Экспертиза правовых актов понятие и виды

Виды правовой экспертизы

Правовая экспертиза – установление соответствия документов или отдельных их частей действующему законодательству и целям, которые ставились при создании и подписании этих документов. Эта экспертиза также называется юридической или – реже – юридико-технической.

Экспертизу проводит квалифицированный эксперт в области права и юриспруденции – юрист, адвокат или ученый. Правовая экспертиза должна проводиться по установленным законами требованиям. В противном случае она будет недействительной. Единого закрепленного в законодательстве понимания правовой экспертизы нет. Указанное выше толкование является наиболее распространенным в юридических документах и литературе.

Классификация видов юридических экспертиз имеет относительный характер. В законодательных документах четкого разграничения видов правовых экспертиз нет, следовательно, регламентировать разделение можно лишь условно.

Есть несколько критериев, на основе которых юридические экспертизы можно поделить на несколько видов.

Правовая экспертиза по виду нормативно-правового документа делится на два основных вида:

  • Правовая экспертиза договора:

— кредитного займа и другие.

Экспертиза договоров выделяется в отдельный вид, поскольку она наиболее востребована, к тому же договор составляется между двумя часто независимыми друг от друга сторонами.

Другие виды документов гораздо реже нуждаются в экспертной оценке юристов, поэтому их можно объединить под общим названием, и они составляют второй вид правовой экспертизы.

  • Правовая экспертиза нормативно-правовых актов:

— акты органов местного самоуправления – всевозможные постановления, распоряжения, протоколы собраний, документы представительных органов и так далее,

— акты учреждений и организаций (еще они называются локальные документы) – всевозможные приказы, решения, распоряжения внутри компаний, организаций, органов и так далее.

Как правило, правовая экспертиза нужна до того, как документ вступает в силу. Но бывают случаи, когда экспертиза нужна для обжалования документа в суде – тогда юридическая экспертиза проводится после подписания документа. Соответственно, экспертиза может быть превентивная и поствременная.

Правовую экспертизу может проводить:

— госорган (например, при регистрации документов на передачу прав на недвижимость, сотрудники Россеестра проверяют правильность заполнения заявления, договора и других документов),

— юрист или адвокат, сведущ в предмете экспертизы.

В зависимости от того, кто инициирует проведение экспертизы, можно выделить:

— юридическую экспертизу по инициативе гражданина. Чаще всего физические лица обращаются к экспертам для проведения экспертизы кредитных соглашений, инвестиционных соглашений с застройщиком, акций. Именно с этим видом документов чаще всего сталкиваются практикующие юристы. Недобросовестные кредиторы, застройщики составляют договор таким образом, что другая сторона не видит подвоха, подписывая документ. В частности, это касается ответственности сторон.

Часто в договоре условия сформулированы таким образом, что при тщательном юридическом анализе этих условий получается, что, например, застройщик не имеет обязанностей ни в отношении времени сдачи дома, ни в плане качества материалов. Нередко бывает так, что в случае расторжения договора одна из сторон остается ни с чем. В договоре это может быть указано настолько завуалированными фразами, что без эксперта понять смысл самостоятельно невозможно.

— юридическую экспертизу по инициативе юридического лица: организации, фирмы. Этот вид экспертиз более распространенный, чем предыдущий, поскольку предприятия стараются не рисковать. Последствия, которые несет в себе документ, составленный неправильно, могут пагубно отобразиться на существовании организации.

В зависимости от глубины проведения юридической экспертизы можно выделить:

— полную правовую экспертизу – проверка всего документа;

— точечную – проверка, например, отдельных разделов договора, дополнений к распоряжению и так далее.

Итак, независимо от вида экспертизы, специалисту необходимо тщательно проанализировать, основан ли документ на современном законодательстве, насколько однозначными являются формулировки условий документа, нет ли в нем формальных ошибок, которые могут стать причиной его недействительности. Кроме того, документ должен отражать цели, которые были поставлены перед его созданием.

Заметим, что проводить экспертизу должно незаинтересованное лицо. Например, если адвокат, защищающий в суде сторону супруга, будет проводить юридическую экспертизу брачного контракта, его выводы не могут быть объективными, и такая экспертиза не будет считаться действительной.

Вам также может быть интересно:

Забегая вперед, скажем: нет, не стоит. Однако это не значит, что можно брать кредит, полагаясь на авось. Если вы подписали кредитный договор, то вам придется исполнить.

