжил новую практику в работе Главгосэкспертизы: выезд экспертов на те объекты капитального строительства, по итогам рассмотрения проектно-сметной документации которых они выдали положительное заключение. Приглашение ознакомиться с результатами реставрации консерватории эксперты Главгосэкспертизы получили от коллег из Центральных научно-реставрационных проектных мастерских – старейшей и в настоящее время крупнейшей проектной реставрационной организации России (именно она осуществляла реконструкцию комплекса зданий консерватории). Благодаря этому у экспертов появилась возможность оценить, как выглядит объект на начальном этапе работ и по итогам завершения строительства, когда проектные решения уже полностью реализованы.

Рассмотрение Главгосэкспертизой России проектной документации по реставрации объектов Московской консерватории в очередной раз выявило противоречия между градостроительным законодательством и законодательством в области государственной охраны объектов культурного наследия. Такие проекты сначала проходят государственную историко-культурную экспертизу, и только потом их направляют в Главгосэкспертизу России. При этом требования к охране памятников культурного наследия зачастую противоречат критериям технической безопасности: в итоге после исправления проектной документации возникает необходимость проведения повторной историко-культурной экспертизы, и документация начинает ходить по кругу… Эксперты Главгосэкспертизы России решили обсудить эту проблему, а также поделиться своими мыслями о посещении объекта реставрации. За круглым столом собрались заместитель начальника Главгосэкспертизы России Светлана Петровна Балашова, начальник Управления экологической экспертизы Оксана Викторовна Родивилова, заместитель начальника Управления экологической экспертизы – начальник отдела охраны окружающей среды Сергей Викторович Кайряк и заместитель начальника Управления объектов гражданского назначения – начальник отдела объектов гражданского назначения Геннадий Вадимович Чистяков.

С.П. Балашова: Мы как эксперты постоянно имеем дело только с документацией и очень рады, что теперь, а долгое время мы были лишены такой возможности, можем бывать на объектах, которые проходят у нас экспертизу, так как такая практика очень способствует повышению квалификации экспертов. Кстати, это не первое посещение объекта экспертами Главгосэкспертизы России: по приглашению Института археологии мы посещали также Московский Кремль, где во время сноса 14 корпуса были обнаружены многочисленные артефакты, в том числе захоронения XVI века. Помню, приехав на объект, мы увидели стол, на котором лежал мужской скелет в полный рост, косточка к косточке. И археологи в деталях рассказали нам, кем был этот молодой человек и как он жил. Сейчас этот участок модифицирован и привлекает большой интерес посетителей Московского Кремля. В культурном отношении Московская консерватория является не менее значимым объектом.

Геннадий Чистяков: Искусство реставратора заключается в умении находить выход из положения несмотря на тесные рамки действующих норм… Г. В. Чистяков: Московская консерватория – это большой комплекс зданий в центре Москвы: Рахманиновский, Малый и Большой залы, библиотека и подземная автостоянка – все они проходили у нас экспертизу. Реконструкция консерватории была разделена на несколько этапов, и эксперты Главгосэкспертизы России рассматривали проектную документацию консерватории несколько лет. А сейчас своими глазами увидели, как проходит процесс реконструкции и реставрации. Говоря об оснащении подобных зданий под современные технические требования, следует вспомнить о проблеме адаптации помещений для маломобильных групп граждан: нужны подъемники, пандусы, специальные лифты. Соорудить их в здании, которое является памятником архитектуры, очень сложно. Но реставраторы справились с задачей, а мы, эксперты, оценили их работу не только на бумаге, но и в реальности, когда увидели, что приспособления для инвалидов не искажают фасад консерватории. Конечно, есть определенные трудности: нехватка мест в гардеробе и кафе, но в старом здании консерватории невозможно решить эти проблемы, не расширив проемы, – а расширять их нельзя. Помимо прочего, искусство реставратора заключается в умении находить выход из положения несмотря на тесные рамки действующих норм. И я считаю, что реставраторы консерватории отлично с этим справились.

О.В. Родивилова: Посещение консерватории было интересно также и тем, что мы увидели все стадии реставрации зданий – от проекта уже реализованного, как, например, Рахманиновский зал, – до проекта, который, по сути, еще не вышел из стен Главгосэкспертизы (библиотека).

Г.В. Чистяков: Надо отметить, что была проделана большая работа по обеспечению сохранности зданий консерватории как объектов культурного наследия. Даже шторы и обивка мебели здесь специальные, создающие эффект «акустической волны». То есть они имеют определенный коэффициент звукоотражения, что для консерватории, конечно, особенно важно. При рассмотрении документации по консерватории мы привлекали внештатных экспертов – ведущих специалистов по акустике и сценической механике, оборудованию, которые строили и реставрировали концертные залы по всему миру

Светлана Балашова: Существует очевидная проблема: мы следуем градостроительному законодательству, а сохранение объектов историко-культурного наследия живет своей жизнью, и наши задачи и подходы временами не только не пересекаются, но и противоречат друг другу… С.П. Балашова: Если говорить о других подобных объектах, конечно, очень интересен Новоиерусалимский монастырь, – объект реставрации, весьма значимый для Русской Православной Церкви. Его реконструкцией тоже занимались Центральные научно-реставрационные проектные мастерские, но у нас монастырь экспертизу не проходил – хотя там менялась ротонда на храме и многие другие объекты. Реставрационные мастерские пригласили нас посетить монастырь и посмотреть на результаты реставрационных работ. Очень важно для нас сейчас понять, как соотносятся реставрационные работы с приспособлением здания к современным градостроительным нормам и нашей деятельности. Существует очевидная проблема: мы следуем градостроительному законодательству, а сохранение объектов историко-культурного наследия живет своей жизнью, и наши задачи и подходы временами не только не пересекаются, но и противоречат друг другу. На объектах, которые подлежат реставрации, в 80% случаев затрагивается конструктив, а это уже вопрос обеспечения безопасности и надежности, и он относится к компетенции государственной экспертизы.

