Экспедиторская расписка или накладная

Оглавление:

Оформляем экспедиторскую расписку по образцу

Экспедиторская расписка: для чего нужна?

Обязанность по составлению данного документа предусмотрена в Федеральном законе от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» . Помимо него экспедиторскими документами выступают поручение экспедитору и складская расписка.
Согласно договору транспортной экспедиции экспедитор берет на себя обязанность за счет другой стороны (клиента, заказчика — грузоотправителя или грузополучателя) оказать определенные договором экспедиции услуги, связанные с перевозкой ( п.1 ст. 801 ГК РФ ). За эти услуги полагается гонорар. Исполнителю не запрещается привлекать сторонние организации, если иное не указано в договоре.

Кто и когда оформляет документ

Схему документального оформления договора транспортной экспедиции можно представить так:

  1. Клиент оформляет поручение, в котором указывается перечень приобретаемых услуг.
  2. На основании поручения клиент передает экспедитору груз. Кроме того, заказчик должен оформить и передать ему доверенность для того, чтобы последний мог заключать от имени клиента договора на перевозку его груза.
  3. Экспедитор передает клиенту экспедиторскую расписку, которая подтверждает момент передачи груза от заказчика. Именно она дает право перевозчику владеть им до окончания перевозки.
  4. Когда он принимает имущество клиента на складское хранение, то заполняется складская расписка. Если такого не происходит, то этот документ не формируется.
  5. После выполнения поручения экспедитор передает заказчику оригиналы договоров, заключенных им для исполнения договора (если такие имеются).

Наличие всех перечисленных выше документов у клиента является подтверждением того, что груз действительно транспортировался, даже если у заказчика услуг нет транспортных накладных. В данной ситуации предоставляется экспедиторская расписка вместо транспортной накладной. А получение груза будет подтверждаться товарной накладной, выписанной самим продавцом и подписанной покупателем.
Если же заказчиком услуг экспедитора выступает покупатель товара, то в дополнение к поручению у него должна быть накладная на получение груза.

Скачать бланк экспедиторской расписки можно в конце статьи.

Поскольку в рамках договора транспортной экспедиции не составляются транспортные накладные, то расходы для целей налогообложения по такому контракту организация, выступающая заказчиком услуг, вправе учесть только при наличии этой бумаги. В совокупности с другими документами (поручение экспедитору и товарной накладной, подписанной покупателем) она является документом согласно Закону о бухгалтерском учете , по которому поставщик отражает реализацию товаров (признание доходов и списание стоимости товаров).
Кроме того, ее наличие очень важно при разрешении возможных споров: например, если возникнет ситуация, когда нужно будет потребовать возмещения ущерба по причине порчи или утраты груза. Поэтому у заказчика услуг не должен возникать вопрос о том, экспедиторская расписка обязательна или нет.

Форма документа

Бланк и порядок его заполнения утверждены Приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23 .
Составляется экспедитором для себя и для грузоотправителя или клиента.
Заполнение бланка обычно не вызывает затруднений. Строки, в которых предусматривается информация о сторонах, являются обязательными к заполнению.
Строки, относящиеся к информации о грузе, заполняются в зависимости от характера (свойств) перевозимого имущества.

Экспедиторская расписка

Услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой, называются транспортно-экспедиционными услугами (п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства от 08.09.2006 № 554). Для выполнения этих услуг между клиентом (грузоотправителем или грузополучателем) и экспедитором заключается договор транспортной экспедиции (ст. 801 ГК РФ). Одним из документов, оформляемых в рамках этого договора, является экспедиторская расписка.

О том, что такое экспедиторская расписка и всегда ли она необходима, расскажем в нашей консультации.

Экспедиторская расписка: для чего нужна?

  • поручение экспедитору;
  • экспедиторская расписка;
  • складская расписка.

Экспедиторская расписка подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя.

Экспедиторская расписка: обязательна или нет?

Экспедиторские документы – неотъемлемая часть договора транспортной экспедиции (п. 7 Правил, утв. Постановлением Правительства от 08.09.2006 № 554).

Экспедиторские документы составляются в письменном виде. Их формы и порядок заполнения утверждены Приказом Минтранса от 11.02.2008 № 23. А обязательна ли экспедиторская расписка?

Без экспедиторских документов, к числу которых относится и экспедиторская расписка, учесть расходы на транспортную экспедицию в затратах по налогу на прибыль не получится в силу обязательности таких документов (Письма Минфина от 22.03.2017 № 03-03-06/1/16317 , от 31.03.2017 № 03-03-06/1/18858 ).

Однако п. 6 Правил предусмотрено, что по договору транспортно-экспедиционных услуг могут применяться и иные экспедиторские документы в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг (в т.ч. при перевозках груза в международном сообщении). Это значит, что экспедиторским документом, подтверждающим получение экспедитором груза для перевозки, может быть не экспедиторская расписка, а иной документ. Главное, чтобы это было предусмотрено договором между сторонами.