Когда все аргументы исчерпаны и остается только разойтись и начинать новую жизнь, перед супругами встает организационный вопрос: где подать заявление на развод? Он не так прост.

© Правовой центр ВЕСТ, 2013-2016. Все права защищены.
Юридическая консультация онлайн. Круглосуточная юридическая помощь. Консультации юристов и адвокатов.
Тел. 8-800-555-23-32
[email protected]

Данное предложение носит исключительно информационный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

Правовая экспертиза нормативных правовых актов: понятие, субъекты, виды

Нормативные акты начинают действовать только в том случае, если получают одобрение представителей Парламента и судов. Однако для внесения закона на рассмотрение необходимо провести специальную правовую экспертизу нормативных правовых актов. Что представляет собой данная процедура? Ответ на этот вопрос будет предоставлен в статье.

Общая характеристика юридической экспертизы нормативно-правовых актов

Если лицо, принимающее участие в законотворческом процессе, изъявит желание составить сборник норм, то ему придется обратить внимание на специальный свод правил и требований к тому, как именно должны выглядеть законы. Причем здесь нет зависимости от какой-либо группы или области, относящейся к составляемому законопроекту. Совокупность принципов, на которых должен будет базироваться нормативный акт, всегда является одинаковой.

Таким образом, правовая экспертиза нормативных и правовых актов является необходимой для реализации проверочных работ в отношении отдельных документов. Специалисты в области юриспруденции проверяют, насколько соответствует предмет законопроекта действующему законодательству.

Цели экспертизы нормативно-правовых актов

Какие именно акты могут быть подвержены проверочным работам? Согласно действующим в России нормам, абсолютно любые: как, федеральные, так и региональные с муниципальными. Сама проверка проводится для выявления противоречий в документах и поиска несоответствующих закону норм. Постановления должностных лиц, приказы, нормативные сборники — все это подлежит экспертной проверке.

Проведение экспертизы нормативно-правовых актов позволяет установить их соответствие следующим документам:

  • актам регионального или муниципального характера;
  • федеральным законам;
  • правилам, требованиям и нормам, которые были утверждены государственными и региональными органами.

Сама процедура назначается разными способами. Самая частая форма назначения — это судебное разбирательство на предмет реализации обязательств по договору. Могут выступить в качестве инициаторов назначения экспертной проверки и обычные представители из государственного органа.

Что дает экспертиза?

Методика назначения и реализации экспертных проверок является превентивным способом проверки соответствующей документации. Чаще всего это бывает с договорами — специально для того, чтобы в дальнейшем не возникало судебных споров и разбирательств о несоответствии документа закону. Еще одна распространенная причина назначения правовой экспертизы нормативных и правовых актов — контроль над соответствием прописанных норм основам нравственности и правопорядка.

Стоит также отметить, что выявление несоответствующих закону положений в нормативном акте — это далеко не единственная цель, которая может быть поставлена представителями экспертных работ. Куда чаще итогами проверки становится разъяснение тех или иных норм. Здесь стоит вспомнить одну из важнейших функций Конституционного суда — толкование законов и законопроектов. Можно ли сказать, что представленная судебная инстанция проводит правовую экспертизу нормативных и правовых актов? Специалисты в области права не дают однозначного ответа на этот вопрос. И тем не менее, толкование того или иного сборника норм также может являться целью проведения экспертных работ.

Принципы осуществления экспертизы

Порядок проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов базируется на ряде важнейших принципов. Вот, на что здесь стоит обратить внимание:

  • Всеобщность. Проверке подлежат все документы.
  • Обязательность. Корректировка деятельности субъектами нормотворчества должно реализовываться в строгом соответствии с результатами проверочных работ.
  • Независимость представителей экспертных работ, а также граждан, причастных к формированию и разработке документации.
  • Ответственность. Сами эксперты держат ответ за результаты проведенных работ — вроде пропущенных нарушений, присвоения статуса «незаконности» законным нормам и т.д.
  • Профессионализм. Все специалисты, реализующие экспертную деятельность, обязаны обладать необходимым образованием, соответствующей квалификацией и рядом компетенций.
Смотрите еще:  Письмо об отказе заключать договор

Естественно, это далеко не все принципы, необходимые для качественной реализации юридической экспертизы. Существуют также и другие, более общие идеи и условия. Это, например, конституционализм, направленность на защиту прав и свобод человека, гуманность и многое другое.