Оксана Родивилова: Сначала исторические здания получают заключение историко-культурной экспертизы о сохранении предмета охраны культурного наследия. Затем в Главгосэкспертизе России эксперты обнаруживают, что их конструктивные, инженерные и архитектурные решения не соответствуют требованиям действующего законодательства. Мы хотим создать общие требования к проектной документации по таким объектам. О.В. Родивилова: Сначала исторические здания получают заключение историко-культурной экспертизы о сохранении предмета охраны культурного наследия. Затем они попадают к нам в Главгосэкспертизу России, и наши эксперты обнаруживают, что их конструктивные, инженерные и архитектурные решения не соответствуют требованиям действующего законодательства. По сути, приходится разрабатывать два проекта: один с научно-проектной документацией, который представляется в Министерство культуры, а второй – с техническими решениями – для Главгосэкспертизы России. Сейчас мы работаем над идеей объединения этих двух проектов, хотим создать общие требования к проектной документации по таким объектам

Г.В. Чистяков: Почему эта тема так актуальна? Реставрационные работы так или иначе меняют старое здание, у которого фундамент, несущие стены и конструктив не соответствуют современным требованиям. Например, здание, которое вскоре станет консерваторской библиотекой, раньше было жилым домом. А в новом качестве ему потребуется много воздуха: 20 кубометров на человека, определенное освещение, мощная система вентиляции… Понадобится приспособить помещения под архивы, где будут храниться большие массивы документации. Для этого нужны специальные стеллажи, лифты и т. п. Изменится даже нагрузка на несущие стены и пол, а ведь и то, и другое, а также потолок и даже ступени лестницы являются предметом охраны. Возникает немало вопросов. Как переделать эти конструкции под современные требования и сохранить при этом внешнюю отделку? Как встроить в историческое здание такие современные сооружения, как лифт? Как решить задачи по обеспечению доступа для маломобильных групп населения? Как внедрить современные противопожарные и инженерные системы, которые будут соответствовать действующим требованиям?

О.В. Родивилова: Главгосэкспертиза России уже вносит свои предложения. Сейчас мы совместно с представителями Министерства культуры пытаемся прийти к подобному соглашению по объектам культурного наследия, которые подлежат реставрации. Кстати, не всегда ясно, когда процесс реставрации входит в зону интересов Главгосэкспертизы России. Представьте, к примеру, что решается вопрос о замене колокола на колокольне церкви. В Министерстве культуры в этом случае, скорее всего, не увидят проблем с конструктивностью и надежностью. А наши специалисты ответят, что конструкции могут не выдержать, потому что новый колокол сделан из другого материала и тяжелее старого. Даже процесс демонтажа – это дополнительная нагрузка на конструкции, они могут рухнуть.

Другой пример: в Суздале стоят рядом два одноэтажных здания, в обоих идут реставрационные работы. Одно из них – обычный дом, по действующему законодательству ему не требуется проведение государственной экспертизы. Но второе здание – точно такое же, с теми же конструктивными особенностями, – объект культурного наследия, и для проведения таких же работ, что и в отношении первого здания, понадобится проведение государственной экспертизы проектной документации. Это требует больших затрат, а поскольку денег на реконструкцию выделяется немного, во многих городах никак не могут благоустроить исторические центры: ведь реставрация большинства строений невозможна без заключения Главгосэкспертизы России. Кстати, объектом культурного наследия может быть объявлено сооружение, возраст которого больше сорока лет. Так что теперь все с ужасом ждут: вдруг кто-то захочет объявить предметом охраны, например, хрущевки… И еще несколько слов о новой практике посещения объектов. Наряду с объектами культурного наследия также было бы интересно посетить и производственные объекты, по которым мы даем заключения. Технологи, которые ведут подобные проекты, эти объекты хорошо знают. А вот локальные эксперты знакомы с объектами только по проектной документации и по специальной профессиональной литературе, и посмотреть, как эти решения воплощаются в реальности, было бы очень полезно.

Чем еще помогает эксперту выход на объект? К примеру, мы посетили Лебединский ГОК, спустились в шахту. Через некоторое время в Главгосэкспертизу России на рассмотрение поступает новый проект от этого же предприятия, другая дренажная шахта, в которой делается некое производственное помещение. И теперь экспертам все сразу будет понятно не только на бумаге: они получат полное представление о том, какие их ждут процессы и риски, каким будет этот объект.

Сергей Кайряк: После замечаний наших экспертов проектная документация может быть в корне изменена, а значит, она будет подлежать повторному рассмотрению в историко-культурной экспертизе. С.В. Кайряк: Еще одна актуальная тема касается историко-культурной экспертизы, которая проводится аттестованными государственными экспертами. Процедура рассмотрения длится 45 дней, и пока документация находится на сайте данного ведомства, любой желающий может написать свое мнение о проекте. Обобщив все сведения, уполномоченные органы соглашаются или не соглашаются с замечаниями и одновременно согласовывают проектную документацию. Все это происходит до начала проверки в Главгосэкспертизе России. После замечаний наших экспертов проектная документация может быть в корне изменена, а значит, она будет подлежать повторному рассмотрению в историко-культурной экспертизе. Мы полагаем, что в пункт 12.3 статьи 48 «Архитектурно-строительное проектирование» Градостроительного кодекса Российской Федерации необходимо добавить абзац об условиях реставрации и приспособления объектов культурного наследия. Это касается проектной документации, ее обязательных разделов. Если разрабатывается проектная документация для объекта историко-культурного наследия, необходимо, чтобы она соответствовала и положениям градостроительного законодательства, и требованиям охраны памятников.

Г.В. Чистяков: И это не единственное требование, предстоит большая работа по совершенствованию регулирования в этой сфере. На мой взгляд, самое главное на сегодня – разработать свод правил по реконструкции и реставрации. Создать такой нормативный документ, который разрешит в ряде случаев отходить от требований сохранности объекта культурного наследия, в котором будут прописаны возможности компромиссов по ширине лестницы, устройству лифта, высоте помещения…

Опубликовано в журнале «Вестник государственной экспертизы» № 4 2017 (5) 20 ноября 2016 года

Письмо Министерства культуры РФ от 25 января 2013 г. № 446-01-56/10-НМ О методических указаниях по реализации федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)»

В целях обеспечения реализации федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)», открытости и прозрачности деятельности Министерства культуры Российской Федерации, а также доступности и достоверности информации о проводимых мероприятиях в области сохранения культурного наследия были разработаны следующие методические указания:

— Методические указания по порядку участия в мониторинге по федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)» по Направлению IV. «Направление по сохранению культурного наследия» Разделу «Реставрация объектов культурного наследия народов Российской Федерации»;

— Методические указания по порядку подготовки технических заданий для размещения заказов на выполнение работ, оказание услуг в рамках реализации федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» по Направлению IV. «Направление по сохранению культурного наследия» Разделу «Реставрация объектов культурного наследия народов Российской Федерации»;

Смотрите еще:  Налог на наследование квартиры по закону

— Методические указания по порядку проведения проектных работ в рамках реализации организационно-финансового плана Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» по Направлению IV. «Направление по сохранению культурного наследия» Разделу «Реставрация объектов культурного наследия народов Российской Федерации»;

— Методические указания по порядку проведения противоаварийных, ремонтно-реставрационных, консервационных работ, работ по приспособлению ОКН в рамках реализации организационно-финансового плана ФЦП федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» по Направлению IV. «Направление по сохранению культурного наследия» Разделу «Реставрация объектов культурного наследия народов Российской Федерации»;

— Методические указания по порядку оказания услуг авторского и технического надзора за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия.