Экспедиторская расписка: кто должен оформлять?

В соответствии с п. 12 Правил экспедиторская расписка выдается клиенту экспедитором. Поэтому клиент должен только обеспечить экспедитора необходимой информацией о грузе для заполнения расписки.

А когда оформляется экспедиторская расписка? Выдать экспедиторскую расписку экспедитор должен при приеме груза. Расписка дает экспедитору право владения грузом до того момента, когда по окончании перевозки груз передается клиенту либо указанному им иному грузополучателю.

Экспедиторская расписка вместо транспортной накладной?

А если экспедиторская расписка, зачем нужна транспортная накладная? Если по договору транспортной экспедиции договор перевозки заключает экспедитор, то подтверждением транспортных расходов для клиента экспедитора (продавца или покупателя) будут являться экспедиторские документы. Однако самому экспедитору оформить транспортную накладную придется. Ведь составление транспортной накладной при заключении договора перевозки груза является обязательным (п. 2 ст. 785 ГК РФ, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ , п. 6 Правил перевозок, утв. Постановлением Правительства от 15.04.2011 № 272). Это значит, что экспедиторская расписка не заменяет ТТН для всех сторон договора транспортной экспедиции.

Однако если экспедитор не заключает договор перевозки, а груз перевозит сам, то ТТН не нужна и ему.

Обязательна ли экспедиторская расписка?

Экспедиторская расписка — один из документов, имеющих значение при заключении договора о транспортно-экспедиционных услугах. Рассмотрим особенности ее применения и правила оформления.

Для чего нужна экспедиторская расписка и можно ли ее использовать вместо транспортной накладной?

Обязательна или нет экспедиторская расписка? Ответ на этот вопрос содержится в сути транспортно-экспедиционного договора (п. 1 ст. 801 ГК РФ), предполагающего оказание услуг по:

  • организации перевозки;
  • заключению договора (или договоров) перевозки;
  • обеспечению отправки и получения груза;
  • иным вопросам, относящимся к процессу перевозки.

То есть выполняемые по подобному договору услуги не всегда предполагают передачу груза экспедитору. Но если такая передача происходит, то экспедиторскую расписку оформить нужно непременно. Именно в этом случае экспедиторская расписка становится документом, обязательным для транспортно-экспедиционного договора и для возможности учета расходов по этому договору при расчете базы по прибыли (письма Минфина России от 22.03.2017 № 03-03-06/1/16317 и от 31.03.2017 № 03-03-06/1/18858).

При этом правила деятельности в области транспортной экспедиции (утверждены постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554) допускают возможность оформления вместо экспедиторской расписки иного документа (п. 6).Однако распиской нельзя заменить транспортную накладную, которая представляет собой документ, в безусловном порядке сопровождающий договор перевозки (п. 2 ст. 785 ГК РФ). Если договор на перевозку будет заключать экспедитор, то ему придется оформлять и транспортную накладную. Если перевозку груза осуществит он сам, то составлять транспортную накладную не потребуется.

О том, какие еще документы являются подтверждающими для расходов по доставке, читайте в статье «Подтверждение транспортных расходов — какими документами?».

Как выглядит форма экспедиторской расписки 2016-2017 годов, где скачать ее бланк и образец заполнения?

Экспедиторская расписка имеет законодательно утвержденную форму, приведенную в приказе Минтранса РФ от 11.02.2008 № 23. Этот же документ содержит описание порядка заполнения экспедиторской расписки.

Оформляет ее экспедитор в письменном виде в момент приемки груза на основании данных, предоставленных клиентом. Действие расписки прекращается в момент завершения доставки груза по оговоренному адресу.

Бланк экспедиторской расписки можно скачать на нашем сайте.

На нашем же сайте можно увидеть и образец экспедиторской расписки, составленный по законодательно утвержденной форме.

О том, как может быть оформлен путевой лист автотранспорта, доставляющего груз, читайте в материале «Путевой лист грузового автомобиля в бухучете (бланк)».

Каким может быть номер документа (на примере того, как заполняют экспедиторскую расписку ТК «КИТ» и «Деловые линии»)?

Оказанием экспедиторских услуг в РФ занимается множество транспортных компаний. И каждая из них, беря за основу ту информацию, наличие которой предусмотрено законодательно утвержденной формой экспедиторской расписки, создает свой уникальный бланк этого документа.

Уникальными оказываются и системы применяемой нумерации. Так, например, транспортная компания «КИТ» в номере экспедиторской расписки шифрует названия пунктов назначения и отправления.

А ООО «Деловые линии» взамен экспедиторской расписки оформляет содержащую аналогичные данные накладную, оговаривая в текстах разработанных в этой компании шаблонов транспортно-экспедиционных договоров применение именно этого документа.

Экспедиторская расписка составляется в том случае, когда происходит фактическая передача груза экспедитору. Допускается замена ее документом другой формы, содержащим обязательные для расписки реквизиты.