О необходимой документации

Реализация экспертных работ требует предоставления в контрольные органы отдельных документов. Во-первых, это сопроводительное письмо. В письме должны быть указаны контактные данные отправителя, имя и фамилия ответственного лица. Дополнительно должны прилагаться две копии проверяемого нормативного акта. Очень важно, чтобы эти копии были заверены нотариально.

Юридическая служба субъекта, занимающегося внутренним согласованием документации, также должна предоставить ряд необходимых сведений. В контрольный орган подается и специальная пояснительная записка, в которой подробно излагаются основания для принятия формируемого документа. Если нормативный акт, в отношении которого проводится проверка, относится к какой-то определенной юридической группе, то сведения об этой группе также должны быть собраны и оформлены. То же самое касается старых версий проверяемого документа, если, например, существует несколько редакций нормативного акта.

Методы проведения экспертизы

Стоит, наконец, рассказать про саму методику правовой экспертизы нормативных и правовых актов. Согласно заключениям специалистов в области юриспруденции, существуют следующие виды методик:

  • Определение предмета — самый важный и самый частый прием в рассматриваемой области. Заказчик самостоятельно разрабатывает перечень вопросов, на которые эксперт обязан предоставить ответ. Перечень примерных вопросов будет приведен чуть позже.
  • Анализ нормативного акта на правомерность, установление соответствия его формы законным стандартам. Так, документ может быть признан недействительным, если в его содержании содержатся некоторые неточности или ошибки.
  • Анализ каждого положения в документе. Цель здесь одна — выявление соответствия имеющихся норм действующему законодательству. Если обнаруживаются противоречия, документ подлежит аннулированию.
  • Предоставление ответов на вопросы, составленных специалистом.
  • Формирование экспертного заключения — письменного результата всех проведенных работ. В заключении могут присутствовать и элементы рекомендательного характера.

В результате, составляемым экспертом, может содержаться специальная оценка всех проведенных работ. Именно об оценке и будет рассказано далее.

Вопросы для специалистов

Для определения предмета нормативного акта экспертам задаются довольно банальные, но, в то же время, очень важные вопросы. Составлен ли документ правильно? Есть ли в нем ошибки? Если есть, то какие? Этих трех вопросов уже хватит для оптимального заключения. Однако многие заявители интересуются и тем, присутствуют ли в документе требования нравственности и безопасности, нет ли нарушения прав контрагентов, имеет ли смысл тот или иной пункт, следует ли что-то добавить или убрать и т.д.

Вопросы эксперту направляются в зависимости от конкретной ситуации. Так, одному заявителю необходимо проверить весь документ, а другому — лишь малую его часть. Соответственно, и список вопросов должен быть составлен в соответствии с желаемым результатом.

Критерии оценивания

Каким именно критериям должна соответствовать методика правовой экспертизы нормативных и правовых актов? Вот, на что следует обратить внимание:

  • проведение работ по соответствию конституционным нормам, договорам международного характера, государственным законам и юридическим актам, что имеют высшую силу;
  • наличие факторов, которые могли бы способствовать проявлениям в коррупционной сфере;
  • строгое соблюдение технологий составления и формирования;
  • правильность обоснования выбора формы документации и применения основных терминов.

Таким образом, экспертно-оценочные работы должна базироваться только на представленных критериях. При этом совершенно не важно, какой именно вид имеет экспертиза. Большинство представленных условий относится не только к правовой, но и к другим группам экспертных работ.

Юридическая основа

Практически любое общественно важное явление в Российской Федерации подлежит государственной и законодательной регламентации. Существует ли юридическая основа, на которой базируются экспертно-правовые работы? Безусловно, составлено множество правовых источников, благодаря которым работает современная система экспертизы нормативно-правовых актов в РФ. В первую очередь здесь стоит выделить российскую Конституцию. Существует и целый ряд Федеральных законов, среди которых:

  • ФЗ «О реализации антикоррупционной экспертизы» — содержит основания для осуществления проверки.
  • ФЗ «О российской Общественной палате» — в нем закрепляется возможность обращения к экспертам.
  • специализированные ФЗ «Об экспертизе в экологической сфере», «О Счетной палате в РФ» и др.