Министерство культуры Российской Федерации рекомендует данные методические указания органам охраны памятников субъектов РФ, заказчикам работ по сохранению объектов культурного наследия, пользователям объектов культурного наследия, реставрационным и проектным организациям, к применению с 1 января 2013 года.

Методические указания размещены на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации www.mkrf.ru в разделе «Документы» в подразделе «Методические рекомендации».

Методические указания
по порядку участия в мониторинге по федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)» по Направлению IV. «Направление по сохранению культурного наследия» Разделу «Реставрация объектов культурного наследия народов Российской Федерации»

1. Общие положения

1.1. Министерство культуры Российской Федерации (далее — Министерство), являясь государственным заказчиком-координатором и государственным заказчиком федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 гг.)», Департамент управления имуществом и инвестиционной политики (далее — Департамент УИиП), Департамент контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия (далее — Департамент КНиЛ), являясь ответственными структурными подразделениями Министерства, обеспечивают организацию мониторинга проектов и мероприятий (далее — Проектов), представляемых на участие в федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)» (далее — Программа).

Мониторинг Проектов на участие в Программе — это электронный сбор и обработка предложений на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках мероприятий Программы.

Предложения могут подаваться органами власти субъектов Российской Федерации, юридическими и физическими лицами, общественными организациями и предпринимателями без образования юридического лица.

1.2. Мониторинг Проектов на участие в Программе проводится в год, предшествующий году финансирования Проектов.

1.3. Настоящие методические указания устанавливают порядок участия в мониторинге по федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)» Направлению IV. «Направление по сохранению культурного наследия» Разделу «Реставрация объектов культурного наследия народов Российской Федерации» в соответствии с разделами Приложения 6 Программы «Перечень мероприятий и объемы финансирования федеральной целевой программы «Культура России (2012 — 2018 годы)».

1.4. Департамент УИиП осуществляет координацию Проектов по пунктам 56. «Ремонтно-реставрационные работы, противоаварийная защита, консервация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности»; 57 «Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) религиозного назначения, находящихся в федеральной собственности»; 58. «Реставрация памятников истории и культуры, включенных в проект «Историческая память»; 60. «Комплексный проект «Культурное наследие Юга России»; 61. «Реставрация памятников истории и культуры Золотого кольца России».

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов “56, 57, 58, 60, 61” следует читать соответственно: “57, 58, 59, 61, 62”

1.5. Департамент КНиЛ осуществляет координацию Проектов по пунктам 59. «Комплексный проект «Культура Русского Севера», сохранение наиболее ценных памятников деревянного зодчества», 62 «Сохранение монументальной живописи на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов “59, 62” следует читать соответственно: “60, 63”

1.6. Департаменты УИиП и КНиЛ осуществляют информирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области управления культурой и охраны объектов культурного наследия, подведомственных федеральных государственных учреждений и предприятий, Московского Патриархата Русской Православной Церкви, религиозных организаций иных конфессий, прочих участников мониторинга (далее-Организации) посредством размещения объявления на официальном сайте www.fcpkultura.ru.

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

1.6 Отбор Проектов и формирование организационно-финансового плана Программы по Направлению IV. «Направление по сохранению культурного наследия» Разделу «Реставрация объектов культурного наследия народов Российской Федерации» проводится Экспертными комиссиями Департаментов УИиП и КНиЛ по отбору проектов, заявленных на участие в федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)».

1.7. Порядок участия в мониторинге по Программе отражен на Схеме формирования организационно-финансового плана Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» по Направлению IV. «Направление по сохранению культурного наследия» Разделу «Реставрация объектов культурного наследия народов Российской Федерации» (Приложение № 3 к настоящим Методическим указаниям).

2. Порядок участия в мониторинге по Программе

2.1. Для участия в Мониторинге организации или физическому лицу следует пройти регистрацию на официальном сайте www.fcpkultura.ru. После прохождения регистрации участник получает доступ в Личный кабинет, через который вносит свои предложения для рассмотрения на участие в Программе.

2.2. Предложения подаются только в электронном виде через форму, расположенную на сайте в личном кабинете участника мониторинга. Предложений может быть несколько, каждое предложение оформляется только один раз. Каждое предложение должно сопровождаться пакетом документов.

2.3. Сроки проведения Мониторинга с 00 часов 00 минуты (Мск) 01 марта до 23 часов 59 минут (Мск) 01 июня года, предшествующего году финансирования Проектов. После указанного срока проведения мониторинга предложения не принимаются, регистрации не подлежат.

2.4. Предложение должно содержать следующую информацию и пакет документов:

2.4.1. наименование лица, подавшего заявку;

2.4.2. реквизиты лица, подавшего заявку;

2.4.3. раздел и пункт плана мероприятий Программы;

2.4.4. название Проекта;

2.4.5. место реализации Проекта;

2.4.6. общий объем финансирования проекта, в том числе за счет средств федерального бюджета.

2.4.7. содержание и обоснование Проекта (документ по форме Приложения № 1) — возможные форматы: MS Word;

2.4.8. выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (по состоянию на текущий год) — возможные форматы: JPEG, PDF, MS Word;

2.4.9. ведомость объемов работ (для ремонтно-реставрационных и противоаварийных работ), согласованная с пользователем объекта культурного наследия, уполномоченным представителем территориального органа охраны памятников, автором разработанного проекта реставрации- возможные форматы: JPEG, PDF, MS Word;

2.4.10. локальная смета (для ремонтно-реставрационных и противоаварийных работ) — возможные форматы: MS Word, MS Excel;

2.4.11. смета-калькуляция (для проектных работ), согласованная с пользователем объекта культурного наследия, уполномоченным представителем территориального органа охраны памятников- возможные форматы: JPEG, PDF, MS Word;

2.4.12. задание на разработку проектной документации (для проектных работ), согласованное уполномоченным представителем территориального органа охраны памятников. В графе «Исполнитель» — «Организация-исполнитель определяется по итогам конкурса». Задание выдается пользователю объекта. В Задании должны быть указаны сведения о ранее выполненной научно-проектной документации, год выполнения и организация-исполнитель — возможные форматы: JPEG, PDF, MS Word;