Смотрите еще:  Приказ о выдаче справки работнику

Экспедиторская расписка: для чего нужна и как ее оформить?

Услуги грузоперевозок считаются достаточно популярными, но для их оказания компании должны грамотно составлять разную транспортную документацию. Если она будет отсутствовать, то это может стать основанием для возникновения проблем с работниками ГИБДД или сотрудниками налоговой инспекции. Все услуги, предполагающие перевозку грузов, являются транспортно-экспедиторскими. Для их оказания требуется между клиентом, представленным получателем или отправителем груза, и экспедитором заключить договор экспедиции, для чего учитываются требования ст. 801 ГК. К нему обязательно прикладывается экспедиторская расписка, содержащая сведения о перевозимых товарах. Каждый участник такого соглашения должен разбираться, для чего нужна экспедиторская расписка, как она составляется, кем подписывается, а также какие сведения содержит.

Понятие документа

Экспедиторская расписка представлена документацией, формируемой при передаче груза клиентом экспедитору. Часто задаются граждане вопросом, нужна ли экспедиторская расписка. Она является обязательной для оформления, так как выступает непременной частью договора перевозки груза.

Заполняется документация непосредственным экспедитором, но при этом на ней должна иметься подпись отправителя. Для чего нужна экспедиторская расписка? Она выступает доказательством того, что экспедитор действительно принял груз, поэтому обязан только перевезти его в назначенное место в установленный срок.

Дополнительно этот документ служит в качестве доказательства того, что экспедитор на определенный период времени выступает владельцем транспортируемого груза. Именно он должен заботиться о том, чтобы никакие обстоятельства не могли негативно сказаться на целостности перевозимых предметов. Экспедитор несет ответственность за груз, поэтому если он будет поврежден, то специалисту придется покрывать ущерб, нанесенный заказчику.

Виды экспедиторских документов

В п. 5 Правил экспедиторской деятельности, которые были утверждены ПП № 554, перечисляются все документы, которые должны иметься у экспедитора. К ним относится:

  • непосредственная экспедиторская расписка;
  • поручение, предназначенное для экспедитора и составленное отправителем груза;
  • складская расписка.

Для чего нужна экспедиторская расписка? Именно за счет нее перевозчик груза может подтвердить, что он получил конкретные товары от клиента. После транспортировки предметов он перестает отвечать за них.

Обязательно ли ее составлять?

При формировании договора транспортной экспедиции в обязательном порядке необходимо прикладывать к нему дополнительную документацию. Часто у участников сделки возникает вопрос, нужна ли экспедиторская расписка. Она является непременным документом, составляемым в письменном виде и подписываемым обеими сторонами процесса.

Если будет отсутствовать данный документ, то возникнут сложности с учетом расходов на транспортировку. Это приведет к невозможности правильного расчета налога на прибыль.

В п. 6 Правил указывается, что вместо экспедиторской расписки могут применяться другие документы, которые при этом подтверждают принятие и перевозку конкретного груза. Данные бумаги обязательно составляются в письменном виде и включают список всех товаров, которые перевозятся экспедитором. В договоре, составленном между двумя сторонами сделки, должно указываться, какие дополнительные документы прикладываются к соглашению.

Заполнение экспедиторской расписки считается несложным процессом, причем заниматься им должен сам экспедитор. Специалист может обращаться к клиенту за получением дополнительных сведений о перевозимых грузах.

Выдается она клиенту после того, как будет принят весь груз. Именно на основании этого документа у экспедитора появляется право владения грузом до окончания его транспортировки. Поэтому транспортная накладная и экспедиторская расписка – это важнейшие документы для любого перевозчика. На основании этой документации обеспечивается правильное ведение бухгалтерского учета в любой компании.

Может ли расписка применяться вместо накладной?

Нередко у граждан возникает вопрос о необходимости накладной при наличии расписки. К особенностям составления разных документов относится:

  • если участником договора выступает экспедитором, то его транспортные расходы подтверждаются соответствующими экспедиторскими документами;
  • экспедитору не требуется оформление транспортной накладной, но она является обязательным документом для перевозчика, который часто привлекается для непосредственной транспортировки груза;
  • эти документы являются совершенно разными и не могут заменять друг друга.

Если экспедитор самостоятельно занимается перевозкой, поэтому не привлекается им сторонний перевозчик, то ему не требуется накладная, поэтому достаточно только расписки. Отследить груз по экспедиторской расписке заказчик может таким же образом, как и по другим транспортным документам.

Как правильно оформляется?

Важно не только разобраться в том, для чего нужна экспедиторская расписка, но и как правильно ее составить, чтобы она действительно применялась в качестве официальной документации. При формировании данного документа учитываются правила:

  • обязательно фиксируется дата, когда составляется расписка;
  • прописывается номерной знак документа;
  • указываются сведения об отправителе груза и о получателе;
  • перечисляются другие лица, которые участвуют в процессе транспортировки груза;
  • вписываются сведения о непосредственном экспедиторе, который ответственен за груз в процессе его перевозки.