Отдельное внимание стоит уделить и российскому Гражданскому кодексу, в котором экспертные работы регламентируются в части 4.

Модернизационные направления

Если смотреть на проведение экспертно-правовых работ в России объективно, то стоит отметить, что самой системе еще долгое время нужно совершенствоваться. Множество юридических специалистов говорят о существовании в российском праве разного рода коллизий, юридических дыр, а также норм, не соответствующих основному закону государства. Но в каких именно направлениях может модернизироваться рассматриваемая система? Вот что здесь стоит отметить:

  • принятие единого федерального закона об экспертизе, который объединил бы в себе нормы из части 4 Гражданского кодекса, специализированные нормативные акты, постановления и т.д.
  • объединение известных форм экспертных работ в одну процедуру;
  • введение административной или даже уголовной ответственности для экспертов за неправильные, ложные или не вовремя предоставленные заключения;
  • создание в регионах специальных комиссий для проведения экспертизы муниципальных нормативных и правовых актов;
  • выведение экспертных работ из ряда полномочий государственных органов и передача их независимым общественным экспертам.

Чем быстрее будут приниматься решения в представленных областях, тем лучше и качественнее заработает вся рассматриваемая система.

Примеры экспертной работы

Стоит привести несколько простых примеров, позволяющих лучше понять, каким именно образом должны реализовываться экспертные работы, а также в каких целях. Вот, что здесь стоит отметить:

  • Возникновение спорных моментов во время судебного разбирательства по тому или иному документу. Как правило, судья сам принимает решение о назначении экспертных работ.
  • Составляется сделка на приобретение недвижимости. При этом сами стороны сделки не до конца уверены в возможной финансовой выгоде. Для минимизации рисков следует заказать у специалиста проведение экспертной проверки.
  • Заключается брачный договор. Для соблюдения интересов обеих сторон договор тщательно рассматривается на соответствие Семейному кодексу РФ.

Далее стоит рассказать о примерах типичных противоречий, которые наиболее часто выявляют в нормативных актах эксперты.

Частые противоречия при проведении экспертизы проектов нормативных и правовых актов

Как уже понятно, все нормативные акты проверяют на соответствие Конституции, ФКЗ или ФЗ. К типичным противоречиям, которые выявляются экспертами, следует отнести:

  • ограничение прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ (пример — тайна переписки и телефонных звонков, которую многие законодатели стали попросту игнорировать);
  • нарушение принципа разделения властей, а также нарушение статей 71 и 72 основного закона страны, в которых говорится о разграничении полномочий между субъектами и федерацией;
  • запрещение гражданам РФ действий, разрешенных законом и т.д.

В настоящее время немалое количество нормативных актов нужно подвергнуть проверке.

Как выглядит экспертное заключение?

После проведения контрольно-оценочных, экспертно-правовых или любых других работ обязательно должно быть составлено специальное заключение. В нем должна отражаться информация следующего характера:

  • реквизиты акта с изменениями и дополнениями (если таковые имели место быть);
  • оценивание компетенции;
  • соответствие акта Конституции РФ;
  • повод исследования и т.д.

Заключение экспертизы нормативного правового акта составляется сразу же после завершения всех необходимых работ, после чего направляется заказчику.

4.1.2 Виды экспертиз нормативного акта.

В теории государства и права, конституционном праве широко известны экспертизы законопроектов и проектов иных нормативных правовых актов (лингвистическая, юридическая, техническая), экспертизы, проводимые по поручению Конституционного Суда РФ по делам о толковании.

Экспертную деятельность, осуществляемую в рамках нормотворчества, можно классифицировать по различным основаниям. Например, выделяет следующие виды экспертиз: в зависимости от субъекта, осуществляющего экспертную деятельность: государственная, общественная, международная; по степени сложности: а) комплексная (если нормативный правовой акт или проект затрагивает несколько сфер правового регулирования); б) специализированная (если нормативный правовой акт проект касается какой-либо одной области общественных отношений, подлежащих регулированию).

В зависимости от области знаний, к которой относится предмет экспертизы можно выделить историческую, научную, правовую, техническую, финансовую, экономическую и другие виды экспертизы. В юридической литературе в качестве самостоятельной экспертизы выделяют также лингвистическую и антикоррупционную экспертизу нормативного правового акта, независимую экспертизу.