2.4.13. акт категории сложности проектных работ и физического объема памятника (для проектных работ), согласованный с пользователем объекта культурного наследия, уполномоченным представителем территориального органа охраны памятников- возможные форматы: JPEG, PDF, MS Word;

2.4.14. общая информация об объекте культурного наследия (документ по форме Приложения № 2)- возможные форматы: MS Word, MS Excel;

2.4.15. справка об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включённым в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или справка об отнесении объекта к выявленным объектам культурного наследия, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ (при отсутствии вышеуказанной информации необходима справка от территориального органа охраны памятников о категории историко-культурного значения памятника с указанием даты и номера документа о принятии под охрану) (по состоянию на текущий год) — возможные форматы: JPEG, PDF, MS Word;

2.4.16. копия охранного договора, заверенная пользователем объекта культурного наследия или уполномоченным представителем территориального органа охраны памятников — возможные форматы: JPEG, PDF, MS Word;

2.4.17. копия документа, подтверждающего право пользования, заверенная пользователем объекта культурного наследия. В случае, если пользователь не определен, предоставить соответствующую справку из территориального управления Росимущества — возможные форматы: JPEG, PDF, MS Word;

2.4.18. копия технического отчета* (срок составления не ранее 1-го января текущего года), заверенная пользователем объекта культурного наследия- возможные форматы: JPEG, PDF, MS Word;

2.4.19. копии листов согласования с уполномоченным территориальным органом охраны памятников проектной документации, позволяющей проводить работы по реставрации в соответствии с представленными локальной сметой и ведомостью объемов работ, которые необходимо выполнить на объекте культурного наследия, заверенные пользователем объекта культурного наследия или организацией, разработавшей проектную документацию — возможные форматы: JPEG, PDF, MS Word;

2.4.20. фотофиксация объекта, в том числе элементов нуждающихся в реставрации — возможные форматы: JPEG, JPG.

2.5. Рассмотрению подлежат предложения на проведение противоаварийных, ремонтно-реставрационных работ и на разработку проектной документации на объектах культурного наследия, находящихся исключительно в федеральной собственности.

2.6. Предложения на проведение противоаварийных и ремонтно-реставрационных работ, не обеспеченные ранее разработанной и согласованной в установленном порядке с соответствующим органом охраны памятников проектной документацией, рассмотрению не подлежат.

2.7. Предложения на проведение противоаварийных, ремонтно-реставрационных работ и на разработку проектной документации на объектах культурного наследия должны отвечать требованиям особой социально-культурной значимости Проекта и перспективы последующего использования объекта в активной культурной деятельности, туристическом и хозяйственном обороте.

2.8. Приоритет отдается объектам, на которых возможно завершить комплекс научно-проектных или ремонтно-реставрационных работ в заявленные в Проект сроки. Допускается подача предложений сроком на 3 года.

2.9. Все поступившие предложения в срок до 1 июня года, предшествующего году финансирования, регистрируются ответственными исполнителями организации-администратора сайта www.fcpkultura.ru.

2.10. Департаменты УИиП и КНиЛ в срок не позднее 1 сентября года, предшествующего году финансирования, осуществляют отбор Проектов и формируют проект Плана Программы. Одновременно с проектом Плана представляются копии протоколов Экспертных Комиссий.

2.11. Предложения в План должны быть сформированы в соответствии с разделами Приложения 6 Программы «Перечень мероприятий и объемы финансирования федеральной целевой программы «Культура России (2012 — 2018 годы)» по форме, предусмотренной для Плана мероприятий.

2.12. Министерство в срок с 1 по 5 сентября года, предшествующего году финансирования, утверждает Протоколы Экспертных комиссий с перечнем объектов, рекомендуемых для включения в План Программы.

2.13. Департаменты УИиП и КНиЛ в срок с 5 сентября по 1 ноября года, предшествующего году финансирования, осуществляют сбор и проверку документов для формирования технического задания для проведения конкурсных процедур по отобранным Проектам.

2.14. Министерство в срок не позднее 15 декабря года, предшествующего году финансирования, утверждает План Программы.

2.15. Финансирование мероприятий, не вошедших в План Программы, Министерством не осуществляется.

2.16. Министерство может ежегодно уточнять состав и требования к документам данных методических указаний.

* Технический отчет — это акт технического состояния объекта культурного наследия

Содержание и обоснование проекта или мероприятия (далее — Проект) для пунктов 56. «Ремонтно-реставрационные работы, противоаварийная защита, консервация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности»; 57 «Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) религиозного назначения, находящихся в федеральной собственности»; 58. «Реставрация памятников истории и культуры, включенных в проект «Историческая память»; 59. «Комплексный проект «Культура Русского Севера», сохранение наиболее ценных памятников деревянного зодчества», 60. «Комплексный проект «Культурное наследие Юга России»; 61. «Реставрация памятников истории и культуры Золотого кольца России», 62 «Сохранение монументальной живописи на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

1. Соответствие представленного Проекта целям и задачам федеральной целевой программы «Культура России (2012 — 2018 годы)» (далее — Программа);

2. Федеральная значимость Проекта;

3. Региональная значимость Проекта;

4. Ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности от реализации Проекта;

5. Руководитель Проекта: Ф.И.О., должность, адрес, телефон, факс, e-mail;

6. Перечень и виды работ (проектные, противоаварийные, ремонтно-реставрационные), проведенные на памятнике истории и культуры за последние 5 лет с указанием подрядных организаций;

7. Информация о наличии разработанной проектной документации для реставрации объекта культурного наследия;

8. Информация о наличии листов согласования проектной документации с соответствующим органом охраны памятников истории и культуры.

9. Ориентировочная стоимость затрат, необходимых для полной реставрации объекта под «ключ», рассчитанной на основе «Сборника укрупненных показателей сметной стоимости ремонтно-восстановительных работ по памятникам истории и культуры» (СУПСС-87), утвержденный приказом Министерства культуры СССР от 4 мая 1987 г. № 193

10. Требуемый объем финансирования Проекта на 3 года с разбивкой по годам.