Все участники процесса могут быть как физлицами, так и разными компаниями. Если участником выступает организация, то фиксируется в расписке ее наименование, а также контактные данные. Если стороной сделки выступает физлицо, то требуется прописать Ф. И. О. гражданина, его телефон и паспортные данные.

Вид и содержание документа

Отсутствует какая-либо строгая форма экспедиторской расписки, поэтому документация может составляться на стандартном листе А4 или на фирменном бланке транспортной организации. Для этого может использоваться печатный вариант или рукописный.

Образец заполнения экспедиторской расписки располагается ниже.

Обязательно включается в документ подпись экспедитора, что подтверждает, что все внесенные в документ сведения являются достоверными, а также специалист действительно принял на хранение груз. Формируется расписка исключительно в двух экземплярах, так как один остается у клиента организации, а другой передается непосредственно экспедитору.

При необходимости могут делаться дополнительные копии, которые при этом обязательно подписываются экспедитором. Без его подписи они считаются недействительными. Как только груз будет доставлен по адресу назначения, расписка от клиента не возвращается экспедитору, а остается у отправителя. Поэтому документ является необоротным.

Порядок заполнения документации

Оформление экспедиторской расписки считается простым процессом. Для этого достаточно только вписывать последовательно определенные сведения. Поэтому рекомендуется пользоваться следующим алгоритмом:

  • первоначально прописывается дата, когда формируется расписка, причем она обязана соответствовать дате, когда экспедитор принимает от клиента груз;
  • присваивается документации определенный номер, для чего учитываются особенности внутреннего документооборота конкретной транспортной организации;
  • в бланк вписываются данные о клиенте, представленные его Ф. И. О. и паспортными данными, а если он является компанией, то указывается ее название, реквизиты, юридический адрес и контактные сведения;
  • приводятся данные о непосредственном грузоперевозчике, причем если он является частным лицом, то обязательно должны включаться его паспортные данные;
  • указывается страна происхождения груза;
  • приводится опознавательный номер или товарный код груза, чтобы предъявлять данную информацию проверяющим при остановке транспорта;
  • прописываются сведения о маркировке, которая позволяет установить, при таких условиях должен перевозиться товар, какие должны соблюдаться условия, причем обычно маркировка представлена разными голографическими знаками, символами или другими обозначениями;
  • указывается вид упаковки, так как она может быть представлена пластиковым контейнером, коробкой из картона, мешком или другими элементами;
  • прописывается, сколько места в транспорте занимает груз;
  • указывается вес груза, причем как нетто, так и брутто;
  • вносятся данные об объеме и габаритах перевозимых предметов;
  • приводится полная стоимость груза на основании имеющихся платежных документов, полученных от клиента;
  • особенно много внимания уделяется условиям перевозки, где указываются обязательства экспедитора обеспечить сохранность груза в течение его транспортировки;
  • создается строка, предназначенная для особых условий, куда могут вноситься разные сведения, если на их наличие согласны обе стороны;
  • в конце ставится на расписке подпись экспедитора с расшифровкой.

Не требуется заверять документ печатью организации. Пример экспедиторской расписки располагается ниже.

Расписка не представлена оборотным документом, поэтому клиент компании не должен возвращать ее экспедитору после того, как он выполнит свои обязательства по имеющемуся соглашению.

Не допускается наличие ошибок в документе, а также не разрешаются исправления. Если во время составления документации экспедитор совершает ошибку, то ему требуется просто заново начать составлять расписку. Большинство полей в этом документе предназначаются непосредственно для описания груза, что позволяет легко его идентифицировать. Это необходимо не только для самого экспедитора, но и для автоинспекторов, которые могут остановить грузовой автомобиль для проверки. Они обычно изучают информацию, которую содержат накладные и экспедиторская расписка. В этих документах данные должны быть идентичными.

К другим экспедиторским документам относится складская расписка и поручение, сформированное непосредственно для экспедитора. На основании этих бумаг экспедитор берет на себя обязанность не только по транспортировке груза, но и по его защите, чтобы он во время перевозки оставался в целостности. Именно за эти услуги предназначается гонорар специалисту.

При необходимости исполнитель может привлекать для выполнения задачи сторонние организации. Наиболее часто для этого используются услуги перевозчика.

Можно ли отследить груз?

Еще одним уникальным предназначением расписки выступает возможность для заказчика отслеживать, где именно находится его груз. Для этого можно пользоваться разными сервисами, располагающимися в интернете.

Отслеживание груза по экспедиторской расписке считается простым процессом, так как достаточно в выбранном сервисе ввести номер документа и груза, а также номер заявки. На основании введенной информации клиент сможет понять, где именно находится его груз, а также как быстро будут выполнены экспедитором условия договора.