Так, научная экспертиза проводится по наиболее сложным нормативным правовым актам научными институтами, высшими учебными заведениями, специализированными научноисследовательскими учреждениями и организациями, ведущими учеными. В частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2001 г. № 576 «Об утверждении основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов» предусмотрено, что концепция законопроекта и проект технического задания после согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти направляются федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку законопроекта, для проведения правовой экспертизы в Министерство юстиции Российской Федерации. Указанные документы также направляются в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации для проведения правовой экспертизы.

Смотрите еще:  Льготы для пенсионеров по земельному налогу 2019

В нормотворческой практике некоторых стран распространение получила также общественная экспертиза проектируемых нормативных правовых актов. Сущность данного вида экспертизы заключается в изучении мнения пользователей (всех тех, кого затрагивает предлагаемое правовое регулирование).

Лингвистическая экспертиза 84 проводится Правовым управлением Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и заключается в оценке соответствия представленного текста нормам современного русского литературного языка с учетом особенностей языка нормативных правовых актов и даче рекомендаций по устранению грамматических, синтаксических, стилистических, логических, редакционно-технических ошибок и ошибок в использовании терминов.

Финансовая экспертиза 85 проводится Счетной Палатой Российской Федерации. В частности, в статье 5 Федерального

См.: О Регламенте Совета Федерации: Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление СФ ФС РФ от 30 января 2002 г. N° 33-СФ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. № 7. — Ст. 635.

Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2013. — № 14, ст. 1649.

закона от 05.04.2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» указано, что задачами Счетной палаты являются определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, в том числе для целей стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации.

Классификация видов правовой экспертизы нормативных правовых актов, может быть осуществлена по следующим основаниям:

По объекту — экспертиза конституций (уставов) и экспертиза иных нормативных правовых актов.

По способу оценки положений нормативного акта — правовая экспертиза и антикоррупционная экспертиза. Следует заметить, что предметом правовой экспертизы и антикоррупционной экспертизы являются нормативные правовые акты или их проекты. Так, при проведении правовой экспертизы нормативный правовой акт (или проект) оценивается на предмет соответствия Конституции Российской Федерации или федерального законодательства. При проведении

антикоррупционной экспертизы, акт (или проект) анализируется на наличие в нем коррупциогенных факторов.

Сама правовая экспертиза может быть первичной и повторной.

Правовая экспертиза проводится Департаментом законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения (далее — Департамент) и территориальными органами.

Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, или по собственной инициативе.

Правовая экспертиза проводится в срок до 30 дней с момента поступления правового акта в Министерство юстиции Российской Федерации (территориальный орган). При необходимости этот срок может быть продлен руководством Минюста России (территориального органа), но не более чем на один месяц

Правовые акты подлежат правовой экспертизе, если они носят нормативный характер.

Территориальные органы проводят повторную правовую экспертизу по поручениям Минюста России, запросам аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или по собственной инициативе, а управления Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее — управление) также по поручению Главного управления Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации. Повторная правовая экспертиза может быть проведена в целях проверки деятельности территориального органа и (или) оказания ему практической помощи. В случае принятия федерального закона или иного акта федерального законодательства по вопросу, регулируемому правовым актом, повторную правовую экспертизу рекомендуется проводить по истечении трехмесячного срока после принятия соответствующего федерального закона.

Экспертное заключение Департамента, в котором пересмотрены выводы экспертного заключения территориального органа о наличии (отсутствии) в правовом акте норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, является основанием для отзыва экспертного заключения территориального органа и проведения повторной правовой экспертизы с учетом позиции Министерства юстиции Российской Федерации.

Необходимо иметь в виду, что если в экспертном заключении главного управления пересмотрены выводы экспертного заключения территориального органа о противоречии правового акта Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, территориальный орган при согласии с выводами экспертного заключения главного управления отзывает свое экспертное заключение и проводит повторную правовую экспертизу с учетом позиции главного управления, а в случае несогласия с выводами экспертного заключения главного управления направляет правовой акт для проведения правовой экспертизы в Министерство юстиции Российской Федерации, которое принимает окончательное решение о наличии (отсутствии) в правовом акте норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

При этом отзыву подлежит экспертное заключение территориального органа лишь в случае, если в результате проведения правовой экспертизы Департаментом (главным управлением) установлена ошибочность выводов

территориального органа на момент проведения первичной правовой экспертизы правового акта. В случае, если выводы экспертного заключения территориального органа были пересмотрены в связи с последующими изменениями федерального законодательства, которые не были учтены территориальным органом при проведении правовой экспертизы, или не были достаточно аргументированы, территориальный орган проводит только повторную правовую экспертизу правового акта, отзыва экспертного заключения не требуется.