Общая информация об объекте культурного наследия

1. Адрес объекта. Адрес объекта культурного наследия вносится в точном соответствии с выпиской из реестра федерального имущества. В случае, если адрес объекта изменялся в определенное время, необходимо дополнительно указать старый адрес объекта

2. Сведения о пользователе объекта культурного наследия

3. Категория историко-культурного значения объекта культурного наследия» (федеральная, региональная, местная либо вновь выявленный объект)

4. Постановление, в соответствии с которым объект поставлен на государственную охрану (номер документа и дата его составления)

5. Охранное обязательство на объект культурного наследия (номер документа и дата его составления)

6. Договор пользования или аренды (номер документа и дата его составления)

7. Технический отчет (номер документа и дата его составления)

Нумерация приложений приводится в соответствии с источником

Схема формирования организационно-финансового плана Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» по Направлению IV. «Направление по сохранению культурного наследия» Разделу «Реставрация объектов культурного наследия народов Российской Федерации» на 2014 и последующие годы

См. графический объект

«Схема формирования организационно-финансового плана Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» по Направлению IV. «Направление по сохранению культурного наследия» Разделу «Реставрация объектов культурного наследия народов Российской Федерации» на 2014 и последующие годы»

Методические указания
по порядку подготовки технических заданий для размещения заказов на выполнение работ, оказание услуг в рамках реализации федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» по Направлению IV. «Направление по сохранению культурного наследия» Разделу «Реставрация объектов культурного наследия народов Российской Федерации»

1. Общие положения

1.1. Департамент управления имуществом и инвестиционной политики (далее — Департамент УИиП) и Департамент контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия (далее — Департамент КНиЛ) Министерства культуры Российской Федерации (далее — Министерство) на основании утвержденных протоколов Экспертных комиссий по объектам, рекомендованным к включению в организационно-финансового плана Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» (далее — Программа) по Направлению IV. «Направление по сохранению культурного наследия» Разделу «Реставрация объектов культурного наследия народов Российской Федерации» (далее — План Программы), направляют участникам, принявшим участие в мониторинге по Программе, в течение 30 дней уведомления о принятом решении.

Смотрите еще:  Яндекс кошелек развод

1.2. Участник мониторинга в сроки, указанные в уведомлении, предоставляет в соответствующий Департамент для проверки пакеты документов в соответствии с п. 2.1. и п. 3.1. настоящих методических указаний, необходимые для подготовки технического задания для объявления конкурсных процедур.

1.3. В случае непредставления в соответствующий Департамент пакета документов в сроки, указанные в уведомлениях, Министерство исключает заявленные Проекты из Плана Программы без проведения заседаний Экспертных комиссий.

2. Состав и порядок оформления документации, входящей в техническое задание на разработку научно-проектной документации для реставрации объекта культурного наследия.

2.1. Участник мониторинга направляет на имя директора соответствующего Департамента Министерства с сопроводительным письмом следующий пакет документов:

2.1.1. смета-калькуляция, выполненная в соответствии с письмами Министерства культуры и массовых коммуникаций от 24 марта 2008 г. № 18-01-35/04-ДА и от 09 апреля 2008 г. № 24-01-35/04-ДА, на сумму, не превышающую лимит финансирования. Ремонтно-реставрационные и проектные работы, НДС не облагаются (на основании п.п 15 п. 2 ст. 149 ч. II Налогового кодекса Российской Федерации). Смета-калькуляция должна быть составлена без округления копеек по каждой позиции и быть выполнена организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности на объектах культурного наследия (разработка проектной документации). На титульном листе сметы-калькуляции указывается организация-разработчик, смета подписывается инженером-сметчиком и руководителем организации, разработавшей смету. Прикладывается заверенная копия лицензии организации.

Смета-калькуляция должна быть согласована с пользователем объекта культурного наследия и уполномоченным представителем территориального органа охраны памятников. Смета представляется в двух экземплярах.

2.1.2. электронная версия сметы в формате Word или Excel (предоставляется на электронный адрес [email protected]). Для смет, составленных в программе «smeta.ru» представить электронную версию с расширением файла *.sob. Для смет, составленных в других программах представить электронную версию в формате АРПС;

2.1.3. задание на разработку проектной документации, утвержденное уполномоченным представителем территориального органа охраны памятников. В графе «Заказчик» прописывается «Министерство культуры Российской Федерации», в графе «Исполнитель» — «Организация-исполнитель определяется по итогам конкурса». В Задании должны быть указаны сведения о ранее выполненной научно-проектной документации, год выполнения и организация-исполнитель;

2.1.4. акт категории сложности проектных работ и физического объема памятника, согласованный с пользователем объекта культурного наследия и уполномоченным представителем территориального органа охраны памятников;

2.1.5. оригинал выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним или ее нотариально заверенная копия по состоянию на текущую дату;

2.1.6. справка об отнесении объекта, к объектам культурного наследия, включённым в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или справка об отнесении объекта к выявленным объектам культурного наследия, выданная федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ (при отсутствии вышеуказанной информации необходима справка от территориального органа охраны памятников о категории историко-культурного значения памятника с указанием даты и номера документа о принятии под охрану) (по состоянию не ранее 1-го декабря года, предшествующего году финансирования) (нотариально заверенная копия или оригинал);

2.1.7. копия охранного договора, заверенная пользователем объекта культурного наследия или уполномоченным представителем территориального органа охраны памятников;

2.1.8. копия документа, подтверждающего право пользования, заверенная пользователем объекта культурного наследия. В случае, если пользователь не определен, предоставить соответствующую справку из территориального управления Росимущества;

2.1.9. копия технического отчета* (срок составления не ранее не ранее 1-го декабря года, предшествующего году финансирования), заверенная пользователем объекта культурного наследия;

2.1.10. цветные фотографии объекта на момент предоставления документов к техническому заданию для объявления конкурсных процедур. Фотографии должны отвечать следующим требованиям:

— на фотографии должна быть проставлена дата съемки,

— фотографии должны показывать общий вид памятника с четырех сторон,

— фотографии должны подтверждать техническое состояние объекта и вид планируемых работ, согласно представленной смете-калькуляции (не менее 10 фотографий по каждому разделу сметы).

3. Состав и порядок оформления документации, входящей в техническое задание на проведение противоаварийных, ремонтно-реставрационных, консервационных работ, работ по приспособлению объекта культурного наследия.

3.1. Участник мониторинга направляет на имя директора соответствующего Департамента Министерства с сопроводительным письмом следующий пакет документов:

3.1.1. ведомость объемов работ, согласованная с пользователем объекта культурного наследия, уполномоченным представителем территориального органа охраны памятников, автором разработанного проекта реставрации (в двух экземплярах);

3.1.2. локальная смета, выполненная в соответствии с письмами Министерства культуры и массовых коммуникаций от 24 марта 2008 г. № 18-01-35/04-ДА и от 09 апреля 2008 г. № 24-01-35/04-ДА, на сумму, не превышающую лимит финансирования. Ремонтно-реставрационные и проектные работы, НДС не облагаются (на основании п.п 15 п. 2 ст. 149 ч. II Налогового кодекса Российской Федерации). Смета должна быть составлены без округления копеек по каждой позиции и быть выполнены организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности на объектах культурного наследия (разработка проектной документации). На титульном листе сметы указывается организация-разработчик, смета подписывается инженером-сметчиком и руководителем организации, разработавшей смету. Прикладывается заверенная копия лицензии организации. К локальной смете должна прилагаться пояснительная записка и копия документов, обосновывающих применение коэффициента инфляции. Предоставляются акты, подтверждающие применение повышающих коэффициентов к нормам оплаты труда рабочих и стоимости машин и механизмов, согласованные с пользователем объекта культурного наследия, уполномоченным представителем территориального органа охраны памятников, автором разработанного проекта реставрации.