Экспедиторская расписка считается важным документом не только для самого заказчика, но и для непосредственного экспедитора. Это обусловлено тем, что документ применяется в налоговом учете для расчета расходов, понесенных специалистом во время перевозки груза. Поэтому составлять его надо аккуратно, с учетом многочисленных требований и без ошибок. Если будут выявлены разные помарки или неточности, то это может стать основанием для того, чтобы работники ФНС отказались применять ее для уменьшения налоговой базы.

Расписка содержит данные только о сторонах соглашения и грузе. В ней отсутствует информация о периоде транспортировки груза. Поэтому дополнительно надо отдельно выставлять и оплачивать счет на оплату. Экспедитор должен позаботиться и о формировании транспортной накладной.

Весь пакет документов требуется не только непосредственному исполнителю, но и заказчику. Это позволит без сложностей заниматься расчетами налогов и ведением бухгалтерского учета.

Смотрите еще:  Судебные приставы по алиментам чебоксары

Экспедиторская расписка считается важным документом для всех организаций и частных лиц, специализирующихся на перевозке грузов. Именно на основании нее передается ответственность за конкретные товары экспедитору.

К заполнению и оформлению такой расписки требуется подходить ответственно. В ней должны содержаться исключительно достоверные и точные сведения. Это позволит в будущем при возникновении каких-либо непредвиденных случаев подтвердить, что груз был принят и доставлен конкретной транспортной компанией к месту назначения.

Экспедиторская расписка

Необходимость доставить к месту назначения товар или какие-либо материалы возникает у многих компаний. При этом далеко не каждая из них имеет свой транспорт. Как показывает практика, при заключении договоров, связанных с перевозкой грузов, оформлением заказов на транспортировку возникает много нарушений и неточностей.

Однако начнем, как положено, с начала.

Согласно договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или же организовать выполнение указанных в этом контракте услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ). Экспедиторский контракт может быть как разовым, так и непрерывным, или «рамочным». В последнем случае очень сложно определить заранее и предмет перевозки, и его получателя, характер упаковки, порядок определения веса груза, тарифы и сроки доставки и пр. Для подобных случаев в «теле» договора всегда существуют отсылки к приложениям, которые составляются при каждой очередной перевозке, а также оговорка, что все приложения к договору являются его неотъемлемыми частями.

Впрочем, иногда оговорка бывает не нужна. Дело в том, что неотъемлемость некоторых договорных приложений, например, зафиксирована сразу в законе. Именно так обстоит дело с поручением экспедитору, в котором определяются условия и перечень оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг путем оформления складской расписки, которая свидетельствует о факте принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение, а также экспедиторской распиской (п. 5–7 постановления правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности»). Обратите внимание – перечисленные документы являются обязательными и для фирм-экспедиторов, и для их клиентов (приказ Минтранса № 23 от 11 февраля 2008 г. «Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов», далее – Приказ о порядке № 23). Однако при отсутствии хотя бы одного из этих обязательных «экспедиторских» приложений (если, например, исполнитель не очень добросовестно выполнил свои договорные обязательства), даже несмотря на наличие в законодательстве некоторых «успокоительно-компенсационных» правил (таких, как, например, ст. 15, 393 и 801 ГК РФ и п. 1 ст. 7 Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»), с восстановлением справедливости у отправителя могут возникнуть серьезные проблемы.

Рассмотрим типичную ситуацию. Компания-получатель обратилась к фирме-исполнителю, чтобы последний от ее имени обеспечил автоперевозку и экспедирование груза. Договоренность оформили контрактом транспортной экспедиции. На основании этого договора были оформлены товарно-транспортная накладная, а также доверенность для предприятия-перевозчика, услугами которого исполнитель был вправе воспользоваться согласно условиям того же контракта.

Однако сделка пошла по другому сценарию, нежели изначально планировали компаньоны, – часть груза оказалась утерянной. После непродолжительной и безрезультатной претензионной переписки представитель фирмы-покупателя обратился в суд. Компания-заказчик требовала взыскать с бывшего партнера стоимость утраченного товара. Развязка этой истории и печальна и поучительна: фирме-покупателю не удалось выиграть спор ни в одной инстанции. Вердикт арбитров был везде одинаков: хотя спор возник из отношений, связанных с перевозкой и экспедированием товара, де-юре договорных обязательств между сторонами вообще не возникало, т. к. представители компании-заявителя не смогли показать арбитрам экспедиторскую расписку (решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 сентября 2009 г. и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 февраля 2010 г. по делу № А56-36614/2009).

Итак, в рассмотренном примере отсутствие выданной экспедитором клиенту (или указанному им грузоотправителю) экспедиторской расписки, которая согласно закону является неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции, исключает основания полагать возникновение между сторонами как обязательств по указанному договору, так и по возмещению стоимости утраченного груза.

Экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и подтверждает факт получения груза, а также дает экспедитору право владения грузом до момента его передачи клиенту (или грузополучателю – по окончании перевозки). Выдачей этого документа экспедитор подтверждает, по крайней мере, четыре факта. Первый – что указанная там отправка состоялась и он несет ответственность за выполнение обязательств по доставке груза. Следующим «пунктом» экспедитор свидетельствует, что тара и упаковка предъявленного к отправке груза находятся в надлежащем состоянии. Далее, выдача расписки «указывает», что ее содержание соответствует инструкциям, полученным экспедитором, без каких-либо разночтений. И, наконец, оформленный транспортный документ означает, что условия перевозочных документов не противоречат обязательствам, взятым на себя экспедитором в соответствии с самой распиской.

Форма и содержание

Рассмотрим подробнее вопрос о форме экспедиторской расписки. Согласно правилам, ее бланк заполняется и подписывается экспедитором в двух экземплярах (оригинал вручается грузоотправителю или клиенту). Обратите внимание – экспедиторская расписка не является оборотным документом (т. е. эта бумага не возвращается экспедитору после доставки груза получателю). Если участникам перевозки потребуются ее дополнительные копии, то на бланках делается отметка «Копия необоротная».

Требования к бланку экспедиторской расписки изложены в Приказе о порядке № 23. Он должен быть напечатан на листах А4 шрифтом строго определенной величины, а заполнить расписку надо либо на компьютере, либо черной или синей шариковой ручкой, без ошибок и помарок (п. 21–24 Приказа о порядке № 23).

Почти все поля расписки предназначены для описания груза, и они идентичны тем, что содержатся в бланке другого транспортного документа – поручения экспедитору. Здесь указываются номер и дата составления документа, реквизиты отправителя, экспедитора и клиента (включая наименование, точный адрес и телефон). Далее идут сведения о грузе: вписывается страна происхождения товара, его товарный код (или опознавательный номер груза) для таможенных, транспортных и статистических целей, информация о маркировке, упаковке и количестве занимаемых им мест. Далее прописывается вес груза с упаковкой и без нее (соответственно – брутто, нетто). Затем указывается объем груза и его стоимость согласно платежным документам.

Есть только одно поле, которое отсутствует в поручении, – это пункт «Условия». В нем указываются условия приема груза экспедитором на транспортно-экспедиционное обслуживание и обязательства экспедитора. Ниже (обратите внимание – по желанию партнеров) проставляются особые отметки – это может быть любая дополнительная информация о ценностях, об особом способе транспортировки, обеспечении безопасности окружающей среды и сохранности перевозимого груза. Расписку подписывает экспедитор или его уполномоченное лицо (с расшифровкой).

Обратите внимание – несоблюдение установленной законом формы экспедиторской расписки равнозначно ее отсутствию (во всяком случае, для арбитражный судей), и «тянет» за собой уже рассмотренное выше решение об «отсутствии каких-либо договорных обязательств». Например, если предприятие-клиент решит призвать к ответу нерадивого экспедитора и представит в суде заявку на перевозку груза, товарно-транспортную накладную, а также сдаточный список, заявив, что последний является экспедиторской распиской, то решения в свою пользу ему, скорее всего, не видать. Арбитры сочтут, что экспедитор от фирмы-заказчика ничего не получал, т. к. факт получения груза не подтвержден, а сдаточный список не экспедиторская расписка, потому что форма последней четко установлена законом (решение Арбитражного суда Свердловской области от 5 июня 2008 г. по делу № А60-15704/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 апреля 2008 г.; постановление ФАС Уральского округа от 2 июня 2008 г. № Ф09-3930/08-С5).

Вниманию бухгалтеров

Может сложиться впечатление, что правильно оформленная экспедиторская расписка нужна только клиенту. Однако в грамотно составленном документе заинтересован и экспедитор. Как неоднократно указывалось, расписка подтверждает факт приема груза экспедитором, а значит, и переход к нему права на владение грузом до момента его передачи грузополучателю. Поэтому в бухгалтерском учете фирмы- экспедитора именно этот документ наряду с товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т является основанием для принятия груза на счете «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» в оценке, установленной договором транспортной экспедиции (постановление Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. № 78).

Обратите внимание – экспедиторская расписка не может подтвердить транспортные расходы компании-клиента (письмо УФНС РФ по г. Москве от 29 августа 2008 г. № 20-12/082058), поскольку этот документ не содержит информации о стоимости оказанных услуг, а отражает только цену самого груза. (Для подтверждения же расходов на перевозку необходима товарно-транспортная накладная.) Однако расписка входит в комплект документов, подтверждающих факт оказания услуг экспедитором (наряду с договором, ТТН, отчетом экспедитора – актом оказания услуг, перевозочными документами, например отрывными талонами путевых листов и пр.).

Кстати, комплект экспедиторских документов тоже необходим обеим сторонам сделки: экспедиторам – для подтверждения права применения нулевой ставки НДС, а клиентам – для применения вычетов по НДС в части расходов на экспедирование и перевозку грузов по договору транспортной экспедиции (письма УФНС РФ по г. Москве от 24 мая 2007 г. № 19-11/048184.1 и от 15 мая 2007 г. № 19-11/044970).