Особой разновидностью исследований является правовая экспертиза проектов законов. Так, проведение правовой экспертизы законопроектов в процессе подготовки и принятия законодательных актов осуществляется, в различной степени, Правовым управлением Аппарата Государственной Думы Российской Федерации, Главным государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации. Регламентом Государственной Думы Российской Федерации предусмотрено проведение правовой экспертизы на каждом из трех этапов подготовки законопроектов к рассмотрению нижней палатой российского парламента.

В заключение следует согласиться с мнением о том, что правовая экспертиза законопроектов оказывает эффективное воздействие на формирование качественного законодательства только тогда, когда она представляет собой структурный элемент системы научно-правового обеспечения законодательного процесса. В случае нарушения последовательности или

игнорирования одного из элементов, это неизбежно приводит к

снижению качества принимаемых законодательных актов .

Экспертиза правовых актов понятие и виды

This message will be pushed to the admin’s iPhone instantly.

Правовая экспертиза нормативных правовых актов в Российской Федерации
Сибирский ин-т управления – ФИЛИАЛ РАНХиГС
Оценка: 95 баллов.

Вопрос 1. Понятие и виды правовой экспертизы нормативного правового акта.

Правовая экспертиза – установление соответствия документов или отдельных их частей действующему законодательству и целям, которые ставились при создании и подписании этих документов. Эта экспертиза также называется юридической или – реже – юридико-технической.
Экспертизу проводит квалифицированный эксперт в области права и юриспруденции – юрист, адвокат или ученый. Правовая экспертиза должна проводиться по установленным законами требованиям. В противном случае она будет недействительной.
В научной юридической литературе понятие «экспертиза нормативного правового акта» не выработано, в связи с этим разными учеными предлагаются различные определения, но в целом эти мнения можно обобщить и предложить такое определение.
Правовая экспертиза нормативного правового акта – это деятельность специалиста-эксперта, уполномоченного органа государственной власти, направленная на исследование нормативного правового акта, на его соответствие Конституции РФ, федеральным законам, связи с общей системой действующего законодательства и требованиям юридической техники, а также обоснованности выбора формы акта, обеспеченности финансовыми, организационными и иными мерами, мерами ответственности (санкциями), поощрениями, соответствия современным достижениям отечественной и зарубежной правовой науки и юридической практики.
Результатом такого исследования является составление мотивированного экспертного заключения, направляемого в орган, принявший акт, в случае выявления в акте несоответствий нормам Конституции и федерального законодательства.
Виды правовой экспертизы нормативного правового акта:
1) В зависимости от уровня экспертируемых принимаемых нормативно-правовых актов:
— проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов;
— проекты подзаконных нормативных правовых актов (постановления правительства, указы президента и пр.)
— проекты государственных ненормативных правовых актов;
— проекты законов субъектов РФ;
— акты органов местного самоуправления: постановления, распоряжения, протоколы собраний, документы представительных органов и так далее.
2) В зависимости от субъекта, осуществляющего экспертную деятельность: государственная (экспертиза, проводимая органами государ-ственной власти), прокурорская, общественная, судебная, международная.
3) В зависимости от глубины проведения юридической экспертизы: полная (проверка всего документа); точечная (проверка отдельных частей, дополнений к документу).
4) В зависимости от объекта: правовая экспертиза конституций (уставов) и экспертиза иных нормативных правовых актов.
Проведение правовой экспертизы законопроектов в процессе подготовки и принятия законодательных актов осуществляется в различной степени Правовым управлением Аппарата Государственной Думы РФ, Главным государственно-правовым управлением Президента РФ и Минюстом РФ.
Регулирование правовой экспертизы нормативного правового акта осуществляется рядом нормативно-правовых актов, таких как Федеральный закон от 07.05.2013 № 77-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О парламентском контроле», Постановление Правительства РФ от 02.08.2001 № 576 (ред. от 13.03.2015) «Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов», Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ (ред. от 10.02.2016) «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», Приказ Генпрокуратуры России от 17.09.2007 № 144 (ред. от 06.02.2013) «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления».