Стоимость оборудования и материалов, отсутствующих в сметно-нормативной базе и каталогах сметных цен ФСЦ может быть взята по прайс-листам предприятий-изготовителей, при этом прайс-листы должны быть представлены. Под каждой строкой сметы следует привести формулу ценообразования. Смета представляется в двух экземплярах.

3.1.3. электронная версия сметы и ведомости объемов работ в формате Word или Excel (предоставляется на электронный адрес [email protected]). Для смет, составленных в программе «smeta.ru» представить электронную версию с расширением файла *.sob. Для смет, составленных в других программах представить электронную версию в формате АРПС;

3.1.4. положительное заключение негосударственной экспертизы сметной документации, подготовленное организацией, аккредитованной в установленном Правительством Российской Федерации порядке (с приложением свидетельства об аккредитации организации и свидетельств об аттестации экспертов);

3.1.5. оригинал выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним или ее нотариально заверенная копия по состоянию на текущую дату;

3.1.6. справка об отнесении объекта, к объектам культурного наследия, включённым в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или справка об отнесении объекта к выявленным объектам культурного наследия, выданная федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ (при отсутствии вышеуказанной информации необходима справка от территориального органа охраны памятников о категории историко-культурного значения памятника с указанием даты и номера документа о принятии под охрану) (по состоянию не ранее 1-го декабря года, предшествующего году финансирования) (нотариально заверенная копия или оригинал);

3.1.7. копия охранного договора, заверенная пользователем объекта культурного наследия или уполномоченным представителем территориального органа охраны памятников;

3.1.8. копия документа, подтверждающего право пользования, заверенная пользователем объекта культурного наследия. В случае, если пользователь не определен, предоставить соответствующую справку из территориального управления Росимущества;

3.1.9. копия технического отчета* (срок составления не ранее не ранее 1-го декабря года, предшествующего году финансирования), заверенная пользователем объекта культурного наследия и органом охраны памятников;

3.1.10. копия согласованной по установленной форме с уполномоченным территориальным органом охраны памятников рабочей проектной документации (полный комплект стадии «Эскизный проект» и стадии «Рабочая документация»), позволяющей проводить работы по реставрации в соответствии с представленными локальной сметой и ведомостью объемов работ, а также заверенные пользователем объекта культурного наследия или организацией, разработавшей проектную документацию, копии листов согласования проектной документации или копия письма о согласовании проектной документации. Проектная документация должна быть представлена на бумажном и электронном носителе по одному экземпляру. Материалы на электронном носителе должны отвечать следующим требованиям: размер одного файла не может превышать 50Мб, формат должен быть одним из следующих: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar,zip.

3.1.11. цветные фотографии объекта на момент предоставления документов к техническому заданию для объявления конкурсных процедур. Фотографии должны отвечать следующим требованиям:

— на фотографии должна быть проставлена дата съемки,

— фотографии должны показывать общий вид памятника с четырех сторон,

— фотографии должны подтверждать техническое состояние объекта и вид планируемых работ, согласно представленной ведомости (не менее 10 фотографий по каждому разделу ведомости).

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

3.12. Письмо от организации, являющейся разработчиком (автором) согласованного эскизного проекта реставрации, о согласии или отказе в заключении государственного контракта на ведение авторского надзора за проведением ремонтно-реставрационных работ.

4. Порядок проверки документации, входящей в техническое задание на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия

4.1. Департамент УИиП или Департамент КНиЛ осуществляет проверку предоставленных пакетов документации, входящей в техническое задание, на предмет комплектности и соответствия требованиям, изложенным в п. 2.1 и 3.1. настоящих методических рекомендаций.

4.2. Департамент УИиП или Департамент КНиЛ проверяет наличие сведений о выданном положительном заключении негосударственной экспертизы сметной документации, подготовленном организацией, аккредитованной в установленном Правительством Российской Федерации порядке, свидетельстве об аккредитации этой организации и свидетельствах об аттестации экспертов на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитации) или посредством запросов в Росаккредитацию.

4.3. Смета — калькуляция на разработку научно-проектной документации для реставрации объекта культурного наследия не подлежит негосударственной экспертизе.

4.4. Проверка правильности формирования начальной максимальной цены государственного контракта на предмет правильности расчетов и определения достоверности стоимости работ осуществляется специализированной организацией на основании представленной сметы, ведомости объемов работ, технического отчета — для противоаварийных, ремонтно-реставрационных, консервационных работ, работ по приспособлению ОКН и сметы-калькуляции, задания на разработку проектной документации и технического отчета — для проектных работ,

4.5. Положительное заключение негосударственной экспертизы по сметной документации, подготовленное организацией, аккредитованной в установленном Правительством Российской Федерации порядке (с приложением свидетельства об аккредитации организации и свидетельств об аттестации экспертов) и положительное заключение о правильности формирования начальной максимальной цены государственного контракта и достоверности определения стоимости работ (в случае если на подготовку таких заключений определена специализированная организация) включаются в состав конкурсной документации на разработку проектной документации, проведение противоаварийных, ремонтно-реставрационных, консервационных работ, работ по приспособлению объекта культурного наследия в качестве обоснования начальной максимальной цены государственного контракта.

4.6. На основании предоставленных пакетов документации, входящей в техническое задание, Специализированная организация по согласованию с Департаментом УИиП или Департаментом КНиЛ формирует проект конкурсной (аукционной) документации, после утверждения Министерством конкурсной документации публикует и размещает извещения о проведении открытых конкурсов (аукционов) по мероприятиям, направленным на разработку проектной документации, выполнение первоочередных противоаварийных и ремонтно-реставрационных работ, осуществление технического надзора за проведением ремонтно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры.