Оформление доставки: экспедиционная расписка и транспортная накладная

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Гражданский кодекс РФ, часть II.
  • Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
  • Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности».
  • Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2008 № А19-9946/07-18-Ф02-391/08 по делу № А19-9946/07-18.
  • Постановление ФАС Уральского округа от 14.02.2008 № Ф09-309/08-С2 по делу № А76-7974/07.

    Исходя из информации, предоставленной Вами, считаем необходимым сообщить нижеследующее.

    В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» транспортно-экспедиционная деятельность представляет собой порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

    Смотрите еще:  Работа юристом адвокатом краснодар

    А в соответствии со ст. 801 Гражданского кодекса РФ, договор транспортной экспедиции представляет собой правоотношения, в котором одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть также предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. Транспортно – экспедиционные услуги обязательно оформляются договором транспортной экспедиции.

    Услуги, оказываемые экспедитором в рамках транспортно-экспедиционного договора, можно разделить на основные и дополнительные.

    К основным услугам экспедитора относятся организация перевозки груза транспортом и по маршруту, которые избраны экспедитором или клиентом, заключение экспедитором от имени клиента или от своего имени договора перевозки груза, обеспечение отправки и получения груза, а также выполнение других обязанностей, связанных с перевозкой.

    Экспедитор может оказывать клиенту и дополнительные (агентские) услуги в соответствии с условиями договора, например, получать документы, требующиеся для экспорта или импорта товаров, выполнять таможенные процедуры, затаривать, маркировать груз, проверять его количество и состояние, осуществлять погрузо-разгрузочные работы, оплачивать возлагаемые на клиента пошлины, сборы и расходы и т.д.

    Правовая природа транспортно – экспедиционного договора подразумевает, что экспедитор может, как непосредственно оказывать услуги клиенту по перевозки груза, так и осуществлять организацию перевозки, что не является одним и тем же понятием.

    Важным моментом юридического и бухгалтерского оформления договора транспортной экспедиции является вопрос о том, какие документы должны оформляться для данного договора.

    Общий перечень и порядок оформления транспортно – экспедиционных документов изложен в Правилах транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554. В статье 5 Правил называются три документа, которые должны являться неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции и оформляться сторонами: поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции), экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя) и складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение). Таким образом, перечисленные документы должны в обязательном порядке оформляться при реализации договора транспортной экспедиции. В п.6. Правил дополнительно указывается, что в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, сторонами могут оформляться и другие документы.

    Что же говорит закон по поводу необходимости оформления транспортной накладной (товарно-транспортной накладной) в случае заключения договора транспортной экспедиции?

    При первоначальном анализе статей, как мы можем видеть, действующие нормативно-правовые акты не обязывают стороны оформлять эти документы.

    Отметим, что транспортная накладная — это первичный учетный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза. Поэтому если нет заключенного договора перевозки груза, то не должно быть и транспортной накладной. И наоборот, наличие договора перевозки изначально предполагает оформление транспортной накладной. Транспортная накладная составляется только в случае, если для перевозки товара привлекается транспортная компания. Транспортная накладная необходима покупателям продукции и товаров (заказчикам перевозки) только для отражения транспортных расходов по отдельному договору перевозки.

    Что касается товарно-транспортной накладной (далее – ТТН), то по общему правилу она предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, то есть является основным перевозочным документом, который оформляется при перевозке груза. ТТН включает в себя два раздела – товарный и транспортный. Товарный определяет взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей, а также служит основанием для списания материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а транспортный раздел определяет взаимоотношения между грузоотправителями-заказчиками и организацией-перевозчиком, служит для учета работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями-перевозчиками за оказанные им услуги по перевозке грузов.

    Налоговые органы, как это принято в их практике, занимают в этом вопросе совершенно четкую позицию – отсутствие ТТН не дает налогоплательщику НДС права на применение налоговых вычетов по приобретенному имуществу, а в целях налогообложения прибыли – учитывать расходы по доставке товара в качестве транспортных расходов. При отсутствии ТТН у участника отношений по перевозке груза налоговые органы в принципе ставят под сомнение сам факт поставки товара.

    Причем налоговикам в этом случае не важно, кто занимается доставкой товаров: грузоотправитель, грузополучатель или специализированная транспортно — экспедиционная организация. Справедливости ради надо отметить, что арбитражные суды не поддерживают такую позицию налоговых органов и выносят в большинстве своем решения в пользу налогоплательщиков, однако надо понимать, что в случае отсутствия ТТН при перевозке груза у покупателя имеется реальный шанс стать участником арбитражного судопроизводства (Постановление ФАС Уральского округа от 14.02.2008 № Ф09-309/08-С2 по делу № А76-7974/07, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2008 № А19-9946/07-18-Ф02-391/08 по делу № А19-9946/07-18).