Смотрите еще:  Помощь адвоката харьков

Понятие экспертизы нормативного акта. Принципы проведения экспертизы нормативного акта.

Конституция Российской Федерации, провозгласившая Россию федеративным правовым государством, состоящим из равноправных субъектов, закрепила разграничение предметов их ведения и полномочий. Субъекты Российской Федерации легитимно имеют свое законодательство, республики — конституцию, иные субъекты — устав (статья 5 Конституции Российской Федерации).

Экспертиза есть прикладное исследование конкретного объекта в целях достижения не собственно научного, а прикладного знания. Характерной особенностью такого исследования является применение особых, специализированных методик, отвечающих требованию проверяемости.

Поэтому, любая экспертиза имеет свой определенный порядок осуществления, предопределяемый спецификой предмета экспертизы и сферой применения специальных знаний [73] .

Легальное определение понятия правовая экспертиза закреплено в приказе Министерства юстиции Российской Федерации от 31.05.2012 № 87 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации». В частности, правовая экспертиза — это правовая оценка формы правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего правовой акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также оценка соответствия правового акта требованиям юридической техники (в том числе проверка наличия необходимых реквизитов).

Также можно считать легальным определение, указанное в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.1995 г. № 550 «О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации» указано, что правовая экспертиза правовых актов субъектов Российской Федерации осуществляется в целях выработки федеральными органами государственной власти в пределах их полномочий, вытекающих из пункта «а» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер по обеспечению соответствия конституций, уставов, законов и иных правовых актов субъектов Российской

Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Как указано в юридической литературе, экспертиза нормативных правовых актов неразрывно связана с вопросом определения качества их норм, что в значительной мере помогает отследить недостатки современного законотворчества, обратить внимание законодателя на использование юридических категорий, зафиксированных в тексте Конституции Российской Федерации, а также выявить различного рода противоречия и несоответствия

между предписаниями федеральных законов, обусловленные

наличием или отсутствием межсистемной связи .

Согласно зарубежной теории права, в соответствии с «аналитической моделью, лежащей в основе законодательной методологии, оценка должна проводиться как до, так и после формального введения в действие закона. Таким образом, необходимо проводить различие между двумя различными перспективами или типами оценок: перспективной (ex-ante) и ретроспективной (ex-post) оценкой» [74] [75] . Как указывает профессор Люциус Мадер, вице-председатель Федерального Суда Швейцарии, «перспективная оценка выполняется перед принятием формальных законодательных решений в целях обеспечения лучшего понимания возможных или потенциальных воздействий планируемого закона. В частности, она может оказаться полезной при выборе соответствующих инструментов для решения той или иной законодательной проблемы. Ретроспективная оценка проводится после принятия закона, в ходе его применения или, в отдельных случаях, особенно если нормы ограничены во времени, непосредственно до или после завершения периода действия правовых норм. Целью ретроспективной оценки является определение того, что происходит после вступления в силу закона и предвосхищение реального воздействия законодательных действий» [76] . Проведя аналогию, следует сказать, что проведение правовой экспертизы — это ретроспективная оценка нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а правовая оценка их проектов — это перспективная оценка, даваемая специалистами — экспертами органов юстиции.

Под правовой экспертизой понимается деятельность специалиста — эксперта, правомочного органа государственной власти, направленная на исследование нормативного правового акта, на его соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным законам и требованиям юридической техники. Результатом такого исследования является составление мотивированного экспертного заключения, направляемого в орган, принявший акт, в случае выявления в акте несоответствий нормам Конституции и федерального законодательства. Следовательно, основными признаками правовой экспертизы являются: а) интеллектуальная, аналитическая деятельность специалиста — эксперта, к которому предъявляются требования соответствующей квалификации и образования; б) осуществление в рамках деятельности правомочного органа государственной власти; в) исследование нормативного правового акта, то есть анализ текста нормативного правового акта на предмет соответствия Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, а также соответствия текста и формы акта требованиям юридической техники [77] .

Принципы проведения правовой экспертизы — комплекс идей, применение которых помогает достигать качественных результатов при проведении юридического анализа документов. Проведение правовой экспертизы опирается на общие принципы, характерные для проведения других видов экспертиз.