* Технический отчет — это акт технического состояния объекта культурного наследия

Методические указания
по порядку проведения проектных работ в рамках реализации организационно-финансового плана Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» по Направлению IV. «Направление по сохранению культурного наследия» Разделу «Реставрация объектов культурного наследия народов Российской Федерации»

1. Общие положения

1.1. Проектные работы проводятся с учетом положений части 1 «Рекомендации о составе, порядке разработки, согласования и утверждения научно-проектной документации на выполнение производственных работ по сохранению объектов культурного наследия. Общие положения» Свода реставрационных правил СРП-2007 «Рекомендации по проведению научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (4-я редакция) (рассмотрен и рекомендован к применению циркулярным письмом Министерства культуры РФ от 11 января 2012 г. N 3-01-39/10-КЧ).

1.2. Выдача задания на разработку научно-проектной документации осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, утвержденным Приказом Министерства культуры РФ от 30 июля 2012 г. N 811 и Административным регламентом предоставления Министерством культуры Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения, утвержденным Приказом Министерства культуры РФ от 28 июня 2012 г. N 683.

1.3. Порядок проведения проектных работ отображен на Схеме проведения проектных работ в рамках реализации организационно-финансового плана Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» по Направлению IV. «Направление по сохранению культурного наследия» Разделу «Реставрация объектов культурного наследия народов Российской Федерации» на 2014 и последующие годы (Приложение № 1 к настоящим методическим указаниям).

2. Порядок разработки и согласования научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия

2.1. В случае заключения государственного контракта на выполнение полного комплекса проектных и изыскательских работ по всем разделам проектной документации на объект культурного наследия, в раздел 4 Государственного контракта на разработку научно-проектной документации «Права и обязанности сторон» включается пункт «4.3.17. При заключении государственного контракта на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия по разработанной в рамках данного государственного контракта научно-проектной документации оказывать услуги авторского надзора за проведением работ на объекте культурного наследия до дня выполнения указанных работ на основании отдельно заключенного государственного контракта на оказание услуг авторского надзора со стоимостью услуг в зависимости от стоимости работ по сохранению объекта культурного наследия».

Смотрите еще:  Судебные приставы череповец строителей 23а

2.2. По завершению разработки научно-проектной документации организуется проведение государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации и негосударственной экспертизы сметной документации.

2.3. Оплата выполненных работ Государственным заказчиком осуществляется после согласования органом охраны памятников научно-проектной документации и предоставления положительного заключения экспертизы, указанной в п. 2.2. настоящего раздела.

2.4. Государственная историко-культурная экспертиза проводится аттестованными экспертами в соответствии с Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 569

2.5. Негосударственная экспертиза сметной документации проводится в организациях, аккредитованных в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

2.6. После получения положительных заключений государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации и негосударственной экспертизы сметной документации научно — проектная документация передается на согласование в уполномоченный орган охраны памятников.

2.7. Согласование научно — проектной документации осуществляется в соответствии с административным регламентом уполномоченного органа охраны памятников по согласованию проектной документации.

2.8. В течение 15 дней после согласования проектной документации в уполномоченном органе охраны памятников субъекта РФ, но не позднее 60 дней со дня передачи проектной документации на согласование, в соответствующий Департамент предоставляются 4 экземпляра согласованной научно-проектной документации по накладной приема-передачи проектной документации.

2.9. Департамент управления имуществом и инвестиционной политики (далее — Департамент УИиП) или Департамент контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия (далее — Департамент КНиЛ) осуществляет проверку наличия сведений о выданном положительном заключении негосударственной экспертизы сметной документации, подготовленном организацией, аккредитованной в установленном Правительством Российской Федерации порядке, свидетельстве об аккредитации этой организации и свидетельствах об аттестации экспертов на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитации) или посредством запросов в Росаккредитацию.

2.10. Департамент УИиП или Департамент КНиЛ осуществляет проверку выданного положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы и наличие аттестации у экспертов, проводивших экспертизу, по внутренним базам данных Министерства.

2.11. Соответствующий Департамент передает 1 экземпляр согласованной проектной документации на безвозмездной основе организации — пользователю объекта культурного наследия по накладной приема-передачи проектной документации.

Схема проведения проектных работ в рамках реализации организационно-финансового плана Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» по Направлению IV. «Направление по сохранению культурного наследия» Разделу «Реставрация объектов культурного наследия народов Российской Федерации» на 2014 и последующие годы

См. графический объект

«Схема проведения проектных работ в рамках реализации организационно-финансового плана Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» по Направлению IV. «Направление по сохранению культурного наследия» Разделу «Реставрация объектов культурного наследия народов Российской Федерации» на 2014 и последующие годы»

Методические указания
по порядку проведения противоаварийных, ремонтно-реставрационных, консервационных работ, работ по приспособлению ОКН в рамках реализации организационно-финансового плана ФЦП федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» по Направлению IV. «Направление по сохранению культурного наследия» Разделу «Реставрация объектов культурного наследия народов Российской Федерации»

1. Общие положения

1.1. Выдача разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, утвержденным Приказом Министерства культуры РФ 30 июля 2012 г. N 811 и Административным регламентом предоставления Министерством культуры Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения, утвержденным Приказом Министерства культуры РФ от 28 июня 2012 г. N 683.

1.2. Порядок проведения производственных работ отображен на Схеме проведения противоаварийных, ремонтно-реставрационных, консервационных работ, работ по приспособлению ОКН в рамках реализации организационно-финансового плана Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» по Направлению IV. «Направление по сохранению культурного наследия» Разделу «Реставрация объектов культурного наследия народов Российской Федерации» (Приложение № 1 к настоящим методическим указаниям).

2. Порядок проведения производственных работ

2.1. Проведение производственных работ осуществляется под контролем организаций, осуществляющих авторский и технический надзор на объекте, уполномоченного органа охраны памятников и пользователя объекта в сроки, установленные государственным контрактом.

2.2. В процессе проведения производственных работ при участии организаций, осуществляющих авторский и технический надзор на объекте, оформляется исполнительная документация:

— проект производства работ;

— исполнительные чертежи и технологические карты;

— акты на скрытые работы, подготовленные в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 г. № 1128, что является единственным подтверждением выполнения скрытых работ (работ, которые выполняются до завершающего этапа и не могут быть предъявлены без нарушения целостности результатов завершающего этапа работ)

— сертификаты на материалы;

— журнал производства работ.

2.3. По завершению производственных работ при участии организаций, осуществляющих авторский и технический надзор на объекте, оформляется отчетная документация:

— акты по форме КС-2, КС-3;

— акты на скрытые работы, подготовленные в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 26.12. 2006 г. № 1128;

— акт приемки выполненных работ;

— научно-реставрационный отчет (сдается в уполномоченный орган охраны памятников субъекта РФ).