    Вообще, в юридической практике по данному вопросу существует еще одно мнение, заключающееся в том, что документальное оформление договора зависит от того, от того, каким образом урегулирован вопрос оплаты услуг экспедитора. Так, если договором транспортной экспедиции предусмотрена оплата услуг экспедитора четко фиксированной суммой, включающей в себя вознаграждение экспедитора и все его издержки, связанные с исполнением договора, то для подтверждения расходов, понесенных экспедитором и содержащихся в этой фиксированной плате, не нужно представление клиенту железнодорожных и товарно-транспортных накладных. Расходы клиента в этом случае подтверждаются экспедиторской распиской, которая согласно вышеупомянутым Правилам является обязательным экспедиторским документом и акт об оказании экспедиторских услуг.

    В том же случае, когда договором транспортной экспедиции предусмотрена фиксированная плата — вознаграждение экспедитору и отдельно возмещение расходов экспедитора, то клиент должен подтвердить в своем налоговом учете отдельно каждый элемент суммы оплаты экспедитору (вознаграждение и возмещение расходов). В этом случае товарно-транспортная накладная необходима.

    Учитывая изложенное выше, считаем, что экспедитор все же, в целях избежания возможных проблем, в том числе с налоговыми органами, должен оформлять ТТН, особенно, когда оплата услуг по договору транспортной экспедиции предусматривает отдельно оплату услуг экспедитора и возмещение иных расходов. При этом следует обратить внимание, что в случае если в обязанности экспедитора входит выполнение услуг, связанных с перевозкой груза, то в ТТН указываются его данные; в случае если экспедитор только организует перевозку, то в ТТН указываются данные организации-перевозчика.

    Договор транспортной экспедиции, в соответствии с нормами гражданского законодательства, представляет собой правоотношения, в котором экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента-грузоотправителя или грузополучателя выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть также предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

    Перечень документов, сопровождающих перевозку груза экспедитором, предусмотрен в законе. К таким документам относятся поручение экспедитору, экспедиторская расписка и складская расписка.

    Однако на практике бухгалтеры организаций-покупателей в качестве документа, подтверждающего доставку товаров автотранспортом, требуют от экспедиторов товарно-транспортную и товарную накладную, т.к. опасаются, что при отсутствии этих документов налоговые органы при проверке исключат из расходов затраты на доставку товаров, а то и вообще поставят под сомнение сам факт поставки товара. И надо заметить, что опасения их вовсе не беспочвенны. А экспедиторы, как правило, отказывают в предоставлении накладных, утверждая, что указывая, что между ними заключен договор транспортной экспедиции, а не договор перевозки.

    И хотя законом прямо предусмотрены документы, которые должны оформляться при заключении договора транспортной перевозки груза, а между сторонами транспортной экспедиции действительно заключается соответствующий договор, а не договор перевозки, следует иметь ввиду позицию налоговых органов, которые считают незаконным отсутствие ТТН у покупателя, в связи с чем правомерность расходов на доставку придется доказывать в суде. Правда, следует отметить, что в большинстве случаев арбитражные суды соглашаются с тем, что расходы на доставку товара при исчислении налога на прибыль можно учесть и без ТТН, только при наличии экспедиторских документов и встают на сторону налогоплательщика.

    В целях избежания возможной судебной процедуры и претензий со стороны налоговых органов, все же рекомендуем сторонам договора транспортной экспедиции оформлять товарно-транспортную накладную, указывая в ТТН данные экспедитора, если он перевозит груз, и данные организации – перевозчика, если экспедитор оказывает услуги по организации перевозки груза.

    Хотите получить юридическую консультацию по Вашему вопросу? Звоните сейчас!

    Похожие статьи:

    • Гражданский кодекс статьи 95 Статья 95. Основные положения об обществах с дополнительной ответственностью. УТРАТИЛА СИЛУ С 1 сентября 2014 г. К созданным до 1 сентября 2014 г. обществам с дополнительной […]
    • Нотариус кызыл Нотариусы Кызыл +7 (499) 703-35-33 доб. 792 – Москва и МО Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, […]
    • Участок 302 мировой суд королев Участок 302 мировой суд королев Судебный участок №86 Адрес:141076 г.о. Королёв, ул. Калининградская, д.12Мировой судья Кулькова Наталья Викторовна тел: 511-00-92, 511-00-81 Судебный […]
    • Как подать на алименты на детей при разводе Алименты на родителей с детей Статья 87 Семейного кодекса устанавливает, что трудоспособные совершеннолетние дети несут обязанность по содержанию своих нетрудоспособных родителей, […]
    • Нотариус до 19-00 москва Нотариус города Москвы Лысякова Ольга Сергеевна Добро пожаловать на официальный сайт нотариуса города Москвы Лысяковой Ольги Сергеевны! Благодарю всех, кто решил воспользоваться […]
    • Подраздел 5 сети связи пояснительная записка ProWoDoc - проектная и рабочая документация С обложкой, титульным листом, содержанием и составом проекта вроде бы разобрались. Достаточно сложным и спорным вопросом является содержательная […]
  • Перспектива. 2019. Все права защищены.