1. Соблюдение прав и свобод физического или юридического лица. Эксперт, в первую очередь, обращает внимание на то, насколько документ соответствует международным и федеральным основам правовых норм. Дискриминирующий документ не может считаться законным.

2. Научность. Правовая экспертиза проводится на основе тщательно разработанной и выверенной научной методики.

3. Независимость. Эксперты, которые занимаются анализом документов, не должны быть заинтересованными лицами, поскольку это может привести к тому, что оценка будет субъективной. Из этого следует следующий принцип.

4. Объективность. Экспертиза проводится в

соответствии с обоснованными и достоверными методами, которые применяются для получения и толкования результатов анализа. Эти методы исключают возможность субъективной оценки.

5. Профессионализм. Только квалифицированный

эксперт имеет право проводить правовую экспертизу. Предпочтительнее, если он специализируется в той сфере юриспруденции, документы которой оценивает.

6. Своевременность. Правовая экспертиза носит

превентивный характер, то есть документ нужно проверять до его подписания и вступления в силу. Ряд документов нужно также анализировать поствременно, если были отредактированы законы, которые касаются данного нормативного акта.

7. Полнота. Документ, проверяемый частично, может иметь ряд ошибок, которые эксперт упустит из вида, если перед ним будет стоять задание проверить только определенную часть документа или оценить нормативно-правовой акт по определенному критерию. С другой стороны, этот принцип не касается тех юридических экспертиз, которые проводятся повторно, если нужно проанализировать только какой-то спорный момент документа.

8. Соответствия заявленным вопросам. Правовая экспертиза не может считаться проведенной, если ряд пунктов остался без ответов. Эксперт обязан проводить экспертизу в первую очередь для выяснения тех вопросов, которые перед ним были поставлены заявителем.

9. Финансовая обеспеченность. Правовая экспертиза требует глубоких знаний, наличия информативной базы. Специалист затрачивает определенное время на анализ данных, поэтому любая экспертиза финансируется должным образом. Однако этот принцип является спорным на практике, поскольку в последнее время эксперты, анализирующие, например, судовые решения, должны это делать безвозмездно с целью исключения субъективности оценки.

10. Гласность. С результатами экспертизы имеет право ознакомиться любое заинтересованное лицо. Информация о результатах экспертизы также может быть доступной для общества, в том числе через СМИ.

11. Проверяемость. Результаты экспертизы должны быть четко обоснованными — каждую найденную ошибку эксперт обязан аргументировать. В случае необходимости правовая экспертиза может быть повторной, поэтому ее выводы должны иметь четкие ссылки на действующее законодательство.

12. Ответственность. Эксперт должен понимать, что выводы, которые он озвучивает в результате проверки, влияют на то, какое решение будут принимать лица, обратившиеся к нему. Отметим, что этот принцип в первую очередь касается экспертов госорганов, которые несут ответственность согласно законодательству.

Эти принципы являются основными, но пока четко не прописаны на законодательном уровне.

Похожие статьи:

  • Оформить в кредит стиральную машину Рассрочка 0% на покупку стиральной машины Стиральная машина относится к классу необходимой бытовой техники, которая должна быть в каждой квартире. Однако не каждый имеет возможность […]
  • Нотариус до 19-00 москва Нотариус города Москвы Лысякова Ольга Сергеевна Добро пожаловать на официальный сайт нотариуса города Москвы Лысяковой Ольги Сергеевны! Благодарю всех, кто решил воспользоваться […]
  • Как оформить отзыв претензии Как правильно отозвать претензию? В некоторых случаях требуется отзыв претензии, осуществляется он в любое время, но только лицом, написавшим претензию. Для этого необходимо написать […]
  • Налог с имущества 5 лет Сколько нужно владеть недвижимостью, чтобы продать ее без налога? Если жилье приобретено до 1 января 2016 года (любым способом), то применяются "старые правила" (действовавшие до последних […]
  • Банк грозится подать в суд за невыплату кредита Если Сбербанк подал в суд за неуплату кредита Каждый заемщик стремится скорее погасить обязательства, но иногда под властью обстоятельств это становится невозможным. Столкнувшись с […]
  • Договор дарения автомобиля между близкими родственниками образец Как оформить дарственную на машину Договор дарения — популярный способов передать право собственности на автомобиль. В статье рассмотрим, как правильно оформляется дарственная на машину и […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.