2.4. По завершению проведения производственных работ Государственному заказчику (в Департамент управления имуществом и инвестиционной политики или в Департамент контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации) в сроки, указанные в государственном контракте, передается отчетная документация, указанная в п. 2.3 (за исключением научно-реставрационного отчета).

Схема проведения противоаварийных, ремонтно-реставрационных, консервационных работ, работ по приспособлению ОКН в рамках реализации организационно-финансового плана Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» по Направлению IV. «Направление по сохранению культурного наследия» Разделу «Реставрация объектов культурного наследия народов Российской Федерации» на 2014 и последующие годы

См. графический объект

«Схема проведения противоаварийных, ремонтно-реставрационных, консервационных работ, работ по приспособлению ОКН в рамках реализации организационно-финансового плана Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» по Направлению IV. «Направление по сохранению культурного наследия» Разделу «Реставрация объектов культурного наследия народов Российской Федерации» на 2014 и последующие годы»

Методические указания
по порядку оказания услуг авторского и технического надзора за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия

1. Общие положения

1.1. Авторский и технический надзор проводится в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Сводом реставрационных правил СРП-2007 «Рекомендации по проведению научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»» (4-я редакция) (рассмотренном и рекомендованном к применению циркулярным письмом Министерства культуры РФ от 11 января 2012 г. N 3-01-39/10-КЧ).

1.2. Авторский надзор — один из видов услуг по надзору автора проекта и других разработчиков проектной документации (физических и юридических лиц) за производством работ по сохранению объектов культурного наследия, осуществляемый в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым работам на объекте культурного наследия.

1.3. Технический надзор — контроль, осуществляемый в определенном действующим законодательством порядке, за соблюдением сроков и качества производства работ на объекте культурного наследия и соответствия их требованиям технических регламентов, проектным решениям и сметам.

1.4. На основании пункта 5 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» оказание услуг авторского и технического надзора осуществляется юридическими и физическими лицами, разработавшими проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

2. Порядок заключения государственных контрактов на оказание услуг авторского и технического надзора за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия

2.1. Государственные контракты на оказание услуг авторского и технического надзора за проведением работ заключаются после заключения государственного контракта на проведение ремонтно-реставрационных, противоаварийных работ, консервационных или работ по приспособлению к современному использованию на объектах культурного наследия федерального значения.

2.2. Государственные контракты на оказание услуг авторского и технического надзора заключаются на весь период проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

2.3. Государственные контракты заключаются Министерством культуры Российской Федерации (далее — Министерство) с проектной организацией, разработавшей научно-проектную документацию.

2.4. В случае если проектная документация разрабатывалась в несколько этапов и разработчиков проекта несколько, Министерство вправе оставить за собой выбор проектной организации (индивидуального предпринимателя) для заключения государственного контракта на оказание услуг авторского (и/или технического) надзора. При этом первоочередное право на заключение договора имеет организация (индивидуальный предприниматель), разработавшая эскизный проект реставрации (архитектурные и конструктивные решения проекта).

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

2.6. В случае отказа разработчика проектной документации от оказания услуг авторского и/или технического надзора либо в случае ликвидации организации (прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя), Министерство размещает заказ на оказание услуг авторского (и/или технического) надзора в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Учитывая положения части 6.2 статьи 28 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещать государственный заказ на право заключения государственного контракта на оказание услуг авторского (и/или технического) надзора следует путем проведения конкурса.

3. Определение начальной максимальной цены государственного контракта на осуществление услуг авторского и технического надзора

3.1. Стоимость проведения авторского надзора и технического надзора определяется на основании документов и/или писем, рекомендованных Минкультуры России (письмо от 16.11.2010 № 91-01-39/10-КЧ).

4. Порядок оказания услуг авторского и технического надзора

4.1. При осуществлении ремонтно-реставрационных работ для фиксации предложений и замечаний лиц, осуществляющих авторский надзор, ведется журнал научного руководства и авторского надзора установленной формы (Приложение 1 части 1.1.(СРП-2007.1.1.) Положение о научном руководстве и авторском надзоре), который составляется разработчиком научно-проектной документации. В журнале научного руководства и авторского надзора за производством работ по сохранению объектов культурного наследия фиксируются работы, дефекты и отступления от рабочей документации и указания автора или членов авторского коллектива и изложением конкретных требований по их устранению с указанием сроков. По окончанию работ журнал авторского надзора передается Государственному заказчику — Министерству в Департамент управления имуществом и инвестиционной политики (далее — Департамент УИиП) или в Департамент контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия (далее — Департамент КНиЛ).

4.2. Указания автора или членов авторского коллектива, действующих на основании согласованной в установленном законодательством порядке научно-проектной документации, являются обязательными для заказчика и всех должностных лиц и исполнителей подрядных производственных организаций и могут быть отменены только уполномоченным органом охраны памятников.

4.3. Результаты проведения технического надзора фиксируются в журнале технического надзора, в котором должны быть отражены все работы, проводимые в рамках технического надзора за сохранением объекта культурного наследия, отмеченные недостатки, замечания. Журнал технического надзора ведется отдельно по форме, определенной органами государственного строительного надзора. По окончанию работ журнал технического надзора передается Государственному заказчику — Министерству в Департамент УИиП или в Департамент КНиЛ.

Обзор документа

Приведены методуказания, касающиеся реализации Минкультуры России ФЦП «Культура России (2012-2018 гг.)».

По разделу «Реставрация объектов культурного наследия народов Российской Федерации»(направление по сохранению культурного наследия) приведены 4 документа. Это указания по участию в мониторинге ФЦП, по подготовке техзаданий для размещения заказов на работы, услуги, по проведению проектных, а также противоаварийных, ремонтно-реставрационных, консервационных работ, работ по приспособлению ОКН в рамках реализации организационно-финансового плана ФЦП.

Речь идет о мониторинге проектов на участие в ФЦП. Он представляет собой электронный сбор и обработку предложений на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках программы.

Участникам, принявшим участие в мониторинге, на основании протоколов экспертных комиссий по объектам, рекомендованным к включению в организационно-финансовый план ФЦП, в течение 30 дней направляются уведомления о принятом решении. В нем указываются роски для предоставления на проверку пакетов документов, необходимых для подготовки технического задания.

Также приведены указания по порядку оказания услуг авторского и технического надзора за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия.

Указания адресованы органам охраны памятников регионов, заказчикам работ по сохранению объектов культурного наследия, пользователям последних, реставрационным и проектным организациям.

Их следует применять с 1 января 2013 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Похожие статьи:

Перспектива. 2019. Все права защищены.